Традиционная культура московского государства

Традиционная культура Московского государства (стр. 1 из 2)

Традиционализм как явление.

Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер. Считалось, что все происходящее в мире — это отображение божественного “первообраза”, наиболее четко запечатленного в древности. Впоследствии наступило “искажение” истины.

При решении конкретных государственных вопросов в Боярской думе в расчет принимались не столько обстоятельства дела, сколько примеры из истории прошлого.

Побеждал в споре не тот, кто предлагал рациональное решение вопроса, а тот, кто ссылался на более значимый случай из истории, связанный с известным государственным деятелем, лучше всего со святым, таким, как Александр Невский.

Обратите внимание

Решающим аргументом было то, что надо делать “по отчине” или “по обычаю”, т. е. точно так, как делали в старину. Изменение традиций представлялось разрушительным для государства. “А которая земля обычаи переменяет,— писал боярин Берсень Беклемишев,— та земля недолго стоит”.

Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь позднее, чем в Западной Европе. Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы.

Все это подрывало органическое развитие культуры. При этом уже с XV—XVI вв. возрастало культурное влияние Европы на Россию. В Москве появлялось все больше иноземцев. Распространялись новые идеи, обычаи — брить бороду и курить табак.

Это активизировало силы традиционалистской реакции.

Важно

Иван Грозный с тревогой писал, что “обычаи в прежние времена после отца моего… и до настоящего времени поизшаталися”. Предпринимались попытки возродить традиции идеальной древности. Одной из таких мер был Стоглавый собор 1551 г. Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики.

Роль семьи в традиционном обществе

Основой незыблемости традиционной культуры, важнейшей социальной ячейкой традиционного общества была большая семья. Во главе ее стоял дед, или большак.

Вместе с ним жили его сыновья со своими семьями и детьми, а также его братья со своим потомством. Общая численность такой большой семьи могла насчитывать несколько десятков человек.

Большак в семье был выразителем традиционных ценностей, векового опыта народа. Поэтому его авторитет был непререкаем.

Существование большой семьи было экономически выгодно в условиях средней полосы России, где короткое лето нередко заставляет почти одновременно проводить разные полевые работы.

Важно

Способствовало сохранению большой семьи и то, что царские целовальники, бояре, монастырские служки предпочитали иметь дело не с отдельными мелкими семьями, а с большими родственными кланами, что облегчало сбор податей и повинностей.

Обратите внимание

Церковь официально утверждала мысль о физическом и духовном неравенстве между мужчиной и женщиной.

Спасение после смерти для женщины обеспечивалось прежде всего беспрекословным подчинением мужу, “жена бо мужа ради сотворена бысть, а не муж ради жены”.

Под власть мужчины в доме попадали и дети, которых женили чаще всего не по любви, а по хозяйственному расчету. Власть главы семьи распространялась так далеко, что он мог продать в рабство или заложить жену и детей.

Особенностью культуры России до XVIII в. было отсутствие резкого противопоставления культуры “верхов” и “низов”. Они были объединены общими ценностями традиционной культуры, которые при этом приспосабливались к разным условиям существования. Порой боярам было легче реализовать традиционный идеал, чем народу. В XVI в.

многие православные обычаи были сильнее развиты у верхов общества. Именно для бояр предназначался первоначально созданный духовником Ивана Грозного Сильвестром “Домострой” — устав образцового поведения подданного Московского государства.

Бояре первые, вслед за царем и духовенством, стали начинать и завершать день молитвой, молиться перед едой, креститься на церкви и при входе в дом — на иконы.

Национальным обычаем стало в это время ношение взрослыми мужчинами бороды. После того как начал бриться отец Ивана Грозного Василий III, церковь официально осудила бритье как вероотступничество. Бреющиеся причислялись к “неверным”. За них нельзя было молиться в церкви и даже ставить в их память свечи.

Совет

Традиционный образ жизни простого человека включал в себя норму непрестанного труда. Но при этом орудия труда и процесс производства оставались все теми же. Их изменение считалось предосудительным. Попытка введения новшеств, рост производительности труда, получение прибыли и обогащение вызывали сопротивление традиционных ценностей.

Традиционализм и модернизация

Важно

В Европе XVI в. впервые появился идеологический механизм, позволяющий преодолевать сопротивление традиционализма.

В концепции спасения, принятой протестантизмом (в наиболее яркой форме его разновидностью — кальвинизмом), “избранность” человека Богом для спасения после смерти проявляется уже при жизни в том, что он наиболее удачлив в делах.

В эпоху, когда внешняя, общественная оценка деятельности человека была главной и ставилась гораздо выше внутренней, это заставляло людей уже с детства своим неустанным систематическим трудом, предприимчивостью, изобретательностью, финансовыми успехами убеждать окружающих в том, что именно он — избранник Бога, “счастливчик”. Делать это было необходимо в рамках моральных норм, честности и справедливости, чтобы не прогневать Бога. Это позволяло постепенно разрушать традиционный характер экономики, заложило основы модернизации — промышленного развития и роста буржуазных отношений в обществе.

Цена прогресса была поистине страшной — распадались общинные и родовые связи, средства внешнего контроля за поведением человека утрачивали свое значение. Поэтому модернизация и криминализация общества шли рука об руку. В своей экспансии западная цивилизация разоряла целые континенты. Лишь ориентация на общественный идеал удерживала ее от полного морального краха.

Ценности традиционного общества России были совсем иными. Очень важным в системе традиционной культуры был идеал нищенства, идея о том, что бедному легче войти в рай, чем богатому.

Наряду с идеалом “справного мужика” в русской культуре постоянно присутствовал идеал “нищего духом”, юродивого или блаженного. Их считали наиболее близкими Богу, пророками и святыми. Юродивых боялись даже цари, которым только они говорили правду.

Наиболее известным среди юродивых XVI в. был Василий Блаженный.

В этих условиях обогащение казалось русским людям делом неправедным и греховным. Формой покаяния в этом грехе была раздача щедрой милостыни нищим и монастырям.

Обратите внимание

Особенно крупными были завещания бояр, по которым в собственность монастырей и патриарха переходили целые деревни. В результате к XVI в. монастыри стали крупнейшими земельными собственниками в России.

Появились образцовые монастырские хозяйства с передовыми формами земледелия, новыми сортами сельскохозяйственных культур, развитой торговлей.

Но в отличие от западноевропейского протестантизма, создававшего наследственную традицию предпринимательства и упорного, высокоэффективного труда, “монастырское предпринимательство” в России такой традиции не создавало. Идеалом глубоко верующих монахов все равно оставалось пустынножительство по образцу XIV в.

В результате трудолюбие народа, нововведения в монастырском землевладении и развитие торговли сами по себе не могли изменить традиционного характера экономики. В XVI—XIX вв. основные приемы крестьянского хозяйствования оставались неизменными. Почву обрабатывали деревянной сохой с металлическим отвалом.

Плуги встречались реже, в основном в образцовых монастырских хозяйствах. В сельскохозяйственных работах применялись косы-литовки, серпы, цепы, грабли, лопаты. В течение веков этот набор оставался неизменным. Постоянной сохранялась и урожайность полей: примерно сам-три, т. е.

урожай лишь втрое превышал по весу посеянное зерно.

Идеал традиционной культуры и отпадение от него

Традиционная культура обладала способностью развития, но этот процесс подчас имеет обратное направление по сравнению с эволюцией современной культуры.

В традиционной православной культуре отразились коллективистские идеалы русского народа. Поэтому покаяние в грехе часто носило поверхностный характер. Это, скорее, покаяние не перед Богом, а перед обществом.

Легкость покаяния обусловливалась и представлением о “духовной младости” человека. “Совершеннолетними” считались только царь да еще патриарх.

Важно

Подданные, в том числе высшие, князья и бояре, именовали себя “худыми и малоумными”, царскими холопами, Ваньками и Митьками.

“Младшим” считался всякий подчиненный по отношению к своему господину или начальнику (например, бояре и их низший разряд — дети боярские).

Потребность в самоуважении также удовлетворялась на основе ценностей коллективизма за счет причисления себя к какой-либо общности людей.

Выделение такой общности происходило при помощи ее противопоставления другой общности по принципу “мы — они”.

При этом собственная общность оказывалась носителем нравственного идеала, избранным кругом праведных людей, а “они” — людьми безнравственными и проклятыми.

Обратите внимание

С ростом эксплуатации крестьянства простые люди стали противопоставлять себя боярам, монастырям, богатеям-купцам, выводя их за рамки “народа”, т. е. переставая считать их людьми, а также за рамки “крестьянства”, т. е. христианства.

Соблюдая нормы честности внутри “народа” и “крестьянства”, простые люди не считали для себя грехом обмануть или ограбить богатого человека.

В царе народ видел не защитника богатых, а, напротив, гаранта “справедливости”, царя-батюшку, причисляя его к своей, а не к чужой общности.

Проявления традиционализма в науке, искусстве и литературе

Источник: http://MirZnanii.com/a/126352/traditsionnaya-kultura-moskovskogo-gosudarstva

Традиционная культура Московского государства

Если на Западе в XVII в. утверждался новый тип культуры, главны-ми ценностями которой становились индивидуализм, протестантский иде-ал «молись и работай», то культура России во многом носила традициона-листский характер.

Характерной чертой этого типа культуры является ориентация не на будущее, а на прошлое, на незыблемые ценности и тра-диции , на следование установленным образцам, веру и подражание.

Изме-нение традиций представлялось разрушительным для государства.

Традиции передавались из поколения в поколение и были отражены в «Домострое» — уставе образцового поведения подданных Московского государства. Главным идеалом здесь провозглашалась отеческая власть, будь то власть царя, отца семейства или мужа*.

Совет

Другой особенностью культуры России до XVIII в. было отсутствие резкого противопоставления культуры «верхов» и «низов». Они были объ-единены общими ценностями традиционной культуры .

Идеалом считался идеал «правды », который ассоциировался с понятиями добра и справедли-вости. Другой ценностью культуры традиционализма объявлялся коллек-тивизм. Поэтому основой незыблемости этого типа культуры считалась большая семья.

Именно в ней сохранялись традиционные устои, вековой опыт народа.

Очень важным в традиционной культуре был идеал нищенства, идея о том, что бедному легче войти в рай, чем богатому. Наряду с ним сущест-вовал идеал «нищего духом» — юродивого или блаженного . Их считали наиболее близкими к Богу, пророками и святыми. Поэтому «хождение в юрод» было одной из популярных форм покаяния за грехи.

Во второй половине XVII в. в русской культуре появляются первые ростки секуляризации в духовной жизни общества — «обмирщение» куль-туры*.

Появляются первые светские учебные заведения, литература свет-ского содержания, европейские нововведения в быту , светские элементы проникают в архитектуру, живопись.

Все это наряду с духовным расколом общества было свидетельством начала ломки традиционной системы цен-ностей.

* Церковь официально утверждала мысль о физическом и духовном неравенстве между мужчиной и женщиной. Спасение после смерти для женщин обеспечивалось, прежде все-го, беспрекословным повиновением мужу: «жена бо мужа ради сотворена быть, а не муж ради жены».

* «Обмирщение» культуры (от слова «мирской», светский) — проникновение в культуру светских элементов.

XVII в. в России становится преддверием перемен последующей эпохи. Марксистская историография относит этот период к эпохе Нового времени.

Правильнее было бы рассматривать его как своеобразный пере-ход к Новому времени, учитывая средневековый феодальный характер по-литического и социального устройства Московского государства, господ-ство культуры традиционализма. Вместе с тем наметившиеся изменения во всех сферах общественной жизни во второй половине XVII в.

Обратите внимание

свидетельст-вовали о вступлении России в новую эпоху. В экономике это выразилось в переходе от мелкотоварного производства к мануфактурам. К концу XVII в. в стране насчитывалось по разным данным от 15 до 30 мануфактур, хотя господствующее положение по-прежнему сохранялось за мелкотоварным производством . Новым явлением XVII в.

было формирование Всероссий-ского рынка, о чем свидетельствовало расширение торгового обмена меж-ду отдельными регионами страны. Большое значение приобрели Макарь-евская, Ирбитская, Архангельская ярмарки.

В политическом и социальном строе Московского государства про-явлением этих изменений явилось постепенное «отмирание» элементов сословно-представительной власти: Земских соборов, Боярской Думы и усиление роли бюрократии в государственном управлении; отмена сис-темы местничества ; стирание граней между боярством и дворянством на основе ликвидации различий между вотчинами и поместным землевладе-нием и формирование единого господствующего сословия.

Читайте также:  Правление николая i

Все это говорило о постепенном переходе к абсолютизму и завер-шении формирования сословного строя. Абсолютизм в России склады-вался в условиях усиления системы крепостничества. В этом проявилось своеобразие России.

Новые явления возникают и в духовной жизни Российского общест-ва, что было связано с появлением элементов светской культуры, усили-вающимся влиянием западной культуры (в виде отдельных изменений бы-та господствующего сословия: курение табака, использование европей-ской одежды и т.п.).

Церковная реформа показала, что общество поддается изменениям даже в такой сложной сфере, как духовная. Это позволило не-которым историкам утверждать, что «великий преобразователь России – Петр I – явление, которое было бы невозможно, если бы ему не предшест-вовала церковная реформа».

Изменения, наметившиеся в России к концу XVII в., подготовили почву последующих преобразований. В.О.Ключевский утверждает, что весь XVII в. был эпохой, подготавливающей будущие преобразования Петра I.

Была создана не только « атмосфера, в которой вырос и дышал преобразователь», была «начертана программа его деятельности, в некото-рых отношениях шедшая даже дальше того, что он сделал».

Важно

Родоначаль-ником этой программы была выдающаяся плеяда государственных деяте-лей и литераторов XVII в.: руководители российской дипломатии А.Л. Ор-

дин-Нащёкин, А.С. Матвеев, В.В. Голицин, писатель Юрий Крижанич и др. Каждый из них высказывал «какую-нибудь преобразовательную тен-денцию, а иногда целый ряд новых мыслей».

Воедино они представляли собой стройную программу, которая предполагала: борьбу России за вы-ход к морям, развитие внешней торговли, создание регулярной армии, из-менение налоговой системы, введение подушной и поземной податей , по-ощрение отечественной промышленности и торговли, освобождение кре-постных крестьян с землей, создание светской системы образования.

Многие из деятелей высказывались за использование опыта запад-ных стран*. Но заимствование западных образцов должно было учитывать национальную особенность России. Неслучайно Ордин-Нащёкин подчер-кивал : «Какое нам дело до иноземных обычаев, их платье не по нас, а наше не по них».

Итак, на исходе XVII в. Россия стояла на пороге перемен, во многом подготовленных предшествующим периодом . Вместе с тем своеобразие этого перехода было связано с особенностями политического и социально-го устройства Московского государства.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/6053.html

Реферат: Традиционная культура Московского государства

Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер. Считалось, что все происходящее в мире — это отображение божественного “первообраза”, наиболее четко запечатленного в древности. Впоследствии наступило “искажение” истины.

При решении конкретных государственных вопросов в Боярской думе в расчет принимались не столько обстоятельства дела, сколько примеры из истории прошлого.

Побеждал в споре не тот, кто предлагал рациональное решение вопроса, а тот, кто ссылался на более значимый случай из истории, связанный с известным государственным деятелем, лучше всего со святым, таким, как Александр Невский. Решающим аргументом было то, что надо делать “по отчине” или “по обычаю”, т. е.

Совет

точно так, как делали в старину. Изменение традиций представлялось разрушительным для государства. “А которая земля обычаи переменяет,— писал боярин Берсень Беклемишев,— та земля недолго стоит”.

Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь позднее, чем в Западной Европе. Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы.

Все это подрывало органическое развитие культуры. При этом уже с XV—XVI вв. возрастало культурное влияние Европы на Россию. В Москве появлялось все больше иноземцев. Распространялись новые идеи, обычаи — брить бороду и курить табак.

Это активизировало силы традиционалистской реакции.

Важно

Иван Грозный с тревогой писал, что “обычаи в прежние времена после отца моего… и до настоящего времени поизшаталися”. Предпринимались попытки возродить традиции идеальной древности. Одной из таких мер был Стоглавый собор 1551 г. Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики.

Роль семьи в традиционном обществе

Основой незыблемости традиционной культуры, важнейшей социальной ячейкой традиционного общества была большая семья. Во главе ее стоял дед, или большак. Вместе с ним жили его сыновья со своими семьями и детьми, а также его братья со своим потомством.

Общая численность такой большой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Большак в семье был выразителем традиционных ценностей, векового опыта народа. Поэтому его авторитет был непререкаем.

Существование большой семьи было экономически выгодно в условиях средней полосы России, где короткое лето нередко заставляет почти одновременно проводить разные полевые работы.

Способствовало сохранению большой семьи и то, что царские целовальники, бояре, монастырские служки предпочитали иметь дело не с отдельными мелкими семьями, а с большими родственными кланами, что облегчало сбор податей и повинностей.

Возможно вы искали — Доклад: Научные достижения Египта (Среднее царство)

Обратите внимание

Церковь официально утверждала мысль о физическом и духовном неравенстве между мужчиной и женщиной.

Спасение после смерти для женщины обеспечивалось прежде всего беспрекословным подчинением мужу, “жена бо мужа ради сотворена бысть, а не муж ради жены”.

Под власть мужчины в доме попадали и дети, которых женили чаще всего не по любви, а по хозяйственному расчету. Власть главы семьи распространялась так далеко, что он мог продать в рабство или заложить жену и детей.

Особенностью культуры России до XVIII в. было отсутствие резкого противопоставления культуры “верхов” и “низов”. Они были объединены общими ценностями традиционной культуры, которые при этом приспосабливались к разным условиям существования. Порой боярам было легче реализовать традиционный идеал, чем народу. В XVI в.

многие православные обычаи были сильнее развиты у верхов общества. Именно для бояр предназначался первоначально созданный духовником Ивана Грозного Сильвестром “Домострой” — устав образцового поведения подданного Московского государства.

Бояре первые, вслед за царем и духовенством, стали начинать и завершать день молитвой, молиться перед едой, креститься на церкви и при входе в дом — на иконы.

Национальным обычаем стало в это время ношение взрослыми мужчинами бороды.

После того как начал бриться отец Ивана Грозного Василий III, церковь официально осудила бритье как вероотступничество. Бреющиеся причислялись к “неверным”. За них нельзя было молиться в церкви и даже ставить в их память свечи.

Совет

Традиционный образ жизни простого человека включал в себя норму непрестанного труда. Но при этом орудия труда и процесс производства оставались все теми же. Их изменение считалось предосудительным. Попытка введения новшеств, рост производительности труда, получение прибыли и обогащение вызывали сопротивление традиционных ценностей.

Традиционализм и модернизация

Важно

В Европе XVI в. впервые появился идеологический механизм, позволяющий преодолевать сопротивление традиционализма.

В концепции спасения, принятой протестантизмом (в наиболее яркой форме его разновидностью — кальвинизмом), “избранность” человека Богом для спасения после смерти проявляется уже при жизни в том, что он наиболее удачлив в делах.

В эпоху, когда внешняя, общественная оценка деятельности человека была главной и ставилась гораздо выше внутренней, это заставляло людей уже с детства своим неустанным систематическим трудом, предприимчивостью, изобретательностью, финансовыми успехами убеждать окружающих в том, что именно он — избранник Бога, “счастливчик”.

Делать это было необходимо в рамках моральных норм, честности и справедливости, чтобы не прогневать Бога. Это позволяло постепенно разрушать традиционный характер экономики, заложило основы модернизации — промышленного развития и роста буржуазных отношений в обществе.

Похожий материал — Доклад: Крит — остров загадок

Цена прогресса была поистине страшной — распадались общинные и родовые связи, средства внешнего контроля за поведением человека утрачивали свое значение. Поэтому модернизация и криминализация общества шли рука об руку. В своей экспансии западная цивилизация разоряла целые континенты. Лишь ориентация на общественный идеал удерживала ее от полного морального краха.

Ценности традиционного общества России были совсем иными. Очень важным в системе традиционной культуры был идеал нищенства, идея о том, что бедному легче войти в рай, чем богатому.

Наряду с идеалом “справного мужика” в русской культуре постоянно присутствовал идеал “нищего духом”, юродивого или блаженного. Их считали наиболее близкими Богу, пророками и святыми. Юродивых боялись даже цари, которым только они говорили правду.

Наиболее известным среди юродивых XVI в. был Василий Блаженный.

В этих условиях обогащение казалось русским людям делом неправедным и греховным. Формой покаяния в этом грехе была раздача щедрой милостыни нищим и монастырям. Особенно крупными были завещания бояр, по которым в собственность монастырей и патриарха переходили целые деревни. В результате к XVI в. монастыри стали крупнейшими земельными собственниками в России.

Совет

Появились образцовые монастырские хозяйства с передовыми формами земледелия, новыми сортами сельскохозяйственных культур, развитой торговлей. Но в отличие от западноевропейского протестантизма, создававшего наследственную традицию предпринимательства и упорного, высокоэффективного труда, “монастырское предпринимательство” в России такой традиции не создавало.

Идеалом глубоко верующих монахов все равно оставалось пустынножительство по образцу XIV в.

В результате трудолюбие народа, нововведения в монастырском землевладении и развитие торговли сами по себе не могли изменить традиционного характера экономики. В XVI—XIX вв. основные приемы крестьянского хозяйствования оставались неизменными.

Почву обрабатывали деревянной сохой с металлическим отвалом. Плуги встречались реже, в основном в образцовых монастырских хозяйствах. В сельскохозяйственных работах применялись косы-литовки, серпы, цепы, грабли, лопаты. В течение веков этот набор оставался неизменным. Постоянной сохранялась и урожайность полей: примерно сам-три, т. е.

урожай лишь втрое превышал по весу посеянное зерно.

Идеал традиционной культуры и отпадение от него

Традиционная культура обладала способностью развития, но этот процесс подчас имеет обратное направление по сравнению с эволюцией современной культуры.

Очень интересно — Реферат: Техника, экономика и искусство Древнего Египта

В традиционной православной культуре отразились коллективистские идеалы русского народа. Поэтому покаяние в грехе часто носило поверхностный характер. Это, скорее, покаяние не перед Богом, а перед обществом.

Легкость покаяния обусловливалась и представлением о “духовной младости” человека.

“Совершеннолетними” считались только царь да еще патриарх. Подданные, в том числе высшие, князья и бояре, именовали себя “худыми и малоумными”, царскими холопами, Ваньками и Митьками. “Младшим” считался всякий подчиненный по отношению к своему господину или начальнику (например, бояре и их низший разряд — дети боярские).

Потребность в самоуважении также удовлетворялась на основе ценностей коллективизма за счет причисления себя к какой-либо общности людей. Выделение такой общности происходило при помощи ее противопоставления другой общности по принципу “мы — они”.

При этом собственная общность оказывалась носителем нравственного идеала, избранным кругом праведных людей, а “они” — людьми безнравственными и проклятыми.

Обратите внимание

С ростом эксплуатации крестьянства простые люди стали противопоставлять себя боярам, монастырям, богатеям-купцам, выводя их за рамки “народа”, т. е. переставая считать их людьми, а также за рамки “крестьянства”, т. е. христианства.

Соблюдая нормы честности внутри “народа” и “крестьянства”, простые люди не считали для себя грехом обмануть или ограбить богатого человека.

В царе народ видел не защитника богатых, а, напротив, гаранта “справедливости”, царя-батюшку, причисляя его к своей, а не к чужой общности.

Проявления традиционализма в науке, искусстве и литературе

Для православия было характерно не столько следование учению Христа, сколько упор на его миссию в мире.

Само учение интересовало верующих так мало, что долгое время не существовало полного перевода Библии на церковнославянский язык. Для Европы Христос был учителем, эллинизированным философом, для России — прежде всего героем-подвижником, страдальцем за человечество.

Соответственно связь веры и науки, теологии и философии была затруднена. У греков русские восприняли, что “многознание уму не научает”.

Они подчас кичились своим невежеством в науках, придавая первостепенное значение приобретению мудрости, самопознанию как обретению божественного света в собственной душе. В центре размышлений всегда стояли моральные проблемы, а не проблемы устройства мира, как на Западе. Предметом поисков был духовно-нравственный идеал.

Читайте также:  Расстрел царской семьи

Вам будет интересно — Реферат: Пресса в США

В XV—XVI вв. усиление итальянского влияния в России привело к стремлению овладеть тайнами науки, получить власть над миром, распространению приверженцев алхимии и астрологии. Но уже “Стоглав” воспрепятствовал этому. Усилились преследования инакомыслящих. Они подвергались бичеваниям и сожжениям, хотя против этого возражали заволжские старцы.

Важно

Поэтому понятие “наука” до XVII в. ассоциировалось в России лишь с военным делом. Преследовалась самостоятельность мышления. Главным предметом знания оставались навыки покаяния и спасения души.

Это сближало Россию с Востоком, где ислам также ввел запрет на нововведения, проповедовал подражание ученика учителю (в особенности в учениях шиизма и мюридизма).

Искусство имело главной целью погружение человека в молитвенное состояние. Архитектура помогала наделить символическим значением окружающее пространство, переносила верующего из мира земного в мир духовный. Большое значение при этом имели формы храма. В XVI в. особенностью церковной архитектуры в России становится луковичная форма купола.

Ее происхождение связано с украшениями интерьера иерусалимского храма Гроба Господня. Она символизировала тождественность России со Святой Землей, подлинным Израилем и подлинным Иерусалимом, связь Бога и русского народа.

Расположение храма по оси Восток — Запад придавало ему роль модели Вселенной и обращало взгляды молящихся к Востоку, откуда они и ждали второго пришествия Христа и Страшного суда.

Другой особенностью русских церквей еще с XVI в. становится иконостас, который символизировал связь Бога (алтарь которого он закрывал) и паствы. Иконы при этом как бы изображали окна, через которые молящийся смотрит в лучший небесный мир, где царствует святость и духовность.

Ведь икона — это земное отображение небесной реальности (в этом смысле Московское государство именовалось “иконой Царства Божьего”). Поэтому живопись не стремилась отобразить земную реальность, а сосредоточивалась на задаче воплощения духовной сущности людей и событий.

Лишь постепенно земная красота находит свое воплощение в иконописи. Духовная музыка должна была “пробудить” человека к молитве и объединить молящихся. Церковная служба воплощала мечту о высшей гармонии, о святом царстве на Земле. Поэтому службы были столь притягательными и к XVII в.

длились многими часами.

Совет

Сохранять преемственность культуры помогал канон — неизменный, считавшийся божественным образец, которому должен был следовать всякий автор. Особенно строго он соблюдался в иконописи и архитектуре, в житиях святых.

Церковь стремилась упорядочить круг чтения верующих. Митрополит Макарий объединил все рекомендовавшиеся к чтению книги в единый список, “Четьи Минеи”, т. е.

чтение на каждый день, причем книги переписывались, в них вносились “исправления” в интересах государства и церкви.

Вместе с тем традиционная православная культура препятствовала развитию в России скульптуры, театра и инструментальной музыки. Эти искусства считались языческими. Деревянная скульптура и музыкальные инструменты собирались и сжигались.

Похожий материал — Реферат: Профессия – журналист

Говоря о традиционной культуре, необходимо помнить, что она представляет собой особый мир, который невозможно правильно оценить, используя понятия современной культуры, так как он основывался на совершенно других ценностях. Традиционная культура находилась в большей гармонии с окружающей природной средой и с человеком.

Она не требовала преобразования природы и перенапряжения сил индивида. В те времена человек чувствовал себя гораздо более защищенным, чем в современном обществе. Его права и обязанности были гораздо более определенными, так же как точки отсчета — внутренний идеал “правды” и общественное мнение. Человек всегда мог надеяться на помощь большой семьи или общины-волости.

Свои внутренние противоречия он разрешал в процессе покаяния и молитвы.

Вместе с тем жесткая система традиционной культуры оставляла достаточно места для творчества. В XIV—XVI вв.

прославились зодчие Барма и Постник, Федор Конь, строившие храмы и оборонительные сооружения в Москве и других городах, иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, распевщики и авторы церковных песнопений Иван Нос и Федор Крестьянин.

Обратите внимание

Наследие традиционной русской культуры является достоянием русского народа, основой дальнейшего развития его национальной культуры.

Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-traditsionnaia-kultura-moskovskogo-gosudarstva.html

Читать реферат по культурологии: «Традиционная культура Московского государства»

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Традиционная культура Московского государства

Традиционализм как явление.

Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер. Считалось, что все происходящее в мире — это отображение божественного “первообраза”, наиболее четко запечатленного в древности. Впоследствии наступило “искажение” истины.

При решении конкретных государственных вопросов в Боярской думе в расчет принимались не столько обстоятельства дела, сколько примеры из истории прошлого.

Побеждал в споре не тот, кто предлагал рациональное решение вопроса, а тот, кто ссылался на более значимый случай из истории, связанный с известным государственным деятелем, лучше всего со святым, таким, как Александр Невский.

Обратите внимание

Решающим аргументом было то, что надо делать “по отчине” или “по обычаю”, т. е. точно так, как делали в старину. Изменение традиций представлялось разрушительным для государства. “А которая земля обычаи переменяет,— писал боярин Берсень Беклемишев,— та земля недолго стоит”.

Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь позднее, чем в Западной Европе. Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы.

Все это подрывало органическое развитие культуры. При этом уже с XV—XVI вв. возрастало культурное влияние Европы на Россию. В Москве появлялось все больше иноземцев. Распространялись новые идеи, обычаи — брить бороду и курить табак.

Это активизировало силы традиционалистской реакции.

Важно

Иван Грозный с тревогой писал, что “обычаи в прежние времена после отца моего… и до настоящего времени поизшаталися”. Предпринимались попытки возродить традиции идеальной древности. Одной из таких мер был Стоглавый собор 1551 г. Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики.

Роль семьи в традиционном обществе

Основой незыблемости традиционной культуры, важнейшей социальной ячейкой традиционного общества была большая семья. Во главе ее стоял дед, или большак. Вместе с ним жили его сыновья со своими семьями и детьми, а также его братья со своим потомством. Общая численность такой большой семьи могла насчитывать несколько десятков человек.

Большак в семье был выразителем традиционных ценностей, векового опыта народа. Поэтому его авторитет был непререкаем.

Существование большой семьи было экономически выгодно в условиях средней полосы России, где короткое лето нередко заставляет почти одновременно проводить разные полевые работы.

Способствовало сохранению большой семьи и то, что царские целовальники, бояре, монастырские служки предпочитали иметь

Источник: https://referat.co/ref/232053/read

Культура Московского государства

После освобождения от монгольского ига и круше­ния Византии Россия оказалась единственным право­славным государством. Русские государи стали имено­ваться царями. В 1547 г. Иван IV (Грозный) венчался на царство.

Слово «царь» стало носить божественный смысл. Царь имел власть и над светскими, и над духов­ными особами, распоряжался жизнью и имуществом всех. Воля царя была и волей Бога. По сути русский царь занял место византийского императора.

Иван Гроз­ный воспринял это как возможность творить полный произвол.

В XV веке образуется единое Российское государ­ство, столицей которого является Москва. Государствен­ная система России с середины XVI ст. до середины XVII в. представляет собой сословно-представительную монархию, т.е. все сословия участвуют в государствен­ной и политической жизни.

Совет

Возникают земские собо­ры. В состав земских соборов входила Боярская дума, высшие представители духовенства, служилых и посад­ских людей. Особую роль сыграли земские соборы в эпоху Смутного времени. В 1612 г.

после освобождения Москвы от поляков (Минин и Пожарский) был образо­ван постоянный совет всея земли с признаками выс­шего государственного учреждения. Этот совет провоз­гласил в 1613 г. царем России Михаила Романова. Земс­кие соборы занимались изысканием средств для попол­нения казны и внешними отношениями.

Власть строи­лась по модели религиозных отношений: Бог — во все­ленной, царь — в государстве, отец — в семье.

Москва в этот период — оплот русского правосла­вия, «третий Рим». Это отразилось на искусстве. При Иване III обновились стены и храмы Кремля. Кирпич­ные стены, 18 башен. Возводятся Архангельский собор, Колокольня Ивана Великого, строится Успенский со­бор (конец XV — начало XVI вв.).

Из гражданской архи­тектуры сохранилась Грановитая палата. В Новгороде, Туле, Коломне, Нижнем Новгороде воздвигаются свои Кремли. В архитектуре появляются не только куполь­ные храмы, но и шатровые (церковь вознесения в селе Коломенском). Известность получил городовой мастер Федор Конь, который возводил Смоленский Кремль.

В XVI веке архитекторами Бармой и Постником возво­дится Собор Василия Блаженного.

Собор Василия Блаженного в Москве

Искусство носит религиозный характер. В живописи ведущую роль играет Рублевское направление — пи­шутся иконы. Крупнейшим художником этого направ­ления был Дионисий. От иконописцев и зодчих требовалось прославление Ивана Грозного и его деяний.

В XV веке видоизменяется русская книга, пергамент заменяется бумагой. Рукописные книги (Четьи — Ми­неи) наполняются огромным количеством иллюстра­ций. Первая печатная русская книга — Евангелие 1556 г. В Кремле открывается Оружейная палата, там рабо­тают лучшие ювелиры, чеканщики, эмальеры, резчики по дереву и т.п.

XVII век вошел в историю русской культуры как «бунташное время» — по русской земле прокатились «медные», «соляные» бунты. Это время крестьянских войн Ивана Болотникова и Степана Разина. Время боль­ших перемен в русской церкви. Реформы патриарха Никона вызвали оппозиционное движение — раскол.

Защитники старой веры — «старообрядцы» подвергались гонениям. Идет ломка старого мировоззрения, пробуж­дается интерес к наукам, литературе, светским сюже­там. Идет обмирщение искусства, освобождение его от религиозных догм.

В архитектуре появляется новый стиль — «нарышкинское барокко» (церкви в подмосков­ных усадьбах знати).

Обратите внимание

Одним из крупных достижений русской культуры является начало книгопечатания. Еще Иван IV обра­тился к митрополиту Макарию с предложением орга­низовать в России книгопечатание. Точная дата начала печатного дела в России — 1553 г. В 1563 г. на средства царской казны была открыта типография в Москве. Иван Федоров и Петр Мстиславец стояли во главе этой типографии.

Глубокий историко-культурный смысл имело про­движение русских землепроходцев на Восток, к бере­гам Тихого Океана. Ермак в 1582 г. овладел столицей Сибирского ханства. Иван Московитин в 1639 г.

поставил на берегу Охотского моря зимовье, и русские выш­ли к Тихому океану. В 1648 г. Семен Дежнев проплыл проливом, отделяющим Америку от Азии. Это было при­соединением Сибири и сыграло огромную роль в ее ис­тории. Территория России гигантски выросла.

Истори­ки охарактеризовали это явление как «несоответствие шага пространства и шага времени». Н.А.Бердяев оха­рактеризовал культуру Московского царства как «вос­точную культуру христианизированного татарского царства».

Но это была цельная культура, сформировав­шая человека необыкновенной выдержки и жажды слу­жения Родине.

Влияние Византии не прекратилось и после падения Византийской империи. Возникла концепция Москвы — Третьего Рима, что переносило мировое значение на Русь, как на последнее православное государство. Чис­тоту веры нужно было отстаивать перед остальным ми­ром.

Русский царь пытается во всех деталях вести себя как вели себя византийские императоры. В 1649 г. со­здается так называемое Соборное Уложение — что-то вроде кодекса власти. Появилось понятие «святая Русь».

В области морали, семейного права большую роль сыг­рал «Домострой».

В XVII веке во всех областях культурной жизни по­является много новых явлений. Главная суть перемен заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светских элементов. В это время в Москву приезжает много образованных людей из Ук­раины и Белоруссии, бежавших от польского гнета.

Они переводили иностранные книги, стали вести обучение латинскому и польскому языку. Видный общественный деятель Ф.М.Ртищев пригласил из Киева около 30 уче­ных монахов, чтобы организовать школу. Все это под­готовило почву для образования в 1687 г.

Читайте также:  Культура россии xviii века

знаменитой Славяно-греко-латинской академии.

Славяно-греко-латинская академия

Важно

В зодчестве сформировался стиль так называемого московского барокко. Это свидетельствовало об усиле­нии западноевропейских архитектурных образцов, ко­торые стали проникать после воссоединения Украины с Россией. Общение России с Западной культурой уси­ливается и расширяется — это диктовали торговые от­ношения, развитие промышленного производства.

Ху­дожественным центром всей страны в середине XVII века становится Оружейная палата, где работает один из главных живописцев Симон Ушаков («Спас Неру­котворный», «Троица»). Формируется мастерство рус­ской гравюры, фресковой живописи. Это росписи цер­кви Троицы в Никитинках, Коломенского дворца.

По­является портретный жанр — первые светские портреты русских царей, патриарха Никона и др.

В заключение следует отметить, что древнерусское искусство формировалось в самой тесной связи с ре­лигией, Христианское православие породило особые формы храмов и монастырских построек, породило оп­ределенные каноны в иконописи и монументальной рос­писи.

Источник: http://www.mudriyfilosof.ru/2013/01/blog-post_14.html

Традиционная культура Московского государства.(XV-XVIвв.)

Posted in Ответы к экзамену по дисциплине Отечественная история.

Важнейшим явлением культуры 16 века стало начало книгопечатания.

В 1564 году дьяконом одной из московских церквей Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем был напечатан «Апостол» — первая русская печатная книга с выходными данными.

Впоследствии во Львове Федоров выпустил первый русский Букварь с грамматикой. Однако в 16 веке печатали в основном богослужебные книги.

Традиционная культура Московского государства Традиционализм как явление. Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер. Считалось, что все происходящее в мире это отображение божественного первообраза, наиболее четко запечатленного в древности. Впоследствии наступило искажение истины.

При решении конкретных государственных вопросов в Боярской думе в расчет принимались не столько обстоятельства дела, сколько примеры из истории прошлого.

Побеждал в споре не тот, кто предлагал рациональное решение вопроса, а тот, кто ссылался на более значимый случай из истории, связанный с известным государственным деятелем, лучше всего со святым, таким, как Александр Невский. Решающим аргументом было то, что надо делать по отчине или по обычаю, т. е. точно так, как делали в старину.

Изменение традиций представлялось разрушительным для государства. А которая земля обычаи переменяет, писал боярин Берсень Беклемишев, та земля недолго стоит. Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь позднее, чем в Западной Европе.

Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы. Все это подрывало органическое развитие культуры. При этом уже с XVXVI вв. возрастало культурное влияние Европы на Россию. В Москве появлялось все больше иноземцев.

Совет

Распространялись новые идеи, обычаи брить бороду и курить табак. Это активизировало силы традиционалистской реакции. Иван Грозный с тревогой писал, что обычаи в прежние времена после отца моего… и до настоящего времени поизшаталися. Предпринимались попытки возродить традиции идеальной древности. Одной из таких мер был Стоглавый собор 1551 г. Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики.

Иконопись в 16 веке испытывает все большие сложности. Ее сковывает жесткий канон – образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось.

В результате вырабатывается своеобразное художественное направление, в котором идейное содержание, внутренний мир персонажей уходят на задний план. Мастера – Прокопий Чирин, братья Савины – стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды.

Это направление получило название «строгановская школа», по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами.

В 16 веке ведется  грандиозное крепостное строительство. К Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города, защищавшего центральную часть посада.


Источник: http://histor-ru.ru/otvety-k-jekzamenu-po-discipline-otechestvennaja/467-tradicionnaja-kultura-moskovskogo-gosudarstva-xv.html

Культура Московского государства (XIV–XVII вв.)

В конце XIV в. начинается активное возрождение русской культуры, огромный ущерб которой нанесло татаромонгольское иго. После победы на Куликовом поле определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель.

Середина XVI в. характеризуется процессом секуляризации – обмирщения, освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния церкви.

Значимое культурное значение имело создание «Великих Четьих Миней».

Над грандиозным сводом оригинальных и переводных литературных памятников более двадцати лет трудился большой коллектив авторов, редакторов, переписчиков.

Обратите внимание

Каменное строительство началось в Москве во второй четверти XIV в. В 1367 г. в Москве возводился каменный Кремль. Поиски новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля.

Идея устремленности вверх, воплощенная прежде всего в храме Вознесения (село Коломенское, 1532 г.), стала отражением духовной атмосферы первой половины XVII в. В конце столетия возникло т. н. барышкинское барокко.

Главный его признак – сочетание внешней пышности и декоративности с четкостью и симметричностью композиции.

«Золотой век стенной живописи» – вторая половина XIV – начало XV вв. В Новгороде и Москве работал Феофан Грек. Его лучшей работой стала фресковая роспись новгородской церкви Спаса. Появление авторской иконописи связано с именем Андрея Рублева.

В живописи проявляется интерес к человеку, с этим связано появление и развитие в XVII в. парсуны – портретной живописи.

В литературе появляются новые жанры – демократическая сатира, бытовая повесть. Первым высшим заведением в Москве стала Славяно-греко-латинская академия. Широко и повсеместно используется книгопечатание.

«Житие протопопа Аввакума» – выдающийся памятник русской литературы второй половины XVII в.

Его отличительные черты – это новаторство художественной формы, индивидуальная манера письма, обличение социальной несправедливости и произвола новой церковной власти.

В XVII в. появляются первые театры: придворные и школьные. До этого театры на Руси заменяли скоморохи.

Придворные спектакли отличались большой пышностью, иногда они сопровождались музыкой и танцами.

Русская культура XVIII в.

Важно

Радикальные реформы Петра I коснулись в первую очередь культуры. Признаки Петровского времени:

1) утверждение нового взгляда на человеческую жизнь;

2) «спрессованность» культурного процесса;

3) развитие «обмирщения».

Реформа школьного образования положила начало светскому образованию.

Появляются профессиональные школы: артиллерийская, горная, медицинская, инженерная.

Итог Петровских преобразований – открытие Академии наук (1725 г.), объединявшей научно-исследовательские и педагогические функции.

В 1775 г. императрицей Елизаветой Петровной был открыт Московский университет (сегодня – МГУ).

Петровские преобразования касались не только политики и экономики, но и общественной и частной жизни.

Были введены новые формы светского досуга, правила поведения молодых людей.

В первой четверти XVIII в. в литературе преобладает жанр истории – повести. Герои этих повестей – энергичные молодые дворяне, заявляющие о себе как о европейцах.

М.В. Ломоносов (1711–1765) стал одним из наиболее ярких представителей этого времени – ученый в области естественных и гуманитарных наук, поэт и художник, инициатор создания Московского университета.

На середину XVIII в. приходится расцвет русского изобразительного искусства и архитектуры. Для зодчества этого периода характерны объемно-пространственные композиции.

Явлением особой значимости стало развитие российского классицизма. Он вывел русскую культуру на общеевропейскую арену. Больших успехов, впитав европейские традиции, достигла живопись, особенно портретная.

Совет

Это было связано с пониманием человека как разносторонней личности. Портрет становится ведущим жанром русской живописной школы.

Особенностью русского классицизма в литературе был интерес к национальной тематике, связь с фольклорными традициями. А. Кантемир, В. Тредиаковский, М.В. Ломоносов создали фундамент новой словесности.

Общественная мысль нашла выражение в идеях просветительства. Показательны деятельность издателя и журналиста Н.И. Новикова (1744–1802), писателя и публициста А.Н. Радищева (1749–1802).

Формирование национальной композиторской школы началось в последней трети XVIII в. Ведущим жанром была опера. Композиторам были близки и народные традиции.

Наряду со становлением русской национальной культуры шел интенсивный рост национального самосознания. Утверждение самобытных черт русского искусства происходило одновременно с осваиванием традиций западноевропейской культуры нового времени.

Золотой век культуры России

Культура России XIX в. – это невиданный взлет в вершинах своего достижения. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины.

Вспомним их имена: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М.И. Глинка, И.С. Тургенев, К.П. Брюллов, Н.В. Гоголь, Н.Н. Некрасов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, М.П. Мусоргский, Н.С. Лесков.

Это далеко не полный перечень тех великих мастеров, имена которых озаряли золотой век русской культуры.

Обратите внимание

Золотой век был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры, и в особенности Петровскими реформами.

С начала века в обществе наблюдается небывалый подъем патриотизма. Еще более усилившийся с началом войны 1812 г., он способствовал углублению понимания национальной общности.

Усиливалось развитие реалистических тенденций и национальных черт культуры.

Культурным событием колоссальной важности стало появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Автор первым почувствовал, что самым важным в наступающем веке в русской культуре будет решение проблемы национальной самоидентичности.

Следом за Карамзиным шел Пушкин, решающий задачу соотнесения своей национальной культуры с другими культурами. Затем появилось «Философское письмо» П.Я. Чаадаева.

Особое место в культуре XIX в. занимала литература. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному мировосприятию. Классическая литература XIX в. стала больше, чем просто литературой.

Она стала синтетическим явлением культуры. Многие просвещенные люди строили свою жизнь на основе литературных образов.

К середине века русская культура становится все более известной на Западе. Н.И. Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении Вселенной, стал первым прославившимся за рубежом российским ученым.

П. Мериме открыл Европе Пушкина. В Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя.

Во второй половине XIX в. европейская и мировая известность русской культуры усиливается в первую очередь благодаря литературе.

Важно

Произведения И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского получили мировую известность. Впервые культурный обмен между Россией и Европой приобрел двусторонний характер. Русская культура приобрела европейское и мировое значение.

Но, несмотря на все грандиозные достижения культуры золотого века, глубокий культурный раскол не был преодолен. По переписи населения России в 1897 г. было только немногим более 20 % населения грамотных.

Роковым для страны стал террор 1 марта 1881 г. Равновесие в культуре нарушилось.

Возобладали радикальные модернистские идеи в своем разрушительном виде. Золотому веку русской культуры пришел конец.

Начало XX в. – это серебряный век русской культуры. Российская изящная словесность никогда не знала такого богатого поэтического разнообразия: А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Брюсов, И. Северянин, Н. Гумилев.

Окончательно оформилось течение космизма, которое сформировалось еще во второй половине XIX в. Представителями этого течения были писатели, философы, ученые: Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, В.С. Соловьев. Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И.

Вернадский и др.

Их объединяло убеждение в том, что развитие человечества приобретает все более общепланетарный характер.

Космос и человек, природа и человек оказываются неотделимыми, и надо уметь изучать будущее человечества и будущее природы вместе.

Вершиной научного направления в космизме стало учение В.И. Вернадского о ноосфере, очень актуальное и в наши дни.

Совет

Согласно этому учению человечество становится основной силой, определяющей своей деятельностью эволюцию Земли, и на определенной стадии оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превращаться в ноосферу, т. е. в сферу разума.

Сложилась самобытная русская философия. Ее выдающимися представителями стали Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.И. Шис-тов, П.А. Флоренский, И.А. Ильин и др.

Одной из особенностей русской философии, по словам А.Ф. Лосева, было «чисто внутреннее, интуитивное познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения».

Русская культура в XIX – начале XX вв. находилась на грани крупных перемен, которые не состоялись из-за революции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a44183.html

Ссылка на основную публикацию