Состав категорий населения в киевской руси

Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Для феодального общества характерно деление населения на сословия, т.е. на социальные группы, имеющие определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался. Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина. Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц.

Сначала правовой статус дружины отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство.

Обратите внимание
Совет

Боярство было привилегированной частью общества. Они были освобождены от уплаты налогов.

[/su_box]

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. Ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее.

В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы.

К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям.

Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов.

Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова.

Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле.

Зависимые(невольные) люди назывались холопами.

Важно

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 186. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/2-97750.html

Ответы на вопрос «4. Социальная структура Киевской Руси.» — Конспектов.Нет

Социальная структура общества Киевской Руси

Численность населения древнерусского государства, по разным оценкам, составляла от 5 до 9 млн. человек.

Во главе Руси стояли Рюриковичи – великий киевский князь и его родственники. Князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы. В бывших племенных княжениях от имени великого киевского князя управляли его братья и сыновья.

Старшая дружина

Бывшие племенные князья и лучшие мужи периода «военной демократии» составляли старшую дружину, верхушку дружинного слоя. Они назывались боярами и составляли постоянный совет («думу») князя.

Младшая дружина

Младшая дружина – это рядовые воины («гриди», «отроки», «детские»). Из младшей дружины набиралась личная дружина князя, которая состояла у него в услужении.

Из догосударственного периода в социальную структуру Киевской Руси пришла дружина. Но в этот период она делится на старшую и младшую.

Люди – лично свободные жители Киевской Руси. По занятиям люди могли быть и городскими ремесленниками, и крестьянами-общинниками.

Ремесленники были довольно большой группой населения Руси. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К XII в.

Совет

в городах Руси насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; ремесленники производили более 150 видов железных изделий. С ростом городов, развитием ремесел связана деятельность такой группы населения, как купцы.

Русско-византийский договор 944 г. позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии.

Крестьяне объединялись в сельскую общину – вервь, которая состояла из экономически самостоятельных семей. Слово «вервь» чаще всего связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.

Община обладала определенной территорией и отвечала за общественный порядок на ней перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф – виру – за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями.

Владимир I (Святой) Святославович (умер в 1015 гг.), князь новгородский (с 969 г.), великий князь киевский (с 980 г.). Младший сын Святослава. Пришел к власти в Киеве после 8-летней междоусобной войны. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей.

При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др., заново укреплен и застроен каменными зданиями г. Киев. В 988–990 гг. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси.

В русских былинах назывался Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью.

Дружина, которая прежде выполняла только военные функции, с конца Х в. все более превращалась в аппарат государственной власти. Дружинники исполняли различные поручения великого князя (в военном деле, в управлении страной, в области дипломатических отношений). При этом князь вынужден был считаться с мнением дружины.

Обратите внимание

В летописи приводится случай, когда дружина выразила свое недовольство скупостью Владимира, выставившего во время пира деревянную посуду; князь, посчитав, что потеря дружины стоит дороже серебра и золота, удовлетворил ее требование.

В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии – на воевод, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.

Основной группой населения Киевской Руси были свободные общинники – люди.

Полузависимое население Киевской Руси

В начале XII в. появляется группа полузависимых людей – закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение ссуды – «купы».

Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа.

Закуп был лишен личной свободы, но он мог выкупиться, вернув долг. Но если закуп пытался бежать, он становился полным холопом.

«Русская правда» – свод древнерусского права. Включала отдельные нормы «Закона Русского», Правду Ярослава Мудрого (так называемая Древнейшая правда), Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др.

Посвящена защите жизни и имущества княжеских дружинников, слуг; свободных сельских общинников и горожан; регламентировала положение зависимых людей; излагала нормы обязательственного и наследственного права и др.

Сохранилась в 3-х редакциях: Краткой, Пространной, Сокращенной (списки XIII–XVIII вв.).

Небольшой группой полузависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь по «Русской правде» была защищена только 5-гривенным штрафом. Вероятна их связь с составлением договора – ряда. Возможно, рядовичи – это заключившие договор тиуны, ключники, мужья рабынь, а также дети от браков рабов и свободных. Рядовичи часто выполняли мелкие административные поручения своих господ.

Зависимое население Киевской Руси

Важно

К полностью зависимым группам населения следует отнести рабов, известных под названием челядь и холопы. Вероятно, челядь – это раннее название, холопы – более позднее. Другое возможное объяснение: челядь – рабы из военнопленных, холопы – внутренние рабы.

Раб не имел права быть свидетелем на суде, за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.

Источниками рабства были плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба, поступление на службу к князю (тиуном, ключником) без соответствующего договора. На Руси существовало патриархальное рабство, когда рабы привлекались к работе в домашнем хозяйстве, но римского классического рабства не существовало.

Основная масса рабов выполняла черную работу. Их жизнь оценивались в пять гривен. Но в то же время рабы могли быть управляющими, надсмотрщиками, ключниками. Их жизнь (например, княжеского тиуна) оценивалась в 80 гривен, и он мог выступать свидетелем на суде.

Несмотря на существование в Киевской Руси несвободного населения, большинство историков считает, что рабство на Руси не получило широкого распространения из-за экономической невыгодности.

Кроме того, на Руси выделяют категории полузависимых и полностью зависимых жителей.

Особой группой населения были смерды. Это, вероятно, несвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество наследникам. Оно передавалось князю.

Можно выделить еще одну группу – изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса – выкупившийся на волю холоп, общинник, изгнанный из верви, разорившийся купец или ремесленник и даже князь, потерявший княжество.

Источник: http://www.konspektov.net/question/21075

Категории населения в Киевской Руси, их правовое положение

Для феодального общества характерно деление населения на сословия, т.е. на социальные группы, имеющие определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался. Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина. Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц.

Сначала правовой статус дружины отличался от земской верхушки — родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну — боярство.

Обратите внимание
Совет

Боярство было привилегированной частью общества. Они были освобождены от уплаты налогов.

[/su_box]

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. Ведущую роль в государстве играло черное духовенство — монашествующее.

В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы.

К белому духовенствупринадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения представляли крестьяне — смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли подавляющую часть населения Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям.

Полузависимые (полусвободные) люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей — закупов.

Так называли смердов, которые по разным причинам временно утрачивали хозяйственную самостоятельность, но при определенных условиях имели возможность обрести ее снова.

Такой смерд брал в долг «купу», в которую могли входить деньги, зерно, скот, и до того времени, пока он не возвратит эту «купу», оставался закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему «купу», и работать на этой земле.

Зависимые(невольные) люди назывались холопами.

Обратите внимание

К изгоям относились люди, которые в силу различных причин выбыли из той социальной группы, к которой принадлежали ранее, но не вступили в другую. Все эти люди переходили под защиту церкви. Основная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получали свободу.

4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. Русская Правда: происхождение, списки, редакции.

В особом правовом положении («над законом») находились князья. В привилегированном правовом положении находились более мелкие феодалы — бояре, например, их жизнь защищалась двойной вирой; в отличие от смердов, боярам могли наследовать дочери, а не только сыновья; и пр.

Боярство выделилось из боевых соратников князя, его старших дружинников. В XI-XII в. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала.

Читайте также:  Северная война (причины, цель, этапы, итоги)

В княжеском хозяйстве важной рабочей силой была несвободная челядь (т.е. холопы). В боярских хозяйствах работали закупы, попавшие в кабалу. Боярство, как особая социальная группа, была призвана выполнять две основные функции: во-первых, участвовать в боевых походах князя, во-вторых, участвовать в управлении и судопроизводстве.

Постепенно формируется боярская вотчина — крупное иммунитетное наследственное землевладение.

Основным источником древнерусского права были обычаи, которые существовали как в устной, так и в письменной форме и стали затем обычным правом. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским,который содержит нормы русского и византийского права.

Источником права являются и договоры: межгосударственные, между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии. Княжеское законодательство известно с X в.

Особое значение имеют церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, регулирующие церковные и семе+йные отношения. Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда(РП), сохранившая свое значение и в следующие периоды истории.

До нас дошло более ста списков РП.

Наиболее распространено деление РП на три редакции: Краткую (КП), Пространную (ПП) и Сокращенную(СП). Самой древней является КП, которая представляет собой первоначальный подлинный текст РП. КП называют Правдой Ярослава. Основу КП составляют племенные обычаи, приспособленные к условиям феодальных отношений.

ПП представляет собой измененную и дополненную КП. Она получила название Правды Ярославичей. КП и ПП вместе называются суд Ярослава Владимировича. Последняя редакция ПП приходится на княжение Владимира Мономаха(1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого(1125-1132 гг.). В ПП выделяется Устав Владимира Мономаха.

СП является переработанной редакцией ПП и появилась в середине XV в.

Источниками кодификации явились нормы обычного права, к которым относились положения о кровной мести и круговой поруке. В РП прослеживается ограничение и стремление к отмене кровной мести и последующая ее замена вирой (денежным штрафом). Круговая порука сохраняется. Ответственность за преступление, совершенное членом общины, несет вся община (дикая вира).

Важно

В РП много норм, выработанных княжеской судебной практикой. Последние иногда соотносятся с именами князей, их принимавших (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха). РП носит казуальный характер, регулирует правовой статус различных групп населения, устанавливая различные нормы ответственности, права и обязанности для отдельных слоев населения.

Суд и процесс по “Русской правде”

Для древнерусского права характерен классический состязательный процесс с процессуальным равенством сторон при пассивной роли суда. Суда был гласным и открытым взору народа. Судопроизводство носило устный характер.

Суды не были отделены от княжеской администрации. Каких-то особых форм судебного процесса не было, он не разделялся на уголовный и гражданский. Вместе с тем, только по уголовным делам было возможно гонение следа, т.е. расследование преступления по горячим следам.

Особой формой предварительного расследования дела был свод. Свод начинался закличем — публичным объявлением о краже.

Если законный собственник находил человека со своей вещью, тот (новый владелец вещи) должен был объяснить, где и у кого он ее приобрел и так дальше; человек, который не мог объяснить происхождение похищенной вещи, объявлялся вором и подлежал соответствующей ответственности. Крайним (т.е.

вором) объявлялся также тот, в чьих руках находилась вещь до того, как ее следы уходили в другую землю. Также собственник забирал свою вещь, если свод доходил до третьего, а третий сам продолжал свод.

Свидетели делились на послухов (рассказывали про образ жизни подозреваемого и пр.) и видоков (очевидцев происшествия). Были и вещественные доказательства (например, поличное — украденная вещь).

Особым видом доказательства была ордалия, выделялись испытания железом, испытания водой.

Судебный процессимеет состязательный характер, начинается только по инициативе истца и делится на три этапа:

1) заклич — публичное объявление о совершенном П;

2) свод — очная ставка;

3) гонение следа — поиск доказательств и преступника.

Система доказательствсостояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств, ордалий.

Система преступлений и наказаний по “Русской правде”

Совет

Уголовное право и процесс достаточно подробно регулируются нормами РП. Преступление (П) по РП определяется термином «обида», т. е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц, а не нарушение закона или государственной воли. П не отграничивается в законе от деликта.

Объект П — личность и имущество. Объективная сторона П делится на две стадии: покушение на П и оконченное П. В РП проявляются зачатки понятия «соучастие», но еще нет разделения на роли соучастников. Все соучастники П отвечают поровну.

Имеется представление о превышении пределов необходимой обороны.

К смягчающим обстоятельствам РП относит состояние опьянения, к отягчающим — корыстный умысел.

Субъект П — все физические лица, за исключением рабов. Субъективная сторона П включает умысел или неосторожность. РП еще не знает возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости, разграничения мотивов П.

Среди имущественных П наибольшее внимание РП уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом.

К имущественным П также относились разбой, уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, злостная неуплата долга.

П против личности:убийство, нанесение увечий и других телесных повреждений, оскорбление действием.

Система наказанийпо РП довольно простая. Высшая мера наказания — поток и разграбление,назначалась за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказание заключалось в конфискации имущества и обращении преступника вместе с семьей в рабство.

Следующим по тяжести видом наказания была вира — штраф,который назначался только за убийство. Если за преступника платила община, то это называлось дикой вирой.За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались полувиры.Все остальные П наказывались продажей — штрафом, размер которого зависел от тяжести П.

Продажа поступала в казну, а потерпевший получал урок — денежное возмещение за причиненный

ущерб. Смертная казнь в РП не упоминается, хотя применялась на практике. Судебный процессимеет состязательный характер, начинается только по инициативе истца и делится на три этапа:

1) заклич — публичное объявление о совершенном П;

2) свод — очная ставка;

3) гонение следа — поиск доказательств и преступника.

Система доказательствсостояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств, ордалий

Источник: https://pdnr.ru/d129851.html

Группы населения в Древнерусском государстве

Какие населения существовали в Древнерусском государстве? И насколько они были многочисленны? Такими вопросами задаются как археологи, так и просто интересующиеся нашей историей.

По какой-то причине количество находок периода 10-16 веков не столь многочисленно, сколь более поздних периодов. Наверняка вы задумывались, почему.

Чтобы это понять, нужно как следует разобраться в том, кем же были наши предки и какие основные группы населения Киевской Руси существовали.

Фото с сайта interneturok.ru

Перепись населения Древней Руси – немного о численности населения

Итак, давайте попробуем для начала ответить на вопрос о численности населения наших предков. По сравнению с более поздними периодами, исследования ранних проводились редко и невозможно с точностью сказать, сколько же людей жило тогда.

Нашему вниманию доступны лишь приблизительные проценты. Первая перепись населения на Руси произошла во второй половине 13 века благодаря монголам.

Им было необходимо знать, сколько точно людей находится под их покровительством для удобства сбора дани – как обычно, всё объясняется интересом выгоды, а не простым любопытством.

Обратите внимание

До этого же, по мнению исследователей Вернадского и Тихомирова, на территории Руси проживало с 10 по 13 века приблизительно 4-5 миллионов человек. Свои выводы историки построили на основе найденных архитектурных памятников.

Этих памятников было совсем немного – если говорить точно, то, согласно им, населения Руси в 10 веке тогда набралось бы в два раза меньше, чем ныне только по Москве.

Даже если сделать поправки на то, что сохранилось немало построек в более-менее узнаваемом состоянии, всё равно мы получаем, ничтожное в пределах целой страны количество. А в связи с вражескими набегами населения в 14-15 веках стало и того меньше.

Однако именно монголам мы должны быть, как уже говорилось выше, благодарны за первый документальный учёт количества населения.

На момент набегов на нашу территорию основной массой населения в Древней Руси являлись подневольные люди, которые не вели самостоятельно никаких учётов.

Уже позже, на примере поданном завоевателями, начали появляться первые писцовые книги с упоминанием категорий населения Киевской Руси. Самое интересное, что в них были не только цифры, но и ценные сведения о церквях, поместьях, деревнях.

Фото с сайта rg.ru

Какие существовали категории населения

Благодаря сведениям о поселениях мы можем рассуждать и о том, какие группы населения были в древнерусском государстве. Превосходным документом служит также родоначальник правовых документов на территории нашей страны – сборник «Русская правда». Перечислить основные категории населения в древнерусском государстве благодаря нему и переписях получается достаточно достоверно. Итак:

  1. Начнём с верхушки общества – тех людей, в руках которых сосредотачивался весь объём власти. Конечно же, они принадлежали к выдающимся родам. Во главе всего народа стоял князь. Представители самых знатных семейств образовывали знать – эта привилегия по праву рождения в те древние времена была особенно сильна.
  2. Помогали в управлении, а фактически, считались административным аппаратом и военной поддержкой, бояре. Их ещё называли старшими дружинниками, термин «бояре» возник чуть позже. С их помощью решались многие важные вопросы, судебные тяжбы, из их числа назначались посадники.Посадники, к слову, представляли в своём лице, когда требовалось, власть князя. То есть среди основных категорий населения Руси в 11 веке они являются теми, кто нажимал на рычаги истории, ведь что бы значила власть самого князя без удачно подобранных советников?
  3. Младшая дружина являлась теми, кого на современном языке принято называть «телохранителями». Охрана самого князя, бояр – вот их основная задача. Набирали в младшую дружину как детей достойных по происхождению людей, так и представителей народа, которые отличились своими лучшими качествами. Такой щедрый подход с разрешением приблизиться людям из более низких слоёв населения Древней Руси обеспечил боярам их преданность. Юное поколение и выходцы из народа своего рода являются гарантией хорошей службы ввиду того, что они обязаны хозяевам своим возвышением. На современном языке мы бы назвали это «восхождением по карьерной лестнице».
  4. Духовенство – этих людей где-то можно назвать свободным населением Древней Руси, потому как они пользовались определённым уважением. Это были священники, которые несли службу разных церквях – как городских, так и сельских. Проживало духовенство в монастырях, жило в молитвах и трудах, отказываясь от мирских удовольствий. Но, несмотря на такой отшельнический образ жизни, из списка групп населения в древнерусском государстве духовников исключать нельзя, ведь с обществом они пересекались, и нередко. Так, буквально с 11 века монастырские земли становятся интересны в качестве крупных хозяйственных земель.
  5. Городское население Древней Руси называлось «чадью» и представляло из себя купцов, поденщиков, ремесленников. Все эти люди трудились не покладая рук, в отличие от той же знати, но при большом труде пользовались и большим уважением. Особенно купцы, которых хватало как местных, так и иностранных.
  6. Свободное население Киевской Руси называлось «люди» или «полюдье». К нему относились, грубо говоря, те, кто обладал некой свободой, но при этом были вынуждены платить определённую сумму государству. Поэтому свобода была относительной, но при этом жизнь – вполне приемлемой. Огромным преимуществом данной категории населения населения в Древней Руси являлось то, что у неё имелось в наличии определённое имущество, которое можно было завещать детям. И это имущество, как, собственно, и сам человек, защищались законом. К преимуществам подобного положения можно назвать и разрешение участвовать в судебном процессе.
  7. Свободные земледельцы – основная масса населения Киевской Руси, но было достаточно и тех людей, которые из-за того или иного стечения обстоятельств были или частично зависимы от вышестоящих по положению, или полностью. Тут имеется своя классификация, которую разберём подробно.
Читайте также:  Почему василия ii прозвали темным?

Фото с сайта cdbvizit.ru

Двумя категориями зависимого населения Киевской Руси были:

  • закупы – в переводе на современный язык, являлись должниками. «Купа» означает «залог». Иными словами, люди, которые брали у феодала залог, относились к такой классификации. Они были временно зависимой категорией населения Киевской Руси. Это означает, что такие люди обязаны были расплатиться, терпя любые прихоти, даже побои и тяжёлую работу. Однако почти все юридические права и личное имущество сохранялись за закупом. И, вернув долг, он снова становился свободным человеком. Причём временные рамки возвращения долга не устанавливались. Такая форма появления зависимого населения в Киевской Руси считалась делом вполне обыденным.
  • а вот в случае бегства закупа он менял статус на холопа. Это была категория населения на Руси, близкая к рабам. Они обладали правами меньшими, чем кто бы то ни было. Кроме названной причины бегства от долга, холопом можно было стать в том случае, если бы вы родились от холопа, заключили брачный союз с таким человеком без предварительного согласия его хозяина, совершили преступление вроде грабежа, обанкротились. Это зависимое население Киевской Руси не имело ничего своего – автоматически хозяином выступал господин холопа.
  • Стоит, пожалуй, упомянуть о категории зависимого населения Киевской Руси, которая находилась ближе к закупам и являла собой практически свободных людей — рядовичей. Рядовичи заключали договор с землевладельцем добровольно. Как правило, причиной служила нужда. И чтобы справиться с нуждой, приходилось, согласно договору, выполнять ряд работ. Собственно, от слова «ряд» и появился термин данной категории. Прав рядович имел больше, чем закуп, что подтверждается хотя бы тем фактом, что первый мог часто выступать в качестве административного представителя своего хозяина.

Кратко о мировоззрении категорий населения в Древней Руси

Несмотря на то, что наши предки по занимаемому положению имели значительные отличия, общую характеристику мировоззрения древнерусского населения привести можно.

Так, исходя из литературных памяток, можно сделать вывод о том, что испокон веков русский народ старался, несмотря на все перипетии, объединиться для борьбы с общим внешним врагом. При этом жители Руси никогда сами ни на кого не нападали, не пытались завоевать.

Тем не менее, своих героев, павших за защиту родины, увековечивали в литературных памятниках. Примером тому служит «Слово о полку Игореве».

Важно

Основную часть населения древнерусского государства составляли подневольные люди, среди которых читать и писать умели не все. Однако их с более зажиточными жителями объединяла любовь к фольклору, где ещё присутствовали языческие мотивы.

Даже в вышеназванном «Слове о полку Игореве» встречаются эти мотивы. Песни, заговоры на тот момент были широко распространены, несмотря на долгие старания церкви искоренить «кощунство». В дальнейшем обряды просто превратились в народные игры.

Правовой статус различных категорий населения древнерусского государства разнообразен. Несмотря на то, что на тот момент количество населения, учитывая площадь государства, было невелико, в этом государстве уже существовала довольно чёткая иерархия. И изучать жизнь наших предков необходимо начиная с ознакомления с этой иерархией – тогда многие процессы становятся понятными.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/naselenie-na-rysi.html

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России История государства и права России

^ :

1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

^  – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

^  в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

Система государственных органов власти Киевской Руси:

1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный орган при великом князе – совет старейшин;5) наместники великого князя в городах, посадники (в его полномочия входили суд и расправа в городах);6) волостели – представители Великого князя в селах (они осуществляли судебные полномочия в селах и деревнях).

^ :

1) она даровалась народом;2) органы власти не имели оформленной структуры и закрепленного объема полномочий;3) органы власти всей Киевской Руси и отдельных ее княжеств значительно между собой отличались, удельные князья формировали собственные органы власти, которые осуществляли свою власть параллельно с органами киевского князя в соответствующем княжестве;4) взаимодействие Великого князя и удельных князей осуществлялось в порядке подчинения всех киевскому князю.

Власть Великого князя складывалась из самодержавной власти монарха и поддержки народа. Монархия в Киевской Руси не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Основной функцией как Великого киевского князя, так и удельных князей являлось руководство дружиной и защита Русской земли от вторжений.

Князь опирался на собственную дружину. В случае военных действий формировалось народное ополчение.

^  мог иметь не только князь. Это право принадлежало всем крупным феодалам.

Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих на вече, а также из крупных феодалов и их собственных дружин.

Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины Великого князя и народного ополчения.

Князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу.

^ :

1) земли, населенной людьми князя;2) земли всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладал и судебными полномочиями. Его суд считался лучшим, непредвзятым.

Вече – всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов: войны и мира, избрание и свержение князя и др. Вече возникло еще в догосударственный период развития восточно-славянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение (кроме Новгорода и Пскова).

Совет

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос.Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем.

Изгнание князя осуществлялось в форме «выреда», т. е. уничтожения ранее подписанного договора. Народ по решению вече не только мог изгнать князя, но и убить или посадить в тюрьму.

Вече – институт демократии.

Оно просуществовало до монголотатарского нашествия.

Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно.

^

Русская Правда является одним из основных источников истории государства и права России. Русская Правда не единственный текст, их более 100. Выделяются 3 группы:

1) краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси);2) пространная редакция (она содержит 121 статью);3) сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской Правды).Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII в.

^  Русской Правды первоначально не имела делений, но позднее (XVIII в.) была разделена на части:

1) Правда Ярослава (издана в 1015–1054 гг.);2) Правда Ярославичей (в 60-е гг. X в.).Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.

В XII в. Владимир Мономах добавил новые правовые нормы в Русскую Правду, в результате Русская Правда стала состоять из частей и называлась пространной редакцией:

1) Суд Ярослава (первоначальная, краткая редакция);2) Устав Владимира Мономаха (его реформы государственного аппарата и судебной системы).Пространная редакция просуществовала до XIV–XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.

^  принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды потому так и называется, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения:

1) князья (стояли над законом);

2) бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми);

3) духовенство (их судила только церковь);

4) простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие);

5) закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от кредитора продолжалась до полной выплаты долга);

6) холопы (рабы);

7) рядовичи (от слова ряд – «договор»; они заключали договор о своем временном холопском положении).

Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен.

Обратите внимание

Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.

Русская Правда регулировала договорное право.

^ :

1) купли-продажи;

2) займа;

3) хранения имущества (поклажи);

4) займа с самозакладом (закупничество);

5) подряда («урок мостников»);

6) личного найма.

Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.

По Русской Правде выделялось наследование:

1) по закону;2) по завещанию.

^

Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса:

1) заклич;2) свод-отыскание ответчика (следствие);3) судоговорение;4) вынесение решения.

1. ^  – первая, начальная стадия судопроизводства. Ее особенности: лицо, обнаружившее, что пропала вещь или найдено тело, должно было всенародно огласить об этом на площади при свидетелях (не обязательно фиксировать поименно этих свидетелей). Свидетелями, как правило, были все присутствующие при закличе. Заклич осуществлялся в устной форме.

2. ^  – вторая стадия процесса, которая использовалась только в гражданском судопроизводстве. Второй стадией уголовного судопроизводства было следствие.

Свод-отыскание ответчика, или следствие, проводились следующим образом: если лицо, начавшее судопроизводство (кликавшее на площади), утверждает, что это его вещь, при условии, что оно продало эту вещь ранее, то начиналась стадия свода-отыскания, на которую приглашались 12 мужчин; если же лицо говорит, что вещь не его, но куплена или кто-то поручил ее продать, то все идут на свод. Следствие предполагало прямое отыскание, т. е. все шли от одного возможного вора к другому, пока не находили истинного собственника.

Если найденное лицо (ответчик) утверждал, что он не крал вещь, и ссылался на иное лицо, то он независимо ни от чего признавался виновным и должен был выплатить штраф.

Свод был прямым истребованием вещи из чужого незаконного владения, в этом он схож с современным виндикационным процессом.

Временные рамки свода не были установлены, но в целях их сокращения закреплялось, что свод в черте города (в пределах его населения) мог проводиться не более 3 раз. Свод не проводился вне пределов города.

3. Судоговорение – это собственно рассмотрение дела.

Таким образом, судоговорение по Русской Правде носило состязательный характер, а все рассмотрение дела было гласным (на площади, в присутствии всех желающих) и устным (никак ход рассмотрения не фиксировался).

4.

 ^  – это заключительная стадия судопроизводства по Русской Правде, она также никак не оформлялась, и решение выносилось в устной форме. Приговор по уголовным делам приводился в исполнение немедленно.

По гражданским делам на основании решения суда между сторонами должно было быть заключено соглашение об исполнении приговора. Такое соглашение заключалось в течение 3–6 месяцев.

Если ответчик отказывался заключить это соглашение, то потерпевший имел право обратиться в суд и просить ответчика головой, т. е. получить ответчика в качестве раба.

Допустимые доказательства по Русской Правде (документального оформления доказательства не получали):

1) свидетельские показания:а) видаки (очевидцы);б) послухи (свидетели, не являющиеся очевидцами); лицо для доказательства своей правоты должно было привести не менее 2 (для иностранцев) или 6 (для русских) послухов;2) письменные документы;3) улики (раны, ссадины).

Особый процесс был в ^ . Он был жесток и основывался на вере в Божью справедливость. Виды наказаний:

1) ордалии – пытки;2) рота – публичная клятва богами;3) поле – судебный поединок.

^

Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства.

Особенности Русской Правды: она закрепляла сословное неравенство в уголовном праве, право сильного, право господина, а также «кулачное» право.

Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.

^  моли быть все, кроме холопов, так как правовое положение последних определялось как собственность господ. Хозяин холопа мог безнаказанно убить его или покалечить.

Вина по Русской Правде как элемент субъективной стороны преступления еще не оформилась. Не было различия между умыслом и неосторожностью.

Преступные деяния в Русской Правде определялись не системно, а казуально, примерами.Русская Правда устанавливала ответственность за совершение преступления соучастниками. Их ответственность была одинаковой.

^  по Русской Правде.

1. Против личности:

1) убийство.

Правда Ярослава еще содержала положения о допустимости кровной мести за убийство, если же у убитого не нашлось мстителей или его родственники не пожелали отомстить, то за убийство предусматривалось денежное взыскание; позднее Русская Правда запретила кровную месть за убийство и установила для всех, за исключением князя, – за его убийство назначалась смертная казнь – дифференцированные штрафы по социальному положению убитого: за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен.

Его виды:

Совет

а) убийство в ссоре или на пиру;б) убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление, т. е.

превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества);

2) причинение телесных повреждений (оно могло выразиться в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза; за причинение телесных повреждений назначался штраф в размере 12, 20 гривен, который уплачивался князю в качестве «урока» в пользу пострадавшего).

2. ^  – вырывание бороды, усов, толкание. Они влекли за собой большой штраф – 12 гривен.

3. Против собственности.

Особенность наказания для этих преступлений состояла в том, что устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц; устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна, конокрадство – за последние преступления устанавливалась высшая мера наказания – поток и разграбление.

Государственных преступлений в те годы не было.Наказания же за преступления против семейных отношений и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям проводился Божий суд.

^  по Русской Правде:

1) месть;2) поток и разграбление;3) штраф: вира; продажа (в пользу князя); урок (возмещение потерпевшему); головничество (возлагался на всю семью).

^

Феодальная раздробленность Руси оформилась к концу первой трети XII в., после смерти Великого князя Мстислава Владимировича Великого.

^  в Киевской Руси:

1) Любеческий съезд князей, который постановил, что удельные князья полноправно управляют своими вотчинами независимо от воли Великого киевского князя;

2) социально-экономические причины:

а) господство натурального хозяйства и расширение феодального землевладения;б) рост экономического могущества местных феодалов;в) развитие политического сепаратизма местных феодалов.

Источник: http://www.userdocs.ru/pravo/643/index.html?page=2

Хозяйство Древней Руси Категории населения в

• Хозяйство Древней Руси • Категории населения в Древнерусском государстве • Управление Древнерусским государством

Хозяйство Киевской Руси • Основу сельского хозяйства составляло пашенное земледелие. • Землю обрабатывали вполне совершенными орудиями — плугом с двойной упряжкой волов (ралом) либо сохой с железным лемехом, в которую запрягалась лошадь. • Сеяли: рожь, пшеницу, полбу, овес, ячмень, просо, горох, чечевицу, с XIV в. — гречиху.

• Сравнительно широко разводили технические волокнистые культуры — лен и коноплю. • В огородах сажали репу, лук, чеснок, капусту, огурцы, свеклу, арбузы, мак, хмель. • На юге существовали яблоневые и вишневые сады. • В крестьянских хозяйствах содержались лошади, коровы, овцы, свиньи , козы, домашняя птица.

• Заметным видом деятельности были рыболовство, бортничество и охота.

Ремесло • Железоделательное ремесло, и, следовательно, обработка металла (из болотных руд). • Гончарное ремесло: изготавливалась как грубая кухонная посуда, так и красивая столовая • Кожевенное и ткацкое дело (лен, конопля, шерсть ) • Плотницкое дело (обработка дерева). • Судостроение. • Ювелирное ремесло (речной жемчуг).

Драгоценные металлы были малодоступны для обработки. Серебро доставлялось с разных сторон: из Богемии, из-за Урала, с Кавказа и из Византии. Золото получали в результате торговли или войны от византийцев и половцев.

Обратите внимание

Золото и серебро использовали для изготовления всевозможных сосудов: блюд, чаш и кубков, а позже для чеканки монет, изготовления печатей.

Феодализация земли • Территория государства находилась в коллективной собственности княжеского рода. • Первоначально пахотная земля находилась в общинной собственности.

• С возникновением государства начинается процесс феодализации земель в виде окняжения земель, а затем и их обояривания (в добровольной, насильственной или долговой форме).

• Формой реализации земельной собственности становится феодальная земельная рента в виде отработочной ренты (барщины) и продуктовой, реже денежной ренты (оброка).

Вотчина ( дедина ) • Вотчина — форма феодального безусловного наследуемого землевладения. Возникла в Х-Х I вв.

По принадлежности • княжеская • боярская • монастырская (церковная) По способу получения • родовая • жалованная • купленная • взятая за долги • Вотчина – это система замкнутого натурального хозяйства. Она была освобождена от налогов пользу князя.

Вотчинник обладал всей полнотой власти на территории вотчины, имел право «отъезда» , т. е. мог не служить князю, не воевать вместе с ним.

Торговые пути Древней Руси • Через Восточно-Европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки — путь из Варяг в Греки (по Днепру, Ловати, Волхову, озерам Ильмень и Неро до Балтийского моря). • Этот путь стал основной дорогой Древней Руси.

• Другой путь — по Волге и Каспию — из Варяг в Персы. • Были и сухопутные пути в Западную Европу ( из Киева на запад через Владимир и Червень на Краков и далее в Чехию. Сухопутной дорогой Киев был связан и с Прикарпатьем, где добывали соль ).

• Русь была транзитным торговым государством.

Внешняя торговля • Торговали с Византией, Центральной и Восточной Европой, Средней Азией, Персией и Арабскими странами. • С древнейших времен основным предметом русского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мед, лес, моржовый клык.

Не уступали по объему вывоза лен, пенька, кожи, кольчуги, оружие, ювелирные изделия. Вывозились и рабы — добыча в бесчисленных войнах. • Импорт: драгоценные камни, металлы и изделия из них, оружие, предметы роскоши : дорогие ткани (шелк, парча, бархат), украшения, вина и т. д. • Договоры Олега с Византией 907 и 911 г.

Важно

предусматривали для русских купцов право беспошлинной торговли (вплоть до 945 г. )

Древнерусский город • Варяги называли Русь Гардарики — страна городов. • Древнерусский термин » град » означал огороженное место, укрепление, которое естественно являлось центром группы сельских общин. Города были небольшими, 3 -5 тыс. жителей.

• Количество городов: 25 — при Владимире (Х в. ); около 60 — при Ярославе (к середине XI в); около 220 — в начале XIII в. • В середине XIII в. насчитывалось свыше 300 городов, в которых имелось примерно 64 ремесленных специальности.

Особенно высока была степень специализации в области технологии обработки металлов.

Древнерусский город • В центре города был кремль (крепость) с детинцем, где обитали князь и дружина. • За стенами кремля располагался посад — часть города, где жили ремесленники и торговцы.

Ремесленники одной специальности селились рядом, образуя слободы. • Крупнейший город доордынского периода — Киев (20 -50 тыс. жителей, 40 церквей, 8 рынков) • В Новгороде в XI в. было 10 -15 тыс.

жителей, в XIII в. — 20 -30 тыс.

Налоги в Древней Руси • Полюдье (главная форма сбора дани до 945 г. ). Взималась в натуральной форме. • Повоз (в натуральной форме ) • После 945 г. — уроки ( с дыма (дома), с плуга ) • Для сбора уроков использовались торговые точки — погосты (от «гость» — купец) • В пользу князя взимались и денежные штрафы (виры). Например, за убийство дружинника – 80 гривен, людина – 40, холопа -12.

Деньги в Древней Руси • На Руси издавна деньгами были скот и меха. • В расчетах чаще использовались меховые деньги — шкурки соболя (черной куницы), куниц и белок в опломбированных связках. Этот факт отражают названия денежных единиц — куны, мордки, ушки, ногаты, резаны, выверицы.

Пломбы обычно делались из олова и свинца. • Развитие денег шло по цепочке: скот – меха – серебряные гривны – серебряные и золотые монеты. Позже появляется медная разменная монета. • Соотношение цены золота и серебра составляло в Х-Х VI вв. 1 : 10 -16 , но в начале ХХ в. уже 1 : 38.

Совет

Деньги в Древней Руси Киевская гривна Вес 160 г серебра Златник кн. Владимира (972 -1015) Также чеканились сребреники. Новгородская гривна Вес 200 г серебра 1 гривна = 2 рубля = 4 полтины = 8 полуполтин

Социальная структура и основные категории населения Древней Руси Высшие сословия Служители культа Бояре Князья Дружинники Волхвы (языческие жрецы до принятия христианств а) Православно е духовенство (с X в.

) Потомки родоплеменно й знати, дружинники Вожди племен, позже – правители государственн ых образований Воины княжеских отрядов, выполнявшие также управленчески е функции Низшие сословия Люди, или смерды (свободные крестьяне-общинники) Рабское население (зависимая социальная группа, близкая к рабам) Градские люди (горожане) Купцы Ремесленники.

Холопы (рабы за долги) Челядь (военнопленные) Закупы , взявшие у др. землевладельца ссуду ( «купу» ) и обязанные отработать этот долг. Рядовичи , заключ. с землевладельцем договор ( «ряд» ) об условиях своей работы на него

Социальная структура Киевской Руси • Знать (феодалы): князья , бояре (дружинники) , церковь • Люди – свободное сельское и городское население • Смерды – полусвободные общинники, несшие повинности в отношении князя (? ) • Рядович – человек, обязанный выполнять работы по договору ( «ряду» ) со своим господином • Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за заем ( «купу» ) • Холоп – раб • Челядь – рабы-военнопленные владели в о т ч и н а м и

Великий князь Дружина Старшая Младшая Светлые князья Местные дружины, 500 -3000 чел. Ополчение, до 50 тыс. человек Наемники, до 1 тыс. чел. Пехота Конница Структура вооруженных сил Древнерусского государства ( X-XII вв. )

Источник: https://present5.com/xozyajstvo-drevnej-rusi-kategorii-naseleniya-v/

Ссылка на основную публикацию