Народы Северного Причерноморья в древности
1. Скифы
В степях Северного Причерноморья и в степной части Крыма в I тысячелетии до н. э. жили племена скифов. Одни из них были кочевниками скотоводами, другие перешли к земледелию.
На восток от низовьев Днепра простирались обширные владения кочевников. Вместе с многочисленными стадами скота скифы передвигались в поисках богатых пастбищ с места на место.
Женщины и дети помещались в кибитках — четырехколесных или шестиколесных повозках, запряженных двумя или тремя парами волов. В покрытых толстым войлоком кибитках можно было летом укрыться от зноя и дождя, зимой — от холода и снега. Мужчины обычно ехали верхом на лошадях. При нападении врага» скифы быстро ставили в круг свои кибитки, создавая своеобразное укрепление.
Скифы-земледельцы жили оседло — на западной стороне нижнего Днепра. Они обрабатывали пашню плугом, который тащила пара, а иногда и несколько пар волов. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, коноплю.
У скифов были хорошо развиты различные ремесла.
В скифских курганах Северного Причерноморья найдены глиняные сосуды, оружие, предметы из бронзы, железа, золота и серебра.
Вместе с ростом богатства у скифов исчезло равенство. Скифская знать владела огромными стадами овец, коров, табунами лошадей. Были у знати и рабы.
После смерти скифского вождя устраивали торжественные похороны. Согласно погребальному обряду убивали слуг вождя, его рабов, лошадей и закапывали вместе с умершим. В могилу клали оружие, золотые украшения.
Скифы думали, что все это понадобится вождю и после смерти. Сверху насыпали высокий холм. До сих пор на юге нашей страны среди степей возвышаются скифские курганы.
В одном из таких курганов нашли великолепную серебряную вазу,
сделанную, очевидно, греками, но украшенную изображениями из жизни скифов-кочевников — сценами ловли и приручения диких коней.
Вот две лошади пасутся на свободе в степи, рядом — скифы поймали одного коня и с трудом стараются его удержать. Дальше — три скифа пытаются повалить пойманного коня на землю. И наконец, конь пойман и приручен: он покорно стоит, и нагнувшийся скиф связывает ему передние ноги.
В другом кургане был найден золотой женский гребень, в верхней части которого изображены сражающиеся воины: двое из них пешие, один на коне.
За несколько столетий до нашей эры у скифов стали возникать государства, во главе которых были цари.
В окрестностях Симферополя ученые открыли столицу одного скифского государства — город Неаполь.
Его окружали мощные каменные стены из крупных необработанных камней, скрепленных друг с другом глиняным раствором. Городские ворота охранялись двумя боевыми башнями. Внутри города обнаружены остатки прекрасных домов знати и бедных хижин простых жителей.
Найдены вырубленные в скале зернохранилища, остатки глиняных жаровен для выпечки хлеба, сосуды и украшения.
Рядом с городской стеной Неаполя обнаружен большой склеп — мавзолей, в котором сохранилось до 70 погребений знати. Тут же найдено свыше тысячи золотых украшений.
Установлено, что Неаполь Скифский существовал почти семьсот лет.
Жители много раз укрепляли стены и башни города, восстанавливали их после временных поражений и упорно отстаивали свою независимость.
Ученые считают, что город погиб от внезапного вторжения вражеских племен. Жители бежали, бросив все свое имущество. Вот почему в зданиях города найдены брошенные богатые украшения, многочисленная утварь, детские игрушки.
Очевидно, жители города вынуждены были покинуть свои дома, не успев захватить с собой даже наиболее дорогие вещи.
Скифы были вытеснены с территории Северного Причерноморья другими племенами.
2. Античные города-государства
В VIII-V вв. до н. э., примерно в то же время, когда в степях нижнего
Днепра и Крыма жили скифы, по берегам Черного и Азовского морей выросли греческие колонии — Пантикапёй (на месте теперешней Керчи), Ольвия (в устье Южного Буга), Херсонес (недалеко от Севастополя) и другие.
Как вы знаете, эти поселения были основаны переселенцами из древней Греции. Каждый такой город был обнесен высокой каменной стеной и вместе с прилегающими к нему землями являлся самостоятельным рабовладельческим государством. Он имел свое управление, войско, чеканил свою монету.
Жители городов распахивали поля, разводили виноградники, занимались ремеслами, вели оживленную торговлю с окрестным населением и с Грецией. Скифы привозили сюда зерно, скот, рабов, а покупали изделия ремесла, вино, ткани. Города быстро богатели.
Много богатых и красивых зданий было в греческих городах-государствах.
Дома часто строили из камня и отделывали мрамором. В залах стояли мраморные статуи; стены украшала красочная роспись. На площадях возвышались прекрасные храмы. Улицы были вымощены каменными плитами. Во время дождя вода стекала по водосточным канавам, проложенным вдоль мостовых.
В удобных гаванях стояли корабли — одни из них прибыли из Греции, другие готовились к отплытию.
Богатство каждого греческого города и его благоустройство были основаны на тяжелом и изнурительном труде многих тысяч рабов.
3. Боспорское царство
В V в. до н. э. в Северном Причерноморье образовалось крупное рабовладельческое государство — Боспорское царство. Его границы охватывали территорию Керченского полуострова, Таманского полуострова и низовье Дона. Столицей государства стал город Пантикалей. Помимо греков, значительную часть населения Боспорского царства составляли скифы — знать, купцы, ремесленники, земледельцы, рабы.
В 107 г. до и. э. здесь произошло восстание рабов. Восставшие рабы убили царя, захватили власть и провозгласили царем своего предводителя — Савмака. До нас дошло несколько серебряных монет с изображением и надписью «царь Савмак». Очевидно, восставшие удерживало власть довольно долго, даже успели отчеканить монеты. С большим трудом, призвав на помощь иноземные войска, боспорские рабовладельцы подавили восстание.
Восстание боспорских скифов — первое из известных в истории нашей страны восстаний порабощенного населения.
Большая часть греческих поселений подпала под власть древнего Рима. Греческие и римские поселения по берегам Черного и Азовского морей называют античными. Позже многие из них были разрушены кочевыми племенами.
Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-nechkina-lejbengrub/210-narody-severnogo-prichernomorya-v-drevnosti.html
Сарматы — древний народ — Истории Земли
Продолжая подборку материалов про древние народы, сегодня расскажем про сарматов. С древних времен сарматы были окутаны ореолом таинственности. Их тяжеловооруженные всадники стали прообразом средневековых рыцарей.
https://www.youtube.com/watch?v=I62bDiSuBxM
Сарматов связывают с разными историями:
- Например, если версия, что часть сарматов, нанятых на службу римской империи, была направлена в Британию, положив начало легенде о короле Артуре и его рыцарях круглого стола.
- В старину польская шляхта вела свою родословную от сарматов.
- Современные казаки тоже числят среди своих предков сарматов.
- В настоящее время бесспорно потомками сарматов (алан) считаются осетины.
В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии.
Геродот (IV, 21), у которого впервые встречается упоминание об этом народе, отмечает, что «за рекой Танаис (Дон) кончается Скифия и начинаются земли сарматов, простирающиеся на север на пятнадцать дней пути, на которых не растет никаких деревьев, ни диких, ни насаженных». Другой греческий автор, Гиппократ (460–377 гг. до н.
э.), также помещает сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю; согласно Страбону (XI, 22), то, что находится за рекой Танаис, известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна».
Кто такие сарматы
Слово “сармат” состоит из двух лексем “сар”+“мат”. Слово “сар” означает царь, а “мат” — мать этого народа, то всё слово означает “царская мать”. У них сохранялся матриархат.
Об этом писали многие античные авторы: “Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагом, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычное жертвоприношение.
Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступить в поход”.
Историк II в. н.э. Полиен в своей книге “Военные хитрости” рассказывает о царице Амаге, жене Медосакка, царя сарматов, живших на Понтийском побережье. Видя, что супруг пьянствует, она взяла власть в свои руки и стала во главе войска, сражавшегося со скифами. Она потребовала от скифов прекратить набеги на союзный Херсонес. Скифский царь отверг предложение о мире.
Тогда Амага сама отобрала 120 человек “сильнейших душой и телом”, дала каждому по три лошади и, проскакав с ними за сутки 1200 стадий (более 200 км), внезапно появилась в ставке скифов, перебила всех охранявших его стражников. Амага стремительно ворвалась во дворец, убила царя вместе со всеми родственниками и друзьями за исключением одного сына, которого заставила подписать договор о “вечном мире” с эллинами и сарматами.
Недавние археологические исследования показали, что территории, которые сарматы занимали в ранний период своей истории, включали Южный Урал и степные области к востоку от реки Урал.
Но археологические находки из областей, расположенных далее к востоку, – из степных районов Казахстана до Алтайских гор и Центральной Азии, – имеют определенное сходство с предметами савроматской культуры, обнаруженными на Южном Урале или в низовьях Волги. Это наводит на мысль о том, что все эти области были населены народами, тесно связанными с сарматами.
В большинстве случаев они были прямыми предками сарматских племен, которые позднее переселились в Северное Причерноморье, откуда античные историки и узнали о этих племенах и о том, как они называются.
Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью и в которую еще входили саки, жившие в советской части Центральной Азии.
Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов.
Их язык родствен древнему языку Авесты (по крайней мере, язык описанных Геродотом савроматов) и считался диалектом скифского языка, причем более архаичным, чем сам язык.
Сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности. Сарматию в основном населяли два племени — анты и роксоланы.
Сарматы были жителями степей; большинство из них вело кочевой образ жизни, а их экономика основывалась на разведении скота. По образу жизни и экономике сарматы очень походили на скифов. Согласно как Геродоту, так и Гиппократу, у них не было домов, и они жили в повозках.
Одежда женщин украшалась бляшками из золота и пронизывалась золотыми нитями, они носили серьги с камнями и много других ювелирных изделий.
Были распространены золотые (серебряные) флакончики для духов, герметично закрывающиеся и подвешенные на золотых цепочках. Были найдено образцы таких флаконов, случилось это на территории бывшего города Танаиса, большого города роксоланов.
Его в 250 г. до н.э. разрушили готы, но дальше продвинуться не смогли и вынуждены были заключить мир.
Сарматы создали очень хорошую армию: тяжеловооружённую конницу; себя и коней они облекали в чешуйчатые панцири, сделанные из распиленных на пластины лошадиных копыт; такой панцирь выдерживал удары мечом и копьём даже в ближнем бою. Воин был вооружён длинным мечом и копьём длиной 4,5 м.
Широким ремнём пика прикреплялась к шее лошади, нижний ее конец при помощи петли держался на крупе коня. Всадники держали его двумя руками и направляли в нужную сторону. На скаку такая конструкция приобретала невероятную пробивную силу, пробивая сразу двух человек со щитами и в латах. Такой всадник назывался катафрактарий.
Построенная в тесном строю, эта конница прорывала любые построения и при массированном кавалерийском ударе не знала себе равных.
Ниже хороший фильм, полный и информативный
источник
Источник: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/sarmaty.html
Крым — один из удивительных уголков Земли. В силу своего географического положения он находился на стыке обитания разных народов, стоял на пути их исторических перемещений. Интересы многих стран и целых цивилизаций сталкивались на такой небольшой территории. Полуостров Крым не раз становился ареной кровопролитных войн и сражений, входил в состав нескольких государств и империй.
Разнообразные природные условия привлекали в Крым народы самых разных культур и традиций Для кочевников здесь были обширные пастбища, для землепашцев — плодородные земли, для охотников — леса с множеством дичи, для мореходов — удобные бухты и заливы, много рыбы.
Поэтому многие народы оседали здесь становясь частью крымского этнического конгломерата и участниками всех исторических событий на полуострове. По соседству жили люди, чьи традиции, обычаи, вероисповедания, уклад жизни отличались. Это приводило к недоразумениям и даже к кровопролитным столкновениям.
Междоусобицы прекращались тогда, когда наступало понимание, что хорошо жить и процветать можно лишь в мире, согласии и взаимном уважении.
Итак, народы, населявшие Крым на протяжении всей истории Крымского полуострова в хронологическом порядке:
Киммерийцы
Киммерийцы — воинственные кочевые племена, населяли Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики в IХ-VII вв. до н. э. Во многих древних источниках есть упоминания об этом народе.
К сожалению памятников их материальной культуры в Крыму очень мало. В VII в. до н. э. скифы вытеснили киммерийцев за пределы Северного Причерноморья.
Но память о них надолго сохранилась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и другие)
Тавры
Таврами древние греки называли племена, населявшие горную и предгорную части Крыма и все южное побережье. Откуда произошло их название неизвестно, возможно тавры — потомки древнего коренного населения полуострова. Древнейшие памятники материальной культуры тавров на полуострове датируются около X века до нашей эры, хотя их культура прослеживалась и ранее.
Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Тавры занимались земледелием, скотоводством, охотой, иногда промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось тавры постепенно растворились в среде скифов, в результате чего появился новый этноним — «тавроскифы». Ко II-III веках они перестали существовать как этнос.
Скифы
Племена кочевников — скифов появились в равнинном Крыму и Северном Причерноморье в VII веке до нашей эры. Со временем они перешли к оседлому образу жизни и вобрали в себя часть живших местных племен.
В III веке до нашей эры под напором сарматов скифы потеряли свои владения на материковом Причерноморье и Присивашье, и осели в равнинном Крыму. Именно здесь сформировалось позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (ныне Симферополь). Скифы активно вели борьбу с греческими Боспором и Херсонесом за влияние на полуострове. В III в.
оно пало под ударами сармат, а затем готов и гуннов. Остатки скифов постепенно смешались с таврами, сарматами и готами и аланами.
Античные Греки
Колонисты из древней греции появились в Крыму в VI в. до н. э. Они постепенно заселили побережье полуострова, основали целый ряд городов и поселений (Керкинитида, Пантикапей, Херсонес, Феодосия и другие).
Позже греческие города объединились в Боспорское царство(480 г. до н.э.) и Херсонесское государство (422 г до н.э). Греки, чеканили собственные монеты, занимались земледелием, виноделием, ремеслами, рыболовством, вели торговлю с другими народами.
На протяжении веков оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках нашей эры греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем — Византии.
Греческое население постепенно сливается с другими крымскими народностями, передавая им язык и культуру.
Сарматы
Кочевые племена сарматов (роксоланы, аланы, языги, аорсы, сираки и другие) появляются в Крыму в IV — III веках до нашей эры, тесня скифов.
Кочевники то сражаются со скифами и боспоритами, то вступают с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне.
Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным населением.
Аланы
Аланы — одно из сарматских племен, зафиксированное впервые письменными источниками середины I в. н. э. Проникли в Крым во II веке нашей эры.
Вначале Аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове.
В III-IV веках, из-за гуннской угрозы, они переместились в юго-западный регион полуострова, где принимают христианство и вместе с готами активно участвуют в этническом процессе, формируя этническую общность «готаланы».
Римляне (Римская империя)
Римские войска впервые появились в Крыму (в Боспоре) в I веке до нашей эры после победы над царем Пантикапея Митридатом VI Евпатором. Во второй половине I века н. э. римские войска помогли отбить натиск скифов по просьбе херсонеситов.
С этого времени Боспорское царство и Херсонес попадают в зависимость от Римской империи.
Но в IV веке, с развалом Римской империи, римляне окончательно покидают Крым.
Готы
Германские племена готов вторглись в Крым в III веке нашей эры. Под их ударами пало позднескифское царство. Они быстро захватили и подчинили себе весь полуосторов, кроме Херсонеса. В конце III века готы взяли под контроль Боспорское царство и встроились в его элиту, сохраняя традиции военной демократии.
Отряды готов нанимались на службу к Римской империи, участвовали в различных военных походах. Среди готов быстро распространилось христианство. К середине IV века после упадка Боспора, готы стали главной политической силой на полуострове. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи.
При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен). В XIII в на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г.
Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.
Гунны
В течение IV — V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов — тюркских племен кочевников из Центральной Азии. Среди них были разнличные племена — тюркские, угорские, болгарские.
Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела на Керченском полуострове и в степном Крыму.
Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде готаланов, более культурного населения.
Византийцы (Византийская империя)
Византийцами принято называть грекоязычное православное население Восточной Римской (Византийской) империи.
На протяжении многих веков Византия играла доминирующую роль в Крыму, определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и церковную администрации.
Хотя небольшое количество жителей империи периодически перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно. Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укрепляются Херсонес и Боспор.
После захвата крестоносцами Константинополя в XIII в. влияние Византии на полуострове практически прекращается. В современном Крыму сохранилось большое количество византийских элементов.
Евреи
Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры, быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ веках, когда они подвергаются гонениям в Византии. Евреи проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей.
Принесли в Крым свою религию — иудаизм талмудического толка. После присоединения Крыма к России евреи составляли значительную долю населения Крымского полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться.
Крымские греки
В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки».
Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византии от преследования иконо6орцев. В XIII в.
в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества — Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий.
С XV века, после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым.
Хазары
Хазары — собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII в. образовалось государство — Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII в.
хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар.
После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией.
Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения.
Восточные Славяне (Киевская Русь)
Киевская Русь, в период с IX по X век, утверждаясь на мировой арене, постоянно конфликтовала с Византийской империей и Хазарским каганатом. Военные дружины Киевских князей периодически вторгались в Крым, захватывая немалую добычу. В 988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство.
После падения Хазарского Каганата, на территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество. Во главе с киевским князем оно просуществовавало до XI — XII веков.
После ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, но торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.
Печенеги, половцы
В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами.
Печенеги впервые появились в Крыму в 882 году и к середине X века заняли весь Крымский полуостров, разгромив большинство селений, кроме Херсонеса и городов на Керченском полуострове. Крым запустел, население ушло в горы.
Археологические раскопки свидетельствуют, что большинство крымских поселений этого периода погибли в пожарах. Печенеги быстро стали посредниками в торговле между Херсонесом и Древнерусским государством.
Они служили проводниками торговых караванов, сами привозили награбленные товары в Херсонес.
Печенеги — тюркоязычные кочевники — довольно часто вторгались в Крым в X в. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму.
Половцы (кипчаки, команы)
— тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова.
Армяне
— переселяются в Крым в XI—XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в.
Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым. После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце ХIХ-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым.
В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым.
Венецианцы, генуэзцы
Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские — в ХII веке. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь.
Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию — от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного — администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г.
Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.
Татаро-монголы (татары, ордынцы)
Татары — одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников.
В 1218 году монгольская орда Чингисхана двинулась на запад, имея в своем составе преобладающие тюркские племена. Славяне называют население Орды татарами. В середине 13 века был образован Крымский улус Золотой Орды со столицей Солхат(Старый Крым).
К середине 14 века ордынцы принимают ислам и постепенно переходят к оседлому образу жизни.
Крымские татары
Мусульманское тюркоязычное население Крыма (самоназвание «къырымлы» — крымцы, жители Крыма).
Народ сформировался на полуострове в результате сложных исторических процессов, на основе слияния тюркских народов (потомки тюрко-булгар, печенегов, половцев, и другие) и исламизированных нетюркских народов (потомки готоалан, греков, армян и другие).
В 1443-1783 годах существовалоКрымское ханство, основным населением которого были крымские татары. После присоединения Крыма к России и трех волн миграций, к концу 19 века крымские татары стали составлять в Крыму этническое меньшинство. Исповедуют ислам суннитского толка.
В 1944 году крымские татары были депортированы из Крыма. В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.
Турки (Османская империя)
Вторгшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак — турецкие владения в Крыму с центром в Кафе.
Они составляли 1/10 часть полуострова, но это были наиболее стратегически важные территории и крепости. В результате русско-турецких войн Крым был присоединен к России и турки (в основном военные гарнизоны и администрация) покинули его.
Греки и болгары
Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII — начале XX века.
Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) — в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма.
В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию.
Караимы
-Малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся в средние века на основе тюркских этнических общностей и иудеев, исповедовавших иудаизм в особой форме — караимизма.
Крымчаки
Крымчаки — тюркоязычный малочисленный народ, сформировавшийся средние века из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня.
Немцы
После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством.
Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым.
Большинство эмигрировало в Германию
Поляки, чехи, эстонцы
Переселенцы этих национальностей появились в Крыму в середине XIX в., занимались в основном сельским хозяйством. К середине XX в. они практически растворились в среде преобладающего местного славянского населения
Источник: http://pantikapei.ru/narody-naselyavshie-krym-v-raznye-vremena.html