Сарматские племена в северном причерноморье

Народы Северного Причерноморья в древности

1. Скифы

В степях Северного Причерноморья и в степной части Крыма в I тысячелетии до н. э. жили племена скифов. Одни из них были кочевниками скотоводами, другие перешли к земледелию.

На восток от низовьев Днепра простирались обширные владения кочевников. Вместе с многочисленными стадами скота скифы передвигались в поисках богатых пастбищ с места на место.

Женщины и дети помещались в кибитках – четырехколесных или шестиколесных повозках, запряженных двумя или тремя парами волов. В покрытых толстым войлоком кибитках можно было летом укрыться от зноя и дождя, зимой – от холода и снега. Мужчины обычно ехали верхом на лошадях. При нападении врага” скифы быстро ставили в круг свои кибитки, создавая своеобразное укрепление.

Скифы-земледельцы жили оседло – на западной стороне нижнего Днепра. Они обрабатывали пашню плугом, который тащила пара, а иногда и несколько пар волов. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, коноплю.

У скифов были хорошо развиты различные ремесла.

В скифских курганах Северного Причерноморья найдены глиняные сосуды, оружие, предметы из бронзы, железа, золота и серебра.

Обратите внимание

Вместе с ростом богатства у скифов исчезло равенство. Скифская знать владела огромными стадами овец, коров, табунами лошадей. Были у знати и рабы.

После смерти скифского вождя устраивали торжественные похороны. Согласно погребальному обряду убивали слуг вождя, его рабов, лошадей и закапывали вместе с умершим. В могилу клали оружие, золотые украшения.

Скифы думали, что все это понадобится вождю и после смерти. Сверху насыпали высокий холм. До сих пор на юге нашей страны среди степей возвышаются скифские курганы.

В одном из таких курганов нашли великолепную серебряную вазу,

сделанную, очевидно, греками, но украшенную изображениями из жизни скифов-кочевников – сценами ловли и приручения диких коней.

Вот две лошади пасутся на свободе в степи, рядом – скифы поймали одного коня и с трудом стараются его удержать. Дальше – три скифа пытаются повалить пойманного коня на землю. И наконец, конь пойман и приручен: он покорно стоит, и нагнувшийся скиф связывает ему передние ноги.

В другом кургане был найден золотой женский гребень, в верхней части которого изображены сражающиеся воины: двое из них пешие, один на коне.

За несколько столетий до нашей эры у скифов стали возникать государства, во главе которых были цари.

В окрестностях Симферополя ученые открыли столицу одного скифского государства – город Неаполь.

Его окружали мощные каменные стены из крупных необработанных камней, скрепленных друг с другом глиняным раствором. Городские ворота охранялись двумя боевыми башнями. Внутри города обнаружены остатки прекрасных домов знати и бедных хижин простых жителей.

Важно

Найдены вырубленные в скале зернохранилища, остатки глиняных жаровен для выпечки хлеба, сосуды и украшения.

Рядом с городской стеной Неаполя обнаружен большой склеп – мавзолей, в котором сохранилось до 70 погребений знати. Тут же найдено свыше тысячи золотых украшений.

Установлено, что Неаполь Скифский существовал почти семьсот лет.

Жители много раз укрепляли стены и башни города, восстанавливали их после временных поражений и упорно отстаивали свою независимость.

Ученые считают, что город погиб от внезапного вторжения вражеских племен. Жители бежали, бросив все свое имущество. Вот почему в зданиях города найдены брошенные богатые украшения, многочисленная утварь, детские игрушки.

Очевидно, жители города вынуждены были покинуть свои дома, не успев захватить с собой даже наиболее дорогие вещи.

Скифы были вытеснены с территории Северного Причерноморья другими племенами.

2. Античные города-государства

В VIII-V вв. до н. э., примерно в то же время, когда в степях нижнего

Днепра и Крыма жили скифы, по берегам Черного и Азовского морей выросли греческие колонии – Пантикапёй (на месте теперешней Керчи), Ольвия (в устье Южного Буга), Херсонес (недалеко от Севастополя) и другие.

Как вы знаете, эти поселения были основаны переселенцами из древней Греции. Каждый такой город был обнесен высокой каменной стеной и вместе с прилегающими к нему землями являлся самостоятельным рабовладельческим государством. Он имел свое управление, войско, чеканил свою монету.

Жители городов распахивали поля, разводили виноградники, занимались ремеслами, вели оживленную торговлю с окрестным населением и с Грецией. Скифы привозили сюда зерно, скот, рабов, а покупали изделия ремесла, вино, ткани. Города быстро богатели.

Много богатых и красивых зданий было в греческих городах-государствах.

Совет

Дома часто строили из камня и отделывали мрамором. В залах стояли мраморные статуи; стены украшала красочная роспись. На площадях возвышались прекрасные храмы. Улицы были вымощены каменными плитами. Во время дождя вода стекала по водосточным канавам, проложенным вдоль мостовых.

В удобных гаванях стояли корабли – одни из них прибыли из Греции, другие готовились к отплытию.

Богатство каждого греческого города и его благоустройство были основаны на тяжелом и изнурительном труде многих тысяч рабов.

3. Боспорское царство

В V в. до н. э. в Северном Причерноморье образовалось крупное рабовладельческое государство – Боспорское царство. Его границы охватывали территорию Керченского полуострова, Таманского полуострова и низовье Дона. Столицей государства стал город Пантикалей. Помимо греков, значительную часть населения Боспорского царства составляли скифы – знать, купцы, ремесленники, земледельцы, рабы.

В 107 г. до и. э. здесь произошло восстание рабов. Восставшие рабы убили царя, захватили власть и провозгласили царем своего предводителя – Савмака. До нас дошло несколько серебряных монет с изображением и надписью «царь Савмак». Очевидно, восставшие удерживало власть довольно долго, даже успели отчеканить монеты. С большим трудом, призвав на помощь иноземные войска, боспорские рабовладельцы подавили восстание.

Восстание боспорских скифов – первое из известных в истории нашей страны восстаний порабощенного населения. 

Большая часть греческих поселений подпала под власть древнего Рима. Греческие и римские поселения по берегам Черного и Азовского морей называют античными. Позже многие из них были разрушены кочевыми племенами.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-nechkina-lejbengrub/210-narody-severnogo-prichernomorya-v-drevnosti.html

Сарматы – древний народ – Истории Земли

Продолжая подборку материалов про древние народы, сегодня расскажем про сарматов. С древних времен сарматы были окутаны ореолом таинственности. Их тяжеловооруженные всадники стали прообразом средневековых рыцарей.

https://www.youtube.com/watch?v=I62bDiSuBxM

Сарматов связывают с разными историями:

  • Например, если версия, что часть сарматов, нанятых на службу римской империи, была направлена в Британию, положив начало легенде о короле Артуре и его рыцарях круглого стола.
  • В старину польская шляхта вела свою родословную от сарматов.
  • Современные казаки тоже числят среди своих предков сарматов.
  • В настоящее время бесспорно потомками сарматов (алан) считаются осетины.

В период, когда сарматы впервые появились на исторической сцене, они населяли земли, прилегающие к восточным границам Скифии.

Геродот (IV, 21), у которого впервые встречается упоминание об этом народе, отмечает, что «за рекой Танаис (Дон) кончается Скифия и начинаются земли сарматов, простирающиеся на север на пятнадцать дней пути, на которых не растет никаких деревьев, ни диких, ни насаженных». Другой греческий автор, Гиппократ (460–377 гг. до н.

Читайте также:  Литература xix века

 э.), также помещает сарматов в земли, примыкающие к Азовскому морю; согласно Страбону (XI, 22), то, что находится за рекой Танаис, известно очень мало, «поскольку эта местность холодна и пустынна».

Кто такие сарматы

Слово “сармат” состоит из двух лексем “сар”+“мат”. Слово “сар” означает царь, а “мат” — мать этого народа, то всё слово означает “царская мать”. У них сохранялся матриархат.

Об этом писали многие античные авторы: “Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагом, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трёх неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычное жертвоприношение.

Та, которая выйдет замуж, перестаёт ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступить в поход”.

Историк II в. н.э. Полиен в своей книге “Военные хи­трости” рассказывает о царице Амаге, жене Медосакка, царя сарматов, живших на Понтийском побережье. Видя, что супруг пьянствует, она взяла власть в свои руки и стала во главе войска, сражавшегося со скифами. Она потребовала от скифов прекратить набеги на союзный Херсонес. Скифский царь отверг предложение о мире.

Тогда Амага сама отобрала 120 человек “сильнейших ду­шой и телом”, дала каждому по три лошади и, проскакав с ними за сутки 1200 стадий (более 200 км), внезапно по­явилась в ставке скифов, перебила всех охранявших его стражников. Амага стремительно ворвалась во дворец, убила царя вместе со всеми родственниками и друзьями за исключением одного сына, которого заставила подпи­сать договор о “вечном мире” с эллинами и сарматами.

Недавние археологические исследования показали, что территории, которые сарматы занимали в ранний период своей истории, включали Южный Урал и степные области к востоку от реки Урал.

Но археологические находки из областей, расположенных далее к востоку, – из степных районов Казахстана до Алтайских гор и Центральной Азии, – имеют определенное сходство с предметами савроматской культуры, обнаруженными на Южном Урале или в низовьях Волги. Это наводит на мысль о том, что все эти области были населены народами, тесно связанными с сарматами.

Обратите внимание

В большинстве случаев они были прямыми предками сарматских племен, которые позднее переселились в Северное Причерноморье, откуда античные историки и узнали о этих племенах и о том, как они называются.

Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью и в которую еще входили саки, жившие в советской части Центральной Азии.

Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов.

Их язык родствен древнему языку Авесты (по крайней мере, язык описанных Геродотом савроматов) и считался диалектом скифского языка, причем более архаичным, чем сам язык.

Сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности. Сарматию в основном населяли два племени — анты и роксоланы.

Сарматы были жителями степей; большинство из них вело кочевой образ жизни, а их экономика основывалась на разведении скота. По образу жизни и экономике сарматы очень походили на скифов. Согласно как Геродоту, так и Гиппократу, у них не было домов, и они жили в повозках.

Одежда женщин украшалась бляш­ками из золота и пронизывалась золотыми нитями, они но­сили серьги с камнями и много других ювелирных изделий.

Были распространены золотые (серебряные) флакончики для духов, герметично закрывающиеся и подвешенные на золотых цепочках. Были найдено образцы таких флаконов, случилось это на территории бывшего города Танаиса, большого города роксоланов.

Его в 250 г. до н.э. разрушили готы, но дальше продвинуться не смогли и вынуждены были заключить мир.

Важно

Сарматы создали очень хорошую армию: тяже­ловооружённую конницу; себя и коней они облекали в чешуйчатые панцири, сделанные из распиленных на пластины лошадиных копыт; такой панцирь выдержи­вал удары мечом и копьём даже в ближнем бою. Воин был вооружён длинным мечом и копьём длиной 4,5 м.

Широким ремнём пика прикреплялась к шее лошади, нижний ее конец при помощи петли держался на крупе коня. Всадники держали его двумя руками и направляли в нужную сторону. На скаку такая конструкция приобре­тала невероятную пробивную силу, пробивая сразу двух человек со щитами и в латах. Такой всадник назывался катафрактарий.

Построенная в тесном строю, эта конни­ца прорывала любые построения и при массированном кавалерийском ударе не знала себе равных.

Ниже хороший фильм, полный и информативный

источник

Источник: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/sarmaty.html

Крым — один из удивительных уголков Земли. В силу своего географического положения он находился на стыке обитания разных народов, стоял на пути их исторических перемещений. Интересы многих стран и целых цивилизаций сталкивались на такой небольшой территории. Полуостров Крым не раз становился ареной кровопролитных войн и сражений, входил в состав нескольких государств и империй.

Разнообразные природные условия привлекали в Крым народы самых разных культур и традиций Для кочевников здесь были обширные пастбища, для землепашцев — плодородные земли, для охотников — леса с множеством дичи, для мореходов — удобные бухты и заливы, много рыбы.

Поэтому многие народы оседали здесь становясь частью крымского этнического конгломерата и участниками всех исторических событий на полуострове. По соседству жили люди, чьи традиции, обычаи, вероисповедания, уклад жизни отличались. Это приводило к недоразумениям и даже к кровопролитным столкновениям.

Междоусобицы прекращались тогда, когда наступало понимание, что хорошо жить и процветать можно лишь в мире, согласии и взаимном уважении.

Итак, народы, населявшие Крым на протяжении всей истории Крымского полуострова в хронологическом порядке:

Киммерийцы
Киммерийцывоинственные кочевые племена, населяли Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики в IХ-VII вв. до н. э. Во многих древних источниках есть упоминания об этом народе.

К сожалению памятников их материальной культуры в Крыму очень мало. В VII в. до н. э. скифы вытеснили киммерийцев  за пределы Северного Причерноморья.

Но память о них надолго сохранилась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и другие)

Тавры
Таврами древние греки называли племена, населявшие горную и предгорную части Крыма и все южное побережье. Откуда произошло их название неизвестно, возможно тавры — потомки древнего коренного населения полуострова. Древнейшие памятники материальной культуры тавров на полуострове датируются около X века до нашей эры, хотя их культура прослеживалась и ранее.

Совет

Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Тавры занимались земледелием, скотоводством, охотой, иногда промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось тавры постепенно растворились в среде скифов, в результате чего появился новый этноним — «тавроскифы». Ко II-III веках они перестали существовать как этнос.

Читайте также:  Культура россии екатерининской эпохи

Скифы
Племена кочевников — скифов появились в равнинном Крыму и Северном Причерноморье в VII веке до нашей эры. Со временем они перешли к оседлому образу жизни и вобрали в себя часть живших местных племен.

В III веке до нашей эры под напором сарматов скифы потеряли свои владения на материковом Причерноморье и Присивашье, и осели в равнинном Крыму. Именно здесь сформировалось позднескифское государство со столицей в Неаполе Скифском (ныне Симферополь). Скифы активно вели борьбу с греческими Боспором и Херсонесом за влияние на полуострове. В III в.

оно пало под ударами сармат, а затем готов и гуннов. Остатки скифов постепенно смешались с таврами, сарматами и готами и аланами.

Античные Греки
Колонисты из древней греции  появились в Крыму в VI в. до н. э. Они постепенно заселили побережье полуострова, основали целый ряд городов и поселений (Керкинитида, Пантикапей, Херсонес, Феодосия и другие).

Позже греческие города объединились в Боспорское царство(480 г. до н.э.) и Херсонесское государство (422 г до н.э). Греки, чеканили собственные монеты, занимались земледелием, виноделием,  ремеслами, рыболовством, вели торговлю с другими народами.

На протяжении веков оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках нашей эры греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем — Византии.

Греческое население постепенно сливается с другими крымскими народностями, передавая им язык и культуру.

Сарматы
Кочевые племена сарматов (роксоланы, аланы, языги, аорсы, сираки и другие) появляются в Крыму в IV — III веках до нашей эры, тесня скифов.

Кочевники то сражаются со скифами и боспоритами, то вступают с ними в военные и политические союзы. Вероятно, вместе с сарматами в Крым попали и праславяне.

Сарматы, постепенно расселяясь по полуострову, смешиваются с местным населением.

Аланы
Аланы — одно из сарматских племен, зафиксированное впервые письменными источниками середины I в. н. э. Проникли в Крым во II веке нашей эры.

Вначале Аланы осели в юго-восточном Крыму и на Керченском полуострове.

В III-IV веках, из-за гуннской угрозы, они переместились в юго-западный регион полуострова, где принимают христианство и вместе с готами активно участвуют в этническом процессе, формируя этническую общность «готаланы».

Римляне (Римская империя)
Римские войска впервые появились в Крыму (в Боспоре) в I веке до нашей эры после победы над царем Пантикапея Митридатом VI Евпатором. Во второй половине I века н. э. римские войска помогли отбить натиск скифов по просьбе херсонеситов.

Обратите внимание

С этого времени Боспорское царство и Херсонес попадают в зависимость от Римской империи.

Римский войска находились в Херсонесе около 200 лет, привнося некоторые элементы своей культуры в жизнь города. Римляне строили крепости и в других частях полуострова (Харакс на м. Ай-Тодор, крепости в Балаклаве, Альма-Кермене и другие).

Но в IV веке, с развалом Римской империи, римляне окончательно покидают Крым.

Готы
Германские племена готов вторглись в Крым в III веке нашей эры. Под их ударами пало позднескифское царство.  Они быстро  захватили и подчинили себе весь полуосторов, кроме Херсонеса. В конце III века готы взяли под контроль Боспорское царство и встроились в его элиту, сохраняя традиции военной демократии.

Отряды готов нанимались на службу к Римской империи, участвовали в различных военных походах. Среди готов быстро распространилось христианство. К середине IV века после упадка Боспора, готы стали главной политической силой на полуострове. Территория их расселения впоследствии получила названий Готия, а её жители стали федератами Византийской империи.

При поддержке Византии здесь строились укрепленные поселения (Дорос, Эски-Кермен).  В XIII в на территории Готии было образовано княжество Феодоро, просуществовавшее до 1475 г.

Соседствуя с аланами и исповедуя единую христианскую веру готы постепенно сливаются с ними, образуя этническую общность «готаланы», которая впоследствии участвует в этногенезе крымских греков, а затем и крымских татар.

Гунны
В течение IV — V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов — тюркских племен кочевников из Центральной Азии. Среди них были разнличные племена — тюркские, угорские, болгарские.

Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела на  Керченском полуострове и в степном Крыму.

Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде готаланов, более культурного населения.

Византийцы (Византийская империя)
Византийцами принято называть грекоязычное православное население Восточной Римской (Византийской) империи.

На протяжении многих веков Византия играла доминирующую роль в Крыму, определяя политику, экономику и культуру местных народов. Собственно византийцев в Крыму было немного, они представляли гражданскую, военную и церковную администрации.

Хотя небольшое количество жителей империи периодически перемещалось на жительство в Таврику, когда в метрополии было неспокойно. Из Византии в Таврику пришло христианство. С помощью византийцев были построены крепости на побережье и в горном Крыму, укрепляются Херсонес и Боспор.

Важно

После захвата крестоносцами Константинополя в XIII в. влияние Византии на полуострове практически прекращается. В современном Крыму сохранилось большое количество византийских элементов.

Евреи
Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры, быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ веках, когда они подвергаются гонениям в Византии. Евреи проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей.

Принесли в Крым свою религию — иудаизм талмудического толка. После присоединения Крыма к России евреи составляли значительную долю населения Крымского полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться.

Крымские греки
В V-IX вв. в юго-восточном и юго-западном Крыму из потомков античных греков, тавроскифов, готоалан, части тюрок формируется новый этнос, впоследствии получивший название «крымские греки».

Объединило эти разные народы принятие православного христианства, а также общность территории и образа жизни. В VIII -IX вв в него вливаются греки, бежавшие из Византии от преследования иконо6орцев. В XIII в.

в юго-западной Таврике образуются два христианских княжества — Феодоро и Кырк-Орское, основным языком в которых был греческий.

С XV века, после разгрома турками генуэзских колоний и княжества Феодоро, происходит естественная тюркизация и исламизация крымских греков, однако многие из них сохранили христианскую веру (даже утратив родной язык) вплоть до переселения из Крыма в 1778 г. Небольшая часть крымских греков позднее вернулась в Крым.

Хазары
Хазары  — собирательное название разных народностей тюркского (тюрко-болгары, гунны и др.) и нетюркского (мадьяры и др.) происхождения. К VII в. образовалось государство — Хазарский каганат, объединившее несколько народов. В конце VII в.

Читайте также:  Верденское сражение в истории первой мировой

хазары вторглись в Крым, захватив его южную часть, кроме Херсонеса. В Крыму постоянно сталкивались интересы Хазарского каганата и Византийской империи. Неоднократно поднимались восстания местного христианского населения против господства хазар.

После принятия верхушкой каганата иудаизма и побед киевских князей над хазарами их влияние в Крыму ослабло. Местному населению при помощи Византии удалось сбросить власть хазарских правителей. Однако еще долгое время полуостров именовался Хазарией.

Оставшиеся в Крыму хазары постепенно влились в состав местного населения.

Восточные Славяне (Киевская Русь)
Киевская Русь, в период с IX по X век, утверждаясь на мировой арене, постоянно конфликтовала с Византийской империей и Хазарским каганатом. Военные дружины Киевских князей периодически вторгались в Крым, захватывая немалую добычу. В 988 г. киевский князь Владимир и его дружина приняли в Херсонесе христианство.

После падения Хазарского Каганата, на территории Керченского и Таманского полуостровов было образовано Тмутараканское княжество. Во главе с киевским князем оно просуществовавало до XI — XII веков.

Совет

После ослабления противостояния Киевской Руси и Византии походы русских дружин в Крым прекратились, но торговые и культурные связи между Таврикой и Киевской Русью продолжали существовать.

Печенеги, половцы
В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами.

Печенеги впервые появились в Крыму в 882 году и к середине X века заняли весь Крымский полуостров, разгромив большинство селений, кроме Херсонеса и городов на Керченском полуострове. Крым запустел, население ушло в горы.

Археологические раскопки свидетельствуют, что большинство крымских поселений этого периода погибли в пожарах. Печенеги быстро стали посредниками в торговле между Херсонесом и Древнерусским государством.

Они служили проводниками торговых караванов, сами привозили награбленные товары в Херсонес.

Печенеги — тюркоязычные кочевники — довольно часто вторгались в Крым в X в. Существенного влияния на местное население не оказали в силу краткости своего пребывания в Крыму.

Половцы (кипчаки, команы)
— тюркоязычный кочевой народ. Появились на полуострове в XI в. и стали постепенно оседать в юго-восточном Крыму. Впоследствии половцы практически слились с пришлыми татаро-монголами и стали этнической основой будущего крымскотатарского этноса, т. к. численно преобладали над ордынцами и были относительно оседлым населением полуострова.

Армяне
— переселяются в Крым в XI—XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в.

Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым. После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце ХIХ-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым.

В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым.

Венецианцы, генуэзцы
Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские — в ХII веке. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь.

Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию — от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного — администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475 г.

Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.

Татаро-монголы (татары, ордынцы)
Татары — одно из тюркских племен, покоренных монголами. Их наименование со временем перешло на весь многоплемённый массив азиатских кочевников.

Обратите внимание

В 1218 году монгольская орда Чингисхана двинулась на запад, имея в своем составе преобладающие тюркские племена. Славяне называют население Орды татарами. В середине 13 века был образован Крымский улус Золотой Орды со столицей Солхат(Старый Крым).

К середине 14 века ордынцы принимают ислам и постепенно переходят к оседлому образу жизни.

Крымские татары
Мусульманское тюркоязычное население Крыма (самоназвание «къырымлы» — крымцы, жители Крыма).

Народ сформировался на полуострове в результате сложных исторических процессов, на основе слияния тюркских народов (потомки тюрко-булгар, печенегов, половцев, и другие) и исламизированных нетюркских народов (потомки готоалан, греков, армян и другие).

В 1443-1783 годах существовалоКрымское ханство, основным населением которого были крымские татары. После присоединения Крыма к России и трех волн миграций, к концу 19 века крымские татары стали составлять в Крыму этническое меньшинство. Исповедуют ислам суннитского толка.

В 1944 году крымские татары были депортированы из Крыма. В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.

Турки (Османская империя)
Вторгшись в Крым в 1475 г., турки-османы овладели, прежде всего, генуэзскими колониями и княжеством Феодоро. На их землях был образован санджак — турецкие владения в Крыму с центром в Кафе.

Они составляли 1/10 часть полуострова, но это были наиболее стратегически важные территории и крепости. В результате русско-турецких войн Крым был присоединен к России и турки (в основном военные гарнизоны и администрация) покинули его.

Греки и болгары
Греки и болгары с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII — начале XX века.

Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) — в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма.

В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию.

Караимы
-Малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся в средние века на основе тюркских этнических общностей и иудеев, исповедовавших иудаизм в особой форме — караимизма.

Крымчаки
Крымчаки — тюркоязычный малочисленный народ, сформировавшийся средние века из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня.

Немцы
После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством.

Важно

Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым.

Большинство эмигрировало в Германию

Поляки, чехи, эстонцы
Переселенцы этих национальностей появились в Крыму в середине XIX в., занимались в основном сельским хозяйством. К середине XX в. они практически растворились в среде преобладающего местного славянского населения

Источник: http://pantikapei.ru/narody-naselyavshie-krym-v-raznye-vremena.html

Ссылка на основную публикацию