Русская культура xiii—xvii вв.

русская культура 13-17 века кратко, пожалуйста

Оля Мыслитель (5197) 6 лет назад Русская культура 13 – 17 вв. 1.Причина упадка – нашествие монголо-татар. 2.Следствие: — гибель людей; — падение ремесла, исчезновение навыков изготовления; — на полвека прекратилось каменное строительство; — разрушены городские соборы; — сгорели литературные памятники 3.

Устное народное творчество: — новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» ( призыв к борьбе против захватчиков) ; — складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» ( рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) . 4. Летописание.

— используется бумага, а также пергамент и береста; — вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо) , с 15 в. появляется скоропись; — центры летописания: Москва с 1325 г. — в 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.

) ; свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство. — в 1479 г.

Обратите внимание

создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ; — появление хронографов ( труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом. 4.Исторические повести, героический эпос. — во вт. пол. 13 в.

в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ; — исторические повести : «О битве на Калке» , «Повесть о разорении Рязани Батыем» — о Евпатии Коловрате , «Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре) ; подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве. — составлены жизнеописания церковных деятелей Руси; — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) . 5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча. 6.Архитектура: — возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове ( церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. . Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность. — строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III. — первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. 7.Живопись: — в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек ( Византия) : его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими. — Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работал вместе с Даниилом Черным) Русская культура 16 века. 1.Общая характеристика:

— определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева

Источник: http://www.2.schelkovo-school12.edusite.ru/DswMedia/rus13-17.doc

Виктор Михайлов Ученик (199) 2 года назад Наталья Шишова Ученик (159) 1 год назад Русская культура 13 – 17 вв. 1.Причина упадка – нашествие монголо-татар. 2.Следствие: — гибель людей; — падение ремесла, исчезновение навыков изготовления; — на полвека прекратилось каменное строительство; — разрушены городские соборы; — сгорели литературные памятники 3.Устное народное творчество: — новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» ( призыв к борьбе против захватчиков) ; — складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» ( рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) . 4. Летописание.

— используется бумага, а также пергамент и береста; — вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо) , с 15 в. появляется скоропись; — центры летописания: Москва с 1325 г. — в 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.

) ; свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство. — в 1479 г.

Обратите внимание

создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ; — появление хронографов ( труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом. 4.Исторические повести, героический эпос. — во вт. пол. 13 в.

в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ; — исторические повести : «О битве на Калке» , «Повесть о разорении Рязани Батыем» — о Евпатии Коловрате , «Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре) ; подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве. — составлены жизнеописания церковных деятелей Руси; — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) . 5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча. 6.Архитектура: — возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове ( церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. . Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность. — строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III. — первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. 7.Живопись: — в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек ( Византия) : его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.

— Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работ

Александр Руднев Ученик (207) 1 год назад Архитектура.Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие тра¬диции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по разме¬ру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и са-мобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориента¬ция главным образом на местные традиции.Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде — Успен¬ский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро- суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось соз¬данием в конце XV — начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен — 3,5-6,5 м, а их высота — 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Ве¬ликого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в вы¬соту 81 м).

Екатерина Стрельцова Ученик (104) 1 месяц назад

Источник: https://otvet.mail.ru/question/81807915

Тема урока: «Культура Руси конца XIII—XVII веков»

Тема урока: «Культура Руси конца XIII—XVII веков»

Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры

Задачи:

Образовательная:

— Познакомить учеников с лучшими произведениями русской культуры и бытом народа в

XIII—XVII вв.

— Обеспечить усвоение понятий (культура, материальная культура, духовная культура, летопись, былины, мозаика, фреска, икона)

Развивающая:

— Развитие яркой эмоциональной монологической речи;

— Обогащение активного словаря терминами данной эпохи.

Воспитательная:

 — Воспитывать уважение к истории, культуре, показать её значение для современного искусства.

Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: тетради, учебник

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Орг. момент

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку.

Мотивация

Культура народа является частью его истории. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир.

Изложение нового материала

Русская культура 14-15 вв.

Причина упадка – нашествие монголо-татар.

Следствие:

— гибель людей;

— падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;

— на полвека прекратилось каменное строительство;

— разрушены городские соборы;

— сгорели литературные памятники

Устное народное творчество:

— новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» (призыв к борьбе против захватчиков);

— складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» (рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.).

4. Летописание.

— используется бумага, а также пергамент и береста;

— вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо), с 15 в. появляется скоропись;

— центры летописания: Москва с 1325 г.

— в 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.); свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.

— в 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель);

— появление хронографов (труды по Всемирной истории): в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.

Исторические повести, героический эпос.

— во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов);

Читайте также:  Первые киевские князья (ix — середина x в.)

— исторические повести: «О битве на Калке»,

«Повесть о разорении Рязани Батыем» — о Евпатии Коловрате,

«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре);

подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище», Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.

— составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;

— «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии (путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой).

Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.

Архитектура:

— возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в., церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в.

Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.

— строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III.

— первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв.: Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

Живопись:

— в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек (Византия): его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.

— Андрей Рублев – 14-15 вв., «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире (здесь работал вместе с Даниилом Черным)

Русская культура 16 века.

1.Общая характеристика:

— определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева была признана образцовой, в зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.

— в 16 в. завершается формирование великорусской народности;

— в 16 в. появляются элементы светской культуры.

2. Общественно-политическая мысль:

— создано сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских»;

— появляется тезис «Москва – третий Рим» (Пересветов, 16 в. о необходимости самодержавной власти)

3. Летописание:

— «Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного)

— «Книга Степенная царского родословия» — портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до Ивана Грозного;

— 16 в. Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод (содержит 16 тыс. миниатюр-цветных иллюстраций);

— исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.

— новые хронографы

— «Домострой» автор Сильвестр, так считают.

4. Начало книгопечатания:

— 1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол» (ученик Христа) , но существуют семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г.

— в 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский букварь – «Азбуку»,

— за 16 в. 20 книг было напечатано.

5. Архитектура:

— шатровые храмы; нет столбов. Церковь Вознесения в селе Коломенском (в честь рождения Ивана Грозного) Покровский собор в Москве ( в честь взятия Казани).

— строительство пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Успенский в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и др. городах.

— строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов (посвящались одному святому и находились в какой-либо слободе, где жили ремесленники одной специальности);

— строительство каменных кремлей.

а) востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской («кита» — связка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие – что-либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»), эта стена защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы;

б) Федор Конь строит белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо);

в) в Москве возвели Земляной вал о- 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо);

г) каменные крепости-сторожи в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Смоленске, Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах.

Важно

6. Живопись: Дионисий – фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность).

Русская культура 17 в.

Общая характеристика:

— складывание всероссийского рынка;

— появление светских элементов (процесс «обмирщения»).

— влияние Запада (церковь сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев).

2. Просвещение:

— гос. школы, школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др.

— массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике; («Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и таблица умножения).

— в 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно-греко-латинская академия» (во главе братья Лихуды, ученые-греки), где готовили священников и чиновников;

— процесс накопления знаний;

— русские землепроходцы:

а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой;

б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения;

в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

3. Литература:

— «Новый летописец» излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени и доказывал права Романовых на престол;

— исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др. (о Смутном времени).

— сатирическая повесть: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д.

— любовная лирика;

— «Синопсис» (обозрение) автор киевский монах Иннокентий Гизель о совместной истории Украины и России;

4. Театр:

— при дворе в Москве в 1672 г., актеры – немцы и только мужчины, пьесы на библейские и на легендарно-истор. сюжеты;

— бродячий театр скоморохов и Петрушки.

5. Архитектура:

Черты: большая живописность;

асимметричны при сохранении цельности и единства;

многоцветие и декоративность;

наличники;

изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье,

дивное узорочье).

— Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских, псковских, костромских бояр 17 века; храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь, ансамбли в Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках (у станции метро»Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади) и т.д.

— стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески украшали;

— стиль нарышкинский (по фамилии главных заказчиков) или московское барокко: а) белый и красный цвета;

б) этажность построек четкая;

в) в карнизах декоративные раковины;

— расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское, построенный Петровым и Михайловым;

6. Живопись:

— Симон Ушаков – парсуны (персоны), портретная живопись;

— писали на досках яичными красками, в конце 17 в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.

Домашнее задание: учебник истории § 30.

Источник: https://infourok.ru/tema-uroka-kultura-rusi-konca-iiivii-vekov-2891068.html

Культура Руси XIII-XVII вв. Культура и духовная жизнь

Культура Руси XIII-XVII вв.

Культура и духовная жизнь в XIII-XVI вв. I этап – XIII-XV века Основная идея – преодоление катастрофических последствий монголо-татарского нашествия, ликвидация ордынского ига через собирание русских земель II этап – XVI век Основная идея – укрепление государства, единство и централизация

Фольклор Сказания: о битве на реке Калке о разорении Рязани Батыем о Куликовской битве осовремененные былины о богатырях, защищающих Киев Новгородские былины: о Василии Буслаеве о Садко Исторические песни (о реальных событиях): «Песня о Щелкане Дюдентьевиче» (о восстании в Твери в 1327 г.) Осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами Исторические песни: Песни о взятии Казани Песни о Ермаке XIV-XV века XVI век

Просвещение Школы при церквях Монастыри – центры книжности (книгописные мастерские и библиотеки) Бумага с XIV века С XV века полуустав и скоропись как и прежде… Середина XVI в. – зарождение книгопечатания Первая типография – 1553 г. 1563 г. – типография на Никольской улице Ивана Федорова и Петра Мстиславца «Апостол» (1564) и «Часовник» (1565)

Литература в XIV-XV вв. Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск) 1409 г. – первый общерусский летописный свод (Троицкая летопись) Воинские повести «Задонщина» (конец XIV в.) «Сказание о Мамаевом побоище» (конец XIV в.) Хождения «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (ХV в.) Жития святых Митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Литература в XVI в.

Летописи Никоновский летописный свод Лицевой свод (16 000 миниатюр!) Степенная книга Хронограф (+всемирная история) Воинские повести «Казанская история» «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков» Жития святых «Великие Четьи-Минеи» (сборник житий, составленный митрополитом Макарием) «Домострой» Сильвестра (?) (свод правил поведения и энциклопедия домашнего хозяйства) Публицистика Челобитные Ивана Пересветова Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским

Общественная мысль Ереси Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.) Отрицали необходимости церкви, отвергали обряды и церковные таинства Жидовствующие (Новгород, Москва; XV в.

) Отрицали необходимость церкви, не признавали икон и Святую Троицу Иосифляне (Иосиф Волоцкий): Церковь должна быть богатой, владеть земельной собственностью Нестяжатели (Нил Сорский, Максим Грек, Вассиан Патрикеев) Отказ от церковного и монастырского имущества XV-XVI века Филофей (I пол. XVI в.) «Москва – третий Рим»

Архитектура Церковь Спаса Преображения на улице Ильине 1374

Архитектура Московский Кремль Белокаменный Кремль (1367-1368 гг.) Московский Кремль при Иване III (конец XV – начало XVI вв.) 1530-е годы – Китай-город Кон. XVI в. – Белый город

Совет

Архитектура Ансамбль Соборной площади Московского Кремля Успенский собор (1475-1479) Аристотель Фиорованти Благовещенский собор (1484-1489) Псковские мастера Архангельский собор (1505-1508) Алевиз Фрязин Новый Колокольня Ивана Великого (1505-1508) Бон Фрязин Достроена в 1660 г. Грановитая палата (1487-1491) Марк Фрязин Пьетро Антонио Солари

Архитектура Шатровые храмы Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.) Собор Покрова, что на Рву (храм Василия Блаженного) (1555-1561) Барма и Постник Яковлев

Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.)

Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.) Успение Богородицы. 1392 г. Родом из Византии. Работал в Константинополе, Новгороде (церковь Спаса на Ильине улице), Москве (Благовещенский и Архангельский соборы в Московском Кремле). Эмоциональность. Драматизм. Сдержанный, аскетичный колорит

Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.) Троица. 1410-1420-е гг. Спас рубеж 14-15 вв. Монах Троице-Сергиева, затем Спасо-Андроникова монастыря. Фрески Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора во Владимире. Мягкость. Человечность. Более сдержанная манера письма, чем у Феофана Грека.

Живопись Дионисий (ок.1400 – после 1503 г.) Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг. Митрополит Петр. 1481 г. Монах Иосифо-Волоколамского монастыря. Фрески и иконы Успенского собора Московского Кремля, церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Утонченность. Изысканность. Праздничность. Нарядность. Нежные тона.

Культура России XVII в.

: основные тенденции Завершение формирования русской народности и единого русского языка (на основе московского говора) Тенденция к обмирщению культуры Освобождение от влияния церкви Разрушение религиозного мировоззрения Апелляция к разуму Возрастает внимание к человеку, идет накопление знаний Расширение культурных связей с Европой, возрастает число культурных заимствований

Фольклор Главный жанр – историческая песня (песни о взятии Казани, песни об Иване Грозном, песни о Ермаке, песни о Степане Разине). Пословицы и поговорки (охватывали все стороны жизни народа). Преодолевается разрыв между фольклором и письменной литературой.

Просвещение Рост грамотности среди дворян и посадских людей Оживление торгово-промышленной деятельности Рост государственного аппарата Домашнее обучение Школы при церквях и монастырях 1665 г. – школа грамматического учения при Заиконоспасском монастыре (Симеон Полоцкий) 1687 г.

– Славяно-греко-латинское училище (академия) (С.Полоцкий, С.Медведев, братья Лихуды) Учебные пособия 1634 г. – «Букварь» (Василий Бурцев) 1648 г. – «Грамматика» (Мелетий Смотрицкий) 1674 г.. – «Синопсис» (Иннокентий Гизель) 1694 г.

– «Большой букварь» и «Полис» (Карион Истомин)

Литература Новый жанр – сатирическая повесть «О Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Фоме и Ереме» Биографическая повесть – «Повесть об Улиане Осоргиной» Автобиографическая повесть – «Житие» протопопа Аввакума Публицистика (об отсталости России): «Словеса дней» И.Хворостинина «Описание Московского государства» Г.

Обратите внимание

Котошихина «Политика» Ю.Крижанича. Сочинения Авраама Палицина Историческая повесть – герои обычные люди. . Симеон Полоцкий: основы русского стихосложения (силлабического) Сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» + стихотворные пьесы В 1672 г.

Читайте также:  Роль иностранных интервентов в гражданской войне

при дворе царя Алексея Михайловича появился первый театр в России («Артаксерксово действо»)

Симеон Полоцкий

Архитектура До середины XVII в. – шатровый стиль Патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов- образец храм Гроба Господня в Иерусалиме В конце XVII в.

– нарышкинское (московское) барокко Церковь Покрова в Филях (1690-1695) Нарядность, элегантность декора, строгая симметричность, многоярусность, сечетание красного и белого цветов Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве 1644-1645 )

Теремной дворец Алексея Михайловича (реконструкция)

Живопись Симон Ушаков (1626-1686 гг.) Мастер Оружейной палаты Интерес к изображению человеческого лица Парсуны (портреты, написанные в иконописной манере и иконной технике – на доске яичными красками) Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна Спас Нерукотворный. 1678 г.

Симон Ушаков. Икона Архангела Михаила попирающего дьявола. 1676. ГТГ

Специальные знания XVII век – эпоха великих русских географических открытий 1648 г. – экспедиция Семена Дежнева – пролив между Азией и Сев. Америкой 1649 г. – Ерофей хабаров — карта Приамурья Владимир Атласов – обследовал камчатку и Курильские острова Анисим Михайлов – «Устав ратных, пушечных и других дел» — сведения по математике, физике, химии

Выводы по культуре XVII в.

Русская культура находилась на переходном этапе от Средневековья к Новому времени Наблюдается постепенный переход от религиозного к рациональному объяснению мира Усиливается взаимосвязь с западноевропейской культурой Идет процесс формирования русской национальной культуры Процесс обмирщения противоречив – светское начало переплетается с традициями религиозного мировоззрения

Источник: https://present5.com/kultura-rusi-xiii-xvii-vv-kultura-i-duxovnaya-zhizn/

Русская культура XIV — XVII веков. Подъем русской культуры начался в конце XIII – начале XIV века Заново отстраивались города Заново отстраивались города. — презентация

1 Русская культура XIV — XVII веков

2 Подъем русской культуры начался в конце XIII – начале XIV века Заново отстраивались города Заново отстраивались города Расширялось ремесленное производство Расширялось ремесленное производство Возродилось создание летописей Возродилось создание летописей Создавалось Российское централизованное государство Создавалось Российское централизованное государство Административный аппарат требовал все большее количество грамотных людей Административный аппарат требовал все большее количество грамотных людей

3 Книжное дело и литература В конце XIV-начале XV в. жил и писал монах Троице-Сергиевамонастыря Епифаний Премудрый -Житие Сергия Радонежского -Житие Стефана Пермского

4 Задонщина На исходе XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве « И уже грозы великаго князя Дмитрея Ивановича и брата его князя Владимера Андреевича по всем землям текут. Стреляй, князь великый, по всем землям, стреляй, князь великый, с своею храброю дружиною поганого Мамая хиновина за землю Рускую, за веру христьяньскую.»

Важно

5 Книгопечатание В 1564 году Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпустили первую печатная книгу «Апостол»

6 Страница «Апостола»

7 Памятники первопечатникам Иван Петр ФедоровМстиславец

8 Симеон Полоцкий Добрый обычай в мире содержится: в дом новозданный аще кто вселится, Все друзи его ему приветствуют, благополучно жити усердствуют И дары носят от сребра и злата и хлеб, да будет богата полата. Нищ ли кто в злато — руце воздевает к богу и мольбы теплы возсылает, Да подаст здраво и щасливо жити, им же даде в дом новый вселити

9 «Обмирщение литературы» К сатирическим повестям относится и известная «Повесть о Ерше Ершовиче», возникшая в первом «Повесть о Ерше Ершовиче», возникшая в первом десятилетии XVII века. В рассказе о тяжбе Ерша с Лещом и Головлем отражены реальные условия жизни Руси того времени, сословные отношения.

10 Хождения- записки путешественников История путешествия Афанасия Никитина такова: в 1466 году с русским послом он выехал из Москвы в Шемаху. Они спустились вниз по Волге до Астрахани, где один из кораблей путешественника был захвачен разбойниками, а другой у берегов Каспия разбила буря. Несмотря на потерю кораблей и товаров, Никитин с товарищами продолжил путешествие. По суше они добрались до Дербента, затем попали в Персию и морем в Индию. В Индии Афанасий Никитин пробыл три года и через турецкие земли, по Черному морю вернулся в 1472 году в Россию, но, не доезжая Смоленска, умер. Его записки были доставлены в Москву и включены в летопись. История путешествия Афанасия Никитина такова: в 1466 году с русским послом он выехал из Москвы в Шемаху. Они спустились вниз по Волге до Астрахани, где один из кораблей путешественника был захвачен разбойниками, а другой у берегов Каспия разбила буря. Несмотря на потерю кораблей и товаров, Никитин с товарищами продолжил путешествие. По суше они добрались до Дербента, затем попали в Персию и морем в Индию. В Индии Афанасий Никитин пробыл три года и через турецкие земли, по Черному морю вернулся в 1472 году в Россию, но, не доезжая Смоленска, умер. Его записки были доставлены в Москву и включены в летопись.

11 Хождение за три моря За молитву святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, раба Своего грешного, Афанасия Никитина сына. Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море моря: первое море Дербентское, дарья Хвалисская, второе море Хвалисская, второе море Индийское, дарья Гундустанская, третье море — Черное, дарья Стамбульская.

12

13 Путь Афанасия Никитина

14 Архитектура В 1479 году архитектором Аристотелем Фиораванти был построен новый Успенский собор в лучших традициях русского зодчества, главными образцами из которых являлись соборы Владимира и города русского севера.

15 Грановитая палата Архитекторы Пьетро Антонио Салари и Марко Руффо

16 Грановитая палата Внутреннее убранство убранство

17 Шатровый стиль Церковь Вознесения в усадьбе Коломенское

18 Кремлевские башни

19 Спасская башня

20 Покровский собор

21 носит и народное название — храм Василия Блаженного Архитекторы: Барма и Постник

22 Московское барокко В конце XVII в. в России появился новый архитектурный стиль – московское барокко. Церковь Покрова в Филях

Совет

23 Л.К. Нарышкин Московское барокко называют еще и нарышкинским барокко, в честь дяди Петра I Л.К.Нарышкина, по заказу крторого и была сооружена в 1694 г. Церковь Покрова в Филях

24 Резеденция царя Алексея Михайловича в с.Коломенском

25 Деревянный дворец в Коломенском

26 Коломенское – замечательный памятник архитектуры XVII в.

27 Живопись В XIV-XV вв. творили три великих иконописца – Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Преображение Господне. Феофан Грек.

28 Феофан Грек ИконаБогоматериДонской

29 Андрей Рублёв Троица

30 Постановление Стоглавого Собора требовало от иконописцев: «…писать как Андрей Рублёв, а от своего замышления ничто же притворяти.»

31 Дионисий

32 Симон Ушаков СпасНерукртворный

33 АрхангелМихаил

34 Гурий Никитин Троица

35

Источник: http://www.myshared.ru/slide/199884/

История России

Надписи с именами мастеров Косты и Братилы, вырезанные на дне серебряных сосудов из новгородского Софийского собора. XII век.

Вторжения захватчиков и стихийные бедствия привели к гибели множества драгоценных произведений зодчества, живописи, прикладного искусства и литературы. Почти не сохранились и имена простых людей, создававших для светских и духовных феодалов «измечтанные разною хитростью» шедевры стенной живописи и каменной резьбы, тончайшей серебряной чеканки и монументальной архитектуры.

Лишь немногие из русских мастеров упомянуты в дошедших до нас летописях, Это «каменные здатели» — полочанин Иван, новгородцы Пётр и Корова Яковлевичи, Пётр Милонег; Олекса, работавший на Волыни по строительству городов; волынский «хытреч» Авдей — мастер каменной резьбы.

Уцелело известие о киевском художнике Алимпии, расписавшем Киево-Печерский монастырь. Известны имена новгородских мастеров-чеканщиков Косты и Братилы, оставивших прекрасные чеканные серебряные сосуды, а также литейщика Авраамия, скульптурный автопортрет которого сохранился до нашего времени.

Именно труд крестьян и ремесленников был основой дальнейшего развития Руси.

Русский язык и культура обогащались в результате взаимодействия с культурой ряда народов.

Такое взаимодействие нашло отражение в суздальском зодчестве (в котором прослеживаются связи с грузинской и армянской архитектурой), в новгородской живописи (в которой встречаются общие мотивы с армянской фресковой живописью), в народном фольклоре и литературе, где имеются многочисленные упоминания о других народах, об их культуре и быте.

Несмотря на господство богословия, по мере роста опыта, накапливаемого в производстве и развития просвещения (хотя оно затрагивало лишь незначительную часть общества) на Руси распространялись начатки знаний в области изучения природы и истории.

Обратите внимание

Заметно росла грамотность среди феодальной знати, дворянства и горожан. В рукописных памятниках всё чаще встречались похвалы «учению книжному», а «ум без книг» уподоблялся бескрылой птице: какой не взлететь, так и человеку не добиться «совершенна разума без книг».

В обучении основными пособиями были Псалтырь, Часослов, Апостол. Обычное в средневековой Европе библейское представление о мире излагалось в «Шестодневе», который давал богословско-схоластическое описание природы, в сочинении Козьмы Индикоплова «Топография» и в других переведенных на Руси произведениях.

Греческие хроники Георгия Амартола, Иоанна Малалы и других знакомили русских читателей с античной историей.

Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме. XII век.

Наряду со знахарями и «божественными исцелителями» появились врачи — лечцы. В Киеве, например, жил знаменитый лечец Агапит, знавший, «каким зелием исцеляется какой недуг». Возросли знания в области математики, находившие применение и в сельском хозяйстве и при исчислении налогов и при составлении хронологических расчётов в летописях.

Развитие исторических знаний получило яркое отражение в летописании. Во всех крупных городах, от Новгорода до Холма, от Новгородка до Рязани, велись исторические хроники-летописи и составлялись летописные своды (целостные исторические произведения, представлявшие собой обработку летописных записей).

До нашего времени частично сохранились лишь летописи владимиро-суздальские, Волынские и новгородские. Большинство их проникнуто идеей сильной княжеской власти.

Тесная связь летописцев с деятельностью княжеских канцелярий приводила к включению в летописные своды деловых документов: дипломатических, административных, военных.

На Руси, так же как и в других странах, существовала тесная связь между развитием ремесла, прикладного народного искусства и зодчества. Поскольку в обществе господствовала религиозная идеология, лучшие образцы зодчества были связаны с церковью, бывшеи к тому же богатым заказчиком.

Важно

С переходом к феодальной раздробленности для памятников архитектуры стали характерны уменьшенные размеры храмов, упрощённость их внутреннего убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим видом церковного зодчества сделался «кубический» храм с тяжёлой главой.

Эти изменения были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры.

В Киевской земле продолжалось строительство храмов и монастырей (церковь Спаса на Берестове, Кирилловская церковь), но постоянный переход Киева от одних князей к другим создавал неблагоприятные условия для развития здесь искусства.

Ряд выдающихся произведений искусства возник во Владимиро-Суздальской земле, в частности во Владимире-на-Клязьме с его «золотыми воротами», белокаменной архитектурой и каменной резьбой.

Здесь были воздвигнуты великолепные храмы — Успенский собор, шедевр мирового зодчества Дмитриевский собор с каменными резными рельефами, четырёхстолпный храм Покрова-на-Нерли с декоративной скульптурой и Боголюбовский княжеский дворец, включавший в комплекс своих построек собор.

Ярослав Всеволодович. Деталь фрески в церкви Спаса-Нередицы. 1199 год.

Строительство велось в Ростове, Суздале, Нижнем Новгороде и в других городах Северо-Восточной Руси. В качестве примера можно привести Георгиевский собор (30-е годы XIII в.) в Юрьеве-Польском, притвор которого был украшен каменной резьбой.

В Новгородской земле времён боярской республики вместо крупных соборов, строившихся князьями, появились более скромные, но выдающиеся по совершенству форм и художественной росписи храмы.

Среди них выделялась всемирно известная церковь Спаса-Нередицы (конец XII в.) в Новгороде. Большой интерес, как памятник искусства, представляет псковская церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина XII в.

), расписанная фресками.

Не менее замечательной была и архитектура Галицко-Волынской Руси. Здесь известны Успенский собор во Владимире-Волынском, комплекс княжеских дворцовых построек в Галиче, церковь св. Пантелеймона и т.д.

Совет

Архитектура Холма не сохранилась, но из летописи известно, что князь Даниил распорядился построить здесь три храма, украшенные резным галицким белым и холмским зелёным камнем и колоннами «из целого камня». На пути к городу высился «столп» с огромным изваянием орла. Зодчество развивалось в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Городно (Гродно) и других городах.

Появились и разнообразные гражданские постройки — дворцовые княжеские ансамбли во Владимире, Галиче и других городах, использовавшие традиции древнерусского «хоромного строения».

Читайте также:  Сражение на реке шайо: 10-12 апреля 1241 год.

Белокаменная резьба на южной стене Дмитриевского собора во Владимире-на-Клязьме. 1194 год.

В изобразительном искусстве возросло стилистическое разнообразие, причём местное народное творчество нередко вступало в борьбу с господствующей церковной идеологией.

Для новгородской живописи (роспись Софийского собора, Николо-Дворищенской и Благовещенской церквей) характерна яркая, сочная красочность. Особенно замечательны были росписи Спаса-Нередицы — его стен, свода, столбов и арок.

Новгородская иконопись характеризуется теми же чертами, что и монументальная живопись, и своими корнями уходит в народное искусство.

Своеобразным было искусство Владимиро-Суздальской Руси. Местные храмы были наполнены «многоразличными иконами и драгим каменьем без числа». Но сохранилось из этого богатства немногое: остатки росписи Успенского и Дмитриевского соборов, икона Дмитрия Солунского.
Ещё меньше дошло до нас художественных памятников других областей Руси.

Прикладное искусство и скульптура, менее чем живопись связанные с церковными канонами, нередко отражали в своих сюжетах народные игры и пляски, сцены борьбы и т. п.

Обратите внимание

Значительного подъёма достигло искусство чеканки монет, печатей и каменной резьбы (убранство соборов, каменные иконки и т. п.). Мотивы народного творчества нашли богатое отражение в вышивке, а также в украшениях книг — заставках, концовках, заглавных буквах и т. д.

, где наряду с растительным и цветным орнаментом зачастую представлены сцены народного быта и труда.

Влияние народного творчества чувствуется и в одном из сохранившихся рисунков на полях псковской рукописи XII в., где изображён отдыхающий крестьянин, а подле него нарисована лопата и имеется надпись: «Делатель, трудися».

Русская культура в XII-XIII веках

В памятниках литературы периода феодальной раздробленности проводились идеи господствующего класса. В лучших её творениях, призывавших князей к миру, защите независимости родины, отражены и чаяния широких народных масс.

Церковная проповедническая литература, идейная направленность которой заключалась в призыве населения к повиновению властям небесным и земным, представлена произведениями Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др.

Эти писатели были широко образованны и в своих произведениях использовали наследие античной литературы. Знаменитый книжник Климент Смолятич (середина XII в.

) охотно ссылается на Омира (Гомера), Аристотеля и Платона, подвергаясь за это нападкам со стороны представителей ортодоксального богословия.

Идеология церковной и отчасти светской знати нашла яркое отражение в замечательном памятнике литературы 20-х годов XIII в. — «Патерике» Киево-Печерского монастыря. Проникнутый мыслью о превосходстве духовной власти над светской, он включал 20 назидательных рассказов о жизни этой крупнейшей церковной феодальной корпорации.

Обширный круг идей содержится в выдающемся памятнике ранней дворянской публицистики, сохранившемся в двух редакциях XII—XIII вв., — «Слове», или «Молении», Даниила Заточника. Блестяще образованный Даниил умело использовал сокровища фольклора для восхваления сильной княжеской власти и обличения вредного для Руси самовластия светской и церковной знати.

В составе летописных сводов сохранились повести о князьях (об Андрее Боголюбском, Изяславе Мстиславиче Волынском и др.), о крупных исторических событиях, о взятии крестоносцами Константинополя и т. д. В этих повестях имеется много деталей, свидетельствующих о возрастании интереса к человеческой личности, к действиям и переживаниям отдельных людей.

Важно

Величайшим памятником русской культуры XII в. является «Слово о полку Игореве», посвящённое описанию неудачного похода на половцев (в 1185 г.) новгород-северского князя Игоря Святославича. Автор — сторонник единства страны, единства её сильнейших князей, единства народа.

Русская же земля для него — это вся Русь, от Таманского полуострова до Прибалтики, от Дуная до Суздальской земли.

В то время, когда в результате княжеаких усобиц и половецких набегов «по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собою деля», автор восхваляет мирный труд.

Описывая одну из кровопролитнейших междоусобных битв на Немиге и противопоставляя мир войне, он пользуется образами, рисующими работу крестьянина-пахаря. «Чёрная земля, — пишет автор,— под копытами костьми была посеяна, кровью полита: горем взошли они по Русской земле».

«Слово» проникнуто глубоким патриотизмом. Образ Русской земли является центральным в этом произведении.

Автор призывает князей встать на защиту родины и осуждает тех из них, которые занимаются распрями («куют крамолу» и «сеют по земле стрелы»).

Автор рисует образы сильных и могущественных князей (Всеволода Большое Гнездо, Ярослава Осмомысла и др.), распространивших свою власть на большую территорию, прославленных в соседних странах.

В «Слове о полку Игореве» щедро использованы образы народной поэзии.

Это чувствуется в описании природы, в словах скорби по поводу бед, постигших Русь, в тех сравнениях, присущих народному творчеству, к которым прибегал автор, описывая войны и битвы.

Незабываемы по яркости лирические женские образы, воспетые в «Слове» (жена князя Игоря Евфросинья Ярославна и «красная» Глебовна). Русский народ устами автора «Слова» выражал свой призыв к единству во имя труда и мира, во имя защиты родины.

Совет

Развитие русской культуры в XII—XIII вв. происходило в тесной связи с дальнейшим развитием русской народности.

В Русской земле и в период феодальной раздробленности сохранялся общий язык (при наличии различных диалектов) и действовали общие гражданские и церковные юридические нормы. Народ был чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это нашло своё отражение прежде всего в былинах.

Русская культура играла большую роль и в жизни соседних земель. Русские летописи вошли в состав крупнейших польских хроник, на русских летописях основано летописание Литвы.

Тексты русских летописей проникли даже в Англию, где получили отражение в хронике Матвея Парижского. Памятники русского ремесла сохранились в Чехии. Влияние русских фресок проявилось в Чехии, сказалось в росписях храмов Польши и Готланда.

Русские косторезы пользовались заслуженной славой в Византийской империи и других странах.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xiii-vek/russkaya-kultura-v-xii-xiii-vekax.html

Русская культура XIII – XVII века

Департамент культуры г. Москвы

Государственное образовательное учреждение

Среднего  профессионального образования  г. Москвы

«Московский музыкально-педагогический колледж»   

«Русская культура

XIII – XVII в.»       

Выполнила: студентка 3 курса – Андонова М..   
Проверил: преподаватель Культурологии – Солодовников Г. И.         

2010 г.

      1. Русская культура XIII – XVII в. 

     Тема  борьбы за независимость была центральной  как в устном народном творчестве, так и в памятниках письменной литературы того времени. Наиболее крупными патриотическими произведениями были «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», прославлявшие победу объединен¬ных русских войск в Куликовском сражении.

Наиболее значительным памятником исторической мысли являлись летописные своды. Центром общерусского летописания стала Москва, где в начале XV века был составлен первый летописный свод общерусского характера.

Обратите внимание

Троицкая летопись, в котором проводилась мысль о преемственности власти московских государей от киевских и владимирских князей.

     В исторической литературе рубежа XV-XVI вв. усиливаются рационалистические взгляды на исторические события.

Авторы исторических произведений (например, «Сказания о князях владимирских», конец XV века) стремились утвердить мысль об исключительности самодержавной власти русских государей как преемников Киевской Руси и Византии.

Такие же идеи высказывались в хронографах, сводных обзорах всеобщей истории, в которых Россия рассматривалась как последнее звено в цепи всемирно-исторических монархий.

     Расширялись не только исторические, но и географические знания людей. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России.

     Русские мастера научились производить  довольно сложные математические расчеты  при строительстве зданий, были знакомы  со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие механизмы. Для добычи соляных растворов применялись глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса.

В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия.

     В XIV веке были восстановлены каменные соборы во Владимире, Ростове, Суздале и других городах. В Москве были возведены белокаменные стены и башни Кремля, целый ряд соборов и монастырей.

Важно

В процессе образования государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества.

Для этого стиля было характерно творческое использование архитектурных традиций старых русских городов и вместе с тем их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения.

     Формирование  национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева. В первой четверти XV века он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов. Вершиной творчества А.

Рублева стала икона «Троица», написанная в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи.

По своей художественной ценности и высокому мастерству оно стоит на уровне самых выдающихся достижений современной ему итальянской живописи эпохи Возрождения.

     Таким образом, формирование духовности народа XIV — начала XVI вв. проходило в значительной мере под влиянием идей создания государства и растущего осознания единства ее народов.

     В XVI в. прекратили свое существование  некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом  завершившегося процесса складывания  единого государства.

Нивелировались самобытные черты, отличавшие одну школу  от другой, исчезли оригинальные творческие методы и приемы мастеров декоративно-прикладного искусства, архитекторов, иконописцев.

Совет

Однако происходящие процессы свидетельствовали не об упадке русской культуры, а, напротив, о ее поступательном прогрессивном развитии.

     Это было связано с тем, что Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель, творчество которых в условиях утвердившегося национального самосознания, дало мощный толчок развитию культуры во всех ее сферах.

     В XVI в.

формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности.

Процесс складывания общенациональной культуры сопровождался ее дальнейшим развитием.

     Литература  и общественно-политическая мысль  в XVI в. претерпевают значительные изменения, что было связано с возросшей  активностью обсуждения насущных проблем  того времени. В общественной мысли  получила распространение теория «Москва  — третий Рим».

     Книгопечатание  стало важной вехой в развитии русской культуры. В середине XVI в. Иван Федоров организовал типографию в Кремле, переведенную затем на Никольскую улицу. Первой датируемой русской  книгой стал «Апостол», изданный в 1564 г., который и положил начало русскому книгопечатанию.

     Архитектура XVI в. развивалась в нескольких направлениях, получив мощный импульс в результате работы в Москве в конце XV в. итальянских  зодчих. Кроме того, к этому времени  большой опыт приобрели московские архитекторы и строители, что позволило им возводить уникальные сооружения.

Выдающимся памятником этого времени является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III, в память о рождении у него сына Ивана.

     Центром развития иконописи в XVI в.

Обратите внимание

стала Москва, именно сюда по приказу Ивана Грозного собирали лучших иконописцев. Московские иконописцы затем расходились по городам и монастырям, разнося единые традиции всей России. Различия между школами сглаживались.

На основе традиции и новых тенденций формировалась общерусская национальная иконописная школа. Продолжала развиваться фресковая живопись.

     XVII в., являясь периодом быстрого  развития древнерусской культуры, в то же время был веком  ее завершения.

Сохраняя основные  черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени.

В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.

     В литературе XVII столетие – время  отмирания многих незыблемых традиций. Наиболее выразительное новшество  – проникновение в литературу заведомого вымысла. Подобного рода литература была популярна, прежде всего, в демократической среде. Помимо развлекательного и нравоучительного, в ней была сильна сатирическая, обличительная составляющая.

Наиболее ярко она проявилась в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» – произведениях, в которых высмеивались судебные порядки и продажность судей.

     В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа. В начале века общий  характер архитектуры еще мало отличался  от зодчества конца XVI в.

Важно

Характерной чертой второго этапа, охватывающего середину столетия, является подчеркнутая деко-ративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства. Патриарх Никон запретил строить популярные в XVI в. шатровые храмы как неканонические, отличающиеся от греческих образцов.

Специальными распоряжениями зодчие обязаны были вернуться к традиционной крестово-купольной схеме. Однако архитекторы легко обходили запрет. Была найдена новая возможность использовать излюбленный архитектурный элемент – шатрами увенчивались колокольни.

В результате появлялись замечательные по красоте постройки затейливой, асимметричной, «сказочной» архитектуры. Таковы, например, церковь Троицы в Никитниках (1634 г.) и церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652 г.) Третий этап начинается в 90-х гг. XVII в. В русской архитектуре происходят существенные изменения.

Появляется новый стиль – «нарышкинское барокко», получивший свое название потому, что главными заказчиками построек, выполненных в этом стиле, были родственники второй жены царя, матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Источник: http://referat.yabotanik.ru/kulturologiya/russkaya-kultura-xiii—xvii-veka/167423/154133/page1.html

Ссылка на основную публикацию