Рост крупной машинной индустрии. новые промышленные районы

Развитие промышленности. Возникновение новых промышленных районов

Капитализм в промышленности прошел в три стадии: 1. Мелкотоварное производство (в основном крестьянские промыслы), 2. Капиталистическая мануфактура, 3. Капиталистическая фабрика, когда возникает машинная индустрия.

В начале 80-х годов Россия завершился промышленный переворот. Машинный труд вытеснял ручной. Широко использовались паровые машины и механические станки.

Появились новые промышленные центры: Донбасс, Криворожье, Баку. Крупными промышленными центрами стали Харьков, Юзовка, Горловка, Лодзь, Нарва.

Обратите внимание

За вторую половину XIX века добыча угля возросла почти в 30 раз, а нефти — в 700 раз.

Крупными центрами транспортного машиностроения стали: Сормово, Коломна; центрами транспортного машиностроения: Одесса, Бердянск, Харьков. Возникли фабрично-заводские поселки (например: Орехово-Зуево).

Железнодорожная политика правительства и железнодорожное строительство во второй половине XIX в.

Развивалось железнодорожное строительство. В середине 50-х годов XIX в. построена Николаевская железная дорога, которая связала Москву с Петербургом.

В конце 70-х годов началось железнодорожное строительство на окраинах России: в Закавказье, Средней Азии, Сибири. Инициатором “железнодорожного бума” был министр путей сообщения С.Ю. Витте.

В 90-е годы шло строительство транссибирской железнодорожной магистрали.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве.

В сельском хозяйстве усилилось расслоение крестьянства. Шел процесс “раскрестьянивания” т.е. выделение сельской буржуазии и сельского пролетариата. Расслоение крестьянства означало выделение трех категорий крестьян: 1. Зажиточные крестьяне (кулаки). Составляли к концу XIX в. 7-15% крестьян, но имели в своих хозяйствах почти 47% крестьянской земли; 2.

Середняки — 20%; 3. Бедняки — 65% крестьян, но имели всего 24% крестьянской земли. Шире использовалась техника, углублялась специализация. Более быстрому развитию капитализма мешали крепостнические пережитки: сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян, сохранение временной обязанности до 1881 г., выкупных платежей до 1906 г.

Капитализм в сельском хозяйстве Росси мог развиваться двумя путями. Первый путь — помещичий или “прусский”, когда помещичье землевладение сохранялось и постепенно приспосабливалось к капитализму.

Второй путь — крестьянский (фермерский) или “американский”: при котором помещичье землевладение должно быть ликвидировано, должно развиваться частное крестьянское хозяйство.

Полностью в России не победил ни тот, ни другой путь.

Для приспособления помещиков к капитализму в сельском хозяйстве возникла переходная система:

Важно

1. Отработки — за арендованную землю крестьяне обрабатывали землю помещика своим инвентарем;

2. Издольщина — за арендованную землю крестьяне платили помещику долю урожая.

Новым явлением в сельском хозяйстве было возникновение кооперативного движения. В целом для Российской экономике этого времени была характерна многоукладность, т.к. на ряду с капитализмом существовало мелкотоварное и патриархально-натуральное производство

Политическая реакция 80-90 годов XIX в. эпоха контрреформ.

Обострение социально-политических противоречий в стране к концу 70-х годов XIX в.

Возросло кол-во восстаний, сословная политика продолжала существовать, кризис хозяйства помещиков.

Воцарение Александра III.

Новый император, как и его предшественник, рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошёл в историю как царь ¾ “Миротворец”, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными.

Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его мерам, направленным на укрепление существующего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К.П.

Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А. Толстой и публицист М.Н. Катков.

Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложение М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест “О незыблемости самодержавия”.

В августе последовала “Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия”. “Либеральные бюрократы” были отправлены в отставку.

Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.

Контрреформы.

В целом во внутренней политики второй половины XIX в. проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контр реформы, правительство Александра III все таки не удалось окончательно уничтожить земство и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства.

Совет

В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынужденно сделать новые шаги в решения крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временное обязанное состояние крестьян.

Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации и взаимоотношений между предпринимателями и рабочими.

Однако главным образом социальная направленность внутренней политики 80-90-х годов состояла в усилении позиций дворянства, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/39306.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Развитие крупной машинной индустрии не может идти иначе, как скачками, периодическими сменами периодов процветания и кризисов.

Разорение мелких производителей в громадной степени усиливается этим скачкообразным ростом фабрики; рабочие то притягиваются массами фабрикой в эпохи горячки, то выталкиваются.

Условием существования и развития крупной машинной индустрии становится образование громадной резервной армии безработных и готовых взяться за всякую работу людей.

Совет

Во II главе мы показали, из каких слоев крестьянства рекрутируется эта армия, а в последующих главах были отмечены и те главнейшие виды занятий, для которых капитал держит наготове эти резервы.

Неустойчивость РєСЂСѓРїРЅРѕР№ машинной индустрии всегда вызывала Рё вызывает реакционные жалобы людей, которые продолжают смотреть РЅР° вещи глазами мелкого производителя Рё забывают, что только эта неустойчивость Рё заменила прежний застой быстрым преобразованием СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ производства Рё всех общественных отношений.  [1]

РЎ развитием РєСЂСѓРїРЅРѕР№ машинной индустрии РїСЂРѕРїР·-РІРѕ перерастает нац.  [2]

Ленин подробно и всесторонне исследует развитие крупной машинной индустрии в России.

Обратите внимание

РћРЅ характеризует РєСЂСѓРїРЅСѓСЋ машинную ( фабричную) индустрию как высшую ступень капитализма РІ промышленности, РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ Рё существенный признак которой состоит РІ употреблении для производства системы машин. Крупная машинная индустрия является, таким образом, последним словом капитализма, последним словом его отрицательных Рё положительных моментов ( стр.  [3]

Особенно важное значение транспорт приобретает с развитием крупной машинной индустрии, которая всегда нуждается в расширении как внутреннего, так и внешнего рынков.

Создание всемирного рынка, вызванное колоссальным развитием торговли, потребовало массовой Рё РїРѕ возможности быстрой переброски сырья Рё готовых изделий РЅР° большие расстояния.  [4]

Развитие народного хозяйства РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј зависит РѕС‚ состояния Рё темпов роста топливно-энергетических отраслей — РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ базы тяжелой индустрии.

Развитие РєСЂСѓРїРЅРѕР№ машинной индустрии, механизированного сельского хозяйства, транспорта, промышленного Рё гражданского строительства требует большое количество различного РІРёРґР° топливно-энергетических ресурсов. Наиболее крупные поставщики топлива для народного хозяйства — нефтяная Рё газовая промышленности.  [5]

It-рая становится одной из непосредств.

Развитие крупной машинной индустрии сопровождается совершенствованием организации произ-ва на отд.

Высокая степень организации РёСЂРѕРїР·-РІР° Рё использование машинной техники позволяет капиталистич.  [6]

Развитие народного хозяйства во многом зависит от состояния и темпов роста энергетической базы.

Важно

Развитие РєСЂСѓРїРЅРѕР№ машинной индустрии, механизированного сельского хозяйства, транспорта, промышленного Рё гражданского строительства сопровождается РІСЃРµ большим потреблением различных РІРёРґРѕРІ топлива. РЎ ускорением технического прогресса РІРѕ второй половине XX века стала особенно заметна роль энергетических ресурсов. Так, если Р·Р° первые 50 лет нашего столетия потребность РІ топливно-энергетических ресурсах РІРѕ всем РјРёСЂРµ возросла РІ 3 раза, то Р·Р° последующие 30 лет — РІ 3 5 раза. Наиболее крупными поставщиками топлива для народного хозяйства являются нефтяная, газовая Рё нефтеперерабатывающая промышленности.  [7]

Развитие РєСЂСѓРїРЅРѕР№ машинной индустрии, растущее общественное разделение труда усиливают экономическую взаимозависимость между различными отраслями Рё предприятиями, концентрирующими РІСЃРµ большие массы наемных рабочих. Однако РІ условиях капитализма, породившего общественный характер производства, присвоение остается частным, РёР±Рѕ экономическую РѕСЃРЅРѕРІСѓ буржуазного строя составляют частная собственность РЅР° средства производства Рё эксплуатация наемного труда капиталом.  [8]

Развитие народного хозяйства во многом зависит от состояния и темпов роста энергетической базы.

Современные темпы развития РєСЂСѓРїРЅРѕР№ машинной индустрии, механизированного сельского хозяйства, транспорта, промышленного Рё гражданского строительства сопровождаются РІСЃРµ большими потребностями РІ различных видах топлива. РћРґРЅРёРј РёР· наиболее крупных поставщиков топлива для народного хозяйства является нефтяная, газовая Рї нефтеперерабатывающая промышленности, представляющие СЃРѕР±РѕР№ важнейшие отрасли тяжелой индустрии.  [9]

Так, капиталистические отношения ста-ли господствующими лишь тогда, РєРѕРіРґР° возникло РєСЂСѓРїРЅРѕРµ машинное производство, РІ Рє-СЂРѕРј принципу подчинения человека капиталу соответствовало подчинение рабочего машине, превращение его РІ придаток машины. Хотя капитализм создает материальные предпосылки для социалистического общества, однако, для того чтобы осуществился принцип РћС‚ каждого — РїРѕ способности, каждому — РїРѕ труду, необходимо создание материально-технической базы социализма. Это означает развитие РєСЂСѓРїРЅРѕР№ машинной индустрии, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ реорганизовать РІСЃРµ отрасли хозяйства, более равномерное размещение производительных СЃРёР», ликвидацию унаследованного РѕС‚ капитализма отставания отдельных районов. РќР° РѕСЃРЅРѕРІРµ общественной собственности производства делается возможным планомерное развитие хозяйства, ликвидация безработицы, создаются новые, невиданные раньше стимулы Рє труду. Материально-техническая база социализма постепенно развивается РІ материально-техническую базу РєРѕРјРјСѓРЅРёР·РјР°.  [10]

Развитие крупной машинной индустрии не может идти иначе, как скачками, периодическими сменами периодов процветания и кризисов.

Разорение мелких производителей в громадной степени усиливается этим скачкообразным ростом фабрики; рабочие то притягиваются массами фабрикой в эпохи горячки, то выталкиваются.

Условием существования и развития крупной машинной индустрии становится образование громадной резервной армии безработных и готовых взяться за всякую работу людей.

Совет

Во II главе мы показали, из каких слоев крестьянства рекрутируется эта армия, а в последующих главах были отмечены и те главнейшие виды занятий, для которых капитал держит наготове эти резервы.

Неустойчивость РєСЂСѓРїРЅРѕР№ машинной индустрии всегда вызывала Рё вызывает реакционные жалобы людей, которые продолжают смотреть РЅР° вещи глазами мелкого производителя Рё забывают, что только эта неустойчивость Рё заменила прежний застой быстрым преобразованием СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ производства Рё всех общественных отношений.  [11]

В следующем параграфе мы рассмотрим в этом отношении данные о важнейших производствах, а теперь поставим вопрос: увеличивается или уменьшается число фабрик в России.

Главная трудность этого РІРѕРїСЂРѕСЃР° состоит РІ том, что понятие фабрика применяется РІ нашей фабрично-заводской статистике самым хаотическим образом; поэтому те отрицательные ответы РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ, которые давались РёРЅРѕРіРґР° РїРѕ данным фабрично-заводской статистики ( напр. Карышевым), РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ иметь никакого значения. Необходимо прежде всего установить какой-либо точный признак понятия фабрика, — без этого условия было Р±С‹ нелепо иллюстрировать развитие РєСЂСѓРїРЅРѕР№ машинной индустрии данными Рѕ заведениях, РІ число которых РІ разное время попадали разные количества мелких мельниц, маслобоек, кирпичных сараев Рё РїСЂ.  [12]

В I главе мы рассмотрим, возможно более кратко, основные теоретические положения абстрактной политической экономии по вопросу о внутреннем рынке для капитализма.

Р’ трех следующих главах РјС‹ постараемся охарактеризовать капиталистическую эволюцию земледелия РІ пореформенной Р РѕСЃСЃРёРё, именно РІРѕ II главе Р±СѓРґСѓС‚ разобраны земско-статистичоские данные Рѕ разложении крестьянства, РІ III — данные Рѕ переходном состоянии помещичьего хозяйства, Рѕ смене барщинной системы этого хозяйства капиталистическою, Рё РІ IV — данные Рѕ тех формах, РІ которых РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ образование торгового Рё капиталистического земледелия. РўСЂРё дальнейшие главы Р±СѓРґСѓС‚ посвящены формам Рё стадиям развития капитализма РІ нашей промышленности: РІ V главе РјС‹ рассмотрим первые стадии капитализма РІ промышленности, именно РІ мелкой крестьянской ( так наз. VI главе — данные Рѕ капиталистической мануфактуре Рё Рѕ капиталистической работе РЅР° РґРѕРјСѓ Рё РІ VII главе — данные Рѕ развитии РєСЂСѓРїРЅРѕР№ машинной индустрии.  [13]

Страницы:      1

Источник: https://www.ngpedia.ru/id360100p1.html

География основных отраслей промышленности мира. Основные промышленные районы мира

Топливная промышленность — включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.

Анализируя топливно-энергетический баланс за некоторый исторический период, необходимо отметить, что топливная промышленность мира прошла в своём развитии несколько этапов:

  • угольный этап (первая половина XX века);
  • нефтегазовый этап (со второй половины XX века).

Добыча нефти в мире в 1950 — 2000 гг. выросла почти в 7 раз (с 0,5 до 3,5 млрд. т). Нефтяная промышленность — одна из самых монополизированных добывающих отраслей.

Кроме немногих стран, где добыча нефти находится в ведении государственных компаний, отрасль полностью контролируется крупнейшими ТНК США и стран Западной Европы.

В противовес им развивающиеся страны-экспортеры нефти создали организацию ОПЕК, борющуюся за право распоряжаться нефтью на своей территории и контролирующую свыше половины ее добычи.

Обратите внимание

До 2-й мировой войны 80% нефти добывали Северная. и Южная Америка, где выделялись США (свыше половины добычи в мире) и Венесуэла. Но уже после войны с открытием крупных месторождений нефти на Ближнем и Среднем Востоке, а также в СССР доля Америки стала быстро сокращаться (2000 г. — 21%).

Основную часть нефти теперь дает Азия (до 38%). Доли отдельных стран-лидеров в добыче в 2000 г. (США или Саудовская Аравия) не превышают 12 — 13%. СССР в конце 80-х гг. достиг максимального уровня добычи нефти среди всех нефтедобывающих государств — 624 млн.

т (20% мировой добычи), который ни одна страна не превзошла.

Нефть — один из важнейших экспортных товаров мировой торговли. На экспорт поступает половина всей добываемой нефти (свыше 1,5 млрд. т). Важнейшими ее поставщиками являются страны Ближнего и Среднего Востока.

Подавляющая часть экспортируемой нефти перевозится в танкерах по морским путям. Крупнейший поток по трубопроводам идет из России во многие страны Западной и Восточной Европы.

И хотя доля нефти несколько снизилась, она остается на первом месте по показателям мирового энергопотребления.

Промышленность природного газа

Добыча природного газа за вторую половину XX в. выросла в 11 раз (с 0,2 до 2,3 трлн. м3).

Это позволило приблизиться ему в структуре потребления первичных источников энергии к каменному углю (около 24%). При этом по разведанным ресурсам (почти 150 млрд. т. или 145 трлн.

м3) природный газ сопоставим с нефтью. К этому следует добавить ресурсы попутного нефтяного газа, связанного с месторождениями нефти.

К 1990 г. в лидеры добычи вышла Восточная Европа при ведущей роли СССР. Возникла значительная газодобыча в Западной Европе и Азии. Итогом явилось изменение географии газовой промышленности мира.

Важно

США утратили свое монопольное положение, и их доля уменьшилась до 1/4, а лидером стал СССР (ныне Россия сохранила свое лидерство). Россия и США сосредоточивают половину добываемого в мире природного газа.

Россия остается стабильным, самым главным в мире экспортером газа.

Угольная промышленность

Уголь добывают более чем в 60 странах мира, но из них свыше 10 млн.т. в год добывают 11 стран — Китай (месторождение — Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).
Экспортёры угля — США, Австралия, ЮАР.
Импортёры — Япония, Западная Европа.

Нефтяная промышленность

Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.

Газовая промышленность

Газ добывают 60 стран, лидируют Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания.
Основными проблемами топливной промышленности являются:

  • истощение запасов минерального топлива (по расчетам специалистов, разведанных запасов угля, хватит примерно на 240 лет, нефти — на 50 лет, газа — 65);
  • нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива;
  • территориальный разрыв между основными районами добычи и районами потребления.

Для решения этих проблем разрабатываются новые ресурсосберегающие технологии, осуществляется поиск новых месторождений.

Электроэнергетика мира

Роль электроэнергетики заключается в обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства. А значение её в эпоху НТР, особенно по мере развития электронизации и комплексной автоматизации особенно велико.

Свыше 100млрд киловатт в час вырабатывается в 13 странах — США, России, Японии, Германии, Канаде, Италии, Польше, Норвегии и Индии.

По объёмам выработки электроэнергии на душу населения лидерами являются: Норвегия (29 тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11 тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2 тыс. кВт. ч.

Наименьшие показатели в странах Африки, Китае и Индии.

Доля различных видов станций в производстве энергии в разных странах неодинакова, так ТЭС преобладают в Нидерландах, Польше, ЮАР, Румынии, Китае, Мексики, Италии.

Значительна доля ГЭС в Норвегии, Бразилии, Канаде, Албании, Эфиопии. В конце 80-х активно строились и работали АЭС. В этот период они были построены в 30 странах мира.

Значительную долю энергии на АЭС вырабатывают во Франции, Бельгии, Республике Корея, Швеция, Швейцария, Испания.

Основными проблемами электроэнергетики являются:

  • истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;
  • загрязнение окружающей среды.

Решение проблемы — в использовании нетрадиционных источников энергии, таких как:

  • геотермальная (уже используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США);
  • солнечная (Франция, Испания, Италия, Япония, США);
  • приливная (Франция, Россия, Китай, совместно Канада и США);
  • ветровая (Дания, Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды).

Металлургическая промышленность мира: состав, размещение, проблемы

Металлургия – одна из главных базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).

На протяжении достаточно длительного времени размеры выплавки металлов едва ли не в первую очередь определяли экономическую мощь любой страны. И во всём мире они быстро возрастали. Но в 70-е годы XX века темпы роста металлургии замедлились. Но сталь остаётся по-прежнему основным конструкционным материалом в мировой экономике.

Металлургия включает в себя все процессы от добычи руды до выпуска готовой продукции. В состав металлургической промышленности входит две отрасли: черная и цветная.

Черная металлургия. Железная руда добывается в 50 странах мира, но основное её производство приходится на небольшое число стран.

Размещение предприятий черной металлургии определяется следующими факторами:

Природно-ресурсным (ориентация на территориальные сочетания месторождений каменного угля и железа);
Транспортным (ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды);
Потребительским (связан с развитием мини-заводов и передельной металлургии). По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия. Но по выплавке стали — Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.

Цветная металлургия. Размещение предприятий цветной металлургии определяется следующими факторами:

  • сырьевой (выплавка тяжелых металлов из руд с малым содержанием полезного компонента (1 — 2%) — меди, олова, цинка, свинца);
  • энергетическим (выплавка легких металлов из богатой руды – энергоемкое производство — алюминия, титана, магния и др.);
  • транспортным (доставка сырья);
  • потребительским (использование вторичного сырья).

Цветная металлургия получила наибольшее развитие в странах, которые обладают запасом руд цветных металлов: Россия, Китай, США, Канада, Австралия, Бразилия. А в Японии и странах Европы — на привозном сырье.

По выплавке меди лидируют — Чили, США, Канада, Замбия, Перу, Австралия. Главные экспортеры алюминия — Канада, Норвегия, Австралия, Исландия, Швейцария. Олово добывается в Восточной и Юго–Восточной Азии. Свинец и цинк выплавляют США, Япония, Канада, Австралия, Германия и Бразилия.

Совет

Металлургия относится к группе отраслей, оказывающих негативное влияние на все компоненты природы. Необходимо применять природоохранные технологии, такие как, оборотное водоснабжение, малоотходное производство, методы химической очистки.

Важным шагом в этом направлении является сокращение доменного производства и переход на электрометаллургию, и использование вторичного сырья.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: состав и размещение

Лесная и деревообрабатывающая промышленность одна из старейших отраслей промышленности. На протяжении долгого времени она обеспечивала другие отрасли конструкционными материалами и сырьем.

Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели.

Особенности размещения определяются сырьевым фактором. Характеризуется наличием двух лесных поясов. В пределах северного заготавливается хвойная древесина, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии эта отрасль промышленности стала отраслью международной специализации.

В пределах южного лесного пояса заготавливаются лиственные породы деревьев. Здесь можно выделить — Бразилию, страны Юго-Восточной Азии и тропической Африки. Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют не древесное сырьё — джут, сизаль, тростник.

Главными импортерами древесины являются — Япония, страны Западной Европы, отчасти США.
Проблемы лесной и деревообрабатывающей промышленности связанны с увеличением объёмов заготовки древесины, недостаточным использованием отходов лесозаготовки и лесопиления, недостаточными объёмами лесовосстановительных работ, загрязнением окружающей среды отходами целлюлозно-бумажной промышленности.

Лёгкая промышленность мира: состав, особенности размещения, проблемы и перспективы развития

Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.

Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:

  • первичная переработка сырья;
  • текстильная промышленность;
  • швейная промышленность;
  • обувная промышленность.

Важнейшей отраслью легкой промышленности является текстильная.

Главными факторами размещения являются:

  • сырьё (для отраслей первичной переработки сырья);
  • потребитель (для швейной и обувной);
  • сочетание первых двух (в зависимости от производственных стадий текстильной промышленности).

На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей (Китай, Индия, Россия). Второе место — производство тканей из химического волокна (США, Индия, Япония). В производстве шёлковых тканей лидируют США, Япония, Китай, а шерстяных — Россия, Италия.

В то же время на экспорт больше производится продукции в развивающихся странах, где есть дешевая рабочая сила.

Главные экспортёры — Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.

В развитии мировой лёгкой промышленности наметились определённые тенденции:

  • снижение темпов производства тканей из химических волокон;
  • резкое возрастание доли развивающихся стран в производстве текстильной промышленности;
  • расширение ассортимента выпускаемой продукции.

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности мира: состав и особенности размещения

Машиностроение является одной из старых отраслей промышленности. Но по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции, до сих пор, занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.

Машиностроение состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями, обеспечивающими научно-технический прогресс и в самом машиностроении и в экономике в целом это — электроника, электротехника, вычислительная техника, точное машиностроение.

Производство многих видов машин требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки приборостроение, производство ЭВМ. И другие новейшие отрасли.

Эти отрасли требуют и постоянного внедрения последних достижений науки, т.е. являются наукоёмкими. Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними. Зависимость от источников металла, в эпоху НТР значительно снизилась.

Машиностроение сегодня отрасль практически повсеместного размещения.

В целом в мире сложилось 4 крупных региона машиностроения:

Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать — производство ракетно-космической техники, ЭВМ.
Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения.

Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий.

СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.

Химическая промышленность мира: значение, состав, особенности размещения, проблемы окружающей среды

Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР.

От её развития зависит развитие всей экономики, поскольку она обеспечивает другие отрасли промышленности новыми материалами, сельское хозяйство — минеральными удобрениями и средствами защиты растений, а население — разнообразными бытовыми химическими средствами.

Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает:

  • горно-химическую промышленность (добыча сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей);
  • основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
  • химию органического синтеза (производство полимеров – пластмасс, синтетического каучука, химических волокон);
  • прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.).
  • Особенностями размещения химической промышленности определяются совокупностью различных факторов.

Для горно-химической — природно-ресурсный фактор определяющий, для основной и химии органического синтеза — потребительский, водный и энергетический.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:

  • Зарубежная Европа (лидирует Германия);
  • Северная Америка (США);
  • Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
  • СНГ (Россия, Украина, Беларусь).

В производстве отдельных видов химической продукции лидируют следующие страны:

  • в производстве серной кислоты — США, Россия, Китай;
  • в производстве минеральных удобрений — США, Китай, Россия;
  • в производстве пластмасс — США, Япония, Германия;
  • в производстве химических волокон — США, Япония, Тайвань;
  • в производстве синтетического каучука — США, Япония, Франция.

Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природу.

С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырьё, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она создает вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановлению почв.

С другой стороны, она сама относится к числу наиболее «грязных» отраслей, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.

Источник: https://geographyofrussia.com/geografiya-osnovnyx-otraslej-promyshlennosti-mira-osnovnye-promyshlennye-rajony-mira/

Рост крупной промышленности

Численность промышленных предприятий, имев­ших не менее 16 рабочих на каждом, и общее количество занятых на них рабочих на протяже­нии первой половины XIX в. изменялись в России следующим образом:

Начало XIX в. Вторая половина 20-х годов Середина 50-х годов
Число предприятий  Количество рабочих около 1200
224 882
около 1 800
340 568
2 818
859 950
В том числе наемных ра­бочих 61 600 114515 528 650

Приведенная таблица вносит существенные поправки в те представле­ния о развитии русской промышленности, которые в свое время были широко распространены среди историков под влиянием книги Туган-Барановского «Русская фабрика».

Количество предприятий действительно крупной промышленности в дореформенной России было значительно меньше, чем считалось раньше. Перед реформой 1861 г. их насчитывалось около 2800, а не 10—12 тыс., как писал Туган-Барановский.

Общее количество рабочих, занятых в середине XIX в. в крупной промышленности, было значительно больше, чем указывалось Туганом-Барановским. Для середины XIX в. он называет цифру примерно в 500 тыс. человек, в то время как в действительности она достигала почти 860 тыс. человек.

Обратите внимание

Иначе теперь рисуется и соотношение принудительного и наемного тру­да в дореформенной русской промышленности. Изучая лишь обрабаты­вающую промышленность и учитывая тысячи мелких предприятий, где преобладала наемная рабочая сила, Туган-Барановский уже для начала XIX в.

почти половину (48%) всех промышленных рабочих считал рабо­тавшими по найму. Необходимо, однако, учитывать не только обрабаты­вающую, но и добывающую промышленность, включая горные заводы, где принудительный труд господствовал. При этом подсчете доля наемного труда достигает в начале XIX в.

примерно 27 %, во второй половине 20-х го­дов— 33,6%, а в конце 50-х годов — свыше 60%.

Туган-Барановский считал, что до середины 40-х годов размеры про­мышленных предприятий увеличивались, а затем до конца 50-х годов стали заметно снижаться. На основании этого он делал совершенно ошибочный вывод: «Кустарь стал по всем пунктам бить фабриканта — вот почему число рабочих на фабриках стало сокращаться и сами фабрики мельчать».

Ложное утверждение о победе мелкого промышленного производства над крупным основывалось на грубой методологической ошибке Туган-Барановского. Он высчитывал абстрактные средние размеры предприятий, пользуясь заведомо неверными и несравнимыми за разные периоды данными.

В действительности же нет никаких оснований считать, что крупная промышленность в предреформенные десятилетия отступала перед мелким производством. Наоборот, она успешно развивалась и особенно быстро — в 40-х годах.

Характерно, что многочисленные признаки перехода от мануфактуры к фабрике в отдельных отраслях промышленного производства России могут быть обнаружены именно в 40-х годах XIX в.

Нижеследующие цифры освещают рост импорта в Россию машин и механизмов в предреформенный период:

Годы Сумма импорта в рублях серебром
1824—1828 42 529
1829—1833 73 763
1834—1838 409 455
1839—1843 384 685
1844—1847 1 164 402
Годы Импорт Импорт
хлопка-сырца бумажной
пряжи
1821—1825 70 236
1826—1830 103 432
1831—1835 149 560
1836—1840 320 589
1841—1845 527 590
1846—1850 1 115 351

На предреформенные же десятилетия приходятся и первые успехи рус­ского машиностроения. В 1845 г., по данным департамента мануфактур и внутренней торговли, в России было только 14 «машинных фабрик», в 1851 г. их насчитывалось уже 19, с общей суммой производства до 1/2 млн. руб., а за 50-е годы их численность возросла до 100 предприятий с суммой производства почти в 8 млн. руб.

Как известно, машинная техника в России раньше и быстрее стала про­никать в хлопчатобумажное производство. Ярким показателем развития ее как раз в 40-е годы XIX в. является резкое возрастание привоза импорт­ного сырья для изготовления бумажных тканей. Средний ежегодный им­порт хлопка-сырца и бумажной пряжи в Россию по пятилетиям изменялся до реформы 1861 г. следующим образом (в тыс. пудов):

До середины 30-х годов XIX в. основная масса бумажной пряжи для русской промышленности поступала из-за границы, и производство ее в России было незначительно.

Важно

Начиная же со второй половины 30-х годов и особенно в 40-х годах изготовление пряжи на наших фабриках стало уве­личиваться чрезвычайно быстро и приостановило рост импорта готовой пряжи (в течение 1836—1845 гг.

оно держалось на одном уровне, а затем стало сокращаться). Привоз же хлопка-сырца продолжал нарастать непрерывно в убыстряющемся темпе.

Бумагопрядильные предприятия в России сразу создавались как крупные фабрики с механизированным производством. В 1843 г. на них насчитывалось 350 тыс. веретен, в 1849 г.— 600 тыс. веретен. На бумаго­прядильных фабриках работали многие десятки тысяч рабочих, и размеры этих предприятий нередко были весьма значительны.

Возникновение новой отрасли текстильной индустрии в России отме­чено было уже в 1851 г. Энгельсом.

В письме к Марксу от 23 сентября он сообщал: «Русские теперь уже не получают из Англии ни одного аршина бу­мазеи, очень мало готовых хлопчатобумажных изделий, очень много сы­рого хлопка: 2000—3000 кип в неделю, и несмотря па то, что пошлина на пряжу понижена с 7 до 5 пенсов за фунт, ежедневно все еще возникают новые прядильни» .

Внедрение машинной техники в другие отрасли промышленного производства дореформенной России шло более медленным темпом.

В условиях крепостного строя речь могла идти только о самой начальной стадии перехода отдельных отраслей промышленности от мануфактурной техники к машинному, фабричному производству.

Даже в одном из крупнейших промышленных центров того времени, в Москве, успехи фабрично-заводского производства к середине XIX в. были очень скром­ны. Из 443 московских предприятий крупной промышленности в 1853 г.

Совет

только 31 предприятие имело паровые двигатели, а их общая мощность по превышала 800 лошадиных сил.

Подавляющее большинство московских промышленных предприятий в 50-х годах XIX в. продолжало оставаться типичными мануфактурами, т. е. предприятиями с очевидным преобладанием ручного производства. Эн­гельс указывал на преобладание в России до 1854 г. «примитивных методов производства».

Господство крепостнических отношений заметно тормозило развитие крупной промышленности в дореформенной России. Спрос на промышлен­ные изделия со стороны основной массы населения — закабаленного и разо­рявшегося крестьянства — был весьма ограничен. Темпы роста промыш­ленности уже в 40-х годах XIX в. обгоняли развитие ёмкости внутреннего рынка.

Один из фабрикантов, отвечая в 1846 г.

на запрос министра фи­нансов, писал, что русские хлопчатобумажные изделия «не имеют надле­жащего сбыта от чрезвычайно увеличившейся фабричной промышлен­ности, которая особенно в последнее время слишком усилилась, между тем источники сбыта остались почти те же, а другие, прежде значитель­ные, теперь почти ничтожны».

Ограничен был в крепостной России и рынок рабочей силы. Владельцы фабрик и мануфактур при найме рабочих сталкивались с большими труд­ностями. Весьма показательно, что одновременно с сравнительно быстрым ростом наемного труда в промышленном производстве в целом возрастала и общая численность крепостных рабочих: в начале XIX в.

их насчиты­валось около 160 тыс. чел., во второй половине 20-х годов — до 225 тыс., а в 50-х годах — уже 350 тыс. чел. Вотчинные и казенные предприятия использовали свое право собственности на рабочую силу крестьян, рас­ширяли применение крепостного труда. «При крепостном строе не могла по-настоящему развиваться промышленность».

Источник: http://www.viewmap.org/rost-krupnoj-promyshlennosti/

Книга Александр III и его время. Содержание — 2. РОСТ КРУПНОЙ МАШИННОЙ ИНДУСТРИИ

В 80-е гг. XIX в. доля России составляла 20% мирового производства пшеницы, 60% ржи, 30% ячменя.

Среди наиболее важных мероприятий по развитию отечественного сельского хозяйства следует выделить учреждение Министерства земледелия и государственных имуществ. Создано оно было 21 марта 1894 г. в результате преобразования Министерства государственных имуществ, унаследовав его функции.

Новое министерство ведало вопросами сельского хозяйства, распространением агрономических знаний, развитием кустарных промыслов и др.

, организовывало всероссийские и местные сельскохозяйственные выставки, оказывало помощь сельскохозяйственным обществам, кооперации, проводило сельскохозяйственные съезды и др. В конце 80-х гг. в ежегодно открывалось до 25 местных сельскохозяйственных выставок, в начале XX в. от 40 до 50.

Наиболее крупными общими сельскохозяйственными выставками этого периода были Всероссийские (в Москве, 1895; Харькове, 1887; Киеве, 1913), Прибалтийские (в Риге, 1880, 1889).

2. РОСТ КРУПНОЙ МАШИННОЙ ИНДУСТРИИ

Обратите внимание

Царствование Александра III является важным этапом капиталистической индустриализации России. В 1880—90 гг. в основном завершается промышленная революция, начавшаяся в нашей стране, по мнению ряда историков, в 50-х гг. XIX в.

Крупная машинная индустрия одерживает решающую победу над мелким производством и мануфактурой. В 1881 г. фабрик насчитывалось 31’173, с 770’842 рабочими и общей производительностью в 997’933 тыс. руб. В 1896 г.

число фабрик выросло до 38’401, численность рабочих возросла до 1’742’181 и производительность составила 2’745’345 тыс. руб. (248, с. 280).

Быстрыми шагами совершенствуется техника производства в ведущих отраслях промышленности.

Надо заметить, что Российская держава, вступив позднее ряда других европейских стран на путь капитализма, могла использовать уже имевшиеся технический опыт и организационные формы промышленно-капиталистического развития.

Основными центрами развивавшейся капиталистической промышленности были Петербург и Москва. Причём северная столица являлась средоточием машиностроения. Здесь производилось свыше 70% всех машин и механизмов.

В городе и его окрестностях насчитывалось 19 гигантских по тем временам заводов, на каждом из которых работало более 1’000 человек. Здесь выросли такие промышленные гиганты, как Путиловские заводы, насчитывавшие более 12 тыс. рабочих, металлургические и химические предприятия. Уже в 1879 г.

на фабриках и заводах, где работало не менее 100 человек, было занято свыше 79 тыс. рабочих, т. е. 88,8% всех петербургских пролетариев. В среднем на одно предприятие приходилось 450 человек (221 в, с. 9). К концу XIX в. металлообрабатывающие заводы Петербурга выпускали 94% продукции отрасли.

Важно

Белокаменная столица и окружающий её промышленный район оставались главным очагом лёгкой, преимущественно текстильной промышленности.

В Прибалтике, наряду с Ригой и Нарвой начали создаваться новые промышленные центры — Либава (Лиепая) и Ревель (Таллин). Специфика Прибалтийского промышленного района проявлялась в сосредоточении промышленности в немногих больших городах и почти полном отсутствии кустарных сёл, столь характерных для центральной России.

На Урале горнометаллургическая индустрия, основанная в прошлом на принудительном труде подневольных рабочих, в первые годы после реформы 1861 г. пережила серьёзные затруднения.

Тысячи рабочих, освобождённых от крепостной зависимости, покинули заводы. Только спустя 10 лет уральская металлургия достигла уровня 1860 г.

Но и в дальнейшем она развивалась весьма медленно из-за слабого железнодорожного сообщения.

На юге страны с 70-х гг. постепенно стал формироваться новый район горной и металлургической промышленности.

Постройка двух железнодорожных магистралей, связавших Москву с Ростовом-на-Дону, дала выход донецкому углю и значительно повысила спрос на него. В районе Донецкого кряжа, как грибы после дождя, один за другим стали возникать новые рудники. Надшахтные постройки и конусообразные терриконы существенно изменили пустынный прежде ландшафт донецкой степи.

После того как в 1885 г. угольный Донбасс был соединён Екатерининской линией с районом Кривого Рога, где находились большие запасы богатой железом руды, начался быстрый подъём южной металлургии.

Совет

На полпути между Донбассом и Криворожьем возник Приднепровский металлургический район с центром в Екатеринославе.

Молодая южная металлургия, не знавшая феодальных традиций и отличавшаяся более высоким техническим уровнем, стала быстро обгонять седой Урал.

Крупным центром машиностроения сделался Харьков. Район сахарной промышленности охватывал почти всю лесостепную полосу Украины и часть Центрально-Чернозёмного района. Удельный вес Украины в крупной промышленности империи заметно возрос.

Основными топливными базами являлись Донецкий, Домбровский (Польский) каменноугольные районы и Бакинский нефтяной район.

Значительно меньшую роль играли Подмосковный и Уральский районы и совсем ничтожную роль только начинавшие разработку районы Сибири, Средней Азии, юго-восточный (Грозный) и др.

Только в Донбассе добыча угля с 1880-го по 1892 г. увеличилась в два с половиной раза (с 1,4 млн т до 3,6 млн т).

Характерной особенностью развития каменноугольной промышленности России, как и большинства капиталистических стран, была довольно слабая механизация угледобычи. Жестоко эксплуатировался труд шахтёров, добыча на шахтах велась вручную. Паровые двигатели обслуживали лишь подъём угля, вентиляцию и водоотливы.

Быстро развивалась новая отрасль экономики России — нефтяная индустрия.

В дореформенный период спрос на нефть был невелик. Развитию нефтяной промышленности в районе Баку мешало существование откупной системы — отдача нефтяных колодцев на откуп на определённый срок. С отменой в 1872 г.

Обратите внимание

этой системы и с переходом к сдаче нефтеносных участков с торгов в долгосрочную аренду, вокруг Баку стали расти леса вышек и вблизи от старого города возник новый, окутанный пеленой дыма и копоти «чёрный город» с десятками нефтеперегонных заводов.

За 12 лет добыча нефти выросла в 14 раз, (с 344 тыс. т в 1880 г. до 4853 млн т в 1892 г.).

В 80—90-е гг. XIX в. произошли существенные изменения как в добыче, так и в переработке нефти. Значительно увеличены мощности паровых котлов и насосов, усовершенствованы способы транспортировки и хранения нефтепродуктов.

На промыслах и в заводских районах прокладывались трубопроводы. Для перевозки появились нефтеналивные суда и вагоны-цистерны. С 1882 г. в производство нефтеперегонного дела внедрены непрерывно действующие аппараты-кубы.

Так, нефтедобыча товарищества «Бр. Нобель» за 1879-1883 гг. возросла на 4820%, её удельный вес в общероссийской добыче к концу этого периода достиг почти 26%, а в общероссийском производстве керосина — 49% (121, с. 62—64).

Выдающиеся открытия и изобретения русских учёных и инженеров расширили возможность применения нефтепродуктов — в качестве топлива, смазочных масел и др. — и обеспечили бакинской нефти выход на мировые рынки. В конце XIX в. Россия выдвинулась на первое место в мире по добыче нефти, оттеснив на время Соединённые Штаты.

3. ТРАНСПОРТ

Развитие промышленности м укрепление оборонной мощи государства требовало дальнейшего развития транспорта и, прежде всего, железнодорожного строительства.

Время показало явные преимущества железных дорог в сравнении с другими видами транспорта.

Важно

Стоимость перевозок грузов уже по первым железным дорогам была в 4—7 раз ниже, чем гужевым транспортом, и даже ниже стоимости перевозок по мелководным рекам и каналам.

К 1880 г. в стране была создана железнодорожная сеть протяжённостью 23 тыс. км, охватывавшая 45% территории Европейской России.

Она состояла из четырёх основных железнодорожных узлов: Московского (включал 18 железных дорог), Прибалтийского (8 железных дорог), Южного, или Азовско-Черноморского (6 железных дорог), и Западного (8 железных дорог).

На Востоке функционировали Оренбургская железная дорога, Уральская горнозаводская железная дорога, Пермская железная дорога, Сызрано-Вяземская железная дорога и др., не связанные с общероссийской сетью железных дорог.

Источник: https://www.booklot.org/genre/nauchnoobrazovatelnaya/kulturologiya/book/aleksandr-iii-i-ego-vremya/content/3550708-2-rost-krupnoy-mashinnoy-industrii/

Ссылка на основную публикацию