Предпосылки буржуазных реформ 19 века

Буржуазные реформы в России в 60 — 70-х годах XIX века

60-70-е гг. — это время коренных преобразований в России, которые затронули практически все наиболее важные стороны жизни общества и государства. За относительно короткий срок в стране были проведены реформы в области экономики, управления, военного дела, образования и культуры.

Александр II

В 1855 г., когда у стен осажденного Севастополя гремела канонада, внезапно умер Николай I. На престол вступил его старший сын Александр II, который вошел в историю России под именем Освободителя.

Александр II — российский император с 1855 г.

Александр II вступил на престол уже зрелым человеком — в 36 лет. Он не был ни либералом, ни реакционером и до воцарения не имел своей экономической и политической программы.

Не принимая отвлеченных от жизни идей и принципов, Александр Николаевич был человеком действия. Он понимал необходимость компромиссов и уступок в интересах государственной жизни. Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В. А.

Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере.

Обратите внимание

Экономическое развитие России в первой половине XIX в. (европейская часть)

Новый царь понимал, что порядки, существующие в России, надо изменить. Он вернул из Сибири декабристов, разрешил свободный выезд за границу. На многие государственные посты Александр назначил новых людей, умных и образованных. В Кабинет министров он ввел своего брата Константина, который был убежденным либералом.

Либеральный лагерь

При подготовке реформ царь опирался на чиновников-либералов. Это были мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов на предстоящие преобразования и методы их исполнения. Они были близки к прогрессивно настроенным общественным деятелям, литераторам, ученым.

Сторонники либеральных преобразований были и среди дворянства, хотя составляли в нем явное меньшинство. Все свои надежды и чаяния либералы возлагали на реформы, проводимые правительством.

Революционная демократия

Со второй половины 50-х гг. идет консолидация революционно-демократических сил. По своему социальному положению революционные демократы были главным образом разночинцами, хотя среди них были и дворяне.

В отличие от либералов они не верили в реформы и были сторонниками крестьянской революции.

Идею революции они сочетали с утопическим социализмом, выступали с требованием безвозмездной передачи всей земли крестьянам.

Александр Иванович Герцен, револю­ционер-демократ, философ, писатель и публицист. С 1847 г.— в эмиграции; основатель русской вольной печати (альманах «Полярная звезда», газета «Колокол»), направленной против крепостного права и самодержавия

Николай Александрович Добролюбов, литературный критик и публицист. Выступал против монархии и крепостного права, революционер, социалист-утопист 

Николай Гаврилович Чернышевский, революционер-демократ, ученый, писатель, литературный критик. В 1856—1862 гг. один из руководителей журнала «Современник»

Крупнейшим идейным центром революционно-демократических сил в России был журнал «Современник», в котором участвовали Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, а за границей — «Колокол» Герцена и Огарева.

Крестьянская реформа

Главной реформой из тех, что готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного права. Большинство помещиков были возмущены и напуганы, когда узнали об этом.

Землевладельцы пытались убедить царя в том, что отменять крепостное право ни в коем случае нельзя. Но Александр II видел, что крестьянские волнения усиливаются с каждым годом, и понимал, что крестьяне не могут дальше терпеть власть помещиков.

«Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда народ отменит его снизу»,— отвечал царь недовольным дворянам.

19 февраля 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получали личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить. Бывшие крепостные объявлялись «свободными сельскими обывателями» и получали гражданские права.

Они могли заключать договоры и сделки, выбирать род занятий, переходить в другие сословия (мещан, купцов), поступать в учебные заведения. За помещиками закреплялось право собственности на все земли своих имений. Крестьяне получали в пользование от помещика земельные наделы, которые могли впоследствии выкупить в собственность.

До выкупа наделов крестьяне (они назывались «временнообязанными») должны были нести в пользу землевладельца повинности — платить оброк или отбывать барщину. Выйдя на выкуп с согласия или по требованию барина, став «крестьянином-собственником », они должны были выплачивать государству выкупные платежи за полученную ссуду.

Освобождение с землей 23 млн помещичьих крестьян было уникальным событием не только в русской, но и в мировой истории.

Первая страница «Манифеста 19 февраля 1861 года»

Земская и городская реформы

В 1864 г. была проведена земская реформа. В соответствии с ней в губерниях и уездах создавались всесословные органы местного самоуправления, которые были названы земствами.

Земствам было предоставлено решение местных хозяйственных вопросов: устройство и содержание дорог и мостов, земских школ, приютов, богаделен, медицинское и ветеринарное обслуживание, землемерные работы, статистический учет и др. Земства внесли существенный вклад в организацию медицинской помощи, особенно в деревне, и создание земских школ.

Земское собрание в провинции. Художник К. Трутовский

В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления — городские думы, которые выбирали исполнительные органы — городские управы.

Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа — имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е.

рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция.

В крупных городах городской голова утверждался министром внутренних дел, в мелких — губернатором. В круг дел городских учреждений входили разные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные меры и др.

Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству, росту городского населения.

Судебная реформа

Проведенная в 1864 г. реформа суда была наиболее последовательной буржуазной реформой. Она провозглашала независимость суда от администрации: судья мог быть отстранен от своей должности только по суду. Старые сословные суды упразднялись.

Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Суд объявлялся всесословным, т. е. единым и равным для всех сословий.

Суд становился открытым и гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика; в судебном процессе принимали участие представитель обвинения — прокурор и защитник подсудимого — присяжный поверенный (адвокат).

Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян, которые выбирались по жребию.

Присяжные заседатели, выслушав судебные прения, выносили решение о виновности или невиновности подсудимого. Их решение являлось обязательным для судьи.

Это было существенное завоевание демократии, которое ненавидели реакционеры. «Суд улицы», «суд толпы» — так они презрительно отзывались о суде присяжных.

Военная реформа

В 1874 г. вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Законом были установлены сроки действительной военной службы для сухопутных войск (6 лет) и на флоте (7 лет).

Для имевших высшее образование срок действительной военной службы определялся в шесть месяцев; со средним образованием — 1,5 года; для лиц, окончивших уездные училища и прогимназии,— 3 года и начальные училища — 4 года. Не призывались на действительную военную службу единственные сыновья и единственные кормильцы. Отсрочку от призыва получали и те, кто учился в средних и высших учебных заведениях.

Больше внимания уделялось боевой подготовке войск, были введены новые уставы и наставления, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Создание военных училищ и академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Но, несмотря на перемены, многое в армии оставалось по-старому: муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.

Реформы 1861—1874 гг., получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями общества второй половины XIX в. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

В ходе проведения реформ была ослаблена цензура, на страницах газет и журналов стали гласно обсуждаться общественные проблемы.

Развитие сельского хозяйства и промышленности

Отмена крепостного права дала толчок развитию новых социально-экономических отношений. После 1861 г. Россия из страны аграрной быстро превращалась в аграрно-индустриальную. Увеличение спроса на продукцию сельского хозяйства на мировом и внутреннем рынке повысило заинтересованность владельцев в увеличении товарности земледелия и животноводства.

Рост сельскохозяйственного производства шел за счет увеличения посевных площадей (на южных и восточных окраинах), введения многопольного севооборота, применения минеральных удобрений и машин. За 20 пореформенных лет экспорт зерна из России увеличился в 3 раза и составил в 1881 г. 202 млн пудов. По экспорту хлеба Россия вышла на первое место в мире.

Читайте также:  Деятельность коммунистической партии по усилению борьбы народов ссср на оккупированной территории

В 40-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Сначала в текстильной и хлопчатобумажной промышленности, а затем и в других отраслях.

Для успешного перехода от мануфактуры к фабрике, наряду с заменой ручного труда машинным, требовался значительный слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство больших капиталов. С отменой крепостного права промышленный переворот пошел быстрее и к началу 80-х гг.

Важно

в главных отраслях промышленности был завершен. Социальным последствием его было быстрое формирование пролетариата и промышленной буржуазии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Александр II в юности, еще до того как стал царем, был страстным охотником и, разумеется, не мог пройти мимо вышедших в 1846 г. «Записок охотника» И. Тургенева. Впоследствии он говорил, что именно эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/burzhuaznye-reformy-v-rossii-v-60-70-h-godah-xix-veka

1. Предпосылки реформ 60-70-х гг. XIX в

1. Предпосылки реформ 60-70-х гг. XIX в — страница №1/3

Во второй половине XIX в. Россия начала масштабный переход к индустриальному обществу. Основы данного процесса были заложены в ходе реформ 60 – 70-х годов, названных современниками «Великими».

Сущность российской модернизации состояла в приближении к передовой для того времени европейской социально-экономической и политической модели общественного устройства, базировавшегося на рыночной экономике и парламентской демократии.

Однако специфика исторического развития страны, сохранение феодально-крепостнических пережитков обусловили сложный и противоречивый характер российских преобразований.

Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, сохранение политического и духовного гнета царского самодержавия – все это привело к революционным событиям начала XX века, понимание которых невозможно без серьезного анализа реформ Александра II и развития пореформенной России в конце XIX – начале XX вв.

В целях более глубокого изучения темы представляется необходимым выделение следующих проблем:

1. Предпосылки реформ 60-70-х гг. XIX в.

2. Содержание реформаторской деятельности правительства Александра II.

3. Контрреформы 80-90 гг.

4. Первая российская индустриализация.

5. Аграрные проблемы пореформенной России.

При изучении первой проблемы необходимо уяснить экономические, политические, социальные и нравственные предпосылки реформ 60-70 гг. XIX в. Обратите внимание на точки зрения новейшей историографии по данному вопросу. В целях более глубокого понимания темы следует осмыслить механизм торможения крепостным правом развития индустриального и аграрного секторов экономики страны.

Анализируя вторую проблему, уясните для себя сущность реформ Александра II. Выделите их консервативные и прогрессивные черты. Постарайтесь ответить на следующий вопрос: почему реформы 60-70-х гг. часто называются в историографии «Великими»?

Совет

При рассмотрении третьей проблемы определите, какие демократические завоевания предыдущего периода были отменены Александром III.

Осмысливая вопрос первой российской индустриализации, проанализируйте ее особенности. В данной связи уделите внимание реформаторской деятельности министра финансов России С.Ю. Витте. Рассматривая проблему, важно понять, какие социально- экономические последствия для страны принесла первая российская индустриализация.

Особое значение в России на данном этапе имело решение аграрных проблем. Так, например, известный современный санкт-петербургский историк И.Я. Фроянов определил характер первой российской революции 1905-1907 гг., как революции аграрной, крестьянской.

Поэтому предоставляется необходимым дать подробный анализ эволюции сельского хозяйства страны в пореформенный период. При изучении раздела ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие типы помещичьего хозяйства сложились в конце XIX в.

    ?

  2. В чем суть аграрного вопроса в пореформенной России?
  3. Какие пути решения аграрных проблем предлагались в обществе в конце XIX – начале XX вв.? Почему они не были реализованы?

Изучая тему, следует иметь в виду, что глубокое осмысление проблематики истории России во второй половине XIX – начале XX вв.

и анализ, на этой основе, дальнейшего пути развития страны возможен лишь при знании фактологической основы исторического процесса, при применении таких принципов научного исследования как принцип объективности и историзма.

1. Предпосылки реформ 60 — 70-х годов XIX в

Необходимость проведения реформ в России была обусловлена, прежде всего, отставанием страны от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. По мнению В.О.

Ключевского, причины данного отставания следует искать в том, что «наш народ был поставлен судьбою у восточных ворот на страже ломившейся в них кочевой, хищной Азии.

Целые века истощал он свои силы, сдерживая этот напор, одних отбивал, других через дверь христианской церкви мирно вводил в европейское общество. Так мы очутились в арьергарде Европы, оберегали тыл европейской цивилизации».

Природно-географические, социальные, исторические условия России определили особый, отличный от западного, тип феодального общества – самодержавно-крепостнический. Характерными чертами его были длительная консервация крепостничества и огромная роль государства, в зависимости от которого находились все социальные слои (в том числе и высшие).

Центральная власть, стремясь преодолеть разрыв в уровнях развития России и Запада (что было опасно для суверенитета и независимости страны), время от времени вынуждена была совершать рывок вперед. При этом использовались западно-европейский опыт и достижения технического прогресса. Таковыми являлись реформы Петра I.

Осторожные попытки Екатерины II и Александра I обновить социально-экономические и, возможно, политические отношения не нашли отклика у первого сословия – дворянства.

Тем не менее, в обществе нарастало понимание того, что сохранение крепостного права губительно для дальнейшей судьбы страны, а рабское состояние основной массы населения позорит Россию.

Обратите внимание

Об этом свидетельствовала, в частности, работа Уложенной комиссии (1767-1768), многочисленные высказывания отечественных общественных деятелей о несправедливости существующих порядков (можно вспомнить эпиграф журнала «Трутень», издаваемого Н.И. Новиковым — «они работают, а вы их труд ядите»).

В XVIII-XIX вв. создавались разнообразные проекты по отмене крепостного права. Их разрабатывали, в основном, радикалы. Хотя в стороне не остались либералы, и даже консерваторы. В частности, граф А.А. Аракчеев предложил выделять в российском бюджете определенную сумму для того, чтобы «выкупать» крестьян у помещиков.

Отмена Александром I крепостного права в Прибалтике (соответствующие положения были приняты в 1816 и 1819 гг.), многочисленные указы Николая I (и особенно реформа управления государственными крестьянами 1837-1841гг.

), работа Секретных комитетов — все это являлось показателем того, что «неблагополучие» в аграрной сфере было понятно и правящим кругам.

Предпосылки, определившие необходимость проведения реформ, созрели окончательно к середине XIX века. Крепостническая система изжила себя экономически. Только 5% помещичьих хозяйств применяли рациональные формы агрикультуры: многопольный севооборот, машины и т.д.

Стремление увеличить денежные доходы толкало земледельцев не к модернизации своего хозяйства, а к усилению барщины и увеличению оброка (натурального и денежного). Последний в течение первой половины XIX века вырос в среднем в 2-5 раз.

Широко распространенным явлением в барщинных хозяйствах стало так называемая «месячина»: у крепостного крестьянина отбирали надел, и он должен был за скудное месячное довольствие работать на помещика. Однако данные меры не способствовали интенсификации сельскохозяйственного производства.

Труд крепостных был малопроизводителен. Помещичьи хозяйства постепенно приходили в упадок.

Для того чтобы поддерживать свою социальную базу, государство вынужденно было кредитовать траты помещиков под залог имений и крепостных, используя для этой цели значительную часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян. Ко времени отмены крепостного права примерно 65 % всех имений было заложено, а общая сумма долга государству и кредитным учреждениям составляла более 400 млн. рублей.

Важно

Крестьянский протест против существования крепостного права принимал различные формы: бунты, отказы от работ на барщине и выплаты оброка, побеги и т.д.

Одной из основных причин крестьянских реформ Александра II, по мнению советских историков, была якобы имевшая место в стране революционная ситуация (характеризуется обострением выше обычного нужды и бедствий угнетенных классов, невозможностью для «верхов» управлять по-старому и нежеланием «низов» жить по-старому, экстраординарной активностью народных масс).

То, что крестьяне не хотели жить по-старому, сомнений не вызывает. Но источники не фиксируют резкого ухудшения положения «угнетенных классов» во второй половине 50-х годов и, следовательно, большой их активности. В ходе революции 1905-1907 гг. в год происходило до 26 000 крестьянских выступлений, в 1857 г. их было 192, в 1858 г. — 528, 1859 г. – 938, 1860 г. – не более 400.

Такие локальные бунты серьезной опасности для самодержавия не представляли. К тому же к числу «антифеодальных» выступлений в советской историографии причислялись так называемые «питейные бунты» 1858 и 1859 гг., вызванные дороговизной и низким качеством спиртных напитков. Взрыв негодования крестьян против условий реформы произошел только весной 1861 г.

(около 2000 выступлений за год), но правительству и тогда удалось без труда справиться с ними. Так что революционной ситуации в России в середине XIX в. не было. Тем не менее, народное движение не могло не влиять на позицию правительства в проведении крестьянской реформы.

Крепостничество препятствовало также индустриализации страны. В 30-40 гг. XIX в. в России начался промышленный переворот, содержанием которого был переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству.

Происходит формирование нового социального слоя – вольнонаемных рабочих. На мануфактуры и фабрики приходили неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих были вольнонаемными.

Отличие в положении отечественных работных людей от западноевропейского пролетариата состояло в том, что они зависели не только от предпринимателей, но и от своих владельцев или отпустившей их на заработки общины.

Российские рабочие, занятые на крепостных мануфактурах, не хотели приобретать необходимые профессиональные навыки, часто ломали и портили механизмы.

Наличие феодально-крепостнической системы мешало складыванию рынка свободной рабочей силы, развитию торговли (т.к.

Совет

в стране сохранялась низкая покупательная способность населения), накоплению капиталов, необходимых для создания крупномасштабного производства.

Купцы наживали состояния, как правило, на продаже спиртных напитков или на казенных (государственных) подрядах. Коммерческие и финансовые операции часто сопровождались злоупотреблением.

Россия все более отставала в технико-экономическом отношении от Запада. К середине XIX в. Англия, к примеру, обогнала русскую металлургию в 12 раз. По выплавке чугуна страна переместилась с 1-го на 8-е место в мире. Еще более серьезным было отставание в машиностроении, топливной промышленности, железнодорожном транспорте. К 1861 г.

в России имелось только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии.

Важной политической предпосылкой отмены крепостного права стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.

Великое государство с огромной армией, подчинявшейся единой воле императора, не смогло одержать победу над достаточно слабой Османской империей и англо-французским экспедиционным корпусом. В Парижском мирном трактате (подписанном 18 марта 1856 г.

) провозглашался принцип «нейтрализации» Черного моря, в соответствии с которым России и Турции запрещалось иметь военный флот, а на берегах — военные крепости и арсеналы. Черноморские проливы на время мира объявлялись закрытыми для военных судов всех стран.

Кроме того, трактат лишал Россию права на защиту интересов православного населения Сербии и Дунайских княжеств. В условиях Крымской системы международных отношений государство оказалось в изоляции. Сложившаяся после Парижского мира внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

Блокада страны западными государствами привела к резкому сокращению вывоза и ввоза, что болезненно отразилось на финансах, промышленности и сельском хозяйстве. За годы войны дефицит государственного бюджета достиг чудовищных размеров – около 800 млн. руб. серебром, внешний долг – 430 млн.

, задолженность казенным банкам – 525 млн. Из-за огромной эмиссии бумажных денег в стране было расстроено денежное обращение. Значительно сократился экспорт: хлеба – в 13 раз, льна – в 8 раз, пеньки – в 6 раз. Уменьшился и импорт: хлопка – в 2,5 раза, красителей – в 1,5 раза, машин – в 10 раз.

Обратите внимание

Рекрутские наборы оторвали из деревни около 10% работников. Реквизиция скота и фуража для армии разоряли крестьянство. В 1856 году южные губернии были охвачены переселенческим движением в «Крым за волей». Неблагополучие внутренней жизни стало очевидным.

В общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права.

Таким образом, в середине XIX в.

в России разразился социально-политический кризис, вызванный крахом внешнеполитического могущества и основанной на нем идеологии национально-государственной исключительности страны, быстрым отставанием России от европейских государств и угрозой превращения ее во второразрядную державу. Главной причиной этого отставания явилось исторически задержавшееся господство в стране феодально-крепостнических отношений.

следующая страница >>

Источник: http://umotnas.ru/umot/1-predposilki-reform-60-70-h-gg-xix-v/

Ответы на вопрос «16)Основные направления буржуазных реформ 60-70 годов 19 …» — Конспектов.Нет

2. Буржуазные реформы 60—70-х годов.

 Реформа 1861 года не прошла бесследно для всего государственного организма, за столетия привыкшего к крепостному праву.

Уже во время подготовки основной реформы в Редакционных комиссиях и комиссиях Министерства внутренних дел, которыми руководил Н.А.

Милютин, разрабатывались законодательные предложения о преобразованиях местных органов самоуправления, полиции, суда, принципов комплектования армии.

Острая необходимость новых реформ вызвалась не только пороками старой системы, но и стремлением успокоить общественное возбуждение, так как положение царизма после отмены крепостного права продолжало оставаться критическим. Практически все сословия находились в оппозиции правительству.

Диапазон недовольства был очень широк. Наиболее сложными были отношения с дворянством, которое желало компенсировать не столько экономические, сколько политические потери: потери прав вотчинной власти над крестьянами.

Дворянство открыто требовало усиления его роли в политической жизни страны и недвусмысленно заявляло о своем желании ограничить самодержавие путем создания общероссийского представительного органа, подобного земским соборам XVI—XVII веков.

 Это было требование реакционной части дворянства, стремившегося именно так отомстить царизму. Представители либерального дворянства считали идеалом российского государственного устройства конституционную монархию.

Важно

Наиболее влиятельным представителем дворянского либерализма был предводитель дворянства Тверской губернии, сделавший много для подготовки крестьянской реформы 1861 года — А.М. Унковский. Он выступал за созыв представительства от всего народа без различия сословий.

Перед правительством стояла острейшая проблема «урегулирования» общественных отношений всеми доступными средствами, используя как карательный механизм, так и точно рассчитанные политические уступки. Такими уступками стали государственные реформы 60—70 годов XIX века.

2.1.Земская реформа.

         Уже в период подготовки крестьянской реформы встал вопрос о новой системе местного управления. Прежде формальные обязанности заботы о крестьянстве государство возлагало на помещиков. Отмена крепостного права исключила такую возможность даже теоретически.

 
В процессе подготовки крестьянской реформы вокруг вопроса о местном управлении возникло много мнений. Большинство дворянских депутатов склонялись к организации земств как органов местного самоуправления. Высказывались даже голоса в пользу созыва Земской думы или Земского собора как высшего совещательного органа.

Игнорировать такую позицию дворянства царизм не мог.

17 марта 1859 года начала работу особая комиссия при Министерстве внутренних дел о губернских и уездных учреждениях. Председателем комиссии был Н.А. Милютин, но работала она параллельно с Редакционными комиссиями.

Ее состав принципиально отличался от состава Редакционных комиссий: в ней были представлены крупные чиновники МИДа, юстиции, государственных имуществ — П.О. Арцимович, К.К. Грот, С.И. Зарудный, В.А. Татаринов. Активным деятелем комиссии был А. Соловьёв.

Таким образом, разработка новой концепции местного управления была доверена только правительственным чиновникам, хотя и прогрессивно настроенным .

К марту 1863 года был разработан проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», который после обсуждения его в Государственном совете 1 января 1864 года был утвержден Александром II и получил силу закона. По этому закону создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных органов — губернских и уездных земских собраний и исполнительных — губернских и уездных земских управ, избиравшихся на три года.

Все избиратели делились на три курии: 1) уездные землевладельцы; 2) городские избиратели; 3) выборные от сельских обществ.

Совет

В первую курию входили землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход более 6 тыс. рублей. Эту курию представляли преимущественно землевладельцы-дворяне и отчасти крупная торгово-промышленная буржуазия.

Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы промышленных предприятий с годовым доходом более 6 тыс. рублей. Эта курия была представлена главным образом крупной городской буржуазией и дворянами — владельцами городской недвижимости.

Третья курия — крестьяне — не имела имущественного ценза. Но выборы по ней были многостепенными: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они уже избирали гласных в уездные земские собрания. На уездных земских собраниях избирались представители губернского земского собрания.

Реформа обеспечила в земствах преобладание дворян. В этом убеждает социальный состав земских учреждений за первое трехлетие их существования. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42 %, крестьяне — 38, купцы — 10, духовенство — 6,5, прочие — 3 %.

В уездных земских управах дворян было 55,5 %, крестьян — 31, купцов, духовенства и прочих — 13,6 %.

Еще большее преобладание дворян было в губернских земских учреждениях: в земских собраниях дворяне составляли 74 %, крестьяне — 10,6, прочие — 15 %; в земских управах: дворяне — 89,5 %, крестьяне — 1,5, прочие — 9 % .

Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной земской управы утверждал губернатор, а губернской управы — министр внутренних дел.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В их ведение отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, школ, больниц, богаделен и приютов; «попечение» о местной торговле и промышленности, содержание местных тюрем, домов для умалишенных.

Обратите внимание

Государство контролировало и эту хозяйственно-административную деятельность земств через губернаторов и министра внутренних дел. Но отсутствие государственных субсидий на земские нужды тормозило решение местных вопросов.

И все же земства сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов. К концу 1880 года в селе было открыто 12 тыс. земских школ, считавшихся в деревне лучшими. Медицинские учреждения в селе создавались земствами.

Велика их роль и в статистическом изучении состояния народного хозяйства, особенно крестьянского.

Но, введя новые сельские учреждения, бывшие всесословными, правительство почти сразу начало ограничивать их деятельность.

В 1866 году губернаторам было предоставлено право отказывать в утверждении любого избранного земством должностного лица. В 1867 году запретили земствам разных губерний сноситься друг с другом и сообщать свои решения.

Земства ставились в еще большую зависимость от власти губернатора, ограничивалась гласность и публичность заседаний.

В 1870 году по типу земской реформы была проведена городская реформа.

2.2. Судебная реформа.

 После отмены крепостного права остро встал вопрос о соблюдении гражданских прав населения, гарантировавшихся судебной системой. К апрелю 1862 года было завершено составление общего плана преобразований суда, разработанного большой группой юристов.

План был опубликован под названием «Основные положения преобразования судебной части в России». Реформа соответствовала мировой практике. В отличие от земской реформы изменение судопроизводства не вызвало больших разногласий.

Важно

20 ноября 1864 года Александр II утвердил новые судебные уставы, разработанные под руководством статс-секретаря Государственного совета С.И. Зарудного.

Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Это являлось значительным шагом вперед по сравнению с феодальным сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

Согласно судебным уставам, вводились коронный и мировой суды. Первый имел две инстанции: окружной суд и судебную палату. Присяжные заседатели, участвовавшие в судебном процессе, устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого. Меру наказания определял судья. Решения окружных судов и судебных палат могли быть обжалованы в Сенате, который являлся высшей кассационной инстанцией.

Для рассмотрения мелких проступков и небольших гражданских дел в уездах и городах учреждался мирской суд с упрощенным судопроизводством. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом.

Хотя судебная реформа была наиболее последовательной из буржуазных реформ, но и она сохраняла немало черт сословно-феодальной политической системы. Были существенные отступления от принципов буржуазного суда. Сохранились духовный суд (консистория) по делам духовенства и военные суды для военнослужащих.

Но еще «Положение 19 февраля 1861 года» вводило в деревне сословный крестьянский волостной суд, который судил крестьян по мелким крестьянским и уголовным делам на основе обычного крестьянского права, а не государственных законов. Новый суд начал действовать только с 1866 года, но не повсеместно.

Уже в конце 1866 года был изъят из ведения суда присяжных ряд важных дел, в частности дела о печати.

2.3.        Реформа в области образования.

 Отсталость России особенно ощущалась в области просвещения народа. Правительство стремилось хоть в какой-то степени решить проблему грамотности в стране и подготовить часть молодежи для общественной службы и для поступления в высшие и специальные учебные заведения.

Совет

Одновременно царизм рассчитывал «нравственными мерами», опираясь на «христианские чувства» юношей, добиться укрепления основ государственности.

Это был поворот от политики сдерживания народного образования к его развитию как массового идеологического средства воздействия на народ.

Началом школьной реформы послужил составленный в 1860 году «Проект устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения» . В окончательной редакции законы о начальной и средней школах были утверждены 14 июля и 19 ноября 1864 года. Первый закон разрешал открывать и содержать начальные школы как общественным учреждениям, так и частным лицам.

В пореформенной России существовало три типа начальных школ: министерские, земские и церковноприходские. Второй закон утверждал новый устав гимназий. Вводился принцип равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий.

Но из-за высокой платы за обучение в гимназиях оно было доступно не всем. Гимназии были классические и реальные — и те, и другие семиклассные.

Во-первых, акцент делался на преподавание древних языков, во-вторых, увеличивался объем математических и естественных дисциплин.

16 ноября 1862 года утвержден устав женских гимназий.

Численность начальных и средних школ, училищ и гимназий в России составляла в 1856 году — 8227, в 1880 году — 22 700, в 1896 году — 78 700, а число обучавшихся в них возросло с 450 тыс. до 3801 тыс. Несмотря на значительный рост народного образования в пореформенной России, к концу XIX века подавляющее большинство населения оставалось неграмотным.

18 июня 1863 года был утвержден университетский устав, предоставлявший университетам большую автономию: расширялись права совета вуза, вводилась выборность ректора, деканов, профессоров. В 70-е годы XIX века было положено начало высшему женскому образованию. Но высшая женская школа существовала за счет частных пожертвований и платы за обучение.

2.4.        Военные реформы.

Обратите внимание

 Поражение царской России в Крымской войне, вскрывшей военно-техническую отсталость царской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе требовали коренной реорганизации военного дела в России.

В 60—70-е годы XIX века была проведена целая серия военных реформ, начавшаяся с реформ в области военного управления и завершившаяся наиболее важной военной реформой — введением всеобщей воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

К военным преобразованиям приступили в 1861 году, когда во главе военного министерства стал Д.А. Милютин. Прежде всего он добился сокращения срока солдатской службы с 25 до 16 лет, отменил телесные наказания в армии.

В 1864 году была реорганизована система военного управления: образовано 15 военных округов, подчиненных военному министерству.

В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений: учреждались военные гимназии, юнкерские училища, открылся ряд специальных академий.

В 1874 году принят указ о реорганизации армии. Вводилась всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий.

Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе; для флота — 7 лет службы и 3 года в запасе.

Создание запаса привело к резкому сокращению численности армии и превращало ее в армию буржуазного образца.

Важно

Но было много льгот, освобождавших мужчин от армии: по семейному и имущественному положению, в зависимости от образования. Лица, окончившие начальную школу, служили 4 года, городскую — 3 года, гимназию — 1,5 года, имевшие высшее образование — полгода. По закону 1874 года от воинской службы освобождалось духовенство.

Существенные изменения произошли в вооружении армии. Проведена замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным. На вооружение поступила винтовка. В целом, военные реформы повысили боеспособность русской армии.

* * *

Реформы 60—70 годов XIX века оцениваются историками неоднозначно. Современники называли 60-е годы XIX века эпохой «великих реформ».

В наше время, когда происходит переоценка ценностей, ряд историков, экономистов, популярных прозаиков по-новому оценивают суть политических изменений 1861 года. Б. Васильев говорит об Александре II как о «революционере на троне», а Н.Я.

Эйдельман квалифицирует реформы 60-х годов как «революцию сверху» . Б.В. Литвак уточняет, что реформа совершенствует общественную структуру; а революция, в том числе и сверху,— ее меняет.

Поэтому преобразования 60-х годов были только реформами, то есть в политическом плане они оставили Россию такой же самодержавной монархией, какой она была до них. Остались сословные привилегии дворян и ограничения в гражданских и имущественных правах крестьян.

Самодержавие, подчиняя реформы целям сохранения политической системы, отвергло предложения о всесословном представительстве, то есть о постепенном превращении неограниченной монархии в конституционную, что и привело к контрреформам.

Источник: http://www.konspektov.net/question/2659098

Ссылка на основную публикацию