Племена сибири и казахстана в бронзовом веке

Племена Сибири в эпоху бронзового века

Памятники раннего бронзового века на огромной территории от Енисея до Урала и до южных пределов казахстанских степей весьма однородны. Они оставлены племенами андронов-ской культуры. По вопросу о происхождении андроновской культуры, равно как и ее носителей, мнения исследователей расходятся.

Одни склонны считать, что андроновокая культура первоначально сформировалась на востоке, в Минусинской котловине, в результате постепенного изменения более древней афанасьевской культуры под влиянием развития там земледельческого быта. Другие исследователи основываются на том, что андроновские памятники очень близки срубиным.

По-видимому, обе культуры возникли в непосредственной близости друг от друга при постоянных связях между древнейшими срубными племенами Поволжья и Приуралья и древними племенами андроновской культуры.

Обратите внимание

Наиболее старые памятники андроновской культуры находятся в Южном Приуралье, в Башкирии, в Северо-Западном Казахстане, в Оренбургской и Челябинской областях.        I

Поселения андроновской культуры, как и срубной, принадлежали оседлым племенам. В них жили общины земледельцев j и пастухов. Андроновские жилища аналогичны жилищам срубпой культуры. Они имели вид четырехугольных полуземлянок, деревянная кровля которых опиралась на ряды столбов.

Особенно близка к срубной андроновекая керамика: баночные горшки с простым елочным узором и горшки с округлыми боками и высоким, несколько отогнутым венчиком, украшенные ромбами и треугольниками. Такое же сочетание баночных и горшковидных форм характерно и для срубной керамики.

Близость культур подчеркивается и бронзовыми изделиями. Для обеих типичны браслеты из выпуклой пластинки, бронзовые украшения, покрытые золотым листком, кинжалы с отделенным двумя боковыми выемками черенком.

Это родство и близость наблюдаются на всем протяжении развития андронов-ской и срубной культур. Выше отмечалось, что на средней ступени развития срубной культуры в состав ее инвентаря входят высокоразвитые бронзовые изделия еейминских форм.

В погребениях и на стоянках средней ступени андроновской культуры также встречены копья и кельты типично еейминских форм.

Поразительно сходство позднеандроновских и лозднееруб-ных памятников. И андроновские и срубные сосуды этого времени украшены налепными валиками с насечкой.

И андроновские и срубные мастера вырабатывают вещи таких форм, которые станут затем характерны для раннего железного века, для культуры скифов на западе и савроматов на востоке.

Важно

Так, в позднеандроновских памятниках, например, на Алексеевской поселении на верхнем Тоболе появляются большие корчаги и округлые сосуды, которые позднее широко распространятся у савроматов в Южном Приуралье. Там же найдены первые бронзовые втульчатые наконечники стрел, уже очень близкие стрелам скифского времени.

Андроновские поселения и могильники ярко отражают земледельческий характер хозяйства и оседлый быт оставивших их племен. Находки серпов, зернотерок, ям для хранения зерна говорят об этом с достаточной убедительностью. Это же подтверждает и солнечная символика орнаментов андроновской посуды — кресты, меандры, свастики.

Около Алексеевского поселения на возвышенности, обращенной к солнцу, оказалось жертвенное место. Здесь было множество ям с остатками жертвоприношений. В ямах стояли сосуды с зерном и стеблями пшеницы.

В местности Бес-оба в Центральном Казахстане удалось обнаружить святилище солнца в виде круга с лучеобразно положенными массивными плитами и жертвенным сосудом.

Андроновцы занимались и скотоводством. Они впервые вырастили в восточных степях верховых лошадей.

На западе территории расселения андроновоких племен прослежены теснейшие связи между позднеандроновскими и сав-роматскими памятниками, постепенное переоформление позднеандроновской культуры в типичную савроматскую. На основе андроновских племен Казахстана и Южного Приуралья сформировались савроматские, а также, по-видимому, и сакские племена североиранской языковой группы.

Таким образом, к концу бронзового века на огромных пространствах степей Евразии устанавливается большое сходство исторических и этногенетических процессов, развивавшихся на основе взаимодействия близких друг другу племенных объединений срубной и андроновской культур.

Только на востоке, в степях Саяно-Алтайского нагорья андроновская культура не дожила до развития новых культур так называемого скифо-сибирского типа.

Совет

Андроновское население этих мест подверглось постепенной ассимиляции со стороны окружающих племен таежной зоны, среди которых наиболее активными были потомки энеолитических афанасьевских племен.

Временно вытесненные андроновцами из степных районов, они, естественно, стремились вернуться на свои старые места, с которыми были связаны не только традиционно, но и экономически. Их хозяйство осталось скотоводческим, более соответствующим жизни в степных просторах.

В позднеандроновский период прослеживаются многие признаки оживления афанасьевских традиций, например в керамике племен, заселявших минусинские степи.

В конце бронзового века в степях Саяно-Алтая возникла новая культура — карасукская, одновременная позднеандронов-ской культуре минусинских степей. Основой ее послужила древняя культура местных племен.

Население, оставившее на Енисее карасукские памятники конца II — начала I тысячелетия до н. э., достигло высокого уровня в бронзолитейном деле.

Судя по приемам орнаментации карасукских изделий, украшенных необычайно реалистическими изображениями головок оленей, лосей, баранов и горных козлов, это искусство бронзового художественного литья восприняло многие более древние традиции «сейминско-самусь-ского» бронзолитейного дела, отличавшегося высоким качеством литья и большим искусством реалистической бронзовой скульптуры.

Племена карасукской культуры уже обладали высокоразвитым сельскохозяйственным инвентарем — серпами, косами-горбушами, которые служили им для сбора урожаев и заготовки кормов.

Сложение карасукской культуры на Енисее не было единичным явлением в Сибири. Сходная культура позднего бронзового века выявляется в Забайкалье. Близкие памятники находят в последнее время и в Тувинской АССР, в бассейне верхнего Енисея.

Обратите внимание

Карасукская культура оказала большое влияние на ход развития племен позднего бронзового века и в других, более западных областях Сибири.

Здесь, в степях Западной Сибири и Приаралья, в среде местного населения — андроновоких, тазабагъябских и срубных племен — постепенно накапливались новые элементы, выразившиеся в области хозяйства — в развитии скотоводства и особенно в успешном разведении коней, и в области социальной — в создании крупных племенных объединений с элементами военной демократии. Этим объединениям племен предстояло сыграть роль уже в последующий период раннего железного века.

Источник: http://www.winstein.org/publ/36-1-0-3135

История.ру

Бронзовые удила из кургана в Туяхте (Алтай). V — IV вв. до н.э.

К северу и северо-востоку от массагетов и саков, в степях и лесостепях Северного Казахстана и Южной Сибири, жили другие кочевые и полукочевые скотоводческие, а также оседлые земледельческие племена, известные уже почти исключительно по данным археологии.

Племена Северного Казахстана и Южной Сибири, живя вдали от важнейших центров рабовладельческой цивилизации, гораздо меньше, чем их южные соседи, испытывали её воздействие, темп их развития был более медленным. Однако на протяжении I тысячелетия до н. э. в их жизни происходят весьма значительные сдвиги.

Переход ряда племён к кочевому быту отразился и на тех племенах, которые остались оседлыми.

Накопление скота у кочевников, как уже указывалось, способствовало усилению межплеменного обмена, а борьба за пастбища, угон скота и набеги кочевников на земледельческие области вызывали частые военные столкновения.

Всё это приводило к этническому смешению и затем к возникновению общих черт в культуре степных племён, которые нашли выражение как в формах орудий труда и оружия, так и в искусстве.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=”5810772814″>

Однако, несмотря на эти нивелирующие тенденции, каждая группа племён имела самобытную культуру и свою особую историю.

Лучше всего изучены памятники горного Алтая и прилегающих к нему степей верхнего течения Оби и степей Минусинской котловины (Хакасская автономная область и степные районы Красноярского края).

Эти памятники и кладутся обычно в основу археологических классификаций.

Бронзовые наконечники стрел из кургана в Туяхте (Алтай). V — IV вв. до н.э.

Важно

На Алтае на протяжении всего I тысячелетия до н. э. ведущую роль играет кочевое хозяйство.

Правда, в условиях горной страны оно имело своеобразные черты.

Перекочёвки нередко сводились к перемещению из степных долин, в которых жили зимой, на высокогорные летние пастбища, так что кочевое скотоводство до известной степени превращалось в яйлажное.

Кочевники Алтая ещё не знали железа. Топоры, мечи, кинжалы, ножи, наконечники стрел, удила, пряжки — всё делается из бронзы. Техника изготовления бронзовых орудий достигает непревзойдённого впоследствии уровня.

Особую группу составляют памятники так называемого майэмирского этапа (VII—V вв. до н. э.), имеющие черты, характерные для курганов, воздвигнутых кочевниками. Они расположены обычно в богатых пастбищами районах, в них находятся обширные конские захоронения, отсутствует глиняная посуда, неудобная при постоянных перекочёвках.

Среди майэмирских курганов отчётливо выделятся богатые и бедные погребения.

В одном случае это небольшие курганы, в которых умершие погребены в простых грунтовых ямах, на боку, в скорченном положении. Инвентарь этих курганов еще очень близок к карасукскому и в общем весьма беден.

Но наряду с погребениями рядовых свободных встречаются и фамильные кладбища знати, представляющие собой цепочки курганов, расположенные с севера на юг. К этому типу относится и сам Майэмир.

Костяные части уздечных наборов. Алтай. V — IV вв. до н.э.

Богатые курганы достигают 25 м в диаметре и 3 м высоты и содержат обширные могильные сооружения из дерева и камня.

Курганы эти разграблены, но, судя по остаткам инвентаря, они были значительно богаче карасунеких. Встречаются золотые украшения. Вместе со знатными покойниками хоронили жён, рабов и верховых лошадей.

Совет

Фамильные кладбища богатых семей указывают не только на накопление богатств, но и на передачу их по наследству из поколения в поколение. Размеры курганов, сложенных из земли и камней, свидетельствуют о том, что такие курганы требовали для постройки усилий целого племени.

Однако далеко не всё население Алтая перешло к кочевому образу жизни. Сохранились остатки оседлых поселений.

Богатый культурный слой свидетельствует об их длительном существовании. Кости домашних и диких животных, а также множество костей и чешуи мелкой рыбы говорят о том, что население занималось скотоводством, охотой и рыбной ловлей.

Занималось оно, вероятно, и земледелием, но прямых свидетельств этого не обнаружено. Взаимоотношения между кочевниками и оседлым населением не ясны, но несомненно, что те и другие жили в непосредственной близости.

Возможно даже, что оседлые поселения располагались на территории кочевий. Курганы оседлого населения беднее, чем курганы кочевников, и лишены конских захоронений.

Не исключено, что оседлое население находилось в зависимости от кочевников.

Следующая группа памятников Алтая охватывает время с IV по I в. до н. э. За это время бронзовые орудия труда постепенно сменяются железными. Остатки поселений (зимников) этого периода неизвестны.

Исследованы только курганы, в которых в отличие от бронзового века умерших всегда хоронили с конём, причём мужчин — ещё и с оружием.

Маска оленя из Пазырыкских курганов. IV — III вв. до н.э.

Особенно замечательны большие курганы племенных вождей. Пять таких курганов раскопаны в урочище Пазырык, два—в Багаадаре (Восточный Алтай), по одному — в Катанде, Берели и Шибе. Наиболее ранние относятся к IV в. до н. э. (первый и второй Пазырыкские, второй Башадарскнй), более поздние — ко II—I вв. до н. э., а может быть, и к несколько более позднему времени (Катанда, Берель, Шибе).

Обратите внимание

Культура всего периода имеет определённое единство и, возможно, принадлежит одному и тому же союзу племён горного и Западного Алтая, но вместе с тем между более ранними и более поздними курганами имеются определённые различия. Так, железо окончательно сменяет бронзу лишь со II в. до н. э.

В период, к которому относятся более поздние курганы, на Алтае возрастает значение восточноазиатских племён, которые начинают проникать в Западную Сибирь, и одновременно усиливается гуннское влияние. Все эти явления тесно связаны с общими изменениями, которые происходят в Центральной Азии.

Существенно новым явлением рассматриваемого периода было по. явление железа. Железные предметы встречаются и в бедных курганах, однако раньше появляются и более многочисленны они в курганах богатых.

Это по преимуществу боевые чеканы, ножи и кинжалы типа скифских акинаков, несколько позже — удила, пряжки и другие предметы быта. Как и повсюду, из железа стало выделываться сперва оружие и лишь позже — орудия труда, которые и во времена сооружения Пазырыкских курганов продолжали оставаться бронзовыми.

Дольше всего оставались бронзовыми наконечники стрел, которые начали изготовляться из железа, невидимому, лишь после начала нашей эры. Для наконечников стрел-вообще характерен консерватизм материала: в бронзовом веке они часто каменные, в железном—бронзовые» Это объясняется тем, что наконечники стрел легко терялись, и употреблять дорогой материал на них было нецелесообразно .

Наиболее ярко элементы нового проявляются в погребениях племенной знати, которые для данного периода удобнее всего охарактеризовать на примере Пазырыкских курганов. Пазырыкские курганы стоят на рубеже между майэмирскими памятниками и богатыми курганами Алтая, относящимися к началу нашей эры (Шибе и др.).

Читайте также:  Внешняя политика ссср 1939-1941 гг.

Они представляют собой громадные сооружения из камней и брёвен, внутри которых всё свободное пространство заполнено льдом, а самая могила заморожена. Небольшие очаги вечной мерзлоты, возникавшие под насыпями курганов, предохраняли трупы людей (к тому же искусственно мумифицированные) и лошадей, от гниения.

Благодаря этому многие предметы, даже сделанные из таких нестойких материалов, как шерсть, ткани, мех, войлок, кожа, очень хорошо сохранились, хотя эти курганы были разграблены ещё в древности.

Пазырыкские и другие современные им курганы представляют собой важный источник для изучения социально-экономического строя, идеологии и культуры алтайских племён в IV—I вв. до н. э. Строителями их были кочевники, разводившие главным образом лошадей, крупный рогатый скот и овец.

Важно

В первом Пазырыкском кургане было найдено 10 лошадей, в других курганах их встречается ещё больше. На одной из пазырыкских лошадей была маска, увенчанная оленьими рогами, сделанными из кожи.

Погребальная колесница из Пазырыкских курганов. IV — III вв. до н.э. (Реставрация).

Очевидно, оленеводство было уже давно вытеснено коневодством, но представление о том, что человека должен сопровождать в загробный мир олень, осталось. Золотисто-рыжие и гнедые жеребцы сохранились с кожей, шерстью, мускулатурой и внутренностями.

Высоким ростом и стройным сложением они сильно отличаются и от лошадей из менее богатых погребений, и от современных табунных лошадей Алтая и Казахстана.

Наиболее близки к ним ахалтекинские скакуны из Туркмении, потомки древних парфянских и бактрийских лошадей. Лошади служили для верховой езды, применялись уздечки и сёдла, пока ещё без стремян. Овцы разводились на мясо.

Как в первом Пазырыкском, так и в других курганах этого времени сохранились хвостовые позвонки барана — остатки курдюка, который, как наиболее лакомый кусок, клала покойнику.

Пазырыкские погребения указывают на дальнейшее углубление имущественного неравенства. Развивается частная собственность на скот. Так, например, в первом Пазырыкском кургане все кони имели особые метки в виде надрезов на ушах.

Любопытно, однако, что кони были отмечены разными знаками, а сёдла на них сделаны разными мастерами. Очевидно, эти кони не были собственностью умершего, а были принесены ему в дар от подчинённых лиц. Возможно, что он был вождём племени.

Совет

Пазырыкские погребения были очень богаты. Об этом говорят превосходные кони в дорогой сбруе, украшенной золотом и оловом.

Накопление богатств способствовало развитию обмена, особенно со Средней Азией и Ираном. Об этом свидетельствует среднеазиатское происхождение пазырыкских коней, а также наличие изделий из меха гепарда (из ближайших к Алтаю мест гепард водится в Западном Казахстане, между Каспийским и Аральским морями и в Иране).

В более поздних курганах иноземных предметов ещё больше; таковы столики с выточенными ножками, арфы, иранские ткани и ковры.

Пазырыкское общество характеризуется далеко зашедшим разложением первобытно-общинного строя.

Появилось рабство, однако поскольку кочевой образ жизни не был особенно удобен для эксплуатации рабов, то наряду с этим развивается эксплуатация сородичей, облекаемая в формы родовой взаимопомощи.

Так, у кочевников Алтая складываются зародыши классов рабовладельческого общества и создаются предпосылки для возникновения государства.

Всадник перед божеством на троне. Фрагмент ковра из Пазырыкских курганов. IV — III вв. до н.э. Войлок. (Реконструкция по сохранившимся в разных частях ковра повторениям этого сюжета)

Идеология пазырыкцев нашла яркое отражение в искусстве.

Художественные изделия с изображениями то реалистическими, то вычурно стилизованными дают блестящие образцы звериного стиля.

Обратите внимание

Разнообразная техника — графика, силуэтная и многокрасочная аппликация, барельеф, круглая скульптура и самые различные материалы — войлок, кожа, дерево, мех, рог, кость, краски, золото, серебро, олово, бронза — всё это служило одной цели: созданию образов зверей и мифических чудовищ, которые являлись главной темой искусства.

Такова была жизнь племён Алтая и Восточного Казахстана в IV—I вв. до н. э.

Для других областей Северного Казахстана в рассматриваемый период нет столь богатого археологического материала, но можно предполагать, что их население своим бытом напоминало отчасти своих восточных соседей — алтайцев, отчасти южных — саков и массагетов.

Кое-какие смутные известия о населении всех этих областей в середине I тысячелетия до н. э. дошли и от античных авторов, которые помещают к востоку от скифов исседонов, аримаспов и гипербореев, но сведения эти ничего существенного для характеристики данных племён не содержат.

Кочевники Алтая и по степени своего социально-экономического развития и по общему уровню культуры шли впереди населения соседних с ними лесостепных и лесных районов Сибири.

Население лесистых берегов верхнего течения Оби жило по-прежнему оседло.

В посёлке VII—VI вв. (т. е. современном Майэмиру), раскопанном около деревни Большая Речка, жители обитали в просторных землянках, занимались земледелием и скотоводством, рыболовством и охотой, в том числе на пушного зверя (соболь, бобр и т. д.). Им постоянно приходилось бороться с набегами кочевников.

Источник: http://www.istoriia.ru/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/plemena-severnogo-kazaxstana-i-yuzhnoj-sibiri.html

Эпоха бронзы (ХVІІІ – ІХ вв. до н.э.) на территории Казахстана. – Образовательный сайт Казахстана | ЕНТ 2017 НОВЫЙ ФОРМАТ

Эпоха бронзы (ХVІІІ – ІХ вв. до н.э.) на территории Казахстана.

Главная » История Казахстана » Древнейшая история Казахстана. » Эпоха бронзы (ХVІІІ – ІХ вв. до н.э.) на территории Казахстана.

Особенности эпохи бронзы.

В бронзовом веке (нач. ІІ тыс. до н.э.) возникает и развивается металлургия меди и бронзы, т.е. была изобретена технология получения бронзы – сплава меди и олова. Поэтому эта эпоха получила название – бронзовый век.

Эпоха бронзы делится на три периода:
1) Ранняя бронза – ХVІІІ – ХVІ вв. до н.э.
2) Средняя бронза – ХV – ХІІІ вв.

до н.э.
3) Поздняя бронза – ХІІ – VІІІ вв. до н.э.

В бронзовом веке архаические формы хозяйства и быта эпохи неолита сменяются скотоводством и земледелием; временные стойбища бродячих охотников – постоянными, с элементами благоустройства. В начале 2-го тыс. до н.э.

у степных племен Казахстана формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Эпоха бронзы является временем развития скотоводчества как формы хозяйства, развивается и мотыжное земледелие, применяются новые орудия труда в земледелии. В середине 2-го тыс. до н.э. в степной зоне Евразии выделяются пастушеские племена.

Важно

В конце 2-го – нач. 1-го тыс. до н.э. (период поздней бронзы) большинство населения степных районов Казахстана , переходит к новой форме хозяйства – кочевому скотоводству. Выделение скотоводов из остальной массы племен явилось первым крупным общественным разделением труда.

В середине 2-го тыс. до н.э.

племена, населявшие современный Казахстан, овладели производством бронзовых изделий. Развивалось горное дело. Известно множество древних разработок руды в районах Джезказгана и Зырьяновска (медь), в горах Атасу, реке Калбы и Нарыма (олово), в Казангункуре, Степняке и Акджале (золото). Обнаружено более 100 поселений и 150 могильноков эпохи бронзы.

Найдены литейные мастерские, совершенствовалось изготовление изделий из сплавов различных металлов: орудий труда (ножи, серпы, косы, топоры), оружия (кинжалы, наконечники копий и стрел), украшений (бляхи, браслеты, бусы, гривны).

Древние мастера эпохи бронзы хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования, пиления и полировки.

Для растирания зерна продолжали применяться каменные орудия (зернотерки, ступки, песты). Развивалось производство изделий из других материалов (рога, кости, кремния), изготовлялись керамика, ткани, изделия из кожи и шерсти.

Происходит изменение в общественном отношении.

Быстрое развитие скотоводства и металлургии требовало главным образом мужского труда, что привело к усилению роли мужчины в обществе, к смене материнского рода отцовским. Складывается патриархально-родовой строй.

Происходило накопление продуктов труда, развивался обмен, что влекло за собой зарождение имущественного неравенства, обособление отдельных патриархальных семей, семейной собственности, вело к разложению первобытнообщинного строя.
В религиозных верованиях существовал культ огня, культ предков, зарождались космогонические1) культы.

Андроновская культура эпохи бронзы.

В раннем (ХVІІІ-ХVІ вв. до н.э.) и среднем (ХV-ХІІ вв. до н.э.) периодах бронзового века Казахстан населяли племена андроновской культуры , охватывающие, помимо Казахстана, Сибирь, Приуарлье и Среднюю Азию. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии.

Совет

Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке и до Урала на западе, охватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. Андроновская культура – условное название для целого ряда культур, носители которых родственны по историческим судьбам, развитию.

В 1914 году экспедиция Б.Г.Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова, под г.Ачинском в Южной Сибири, поэтому эта культура получила название Андроновской (установил А.Я.Тугаринов). Археологические памятники Андроновской культуры свидетельствуют о том, что племена, принадлежавшие к ней, вели оседлый образ жизни, жилища строили в поймах рек.

Патриархальные семьи селились в больших землянках, полуземлянках, к которым примыкали различного рода хозяйственной постройки, занимались разведением скота, обработкой посевов.
Для Андроновской культуры характерно наличие металлических (чаще бронзовых) орудий труда, оружия, предметов украшения (из золота, бронзы, меди), керамических изделий, украшенных геометрическим орнаментом.

Основное этнографическое отличие Андроновской культуры в особенностях захоронения: усопшие – на боку, в скорченном положении в «ящиках» из каменных плит или прямоугольных грунтовых ямах, стены которых выложены камнем, сверху – каменная крышка. Иногда труп сжигали.

Одни из центров Андроновской культуры обнаружены в Центральном Казахстане (Атасу, Бугулы, Нуртай, Беласар), Восточном Казахстане (Трушниково, Канай, Малокрасноярка), Северном Казахстане (Степняк, Боровое, Алексеевское, Садчиковское, Петровка и Боголюбово в Прииртышье). Одно из них г.

Аркаим (на границе Кустанайской и Челябинской областей), в Семиречье и Южном Казахстане обнаружены крупнейшие скопления рисунков – Тамгалы, Каратау.
В низовьях Сырдарьи, в Приаралье – мавзолей Тегискен, Таутары. В Западном Казахстане открыты десятки памятников – поселения Тасты-бутак, Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелды, Уралысай и т.д. Исследователи Андроновской культуры – А.Я.

Тугаринов, С.А.Теплоухов, М.П.Грязнов, К.В.Сольников, казахстанские ученые – А.Х.Маргулан, К.А.Акишев, А.Г.Максимова, С.С.Черников, А.М.Оразбаев.

Андроновская культура ранней бронзы (ХVІІІ-ХVІ вв.) носит для Северного Казахстана название федоровского, а для Центрального-нуринского.

Обратите внимание

Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном – атасуского периода (ХV – ХІІІ вв. до н.э.). Начиная с ХІІ в.до н.э. (третий период ХІІ – ХІІІ вв.

) андроновская культура сменяется кочевыми культурными общностями поздней бронзы: срубной – в Западном Казахстане и Бегазы – Дандыбаевской – в Центральном Казахстане, названной по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе Петропавловска.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры. 1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве. 2) Строительство особого типа надгробных сооружений. 3) Своеобразный погребальный обряд. 4) Появление новых форм глиняной посуды.

5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.

Хозяйство.

Изобретение бронзы произвело мощный толчок в развитии экономических и социальных отношений в обществе.

Преобладающим видом занятий андроновцев было пастушеское скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов.

В период поздней бронзы зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства, для увеличения поголовья и продуктивности скотоводства. Придомное животноводство, когда скот пасется недалеко от поселения, стало невыгодным, так как постепенно вытаптывались и скудели пастбища.

Яйлажное скотоводство предполагает постоянные летние и зимние кочевки, длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была различной. Например, в Семиречье расстояние от зимних до летних пастбищ достигало от 50 до 80 км. В Западном Казахстане кочевки тянулись на сотни километров, пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные, и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад, где в нем уменьшалось количество крупного рогатого скота, это увеличивалось число овец и лошадей. В Х-ІХ до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

Читайте также:  Революционная ситуация конца 70 -х годов

Андроновцы вели оседлый образ жизни до 1 тыс. до н.э. Их хозяйство было смешанным: скотовдческо-земледельческим. Землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. В основном сеяли ячмень, просо и пшеницу. Урожай собирали бронзовыми и медными серпами, а зернотерки использовались для растирания зерна в муку.

Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Сырьем для изготовления
орудий труда и оружия была бронза – сплав меди и олова. Она оличалась твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом.

Руду добывали простым «кайлованием».

Важно

Пробиваясь к рудоносным жилам использовали также метод огневой проходки, если были плотные породы: на их поверхности разводили костер, а затем поливали водой. Древние горняки прорывали штольни, крепили кровлю. Плавили руду в печах типа горна. Для плавки применяли древесный уголь, в качестве флюса использовались кварц, охра.

Медную и оловянную руду плавили отдельно, а уже при отливке того или иного предмета добавляли олово и медь.

В эпоху бронзы развивались ремесло, ткачество, изготавливались керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, формировалась на болванках; посуда лощилась, орнаметировалась, обжигалась.

Изготавливалось оружие: стрелы с бронзовыми наконечниками в форме листа, наконечники копий, топоры, бронзовые кинжалы.

В эпоху бронзы развивалось ювелирное искусство. Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во ІІ тыс. до н.э. (ХVІ-ХІV вв.).

Они немногочислены и в основном найдены в относительно богатых захоронениях.

Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Археологическим символом Андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота пласти, обтянутых листовым золотом. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки, нашивки отличаются высоким совершенством.

Женщины эпохи бронзы носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривни, а на руках – браслеты и перстни. Андроновцы изготовляли произведения искусства, необходимые в быту. К примеру, на реке Нура был найден каменный пест со скульптурным изображением мужской головы.

Общественный строй.

В эпоху бронзы произошли заметные изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагалась, усиливалась имущественная дифференциация.

Совет

Об этом свидетельствуют погребения андроновцев, одни из которых были сооружены в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. Но были и бедные погребения, в которые помещали глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.

К началу 1 тыс. до н.э.

родовая община андроновцев разложилась, в результате были выделены три сосоловные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники.

Войны, как средство обогащения, становится обычным делом, поэтому из среды общинников выделяется военная аристократия-войны – колесничие. В особую группу выделяются жрецы.

Жрецы были распорядителями культовых обрядов, хранителями древних традиций и знаний, их отличительным признаком были деревянная чаша и особая шапка. Таким образом, в обществе появились группы населения, не занятые в производстве непосредственно. Регулирование отношений в обществе происходило через народное собрание.

Оно решало все дела- избирало и смешало старейшин рода, строго следило за соблюдением родовых обычаев и традиций. Племенная верхушка сосредотачивает в своих руках власть и контроль за избыточным продуктом, что приводит к возникновению имущественного неравенства в обществе. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европоидной расы – широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. Большинство ученых считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития местных племен эпохи
неолита и энеолита.

Существуют различные версии относительно определения этнической принадлежности андроновцев. По одной из них, они принадлежали к финно – угорской этнической группе. В последние годы выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. Однако наиболее аргументированным и утвердившимся положением является их индоиранская, арийская принадлежность.

Это подтверждается анализом древнейших письменных источников, данных антропологии, лингвистических исследований, топонимики, ономастики археологических материалов.

Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь. У них существовал культ предков, появился обычай поминок, ритуал жертвоприношения. Главным жертвенником являлся конь.

Обратите внимание

Возник обычай запрета – «табу». Были достаточно развиты религиозные представления.

Таким образом, в период первобытнообщинного строя человек ведя суровую и напряженную борьбу с природой, создавал новые, все более тщательно отделанные орудия труда из камня, а потом после открытия мателла стал изготовлять металлические орудия.

От простого собирания готовых продуктов природы и примитивной охоты человек перешел к скотоводству и земледелию. От первоначального стадного состояния человечество прошло такие стадий: материнский род, отцовский род, образование племен и выделение отдельных семей. Усовершенствование орудий труда, а так же способы добывания огня и приручение животных, все это осуществлялось в процессее повседневного труда человека.

Источник: http://testent.ru/index/0-28

Бронзовый век | История Казахстана

Процесс овладения человеком навыками земледелия, перевод от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия Время выведения культурных злаков локализуется учеными VIII—VII тыс. до н. э.

, произошло это скорее всего в предгорьях Малой Азии. В VI-V тыс. до н. э.

земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на юге Туркменистана, в предгорьях Копет-Дага, а в горных районах Казахстана земледелие утвердилось в эпоху бронзы, в конце III тыс. до н. э

Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили, что возникло раньше земледелие или скотоводство. Сейчас ясно, что то и другое человек осваивал одновременно и вел комплексное хозяйство.

Ковыльные разнотравные степи Казахстана с высоким травостоем были идеальным пастбищем.

На рубеже первой — второй четверти II тыс. до н. э. в евразийских степях произошло важное событие- была изобретена технология получения бронзы.

Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре. Это условное название. Оно было выбрано по месту первых раскопок, могильника у с. Андронов, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири.

Сейчас большинство исследователей делят время существования культуры на три периода: ранняя бронза — XVIII- XVI вв. до н э ; средняя — XV—XII вв до н. э ; поздняя — XII – начало VIII вв. до н э.

Важно

Одним из основных и крупных районов распространения племен, входивших в состав андроновской общности. был Центральный Казахстан. Сейчас на этой территории известно свыше 30 поселений и более 150 могильников.

Для андроновской культуры здесь характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.

Большинство андроновских поселений были расположены на берегах степных рек или ручьев. Рядом с ними в поймах рек, где почва плодородная, увлажненная, находились поля и огороды, на которых выращивали зерно и овощи.

Важную роль, более существенную, чем земледелие, играло в жизни андроновцев скотоводство. Животные давали молоко, мясо, шерсть, кожи, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основной пищей было молоко. Из него изготавливали творог и сыр.

Добыча и плавка руды в эпоху бронзы имела огромные размеры. В районе Джезказгана было выплавлено около 100 тысяч т меди, на Успенском руднике было добыто 200 тыс.т. руды.

В гончарстве в разное время совершенствовалась техника лепки сосудов, что обусловливало и различные формы горшков, менялась техника украшения и сам характер орнамента на сосудах.

В ушах женщины носили бронзовые серьги в виде колец, обтянутых листовым золотом. Шею украшали бронзовые гривны, иногда с одетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках позванивали браслеты и перстни.

Мужчины были вооружены луками и стрелами с бронзовыми наконечниками листовидной формы. В ближнем бою использовались копья с бронзовыми же наконечниками, бронзовые топоры и кинжалы, каменные булавы.

Источник: https://ibrain.kz/istoriya-kazahstana/bronzovyy-vek

Бронзовый век | История Сибири

Середина II-го тысячелетия до н. э. Пылает костер, в горячих тиглях дрожат золотистые лужицы металла, вскоре он окажется в разогретых полостях, оттиснутых в глине или вырезанных в мягком тальке.

Остыв, металл сохранит их формы и превратится в отсвечивающие жёлтым предметы, издающие при ударе чудесный звон.

4000 лет прошло с тех пор, как умельцы неолитического поселения Чайеню впервые попробовали плавить самородную медь, и в привычном шуме древних селищ стал ясно слышаться этот мелодичный звон.

Чайеню-тепеси (тепе, тепеси — холм) — поселение докерамического неолита, расположенное в юго-восточной части Малой Азии на территории современной Турции, в верховьях Тигра. Оно выросло близ древнего рудника Аргани Маде, позднее использовавшегося ассирийцами.

Совет

Здесь впервые встречены самые древние изделия из самородной меди. Выделяется 5 периодов существования посёлка. Начиная со второго периода, его обитатели возводят каменные дома с фундаментам и окрашенными в оранжево-желтый цвет полами.

Основные орудия делались из кремневых пластин. Керамика отсутствует. Не имея более точных данных, большинство исследователей считает наиболее достоверной областью возникновения ранней металлургии горные районы у северных и северо-западных границ Месопотамии, где уже с 4-го тыс.

до н. э. возникают древнейшие цивилизации.

Для людей той эпохи плавка металлов явилась лишь одним из целого ряда изобретений. Нарастающая лавина последствий, вызванных открытием металлургии, имела огромное значение в истории человечества. Оно вступило в бронзовый век.

Это было время победы пастушеского и земледельческого хозяйств, время демографических всплесков и широких миграций, появления колесного транспорта и новых технологий, позволивших быстро и точно копировать самые совершенные орудия труда и оружие, создавать украшения невиданных прежде форм.

Ремесленники выделяются в особый «клан», бдительно хранящий от чужих глаз тайны своего мастерства. Изменяется духовная культура — появляются новые божества и их служители. Возрастает значение организационной деятельности предводителя, усложняются общественные отношения, создаются первые государства.

В бронзовом веке тесались камни Великих пирамид, возводились стены «священной» Трои, слагались гимны Ригведы, под мостами Вавилона плавно катились воды Евфрата, утреннее солнце освещало ворота Мардука и кровли храмов Эсагилы, царственная Семирамида вступала в прохладу своих висячих садов.

А где-то на полях сражений вздымали пыль колесницы древних ариев и свирепых гиксосов, скакали по крепкому насту коренастые лошади, а следом за ними в снежных вихрях пыли скользили, схватившись за упряжь, сибирские лыжники…

Бронзовый век — период в истории человечества, когда бронза стала основным производственным материалом (хронологически, примерно с конца 4-го до начала 1-го тысячелетия до н. э., в отдельных регионах позднее). Бронзой называется сплав металлов, состоящий из 9-ти частей меди и 1-ой части олова.

Температура плавления бронзы 700 градусов, а ее твёрдость ближе к железу, чем к меди. Для того чтобы получить в руки этот материал, человеку потребовалась тысяча лет. Это время называется энеолитом (медно-каменный век).


Обратите внимание

Распространение скотоводства позволило древним коллективам время от времени поправлять свое благосостояние за счёт угона скота, грабежей и военного насилия. Все взрослые мужчины из охотников и пастухов при малейшей необходимости теперь превращаются в воинов — защитников своих и грабителей чужих.

Читайте также:  Россия при приемниках петра i

Военные походы уже настолько выгодное дело, что общества все чаще организовываются на военный лад, война является непременным условием их существования. Оружие, ещё вчера охотничье, сегодня становится боевым. Изменяются и требования к нему.

В боевое оружии, от степени совершенства которого зависит жизнь его владельца, всегда воплощались новейшие технологические достижения эпохи. Так, в век бронзы основное количество металлоёмких изделий — это предметы вооружения, а не средства трудовой деятельности.

Рис. 1. Навершие бронзового ножа. Середина 2-го тыс. до н. э. Могильник Ростовка. Омское Прииртышье. Западная Сибирь. Раскопки В. И. Матющенко. МАЭС ТГУ
Рис. 2. Сверленый каменный топор. Подобные изделия были грозным оружием в руках пастухов афанасьевской культуры (середина 3-го тыс. до н. э.). Исследования механических свойств ударных орудий, проведенные в 1925—31 гг. учеными Института истории материальной культуры АН СССР (ныне Институт археологии РАН), показали неожиданно высокую эффективность удара такими топорами. Коэффициент их полезного действия колебался в пределах 82—90%. Эпоха ранней бронзы. Могильник Пещеркин Лог. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН
Рис. 3. Основные типы «боевых топоров», встречающихся в Южной Сибири
Рис. 4, а—к. Наконечники стрел из камня (а—д) и кости (е—и). Каменные наконечники стрел по-прежнему преобладают в колчанах лучников эпохи бронзы. Имея при малых размерах достаточно большой вес и острые пильчатые края, они обладали высокой пробивной силой. Такие наконечники делались очень тщательно, в отличие от сланцевых дротиков (к), небрежность изготовления которых сразу бросается в глаза. Костяные наконечники стрел немногим уступали по проникающей способности каменным. Они (судя по результатам экспериментальных стрельб) наносили более глубокие травмы, чем бронзовые, и часто были даже опаснее, ибо вызывали заражение раны прогорклым костным жиром. Снабженные небольшим острым жальцем (и), они довольно легко отделялись от древка и оставались в ране, (а—и) — Кротовская культура. Середина 2-го тыс. до н. э. Могильник Сопка-2. Западная Сибирь. Раскопки В. И. Молодина; (к) — Афанасьевская культура. Середина 3-го тыс. до н. э. Окрестности Денисовой Пещеры. Горный Алтай. МА ИАЭТ СО РАН
Рис. 5. Наскальные рисунки эпохи бронзы. Колбак-Таш. Горный Алтай.Ортаа-Саргол. Респ. Тыва

И все же появление металла на полях сражений на первых порах не давало серьезных преимуществ воюющим сторонам. Оружие, сделанное из нового материала, оставалось ещё слишком несовершенным. И долгое время его типы и способы владения им были почти такими же, как и в неолите.

По-прежнему арсенал племени состоял из лука, усиленного роговыми накладками; стрел с острыми каменными и костяными наконечниками; лёгких метательных дротиков; копий, тяжелых дубин, палиц, которые вместе со шлифованными топорами, обоюдоострыми кинжалами и костяными ножами помогали сокрушить врага в ближнем бою.

Первые бронзовые ножи и наконечники копий были небольшими, а форма их во многом повторяла листовидные очертания каменных изделий.

Крепились металлические острия к несущей части также испытанными способами — зажимались в расщеп древка, забивались в торцы роговых рукояток, вставлялись и вклеивались в полости трубчатых костей.

Тонкие расплющенные металлические пластинки, из которых все чаще делались лезвия и наконечники копий, нередко гнулись от сильного удара и довольно быстро тупились. Они не могли составить серьезную конкуренцию каменным остриям, еще долго мелькавшим на полях сражений.

Правда, само каменное оружие уже было совсем иным, так как отбор сырья и технология его обработки существенно изменились. Почти не встречались теперь копья и дротики с тонко ретушированными изящными наконечниками. На смену твердому и хрупкому кремню пришли мягкие сланцевые и шиферные породы. Ненужной стала ювелирная обработка камня.

Достаточно было быстро и довольно грубо несколькими сколами придать подобранной заготовке задуманный контур и обточить неровности острия. Сырьём в виде подходящих сланцевых пластин природа щедро делилась с человеком. Наконечники стрел, как и прежде, изготавливались струйчатой ретушью из кремневых и яшмовых пород камня и вырезались из свежей кости.

Проверенные временем неолитические технологии оказались здесь востребованными.

Важно

В ближнем бою на полях сражений 3-го — начала 2-го тысячелетия до н. э. господствуют сверленые так называемые «боевые топоры». Встречаются такие изделия на большей части Европы, являясь своеобразным маркером некоторых археологических культур, которые так и называются «культурами боевых топоров».

В немалом числе подобные предметы найдены и в Западной Сибири на обширной территории от таежного Васюганья на севере и до гор среднего Алтая на юге. При всех различиях в форме и размерах «боевые топоры» изготовлены по одной технологической схеме, включавшей три последовательные операции — формовку, шлифовку, сверление.

С подходящего по форме и размерам камня сильными ударами снимали лишний материал и придавали заготовке вид клина. У топоров сложных форм, с выточенным в виде молоточка обухом и лезвием в форме небольшой лопасти, на этой стадии применялось еще и отпиливание кусков, которые нельзя было удалить серией сколов.

Затем вся поверхность изделия подвергалась равномерной шлифовке, окончательно оформлявшей лезвие. И наконец, трубчатой костью с песком сверлилось отверстие.

Впрочем, несмотря на название, далеко не все исследователи считают эти топоры именно оружием.

Одни относят их к рабочим орудиям горных выработок (потому что одно из таких изделий было найдено в заброшенной горной выработке Алтая), другие — к ритуальным предметам.

Тем не менее столь выразительное название неслучайно, как неслучайно то, что позднейшие металлические боевые топоры похожи на своих далеких каменных предшественников.

Открытые бои — бои на открытой местности с изготовившимся к сражению противником. В то время нападения по-большей части осуществлялись внезапно. Это было залогом удачи и гарантировало меньшие потери.

Но ход таких действий партизанско-диверсионного типа во многом зависел от конкретной обстановки и трудно восстановим.


Совет

Судя по оружию эпохи ранней бронзы, можно предположить, что открытые бои включали в себя первональную перестрелку из луков на дальней дистанции, затем быстрое сближение с противником и поражение его в непосредственном контакте колющим (копьями, кинжалами) и ударно-дробящим (топор, дубины) оружием ближнего боя.

Сражались воины тех лет в основном в рассыпном строю, используя то оружие, которым лучше всего владели. Во всяком случае, предполагать какое либо особое боевое построение оснований пока нет.

  Очень высока вероятность применения в ближнем бою оружия типа кистеня — оно представляло собой округлый камень, обёрнутый кусочком кожи и привязанным к длинному ремню или веревке. Среди археологически материалов выявить детали такого рода оружия крайне трудно. Кожа в земле не сохраняется, а все камни похожи друг на друга. Столь же тщетно ожидать и находок деревянных дубин в поселенческих или погребальных комплексах. Но и то, и другое оружие можно рассмотреть на наскальных рисунках.

Источник: http://history.novosibdom.ru/node/35

Культура и этническая история племен эпохи бронзы

В начале II тыс. до н.э. в Великой степи от Днепра до Алтая сложились две культурно-исторические общности. Западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, получила название «срубной культуры» (по способу погребения с срубах).

Восточная, относящаяся к степной зоне Казахстана и Южной Сибири, по месту выявления (на Енисее) стала именоваться «андроновской культурой» (или культурой «мык» по местному наречию).

Основой культурного комплекса стали освоение бронзового литья, резко улучшившее качество орудия и оружия, появление конской упряжки и легкой боевой колесницы.

Население Казахстана бронзового века имеет общую антропологическую основу, представленную протоевропейской расой без какой — либо примеси монголоидных элементов.

«Судя по нашим материалам, андроновский компонент протоевропейской расы был значителен среди местных насельников Казахстана. Поэтому в течение длительного периода этнической истории Казахстана он был важнейшей основой в расогенетическом процессе местных племен». (О.

Исмагулов) Об этнической истории населения бронзы говорится в священном писании зороастризма, получившем название «Авеста».

В течение многих веков жрецы поколения в поколение священные тексты учения, созданного в стойбищах племен. Они пасли скот – коров, верблюдов, овец и лошадей на огромных степных просторах от Северного Причерноморья до Алтая и Восточного Туркестана, от Уральских гор до Иранского нагорья. Прародиной ариев в книге названа Арианам Вайджа – простор ариев, т.е.

азиатские степи к востоку от Волги (Раихи). Арианам Вайджа – обширная страна, орошаемая двумя глубокими реками Датьей и Ардви, (Сырдарья и Амурдарья), принадлежит не только ариям. Здесь живут и враги ариев – туры. Другие злейшие враги ариев – племена хьона, также подступают к Арианам Вайджа.

Обратите внимание

Бурная история межплеменных войн ариев, туров, хьона, почитающих одних и тех же древних богов и молящихся о победе на одних и тех же местах, разворачивается на степных просторах Казахстана. Но эти отрывочные сведения не могут полностью раскрыть картину сложных этноисторических процессов.

На обширных пространствах степи проходила ассимиляция скотоводами племен охотников, сопровождаемая укреплением и гомогенизацией этносов. По военным и хозяйственным мотивам складывались сложные соплеменности.

Во И тыс до н.э. между ростом населения и развитием производства возник ряд противоречий, приведший к перенаселению. Это заставляло племена эпохи бронзы мигрировать на юг и запад, в Иран, Индию и в Европу. Тогда, видимо, и появился пророк Заратуштра.

Скотоводческие народы Азии дали начато первой мировой религии. Арийские переселения были многоэтапными, потому и сложился синтез арийских и различных местных этнокультурных традиций.

Но арийцы, придя в новое место, стойко сохраняли в течение длительного времени особенности социальной структуры, семейных и правовых отношений, духовной культуры, религии и оказали решающее влияние на дальнейшую историю этих регионов, сыграли большую роль при создании великих цивилизаций Средней Азии, Ирана, Индии и др. Оставшиеся в степи племена позже создали самобытную скифо-сакскую культуру. 

В эпоху бронзы поселения располагались по берегам небольших рек, реже у озёр. Это было связано с хозяйственными интересами, для скота был необходим богатый травостой, для земледелия – удобная почва. Поселения обычно состояли из 10-20 жилищ – полуземлянок площадью до 300 кв. м., они были окружены общим оборонительным рвом и валом.

Жилище перекрывала двускатная крыша, поддерживаемая несколькими столбами. При строительстве использовали дерево, а там, где его не было, дома строили из камня. Вблизи поселений располагались родовые кладбища. Погребальными камерами служили ящики из каменных плит. Вокруг них сооружались ограды из поставленных ребром и вкопанных каменных плит..

Такие погребальные сооружения в казахской среде назывались «домами мыка». «В Семипалатинской, особенно в Зайсанской … в Семиреченской области, в Верненском уезде, курганы часто называются «мык» или «муг» или «Мыктын-уй» (И.А. Кастанье).

Важно

Казахи считают, что «мык» – название древнего народа, обитавшего на территории Казахстана и построившего курганы эпохи бронзы.

О художественном вкусе и культуре древних племен можно судить по украшениям и предметам искусства. В горных ущельях обнаружены грандиозные картинные галереи – Тамгалытас, Теректы аулие и др. В них изображены колесницы, герои, натягивающие луки, танцоры, кружащиеся в ритуальных танцах. И над всеми образами возвышаются «солнцеголовые существа».

У племен эпохи бронзы существовал культ огня, о чём говорит широко распространенный в этот период обряд трупосожжения. Даже в погребениях с трупоположением встречаются остатки золы и угля. Во многих захоронениях труп посыпали красной охрой. Красный цвет в сознании древних людей отождествлялся с огнём и имел магическую силу, защищая от злых духов.

Господствующей формой верования был культ предков. Это объясняет сопровождение покойника пищей, одеждой, орудиями труда, украшениями. Судя по остаткам на стенах сосудов, обнаруженных в могильниках и поселениях, основной пищей в это время были молочные продукты. В кухонных отбросах найдено много костей, быков, коней и овец. На 60-70% мясная пища состоял из говядины, на 10% – из баранины.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Источник: https://www.elim.kz/article/322/

Ссылка на основную публикацию