Открытые торгово-ремесленные поселения (о трп)

Открытые торгово-ремесленные поселения (о трп) – история России

Цепь из медальонов и колты (золотые украшения с разноцветной эмалью). XI в. Из клада, найденного в Киеве в 1887 году.

Показателем сдвига в производительных силах Руси в XI — начале XII в. явилось дальнейшее развитие ремесла. В деревне, в условиях господства натурального хозяйства, изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря и т. д.

было домашним производством, ещё не отделившимся от земледелия. Обособились от сельского хозяйства кузнечное и в меньшей мере гончарное ремёсла. Ремесленный характер приобретали также костерезное и плотницкое дело.

Обратите внимание

На Волыни целые селения изготовляли шиферные пряслица для веретён, расходившиеся по всей Руси.

С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, другие покидали деревню и уходили под стены княжеских замков и крепостей, где создавались ремесленные посады.

Возможность разрыва ремесленника с деревней была обусловлена развитием земледелия, способного обеспечить городское население продуктами и начавшимся отделением ремесла от сельского хозяйства. Центрами развития ремесла становились города. В них к XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей.

Значительная часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, уровень которого показателен для оценки развития ремесла в целом. Если в деревне доменное дело ещё не отделилось от кузнечного, то в городах в области обработки железа и стали появилось не менее 16 специальностей, обеспечивших значительный выпуск изделий.

О техническом уровне металлургического производства свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.

Русские ремесленники XI—XII вв. производили более 150 видов железных и стальных изделий, их продукция играла важную роль в развитии товарных связей города с деревней. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов.

В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клэщи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения — золотые, серебряные, бронзовые, медные.

В области художественного ремесла русские мастера освоили сложную технику зерни (выделки узоров из мельчайших зёрен мэталла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и, наконец, требующую особенного искусства технику черни (изготовление чёрного фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали. Сохранились прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Значительное развитие получили в древнерусских городах такие виды ремесла, как гончарное, кожевенное, древодельное, камнесечное, и десятки других. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок. Однако общественное разделение труда в стране в целом было слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Продукция немногочисленных деревенских ремесленников распространялась на расстояние примерно 10—30 км. Проникновение в деревню из города мелкорозничных торговцев не нарушало натурального характера сельской экономики. Центрами внутренней торговли были города. Там имелись рынки, на которых продавались как продукты питания, так и ремесленные изделия; туда привозили свои товары иноземные купцы. Но и городское товарное производство не изменяло натурально-хозяйственной основы экономики страны.

Важно

Более развитой являлась внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях Арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка — по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. В таможенном уставе X в.

города Раффельштеттена (Германия) упоминаются славянские купцы. Вывозилось из Руси главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мёд, смола, лён и льняные ткани, серебряные вещи, пряслица из розового шифера, оружие, замки, резная кость и пр.

Ввозились на Русь предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр.

Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. В «Русской правде» более поздней (так называемой «Пространной») редакции XII—начала XIII в.

предусматривались некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты.

Князья Владимир Святославич я его сын Ярослав Владимирович выпускали (хотя и в небольшом количестве) чеканенную серебряную монету.

Однако и внешняя торговля не меняла натурального характера хозяйства Руси, так как подавляющая часть предметов вывоза (меха и пр.) не производилась в качестве товара, а получалась в виде дани или оброка от смердов; вещи, привозимые из-за границы, служили лишь потребностям богатых феодалов и горожан. В деревню заграничные товары почти не проникали.

С ростом общественного разделения труда развивались города. Они возникали из крепостей-замков, постепенно обраставших посадами, и из торгово-ремесленных посёлков, вокруг которых возводились укрепления.

Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которой обслуживал ремесленными изделиями.

Совет

В то же время и часть городского населения сохраняла связь с земледелием, хотя оно и являлось для горожан подсобным занятием.

Скандинавские источники именовали Русь «страной городов». Под этими городами подразумевались как ремесленно-торговые центры, так и небольшие укреплённые пункты.

Русские летописи, сохранив упоминания о городах, верокятно неполные, дают возможность судить об их росте. В летописных известиях IX—X вв. упомянуто 25 городов, в известиях XI в. —89.

Расцвет древнерусских городов падает на XI— XII вв.

Древнерусский город состоял из крепости — детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок — торг. Население в таких крупных городах, как Киев, который хронист XI в.

Адам Бременский называл «соперником Константинополя», или Новгород, в XI—XII вв. исчислялось, по-видимому, десятками тысяч человек.

Городское ремесленное население пополнялось беглыми холопами и зависимыми смердами.

Как и в странах Западной Европы, в древнерусских городах возникали ремесленные и купеческие объединения, хотя здесь и не сложился цеховой строй.

Так, существовали объединения плотников и городников (строителей крепостных сооружений) во главе со старостами, братства кузнецов. Ремесленники делились на мастеров и учеников.

Кроме свободных ремесленников, в городах жили и вотчинные ремесленники, являвшиеся холопами князей и бояр.. Городскую знать составляло боярство.

Обратите внимание

Крупные города Руси (Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород, Смоленск и др.) были административными, судебными и военными центрами. В то же время, окрепнув, города содействовали процессу политического дробления. Это было закономерным явлением в условиях господства натурального хозяйства и при слабости экономических связей между отдельными землями.

Источник:

Андрей Буровский — Отец городов русских. Настоящая столица Древней Руси

Почему так важна была торговля

Марксистские историки твердо знали: города возникают потому, что общество расслаивается на классы. Богатые плохие, но живут хорошо. Бедные хорошие, но живут плохо.

Богатые начинают угнетать бедных и, чтобы спрятаться от их справедливого гнева, строят города, укрепленные замки и создают государство.

А государство, как было хорошо известно Марксу, Энгельсу и Ленину, — это система подавления трудящихся, которую организуют их эксплуататоры.

Все замечательно, но только вот беда — особые торговые поселения возникли на Руси задолго до появления классов и государства. Группа питерских археологов даже придумала для них особое название: «открытые торгово-ремесленные поселения» [41. С. 25–50].

Потому что возникают такие ОТРП в VII–IX веках, когда никакого государства нет на Руси и в помине. Больше того — и городов тоже нет! А вот торговля уже есть и процветает вовсю.

На всех водных дорогах, рассекавших Русь, возникали «торговые места», не имевшие никакого отношения к племенным центрам, но «зато» имевшие отношение к торговым путям.

Как правило, такие центры были «надплеменными», «внеплеменными» и к тому же многонациональными (не забудем, что люди из разных племенных союзов вовсе не были друг для друга сородичами; кривичи — иностранцы для полян; тиверцы говорят на другом языке, нежели словене ильменские).

Почему? Откуда такая значимость торговли?

Важно

Ответов, наверное, два. Во-первых, Русь лежит на скрещении нескольких трасс международной торговли: на пути торговцев с Востока, из мусульманского мира, которые двигались в Европу. На пути купцов из Германии и Скандинавии, которые шли на Восток.

Кроме того, и сама Русь богата, ей есть что предложить и Востоку, и Западу — металлы, мед, древесина, зерно, холст, пушнина. Торговать с Русью выгодно, купцы разных стран легко обогащаются этой торговлей.

На Руси находят клады арабских монет VIII–IX веков — значит, уже тогда, задолго до классов и государства, были богатые люди: те, что смогли накопить монеты далеких, экзотических для Руси стран.

Вторая причина еще проще: на Руси нет своей соли. Не везде есть железо высокого качества, а ведь без железного топора, железного сошника на плуг, железного ножа никак не освоить лесных дебрей под пашню. В одних местах железа много, но в другие области Руси железо приходится ввозить.

Без соли жизнь человека невозможна… Тем более что не существует пока никаких других способов консервировать продукты. Ни квасить капусту, ни сохранить мясо в теплое время года (с марта по октябрь) без соли невозможно. А соли на Руси нет, и ее приходится ввозить. Русь изначально обречена на торговлю, в том числе — на международную торговлю.

Загадочные «переносы городов»

Вот чему пока нет объяснения — так это почему открытые торгово-ремесленные поселения прямо не перерастают в города. Город Полоцк находится в стороне от Полоцкого городища — места открытого торгово-ремесленного поселения. Смоленск находится в 22 километрах от типичного открытого торгово-ремесленного поселения Гнездова… Примеры можно умножать.

Впрочем, и племенные центры далеко не всегда и везде перерастают в средневековые древнерусские города. Ростов-Залесский находится в нескольких километрах от Сарского городища, столицы местного племенного союза. Переносились и Туров, и Пинск, и Чернигов. Явление это такое распространенное, такое типичное, что в исторической литературе прочно угнездился термин «перенос городов».

Объясняют это явление двумя способами.

1. Все дело — в борьбе нового феодального строя со старым, родоплеменным. Феодалы, как хорошо известно марксистам, были плохие, но при этом сильные и жестокие. Они не любили трудящихся и вообще были богатые. Поэтому они и боролись с народной вольницей в племенных центрах и в ОТРП [42. С. 70–82]. Комментировать этот бред я не буду.

Совет

2. Город и поселение существовали одновременно, потому что у них были разные функции: город был религиозным и административным центром например [43. С. 108].

Идея это несостоятельная, потому что сосуществуют «пары городов» недолго, на протяжении жизни одного-двух поколений. Каким-то образом город ухитряется подавить ОТРП, заменить его.

Как? Может быть, князья просто физически уничтожают ОТРП? Не в смысле, берут его штурмом, но запрещают, регламентируют, вытесняют… Действительно, зачем им свободные люди в открытом для всех ОТРП? Им нужны верные слуги, которые принесут им от своих трудов деньги.

Странным образом, историки «проглядели» очень интересное явление — на Руси вообще города, казалось бы, незыблемые по определению, иногда «переезжали» на новое место. Уже в XIII веке, после монгольского разорения, по крайней мере два города — Галич и Рязань — были отстроены на новых местах. Когда земли много, совершенно необязательно отстраивать город в точности на том же самом месте.

А земли у восточных славян было столько, что ученые ввели для них странно звучащий термин «относительная оседлость». То есть оседлость вроде есть — но в любой момент люди могут подняться, перейти совсем на другое место. Что называется, без проблем.

Относительная оседлость вполне может объяснять удивительный феномен переноса городов», и причиной каждого конкретного переноса может оказаться все что угодно… Вплоть до скверного сна или ссор молодежи с отцами города.

Читайте также:  Революция 1905–1907 годов в россии

Источник: https://valdvor.ru/bez-rubriki/otkrytye-torgovo-remeslennye-poseleniya-o-trp-istoriya-rossii.html

Лекция 6. ОТКРЫТЫЕ ТОРГОВО-РЕМЕСЛЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Особую категорю памятников Руси представляют «открытые торгово-ремесленные поселения» (ОТРП). Примерами ОТРП являются Ладога, Гнездово, Шестовица и др.

Общими признаками ОТРП выступают: 1) расположение на важнейших торговых артериях; 2) значительный процент социально-обособленного военизированного населения; 3) крупные размеры поселений (до 30 га и более) и сопутствующих им могильников (до 6000 курганов); 4) высокий уровень развития ремесел; 5) свидетельства развитой международной торговли; 6) наличие в топографической структуре городищ; 7) полиэтничный состав населения; 8) общая хронология (возникновение во второй половине VIII – IX вв. и постепенное затухание жизни в XI в.).

Интерпретация сущности ОТРП дискуссионна. Раскопками документированы следующие их функции: военная, торговая, ремесленная, аграрная, фискально-административная. Эти моменты отмежевывают ОТРП от сельских поселений и тесно сближают их с городами.

Обратите внимание

Наличие аграрной функции не должно смущать – даже крупные города Руси носили «полуаграрный» характер. И.В.Дубов квалифицировал ОТРП Верхнего Поволжья как «протогородские». В.Я.Петрухин и Т.А.Пушкина трактуют такие памятники в качестве опорных пунктов великокняжеской власти, В.П.Коваленко и А.П.

Моця рассматривают Шестовицу под Черниговом в качестве военного лагеря киевских князей. Почти все исследователи, затрагивавшие вопросы истории ОТРП, косвенно связывают эту категорию поселений с городами. Но назвать Гнездово, Шестовицу или Тимерево «городами» почти никто не решился.

В письменных источниках не встречаются (кроме, может быть, Ладоги, Менска и некоторых иных) упоминания о них. Это выглядит странным: молчанием обойдены самые крупные поселения, которые имеют признаки урбанизации. А ведь именно они должны были сыграть определяющую роль в становлении государства.

В летописях есть Смоленск, но нет Гнездова, есть Чернигов, но нет Шестовицы, есть Ярославль, но нет Тимерево. В чем дело?

Бытующее наименование рассматриваемой категории памятников «открытыми торгово-ремесленными поселениями» не отражает их историческое содержание. В лекции я сохраняю это название, отдавая дань историографической традиции. Сомнение вызывает правильность определения ОТРП в качестве «открытых».

В Гнездове и Шестовице сохранились городища, в Тимереве обнаружены следы укреплений: уже есть основания усомниться в их «открытом» характере. Определение этих поселений как «торгово-ремесленные» не представляется достаточным. Значение торговли и ремесла в жизни ОТРП очевидно.

Но если учесть немалое количество находок сельскохозяйственных орудий (Менское поселение, Шестовица и др.), то следует признать и значительный удельный вес аграрных занятий жителей этих поселений. Значит, торгово-ремесленную функцию ОТРП не следует выпячивать и ставить на первый план.

Тем более, что никаких подсчетов соотношения торгового, ремесленного, аграрного и прочих элементов в экономике и социальном составе населения ОТРП нет.

Не только экономические параметры определяли сущность ОТРП. В.Я.Петрухин и Т.А.Пушкина усмотрели в ОТРП функции «опорных пунктов великокняжеской власти». Следовательно, в распространенном определении – ОТРП – не отражена функция политико-административная. Почти все исследователи отмечают высокий процент среди жителей ОТРП военизированного населения.

Важно

Именно этот фактор во многом и представляет историческое «лицо» данных памятников. В этих поселениях воинский компонент представлен повсеместно. Анализ историко-археологического материала позволяет именовать рассматриваемые поселения «военизированными многофункциональными».

При всех недостатках любого определения предложенное будет точнее соответствовать историческому содержанию этой категории памятников.

Остается дискуссионным вопрос о топографическом и хронологическом соотношении ОТРП с феодальными городами. На расстоянии примерно 7-20 км от рассматриваемых памятников находятся остатки городов.

Бинарное их расположение давно замечено и активно обсуждается учеными: Гнездово – Смоленск, Тимерево – Ярославль, Сарский городок – Ростов, Шестовица – Чернигов, Менское поселение – Минск на Свислочи и др. Отсутствие в Смоленске и Минске отложений X в. способствовало развитию гипотезы о «переносе городов».

Да, выраженных отложений X в. ни в Смоленске, ни в Минске не нашли. Однако это не означает, что ранних культурных слоев здесь не было. Раскопки велись не во всех частях этих городов, перспективные участки застроены и уже недоступны для исследователей. Но по некоторым данным, «не-гнездовский» Смоленск в X в.

существовал и мог развиваться параллельно с Гнездовом. В большинстве случаев бинарного расположения собственно города и ОТРП мы видим их синхронное (хотя бы на определенном отрезке времени) существование (с постепенным возвышением первого и медленным угасанием второго).

Чем более тщательно исследованы «бинарные» памятники изучаемого типа, тем больше оснований говорить об их одновременном существовании. Бесспорной представляется параллельная жизнь города Ростова и Сарского городка, Шестовицы и Чернигова.

Ученые давно обратили внимание на типологическое родство ОТРП Древней Руси и приморских «виков» Балтийского региона. Немецкий «вик» Хайтхабу сосуществовал с городом Шлезвигм, шведский «вик» Бирка – с городом Адельзо. Парное существование этих и подобных им центров в доказательстве не нуждается.

Совет

Так в чем же причина параллельного существования ОТРП и феодальных городов? И почему все ОТРП угасают в XI в.? Ответ на первый вопрос сводится обычно к тому, что ОТРП выполняли преимущественно торгово-ремесленные функции, а раннефеодальные города – административно-политические. Наверное, это так и есть (на стадии их сосуществования).

Но остается непонятным, почему эти средоточия ремесла и торговли были в X – XI вв. территориально отнесены от городов (на час – три пешего хода) и почему княжеской власти в последующие XII – XIII вв. никак не мешало размещение в городах ремесленников и купцов. Видимо, дело не в ремесленниках и торговцах.

Исследователи обнаруживают в составе населения ОТРП наличие «военного, дружинного» элемента, но лидирующая военная функция рассматриваемой категории поселений обычно «тонет» на фоне ремесленной и торговой. И напрасно, поскольку процент воинских захоронений во всех могильниках, связанных с ОТРП, более чем высок. Военизированные поселения Руси IX – XI вв.

являлись ни чем иным, как топографически обособленными частями древнерусских городов – своеобразными поселениями-спутниками. Они объективно выполняли (дополняли, отчасти дублировали), вероятно, не все, но значительную часть спектра «городских» функций. Они действительно были отдельными поселениями, но преимущественно в географическом измерении.

Превалирующее военное (и военно-полицейское) направление жизнедеятельности во многом предопределило их «выносной» (за пределы «основной» части города) характер размещения. И здесь может скрываться часть разгадки этой, на первый взгляд, парадоксальной ситуации – парного существования городов и их военизированных спутников.

Воинские контингенты киевских князей во второй половине IX – X вв. (а потом, ближе к концу X в. – и их вассалов) были предназначены для решения внешнеполитических проблем (походы на Византию, Волжскую Булгарию, Хазарию, Польшу). Иная, не менее важная, их задача – «собирание» местных земель с ликвидацией власти «племенной» аристократии.

В условиях становления государства киевские князья объективно не могли создать регулярную армию и пошли по пути формирования армии наемников, союзников и данников. Летописец, повествуя о событиях IX – X вв., подчеркивает «полиэтничный» состав войск великих князей. Олег, направляясь в 882 г.

на завоевание славянских земель и самого Киева, собрал армию из варягов, чуди, словен, веси и кривичей. В 907 г., угрожая Византии, он ведет на нее войско, состоящее из варягов, словен, чуди, кривичей, радимичей, мери, древлян, полян, северян, вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев.

Обратите внимание

Но уже в летописных статьях, посвященных событиям второй половины XI – XIII вв., на этническую принадлежность великокняжеских ратников внимание не обращается. Войско формировалось уже не по этническому признаку. Данные наблюдения указывают на временный и наемный характер военизированных формирований великих князей в X – начале XI вв.

Примеров найма иностранцев предостаточно (сообщения северных саг и летописей). Летопись указывает на проблемы, возникавшие при квартировке наемников в городах. Красноречивым выглядит рассказ о конфликте Владимира Святославича с варягами, который имел место в Киеве около 980 г.

Выходцы с Севера затребовали более высокую плату за наемничий труд, объявив столицу Руси захваченной («се град наш»). Не без труда Владимир сумел отказать им и справиться с жадными устремлениями пришельцев. Некоторым их «мужам добрым, смысленым и храбрым» он раздал «грады» (крепости во временное управление).

Основная же масса наемников, учитывая их желание стать высокооплачиваемыми гвардейцами, была умело направлена ко двору византийского императора. При этом Владимир, не желая портить отношения с Византией, отправил ему предупреждение: «Се идут к тебе варязи, не мози их держати в граде, оли то створять зло, яко и сде, но расточи я разно, а семо не единого».

В 1015 г. новгородци восстали против произвола размещенных в городе варягов-наемников Ярослава и их перебили. Таких конфликтов было гораздо больше тех эпизодов, которые отразились в летописи. Князья должны были держать наемников вне городских стен и создавать для них отдельные поселения–спутники.

Большая часть ОТРП исчезает к середине XI в. Почему? В конце IX – первой половине XI вв. идет процесс «огосударствливания» «племенных» территорий. Главным инструментом этой политики были ОТРП. К середине XI в. они выполнили свои задачи и постепенно сошли с исторической сцены.

Во второй половине (конце) XI на Руси появляется много феодальных замков – свидетельств оседания военно-дружинного сословия на землю.

Широкие экономические возможности окрепшего государства, далеко зашедший процесс феодализации крестьянства, позволил правителям перейти от практики «одаривания» дружины и наемников деньгами, «оружием и портами» («вассалитет без ленов») к раздаче в держание или собственность земельных угодий с селами.

Важно

Энергия разноплеменной массы воинов была направлена в русло обустройства феодальных хозяйств, эксплуатация которых по сравнению с непредсказуемыми своими результатами военными походами, приносила их владельцам устойчивый доход и обеспечивала содержание постоянно разраставшегося окружения.

Именно процесс развития феодальных отношений на Руси и оказался главным «могильщиком» ОТРП. Расцвет Ладоги. Смоленска-Гнездово приходится на IX – X вв., «звездный» час Шестовицы – X в., «взлет» Мохова – вторая половина X – первая половина XI вв. Не отражают ли эти даты, построенные на материалах археологии, историческую реальность поэтапной феодализации, огосударствливания различных регионов Древней Руси?

Итак, в период становления государства Русь князья инициируют создание поселений, которые ныне получили наименование ОТРП. Они были многофункциональными организмами с широким спектром занятий населения, однако превалирующей была военная функция.

Она определялась самой целью создания таких поселений – захват и последующий контроль над местными «племенами», защита торгово-экономических интересов государства на артериях международного значения, внешняя агрессия и пр. ОТРП сыграли огромную роль в становлении феодальных городов.

Бинарное расположение Гнездово и Смоленска, Шестовицы и Чернигова, Менского поселения и Минска и т. д. отражает историческую закономерность. ОТРП были составными частями раннегородской структуры.

Географическая обособленность «спутников» от «настоящих» феодальных центров не имеет принципиального значения для определения исторической природы первых.

Источник: https://studopedia.su/8_4098_lektsiya–otkritie-torgovo-remeslennie-poseleniya-drevney-rusi.html

Ремесленные объединения

Российские объединения

Ремесленная палата России, г. Москва
http://www.rpalata.ru/

Общероссийский портал информационной поддержкиремесел инародныхпромыслов
http://www.remeslennik.ru/

Алтайская краевая ремесленная палата
http://akrp.ru/

Ремесленная палата Республики Башкортостан
http://www.bashremeslo.ru/

Ремесленная палата Белгородской области
http://belpalata.narod.ru/

Ремесленная палата Республики Бурятия
http://dprb.ru/firms/1163/

Волгоградская Палата ремесел
http://www.palataremesel.ru

Волго-Донская Ремесленная палата Волгоградской области
http://www.volganet.ru/irj/avo.html?NavigationTarget=navurl://a7784459e790b1f5fb19cc41dcac6360

Ремесленная палата Воронежской области
http://www.arpvo.ru/

Ремесленная палата Вологодской области
http://ремесленнаяпалата.рф/

Ремесленная палата Калининградской области
http://www.klgd.ru/economy/business/support1.php

Совет

Ремесленная палата Калужской области
http://planet-business.info/ter07/bd-p/pub-moqu.htm

Ремесленная палата Кировской области
http://www.arpko.ru/

Ремесленная палата Республики Коми
http://www.komirempalata.ru/

Читайте также:  Причины и характер первой мировой войны. роль россии в коалиции атланты

Ремесленная палата Ленинградской области
http://www.parus-l.ru/palata.html

Липецкая ремесленная палата
http://mb.admlr.lipetsk.ru/registry/infr/pr/42,10146/

Ремесленная палата г. Москвы
http://mosremesla.ru/

Палата ремесел Московского региона
http://pmp.mosreg.ru/registry/infr/pr/46,5568/

Видновская палата ремесел, г. Видное Московской области
http://www.palatarem.boom.ru/

Домодедовская ремесленная палата, г. Домодедово Московской области
http://www.mbmo.ru/new/rerv-bit.shtml

Ремесленная палата г. Дубна Московской области
http://www.mbmo.ru/new/rerv-bit.shtml

Жуковская палата ремесел, г. Жуковский Московской области
http://nasledie-predkov.ru/

Клинская районная палата ремесел, г. Клин Московской области
http://pmp.mosreg.ru/registry/infr/pr/46,5904/

Обратите внимание

Раменская палата ремесел, г. Раменское Московской области
http://www.nakovalnya.ru/palata.htm

Ступинская ремесленная палата, г. Ступино Московской области
http://www.mbmo.ru/new/rerv-bit.shtml

Химкинская Палата ремесел г. Химки Московской области
http://palata.jimdo.com/

Палата ремесел г. Электростали Московской области
http://www.mbmo.ru/rerv-bit.shtml

Городецкая ремесленная палата, г. Городец Нижегородской области
http://resba.ru/index/0-9

Ремесленная палата Крыма 
http://handicraft.crimea.ua/

Ремесленная палата Омской области
http://www.webspravochnik.ru/catalog/content/view/region/0/id/553839004

Пензенская областная ремесленная палата
http://smb-support.ru/5708

Ремесленная палата Приморского края
http://www.vlc.ru/small_business/index.php?f=infra

Донская ремесленная палата Ростовской области
http://www.rpdon.ru/

Ремесленная палата г. Санкт-Петербурга
http://www.rpspb.ru/

Уральская ремесленная палата Свердловской области
http://afciuss.ru/partners/_aview_b18052

Важно

Кавминводская палата ремесел, г. Ессентуки Ставропольского края
http://ovproekt.ru/kontakt.htm

Палата ремесел г. Тамбова
http://palata.rcmc-tambov.ru/

Ремесленная палата Республика Татарстан
http://expo.tatar.ru/rus/counsil.htm

Тольяттинская Палата Ремесел
http://www.ccitogliatti.ru/info/remesla

Ремесленная палата Республики Тува
http://allorgs.ru/company/42733/

Ремесленная палата Удмуртской Республики
http://www.izh.ru/izh/page-view?obj=45375

Ремесленная палата Ульяновской области
http://www.remeslo73.ru/

Ремесленная палата Республики Хакассия
http://rprh.ru/

Ярославская Ремесленная палата
http://www.yarempalata.ru/

Российские общественные организации

Русская академия ремёсел, г. Москва
http://www.artkursy.ru/

Центр народных ремесел «Берегиня» г. Каргополя Архангельской области
http://www.bereginy.kargopol.ru/

Учебно-производственный центр нетрадиционных ремесел г. Воронежа
http://upcnr.ru/

Уральский центр поддержки народных промыслов и ремесел г. Екатеринбург
http://www.remeslour.narod.ru/

Общество русской народной культуры «Большая Медведица», г. Екатеринбург
http://www.ornk.ru/

Общество русской народной культуры «Малая Медведица», г. Екатеринбург
http://mmedvedica.ru/

Дом ремесел Заповедника народного быта, п. Рогатино Ивановской области
http://www.zapovednik.ws/p0223/index.htm

Центр народных промыслов «Вятка», г. Киров
http://www.vyatskoeremeslo.ru/

Народные художественные промыслы Кировской области
http://www.nhpko.ru/

Гильдия печников и трубочистов Ленинградской области
http://www.pechsovet.ru/

Совет

Ассоциация «Народные художественные промыслы России», г. Москва
http://www.nkhp.ru/

Центр ремесел «Русское подворье», г. Москва
http://moscow-vernisage.com/

Торговая площадка ремесленничества России, г. Москва
http://rusremesla.ru/index.php

Ремесленный бизнес-инкубатор, г. Петрозаводск
http://crafts.karelia.ru/incubator/contact_rus.htm

Гильдия ремесленников Рязанской губернии
http://fond-xranitel.ru/companions/guild.html

Ремесленный парк Урала , г. Екатеринбург
http://masterurala.ru/news/prezentatsiya-sayta-remeslennyy-park-urala

Автономная некоммерческая организация «Благое дело» г. Верх-Нейвинска Свердловской области
http://www.delonablago.ru/index.php/article/archive/99/

Дом народных ремесел, г. Саранск
http://smb.e-mordovia.ru/registry/infr/pr/89,10747/

Центр развития народных художественных промыслов и ремесел Республики Татарстан
http://remeslo.tatarstan.ru/rus/index.htm

Обратите внимание

Тульская палата художественных промыслов
http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_38_aId_51879.html

Тюменский областной центр прикладного творчества и ремесел
http://culturemap.ru/?region=105&topic=10&subtopic=44&id=2422

Центр поддержки народных промыслов и ремесел г. Ханты-Мансийска
http://www.ugra-gateway.ru/root/rus/article01/

Народные художественные промыслы и ремесла Республики Чувашия
http://gov.cap.ru/main.asp?govid=143

Гильдия ремесленников Республики Чувашия
http://remeslo.tppchr.ru/index.php?Mn=1

Центр ремёсел г. Мышкин Ярославской области
http://www.myshgorod.ru/

Зарубежные ремесленные объединения Ганзейский парламент

Европейское объединение для поддержки ремесел и среднего предпринимательства 

http://hanse-parlament.org

www.hanse-parlament.net

Профессиональное ремесленное образование в странах Европы

Азербайджан

Ассоциация ремесленников Азербайджана
http://rezbaderevo.ru/topic.php?topic_id=64

Беларусь

Белорусский форум ремесленников
http://forum.remesla.by/

Германия

Фонд Эберхарда Шёка г. Баден-Баден
http://www.eberhard-schoeck-stiftung.de/ru.html

Ремесленная палата г. Бремена
http://www.hwk-bremen.de/

Казахстан

Алматинская палата Ремесел
http://www.palataremesel.kz/

Фонд Ержана Татишева по развитию ремесел и возрождению народных художественных промыслов в Республике Казахстан
http://www.tatishevfoundation.com/Projects/Revitalizing-crafts-in-Kazakhstan

Сайт ремесленников Казахстана
http://www.sheber-craft.kz/?q=ru/node/95

Канада

Важно

Ремесленное обучение в Канаде
http://www.tcu.gov.on.ca/eng/multilingual/russian.html

Литва

Клайпедская торгово-промышленная и ремесленная палата
http://chamber.lt/

Люксембург

Ремесленная палата г. Люксембурга
http://www.cdm.lu

Источник: http://palata-npr.ru/remeslennyie-obedineniya.html

Мерянский мегаполис домонгольского времени:Усть-Шексна

Эти находки из Усть-Шексны – роскошного памятника XI-XIII вв., богатого и нового, который только 15 лет как открыт.

Это поселение в домонгольский период превосходило Ярославль и Углич и уступало по размерам лишь Ростову. Упоминается оно в знаменитой летописной статье 1071 года о восстании мерянских волхвов.

Именно в Усть-Шексне боярин Ян Вышатич передал этих волхвов для мести родственникам принесенных ими в жертву женщин.

Кстати, любопытно, что так же, как и древнейшие мерянские города Северо-Востока Ростов и Белоозеро, Усть-Шексна не имела укреплений, располагаясь на берегу. Что, собственно, вовсе не делает ее так любимым И.В.

Дубовым ОТРП (открытым торгово-ремесленным поселением), а лишь доказывает, что серьезных военных угроз в этих местах в это время не ощущалось. 

Сейчас Усть-Шексну методично копают Александр и Ирина Рыкуновы.

Украшения финно-угорских типов, обнаруженные в Усть-Шексне, принадлежат уже периоду вхождения мери и веси в состав княжеств, возглавляемых князьями из рода Рюрика. Они не образуют какой-то целостной этнически определимой группы.

Большая часть из них могла в это время присутствовать на всей территории будущей Московии от Поочья до Заволочья. Попадаются вещи и эрзянского облика, и пермского, и продукция новгородских мастеров, массово делавших своих уточек-драконов с шумящими привесками на потребу вкусам местного финского населения.

Совет

Это неудивительно, поскольку Усть-Шексна явно была торгово-дружинным центром, где пришедшие в движение группы населения встречались и смешивались. Там формировалась та новая культура, для которой характерны многочисленные зооморфные подвески типов, получивших распространение в XI-XIII вв. и которая, собственно, во многом являлась продолжением культуры финских автохтонов территории Верхнего Поволжья.

Усть-Шексна находится в 100 км северо-западнее Ярославля, в 300 км от Москвы и в 600 – от Санкт-Петербурга, там, где в Волгу впадает один из её крупнейших притоков – р. Шексна, напротив современного города Рыбинска. Ещё в 1837 г. М.

Гомилевский, автор «Описания города Рыбинска» писал: «Летописи не сообщают нам точных сведений … о времени появления Рыбинска … впрочем, есть следы неизгладимые, по которым видно, что заселение … относится к правлению Ярослава Мудрого». Сейчас трудно сказать, что именно довелось застать и обнаружить современнику А.С.

Пушкина, но современные археологи нашли «следы неизгладимые» в древней земле, их работы подтверждают мнение Гомилевского и позволяют представить себе забытый древнерусский город…Как правило, если не известна точная дата, когда город был заложен, то “днем рождения” принимают дату первого упоминания в летописях.

Именно под 1071 годом в “Повести временных лет” помещен рассказ о том, как во время большого неурожая и голода два мерянских волхва из Ярославля подняли восстание. Не смотря на то, что в летописи отсутствует упоминание названия Усть-Шексна, мы можем с уверенностью сказать, что речь идет именно о ней.

Известно что волхвы, как зачинщики бунта, были повешены Яном Вышатичем на дубах, в поселении, которое находилось в устье реки Шексны.

По итогам раскопок уже сейчас можно утверждать, что Усть-Шексна – это своеобразный мегаполис финских Верхне-Волжских земель, имевший первостепенный торговый и административный характер и явно не рядовую площадь. По последним исследованиям до 20 га. Для сравнения – площадь летописного города Ярославля того времени – 3 га.

Усть-Шексна превосходила даже такие древние города как Углич, Ростов и Владимир. Об уникальности поселения говорят такие находки, как серебряные монеты-динарии западноевропейского государства Фристляндия, имевшие хождение еще до первого крестового похода, арабские дирхемы IX века, оружие и многое другое.

Это говорит о том, что город имел обширные торговые связи с ведущими государствами того времени. В XI-XIII веках бурно развивающийся город на торговом пути Волга-Шексна-Балтика представлял собой крупный торгово-ремесленный центр; более того, это был второй по площади город после мерянского Ростова.

Обратите внимание

Многорядная усадебно-дворовая застройка с деревянными «тротуарами» и частоколами обеспечивала жильём несколько тысяч горожан. Впечатляют находки древнерусских кирпичей и напольных керамических плиток.

Рыбный, пушной промыслы, сельское хозяйство были подсобными занятиями жителей.

Основной доход давали металлургическое, кузнечное, ювелирное, гончарное и косторезное производства, обслуживающие «международную» торговлю.

Торговля в городской экономике играла важнейшую роль. Наглядным примером являются находки серебряных монет: арабских дирхемов IX-X вв., западноевропейских денариев XI-XII вв., русских монет XIV-XV вв. Монеты принимались по весу, о чём свидетельствуют усеченно-сферические гирьки.

Найдены десятки торговых пломб – свинцовых пластинок со следами шнура и знаками владельцев. Среди них есть и трезубцы – знаки Рюриковичей.

О развитой торговле свидетельствуют и элементы «портовых» сооружений, а о её размахе позволяют судить находки изделий далёкого импорта: от передней и центральной Азии до Скандинавии и Западной Европы.

Свидетельством зажиточности населения являются предметы с эмалью, позолотой, Византийская мелкая пластика, скандинавские серебряные привески, клад серебра, Киевские кресты-складни, сердоликовые сирийские бусы, многочисленные «импортные» браслеты, перстни и другие украшения.

Помимо этого, необычайно высокий уровень металлургии, качество многочисленных ножей, найденных в ходе раскопок на территории памятника, вызывают удивление даже у современных специалистов в области изготовления и обработки металлов.

60% всех металлических орудий изготовлены по сложной технологии, неким “бутербродом”. Сердцевина которого – хорунжая сталь (булат), с обоих боков облепленная более мягким металлом (аналог Ст. 50). При пользовании таким ножом режущая кромка самозатачивается.

Столь высокий уровень обработки металлов редко встречается на территории даже Руси, к примеру, в Киеве, по подобной технологии изготовлялось едва ли 20% всех металлических орудий. Уникальность поселения Усть-Шексна подтверждается с каждым новым сезоном, с каждой новой находкой.

О богатстве жителей говорят и многочисленные хитрой конструкции замки и ключи. Но самый крепкий замок не мог помочь при нападении врагов – для этого требовались надёжные воины.

Важно

Об их профессионализме мы можем судить по находкам оружия (боевые топоры: секиры и чеканы, сулицы, копья, кистени, бронебойные стрелы, «чеснок») и доспехов (обнаружены фрагменты кольчуги и пластинчатого доспеха). О коннице свидетельствуют стремена, шпоры, удила, конские шипы. Впрочем, в 1238 году Батый оказался сильнее…

Прекращение активной торговли в результате татаро-монгольского нашествия в сочетании с эпидемиями чумы 1352-1364гг. предопределило постепенный упадок города. Повышение в XIV в. уровня воды в бассейне Волги, также внесло свою лепту, утраченной оказалась северная, а в XV в. – и центральная части города.

Но Усть-Шексна не угасла: московские источники XV-н.XVI вв. описывают его как волостной административный центр с таможенными и промысловыми функциями.

Лишь острая политическая борьба в Московии и возникновение своеобразной «оффшорной зоны» – Рыбной слободы – привели к «переносу» древнего центра, жители которого на протяжении 2-3 поколений перебрались на правый берег Волги. Культурный слой к.XVI-XVII вв.

на памятнике Усть-Шексна отсутствует, в то время как на правом берегу Волги самые ранние слои (XVI в.) сразу фиксируются на весьма значительной территории: св. 10 га.Постепенный процесс «переноса» подтверждают и письменные источники: до XVI в. встречаются лишь упоминания Усть-Шексны, в первой половине XVI в.

наблюдается как раздельное, так и совместное бытование топонимов, а с 1572 г. упоминается лишь Рыбная слобода, за которой указами московских князей были закреплены рыбные ловли и таможенные функции. Аналогичная судьба оказалась у г. Романов и Борисоглебской слободы (ныне г.Тутаев). Так средневековый город Усть-Шексна на рубеже XV-XVI вв.

явился первопричиной и «катализатором» появления Рыбной слободы (современного Рыбинска), перенявшей функции и поглотившей население древнего центра с 500-летней историей.

Нам думается, что престиж страны – это не только рост экономики, спортивные победы, но в первую очередь бережное отношение к наследию предков.

Его изучение, сохранение и грамотное использование имеют большое научное значение. Расширенные археологические изыскания в землях европейского Севера и Северо-Востока со временем позволят не только разрешить ряд спорных вопросов этнической истории русского народа (Откуда есть пошли русские?), но и на современном уровне взглянуть на средневековую историю Великого Новгорода, и Московии, лучше понять и оценить значение всего этого региона в истории России.

Сенсацией двадцать второго археологического сезона на средневековом поселении Усть-Шексна на левобережье Волги стал клад арабских дирхемов из чистого серебра.

На месте жилища в одном из углублений археологи обнаружили маленький лепной горшочек. Он оказался заполненным серебряными монетами.

Читайте также:  Аракчеевщина при александре i

– Клад состоит из 48 целых арабских дирхемов и 6 фрагментов дирхемов, – огласила руководитель Рыбинской археологической экспедиции Ирина Рыкунова результаты подсчета денег.

Совет

В средневековой Руси домонгольского периода арабские серебряные дирхемы были конвертируемой валютой, подобно долларам США и евро в сегодняшней России. Обнаруженных денег хватило бы для содержания отряда воинов-викингов, которых охотно нанимали русские князья и купцы в качестве профессиональной охраны.

Это второй подобный клад. Предыдущий клад, обнаруженный семь лет назад, состоял из 33 серебряных дирхемов.

Наличие двух кладов и регулярное обнаружение штучных дирхемов свидетельствует о том, что поселение Усть-Шексна, которое археологи Александр и Ирина Рыкуновы датируют второй половиной XI века, находилось на оживленном торговом пути. Рядом с местом обнаружения клада была найдена весовая гирька. Поскольку серебро принималось на вес, становится понятно, почему некоторые дирхемы разделены на части – для размена.

Арабская вязь на монетах прекрасно сохранилась, поэтому специалисты смогут расшифровать, что на них написано. Скорее всего, там есть имя арабского правителя, при котором были отчеканены монеты. Исходя из этого можно с небольшой поправкой во времени узнать, когда они оказались на Верхней Волге в Усть-Шексне. 

Авторы: merja, Александр Сысоев

Материалы с сайтов: merjamaa.ru, rybinskcity.ru

Источник: http://www.mednyobraz.ru/stat/5-drevnyayarus/81-meryanskij-megapolis-domongolskogo-vremeniust-sheksna

Загадочные «переносы городов» | Глава 5 Города Руси | Часть I Русь – «Страна городов» | Читать онлайн, без регистрации

Загадочные «переносы городов»

Вот чему пока нет объяснения – так это почему открытые торгово-ремесленные поселения прямо не перерастают в города. Город Полоцк находится в стороне от Полоцкого городища – места открытого торгово-ремесленного поселения. Смоленск находится в 22 километрах от типичного открытого торгово-ремесленного поселения Гнездова… Примеры можно умножать.

Впрочем, и племенные центры далеко не всегда и везде перерастают в средневековые древнерусские города.

Ростов-Залесский находится в нескольких километрах от Сарского городища, столицы местного племенного союза. Переносились и Туров, и Пинск, и Чернигов. Явление это такое распространенное, такое типичное, что в исторической литературе прочно угнездился термин «перенос городов».

Объясняют это явление двумя способами.

1. Все дело – в борьбе нового феодального строя со старым, родоплеменным. Феодалы, как хорошо известно марксистам, были плохие, но при этом сильные и жестокие. Они не любили трудящихся и вообще были богатые. Поэтому они и боролись с народной вольницей в племенных центрах и в ОТРП [42. C. 70–82]. Комментировать этот бред я не буду.

Совет

2. Город и поселение существовали одновременно, потому что у них были разные функции: город был религиозным и административным центром например [43. С. 108].

Идея это несостоятельная, потому что сосуществуют «пары городов» недолго, на протяжении жизни одного-двух поколений. Каким-то образом город ухитряется подавить ОТРП, заменить его.

Как? Может быть, князья просто физически уничтожают ОТРП? Не в смысле, берут его штурмом, но запрещают, регламентируют, вытесняют… Действительно, зачем им свободные люди в открытом для всех ОТРП? Им нужны верные слуги, которые принесут им от своих трудов деньги.

Обратите внимание

Странным образом, историки «проглядели» очень интересное явление – на Руси вообще города, казалось бы, незыблемые по определению, иногда «переезжали» на новое место. Уже в XIII веке, после монгольского разорения, по крайней мере два города – Галич и Рязань – были отстроены на новых местах. Когда земли много, совершенно необязательно отстраивать город в точности на том же самом месте.

А земли у восточных славян было столько, что ученые ввели для них странно звучащий термин «относительная оседлость». То есть оседлость вроде есть – но в любой момент люди могут подняться, перейти совсем на другое место. Что называется, без проблем.

Относительная оседлость вполне может объяснять удивительный феномен переноса городов», и причиной каждого конкретного переноса может оказаться все что угодно… Вплоть до скверного сна или ссор молодежи с отцами города.

Из всякого правила обязательно есть исключения. Вообще все русские города Средневековья, века с XI–XII, не вырастали из открытых торгово-ремесленных поселений и племенных центров. Но вот города Северо-Западной Руси – как раз очень часто вырастали. Они – исключения из правила… И какие исключения!

Из ОТРП вполне определенно выросла Ладога, с большой степенью вероятности – Новгород.

Их племенных центров выросли Псков и Изборск (город в 50 километрах к северу от Пскова, центр псковской ветви кривичей).[20]

Странный он, этот северо-запад…

Впрочем, еще одно исключение – Смоленск известен с 863 года как племенной центр кривичей. Опять кривичи…

Источник: http://velib.com/read_book/burovskijj_andrejj/novgorodskaja_alternativa_podlinnaja_stolica_rusi/chast_i_rus__strana_gorodov/glava_5_goroda_rusi/zagadochnye_perenosy_gorodov/

Рацион питания Павла и историческая справка о продуктовой корзине на X век — Ратоблог

Какие же основные блюда у нашего путешественника во времени? С появлением рабочих жерновов рацион Павла несколько расширился. Появился хлеб и мука — основа для большинства похлебок.

В связи с тем, что мясо в рационе Сапога присутствует не всегда, мучная заправка для супов и крошки хлеба являются хорошим подспорьем в питании, и весьма, историчным. Лично мне, как повару, хорошо знакома данная тематика.

Я долго изучал и анализировал среднее статистическое меню жителей древности, и приведенная ниже статья Александра Фетисова лишний раз укрепила мои познания и догадки. И так, вот среднее меню нашего Героя:

Важно

Напиток, сваренный из трав, ягод и меда. Павел использует калину, клюкву, бруснику, чернику в сушеном виде. Коренья девясила, листья малины, мать — и — мачеху, зверобой. Заваривает кору дуба и чистотел.

Каждое утро Павел собирает около пяти — шести куриных яиц (видимо, куры все — таки поняли, что от них требуется). Одно отварное яйцо выдает в среднем 63ккл.

На данный момент, самое часто поедаемое блюдо — это луковая похлебка в различных вариантах. Постоянно с мучной или хлебной заправкой. Состав приблизительно такой:

Лук — около 300гр.- 123ккл.

Чеснок — около 30гр.- (одна головка чеснока содержит в себе 4 калории)

Мука — около 60гр.- 148ккл.

Сырое яйцо — 45гр. (стандартный вес одного яйца)- 64ккл.

Итого — 339ккл

Конечно же, Павел постоянно ест орехи. В среднем это около 600ккл. На 100гр.

Так что за день наш герой получает от 1000 до 1500ккл. В зависимости от настроения поесть.

И это без мяса. Если в рацион на короткое время добавить курицу, то одна тушка потянет в среднем на 2856 ккл. Конечно же, он не сразу все съест. Съеденная им коза принесла в калорийную копилку Павла еще порядка 50 000ккл. Вот такие пироги. А теперь, давайте посмотрим, чем питались наши предки, согласно историческим источникам.

С. Бродарь.

Для характеристики рациона питания в Х в. мы имеем множество данных по нескольким ключевым памятникам Восточной и Северной Европы. Итак: 

Гнездово (торгово-ремесленное поселение в Верхнем Поднепровье)

В растительном рационе злаковых первые места занимали ячмень и пшеница, далее по распространенности — рожь, овес и просо (при этом в начале XI в. значение проса возрастает). Встречаются также семена малины, скорлупа лесных орехов и даже виноградные семечки.

Что примечательно: семена конопли, которые известны на окрестных славянских памятниках, в Гнездово пока не обнаружены (русы за здоровый образ жизни!) 

(По: Кирьянова Н. А. К вопросу о характере земледелия населения Гнездова// Гнездово. Результаты комплексных исследований памятника. СПб. 2007). 

Отдельно рассмотрим историю с «Гнездовской тыквой». Действительно, на территории селища было найдено тыквенное семечко. Попасть в культурный слой X в.

откуда-либо сверху в позднее время оно не могло, поскольку культурный слой перекрыт здесь аллювиальными паводковыми наносами мощностью до 1,5 м, откладывавшимися уже в эпоху средневековья.

Изначально специалисты определили эту находку как семечко тыквы твердокорой (которую в настоящее время употребляют в пищу), однако по результатам размышлений отказались от точного видового определения, поскольку твердокорая тыква попала к нам только после открытия Америки, и в Х в. в Восточной Европе ее точно быть не могло.

Мясной рацион Гнездово. Среди костных останков, несущих на себе следы воздействия (разрубание, обугливание — т. е. кухонные останки) абсолютно преобладает крупный рогатый скот (до 70%), далее — свинья (около 20%), козы и овцы — около 5%, столько же и лошадиных костей. 

В очень небольшом количестве встречены в Гнездово также кости курицы. Птичьи кости в Гнездово вообще встречаются крайне редко. Из диких животных: косуля, заяц, медведь, лиса, бобер, куница.

Но кости диких животных единичны — охота не играла заметной роли в рационе жителей Гнездова.

Причиной тому может быть специфика самого поселения — в нем обитали в основном торговцы, ремесленники, воины, и их семьи. 

Примечательно, что судя по «растоптанным» суставным поверхностям и остеофитам, конечности представителей КРС испытывали чрезмерные нагрузки — на быках и коровах пахали, прежде, чем съесть.

Совет

Лошадей также ели только после того, как они полностью исчерпывали свой «рабочий резерв». Погрызы собак встречены в том числе и на собачьих костях — братья меньшие ели себе подобных.

Вообще, состояние зубов КРС и свиней и погрызы собак на собачьих костях свидетельствуют о плохом корме и неудовлетворительном содержании животных. 

(По: Андреева Е. Г. Остеологические материалы из Гнездово// СА. № 1. 1980; Кириллова И. В. Остеологические материалы из культурных слоев Гнездова: новые данные// Гнездово. Результаты комплексных исследований памятника. СПб. 2007). 

Хедебю

По материалам раскопок в Хедебю (датский торговый центр в современной Северной Германии), среди растительной пищи, конечно же, преобладали злаковые: самые распространенные — ячмень, рожь, овес; менее распространены были в Хедебю просо и пшеница (напомним, в Гнездово пшеница наоборот лидирует). В большом количестве найдены семена и коробочки льна, из которого изготовлялось масло. По анализам сорной травы выяснилось, что рожь возделывалась под озимые, а остальные зерновые и лен — под яровые. 

Из фруктовых в Хедебю культивировалась слива (найдено большое количество косточек), редко встречаются косточки персика.

Из «даров природы» в пищу употребляли ягоды тёрна, черешню, яблоки, землянику, малину, ежевику, чернику, боярышник, рябину. Что примечательно, ягоды тёрна обычно собирают когда они подмерзнут и становятся мягче и слаще.

При этом, следов сборных «даров природы» (в первую очередь — тёрна) найдено почти в 10 раз больше, чем возделываемых плодов (сливы). 

Находки многочисленных букового и лесного орехов позволяют предположить, что из них добывалась почти половина растительного масла, используемого в Хедебю. В большом количестве найдены также плоды хмеля, которые являются отходами пивоварения. 

(По: Behre K.-E. Ernährung und Umwelt der wikingerzeitlichen Siedlung Haithabu: Die Ergebnisse der Untersuchungen der Pflanzenreste / Die Ausgrabungen in Haithabu. Band 8. 1983). 

Бирка

Материалы Бирки (торгово-ремесленное поселение в Средней Швеции) значительно дополняют растительно-мясную картину средневекового питания.

По изотопным исследованиям костей, сохранившихся в погребениях, установлено, что значительную часть рациона составляли «дары моря». Причем, в основном — в погребениях с оружием.

Аналогичная картина получена по могильникам на Оркнеях и в Шотландии (высокое содержание азота в костях в погребениях скандинавов с оружием). В отношении мяса, изотопный анализ показал популярность в Бирке свинины. 

(По: Linderholm А., Hedenstierna Jonson С., Svensk О., Lid´en К. Diet and status in Birka: stable isotopesand grave goods compared // Antiquity. 2008. Vol. 82). 

Александр Фетисов

Источник: http://blog.ratobor.com/odin-v-proshlom/2013/11/racion-pitaniya-pavla-i-istoricheskaya-spravka-o-produktovoj-korzine-na-x-vek/

Ссылка на основную публикацию