Основные деятели и достижения российской культуры xviii – начала xx века

Деятели русской культуры 19 века. Назовите любого деятеля

Деятели русской культуры 19 века. Назовите любого деятеля

  1. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в. : усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа Живые мощи . Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное икоцописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев) , а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова. В XIX начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, Н. И. Пирогов, И. И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, Н. И. Лобачевский, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, В. В. Петров, К. М. Бэр, В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др.

    В истории русской культуры конец XIX начало XX в. получил название серебряного века русской культуры, который начинается Миром искусства и заканчивается акмеизмом. Мир искусства это организация, возникшая в 1898 г.

    и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И.

    Обратите внимание

    Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования Мира искусств имела личность С.

    Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых Русских сезонов.

  2. Литература: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Живопись: Айвазовский и другие.

    Обратись к поисковикам.

  3. нужной информации нет!
  4. Художественная ориентация Мира искусства была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники Мира искусства провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены Мира искусства утверждали, что искусство прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца. Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, мирискусники искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и

    литературное наследие.

    Художественные выставки, организуемые Миром искусства, пользовались громким успехом. В 1899 г.

    Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г.

    в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы Мира искусства в Петербурге и Москве были устроены также и в

    ноябре 1903 г.

Постепенно разногласия, царившие внутри группы привели к распаду и движения и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование.С.

Дягилев через два года после прекращения выхода журнала, накануне своего отъезда в Париж, организовал еще одну, прощальную выставку Мира искусства, состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 г.

,представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого прошлая деятельность Мира искусства создала весьма благоприятный климат. Были выставлены произведения всех столпов группы вместе с избранными работами М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова,Н. Сапунова, Н. Милиоти.

Новыми именами стали Н. Феофилактов, М. Сарьян и М. Ларионов. В 1910-х г. г., несмотря на то, что идеи мирискусников к тому времени в значительной степени утратили свою актуальность, объединение Мир искусства возродилось и выставки его продолжались вплоть

до 1920-х г. г.

  • Актры, писатели, поэты, композиторы, художники.
  • Гоголь
  • спасибо
  • Чеховс!
  • Источник: https://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-kultura/zhivopis-grafika/deyateli-russkoj-kulturi-19-veka-nazovite-lyubogo-deyatelya/

    Деятели культуры, искусства и спорта / Знаменитости Байкала / Люди Байкала / Фонд содействия сохранению озера Байкал

    ГАШЕК Ярослав

    (30 апреля 1883 – 3 января 1923) 

    Чешский писатель-сатирик

    Родился в семье школьного учителя. В юности отличался взрывным характером, был непременным участником антинемецких выступлений в Праге, различных скандалов и драк.

    Всегда был дущой компании, завсегдатаем пражских кабачков и пивных. В 1902 году с отличием окончил Торговую академию и устроился на работу в банк «Славия». В 1903 году бросил работу и совершил путешествие по Балканам и Центральной Европе.

    После публикации в 1903 году сборника стихов «Майские выкрики», написанного совместно с Ладиславом Гаеком, и получения денег за свои заметки, которые писал в ходе своих путешествий, решил стать писателем. Быстро приобрел популярность как самый читаемый чешский юморист, печатаясь в развлекательных рубриках ежедневных газет и еженедельников, юмористических журналах, календарях.

    Важно

    В середине 1900-х сблизился с анархистскими кругами и принимал участие в митингах, выступал с агитационными поездками. К 1909 году порвал с анархическим движением.

    В 1909 году стал редактором журнала «Мир животных». Спокойный академический характер издания претил веселому характеру Гашека, и он решил порадовать читателей всяческими открытиями из жизни животных.

    Из под его пера вышли загадочный «табу-табуран», живущий в Тихом океане, муха с шестнадцатью крыльями, восемью из которых она обмахивается как веером, домашние серебристо-серые вурдалаки, древний ящер «идиотозавр». Неудивительно, что вскоре был уволен с поста редактора.

    В 1912—1915 годах были изданы сборники «Бравый солдат Швейк и другие удивительные истории», «Страдания пана Тенкрата», «Гид для иностранцев», «Моя торговля собаками».

    Затем открыл «Кинологический институт», а по сути просто контору по продаже собак. Не имея денег на покупку породистых щенков, ловил дворняг, перекрашивал их и подделывал родословную. Подобное мошенничество продолжалось недолго и окончилось судом.

    Вообще имя Гашека часто фигурировало в полицейских протоколах: «в нетрезвом состоянии справлял малую нужду перед зданием полицейского управления»; «в состоянии легкого алкогольного опьянения повредил две железные загородки»; «недалеко от полицейского участка зажег три уличных фонаря, которые уже были погашены»; «стрелял из детского пугача».

    Представившись в полиции святым Яном Непомуцким, 518 лет от роду, был помещен в сумасшедший дом, где собирал материалы для новых юморесок. Во время Первой мировой войны поселился в пражском отеле и зарегистрировался как «Лев Николаевич Тургенев. Родился 3 ноября 1885 года в городе Киеве. Живет в Петрограде. Православный. Частный служащий. Приехал из Москвы.

    Цель приезда — ревизия австрийского генерального штаба». Будучи арестован как русский шпион, заявил, что в качестве лояльного гражданина счел долгом проверить, «как в это тяжкое для страны время функционирует государственная полиция».

    Совет

    В 1915 году был призван в армию и зачислен в 91-й пехотный полк, расположенный в Ческе-Будеевицах. Многое из того, что случилось с Гашеком в армии, он описал затем в романе «Похождения бравого солдата Швейка».

    Так, в полк он явился в военной форме, но в цилиндре. Из школы вольноопределяющихся был отчислен за нарушения дисциплины. А симуляцию ревматизма признали попыткой дезертирства и даже осудили на три года, с отбытием по окончании войны.

    Так что на фронт Гашек отправился в арестантском вагоне.

    В армии получил должность помощника писаря, что позволило ему уклоняться от учений и продолжать творчество. Тогда же довольно тесно сошелся с денщиком Франтишеком Страшлипкой, ставшим одним из основных прототипов Швейка.

    На фронте в Галиции выполнял обязанности квартирьера, позже был ординарцем и связным взвода. Участвовал в боях у горы Сокаль, был награжден серебряной медалью за храбрость и произведен в чин ефрейтора.

    24 сентября 1915 года, в ходе контрнаступления русской армии на участке 91-го полка, Гашек вместе со Страшлипкой добровольно сдались в плен.

    В плену, подобно многим другим соотечественникам, вступил в Чехословацкий легион, воевавший на стороне русской армии. Летом 1917 года за бой у Зборова он даже был награжден георгиевским крестом четвертой степени.

    После заключения сепаратного мира между Россией и Германией и начавшейся эвакуацией чешского корпуса в Европу через Владивосток отправился в Москву, где вступил в коммунистическую партию.

    В апреле 1918 года был отправлен в Самару, где вел среди чехов и словаков агитацию против эвакуации во Францию, а также призывал их вступать в Красную Армию.

    Обратите внимание

    К концу мая отряд Гашека насчитывал 120 бойцов, которые принимали участие в боях с частями Белой армии и успешно подавили анархистский мятеж в Самаре. В июле полевой суд чехословацкого легиона выдал ордер на арест Гашека, как предателя чешского народа.

    После белочешского мятежа, оказавшись на контролируемой колчаковцами территории, был вынужден скрываться. Только к сентябрю пересек линию фронта, и в Симбирске вновь примкнул к частям Красной Армии.

    С октября 1918 года занимался партийной, политической и административной работой при политотделе 5-й армии Восточного фронта. В декабре 1918 года был назначен комендантом города Бугульмы. Принимал личное участие в красном терроре.

    В 1919 году был переведен в Уфу, где заведовал типографией и издавал большевистскую газету «Наш путь». Там женился на сотруднице типографии А.Г. Львовой.

    Вместе с 5-й армией побывал в Челябинске, Омске, Красноярске, Иркутске, где был легко ранен при покушении

    В Иркутске был избран депутатом городского Совета. Одновременно издавал газеты «Штурм» на немецком языке, «Рогам» на венгерском, «Бюллетень политработника» на русском и «Ур» («Рассвет») на бурятском.

    После окончания Гражданской войны Гашек остался в Иркутске, где даже купил дом. Однако в то время в Сибири действовал «сухой закон», что не могло не огорчать известного любителя выпить.

    Возможно, это стало одной из причин возвращения на родину.

    В декабре 1920 года вместе с супругой вернулся в Прагу, где в связи со своей службой у большевиков, был встречен с крайней неприязнью. Оказался почти без средств к существованию и даже продавал на улицах экземпляры своих книг, скопившиеся у издателей за время войны.

    Важно

    Вскоре снова жил на авансы от издателей, кочуя из трактира в трактир. В трактирах же он и писал свои новые произведения, часто там же их и зачитывал.

    Постоянная выпивка, два перенесенных тифа, отказ соблюдать рекомендации врачей, — все это приводило к постоянному ухудшению здоровья Гашека.

    После возвращения в Прагу выпустил сборники рассказов «Две дюжины рассказов», «Трое мужчин и акула» и «Мирная конференция и другие юморески». В это же время начал работу над романом «Похождения бравого солдата Швейка», который печатался отдельными выпусками.

    Роман писался сразу набело, и каждая написанная глава немедленно направлялась издателю. Одновременно с чешским изданием перевод книги на правах оригинала выходит во Франции, Англии, Америке. К 1922 году первый том романа уже выдержал четыре издания, а второй — три.

    В августе 1921 года переехал в небольшой городок Липнице, где продолжал активно работать над романом о Швейке. Но здоровье его неуклонно ухудшалось. Часто из-за болей приходилось прерывать работу. Однако писатель трудился до конца. Последний раз он диктовал Швейка всего за 5 дней до собственной смерти. Роман остался незаконченным. 3 января 1923 года Гашек скончался.

    Во многих городах мира в честь Ярослава Гашека названы улицы, а количество памятников Йозефу Швейку даже превышает количество памятников самому Гашеку. В мире существует несколько музеев Гашека, в том числе в России (в Бугульме). В честь Я. Гашека назван астероид 2734 Гашек, а в честь его самого известного персонажа — астероид 7896 Швейк.

    Читайте также:  Бой в бухте чемульпо и гибель крейсера «варяг»

    Источник: http://www.baikalfund.ru/people/celebrity/?doc_id=f58fea23-9e42-4872-9095-4871929aecc9

    Культура России в начале 20 века (1900 – 1916 годы)

    В начале ХХ в. российская культура приобрела значительный размах и ряд новых направлений.

    Произошел подъем в области образования.

    Россия имела обширную систему образования, включающую в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные училища) и высшую (университеты, институты). Однако положение начальной школы оставалось тяжелым, о чем свидетельствует очень невысокий процент грамотных в стране – 30% в 1917 г.

    Отечественная наука внесла огромный вклад в мировой научно-технический прогресс, названный “революцией в естествознании”. Физиолог И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах (1904 г.

    – вручена Нобелевская премия). В 1904 г. Нобелевскую премию получил И.И. Мечников за труды по иммунологии. Ряд открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н.Е. Жуковский. К.Э.

    Совет

    Циолковский заложил основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

    Конец XIX – начало ХХ в. – “серебряный век” русской культуры, а также время расцвета религиозной философии, основы которой были заложены В.С. Соловьевым. Философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Н. Трубецкой искали пути создания истинно христианского общества.

    В литературе наряду с традиционным, реалистическим направлением (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Д.М. Мамин-Сибиряк), появляются другие: символизм, имажинизм, футуризм. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, против материалистического воззрения.

    Представителями русского авангарда были футуристы, поэзия которых отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк – петербургская группа “Гинея”, И. Северянин).

    Влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи: в импрессионистских полотнах В.А. Серова и К.А. Коровина, в символистских картинах М.А. Врубеля.

    В 1903 г. был создан “Союз русских художников”, который соединил традиционное и новаторское направления в русской живописи.

    Музыкальное искусство обогащается творчеством А.И. Скрябина, А.К. Глазунова, С.И. Танеева и др.

    Период расцвета переживает драматический театр и балет. “Русские сезоны”, с 1907 г. проводившиеся в Париже С.П. Дягилевым, стали триумфом русской культуры.

    Обратите внимание

    Искусство развивается при содействии предпринимателей-меценатов: С.Т. Морозова, С.И. Мамонтова, П.М. Третьякова и др.

    Таким образом, культура России начала ХХ в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски и трудности. ХХ в.

    многое изменил в сознании всех слоев населения. Ценности XIX в: романтизм, жертвенность, служение народу – утрачивали свою привлекательность. Сборник философских статей “Вехи” (1909 г.

    ) остро поставил вопрос об осмыслении путей дальнейшего развития России.

    Источник: https://zubolom.ru/lectures/history/33.shtml

    Ответы@Mail.Ru: Деятели русской культуры 19 века. Назовите любого деятеля

    Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России.

    Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в. : усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры.

    Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, — от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока — несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях.

    Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа «Живые мощи» . Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное икоцописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев) , а также позднейшие опыты Д.

    Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова. В XIX — начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований.

    Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев, Н. И. Пирогов, И. И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, Н. И. Лобачевский, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Д.

    И. Менделеев, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, В. В. Петров, К. М. Бэр, В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский и др. В истории русской культуры конец XIX — начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом. «Мир искусства» — это организация, возникшая в 1898 г.

    Важно

    и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники — А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М.

    Ларионов, Н. Гончарова и др. Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии — импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов».

    Актёры, писатели, поэты, композиторы, художники.

    Литература: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Живопись: Айвазовский и другие. Обратись к поисковикам.

    Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом.

    В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».

    Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого.

    Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.

    Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г.

    в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева — Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.

    Совет

    Постепенно разногласия, царившие внутри группы привели к распаду и движения и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование.
    С. Дягилев через два года после прекращения выхода журнала, накануне своего отъезда в Париж, организовал еще одну, прощальную выставку «Мира искусства», состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 г.

    ,
    представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого прошлая деятельность «Мира искусства» создала весьма благоприятный климат. Были выставлены произведения всех столпов группы вместе с избранными работами М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова,
    Н. Сапунова, Н. Милиоти. Новыми именами стали Н. Феофилактов, М. Сарьян и М. Ларионов. В 1910-х г. г., несмотря на то, что идеи «мирискусников» к тому времени в значительной степени утратили свою актуальность, объединение «Мир искусства» возродилось и выставки его продолжались вплоть до 1920-х г. г.

    Величайшие деятели русской литературы XIX века: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Фет, Чехов, Тургенев, Лев Толстой.
    Сообщение о Фете.
    Его первые стихи были написаны им еще в юности. А. А. Фет много писал о любви, воспевал в произведениях красоту природы.

    Он говорил о вечных и важных понятиях только намеками, умел мастерски передавать различные оттенки настроений, пробуждая у читателей светлые и чистые эмоции. Поэзия Фета впервые публикуется в 1840 году в сборнике «Лирический пантеон» .

    С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.

    в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – Фет в 1856 году выпустил свой третий поэтический сборник, в котором воспевал красоту.

    Именно ее он считал главной и единственной целью творчества. Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки.

    С 1883 по 1891 год Фет пишет более трехсот различных стихотворений, вошедших в сборник под названием “Вечерние огни”. Данный сборник пережил четыре выпуска при жизни поэта, а пятый вышел после его смерти.

    Величайшие деятели русской литературы XIX века: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Фет, Чехов, Тургенев, Лев Толстой.
    Сообщение о Фете.
    Его первые стихи были написаны им еще в юности. А. А. Фет много писал о любви, воспевал в произведениях красоту природы.

    Он говорил о вечных и важных понятиях только намеками, умел мастерски передавать различные оттенки настроений, пробуждая у читателей светлые и чистые эмоции. Поэзия Фета впервые публикуется в 1840 году в сборнике «Лирический пантеон» .

    С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.

    Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/39233624

    Русская культура начала 20-го века

    Сложные политические и исторические события конца 19-го в. обусловили многообразие форм развития культуры. Основываясь на лучших традициях предшествующего периода, российская культура обрела новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем. Необходим был поиск новых методов и художественных приемов.

    К началу 20-го в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.).

    Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства.

    Обратите внимание

    Система образования включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты).

    Развитие начального образования стало происходить по инициативе демократической части общества. Начали возникать школы нового типа – культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.

    Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений – к 1912 г. действовало 16 университетов. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.

    ), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. В 1913 г. издавалось 874 газеты и 1263 журнала. Возникла сеть научных, специальных, коммерческих и образовательных библиотек. Крупнейшими издателями были А.С.

    Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве.

    На рубеже веков развивались традиционные и новые области науки. В физике И.Е. Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания.

    Работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, ботаники К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, физик П.Н. Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С. Попов, философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А.

    Флоренский, историки В.О. Ключевский, П.Н. Милюков.

    Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, A.M. Горький, А.П. Чехов.

    Этот период стал серебряным веком русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм).

    Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, A. Блок, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, О.

    Мандельштам, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак, B. Маяковский).

    Важно

    Крупнейший реформатор русского театра К.С. Станиславский вместе с В.И. Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма.

    В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф. Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В. Рахманинов, И.

    Ф. Стравинский, Н.А. Римский-Корсаков) выдающихся произведений.

    В изобразительном искусстве талантливые художники (И.Е. Репин, В.М. Суриков В.М. Васнецов) продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А. Коровин, Н.А. Касаткин, пейзажисты А.К. Куинджи, В.Д. Поленов, баталист В.В. Верещагин.

    Читайте также:  Железный век на территории россии. распад первобытно-общинного строя

    Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых зданий (Ф.О. Шехтель – Ярославский вокзал, А.В. Щусев – Казанский вокзал, В.М. Васнецов – Третьяковская галерея).

    > Поделитесь с нами своим заданием!

    Источник: http://historynotes.ru/russkaya-kultura-nachala-20-veka/

    Культура Российской империи (18 в. – нач. 20 В.)

    Культура Российской империи (XVIII в. – нач. XX В.)


    СОДЕРЖАНИЕ

    1 Культура России XVIII века

    2 Культура России XIX – начала ХХ веков («золотой» и «серебряный» век в русской культуре)

    3 Достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века

    Список использованных источников

    1 Культура России XVIII века

    В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I (1672 – 1725). Этот царь перенес столицу России из Москвы в Петербург и объявил себя императором.

    Восхищаясь западным образом жизни, он энергично внедрял его в своей стране, прежде всего среди дворянства. С его подачи русские – народ с достаточно древней и сложной культурой – были поставлены в положение чуть ли не дикарей, которым надо приобщиться подлинной цивилизации.

    Это стало серьезным испытанием для национального самолюбия, и не все его выдержали – среди части «образованного общества» распространилось настоящее «чужебесие», т.е. преклонение перед всем иностранным.

    Правилом хорошего тона у «господ» стало общение на французском, немецком, английском языках с целью подчеркнуть свой европейский лоск и свое благородство.

    Надо признать, что по некоторым направлениям культурного развития Россия к XVIII в. действительно уступала Западной Европе. Это касалось, прежде всего, сферы науки и научного образования. Академия наук в России была основана в 1725 г., и ее поначалу заполнили одни иностранцы.

    Первым собственно русским академиком стал великий М. Ломоносов (1711 – 1765), ученый необычайной широты интересов. Его стараниями в 1755 г. (наконец!) в Москве появился университет. В 1758 г. в нем училось около 100 человек – и это на 20 млн. населения страны.

    Совет

    А в Германии в то время при таком же примерно количестве населения существовало более 20 университетов!

    Если наука в XVIII в. делала в России первые шаги, то русское искусство эпохи культурного ученичества уже поднималось на уровень высокого мастерства. Тяжелее всего приходилось литературе, ибо ее буквально захлестнул поток иностранных слов и целых выражений. Большинство произведений русской поэзии, прозы, драматургии XVIII в.

    читать сейчас затруднительно вследствие их косноязычия и откровенно подражательного характера. Среди удачных исключений – творчество поэта Г. Державина (1743 – 1816), комедиографа Д. Фонвизина (1744 – 1792), а в самом конце столетия – Н. Карамзина (1726 – 1826), беллетриста и, по выражению А. Пушкина, «Колумба русской истории».

    Изобразительное искусство и архитектура России притом, что оказались под несомненным западным влиянием (например, скульптура была прямо позаимствована с Запада), раньше, чем литература проявили свою национальную оригинальность и способность создавать шедевры. В числе их самых талантливых представителей – живописцы Ф. Рокотов (1735 – 1808), Д.

    Левицкий (1735 – 1822), В. Боровиковский (1757 – 1825); скульпторы Ф. Шубин (1740 – 1805) и М. Козловский (1753 – 1802); зодчие В. Баженов (1737 – 1799) и М. Казаков (1738 – 1812). И уже к концу XVIII в.

    было понятно, что Петербург – молодая столица империи – становится одним из красивейших в художественном отношении городов Европы («Северной Венецией»).

    Яркая особенность высокой русской культуры XVIII в. – ее тесная связь с императорским двором и властью, которые ее буквально насаждали. Парадоксальная ситуация: именно двор выступал в качестве главного носителя и распространителя в стране идей Просвещения.

    Императрица Екатерина II (1729 – 1796, правила с 1762), при которой феодально-крепостнический строй в России достиг своего апогея, находилась в переписке с Вольтером, Дидро и другими европейскими просветителями.

    Обратите внимание

    А ведь Просвещение было движением принципиально антифеодальным, антиабсолютистским!

    В Российской империи XVIII в. едва-едва начали появляться люди, носители специфического «духа капитализма». Даже к концу XIX – началу ХХ в. слой таких людей был незначителен. Книги просветителей в XVIII в. читали в России, главным образом, дворяне.

    У большинства из них не появилось желания поскорее уравняться в правах с мужиками и отменить самодержавие. Первое, что им легче всего было взять у просветителей, – это критическое отношение к религии. Этому часто сопутствовало вступление в какую-нибудь масонскую ложу.

    Так назывались завезенные из Европы тайные организации, стоявшие на позициях космополитизма и антиклерикализма.

    Авторитет Православной Церкви в обществе, ее влияние на культурную жизнь резко снизились. В огромной мере этому посодействовала сама власть.

    Еще Петр I отменил в Церкви патриаршество и фактически превратил духовенство в своеобразных «чиновников духовного ведомства».

    Зависимость Церкви от государства лишало ее нравственной силы, но и русскую монархию в итоге эта политика подвела к кризису народного доверия.

    2 Культура России XIX – начала ХХ веков («золотой» и «серебряный» век в русской культуре)

    XIX в. – «золотой век» русской культуры. Творчески усвоив западные влияния, она сохранила свое национальное лицо и, что называется, сказала миру новое слово. Многие ее достижения и представители получили известность и признание далеко за пределами Российской империи.

    Важно

    Мы можем теперь долго перечислять имена россиян, ставших гражданами всемирно-исторической «республики гениев». Среди них: математики Н. Лобачевский (1793 – 1856) и П. Чебышев (1831 – 1894), физики А. Столетов (1839 – 1896) и Н. Жуковский (1848 – 1921), химики Н. Зинин (1812 – 1888) и Д. Менделеев (1834 – 1907), изобретатель радио А.

    Попов (1859 – 1905) и «отец космонавтики» К. Циолковский (1857 – 1935); композиторы М. Глинка (1804 – 1857), М. Мусоргский (1839 – 1881), П. Чайковский (1840 – 1893), Н. Римский-Корсаков (1844 – 1908); художники И. Репин (1844 – 1930), В. Суриков(1848 – 1916), И. Левитан (1860 – 1900); и, конечно же, литераторы А. Пушкин (1799 – 1837), М.

    Лермонтов (1814 – 1841), Н. Гоголь (1809 – 1852), Ф. Достоевский (1821 – 1881), Л. Толстой (1828 – 1910), А, Чехов (1860 – 1904)…

    Что касается литературы, то она была в XIX в. наиболее успешно развивающимся и «экспортируемым» видом русского искусства.

    Здесь заметен контраст между культурой императорской (петербургской) России и культурой киевского, а также московского периодов, когда преимущественное развитие получили зодчество и изобразительное искусство (из-за этого культуру допетровской Руси порой не вполне правомерно называют «культурой великого молчания»). XIX в.

    также показал, что «поэт в России больше, чем поэт». Художественное слово приобрело необычайный общественный вес. Литературные журналы (типа «Отечественных записок») частично взяли на себя роль отсутствующих политических партий.

    В России XIX в. расширился не только круг творцов (и, кстати, вырос их социальный статус), расширилась и их аудитория, которая раньше концентрировалась вокруг императорского двора.

    Наряду с дворянством в состав «образованного общества» вошла интеллигенция, формировавшаяся за счет включения в себя выходцев из разных сословий. При этом даже в конце столетия (по данным переписи 1897 г.

    ) грамотные составляли только 21% населения империи!

    «Золотой век» русской культуры имеет ту особенность, что ей недостает гармоничности, внутренней уверенности в себе, а ведь все это предполагается названием – «золотой век». Пожалуй, самым «золотым» в этом смысле было время царствования Александра I (первая четверть XIX в.

    ), при котором проводились определенные либеральные реформы», русская армия разбила наполеоновских захватчиков и победоносно вступила в Париж. После же «дней Александровых прекрасного начала» и особенно после подавления восстания декабристов (1825 г.

    ) в русском искусстве и общественной мысли начинает отчетливо звучать тревога за судьбу страны.

    Совет

    Лучших представителей высокой русской культуры явно тяготил разрыв между просвещенными на европейский лад «верхами» Российской империи и ее малограмотным, более традиционалистски настроенным простонародьем.

    Заметной тенденцией «золотого века» стало растущее отчуждение между властью и «образованным обществом», особенно интеллигенцией.

    За время, прошедшее с Петровских реформ, выросли поколения людей, для которых привычными являлись западные представления о чести и достоинстве, о правах гражданина, о необходимости ограничения верховной власти – а вот русская монархия представлялась уже архаизмом, постыдной «азиатчиной». Эти люди считали, что в царской России их таланты и образование остаются не востребованными. Многие хотели окончательного сближения с Западом и, торопя время, были готовы поддержать самые крутые реформы и даже революцию.

    Впрочем, звучали голоса и тех, кто осуждал некритическое подражание Западу и предупреждал о том, что революция в России, если она произойдет, обернется кровавой катастрофой. Вернуться к православному идеалу «Святой Руси» призывали авторы-славянофилы.

    О культурной ценности самодержавия и всего русского «византизма» писал философ К. Леонтьев (1831 – 1891). В своем романе «Бесы» Ф.

    Достоевский вывел жесткие образы «западников»: люди, лишенные правильной христианской веры, не укорененные в народной культуре, они губят себя и свою Родину…

    Конец XIX – начало ХХ в., приблизительно время царствования последнего русского императора Николая II (1894 – 1917), принято называть «серебряным веком» русской культуры. Она продолжала блистать шедеврами и талантами, как раз тогда «загорелись звезды» писателей М. Горького и И. Бунина, художников М. Врубеля и М.

    Нестерова, композиторов С. Рахманинова и И. Стравинского… В России, как и на Западе, зарождается модернистское искусство, появляются такие его течения, как символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт…), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова…), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский…), абстракционизм (В.

    Обратите внимание

    Кандинский, К, Малевич…) и т.д. Возникает феномен «русского религиозно-философского Ренессанса», связанного с именами В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова и т. д.

    Одним из его самых оригинальных проявлений стала философия космизма, утверждавшая всеединство мира, целостность познания и космическое предназначение человечества.

    Но весь этот культурный блеск наблюдался в стране, которая погружалась в глубокий кризис, шла навстречу революции. Среди части интеллигенции стал популярен марксизм, другую часть разъедали декадентские настроения.

    В область высокой культуры прорвались порнография, оккультизм, «романтика дна». Писатели и художники жаловались, что теперь их творчество стесняет не правительственная, а «прогрессистская» и «еврейская» цензура. На «национальных окраинах» Российской империи, в т. ч.

    в Беларуси, усиливались протесты против русификаторской политики властей.

    3 Достижения и проблемы в развитии белорусской

    культуры XVIII века – нач. XX века

    В XIX в. название «Беларусь, Белоруссия», наконец, закрепилось за всей территорией нашей ныне суверенной страны (еще в XVIII в. оно относилось преимущественно к ее восточным областям).

    В течение нескольких десятилетий после присоединения белорусских земель к Российской империи в их культурной жизни продолжал господствовать польский язык. Самой массовой конфессией оставалось униатство.

    В значительной мере сохраняла свои позиции Римско-Католическая Церковь.

    Переломным моментом стало восстание 1830 – 1831 гг., имевшее целью восстановить независимость Речи Посполитой. После его подавления имперские власти решили устранить по возможности все источники и проявления польского и литвинского (белорусского) сепаратизма.

    Был закрыт Виленский университет (до 1802 г. – Главная школа ВКЛ), осуществлялась тотальная руссификация системы образования. Власти также поддержали движение среди униатов за переход в православие. На Полоцком соборе 1839 г.

    униатское руководство объявило о воссоединении своей Церкви с Русской Православной Церковью. Правда, не все верующие захотели добровольно возвращаться к «вере предков» – многих пришлось принуждать полицейскими методами.

    Важно

    При этом массово уничтожались предметы униатского культа, в т. ч. имеющие значительную историческую и художественную ценность.

    События конца XVIII – начала XIX вв. остро поставили вопрос о национально-культурной идентичности белорусов, об их месте в истории. Статус официальной идеологии получила концепция западноруссизма (такое название ей дали позднейшие критики), которую в Беларуси разрабатывали историки М. Коялович (1828 – 1891), И Григорович (1792 – 1852), А. Сапунов (1851 – 1924).

    Согласно этой концепции белорусы наряду с великороссами и малороссами (украинцами) являются ветвью единого русского народа. Белорусская культура рассматривалась, соответственно, как вариант русской культуры, более или менее интересный.

    Западноруссизм утверждал естественно-исторический характер пребывания белорусов в составе Российской империи и в лоне Православной Церкви.

    Альтернативная точка зрения утверждала существование самостоятельного белорусского этноса, имеющего оригинальные традиции языка и культурной жизни. К такому взгляду на белорусов склонялись многие ученые (историки, этнографы, языковеды), например, И. Носович (1788 – 1877), А.

    Киркор (1818 – 1886), Е. Карский (1860 – 1931). Его отстаивали участники революционно-демократического движения, такие как К. Калиновский (1838 – 1864), один из вождей восстания 1863 – 1864 гг.

    , и члены Белорусской Социалистической Грамады (под таким названием она существовала с 1903 г.).

    Читайте также:  Северная война (причины, цель, этапы, итоги)

    Исключительно важной формой выработки национального самосознания белорусов стала литература. А. Мицкевич (1798 – 1855), автор поэм «Деды», «Пан Тадеуш» и др., Я Борщевский (? – 1851), автор прозаического цикла «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», В.

    Дунин-Марцинкевич (1808 – 1884), автор пьес «Крестьянка», «Пинская шляхта» и др., хоть и писали все больше по-польски, но постоянно обращались в своем творчестве к темам и образам белорусского фольклора, к особенностям народной речи. Я.

    Совет

    Чечот (1796 – 1847) издал шесть сборников «Крестьянских песен» (на языке оригиналов и в переводе на польский) и сам стал писать стихи на белорусском языке, вернув его тем самым в сферу высокой культуры. Вершиной белорусской литературы XIX в. часто называют творчество Ф. Богушевича, поэта и писателя остро социальной направленности.

    Не имея возможности публиковаться на территории Российской империи, он вынужден был издать свои стихотворные сборники «Дудка белорусская» и «Смычок белорусский» за границей.

    В начале XX в. появилась целая плеяда талантливых литераторов, выступавших за белорусское национально-культурное Возрождение: М. Богданович, М. Горецкий, Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич (Тетка) и т. д.

    Открылись издательства, специализирующиеся на белорусскоязычных книгах («Заглянет солнце и в наше оконце» и др.), и белорусскоязычные газеты («Наша нива» и др.). Громко зазвучали требования допустить белорусскую речь в школу. Но час «Белорусского Возрождения» был недолгим.

    Распространению его идей мешал недостаток собственно белорусской интеллигенции и буржуазии (в городах Беларуси белорусы находились в меньшинстве, уступая, прежде всего, евреям!).

    «Возрожденческий» порыв не встретил активной поддержки в Православной и Католической Церквах, а также в основных политических партиях (в Бунде, у большевиков, меньшевиков, эсеров…), тем более, к нему враждебно отнеслось государство.

    И все же в целом период XIX – нач. XX в. оказался небезуспешным для развития культуры в Беларуси. Повысился общий уровень образованности населения, разнообразились его культурные запросы.

    Помимо уже названных писателей, поэтов, ученых, которые достойно представляли тогда отечественную культуру, можно упомянуть и много других имен: художников К. Альхимовича, Н. Селивановича, А.

    Гаравского; создателя национального профессионального театра – «Первой белорусской труппы» – И. Буйницкого; историка М. Довнар-Запольского; физика Наркевича-Едки и т. д.

    Обратите внимание

    И не стоит упрощать и окарикатуривать тогдашнее белорусско-русское взаимодействие на культурном поприще. Неправильно сводить его к формуле: «Хцiвыя суседзi парасцягвалi нашы скарбы, прысвоiлi нашы святынi, зрабiлi yсе, каб адбiць нам памяць i г. д.».

    Например, русские аристократы, графы Румянцевы и князья Паскевичи, имея владения в Гомеле, активно занимались здесь благоустройством города и меценатством.

    Важнейшими достопримечательностями Гомеля до сих пор являются выстроенные ими дворцово-парковый комплекс и Петро-Павловский собор.

    Революция 1917 г., сокрушившая Российскую империю, изменила и судьбу Беларуси. В истории восточнославянской культуры начался новый этап.

    Список использованных источников

    1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др. – М.: ЮНИТИ, 1995.

    2. Культурология: Учеб.пособие / Под научн. ред. Г.В.Драча. – Р-на-Д.: Феникс, 1995.

    3. Скворцова, Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов/Е.М.Скворцова.- М.:ЮНИТИ,1999.-406с.

    4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры / Милюков П.Н. – М., 1993.

    5. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие для вузов Под ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001.

    Источник: http://diplomba.ru/work/91441

    Деятели науки и культуры, общественные деятели России

    Главная / Материалы для подготовки к комплексному экзамену / История России: деятели науки и культуры, общественные деятели России

    Рублёв Андрей — русский живописец конца ХIV- начала ХV в. Расписал храм Святой Троицы в Троицком монастыре, к которому относится его главный шедевр — икона «Троица» (Третьяковская галерея).

    Ломоносов Михаил Васильевич — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения середины ХVIII в., один из основоположников физической химии, поэт, историк.

    Пушкин Александр Сергеевич — русский поэт первой четверти ХIХ в., создатель современного русского литературного языка.

    Менделеев Дмитрий Иванович — русский ученый-химик конца ХIХ в. Среди наиболее известных открытий —периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания.

    Достоевский Федор Михайлович — русский писатель, мыслитель второй половина ХIХ в.

    Толстой Лев Николаевич — русский писатель, философ, религиозный мыслитель конца ХIХ- начала ХХ в.

    Чайковский Петр Ильич — русский композитор, дирижер второй половины ХIХ в.

    Станиславский Константин Сергеевич — русский и советский театральный режиссёр, актёр, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Основал вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр (1898).

    Уланова Галина Сергеевна — советская балерина. Народная артистка СССР. Дважды Герой Социалистического Труда

    Сахаров Андрей Дмитриевич — советский ученый-физик, академик АН СССР (1953), лауреат Нобелевской премии мира (1975), активист правозащитного движения.

    Королев Сергей Павлович — Генеральный конструктор космических ракет. Академик АН СССР(1958).

    Гагарин Юрий Алексеевич — первый в мире космонавт. Совершил полет в космос в апреле 1961 г. Герой Советского Союза.

    Терешкова Валентина Владимировна — первая в мире женщина-космонавт. Совершила полет в космос в 1963 г. Генерал-майор авиации (1995).

    Солженицын Александр Исаевич — русский писатель, общественный и политический деятель второй половины ХХ в. Жил и работал в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).

    Ростропович Мстислав Леопольдович — советский и российский музыкант и дирижёр, общественный деятель второй половины ХХ в., защитник прав человека и духовной свободы.

    Алфёров Жорес Иванович — советский и российский физик, академик, лауреат Нобелевской премии по физике 2000 г.

    Источник: https://centrevraz.ru/istoriya-rossii-deyateli-nauki-i-kultury-obschestvennye-deyateli-rossii

    Выдающиеся деятели российской науки и культуры XVIII в

    Антропов Алексей Петрович (1716-1795) – русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко.

    Аргунов Иван Петрович (1729-1802) – русский крепостной живописец-портретист. Автор репрезентативных парадных и камерных портретов.

    Аргунов Николай Иванович (1771-1829) – русский крепостной живописец-портретист, испытавший в своем творчестве влияние классицизма. Автор известного портрета П. И. Ковалевой-Жемчуговой.

    Баженов Василий Иванович (1737-1799) – крупнейший русский архитектор, один из основоположников русского классицизма.

    Автор проекта реконструкции Кремля, романтического дворцово-паркового ансамбля в Царицыне, дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге.

    Его проекты отличали смелость композиции, разнообразие замыслов, творческое использование и сочетание традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.

    Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741) – мореплаватель, капитан-командор русского флота (1730). Руководитель 1-й (1725-1730) и 2-й (1733-1741) Камчатских экспедиций.

    Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (пролив между ними теперь носит его имя), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

    Именем Беринга названы море, пролив и остров в северной части Тихого океана.

    Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) – русский живописец-портретист. Его работам присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (портрет М. И. Лопухиной и др.).

    Волков Федор Григорьевич (1729-1763) – русский актер и театральный деятель. В 1750 г. организовал в Ярославле любительскую труппу (актеры – И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский), на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. Сам играл в ряде трагедий Сумарокова.

    Державин Гаврила Романович (1743-1816) – русский поэт. Представитель русского классицизма. Автор торжественных од, проникнутых идеей сильной российской государственности, включавших сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления – “Фелица”, “Вельможа”, “Водопад”. Автор многих лирических стихов.

    Казаков Матвей Федорович (1738-1812) – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма.

    Важно

    В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-1787); Московский университет (1786-1793); Голицынская (1-я Градская) больница (1796-1801); дом-усадьба Демидова (1779- 1791); Петровский дворец (1775-1782) и др.

    Проявил особый талант в оформлении интерьеров (здание Дворянского собрания в Москве). Руководил составлением генерального плана Москвы. Создал архитектурную школу.

    Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744) -русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист. Один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

    Кваренги Джакомо (1744-1817) – русский архитектор итальянского происхождения, представитель классицизма. В России работал с 1780 г.

    Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются павильон “Концертный зал” (1786) и Александровский дворец (1792-1800) в Царском Селе, Ассигнационный банк (1783-1790), Эрмитажный театр (1783-1787), Смольный институт (1806-1808) в Петербурге.

    Крашенинников Степан Петрович (1711-1755) – русский путешественник, исследователь Камчатки, академик Петербургской академии наук (1750). Участник 2-й Камчатской экспедиции (1733-1743). Составил первое “Описание земли Камчатки” (1756).

    Кулибин Иван Петрович (1735-1818) – выдающийся русский механик-самоучка. Автор множества уникальных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекла для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Неву пролетом 298 м. Создал прототип прожектора (“зеркальный фонарь”), семафорный телеграф, дворцовый лифт и др.

    Лаптев Харитон Прокофьевич (1700-1763) – капитан 1-го ранга. Обследовал в 1739–1742 гг. побережье от р. Лены до р. Хатанги и Таймырский полуостров.

    Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) – русский живописец.

    В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством (“Кокоринов”, 1769-1770; серия портретов воспитанниц Смольного института, 1773- 1776); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты (“М. А. Дьякова”, 1778). В поздний период отчасти воспринял влияние классицизма (портрет Екатерины II, 1783).

    Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – первый -русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки.

    Обучение проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с,1731), Академическом университете в Петербурге (с 1735), в Германии (1736-1741), С 1742г.- адъюнкт, с 1745 г. – первый русский академик Петербургской академии наук.

    Член Академии художеств (1763).

    Майков Василий Иванович (1728-1778) – русский поэт. Автор поэм “Игрок ломбера” (1763), “Елисей, или Раздраженный Вакх” (1771), “Нравоучительные басни” (1766^1767).

    Ползунов Иван Иванович (1728-1766) – русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя. В 1765 г. создал первую в России паротеплосиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня. Умер до ее пробного пуска.

    Поповский Николай Никитич (1730-1760) – русский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник и один из идеологов просвещенного абсолютизма.

    Растрелли Бартоломео Карло (1675-1744) – скульптор. Итальянец. С 1716г. – на службе в Петербурге, Его произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала (“Императрица Анна Иоанновна с арапчонком”, 1733- 1741).

    Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700-1771) – выдающийся русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли.

    Его работам свойственны грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов в сочетании с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой.

    Крупнейшими произведениями являются Смольный монастырь (1748-1754) и Зимний дворец (1754-1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757).

    Рокотов Федор Степанович (1735-1808) – русский живописец. Тонкие по живописи, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека (“Неизвестная в розовом платье”, 1775; “В. Е. Новосильцова”, 1780 и др.).

    Сумароков Александр Петрович (1717-1777) – русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях “Хорев” (1747), “Синав и Трувор” (1750) и других ставил проблемы гражданского долга. Автор многих комедий, басен, лирических песен.

    Татищев Василий Никитич (1686-1750) – русский историк, государственный деятель. Управлял казенными заводами на Урале, был астраханским губернатором. Автор многих трудов по этнографии, истории, географии. Самое крупное и известное произведение – “История Российская с древнейших времен”.

    Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1768)- русский поэт, филолог, академик Петербургской академии наук (1745-1759). В работе “Новый и краткий способ к сложению российских стихов” (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма “Тилемахида” (1766).

    Трезини Доменико (1670-1734) – русский архитектор, представитель раннего барокко. По национальности швейцарец. В России с 1703 г. (приглашен для участия в строительстве Санкт-Петербурга). Построил летний дворец Петра I (1710-1714), собор св. Петра и Павла в Петропавловской крепости (1712-1733), здание 12-ти коллегий (1722-1734) в Петербурге.

    Фельтен Юрий Матвеевич (1730-1801) – русский архитектор, представитель раннего классицизма. Автор Старого Эрмитажа (1771-1787), ограды Летнего сада (1771- 1784) в Петербурге. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы (с 1769).

    Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807) – русский писатель. Автор известной эпической поэмы “Россияда” (1779), написанной в духе классицизма.

    Шелихов (Шелехов) Григорий Иванович (1747- 1795)- русский купец, первопроходец. В 1775г.

    создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого океана и Аляске. Основал первые русские поселения в Русской Америке. Провел значительные географические исследования.

    Совет

    На базе созданной Шелиховым компании была в 1799 г. образована Российско-американская компания.

    Шубин Федот Иванович (1740-1805)-выдающийся русский скульптор. Представитель классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775; М. Р. Паниной, 1775;

    И. Г. Орлова, 1778; М. В. Ломоносова, 1792 и др.).

    Яхонтов Николай Павлович (1764-1840) – русский композитор. Автор одной из первых русских опер “Сильф, или Мечта молодой женщины”.

    Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/istoricheskie-deyateli/istoricheskie-deyateli-rossii/vyidayushhiesya-deyateli-rossijskoj-nauki-i-kulturyi-xviii-v/

    Ссылка на основную публикацию