Общественная мысль и общественные движения в россии во второй половине 19 века

Общественные движения второй половины XIX в

Возникновение общественных движений

Отмена крепостного права и реформы в 60-70-х гг. XIX в. привели к изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны.

Переходный характер экономики и социальной структуры этого периода активизировал различные общественные силы России на поиск пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу.

Русская интеллигенция превратилась после отмены крепостного права в главного участника общественного движения.

Обратите внимание

Основными направлениями общественного движения в России во второй половине XIX в. были консерватизм, либерализм, народничество, социал-демократия, марксизм.

Консерватизм

Крупнейшие представители этого течения — государственные деятели, литераторы и философы К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, В. П. Мещерский, А. А. Фет, Н. Я. Данилевский. Они опирались на русскую национальную идею.

Основным идеологическим принципом консерваторов была формула: «Самодержавие, православие, народность». Основная задача — сохранение самодержавия. Консерваторы подвергали критике реформы Александра II.

Печатными органами консерваторов были «Русский вестник», «Московские ведомости», «Гражданин».

Либерализм

Видные представители либерализма в России принадлежали к научной и творческой интеллигенции (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, М. М. Стасюлевич, М. Т. Лорис-Меликов, Н. А. и Д. А. Милютины).

Русские либералы занимались просветительской деятельностью, выступали сторонниками модернизации страны.

Либералами издавались журналы «Отечественные записки», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Русская мысль», газеты «Голос», «Русские ведомости».

Народничество

Основоположниками этого течения были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, которые в 50-х гг. XIX в. полагали, что крестьянская община («ячейка социализма») и качества крестьянина-общинника («прирожденного коммуниста») помогут России перейти к социалистическому строю, минуя капитализм.

Важно

В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы (социализм), и признававшие необходимость революции для достижения этой цели.

Теоретиком пропагандистского направления революционного народничества был П. Л. Лавров, считавший, что интеллигенция подготовит крестьянство к революции. Главная задача интеллигенции заключалась в пропаганде идей социализма в народе.

Теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества был М. А. Бакунин. Он считал, что главная несправедливость — социальное неравенство, а основным носителем несправедливости является государство. Цель борьбы — ликвидация существующего государства. Основное средство борьбы — революционный бунт народа.

Теоретик заговорщического направления П. Н. Ткачев предполагал, что крестьянство не готово к революции. Интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить переустройством общества.

В 60-е гг. XIX в. среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме».

Под влиянием социалистических идей романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1862 г.) возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся путем развития коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества.

Подпольные организации народников возникли в конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гг.), кружок пропагандистов в Москве во главе с П. Э. Аргиропуло и П. Г. Заичневским (1861 г.).

В 1863-1866 гг. действовала революционная организация, возглавляемая Н. А. Ишутиным («ишутинцы»). В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

Совет

В конце 60-х гг. XIX в. была создана организация «Народная расправа» во главе с С. Г. Нечаевым. Он написал устав организации «Катехизис революционера», в котором отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. В 1871 г.

российское общество было возмущено убийством студента И. Иванова, члена «Народной расправы», оказавшего неповиновение С. Г. Нечаеву. С суда над «нечаевцами» началась эпоха политических процессов, ставших частью общественной жизни 70-х гг.

XIX в.

В 1869-1874 гг. существовало «Большое общество пропаганды» («чайковцы»). Его возглавляли Н. В. Чайковский, С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин. В 1874 г.

«чайковцы» участвовали в подготовке массовой акции — «хождения в народ», когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню для агитации и пропаганды социализма среди крестьян. «Хождение в народ» провалилось, т. к.

крестьянам были чужды социалистические идеи о свержении самодержавия.

Первой крупной организацией народников была «Земля и воля» (1876- 1879 гг). Организацией руководили М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров.

Землевольцы создавали поселения в деревне. Новое «хождение в народ» также не дало результатов, и в 1879 г. организация раскололась.

Социал-демократия

Сторонники пропаганды социалистических идеалов объединились вокруг Г. В. Плеханова. Их организация называлась «Черный передел» (1879-1882 гг.), руководители — Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич. Такое название она получила потому, что ее члены призывали коренным образом, «по-черному» поделить всю землю в России.

Сторонники тактики индивидуального террора образовали «Народную волю» (1879-1882 гг.), ее возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и др.

Народовольцы ставили своей целью революционный захват власти и построение общинного социализма. К власти они намеревались прийти с помощью политического переворота. 1 марта 1881 г. Александр II был убит членами «Народной воли». Ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, организация была разгромлена полицией, ее лидеры казнены.

Обратите внимание

В 80-90-х гг. XIX в. в интеллигентской среде получили широкое распространение идеи реформаторского народничества (В. П. Воронцов, И. И. Каблиц, Н. К. Михайловский и др.). Теоретики либерального народничества доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством.

Тяжелое материальное положение, произвол предпринимателей заставляли рабочих вести борьбу за улучшение своего положения.

Первые рабочие выступления относятся к 60-м гг. XIX в. В 70-е гг. стачечное движение усилилось. В 1872 г. произошла одна из крупнейших стачек десятилетия — в Нарве бастовало около 6 тыс. рабочих Кренгольмской мануфактуры.

Прекратить стачку удалось только с помощью войск и ряда уступок рабочим. В 1885 г. произошла стачка на Николаевской мануфактуре близ Орехово-Зуева (Морозовская стачка). Суд над руководителями Морозовской стачки в 1886 г. выявил факты произвола администрации.

Рабочие были оправданы судом присяжных.

Рабочие выступления второй половины ХIХ в. носили стихийный и разрозненный характер, выдвигались преимущественно экономические требования.

В 1870-х гг. возникли рабочие организации, которые наряду с экономическими целями ставили перед собой и политические. Первой такой организацией был «Южнороссийский союз рабочих» (1875 г.). Его возглавил Е. О. Заславский. В 1878 г.

в Санкт-Петербурге возник «Северный союз русских рабочих». Эта организация насчитывала около 200 человек. Ее руководителями были В. П. Обнорский и С. Н. Халтурин. «Северный союз» имел программу и устав. Ему удалось нелегально выпустить единственный номер газеты «Рабочая заря». В 1878 г.

после ареста руководителей организация распалась.

Рост рабочего движения в 80-х гг. XIX в. заставил правительство сделать первые шаги по оформлению рабочего законодательства. В 1885 г. был запрещен ночной труд подростков и женщин.

Важно

Революционное движение в 80-х — начале 90-х гг. ХIХ в. характеризовалось упадком народничества и распространением марксизма в России.

Марксизм

В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Г. В. Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» — первую русскую социал-демократическую организацию.

В середине 80-х гг. ХIХ в. в России возникли социал-демократические кружки студентов и рабочих: «Партия русских социал-демократов» Д. Н. Благоева, «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» П. В. Точисского, группа Н. Е. Федосеева в Казани (1888-1889 гг.), «Социал-демократическое общество» М. И. Бруснева (1889-1892 гг.).

На рубеже 80-90-х гг. ХIХ в. социал-демократические группы существовали в Киеве, Харькове, Одессе, Минске, Туле, Иваново-Вознесенске, Вильне, Ростове-на-Дону, Тифлисе и других городах.

Начавшаяся в конце XIX в. модернизация экономики России привела к росту численности рабочего класса. Уже в начале ХХ в. насчитывалось около 14 млн рабочих.

Тяжелые условия жизни и труда, отсутствие рабочего законодательства заставляли рабочих организовываться и бороться за свои права. С 1900 г. российские рабочие начали проводить митинги и демонстрации, выдвигать свои требования. В 1901 г.

забастовали 1200 рабочих Обуховского завода в Петербурге. Современники событий назвали стачку «Обуховской обороной».

Летом 1903 г. весь юг России от Баку до Одессы был охвачен грандиозной стачкой, в которой приняло участие от 130 тыс. до 200 тыс. человек. В декабре 1904 г.

Совет

была проведена политическая стачка, закончившаяся подписанием первого в истории рабочего движения России коллективного договора между рабочими и нефтепромышленниками.

Этот договор закрепил 9-часовой рабочий день, увеличение зарплаты на 20 %, предоставление ежегодного отпуска и т. д.

В начале XX в. активизировалось крестьянское движение.

В 1900-1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях Европейской России). Крестьяне не выдвигали политических требований. Они выступали против отдельных помещиков, требовали раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей.

Особенно широко крестьянское движение развернулось в марте — апреле 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях. В нем приняло участие более 150 тыс. крестьян. В эти губернии были введены правительственные войска. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу.

Свидетельством нарастания кризисной ситуации в стране было движение демократической интеллигенции. Она требовала политических свобод — слова, печати, собраний и других и выступала против полицейского произвола. Наибольшую активность проявляло студенчество.

Источник: https://istorikonline.ru/oge-po-istorii/oge-2-2-3-obshchestvennyye-dvizheniya-vtoroy-poloviny-xix-v.html

Общественная мысль и особенности общественного движения в России во второй половине 19 века. Консерваторы, либералы, радикалы

Распространение марксизма в России. Организационное оформление российской социал-демократии.

Реформы и контрреформы в истории России. Политика правительства Александра 3.

Царствование Ал-ра III явл. составной частью модернизации второй пол. 19в. слава этого императора как контреформатора не соответствует действительности. В годы его царствования(1881-94) были осуществлены след. преобразования:

1. предпринят ряд мер, способствующих развитию пром-ти, торговли, выведено новое, рыночного типа налогообложение.

2. гос-во как один из ведущих субъектов эк.деятельности также укрепило свои позиции: началось огосударствование жел. дороᴦ. Увеличилось вмешательство гос-ва в хоз.жизнь.

Обратите внимание

3. были признаны: наличие рабочего вопроса и крайне важно сть со стороны гос-ва регулировать взаимоотношения между рабочими и предпринимателями, не допуская разгульных выплесков классовой борьбы.

Читайте также:  Аграрный вопрос и позиции партий в годы первой русской революции

4. в области крепостнич. реформы также были предприняты некоторые шаги. Все категории крестьян были переведены на обяз.выкуп, произошло понижение выкупных платежей, отмена подушной подати. В 1882ᴦ.

создан крестьянский поземельный банк. 1898ᴦ. закон о промысловом итоге. Уничтожил связь между предпринимательской деятельностью и записью в купеч.гильдию,кот. была обязательной. 1892ᴦ.

городское положение отстранило от выборов многочисленную неимущую часть населœения.

Итог: Россия подошла к стадии индустриального об-ва. При этом импульс, заданный о-ву великими реформами, к концу века породил серьёзные проблемы и противоречия.

К. Маркс считал, что рабочий класс под руковолством коммунистической партии совершит социалистическую рев-ю, уничтожит капитализм, будет строить новое общество – социализм, основанный на общ. собственности, всœеобщем труде, равенстве людей, социальной справедливости.

Первым русским марксистом был Плеханов, который считал, что борьба за социализм – борьба за полит, свободы и конституцию, ведущей силой в этой борьбе будут помышленные рабочие. В России вначале нужно свергнуть самодержавие, а через опред. период пролетариат должен совершить социалистич. рев-ю.

Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал создание раб. партии. После победы соц рев-ии рабочие должны установить ʼʼдиктатуру пролетариатаʼʼ. Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка: нарастало забастовочное движ-е, стали появл-ся марксистские кружки.

Важно

Участник кружков Ульянов, у него формируется марксистское мировоззрение, он приходит к выводу что старый, несправедливый мир нужно разрушить и построить новый, более справедливый – социализм. Он сформировал осн. задачу – создать дисциплинированную сплоченную партию, кот поведет за собой рабочих и крестьян.

Создали РСДРП. При этом вскоре делœегаты были арестованы. До 1900г Ульянов находился в ссылке.

Консервативное течение. Консерваторы, растерявшиеся было в первые годы правления Александра II (1855—1881), довольно быстро восстановили свое влияние при дворе. Наиболее крупными представителями русского консерватизма были журналист М. Н.

Катков и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Излюбленной идеей консерваторов было признание самодержавия исконной формой российской государственности.

Οʜᴎ отвергали реформы, резко критиковали парламентские институты, осуждали либералов за готовность ʼʼучиться у Европыʼʼ.

Либеральное течение. Либеральное движение в пореформенной России не стало серьезной самостоятельной силой. Тому были свои причины. ʼʼВеликие реформыʼʼ были начаты и проведены под влиянием тех идей, которые либералы отстаивали с 40-х гᴦ. (освобождение крестьян, гласный и бессословный суд, свобода книгопечатания и др.).

Их голос либо сливался с голосом власти, либо просто не был слышен. Крупнейшими представителями русского пореформенного либерализма были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, С. А. Муромцев, А. И. Кошелœев и др.
Размещено на реф.рф
Их влияние на Александра III и власть было весьма незначительным.

Либерализм на долгие годы ʼʼушел в себяʼʼ, откавал-ся от участия в большой политике.

Радикальное течение. В 60-х — начале 80-х гᴦ. оно было представлено движением революционных народников. Основой идеологии революционного народничества была теория ʼʼобщинного социализмаʼʼ, впервые сформулированная в работах А. И.

Совет

Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма; Россия имеет уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству путь в новый — справедливый и цивилизованный — мир.

31. Русская культура первой половины 19 века и ее вклад в мировую культуру.

Историческим фоном для культуры первой половины 19 века была отечественная война 1812 года.

Первая половина XIX в. — одна из наиболее значительных эпох в истории русской культуры. Образование, наука, литература, живопись, архитектура, музыка, театр — всœе они переживали подъем, являли стране и миру выдающиеся достижения и открытия.

Основой развития системы образования стала реформа 1803 ᴦ. Учреждались четыре типа учебных заведений: приходские школы для детей крестьян; уездные училища для горожан; губернские гимназии для дворянских детей; университеты. Успехи в сфере образования не замедлили принœести свои плоды.

Благоприятствовал научным открытиям рост промышленности, предъявлявшей спрос на технические новинки и изобретения. Исследования В.В.Петрова (гальванический ток, явление электрической дуги) заложили основы электрохимии и электрометаллургии. К. М. Бэр создал новую науку — эмбриологию. Профессор Казанского университета Н. И.

Лобачевский стоял у истоков неевклидовой геометрии. Первую операцию под эфирным наркозом в полевых условиях провел Н. И. Пирогов. Огромное значение имели путешествия Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна (первая в истории России кругосветная экспедиция), М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена (открытие Антарктиды).

Научным и гражданским подвигом стало создание Н. М. Карамзиным 12-томной ʼʼИстории государства Российскогоʼʼ.

Первая половина ХГХ в. — золотой век русской литературы.. Сентиментализм с его интересом к душе и переживаниям отдельного человека (ʼʼБедная Лизаʼʼ Н. М. Карамзина) уступил место романтизму (ранние произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова идр.). Реализм пришел в русскую литературу вместе с ʼʼЕвгением Онегинымʼʼ, ʼʼКапитанской дочкойʼʼ А. С. Пушкина.

Обратите внимание

Свой путь от классицизма к романтизму и реализму прошла в первой половинœе XIX в. живопись. Блестящее творчество К. П. Брюллова (ʼʼПоследний день Помпеиʼʼ, ʼʼАвтопортретʼʼ и др.) сочетало традиции академической школы с романтическим восприятием мира. Романтизм был свойствен портретной живописи О. А. Кипренского (портреты А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова идр.).

Прекрасно наследие русской монументальной скульптуры: Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге (О. Монферран), ʼʼУкрощение конейʼʼ на Аничковом мосту и памятник И. А. Крылову в Летнем саду (П. П. Клодт) и др.

В архитектуре властвовал поздний классицизм (ампир). Надежность, монументальность, гражданственность и простота отличают Казанский собор (А. Н. Воронихин) и Большой театр (О. И. Бове) в Москве. По-своему значителœен русско-византийский стиль, вошедший в архитектуру в 40-е гᴦ. (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, здание Николаевского вокзала в Петербурге К. А.

Тона). В первой половинœе ХГХ в. родилось русское национальное музыкальное искусство, представленное в первую очередь творчеством М. И. Глинки (оперы ʼʼЖизнь за царяʼʼ, ʼʼРуслан и Людмилаʼʼ). Малый театр в Москве и Александрийский театр в Петербурге создали самобытные актерские школы, получившие признание и любовь зрителœей (М. С. Щепкин, В А. Каратыгин, Е. С. Семенова и др.).

Общественная мысль и особенности общественного движения в России во второй половине 19 века. Консерваторы, либералы, радикалы. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Общественная мысль и особенности общественного движения в России во второй половине 19 века. Консерваторы, либералы, радикалы.” 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/82057_obschestvennaya_mysl_i_osobennosti_obschestvennogo_dvizheniya_v_rossii_vo_vtoroy_polovine_19_veka_konservatory_liberaly_radikaly

Шаг #66-68: общественная мысль xix века

Начнем с общей характеристики:

Общественная мысль в России получила активное развитие во второй половине XIX века.

Это не значит, что до этого все жили спокойно и ни о чем не думали: вспомним наших декабристов, которые первыми собрали крупное выступление, создали систему тайных обществ с уставами и собственной идеологией. Общественная мысль обитала в России в основном среди дворянской молодежи, которая проецировала ее через университетские кружки.

Но именно во второй половине XIX века выделяются 3 основные купные направления общественной мысли:

Источник: http://xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/istoriya-rossii/shag-66-68-obshhestvennaya-mysl-xix-veka.html

Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века. История России. 8 класс. – Объяснение нового материала

После поражения декабристов центрами развития общественной мысли стали различные салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, ВУЗы, литературные журналы: “Отечественные записки”, “Современник” и др. Три идейных направления: радикальное, либеральное и консервативное.

Консерватизм

В России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея незыблемости самодержавия развивалась в течение 18-19 веков. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С.

Уваров создал теорию официальной народности. Она основана на трех принципах: самодер-вие, православие, народность. Суть теории в признании самодер-вия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства.

Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России. Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами мое. университета М.

П. Погодиным и С.П. Щевыревым.

Либерализм

На рубеже 30-40-х годов 19 века среди оппозиционных прав-ву либералов сложилось два течения -славянофильство и западничество. Оба течения желали видеть Россию процветающей. За изменение социально-полит. строя, за конст. монархию, смягчение или отмену крепостного права, наделение крестьян небольшими наделами земли. свободу совести и слова.

Идеологами славянофилов были писатели философы и публицисты: Аксаковы, Киреевские. Хомяков, Самарин и др. Они преувеличивали национальную самобытность России. Настаивали на возвращении тех порядков, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения.

Важно

Основная их идея в том, что единственно верная и нравственная религия. 10 православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма. Этим они объясняли особый путь России. Боролись с поклонением Западу. Западники за развитие России в русле европейской цивилизации. Объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России.

Отрицали особую роль крестьянской общины. Выступали ча широкое просвещение народа.

Радикалы

Во второй половине 20-х – первой половине 30-х годов организованной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и провинции, где не так сильно был развит полицейский надзор. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними.

Они распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительство. Тайные организации 30-х годов 19 века имели в основном просветительский характер.

Вокруг Станкевича , Белинского, Герцена и Огарева сложились группы, члены которых и изучали отечественные и иностранные полит, произведения, пропагандировали новейшую западную философию. Во в горой половине 30-х годов спад общест. движения из-за разгрома кружков полицией.

Читайте также:  Карта: великое княжество литовское в 13-15 веках

В 40-ые годы наметился подъем в связи с деятельностью Белинского, Герцена, Огарева, Буташевича-Петрашевского и др. Кружок Петрашевского. В него входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты ( Достоевский, Салтыков-Щедрин). Петрашевцы осуждали самодер-вие и крепостное право.

В республике они видели идеал полит, устройства и намечали программу широких демократических преобразований. Радикальная часть их пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне. Кружок был раскрыт в 1849 правительством.

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/3140/lesson/10387/unit/25964

Общественное движение в России во второй половине 19 века

В главную движущую силу революции разночинцы определили крестьян

В ХIX веке были не редки поездки в Европу образованных русских людей. Возвращались они с убеждением в более высокой степени цивилизованности Запада по сравнению с Россией. Горестные мысли об этом всегда присутствовали в умах передовой части русской интеллигенции, но с особенной силой они проявились после поражения в Крымской войне, смены образа правления страной с жёстко авторитарного — Николая I на относительно либеральный — его сына императора Александра II, проведённых им реформ, как казалось многим — недостаточных, половинчатых
Брожению умов способствовало и вступление на общественную сцену новой прослойки — разночинцев (от сочетания слов»разные чины»). Сумевшие получить образование и тем самым «выбиться в люди» дети дьячков, сельских священников, купцов, мелких чиновников лучше дворян знали жизнь простого народа, потому необходимость переустройства российской действительности была для них очевидна. Однако чёткого, реалистичного плана преобразований они не имели

Общественные движения послереформенной России

    Идеология — церковь, вера, монархия, патриархальность, национализм — основы государства.
    Идеологи: М. Н. Катков — публицист, издатель, редактор газеты «Московские ведомости», Д. А. Толстой — с мая 1882 года министр внутренних дел и шеф жандармов, К. П. Победоносцев — юрист, публицист, обер-прокурор Синода

    Либеральное

    Идеология — конституционная монархия, гласность, верховенство закона, независимость церкви и государства, права личности
    Идеологи: Б. Н. Чичерин — юрист, философ, историк; К. Д. Кавелин — правовед, психолог, социолог, публицист; С. А. Муромцев — правовед, один из основоположников конституционного права в России, социолог, публицист

    Революционное

    Идеология — построение в России социализма, минуя капитализм; революция с опорой на крестьянство, возглавляемое революционной партией; свержение самодержавия; полное наделение крестьян землёй.
    Идеологи: А. И. Герцен — писатель, публицист, философ; Н. Г. Чернышевский — писатель, философ, публицист; братья А. и Н. Серно-Соловьевичи, В. С. Курочкин — поэт, журналист, переводчик

Революционные организации России конца 60-х – начала 80-х лет XIX века

  • «Великорусс» (прокламация) — в Петербурге в июне, сентябре и октябре 1861 года вышло три номера и еще один номер в 1863 году. В них требовались передача крестьянам без выкупа всей земли, которой они пользовались при крепостном праве, полное отделение Польши, конституция, свобода личности. Надежда на проведение реформ в жизнь возлагалась на царя. Автор прокламаций остался неизвестным
  • «Земля и воля» (1861-1864). задачи: полностью передать крестьянам землю, свержение самодержавия, созыв Земского собора для определения формы народовластия. Самоликвидировалась от того, что надежды на всероссийский крестьянский бунт в 1863 году не оправдались
  • Революционный кружок Н. А. Ишутина (1863-1866). Задачи: организацией на артельных началах различных мастерских попытка убедить народ в преимуществах социалистического производства; требования правительственных реформ, ведущих к социализму, а при отсутствии реформ — народная революция. После того, как член организации Д.В. Каракозов совершил в апреле 1866 года покушение на Александра II, кружок был разгромлен
  • «Сморгонская академия» (1867–1868) во главе с П. Н. Ткачевым. Задачи: создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации, захват власти и установление диктатуры «революционного меньшинства». С арестом Ткачева общество прекратило существование
  • «Рублёвое общество» (1867—1868) во главе с Г. А. Лопатиным и Ф, В. Волховским. Задачи: революционная пропаганда среди крестьян. В 1868 большая часть членов общества была арестована.
  • «Народная расправа» (1869-1870) во главе с С. Г. Нечаевым. Задачи: объединение локальных крестьянских выступлений в общероссийское восстание с целью абсолютного разрушения государственного строя России. Разгромлена после убийства Нечаевым одного из рядовых членов общества, заподозренного в предательстве
  • Общество «чайковцев» (1869-1874), по фамилии одного из членов общества Н. В. Чайковского. Задачи — пропагандистские, просветительские: распространение в народе легально издаваемых книг передовых авторов и печатание запрещенных книг и брошюр. В 1874 году полиция арестовала многих членов общества

По утверждению В. И. Ленина — 1861 — 1895 годы — второй период освободительного движения в России, названный разночинским или революционно-демократическим. В борьбу вступили более широкие круги образованных людей — интеллигенции, «шире стал круг борцов, ближе их связь с народом» (Ленин «Памяти Герцена»)

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/obshhestvennoe-dvizhenie-v-rossii-vo-vtoroj-polovine-19-veka.html

Общественные движения в России во 2 половине XIX в

В общественном движении России этого пе­риода можно четко выделить три этапа: 50— 60-е гг., 70-е — начало 80-х гг. и 80—90-е гг. Не­обходимо выявить характерные черты этих эта­пов и дать краткий анализ основных требований, выдвигавшихся на каждом из них.

Первый этап (50—60-е гг.): ослабление цензурного гнета после прихода к власти Алек­сандра II.

Идет процесс становления либераль­но-буржуазного и радикально-демократического течений общественной мысли: участие западни­ков и славянофилов в разработке крестьянской реформы, деятельность Вольной русской ти­пографии в Лондоне, издание А. И. Герценом и Н. П.

Совет

Огаревым «Полярной звезды» и «Колоко­ла», их влияние на радикализацию общественно­го мнения, начало зарождения народничества, деятельнос­ть «Земли и воли» в 1860-е гг.

Второй этап (70-е — начало 80-х гг.): становление и расцвет народничества. Основ­ные идеи: теория некапиталистического разви­тия России, идея перехода к социализму. Главная цель — опираясь на крестьянскую общину, миновать капитализм  и  перейти  непосредственно  к  соци­ализму.

Движение народников прошло в своем разви­тии четыре этапа:

1)   середина 60-х — начало 70-х гг. — этап становления: деятельность разрозненных круж­ков (покушение Д. В. Каракозова на Александра II в 1866 г.)

2)   начало 1870-х — 1876 г. — пропаган­дистский этап. Главное событие — «хождение в народ» с целью поднять крестьян на борьбу с са­модержавием. Причины неудачи: непонимание крестьянами отвлеченных идей, их царистские иллюзии;

3)   1876—1879 гг. — бунтарский этап. Про­изошло организационное оформление движе­ния — была создана новая «Земля и воля» (1876);

4) 1879—1881 гг. — заговорщицкий, или ге­роический, этап. Раскол «Земли и воли» из-за разногласий по вопросу о методах борьбы на «Черный передел» (Г. В. Плеханов) и «Народную волю» (А. Д. Михайлов). Переход наро­довольцев к тактике индивидуального террора. Цель — цареубийство и дезорганизация прави­тельства, что должно было облегчить захват власти.

Ключевые даты

Апрель 1879 г. — покушение народовольца на Александра II

Ноябрь 1879 г. — попытка взрыва царского поезда под Москвой.

Февраль 1880 г. — взрыв столовой Зимнего дворца, произведенный С. А. Халтуриным.

1 марта 1881 г. — убийство Александра II.

Итоги: тактика заговора и террора себя не оправдала и привела к обратному результату — политике контрреформ Александра III. Сами на­родовольцы все силы потратили на организацию цареубийства, сил на захват власти у них не оста­лось. К тому же они недооценивали силу бюро­кратического аппарата.

Третий этап (80—90-е гг.): спад револю­ционной борьбы. Сказав о перерождении народ­ничества, необходимо охарактеризовать сущ­ность либерального народничества и взгляды лидера этого движения — Н. К. Михайловского: мирная пропаганда социалистических идей.

Обратите внимание

Также шел процесс рас­пространения марксизма в России: группа «Ос­вобождение труда» (1883—1893) Г. В. Плеханова и его критика народничества.

Причины особой попу­лярности марксистских идей в России: ост­рота рабочего вопроса, низкий уровень жизни на­селения, логичность и простота марксистских построений, их доступность для понимания прос­того человека, особенности менталитета русского народа — коллективизм, взаимовыручка, общинность, мессианство.

Необходимо также рассказать о либераль­ном движении, связанном прежде всего с земст­вами, и консервативном течении обществен­ной мысли (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков), его влиянии на выработку внутриполитического курса страны.

Вывод: общественную мысль в России вто­рой половины XIX в.

отличала идеологическая пестрота: в ней были представлены все направле­ния — от реакционно-консервативного до ради­кально-демократического.

Общественная мысль развивалась в обстановке отсутствия гласности и минимальных гражданских свобод, что обусло­вило оппозиционность большинства обществен­ных движений по отношению к власти.

Источник: http://uclg.ru/education/otechestvennaya_istoriya/8_klass/rossiya_v_80-90-e_godyi_XIX_veka/lecture_obschestvennyie_dvijeniya_v_rossii_vo_2_polovine_XIX_v___organizatsii___uchastniki__deyatelnost.html

Основные направления общественной мысли и развитие общественного движения в России во второй половине XIX века. Народническое движение

В период подготовки и проведения либеральных реформ второй половины XIX века общественное движение в России активизируетсяПричины: неодинаковая оценка проводимых реформ со стороны различных слоев российского общества, их половинчатость, а также колебания прави-тельственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление ре-прессий).

В пореформенный период сохраняются консервативное и либеральное течения в общественно-политической жизни РоссииСпецифика россий-ского консерватизма состояла в неприятии реформ 60-70-ых годов, в стремлении вернуть Россию к прежним дореформенным порядкамИдеологами консерваторов были К.ППобедоносцев, М.НКатков, К.ПЛеонтьевНаиболее выпукло идеи консерватизма нашли выражение в работе К.ПЛеонтьева “Византизм и славянство” (1875 г.), где он пропо-ведовал

“византизм”, то есть предлагал России использовать опыт средневеко-вой Византии (смстатью Н.АРабкиной “Византизм” Константина Леон-тьева // История СССР1991.№6).

Либералы второй половины XIX века отстаивали идею общности пути развития России с Западной Европой, настаивали на продолжение бур-жуазных реформ, выступали за расширение прав и функций местного самоуправленияИх организационной опорой были земства, журналы “Русская мысль” и “Вестник Европы”и научные обществаСреди идео-логов российского либерализма особо выделяются два – Б.НЧичерин, К.ДКавелинОба являлись основоположниками государственной школы в русской исторической наукеВ пореформенный период активную дея-тельность развернули представители радикального (революционного) направленияСледует отметить, что радикализм во многом провоциро-вался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций).

Важно

В истории движения радикалов второй половины XIX века выделя-ются три этапа: 60-е годы – складывание революционно-демократической идеологии; 70-е годы -оформление доктрины народни-чества и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы – начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы и союзы.

Формирование революционно-демократической идеологии в 60-е годы было связано с именами А.И. Герцена и Н.

ГЧернышевского, которые создали теорию “общинного социализма”Она исходила из того, что Россия имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы мино-вать капитализма и сразу перейти к социализму, опираясь на крестьянскую общину Крестьянская община в случае отмены частичной собст-венности на землю при ее коллективизме, самоуправлении могла бы стать социалистической ячейкой обществаНо для того, чтобы расчис-тить путь для социалистического развития, необходима была крестьянская революция, свержение самодержавия и установление республики.

Под влияние идей Герцена и Чернышевского в России оформляется концепция народничества и создается ряд народнических организаций: “Земля и воля”, “Черный передел”, “Народная воля”В народничестве были три основных течения: 1) пропагандистское, возглавлялось П.Л.

Лавровым, делало акцент на пропаганде среди крестьян в целях подго-товки их к революции; 2) бунтарско-анархическое, возглавлялось оно М.А.

Бакуниным, призывало к немедленному всеобщему крестьянскому бунту против царизма; 3) заговорщическое бланкистское, ориентировав-шееся на заговор, на захват власти с помощью сильной конспиративной организации, возглавлялось Т.НТкачевым

В 80-90 е годы в результате раскола в радикальном движении, в нем появилсь течение, которое сделало ставку на западно-европейскую тео-рию марксизма, квинтэссенцией которого стала идея социализма путем пролетарской революцииВ 1883 году создается первая марксистская организация – группа “Освобождение труда” во главе с Г.

ВПлехано-вым, которая находясь в Женеве, провела большую работу по переводу на русский язык произведений Карла Маркса и ФЭнгельсаВ самой России развернулась пропаганда марксизма в кружках Д.ИБлагоева, Н.ЕФедосеева, М.ИБруснева и дрВ 1895 году в Петербурге под руко-водством В.

Совет

ИЛенина создается “Союз борьбы за освобождение рабо-чего класса”, который попытался возглавить Стачечное движение.

Александр 3

Александр III вступил на престол в 1881 г. после гибели своего отца Александра II от бомбы террориста. Ближайшее окружение царя составляли наиболее реакционно-настроенные политические деятели: обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А.

Толстой и публицист М.Н. Катков. Во внутренней политике России началась эпоха реакции. В апреле 1881 г.

был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия» , а в августе последовало «Положение об усиленной охране», которое давало правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов. С 1883 г. стали действовать охранные отделения.

С целью усиления позиций дворян в системе местного управления и ограничения функций земств были приняты новое «Положение о губерниях и уездных земских учреждениях» (1890 г.) и «Городское положение» (1892 г.).

Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший в гимназии детей из низших сословий. В 1884 г.

новый Университетский устав ликвидировал автономию вузов. «Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры.

Право закрывать любое издание получили не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода.

Обратите внимание

Реакционные преобразования 1880 – 1890-х гг. получили название контр-реформ. Однако во внутренней политике Александра III проявлялись и прогрессивные тенденции. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязаное состояние крестьян.

Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако социальная политика Александра III была направлена главным образом на усиление позиций дворян.

В целом в 80-х – первой половине 90-х годов XIX в. государственность была укреплена.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s11573t8.html

Общественная мысль и общественно-политическое движение во второй половине XIX века

Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

Общественная мысль и общественно-политическое движение во второй половине XIX века

Отмена крепостного права в России сопровождалась массовым общественно-демократическим подъемом. Главной особенностью 60-80-х гг.

стал переход от этапа дворянской революционности с его узкой социальной базой к разночинскому, когда во главе оппозиционно-демократического движения оказались студенчество, выходцы из духовного сословия, отчасти чиновничество и офицерство, опиравшиеся на массовое крестьянское движение и видевшие в нем главную революционную силу.

60-е гг. были периодом, во время которого многие традиции движения, получившего название «народничество», лишь зарождались. Движение 70-х гг. носило уже более массовый характер, а теоретическая основа его приобрела завершенную форму. К концу 70-х гг. новым важным фактором общественного развития стало зарождавшееся рабочее движение.

Основы народнической теории были сформулированы в трудах М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, базировавшихся на работах А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского. Наибольшее внимание народничества привлекала утопическая часть их учения, идеализировавшая крестьянскую общину как ячейку социализма.

Общим для них было и признание развивающегося в России капитализма упадком, явлением, якобы органически чуждым исконно русскому строю жизни. Не видели народники и связи интеллигенции и ее политических учреждений с материальными интересами отдельных сословий.

По существу, это была российская разновидность утопического социализма.

Однако в тактическом отношении народничество не было единым. В нем можно выделить три основных направления.

Основоположник отечественного анархизма М. А. Бакунин полагал, что задачей революционеров является подъем крестьян на восстание. Отдельные вспышки крестьянских бунтов необходимо слить в общую крестьянскую революцию, в ходе которой погибнет государство. На его обломках возникнет царство анархии в виде федерации свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

Важно

П. Л. Лавров в отличие от Бакунина главной задачей считал проведение длительной, терпеливой революционной пропаганды для постепенной подготовки народа к революции.

Подобная пропаганда, по его мысли, являлась нравственным долгом интеллигенции перед народом. Третье направление – заговорщическое (П.Н.

Ткачев) – было ориентировано на идею захвата власти небольшой хорошо законспирированной организацией революционеров, что создало бы предпосылки для революционных преобразований.

Долгое время искусственно сдерживавшееся в ходе либеральных преобразований Александра II демократическое движение вырвалось на свободу в виде крайне опасной для общества кружково-заговорщической деятельности. Так, раскрытие в 60-е гг. организованной С. Г.

Нечаевым группы «Народная расправа», ориентированной на террор, шантаж, запугивание общества, заставило правительство бросить на борьбу с народничеством все силы. Арестам и судебным преследованиям подверглись во второй половине 70-х гг.

и сторонники пропагандистского направления, предпринявшие массовое «хождение в народ».

В 1876 г. сформировалась тайная революционная организация под названием «Земля и воля», члены которой со временем пришли к мысли путем террора запугать правительство и заставить его дать стране конституцию.

Первыми актами террора явились выстрел Веры Засулич в петербургского градоначальника Трепова в 1878 г., убийство шефа жандармов Мезенцева С. М.

Совет

Степняком-Кравчинским в том же году, неудачное покушение на Александра II в 1879 г.

Однако в целом единого взгляда на террор у членов «Земли и воли» не было. Это привело к ее распаду в 1879 г. на две новые организации: «Черный передел» (1879-1882) и «Народная воля» (1879-1881).

Чернопередельцы, лидерами которых стали видные народники Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, оставались на прежних позициях и были сторонниками мирной пропаганды. Эмигрировав из-за полицейских преследований за границу, они составили впоследствии ядро группы «Освобождение труда».

Программа «Народной воли», признавая невозможность в настоящее время крестьянской революции, основной упор делала на заговорщическую тактику и террор. «Народная воля» имела строго централизованный характер. Во главе ее стоял Исполнительный комитет, руководителями которого были А. И.

Желябов, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер и др. Все свои усилия народовольцы решили сосредоточить на убийстве царя. Они организовали восемь покушений на Александра II, наиболее крупным из которых был взрыв в Зимнем дворце, произведенный С. Халтуриным в феврале 1880 г.

1 марта 1881 г. народовольцам удалось достичь своей цели: бомбой, брошенной И. Гриневицким, Александр II был смертельно ранен. Однако цареубийство не принесло «Народной воле» успеха. Значительная часть членов Исполнительного комитета была арестована. Организаторы и исполнители покушения были преданы суду и казнены.

В целом теоретические воззрения народников с полным основанием можно признать ошибочными. Не оправдались оценки крестьянства как революционной силы, готовой к бунту; самодержавие достаточно прочно удерживало свои позиции; несмотря на «самобытность» русского пути, капитализм все более уверенно заявлял о себе.

Практические же установки народников, в особенности их ставка на террор, были не только ошибочны, но во многом и преступны.

Обратите внимание

И дело даже не в бессмысленности совершенных террористических актов – в ходе подобной деятельности формировались традиции насильственного решения общественных проблем, пренебрежения нормами права, человеческой жизнью, столь трагически проявившие себя в ходе трех последующих русских революций. Не случайно после 1 марта 1881 г.

в народничестве все более стало преобладать либеральное течение. Либеральные народники отказались от революционных методов борьбы и стали сторонниками компромисса с властью, проповедниками постепенных реформ, не затрагивающих основ существующего строя.

В конце 70-х гг. имели место и рабочие выступления. В 1878-1879 гг. произошло более 100 стачек и волнений рабочих. Среди них выделилась своим размахом стачка 2 тыс. рабочих на Новой бумагопрядильне в Петербурге в 1878 г. Возникли первые рабочие организации: «Южнороссийский союз рабочих» в 1875 г., «Северный союз рабочих» в 1878 г.

Группа «Освобождение труда», созданная в Женеве Г.В. Плехановым, своей главной целью поставила пропаганду идей социализма в России путем распространения произведений К. Маркса.

Это способствовало консолидации зарождающегося рабочего движения, осознанию рабочими своего места и роли в политической жизни общества. К середине 90-х гг.

база для рождения российской социал-демократии оказалась подготовленной, но одновременно все явственней начали проглядывать черты размежевания ее будущих лидеров на сторонников более умеренного, в духе конституционного процесса, рабочего движения (Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов и др.

) и сторонников немедленных революционно-экстремистских действий на базе классовой борьбы пролетариата (В.И. Ульянов). Длительный, «утробный» период становления социал-демократии завершился в 1898 г. проведением первого съезда, декларировавшего создание Российской социал-демократической рабочей партии.

Источник: https://compendium.su/history/ege_rus_1/46.html

Ссылка на основную публикацию