Народы кавказа в первой половине xix века

Население Северного Кавказа в первой половине XIX в

Территория, расселение и численность народов  Северного  Кавказа  в начале XIX в. Включение Северного Кавказа в состав России вопреки политике царизма в этом регионе имело прогрессивное значение.

В целом оно создало благоприятные условия для безопасности, более ускоренного развития экономики и культуры народов края, для их сближения с русским народом. К началу XIX  в . на  Северном  Кавказе  произошли заметные изменения  в  этническом составе края и  в  расселении народов (карта 1).

 В  то время  Северный  Кавказ  был заселен народами, относящимися  в  языковом отношении к адыго-абхазской, дагестано-вайнахской группам иберийско-кавказских языков, а также к тюркской и иранской группам. К адыго-абхазской группе относились все адыгские народы (кабардинцы, черкесы и др.

), к дагестано-вайнахской — чеченцы, ингуши, карабулаки, аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, табасаранцы и др.; к тюркской — карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы и др.; к иранской — осетины, таты, горские евреи.

 В  историко-этнографической литературе  XIX  в . почти все народы  Северного  Кавказа  назывались черкесами.  В  настоящее время черкесами именуют только ту часть адыгского населения, которая проживает в Карачаево-Черкесии.

Обратите внимание

На Северо-Западном Кавказе и Черноморском побережье  в  первой  половине  XIX  в., как и в XVIII в., жили адыгские народы: натухайцы, шапсуги, убыхи.

Натухайцы, шапсуги и жившие по северным склонам Кавказского хребта абадзехи были наиболее многочисленными народами.

В результате поглощения крупными народами более мелких прекратили свое существование шегаки, жанеевцы и ряд других мелких этнических групп.

На кубанской равнине расселились бжедухи, темиргоевцы, адамиевцы. По р. Лабе — егерукаевцы, махошевцы, бесленеевцы. В междуречье Кубани и Лабы осели кубанские ногайцы.

В верховьях Лабы, Белой и Зеленчуков обитали абазинские этнические группы: баговцы, баракаевцы, кызылбековцы, тамовцы, башильбаевцы.

Эта группа абазин называлась шакаруа — горцы в отличие от тапантинцев — жителей Кубанской и Кумской равнин.

Высокогорный район Приэльбрусья, истоков Кубани и ее первых притоков заселяли карачаевцы.

Родственные им балкарцы обитали на северных склонах центральной части Кавказского хребта в труднодоступных ущельях Баксана, Чегема, Черека и Урвани.

Важно

Обширные пространства равнин и предгорий в бассейнах Кумы, Малки, Баксана, Черека и Терека занимали кабардинца.Терек делил их земли на Большую и Малую Кабарду. В начале XIX в. территория Большой Кабарды сократилась до р. Малка.

По обеим сторонам центральной части Главного Кавказского хребта проживали осетины, разделявшиеся на общества Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское. В первой четверти XIX в., в связи с переселением на Владикавказскую равнину, границы расселения осетин несколько изменились.

Западнее рек Камбилеевки и Армхи до Аксая размещалась ваинахская этническая общность, включавшая чеченцев, ингушей и карабулаков. После подписания договора с Россией 1810 г. произошло значительное передвижение ингушей на равнину рек Терека и Сунжи. Южная этническая граница чеченского народа проходила к началу XIX в.

в основном по Главному Кавказскому хребту, отступая к северу в районе Шатил-Мигмахевского и Ардонских ущелий. Равнинную часть, являющуюся частью Прикаспийской низменности, от р. Терек вдоль Каспия до р. Орасай Булак, заселяли кумыки. На Северо-Восточном Кавказе проживали две группы ногайцев: терская и аксайско-сулакская.

Южнее кумыков, в среднем Дагестане, предгорья и обширное нагорье, перерезаемые многими ущельями, населяли даргинцы и родственные им кайтаги, кара-кайтаги и кубачинцы. В самом центре нагорного Дагестана жили лаки.

Нагорную часть Северного и Западного Дагестана по всему течению рек Аварское Койсу, Кара-Койсу и их притоков, а также низовья Андийского Койсу и верховья р. Сулак занимали аварцы и родственная им андо-цезская группа народностей: андийцы, чамалал, хваршинцы, цези (дидойцы), капучины, гунзал, буюходы, или ботлихцы.

Нагорье, южнее Кайтага до Чирахской речки, населяли родственные лезгинам табасаранцы. Юго-восточную часть Дагестана населяли лезгины и родственные им агулы, цахуры, рутулы.

 В  приморской части Южного Дагестана,  в  районе Дербента, обитали азербайджанцы, терекемейцы, таты и горские евреи.  В  первой  половине  XIX  в . значительно увеличилось русское и украинское  население  Северного  Кавказа . Кроме того, на  Северном  Кавказе  в  первой  половине  XIX  в .

Совет

проживали армяне, грузины. Армянское  население  Северного  Кавказа  образовалось  в  основном за счет переселения из пределов Турции и Ирана. В начале  XIX  в. основные миграции армянского населения направились преимущественно в бассейн р. Терек.

Небольшое число их жило и среди адыгских и других народов. Жили они почти во всех городах, штаб-квартирах и слободах при укреплениях. Грузинское население в основном проживало в Кизляре, Моздоке, в Сарафанчикове, Новогладковском, Сосоплинской и других местах.

Греки в основном концентрировались на северо-западном Черноморском побережье Кавказа и  в  ряде городов края.

 В  первой  половине  XIX  в . по правой стороне р. Кумы, от урочища Джилан к морю, обитала небольшая группа туркмен с Мангышлака. По данным 1808-1809 гг., на  Северном  Кавказе  насчитывалось 836 кибиток туркмен. От Маныча до Каспийского моря кочевали 9 улусов калмыков.

Имеющиеся данные о численности отдельных народов неполны и разноречивы. Поэтому и сведения о численности населения северокавказских народов, относящиеся в основном к середине XIX в., представляют собой лишь приближенные оценки.

Это проистекает из того, что сами горцы не вели учет народонаселения, а всякая попытка русского правительства провести перепись не удавалась. «Все цифры, которыми обозначали кавказское население — писал Ф. Ф.

Торнау -брались приблизительно и, можно сказать, на глаз», так как, «по понятиям горцев, считать людей было не только бесполезно, но даже грешно, почему они, где можно было, сопротивлялись народной переписи или обманывали, не имея возможности сопротивляться» 1.

Следует также подчеркнуть, что эпидемические болезни, не прекращавшиеся столкновения и междоусобия и продажа людей в рабство в Османскую империю вносили также немалые изменения в численность народонаселения. Известно, что в конце XVIII-начале XIX  в .  в  результате эпидемии чумы погибло большое число горцев  Северного  Кавказа .

Обратите внимание

 В  настоящее время принято считать, что  в  середине  XIX  в . всех адыгов было более 50 тыс., карачаевцев — около 15 тыс., балкарцев — около 9 тыс., осетин  в  1831 г.-16 тыс.  В  1840 г., по неточным данным, ингушей насчитывалось 38 тыс., а чеченцев — 138 тыс. Население Дагестана  в  1860 г. составляло около полумиллиона.


1. Расселение народов  Северного  Кавказа  в  первой  половине  XIX  в. 1-Города с преобладанием русского  населения ; 2 — Кавказские укрепленные линии; 3 — Крепости и укрепленные пункты

Заселение степного Предкавказья. В первой половине XIX в. еще более усилилось заселение степного Предкавказья русскими и украинцами. Царское правительство хорошо понимало, что без экономического освоения богатых южных земель невозможно удержать за собой этот край. Заселение и освоение предкавказских земель проводилось в основном казачеством и различными категориями крестьян.

К началу XIX в. на Кавказской линии было уже 8 казачьих полков и одна горская команда общим числом 30 тыс. человек. Были сделаны попытки пополнить казачьи полки за счет горцев, перешедших на русскую службу. В 1823 г.

в состав казачьих войск были включены Бабуковский аул (в дальнейшем станица Бабуковская) Волжского казачьего полка, «Моздокские казачьи братья» (из осетин и черкесов) в составе Горского казачьего полка, небольшое количество грузин (Гребенской казачий полк) и окочанские татары (в составе Терского войска). Однако общее число их было невелико.

В то же время начался перевод на передний край ряда станиц. За 1825—1827 гг. было переселено 11 станиц (2647 дворов) с общим числом 8093 души, а к 1830 г. появилось уже 15 новых станиц (Новогеоргиевская, Ессентукская, Кисловодская, Баталпашинская, Николаевская и др.).

Согласно новому положению от 30 сентября 1832 г., на Кавказскую линию разрешалось переселяться из внутренних губерний России тем казенным крестьянам, у которых земельные наделы были ниже 5 дес. на душу.

Это была попытка не только ускорить заселение казачьих районов, но и ослабить все более растущее малоземелье в центре страны, января 1833 г. было переведено 30 сел в разряд казачьих станиц.

Затем в казаки были переведены еще крестьяне ряда казенных сел.

Началось заселение станицами отдельных линий по pp. Сунже. Лабе, Зеленчуку, верховьям Кубани и др. В целом за период с 1840 по 1849 г. казачье население выросло с 162421 до 241794 человек.

Началось также быстрое заселение Закубанского края и Причерноморской полосы за счет казенных крестьян внутренних губернии, приазовских и черноморских казаков. Среди казачьего населения находилось много пришлого русского и украинского населения (так называемых иногородних), просачивавшихся, несмотря на запреты, в эти края почти с самого начала заселения.

Важно

Начиная с 30-х годов XIX в. войсковая администрация стала применять против иногородних «запретные меры», но поток их не уменьшался. Иногородние занимали важное место в развитии производительных сил осваиваемого края.

Однако правительственная политика и требования казачьих верхов сводились к тому, чтобы сохранить феодальную собственность на землю и все политические права за казачеством.

Кавказское Линейное и Черноморское казачье войска наряду с общими целями и задачами имели между собой и существенные различия Черноморское войско имело свою территорию и в основе своей было однородным по национальному составу, имело свои традиции и привычки, свою сложившуюся администрацию и т. д., тогда как Линейное войско, создавшееся из различных групп населения, было неоднородным, разноликим по своему национальному и социальному составу.

В первой половине XIX в. происходило и вольное переселение помещичьих крестьян. И хотя, по существовавшим законам, крестьяне должны были быть возвращены прежним своим помещикам, ввиду слабой заселенности края, правительство вынуждено было временами оставлять беглых на новых местах поселения и даже выдавать их прежним владельцам рекрутские квитанции2.

Нередко казачьи старшины на своих хуторах и заимках скрывали беглых от местных и центральных властей, а затем использовали их как дешевую рабочую силу в своих хозяйствах. Были случаи, когда целые селения местные власти «открывали» уже спустя много лет после их освоения. Не случайны, например, такие названия ставропольских сел, как Найденное, Привольное и др.

Массовые побеги особенно усилились в 20-е годы XIX в., когда стали распространяться слухи, что на новых местах казенные крестьяне будут освобождены от податей, а помещичьи — от повиновения своим господам. Побеги не уменьшились и после того, как Николай I «во всенародном объяснении» 12 мая 1826 г.

заявил, что эти слухи ложные и что распространители их будут наказаны по всей строгости законов3. С целью остановить усилившийся поток беглых все чаще стали применять военную силу. Так, в начале 30-х годов XIX в. военной силой было остановлено 1200 воронежских крестьян 4, а в 1847 г.— 20 тыс.

человек из 46 селений.

Главное место в хозяйственном развитии Предкавказья занимали государственные крестьяне. Казенные селения, в основе своей, находились в Ставропольском, Александровском и Георгиевском уездах, частично в Моздокском и совсем мало в Кизлярском.

Совет

Переселение государственных крестьян носило добровольный характер, но практически складывалось так, что основная масса крестьянства, ущемленная в земле, вынуждена была покидать родные места и искать пристанища на Северном Кавказе.

Правительственные переселения проходили медленно и часто стихийно. Многие переселенцы не достигали указанных мест, терялись по пути, устраивались в других уже сравнительно обжитых селениях. Так, намеченное еще в 1785 г. переселение 23 тыс.

крестьян внутренних губернии растянулось более чем на 20 лет, и только в 1807 году в » селениях по этому указу было поселено всего 1085 семейств (3084 чел.) 5.

В 1840 г. в Кавказской области уже насчитывалось 41 казенное селение (13 волостей) с общим числом государственных крестьян -112413 человек (в Ставропольском округе—81 543 человека (73%), Пятигорском — 29 860, Кизляро-Моздокском —1010 чел.) 6.

Большинство переселенцев шло из Курской, Орловской, Рязанской, Полтавской, Слободско-Украинской и других губерний. Положение казенных крестьян, как и других категорий переселенцев, было крайне тяжелым из-за трудностей переселения, непривычного климата, морс болезней.

В Предкавказье царское правительство стремилось путем раздачи земель дворянам укрепить феодально-крепостническую систему, создать себе прочную социальную базу. Заселение помещиками полученных участков должно было производиться в течение 6лет после их получения.

Читайте также:  Возникновение социалистического соревнования

Переселение крестьян из внутренних губерний или покупка их на вывоз были под силу только крупным помещикам, но и те, как правило, переводили их в небольшом количестве, поэтому помещиками широко использовался метод захвата крестьян, проживавших в крае, и закрепощения их.

Это положение было узаконено указом Павла I от 12 декабря 1796 г. в Кавказской и ряде других южных губернии.

Обратите внимание

В 1803 г крепостных крестьян в Кавказской губернии насчитывалось 3070 чел., а к середине XIX в. в Ставропольской губернии их число достигло 8288 чел.

По отношению ко всему населению Предкавказья крепостное крестьянство составляло около 2%.

Еще малочисленнее было крепостное население в Черномории, где оно составляло 0,5 /0 и не могло играть сколько-нибудь заметную роль в развитии производительных сил края.

Царское правительство мало заботилось о переселенцах. Оно охраняло интересы прежде всего господствующих классов. Переселенцы были нужны только как материал для расширения и освоения присоединенных земель.

Освоение новых земель, несмотря на то, что оно проводилось руками крепостных, носило объективно положительный характер. «Нет сомнения,— писал В. И. Ленин,— что при правильной организации переселения оно могло бы сыграть известную роль в хозяйственном развитии России» 7.

Заселение и освоение предкавказских земель русскими и украинцами содействовали хозяйственным успехам края.

Расширение распашки, благоприятные почвенно-климатические условия на большей части Предкавказья позволяли заниматься земледелием во всевозрастающих размерах, главным образом в долинах рек Кумы, Кубани и на значительной территории Ставропольского плато.

Примечания:

1 Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера//Русский вестник 1864. Т. 53. № 10. С. 09.

Важно

2 ПСЗ-I. СПб.. 1830. Т. 22; 1831. Т. 23. № 16743; 1832. Т. 24, № 19979; ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Св. 41. Д. 330. Л. 11, 26.

3 ГАСК. Ф. 83. Оп. 1. Д. 7. Л. 27.

4 Мороювец Е. А. Крестьянская реформа 1861 г. М.. 1937. С. 49-50.

5ГАСК. Ф. 556. Оп. 1. Д. 241. Л. 4-9.

6 Там же.

7 Ленин  В . //. Поли. собр. соч. Т. 21. С. 325.

Источник:
История народов Северного Кавказа (конец XVIII  в . — 1917 г.).— М.: Наука. 1988.— 659 с.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна                             источник : http://kvkz.ru/history/2512-naselenie-severnogo-kavkaza-v-pervoy-polovine-xix-v.html

Источник: http://www.rusfact.ru/node/2898

Кавказ в XVI—XIX веках

План

1. Кавказ, его история и специфика

2. Северный Кавказ. Положение в XVI—XVIIIвв.

3. Присоединение Северного Кавказа к России в XVIII—XIXвв.

4. Армения в XVI—XVIIIвв.

1. Кавказ, его история и специфика

кавказ северный армения история

Кавказ — это особый мир множества этносов, конфессий, социумов, культурно-лингвистических групп и иных социальных общностей, которые при всех своих отличиях друг от друга, иногда весьма резких, образуют все же своеобразное единство.

Это единство на протяжении истории многими оспаривалось или ставилось под вопрос, особенно — во время войн, революций, межэтнических и межрелигиозных конфликтов, повстанческих и других движений социального и политического протеста.

И, тем не менее, вся история Кавказа, изобилующая общественными потрясениями, человеческими трагедиями и даже национальными катастрофами для многих проживавших здесь или продолжающих жить народов, свидетельствует о том, что Кавказ — это не только обилие противоречий, несогласий и взаимных претензий, но также сложный регион, единый в многообразии, имеющий свое общее лицо и определенную общность менталитета, нравов, обычаев, норм поведения и духовных ценностей. При всей ограниченности этой общности, существующей в неразрывном единстве со спецификой общественного быта и внутреннего мира каждого этноса или социума, каждой общины, конфессии или группы, трудно переоценить значение того, что объединяет всех кавказцев.

Ввиду этого своеобразие кавказского культурно-исторического сообщества заключается в том, что это — единство в многообразии, целостная и многоцветная суперкультура, построенная на взаимодействии, кое-где синтезе, кое-где сосуществовании, а кое-где и непримиримом противостоянии тесно взаимосвязанных и в чем-то противоречивых и даже конфликтующих друг с другом субкультур. Тем не менее наличие центробежных и разъединяющих тенденций периодически умеряется стремлением к объединению и согласию.

На состав населения Кавказа, судьбы его народов и государств всегда влияли геополитические, физико-географические, климатические, территориальные и прочие условия.

На сильно пересеченном, в большинстве случаев труднодоступном и не всегда благоприятном для жизни, изобилующем горными кряжами и ущельями пространстве между Черным и Каспийскими морями всегда жили десятки крупных и сотни небольших племен и народностей.

Еще Аль-Масуди отмечал, что Кавказ — это «великая гора», которая «вмещает много царств и народов ». И всем им некуда было уйти друг от друга, ибо пригодных для жизни земель на гористом Кавказе для всех всегда не хватало.

Совет

Люди, концентрируясь в долинах и предгорьях, в случае конфликтов сражались до последнего, так как уход из родных мест означал не только затрату родины и давно освоенной земли (без перспективы получить новую, за которую надо было еще бороться), но и потерю лица и самоуважения, без которых кавказец существовать просто не может.

Да и рельеф серьезно препятствовал уходу или делал его невозможным. В связи с этим в жизни кавказцев, наряду с крайней жесткостью в принципиальных конфликтах, сформировался некий свод правил, способствующих достижению согласия по самым разным вопросам — от политических и военных до хозяйственных и бытовых.

Долгая и противоречивая история приучила народы Кавказа к тому, что им друг от друга никуда не деться, как и от своего опыта общения и своей многострадальной земли.

Поэтому историю каждого из них надо изучать не отдельно, а в рамках общего для всего Кавказа исторического развития и с учетом совместно выработанных общих для всех кавказцев ценностей.

Хребты Кавказских гор разделяют не только территорию региона, но и его население. Особенности топографии Кавказа определяют и обилие разновидностей форм жизни, и этническую разнородность.

Более того, они же породили редкую для других регионов фрагментацию этносов, что, в свою очередь, предопределило живучесть общинных, племенных, родовых структур, а также — крайнюю многочисленность локальных структур и субкультур, языков и наречий.

Этнокультурное разнообразие Кавказа также исторически связано с его положением между Европой и Азией, между ареалами земле-дельческо-городских и кочевых цивилизаций. Этот регион, чрезвычайно важный в геостратегическом отношении, всегда отделял восток Европы от запада Азии, христианство от ислама, оседлый мир от кочевого.

Здесь в разное время сходились интересы таких великих держав, как Рим и Византия, Россия и Золотая Орда, Иран и Османская империя. Для правителей всех этих государств-гигантов Кавказ был необходим и сам по себе, и как плацдарм для вторжения на Ближний Восток, и для контроля над стратегически важными путями, в том числе — через Каспий и Черноморье.

Обратите внимание

Кавказ в самом общем плане — это не только горы и не только отделенные горными хребтами от восточной Европы закавказские страны. Это также и степное Предкавказье, своего рода переход от Закавказья к южнорусским равнинам.

Именно по этой причине Северный Кавказ существенно отличается от южного по своим природным условиям, по своей истории, политическим судьбам, культуре и составу населения. Тем не менее, то общее, что объединяет кавказский север и Закавказье, все же, пожалуй, преобладает и дает основания рассматривать Кавказ как единый комплекс, а историю его народов — в тесной взаимосвязи севера и юга, их взаимодействии и взаимовлиянии.

Прикаспийский путь был с незапамятных времен привычной дорогой степных набегов на страны Закавказья, но также — важнейшим руслом транскавказской транзитной торговли. По сведениям Страбона, именно по этому каналу древнейшие жители региона получали доставлявшиеся к ним через Мидию и Армению индийские и вавилонские товары.

Древние аланы более двух столетий на заре нашей эры совершали походы в Закавказье и Малую Азию через Дарьяльское ущелье, получившее впоследствии название Аланские ворота. Результатом ответных нашествий стало освоение в Iв. н. э. прикаспийских территорий восточного Кавказа пришедшими с юга ираноязычными племенами. В Закавказье уже в Iтысячелетии до н. э.

существовали развитые культуры и государства. Но их влияние на Северный Кавказ было ограниченным до великого переселения народов IV—VIвв. н. э.

Еще раньше под воздействием вторжений извне (скифов, киммерийцев, древних тюрок) на Кавказе постоянно происходили перемещения, смешения, взаимная ассимиляция разных этносов и племен, что нередко приводило к исчезновению некоторых из них и образованию новых. Важное значение имело вторжение гуннов в конце IVв. н. э. через Закавказье в Иран,

Малую Азию и Сирию. Отступив вскоре на Северный Кавказ, гунны потом вплоть до VIв. нападали на Закавказье. В состав созданного ими союза племен входили булгары, авары, хазары и другие народы, впоследствии известные на востоке Европы.

В это же время крайне обострилась борьба за Кавказ между Римом (потом — Византией) и Ираном.

Важно

Отражением этой борьбы явилось торжество христианства в Армянском царстве, Картли (Грузии) и кавказской Албании, в которой, однако, сильные позиции сохраняли зороастризм и местные языческие культы.

Для дальнейших судеб Кавказа было весьма важным распределение влияния Византии (т. е. условно — Запада) и Ирана (Востока). Практически они поделили между собой грузинские и армянские земли, а также Северный Кавказ. Прикаспийские территории восточного Кавказа остались за Ираном, господствовавшим здесь более 200
лет.

Вместе с иранцами на этнический состав жителей Кавказа в то время существенно повлияли гунны и хазары, а затем — пришедшие в середине VIIв. арабы. Закавказье и часть кавказского севера вошли в состав Арабского халифата и подверглись ислами-зации. Ислам наиболее успешно распространялся в прикаспийском Кавказе.

Но и Тбилиси не избежал этого влияния и стал столицей эмирата, где проживало много арабов, персов и других мусульман. Борьба между Византией и Халифатом продолжалась более 400 лет. В ходе ее не раз армянские и грузинские земли восстанавливали свою независимость. В XIв.

тюркские племена из Центральной Азии под предводительством династии Сельджукидов захватили Кавказ и окончательно изгнали византийцев, разгромив их в 1071
г. Но
Грузия, объединенная Багратом ПI (975—1014),
избежала нового порабощения. В 1122
г. царь Давид Строитель
изгнал мусульман из Тбилиси.

В правление царицы Тамары (1184
1213)
Грузия достигла расцвета, раскинувшись от Эрзерума до Ганджи и Черкессии, а также — подчинив себе Ширван и Трапезунд.

Отбив нашествие тюрок, Грузия распространила свою власть и на север Армении, усилив одновременно свои позиции на востоке Закавказья, севере Ирана и на Черноморском побережье. Примерно в то же время, в XII
в.

, громадные пространства равнинного Предкавказья и Северного Кавказа — от Нижнего Дона до Дербента были заняты кипчаками — половцами, которые отступили сюда из южнорусских степей под ударами киевского князя Владимира Мономаха. Часть кипчаков даже служила царям Грузии. Что не помешало им, однако, в XIIIв. опустошать Грузию и самостоятельно, и в составе монголо-татарской армии.

Читайте также:  Культура во второй половине 60-х—конце 90-х годах

Воцарение Сельджукидов на огромном пространстве от Средней Азии до Анатолии привело к наплыву тюркских племен на Кавказ, где они компактно заселили территорию бывшей Кавказской Албании и часть земель Армении и Грузии.

Совет

Как и в Малой Азии, это привело к масштабным разрушениям и гибели значительной части жителей (особенно в Армении), к тюркизации населения, в ходе который были вытеснены языком пришельцев местные языки «азери» (на юге), «арани» (на севере), а также начала формироваься тюркоязычная азербайджанская народность.

В дальнейшем усилению этого процесса способствовал приход в Закавказье новых тюркских племен (в основном огузов) во время нашествий монголов и Тимура. С той поры прежнее название «Арран» сменилось на тюркско-иранское Карабах («Черный сад»).

Следует отметить, что азербайджанский язык и культура формировались постепенно, вбирая в себя элементы прежнего культурного слоя, а функции литературного языка долгое время выполняли арабский и фарси (персидский).

Источник: http://MirZnanii.com/a/117135/kavkaz-v-xvi-xix-vekakh

Россия и Кавказ в первой половине XIX века

Россия и Кавказ в первой половине XIX века.

Присоединение народов Кавказа в начале XIX в В конце XVIII — начале XIX в. в Грузии усилилась тенденция к объединению с Россией. Армянский народ также выражал настойчивое желание опереться в своей освободительной борьбе на Россию. Русский поход 1796 г, в Закавказье был восторженно встречен и народными массами Азербайджана. На всем протяжении пути Дербент — Шемаха — Гянджа население хлебом и солью встречало русских солдат, предоставляло им продовольствие и транспорт. В конце XVIII в. грузинский царь Георгий XII, выражая настроение народных масс, неоднократно обращался с просьбой о присоединении Грузии к России, видя в ней единственное спасение от внутренних междоусобиц и иноземной агрессии. В 1801 г. декретом Александра I к России была присоединена Восточная Грузия. Каргли-Кахетинское царство (династия Багратионов) прекратило свое существование.

Восточная Грузия стала опорным пунктом в борьбе за присоединение к России всего Закавказья, В то же время возникла необходимость обеспечения надежной связи с новой провинцией, отделенной от России горами. Для установления коммуникаций с Грузией существовало два направления — восточное и западное, т. е. по Каспийскому морю и Черноморскому побережью Кавказа. С русской стороны начались переговоры с ханами Восточного Закавказья, а также с имеретинским царем Соломоном II о присоединении их территорий к России. В 1802 г. Кубинское и Талышское ханства (Восточное Закавказье) приняли покровительство России. В результате военного похода, предпринятого Цициановым, в 1804 г. к России было присоединено Гянджинское ханство. В 1803 г. в состав России вошла Мегрелия, имевшая выход к Черноморскому побережью.

Россия прочно утвердилась на Черноморском побережье Кавказа. По Полис ганскому мирному договору Иран признал все русские приобретения на Кавказе, включая район Восточного Закавказья и Западное побережье Каспийского моря. В состав России вошел также Дагестан. Таким образом, в начале XIX в. Россия не только присоединила подавляющую часть территории Закавказья, но и добилась признания этого факта со стороны Турции и И рана. В годы русско-турецкой и русско-иранской войн в совместной борьбе против турецких и иранских завоевателей окрепло боевое содружество России и народов Закавказья.

Методы российского завоевания Северного Кавказа в первой половине XIX века Захват традиционных пастбищ, выселение скотоводческих народов Тактика выжженной земли Основание крепостей Сталкивание разных социальных, этнических и родственных групп друг с другом. Экономическая колонизация

Обычай взятия заложников Взятие заложников являлось стандартной практикой в отношениях России с нехристианским пограничным населением. Обычно заложником (аманатом) становился один из наследников вождя по мужской линии. Его отправляли в пограничный русский город и селили на специально построенном «аманатном дворе» . Заложники жили в нищенских условиях, фактически на правах заключенных. Считалось, что эта мера позволяла предотвратить враждебные действия местных вождей в отношении России. Ближе к концу XVIII века российское правительство понемногу стало переходить к более тонким методам управления нехристианскими народами. Оно по-прежнему брало заложников, но под другим предлогом: теперь сыновья местной аристократии и дворянства направлялись в Россию с учебными целями. Знатных заложников часто отсылали к императорскому двору в Петербург, где они получали образование, приличествовавшее владетельному наследнику.

Кавказская гвардия Имперские власти первоначально надеялись сформировать кавалерийский гвардейский эскадрон из 100 отборных кабардинских князей и дворян. Гвардейцы должны были сменяться каждые три-пять лет. В январе 1812 года Александр I издал соответствующие инструкции, заверив кабардинскую знать: бойцы нового гвардейского подразделения будут наслаждаться теми же преимуществами, что и другие гвардейцы империи. Существенную часть дня гвардейцы проводили в делах обыденных: занимались боевой подготовкой, верховой ездой, парадами, конными скачками и изучением русского языка. Одним из важнейших событий был императорский парад — Николай I, как и русские императоры до и после него, обожал такие мероприятия. Они часто организовывались, для того чтобы впечатлить высокопоставленных гостей военной мощью империи. В то же время парады демонстрировали многогранность Российской империи: различные этнические группы, участвовавшие в великолепном представлении, показывали свою верность и преданность императору.

Кавказская война 1817 -1864 гг.

Горцы Собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа.

Обратите внимание

Причины Кавказской войны 1. Набеги на оседлые российские территории; 2. Работорговля; 3. Царское правительство привлекало местное население на строительство крепостей, мостов дорог; 3. Введение новых налогов; 4. «Усмирительные походы генерала А. П. Ермолова; 5. Раздача земель казакам, чиновникам; Строительство военных укреплений.

Имамат – религиозное теократическое государство. Мюридизм (послушничество) — религиозно-политическое учение, основанное на полном подчинении имаму. Гази Мухаммед Газават – священная война против неверных (немусульман) Имам Шамиль Теократия – форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно и его религиозным главой

Переговоры с Шамилем

Ход войны Кавказская война — это период продолжительного военного столкновения Российской империи и Северокавказского имамата. Война велась за полное подчинение горных районов Северного Кавказа, и является одной из самых ожесточенных в XIX веке. Охватывает период с 1817 по 1864 год. Тесные взаимоотношения России и народов Кавказа начались после распада Грузии в XV веке. Начиная с XVI века, многие притесняемые государства Кавказского хребта просили защиты у России. Некоторые государства вошли практически добровольно в состав России – Кабарда и Осетия. Остальные – Адыгея, Чечня и Дагестан, категорически оказывались это сделать и оказывали ожесточенное сопротивление. В 1817 году начался основной этап покорения Северного Кавказа русскими войсками под руководством генерала А. П. Ермолова. Именно после назначения его командующим армии на Северном Кавказе и началась Кавказская война. До этого времени русские власти довольно мягко относились к горцам. Сложность ведения военных действий на Кавказе заключалась в том, что в это же время Российской империи пришлось участвовать в русскотурецкой и русско-иранской войне.

Второй этап Кавказской войны связан с появлением в Чечне и Дагестане единого лидера – имама Шамиля. Ему удалось объединить разрозненные народы и начать против русских войск «газават» – освободительную войну. Шамиль смог быстро создать сильную армию и в течение 30 лет вел успешные военные действия с русскими войсками, которые несли в этой войне огромные потери. В 1859 году после ряда военных неудач Шамиль был окружен и сдался в плен. Надо сказать, что русские власти поступили с ним достаточно милосердно – он был сослан вместе с семьей на поселение в Калужскую область. С устранение его от руководства война пошла успешно для русской армии. Третий этап войны – заключительный, связан с окончательным покорением Северного Кавказа. К 1864 году вся его территория окончательно присоединилась к Российской империи.

А. П. Ермолов И. Ф. Паскевич

Последствия Кавказской войны. Проведение российским самодержавием политики, ущемляющей интересы народов Кавказа; Массовая иммиграция горцев с Кавказа; Уничтожение имамата; Окончание междоусобных воин и уничтожение рабства на Кавказе; Развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни Кавказа; Создание предпосылок для развития капитализма.

вывод За счет присоединения Кавказа к России удалось стабилизировать ситуацию на южной границе с Турцией и Ираном. Были отработаны стратегия и тактика ведения горной войны, что подняло боевую выучку войск. Проведено исследование кавказского региона, составлены карты и подробные научные описания. Произошло заселение Кавказа русскими, что подняло культурный уровень местного населения. Были основаны крепости черноморского побережья, ставшие базой создания системы черноморских портов. Место ссылки неугодных трансформировалось в черноморские курорты, служащие для отдыха всей страны. Дикие кавказские нравы вдохновили творческую интеллигенцию, что опосредованно, через литературные произведения, укрепило русский народный дух. Все говорит о том, что был у России смысл завоевывать Кавказ.

Источник: https://present5.com/rossiya-i-kavkaz-v-pervoj-polovine-xix-veka/

Северный Кавказ на рубеже 19-20 веков

Административные и социальные реформы 60-70-х годов 19 века открыли дорогу капитализму на Северный Кавказ.

К концу 19 века здесь увеличилась доля русского населения, прежде всего, из-за миграций крестьян из центральных губерний России.

В Ставропольской губернии, Кубанской и Терской областях они получили название “иногородние”. Не имея прав на землю, они вынуждены заниматься ремеслом и торговлей.

Важно

В этот период продолжается освоение оставшихся целинных земель, соответственно возрастает роль товарного земледелия.

К концу 19 века Северный Кавказ на ряду с украинским и центральным черноземьем становится житницей Российской Империи. Продажа на рынок зерна, мяса, кожи становится основным профилем Кавказа.

Для быстрого вывоза продукции осуществляется строительство железных дорог и шоссе.

В 1875 году открылось движение по Ростово-Владикавказской железной дороге, связывавшей регион с остальной Россией. В 1878 году открылась железнодорожная ветка Тихорецкая – Екатеринодар. В 1896 году – Кавказская – Ставрополь. В 1899 году – Тихорецкая – Царицин.

Появление дорог усиливает значение городов, способствует стремительному росту населенных пунктов вдоль магистралей. Необходимость вывоза сельскохозяйственного сырья повышает роль портов.

Открыть в полном размере

Втягивание Северный Кавказ в общероссийский рынок усиливало капитализацию этого региона и способствовало формированию международных экономических связей. В конце 19 века сельхоз продукция Кубанской области экспортировалась в Германию, Голландию, Данию, Италию, Бельгию, Фанцию и Англию.

Помимо сельскохозяйственного сырья активно разрабатывали природные ископаемые. В Осетии действовало несколько рудников по добыче полиметаллов. В Адыгее и Чечне проводилась разработка нефти.

Северному Кавказу и России в целом были присущи черты:

  • неравномерность развития некоторых регионов и областей;
  • общинные пережитки;
  • отставание инфраструктуры от производства.

Цивилизационные сложности вхождения горцев в российское экономическое и социальное пространство

Не всё славянское население принимало участие в капиталистических отношениях, в сельском хозяйстве по прежнему использовались дедовские методы, а само население едва ил имело представление о передовых приемах агротехники.

Еще слабее к рынку подключались коренные горцы. Объективно, для того чтобы участвовать в деловой жизни страны , необходимо было приобщаться к российским цивилизационным ценностям. В течение длительного времени это было доступно лишь горской знати, особенно тех народов, где сложилась социальная дифференциация (осетины, кабардинцы, абазины, кумыки).

Князья и дворяне зачислялись на царскую службу, получали награды, деньги, земли. Представители знатных фамилий обучались в университетах. В Ставропольской гимназии за период 1850-1887 годов образование получили 1839 горцев.

Совет

В целом знати у горцев было мало, основная масса населения – крестьяне-общинники. Будучи неграмотными, темными, они стойко держались за свои родовые обычаи, веру, язык, и с подозрительностью воспринимали все новое исходившее от властей, гяуров (кафир).

Читайте также:  Восстание декабристов в россии

Окончательное завершение боевых действий на Кавказе в 1864 году вовсе не означало автоматического завершения вражды между русскими и горцами. Антирусские настроения имели место и после завершения Кавказской войны.

Например, в 1864-1865 годах выступление секты зикристов под руководством Кунта-Хаджи, в последствии, Кадирийа, горная Чечня. В 1868 году  – волнения адыгов в аулах по реке Ходзь. Весна-лето 1877 года – восстание в Чечне и Дагестане под лозунгами за свободу и шариат.

 Все эти выступления не обошлись без подстрекательств мусульманского духовенства и турецких агентов.

Данные факты не свидетельствовали о поголовном антирусском настроении всех горцев. В период восстания 1887 года част дагестанцев сражалась с русскими частями, другая часть добровольно записывалась в конную милицию, которая помогала подавлять восстание.

В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов несколько сотен кавказских горцев воевали против турок. В данных сражениях отличились ингушских эскадрон и осетинских дивизион при освобождении Болгарии.

В Закавказье проявили себя кабардино-кумыкский и чеченский формирования.

Царское правительство использовало качества и природную воинственность горцев и потому многие и них на военной службе достигали военных чинов и положений в обществе. В составе Терского казачьего войска числились две станицы, Черноярская и Новоосетинская, население которых состояло из осетин.

Помимо военной деятельности, горцы достигали успеха и в хозяйственных сферах. В конце 19 – начале 20 веков курорты Кавказских Минеральных Вод почти целиком снабжались мясными и молочными продуктами (маслозавод В Бландова и Т.

Обратите внимание

Бачерова). В Балкарии – сыроварение. Складывали собственные регионы специализации. Карачаевск и Балкария – овцеводство. Кабарда и Адыгея – коневодство. Дагестан – садоводство и виноградарство.

Некоторые из горцев, не имея возможности заниматься традиционной деятельностью, превращались в наемных рабочих. В 1897 году в Европейской России на разных предприятиях трудились 356 дагестанцев и 993 в Терской области. На Бакинских нефтяных промыслах трудились около 3000 дагестанцев.

Культурные изменения среди коренных народов

Приобщению горцев к ценностям российской цивилизации способствовали не только хозяйственные связи, но и культурно-просветительская деятельность Российского государства.

В 1881 году в городе Темирханшура открылось реальное училище, где начинают учиться местные горцы. В 185 году – библиотека. В 1897 году – женская гимназия.

К концу 19 века в Дагестанкой области действовало 26 школ, хотя общая грамотность населения оставалась низкой (9-10%).

Получившие знания в российских школах, гимназиях, училищах горцы становились просветителями собственных народов. Во второй половине 19 века появляется наибольшее число местных исследователей, будущей национальной интеллигенции.

Например, печатаются произведения Абдулы Омарова по истории лакцев; работы по этнографии аварцев Айдамира Черкеевского; Балшит Далгат, окончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета, публикует работу о религиозных верованиях чеченцев.

Уроженец Ингушетии Чах Ахриев осуществляет сбор материалов  по материальной и духовной культуре ингушей, публикует их легенды и предания. Представитель Кабары Кази Атажукин издает кабардинскую азбуку, выпускает статьи об адыгах.

Наиболее способные из горцев становились не только просветителями, они осваивали другие занятия. В начале 20 века известность получает чеченский предприниматель и нефтепромышленник Тапа Чермоев.

Важно

Основная масса горского населения в целом медленно втягивалась в общероссийский рынок, слабо приобщалась к культуре.

Тем не менее в составе Российской Империи все местные народы получили возможность сохранить свой язык и культуру, и в демографическом отношении они оказались в благоприятны условиях.

Если в 1897 году всех адыгов в Кубанской области было примерно 65000, то в 1917 году – 100  000 человек. Горцы Северного Кавказа кроме добровольцев не подлежали всеобщей воинской повинности, что благоприятно сказывалось на демографических процессах.

©ncau.ru
создано на основе личных студенческих записей  лекций и семинаров

Еще по теме:

Источник: https://ncau.ru/24/

Внешняя политика России во второй трети XIX века. Присоединение народов Кавказа

Европа

Во внешней политике царизм руководствовался интересами господствующих классов, и прежде всего, дворянства. Русское самодержавие поддерживало контрреволюционные правительства европейских стран в их борьбе против своих народов, царизм являлся жандармом Европы.

Николай I готов был двинуть свои войска на подавление революционного движения в любой стране. Так было в 1830 г., когда Николай готов был отправить войска в Западную Европу, и только польское восстание помешало ему сделать это. Так было и в 1849 г.

, когда царизм помог австрийской монархии подавить венгерскую революцию, организовав поход в Венгрию. Этот поход был крайне непопулярен в русском обществе.

Такая политика жандарма Европы, являвшаяся одним из важнейших направлений внешней политики царизма, вызвала ненависть всех свободолюбивых сил Европы к российскому самодержавию и была одной из причин международной изоляции России в конце царствования Николая I.

Восточный вопрос

Другим важнейшим направлением внешней политики русского правительства явился так называемый восточный вопрос, т. е. укрепление позиций на Ближнем и Среднем Востоке. Главной задачей России было обеспечить свободный выход своих кораблей в Средиземное море.

В дальнейшем имелся в виду раздел Турции совместно с другими европейскими государствами и обеспечение своего господства над проливами. Одновременно стремясь укрепиться на Балканском полуострове.

Поддерживая борьбу балканских народов — греков, болгар, сербов, румын — против турецкого ига. Порабощенные султанской Турцией народы возлагали надежды на родственный и дружественный русский народ.

Обратите внимание

Интересы России на Ближнем Востоке сталкивались с интересами Англии и Австрии, которые тоже стремились установить свое господство на Ближнем Востоке и Балканском полуострове.

Англия, кроме того, всячески поддерживала иранских и турецких феодалов, которые хотели вернуть свое господство на Кавказе. Они постоянно нарушали договоры, заключенные с Россией. Так было в 1826 г., когда 60-тысячная иранская армия совершила новый опустошительный поход на армянские земли.

Началась война России с Ираном. Русская армия одержала победу. К России отошла Восточная Армения. После окончания войны с Ираном началась война с Турцией, закончившаяся тем, что

  • Турция признала автономию Молдавии, Валахии, Сербии, в составе Турции,
  • и полную независимость Греции.

Независимо от желания царизма, который не ставил перед собой никаких освободительных целей, эти войны явились важной вехой на пути освобождения Балканских стран от турецкого владычества и завоевания 4 ими независимости.

Значительная часть Армении была освобождена из-под владычества персидских феодалов.

Кавказские войны

Победа в войнах с Ираном и Турцией дала возможность царскому правительству начать процесс объединения сохранивших свою независимость племен и народностей горных районов Северного Кавказа. Без утверждения своей власти в этих районах невозможно было прочное присутсвие России в Закавказье.

Обратите внимание

Горцы Дагестана, Чечни и Адыгеи поднялись на ожесточенную войну с царскими войсками. Война с горскими народами была чрезвычайно длительной и тяжелой.Условия местности крайне затрудняли военные действия: высокие горы, покрытые лесами, быстрые горные реки, узкие, тесные ущелья не давали возможности действовать крупными силами.

Боевые действия выражались в посылке отдельных экспедиций, а со стороны горцев — в партизанских набегах на русские крепости и отряды.

Совет

Народности, населявшие горные районы Дагестана, Чечни, Адыгеи, переживали в это время период становления феодальных отношений. Крестьяне попадали в феодальную зависимость к своим ханам, бекам и старшинам.

Но были еще сильны родоплеменные отношения. Об отсталости общественных отношений У этих народностей свидетельствовали низкий уровень развития производительных сил, примитивный характер земледелия. Но это были гордые, свободолюбивые народы, которые не хотели идти в кабалу к феодалам.

Вместе с тем они не хотели подчиняться и царским чиновникам, власть которых означала произвол, насилия, подавление национальной культуры и местных обычаев.

Царизм всячески заигрывал с горской верхушкой, подкупал местных феодалов денежными подачками, чинами, орденами, принимал их на службу.

Но горская знать не собиралась делиться своей властью; она хотела сама безраздельно грабить свой народ и мечтала об отторжении Кавказа от России. Используя авторитет родо-племенных вождей, горские феодалы натравливали свои народы на русских.

Мюридизм

Большую роль в разжигании войны сыграло мусульманское духовенство, которое взяло на вооружение реакционное воинствующее течение ислама — мюридизм. Основным догматом мюридизма был призыв к «священной войне» (газават) против «неверных» (немусульман) до полного их истребления.

Мюриды — приверженцы этого направления в исламе — обязаны были считать войну против «неверных» первостепенным делом своей жизни; за это им обещалось блаженство в загробной жизни. Они должны были отречься от всего мирского и беспрекословно повиноваться своим наставникам, особенно высшему начальнику — имаму.

Обратите внимание

Мюридизм, проповедовавший непримиримую ненависть к «неверным» и покорность духовным властям, был удобным средством классового угнетения и разжигания национальной розни. Именно поэтому мюридизм был принят феодальной верхушкой горских народов, которые сделали его знаменем всего движения.

Обратите внимание

Военные экспедиции армии сопровождались притеснениями населения, переселением горцев на степные земли. 

Шамиль

Четверть века (1834-1859) борьбу горцев против царской России возглавлял Шамиль. Это был умный, мужественный человек, но жестокий, беспощадный. Став имамом, т. е. высшим духовным и светским правителем, он объединил ряд горских племен и создал своеобразное централизованное государство-имамат. Все в этом государстве было подчинено интересам ведения войны с Россией. В своем войске Шамиль ввел суровую дисциплину, население обложил налогами, во главе отдельных областей поставил своих наместников — наибов.

Война была очень затяжной и изнурительной как для русской армии, так и особенно для горцев.

Несколько раз царские войска окружали Шамиля с его войском, но Шамилю удавалось уходить из окружения. Длительная война истощила силы горцев, им приходилось все дальше и дальше отступать в горы. В борьбе против России Шамиль использовал помощь Турции и Англии. Он обещал турецкому султану перейти под его подданство, за что получал оружие и боеприпасы. Во время Крымской войны (1853-1856) Шамиль пытался прорваться через Азербайджан и Грузию, чтобы соединиться с турецкой армией, однако встретил решительный отпор со стороны азербайджанцев и грузин.

Среди горцев росло недовольство деспотизмом Шамиля и его наибов. Новая феодальная знать, на которую опирался Шамиль, пользуясь своей неограниченной властью, грабила народ в целях личного обогащения. Многие горские аулы отходили от Шамиля и участвовали в борьбе против него. В 1859 г. последнее прибежище Шамиля — высокогорный аул (селение) Гуниб был окружен и после 15-дневной осады взят царскими войсками. Шамиль сдался в плен.

В 1864 г. прекратили сопротивление племена и народности Северо-Западного Кавказа.

Горские племена боролись за свою свободу и независимость, за право самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Однако горская знать и мусульманское духовенство использовали эту борьбу в своих корыстных интересах, внося в движение реакционные черты — религиозный фанатизм, ненависть ко всем немусульманам. Предавая интересы народа, они шли на сговор с султанской Турцией, были готовы отдаться под ее власть.

Включение народов Северного Кавказа в состав России имело для них положительное значение. Сближение горских народов с русским народом способствовало развитию их культуры и экономики. Историческое развитие их значительно ускорилось. Появлялись новые отрасли хозяйства, росла торговля, уходили в прошлое старые вредные обычаи — рабство, кровная месть и др. Практически прекратились нескончаемые междоусобные войны.

Источник: http://hist-world.com/rossijskaya-imperiya-xixv-fedosov/478-vneshnyaya-politika-rossii-vo-vtoroj-treti-xix-veka-prisoedinenie-narodov-kavkaza.html

Ссылка на основную публикацию