Народное восстание на северном кавказе в 1930 г.

Народное восстание на северном Кавказе в 1930 г

Насильственная коллективизация и ликвидация кулачества, связанные с этим жестокости, а также преследования религии вызвали огромное возмущение среди народов Северного Кавказа, которое весной 1930 г. вылилось в форму вооруженного восстания против советского режима.

Одним из очагов восстания в Осетии был Христиановский район. Волнения приняли настолько острый характер, что местная власть начала скрываться или бежала во Владикавказ (по-осетински Дзавагихау), центр Осетии. Она наведывалась в села района не иначе, как в сопровождении вооруженных отрядов, а затем спешно ретировалась.

В селе Магометанское или Чикола, круп­ном населенном пункте, насчитывавшем около 7 тыс. жителей, крестьяне хотели убить уполномоченного Кабуева, прибывшего из Владикавказа и выступившего на вечернем собрании. Кабуев избежал расправы, спасшись бегством через окно.

Обратите внимание

В Христиановске наполненный возбужденным населением местный клуб стал подлинно общественным центром; первый голос принадлежал здесь старым партизанам.

Антисоветские настроения охватили также бывших партизан, боровшихся в Осетии против белых. В период нэпа они пользовались теми или иными привилегиями и, собственники по духу, заняли по отношению к коллективизации резко враждебную позицию. Ведь какой-нибудь бывший партизан, державший в селе жалкую лавчонку, мог попасть в категорию жестоко преследуемых кулаков.

Колхоз в селении Магометановске был разгромлен, все бумаги и делопроизводство — сожжены, а скот и инвентарь разобрали прежние владельцы.

В селах Христиановского района население вывешивало белые флаги с написанными на них следующими лозунгами: долой колхозы, долой Советскую власть, да здравствует свобода, да здравствует народная власть! Таким образом, жестокой Советской власти была противопоставлена идея власти справедливой и гуманной, власти народной.

Руководителем восстания в Осетии был Хадзимет Медоев. Хотя Хадзимет Медоев происходил из зажиточной семьи, он и до революции был сторонником справедливого распределения земли. Медоев высказывался против сословных привилегий и был одинаково прост в обращении и с богатыми и с бедными.

Во время первой мировой войны он был офицером в Осетинском конном дивизионе, командовал сотней и был награжден Георгиевским крестом. После революции 1917 г.

Хадзимет Медоев принимал участие в шариатском движении, организовал шариатскую сотню в Магометановске и отличился в бою между шариатскими частями и частями Белой армии под Бургустаном, получив после этого известность не только во всей Осетии, но и в Чечне и в Ингушетии.

Некоторые крестьяне из Магометановска, вспахивая весной поля, даже к ярмам быков приделали собственноручно изготовленные флаги с антиколхозными лозунгами.

Важно

В марте 1930 г. Хадзимет Медоев, работавший завхозом в колхозе Магометановска, ушел в лес, где началась работа по организации вооруженного повстанческого отряда. В ней приняли участие также ушедшие в лес муллы Магометановска: Налук Гуларов, Хангирей Дзоблаев и Мухаттинг Цаголов.

Мулла Сосламбек Медоев занялся работой по налаживанию организационных связей с Кабардой, Ингушетией, Чечней, Карачаем и Балкарией.

Кроме арабского языка, который был уже достаточным средством для общения с духовенством северо-кавказских народов, мулла Сосламбек Медоев владел шестью местными языками, что особенно благоприятствовало ему в выполнении взятых на себя заданий.

Вместе с Хадзиметом Медоевым оказался в лесу и его двоюродный дядя Давкий Медоев, пожилой человек, бывший офицер, тоже служивший в Осетинском конном дивизионе.

Повстанческий отряд, организованный и возглавляемый Хадзиметом Медоевым, насчитывал 270—300 че­ловек. Впоследствии к нему присоединился со своим от­рядом балкарец Нохтарпаша.

Балкарский повстанческий отряд состоял приблизительно из 200 человек. Часть бойцов — осетин и балкарцев — была на лошадях, другая часть представляла собой пехоту. Соединенный отряд располагал двумя пулеметами.

Туговато обстояло дело с боеприпасами: некоторые бойцы имели всего по 10 штук патронов.

Вторым очагом восстания в Осетии был район города Алагира. Некто Тасултан Урумов, зажиточный крестья­нин из села Кура, организовал здесь вооруженный отряд из 180 человек.

Третьим малозначительным очагом был район станции Дархкох (в Надтеречной Осетии).

Совет

Особенно большой размах приобрели события в Карачаевской области. Силы карачаевских повстанцев составляли, по слухам, 4000 человек.

Восстание здесь вспыхнуло в марте месяце, и в течение почти двух месяцев Советская власть в горной Балкарии существовала весьма и весьма относительно.

Восставшее население имело даже нечто вроде собственного временного правительства. Некоторое время в руках восставших находился Кисловодск.

В Чечено-Ингушетии очагом восстания стал Урус-Мартановский район. В селение Катар-Урт этого района прибыл особоуполномоченный по коллективизации и по борьбе с религиозными предрассудками товарищ Богданов.

Он выступил на собрании местных жителей, требуя в своей речи закрытия мечетей, и был тут же убит неким Муссой Ейсом.

Чеченцы напали на воинский отряд, сопровождавший Богданова, и уничтожили его полностью, потеряв при этом немало своих людей.

Прибывшие после описанного события советские части произвели среди чеченского населения массовые аресты. Затем пошли расстрелы, в первую очередь, арестованного мусульманского духовенства.

Но возбуждение среди чеченцев росло, и, чтобы их успокоить, вышестоящие большевистские инстанции решили прибегнуть к обману.

В Катар-Урт прибыла из центра делегация в составе 20 коммунистов и начала уверять местное население, что Богданов действовал самочинно, что он был агентом белогвардейцев и стремился посеять рознь и вражду между чеченцами и Советской властью.

Обратите внимание

Делегаты даже хва­лили чеченцев за то, что они разделались с Богдановым, и обещали дать помощь семьям погибших. Это не по­мешало большевикам через год расправиться с братом Муссы Ейса и оставшимися в живых участниками катар-уртского бунта.

Решающим сигналом к восстанию в Урус-Мартановском районе были события, разыгравшиеся в селении Гойты. В местной школе было назначено совещание политработников и ответственных административных лиц района. Мулла Ахмед с группой преданных ему людей решил ликвидировать ненавистную населению районную верхушку.

Под полом было заложено 3 ящика динамита, провод от них проложен под землей и выходил где-то за селом. Школа была взорвана, и все участники совещания погибли. Из Грозного, столицы Чечни и Ингушии, был послан карательный отряд, который уже в пути потерял более 20 человек.

Вскоре после этого восста­ние охватило весь Урус-Мартановский район.

Руководителем восстания Балкарии был Нохтар-паша. С 1917г. он принимал участие в политической жиз­ни, сражался против белых, и до коллективизации занимал пост в городе Нальчике, административном центре Кабардино-Балкарии.

Отец его жены, пользовавшийся большим уважением среди населения, был раскулачен и посажен в тюрьму. Благодаря связям, его удалось оттуда вырвать, но затем его арестовали снова, и это переполнило чашу терпения Нохтара.

Зная маршрут кон­воиров, которые вели арестованного, Нохтар-паша напал на них, перебил всех, освободил тестя и ушел в лес. Отряд, организованный Нохтар-пашой, стал грозой для местной власти. Нохтар-паша со своими людьми нападал на коммунистов на дорогах и даже в домах, истребляя их беспощадно.

Многочисленные попытки поймать его потерпели фиаско. ГПУ послало для поимки Нохтар-паши специальный отряд, но Нохтар разбил его. Впо­следствии Нохтар-паша со своим отрядом присоединился к Хадзимету Медоеву.

Хадзимет Медоев и прочие руководители восстания на Северном Кавказе считали, что освободительное движение охватит также Закавказье, Кубань и Дон. Но ставкой на Закавказье и казачьи области их планы и надежды не ограничивались.

Важно

Они думали, что восстанет также Средняя Азия, где в 1922—1923 гг. уже имело место крупное национально-освободительное движение, подавление которого стоило большевикам значительных потерь, и что не останется бездейственной Украина, ведшая в 1917—1920 гг.

упорную борьбу против большевиков.

Только в том случае, если восстание охватило бы по меньшей мере весь Кавказ и казачьи области, был бы смысл давать сигнал ко всеобщему восстанию.

В частности, Хадзимет Медоев намеревался перерезать железную дорогу в районе станции Прохладной, то же самое должны были проделать чеченцы и ингуши возле Грозного; эти мероприятия имели целью затруднить большевикам подвоз вооруженных сил и боеприпасов.

В действительности на Северном Кавказе восстание не было поддержано даже закавказскими национальностями. Не поднялись Грузия, Армения и Азербайджан.

В Средней Азии новое мощное повстанческое движение под руководством известного Ибрагим-бека развернулось позднее, в 1931 г., а на Украине в 1930 г. имели место исключительно стихийные бунты крестьянского населения против коллективизации.

Не получив поддержки со стороны упомянутых национальных республик Советского Союза, восстание на Северном Кавказе было обречено на неудачу. Местные воинские силы не были в состоянии справиться с восстанием, и поэтому на Северный Кавказ были брошены войска ГПУ и части Красной Армии: пехота (главным образом), кавалерия и легкая артиллерия. Среди красноармейцев было много сибиряков.

Аресты среди населения приняли повальный характер. В качестве заложников в первую очередь арестовывались ближайшие и дальние родственники повстанцев и даже их знакомые. Жена Хадзимета Медоева вместе с грудным ребенком также оказалась в тюрьме.

Отряд Хадзимета Медоева сначала находился в гор­ной местности Чиваолтас, приблизительно в 25 км от Магометановска, затем перешел в Саонк-Кулдун, в Устурдаха и, наконец, в Пратту, дикую, скалистую и поросшую лесами местность, находившуюся в 5 км от Маго­метановска. Здесь в мае произошло сражение между повстанцами и прибывшим из Владикавказа большим отрядом, состоявшим из частей войск милиции и частей Красной Армии.

Совет

В результате боя обе стороны понесли значительные потери. Излюбленным тактическим приемом красноармейцев было окружение повстанцев. Так они поступили и в Пратте. У осетин и балкарцев кончились боеприпасы, и положение становилось критическим. Хадзимет Медоев приказал прорвать вражеское кольцо, и это удалось.

Все же сражение в Пратте привело к ослаблению повстанцев. Ощущался острый недостаток оружия и особенно патронов. Часть отряда вскоре после боя добровольно сдалась в плен.

Весьма отрицательную роль сыг­рала при этом болезнь Хадзимета Медоева, первые приступы которой он ощутил уже во время боя в Пратте и поэтому не мог принимать участия в дальнейших действиях своей боевой группы.

Непрекращающиеся аресты заложников, которым угрожал расстрел, оказали свое давление на психику Хадзимета Медоева и вынудили его к сдаче. «Я воевал за народ, — сказал он, — как же я могу позволить себе, чтобы из-за меня погибли женщины и старики. Погибнуть должен я, а не они».

Возле Алагира, второго повстанческого очага в Осетии, решающий бой продолжался 3 дня. Повстанцы, руководимые Турсултаном Урумовым, оказались в конце концов запертыми в скалистом горном тупике; не хватало не только боеприпасов, но и пищи. Алагирцы вынуждены были сложить оружие.

Также были разбиты повстанцы в Карачае и в Урус-Мартановском районе Чечни. В этот район была брошена целая красноармейская дивизия.

Нохтар-паша не пошел в плен к большевикам и с десятком своих людей остался в горах. Прошло немало времени, прежде чем ГПУ удалось организовать облаву; во время боя было убито несколько партизан и тесть Нохтар-паши. Сам Нохтар-паша был предан пастухом, с которым он завел знакомство в горах.

По рассказам, пастух был завербован ГПУ в качестве агента. Во время облавы, отстреливаясь из револьвера, всегда при нем на­ходившегося, Нохтар-паша убил нескольких нападавших, а последние две пули выпустил в себя.

Обратите внимание

Победители привязали тело убитого к хвосту лошади и последовали через населенные пункты, демонстрируя свой триумф.

Введя в действие крупные воинские соединения и при­менив тактику жестокого террора по отношению к местному населению, большевики подавили восстание, продолжавшееся около 2,5 месяца. После этого началась расправа. Тюрьмы были переполнены.

Никакое уплотнение, столь характерное для советских мест заключения, не помогало, и под тюрьмы были использованы также школы. Допрашиваемых истязали и подвергали разного рода пыткам.

Мулла Сосламбек Медоев, попавший после разгрома восстания во владикавказскую тюрьму, был избит на допросах, одиннадцать дней он пробыл в одиночке, представлявшей собой узкий каменный ящик, в котором нельзя было ни лечь, ни даже сесть.

Затем муллу поместили в металлическую клетку, которая исключала всякую возможность двинуться: под полом клетки, представлявшем тонкую металлическую плиту, находились провода: палачи включали ток, пол накалялся и прижигал жертве ступни босых ног. Этими пытками муллу доводили до состояния полной невменяемости. Потом его оставляли в покое на некоторое время, чтобы он «отошел», а затем все повторяли.

Лихорадочно работала тройка ОГПУ, вынося (заочно) смертные приговоры по пп. 2 и 11 58-й статьи уго­ловного кодекса или присуждая долголетние сроки.

От лиц, сидевших в это время в Ростовской тюрьме (Ростов был центром для всего Северо-Кавказского края и там находилось краевое управление ОГПУ), известно, что в течение суток там расстреливали по 30—50 человек.

Затем волна спала, но в общем расстрелы продолжались до поздней осени 1930 г.

Читайте также:  Михаил васильевич фрунзе – известный деятель времен гражданской войны

Однако далеко не все непосредственные участники вос­стания, державшие в руках оружие, были расстреляны — часть из них была сослана в концентрационные лагеря. А наряду с этим были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны многие, имевшие только косвенное отношение к восстанию.

Важно

Например, крестьяне из Магоме-тановска Кайсан Гацалов, Амурхан Темиров и Кай сан Малиев, а также мулла Магомет Коллорэ оказывали помощь повстанцам и были за это расстреляны.

А мулла Хангирей Дзоблаев, лично находившийся в отряде Хадзимета Медоева, был сослан в Сибирь (где впоследствии погиб).

В то время как три главных руководителя восстания в Карачае — Абдул-Керим Хасанов, Азрет Узденов и Хаджи-Мурат Айбазов — погибли, судьба организаторов восстания в Осетии сложилась иначе.

В советском аппарате Осетии были коммунисты, которые сохранили чувство органической связи со своим народом и сочувствовали ему. Роль покровителя по от­ношению к Хадзимету Медоеву сыграл начальник владикавказского ОГПУ — осетин Торга Арцагов.

Он попросил своего знакомого, старого партизана Татаркана Медоева отправиться в лес к Хадзимету Медоеву и передать ему следующее: восстание, несомненно, будет разгромлено; дальнейшее сопротивление повлечет за собой огромные жертвьг среди населения; он, Арцагов, предлагает Хадзимету Медоеву сдаться, гарантируя, что он не будет расстрелян. Подобную гарантию Г. Арцагов мог дать на основании своей договоренности в Кремле, где он имел связи и знакомства. Имеются основания предполагать, что Г. Арцагов приводил в высших сферах такой аргумент: мягкость наказания по отношению к вожакам восстания ослабит сопротивляемость массы повстанцев и будет стимулировать их к сдаче оружия. И действительно, сдавшийся в плен Хадзимет Медоев не был отправлен в центральную для Северного Кавказа тюрьму в Ростове, куда был в первую очередь свезен руководящий состав восстания. Следствие над ним Г. Арцагов провел в областном отделе. Хадзимет Медоев получил 10 лет концлагерей. Он отбыл срок и жил перед войной в Карачаевской области.

Г. Арцагов погиб в 1938 г., когда был «ликвидирован» председатель областного исполнительного комитета Осетии Д. Торгоев, который тоже оставался предан­ным своему народу. Г. Арцагов был арестован.

Зная лучше, чем кто-либо иной, что его ожидает, он на допросе убил табуретом следователя НКВД и был застрелен здесь кабинете. По слухам, Г.

Арцагов при этом воскликнул: «От вас, собаки, и умереть хорошо!»

Благодаря вмешательству Г. Арцагова дядя Хадзимета Медоева — Давкий Медоев тоже избег расстрела и получил 10 лет лагерей (где впоследствии погиб).

Совет

Мулла Сосламбек Медоев, сосланный на 10 лет в лагерь, бежал оттуда и прожил, скрываясь, 2 года, затем на него был сделан донос. Последовал арест, и в 1937 г.

, во время ежовского террора, мулла Сосламбек Медоев был расстрелян. Его жена была сослана в лагерь на 8 лет.

Трагической была судьба Тасултана Урумова, руководителя повстанческого отряда в районе Алагира. Он получил высшую меру наказания, но, отсидев три месяца в камере смертников, был помилован: расстрел заменили 10 годами заключения. Но Т.

Урумов предпочел смерть лагерному рабству. Свидетель Н., участник восстания и бывший лагерник, рассказал следующее: находясь в Усольском концлагере, он попал в 1931 г. в лагерную больницу, возле него лежал Т. Урумов, нанесший себе в грудь три удара ножом. От этих ран Т.

Урумов скончался в том же 1931 г.

Источник: https://histerl.ru/sovetskie_soyz/do_vtoroi_mirovoi_voini/narodnoe_vostanie_na_kavkaze.htm

Антисоветское движение в Чечне в 1920 – 1930 годы

Чеченский конфликт до установления советской власти.

Начало контактов России с Чечней восходит ко второй половине 16 века, когда на чеченских землях появляются первые русские крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатические связи местных феодалов с Москвой.

Так, в 1588-1589 гг. состоялось первое чеченское посольство в Москву, направленное от князя Ших-мурзы Окотского, обладавшего политическим влиянием в большей части Чечни.

Первый этап, продолжавшийся до конца 17 века, характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских царей с горскими князьями.

Второй этап, длившийся, приблизительно, весь 18 век, отличается открытой военной экспансией России на Северном Кавказе, которая в это время почти завершает давнее свое стремление стать в естественные этнографические и географические границы, видя их на берегах Кубани и Терека. И хотя в 1781 г.

присягами было оформлено добровольное подчинение чеченских и ингушских князей России, в 1785 г.

, с окончанием российскими войсками сооружения военной линии по Тереку и Кубани, а также от Моздока к Владикавказу, что привело к блокированию северных и западных границ Чечни, здесь вспыхнуло мощное народно-освободительное движение под руководством имама Мансура. Временами отряды Мансура насчитывали 5 тыс.

бойцов, а потери царских войск, например, в сражении под Аллами в 1785г. достигали 1,5 тыс. чел. Однако, уже в 1787 г. восстание пошло на убыль, а в 1791 г. имам Мансур был схвачен и обречен на смерть в казематах Шлиссельбургской крепости.

Ситуация меняется в начале 19 века, когда в 1801 г. грузинский царь Георгий XII, умирая, завещал Грузию русскому императору.

Обратите внимание

Это событие, помимо того, что привело Россию к конфликтам с Турцией и Ираном, контролировавшими тогда проходы в Грузию по побережью, соответственно, Черного и Каспийского морей, вынудило ее обеспечить свой тыл завоеванием горских племен. “С момента присвоения Грузии, — писал В. О.

Ключевский, — и начинается это продолжительное завоевание Кавказа” (Ключевский, 3: 369), начинается третий, длившийся до 1-ой мировой войны, этап российско-чеченского конфликта.

В ходе Кавказской войны в Чечне и Дагестане под руководством имама Шамиля возникло теократическое государство горских народов, которое, как считают чеченские историки, формировалось поэтапно: первый период — 1828-1839 гг.

— характеризовался распространением и оформлением идеологии движения, появлением первых организационных форм имамата; во втором периоде — 1840-1850 гг. — происходит перемещение центра движения в Чечню и оформление военно-теократической монархии; третий период 1850-1859 гг.

— является периодом кризиса и падения единого государства горцев Чечни и Дагестана.

Это крепкое и сплоченное государство оказалось в состоянии более четверти века противостоять военной силе Российской Империи. Россия потеряла в этой войне до полмиллиона солдат. Чечня вышла из войны, имея не более 400 000 чел. из 1,5 млн. населения в 1847 г.

В 1859 г. имамат Шамиля потерпел полное военное поражение и Чечня “по праву победителя” была захвачена и покорена царской армией. Царизм конфисковал в пользу казны все леса и до половины пахотных земель, которые были отведены русским офицерам, представителям местной знати и, главным образом, казачьим войскам. В ответ только в одно лето 1865 г.

до 25 тыс. чеченцев покинули родину и ушли в пределы Османской империи. С 60-х гг. 19 века в Чечне стала активно действовать секта суфиев-закир, провоцировавшая беспорядки, появилось большое количество абреков. Российские войска усмиряли горцев артиллерией, казнями и массовыми ссылками на каторгу. Вплоть до 1917 г.

в Чечне действовало чрезвычайное положение.

Из статьи Г. В. Марченко: «Антисоветское движение в Чечне в 1920 – 1930-е годы».

…Противостояние советской власти и части горского населения Северного Кавказа началось сразу после того, как Добровольческая армия отступила с Северного Кавказа. Мобилизации и реквизиции продовольствия, проводившиеся белогвардейцами, сменились продразвёрсткой и борьбой с религией, навязываемыми Советами.

Ответом на это стали многочисленные восстания зимой 1920 – 1921 годов, подавленные с помощью Красной армии. Антисоветские выступления охватывали, как правило, целые районы. Восстания не прекращались и после отмены продразвёрстки, поскольку органы Наркомпрода продолжали «выкачку» продналога с той же жестокостью.

Локальные выступления происходили, в основном, в горных районах Дагестана и Чечни. Сопротивление организовывали влиятельные деятели духовенства («Совет четырёх шейхов» и др.

), бывшие крупные помещики и горская знать, носители крупных имён (внук Шамиля Саидбек и др.). Крупномасштабный мятеж Н.

Гоцинского (сентябрь 1920 – май 1921), подавленный РККА, был, по сути дела, последним организованным выступлением против центральной власти в годы гражданской войны.

Важно

Усилия советских карательных органов наращивались. Преобразуя ВЧК в ГПУ, ВЦИК в феврале 1922 года возложил на последнее задачу подавления открытых контрреволюционных выступлений, в том числе и бандитизма, а 16 октября того же года предоставил новой структуре право репрессий, вплоть до расстрела, в отношении лиц, взятых с поличным в ходе бандитских налётов.

Образование автономных областей на Северном Кавказе (1922 – 1924) посеяло среди горского населения некоторые иллюзии относительно перехода к реальной независимости и создания своих государственных образований, что привело к некоторому спаду повстанческого движения.

К началу 1925 года ситуация в регионе резко изменилась. Оперативные документы свидетельствуют: «Значительно ослабленная в результате войн и революций экономика края поставила маломощную Чечню в особо трудные условия, отбросив её к первобытным формам хозяйства.

В Чечне происходила ожесточённая борьба за власть под лозунгами национального освобождения, автономии и спасения религии. Предпринятая правительством посылка в 1922 году отряда под руководством Н.

Гикало, внесла частичное успокоение, но затем деятельность всех антисоветских групп чрезвычайно усилилась… Кроме того, во всей области продолжал остро стоять земельный вопрос с вытекающими из него кровавыми неурядицами, нагорная Чечня путалась в своей экономической немочи, а Гоцинский готовил переход к имамату, пользуясь тем, что Советской власти в этом районе почти не существовало».

В связи с этим местное партийное руководство при помощи командования Северо-Кавказского военного округа (СКВО) подготовило план операции по разоружению Чечни.

Операция началась 25 августа 1925 года.

Итоги двухнедельной операции выглядели следующим образом: воздушная бомбардировка пришлась на 16 аулов, ружейно-пулемётному и артобстрелу подвергся 101 населенный пункт в Чечне, 6 убитых и 30 раненных среди населения, взорвано 119 домов.

Среди повстанцев 12 погибших. Арестованными оказались более 300 человек из числа восставших, среди которых были и лидеры восстания. Изъято 25299 винтовок, 4319 револьверов, 1 пулемёт и около 80 тысяч патронов.

Совет

Политика коллективизации в национальных районах Северного Кавказа ощутимо ударила по психологии горцев, нарушив вековой уклад их жизни. В сентябре 1929 года вспыхивает новое антисоветское восстание, принявшее вскоре всеобщий характер в Чечне и ряде горных районов Дагестана.

О причинах выступления докладывал заместитель начальника штаба СКВО Урицкий: «При проведении хозяйственно-политической кампании в Чечне были допущены искажения партийной линии: ставка на сплошную коллективизацию в горных округах, массовое лишение избирательных прав середняков и даже бедняков, попытки административного закрытия мечетей».

10 декабря 1929 года, сформированный СКВО отряд приступил к ликвидации восстания. Ожесточённые бои развернулись у крупных аулов – Шали, Беной, Гойты. После артобстрела и бомбардировки удалось овладеть этими населёнными пунктами, но большинство повстанцев всё же ушло в горы.

…в ночь на 14 марта 1932 года части оперативной группы прибыли на станции выгрузки и с рассветом приступили к выполнению задания. В течение месяца восстание было подавлено. Многие повстанцы из основных очагов сопротивления ушли в горы и продолжили борьбу.

20 марта 1932 года, после убийства 10 красноармейцев, на базаре в ауле Беной М. Шамилев призвал население к немедленному восстанию. Всё население аула прямо со схода двинулось туда и стало громить и грабить производственные здания. К 29 марта после подхода частей РККА главные силы восставших были разбиты.

После поражения 1932 года организованное движение в Чечне на несколько лет практически прекратилось.

Партизанская борьба вспыхнула в связи со сталинскими репрессиями в 1937 – 1938 годах. Размах антисоветских выступлений и актов политического бандитизма снова стал нарастать. Ужесточились с ответные действия. За 1937 – 1939 было арестовано и осуждено 1032 партизана, 746 беглых кулаков.

Причины чеченского конфликта.

Первыми, к кому применили репрессии большевики, придя к власти в 1917 году, были казаки. Казачество было объявлено контрреволюционной силой, врагом номер один, который поголовно действует против нового общественного строя.

По некоторым данным, с 1918 по 1928 годы чеченцы и ингуши выселили казаков из 11 станиц, имевших в общей сложности 6661 двор с надворными постройками, садами вокруг них и посевами на полях. Выселив казаков, новая власть тем самым подрубила сук, на котором сидела.

Обратите внимание

Пока горцам было выгодно, они поддерживали большевиков, но стоило последним начать проводить непопулярные меры по изъятию излишков хлеба и продуктов питания, как в горах поднялась настоящая буря возмущения.

Горцы боролись как за отмену продразвёрстки, против преследований религиозных чувств, так и за политическую независимость от Советской России.

Читайте также:  Социально-экономическое развитие ссср

Существующая в Чечне со времен ее завоевания политическая система привнесена извне — сначала Российской империей, а затем Советской Россией, обезличившими политико-правовую культуру чеченского народа, как, впрочем, и других покоренных империей народов.

Очевидно, именно эта “привнесенная” политическая система, будучи “отчужденной” от социокультурных ценностей чеченского общества, изначально порождает свою внутреннюю нестабильность, которая и проявляется в историческом российско-чеченском конфликте. Чеченцы не похожи на русских, у них свой менталитет, свой характер, своя душа нации.

Чеченцы, первое упоминание о которых как о народности относится к XVII веку, стойко противостояли русским во время покорения ими Кавказа, которое началось в 1818 году и закончилось в 1917. Этот этнос намного отличается от остальной России, он имеет отдельную культуру, религию и историю.

В чеченском обществе, каждый член которого является равноправным лишь только в том случае, если он сохраняет память о своих предках хотя бы до седьмого колена, идеи Мансура и Шамиля не могли не стать реальным политическим руководством для ныне живущих поколений.

С моей точки зрения, главной причиной массовых восстаний 1920-х – 1930-х годов явилась политика Советского Союза по отношению к горцам, которая подрывала их вековой уклад жизни.

Массовая коллективизация, а тем более, попытка административного закрытия мечетей, всё это является подоплёкой для развёртывания горцами священной войны с «неверными».

Важно

Кроме всего этого, массовое переселение казаков, проводимое большевиками с 1918 по 1928 годы, дало возможность формироваться «группировкам», способным противостоять РККА.

Всякий раз, когда Россия ослабевала, в Чечне тотчас вспыхивали мятежи, в горах появлялись банды, начинала процветать работорговля, русских правдами и неправдами вытесняли с обжитых мест.

Чеченцы, жившие в горах, с давних времён относились к русским с откровенной неприязнью и даже враждебностью, считая, что Россия завоевала Чечню, насильственно поработив свободолюбивый народ. У чеченцев хорошо развита народная память. Есть и такое понятие, как душа народа, которая подвержена влиянию идей.

И если они, эти идеи направлены на созидание, добро, а не на разрушение, то и душа нации спокойна и приветлива.



Источник: http://biofile.ru/his/26044.html

Репрессии в сталинское время на кавказе

graun

Распад Российской империи, образование на Кавказе различных государственных образований, их борьба за существование и, наконец, победа большевиков, существенно изменили политический и социально-экономический уклад общества.

Первые годы советской власти 1917-1920 годы (до полного установления советской власти) отличались толерантной политикой в отношении мусульманского населения Северного Кавказа. Прямая установка к гибкости содержалась в резолюции XII съезда РКП(б) «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды».

В ней говорилось: «Принимая во внимание, что 30-миллионное мусульманское население Союза Республик до сих пор почти в неприкосновенности сохранило многочисленные, связанные с религией средневековые предрассудки, используемые в контрреволюционных целях, необходимо выработать формы и методы ликвидации этих предрассудков, учитывая особенности различных национальностей» [1, c.118]. Отделам государственного политического управления в 1923 году было рекомендовано «в порядке надзора за деятельностью религиозных обществ не производить вторжений в молитвенные дома во время собраний или совершения религиозных обрядов до окончания таковых» [1, c.118-119]. Религиозные деятели были неприкасаемыми авторитетами в народе и власти опасались народного недовольства. Мусульманское духовенство было реальной силой на Кавказе и привлечение на свою сторону влиятельных их представителей обеспечило поддержку большевикам. Так, по словам председателя Адыгейского облисполкома Ш.У. Хакурате, в Адыгее советскую власть строили благодаря муллам и старикам. Лишь после укрепления позиций советской власти, в период Сталина, начался процесс борьбы с духовенством [1, c. 119, 131].

При этом надо отметить, что если в первые годы советской власти большевики пытались идти на сотрудничество с тюркскими националистами, то уже на Х съезде Компартии 1921 года тюркизм и исламизм были отнесены к проявлениям «буржуазно-демократического национализма».

Подозреваемые в тюркизме подвергались репрессиям. Так, в 1920-е годы возникло дело против татарских коммунистов («султангалиевщина»/ Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев возглавлял Мусульманскую секцию Народного комиссариата по делам национальностей (Нарконаца) об образовании социалистической Республики Туран.

В Азербайджане после прихода большевиков началось преследование членов Правительства АДР, мусаватистов и тех, кто подозревался в буржуазном национализме и в антисоветских выступлениях и настроениях.

Уже в середине 1920-х годов стало ясно, что многие обещания большевиков оказались декларативными, а различные «форсированные меры» по проведению коллективизации, изменению системы образования, преследование духовенства, верующих, запрещение шариатских судов, и т.д. — вызывали недовольство на местах.

Все это привело к тому, что массовые политические выступления на Кавказе с установлением советской власти не только не закончились, но, наоборот, развернулись с новой силой.

В 1920 — 1930-е годы представители многих северокавказских народностей (т.н. кулацкие хозяйства) переселяются советскими органами на территорию Центральной Азии.

В 1930-е годы дагестанские азербайджанцы, потомки иммигрантов из Южного Азербайджана, как и большинство населения с иностранным гражданством на территории Советского Союза, ошибочно записанные в советской переписи персами, были выселены с мест своего проживания. Массовой депортации подверглись и другие народы Азербайджана и Северного Кавказа.

Под предлогом борьбы с кулаками только из Кабардино-Балкарии — было выслано 250 человек [2, c.196-198]. В 1929 году многих ногайцев репрессировали наряду с казаками. В 1929 году ГПУ Дагестана репрессировало ногайцев, входивших якобы в «контрреволюционную организацию «Аграрная» [3, c. 11-12].

11-16 февраля 1930 года на совещании ЦК по вопросам коллективизации и ликвидации кулачества как класса приняли участие секретари ЦК партии Азербайджана, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Армении; Дагестанского, Бурятского, и др. обкомов и райкомов.

Совет

А после принятия ими постановления 20 февраля 1930 года «О коллективизации и борьбе с кулачеством в национальных, экономически отсталых районах», население, выражавшее недовольство на религиозной почве, неудовлетворенное аграрной политикой и образом правления, и к тому же классифицированное как кулаки, подверглось еще большим репрессиям. И, естественно, что это не могло не вызвать ответной реакции со стороны кавказских народов, никогда, как свидетельствует история, не отличавшихся лояльным отношением к центральной российской власти.

Так, одно из крупных вооруженных выступлений произошло в Чечне в сел.

Шали и Гонты под руководством бывшего военного министра Северо-Кавказского эмиратства Щиты Истамулова, нашедшее отклик в Дагестане, особенно в Аварском, Андийском и Хасавюртовском округах, а также в Казбековском подрайоне.

Подозревались их связи с бывшим главой Горской Республики Т.Чермоевым и бывшим офицерством, сгруппированным в горах Чечни и Ингушетии.

Повстанческие движения, имевшие место в Чечне, Дагестане, а так же в Закатальском округе (Алиабатском и Кахском районах, в селениях Шеки и др.), Гянджинском округе Азербайджана действовали под лозунгами: «Освобождение народа из-под власти Советов», «Долой колхозы». Органы ГПУ докладывали в Москву о руководстве восставшими в Азербайджане из Дагестана и турками.

На подавление восставших районов Азербайджана и Дагестана Советская администрация направила воинские части. Были перекрыты проходы из Дагестана в Закаталы, чтобы не допустить прорыва повстанцев в Азербайджан. Между тем, события в Южном Дагестане разворачивались в опасном для местных властей направлении.

Повстанцы заняли ряд селений Касумкентского, Табасаранского, Курахского районов и двигались по направлению к Азербайджану. На борьбу с ними выступили советские воинские части. Среди населения распространялись сведения о свержении советской власти в Дагестане и занятии Дербента турками [2, с. 46-49, 140-141, 154-155, 158, 164-167].

19 мая 1930 года азербайджанский повстанческий отряд из 10-12 человек перешел границу у сел. Хнов Рутульского района и проник на территорию Южного Дагестана. Началось восстание хновцев, поддержанное жителями сел. Борч. Повстанческие отряды из Азербайджана сконцентрировались в районе Салаватского перевала (300 чел.).

Советские войска подавляли восстания, арестовывая участников и беря в заложники местных жителей.

В результате, восстание в Хнов с участием азербайджанских повстанцев, как и другие, было подавлено. В тот период фиксируется массовый выход местных жителей из колхозов, выступления повстанцев в разных районах Дагестана.

На судебном процессе в июне 1930 года по поводу восстания крестьян в Южном Дагестане глава антисоветского восстания в Кюринском округе Гаджи Магомед Эфенди Рамазанов, шейх Штульский заявил, что целью, возглавляемого ими восстания было восстановление шариата, предоставление народу прав и положений, действовавших в Дагестане до советской власти.

Обратите внимание

Эти требования заключались в следующем: восстановление шариатских судов и школ; брак по шариату вместо ЗАГСа; ликвидация сельских советов и восстановление статуса старшин; прекращение преследований по религиозному убеждению и восстановление отобранных мечетей; освобождение религиозных служащих от налогов; возобновление избирательного права лицам, лишенным их; уменьшение налогов и предоставление льгот налогоплательщикам; прекращение арестов невинных людей.

продолжение следует…

Источник: https://graun.livejournal.com/35006.html

Восстания в Чечне в 20-30-е г.г

Может баян, но думаю интересно будет освежить в памяти.Ю.Веремеев Чечня 1920-41

«Успех операции и утрата большей части оружия мюридами обеспечили относительное спокойствие в Чечне, Дагестане и Ингушетии вплоть до 1929 года.

Однако все это время родо-племенная знать при поддержке из Турции вела антисоветскую пропаганду, накапливала оружие, обучала боевиков в Турции и Англии. Не менее 20 чеченцев и дагестанцев прошли обучение в офицерских школах Англии и Франции.

В 1929 году, воспользовавшись грубыми ошибками советской власти, пытавшейся провести хлебозаготовки  в равнинных частях Дагестана и Ингушетии,  главы ряда чеченских и ингушских тейпов открыто призвали к срыву хлебозаготовок, разгромили ряд ссыпных пунктов, вывезли из них собранное зерно и выставили ультиматум центральным властям, требуя убрать из Горской АССР вооруженные отряды хлебозаготовителей, отменить продналог, заменить выборные органы советской власти старейшинами чеченских тейпов.

Приказом командующего Северо-Кавказским военным округом оперативная группа войск и подразделения ОГПУ в период 8-28 декабря 1929 года провели войсковую операцию, в ходе которой были уничтожены вооруженные банды в Гойты, Шали, Самби, Беной, Цонторой и ряде других. При этом было убито 26 мюридов, 296 арестовано. Войсковая группировка потеряла 11 убитыми, 7 умершими от ран, ранеными 29 чел.

Однако руководители вооруженного сопротивления горцев учли свои ошибки  1925 года. Красноармейцам удалось изъять лишь 25 винтовок, и то, в основном у убитых. Все главари чеченских и ингушских группировок сумели скрыться и более того, сохранить свою структуру управления и влияния на местное население.

Поэтому,  в марте 1930 года Северо-кавказский краевой комитет ВКП(б) решил провести чекистско-войсковую операцию по пресечению горского политического бандитизма.

Распоряжением Народного комиссариата по военным и морским делам  создается войсковая добровольческая группировка в составе 4 пехотных, 3 кавалерийских, 2 партизанских (читай-спецназовских, говоря современным языком) отрядов из числа представителей народностей Кавказа (в основном осетины, грузины, армяне, частично азербайджанцы, частично дагестанцы) сильно страдавших от разбоев и грабежей, террора со стороны чеченцев и ингушей. Эти отряды были усилены двумя кадровыми стрелковыми батальонами РККА и авиазвеном ( 3 самолета), саперной ротой и ротой связи. Всего группировка насчитывала 3700 чел., 19 оруждий и 28 пулеметов..

Хорошее знание местности и горных условий, стремление лояльных советской власти осетин, грузин, армян и пр. избавиться от горского террора предопределили успех операции, которая длилась с 14 марта по 12 апреля.

Было убито 19 бандитов, арестовано 122 активных участника бандитских налетов на мирные селения сопредельных республик, включая 9 старших руководителей мятежа. Было изъято 1500 единиц огнестрельного оружия ( из них 127 английских винтовок Ли-Энфильд с оптическими прицелами изготовления 1926-28 гг.), 280 единиц холодного оружия.

Рядовых членов банд после клятвы на Коране и разоружения отпускали по домам. Войсковая группировка потеряла убитыми 14 чел. и ранеными 29 человек.

Важно

Однако негибкая, грубая политика советского правительства по коллективизации сельского хозяйства Чечни, Ингушетии, что в силу местных условий  крайне затруднительно, если вообще возможно,  привели к крайнему озлоблению населения. В начале 1932 года вспыхнуло масштабное восстание, в котором приняли участие не только чеченцы, ингуши и дагестанцы горных районов, но и значительная часть руского населения надтеречных казачьих станиц.

Вся маскировка была отброшена. В аулах громили кооперативы, аулсоветы, уничтожали советские деньги. Бандформирования численностью по 500-800 человек атаковали и осадили большинство военных гарнизонов. Бои отличались небывалой ожесточенностью, религиозным фанатизмом, участием в атаках безоружных женщин и детей. Следует отметить высокую организованность и управляемость мятежом.

Однако органы НКВД и войсковые части оказались в полной готовности к  отражению вооруженных выступлений. Несмотря на огромные потери. повстанцам не удалось разгромить ни один гарнизон, а сотрудники райотделов НКВД своевременно с семьями успевали укрыться в гарнизонах. Войска оперативно в период 15-20 марта 1932г.

сумели разделить и изолировать бандитские группировки, блокировать в труднодоступных горных районах, которые из мест надежного укрытия превратились в ловушки для мюридов и последовательно уничтожить их. Мятежники потеряли убитыми 333 человека, 150 ранеными. Красная Армия и органы НКВД потеряли 27 убитыми и 30 раненными.

Читайте также:  Финно-угорские и летто-литовские племена на рубеже нашей эры

Последовавшие затем аресты руководителей мятежа, участников прошлых вооруженных выступлений, суровые судебные приговоры, депортация целых аулов за пределы Северного Кавказа, усталось населения от многолетней войны, разочарование  горцев в возможности вооруженным путем устранить советскую власть привели к резкому снижению активности вооруженного противостояния.

Однако весьма активные и кровавые, хотя и локальные ( в пределах одного-трех районов) мятежи продолжались вплоть до 1936 года, а в горных районах до 1938 года. Отдельные банды численностью до 100 человек продолжали тревожить Чечню до самого начала Великой Отечественной войны.

Всего с 1920 по 1941 года только на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний (с участием от 500 до 5 тыс. боевиков) и более 50 менее значительных. Воинские части РККА и НКВД с 1920 по 1939 годы потеряли убитыми 3564 и ранеными 1589 чел.

В 1941 году с 1 января по 22 июня зарегистрировано 31 бандповстанческих проявления, а с 22 июня по 3 сентября свыше 40.»

Источник: https://ru-history.livejournal.com/3794515.html

Крестьянские восстания в КБР

Крестьянские восстания в Кабардино-Балкарии в период коллективизации сельского хозяйства.

Айшаев О. О.

Крестьянские восстания в Кабардино-Балкарии в период коллективизации сельского хозяйства.

В исторической литературе доперестроечного времени период коллективизации сельского хозяйства в СССР освещался несколько односторонне, в соответствии с устоявшимися идеологическими штампами, вытекавшими из партийных решений.

1920-30-е годы представлялись грандиозными успехами в обобществлении сельскохозяйственного производства, в обустройстве социалистической деревни, встречавшиеся на пути трудности объяснялись противостоянием духовенства, кулачества и дворянства, но ни среднего и бедного крестьянства, что не соответствовало исторической действительности. Проводимыми хозяйственно-политическими мероприятиями советской власти и компартии в деревне были недовольны многие среднезажиточные и бедные крестьяне. Свое недовольство они выражали различными формами: пассивным противодействием проводимым мероприятиям, отказом продавать хлеб государству по фиксированным низким ценам, созданием нелегальных сообществ, открытыми выступлениями против советской власти, в том числе вооруженными.

Совет

Предметом нашего исследования являются вооруженные восстания, поэтому считаем целесообразным дать определение этому понятию: что такое вооруженное восстание, какие бывают виды восстаний, какую цель  они преследуют? На эти вопросы Военно энциклопедический словарь коротко отвечает следующим образом:

«Вооруженное восстание, открытое вооруженное выступление каких-либо классов или социальных групп против политики власти.

Различают: массовое организованное вооруженное восстание с целью завоевания политической власти; бунт – стихийное, неорганизованное выступление масс; путч – выступление главным образом военных групп для установления военной диктатуры; мятеж – вооруженное восстание с реакционно- политическими целями.

Вооруженное восстание – один из способов завоевания политической власти.

Вооруженное восстание – важнейшее средство борьбы, когда исключается возможность завоевания власти мирным путем.

Вооруженное восстание – единственное средство осуществления революции и возможно в любое время, без наличия революционной ситуации».[i]

Дальнейшая наша работа будет строиться, исходя из этого определения, на материалах Северо-Кавказского региона, в частности, Кабардино-Балкарии.

В период насильственной коллективизации в советских деревнях происходили тысячи крестьянских восстаний, и об этом в доперестроечное время запрещено было говорить и писать.

Как стало известно, с января 1928 по декабрь 1929 года ОГПУ зафиксировало более 13000 бунтов и массовых крестьянских выступлений, во время которых десятки тысяч представителей крестьянства были арестованы. Эти трагические страницы новейшей истории России десятилетиями продолжали оставаться «белыми пятнами».

В январе 1930 года ОГПУ отмечает 402 массовых выступления крестьян против коллективизации и раскулачивания, в феврале  — 1048 подобных выступления, а в марте даже 65285, большая часть из которых было подавлено с применением оружия.

Число жертв восставших исчисляется многими тысячами.

Обратите внимание

Эти цифры дают основание сказать: период «великих революционных социалистических преобразований в деревне» и создание колхозного строя явились одной из наиболее трагических страниц в истории всех народов СССР.

Северный Кавказ был объявлен по СССР первым краем сплошной коллективизации, здесь она должна была в основном завершиться осенью 1930 года или весной 1931 года и проводилась варварскими методами по системе ударности и компанейства: местные организации под лозунгом: «Кто больше!» шли по пути повальных обысков и арестов, у крестьян изымали не только хлебные запасы, но и семенное зерно, скот и инвентарь, даже имущество и одежду. «В Урус-Мартане у нас отобрали весь хлеб и объявили, что пока мы не сдадим хлеб, они (местные власти) закрывают мечеть. У того, у кого нет хлеба, отбирают скот, у кого не осталось скота, отбирают одежду. Лучше умереть в горах с оружием в руках, чем оказаться без брюк в ГПУ», — писали в своей жалобе в краевые и центральные органы власти жители чеченского аула Урус-Мартан. И таких жалоб от северокавказского сельского населения поступало немало.

В письме, отправленном из Вёшенской в Москву 18 июня 1929 года, М.А.Шолохов сообщал о том, что оказался «втянут в водоворот хлебозаготовок», и рассказывал: «…Вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижневолжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен.

Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полостей, продают в Хоперском округе у самого истого середняка, зачастую даже маломощного. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится.

И как следствие умело проведенного нажима на кулака является факт (чудовищный факт!) появления на территории соседнего округа оформившихся политических банд…»

Против крестьян была направлена и атеистическая идеология большевиков: в приказном порядке снимались церковные колокола, запрещалось отправление религиозных обрядов, активные проповедники религии преследовались.

Эта «работа» проводилась на местах под руководством крайкомов и обкомов партии, их секретарей, которые стремились отличиться своей «изобретательностью».

Так, в Ингушетии секретарь обкома ВКП(б) Черноглаз, возглавив поход на религию, развернул борьбу против «реакционного духовенства», учредил «областной союз безбожников Ингушетии», принял на себя пост почетного председателя этого «союза».

Важно

Он развернул широкую кампанию по вербовке ингушей в этот «союз безбожников». Безбожники, проповедники атеистической идеологии мулл прямо вызывали в ГПУ и заставляли подписывать антирелигиозные декларации об отказе от религиозной службы как от «антинародной, реакционной деятельности», аульские мечети забирали под амбары.

Служители культа были приравнены к кулакам, задавлены налогами, лишены всех гражданских прав, они стали подвергаться арестам, высылке и депортации. Постановление советского правительства от 8 апреля 1929 года усиливало ответственность местных властей за духовную жизнь прихожан и добавило новые ограничения в деятельности религиозных объединений.

Согласно этого Постановления вся деятельность, выходившая за рамки «удовлетворения религиозных потребностей», попадала под действие закона об уголовной ответственности, в частности, 10 параграф 58 статьи Уголовного кодекса предусматривал наказание от трех лет тюремного заключения до смертной казни за «использование религиозных предрассудков для ослабления государства».

Подобные злодеяния и святотатства вызывали вспышки недовольства новой властью. В августе 1920 года в Чечне вспыхнуло восстание во главе с внуком Шамиля – Саид-Беком против советской власти.

Несмотря на небольшой ареал, оно было серьезным вызовом советской власти.

В подавлении этого восстания советские руководители горные аулы сравняли с землей артиллерийским огнем, оставшееся в живых население было уничтожено или депортировано.

Крестьянское восстание под предводительством Саид-Бека положило начала перманентному повстанческому движению на Северном Кавказе в 20-е годы, особенно широкое распространение оно получило в горных районах Чечни, где одно восстание следовало за другим. Наиболее крупными, организованными были выступления крестьян в Гойты (1929г.), Шали (1929г.), Беное (1930г.), Галан-Чоже (1930г.).

[i] Военноэнциклопедический словарь. М., 1984. С. 157

Источник: http://vosstaniya.ucoz.ru/index/0-4

Массовые репрессии и депортации в 1920-40-е гг

■ Советские преобразования на Северо-Восточном Кавказе в 20-50-е гг. сопровождались политическими репрессиями. Наиболее массовыми они стали в годы коллективизации. В 1927-1939 гг. было «раскулачено» не­сколько сотен тысяч горцев-мусульман и терских казаков. Пик «раскулачи­вания» пришелся на 1929-1931 гг.

Понятия «кулак», «контрреволюционер» приобретают к этому времени политическое и крайне широкое значение врага Советской власти вообще. Их синонимом к концу 30-х гг. становится термин «враг народа».

Под него подпадали в основном семьи сельских старост, мулл, преподавателей медресе, казачьих старшин, священников и других представителей деревенской верхушки.

Многие репрессированные были расстреляны, другие осуждены на разные сроки заключения в концентрационных лагерях, сосланы с конфи­скацией имущества за Урал, в Сибирь и Казахстан и другие отдаленные регионы СССР. Только в сентябре 1937 г.

Совет

по просьбе Дагобкома ЦК ВКП (б) постановил увеличить количество репрессированных по Даге­стану «кулаков и антисоветских элементов» «по первой категории» (рас­стрел) с 600 до 1200 человек, а по «второй категории» (заключение на дли­тельные сроки) — с 2478 до 3300 человек. К декабрю число осужденных к расстрелу было увеличено еще на 800 человек.

Такой же террор царил в Чечено-Ингушетии и Ставрополье. По статистике НКВД, за 1938-1939 гг. примерно 2,6% взрослого населения региона, т. е. трое на каждые 100 человек, были осуждены и находились в заключении.

Гонения на членов шариатских судов и насильственное прикрепление мусульманских крестьян к колхозам вызвали долго не прекращающиеся волнения. Крупнейшими из них были восстания 1930 г.

в Южном и Севе­ро-Западном Дагестане: «Хновский и Дидойский мятежи», «дело шейха Штульского», бунты горцев Чечено-Ингушетии и Северного Дагестана в 1934-1936 и 1940-1942 гг. Одним из главных требований восставших было восстановление шариатских судов.

Восстания были подавлены Крас­ной Армией при поддержке ЧОН и отрядов НКВД. Их руководители были расстреляны, большинство участников осуждены на разные сроки лагерей.

С 1930 г. репрессии все чаще затрагивают мусульманскую интеллиген­цию, сотрудничавшую с Советской властью, известных партийных и советских руководителей. Из известных председателей шарсудов Абу-Суфьян Акаев был осужден в 1929 г. на 10 лет лагерей и умер в 1931 г.

под Котласом; Замир Али арестовывался и ссылался дважды — в 1930 и 1938 гг., в 1943 г. он умер в ссылке в г. Георгиевка Семипалатинской области. В 1931 были репрессиро­ваны сыновья и мюриды Али-Гаджи Акушинского. Участники установления Советской власти на Северном Кавказе А. Тахо-Годи и Дж.

Коркмасов были расстреляны НКВД Дагестана в 1937 г. Н. Самурский, возглавлявший Да — гобком с 1921 по 1937 г., был расстрелян как «враг народа» в 1938 г. Красный партизан К. Караев был арестован органами НКВД в 1939 г. и отстранен от занимаемых им высших военных должностей.

Обратите внимание

Практически все пострадавшие в годы репрессий 30-х гг. были посмертно реабилити­рованы решением Верховного Суда СССР в 1957-1963 гг.

Насильственная коллективизация, уничтожение национальной интелли­генции, борьба с религией, с традиционным укладом, обычаями не могли не вызвать сопротивления населения, принимавшего индивидуальный и групповой характер. Все эти причины и их проявления взрывоопасно сра­ботали в годы Великой Отечественной войны.

В обстановке появления гитлеровских войск на Северном Кавказе и в Калмыкии имели место факты не только уголовного, но и политического бандитизма, в ряде случаев с повстанческой окраской.

Однако их масшта­бы и степень вовлеченности местного населения не были существенно отличны от картины в других оккупированных и прифронтовых регионах страны.

И это не могло являться основанием для сталинской депортации ряда народов Северного Кавказа.

12 октября 1943 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Карачаевской автономной области и административном устрой­стве ее территории». Часть территории бывшей Карачаевской автономной области была передана Грузинской ССР во вновь образованный Клухорский район. В марте 1944 г.

из Кабардино-Балкарской автономной республики были высланы балкарцы, республика переименована в Кабардинскую авто­номную республику, а южные районы бывшей Кабардино-Балкарской АССР вблизи главных Кавказских перевалов перешли к Грузии. В целом было пере­селено более 62,5 тыс. карачаевцев и более 33 тыс.

балкарцев.

В феврале 1944 г. было депортировано все ингушское и чеченское насе­ление Чечено-Ингушетии, Дагестанской АССР и г. Владикавказа (500 тыс. че­ловек). 7 марта 1944 г.

Важно

Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, часть ее земель передана Северной Осетии и Грузии, а на другой части образована Грозненская область. Как и в случаях с другими народами, депортация сопровождалась жесткостью, смертью от голода и холода в пути и на местах выселения (Казахстан, Средняя Азия).

Участвовавшие в боевых действиях на фронте бойцы — чеченцы, ингуши, карачаевцы, бал­карцы — отзывались и отправлялись вслед своим соплеменникам.

Источник: http://grozan.ru/kavkaz-2/istoriya-severnogo-kavkaza/massovye-repressii-i-deportacii-v-1920-40-e-gg/

Ссылка на основную публикацию