Любечский съезд
Съезд князей в Любече (Любечский съезд) – встреча между русскими князьями во время первой междоусобной войны с целью заключить договор и поделить владения. Съезд князей в Любече состоялся в 1097 году.
Причины Любечского съезда
Конец 11 века для Руси выдался очень тяжелым.
Страна находилась в состоянии постоянной войны – с одной стороны половцы постоянно совершали набеги на пограничные территории, с другой стороны внутри шли постоянные междоусобные войны между князьями за право властвовать на Руси.
Для того, чтобы избавиться от набегов иностранных захватчиков, враждующие князья должны были наладить мир и создать единое войско. Именно это желание и послужило основной причиной для созыва Любечского съезда князей.
Первый съезд князей в Любече
В съезде приняло участие шесть князей. Собрание было созвано по инициативе Владимира Мономаха, который произнес речь перед собравшимися о необходимости создания единого войска для победы над половцами.
Для того, чтобы решить все вопросы, возникшие между князьями, Владимир Мономах предложил заново поделить территории и сферы влияния, чтобы каждому досталось то, что он хочет.
После долгих разговоров цель съезда князей в Любече была достигнута – территории были разделены, а государство готово к формированию единой армии для противостояния половцам.
Итоги Любечского съезда князей:
- Святополк Изяславич — Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
- Владимир Мономах — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
- Олег и Давыд Святославичи — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
- Давыд Игоревич — Владимир-Волынский с Луцком;
- Василько Ростиславич (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль.
Последствия и значение Любечского съезда
Съезд князей в Любече был первым подобным собранием в Киевской Руси и его решения должны были создать прочный фундамент для нового единого и более мощного государства, которое способно отразить атаку захватчиков. Однако этому помешало предательство. Предателем стал князь Давыд Игоревич.
Сразу после завершения собрания, Давыд Игоревич тайно встретился с киевским князем Святополком и сообщил ему о сговоре — будто Владимир Мономах и Василько Ростиславич решили тайно захватить престол в обход других князей.
Святополк поверил и пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен Давыдом в предательстве и заключен в темницу. В результате этого предательства разразилась новая междоусобная война.
Основные решения первого Любечского съезда князей должны были остановить войну, но из-за предательства, ситуация лишь усугубилась.
Видя, что князья снова стали воевать, Владимир Мономах решил созвать еще один съезд, который прошел в 1110 году недалеко от Киева. Во время собрания князья постановили, что они прощают поступок Давыда и не собираются ему мстить. В подтверждение этого Святополк подарил Давыду города Черторижск и Дубна, а другие князья выделили значительные суммы денег.
Междоусобица была прекращена, а государство наконец могло следовать решениям первого Любеческого съезда, который провозглашал мир между князьями и единое государство.
ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!
Источник: http://historykratko.com/lyubechskiy-sezd
Хронология предательства на Руси # Бояре / конец цикла
Ещё русские и история предательства здесь, здесь и здесь
Предатели в Земле Русской: бояре-крамольники XI века
VI…
/ Сюжеты «Историческая реконструкция» / апрель, 2018
Летописные формулы «князь и его бояре», «князь с бояры» встречаются столь часто, что у историков не возникало сомнений в том, что бояре — это древнерусская знать, связанная с князьями столь тесно, что ее статус и ее благополучие впрямую зависят именно от князей.
Бояре служили князю, входили в его дружину, управляли от его имени городами и волостями … Князь не мог обойтись без их советов; не согласовав важных дел с своими боярами, он рисковал нарваться на их отказ участвовать в задуманном им действии. ©
Ещё Хронология предательства на Руси
Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882
Так случилось, например, с незадачливым Владимиром Мстиславичем, младшим сыном Мстислава Владимировича. В 1167 г. он, поцеловав крест на верность киевскому князю Мстиславу Изяславичу, своему племяннику, вздумал вскоре при помощи черных клобуков учинить бунт. Когда князь Владимир явил думу свою боярам Рагуилу Добрыничу, Михалю и Завиду, то «рекоша ему дружина: «а собе еси, княже, замыслил, а не едем по тебе, мы того не ведали». И тогда князю не осталось ничего другого, как бежать прочь из Русской земли…
В летописях, однако, встречаются упоминания и о местных боярах, с князьями непосредственно не связанных, но все равно основное внимание ученых обращено обычно боярам, служившим князьям и входившим в его дружину.
Сергей Иванов. Русские князья заключают мир в Уветичах
https://www.youtube.com/watch?v=rA1AXW9Y-C4
Между тем если поставить вопрос о происхождении этого слоя населения Древней Руси, то неизбежным окажется вывод о первичности именно второго «типа» бояр: лучшие, нарочитые, мужи, представлявшие свои общины и защищавшие их интересы перед лицом князя и других общин, — таково их исходное состояние.
В таком статусе они оказывались посредниками между князем и людьми, то есть рядовыми членами общин, что и предполагает их свободу по отношению к князю. Входя в состав княжеской дружины, они ее не утрачивали, определенные обязательства брал на себя и князь; нарушая их, он освобождал от обязательств и своих бояр.
Именно это и произошло в случае с Владимиром Мстиславичем…
Можно поставить вопрос иначе: а кто еще, кроме бояр, входил в состав дружины; кто, кроме бояр, помогал князю править той или иной землей? Ответ окажется неожиданным: рабы или случайно набранные, безродные люди, часто иностранцы, варяги в современном значении этого слова.
Без бояр дружина превращается в двор: гриди, то есть военные слуги; разного рода тиуны, которым князья частью предоставляли право судить свободных людей; конюхи, не говоря о детских и отроках, могли благодаря князю получить богатство и высокий статус, но всё равно оставались княжескими слугами и холопами.
В будущем из этих разношерстных слуг-дворян сложилось правящее сословие России, получившее соответствующее название…
Однако бояре слугами не были. Есть основания думать, что именно они являлись самыми свободолюбивыми людьми того времени: защищая интересы народа от произвола князей и, наоборот, обуздывая своеволие людей во имя княжеских интересов, они имели возможность влиять на тех и других и тем самым отстаивать и формировать интересы свои собственные.
И вот это самое интересное и самое сложное! Существовало ли боярство как самостоятельное сословие или же существовали лишь разнородные боярские группировки, общих интересов и задач не имеющие? Однозначного ответа на этот вопрос по состоянию источников, к сожалению, не имеется.
Точнее, ответы на подобные вопросы существуют, но они, увы, предопределяются вложенными в голову историков теоретическими предпосылками. В зависимости от них разные историки в одних и тех же текстах прочтут разное и к согласию вряд ли придут, поскольку редко имеют склонность разбираться в исторических «аксиомах».
Разберем подробнее упомянутое в прошлом очерке сообщение о пирах князя Владимира Святославича:«по вся неделе устави пир творити на дворе в гриднице и приходити бояром, и гридем, и сочкым, и десячьскым, и нарочитыя мужа, при князи же и без князя . Бе бо Володимер любя дружину и с ними думая о строении земьском, и о ратех, и о уставе земном».
В перечне приглашенных, составляющих его дружину людей, последними названы сотские, десятские и нарочитые мужи, которые, без сомнения, представляли киевскую общину: вспомним о тысяцких как о возглавляющих войско воеводах, и организационная структура (тысяча — сотни — десятки) киевской общины предстанет в полном виде.
А это в полном составе — с тысяцким — ни много ни мало 111 человек! Если учесть еще не вошедших в их число некоторое число нарочитых (лучших) мужей, то гридница княжеская была весьма просторным зданием.
Николай Рерих. Дружина. 1942
Однако в этом списке приглашаемых бояре, названные первыми, отделены от земских мужей гридями. Встает вопрос: о каких боярах идет речь — о княжеских или тоже земских? Если о первых, то получается, что в Киеве не было земских бояр вообще (или таковыми являлись сотские и десятские). Если же о вторых, то почему они отделены от прочих земских мужей? Возможна и третья трактовка: бояре как самые знатные названы первыми безотносительно того, служили ли они непосредственно князю (являясь пришлыми, не киевлянами) или же являлись местными деятелями. И последнее толкование, думается, самое точное: пока бояре служат князю Владимиру, все они — именно Владимировы; когда престол займет другой, они станут Святополчими или Ярославовыми, хотя по факту они будут восприниматься в Киеве, как прежде, пришлыми или местными.С XI в., когда число князей возросло, так что сыновья старейшего князя стали занимать княжения в крупнейших областях и волостях Русской земли, часть отцовских бояр вынуждена была последовать за ними, смешаться с местной знатью, так что и те, и другие в глазах жителей соседних земель казались в равной мере волынскими, смоленскими, муромскими боярами и вместе с тем боярами того князя, который там и княжил.Но для местных жителей они, несомненно, оставались чужаками, и в случае их «укоренения» им трудно было соперничать с местной знатью. Поэтому им не оставалось ничего другого, как подталкивать своего князя к борьбе за лучшее княжение — в идеале за Киев. Их в этом вполне могла поддержать некоторая часть местных бояр, жаждущих приключений и более высокого статуса.Так возникали «дрожжи», на которых взрастали княжеские усобицы. Об их династических основаниях скажем чуть позже, а пока приведем несколько примеров того, как бояре толкали князей на клятвопреступления.
* * *
Первым описанным в ПВЛ движением бояр вслед за своим князем является следующий казус:«В лето 6572 [1064] бежа Ростислав Тмутороканю, сын Володимерь, внук Ярославль, и с ним бежа Порей и Вышата, сын Остромирь, воеводы новгородского, и, пришед, выгна Глеба из Тмуторокана, а сам седе в него место».Этот краткий текст нуждается в комментарии.
Ростислав Владимирович — сын старшего сына Ярослава Мудрого, умершего на два года раньше, чем отец. В силу этого князь Ростислав не мог претендовать на киевский стол и первоначально оставался на отчем, новгородском, столе.
Однако после смерти Ярослава Мудрого его наследник Изяслав посадил в Новгороде своего родственника, воеводу Остромира, а Ростислава перевел в Ростов. Вскоре Остромир погиб, и новгородское княжение занял Мстислав Изяславич, сын киевского князя.
После этого — на сей счет есть лишь косвенное свидетельство — князь Ростислав при поддержке названных в ПВЛ новгородских бояр попытался овладеть отчим престолом, но, потерпев неудачу, вынужден был бежать на юг, в Тмуторокань, выгнав оттуда Глеба Святославича, сына черниговского князя.
Святослав Ярославич Черниговский попытался изгнать Ростислава из Тмуторокани, но безуспешно. Впрочем, мятежная жизнь этого князя завершилась быстро: 3 февраля 1066 г. он был отравлен правителем Херсонеса.
Василий Петрович Верещагин. Великий князь Мстислав Изяславич. 1896
Этот короткий и невнятно описанный в летописях эпизод имел значительные последствия. Во-первых, после Ростислава остались три сына, которые, повзрослев, начали борьбу за свои права и в конце концов обосновались в будущей Галицкой земле.
Во-вторых, своей борьбой сначала за Новгород, а потом за Тмуторокань Ростислав нарушил существовавшие тогда договоренности, а значит, совершил или спровоцировал несколько клятвопреступлений: оказались нарушены договора между самим Ростиславом и киевским князем — о его, Ростислава, княжении (а княжил он, видимо, в 1056—1064 гг.
во Владимире Волынском); между Изяславом Ярославичем и новгородцами — о вокняжении в Новгороде Мстислава Изяславича; между Святославом Ярославичем и жителями Тмуторокани — о вокняжении там Глеба. Разумеется, мы не знаем всех обстоятельств усобицы.
Не исключено, что представлять князя Ростислава клятвопреступником неправильно: очень вероятно, что князь Изяслав сам нарушил данные ранее своему отцу обязательства блюсти интересы племянника и тем самым спровоцировал того на резкие действия.
Несомненно, главным «движителем» в авантюрной попытке Ростислава овладеть Новгородом был боярин Вышата Остромирович, весьма влиятельная фигура в масштабе всей Руси. Еще в 1043 г.
, когда князь Владимир Новгородский возглавил последний русский поход на Константинополь, боярин Вышата стал воеводой всего русского войска и вел себя героически: он добровольно возглавил отряд русских воинов, после кораблекрушения попытавшихся вернуться домой пешим путем, был взят в плен и вернулся на родину только через три года, по заключении мира.
Видимо, еще с тех времен его хорошо знали и уважали в Тмуторокани: иначе трудно понять, почему князь Ростислав и Вышата после неудачи в Новгороде направились именно туда и сумели легко овладеть этим городом.Больше об этом незаурядном воеводе нам ничего не известно. Возможно, он и умер в Тмуторокани.
Однако его сыновья Ян и Путята не затерялись: их, вероятно, взял к себе на службу князь Святослав Ярославич, вернувший после смерти Ростислава контроль над Тмутороканью, а вскоре, в 1071 г., овладевший Киевом. Во всяком случае, знаменитая расправа Яна Вышатича над суздальскими волхвами произошла именно при княжении князя Святослава в Киеве.После смерти последнего Вышатичи остались в Киеве и служили князьям Всеволоду Ярославичу и Святополку Изяславичу, причем каждый из них побывал в роли тысяцкого: Ян — при Всеволоде, Путята — при Святополке.Таким образом, Вышата, организовав бунт Ростислава Владимировича, тем самым обеспечил своим сыновьям лучшее будущее. В противном случае они «прозябали» бы в Новгороде в роли обыкновенных бояр…
* * *
Еще одно необыкновенно «звучное» событие XI в. — ослепление князя Василька Теребовльского (сына того самого Ростислава!) — произошло не без «помощи» лживых бояр. Как известно, осенью 1096 г. (традиционно его датируют 1097 г.
) состоялся Любечский съезд князей, разделивших между собой волости и договорившихся больше «не губить землю Русскую».
Однако этот договор был немедленно нарушен: князь Давыд Игоревич, получивший в держание Владимир Волынский, убедил киевского князя Святополка Изяславича, что Василько Ростиславич будто бы намерен в союзе с Владимиром Мономахом изгнать Святополка из Киева, а сам захватить Владимир Волынский и Турово-Пинскую землю, принадлежавшую киевскому князю. В ночь на 6 ноября 1096 г. Святополк велел ослепить задержавшегося в Киеве князя Василька и отдал слепца князю Давыду, который отвез того во Владимир Волынский, а потом и вовсе отпустил в Теребовль.
Алексей Данилович Кившенко. Владимир Мономах и Святополк Изяславич в Любече
Это явилось прологом к кровавой усобице, одним из важных эпизодов которой стал поход Василия и Володаря Ростиславичей на Владимир Волынский.
И характерно, что Ростиславичи потребовали от осажденных владимирцев не сдачи города, а выдачи им на расправу… трех его (или волынских?) бояр — вовсе не Давыда Игоревича:«И посласта к володимерцем, глаголя: «ве не приидохове на град вашь, ни на вас, но на врагы своя, на Туряка, и на Лазаря и на Василя, ти бо суть намолвили Давыда, и тех есть послушал Давыд и створил се зло. Да аще хощете за сих битися, да се мы готови, а любо выдайте врагы наша».Давыд, после некоторых колебаний, по требованию владимирцев выдал врагам Лазаря и Василя (Туряк успел бежать в Киев), после чего Ростиславичи заключили с Давыдом мир, а на следующий день повесили этих бояр, расстреляли их стрелами и ушли прочь.Это действие Ростиславичей очень выразительно и показательно: они, разузнав подоплеку событий, в которых первопричиной явилась клевета трех бояр, пожелали наказать именно их, а не князя, воспользовавшегося этой клеветой.Ослепление Василия Теребовльского не остановило княжеских усобиц, а жестокая расправа над боярами-клеветниками не заставила других бояр вести себя осмотрительнее. Боярские происки и интриги продолжились в следующем столетии…
Александр Журавель
ИА «Regnum», 27 апреля 2018
Источник: https://eto-fake.livejournal.com/1529332.html
Съезд князей в Любече 1097 года |
История России / Князь Владимир Мономах / Съезд князей в Любече 1097 года
Любечским съездом исследователи и историки называют собрание русских князей, главной целью которого являлось прекращение междоусобной войны, а также дальнейшее формирование единого мощного государства для отражения военных действий захватчиков.
Данный съезд был организован в 1097 году в городе Любеч, который находился на реке Днепр. В качестве основных причин для созыва этого мероприятия можно выделить:
· Жестокую междоусобную войну, которая продолжалась на Руси между русскими князьями, воевавшими друг против друга за великое княжение и территории государства.
· Необходимость формирования единой крупной армии для оказания сопротивления половцам, набеги которых наносили русскому народу большой вред.
Владимир Мономах, который потерпел в 1093 году поражение в сражении на Стугне и уступл в итоге часть земли захватчикам понял катастрофические последствия усобицы, после чего он вынашивал план собрать всех князей вместе и прийти к единому решению по управлению державой.
Во время проведения рассматриваемого съезда русские князья в основном занимались вопросом раздела территории страны. После того, как была окончена многочасовая дискуссия Владимир Мономах провозгласил заключение мира между русскими князьями.
При этом, каждый из них обязывался прийти на помощь другому в случае военных действий против половцев. Таким образом, основная цель Любечского съезда была достигнута – было сформировано единое государство, не уступающее по мощи силе былой державы.
В итоге съезда, территории были распределены таким образом:
· Вместе с братом Василько Ростиславич получил Перемышль, Червень и Тереболь;
· Владимиру Мономаху доставалось не только Переяславское княжество, но Белоозеро, Смоленск и Суздальско-Ростовская земля;
· Давыд Игоревич получил Луцк и Владимир-Волынский;
· Давыду и Олегу Святославичам доставался Чернигов, Тмутаракань, Муром, Рязань и Северская земля;
· Святополк Изяславич правил Киевом, Пинск и Туров.
Съездом в Любече русских князей был провозглашён новый принцип разделения территорий Киевской Руси. русские князья наследовали земли, которые до этого принадлежали их отцам (так называемое, родовое распределение). Такой способ по мнению Мономаха должен был остановить споры за владения той или иной территорией, а сама Русь в итоге должна была стать мощным феодальным государством.
Интересные материалы:
Источник: http://student-hist.ru/knaz-vladimir-monomah/lubeceskiy-syezd-1097/
Любечский съезд князей 1097 года
Постоянные распри между князьями привели к экономическому и военному ослаблению русских городов. Этим обстоятельством пользовались половцы, устраивавшие регулярные набеги на русские земли.
Они осадили город Торческ. Город более 3-х месяцев выдерживал осаду, пока была вода и пища. Но когда все закончилось, горожане решили сдаться.
Неверные, в отместку за сопротивление, увели людей в плен, а город сожгли.
Потом половцы сожгли город Юрьев, а выбежавшие горожане отправились к Киеву. Святополк приказал строить город в Витичевском урочище на холме, который он назвал Святополческ. Новый город заселили бежавшие от половецких бесчинств юрьевчане.
Упомянутые злодейства — это только малая доля злодейств, учиненных половцами на русской земле.
Поняли князья, что не может так долго продолжаться. Если не найдут общего языка друг с другом половцы уничтожат все, что было создано, собрано и построено. Мужчин поработят или изведут, женщин сделают своими наложницами.
Священники и бояре тоже выражали недовольство княжескими распрями. Требовали объединиться ради борьбы с внешним врагом.
В 1097 году съехались Святополк, Владимир, Давид Игоревич, Василько Ростиславович, Давид Святославович и брат его Олег в городе Любече (Черниговской волости) на совет. По мнению Карамзина, вдохновителем этого любечцкого съезда был князь Владимир Мономах.
Правда, Олег приехал на съезд в большей степени по принуждению, чем по доброй воле.
Когда его первый раз звали на совет в Киев, он пообещал приехать вместе с братом, который княжил в Смоленске. А сам, набрав в Смоленске воинов, направился в Муром, где княжил Изяслав Владимирович.
В битве с Олегом погиб князь Изяслав. Горожане приняли Олега, правившего в Муроме раньше. Вдохновленный победой Олег направился на Суздаль. Суздальцы тоже сдались ему.
Потом Олег подчинил себе Ростов Великий.
Олег завоевывал города, заручившись военной поддержкой половцев. Удовлетворенный своими победами, он закрывал глаза на злодеяния, творимые нечестивцами. Это обстоятельство возбуждало ненависть к нему, как со стороны народа, так и со стороны князей. Олег догадывался об этом, стал осторожным и недоверчивым.
У Олега в руках был сын половского князя Итларя. Святополк и Владимир потребовали от Олега, чтобы он убил юношу. Но тот посчитал это ненужным кровопролитием и отказался.
В 1096 году Святополк и Владимир снова попытались вызвать Олега в Киев. «Приезжай в Киев, урядимся о Русской земле пред епископами, игуменами, мужами отцов наших и людьми городскими, чтобы после нам можно было сообща оборонять Русскую землю от поганых». Олег велел отвечать: «Не пойду на суд к епископам, игуменам да смердам»
Тогда Святополк и Владимир объявили Олегу: «Ты нейдешь с нами на поганых, -велели они сказать ему, — нейдешь к нам на совет – значит, мыслишь на нас недоброе, и поганым помогать хочешь; пусть же Бог рассудит нас!»
Братья решили идти на Олега войной. В конце концов, загнанный в угол князь Олег был вынужден встретиться со своими двоюродными братьями и племянниками.
И говорили князья друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей». По взаимному соглашению любечский съезд русских князей 1097 принял решение:
- Святополк станет владеть Киевом, Изяславовой отчиной,
- Владимиру Всеволодовичу, прозванному Мономахом, достались вотчины отца его: Белоозеро, Суздаль, Ростов, Смоленск, Переславль,
- Давид Игоревич получил Владимир Волынский,
- Братьям Олегу, Давиду и Ярославу Святославовичам достались Чернигов, Рязань, Муром,
- Володарь остается править в Перемышле,
- Василько Ростиславович – в Теребовле.
Свое решение закрепили целованием святого креста. При этом было сказано: „Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: „Да будет против того крест честной и вся земля Русская». Порешив, таким образом, между собою, князья разошлись по домам.
Но одно дело решить, а другое – исполнить. Как следует из «Повести временных лет», «дьявол огорчен был их любовью. И влез сатана в сердце некоторым мужам». Распри не прекратились.
Съезд князей в Любече в 1097 году, к сожалению, остановить их не смог. Наветы, разногласия, зависть еще долго сталкивали русских правителей, вынуждая их, поднимать оружие друг против друга.
От вражды, бывшей между князьями, страдал простой народ.
Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/vnutrennyaya-politika/lyubechskij-sezd-knyazej-1097-goda.html
Съезд князей в Любече
Мир велик, чтобы удовлетворить нужды человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Махатма Ганди
Русь, раздираемая междоусобными войнами, бесконечными жестокими набегами половцев нуждалась в перемирии, как минимум внутри страны, чтобы избавиться от всех противоречий между князьями. Именно с этой целью и был созван съезд князей в Любече, на берегу реки Днепр, в 1907 году. В нем приняло участие 6 князей.
Любеческий съезд князей — цель
Идейным вдохновителем этого съезда был Владимир Мономах. Он держал речь перед братьями, призывая их забыть вражду, примириться и вместе избавить Русь от общего врага – половцев.
Любеческий съезд князей прошел успешно и удолось договориться о самом главном: каждый должен править только в своих землях. Билы определены сферы влияния, кто какими городами будет управлять.
Пример всем подал сам Владимир Мономах, который добровольно, отдал Олегу Святославичу город Чернигов, город, которым он сам управлял, но который в давние времена уппринадлежал равлялся родителем Олега. В остальном было решено следующее:
- Святополку съезд князей в Любече передал в управление Киев, а вместе с ним и тутул Великого Князя.
- Владимир Мономах стал властителе Смоленска. Белоозерска, Переяслявля и Суздальско0Ростовских земель.
- Олег и Давит Святославичи по общему решению получили в удел Чернигов, Муром, Разань и Тмутаракань.
- Давид Игоревич закрепил свое право на правление Владимир-Волынскиий.
- Василько Ростиславич же получил в правление Теребовль, Перемышль, а также Червень.
Таким образом, съезд русских князей в Любече главной своей задачей имел решение вопроса о сферах влияния в Киевской Руси. Это острый вопрос, который породил немало войн.
В результате все участники съезда признали права других на города, которые были за ними закреплены в результате устного соглашения.
Завершился любеческий съезд целованием креста и присягой всех участников на вечный мир и дружбу.
Съезд князей в Любече — итоги
Результаты, которых достиг съезд, должны бил стать основой, прочным фундаментом, для строительства нового, мощного государства. И этого можно было добиться, если бы не коварство Давида Игоревича, правителя города Владимиро-Волынского.
Он тайно сообщил Святополку о том, что Мономах и Василько Ростиславич задумали захватить киевский престол и тайно сговорились за спинами других. Святополк поверил и пригласил Василько в Киев. Василько отправился в Киев.
Въезжая в Киев ему сообщили о коварстве Давида, но Василько не поверил, сказав: «Мы крест целовали, не мог Святополк заподозрить меня в предательстве». В Киеве Василько был встречен Давидом, который силой посадил его в темницу, а его слуги выкололи Василько глаза.
Так началась на Руси новая междоусобная война. А любеческий съезд князей из благого начинания перерос в убийства.
Второй съезд — завершение междоусобицы
Видя необходимость остановить Давида Игоревича, дабы остановить междуусобную войну на Руси, Владимир Мономах решил собрать новый съезд князей. На нем присутсвовал сам Мономах, Святополк, Олег и Давид Святославичи, а также сам Давид Игоревич. Съезд этот прошёл 30 июня 1110 года вблизи Киева.
Мономах, посовещавшись с другими участниками, объявил, что они прошают Давида Игоревича и не хотят мстить ему. Они заверили его, что тот может жить спокойно на земле русской. В знак своей дружбы Святополк отдал Давиду Игоревичу города Черторижск и Дубна.
Владимир Мономах, Олег Святослави и Давид Святославич предоставили со своей стороны по 200 гривен золота каждый. На этом междоусобная война прекратилась.
Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/sezd_knjazei_v_lubece.html
Съезд князей в Любече
Любечский съезд — собрание русских князей, основной целью которого было остановить междоусобную войну и создать единое государство для сопротивления иноземным захватчикам.
Первый съезд князей в Любече
Съезд русских князей состоялся в г. Любече (на р. Днепр) в 1097 г. Причинами для созыва съезда князей в Любече стали:
- жестокая междоусобная война между князьями, которые воевали друг с другом за территории и влияние на Руси;
- необходимость создать единую армию для сопротивления половцам, чьи набеги наносили серьезный вред стране.
Съезд русских князей в Любече был провозглашен Владимиром Мономахом, который первым понял все печальные последствия междоусобицы.
Значение Любечского съезда
Киевская Русь в конце 11-го в. находилась в крайне сложном положении. С 1094 г. шла постоянная борьба за территории, которая сильно ослабляла страну и не позволяла собрать единую армию. Князья не хотели признавать авторитет друг друга и пытались захватить у противника все новые территории для получения прибыли и распространения своего влияния. Положение осложнялось набегами половцев.
Владимир Мономах потерпел поражение в битве на Стугне в 1093 г., уступив часть территорий захватчикам. Позднее, в 1094 г., князь Олег Святославич заручился поддержкой половцев и выгнал Владимира из Чернигова.
Заручившись поддержкой другого князя, Святополка Изяславича, Владимир хотел отвоевать обратно свои владения, но в это же время половцы совершили жестокий набег на южные территории.
В течение двух лет Русь постоянно находилась в состоянии войны.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо было помирить князей — с этой целью Владимир Мономах и созвал Любечский съезд в первый раз.
Основные решения Любечского съезда князей
Во время собрания князья занимались в основном переделом территорий. После многочасовой дискуссии съезд князей в Любече провозгласил следующее: заключить мир между князьями и обязать их приходить на помощь друг другу в борьбе с половцами. Основной целью Любечского съезда было создание единого государства.
Территории были поделены следующим образом:
- Василько Ростиславич (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль;
- Владимир Мономах — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
- Давыд Игоревич — Владимир-Волынский с Луцком;
- Олег и Давыд Святославичи — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
- Святополк Изяславич — Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя.
Съезд русских князей в Любече провозгласил новый принцип деления земель. Князья наследовали территории, принадлежавшие их отцам, — родовое распределение. Таким образом, удавалось избежать споров за владения, а Русь постепенно должна была превратиться в феодальное государство.
Последствия Любечского съезда князей
К несчастью, князь Давыд Игоревич был недоволен новым договором и сразу после собрания сообщил Святополку о том, что Владимир Мономах и Василько Ростиславич имели тайный сговор и хотели захватить единоличную власть на Руси. Святополк поверил и по настоянию Давыда пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен в измене и посажен в темницу.
Владимир Мономах, видя, что начался новый конфликт, созвал второй съезд князей (1110 г.), на котором удалось заключить окончательный мирный договор. Князь Давыд был прощен за свое предательство.
Итоги Любечского съезда князей
Благодаря тому, что князьям удалось договориться, междоусобица на Руси закончилась и государство постепенно объединялось, чтобы дать отпор половцам. Великие князья смогли объединить свои войска и противостоять захватчикам, а Русь перешла в новую эпоху с новым политическим строем.
> Поделитесь с нами своим заданием!
Источник: http://historynotes.ru/lyubechskiy-sezd/
Любечский съезд русских князей: дата, решения, значение :
История знает много примеров того, как благие и разумные решения, способные направить развитие государства по благоприятному для него пути, остаются лишь пустыми декларациями, ввиду их злостного неисполнения. Одним из таких эпизодов прошлых веков является Любечский съезд князей, состоявшийся в 1097 году.
Роковая ошибка мудрого князя
Почувствовав в 1054 году близость кончины, Киевский князь Ярослав Мудрый принял давно уже вынашиваемое им решение – разделить территорию огромного, подвластного ему государства на несколько княжеств, во главе каждого из которых поставив своих детей.
Несмотря на все прежние заслуги, дававшие ему право именоваться Мудрым, это его решение никак нельзя назвать дальновидным, так как именно оно положило начало феодальной раздробленности Руси и многим последующим бедам.
Чтобы исключить возможное недовольство среди наследников, Ярослав, руководствуясь возрастным принципом, отдал Киев во владение старшему сыну Изяславу, а остальным пяти по убыванию возраста прочие земли – от Черниговской, полученной Святославом, до Владимир-Волынской, ставшей вотчиной Игоря. В общем, хотелось престарелому князю сделать как лучше, а вышло…
Начало княжеских междоусобиц
Сразу после его кончины начались между наследниками раздоры, перешедшие в открытую вражду, нередко приводящую к кровопролитию. Не остались в стороне от неё и простые люди, понесшие основные тяготы княжеских междоусобиц.
Именно на их долю выпало больше всего страданий и горя.
Усугубляли же бедственность положения постоянные набеги половцев, воспользовавшихся ослаблением государства и не встречавших со стороны удельных князей организованного сопротивления.
В сложившейся обстановке необходимо было принимать срочные меры, для обсуждения которых Владимир Мономах, являвшийся ещё при жизни Ярослава Мудрого его правой рукой, предложил братьям собраться вместе и мирно решить все вопросы. Местом общей встречи, вошедшей в историю как Любечский съезд князей, был выбран расположенный на берегу Днепра одноименный город, вблизи которого помещалась родовая усадьба Владимира Мономаха.
Попытка решения разногласий
Для участия в решении важнейших вопросов того времени, кроме сыновей Ярослава Мудрого и прочих его родственников, в Любеч съехались также все наиболее знатные князья. Таким образом, Любечский съезд (1097 год) стал форумом, в работе которого приняла участие вся политическая элита конца XI века.
После длительных обсуждений, споров, клятв и взаимных упрёков был выработан ряд решений, делавших честь участникам совещания трезвостью подхода к обсуждаемым проблемам. Запись о них сохранилась в знаменитой «Повести временных лет» – летописном своде, составленном в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором.
Постановления съезда
Киевский летописец, в частности, сообщает, что Любечский съезд обозначил границы владения каждого из Рюриковичей и обязал их неукоснительно соблюдать принятое решение, не претендуя при этом на чужие владения. В случае же попыток с чьей-либо стороны посягнуть на земельную собственность соседа, виновник будет считаться преступником, и его действия должны пресекаться силами объединённого ополчения прочих князей.
В случае же очередных набегов кочевников Любечский съезд вменил в обязанность каждому из собравшихся Рюриковичей участие в их совместном отражении. Этот пункт был особенно важен, поскольку на тот момент установилась порочная практика не только уклоняться от помощи подвергшемуся нападению соседу, но и использовать половцев в междоусобной борьбе для ослабления возможных конкурентов.
Значение Любечского съезда заключается ещё и в том, что одним из пунктов его решений было узаконено наследственное владение землёй, переходящей от отца к сыну.
Такое решение, по замыслу его авторов, должно было положить конец территориальным спорам и борьбе за власть.
Даже несмотря на то, что в полной мере этого не произошло, оно стало одним из важнейших законодательных актов Средневековья, поскольку на его основе впоследствии оформилось крупное феодальное землевладение.
Распределение земельных владений
В целом же разделение спорных на тот момент земель свелось к тому, что Матерь городов русских – Киев, а в придачу к нему Пинск и Туров достались старшему из князей – Святополку. Ему был также дарован титул Великого князя. Инициатор съезда Владимир Мономах получил во владение Переяславское княжество, а вместе с ним Суздальско-Ростовскую землю, Белоозеро и Смоленск.
Два Святославовича – Давид и Олег — завладели Тмутараканью, Рязанью, Муромом и Черниговом, а князь Давид Игоревич – Луцком и Владимиром-Волынским. Младший же из всех – Василько Ростиславович — стал хозяином Червени, Теребовля и Перемышли.
Завершился Любечский съезд, как и заведено на Руси, всеобщим целованием креста, которое должно было свидетельствовать о готовности каждого из присутствующих свято соблюдать принятые решения. Однако, как показали последующие события, этой готовности хватило ненадолго, и данные клятвы оказались забыты.
Печальный результат клятвопреступления
Решения Любечского съезда князей способствовали прекращению междоусобиц лишь на левобережье Днепра, но не смогли помешать начавшейся вскоре войне за юго-западной территории, часть которых отошла к Васильку Ростиславовичу. Коварным агрессором оказался присутствовавший на съезде и вместе со всеми целовавший крест Давид Игоревич. Он не только посягнул на чужие владения, но и, захватив в плен, ослепил их законного владельца, князя Василько.
Дурной пример, как известно, заразительный, и через непродолжительное время уже Великий Киевский князь Святополк запятнал себя клятвопреступлением, напав на Волынь и Перемышль. Вскоре вслед за этим запылал и весь юго-запад Руси.
Таким образом, решения, которые принял состоявшийся в 1097 году Любечский съезд, в большинстве своём не были соблюдены, и русская земля вновь обагрилась кровью междоусобных войн. Не став единым монолитным государством, она и впредь продолжала подвергаться набегам кочевников, а через полтора столетия оказалась под ярмом татаро-монгольского ига.
Источник: https://www.syl.ru/article/302039/lyubechskiy-syezd-russkih-knyazey-data-resheniya-znachenie
Любечский съезд 1097
Любечский съезд 1097 года — один из важнейших княжеских съездов, оформивший раздел территории Древнеруссого государства между князьями Рюриковичами.
Состоялся в октябре в городе Любеч.
Непосредственными причинами Любеческого съезда 1097 года стали: во-первых, краткое (май 1096 — март 1097 года), но крайне кровопролитное междоусобие между киевским князем Святополком Изяславичем и переяславским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, с одной стороны, и вернувшим себе в 1094 году Чернигов князем Олегом Святославичем, с другой; во-вторых, разорительный набег половцев на предместья Киева в июне 1096 года. Неслучайно в «Повести временных лет» решения Любечевского съезда представлены как установление мира между князьями для отпора половцам. Основой этого династического мира был провозглашён принцип «каждый да держит отчину свою», согласно которому закреплялось то распределение волостей, которое сложилось после 1094 года (когда Владимир Мономах уступил Олегу Святославичу Чернигов) за одним исключением — князь Давид Святославич утрачивал Смоленск.
По решениям Любеческого съезда 1097 года за Святополком Изяславичем закреплялся Киев (включая Туровскую и Берестейскую волости), за Владимиром Мономахом — Переяславль (Южный) с рядом других волостей (Ростовом, Смоленском, Новгородом).
Олег и Давид Святославичи удерживали за собой Черниговское княжество, Давид Игоревич — принадлежавший его отцу Владимир-Волынский, Володарь Ростиславич и Василько Ростиславич — земли на юго- западной окраине Древнерусского государства (Перемышль и Теребовль соответственно), которые, вполне вероятно, в своё время принадлежали их отцу Ростиславу Владимировичу, старшему внуку Ярослава Владимировича Мудрого. Состоявшийся раздел фиксировал ведущее положение Владимира Мономаха (который, судя по всему, и был идейным вдохновителем съезда и его решений) и только косвенно восходил к разделу по завещанию Ярослава Мудрого (1054): сверх владений своего отца Всеволода Ярославича Владимир Мономах получал Смоленск и, что особенно показательно, сохранял за собой Новгород, ранее всегда владельчески связанный с Киевом. По всей вероятности, именно на Любеческом съезде из числа наследников киевского стола были исключены черниговские Святославичи, причиной чего, вероятно, послужила династическая нелигитимность киевского княжения их отца — князя Святослава Ярославича.
Степень исторической значимости решений Любеческого съезда в историографии оценивается по-разному. В советской историографии господствовало убеждение, что провозглашение принципа отчинности являлось началом периода т. н.
феодальной раздробленности; династическое значение этих решений было ничтожно (они оказались немедленно нарушены выступлением Святополка Изяславича и Давида Игоревича против Ростиславичей), тогда как государственно- политическое — эпохально: с Любеческим съездом связывали и рывок в формировании феодального законодательства (этап в кодификации Русской правды), и создание летописного Начального свода 1090-х годов (Б. Д. Греков, Л. В. Черепнин, В. Т. Пашуто). Другое истолкование исторического содержания Любеческого съезда идёт от дореволюционных исследователей (С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, А. Е. Пресняков и др.), подчёркивавших собственно династическую природу программы Любеческого съезда, хотя конкретные реконструкции этой программы историками разнятся.
Любеческий съезд 1097 года не поколебал и не оттеснил на второй план, как иногда считается, принцип генеалогического старейшинства.
Установленный на Любеческом съезде династический строй выглядит не радикальным новаторством, а усовершенствованной модификацией возникшего в 1054 году киевского старейшинства, рассчитанной на поколение внуков (и старших правнуков) Ярослава Мудрого и призванной сохранить систему киевского старейшинства в новых политических условиях. Апелляция к исконно присущей династически-родовому сознанию идее отчинности всего лишь была призвана сделать его решения понятными и удовлетворительными для всех.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. СПб., 1909. М., 1993
- Пашуто В.Т. Черты политического строя Древней Руси // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965
- Толочко А.П. Князь в Древней Руси. К., 1992
- Любецький з’iзд князiв 1097 року в iсторичнiй долi Киiвськоi Русi. Чернiгiв, 1997
- Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998
- Франклин С., Шепард Дж. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2000
- Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 2004
- Назаренко А.В. Владимир Мономах и киевское столонаследие // Древнейшие государства Восточной Европы. 2004 год. М., 2006
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/liubiechskii_siezd_1097
Любечские съезды древнерусских князей
Древняя Русь не знала слова консолидация. Но кровавые распри между князьями, отсутствие политического и духовного единства отдельных частей Древней Руси-Украины — проблема воистину трагическая для тех времен.
Это четко понимали такие выдающиеся личности XI—XIII веков, как митрополит Илларион (автор «Слова о законе и благодати»), Нестор-летописец, князь Владимир Мономах, неизвестный автор «Слова о полку Игореве».
Не называть малое «большим», прекратить непрерывные братоубийственные войны, хоть немного думать о «брате своем меньшем», несчастном обездоленном крестьянине — вот единственный путь к спасению Русской земли. К сожалению, вторжение монголов случилось в тот момент, когда Древнерусское государство было крайне ослаблено внутренними противоречиями.
Тем более актуальны для нас сейчас те страницы истории Киевской Руси, которые связаны со стремлением наиболее дальновидных политиков, прежде всего Владимира Мономаха, консолидировать земли наших предков. Любечские съезды князей, в первую очередь, наиболее известный из них, состоявшийся в 1097 году, особенно интересны в этой связи.
Княжьи съезды как своеобразная форма государственного правления, средство принятия важных решений и решения спорных вопросов, начали собираться со второй половины ХI века. На съездах обсуждались вопросы феодального устройства земель, отношений между князьями, организации консолидированного сопротивления угрозе со стороны Степи.
Любечский съезд 1097 года по своей актуальности и значению принятых на нем решений историки относят к самым важным. В то время княжеские распри, как ржавчина, изнутри разъедали когда-то великое государство — Киевскую Русь. Возобладало феодальное размежевание. Каждый князь хотел силой захватить богатства соседа, и все вместе стремились сесть на великокняжий стол в Киеве.
Видя эти усобицы, чем дальше, тем активнее начали действовать половцы, нападая уже не только на пограничные со степью земли, но и проводя рейды далеко вглубь русских земель. Пылали города и села, гибли люди, не в состоянии дать надлежащий отпор нападающим. И некоторые князья стали «приглашать» половцев в качестве союзников, идя грабить соседей.
В связи с растущей половецкой опасностью возникла насущная необходимость объединить все силы Руси-Украины для отпора кочевникам, любой ценой прекратить княжеские распри.
В 1097 году Великий князь киевский Святополк Изяславич, переяславский (на то время) князь Владимир Мономах, смоленский князь Давид Святославич, его брат черниговский князь Олег Святославич, владимир-волынский князь Давид Игоревич и теребовльский князь Василько Ростиславич вместе с малыми дружинами собрались в городе Любеч, в Любечском замке на съезде.
Инициатива созыва съезда князей принадлежала Владимиру Мономаху, который незадолго до этого добровольно уступил черниговское княжество Святославичам, а сам сел в Переяславе.
Целью Любечского съезда было прекратить вражду между Святославичами и другими князьями, прекратить междуусобные войны и вместе стать против угрозы со стороны Степи, против половцев.
Князья говорили: «Для чего губим русскую землю, сами между собой устраивая раздор? А половцы землю нашу раздирают на клочья и радуются тому, что мы войны ведем меж собой. Объединимся отныне единым сердцем и будем беречь и почитать землю русскую».
Одной из непосредственных причин княжеских распрей было отсутствие прямого наследования земель.
Вотчины, уделы наследовались не сыном после отца, а старшим братом. Сыновья же оставались без земли, что и вызывало бесконечные споры и попытки решить их с помощью оружия.
Прямое наследование по предложению Ярослава и его сторонников и было введено на съезде в Любече.
Каждому князю были отданы те земли, которые принадлежали его отцу, был провозглашен принцип: «Кождо да держит отчину свою». Князь отныне должен был владеть унаследованными землями и обязывался не посягать на земли соседей.
Святополк получил Киев вместе с землями, всегда принадлежавшими его роду — Туровом.
Владимир получил все земли Всеволода — Переяслав, Смоленск, Суздаль, Ростов и Белоозеро. Новгород достался его сыну Мстиславу. За Олегом, Давидом и Ярославом Святославичами закреплялась Черниговская земля, Рязань и Муром. Давиду Игоревичу досталась Владимир-Волынская земля, Володарю Ростиславичу — Перемышль, Васильку Ростиславичу — Теребовль.
«И на том целовали крест: Если отныне кто на кого пойдет, против того мы будем все и крест честный. Сказали все: Пусть будет против того крест честный и вся земля русская!», — сказано в летописи.
Значение первого Любечского съезда 1097 года в первую очередь заключалось в том, что это была первая в значительной степени удачная попытка прекратить процесс распада Киевского государства на мелкие удельные княжества путем изменения принципов наследования и постановки перед князьями общей цели — оказания должного вооруженного отпора половецким нападениям на Русь-Украину.
Первый Любечский съезд прекратил на определенное время борьбу за Черниговские земли и позволил объединить силы пограничных княжеств против половецкой угрозы. Но усобицы на западе, в Красной Руси и в Прикарпатье, остановить не удалось. Через несколько лет они возобновились и на востоке.
Второй Любечский съезд князей состоялся в 1135 году.
На нем разбирались земские дела, взаимные претензии между удельными князьями. Главной целью второго Любечского съезда было принятие общего решения о союзе черниговских князей (Ольговичей) с Мстиславичами против Мономаховичей.
Вскоре после этого, в 1147 году, во время войны между Ольговичами и Давидовичами с одной стороны, и Мстиславичами — с другой, князь смоленский Ростислав ограбил и сжег Любеч. В то время этот был большой богатый город, центр торговли, а также резиденция черниговских князей. Брат Ростислава, Изяслав, говорил так: «…пойдем к Любечу, где у них (Ольговичей. — С.Г. ) вся жизнь».
Из замка было вывезено все, что представляло хоть какую- то ценность, а сам он был сожжен.
Весной 1148 года на берегах Днепра около Любеча опять сошлись войска Мстиславичей, Ольговичей и Давидовичей. Но битва на этот раз не состоялась, потому что лед на Днепре начал таять, и можно было только перестреливаться через реку.
В 1157 году Любеч опять был сожжен, на этот раз половцами. Его значение как торгового и ремесленного города резко уменьшилось. В 1159 году князь Святослав Ольгович жаловался, что ему дали «…Чернигов с семью пустыми городами: Моровийск, Любеч, Оргощ, Всеволож…» Но уже в 1180 году князь Святослав Всеволодович созвал в Любеч подвластных ему удельных князей на новое совещание. Вероятно, к тому времени город уже был отстроен, и его значение опять возросло. Существовало любецкое удельное княжество в составе Черниговского княжества.
О судьбе Любеча в XIII веке сведений нет. Следы разрушений периода монголо-татарского нашествия археологами во время раскопок не обнаружены. Не упоминается Любеч и в летописях среди городов и городков, лежавших на пути Батыевой орды 1239—1240 гг., когда тумены завоевателей нанесли удар через Чернигов на Киев.
Источник: https://day.kyiv.ua/ru/article/ukraina-incognita/lyubechskie-sezdy-drevnerusskih-knyazey