Литература xix века

Общая характеристика русской литературы 19 века: описание, особенности и интересные факты :

XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

Отличие от предыдущего столетия

Давая общую характеристику русской литературе 19 века, можно отметить, что предшествующий век отличался очень спокойным развитием.

На протяжении всего предшествующего столетия поэты и писатели воспевали достоинство человека, старались привить высокие морально-нравственные идеалы.

И лишь в конце столетия начали появляться более дерзкие и смелые произведения – авторы начали акцентировать внимание на психологии человека, его переживаниях и чувствах.

Причины расцвета

В процессе работы над домашним заданием или докладом на тему «Общая характеристика русской литературы 19 века» у учащегося может возникнуть закономерный вопрос: а чем же были обусловлены эти перемены, почему литература смогла достичь такого высокого уровня развития? Причиной тому послужили общественные события – это и война с Турцией, и вторжение наполеоновских войск, и отмена крепостного права, и прилюдная расправа над оппозиционерами. Все это послужило тому, что в литературе начали применяться совершенно новые стилистические приемы. Работая над общей характеристикой русской литературы 19 века, стоит обязательно упомянуть, что эта эпоха по праву вошла в историю как «Золотой век».

Направленность литературы

Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах.

Значение этих вопросов она выводит далеко за пределы своей исторической эпохи.

Готовя общую характеристику русской литературе 19 века, нужно помнить о том, что она стала одним из мощнейших средств воздействия как на русских читателей, так и на иностранных, приобретя славу влиятельной силы в развитии просвещения.

Феномен эпохи

Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах. Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы.

Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода.

Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики. А. И. Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: “У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной”.

Роль литературы в обществе

Практически то же самое говорил и Н. Г. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает всю умственную жизнь народа». Здесь стоит обратить внимание на слово «пока».

Чернышевский, который утверждал, что литература является учебником жизни, все равно признавал, что умственная жизнь народа не должна в ней сосредотачиваться постоянно.

Однако «пока», в тех условиях русской действительности, именно она взяла на себя эту функцию.

Обратите внимание

Современное общество должно быть благодарно тем писателям и поэтам, которые в тяжелейших социальных условиях, несмотря на преследования (стоит вспомнить о том же Н. Г. Чернышевском, Ф. М.

Достоевском и других), с помощью своих трудов содействовали пробуждению в человеке светлого, духовного начала, принципиальности, активного противостояния злу, честности и милосердия. Учитывая все это, можно согласиться с тем мнением, которое выражает Н. А.

Некрасов в своем послании ко Льву Толстому в 1856 г.: «Роль писателя у нас прежде всего – это роль учителя».

Общее и отличное в представителях «Золотого века»

Готовя материалы по теме «Общая характеристика русской классической литературы 19 века», стоит сказать о том, что все представители «Золотого века» были разными, их мир был неповторим и своеобразен. Писателей того времени сложно подвести под какой-то один общий образ.

Ведь каждый истинный художник (под этим словом понимается и поэт, и композитор, и живописец) создает собственный мир, руководствуясь личными принципами. К примеру, мир Льва Толстого не похож на мир Достоевского. Иначе воспринимал и преобразовывал действительность Салтыков-Щедрин, чем, к примеру, Гончаров.

Однако есть у представителей «Золотого века» и общая черта – это ответственность перед читателем, талант, высокое представление о той роли, которую литература играет в жизни человека.

Общая характеристика русской литературы 19 века: таблица

«Золотой век» – это время писателей совершенно разных литературных направлений. Для начала рассмотрим их в сводной таблице, после чего каждое из направлений будет рассмотрено подробнее.

Жанр Когда и где возник Типы произведений Представители Основные черты
Классицизм XVII век, Франция Ода, трагедия, эпопея Г. Р. Державин («Анакреотические песни»), Херсаков («Бахариана», «Поэт»). Преобладает национально-историческая тематика.Преимущественно развит жанр оды.Присутствует сатирическая направленность
Сентиментализм Во второй половине XVIII в. в Западной Европе и России, наиболее полно оформился в Англии Повесть, роман, элегия, мемуары, путешествия Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), раннее творчество В. А. Жуковского («Славянка», «Море», «Вечер») Субъективность в оценке событий мира.На первое место поставлены чувства, переживания.Немаловажную роль играет природа.Выражается протест против испорченности высшего общества.Культ духовной чистоты и нравственности.Утверждается богатый внутренний мир низших социальных слоев.
Романтизм Конец XVIII — первая половина XIX века, Европа, Америка Рассказ, поэма, повесть, роман А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), М. Ю. Лермонтов («Мцыри», «Демон»),Ф. И. Тютчев («Бессонница», «В деревне», «Весна»), К. Н. Батюшков. Субъективное преобладает над объективным.Взгляд на реальность через «призму сердца».Склонность к отражению бессознательного и интуитивного в человеке.Тяготение к фантастике, условности всяких норм.Склонность к необычному и возвышенному, смешение высокого и низкого, комичного и трагичного.Личность в произведениях романтизма устремляется к абсолютной свободе, нравственному совершенству, к идеалу в условиях несовершенного мира.
Реализм XIX в., Франция, Англия. Повесть, роман, поэма Поздний А. С. Пушкин («Дубровский», «Повести Белкина»), Н. В. Гоголь («Мертвые души»), И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»), Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Н. Г. Чернышевский («Что делать?»), И. С. Тургенев («Ася», «Рудин»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Пошехонские рассказы», «Господа Гоголевы»),Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо?»). В центре литературного произведения – объективная реальность.Реалисты стремятся выявить причинно-следственные связи в событиях.Используется принцип типического: описываются типические герои, обстоятельства, конкретное время.Обычно реалисты обращаются к проблемам настоящей эпохи.Идеалом является сама действительность.Повышенное внимание к общественной стороне жизни.

Русская литература этой эпохи стала отражением того скачка, который был сделан в предшествующем столетии. Начался «Золотой век» главным образом с расцвета двух течений – сентиментализма и романтизма. С середины столетия все большую мощь обретает направление реализма. Такова общая характеристика русской литературы 19 века.

Табличка поможет учащемуся сориентироваться в основных течениях и представителях «Золотого века». В процессе подготовки к уроку нужно упомянуть, что дальнейшая социально-политическая обстановка в стране становится все более напряженной, растут противоречия между угнетенными классами и простым народом. Это приводит к тому, что в середине века несколько затихает развитие поэзии.

А завершение эпохи сопровождается революционными настроениями.

Классицизм

Данное направление стоит упомянуть, давая общую характеристику русской литературы начала 19 века. Ведь классицизм, возникший столетие назад до начала «Золотого века», в первую очередь относится к его началу. Этот термин в переводе с латинского языка означает «образцовый» и непосредственно связан с подражанием классическим образам.

Возникло это направление во Франции в XVII веке. По своей сути оно было связано с абсолютной монархией и утверждением дворянства. Для него характерны идеи высокой гражданской тематики, строгое соблюдение норм творчества, установленных правил. Классицизм отражает реальную жизнь в идеальных образах, которые тяготеют к определенному образцу.

Данное направление строго придерживается иерархии жанров – высшее место среди них занимают трагедия, ода и эпопея. Именно они освещают самые важные проблемы для общества, призваны отображать наивысшие, героические проявления человеческой натуры.

Как правило, «высоким» жанрам противопоставлялись «низкие» – басни, комедии, сатирические и другие произведения, которые также отражали действительность.

Сентиментализм

Давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, нельзя не упомянуть и о таком направлении, как сентиментализм. В нем большую роль играет голос рассказчика.

Данное направление, как было указано в таблице, отличается повышенным вниманием к переживаниям человека, к его внутреннему миру. В этом и состоит новаторство сентиментализма.

В русской литературе особое место среди произведений сентиментализма занимает «Бедная Лиза» Карамзина.

Важно

Примечательны слова писателя, которые могут охарактеризовать данное направление: «И крестьянки любить умеют».

Многие утверждали, что обычный человек, простолюдин и крестьянин, в нравственном отношении во многом превосходит дворянина или представителя высшего общества.

Немаловажную роль в сентиментализме играет пейзаж. Это не просто описание природы, а отображение внутренних переживаний героев.

Романтизм

Это одно из самых противоречивых явлений русской литературы «Золотого века». Уже более полутора столетий ведутся споры о том, что же лежит в его основе, и сколько-нибудь признанного определения этому течению пока никто не дал.

Сами представители данного направления делали акцент на своеобразии литературы каждого отдельно взятого народа. С этим мнением нельзя не согласиться – в каждой стране романтизм приобретает свои черты.

Также, давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, стоит отметить, что практически все представители романтизма ратовали за общественные идеалы, однако делали это по-разному.

Представители этого течения мечтали не о том, чтобы улучшить жизнь в ее частных проявлениях, а о полном разрешении всех противоречий.

У многих романтиков в произведениях преобладает настроение борьбы со злом, протеста против царящей в мире несправедливости. Также романтикам свойственно обращение к мифологическому, фантастике, народным сказаниям.

В противовес направлению классицизма серьезное влияние уделяется внутреннему миру человека.

Реализм

Целью этого направления является правдивое описание окружающей действительности. Именно реализм созревает на почве напряженной политической обстановки.

Писатели начинают обращаться к социальным проблемам, к объективной действительности. Тремя главными реалистами этой эпохи считаются Достоевский, Толстой и Тургенев.

Основная тема данного направления – быт, нравы, события из жизни простых людей из низших сословий.

Источник: https://www.syl.ru/article/353282/obschaya-harakteristika-russkoy-literaturyi-veka-opisanie-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

Краткий обзор русской литературы 19 века – Русская историческая библиотека

Девятнадцатый век – эпоха расцвета русской литературы. Она была подготовлена стремительным культурным ростом России после реформ Петра Великого. Блистательное царствование Екатерины поставило перед новой, великодержавной Россией вопрос о создании национального искусства.

Читайте также:  Оборонительная операция северной буковине и бессарабии 1941 года (2 - 21 июля)

Среди плеяды екатерининских придворных пиитов возвышается величавая фигура «певца Фелицы» – Державина. Развитие художественного языка и литературных форм происходит в необыкновенно быстром темпе. В 1815 году на лицейском экзамене Пушкин читает стихи в присутствии Державина.

В «Евгении Онегине» он вспоминает об этом:

Старик Державин нас заметил
И в гроб сходя благословил.

Вечерняя заря славной екатерининской эпохи встречается с утренней зарей пушкинского времени. «Солнце русской поэзии», Пушкин стоит еще в зените, когда рождается Толстой.

Совет

Так на протяжении одного века рождается русская литература, восходит на вершину художественного развития и завоевывает мировую славу.

В одно столетие Россия, пробужденная от долгого сна «могучим гением Петра», напрягает таившиеся в ней силы и не только нагоняет Европу, но на грани XX века становится властительницей ее дум.

Дунаев М.М. Русская литература XIX века

Девятнадцатый век живет в лихорадочном ритме; направления, течения, школы и моды сменяются с головокружительной быстротой.

Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых и тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического «любомудрия» и славянофильского учения; пятидесятые – появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых; восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.

В начале XIX века Карамзин производит смелую реформу русского литературного языка: он сближает его с живой разговорной речью, разрушая канон классической стилистики Ломоносова.

Он вводит ясное и логическое строение фразы по образцу французской прозы. В «Письмах русского путешественника» и в повести «Бедная Лиза» поток слезливой чувствительности и трогательной филантропии вливается в русскую литературу.

Умиленно и восторженно доказывает Карамзин, что «и крестьянки чувствовать умеют».

Жуковский продолжает дело Карамзина и создает язык русской поэзии.

«В бореньях с трудностью силач необычайный», он превращает тяжеловесный стих XVIII века в гибкое, послушное и совершенное орудие, в «Эолову арфу», передающую самые неуловимые и смутные мелодии романтической души.

Переводя немецкие и английские баллады, сочиняя меланхолические элегии, пересказывая в прелестных стихах «предания старины», народные легенды и сказки, он прививает русской поэзии тоску по идеалу, по «очарованному там», возносит лирику на высоту священнодействия и учит:

Поэзия есть Бог в святых мечтах земли.

Волшебные песни, полные глухой музыки души, принесенные Жуковским из туманной Германии, становятся яснее и пластичнее, когда их перепевает Батюшков.

Обратите внимание

Поэт, в расцвете сил пораженный безумием, охваченный трагическими предчувствиями и мучительной тревогой, он создает совершенную форму элегии, в которой воскресает красота античной древности и гармония итальянской поэзии.

Роскошные звуки и пластическое великолепие стихотворения «Умирающий Тасс» достойны гения автора «Освобожденного Иерусалима».

Крылов стоит в стороне от романтизма Жуковского и итальянизма Батюшкова. Он пишет свои добродушно-иронические басни простым, чисто народным складом, чуждым заморской книжности.

Лукавый, рассудительный и наблюдательный, он всегда верен действительности и здравому смыслу. У него нет полетов фантазии и возвышенных идеалов, но он умеет несколькими точными словами схватить на лету самое движение жизни.

Его басни произведения народного творчества, выражение жизненной мудрости и художественного таланта русского народа.

В бессмертной комедии «Горе от ума» (см. её полный текст и краткое содержание) Грибоедова перед нами шедевр русского театра. Написанная острыми стихами и построенная по строго классической форме эта комедия изображает борьбу мечтателя Чацкого с пошлым московским обществом.

В доме важного чиновника Фамусова, жадного к чинам и деньгам, среди пестрой толпы «светской черни» разыгрывается печальная развязка романа Чацкого с дочерью Фамусова Софьей. Во многом она напоминает разрыв Альцеста с Селименой в «Мизантропе» Мольера. Язык комедии, напряженный, нервный, резко выразительный, изобилует афоризмами, давно перешедшими в пословицы.

«Горе от ума» продолжает традицию «Недоросля» Фонвизина и открывает путь комедиям Гоголя и Островского.

Подготовительный период кончается. Восходит светило Пушкина, окруженное плеядой спутников. Дельвиг, Веневитинов, Баратынский, Языков, Одоевский, Вяземский, Денис Давыдов – все эти звезды сияют своим чистым и ровным светом; они кажутся нам менее яркими только потому, что их затмевает блеск Пушкина.

Важно

Появление этого гения невозможно объяснить никакой преемственностью литературных форм. Пушкин – чудо русской литературы, чудо русской истории. На высоте, на которую он возносит русское словесное искусство, все линии развития обрываются. Нельзя продолжать Пушкина, можно только вдохновляться им в поисках иных путей.

Школы Пушкин не создает.

Лермонтов заканчивает блестящую поэтическую эпоху первой половины века. Он учится у Пушкина и борется с ним, разрушая гармоническое равновесие пушкинского стиха. Возвращаясь к романтическим шаблонам, преодоленным Пушкиным, он создает патетический ораторский стиль, философскую «думу», гневное обличение.

После Лермонтова поэтический поток мелеет, наступает царство повествовательной прозы; в нем затеряны одинокие фигуры нескольких больших поэтов.

Некрасов, певец народного горя и гражданской скорби, исторгает из своей суровой музы «песни, подобные стону», оплакивает в унылых, глухо-протяжных и надрывных стихах нищую крестьянскую Россию, бездонное море народного горя и народной страды.

Тютчев, поэт трагически раздвоенного сознания, одаренный пророческим ясновидением, поет о человеческой душе, бьющейся «на пороге как бы двойного бытия». В текучей музыке его стихов мир теряет свои четкие очертания; звуки, цвета и запахи перекликаются, душа природы говорит своим вещим языком.

Его философская мысль облекается в образы – символы, и они вспыхивают как зарницы, на мгновение освещая страшную бездну хаоса, на которую «покров наброшен златотканый». Тютчев – обличитель вещей невидимых, поэт ночи.

Фет – поэт дня; для него блистательный покров природы – риза Божества; в узорах этой ткани вписаны знаки Божьего имени. Поэт с благоговейным восторгом отгадывает их тайный смысл. Символист Тютчев родствен Бодлеру, воздушная музыка Фета сближает его с Верленом. Оба они подготовляют поэтическое возрождение начала XX века: школу русского символизма.

Волшебное словесное искусство Гоголя вызывает к жизни целое поколение рассказчиков, бытописателей и романистов. Из гоголевской «натуральной школы» выходят все великие писатели 1850 – 1880-х годов. «Мы все вышли из гоголевской “Шинели”», – говорит Достоевский. От «Мертвых душ» идет линия развития романа, победное шествие которого наполняет вторую половину века.

Совет

В 1846 году появляется первая повесть Достоевского «Бедные люди»; в 1847 году – первый рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», первый роман Гончарова «Обыкновенная история», первое художественное произведение Аксакова «Записки об ужении рыбы», первая большая повесть Григоровича «Антон Горемыка»; в 1852 году Лев Толстой выступает со своим «Детством» и «Отрочеством».

Среди этого блестящего поколения возвышаются великаны – Достоевский и Толстой.

За ними идет Тургенев, автор поэтических и правдивых «Записок охотника», глубокий психолог и острый наблюдатель, певец дворянской усадебной России, создавший «лишнего человека» Рудина и нигилиста Базарова.

Его романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», его благородно-изящные повести и меланхолические «Стихотворения в прозе» – образцы высокого, законченного мастерства.

Из романов сдержанного и требовательного художника Гончарова «Обломов» занимает первое место. Сытая, праздная и ленивая жизнь помещичьей усадьбы, широкая и гомерически – патриархальная, изображена автором с горьким юмором и стыдящейся любовью. Слово «обломовщина» вошло в обиход русской речи.

Аксаков в «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука» рисует ту же старую живописную помещичью Россию, тех же крепких и своеобразных людей, дедов и отцов, живших по старине, вросших корнями в родную землю и родной народ. Гончаров обличает и морализирует; Аксаков только описывает то, что было, эпически спокойно и простодушно. Он один из величайших стилистов в русской литературе.

В стороне от широкой дороги стоит несравненный по языку рассказчик Лесков, передающий живую речь духовенства, купечества и ремесленного люда. Его хроника «Соборяне» и рассказы «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша» разбивают все литературные шаблоны и обогащают русскую прозу сокровищами народного и диалектического сказа.

На грани XX века вырастает тончайшее искусство Чехова, печально-нежное и аристократически сдержанное. Рассказчик и драматург, он мягкими пастельными красками рисует серые будни, скучных обыкновенных людей, их неясную тоску и бессильные порывы.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5275-kratkij-obzor-russkoj-literatury-19-veka

Литература XIX века

«Культуру можно назвать «памятью мира и общества». Абраа̀м Антуа̀н Моль.

XIX век был временем постоянных перемен – в обществе, политике, экономике. Менялась окружающая человека действительность.

Лучше понять происходившие события помогает изучение культуры, которая во все времена была своеобразным зеркалом эпохи.

В ходе урока вы узнаете о литературе XIX века, её основных направлениях, познакомитесь с творчеством выдающихся писателей этого периода.

В первую очередь, рассмотрим основные литературные направления.

Для начала XIX века характерно такое направление как романтизм.

Великая французская революция дала людям надежду на прекрасное будущее, в котором все будут равны и счастливы. Для писателей-романтиков этого времени характерна мечтательность, некоторая восторженность.

Они создавали идеальных героев, борцов за справедливость.

Настоящим потрясением для них стало то, что надежды не оправдались.

Обратите внимание

Вскоре людей вновь захватила жажда наживы, деньги вышли на первое место в жизни общества. Тогда романтики обратились к прошлому, ведь в настоящем их героям не было места. Они создавали выдуманный идеальный мир.

В это время было написано много сказок. Яркий тому пример – творчество Ханса Кристиана Андерсена. Романтические герои жили по велению сердца, в произведениях раскрывался их богатый духовный мир.

В 30-е годы XIX века появилось новое направление – критический реализм. Писатели-реалисты отображали общество таким как оно есть. В их творчестве не было идеализации.

Все некрасивые и, порою, страшные стороны жизни описывались очень достоверно и подробно.

Реалистов интересовало настоящее, а не прошлое или выдуманный мир представителей романтизма. Их герои совмещали в себе черты, характерные для той социальной среды, к которой они относились.

Во второй половине XIX века зародилось ещё одно направление – натурализм.

Произошло это благодаря открытиям в области естествознания, медицины.

Они дали людям возможность взглянуть на человека и его поступки с точки зрения науки. Для натурализма характерно детальное и бесстрастное отображение действительности. Писатели словно делали фото из жизни.

На поступки их героев влияла окружающая среда, наследственность. Выходило так, что человек не нёс никакой ответственности за свою жизнь, ведь им управляли природа и общество.

А сейчас давайте рассмотрим творчество самых выдающихся писателей XIX века.

Начнём с Джорджа Го̀рдона Ба̀йрона.

Он родился в 1788 году в Лондоне. Предки поэта были очень знатными людьми, но ко времени рождения Джорджа состояние оказалось растрачено, остался только титул.

Уже в 10 лет будущий поэт стал пэром Англии. Он учился в Кембридже, был весьма умён. Байрон любил развлечения, но ещё больше его привлекали путешествия.

Он побывал во многих европейских странах, где столкнулся с национально-освободительными движениями.

Читайте также:  Положение 1804 г.

Позже эти впечатления были отражены в творчестве поэта.

В 36 лет он снарядил на свои средства 500 солдат, купил корабль и отправился в Грецию, чтобы участвовать в борьбе против турецких завоевателей. Там он вскоре и умер от лихорадки.

Байрон был поэтом-романтиком. Его самое известное произведение «Паломничество Чайльд- Га̀рольда». Главный герой – девятнадцатилетний юноша, который уже успел разочароваться в жизни.

Важно

В его образе было отражено все молодое поколение, недовольное результатами Великой Французской революции.

Чайльд Гарольд хорошо воспитан, образован. Он, как и все герои писателей-романтиков, ищет новые миры, где удалось воплотить в жизнь высокие идеалы.

Гарольд участвует в национально-освободительной борьбе народов Европы.

Испанцы сражались против наполеоновской армии, итальянцы боролись с австрийским игом, В Греции шла война против Турции. Чайльд Гарольд верит в то, что идеи Великой французской революции все равно победят.  

Одним из выдающихся представителей романтизма был Викто̀р Гюго̀.

Он родился в 1802 году во Франции. Долгое время Гюго писал пьесы для театра, в которых уделял большое внимание революционным событиям.

В это же время он работал над романами, которые принесли Гюго всемирную славу.

В 1831 году вышел роман «Собор Парижской Богоматери».

  Это было историческое произведение, которое переносило читателя в Париж XV века.

Все события разворачиваются вокруг собора. Дело в том, что в XIX веке его собирались снести и Гюго привлёк внимание к архитектурному памятнику.

После выхода романа возникло движение за сохранение памятников архитектуры.

В своём произведении Гюго противопоставляет представителей разных слоёв общества. Танцовщица, звонарь, нищие наделены благородством, высокими моральными качествами. В то время как дворянин, аббат, прокурор жестоки и беспринципны.

В 1862 году появился роман «Отверженные», посвящённый несправедливости, которая царит в обществе. Здесь Гюго также показывает красоту души тех, кто находится внизу социальной лестницы. Автор сравнивает жестокость и человечность.

Произведения Гюго не теряют своей популярности и сейчас. По их мотивам снимают фильмы и ставят мюзиклы.

Последним поэтом романтизма стал Генрих Гѐйне. Он родился в 1757 году в Дюссельдорфе в семье разорившегося купца.

Его родители хотели, чтобы Гейне стал финансистом. Однако в нем очень рано проснулся интерес к поэзии, который и принёс Гейне известность.

Наиболее популярным его произведением стала «Книга песен», которая объединила в себе около 240 стихотворений. Все они посвящены теме неразделённой любви. Здесь и бегство от действительности, и разочарование, и появляющаяся у героя ирония по отношению к себе. Все это характерно для романтической литературы.

Основоположником реализма стал Онорѐ дэ Бальза̀к. Он родился в 1799 году в городе Тур, в семье крестьянина, которому удалось накопить денег и впоследствии стать мэром города.

Бальзак с детства любил писать, вся его парта в школе была исписана рассказами.

Увлечение стало делом всей жизни. Его главное произведение – «Человеческая комедия», которая состоит из множества рассказов, описывающих жизнь Франции после революции.

В одной из её частей – «этюдах о нравах» описываются сцены из частной, провинциальной, парижской, военной и деревенской жизни.

Совет

Бальзак изобразил жизнь всех сословий. Показал, как усиление роли денег в обществе сказалось на ослаблении нравов. Герои его рассказов женятся ради получения богатства, предают, совершают самые ужасные поступки.

В романе Бальзака «Шагрѐневая кожа» главный герой – ещё совсем молодой человек – получает необычный талисман.

Это кусочек кожи, который исполняет любые желания, но в обмен за каждое отнимает время жизни. В романе отражена проблема столкновения неопытного юноши с обществом, наполненным пороками.

   Вершиной реализма стало творчество Чарльза Дѝккенса. Писатель родился в 1812 году в Портсмуте.

Его отец был чиновником, но позже разорился и оказался в долговой тюрьме.

Чарльз работал на фабрике, затем клерком в конторе адвоката. Понять, что его призвание литература, Диккенсу помогла работа свободным репортёром.

В 24 года он издал своё первое произведение – роман «Посмертные записки Пѝквикского клуба».

В нем показана жизнь современной писателю Англии. Главным героем является мистер Пиквик.

Его поведение многим кажется странным, но внутри это очень добрый человек. Вместе с друзьями он отправляется в путешествие и наблюдает за поведением людей.

В Англии всем правят жадные, вороватые обманщики. Судьи продажны.

В одной из глав высмеяны порядки выдвижения кандидатов в парламент – они пользуются подкупом, шантажом и обманом. Но все произведение наполнено английским юмором и у читателя не складывается впечатление о безнадёжности происходящего. Диккенс пишет: «Тьма на земле для того, чтобы ярче казался свет».

Более глубоким социальным романом стал «Приключения Оливера Твѝста». Главный герой – мальчик сирота, который родился в работном доме и рос в приюте. Он работал у гробовщика. Позже уехал в Лондон, где попал в шайку карманников.

Оливер попадает в самые разные неприятности, но в результате все заканчивается благополучно.

Обратите внимание

В этом романе Диккенс показал всё английское общество, от аристократов до городских низов, преступников, которые были неотъемлемой частью городской жизни. Изобразил ужасающее положение людей в работных домах. Писатель выступил против использования детского труда.

Эмиль Золя̀ родился в 1840 году в Париже.

Он стал одним из первых, кто писал в стиле натурализма. Родился писатель в семье инженера, работал журналистом. Начал свою литературную деятельность с небольших фельетонов.

Самым известным произведением Эмиля Золя стало «Руго̀н-Макка̀ры».

Это 20 романов, посвящённых жизни двух семей.

Золя на примерах показал действие законов наследственности, к которому обращались натуралисты. Так, для семьи Ругон были характерны стремление к власти и богатству. Для Маккаров – вспыльчивость и тяга к алкоголю.

С фотографической точностью автор изобразил повседневную жизнь Франции. Небольшой городок, откуда происходит семейство Ругонов.

Здесь аристократы пытаются сохранить обычаи. Вокруг предпринимателей крутится жизнь общества – они создают салоны, утраивают праздники. Ремесленники проводят свои дни в нищих кварталах, а крестьяне на полях.

Показана жизнь шахтёрского городка, тяготы работы, которые приводят к забастовке и голоду. 

Насыщено деталями описание Центрального рынка Парижа. Золя проводит параллель между жизнью рынка и жизнью французской столицы.

Таким образом, можем сделать следующие выводы о литературе XIX века.

В этот период сложились три основных направления:

Романтизм. Его представителями являются Джордж Гордон Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне. Для писателей-романтиков характерна мечтательность, восторженность, идеализация прошлого.

Реализм. Его представители – Оноре дэ Бальзак, Чарльз Диккенс. Писатели-реалисты отображали общество таким как оно есть. Реалистов больше интересовало настоящее.

Натурализм. Его теоретиком стал Эмиль Золя. Для натурализма характерно детальное и бесстрастное отображение действительности. На поступки героев влияет окружающая среда и наследственность.

Источник: https://videouroki.net/video/8-litieratura-xix-vieka.html

Общие статьи

В развитии русской литературы первой половины XIX века выделяют четыре периода, или этапа: первый занимает примерно 15 лет с начала века до середины 10-х годов; второй – с середины 10-х годов по 1825 год включительно; третий – со второй половины 20-х годов до начала 40-х и последний, четвертый, занимает большую часть 40-х годов и первую половину 50-х.

Развитие русской литературы в 19 веке XIX век — время расцвета русской классической литературы, в котором с наибольшей полнотой проявилось ее национальное своеобразие и в котором ее общечеловеческое значение было признано всем светом. Главная проблема в начале XIX века — образование единого литературного языка.

“Чистое искусство” и гражданская поэзия во 2 половине 19 века Рассуждая о причинах разделения русской поэзии на два враждующих лагеря, необходимо отметить, что истоки конфликта кроются ещё в 1830— 1840-х годах. Именно тогда складывалась «гоголевская школа» с её стремлением изменить общественную жизнь при помощи литературы. Именно Гоголь в лирическом отступлении 7-й главы «Мёртвых душ» впервые столкнул поэта-«созерцателя» и поэта-«обличителя».
Литературная критика 19 века: общая характеристика, славянофилы и западники Разбирая литературные произведения, полемизируя и дискутируя, мы часто ссылаемся на мнения литературных критиков, приводим цитаты из их работ. Действительно, русские литературные критики XIX века подняли своё мастерство на небывалую высоту. Они помогали увидеть в литературных произведениях то, что было скрыто от читательских глаз.
Литература второй половины 19 века: основные авторы и произведения Одним из основных процессов в русской литературе с 1840-х годов стало развитие социального романа. Первым оригинальным русским романом в прозе считается роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1840). В нём соединились основные жанровые аспекты романа того времени: социальный, исторический, психологический, философский, моральный. Роман «Герой нашего времени», выросший из жанра повести 1830-х годов, придал импульс развитию прозы. В 1840-е годы появляется социально-политический роман А.И. Герцена «Кто виноват?» (1846) и роман-воспитание «Обыкновенная история» (1846) И.А. Гончарова.

“Лишний человек” в русской литературе (сочинение) Термин «лишний человек» знаком, пожалуй, каждому. Но откуда появился он в русской литературе? И что стоит за этим определением, по какому признаку того или иного литературного героя можно отнести к разряду «лишних» людей?

Поэты пушкинского круга: имена и своеобразие поэтов Споры 1820-х годов о путях развития поэзии, о природе русского романтизма обозначили различные направления их развития. Психологический романтизм Жуковского и Батюшкова в его разных модификациях и гражданский романтизм декабристов отчетливо заявили о своем своеобразии уже в начале этой эпохи. И на их фоне критика вначале робко, а затем всё отчетливее заговорила о новой школе в поэзии, о новом поколении поэтов.

Во второй половине XIX века произошел всплеск русской лирической поэзии. Только перечисление наиболее известных имен поэтов говорит о многом — Аполлон Николаевич Майков (1821—1897), Аполлон Александрович Григорьев (1882—1864), Яков Петрович Полонский (1819—1898), Иван Савич Никитин (1824—1861), Алексей Николаевич Апухтин (1840—1893), Константин Константинович Случевский (1837—1904), Семен Яковлевич Надсон (1862—1887), Константин Михайлович Фофанов (1862—1911), Федор Иванович Тютчев (1803—1873), Алексей Константинович Толстой (1817—1875), Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892), Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/78).

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/obshhie_stati/84

Персональный сайт – Литература XIX века обзор

«Золотой век» русской литературы XIX века

  19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Читайте также:  Октябрьская революция 1917 года

   Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен.

Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
   А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма.

Важно

Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны.

Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю.

Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.
   Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.
   А.С. Пушкин и Н.В.

Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

   Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма).

В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

Совет

   С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом.

Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

  Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
  Развитие поэзии несколько затихает.

Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
  Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова.

Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

  Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Направления в русской литературе XIX века

●Классицизм − Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам. Классицизм возник в XVII веке во Франции как выдающееся по своему общественному и художественному значению направление. В своей сущности он был связан с абсолютной монархией, утверждением дворянской государственности…

●Сентиментализм − Во второй половине XVIII в. в европейской литературе возникает течение, получившее название сентиментализм (от французского слова sentimentalism, что означает чувствительность).

Само название дает четкое представление о сути и характере нового явления.

Основной чертой, ведущим качеством человеческой личности провозглашался не разум, как это было в классицизме и в эпоху Просвещения, а чувство, не ум, а сердце…

●Романтизм  − направление в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века. Эпитет “романтический” в XVII века служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках (в противоположность тем, что создавались на языках классических)…

●Реализм  − Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный — воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный — нечто, вложенное в произведение художником от себя.

Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи — в связи не только с ходом развития искусства, но и с иными разнообразными обстоятельствами — придаёт большее значение то одному, то другому из них.

Источник: http://inessa-v.ucoz.ru/index/literatura_xix_veka_obzor/0-53

История России

Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры — выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.

Идейная борьба в литературе в начале века шла между группой «Беседа», объединившей консервативных, охранительно настроенных дворян, и прогрессивными литераторами, входившими в кружок «Арзамас». В начале 20-х годов большую роль в литературе играли поэты и писатели, связанные с декабристским движением или идейно близкие ему.

Они и вели борьбу против монархически-охранительного лагеря. После разгрома восстания декабристов, в эпоху глухой реакции, Пушкин отстаивал прогрессивные принципы русской литературы в борьбе против Булгарина и Греча, нападавших на прогрессивную литературу в своих органах — газете «Северная пчела» и журнале «Сын отечества». Булгарин был близок к III отделению.

Вместе с Гречем он являлся прямым агентом правительства.

Обратите внимание

Крупнейший прозаик конца XVIII—начала XIX в., писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) в молодости был не чужд либерализму. Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с западноевропейской жизнью и культурой. Самая известная из его повестей — «Бедная Лиза» (1792 г.

) рассказывает трогательную историю любви дворянина и крестьянки. «И крестьянки чувствовать умеют», — эта заключенная в повести сентенция, несмотря на ее умеренность, свидетельствовала о гуманном направлении взглядов ее автора. В начале XIX в. Карамзин становится консерватором.

Новые воззрения писателя отразились в его труде «История государства Российского».

Произведения Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) составили важный этап в развитии русской лирики — этап романтический. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвещением XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью.

Как истинный романтик, Жуковский считал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир человека. Гениальный переводчик, Жуковский открыл русскому читателю западноевропейскую романтическую поэзию.

Особенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков.

В отличие от романтизма Жуковского лирика К. Н. Батюшкова (1787—1855) носила земной, чувственный характер, была проникнута светлым взглядом на мир, гармонична и грациозна.

Иван Андреевич Крылов (1769—1844) начал свой литературный путь как журналист и драматург радикально-просветительного направления. Однако главной его заслугой является создание классической русской басни. Крылов часто брал сюжеты своих басен у других баснописцев, прежде всего у Лафонтена.

Но при этом он всегда оставался глубоко национальным поэтом, отражавшим в своих баснях особенности русского национального характера и ума. Крылов выступает против привилегий дворянства и произвола сильных, издевается над чиновниками, судит персонажей своих басен с точки зрения народа.

Жанр басни он довел до высокой естественности и простоты.

Много литераторов и поэтов было среди декабристов. Гражданские мотивы классицизма, обращение к героическим образам Катона и Брута переплетались у них с мотивами романтическими, интересом к национальной старине, к вольнолюбивым традициям Новгорода и Пскова.

Важно

Самым крупным поэтом среди декабристов был Кондратий Федорович Рылеев (1795—1826). Автор тираноборческих стихотворений, таких, как «Гражданин» и «К временщику», он написал также серию патриотических «Дум».

Под влиянием Пушкина Рылеев создал романтическую поэму «Войнаровский», в которой изображена трагическая судьба украинского патриота.

Идейно были связаны с декабризмом в определенные периоды их жизни два величайших писателя того времени — Грибоедов и Пушкин.

Заслуги Александра Сергеевича Грибоедова (1795—1829) перед русской литературой основаны на одном произведении. «Грибоедов сделал свое — он написал «Горе от ума»», — такими словами Пушкин подвел итог краткой жизни своего замечательного современника.

В «Горе от ума» (1824 г.) нет интриги в том смысле, как ее понимали французские комедиографы, нет и счастливой развязки в финале. Комедия строится на противопоставлении Чацкого другим персонажам, образующим фамусовский круг, дворянское общество Москвы.

Борьба передового человека (Герцен прямо называет Чацкого «декабристом») против бар, тунеядцев и развратников, потерявших национальное достоинство и пресмыкающихся перед всем французским, тупых солдафонов и гонителей просвещения завершается поражением героя.

Но общественный пафос речей Чацкого отразил всю силу негодования, которая накопилась у передовой русской молодежи, ее беспредельную ненависть к крепостничеству.

Путем сатирического заострения реальных черт Грибоедов создал рельефные типы, в которых наметил не только социальные черты, но и индивидуальные («портретные», как говорил он сам) особенности. Он наделил каждый персонаж острыми, почти эпиграмматическими репликами, которые сразу стали пословицами.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xix-vek/literatura-nachala-xix-veka.html

Ссылка на основную публикацию