Культурная жизнь на заре истории древней руси

Культурная жизнь на заре истории древней руси – история России

История Древней РусиЧасть 13Расцвет культурыДревней РусиПросвещение Древней Руси Первые библиотеки на Руси Древнейшие русские книги 4. Первый митрополит из русских — ИлларионПлан5. «Слово о Законе и Благодати» — выдающийся памятник красноречия Древней Руси 6. Киевская София 7.

«Повесть временных лет» о Ярославе 8. Завещание Ярослава

Расцвет культуры Древней Руси связан со временем Ярослава Мудрого, когда православная вера распространилась почти по всей Русской земле.

Князь Ярослав продолжил дело своего отца Владимира Красное Солнышко: создавал школы и мастерские по переписке книг, строил храмы и монастыри. За время его правления Киев превратился в одну из красивейших столиц мира.

Обратите внимание

Каждый, кому посчастливится побывать в Киеве, сможет посетить храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный при Ярославе Мудром, увидеть в нем древние мозаики и фрески.

Слово «просвещение» имеет христианское происхождение, и в старые времена оно связывалось с Церковью, с крещением. На Руси с принятием христианства люди стали получать доступ к книгам, знанию, образованию, то есть просвещаться в современном смысле слова.

Просвещение Древней РусиРукописные памятники Древней РусиВремя Ярослава ознаменовалось распространением православной веры почти по всей Русской земле. Не только в Киеве, но и в других городах строились церкви и монастыри.Строительство города Ярослава. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Во время княжения Ярослава уже выросли те дети, которых отдал на книжное учение князь Владимир. Теперь эти дети становились священниками и разъезжались по всей Руси служить в храмах, проповедовать христианство, учить новых детей грамоте.Князь Ярослав Мудрый А.

Гергель

Ярослав продолжал дело своего отца и создавал новые школы. В Новгороде он собрал 300 детей у старост и священников и отдал учиться книжной грамоте.

Великий князь, полюбив книги, сам читал их и днем и ночью.Первые библиотеки на РусиПамятник Ярославу Мудрому в Харькове вблизи станции метро ПушкинскаяВ летописи сохранились строки о создании первой библиотеки при Ярославе Мудром: В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии…

Ярославльи книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди…».Ярослав Мудрый. Восковая фигураЯрослав же книги многие написал и «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам». Судьба библиотеки Ярослава остается исторической загадкой.

Через двести лет Киев разграбили монголо-татары, но никто из свидетелей не говорит о гибели библиотеки. Возможно, она и по сей день хранится в подземельях киевского собора.«Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал».

Важно

Миниатюра Радзивилловской летописиВеликий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней.Софийский собор в Великом Новгороде. 1045-50 гг.Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке.

Древнейшие русские книгиПереписка книг. Миниатюра XVI в.Любимый сын Ярослава, Всеволод, самостоятельно изучил пять иностранных языков, а другой сын, Святослав, собирал где мог книги и заполнял ими свои покои. Сохранилась написанная по его заданию и украшенная драгоценными рисунками книга Изборник Святослава.Изборник Святослава (1073 г.

)К этому времени относится также сохранившаяся до сих пор самая древняя русская книга, дату написания которой мы точно знаем, — Остромирово Евангелие. Это Евангелие было написано в 1057 году для новгородского посадника Остромира. Оно также содержит великолепные рисунки и украшения.

Инициалы из Остромирова ЕвангелияКроме сыновей Ярослава, представителем нового грамотного поколения явился первый митрополит из русских — Илларион.Первый митрополит из русских — ИлларионПосле крещения Руси Русскую Церковь возглавляли митрополиты-греки, которых присылали из Византии.

После войны с Византией Ярослав созвал собор русских епископов и предложил им избрать митрополита из своих, из русских.«В лето 6559 постави Ярослав Илариона митрополитом русина в Святой Софии, собрав епископы». Миниатюра Радзивилловской летописиВыбор пал на Илариона — священника из Берестова, одного из образованнейших людей времен Ярослава.

Он умел понять превосходство новой христианской жизни над прежней жизнью Руси в язычестве и умел показать другим это превосходство.Александр Морозов. Ярослав МудрыйДо наших дней дошли несколько сочинений митрополита Иллариона. Самое замечательное — «Слово о Законе и Благодати».

По преданию Илларион произнес это «Слово» в Благовещенской церкви, что была над Золотыми воротами Киева.«Слово о Законе и Благодати» – выдающийся памятник красноречия Древней Руси«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона Киевского, 1 лист

«Слово» составлено очень поэтично. В нем прославляется благодатная христианская жизнь, перечисляются блага, которые приобрел русский народ через новую веру: «Уже не зовемся более идолослужителями, но христианами, — говорит он, — мы более не безнадежники, но уповаем в жизнь вечную».

Объяснив превосходство христианской веры над языческой, Илларион переходит к прославлению того князя, которому суждено было быть апостолом на Руси — к похвале Владимиру, а вместе с ним и сыну его Георгию (князю Ярославу), и супруге его княгине Ирине. Князь Владимир.

Совет

ДионисийВ своем «Слове» митрополит обращается к умершему князю Владимиру как к живому: «Добрый весьма и верный соратник сын твой Георгий, которого сделал Господь наследником твоего владычества, не нарушающего твоих уставов, но укрепляющего их…, который неоконченное тобой закончил…Билибин И.Я.

Великий князь Ярослав Мудрый 1926и создал дом Божий великий и святой в честь Его Премудрости, на святость и освящение граду твоему, и украсил его всякою красотою: золотом и серебром, и каменьем драгоценным, и сосудами дорогими, так что церковь эта вызывала удивление и похвалы во всех странах, лежащих окрест.

И не найдется подобной ей во всем земном севере от востока и до запада!Софийский собор в Киеве. Реконструкция.Славный город твой Киев величием, как венцом, украсил и вручил людей твоих и город Святой, Всеславной, скорой на помощь христианам Святой Богородице; Ей же и церковь на великих вратах создал…, а граду можно сказать: «Радуйся, благоверный город, Господь с тобою!».

Золотые Ворота в Киеве, памятник Ярославу МудромуЯрослав много строил в Киеве и превратил его в одну из красивейших столиц мира. За время его правления были построены Кремль, соборный храм Cвятой Софии Премудрости Божией, монастыри святых Георгия и Ирины, Золотые ворота с церковью Благовещения над ними.Киевская СофияКиев. Софийская площадь. Рисунок Абрахама Ван Вестерфельда. 1651 г.

Особенно много труда и забот было положено на сооружение храма Святой Софии. Для этого были призваны греческие зодчие и художники.Киев. Софийский собор. Гравюра 1740-х гг.Храм венчали 13 куполов. Внутренность храма была богато отделана мозаикой и фресками. Мозаика очень прочна. И до наших дней в Софийском соборе сохранились древние мозаики времен Ярослава.Богоматерь Оранта.

Мозаика Софийского собора в Киеве

Стены лестниц внутри храма были украшены фресками, изображающими сцены из княжеской жизни: суд, увеселения, охота. И поныне можно видеть одетых в колпаки с колокольчиками скоморохов, русских плясунов, играющих на флейтах, сопелях, гуслях, медных тарелках и на большой балалайке.

Храм этот сохранился до наших дней, и полюбоваться на него приезжают путешественники со всего света.

Как молодое поколение русских людей оценило сокровище, приобретенное им с христианством, и как оно было благодарно людям, давшим им это сокровище, видно из отзыва летописца о деятельности Владимира и Ярослава:«Повесть временных лет» о ЯрославеЯрослав Мудрый — достойный сын Владимира Святого

«Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это — источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания».Школа XIV в.

Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Фрагмент. Конец XVI в.Чувствуя приближение смерти, Ярослав собрал своих детей и для предупреждения всякой распри между ними сказал им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери.

Обратите внимание

И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить.Завещание ЯрославаЛитография Чорикова Б. А.Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата.

Владислав НАГОРНОВ (род. 1974). Ярослав МудрыйВот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Волынь, а Вячеславу Смоленск». Так наставлял он сыновей своих жить в любви.

Изяслав ЯрославовичСвятослав Ярославович (крайний справа) с семьёй. Миниатюра из Изборника 1073 г.Ярослав скончался в 1054 году 76 лет от роду, окруженный всеобщим почетом и любовью и горько оплакиваемый народом. Тело его было положено в гробницу из светлого мрамора в соборном храме Святой Софии.Софийский собор в Киеве. 1017—1037.

Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого

Благодарный русский народ почтил память своего великого князя, наименовав его Мудрым.

Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси.

Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17.

Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25.

Источник: https://valdvor.ru/bez-rubriki/kulturnaya-zhizn-na-zare-istorii-drevnej-rusi-istoriya-rossii.html

Культурная жизнь на заре истории Древней Руси

На Руси письменность появилась, по-видимому, еще до принятия христианства.

Сохранилось свидетельство, что славянский просветитель Константин (Кирилл) видел в Херсонесе книги, писанные «русскими письменами».

В одном из смоленских курганов археологами был найден глиняный сосуд начала X в. с надписью, которую специалисты расшифровывают по-разному: «горушна» — пряность, «Горух» — имя и т. д.

Большое распространение на Руси письменность получила после принятия христианства. Князь Владимир Святославович организовал первые школы.

Важно

Принятие новой религии и усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь (при болгарском посредничестве) основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, жития святых.

Появились апокрифы («Хождения Бо­городицы по мукам»), византийская историография («Хроника» Иоанна Малалы с повестью о Троянской войне), произведения болгарской духовной литературы («Шестоднев» Иоанна), чехо-моравской (княжеские жития Вячеслава и Людмилы), переводы с латинского.

Одновременно на Руси переводятся с греческого языка византийские хроники Георгия Амартола и Синкелла, эпос «Девгиниево деяние», «Александрия», «История Иудейской войны».

Высокого уровня достигло искусство оформления рукописной книги. Памятники письменности XI в.— Остромирово Евангелие, «Изборник» князя Святослава — богато украшены заставками и миниатюрами.

Огромный интерес представляют памятники древнерусской архитектуры.

В 989 г., сразу же после установления на Руси христианства, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая кирпичная церковь: князь Владимир «помысли создать церковь пресвятая Богородица и послав приведе мастеры от грек». В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена.

Князь Владимир даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Нельзя категорически утверждать, что Десятинная церковь была первой каменно-кирпичной постройкой, возведенной на Руси. В летописи имеется свидетельство, что в Киеве уже в 945 г. существовал каменный терем при княжеском дворце.

Читайте также:  Причины и итоги октябрьской революции 1917 года

Очень возможно, что терем оыл возведен византийскими мастерами для княгини Ольги после ее поездки в Константинополь. Однако среди раскопанных в Киеве древних сооружений ни одно пока не может быть достаточно убедительно сопостав­лено с упомянутым в летописи теремом.

Поэтому Десятинная церковь является древнейшей из извест­ных монументальных построек Руси.

Совет

Десятинная церковь рухнула во время взятия Ки­ева монголами и долго стояла в руинах.

Десятинная церковь несомненно являлась дворцо­вой церковью, и рядом с ней, повидимому, в те же годы, было возведено несколько кирпичных дворцовых зданий. Остатки фундаментов не дают воз­можности представить, даже приблизительно, их первоначальный облик, но во всяком случае очевидно, что это были не жилые, а парадные помещения.

Жилые дворцовые постройки либо составляли второй этаж каменных дворцов, либо находились рядом с ними и были, вероятно, деревянными. На площади у Десятинной церкви поставили «4 кони медяны» — трофейные скульптуры, вывезенные из Корсуни.

Почти одновременно были построены кирпичные ворота для въезда на территорию укрепленной части го­рода.

Так, в конце X в. в центральной части Киева был создан первый на Руси ансамбль монументальной каменно-кирпичной архитектуры, что сразу резко выделило Киев среди прочих русских городов, подчеркнув его роль как столицы сложившегося государства. После этого строительство в Киеве прервалось, а византийские мастера, видимо, вернулись на родину.

Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI в. Страна была в то время разделена на две части между сы­новьями князя Владимира — Мстиславом и Яросла­вом.

Раньше началось строительство в стольном у городе Мстислава — Чернигове, где был заложен Спасский собор. Письменные источники не сообщают о времени начала строительства, но к 1036 г., когда умер князь Мстислав, стены собора были выстроены на высоту, «яко на кони стояще рукою досящи».

Был ли собор достроен тогда же или после смерти Мстислава в строительстве наступил перерыв, неизвестно.

Вскоре после черниговского Спасского собора был возведен Софийский собор в Киеве. Вопрос о времени построения этого храма давно вызывает споры среди исследователей. Существует ясное свидетельство «Повести временных лет» о закладке собора в 1037 г.

Обратите внимание

Однако в Новгородской и в нескольких более поздних летописях указанное событие отнесено к 1017 г. Анализ политической обстановки и различных косвенных данных приводит к выводу, что Софийский собор был заложен действительно в 1037 г.

, а до этого в Киеве существовал деревянный собор с тем же названием.

Очень большое значение для развития русского зодчества имел Успенский собор киевского Печерского монастыря, заложенный в 1073 г. В «Печерском Патерике» сказано, что для строительства этого здания из Константинополя приехали зодчие — «мастери церковнии 4 мужи».

Переяславль — один из крупнейших древнерус­ских городов — приобрел особое военно-политическое значение в конце XI в., когда он превратился в основной оплот, прикрывавший Киевскую землю и Среднее Приднепровье от половецких вторжений.

В это время по инициативе энергичного переяславльского епископа Ефрема, а несколько позднее и князя Владимира Мономаха здесь развернулось широкое строительство.

Летопись сообщает о постройке в Переяславле церкви Михаила, «каменного города», ворот с надвратной церковью Федора, церкви Андрея «у ворот» и каменного здания бани; в 1098 г. упоминается о постройке церкви Богородицы на княжеском дворе.

Ни один из переяславльских памятников не дожил до наших дней. В Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но и еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница).

Развитие монументального изобразительного искусства было связано с освоением византийского художественного наследия.

Источник: https://histerl.ru/periudi_istorii/drevnerusskoe_gosudarstvo/kultura_drevnei_rusi.htm

Жизнь Древней Руси

В конце I-го тысячелетия н.э. на просторах Восточно-Европейской равнины сложилось древнерусское государство, объединяющее многочисленные восточнославянские племена и некоторые соседние с ними угро-финские племена.

Территория древнерусского государства занимала большую часть Восточной Европы, включая бассейны рек Днепра, Днестра, Буга (верхней части), Западной Двины, Волхова, Волги (верхней части). Влияние Руси распространялось на берега Балтийского, Белого, Черного и Азовского морей.

На больших водных путях Восточной Европы в X – XI вв. возникли многочисленные древнерусские города.

Древнерусское государство было раннефеодальным, где уже выделился господствующий класс феодалов-землевладельцев, закрепощающих крестьян и принявших христианскую религию, соответствующую новому социальному строю и новой идеологии.

Важно

Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. Принятие христианства содействовало восприятию древней Русью достижений византийской цивилизации, явившейся в свою очередь наследницей античных традиций.

Очень хорошо в те времена была развита внутрення торговля и рынок услуг, да и сейчас, если захотеть, то можно найти подработку в Витебске, Минске или Борисове.

Но Византия была далеко не единственным источником обогащения древнерусской культуры.

Русь в экономическом, политическом и культурном отношении была тесно связана с другими славянскими странами, со странами Центральной и Западной Европы, со скандинавскими странами, народами Причерноморья, Кавказа, Приуралья.

Торговые и культурные связи древняя Русь установила со странами Средиземноморья, арабского Востока, Средней Азии. Все эти связи также способствовали развитию древнерусской культуры, достигшей в рассматриваемую эпоху высокого уровня.

Со своей стороны, древняя Русь играла значительную роль в развитии других народов. Изделия древнерусского художественного ремесла, утварь, оружие  и пр. служили предметами вывоза в другие страны. Всемирно известные изделия древнерусских ювелиров и резчиков делались с замечательным искусством.

Центры этого производства – Киев, Чернигов, Новгород – привлекали к себе многочисленных купцов из многих стран Европы и Азии. В Киеве в XI — начале XII в. работали ученые, писатели, историки, публицисты, поэты. До нас дошли патриотические публицистические произведения Иллариона, летописцев Никона, Нестора, Сильвестра, составляющих летописные своды.

Автор «Слово о полку Игореве» упоминает о выдающемся поэте XI в. – Бояне, письменные источники сохранили имена врачей, художников, архитекторов.

Источник: http://www.activestudy.info/zhizn-drevnej-rusi/

История Древней Руси Часть 13 Расцвет культуры Древней

История Древней Руси Часть 13 Расцвет культуры Древней Руси

План 1. Просвещение Древней Руси 2. Первые библиотеки на Руси 3. Древнейшие русские книги 4. Первый митрополит из русских — Илларион 5. «Слово о Законе и Благодати» выдающийся памятник красноречия Древней Руси 6. Киевская София 7. «Повесть временных лет» о Ярославе 8. Завещание Ярослава

Расцвет культуры Древней Руси связан со временем Ярослава Мудрого, когда православная вера распространилась почти по всей Русской земле. Князь Ярослав продолжил дело своего отца Владимира Красное Солнышко: создавал школы и мастерские по переписке книг, строил храмы и монастыри. За время его правления Киев превратился в одну из красивейших столиц мира. Каждый, кому посчастливится побывать в Киеве, сможет посетить храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный при Ярославе Мудром, увидеть в нем древние мозаики и фрески.

Просвещение Древней Руси Слово «просвещение» имеет христианское происхождение, и в старые времена оно связывалось с Церковью, с крещением. На Руси с принятием христианства люди стали получать доступ к книгам, знанию, образованию, то есть просвещаться в современном смысле слова. Рукописные памятники Древней Руси

Совет

Время Ярослава ознаменовалось распространением православной веры почти по всей Русской земле. Не только в Киеве, но и в других городах строились церкви и монастыри. Строительство города Ярослава. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Во время княжения Ярослава уже выросли те дети, которых отдал на книжное учение князь Владимир. Теперь эти дети становились священниками и разъезжались по всей Руси служить в храмах, проповедовать христианство, учить новых детей грамоте. Князь Ярослав Мудрый А. Гергель

Ярослав продолжал дело своего отца и создавал новые школы. В Новгороде он собрал 300 детей у старост и священников и отдал учиться книжной грамоте.

Первые библиотеки на Руси Великий князь, полюбив книги, сам читал их и днем и ночью. Памятник Ярославу Мудрому в Харькове вблизи станции метро Пушкинская

Ярославль В летописи сохранились строки о создании первой библиотеки при Ярославе Мудром: В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии. . .

и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. . . » . Ярослав Мудрый. Восковая фигура

Ярослав же книги многие написал и «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам» . Судьба библиотеки Ярослава остается исторической загадкой. Через двести лет Киев разграбили монголотатары, но никто из свидетелей не говорит о гибели библиотеки. Возможно, она и по сей день хранится в подземельях киевского собора. «Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал» . Миниатюра Радзивилловской летописи

Великий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней. Софийский собор в Великом Новгороде. 1045 -50 гг.

Обратите внимание

Древнейшие русские книги Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке. Переписка книг. Миниатюра XVI в.

Изборник Святослава (1073 г. ) Любимый сын Ярослава, Всеволод, самостоятельно изучил пять иностранных языков, а другой сын, Святослав, собирал где мог книги и заполнял ими свои покои. Сохранилась написанная по его заданию и украшенная драгоценными рисунками книга Изборник Святослава.

К этому времени относится также сохранившаяся до сих пор самая древняя русская книга, дату написания которой мы точно знаем, — Остромирово Евангелие. Это Евангелие было написано в 1057 году для новгородского посадника Остромира. Оно также содержит великолепные рисунки и украшения. Инициалы из Остромирова Евангелия

Первый митрополит из русских – Илларион Кроме сыновей Ярослава, представителем нового грамотного поколения явился первый митрополит из русских — Илларион.

После крещения Руси Русскую Церковь возглавляли митрополиты-греки, которых присылали из Византии. После войны с Византией Ярослав созвал собор русских епископов и предложил им избрать митрополита из своих, из русских. «В лето 6559 постави Ярослав Илариона митрополитом русина в Святой Софии, собрав епископы» . Миниатюра Радзивилловской летописи

Выбор пал на Илариона — священника из Берестова, одного из образованнейших людей времен Ярослава. Он умел понять превосходство новой христианской жизни над прежней жизнью Руси в язычестве и умел показать другим это превосходство. Александр Морозов. Ярослав Мудрый

«Слово о Законе и Благодати» – выдающийся памятник красноречия Древней Руси До наших дней дошли несколько сочинений митрополита Иллариона. Самое замечательное — «Слово о Законе и Благодати» . По преданию Илларион произнес это «Слово» в Благовещенской церкви, что была над Золотыми воротами Киева. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона Киевского, 1 лист

«Слово» составлено очень поэтично. В нем прославляется благодатная христианская жизнь, перечисляются блага, которые приобрел русский народ через новую веру: «Уже не зовемся более идолослужителями, но христианами, — говорит он, — мы более не безнадежники, но уповаем в жизнь вечную» .

Объяснив превосходство христианской веры над языческой, Илларион переходит к прославлению того князя, которому суждено было быть апостолом на Руси — к похвале Владимиру, а вместе с ним и сыну его Георгию (князю Ярославу), и супруге его княгине Ирине. Князь Владимир. Дионисий

В своем «Слове» митрополит обращается к умершему князю Владимиру как к живому: «Добрый весьма и верный соратник сын твой Георгий, которого сделал Господь наследником твоего владычества, не нарушающего твоих уставов, но укрепляющего их. . . , который неоконченное тобой закончил. . . Билибин И. Я. Великий князь Ярослав Мудрый 1926

Важно

Софийский собор в Киеве. Реконструкция. и создал дом Божий великий и святой в честь Его Премудрости, на святость и освящение граду твоему, и украсил его всякою красотою: золотом и серебром, и каменьем драгоценным, и сосудами дорогими, так что церковь эта вызывала удивление и похвалы во всех странах, лежащих окрест. И не найдется подобной ей во всем земном севере от востока и до запада!

Золотые Ворота в Киеве, памятник Ярославу Мудрому Славный город твой Киев величием, как венцом, украсил и вручил людей твоих и город Святой, Всеславной, скорой на помощь христианам Святой Богородице; Ей же и церковь на великих вратах создал. . . , а граду можно сказать: «Радуйся, благоверный город, Господь с тобою!» .

Киевская София Киев. Софийская площадь. Рисунок Абрахама Ван Вестерфельда. 1651 г. Ярослав много строил в Киеве и превратил его в одну из красивейших столиц мира. За время его правления были построены Кремль, соборный храм Cвятой Софии Премудрости Божией, монастыри святых Георгия и Ирины, Золотые ворота с церковью Благовещения над ними.

Читайте также:  Культура россии xviii века

Особенно много труда и забот было положено на сооружение храма Святой Софии. Для этого были призваны греческие зодчие и художники. Киев. Софийский собор. Гравюра 1740 -х гг.

Храм венчали 13 куполов. Внутренность храма была богато отделана мозаикой и фресками. Мозаика очень прочна. И до наших дней в Софийском соборе сохранились древние мозаики времен Ярослава. Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора в Киеве

Стены лестниц внутри храма были украшены фресками, изображающими сцены из княжеской жизни: суд, увеселения, охота. И поныне можно видеть одетых в колпаки с колокольчиками скоморохов, русских плясунов, играющих на флейтах, сопелях, гуслях, медных тарелках и на большой балалайке.

Храм этот сохранился до наших дней, и полюбоваться на него приезжают путешественники со всего света.

«Повесть временных лет» о Ярославе Как молодое поколение русских людей оценило сокровище, приобретенное им с христианством, и как оно было благодарно людям, давшим им это сокровище, видно из отзыва летописца о деятельности Владимира и Ярослава: Ярослав Мудрый – достойный сын Владимира Святого

«Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение.

Школа XIV в. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Фрагмент. Конец XVI в. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это — источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания» .

Завещание Ярослава Чувствуя приближение смерти, Ярослав собрал своих детей и для предупреждения всякой распри между ними сказал им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Литография Чорикова Б. А.

Совет

Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брата. Владислав НАГОРНОВ (род. 1974). Ярослав Мудрый

Святослав Ярославович (крайний справа) с семьёй. Миниатюра из Изборника 1073 г. Изяслав Ярославович Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Волынь, а Вячеславу Смоленск» . Так наставлял он сыновей своих жить в любви.

Ярослав скончался в 1054 году 76 лет от роду, окруженный всеобщим почетом и любовью и горько оплакиваемый народом. Тело его было положено в гробницу из светлого мрамора в соборном храме Святой Софии. Софийский собор в Киеве. 1017— 1037. Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого

Благодарный русский народ почтил память своего великого князя, наименовав его Мудрым.

Данная презентация составлена по курсу «Православная культура России» Пивоваров Б. И. , протоиерей, магистр богословия. Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского 2002 г.

Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси. Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17. Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский Глава 8. Возрожденная Русь — Россия. Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33. Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 34. Единство России

Источник: https://present5.com/istoriya-drevnej-rusi-chast-13-rascvet-kultury-drevnej/

Славянская культура: история Древней Руси – Предков Наших

Существовавшее на Древней Руси язычество породило всех нас, его роль в русской культуре огромная и без сомнения – оно наложило свой незабываемый отпечаток и на современную жизнь.

Мы счастливы, что после стольких веков многократных попыток забить Силу Богов и похоронить Память НаРода Русские люди очнулись от сна и стали анализировать, собирать и вспоминать всю важную информацию о своих Корнях и Родовом Древе, жить по Правилам Родины – славянской ведической Руси, а не европеизированным вражеским указкам.

Так давайте же рассказывать своим детям об этом и самим себе тоже признаемся честно – славянская культура и русская Душа строят не только историю прошлого, но и наше будущее, каждую минуту влияют на нас в настоящем.

Духовная культура славянской Руси: религия и ведические обычаи

Славянская культура до крещения Руси имела свободу общения с Богами и Предками, многоликость Покровителей и единение с ПриРодой.

В отличие от христианства и в соответствии с принципом языческих религий других братских народов в русской духовной культуре существовали три мира: Навь, Явь и Правь.

В каждом из них были свои жители, и путешествовать по ним можно было легко и просто, совершая Круговорот Лет и не боясь исчезнуть и быть забытым своим Родом навсегда.

Обратите внимание

Боги хранили все три Мира и следили за соблюдением закона нахождения в нем всего сущего, приводили в равновесие вверенную им область знаний и бытия. Славянский Пантеон состоял из множества тех, кто произошел от самого главного Бога Рода нашего Русского. Люди же отвечали благодарностью им за помощь и обращались к ним с подарками, угощениями и славлениями.

В культуре каждого славянского народа присутствовало понимание солнечной энергии как Жизненной силы, и оно отображалось в свастичной символике – Коловрате, на основе которого создано немало оберегов и орнаментов.

Наши предки чтили стихии – землю, воздух, огонь и воду как составляющие Яви и податели пищи, вообще возможности существования. В отличие от современных варваров, они никогда бы не позволили себе загрязнение окружающей среды, беспричинное уничтожение лесов и полей, болот и рек.

И эту традицию древнерусской культуры нужно возродить немедленно – ибо, уничтожая ПриРоду, мы уничтожаем Род свой и своих Потомков.

По этой же причине все славянские праздники и дни почитания Родных Богов и Богинь были  естественно и мудро приурочены к ПриРодной смене сезонов, солнцестоянию и равноденствию.

Некоторые из них остались в культуре со времен древней Руси и сегодня – например, Комоедица или Масленица, Купало.

Замаскированные под христианские каноны и легенды, они прошли долгий путь и все же остались в жизни и сердце славян.

Славянские традиции и обряды в возрождении и развитии культуры Руси

К счастью – и после насильственного крещения Руси славянская культура сумела отстоять множество традиций и обрядов, пусть даже в несколько измененной форме. Отголоски древнерусских правил и обычаев остались в современных свадебных церемониях и поминовении усопших, в праздновании некоторых истинно языческих праздников засева или сбора урожая – Спасов и т.д.

Традиционные славянские обереги и исконно русская одежда с символикой тоже входит  моду и становится предметом изучения и создания стильных коллекций из натуральных тканей с использованием ручной работы. Причем эта тенденция не сбавляет оборотов, а только прибавляет их уже вот уже последние несколько лет.

Не стали исключением и мы – и тоже создали раздел по продаже русских рубах и другой славянской одежды для мужчин, женщин и детей, а также обуви, поясов и амулетов со знаками веры в Родных Богов.

Важно

Здесь есть товары для проведения обрядов и ритуалов, а также для ношения их в повседневной жизни, создания уникального и самобытного гардероба.

Все чаще и охотнее создаются профессиональные и любительские реконструкции событий на Древней Руси, где русская культура наглядно отражена в сценарии события и костюме каждого участника. Такие реконструкционные бои подразумевают использование старинного славянского оружия: мечей, палиц, шашек, топоров, нагаек и других видов.

Художественная и музыкальная народная культура Руси

Языческая и ведическая древнерусская культура хорошо сохранилась в литературе: былинах, сказах и сказках.

Три богатыря  символизируют могучие силы и дух Русского народа, в русских народных сказках отражены многие Боги и Богини в лице Кощея, Деда Мороза, Бабы Яги и Ивана, а также продемонстрирован удивительный мир леших, водяных, кикимор, русалок, домовых – духов, оберегающих свои владения.

Если вы хотите легко и просто, играючи донести ребенку информацию о язычестве на Древней Руси – читайте ему эти сказки и рассказывайте о роли того или иного персонажа в русской культуре и Родной Вере.

К сожалению – музыкальная древнерусская культура дошла до нас не в том объеме, что хотелось бы. Русоведы по сей день пытаются собрать еще больше песен, запевок, закличек и обрядовых начетов по землям бывшей Московской и Киевской Древней Руси.

Однако деревенских поселений становится все меньше – и вместе с ними исчезает и память о инструментах, мотивах и слагаемых мелодиях.

Музыкальная культура и русские народные песни живут лишь в этно-коллективах, которые становятся популярными на весь мир и стараются донести любовь к Родным Богам, чувство важности и ответственности перед ПриРодой, славить Явь, Правь и Навь пусть даже в современном аранжировании, но абсолютно искренне.

Совет

Таким же образом поддерживается интерес и к славянской культуре в области русских народных танцев.

Исключение составляет лишь всем известный хоровод – обрядовый танец, объединяющий людей и обеспечивающий взаимообмен энергией, сбор ее и направление на совершение какого-либо ритуала или просто в знак сплоченности и всеобщей радости. Его водил в жизни хоть раз каждый из нас: вокруг ели, или при играх в детском саду.

Русская культура в быту славян: Ремесло

Основная проблема и задача современного русского общества – возрождение славянского культурного быта – Ремесел. Между тем, на Древней Руси им придавалось не только практическое, но и обрядовое значение.

Веретена, прялки, ткацкие станки использовались для создания родовых рушников и одежды.

На мужских и женских рубахах вышивались обережные орнаменты и символика Родных Богов: руны, чиры, печати и другие славянские символы.

Предметы быта, ставшие сейчас частью древнерусской культуры и занимающие почетное место в этнических городских музеях: сундуки, утварь и прочее – тоже защищались нанесением таких знаков-амулетов, выбор которых зависел от назначения изделия и Покровителя того или иного Ремесла.

Особый ряд в предметах быта представляют куклы-обереги. Делать их – это особое искусство, а каждый их вид несет в себе сакральный обрядовый смысл. С этими славянскими куклами не играли, а крутили-мотали их для привлечения достатка и счастья в дом, благополучной беременности и родов, сохранности урожая и нажитого имущества, счастливой семейной жизни.

В нашем интернет-магазине недавно открылся целый раздел, посвященный этому русскому народному искусству – куклам-оберегам, выполненным точно в соответствии с правилами и культурными традициями времен Древней Руси.

Также вы найдете в каталоге сайта и другие предметы славянского быта: топоры, сундуки, картины, часы.

Обратите внимание

Ознакомьтесь со всем ассортиментом Зареницы, и вы увидите – сколько души и сердечного тепла, умения и терпеливости вложено в каждое изделие!

В свою очередь мы искренне благодарим каждого нашего Мастера за то, что с помощью его рук сохраняется древнерусская, славянская – Родная культура.

Читайте также:  Первая мировая: сен-жерменский и трианонский мир с австрией и венгрией

За то, что они несут Знания и передуют их своим Потомкам – за то, что сумели заинтересовать посетителей этого информационного портала своими работами и уже несколько лет рассылают их своим будущим владельцам по всей России – возрождая Древнюю и Могучую Русь!

Источник: https://veles.site/news/slavyanskaya-kultura-istoriya-drevnej-rusi-predkov-nashih

Культура древней Руси

Успехи славян в развитии хозяйства, их объединение в едином государстве, героическая борьба за независимость способствовали развитию культуры. Большие достижения были в различных видах искусства: в устном народном творчестве, литературе, зодчестве, живописи, художественном ремесле.

1. Развитие ремесла

Древняя Русь славилась своими искусными ремесленниками. Ремесло развивалось и в деревнях – там были свои кузнецы,»строители, гончары, специалисты по кожевенному делу. Но больше всего ремесленников проживало в городах. Городов же в древнерусском государстве уже в XI в. было больше сотни. Недаром Киевскую Русь часто называли «страной городов».

В древней Руси насчитывались десятки ремесленных специальностей. Гончары выделывали на гончарном кругу множество разнообразной глиняной посуды совершенной формы и красивой отделки с цветной глазурью – кувшины, блюда, миски – и детские игрушки.

В древней Руси в ручных домницах варилось немало металла.

Из него кузнецы выделывали множество сошников, серпов, ножей, гвоздей, подков, замков.

Особенно славились мастера по оружию. Выделывались обоюдоострые мечи (т. е. острые с двух сторон) и боевые щиты, крепкие брони и кольчуги – боевые защитные рубахи из металлических колец. О русском оружии шла громкая слава.

Славились киевские ювелиры – мастера по тонкой обработке драгоценных металлов, делавшие украшения, посуду.

Славились мастера чеканки, гравировки, золочения.

Существовало много способов тонкой отделки вещей, например способ украшения зернью. Он состоял в том, что на поверхность предмета по линиям заранее нанесенного рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Их  требовалось тысячи, и каждый надо было припаять отдельно.

На некоторых изделиях изображали сложные сцены, например на турьем роге, отделанном серебром, мастер изобразил сцену из русской былины.

Важно

Художники-мастера иногда расписывались на своем произведении: на дне великолепной чеканной чаши, найденной в Новгороде, есть надпись: «Братила делал», а на другой: «Коста делал».

Мастера подолгу учили подмастерьев и молодых учеников, передавая им секреты своего искусства.

2. Зодчество и живопись

Русские мастера-умельцы с большим искусством возводили сложные деревянные и каменные постройки: оборонительные стены на высоких земляных валах, богатые хоромы и терема знати, красивые храмы.

Многие дома знати были ярко расписаны, имели затейливые кровли, сложные резные украшения.

Каменные храмы поражали своими огромными размерами, строгостью и соразмерностью внешней формы и исключительной красотой внутренней отделки.

Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда».

Житель древней Руси или иноземный купец («гость», как его тогда называли), подъезжая к Киеву, издалека видел его высокие стены, сверкавшие золотой отделкой главные ворота, названные Золотыми, возвышавшийся в центре города Софийский собор.

Софийский собор был построен на месте победы воинов Ярослава Мудрого над печенегами и стал символом расцвета Киевской Руси.

Стены Софийского собора были сложены из рядов плитообразного розового кирпича – плинфы, чередующихся с толстым слоем светлой извести. Центральный купол окружали четыре средних купола, за которыми стояли восемь малых. Фасад разрезали глубокие ниши. Вокруг храма шла открытая галерея.

Совет

Храм увенчивали так называемые закомары – полукруглые арки, на которых лежала крыша храма.

Внутри храма стены снизу доверху украшали фрески – живопись водяными красками, нанесенная художником по сырой штукатурке. Центральный купол и арки покрывала мозаика – красочные изображения из смальты (стекловидных камешков) различных цветов.

Древние мастера использовали здесь до 130 оттенков мозаики: синего, голубого, фиолетового, золотого тонов. Этим определяется особый, неповторимый колорит мозаики Софийского собора. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под различным углом друг к другу, и, когда сквозь

Скань.

  Украшения из тонкой скрученной серебряной и золотой проволоки неширокие проемы окон на них падал свет, все изображение искрилось, переливалось разными цветами, поражая воображение каждого, кто входил в храм.

Прекрасные храмы и дворцы возводились в Новгороде и других городах древней Руси. И везде они свидетельствовали о силе и богатстве феодалов.

Расположенные рядом с низкими хижинами городской бедноты, они поражали всех своим величием и красотой и утверждали в сознании людей того времени идею покорности князю и авторитет церкви.

3. Устное народное творчество.

Богато было народное устное творчество в древней Руси. Народ создавал песни – веселые, грустные, боевые, колыбельные. Рассказывалось множество сказок.

В речи сверкали меткие поговорки и пословицы. Народ сложил былины – величественные поэмы о могучих богатырях Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о веселом и сметливом Алеше Поповиче. Крепко стояли они на границах Руси. Не пропускали врага к Киеву.

  • Ко тому ко стольному ко городу
  • ко Киеву
  • На той ли на дороге на широкой
  • Была застава великая.
  • Крепость была крепкая,
  • Ни конник не проезживал,
  • Ни зверь не прорыскивал,
  • Ни птица не пролетывала.

И бились они храбро за «землю Русскую» да «за вдов, за сирот, за бедных людей».

В былинах, сказках, пословицах виден ум народа, его богатая художественная фантазия, его размышления о прошлом и мечты о будущем.

Трудовые люди того времени отражали в творчестве не только свою жизнь с ее радостями и печалями, но и свои надежды, мысли о будущем. В ту пору, когда лошадь была самым быстрым средством передвижения, народ уже мечтал в сказках о ковре-самолете, который нес бы человека по воздуху, быстрый как ветер.

Мечтал человек о великой мудрости, о покорении сил природы. «Похотелося Вольге много мудрости»,- говорит былина о своем герое Вольге Святославиче. Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».

4. Письменность. Летописи

Древняя Русь знала письменность еще до принятия христианства. Существовали древнейшие рукописи, написанные «русскими письменами».

Позже русские буквы были усовершенствованы и утвердилась славянская азбука, которой написано большинство дошедших до нас древних русских документов. Эти буквы не совсем походили на теперешние. Буква А называлась «аз», буква Б – «буки».

От названия этих букв и произошло слово «азбука».

Все книги были тогда рукописными: печатать книги еще не умели. Бумаги тогда не было, и писали на тонко обработанной телячьей коже (пергаменте) гусиными перьями или палочками. Книги создавались медленно и стоили дорого. Русские люди очень ценили книги. Писали и на бересте, выдавливая или прорезывая буквы.

Обратите внимание

При раскопках в Новгороде нашли несколько сотен писем древних русских людей друг к другу, писанных на бересте.

В монастырях возникали первые исторические труды, в которых по порядку, год за годом, записывались важнейшие события. Год назывался «лето», поэтому погодную запись стали именовать летописью.

Одна из древнейших русских летописей – «Повесть временных лет» – составлена в Киево-Печерском монастыре монахом Нестором. Она рассказывает о том, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Многочисленные летописцы продолжали эту летопись в разных городах древней Руси.

Летописи – замечательный памятник, которым мы гордимся. Они запечатлели множество событий прошлого. Летописи рассказывают нам о нашей истории.

5. Школа и просвещение

В древней Руси существовали школы. В них обучали чтению, письму, богословию, пению.

Князь Владимир Святославич повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». При князе Ярославе Мудром было велено собирать в школу и детей простого народа – «по городам и иным местам».

Внучка Ярослава Мудрого при одном из монастырей основала первую в Европе школу для девочек.

Многие матери не хотели отдавать своих детей в школу и плакали «по них… аки по мертвых». Как бы уговаривая их, древний летописец писал: «Свет дневной – есть слово книжное, его же лишився безумный, аки во тьме ходит и погибнет вовек».

В древней Руси было немало грамотных людей, и не только среди знати и духовенства, но и из простого народа.

В XI в. стала создаваться первая библиотека – при Софийском соборе в Киеве. Возникали библиотеки и в других русских городах и при монастырях.

Высокая культура древней Руси явилась основой развития культуры русского, украинского и белорусского народов.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-nechkina-lejbengrub/218-kultura-drevnej-rusi.html

Культура Древней Руси: от языческих традиций к христианским канонам

Прежде чем начать доклад, определимся с понятием «культурное наследие». Культура — это определённый образ жизни, её уклад.

Представители разных народов имеют уникальный язык, носят характерную для них одежду, по-разному возводят здания, обустраивают жильё. Они поклоняются своим божествам, отмечают присущие лишь им праздники, восхваляют своих героев в песнях и сказаниях.

Все эти элементы составляют культуру каждого народа и передаются из поколения в поколение в виде духовного и материального достояния.

В древней Руси культурное наследие накапливалось веками на основе языческих традиций и под влиянием соседних государств.

Истоки

Становление древнерусской культуры произошло вместе с объединением племён и образованием Российского государства в IX веке.

Первоначально быт древних славян был связан с земледелием, скотоводством и обожествлением «Матушки-природы». Наши предки чтили языческих идолов.

Они поклонялись богу солнца Ярило, покровителю поэзии Велесу, богу грома Перуну, «прародителю славян» Дажьбогу.

Языческий свадебный обряд.

Князь Владимир Святославович (в народе — Владимир Красное солнышко) изменил ход истории. В 988 году был совершён обряд крещения Руси. Тысячи русичей были вынуждены принять христианскую религию по воле правителя.

Влияние Византии

Первым русским митрополитом (главой церкви) стал наместник из Константинополя Михаил. Приобщение к византийской культуре способствовало коренным изменениям в привычном жизненном укладе народа:

  • открытию школ при монастырях и церквях;
  • формированию азбуки;
  • развитию письменности;
  • зарождению древнерусской литературы;
  • возведению каменных строений — крепостей, храмов, княжеских усадеб.

Кириллица была создана стараниями монахов из Константинополя — Кирилла и Мефодия. Они составили новый алфавит на основе древнерусских обозначений слов.

Письменность, грамотность, образование

В Киевской Руси писали на берестяных грамотах. Для выдавливания букв использовалось так называемое писало. Оно изготавливалось из кости, металла или дерева.

Судя по археологическим находкам в Новгороде, на бересте умели писать и зажиточные, и бедные горожане. Этот факт говорит о высоком уровне грамотности древнерусского населения. Способом выдавливания на бересте из поколения в поколение передавалась важная информация:

  • содержание торговых сделок;
  • письма с мест военных действий;
  • отчёты по ведению хозяйства;
  • приглашения на свадьбы, поминки;
  • донесения;
  • забавные стихи и загадки.

Берестяная грамота — запись на коре берёзы, памятник письменности Древней Руси XI—XV вв.

С развитием письменности на Руси появляются летописи. Первые из них, дошедшие до наших дней, упоминают о разгроме Хазарского каганата и гибели его кочевого народа под натиском российского войска, об освоении новых земель, о заслугах князей.

Архитектура и градостроительство

Первым каменным храмом древней Руси стал 13-главый Софийский собор в городе Киеве. Этот памятник архитектуры сохранился до наших дней. Над его строительством работали византийские архитекторы. Здание возводилось во время правления Ярослава Мудрого по образцу собора в Константинополе.

После этого в XI — XII веках и тут и там в княжествах появлялись церкви и церквушки с золотыми куполами. Например, Софийский собор в Новгороде — уменьшенная, и менее роскошная копия киевского храма. Над его возведением трудились только русские мастера, без участия византийских зодчих.

Новгородский Софийский собор — выдающийся памятников древнерусского зодчества.

Народное творчество

Первоначальные формы фольклора русского народа были связаны с языческим культом. Песни во славу урожая сменились былинным эпосом. В таких устных произведениях прославлялись русские богатыри: Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец.

Былины — народное творчество, созданное по мотивам реальных событий. Так, прообразом Добрыни Никитича считается воевода Добрыня, дядя великого князя Владимира Красное Солнышко.

Герои русских былин на картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Христианские убеждения, обмен опытом с чужеземными ремесленниками, торговцами, монахами и послами русичей привели в Киевской Руси к расцвету в области просвещения, развитию письменности, основанию и застройке новых городов и княжеств со златоглавыми храмами.

Однако в конце 1230-х годов духовным и материальным ценностям древнерусского народа был нанесен большой урон. Тогда огромные полчища монголо-татар достигли границ Киевской Руси.

Важно

С их нашествия в её истории началась эпоха золотой орды — трёхсотлетний период владычества восточной деспотии, разорения и угнетения русского народа, упадка его экономики и культуры.

Источник: http://www.doklad-plus.ru/istoriya/kultura-drevnei-rusi.html

Ссылка на основную публикацию