Культура во второй половине 60-х—конце 90-х годах

Уроки 90-ых: Развитие культуры во второй половине 80-х и в 90-е годы

Меню

  • В советский период культура находилась под строгим идеологическим надзором партийных и государственных органов. Государство управляло культурой с помощью системы творческих союзов – союза писателей, союза кинематографистов, союза художников и т.д. Они фактически играли роль министерств по делам литературы, кино, живописи.
    Произведения литературы и искусства, не соответствовавшие государственной идеологии, не только не получали финансовой поддержки от государства, но строго запрещались, а их авторы подвергались преследованиям. В 60-80-е годы были высланы из страны или вынуждены эмигрировать выдающиеся деятели отечественной культуры: поэт Иосиф Бродский, писатель Александр Солженицын (оба стали лауреатами Нобелевской премии по литературе), дирижер Мстислав Ростропович, оперная певица Галина Вишневская, артист балета Михаил Барышников и многие другие.

  • Те же, кто оставались в СССР, но не принимали партийного контроля и официальной художественной доктрины, вынуждены были заниматься искусством как хобби, зарабатывая на жизнь другими способами. Так сложилось «поколение дворников и сторожей», как его назвал один из его главных представителей – музыкант Борис Гребенщиков. Молодые музыканты, поэты и художники становились кочегарами и ночными сторожами, превращая кочегарки, дворницкие и заброшенные квартиры в подпольные музыкальные клубы и выставочные залы.
    Эта неофициальная культура получила название культуры андеграунда (от английского underground – подземный, подпольный) или контркультуры. К 80-м годам ее самым заметным проявлением стала рок-музыка, представленная такими группами, как «Кино» (Виктор Цой), «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Машина времени» (Андрей Макаревич) и другими.

  • Жесткое ограничение свободы художественного творчества вызывало протест и являлось одной из причин роста общественного недовольства советским режимом в 70-80-е годы. В годы перестройки в области культуры развернулась острая политическая борьба, а демократизация общественной жизни сопровождалась культурным расцветом.
    Развитие культуры в России в годы перестройки и рыночных реформ определялось несколькими основными факторами:

  • В конце 80-х – начале 90-х годов к российскому читателю пришли классические произведения поэтов Серебряного века, «неофициальной» советской литературы и литературы русского зарубежья. Давно опубликованные и хорошо известные на Западе, они были недоступны (или крайне труднодоступны) в СССР. О них молчали школьные программы.
    Среди возвращенных читателю произведений можно назвать повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» (по которой режиссер Владимир Бортко в 1988 году снял завоевавший огромную популярность телевизионный фильм); повесть Андрея Платонова «Котлован»; роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго»; роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»; роман Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»; произведения Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Ивана Бунина, Владимира Набокова, Евгения Замятина, Иосифа Бродского, Сергей Довлатова и других классиков русской литературы.

  • Из запасников музеев извлекаются произведения практически не выставлявшихся в советское время художников – например, Павла Филонова и Казимира Малевича, выставки которых с огромным успехом проходят в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее в Москве в 1988 году

  • Многие деятели культуры русского зарубежья получают возможность вернуться в Россию из вынужденной эмиграции. Знаковым событием стало возвращение Александра Солженицына в 1994 году.
    Демократизация и расширение международных связей сделали возможным ознакомление россиян с ведущими направлениями современной западной культуры. В конце 80-х и в 90-е годы на русский язык широко переводятся произведения литературы модернизма (например, роман Джеймса Джойса «Улисс») и сочинения ведущих современных философов (например, Мишеля Фуко), выходят на экраны фильмы Пьера Паоло Пазолини, Райнера Фассбиндера, Вернера Херцога и т.д.
    Благодаря этому преодолевается искусственная изоляция отечественной культуры, восстанавливаются ее нарушенные в советский период связи со своей собственной исторической традицией и современной мировой культурой.

  • Демократически настроенные деятели культуры сыграли огромную роль в идеологических битвах эпохи перестройки. Во многих книгах и фильмах, увидевших свет во второй половине 80-х годов, был подвергнут резкой критике сталинизм и была показана бесчеловечность террора. Особую роль в критическом переосмыслении советского прошлого сыграли фильм режиссера Тенгиза Абуладзе «Покаяние» (1986) и роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» (1987), в котором автор показывал, что сталинизм был всеохватывающей системой отношений, пронизывающих советское общество.

  • Во второй половине 80-х годов ослабление, а затем и отмена цензуры привели к снятию табу на ранее запретные темы. Писатели и кинематографисты заговорили о реальных проблемах советского общества, существование которых еще недавно отрицалось официальной идеологией: наркомания, проституция, пьянство, лицемерная идеология и ханжеская мораль власть имущих, массовое разочарование в социалистических ценностях и ощущение бессмысленности существования, которое было свойственно многим людям того времени. Так, проблема проституции была поставлена в фильме режиссера Петра Тодоровского «Интердевочка» (1989), проблема наркомании – в фильме режиссера Рашида Нугманова «Игла» (1988), а проблема нравственного разложения комсомольских лидеров – в фильме режиссера Сергей Снежкина «ЧП районного масштаба» (1988). Далее

  • Характерным примером снятия запретов стал фильм молодого (двадцатисемилетнего) режиссера Василия Пичула «Маленькая Вера» (1988), который без всяких прикрас показывал жизнь советских людей. Фильм ввел в советское кино тему сексуальности. Первой советской актрисой, снявшейся в эротической сцене, стала Наталья Негода. В мае 1989 года, когда фильм с успехом шел в разных странах мира, ее фотография появилась на обложке культового американского журнала «Playboy» с надписью «Из России с любовью (From Russia with love)».
    Назад

  • Культовым фильмом конца 80-х годов стал фильм режиссера Сергея Соловьева «Асса», премьера которого состоялась в Москве в 1988 году. Он посвящен проблеме протестной молодежной культуры и, в частности, рок-музыке, которую не признавала официальная советская идеология. В финале фильма звучит песня Виктора Цоя – лидера группы «Кино»: «Перемен! – требуют наши сердца. // Перемен! – требуют наши глаза». Эти слова стали своего рода лозунгом перестройки. Но в песне отразился и противоречивый характер эпохи. Ее ключевая фраза – «И вдруг нам становится страшно что-то менять».
    В этом фильме, который посмотрели миллионы зрителей, на всю страну прозвучала музыка и песни популярнейших среди молодежи музыкантов – Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя. Благодаря кинематографу состоялся «выход из подполья» важнейшей части советской контркультуры – рок-музыки.

  • Упоение обретенной свободой, в том числе свободой творчества, порождало надежды на будущее, пик которых пришелся на дни и недели после провала августовского путча 1991 года. Связь между политическим освобождением и творческим раскрепощением символизировал концерт «Рок на баррикадах». Его дали 22 августа в торжествующей победу над ГКЧП Москве ведущие рок-группы — «Машина времени», «Алиса», «Круиз», «Шах», «Коррозия металла».

  • Одновременно с рок-музыкой получают официальное признание литература и изобразительное искусство андеграунда. В России начинают печататься ведущие представители «неофициальной» поэзии Дмитрий Пригов и Лев Рубинштейн. В конце 80-х годов с успехом проходят первые публичные выставки ранее запрещенных художников – например, выставка Товарищества экспериментального изобразительного искусства в «Ленэкспо» в Ленинграде. В тридцатиградусный мороз у входа в зал «Ленэкспо» в Ленинграде выстраивались очереди.
    На рубеже 80-90-х годов создаются первые арт-галереи – например, галерея Марата Гельмана в Москве (1990) и культурный центр «Пушкинская 10» в Ленинграде. Арт-галереи, совмещающие в себе функции музеев, выставочных залов и художественных салонов, играли важную роль в культуре 90-х годов и в распространении современного искусства.

  • После начала рыночных реформ произошли существенные изменения в экономической и социальной инфраструктуре культуры. Государственное финансирование культуры и образования, как и других бюджетных сфер, в 90-е годы стало недостаточным. Зато появились новые возможности, связанные с рыночной экономикой. Прежде всего, возникла настоящая культурная индустрия, поддерживающая развитие массовой культуры (издательства, печатающие массовую литературу, частные фирмы, занимающиеся организацией концертов и фестивалей популярной музыки и т.д.).
    Возникновение рыночной экономики способствовало распространению в России современной массовой культуры. С конца 80-х годов зарубежная музыка, массовое кино, переводная литература для широкого читателя (мелодрамы, триллеры и т.д.) захватывают российский рынок. К ним добавляется отечественная (главным образом, музыкальная) массовая культура, в особенности рок, который из нон-конформистского направления в музыке 80-х становится частью официальной культуры.

  • Главную роль в развитии массовой культуры играло телевидение. На нем появились первые частные каналы. Важным источником доходов телевидения стала реклама. Чтобы привлечь зрителей, телевидение пошло по пути внедрения развлекательных программ и показа телесериалов. В конце 80-х – начале 90-х годов на телевидении появились первые развлекательные передачи, многие из которых долгие годы сохраняли популярность, например, «Поле чудес» и «Городок».

  • Развитие «серьезной культуры» в России в 90-е годы во многом определялось влиянием постмодернизма. Важнейшей частью постмодернистской программы стали эксперименты с языком и попытки найти новые средства выражения, вплоть до отрицания классического искусства и литературы.
    Под влиянием постмодернизма еще в 70-80-е годы сложился московский концептуализм – важная часть контркультуры того времени. В 90-е годы он стал ведущим направлением отечественной культуры. Некоторые его представители в 80-е годы эмигрировали, но остались тесно связанными с художественной жизнью России. Далее

  • В изобразительном искусстве московский концептуализм представлен, прежде всего, Ильей Кабаковым и Андреем Монастырским, в поэзии – Дмитрием Приговым и Львом Рубинштейном. Впрочем, большинство концептуалистов, что типично для современного искусства, проявили себя сразу в нескольких видах искусства (музыке, поэзии, изобразительном искусстве). Для концептуалистов характерна ироническая игра с принятыми в культуре смыслами, которая обнажает пустоту официальной культуры, нередко ориентирующейся на классические образцы.
    Назад

  • В 80-90-е годы в русскую литературу приходит целая плеяда блестяще одаренных молодых писателей: Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Дмитрий Быков. Для их творчества также характерна ироническая игра со смыслами, поиск новых форм выражения, широкое использование нелитературного языка, внимание к теневым сторонам жизни. В 90-е годы публикуются романы Пелевина «Омон Ра» (1992), «Жизнь насекомых» (1993) и «Чапаев и пустота» (1996), романы Сорокина «Сердца четырех» (1994) и «Голубое сало» (1999).

  • Для музыкальной жизни 90-х годов, наряду с распространением современной музыки, характерен расцвет классического музыкального театра. Наиболее ярким примером здесь является Мариинский театр в Санкт-Петербурге (с 1920 по 1992 год он назывался Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова), главным дирижером которого в 1988 году стал Валерий Гергиев. Гергиев внедрил в театре принципы менеджмента, соответствующие условиям рыночной экономики, существенно обновил репертуар, создал один из лучших в мире театральных оркестров, уникальную оперную и балетную труппы. С 1993 года Мариинский театр проводит международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей», прочно вошедший в десятку самых популярных фестивалей мира.

Источник: http://history4you.ru/documents/10180/22215/index4.html

Русская культура 60-90-х годов XIX века

Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской национальной культуры.

Русская культура второй половины XIX в.

отражала сложные противоречивые процессы, происходившие в обществе. Общественное движение, достигшее в это время невиданных ранее масштабов, стимулировало развитие демократических тенденций в просвещении, литературе, искусстве.

Обратите внимание

Народное хозяйство страны настоятельно требовало широкого притока квалифицированных специалистов, развития научных исследований и технических разработок.

Все эти новые явления вызывали глубокую озабоченность правительства, жестко контролировавшего все сферы культурной жизни, которое пыталось задержать распространение демократических идей, реально угрожавших прочности самодержавия. Борьба прогрессивной и консервативной тенденций пронизывала в эти годы весь процесс формирования и развития русской культуры.

Народное образование

Важную роль в становлении системы народного образования сыграли реформы в области начальной и средней школы. Через народные училища, земские школы, гимназии и другие учебные заведения за 30 пореформенных лет прошло несколько сотен тысяч учеников (в предреформенное десятилетие грамотность в России составляла примерно 5-6%, во второй половине 90-х годов — 18-21%).

Большое значение в деле распространения образования имела деятельность демократически настроенных педагогов, среди которых особое место принадлежит К.Д.Ушинскому. Перу Ушинского принадлежали лучшие школьные учебники в России, выдержавшие десятки изданий.

В 60-е годы получили заметное распространение воскресные школы для взрослых, открывались женские средние учебные заведения.

Наибольший вклад в высшее образование в России внесли университеты. Всего к началу 60-х годов университеты имели С.-Петербург, Москва, Дерпт, Вильно, Харьков, Киев, Казань. Позднее были открыты университеты в Одессе, Варшаве и Томске.

Росла численность высших технических учебных заведений. До реформы их было всего 7 (5 в столице и 2 в Москве), к концу века их численность приблизилась к 60. Появилось в стране и высшее женское образование: открылись Высшие женские медицинские курсы в С.-Петербурге, Высшие курсы профессора В.И.Герье в Москве и др.

Важную роль в развитии женского образования сыграли «Бестужевские» курсы в столице (по имени профессора К.Н.Бестужева-Рюмина), основанные по инициативе группы прогрессивно настроенной интеллигенции во главе с профессором А.Н.Бекетовым.

Наука и техника

Во второй половине XIX в. русская наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества (Русское географическое общество, Русское химическое, Русское астрономическое, Русское техническое и др.

) Заметным явлением в научной жизни становятся съезды специалистов (естествоиспытателей, медицинские «Пироговские» и др.). К концу века в империи выходило около 500 специальных и научных изданий (к началу 50-х годов их было около 60).

60-70-е годы принято называть «золотым веком» русской химии. Выдающийся вклад в мировую науку внесли А.М.

Бутлеров (работы в области изучения химического состава и строения органических тел), Д.И.Менделеев (открытие периодической таблицы, работы в самых различных областях знания).

Европейской известностью пользовались русские математики: П.Л.Чебышов, заложивший начало петербургской математической школы; А.М.Ляпунов; А.А.Марков; С.В.Ковалевская.

В области физики успешно работали А.Г.Столетов (изучение фотоэлектрических явлений), П.Н.Яблочков (изобретатель дуговой лампы, «свечи Яблочкова»), А.Н.Лодыгин (создание ламп накаливания), А.С.Попов (изобретение в 1895 г. радиоприемника). Заметным явлением в науке стали труды астронома Ф.А.Бредихина.

Крупный вклад в биологию и физиологию внесли К.А.

Важно

Тимирязев (проблемы фотосинтеза, агрономии), И.М.Сеченов (физиология и психология), И.И.Мечников (защитные свойства организма), к 70-80-м годам относится начало деятельности известного русского физиолога И.П.Павлова.

Значительный вклад в мировую науку внесли русские географы и этнографы.

Энциклопедическими знаниями в области географии, геологии, ботаники, статистики обладал П.П.Семенов, прославившийся изучением труднодоступных районов Тянь-Шаня. Районы Центральной Азии были изучены Н.М.Пржевальским. Много лет отдал исследованию Новой Гвинеи Н.Н.Миклухо-Маклай.

Крупных успехов добилась в эти годы русская техника. Успешно работал в области самолетостроения А.

Ф.Можайский, исследованиями в области дирежаблестроения, аэродинамики, ракетных двигателей занимался К.Э.Циолковский. Европейскую известность получили работы Н.Н.Бернадоса и Н.С.Славянова (электросварка), М.О.Доливо-Добровольского (электродвигатели), Д.К.Чернова (металлургия), С.О.Макарова (кораблестроение). А.С.Попова (радио) и многих других русских ученых.


Заметное развитие получили в 60-90-е годы общественные науки. В работах А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева по философии, истории, политической экономии нашли свое развитие русские материалистические традиции. Позднее, в 80-90-е годы начинается период распространения марксизма в России.

Развивалось и идеалистическое направление в отечественной философии, получившее новый импульс в трудах крупнейшего представителя русского религиозно-мистического идеализма В.С.Соловьева.

Огромным вкладом в русскую историческую науку стал 29-томный труд С.М.Соловьева «История России с древнейших времен».

Совет

В 80-90-е годы в высших учебных заведениях читал свой «Курс русской истории» его ученик, выдающийся русский историк В.О.Ключевский.

Интерес к народной жизни, свойственный русскому демократическому движению, отразился в работах русских филологов. В 1861-1868 гг. В.И.Далем создается «Толковый словарь живого великорусского языка», большую известность получили работы А.Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, И.И.Срезневского и др.

Русская литература 60-90-х годов

В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время писали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, И.А.Гончаров, А.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов.

Для литературы этого периода присуще пристальное внимание к человеку, глубокое проникновение в его внутренний мир и в то же время широта анализа русской действительности, протест против несправедливости и социального зла во всех сферах общественной жизни. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А.

Некрасова, тонких лириков Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. Насыщенной была театральная жизнь страны. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н.Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский — в С.-Петербурге, на сценах которых выступали П.М.Садовский, М.Н.Ермолова, А.И.

Южин (Сумбатов), П.А.Стрепетова, М.Г.Савина и многие Другие замечательные актеры.

Музыка

Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, создавших творческое объединение («могучую кучку»), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В.Стасов. В это объединение вошли Л.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи, М.А.Балакирев.

Мировую известность получили симфонии, оперы, балеты, музыкальные пьесы крупнейшего русского композитора П.И.Чайковского.

Период расцвета переживали в эти годы русская национальная опера, балет, симфоническая музыка. Центрами музыкальной жизни страны становятся С.-Петербургская и Московская консерватории, директорами которых были А.Г. и Н.Г.

Рубинштейны.

Изобразительное искусство

В пореформенные годы в русском изобразительном искусстве продолжался процесс создания национальной художественной школы. В борьбе с рутинными канонами казенного официального искусства (носителем которого была в это время Академия художеств) крепнет реалистическое направление, завоевавшее прочные позиции в русской живописи. В 1863 г.

группа выпускников Академии во главе с И.Н.Крамским отказалась принимать участие в конкурсе на золотую медаль. Вне рамок Академии ими была создана «Артель художников» — демократическое объединение, членов которого объединяли единые профессиональные и идейные взгляды.

Осенью 1870 г. Н.И.Крамской, В.Г.Перов, Н.Н.Ге и Г.Г.

Мясоедов основали «Товарищество передвижных художественных выставок», просуществовавшее до 1923 г. Картины «передвижников» регулярно выставляя лись на выставках в различных городах России, вызывая широкий интерес демократической общественности.

Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русского художника И.Е.

Репина («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван» и др.), картины В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, В.В.Верещагина.

Крупнейшими русскими скульпторами в эти годы были М.М.Антокольский, А.М.Опекушин, М.О.Микешин.

Большую роль в развитии русского изобразительного искусства сыграли известные коллекционеры и меценаты.

Так, трудами П.М.Третьякова в Москве была открыта художественная (Третьяковская) галерея, ставшая настоящей сокровищницей национальной живописи.

Архитектура

Русская архитектура рассматриваемого периода постепенно осваивала новые строительные материалы и технологии (металлоконструкции, бетон и т.п.), что позволяло придавать зданиям качественно новый облик.

С развитием капитализма в России новые требования стали предъявляться к постройкам утилитарного назначения. При строительстве заводских корпусов, вокзалов, доходных домов (в которых квартиры сдавались в наем) на первое место выходит целесообразность тех или иных архитектурных решений.

Для сооружений 70-90-х годов характерно смешение стилей (эклектика), вместе с тем большое внимание уделяется национальным традициям, которые получили отражение в так называемом «псевдорусском» стиле. В эти годы быстро застраиваются целые кварталы в С.

-Петербурге и Москве, возникают рабочие окраины в крупных промышленных городах, много внимания уделяется городской планировке (Одесса, Рига и др. города).


Обратите внимание

Русская культура пореформенного периода была теснейшим образом связана с теми огромными изменениями, которые произошли в экономической, политической и социальной сферах страны, опираясь на широкое демократическое движение, она сделала громадный шаг вперед, получила международное признание.

Источник: http://sunapse.ru/rushistory/culture/culture7.html

Музыкальная культура 90-х годов XX века

Музыка 90-х годов — это, можно сказать, современная музыка, мы все ее помним, знаем, любим, а многие авторы, завоевавшие популярность в те годы, остаются популярными и сейчас. И все же приоритеты у всех разные.

Техно, готика, латино, диджи-мьюзик, рэп, альтернативный рок, панк — можно было бы долго перечислять все, чем одарил слушателя этот период.

Для одних 90-е остались эпохой Элтона Джона и его сингла Sacrifice, для других — это Уитни Хьюстон, чья слава, начавшаяся в 80-х, только росла, для третьих — это триумф Ace of Base, шведской группы, запустившей в начале декады мелодию Happy Nation.

В те же годы стал знаменитым еще один шведский музыкант — Dr. Alban, яркий представитель евродэнса. Нигериец по происхождению и стоматолог по образованию Доктор Альбан подарил миру хит, долго не утративший своей прелести — It’s My Life.

Что касается рока, то к 90-м в нем образовалось множество новых стилей, течений направлений. Один из самых заметных стилей рока в 90-х был гранж. Этот стиль зародился в музыке групп города Сиэттла, на тот момент одной из столиц рок-музыки.

В авангарде гранжа — депрессивного и отчаянного — шла группа Nirvana. Курт Кобейн, ее лидер, чья жизнь так трагически закончилась тогда же в 90-е (1994), был назван голосом поколения.

Для многих именно эта группа осталась самой знаковой группой 90-х.

Во второй половине 90-х электронная музыка открыла свой новый этап. И немало этому способствовала группа The Prodigy, особенно внушительно у них прозвучало две песни: Smack My Bitch Up и Breathe.

Эта группа вполне может быть названа основоположницей стиля бигбит.

Важно

Несколько выдающихся хитов в эти годы запустили группы Blur, игравшая в разные годы брит-поп, инди-рок, психоделический рок, электронную музыку, и Radiohead, которую причисляли то к альтернативному року, то к арт-року.

Все это британские группы и перечисляя их, невозможно не упомянуть одну из самых успешных групп 90 -х Oasis, ставшую лучшим наследником всех рок-групп 80-х и развившую старые традиции.

В 1990 году образовалась и сразу получила мировую популярность ирландская The Cranberries, предложившая мелодичный рок с элементами национального звучания.

И, вообще, в то время популярнейший телеканал MTV пестрил различными видеоклипами самых разных групп английских и американских школ рока, где клип кажого музыканта, будь-то группы, не был похож один на другой с удивительными сценариями и сюжетом.

Будь-то рокеры Aerosmith, зажигательные Red Hot Chili Peppers, эксперементирующие U2 и молодые малоизвестные английские бенды Supergrass и Pulp, все они ежегодно занимали позиции в топ-100 Billboard и MTV Greatest Hits.

90-е годы явили миру такого фаворита как Робби Уильямс. В 1994 году он начал успешную сольную карьеру, а начинал в группе Take That.

Изначально эта группа была создана в надежде на такой же фурор, какой произвел один из первых бой-бандов New Kids on the Block, имевший ошеломляющий успех в конце 80-х и начале 90-х. Эта группа закончила свое существование в 1994 году.

Зато тогда же образовалась сразу ставшая любимой целым поколением группа Backstreet Boys из Орландо, США. Этот же год дал миру Spice Girls — британский женский коллектив, вслед за которым появилось множество копий и подражаний.

Совет

Это десятилетие было сложным для британского коллектива The Verve: он то собирался, то распадался. Но когда в 1997 году появился сингл Bitter Sweet Symphony, то стало ясно: свой вклад в копилку мировой музыки группа сделала.

Многие группы, образованные раннее, использовали это десятилетие для дальнейшего набора высоты. Среди них уже любимая в хард-роке Metallica, слегка изменившая свое звучание и выпустившая несколько отличных альбомов.

То же можно сказать и о Pet Shop Boys, работавшем в классическом направлении евродэнса.

В это десятилетие калифорнийцы из Red Hot Chili Peppers заключили контракт с «Уорнер брозерс», что послужило толчком к созданию новых хитов, а альбом Californication стал легендой.

Одной из самых знаковых песен этого десятилетия стала песня My Heart Will Go On канадской певицы Селин Дион. Использование ее в фильме «Титаник» принесло певице славу и Оскара. 1999 год многим запомнился появлением Бритни Спирс с альбомом …Baby One More Time. В этом же году мир активно завоевывала латинская музыка и созвучная ей: Дженифер Лопес, Рики Мартин, Энрике Иглесиас.

В России в это время: в группе «Браво» в 90-м появился новый солист Валерий Сюткин, стиляги из Москвы на пике популярности.

«Агата Кристи» из Екатеринбурга выпустила альбомы «Декаданс», «Позорная звезда», «Опиум» — и покорила стадионы. В 1997 году из далекого Приморья пробился «Мумий Троль».

«Машина времени» выпустила две программные баллады «Однажды мир прогнется под нас» и «Он был старше ее», которые тоже стали своеобразными знаками эпохи.

Источник: https://myshulka.ru/node/143

Культура в послевоенные годы

ID: 28758

Название работы: Культура в послевоенные годы

Категория: Доклад

Предметная область: История и СИД

Описание: Во время одной из встреч с деятелями литературы и искусства Н. Но тема репрессий сталинских лагерей не ушла из литературы. В начале 60х годов усилилось разоблачение идейных шатаний деятелей литературы и искусства. Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения.

Язык: Русский

Дата добавления: 2013-08-20

Размер файла: 24.87 KB

Работу скачали: 32 чел.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Литература и искусство.

Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях. Были опубликованы такие значительные книги о войне, как “Повесть о настоящем человеке” Б.Н.

Полевого, повесть В.П. Некрасова “В окопах Сталинграда”. К теме Отечественной войны обращались писатели “фронтового поколения” – Г.Я. Бакланов, В.В. Быков. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров (“Подвиг разведчика” Б.В. Барнета, “Молодая гвардия” С.А.

Герасимова и др.).

Обратите внимание

Вместе с тем в литературе и искусстве конца 40-х годов появились произведения, искажавшие исторические события, прославлявшие главу государства И.В. Сталина.

Их появлению способствовала практика жестокого контроля над творчеством художественной интеллигенции со стороны партийно-государственных органов власти. Пример тому – переработка писателем А.А. Фадеевым после критики сверху романа “Молодая гвардия”.

Причиной критики книги было “недостаточное” отражение руководящей роли партии в организации сопротивления врагу в Донбассе в годы Отечественной войны.

В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д.А. Гранина (“Искатели”, “Иду на грозу”) и Ю.П. Германа (“Дело, которому ты служишь”, “Дорогой мой человек”) и др. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А.

Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В.В. Овечкина “Районные будни” и “Записки агронома” Г.Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В.Д. Дудинцева “Не хлебом единым”, где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве.

Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Во время одной из встреч с деятелями литературы и искусства Н.С. Хрущев подверг резкой критике автора и его роман. Но тема репрессий, сталинских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А.И.

Солженицына “Один день Ивана Денисовича”.

Сложными путями развивалась в послевоенные годы архитектура. В Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (1949- 1953 гг, архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов, A. Ф. Хряков).

Архитекторы участвовали в строительстве и оформлении станций московского и ленинградского метрополитена (А.В. Щусев, B. Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривались и как средство эстетического воспитания людей. Отсюда – использование для их оформления средств скульптуры и живописи.

Важно

Художественное убранство многих станций не соответствовало их функциональному назначению, многократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные “излишества” присутствовали в некоторых построенных по индивидуальным проектам жилых и административных зданиях, домах культуры и здравницах.

В конце 50-х годов с переходом к типовому строительству “излишества” и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры.

В начале 60-х годов усилилось разоблачение “идейных шатаний” деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку партийно- государственных лидеров получил художественный фильм М.М. Хуциева “Застава Ильича”. В конце 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже.

В творчестве некоторых живописцев-авангардистов он увидел нарушение “законов красоты” или просто “мазню”. Свое личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным.

На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых художников, скульпторов, поэтов.

В целом годы “оттепели” благотворно отразились на развитии отечественной культуры. Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение контактов в области науки, литературы и искусства с зарубежными странами обогащало культурную жизнь страны.

КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х — СЕРЕДИНЕ 90-х ГОДОВ

Условия культурной жизни (1965-1984).

Развитие культуры в период после хрущевской “оттепели” носило противоречивый характер. Открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты.

Только за период с 1965 по 1980 г. начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение.

На 89 языках народов СССР и 66 языках народов других стран издавалась художественная и научная литература.

Совет

Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета постоянно было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по “остаточному” принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры.

В постановлениях ЦК КПСС (“О литературно- художественной критике”, “О работе с творческой молодежью” и других) определялись задачи литературы, искусства и науки, оценивались успехи и просчеты в их развитии.

Опека со стороны партийно- государственных органов вызывала протесты многих деятелей культуры.

Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества.

Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие – в соответствии с установками сверху (- коммунистическому воспитанию трудящихся.

Произведения, противоречащие этим принципам, не взирая на их художественные достоинства, не получали официального разрешения на публикацию. Не имея возможности печататься в СССР, некоторые писатели публиковали свои книги за рубежом. Все подобные публикации рассматривались официальными властями как “предательство” авторов книг.

Именно так было расценено появление на Западе рассказов писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля (произведения обоих были опубликованы под псевдонимами). Они были арестованы, преданы суду, а затем высланы за границу. Процесс над Ю.М. Даниэлем и А.Д. Синявским вызвал волну общественного протеста в Советском Союзе.

О завершении “оттепели” в духовной жизни общества свидетельствовало организованное властями осуждение книги историка A.M. Не- крича “22 июня 1941 г.”. В ней автор попытался показать причины тяжелых поражений Советского Союза в первые месяцы Отечественной войны. Книга была подвергнута незаслуженно резкой критике, а ее автор исключен из рядов КПСС (1967 г.).

Обратите внимание

В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.

Культура и “перестройка”.

Эпоха Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е.

установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений, установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии.

Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду.

Благодаря этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них («Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и распространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом.За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицина («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»), Ю.

 Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»), М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова («Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»), А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э.

 Мандельштама. На театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров (Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывали произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских репрессий.

Далеко не все из них были литературными шедеврами, но они пользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что «открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше рассказывать было нельзя.Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом.

Важно

Зрители смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы «Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки. Как одно из наиболее значительных произведений советской литературы был оценен современниками романЧ. Айтматова «Плаха» (1986 г.

), для которого, как и для большинства произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью. Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 г.), в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг.

О судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» (1987 г.) и Д. А. Гранина «Зубр» (1987 г.). Послевоенным «детдомовским» детям, ставшим случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» (1987 г.).

Все эти произведения вызвали большой общественный резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в весьма посредственных и схематичных картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия» 1988 г.).

Вновь популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории, становится плакат.В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние» Т. Абуладзе,«Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя» С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего»).

Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», в «Литературной газете». Особенно большой любовью читателей в те времена пользовался еженедельник «Аргументы и факты». Тираж «АиФ» перестроечной поры перекрыл все мыслимые пределы и попал в «Книгу рекордов Гиннеса».

Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд». Они пользовались очень большой популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего обсуждения.

Журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические катастрофы и пр. Ведущие программ были не похожи на традиционных советских дикторов: раскованны, современны, умны (В. Листьев, В. Любимов, В. Молчанов и др.)Неоднозначны результаты Перестройки в сфере образования.

Совет

С одной стороны гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе: слаба была материально-техническая база, сильно отстали от жизни школьные и вузовские программы и учебники, явно устаревшими, а значит, недейственными были традиционные принципы воспитательной работы (субботники, пионерские слеты, тимуровские отряды).

Таким образом, стала очевидной необходимость в незамедлительных реформах.С другой стороны, попытки исправить сложившееся положение часто приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества новые.

Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как «Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось неподготовленным: не было ни квалифицированных преподавателей, готовых вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической литературы.

Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей, многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали заграницу.В еще большей степени проблема «утечки умов» стала актуальна для науки. Если исследования в прикладных областях в годы Перестройки заметно оживляются, то фундаментальная наука, на протяжении десятилетий являвшаяся предметом национальной гордости, неизбежно клонится к упадку, причинами которого стали трудности с финансированием, падение престижа и потеря понимания социальной значимости работы ученого в обществе.В целом культурные последствия Перестройки еще ждут своей оценки. Вполне очевидно, что наряду с несомненным положительным эффектом, который принесла демократизация (обретение наследия писателей, художников и музыкантов, творчество которых замалчивалось, общее оживление культурной жизни), нельзя не заметить и отрицательных следствий не вполне продуманных реформ (углубление кризиса в системе образования, упадок фундаментальной науки).

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=28758

Общественно-политическое развитие СССР в середине 60-х, половине 80-х годов

В октябре 1964 года Н.С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме» и «субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию.

Правящая элита не хотела больше терпеть реформаторские действия Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. Народу была непонятна борьба Хрущева за «светлое будущее» при ухудшении текущей жизни.

Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР назначен А.Н. Косыгин. С приходом Брежнева к власти управление советским обществом переходит к «новому» классу (700 тыс. человек), классу управляющих, лишенному веры в социальную справедливость и многих моральных запретов.

Номенклатура окружала себя новыми привилегиями и материальными благами, а наиболее коррумпированные ее членами были связаны с «теневой экономикой». Главным источником обогащения правящего класса в 60-х — начале 80-х годов становятся всевозможные злоупотребления должностями, взятки, приписки.

К середине 80-х годов правящая элита превращается из управляющих «социалистической» собственностью в ее реальных хозяев. Создается атмосфера безнаказанности и вседозволенности.

Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер («неосталинизм»).

Со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина, прекратился процесс реабилитации репрессированных, начались гонения на инакомыслящих.

В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение, характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).

Обратите внимание

В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение «развитого социализма». В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др.

Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Политическую жизнь страны 1-й половины 1980-х годов характеризовала частая смена высшего руководства: в ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев, в феврале 1984 г. Ю.В.

Андропов, в марте 1985 года — К.У. Черненко.

С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы. Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству: установить твердый план закупок на 6 лет (1965 — 1970 гг.) повысить закупочные цены, ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию, увеличить капиталовложения в деревню, сократить налоги.

Реализация этих мер привела к временному ускорению сельско-хозяйственного производства. Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующем: переход к отраслевому управлению, перевод предприятий на хозрасчет, сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9), создание поощрительных фондов на предприятиях. В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.

Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).

Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 — 1970 гг.) объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые «Жигули»). Сельхозпроизводство выросло на 20%.

К началу 1970-х годов реформа перестала действовать. Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь отошло на 2-й план. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, главным образом вширь (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов).

На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда. Экономика стала невосприимчивой к нововведениям.

Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.

Важно

Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход. Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку 20 млрд. руб. приходилось на военно-технические исследования.

Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% — 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 — 1975 гг.) экономический рост прекратился.

Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств — газа и нефти. «Нефтедоллары» расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов.

Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974- 1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — 3 тыс. км.

Наиболее слабой отраслью в 70-е — 80-е годы оставалось сельское хозяйство. Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику — высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979 — 1084 гг. — 40 млн. т. в год).

В 70-е годы широко развернулся поход на «вторую целину» — Нечерноземье (29 областей и республик России). Главный упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е.

объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают — промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация «неперспективных деревень» (200 тыс.). В 1982 г.

была разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в ССССР к 1990 г.

Совет

В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования «теневой экономики».

Источник: https://zubolom.ru/lectures/history/50.shtml

История современной отечественной музыки Выпуск 3 — Музыкальная культура 60-90-х годов 2

Индивидуальный композиторский стиль в искусстве ушедшего XX столетия во многом определяется самим типом ориентации мастера на предшествующий опыт, на своеобразное «дозирование» устоявшегося и принципиально нового, сложившихся традиций и радикальных «перевооружений».

Первая половина XX столетия прошла под знаком эстетического и художественного воздействия Прокофьева, Мясковского, Шостаковича (сочинения которых, например, 20-х годов по существу стали доступными лишь во вторую половину века).

Стравинский, кроме «русского периода», оказался у себя на родине заново открытым лишь в 60—70-е годы.

Со второй половины XX века начинает формироваться ярко индивидуальный стиль Свиридова, принципиально не принимавшего сверхсложной звуковой среды (его даже называли «композитором, попавшим не в ту эпоху»), а вместе с тем его музыка явилась своеобычным отражением музыкального мышления XX века — одновременно нового и классического.

«Свиридов — феномен, то есть уникальное отклонение от господствующих тенденций. Его музыка, несмотря на полное отсутствие в ней каких-либо реставраторских стилизаций, типологически классична в пору всеобщей принципиальной аклассичности. Его музыкальный язык — это язык музыки, а не язык о музыке», — справедливо замечает исследователь.

В последние десятилетия завершившегося века произошло естественное переосмысление стилевых процессов в их исторической перспективе. Уже несколько отодвинутым в прошлое оказалось новаторство, допустим, Стравинского и Прокофьева.

На дистанции времени, разумеется, не померкли их дерзновенные открытия в сфере образности и языка (интонирования, ритмики, ладовой системы, гармонического мышления, темообразования, в ощущении музыкального времени, композиционных приемов).

Однако классики русской музыки XX века (в том числе, например, Рахманинов и Мясковский, Шостакович и Свиридов) не посягали на онтологические основы самого музыкального искусства, которые были фундаментом европейского творчества последние четыре века. Поистине революционные принципы организации звуковой среды предложил авангард.

Рождение авангарда совпало с началом XX века. Именно в 10—20-х годах на изломе истории разворачивались дерзновенные опыты Малевича и Мейерхольда, Шагала и Рославца, Маяковского и Вышнеградского, Лурье, Мосолова, Шостаковича.
Первая волна музыкального авангарда поднялась на гребне додекафонии.

С позиций завершившегося века первая волна классифицируется как наиболее весомая волна мирового «классического авангарда». Динамично же развиваться этот тип культуры начал во вторую половину столетия, теперь уже на основе сонорики.

Обратите внимание

Причем известную дань техническому «перевооружению» отдавали композиторы весьма разной стилевой ориентации.

Интенсивное развитие авангардных тенденций в советской музыке 60-х годов одной из своих причин имело, видимо, однозначность реакции на очевидную ограниченность и даже негативность эстетико-стилевых и технологических установок искусства так называемого соцреализма.

Именно тогда отечественными композиторами были широко востребованы современные техники композиции, при этом особенно плодотворным и достаточно длительным стало воздействие новаций А. Веберна (он оказал влияние много большее, чем А. Шёнберг).

В те годы сама идея синтеза радикальных новшеств авангарда с более академическими формами культуры представлялась многим невозможной. Художественная практика, однако, доказала иное. Обретались особые, достаточно гибкие формы объединения наиболее ценных завоеваний авангарда с устоявшимися языковыми формами.

Немало очевидных новшеств, рожденных авангардом, не только вошло, но и закрепилось в композиторском творчестве XX столетия. Вместе с тем чисто технические изыски как обязательный внешний признак новой культуры постепенно стали отторгаться и «широким» слушателем, и исполнителями, и композиторами.

Показательно, в частности, признание композитора, которого к авангардистам причислить никак нельзя. Р. Леденев свидетельствует: «В 60-е годы началось освоение новой техники письма, той, что родилась не здесь, — имею в виду, например, додекафонию: все-таки додекафонию мы „подсмотрели» на Западе. Был бум, что само по себе неплохо.

Плохо только одно: сочинение по западному образцу приняло невероятно массовый характер. потоком шли произведения в одной-единственной технике. Собственно техника, ее проблемы заслонили очень многое в основе нашего искусства—его содержательность и даже яркость самого же языка. Я, как и все, увлекался новациями.

Меня особенно интересовали Вебери и Берг (творчество Шёнберга не было близким). Пока мне было интересно, я изучал, использовал новации и как композитор некоторое время занимался этим вполне серьезно. Но в конце концов я почувствовал, что лично меня такое творчество совершенно не устраивает.

Важно

И без всякого усилия над собой я стал делать то, что в действительности мне было близко».

Возвращение к более академичным формам письма (с учетом, разумеется, новых, наиболее плодотворных технических приемов) стало ведущим признаком музыкальной культуры 80—90-х годов. Дерзкие эксперименты, уводившие искусство в сферу элитарности, оказывались все менее востребованными. И нет ничего удивительного в откровенном признании Р. Щедрина— «Время авангарда прошло!»

Общеизвестно, что авангард всегда возникает как альтернативная структура и интенсивно развивается лишь в те периоды, когда господствуют нормативы и в эстетике культуры, и в художественном языке, от которых он отталкивается.

Новый, третий виток авангарда на рубеже сменяющихся столетий не возник в силу несформированности художественных нормативов ныне установившейся эпохи безвременья.

Если в 60-е годы наблюдалась крайняя поляризация академических и левых течений, то в 70-е оба русла уже были ближе к интеграции: шел процесс «наведения мостов» между классическими стилями (барокко, классицизм, романтизм) и новым музыкальным мышлением XX века. Яркий пример — эволюция музыки Шнитке.

Источник: https://ale07.ru/music/notes/song/songbook/isom/isom3_1_2.htm

Ссылка на основную публикацию