Культура московского царства

Культура Московского царства

А которые крестьянские дети от своих отцов и от матерей учнут отпираться, и тех пытать». (Суд о крестьянех. Глава XI//Соборное уложение 1649 г.)

Верховная власть при Василии III, Иване IV, Алексее Михай­ловиче являлась самодержавной. В руках царей сосредотачивалась огромная законодательная, исполнительная, судебная, военная власть. Все население страны считалось холопами царя. Но даже Иван Грозный советовался с Боярской думой, стал собирать Земские соборы.

Главным органом центрального управления стали приказы территориального и отраслевого характера: Посольский, Разрядный, Поместный, Раз­бойный, Холопий, Приказ большого прихода, Приказ большой казны, Казанский, Сибирский, дворцовые — Большого дворца, Ловчий, Сокольничий, Постельничий, Аптекарский и др.

Обратите внимание

Широким кругом пол­номочий обладали полномочные представители приказов — воеводы, городовые приказчики и др.

Местная власть до середины XVI в. осуществлялась наместниками и волостелями. После земской реформы (50-е гг.) большинство местных управителей стало выбираться населением: губные и земские старосты, сборщики налогов—целовальники, дьяки, тюремные сторожа и даже палачи.

Ядром вооруженных сил были дворяне-помещики. В Москве и дру­гих городах размещались стрельцы, вооруженные кремневыми ружьями, саблями и бердышами. Для вспомогательных работ набирались «посошные люди» из крестьян и горожан.

В пограничных районах на воинскую службу брали казаков, татар, башкир и др. С 1632 г. появились полки иноземного строя —солдатские, рейтарские, драгунские, в которых офицерами часто были иностранцы, получавшие огромные оклады.

Появились специальные структуры для обеспечения государственной безопасности. Иван Грозный создал опричный двор, который стал орудием террора против действительных и мнимых врагов самодержца. В конце XVI в.

оформилась система «Слова и дела», требовавшая от каждого подданного публично заявлять об имеющихся угрозах государственной безопасности.

Алексей Михайлович создал Приказ Тайных дел, появились тюрьмы в качестве специальных мест изоляции преступников.

В 1551 Иван IV утвердил Стоглав, регламентировавший внутри-церковные вопросы и повседневный быт людей. Русская православная церковь (РПЦ) в 1589 стала автокефальной, то есть самостоятельной, не зависела более от константинопольского патриарха. Собрание высшего духовенства, Освященный собор, по рекомендации царя выбирало патриарха.

Важно

С призывом изгнать поляков выступил патриарх Гермоген, поплатившийся за это жизнью. В 1660-е очередная попытка привести в порядок богослужебные книги, унифицировать обрядовую сторону и т.д. вызвала раскол в РПЦ и появление старообрядчества.

Духовенство пользовалось большим влиянием, но попытка патриарха Никона «встать» над царем Алексеем Михайловичем закончилась для него отставкой и ссылкой.

 «Казни сына своего в юности его, и покоит тебя в старости и даст красоту души твоей. И не ослабляй, бия младенца: если палкой его бьешь, не умрет, но здоровее будет, ты же бия его по телу, душу его избавляешь от смерти.

Дочь ли имеешь, положи на нее грозу свою и сохранишь ее от телесных бед, да не посрамишь лица твоего, но в послушании ходит; да если она свою волю примет, то в неразумении сотворится знакомым твоим в посмешище, и посрамят тебя перед множеством народа…

А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря; а побить не пред людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену.

А за всякую вину: по уху, по глазам, ни под сердце кулаком, ни пинком не бить, ни посохом колоть, ничем железным и деревянным не бить: кто в сердцах или с кручины так бьет, — многие беды от того бывают: слепота и глухота, и можно руку или ногу вывихнуть, и палец и причинить головную боль и зубную болезнь, а у беременных женщин и детям повреждение бывает в утробе. А плетью, с наставлением, бережно бить; и разумно и больно, и страшно и здорово. А если великая вина и неприятное дело, и за великое и за страшное непослушание и небрежность, то плеткою вежливенько побить, за руки держа, по вине смотря: да поучив, примолвить а люди бы того не ведали и не слыхали» (из «Домостроя», XVI в.).

Культура Московского царства

В XVI-XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций церкви. Происходит дифференциация культуры: возникают новые сферы, жанры, формы. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия культур в рамках национального государства. Усиливается западное влияние.

Для сферы просвещения важнейшим событием был переход к использованию бумаги вместо пергамента. В 1564 г. Иван Федоров в первой русской легальной типографии издал первую русскую книгу «Апостол». В школах учили грамматику, арифметику, богословие.

Совет

В первой половине XVII в. появились первые учебники. Грамотность все шире распространялась среди дворян, горожан, купцов. В 1687 г.

братья, греки по происхождению Иоанникий и Софроний Лихуды основали первое высшее общеобразовательное заведение — Славяно-греко-латинскую академию.

С освоением новых территорий связано составление первых карт России. Написана «История Сибирская», книги о путешествиях по Китаю и другим странам. Большой размах приобрел перевод зарубежной литературы по многим научным отраслям. В Москве появились врачи, первая аптека.

Мощные крепости-кремли возникли в Смоленске, Туле, Троице-Сергиевом монастыре, Новодевичий монастырь в Москве.

В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор, что на рву (1555-1561, зодчие Барма и Постник), более известный как Храм Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого. В XVII в.

в архитектуре утвер­дился национальный стиль, московский шатровый, который получил яркое воплощение в царском дворце в Коломенском под Москвой.

В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна), родоначальником которого, как и светского искусства, стал Симон Ушаков, иконописец и гравер.

Устное народное творчество отразило правление Ивана Грозного, Смуту, самозванство, разинщину, сибирскую эпопею. Появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.).

Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, кроме богословских сочинений, писал стихотворения и пьесы, поставленные в придворном театре. Замечательными данными оратора и публициста обладал протопоп Аввакум, сожженный за противодействие церковной реформе.

Он оставил свою автобиографию «Житие», ряд посланий, проповедей.

Обратите внимание

Официальной идеологии (единое государство во главе с монархом, культ царя) противостоят идеи ограничения монархии, социальной справедливости и равенства, национальной независимости (самостийности на Украине), старообрядчество.

Источник: https://histerl.ru/vse_mareriali/kultura/moskovskoe_carstvo.htm

Культура Московского царства (14-17 вв.)

Третий – монгольский период охватывает время монголо-татарского нашествия. Он продолжался около двух с половиной столетий – с 1243 г. до 1480 г. В этот период русская культура понесла значительные потери, сказавшиеся в первую очередь на ремеслах.

Некоторые из них – производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали – исчезли совсем. Другие же из-за упрощения технологии заметно снизили уровень качества. На целое столетие – с середины 13 века до середены 14 века – почти полностью прекратилось каменно естроительство.

Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, в особенности на фресковой росписи.

В монгольский период главными центрами русского зодчества становятся Новгород и Псков, а также москва и Тверь. Основным типом постройки по-прежнему остаются культовые – храм и церковь.

Классический стиль новгородского храма, сложившийся во второй половине 14 века, сохраняет традиции русского деревянного зодчества, его отличают народность, праздничность и живописность. Именно такими предстают Церковь Федора Стратилата на Ручье и Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде.

В псковских творения отмеченные церты еще более усиливаются. Московская архитектура складывается в 15 веке и достигает своего расцвета к концу века, вместе с избавлением от монголо-татарской зависимости.

Наиболее успешно в монгольский период развивается иконопись. К 14 веку русская иконография завершает освоение византийской живописи и становится вполне зрелой и самостоятельной. В ней складывается множество оригинальных школ – новгородская, псковская, московская, тверская, ростовская, вологодская, каждая из которых создает выдающиеся произведения.

Важно

Огромный вклад в развитие русской иконописи внес Феодан Грек, переселившийся в 70-е годы 14 века на Русь из Византии. В Новгороде он создал прекрасные фресковые росписи в Церкви Спаса на ильине.

В Москве вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца расписал иконостас старого Благовещенского собора в Кремле. Ему принадлежат иконы “Донская Богоматерь”, “Святые апостолы Петр и Павел” в Успенском соборе Московского Кремля.

Его произведения отличаются внутренним напряжением и драматизмом, яркой вырзительностью.

Наивысшего расцвета иконография достигает в творчестве Андрея Рублева (ок. 1360 и – ок. 1430 гг.).

Помимо упомянутого выше участия в росписи Благовещенского собора в московском Кремле, он вместе с Даниилом Черным учавстсвовал в создании росписей и ик4он Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, а также Спасского сообра Андроникова монастыря в Москве.

Высшим достижением творчества Андрея Рублева стала знаменитая “Троица”, написанная на сюжет из библейского мифа о трех ангелах, воплощащих тиединство Бога. Икона покоряет идеальной композицией, поразительной гармонией удивительного голубого цвета с розовым и зеленым. От нее исходит какое-то благостное умиротворение, необыкновенная чистота, загадочный свет.

Андрей Рублев оказал огромное воздействие на всю последующую иконопись. Его влияние проивилось в творчестве еще одного выдающегося живописца – Дионисия, который учавствовал в росписи Успенского собора в Московском Кремле, написал иконы митрополитов Петра и Алексия, “Спас в Силах”, создал прекрасные фрески в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае.

Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия и других художников русская иконопись достигла непревзойденных высот.

Совет

В это виде искусства за Русью признается такое же первенство, как за Египтом – в рельефе, Древней Греции – в скульптуре, Византии – в мозаике. Основная тема русской иконы – Богоматерь, имеющая множество вариантов: “Милостивая”, “Утешительница”, “Нечаянная Радость” и т. д.

Всего насчитываетя окло 800 наименований различных типов икон Богоматери, почитаемой как покровительница русского народа и государства.

Наряду с иконописью в третьем периоде также развиваются литература и общественная мысль. здесь глаными выступают тема патриотизма, идея объединения Руси для борьбы с монголо-татарским засильем, прославление героизма в этой борьбе.

Именно это ссотавляет содержание поэтической повести “Задонщина”, а также “Сказания о Мамаевом побоище”, посвященных Куликовской победе.

В развитие общественной мысли огромный вклад внес Сергий Радонежский (1321 – 1391) – выдающийся церковный деятель и мыслитель.

Четвертый – последний этап в эволюции древнерусской культуры приходится на 16 – 17 века и продолжается с 1480 г. до 1698 г. В этот период вместе с освобождением от монголо-татарства происходит также формирование единой общерусской культуры. Это стало одним из величайших достижений в развитии России.

В 16 веке в русской культуре возникают совершенно новые явления. Главное из них – книгопечатание, за которым следуют радикальные изменения во всей культуре. Россия в этой области отстала от Западной Европы на столетие.

И вот в 1564 году дьякон Иван Федоров издает первую свою книгу – “Апостол”. Оказавшись во Львове, он издает первый русский букварь (1574) – “для пользы русского народа”.

Всего в 16 веке в Москве вышло 20 книг в основном богословского содержания.

Обратите внимание

В 16 веке происходит резкий подъем национального самосознания русского народа. Россия разрабатывает политическую концепцию происхождения Российского государства, его места и роли в мире.

В “Сказаниии о князьях Владимирских” излагается основанная на легендах история происхождения русских великих князей от римского императора Августа и получения Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха.

 Возникается идея о Москве как о “третьем Риме”, сформулированная псковским старцем Филофеем в его посланиях Василию 3 (1510 – 1511), где он, в частности, пишет: “два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать”. Согласно Филофею, центр христианства последовательно перемещался из Рима “ветхого” во “второй Рим” – Константинополь, а оттуда – в Москву.

Византия изменила христианству, согласившись в 1439 г. на унию с католической Церковью. Только Москва осталась верна Православию и потому является мировым центром христианства. Отсюда выводится мысль о мессианской роли России, которая, сохраняя и продолжая истинную христианскую веру, сохраняя подлинную духовность, тем самым спасает мир от зла и скверны.

Читайте также:  Карта: россия в первой мировой войне 1914-1918 гг

В середине 16 века наблюдается мощный всплеск русской общественной мысли, который вызвал появление в литературе нового жанра – публицистики.

Русская мысль активно обсуждает характер складывающегося государства, роль закона и самодержавной воли, соотношение “церкви” и “царства”, духовной и светской власти. О природе самодержавной власти идет спор между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским.

Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный утверждает, что он имеет право судить и наказвыать не только за дела, но и за мысли.

В целом в 16 веке происходит оживление во всех областях жини, включая художественную культуру.

Важно

В архитектуре к числу главных событий относится создание Московского Кремля, ставшего одним из красивейших архитектурных ансамблей мира. Он как бы венчает победу русского народа в освободительной борьбе и окончательное утверждение Москвы как центра России.

В его ансамбль входят три великолепных собора. Первый из них – пятиглавый Успенский собор (1475 – 1479), построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, служил местом возведения на великокняжеский престол.

Он поражал современников “величеством, высотою, светлостью, звонкостью и пространством”. Его отличают парадность, строгость и сдержанность.

Второй – трехглавый Благовещенский собор (1484 – 1489) – изящный и изысканный придворный собор с Церковью Ризоположения (1484 – 1486), соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входил приемный зал – Грановитая палата (1487 – 1492), построенная Марко Руффо и Пьетро Солярио.

Третий – Архангельский соор (1505 – 1509) – был построен с использованием светских элементов и служил велико-княжеской усыпальницей.

Ансамбль включает также высокий и внушительны столпообразный храм – колокольню “Иван Великий” (1500 – 1508).

Кроме этого, Кремль был обнесен новыми кирпичными стенами длиной более двух километров с 18 башнями, ставшими не только надежными укреплениями, но и настоящими произведениями искусства.

Московский Кремль стал своеобразным итогом всего предшествующего развития русской архитектуры. Он вобрал в себя лучшие достижения Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и других школ, и в то же время заложил основы для дальнейшего подъема русского зодчества, для формирования общерусской национальной архитектуры.

Совет

К числу новых явлений относится шатровый стиль, возникший в начале 16 века, который продолжает традиции русского деревянного зодчества и порывает с византийским типом крестово-купольного храма.

тником каменной шатровой архитектуры явилась Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 – 1 532). Самым знаменитым памятником такой архитектуры стал Собор Покрова на Рву, известный также как храм Василия Блаженного (1555 – 1561), построенный русскими зодчими Бармой и Постником в память о взятии Казани.

Ансамбль Покровского собора из 9 столпообразных храмов, размещенных на общем основании. Центральный храм увечан большим шатром, а вокруг него расположены луковичные купола остальных восьми храмов. Смелая и оригинальная композиция, яркая красочность и нарядность куполов сделали собор редчайшим шедевром мирового искусства.

Покровский собор стал также величественным символом объединения русских земель и княжеств в единое государство.

Не менее богатым на события в истории русской культуры был и 17 век.

В это столетие завершается эволюция средневековой культуры и в ней рождаются элементы культуры нового времени, для которой характерны усиление светского и рационального начал, секуляризация и “обмирщение”.

Заметно расширяются и углубляются связи со странами Западной Европы. Все област икультуры значительно усложняются и дифференцируются, в них возникают совершенно новые явления.

Одним из важных событий в духовной жизни стал раскол Православной Церкви, вызванный реформами патриарха Никона (1653 – 1656), направленными на усиление роли Церкви и государства и проводимшимися силовыми методами. В результате вознило старообрядчество, имевшее весьма противоречивый характер и ставшее во главе оппозиции официальной идеологии.

К числу важных явлений следует также отнести начало формирования системы образования.

Обратите внимание

В стране появляются государственные и частные средние школы, издаются книги и учебные пособия, среди которых издания религиозного содержания соседствуют со светскими. В 1687 г.

в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы.

В художественной культуре также происходят важные изменения. Литература обогащается целым рядом новых жанров. Один из них – сатира. Тематика сатирических произведений весьма разнообразна.

В “Повести о Шемякином суде” и “Повести о Ерше Ершовиче” изобличаются порядки в суде.

В “Азбуке о голом и небогатом человек” осуждается падение нравов среди горожан, а в “Празднике кабацких ярыжек” – государственная монополия на торговлю водкой.

Среди новых видов и жанров искусства – театр, драматургия и стихосложение. Основоположником русской драматургии стал Симеон Полоцкий, написавший такие пьесы, как “Трагедия о Навуходоносоре царе”, “Комедия притчи о блудном сыне”.

Он явлися также зачинателем стихосложения, создав “Псалтырь рифмотворную” и два рукописных сборника “Рифмологион” и “Вертоград многоцветный”.

Первые театральные представления состоялись в придворном театре царя Алексея Михайловича в 1672 году.

Важно

Архитектура 17 века также претерпевает серьезные изменения. В ней наблюдается усиление светского начала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества.

По-прежнему высокий уровень и широкое распространение имеет деревянное зодчетсво. Прекрасным памятником светской деревянной архитектуры был не сохранившийся дворец Алексея Михайловича в Коломенском (1667 – 1668), в котором по-особому отчетливо проявилось стремление к высшей нарядности, живописности и декоративности.

К середине 17 века широкий размах получает светское каменное строительство. Ярким образцом в этом плане является построенный в Московском Кремле Теремной дворец, сочетавшими мотивами каме7нной архитекуры. Другим примером гражданской постройки стал Гостиный двор в Китай-городе (1668 – 1684).

Под влиянием светской архитектуры культовые сооружения также становятся все более праздничными, нарядными, многоцветными, украшенными богатым декором.

Воздействие гражданской архитектуры оказалось настолько сильным, что патриарх Никон, стремясь сохранить канонические традиции, в середине 17 вевка запретил строительство шатровых храмов и модернизацию клуьтовых сооружений.

Однако этот запрет не соблюдался, и популярный шатер широко использовался для венчания колоколен и крылец.

В конце 17 века в русском зодчестве складывается новый стиль, условно названный “московским” или “нарышкинским барокко”, поскольку большинство таких храмов строилось для бояр Нарышкиных.

Сходство этого стиля с европейским барокко проявляется главным образом во внешнем декоре. Для него характерны четкая симметрия и равновесие масс, многоярусность, создающая устремленность вверх, многоцветность и декоративность.

Прекрасным образцом такого стиля является Церковь Покрова в Филях (1693 – 1694).

Совет

В живописи 17 века – особенно в иконописи – произошла наиболее глубокая ломка устоявшихся традиций. Уже в начале века здесь сложились два соперничающих направления. Одно из них, представленное “годуновской школой”, стремилось сохранить классические формы и каноны, доказать их жизненность.

Другое же, представленное “строгановской школой”, не ограничивало себя рамками древнего канона, придавало большое значение чсто живописному, художественно-эстетическому началу, все дальше отходило от средневекового религиозного символизма в сторону реализма.

Это направление во второй половине 17 века становится преобладающим.

Происължязие изменения ярко проявились в творчестве С. Ушакова (1626 – 1686). Первые его работы выполнены в духе традиционной иконописи. Однако уже в 50-е годы в его творчестве заметно усиливаются реалистические тенденции.

Он пишет свои иконы, учитывая анатомическое строение лица, опираясь на тонкий рисунок, широко используя светотень, придавая большое значение богатству цветовой гаммы.

Именно в такой манере написаны его иконы “Великий Архиерей”, “Спас Нерукотворный”.

С. Ушаков полагал, что высокое искусство должно соответсвовать правде жизни. В его поздних работах реалистические тенденции еще более усиливаются, что особенно проявилось в его “парсунах”, то есть портретах реальных лиц.

Парсуна еще сохраняет некоторые черты иконописи и в то же время выступает первым чисто светским жанром русской живописи.

Возникнув в начале 17 века, она достигла к ео завершению значительных успехов, вплотную подойдя к знаменитому русскому портрету 18 века.

Обратите внимание

В целом же 17 век завершает историю средневековой русской культуры и создает все необходимые предпосылки для будущего взлета культуры 18 века.

Источник: https://kultura-socio.ru/otvety-k-biletam-po-kulturologii/578-kultura-moskovskogo-carstva-14-17-vv.html

Культура периода Московского царства

Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством. Южнославянские земли, Византия были захвачены турками. Москва вынужденно стала третьим Римом, хотя соответствующая теория псковского старца Филофея, кажется, более известна сейчас, а не тогда. Зато общепринятым было понятие «святая Русь».

Проанализировав его употребление, известный филолог и культуролог С. С. Аверинцев пришел к выводу, что «за ним стоит отнюдь не… национальная идея, не географическое и не этническое понятие. Святая Русь — категория едва ли не космическая. По крайней мере в ее пределы (или в ее беспредельность) вмещается и ветхозаветный Эдем и евангельская Палестина».

Если это так, то мы вновь сталкиваемся со стремлением к абсолюту, свойственным русскому человеку, что признает Н. О. Лосский. Он же считает главной чертой характера русского народа его религиозность.

Однако всегда ли это христианская православная религиозность? В эпоху святой Руси, когда религиозность вроде бы достигла максимума, один ученый швед защищал диссертацию на тему «Христиане ли московиты?». Можно привести много свидетельств того, что христианство так и не вошло в плоть и кровь простых людей, да и некоторых духовных лиц. По словам Н. И.

Костомарова, «несмотря на глубоко-нравственное значение, какое вообще придавали строгому подчинению церкви, русское благочестие основывалось больше на внимании к внешним обрядам, чем на внутреннем религиозном чувстве. Духовенство почти не говорило проповедей, не было училищ, где бы юношество обучалось закону Божию».

За внешним великолепием крылось начало долгого заката церкви как авторитетного общественного и культурного института. Победа иосифлян в споре с нестяжателями на несколько столетий пресекла линию на духовное совершенствование, которую представляли Нил Сорский и заволжские старцы. Церковный раскол XVII в. стал первым предзнаменованием будущих бурь.

Следует согласиться с мыслью, высказанной в «Русской идее» Н. А. Бердяевым о том, что «раскол XVII в. имел для всей русской истории гораздо большее значение, чем принято думать».

Важно

Необходимость пересмотра всех церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческим богослужебным поряд-

ком вызывалось прежде всего стремлением упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозного вольномыслия и падения авторитета духовенства. Сближение с греческой церковью должно было поднять престиж Российского государства на православном Востоке, а разночтения в русских и греческих церковных книгах приводили порой к настоящим скандалам.

За явлением церковного раскола скрывается глубокий историко-культурный смысл.

Раскольники были истинными глубоковерующими, переживали закат Древней Руси как национальную и личную катастрофу, не понимали, чем плох освященный временем старинный уклад, какая надобность в коренной ломке жизни огромной страны, с честью вышедшей из испытаний смуты и крепнувшей год от года.

За полемикой, ограниченной такими рамками, обозначились очертания главного спора тогдашней эпохи — спора об исторической правоте. Одна сторона настаивала на ничтожестве, другая — на величии, на «правде» старины.

Третьей стороны не оказалось. Русская духовность, по С. С. Аве- ринцеву, делит мир не на три, а на два. Или Христос,или Антихрист, или рай, или ад, и т. д.Сходное представление о русской культуре выработал Ю. М. Лотман. Он считает, что в ней преобладают бинарные структуры, взрывающие в критических ситуациях всю ее толщу.

Раскол был большой трагедией народа. Он внушал ожидание Антихриста. Люди бежали в леса, горы и пустыни, в лесах образовывались раскольничьи скиты. В то же время трагедия повлекла за собой необычайный подъем, твердость, жертвенность, готовность претерпеть все за веру и убеждение.

Иногда раскольников оценивают как консерваторов, фанатиков. Такая однозначность вряд ли верна. Например, по некоторым аспектам протопоп Аввакум оказался большим новатором, чем его противники.

Со временем старовер выделился в особый тип русского человека, с культом труда, который иногда сравнивают с протестантской трудовой этикой на Западе. Среди русских промышленников капиталистической эпохи доля староверов оказалась весьма высокой.

В своей общественной жизни раскольники взяли за основу институт земства с его практикой советов, сходов, выборного самоуправления, сохраняя таким образом демократические традиции народа.

Совет

Крупнейшим событием, также имеющим глубокий историко-культурный смысл, было продвижение русских землепроходцев на Восток к берегам Тихого океана. Примерно за столетие в

Читайте также:  Москва - третий рим

невероятно тяжелых условиях были преодолены громадные расстояния. Продвижение в Сибирь осуществлялось небольшими отрядами русских служилых людей, происходило в общем мирно, хотя бывали и вооруженные стычки. Интересно, что землепроходцы продвигались практически самостоятельно, без помощи государства, которая пришла позже. Территория России гигантски выросла.

Усложнение в дальнейшем социального и культурного развития обострило проявление такой черты нашей культуры, которую Г. Д. Гачевопределяет как «несоответствие шага Пространства и шага Времени». Наша культура не выработала, да и не вполне осознала необходимость выработки особых механизмов регуляции наших особых темпоритмов развития.

Влияние Византии, обращение к ней не прекратились после падения Византийской империи в XV в. Концепция Москвы — третьего Рима переносила мировое значение Византии на Русь.

Москва остается последним православным царством, должна в качестве опоры чистоты веры противостоять остальному миру. Как отмечают В. М. Живов и Б. А.

Успенский, «русское царство предстает само по себе как изоморфное всей Вселенной и поэтому ни в каком распространении или пропаганде своих идей не нуждается».

Алексей Михайлович коренным образом меняет политику. Он стремится к возрождению Византийской империи со всеми ее атрибутами, но с центром в Москве. Поскольку для Византийских императоров была очень важна законодательная деятельность, то наподобие Кодекса Юстиниана возникает Соборное Уложение 1649 г. Начинают упорядочиваться церковные обряды, происходит раскол.

Русский царь пытается во всех деталях вести себя так, как вели византийские императоры. Византизация русской культуры при Алексее Михайловиче, реконструкция византийской традиции заставляли искать хранителей этой традиции. Таковыми оказывались представители Юго-Западной Руси, сохранявшие связи с Константинополем в период монгольского ига на великорусских землях.

Обратите внимание

Однако Юго-Западная Русь была частью Польского государства и испытала влияние Западной Европы. Сближение с Юго-Западом, Украиной с ее Киево-Могилянской Академией определило своеобразное переплетение византизации и европеизации в русской культуре.

В результате византийское и западное влияния способствовали созданию русской культуры нового времени, впитавшей в себя существенные черты обеих традиций, остающейся при этом национальной и самобытной.

XVII в. был временем, когда стало усиливаться общение России с западноевропейскими странами, несмотря на противодей-

ствие традиционалистских сил.

Потребность в обеспечении государства современными средствами вооружения, необходимость в развитии торговых отношений с другими странами, промышленного производства, в применении новых технических средств заставляли правительство все чаще обращаться за границу и искать там всяких мастеров, которые принесли бы пользу России. В развитии страны наметился новый крупный поворот.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s36742t4.html

Культура московского царства – история России

03.08.2018

В XVI-XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций церкви. Происходит дифференциация культуры: возникают новые сферы, жанры, формы. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия культур в рамках национального государства. Усиливается западное влияние.

Важно заметить, что для сферы просвещения важнейшим событием был переход к использованию бумаги вместо пергамента. В 1564 ᴦ. Иван Федоров в первой русской легальной типографии издал первую русскую книгу ʼʼАпостолʼʼ. В школах учили грамматику, арифметику, богословие.

В первой половинœе XVII в. появились первые учебники. Грамотность всœе шире распространялась среди дворян, горожан, купцов. В 1687 ᴦ.

братья, греки по происхождению Иоанникий и Софроний Лихуды основали первое высшее общеобразовательное заведение — Славяно-греко-латинскую академию.

С освоением новых территорий связано составление первых карт России. Написана ʼʼИстория Сибирскаяʼʼ, книги о путешествиях по Китаю и другим странам. Большой размах приобрел перевод зарубежной литературы по многим научным отраслям. В Москве появились врачи, первая аптека.

Мощные крепости-кремли возникли в Смоленске, Туле, Троице-Сергиевом монастыре, Новодевичий монастырь в Москве.

В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор, что на рву (1555-1561, зодчие Барма и Постник), более известный как Храм Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого. В XVII в.

в архитектуре утвер­дился национальный стиль, московский шатровый, который получил яркое воплощение в царском дворце в Коломенском под Москвой.

В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна), родоначальником которого, как и светского искусства, стал Симон Ушаков, иконописец и гравер.

Устное народное творчество отразило правление Ивана Грозного, Смуту, самозванство, разинщину, сибирскую эпопею. Появился новый жанр — сатирическая светская повесть о жизни и быте общества (ʼʼПовесть о Шемякином судеʼʼ и др.).

Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, кроме богословских сочинœений, писал стихотворения и пьесы, поставленные в придворном театре. Замечательными данными оратора и публициста обладал протопоп Аввакум, сожженный за противодействие церковной реформе.

Он оставил свою автобиографию ʼʼЖитиеʼʼ, ряд посланий, проповедей.

Важно

Официальной идеологии (единое государство во главе с монархом, культ царя) противостоят идеи ограничения монархии, социальной справедливости и равенства, национальной независимости (самостийности на Украинœе), старообрядчество.

Тема: Культура имперской России
Век Образование, наука, право Архитектура, строительство, материальное производство Литература, искусство
XVIII Бессословные низшие школы, Наиигацкая, артиллерийская, инженерная, иностранных языком, хирургическая школы. Академический университет в Петербурге, Московский университет, Горный институт, Смольный институт благородных девиц. Книгопечатание, реформа алфавита. Первая газета ʼʼВедомостиʼʼ. Кунсткамера, Военно-морской и Артиллерийский музеи, научная библиотека. Академия наук. Аптекарский огород (Ботанический сад), госпиталь, госпитальная школа, карта Каспийского моря, ʼʼАтлас Российской империиʼʼ, В. Беринг, С. П. Крашенинников, государственная горноразведочная служба, обсерватория, метеорологические наблюдения, ʼʼАрифметикаʼʼ Л.Ф. Магницкого, токарные станки А. К. Нартова, подводная лодка Никонова, паровая машина Ползу-пова. И. II. Кулибин. М. В. Ломоносов. Историки В. Н. Татищев, М. М. Щербатов Каналы, плотины, корабельные верфи, здания крепости. Санкт-Петербург Ж. Леблон, Д. Трезнни (Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий), Б. Растрелли (Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе), И. К. Коробов, М. Г Зсмцов, В. И. Баженов (дом Пашкова в Москве), М.Ф. Казаков (здание Сената в Московском кремле), Д. Кваренги, И. Е. Старов (Таврический дворец в Петербурге). Барокко,классицизм Гравюра (А. Ф. Зубов), светская живопись (И. И. Никитин). Российская академия (Е. Р. Даш­кова), Академия художеств. В. К. Тредиаковский, Л. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, 11. Н. Новиков, Ф. Г. Волков. Крепостные и казенные театры. Д. С. Бортнянский. А. П. Лосœенко, Г. И. Угрюмов, А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф. И. Шубин, Э. Фальконе
XIX Лицей, Лесной институт, Институт Корпуса инженеров путей сообщения, университеты, научные общества М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, О. Монферран, Тома де Томон, А. Д. Захаров, В. П. Стасов, К. А. Тон, П. К. Клодт, И. П. Мартос A. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, О. А. Кип­ренский, В. А. Тропинин, П. А. Федотов, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М.С. Щепкин, П. С. Мочалов, B. А. Каратыгин, Ф. В. Булгарин

Имперский период в истории России ознаменовался строительством новых городов (Екатеринбург, Екатеринодар, Севастополь, Одесса и др.), великолепных дворцовых ансамблей, водных систем и т.д.

В архитектуре главные творческие силы были сосредоточены в Пе­тербурге и Москве. При Петре I Д. Трезини построил Петропавловскую крепость, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец и другие сооружения. П. М.

Еропкин разработал первый план Петербурга, перевел на русский язык первую книгу по архитектуре. В 1703-1760-х гᴦ. в архитектуре преобладал стиль барокко. Крупнейшим мастером барокко был Ф. Б.

Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селœе и др.).

С 1760-х до 1840-х возобладал классицизм: создания В. И. Баженова (Пашков дом в Москве, Инженерный замок в Петербурге, ряд неосуществленных проектов), М. Ф. Казакова (старое здание Московского университета͵ здание Дворянского собрания с Колонным залом в Москве, ставшее Домом советов), А. Н.

Воронихина (Казанский собор в Петербурге), К. И. Росси (Александрийский театр с улицей Росси в Петербурге), О. Монеферрана (Исаакиевский собор и Александрийский столп в Петербурге), Тома де Томона (здание Биржи на Стрелке Васильевского острова в Петербурге), А. Д.

Захарова (Адмиралтейство в Петербурге) и т.д. Формируются основные площади Петербурга, его центральная часть, замечательные архитектурные ансамбли в городе и пригородах.

В Москве именно в это время были построены Большой и Малый театры, Манеж, появился Александровский сад у Кремлевской стены, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и др.

Совет

В живописи XVIII в. получило развитие портретное искусство, наиболее крупными представителями которого были крепостной графа Шереметева Иван Аргунов, В.Л.Боровиковский (портрет М.И.Лопухиной), Д.Г.Левицкий (портреты выпускниц Смольнинского института).

В Российской Академии художеств, созданной в 1757, быстро возобладал классицизм, так называемая академическая школа. Полотна на античные, исторические и религиозные сюжеты вышли из-под кисти Г. Г. Угрюмова, К. П. Брюллова, А. Г. Венециа­нова, П. А. Федотова.

Композитор Д. С. Бортнянский создал новый тип русского хоро­вого концерта. Родоначальником русской классической музыки стал М. И. Глинка; ʼʼПатриотическая песняʼʼ М. И.

Глинки была основой государственного дореволюционного гимна. Происходит становление современного русского языка, связанное с творчеством блестящей плеяды писателœей, поэтов (Г. Р. Державин, А. С . Пушкин, М.

Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.).

  • — Культура Московского царства

      В XVI-XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций церкви. Происходит дифференциация культуры: возникают новые сферы, жанры, формы. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема… [читать подробнее].

  • — Культура московского царства в 16-17 вв.

    В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры: 1. Происходит дифференциация культуры – появляются новые от­расли, жанры, формы, произведения. 2. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмир­щения культуры, усиления в ней светских… [читать подробнее].

  • — Культура московского царства в 16-17 вв.

    В Московский период заметны несколько тенденций в развитии культуры: 1. Происходит дифференциация культуры – появляются новые от­расли, жанры, формы, произведения. 2. При сохранении ведущей роли церкви нарастает процесс обмир­щения культуры, усиления в ней светских… [читать подробнее].

  • Источник:

    Культура Московского царства в XVI-XVII

    105 просмотров

    С падением Киевской Руси не был использован путь включения в христианскую цивилизацию, приобщения к европейским ценностям.

    Происходит формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и не примыкания ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве произошла задержка в» развитии переселенцев из Киевской Руси.

    Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру формируется определенный тип человека. В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера.

    В XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла потребность в записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выт писывались с геометрической точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI века — скоропись, близкая к современному письму.

    Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. Большое событие в культуре XVI века — появление русского книгопечатания.

    Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были написаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника.

    Русские первые изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли.В Соловецком монастыре. Система каналов соединяла десятки озер.

    Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами соединяла острова.

    Обратите внимание

    Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами привели к необходимости составления первых кратких словарей иностранных слов—азбуковников.

    Возрождается каменное зодчество, прерванное Смутой. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля, Строятся шатровые церкви и соборы. Московское барокко.

    Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится на XIV-XV века, начинается в Новгороде. Получает развитие  строгановская школа. Намечается стремление к реализму.

    Читайте также:  Гражданская война на дону: течение и специфика

    Источник:

    Культура Московского царства

    Один из самых интеллектуальных фильмов мирового кино, посвященных образу русского царства и царя. Отношения народа и государя здесь представлены как трагический диалог любви и ненависти.

    Как известно, православная Русь идейно началась в Киеве и Великом Новгороде, но своего высшего развития достигла в стольном граде Москве. Киев и Москву объединяет прежде всего целостная природа государства и культуры.

    В интересах нашего рассуждения специально подчеркнем, что на Руси мы встречаемся с уникальной — после заката Византии — ситуацией христианского духовно-эстетического идеала, положенного в основание огромной державы. Именно поэтому мы называем древнюю Русь золотой.

     В Московской Руси верховная власть великого князя — государя исходила не от народа, а от Бога. При рассуждении о христианской  симфонии властей Симфония властей как церковно-политический термин означает внутреннее религиозное и идейно-ценностное согласие (симфонию) духовной и светской власти в христианском государстве.

    Именно к такому идеалу отношений между Церковью и державой стремилась московская Русь вплоть до начала ХVIII века, когда патриаршество были уничтожено Петром Первым.   , о церковном помазании на царство часто забывают, что божье благословение на власть есть именно ограничение этой власти, а вовсе не обожествление ее как таковой.

    Царь (великий князь) отвечает за свой народ перед Богом — вот отличие русской православной державы от восточной деспотии (царь как живой «бог») или западного абсолютизма (король как знак «бога», «король-солнце»)

    После захвата Константинополя войсками турецкого султана (1453 г.), гибели последнего византийского императора Константина XI и женитьбе московского великого князя Иоанна III на его племяннице Софье Палеолог к Москве перешел не только герб Восточной Римской империи — двуглавый орел, к Москве перешел статус единственной великой православной державы.

    Важно

    Хрестоматийно известны слова псковского инока Филофея, обращенные им к великому князю Василию III: «Третьего нового Рима- державного твоего царствования — Святая Соборная Апостольская Церковь — во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства Православной веры сошлись в твое царство.

    Один ты во всей поднебесной христианам царь… Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть: уже твое христианское царство иным не достанется».

     Инок Филофей прожил около ста лет, он обращался с подобными посланиями и к Иоанну III, и, возможно, к Иоанну IV (Грозному) — но что означают эти обращения в  историософском  Историософия – христианская философия истории, выявляющая высшие духовные ценности и цели исторического процесса   смысле?

     Святая Русь — это христианская сторона света, в которой власть начинается не «снизу» (демократия) и не «сбоку» (плутократия, власть денег), а сверху — от Бога. Имя «Святой Руси» и указывает на это обстоятельство, а вовсе не претендует на всеобщую праведность и святость.

    Первый Рим — языческий — обожествил самого себя в лице кесаря и пал под ударами варваров. Второй Рим — православная Византия — вопреки ею же провозглашенному идеалу симфонии практически развела священство и царство, пошла на согласие с католиками  (Флорентийская уния 1439 г. заключена 6 июля 1439 г.

    Источник: https://valdvor.ru/bez-rubriki/kultura-moskovskogo-tsarstva-istoriya-rossii.html

    Культура Московского царства

    Один из самых интеллектуальных фильмов мирового кино, посвященных образу русского царства и царя. Отношения народа и государя здесь представлены как трагический диалог любви и ненависти.

    Как известно, православная Русь идейно началась в Киеве и Великом Новгороде, но своего высшего развития достигла в стольном граде Москве. Киев и Москву объединяет прежде всего целостная природа государства и культуры.

    В интересах нашего рассуждения специально подчеркнем, что на Руси мы встречаемся с уникальной – после заката Византии – ситуацией христианского духовно-эстетического идеала, положенного в основание огромной державы. Именно поэтому мы называем древнюю Русь золотой.

    Совет

     В Московской Руси верховная власть великого князя – государя исходила не от народа, а от Бога. При рассуждении о христианской  симфонии властей Симфония властей как церковно-политический термин означает внутреннее религиозное и идейно-ценностное согласие (симфонию) духовной и светской власти в христианском государстве.

    Именно к такому идеалу отношений между Церковью и державой стремилась московская Русь вплоть до начала ХVIII века, когда патриаршество были уничтожено Петром Первым.   , о церковном помазании на царство часто забывают, что божье благословение на власть есть именно ограничение этой власти, а вовсе не обожествление ее как таковой.

    Царь (великий князь) отвечает за свой народ перед Богом – вот отличие русской православной державы от восточной деспотии (царь как живой “бог”) или западного абсолютизма (король как знак “бога”, “король-солнце”)

    После захвата Константинополя войсками турецкого султана (1453 г.), гибели последнего византийского императора Константина XI и женитьбе московского великого князя Иоанна III на его племяннице Софье Палеолог к Москве перешел не только герб Восточной Римской империи – двуглавый орел, к Москве перешел статус единственной великой православной державы.

    Хрестоматийно известны слова псковского инока Филофея, обращенные им к великому князю Василию III: “Третьего нового Рима- державного твоего царствования – Святая Соборная Апостольская Церковь – во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства Православной веры сошлись в твое царство.

    Один ты во всей поднебесной христианам царь… Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть: уже твое христианское царство иным не достанется”.

     Инок Филофей прожил около ста лет, он обращался с подобными посланиями и к Иоанну III, и, возможно, к Иоанну IV (Грозному) – но что означают эти обращения в  историософском  Историософия – христианская философия истории, выявляющая высшие духовные ценности и цели исторического процесса   смысле?

     Святая Русь – это христианская сторона света, в которой власть начинается не “снизу” (демократия) и не “сбоку” (плутократия, власть денег), а сверху – от Бога. Имя “Святой Руси” и указывает на это обстоятельство, а вовсе не претендует на всеобщую праведность и святость.

    Обратите внимание

    Первый Рим – языческий – обожествил самого себя в лице кесаря и пал под ударами варваров. Второй Рим – православная Византия – вопреки ею же провозглашенному идеалу симфонии практически развела священство и царство, пошла на согласие с католиками  (Флорентийская уния 1439 г. заключена 6 июля 1439 г.

    Уния была подписана в рамках Ферраро-Флорентийского собора, где рассматривались разногласия между Римско-Католической и Восточными Православными Церквами. Особенный упор делался на различия в догматах, в частности филиокве (filioque) – добавлении, сделанном Римской Церковью в Символ Веры.

    Другие догматические вопросы: о чистилище, главенстве Папы Римского во Вселенской Церкви, совершении Таинства Евхаристии. В ходе собора восточные иерархи тщательно ознакомившись с учением Римской Церкви, пришли к выводу, что оно православно.

    После некоторых колебаний все они, кроме одного иерарха, митрополита Марка Эфесского, признали нововведения Римской церкви имеющими основание в св. Писании и св. Предании, то есть правомочными, но с оговоркой, что Восточные Церкви не станут вводить их у себя.

    6 июля 1439 они (включая императора) единодушно подписали резолюцию собора, буллу Laetentur coeli, предложенную Папой. Таким образом была заключена уния и Восточные Церкви воссоединились с Латинской. Уния оказалась непрочной и на деле просуществовала недолго.

    Уже через несколько лет многие присутствовавшие на нем епископы и митрополиты открыто отрицали свое согласие с собором или утверждали, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства. Таким образом, уния была отвергнута большинством Восточных Церквей.    и 14 лет спустя тоже пала под ударами мусульман. Москве как Третьему Риму выпала колоссальной трудности задача – жизненно соединить в одно целое храм, престол и народ, святыню и бытие.

    Если в Киеве произошло, так сказать, первичное усвоение русской властью идеи священной христианской державы (иначе она не заслуживает названия христианской), то в Москве со времен ее первых князей и митрополитов тайна государства была понята именно как тайна служения.

    Конечно, перед Москвой стояла в те времена и другая задача – освободить Русь от татар.

    Важно

    Однако по существу руководителями Москвы эта задача всегда трактовалась как двуединая; и если на первых порах, в эпоху Ивана Калиты, идея собирания русских земель под московскую руку рисовалась по преимуществу прагматически, с точки зрения государственной пользы, то уже со времен Дмитрия Донского эта задача становится по сути прежде всегорелигиозной – вспомним благословение Сергия Радонежского, вспомним образ Спаса на стягах русского войска на Куликовом поле. Государственная власть на Москве есть точка приложения божьего промысла – вот что такое онтологияТретьего Рима в глазах москвичей. Идея государственной власти в России церковна – и потому  св. Иосиф Волоцкий святой преподобный Иосиф Волоцкий – один из наиболее почитаемых святых Русской православной Церкви. В 2009 году по благословению патриарха Кирилла Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.  прямо утверждает, что “неправедный царь – не божий слуга, но диавол”. В отличие от первого Рима православный московский царь – не языческий кесарь, а христианин, и потому Москва готова отдать ему не только кесарево, но порой и богово. В этом встречном движении к соединению Бога и человека в истории и состоит замысел Святой Руси.

    Послушайте, как «говорит» об этом гениальная музыка С. Прокофьева в титрах фильма С. Эйзенштейна. Видео

    Чтобы убедиться в этом, достаточно продумать царствование Иоанна IV Грозного. Много материала для этого дает, в частности, его переписка с князем Курбским.

     Царство Иоанна IV часто клянут как деспотическое – но почему деспот тратит столько времени и чернил для оправдания себя перед своим подданным? Более того, в качестве последнего довода в пользу защищаемых Курбским позиций Иоанн зовет его обратно на Русь – пострадать за правое дело, если тот считает себя правым. Как видим, и меч и золото в руках грозного царя служат Богу, а не наоборот. Что же касается жертв опричнины, то их число было значительно меньше количества убитых одной  Варфоломеевской ночью Массовая резня протестантов (гугенотов), устроенная католиками по приказу французского короля Карла IХ и его матери Екатерины Медичи в ночь на 24 августа 1572 года в канун дня святого Варфоломея (катол.).

     Не менее существенное, хотя и символическое значение имеет в истории иоаннова царствования его встреча с юродивым во время новгородского похода, как она описана современниками.

    Грозный царь отправился с войском на покорение непослушных псковичей и новгородцев – действие, вытекающее из общей логики построения централизованного русского государства. На улицах Пскова его встретил местный юродивый и предложил ему кусок мяса, а дело было в великий пост.

    “Я – христианин и в пост мяса не ем”, – ответил юродивому Иоанн. “А кровь христианскую пьешь?” – укорил его человек божий. И самодержец всероссийский вместе со всей армией повернул назад.

     Идея Третьего Рима и заповедь “не убий” сошлись в месте этой встречи, и Иоанн IV показал себя православным царем, который строил Святую Русь, при этом тяжело грешил, но когда грешил, то каялся. Таким он и остался в памяти народа.

    Итак, религиозно-общественный и культурный идеал московской (золотой)Руси отличался не механически-юридическим совершенством форм, благодаря которым справедливость достигается как бы автоматически, а именно нацеленностью всех своих отношений на христианскую истину-благо, которая требует если не подвига, то усилия для своего воплощения.

    Совет

    Об этой особенности русской “политической этики” хорошо сказал  С. А. Аскольдов Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции // Из глубины. М.,1991. С.

    233 – 234    в 1918 году: «Русь была до отмены крепостного права, а отчасти и после него страной рабов и рабовладельцев, но это не мешало ей быть Святой Русью, поскольку Крест, несомый одними, был носим со светлой душой и в общем и целом с прощением тех, от кого он зависел, поскольку и те и другие с верою подходили к одной и той же Святой Чаше.

    Так праведность десятков миллионов очищала и просветляла в единстве народного сознания грех немногих тысяч поработителей, к тому же грех часто ясно не сознаваемый в качестве такового ни той, ни другой стороной».

    Вопросы для самопроверки

    1. Что обозначает термин «симфония властей»?
    2. Как понимать выражение «Москва – Третий Рим?
    3. В чем заключается противоречивость личности  Ивана Грозного?

    Источник: http://u3a.ifmo.ru/kultura-moskovskogo.html

    Ссылка на основную публикацию