Конфликт на квжд

Конфликт на КВЖД: конец концессии

Они строили, строилиСама КВЖД замышлялась как масштабный проект, формирующий инфраструктуру и положивший начало интернационализации отечественного бизнеса через экспорт капитала.

Строительство и эксплуатация Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) стали одним из самых поучительных примеров Государственно-частного партнёрства на международном уровне.
Концессия КВЖД задумывалась на 80 лет, чтобы не только напрямую связать Читу с Владивостоком, но и помочь русской экспансии в Северо-Восточном Китае.

Войны и революции заметно снизили её эффективность, что привело к продаже КВЖД государству Манчжоу-Го всего через 32 года после начала эксплуатации. Но уже в августе 1945-го дорога вполне окупила себя, обеспечив бесперебойное снабжение Красной Армии, громившей самураев в Манчжурии.

Строительство КВЖД неразрывно связано с историей сооружения Транссибирской магистрали, которую начали строить в 1891 году. Спустя три года оказалось, что экономически целесообразно спрямить дальневосточный участок дороги, проложив трассу через Маньчжурию. Главный вдохновитель проекта С.Ю.

Витте расценивал его как трамплин для российской экспансии в Китае, который в противостоянии с Японией благоприятно воспринимал укрепление отношений с Россией. В конце 1895 года по инициативе С.Ю. Витте был организован Русско-Китайский банк.

Обратите внимание

Китай дал согласие на проведение железной дороги через Маньчжурию к Владивостоку (причем название КВЖД дали именно китайцы), а Россия получила вожделенную концессию. Но ряд зарубежных исследователей считает, что Китай, для которого Маньчжурия была периферией, рассчитывал сам обосноваться там, опираясь на русские инвестиции в инфраструктуру.

В мае 1896 года в Москве был заключен секретный договор о российско-китайском военном союзе и постройке КВЖД (документ был полностью опубликован лишь в 20-е годы). Согласно этому договору права на строительство и использование КВЖД получало не непосредственно царское правительство, а Русско-Китайский банк.

Этот банк находился под жёстким российским государственным контролем, имел капитал в 6 миллионов золотых рублей, причём 5/8 из этих средств поступило от четырёх французских банков. Расходы на строительство дороги были почти на два порядка больше капитала банка, и значительная часть финансирования привлекалась через выпуск ценных бумаг.

Первая эмиссия облигаций объемом 15 миллионов рублей в 1897 году распространялась самим Русско-Китайским банком, последующие эмиссии – российским правительством.В конце лета 1896 года в Берлине был подписан контракт на постройку и эксплуатацию КВЖД (опубликован лишь в 1916 г.).

Контракт предусматривал создание Русско-Китайским банком специального акционерного Общества Китайско-Восточной железной дороги. Капитал Общества составлял пять миллионов золотых рублей (пять тысяч акций по цене тысяча рублей). Председатель правления Общества КВЖД назначался правительством Китая, а содержание получал от Общества. Управляющий дороги назначался правительством России.

С финансовой точки зрения именно российское правительство взяло на себя обязательства гарантировать Обществу КВЖД покрытие всех расходов на эксплуатацию магистрали и обслуживание платежей по облигациям. Государственные земли, необходимые для постройки, эксплуатации и охраны магистрали передавались Обществу КВЖД бесплатно, а частные земли им выкупались.

Общество КВЖД получало ряд существенных таможенных и налоговых льгот. После завершения строительства Общество КВЖД предоставило выгодную ссуду китайскому правительству.

При этом правительство Китая имело право выкупить КВЖД досрочно через 36 лет после её открытия, но на условиях полного возмещения всех затрат на строительство, а также погашения всех долгов Общества КВЖД с процентами. В противном случае Китай получал дорогу безвозмездно в конце срока действия концессии (то есть, с учетом состоявшегося запуска дороги – 1 июля 1983 года).

Важно

Строительство дороги началось сразу с двух сторон – из Владивостока и Читы. В 1898 году Россия получила от Китая право распространить условия концессии также на строительство южной ветки КВЖД, выходящей на Порт-Артур, взятый в аренду вместе с площадкой под строительства порта Дальний на 25 лет. После поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

этот участок отошёл к японцам под названием Южно-Маньчжурской железной дороги. Изыскательские работы на трассе будущей железной дороги были проведены в рекордные сроки, и уже в 1898 году строители приступили к земляным работам (на южном участке – в 1899 г.). В это же время закладывается город Харбин, ставший позднее экономическим центром всего Северо-Восточного Китая.

С 1898 года усилиями Общества КВЖД строится также коммерческий порт Дальний (в настоящее время – город Далянь). При этом на его строительство за семь лет было потрачено 30 миллионов золотых рублей.К лету 1900 года на КВЖД, включая южную ветку, было уложено около 1,4 тысяч км путей (57%), на отдельных участках началось движение.

Однако в Китае вспыхнуло Ихэтуаньское (Боксерское) восстание, и 23 июня 1900 года КВЖД была впервые атакована. В итоге значительная часть железнодорожного полотна, инфраструктурных объектов и станционных построек были разрушены.

После восстания нетронутыми оставались лишь 430 км путей, а убытки составили 71 миллион рублей, но позднее китайское правительство возместило их Обществу КВЖД.

Восстанавливали и достраивали железную дорогу в ускоренном режиме, и в июне 1903 года она была готова — было построено 92 станции и 9 туннелей, хотя, как это обычно бывает в России, некоторые доделки велись уже в ходе работы магистрали, включая период русско-японской войны. Но и тогда для оперативной переброски войск было уложено 146 новых разъездов (525 км путей).Позиции Японии укрепились и неопределённый статус КВЖД дал о себе знать, как только испортились отношения России с Китаем. Уже в 1906 году китайцы поставили под сомнение условия концессии, формально подписанной с частным Русско-Китайским банком. Российским дипломатам надо было отстоять все условия концессии на КВЖД, так как она была единственным законным основанием для пребывания российских войск в Маньчжурии. Вместе с тем отказ от статуса казённого предприятия обеспечивал более благосклонное отношение китайцев к российскому присутствию в зоне КВЖД.

В преддверии бури

Русско-японская война не дала возможности КВЖД сконцентрироваться на коммерческих перевозках. Даже после её окончания магистраль обслуживала военные нужды. Лишь с 1907 года на КВЖД возобновилась регулярная работа по перевозке частных грузов и пассажиров.В 1905 году южная ветка КВЖД и выход к Желтому морю были потеряны.

Планы активного использования Транссиба для транзита грузов из Европы в Азию оказались под угрозой. Доставка грузов по железной дороге из Владивостока в Гамбург или Ливерпуль была в несколько раз дороже, чем транспортировка по морю. В итоге больше ¾ перевозок по КВЖД в мирные 1907-1913 гг. были связаны не с транзитом (чая и др.

Совет

), а внутренними перевозками и вывозом леса, угля и хлебных грузов. Ускоренное строительство Амурской железной дороги – участка Транссиба по территории России, тоже не способствовало процветанию КВЖД. С финансовой точки зрения потеря южной ветки КВЖД и порта Дальний привела к большим убыткам.

С согласия российского министра финансов часть облигационного капитала и ссуды, падающие пропорционально на южную ветку, а также капиталы на постройку порта и города Дальнего и на организации и эксплуатации морского пароходства Общества были сняты со счетов Общества. Приходящиеся на эти предприятия облигационные займы (5-й, 6-й, 8-й, 9-й и 10-й) были аннулированы.

Короткий период мирной жизни КВЖД не имел большого экономического эффекта, хотя перевозки росли довольно быстро. С началом Мировой войны магистраль вновь переключилась на военные грузы. Общий грузооборот в 1914 году немного сократился – до 1,1 миллиона тонн.

Некоторое экономическое оживление в Обществе КВЖД вызвала передача ему в управление расположенной на территории России Уссурийской железной дороги, что, естественно, вызвало споры в Государственной Думе, поскольку в руки формально частной зарубежной дороги передали казённое предприятие.

Развитие экономического потенциала Северо-Восточного Китая повысило спрос на услуги КВЖД, а, следовательно, и её доходы. Уже к 1910 году дорога не имела дефицита по эксплуатации, а в 1915-1917 гг. КВЖД даже не требовались доплаты на функционирование от российского правительства.

Финансовые проблемы Общества КВЖД были обусловлены не столько деятельностью самой дороги, сколько участием в финансировании различных проектов по освоению Маньчжурии. Как это принято, увы, в России, не обходилось и без неэффективного, нецелевого использования средств.

Кроме того, в фактическом управлении КВЖД особую роль до революции 1917 года всегда играла российская военная администрация. Анализ экономической роли КВЖД нельзя ограничивать лишь оценкой деятельности самой магистрали (протяженность основной ветки составляла 1726 км плюс подъездные пути и лесовозные ветки), которая действительно большинство лет была убыточной.

Ведь даже Общество КВЖД не ограничивалось железной дорогой: ему принадлежали мастерские в Харбине, пароходная флотилия, электростанции, Чжалайнорские угольные копи.

Общество получило право на изыскания и разработку угольных месторождений на расстоянии примерно 17,3 км (30 ли) по обе стороны железнодорожного полотна, но землю под добычу угля необходимо было покупать или арендовать. Что касается пароходства, то до русско-японской войны Общество КВЖД занималось морскими перевозками с помощью 20 пароходов, а после потери Дальнего владело лишь речной флотилией на Сунгари.Зато, благодаря КВЖД в Северо-Восточном Китае резко активизировалась российская торговля, а русские предприниматели осуществили ряд инвестиционных проектов. Кроме того, в Харбине быстро развивалась, как сейчас бы сказали, социальная инфраструктура. В целом к 1914 году российские частные вложения в регионе достигли почти 91 миллиона рублей, но это составляло лишь 15% российских прямых инвестиций в Маньчжурии – остальное приходилось на саму КВЖД.

Продать по-советски

Обратите внимание

Гражданская война и интервенция не обошли стороной КВЖД, и её грузооборот в 1918 году сократился по сравнению с 1917 годом в 170 раз! Под предлогом борьбы против коммунистического влияния 27 декабря 1917 года правительство Китая запретило вывоз в Россию продовольствия, включая чай, а в январе 1918 года вообще закрыло границу.

Вместе с тем белая эмиграция дала новый существенный импульс для экономического развития Харбина и зоны вокруг магистрали. Декретом от 17 (4) декабря 1917 года Совнарком в одностороннем порядке изменил условия контракта 1896 года и национализировал Русско-Азиатский банк, передав его функции в ведение Народного (Государственного) банка.

В феврале 1918 года прежнее правление Общества КВЖД в Петрограде было распущено. Номинально КВЖД перешла в ведение Наркомата путей сообщения РСФСР, хотя еще несколько лет фактический контроль над магистралью не принадлежал новой советской власти.

Когда в 1924 году Советский Союз и Китай установили дипломатические отношения, СССР отказался от ряда «специальных прав и привилегий в Манчжурии. Это привело к ликвидации российский концессий в Харбине и ряде других китайских городов, однако, КВЖД осталась под управлением и обслуживанием советской стороны. В 1925-1927 гг.

советско-китайская торговля ожила, и, как следствие, стали расти объёмы грузоперевозок по КВЖД.

Правда, затем началось новое обострение отношений двух стран, причём роль провокаторов пришлось сыграть отрядам, сформированным из бывших белогвардейцев, осевших в Харбине. В июле 1929 года при их поддержке китайцы предприняли попытку отчуждения дороги.

Налет на правление КВЖД в Харбине и её учреждения по всей линии дороги до станции Пограничная сопровождался арестом советских служащих и разрывом дипломатических отношений. При этом власти Мукдена и Нанкина отказывались от мирного урегулирования вопроса, что привело в августе к разрыву дипотношений между СССР и гоминьдановским Китаем.

Мукденские войска и русские белогвардейцы начали военные действия против советских войск на Амуре и в Забайкалье, но части Особой Дальневосточной армии, вступив на территорию Дунбэя, неожиданно быстро разгромили их. Итог конфликту был подведён 22 декабря 1929 г. в Хабаровске – китайцы вынуждены были подписать протокол о восстановлении статус-кво КВЖД.

Читайте также:  Внешняя политика ивана грозного

Власти Китая даже обязались разоружить белогвардейцев, выслав из Дунбэя их командиров. СССР в ответ тут же вывел войска с северо-востока Китая. Эти события и получили в исторической литературе название «Конфликт на КВЖД».Но уже в 1931 году Япония начала захват Маньчжурии и стало ясно, что судьба советского участия в концессии КВЖД предрешена.

Важно

После многомесячных переговоров, начавшихся в июне 1933 года и сопровождавшихся жёсткой торговлей по цене, когда было несколько серий встречных предложений, СССР и марионеточное государство Манчжоу-Го договорились о продаже КВЖД за 140 миллионов иен.

Две трети суммы СССР соглашался получить японскими товарами в течение двух лет, ещё часть – наличными по заключении соглашения, а что-то – даже казначейскими обязательствами Манчжоу-Го, гарантированными японским правительством (с годовой доходностью 4%).

В августе 1945 года, после разгрома Квантунской армии в Манчжурии, КВЖД вновь вернулась под советский контроль.

Уже 14 августа было подписано советско-китайское соглашение о Китайской Чанчуньской железной дороге (так была названа КВЖД и вернувшаяся в ее подчинение южная ветка до Порт-Артура). Этот документ учреждал совместное общество на паритетных началах для эксплуатации дороги исключительно в коммерческих целях с последующей передачей Китаю всей дороги безвозмездно в 1975 году. Но на пике дружбы Сталина с Мао Цзэдуном дорога была окончательно передана КНР намного раньше — в начале 1950-х годов.

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/139903-konflikt-na-kvzhd-konec-koncessii.html

Красная Армия. Советско-Китайский конфликт на КВЖД 1929 года

Конфликт на КВЖД – результат напряжённой обстановки, сложившийся вокруг этой стратегической магистрали. Это был не единственный локальный военный конфликт. В это время происходило становление Советского государства. СССР фактически находился в кольце враждебных стран, что приводило к периодической напряжённости на границах молодого государства.

Ссср в период 20-х – 30-х годов

В конце 20-х годов экономика СССР начала восстанавливаться после тотальной разрухи, вызванной ужасной Гражданской войной, в ходе которой население бывшей Российской Империи с неслыханной яростью уничтожало собственную страну. Индустриализация,  объявленная  Советским правительством, позволила не только восстановить прежний промышленный потенциал, но и значительно превысить уровень промышленности, который существовал до революции.

По мере восстановления промышленных предприятий, руководство СССР получило возможность увеличить финансирование Армии и Флота, а так же начать модернизацию вооружённых сил. Был взят курс на механизацию и моторизацию Красной Армии. Впервые в мире были созданы механизированные корпуса – соединения, предназначенные для массированного применения новейшей техники – танков и бронемашин.

Испытывались и вводились в эксплуатацию новые образцы военной техники. Была проведена структурная реорганизация, взят курс на постепенную отмену территориально-милицейской системы и на переход к кадровой армии.

Конфликт на КВЖД. Предпосылки

КВЖД (Китайско-Восточная  Железная Дорога) – стратегическая железнодорожная магистраль, проходящая через Манчжурию, являющуюся кратчайшим путём из Сибири к берегам Тихого океана (Жёлтое море).

Она была построена в 1898-1903 году. До 1917 года являлась собственностью Российской империи, с 1924 года в совместном использовании СССР и Китая.

Дорога в основном обслуживалась советским персоналом, численность которого составляла около 25 тысяч человек.

К концу 20-х годов в Китае, раздираемом гражданской войной, сложилась напряжённая политическая обстановка. Страна была разделена на две части – южную, с центром в городе Кантон. Здесь утвердилось правительство Гоминьдана во главе с Сунь Ятсеном.

А так же северную, со столицей в городе Пекин. Здесь, в свою очередь, было своё правительство, зависящее от генералов-губернаторов северных провинций, расположенных от реки Янцзы до советской границы.

На пекинское правительство сильное влияние оказывала Императорская Япония, враждебно относящаяся к молодому советскому государству.

В марте 1925 года, после смерти доктора Сунь Ятсена, его преемником становится генерал Чан Кайши. Он начал «Великий Северный поход», который преследовал цель объединить страну. К лету 1928 г. эта цель была достигнута, столица переведена в город Нанкин.

Совет

Новое правительство Гоминьдана было признано всеми странами, в том числе и СССР. Однако Манчжурия, по территории которой проходила основная часть КВЖД, находилась под властью Чжан Сюэляна.

Он старался проводить политику не зависимую от Нанкинского правительства, хотя формально и подчинялся ему.

Начало конфликта на КВЖД

С 1925 года начались провокации против советского персонала и служащих КВЖД, инициированные  белоэмигрантскими кругами в Манчжурии.

Таким образом, эмигрантские круги пытались подорвать советское влияние в Китае и Манчжурии.

Активную помощь  провокаторам оказывала Япония, а начиная с 1928 года и Нанкинское гоминдановское правительство, заинтересованное в том, чтобы прибрать к своим рукам КВЖД и доходы от её эксплуатации.

Подстрекаемые из Нанкина, силы Чжан Сюэляна начиная с конца 1928 года, начали прямые попытки захвата КВЖД.  Начались аресты советских служащих, захваты административных зданий, депортации.

Многие работники КВЖД были арестованы, и содержались в ужасных условиях, некоторые были казнены.

  Манчжурские военные и белоэмигрантские отряды  захватывали объекты инфраструктуры, отовсюду изгоняя советский персонал и заменяя его китайскими чиновниками, или белоэмигрантами, из числа принявших китайское гражданство.

Началось массовое «выдавливание» русских из Манчжурии. Все ноты протеста, отправленные правительствам в Нанкин и Мукден, оставались без внимания. Провокации принимали все более наглый характер.

Обратите внимание

Летом 1929 года китайская «гражданская администрация» начала фактический захват КВЖД. После обменами нотами протеста 20.07.1929 г.

Нанкинское правительство обнародовало документ о разрыве дипотношений с Советским Союзом.

Перед началом боевых действий

В следующие недели части, как РККА, так и Китайской армии занимались активным маневрированием в приграничной зоне, конфликт на КВЖД дошел до накала.

В район границы подходили дополнительные соединения Красной Армии, китайская группировка у советской границы так же усиливалась.

Маньчжурскими частями и отрядами белоэмигрантов проводились неоднократные обстрелы советской территории и попытки прорыва отрядов на территорию СССР, для проведения разведывательно-диверсионных актов.

В начале августа 1929 г. образована Особая Дальневосточная Армия (ОДВА). Китайцами создаётся так называемая Мукденская  армия, под командованием  Чжан Сюэляна. Она насчитывала более 300 тысяч человек. Кроме того, у границ Советского Союза находились отряды белоэмигрантов общей численностью приблизительно 70 тысяч военнослужащих и Сунгарийская военная флотилия.

Мукденская армия и её приспешники были сосредоточены на двух направлениях. На Забайкальском направлении (54тысячи человек, 107 пулемётов,  170 орудий и бомбомётов, 2 бронепоезда).  На Приморском направлении (63 тысяч человек, 200 пулемётов, 330 орудий и бомбомётов). Кроме того, шеститысячная группировка была развёрнута на Сунгарийском направлении и пятитысячная на Благовещенском.

Войска ОДВА насчитывали 16481 человек и 9 танков, но были гораздо лучше организованы и вооружены.

Сунгарийская наступательная операция

Советское командование прекрасно осознавало опасность численного превосходства противника. Оно понимало, что мирным путем конфликт на КВЖД не решить. Поэтому было принято решение приступить к наступательной операции до того, как противник соберётся с силами.

Была выпущена специальная директива, в которой указывалось, что советская сторона не располагает никакими территориальными притязаниями, намеревается только разгромить войска Маньчжурских милитаристов и освободить захваченных граждан СССР.

Особый упор был сделан на то, что гражданские объекты  не будут подвергнуты нападению.

Важно

12 октября начались боевые действия. Огневая поддержка артиллерии, подавившей китайские береговые батареи, авиации, нанёсшей удар по кораблям китайской Сунгарийской флотилии, вынудили их отступить вверх по реке.

Части  2-й стрелковой дивизии ОДВА переправились через реку Сунгари и овладели городом  Тунцзян.

Они захватили  военные склады с огромными запасами продовольствия и военного имущества, а затем отошли на свою территорию.

30.10 – 03.11.1929 года, в 60-ти километрах выше по течению Сунгари, проводится  Фугдинская операция – это второй этап Сунгарийской наступательной операции. В её результате была уничтожена китайская флотилия и захвачен город Фугдин, который был занят частями РККА до 3 ноября, после чего войска возвратились на свою территорию.

Маньчжуро-Чжалайнорская операция

Основные боевые действия развернулись на Забайкальском участке фронта. Наступление Красной Армии было нацелено на два укрепрайона с центрами в городах Маньчжурия и Чжалайнор, где китайцы построили достаточно мощные укрепления.

Началось наступление ночью 17.11.1929 года в 20 градусный мороз.

Оперативное соединение под командованием Фролова перешло границу с Китаем,  продвинулось вглубь китайской территории на 30 километров, и захватило пункт Беляно в 10 километрах южнее города Манчжурия.

Группе удалось захватить господствующие высоты и блокировать дороги на южном и западном направлении. Одновременно к городу с северного направления подошла оперативная группа Стрельцова. Замкнул окружение подошедший к городу с востока 106-й полк РККА, а Бурятская кавалерийская группа перерезала железную дорогу  у Чжайланора.

Таким образом, гарнизон Манчжурии не мог ни отступить не получить подкрепление.  После окружения города, авиация СССР нанесла внезапный удар по дислокации военных  в городе и по крепости  Любенсянь.

Пользуясь замешательством противника в результате авианалёта, части РККА ворвались на северные окраины города. Ночью с 17 на 18 ноября китайцы предприняли отчаянную попытку вырваться из окружённого города.

Однако спешно переброшенные на грузовиках в район Беляно части, отбросили противника назад.

Наступление на Чжайланор

18 ноября части РККА  (5-я Кубанская кавалерийская бригада под командованием будущего Маршала СССР К.К. Рокоссовского и 36-я Забайкальская дивизия), переправившись по замёрзшей реке Аргунь,  начали наступление на Чжайланор. В этот же день подразделения 35-й и 36-й дивизий, при активной поддержке авиации и танков МС-1, взяли город Чжайланор.

Несмотря на ожесточённое сопротивление китайского гарнизона и на хорошо подготовленную инженерную оборону, РККА удалось взять город раньше, чем к нему подошли подкрепления  Мукденской армии.

  19 ноября укрепления китайцев южнее и юго-западнее Чжайланора были взяты за несколько часов. Утром 20 ноября окружённым китайским войскам в Манчжурии был предъявлен ультиматум.

Город был взят войсками Красной Армии.

Совет

В боях за Манчжурию и Чжайланор  части ОДВА разгромили несколько соединений Мукденской армии и захватили огромные трофеи – артиллерийские орудия, бронепоезда.

В плен вместе со штабом сдался командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжу-цзян и  вместе с ним больше 250 старших офицеров Мукденской армии.

Китайцы потеряли около 2000 человек  убитыми и более 10000 пленными. Красная Армия потеряла 123 убитыми и 600 ранеными.

Мирные переговоры – Хабаровский протокол

21 ноября советским властям  было передано послание китайского поверенного по иностранным делам Цай Юньшена.

В нем говорилось, что он имеет полномочия от мукденского и нанкинского правительства начать  немедленные мирные переговоры с СССР.

 Китайской стороне 22 ноября был передан ответ советского правительства, В нём говорилось, что Советский Союз готов принять участие в мирном урегулировании, но считает неприемлемыми прежние условия, которые были оглашены 29 августа.

Переговоры могут начаться только после того, как будет восстановлен статус КВО на КВЖД.

На  основании Мукденского и Пекинского договоров 1924 года, восстановлен  в должности советский управляющий и освобождены все арестованные советские граждане.

Чжан Сюэлян согласился со всеми условиями и 22 декабря был подписан Хабаровский протокол, по нему КВЖД снова была признана советско-китайским предприятием.

В 1931 году в связи с оккупацией Манчжурии японской армией и участившимися провокациями,  все права на КВЖД были  проданы  марионеточному правительству Манчжоу Го.

Источник: http://solnechnajdolina.ru/istoricheskie-ocherki/krasnaya-armiya-sovetsko-kitajskij-konflikt-na-kvzhd-1929-goda/

Малоизвестная история. Конфликт на КВЖД, 1929 год

1929 год. Уже восемнадцать лет в Китае шла гражданская война. Страна представляла собой лоскутное одеяло из территорий, над которыми абсолютно и безраздельно властвовали полевые командиры. Маньчжурией, например, много лет правил Чжан Цзолин.

Читайте также:  Основные деятели и достижения российской культуры xviii - начала xx века

Но в июне 1928 года он погиб при взрыве поезда, и власть перешла к его сыну — Чжан Сюэляну, прозванному «молодым маршалом». Ему требовалось как можно быстрее завоевать авторитет и укрепить власть. Проще всего было сделать это за счёт слабых соседей.

Вот только враждовать с формальным правителем Китая Чан Кайши или с Японией Сюэляну не хотелось: слишком опасно, можно запросто лишиться и территорий, и жизни.

Обратите внимание

И тогда «молодой маршал» обратил свой взор в сторону Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Ей совместно владели  СССР и Китай, а проходила дорога как раз по территории Маньчжурии, подвластной Сюэляну.

Маршал решил: а почему бы не превратить чужое совместное предприятие в своё и единоличное?

Рейдерство по-маньчжурски.

В несколько приёмов были захвачены основные учреждения КВЖД, а советские служащие — арестованы. Затем с китайской стороны начались обстрелы территории уже непосредственно Советского Союза.

Сюэляну «по наследству» от отца достались сотни тысяч бойцов, артиллерия, авиация и даже танки — лёгкие «Рено», закупленные во Франции.

В Советском Союзе не без оснований опасались, что «молодой маршал» может напасть на дальневосточные регионы страны.

Ситуация требовала быстрого и жёсткого решения. Поэтому в СССР была создана особая Дальневосточная армия (ОДВА).

В ночь на 17 ноября началась Маньчжуро-Чжалайнорская операция — части ОДВА перешли границу с Китаем. Им предстояло, нанеся скоординированные удары с севера и востока, взять укреплённый район у станции Чжалайнор и окружить гарнизон крупного города, называвшегося так же, как и вся провинция: Маньчжурия.

Выполнить эту задачу было не так уж и просто. Китайские укрепления рассчитывались на попадания 152-мм снарядов, местами они были окружены колючей проволокой.

Важно

По воспоминаниям ветеранов боёв на КВЖД, на опасных направлениях китайцы выкопали рвы шириной до 4 метров, установили минные поля и камнемётные фугасы.

Девятитысячный гарнизон укреплённого района имел на вооружении 50 миномётов, столько же пулемётов, бомбомёты калибром до 150 мм и около 20 орудий калибра 77 мм.

Для советских войск это была первая крупномасштабная наступательная операция после окончания Гражданской войны.

«Малые сопровождения» вступают в бой.

Бронетехника под советскими знамёнами воевала и до КВЖД, но это были бронеавтомобили, доставшиеся ещё от царской России, а также достроенные бронетрактора Гулькевича, трофейные «Рено», «Уиппеты» и «ромбы», захваченные во время Гражданской войны. Прочее оружие было зачастую не лучше: командиры жаловались, что половина гранат не взрывается, а изношенные пулемёты отказывают после 5–6 очередей. Не хватало биноклей, часов, снаряжения, лошадей и людей.

Главным козырем Красной армии в битве под Чжалайнором должна была стать рота танков МС-1 (девять машин). Это были первые серийные машины, произведённые в Советском Союзе. Чтобы не утратить внезапность от их появления на поле боя, выдвижение боевых машин было строго секретным. О том, что танки будут поддерживать наступление, не знала даже советская пехота.

Операция началась. Передовые пехотинцы бесшумно сняли часовых, и войска пошли в атаку. Завязался бой с несколькими блиндажами у железной дороги.

Засевшие в них китайцы сопротивлялись отчаянно, не испугавшись даже вида танков.

Правда, построены блиндажи были скверно — с большими мёртвыми зонами, по которым можно было приблизиться, и вертикальными печными дымоходами, удобными для закидывания внутрь гранат. В результате так всё и получилось.

Несмотря на первые успехи и участие танков, с ходу прорвать основной укрепрайон не удалось. Танки МС-1 не могли преодолеть широкие окопы, их приходилось объезжать.

Совет

Из-за того, что танкисты и пехотинцы совершенно не умели взаимодействовать на поле боя, танки, как написано в одном из отчётов, «разбрелись по полю и выпали из подчинения».

И ещё одна цитата, которая относится к боям на КВЖД, но характерна для любой страны и любой эпохи: «Танки действовали решительно, жертвуя собой, но пехота поддерживала их слабо и активности не проявила».

17 ноября укрепрайон Чжалайнор взят не был, а наступление потеряло темп. Пришлось сделать паузу для отдыха пехоты и подхода артиллерии.

Работа над ошибками.

На следующий день, 18 ноября, танки действовали уже взводами по три машины и в тесном взаимодействии с пехотой.

Не будь танков — неизвестно, смогли бы советские конные батареи безнаказанно подъезжать к китайским дотам на дистанцию менее полукилометра и расстреливать их амбразуры в упор, а пехота — закидывать укрепления гранатами.

Отчаянное сопротивление китайцев вполне могло привести к затягиванию операции и большим жертвам, а при подходе резервов из Манчжурии — и к более тяжёлым последствиям.

Неприятным сюрпризом стало то, что советская артиллерия не смогла уничтожить китайские блиндажи и землянки, а также подавить батареи. Спасало состояние китайской армии, которое даже в одной из лучших бригад было типичным для гражданской войны.

Китайские пушки имели гранаты сомнительного качества, стояли в окопах с ограниченным сектором обстрела, а тактика применения артиллерии была, по оценке советских специалистов, крайне примитивна. Каждый блиндаж сопротивлялся упорно, но самостоятельно, без взаимодействия между частями.

Обратите внимание

Китайцы, хотя и дрались в начале боёв до последнего патрона, плохо стреляли из винтовок и пулемётов, мало применяли гранаты. Основные потери наступавшим причиняли бомбомёты.

В танковой роте за время боёв вышли из строя семь машин (все по техническим причинам, китайцы так и не смогли подбить ни одного танка). С поддержкой танков пехота наконец взяла укрепрайон и захватила богатейшие трофеи за всю операцию на КВЖД — одни только винтовки считали не штуками, а вагонами.

По итогам боёв танкисты высказали ряд пожеланий. Они хотели получить картечные снаряды для танковых орудий, радиостанции и ракеты для связи. В будущем танкисты хотели бы получить тяжёлые танки, специально предназначенные для взлома вражеских укреплений. При ведении танковой атаки было признано необходимым ставить дымовую завесу.

Возможная неудача СССР в стычке на КВЖД резко отразилась бы на его международном положении. Это было особенно критично в хаосе начинающейся Великой депрессии и грядущего передела мира.

Однако, использовав всего одну танковую роту, причём не с самыми сильными и грозными машинами, Советский Союз вышел победителем в первой пробе своих сил на мировой арене.

Пусть танки МС-1 не были самыми лучшими советскими танками — но они были первыми. И в боях на КВЖД они выполнили свою задачу полностью.

Автор текста — Евгений Белаш

Евгений Белаш — историк, автор книг и статей о Первой и Второй мировой войне. Наиболее известная работа — «Мифы Первой мировой». Автор книги “Танки межвоенного периода” об участии бронетехники в военных конфликтах 20-х – 30х годов прошлого века.

Источники:

Материалы Российского государственного военного архива (РГВА).

Федюнинский И. И. На Востоке. — М.: Воениздат, 1985.

http://worldoftanks.ru/ru/news/wot-assistant/history/kvzd_first_battle_of_soviet_tanks/

Важно

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82_%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B5

Маньчжуро-Чжалайнорская операция.

Советское наступление было направлено на два укрепленных региона с центрами в Маньчжоули (Manzhouli) и Чжалайноре (Zhalainuoer). В этих районах китайцы прорыли многие километры противотанковых рвов и построили укрепления.

Наступление в ходе Мишаньфусской операции началось в ночь на 17 ноября. Мороз стоял около −20 °C. Чтобы обеспечить эффект внезапности, были предприняты все меры к должной маскировке. Оперативная группа под командованием Д. С.

Фролова перешла государственную границу, преодолела вал Чингисхана и, пройдя незамеченной свыше 30 километров, захватила рудник Беляно в 8 км южнее города Маньчжурия, а затем перекрыла дороги и заняла господствующие высоты южнее и западнее города; одновременно с севера к городу подошла группа Стрельцова.

Кольцо окружения замкнули подошедший с востока 106-й стрелковый полк и Бурятский кавалерийский дивизион. Вслед за этим шесть советских самолётов нанесли удар по военным объектам в городе (были разбиты казармы и выведена из строя радиостанция), а три самолёта сбросили бомбы на крепость Любенсянь, вызвав здесь пожары.

Воспользовавшись замешательством противника, одна из стрелковых рот группы Стрельцова под прикрытием огня артиллерии и пулемётов ворвалась в китайские окопы на северной окраине города.

Поскольку советская кавалерия перерезала железную дорогу у Чжалайнора, китайские войска не могли ни отступить по ней, ни получить подкрепления.

В ночь с 17 на 18 ноября 1929 года противник предпринял попытку прорыва из города на юг, в результате Бурятский кавалерийский дивизион оставил высоту 444.88 и отступил к разъезду Абагайтуй.

С целью исправить положение, командир 21-й стрелковой дивизии П. И.

Совет

Ашахманов на 4 грузовиках спешно перебросил в район Беляно прибывшие из Читы подкрепления: одну роту 61-го Осинского стрелкового полка и команду пеших разведчиков, которые контратаковали и отбросили противника.

18 ноября, перейдя замерзшую реку Аргунь, наступление на Чжалайнор начала 5-я Кубанская кавалерийская бригада (командир — К. К. Рокоссовский), которая совместно с подразделениями 36-й Забайкальской стрелковой дивизии предотвратила вторую попытку прорыва гарнизона из окружения.

В этот же день, бойцы 35-й и 36-й стрелковых дивизий РККА при поддержке танков МС-1 сумели сломить сопротивление противника прежде, чем замеченные с воздуха подкрепления успели подойти. Город Чжалайнор был взят, несмотря на инженерные укрепления и ожесточённое сопротивление китайских войск.

Когда советские части вошли в Чжалайнор, город находился в состоянии хаоса. Все окна выбиты, на улицах — брошенное военное имущество.

19 ноября Красная армия повернула на Маньчжоули; китайские укрепления южнее и юго-западнее Чжалайнора были взяты через полтора часа.

Утром 20 ноября силы С. С. Вострецова окружили Маньчжоули и предъявили китайским властям ультиматум. В этот же день город был занят.

В боях за Чжалайнор и Маньчжоули РККА потеряла 123 военнослужащих убитыми и 605 ранеными.

Китайские войска понесли значительные потери — около 1500 убитыми и свыше 8000 пленными, были разгромлены 15-я и 17-я смешанные бригады, трофеями советской армии стали артиллерийские орудия, два бронепоезда, большое количество военного имущества, вместе со штабом в плен сдались командующий Северо-Западным фронтом генерал Лян Чжу-цзян и около 250 офицеров Мукденской армии.

Хабаровский протокол.

Обратите внимание

19 ноября поверенный по иностранным делам Цай Юньшэн направил телеграмму представителю Наркоминдела в Хабаровске А.

Симановскому о том, что два бывших сотрудника советского консульства в Харбине отправляются в сторону фронта Пограничная-Гродеково и просят, чтобы их встретили.

21 ноября двое русских — Кокорин, прикомандированный к немецкому консульству в Харбине с тем, чтобы помогать советским гражданам после разрыва дипломатических отношений с Китаем, и Нечаев, бывший переводчик КВЖД, — перешли на советскую сторону в районе станции Пограничная вместе с китайским полковником. Кокорин передал советским властям послание Цай Юньшэна, что тот уполномочен мукденским и нанкинским правительством приступить к немедленным мирным переговорам и просит СССР назначить официальное лицо для встречи с ним.

22 ноября Симановский передал им ответ советского правительства, и три посланника направились назад в Харбин.

В ответной телеграмме было сказано, что СССР готов пойти на мирное урегулирование конфликта, но считает невозможным вступать в переговоры на прежних условиях, которые были оглашены через МИД Германии 29 августа, пока Китай не признает статус кво на КВЖД на основе Пекинского и Мукденского соглашений 1924 года, не восстановит в должности советского управляющего дорогой и не отпустит всех арестованных. Как только СССР получит подтверждение выполнения данных условий, все китайские заключенные, попавшие под арест в связи с конфликтом на КВЖД, также будут отпущены, а советская сторона примет участие в мирной конференции. Чжан Сюэлян выразил согласие — его ответ пришел в Наркоминдел 27 ноября. М. М. Литвинов ответил в тот же день и попросил Чжан Сюэляна направить своего представителя в Хабаровск.

3 декабря 1929 года Цай Юньшэн и Симановский подписали предварительное соглашение. 5 декабря Чжан Сюэлян телеграммой подтвердил согласие с его условиями. 13 декабря Цай Юньшэн прибыл в Хабаровск. Было объявлено, что полномочия Люй Чжунхуа как президента КВЖД прекращаются с 7 декабря. Симановский объявил, что советское правительство назначает генеральным управляющим дороги Ю. В. Рудого.

Читайте также:  Великая октябрьская капиталистическая революция

22 декабря был подписан Хабаровский протокол по которому КВЖД вновь признавалась совместным советско-китайским предприятием.

Оригинал взят у amarok_man в КВЖД. Боевое крещение советской бронетехники

Источник: https://leon-rumata.livejournal.com/4128810.html

Боевое крещение советских танков (конфликт на КВЖД)

«Первое боевое применение советских танков в конфликте на КВЖД»

Советский танк Т-18 на параде в Москве

Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге

С момента развала Российской империи вокруг Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) кипели нешуточные страсти. Хотя ещё в 1924 году правительства СССР и Китая признали КВЖД совместным предприятием, такое положение вещей не устраивало буквально всех региональных игроков.

Японцы пытались открыто захватить «ничейную» ветку в 1918-20-х годах, однако натолкнувшись на решительный протест РСФСР и Китая, стали действовать хитрее и проще.

Пользуясь тем, что в Китае вспыхнула гражданская война, они начали вести пропагандистскую работу среди белоэмигрантов (которых хватало в Харбине) и китайского населения, параллельно поставляя оружие войскам «узурпатора» Чжан Цзолиня в Маньчжурии.

Важно

Последний отказался от сотрудничества и был убит, а его место занял сын — Чжан Сюэлян, державший этот северный район Китая в своих руках. Когда Чан Кайши прекратил гражданскую войну, перенес столицу Нанкин, и объединил Китай в 1928 году, Чжан Цзолинь перешел на его сторону.

Положение нового руководителя было крайне трудным — с одной стороны он едва только встал во-главе разоренной войной страны, а с другой на него давили и белогвардейцы, в то время бывшие серьезной боевой силой, и руководители западных стран, намекая на то, что позиции СССР на дальнем Востоке так слабы, и руководство КВЖД нужно сосредоточить в одних руках.

Провокации против СССР начались ещё в 1925 г., когда китайцы взяли практику хватать дипломатических представителей северного соседа и бросать в тюрьмы, устраивать обыски в посольстве и т.п.

На все это смотрели сквозь пальцы — сил на восточных границах действительно было недостаточно, но когда войска Чжан Цзолиня в 1929 году просто захватили КВЖД, стало понятно, что дальнейшие уступки невозможны.

План боевой операции

Советское командование могло сосредоточить на границе с Маньчжурией группировку чуть меньше, чем в 16500 человек, в то время как силы Чжан Цзолиня и белогвардейцев насчитывали 370 тысяч.

Конечно нельзя воспринимать эти цифры так, будто друг на против друга стояли сразу все войска противников. Китайская группировка была рассеяна по довольно большой площади.

Тем не менее было понятно, что одолеть такую армию в сколь нибудь долгом противостоянии невозможно, поэтому был принят дерзкий план, рассчитанный на быстрый и внезапный удар.

Немаловажная роль здесь отводилась такому оружию, которого у противника не было — танкам!

Осенью 1929 г. Забайкальская группа войск готовилась нанести Мукденской армии Китая молниеносное поражение в районе станций Маньчжурия, Джалайнор и Джалайнорских копей.

Бойцы РККА на Китайско-Восточной Железной Дороге

Для этой цели против китайской группировки в 12-16 тыс. человек Забайкальская группа насчитывала 6091 человек пехоты и 1599 кавалерии при поддержке 88 орудий калибра 76,2-мм и выше, 32 самолета, 3 бронепоезда и 9 танков Т-18.

Организационно в группу входили:

  • 21 Пермская стрелковая дивизия (в Чите)
  • 35 стрелковая дивизия
  • 36 Забайкальская стрелковая дивизия
  • 5 кавбригада
  • Бурят-Монгольский кавдивизион
  • отдельная танковая рота
  • 6 авиаотряд
  • 25 авиаотряд
  • 26 бомбардировочная авиаэскадрилья
  • 18 артдивизион корпусной артиллерии
  • 18 саперный батальон (в Чите)
  • 1 железнодорожная рота.

Командование группой было возложено на Степана Сергеевича Вострецова при общем руководстве ОДВА Василия Константиновича Блюхера.

Пилот самолета Р-1 из авиаотряда «Дальневосточный ультиматум»

Диспозиция войск на начало операции

В районе станции Джалайнор китайцы возвели неплохие полевые укрепления, особенно с севера.

Дорогу на Абагайтуевский прикрывали 3 линии окопов полного профиля, между которыми были сделаны хорошие блокгаузы с перекрытиями из рельсов и шпал и засыпкой до 1 м мерзлой земли.

Но с юга эти укрепления были слабее — здесь имелось всего 2 линии окопов, а с востока — местами лишь одна. Ключом ко всей позиции в районе ст. Джалайнор — Джалайнорские копи являлась высота 269,8, прикрывавшая подступы к станции с востока.

Китайцы ждали применения танков или бронеавтомобилей на направлении главного удара. Они опоясали здесь свои позиции 3-4 — метровым противотанковым рвом (глубиной до 2,5 м). Часть артиллерии была выделена для стрельбы прямой наводкой, пехота в большом количестве была снабжена гранатами.

Совет

Руководство РККА, со своей стороны, подготовилось… как обычно. С.Вострецов недооценил противника и потому практически ничего не сделал для грамотной подготовки боя.

За время трехмесячного противостояния накануне операции не была проведена даже авиаразведка китайских позиций, что привело к тому, что в ходе боев красноармейцы встречались с вражескими укреплениями там, где их наличие даже не подозревалось.

Противотанковый ров вообще до момента атаки принимали за первую линию окопов, соответственно средств для его преодоления у бойцов не было.

Зато секретность же была доведена до того, что за два часа до наступления командиру 36-й дивизии пришлось лично носиться по степи и искать свои автомобили с боеприпасами которым не указали точку прибытия!

Части выступили 16 ноября 1929 г. в 23:00 и начали выдвигаться на исходные позиции, используя яркий свет луны. Накануне подморозило и все дороги превратились в конькобежные дорожки, а поля — в катки.

Ориентирование было крайне сложно, тем более, что командиры не имели опыта в производстве ночных маршей.
Подразделения, выделенные для обхода ст.

Джалайнор, частично заблудились, и один батальон, шедший в хвосте колонны, уклонился к западу от намеченного маршрута и попал под губительный огонь китайских пулеметов, понеся большие потери. В этом подразделении погиб журналист Р.Волин.

Перегруппировка началась слишком поздно, и по завершении ее батальоны должны были идти в бой без всякого отдыха. Танковая рота даже по выступлению не получила никакого приказа на бой, имея только точку конечного маршрута.

Танки не были заправлены топливом и практически не имели снарядов к орудиям, а если учесть то, что три из них не имели пулеметов, можно сказать, что половина подразделения была практически безоружна.

Командир танковой роты не имел карты района боевых действий, и потому, неудивительно, что во время ночного марша танки роты заблудились, и к намеченной точке прибыли всего четыре машины.

Обратите внимание

Здесь они были заправлены бензином и получили по 40 снарядов (при боевом комплекте в 96 шт.).

Танк Т-18

Внимание, танки!

Наступление в районе станции Джалайнор

По плану боевых действий Т-18 должны были поддерживать действия 107 стрелкового полка. До начала боевых действий потерявшиеся танки найдены не были. Около 10:00 103 с.п. и 5 кавбригада начали атаки северного и юго-восточного секторов обороны станции Джалайнор.

Одновременно 107 и 108 полки атаковали противника на главном направлении. Случилось так, что эти подразделения практически не имели артиллерийской поддержки, кроме полковой артиллерии. В подкрепление им Вострецов и выделил роту танков (фактически — взвод).

При атаке промежуточных укреплений танки проявили себя хорошо, правда, стремясь уклониться от огня китайской артиллерии, они развили слишком большую скорость, и красноармейцы не успевали угнаться за ними, но цель была достигнута, и укрепления недалеко от сопок № 9 и «Железная» пали.

Далее около 12:00 танковое подразделение, насчитывавшее теперь 6 машин (две из потерявшихся, все-таки прибыли в 11:50), пошло в лихую атаку на главный рубеж китайцев западного сектора обороны.

За ним в атаку бросились батальоны 107 стрелкового полка, но разогнавшиеся танки внезапно затормозили перед противотанковым рвом. Остановились и бойцы, не имевшие для его преодоления никаких подручных средств.

Обменявшись с китайцами десятком бесполезных выстрелов, танки повернули на юг — участок наступления 108 стрелкового полка. Несмотря на хорошую противотанковую оборону, китайцами не удалось подбить здесь ни одного Т-18, так как их артиллеристы стреляли из рук вон плохо.

Появление танков не вызвало у них паники, а только удивление — позиции китайцев буквально пестрели биноклями и подзорными трубами.

Важно

Об отставших танках известно только, что два из них заблудились и колесили по ледяному полю, пока не кончился бензин. Они соединились со своей группой только вечером.

Один танк остановился по причине поломки коробки передач.

Два танка вышли в расположение 106 Сахалинского полка и не имея боеприпасов, все-таки поддержали «гусеницами и устрашающим видом» атаку промежуточных укреплений китайцев недалеко от разъезда Абгайтуй.

Здесь командиры танков действовали грамотно и бойцы могли использовать их хотя бы как прикрытие от пуль. Два танка в ходе боев вышли из строя, но один из них был отремонтирован к вечеру.

Боевые действия следующего дня также не был и яркими для танковой роты. Восемь машин поддерживали атаку 108 полка в районе сопок «Мать» и «Дочь». Бой продолжался в течение почти 3-х часов.

Танки пытались помочь пехоте, но пока не был частично разрушен ров — им это не удавалось. Далее нескольким машинам удалось ворваться на китайские позиции.

Одна была повреждена гранатами, но остальные интенсивно утюжили окопы пулеметным огнем. Подоспевшая пехота закрепила успех.

Бойцы РККА с захваченными китайскими знаменами на КВЖД

Наступление в районе станции Маньчжурия

После занятия Джалайнора наступил час гарнизона станции Маньчжурия. Танки вновь поддерживали 109 стрелковый полк. В строю их осталось семь. Два отремонтировать не удалось.

На рассвете после артподготовки танки лихо бросились вперед, забыв о задаче прикрытия собственной пехоты. Но здесь их появление стало, видимо, неожиданным.

Китайцы даже прекратили огонь, удивленно разглядывая диковинные машины.

Танки вползли на позиции, ведя бешеный огонь из пулеметов. Один из них не доехал до цели «каких-нибудь пять шагов и застрял» в него тут же полетели китайские гранаты и только подбежавшие красноармейцы спасли экипаж от гибели.

Совет

Механик-водитель был сильно оглушен. Один танк провалился в окоп и застрял там так, что его пришлось откапывать после боя. Один потерял гусеницу, которая соскочила при переезде через канаву.

Несмотря на это, станция была успешно отбита подошедшими стрелками.

В целом деятельность танковой роты в ходе конфликта КВЖД была оценена как удовлетворительная. Но отмечалась недостаточная подготовка водителей, неумение командиров ориентироваться на местности и отсутствие между ними связи. Стрельба из танковых пушек показала «никуда не годное могущество снаряда против полевых укреплений».

Больше пользы было от пулеметов, которые оказались более эффективными даже с точки зрения морального воздействия. Были высказаны пожелания по увеличению калибра танковой пушки, увеличения числа пулеметов, улучшения проходимости, скорости и брони танка.

Несмотря на убедительный успех танковых атак, даже среди командования группировки не было единого мнения на счет эффективности их использования в бою, так, в своем докладе, заместитель начальника штаба Лапин, призывал «не тратить народные деньги на эти игрушки», а выпускать больше пушек, бронепоездов и бронеавтомобилей.

Источник: http://armedman.ru/voennyie-kampanii/1919-1936-voennyie-kampanii/boevoe-kreshhenie-sovetskih-tankov-konflikt-na-kvzhd.html

Ссылка на основную публикацию