Комитет 6 декабря и его проекты

Этот день в истории: 1826 год. 18 (6) декабря создан

, 18 декабря 2009, 13:24 — REGNUM  

Портрет великого князя Николая Павловича. В.Голике. 1820-е.

1826 год. 18 декабря (6 декабря ст.ст.) был создан секретный комитет при императоре Николае I, получивший название «Комитет 6 декабря» и успевший за время существования подготовить два проекта государственных преобразований

«По смыслу и происхождению реформы Николая I отличались от реформ предыдущего и последующего царствований: если ранее Александр I лавировал между старым, феодальным, и новым, буржуазным, началами во всех (экономической, социальной, политической, духовной) сферах жизни россиян, а позднее Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое (врачуя, ремонтируя и лакируя его) для того, чтобы успешнее противостоять новому.

Уже 6 декабря 1826 г. Николай образовал первый и самый значительный из 10 секретных комитетов, которые создавались в его царствование, чтобы найти ответ на сакраментальный вопрос, поставленный царем: «Что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить?» Главой Комитета формально значился председатель Государственного совета граф. В.П. Кочубей — один из «молодых друзей» Александра I, давно уже отряхнувший со своих ног прах либерализма, а фактически руководил Комитетом М.М. Сперанский, тоже значительно поправевший после того, как он побывал в ссылке и в суде над декабристами. Составили Комитет особо доверенные сановники царя. Поэтому действовал он сверхосторожно, по принципу, который можно было бы сформулировать так: «Семь раз отмерь, но не отрезай», ибо, как выразился член Комитета Е.Ф. Канкрин, «недостатки существующего известны, а нового сокрыты». За четыре года регулярных заседаний (всего — 173) Комитет подготовил лишь два серьезных, но, разумеется, верноподданнических проекта.

Первым из них был проект сословной реформы. «Комитет 6 декабря» (так его называли) задумал оградить дворянство «от неприятного ему и вредного государству прилива разночинцев».

Вместо Табели о рангах Петра I, дававшей право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги, Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только наследственно, по праву рождения, и по «высочайшему пожалованию».

Обратите внимание

Это предложение имело целью превратить российское дворянство в строго замкнутую касту, огражденную от «засорения» инородными элементами.

Вместе с тем, чтобы как-то поощрить и служилых людей, а также нарождавшуюся буржуазию, Комитет предложил создать для чиновников, купцов и буржуазной интеллигенции новые сословия — «чиновных», «именитых» и «почетных» граждан, которые освобождались бы, как и дворяне, от подушного оклада, рекрутского набора и телесных наказаний. Наконец, Комитет в Дополнение к старинному (1803) указу «о вольных хлебопашцах» разрешил помещикам освобождать крестьян не только с землей, но и без земли, причем все освобожденные крестьяне должны были образовать еще одно сословие — «вольноотпущенных земледельцев».

Второй проект «Комитета 6 декабря» предусматривал административную реформу. Государственный совет сохранял лишь законосовещательные функции при царе, а Сенат разделялся на Правительствующий (высший орган исполнительной власти) и Судебный.

Внешне здесь воплощался буржуазный принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной, но не для ограничения самодержавия, а для того, чтобы упрочить его путем более четкого разграничения функций между всеми властями (одинаково бесправными перед самодержцем), что позволило бы усовершенствовать работу бюрократического аппарата.

Оба проекта нисколько не вредили самодержавно-крепостническому строю, но вносили в него — не по существу, а по форме — кое-что новое. Поэтому непримиримые крепостники, считавшие вслед за Карамзиным, что «всякая новость в государственном порядке есть зло», ополчились против этого «зла».

Николай I не остался равнодушным к их позиции, а революционный подъем на Западе от Франции до Польши и взрыв массового недовольства в самой России 1830-1831 гг. напугали и отвлекли царя от реформ.

В результате он надолго оставил первый и навсегда «похоронил» второй из проектов «Комитета 6 декабря».

Цитируется по: Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. М.: Высш. шк., 1997. с.108-109

История в лицах

Маркиз Астольф де Кюстин:

Россией управляет класс чиновников и управляет часто наперекор воле монарха Из недр своих канцелярий эти невидимые деспоты, эти пигмеи-тираны безнаказанно угнетают страну.

И, как это ни звучит парадоксально, самодержец всероссийский часто замечает, что он вовсе не так всесилен, как говорят, и с удивлением, в котором он боится сам себе признаться, видит, что власть его имеет предел.

Этот предел положен ему бюрократией — силой страшной повсюду, потому что злоупотребление ею именуется любовью к порядку

Цитируется по: Маркиз Астольф де Кюстин. Николаевская Россия. М., 1990. с. 268-269

Мир в это время

В 1826 году немецкий институт Monumenta Germaniae Historica начинает публиковать первую серию исторических источников под названием Scriptores. Публикация источников институтом продолжается по сей день.

Титульный лист Monumenta Germaniae Historica

«Внимание каждого, кто сегодня переступает порог Баварской Государственной библиотеки, приковано прежде всего к ее импозантной главной лестнице, поднимающейся к общему читательскому залу. Под впечатлением от нее посетитель скорее всего вообще не заметит скромной таблички с надписью Monumenta Germaniae Historica на ведущей в левый боковой флигель двери. Учреждение, которое находится здесь только с 1968 года, тем не менее старше самого библиотечного здания, возведенного между 1832 и 1842 гг. по велению баварского короля Людовика I в стиле итальянского ренессанса.

«Общество для изучения ранней немецкой истории» было основано в 1819 г. во Франкфурте-на-Майне, около середины XIX в. его организационный центр переместился в Берлин, в 1938 г.

«Общество» преобразовали в «Имперский институт по изучению ранней немецкой истории», но после второй мировой войны оно вновь возникло, теперь уже в Мюнхене, в качестве «объединения ученых», как сказано в его последнем уставе от 1963 года. «Monumenta Germaniae Historica» — изначально название только серии публикаций, но оно между тем уже давно перешло и на всю эту организацию в целом.

И сегодня не только каждую выпускаемую MGH книгу, но и входную дверь во внутренние помещения института украшает эмблема, придуманная еще при самом основании общества: венок из ветвей немецкого «национального дерева» — дуба, — окружающий девиз Sanctus amor patriae dal animum. Это показывает, до какой степени исследовательское учреждение стало идентифицироваться с плодами его работы.

Не случайно и в представлениях научной общественности отдельные индивидуальности сотрудников исчезают за результатами их общего труда, что, кстати, вполне соответствует намерениям основателей «Общества».

Генрих Фридрих Карл барон фон Штейн (1757-1831), знаменитый прусский реформатор, основал «Общество для изучения ранней немецкой истории» для организации сбора и публикации на основе сохранившихся рукописей всех исторических источников, возникших на территории Связной Римской империи германской нации между 500 и 1500 гг.

) Полное издание Monumenta Germaniae Historica, как полагали тогда, могло завершиться примерно через два десятилетия. Это так сказать частное сообщество, первыми членами которого были вовсе не ученые, а посланцы некоторых малых германских государств на собраниях Германского союза во Франкфурте, имело намерения в первую очередь политические.

Популяризация общегерманской истории была призвана ускорить рождение чувства национальной идентичности у раздробленных в политическом отношении немцев. По окончании наполеоновских войн, заметно усиливших общегерманский патриотизм, Венский конгресс привел всего лишь к реставрации и закреплению былой раздробленности.

Важно

Как раз в год основания MGH (1819) после известных Карлсбадских постановлений правительства ряда немецких государств во главе с Австрией ужесточили борьбу против национальной и либеральной «агитации».

Для тех же, чьи надежды на немедленное немецкое объединение пошли прахом, оставалась единственная отдушина — мысленно углубляться в эпоху, когда разные группы немцев по-видимости не разделяли еще непреодолимые политические и конфессиональные границы, т.е. в эпоху, предшествовавшую Реформации.

В литературе, изобразительном искусстве, архитектуре и даже моде — во всем стиле поры романтизма всячески использовались средневековые мотивы, а любители искусств и старины со страстью коллекционировали средневековые предметы.

«Спасение» остатков средневековой истории проводилось не только из антикварного интереса, но ради потребностей сегодняшнего дня, и именно в этом контексте нужно понимать инициативу барона фон Штейна, в свое время потерпевшего неудачу в своей собственно политической деятельности, такой как разработка проекта обще германской конституции.

Штейн проявил недюжинную прозорливость, когда 1821 г. передал научное руководство MGH ганноверскому придворному библиотекарю Георгу Генриху Пертцу (1795-1876), которому и предстояло более полувека вершить судьбу этого предприятия.

В молодые годы англофил Пертц, похоже, обладал весьма импозантной внешностью и весьма располагал к себе, что трудно представить при взгляде на известные его портреты, где видишь старика с угрюмым и недоверчивым выражением лица. Пертцу прочили стать немецким Мабильоном или Муратори.

И хоть позже стали говорить, что он «не гениален, а лишь основателен», но все же ему удалось в основном оправдать возлагавшиеся на него надежды.

Вместе со своим другом из Франкфурта Йоханном Фридрихом Бёмером (1795-1863) он взял на себя все, что касалось организации и координирования деятельности общества. Своим институциализированием MGH обязаны безусловно его таланту.

Прежде всего необходимо было заняться сбором и научной обработкой рукописного наследия, для чего с самого начала возник особый информационный орган в виде журнала «Архив Общества для изучения ранней немецкой истории» (Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde).

Читайте также:  Россия в эпоху дворцовых переворотов

Немало места в нем занимали отчеты о поездках нанятых Пертцем «ученых помощников». Они не только содержали предметные сведения о рукописях и библиотеках, но нередко (особенно во второй половине XIX в.) представляли собой интересные в культурно-историческом отношении очерки.

Ближе к концу столетия Вильгельм Ваттенбах (1819-1897) ностальгически вспоминал о тех героических временах, когда железные дороги еще не вели в каждую горную долину, и путешествие в Адмонт в Штирии требовало заметных усилий, которые, впрочем, сполна были вознаграждены сердечным гостеприимством, оказанным в этом монастыре протестанскому ученому.

Тексты источников предполагалось публиковать в пяти сериях: Scriptores, Leges, Diplomata, Epistolae, Antiquitates. Того же деления в принципе придерживаются и сегодня, хотя со временем структура издания стала очень дробной и едва обозримой из-за введения многочисленных подрубрик и новых серий. В 1826 г.

Совет

появился первый том Scriptores в Ганновере в издательстве Хаан, возглавлявшемся другом юности Пертца. Этот издательский дом и по сю пору берет на себя издание части публикаций MGH. Выбранный Пертцем импозантный формат ин-фолио вызвал со стороны Бёмера резкую критику, так как казался ему не удобным в использовании, а потому отпугивающим.

В результате этих разногласий Бёмер выделил в самостоятельное издание свои регесты грамот германских государей (Regesta imperii), первоначально мыслившиеся составной частью MGH.

Незадолго до окончания своего «правления» Пертц все же начал перепечатывать некоторые из уже опубликованных в «большой серии» текстов в карманном формате «для учебных целей» (in usum scholarum).

Чтобы обеспечить еще более широкую известность средневековым текстам, около середины века была начата серия переводов на немецкий — «Историографы ранних германских времен» (Geschichtsschreiber der deutschen Vorzeit), которая первоначально выпускалась в сотрудничестве с MGH, затем отделилась и теперь продолжается далее в несколько измененном виде. Предприятие уже послевоенной поры — это двуязычное (латинско-немецкое) издание, посвященное памяти барона фон Штейна (Freiherr-vom-Stein-Gedächtnisausgabe). Оно полностью независимо от MGH, но свои латинские тексты берет как правило оттуда.

В первых томах MGH можно еще заметить некоторую неуверенность в оформлении текстов и их типографском решении, но по мере накопления опыта издательского дела росли и требования к публикациям.

Быстрое совершенствование методов филологической критики, применявшихся к средневековым источникам, позволило ко второй половине XIX века достичь стандарта, который в основном остается действующим и сегодня.

Впрочем, уже слышались голоса, выражавшие опасения, что виртуозно используемая филологическая техника отодвигает на второй план изучение содержательной стороны текстов, а именно это последнее занятие вообще-то говоря и есть собственно дело историка.

Такие предостережения об односторонней специализации приходили с самых разных сторон, например, и от Генриха фон Тройчке (1834-1896), и от Якоба Буркхардта (1818-1897) или Густава Дройзена (1808-1894), который даже говорил о «фабричном труде на MGH». Все это представляло собой своеобразную реакцию на огромное уважение, которым пользовались тогда MGH. Ведь к концу XIX века едва ли была в Германии кафедра средневековой истории, глава которой не сотрудничал бы так или иначе в прошлом или настоящем с этим издательским предприятием».

Цитируется по: Мэртль К. Monumenta Germaniae Historica: взгляд изнутри// Средние века. Выпуск 58, 1995 г.

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Источник: https://regnum.ru/news/1236495.html

Комитет 6 декабря

Комитет 6 декабря 1826 ГОДА — при­ня­тое в ли­те­ра­ту­ре на­зва­ние со­ве­ща­тель­но­го ор­га­на при российском императоре Ни­ко­лае I, пер­во­го из сек­рет­ных ко­ми­те­тов, соз­дан­ных в его цар­ст­во­ва­ние, — Комитета для рас­смот­ре­ния раз­ных пред­по­ло­же­ний ка­са­тель­но улуч­ше­ния в государственном уст­рой­ст­ве.

Уч­ре­ждён ре­ск­рип­том Ни­ко­лая I, дан­ным 6(18) декабря 1826 года на имя председателя Государственного со­ве­та графа В.П.

Ко­чу­бея (председателя ко­ми­те­та), с це­лью раз­бо­ра про­ек­тов пре­об­ра­зо­ва­ний, ко­то­рые хра­ни­лись в бу­ма­гах императора Алек­сан­д­ра I, и под­го­тов­ки ре­форм государственных учре­ж­де­ний и государственного управ­ле­ния. Чле­ны: И.В. Ва­силь­чи­ков, А.Н.

Го­ли­цын, И.И. Ди­бич, М.М. Спе­ран­ский (наи­бо­лее ак­тив­ный член ко­ми­тета), П.А. Тол­стой. Де­ло­про­из­води­те­ли — Д.Н. Блу­дов, Д.В. Даш­ков и М.А. Корф.

Обратите внимание

В 1827 году Ни­ко­лай I по­ру­чил ко­ми­те­ту рас­смот­реть во­прос о за­пре­те про­да­вать кре­сть­ян без зем­ли. В свя­зи с этим ко­ми­тет под­го­то­вил про­ект об­ще­го До­пол­нительного за­ко­на о со­стоя­ни­ях, ко­то­рый был в том же го­ду одоб­рен Ни­колаем I, в 1830 году (с из­ме­не­ния­ми) — Государственным со­ве­том.

В про­ек­те бы­ли упо­ря­до­че­ны и сис­те­мати­зи­ро­ва­ны пра­ва и при­ви­ле­гии всех со­сло­вий, для лич­ных дво­рян, ку­пе­че­ст­ва и ме­щан пред­ла­га­лось соз­дать но­вое при­ви­ле­ги­ров.

со­сло­вие, от­ме­ня­лось пра­во на по­лу­че­ние дво­рян­ст­ва по дос­ти­же­нии оп­ре­де­лён­но­го чи­на, пред­ла­га­лись ме­ры по улуч­ше­нию по­ло­же­ния ду­хо­вен­ст­ва, за­пре­ща­лись про­да­жа кре­сть­ян без зем­ли или с не­боль­шим на­де­лом, дроб­ле­ние се­мей при про­да­же кре­сть­ян, пре­ду­смат­ри­ва­лись ме­ры по ог­ра­ни­че­нию чис­ла дво­ро­вых лю­дей (за­прет пе­ре­во­да кре­сть­ян в дво­ро­вых лю­дей, за­прет про­да­жи дво­ро­вых и др.), об­лег­ча­лись ус­ло­вия ос­во­бо­ж­де­ния кре­сть­ян от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти по же­ла­нию по­ме­щи­ков. Кро­ме то­го, про­ект пре­ду­смат­ри­вал про­ве­де­ние ре­фор­мы управ­ле­ния государственными кре­сть­я­на­ми, ко­то­рая, в ча­ст­но­сти, рас­смат­ри­ва­лась как пер­вый шаг на пу­ти к рег­ла­мен­та­ции от­но­ше­ний ме­ж­ду по­ме­щи­ка­ми и кре­по­ст­ны­ми кре­сть­я­на­ми. Окон­чательное ут­вер­жде­ние про­ек­та бы­ло от­ло­же­но Ни­ко­ла­ем I в свя­зи с ре­во­лю­ция­ми 1830 года в Ев­ро­пе, Польским вос­ста­нием 1830-1831 годов, эпи­де­ми­ей хо­ле­ры, про­ти­во­дей­ст­ви­ем великих кня­зей Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча и Ми­хаи­ла Пав­ло­ви­ча. Впо­след­ст­вии он так­же не был ут­вер­ждён.

Ко­ми­тет рас­смат­ри­вал так­же: свод из­вле­че­ний из по­ка­за­ний де­каб­ри­стов Г.С. Ба­тень­ко­ва, А.А. Бес­ту­же­ва, П.Г. Ка­хов­ско­го, Г.А. Пе­ре­тца и В.И. Штейн­ге­ля о внутреннем со­стоя­нии Рос­сии; за­пис­ки о по­ли­тических на­строе­ни­ях различных сло­ёв на­се­ле­ния в 1808-1825 годах; про­ект М.М.

Спе­ран­ско­го о пре­об­ра­зо­ва­нии уезд­но­го и гу­берн­ско­го управ­ле­ния (1821 год); за­пис­ку Н.С. Морд­ви­но­ва «О при­чи­нах рас­строй­ст­ва и ме­рах по­прав­ле­ния го­су­дар­ст­вен­ных фи­нан­сов». Дея­тель­ность ко­ми­те­та с 1830 года по­сте­пен­но бы­ла свёр­ну­та (пре­кра­ще­на в 1832 году).

На ос­но­ве раз­ра­бо­тан­ных ко­ми­те­том пред­ло­же­ний бы­ло уч­ре­ж­де­но со­сло­вие по­чёт­ных гра­ж­дан (1832 год), за­пре­ще­но про­да­вать за дол­ги кре­по­ст­ных кре­сть­ян без зем­ли, а так­же про­да­вать и да­рить их от­дель­но от се­мьи (1833 год).

Пре­об­ра­зо­ва­ние управ­ле­ния государственными кре­сть­я­на­ми осу­ще­ст­в­ле­но в хо­де Ки­се­лё­ва ре­фор­мы 1837-1841 годов.

Исторические источники:

О кре­по­ст­ных лю­дях. За­пис­ка М. М. Спе­ран­ско­го // Ар­хив ис­то­ри­че­ских и прак­ти­че­ских све­де­ний, от­но­ся­щих­ся до Рос­сии, из­да­вае­мый Н. Ка­ла­че­вым. СПб., 1859. Кн. 3;

Важно

Жур­на­лы Ко­ми­те­та, уч­ре­ж­ден­но­го Вы­со­чай­шим ре­ск­рип­том 6 де­каб­ря 1826 г. // Сбор­ник Им­пе­ра­тор­ско­го Рус­ско­го ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ст­ва. СПб., 1891. Т. 74;

Бу­ма­ги Ко­ми­те­та, уч­ре­ж­ден­но­го Вы­со­чай­шим ре­ск­рип­том 6 де­каб­ря 1826 г. // Там же. СПб., 1894. Т. 90.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ар­хи­по­ва Т.Г. Сек­рет­ный ко­ми­тет 6 де­каб­ря 1826 г. // Тру­ды Мо­с­ков­ско­го го­су­дарст­вен­но­го ис­то­ри­ко-ар­хив­но­го ин­сти­ту­та. 1965. Т. 20
  • Ми­ро­нен­ко С.В. Стра­ни­цы тай­ной ис­то­рии са­мо­дер­жа­вия. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия Рос­сии пер­вой по­ло­ви­ны ХIХ сто­ле­тия. М., 1990
  • Дол­гих А.Н. Во­прос о про­да­же лю­дей без зем­ли в по­ли­ти­ке рос­сий­ско­го са­мо­дер­жа­вия в 1820-х – на­ча­ле 1830-х гг. // Ве­хи ми­нув­ше­го. Ли­пецк, 2000. Вып. 2

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/komitiet_6_diekabria_1826

Николай I. Комитет 6 декабря 1826 года. Изменения в системе административного управления. Кодификация законов

Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления. Последовательное Проведение принципа централизации рассматривалось как важнейшее средство укрепления самодержавия и противодействия расшатывающим его устои процессам.

При Николае I создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. В практике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения.

В духе самодержавных начал и централизации управления Николай I стремился укрепить режим личной власти — сосредоточив в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства.

Компетенция Сената и Государственного совета при Николае I была существенно ограничена, так что они низводились до уровня «дополнения» к разросшейся бюрократической машине. Прежняя, «александровская», канцелярия стала первым отделением. В обязанности его входило представлять царю поступающие на его имя бумаги и исполнять его, личные повеления и поручения.

Второе отделение (кодификационное, учрежденное 4 апреля 1826 г.) занималось переданными в его ведение делами александровской «Комиссии о составлении законов». Созданное 3 июля 1826 г. третье отделение стало органом высшей полиции. В обязанность его входил надзор за законностью и порядком в управлении и в общественной жизни. В 1828 г.

в связи с кончиной императрицы Марии Федоровны (матери Николая I) было учреждено четвертое отделение, которое заменило ее канцелярию, созданную в 1797 г. Павлом I для управления учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями. Затем были учреждены два временных отделения: в 1835 г.

пятое — для подготовки реформы в государственной деревне, преобразованное в 1837 г. в Министерство государственных имуществ, и в 1843 г. шестое — для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Печально знаменитую известность получила деятельность третьего отделения императорской канцелярии.

В его штате первоначально числились 16 чиновников, в 1856 г. число их достигло 30-ти. 27 апреля 1827 г. при III отделении был создан Корпус жандармов, насчитывавший сначала 4,1 тыс., а в 1856 г. — 6 тыс. человек. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, Области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а в 1843 г.

Читайте также:  Рост крупной машинной индустрии. новые промышленные районы

на 8 жандармских округов, на каждый из них приходилось по 7—8 губерний. Округа состояли из отделений (по 4—6 в каждом округе). Округами командовали генералы, а отделениями — штаб-офицеры, которых тщательно отбирали по принципу «благонадежности» и умения «общаться с населением». Во главе III отделения был поставлен фаворит Николая I генерал А. X. Бенкендорф.

Он же являлся и шефом Корпуса жандармов. Еще в январе 1826 г. он представил Николаю I проект «Об устройстве высшей полиции», на основе которого и было создано III отделение императорской канцелярии. Посты начальника III отделения и шефа жандармов Бенкендорф занимал до своей кончины (1844).

Совет

Его сменил другой фаворит царя, видный военный и государственный деятель, граф А. Ф. Орлов. Прерогативы III отделения были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о «расколе», наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей «ложных слухов» и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации.

Это был орган осведомления царя обо всех «происшествиях» в Российской империи. Николай I внимательно читал доклады и донесения начальника III отделения. Деятельность III отделения породила широкую практику доносов. III отделение имело свою сеть тайных агентов.

В социальной политике самодержавие преследовало цель укрепления позиций дворянства — главной своей опоры, но вместе с тем делало и уступки нарождающейся буржуазии, преимущественно в экономической сфере.

Был принят ряд мер для улучшения материального положения дворянства: обедневшие дворяне наделялись землями из государственного земельного фонда, им выдавались на льготных условиях денежные ссуды на хозяйственные нужды, дети дворян бесплатно принимались в специальные дворянские военные и гражданские учебные заведения, дворянам давались преимущества при чинопроизводстве. С целью сохранения крупных помещичьих имений от раздробления в 1845 г. был издан закон о «майоратах». Суть его заключалась в том, что владельцам имений свыше 1000 душ разрешалось объявлять их «заповедными». Они целиком передавались по наследству старшему сыну в семье, а не дробились между другими наследниками.Был избран путь ограничения числа лиц, получавших статус дворянина через выслугу. В 1845 г. был издан указ о новом порядке приобретения дворянства. Если раньше личное дворянство приобреталось с 12-го ранга, а потомственное — с 8-го, то по закону 1845 г. личное дворянство предоставлялось по достижении 9-го ранга, а потомственное — 5-го. Была принята еще одна мера с целью ограждения дворянского сословия от притока в него представителей из других сословных групп (купечества, духовенства, разночинцев). 10 февраля 1832 г. был издан Манифест о почетном гражданстве двух категорий — потомственном и личном. Первое присваивалось по рождению детям личных дворян и церковнослужителей, имевших образовательный ценз, ученым и художникам, имевшим ученые степени и звания, а также по особому ходатайству купцам первой гильдии, если они пребывали в ней не менее 20 лет либо получили чин или орден. Во вторую категорию включались дети церковнослужителей, не имевших образовательного ценза, и лица, окончившие университеты или другие высшие учебные заведения, а также получившие по службе чины, еще не дававшие права на личное или потомственное дворянство. Почетное гражданство давало ряд привилегий.Мелкопоместные дворяне участвовали в выборах через уполномоченных: сначалаони «складывались» в группы, составлявшие в совокупности полныйимущественный ценз, и каждая группа избирала своего уполномоченногодепутата на дворянский уездный съезд. Уездные и губернские депутатскиедворянские собрания созывались один раз в три года: уездное выбиралоуездного предводителя (председателя собрания) и одного депутата вгубернское собрание, а губернское — губернского предводителя. По «Положению» 1831 г. дворянскиегубернские собрания получали право делать «представления» (т. е. направлятьходатайства) правительству как о своих дворянских нуждах, так и по вопросам местного управления.Вместе с тем дворянским корпоративным органам управления самодержавиестремилось придать чиновничье-бюрократический характер, тесно связанный сместной правительственной администрацией. Сама служба в дворянскихсобраниях стала приравниваться к государственной.Николай I в принципе отрицательно относился к крепостному праву, виделего неприглядные стороны и считал социально опасным. Понимая необходимостьотмены крепостного права, он тем не менее указывал на несвоевременностьпроведения этой меры в данный момент.

Реакционная политика самодержавия в первую очередь проявилась в области просвещения и печати, ибо здесь, как полагал Николай I, таилась главная опасность «вольнодумства». Вместе с тем просвещение и печать рассматривались императором как важнейшие средства идеологического и нравственного воздействия на все слои населения страны.

При вступлении Николай I на престол отдал министру народного просвещения А. С. Шишкову распоряжение о пересмотре уставов учебных заведений. С этой целью в мае 1826 г.

был создан «Комитет по устройству учебных заведений», в обязанность которого входило проверить все их уставы и выработать новые принципы школьного образования, определить дисциплины, которые должны были преподаваться на каждой ступени обучения. 19 августа 1827 г.

последовал рескрипт царя Шишкову о запрещении принимать в гимназии, и тем более в университеты, крепостных крестьян. В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности и бюрократической централизации, что нашло свое воплощение в 28 утвержденном 8 декабря 1828 г. «Уставе гимназий и училищ уездных и приходских».

Обратите внимание

Согласно этому уставу начальное и среднее образование подразделялось на три категории: 1) для детей низших сословий предназначались одноклассные приходские училища с самой элементарной программой (чтение, письмо, четыре правилаарифметики и Закон Божий); 2) для детей купцов и мещан предназначались трехклассные училища с более широкой программой начального обучения (вводились начала геометрии, а также география и история); 3) для детей дворян и чиновников учреждались семиклассные гимназии, подготавливавшие учащихся к поступлению в университеты. Устав ликвидировал преемственную связь между этими ступенями образования. Таким образом, уровень образования должен был строго соответствовать социальному положению учащегося.

Правительственную политику в области просвещения последовательно проводил возглавлявший с 1833 по 1849 гг. Министерство народного просвещения граф С. С. Уваров. Одновременно он был президентом Императорской Академии наук, в его подчинении находились многие научные и культурные учреждения.

Развитие промышленности, торговли, сельского хозяйства требовало людей, обладавших специальными знаниями.В связи с этим учреждается ряд специальных учебных заведений. В 1828 г. был открыт Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г. — Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище). В 1835 г.

в Москве был основан Межевой институт. В том же году по инициативе М. М. Сперанского было учреждено Императорское училище правоведения, превратившееся в высшее юридическое учебное заведение, из которого впоследствии вышли многие знаменитые русские юристы. 10 июня 1826 г. утвержден «Устав о цензуре» с такими жесткими правилами, что современники назвали его «чугунным». Еще в 1824г.

по поручению тогдашнего министра народного просвещения А. С. Шишкова проект этого устава был разработан его помощником М. Л. Магницким, но в то время его не решились ввести в действие. Учреждался Главный цензурный комитет, входивший в структуру Министерства народного просвещения. Журналистика при Николае I переживала нелегкие времена.

Каждый новый журнал мог быть основан только с личного разрешения императора, а издатель его должен был представить подробную программу содержания и направления журнала

Подавив восстание 14 декабря 1825 г., Николай I все же не мог просто пройти мимо того, что в стране нарастало недовольство крепостничеством и непрерывно расширялось массовое крестьянское революционное движение.

Николай I не мог также не заметить и того, что недовольство в стране вызывалось, помимо крепостной эксплуатации, произволом, взяточничеством, волокитой и прочими отрицательными явлениями, царившими в государственном аппарате. Царские чиновники, как пиявки, сосали народную кровь.

Важно

Стремясь смягчить хоть немного эти чрезмерные злоупотребления и надеясь ослабить этим непрерывно нарастающее в стране недовольство и тем подрезать корни растущего революционного движения, сделать более гибким правительственный аппарат, Николай I создал 6 декабря 1826 г.

Секретный комитет, задачей которого являлось, во-первых, рассмотрение бумаг, опечатанных в кабинете Александра I после его смерти, и, во-вторых, рассмотрение вопроса о возможных преобразованиях государственного аппарата. Секретный комитет 6 декабря 1826 г.

должен был ответить на вопрос о том: «Что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить». Этот комитет, председателем которого был Кочубей, официально просуществовал с 1826 до 1832 г., но фактически он прекратил свою деятельность в 1830 г.

Ни на какие серьезные преобразования Секретный комитет не пошел, а ограничился лишь разработкой некоторых предложений, которые в большинстве своем не были претворены в жизнь или же частично были использованы в изданных позднее законах.

Комитет 6 декабря разработал проекты законов об изменении функций Государственного совета и сената (последний должен был делиться на два самостоятельных учреждения — административное и судебное), разработал проект реорганизации управления государственными крестьянами, проект закона о запрещении переводить крестьян в дворовые, проект введения сословия «именитых» граждан для купцов и лиц с высшим образованием, достигших известного положения, что делалось для затруднения доступа в дворянское сословие.

Читайте также:  Смоленская наступательная операция 1943 г. (7 августа -2 октября)

Николай I организовал всю работу по кодификации российских законов на высоком государственном уровне. Для ее проведения было специально создано II отделение Его Императорского Величества Канцелярии, за деятельностью которой постоянно и внимательно следил сам монарх. Более того, к этой работе император привлек М.М.

Сперанского, правда, по началу с большой осторожностью. Сперанский вернулся из ссылки в Петербург в 1821 г., однако с тех пор не играл сколько-нибудь заметной роли в политической жизни страны.

Между тем, Николай I хорошо понимал, что Сперанский являлся одним из самых образованных и юридически опытных государственных сановников. Сперанский представил Николаю I следующий план кодификационной работы: сначала собрать все законы, изданные после Уложения 1649 г.

, и расположить их в хронологическом порядке; затем произвести проверку этого историко-юридического материала — исключить законы отмененные, сопоставить между собой законы повторяющиеся и друг другу противоречащие, свести их воедино и расположить полученный материал в определенной системе; наконец, пересмотреть составленный свод с точки зрения требований современной жизни, отбросить устаревшие нормы, внести недостающие и, уточнив содержание статей, выработать окончательный текст нового уложения.

Совет

Николай I согласился с необходимостью первого и второго этапов, но отверг третий, по существу, основной акт кодификации — разработку нового юридического кодекса. Таким образом, задуманная реформа утрачивала преобразующее начало и превратилась в формально-техническое мероприятие, хотя и весьма крупного государственного масштаба.

Сперанский вынужден был подчиниться решению императора. Под его руководством 2 отделение провело поистине колоссальную работу по изысканию, систематизации и редакции различных законодательных актов, изданных с 1649 г. вплоть до 1825 г. Они были систематизированы в хронологическом порядке.

В результате к 1830 г. было подготовлено первое издание «Полного собрания законов Российской империи» (ПСЗ), которое состоит из 45 томов: 40 томов законов и 5 томов указателей к ним. В них вошло 30.600 законодательных актов. Последующие издания публиковались по царствованиям: 2-е издание охватывало законы, вышедшие с 1825 по 1855 гг.; 3-е — с 1855 по 1881 гг. итак далее.

ПСЗ соединяло все законы воедино, но пользоваться им. в юридической практике было очень трудоемко. В наши дни ПСЗ представляет интерес прежде всего как уникальный исторический источник.

Для практических нужд правительственных и судебных структур был подготовлен «Свод законов Российской империи». Туда вошли лишь действующие законы, систематизированные по областям права: уголовное, гражданское, торговое и т.д. «Свод», опубликованный в 1832 г., состоял из 15 томов. Он был признан единственным основанием при решении административных и судебных вопросов.

19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившее представленный «Свод законов». Вся работа комиссии получила полное одобрение чиновничьей элиты. На этом заседании растроганный Николай I, сняв с себя Андреевскую звезду, надел ее на Сперанского. 1 января 1835 г. «Свод» вступил в силу.

Источник: https://cyberpedia.su/18xa71.html

Билет №35. Россия при Николае I: от создания III отделения до секретных крестьянских комитетов. Основные общественные течения: консервативное, либеральное, социалистическое

Николай I, русский император, правил страной 30 лет: с 1825 по 1855 годы. И началось, и окончилось его правление в тяжелые для России годы: его вступление на престол совпало с восстанием декабристов, а завершение царствования – с Крымской войной. Эти обстоятельства, конечно, наложили особый отпечаток на деятельность императора.

Он принципиально отказался от любых резких перемен в системе управления, пытаясь лишь «усовершенствовать» ее путем еще большей бюрократизации. Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления.

Последовательное Проведение принципа централизации рассматривалось как важнейшее средство укрепления самодержавия и противодействия расшатывающим его устои процессам. При Николае I создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны.

Обратите внимание

В практике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. В духе самодержавных начал и централизации управления Николай I стремился укрепить режим личной власти — сосредоточив в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства.

Компетенция Сената и Государственного совета при Николае I была существенно ограничена, так что они низводились до уровня «дополнения» к разросшейся бюрократической машине. Прежняя, «александровская», канцелярия стала первым отделением. В обязанности его входило представлять царю поступающие на его имя бумаги и исполнять его, личные повеления и поручения.

Второе отделение (кодификационное, учрежденное 4 апреля 1826 г.) занималось переданными в его ведение делами александровской «Комиссии о составлении законов». Созданное 3 июля 1826 г. третье отделение стало органом высшей полиции. В обязанность его входил надзор за законностью и порядком в управлении и в общественной жизни. В 1828 г.

в связи с кончиной императрицы Марии Федоровны (матери Николая I) было учреждено четвертое отделение, которое заменило ее канцелярию, созданную в 1797 г. Павлом I для управления учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями. Затем были учреждены два временных отделения: в 1835 г.

пятое — для подготовки реформы в государственной деревне, преобразованное в 1837 г. в Министерство государственных имуществ, и в 1843 г. шестое — для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Печально знаменитую известность получила деятельность третьего отделения императорской канцелярии. В его штате первоначально числились 16 чиновников, в 1856 г.

число их достигло 30-ти. 27 апреля 1827 г. при III отделении был создан Корпус жандармов, насчитывавший сначала 4,1 тыс., а в 1856 г. — 6 тыс. человек. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, Области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а в 1843 г. на 8 жандармских округов, на каждый из них приходилось по 7—8 губерний.

Округа состояли из отделений (по 4—6 в каждом округе). Округами командовали генералы, а отделениями — штаб-офицеры, которых тщательно отбирали по принципу «благонадежности» и умения «общаться с населением». Во главе III отделения был поставлен фаворит Николая I генерал А. X. Бенкендорф. Он же являлся и шефом Корпуса жандармов. Еще в январе 1826 г.

он представил Николаю I проект «Об устройстве высшей полиции», на основе которого и было создано III отделение императорской канцелярии. Посты начальника III отделения и шефа жандармов Бенкендорф занимал до своей кончины (1844). Его сменил другой фаворит царя, видный военный и государственный деятель, граф А. Ф. Орлов.

Прерогативы III отделения были поистине всеобъемлющи.

Важно

Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о «расколе», наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей «ложных слухов» и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями администрации. Это был орган осведомления царя обо всех «происшествиях» в Российской империи. Николай I внимательно читал доклады и донесения начальника III отделения. Деятельность III отделения породила широкую практику доносов. III отделение имело свою сеть тайных агентов.

Секретные комитеты — в Российской империи временные высшие совещательные органы в первой половине XIX века.

Образовывались императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным воздействием восстания декабристов в 1825 и крестьянских волнений 20—30-х гг. Главным в работе секретных комитетов был крестьянский вопрос, и их цель состояла в упрочении путём частичных реформ феодально-самодержавного строя в условиях нарастающего кризиса всей крепостнической системы.

Комитет 6 декабря 1826

Первый секретный комитет — «Комитет 6 декабря 1826» (существовал до 1832) под председательством В. П. Кочубея и при активном участии М. М.

Сперанского пытался выработать общий план государственных преобразований и, таким образом, имел программное значение для всех последующих секретных комитетов В этом комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, запрета отчуждать их без земли и др.

На основе деятельности Секретного комитета 1826 были утверждены узаконения о дворянских обществах (1831) и почётных гражданах (1832).

Комитет 1835 год

Созданный в марте 1835 секретный комитет разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. Результат работы этого секретного комитета — подготовка реформы государственных крестьян. В 1839—42 обсуждался проект П. Д.

Киселева о введении инвентарей. Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах. в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах. Указом 1844 было разрешено помещикам отпускать дворовых на волю без земли.

Частные вопросы положения крестьян обсуждались в 1846, 1847 и 1848.

Совет

Периодически создавались ведомственные и отраслевые секретные комитеты. Так, в 1840—43 действовало 6 финансовых секретных комитетов. В 1848 было создано 2 комитета по вопросам цензуры (т. н. «Меншиковский» и Комитет 2 апреля, который действовал до 1855).

Существовали комитеты карательного характера, действовавшие совместно с Синодом. Деятельность ряда комитетов явилась своеобразной подготовкой самодержавия к отмене крепостного права.

Последний секретный комитет был созван 3 января 1857 под председательством императора Александра II и занялся разработкой мер по отмене крепостного права.



Источник: https://infopedia.su/14x14f3a.html

Ссылка на основную публикацию