Изобразительное искусство и архитектура в ссср

Изобразительное искусство и архитектура в СССР

План «монументальной пропаганды», принятый по предложению В. И. Ленина, явился самым ярким выражением общих принципов нового искусства. Главную цель «монументальной пропаганды» В. И. Ленин видел в том, что­бы поставить искусство на службу революции, воспитать народ в духе нового, коммунистического миропонимания.

Вместе с упразднением некоторых памятников, «про­славлявших царизм», предписывалось мобилизовать художественные силы и организовать конкурс по выработке проектов монументов в честь Октябрьской социалистической революции.

Начиная с осени 1918 г., на улицах Петрограда, Москвы и других городов появились первые произведения «монументальной пропаганды»: памятники Радищеву, Степану Разину, Робеспьеру, Каляеву, Т. Шевченко и др.

Обратите внимание

Над осуществлением плана работали многие скульпторы, представлявшие различные творческие течения, — Н. Андреев, С. Коненков, А. Матвеев, В. Мухина, С. Мер-куров, В. Синайский, архитекторы Л. Руднев, И. Фомин, Д. Осипов, В. Маят.

Идеи ленинского плана оказали влияние и на более широкую область монументально-декоративного искусства — праздничное оформление го­родов, массовых шествий и т. д.

В оформлении улиц Мо­сквы и Петрограда в дни первой годовщины Октябрьской революции участвовали видные художники, в том числе К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, С. Герасимов.

Характерной чертой изобразительного искусства эпохи революции и гражданской войны была агитационная направленность, определявшая значение и место отдельных его видов.

Наряду с памятниками и мемориальными досками рупором революционных идей и лозунгов стал плакат, говоривший языком аллегории (А. Апсит), политической сатиры (В.

Дени) и достигший тогда наибольшей высоты в классических работах Д. Моора («Ты записался добровольцем?», «Помоги»).

Непревзойденными в своем роде были также «Окна РОСТА» В. Маяковского и М. Черемных. «Телеграфный» язык этих плакатов, сознательно упрощенный, отличался остротой и лаконизмом.

К искусству плаката тесно примыкала политическая графика, которую широко популяризировали журналы «Пламя», «Красноармеец» и другие периодические издания. Революционная тематика проникала и в станковую графику (рисунки Б.

Важно

Кустодиева), особенно в гравюру на дереве и линолеуме. «Войска» В. Фалилеева, «Броневик» и «Крейсер Аврора» Н. Купреянова — типичные произведения графики этого времени.

Для них характерны напряженные контрасты черно-белой манеры, повышение роли силуэта.

Эпоха революции получила отражение и в книжной иллюстрации (рисунки Ю. Анненкова к «Двенадцати» А. Блока, обложки и книжные знаки С. Чехонина), но этот род искусства был в большей мере связан с новыми изданиями классической литературы, прежде всего «Народной библиотеки» (работы Б. Кардовского, Е. Лансере и др.).

В портретной графике особую ценность имели сделанные с натуры зарисовки В. И. Ленина (Н. Альтман, Н. Андреев). Плеяда крупных мастеров (А. Бенуа, М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева) развивала пейзажную графику.

Станковая живопись первых послереволюционных лет больше, чем какой-либо другой вид искусства, испытала на себе давление «левого фронта». Полотна «Новая планета» К. Юона, «Большевик» Б. Кустодиева и т. д.

свидетельствовали о стремлении их авторов раскрыть исторический смысл происходящего.

Свойственная всему советскому искусству раннего периода аллегория проникала даже в пейзажную живопись, породив такой своеобразный отклик на современные события, как, например, картина А. Рылова «В голубом просторе».

Среди прочих искусств в особом положении находилась архитектура, возможности которой в этот период не выходили за рамки проектирования новых задач.

20-е годы

В 20-х гг. среди советских художников существовало много различных группировок: Ассоциация художников революционной России, Общество станковистов, Об­щество московских художников, Общество русских скульпторов и др.

Несмотря на то что советское искусство тогда носило переходный характер, в нем постепенно вырабатывался общий стиль. В живописи определяющее значение приобретают классические традиции, и главным образом традиции русской реалистической школы. Художники все чаще обращаются к современности. Вместе с мастерами старшего поколения выступают и молодые живописцы.

Для этого времени характерны работы С. Малютина, А. Архипова, Г. Ряжского в портретном жанре, Б. Иогансона — в бытовом, М. Грекова, И. Бродского, А. Герасимова — в истори­ко-революционном, А. Рылова, Н. Крымова, Б. Яковлева — в пейзажном и т. д.

Совет

Изменяют свое отношение к окру­жающему, к задачам искусства художники, группировав­шиеся до революции вокруг журнала «Мир искусства», бывшие сезаннисты. П. Кончаловский, И. Машков, А. Куприн переживают расцвет своего дарования; реальным, жизненным содержанием наполняется еще недавно стилизаторское творчество К.

Петрова-Водкина; новый подход к проблемам образной выразительности сказывается в произведениях М. Сарьяна, С. Герасимова и др. Особенно ярко проявились новаторские тенденции советской живописи в картине «Оборона Петрограда» А. Дейнеки (1928 г.).

В графике видное место заняла политическая карикатура (Б. Ефимов, Л. Бродаты и др.). Одновременно растет значение книжной иллюстрации, в особенности книжной гравюры на дереве (А. Кравченко, П. Павлинов и др.).

Ее крупнейший мастер В. Фаворский положил начало целому творческому течению. Успешным было развитие также станкового рисунка, выполненного углем, ка­рандашом, литографией или черной акварелью (Н. Купреянов, Н. Ульянов, Г.

Верейский, М. Родионов).

Скульптура 20-х гг. продолжала следовать идеям ленинского плана «монументальной пропаганды». Круг ее задач заметно расширился, больших успехов достигла портретная скульптура (А. Голубкина, В. Домогацкий, С. Лебедева).

Однако основные усилия скульпторов попрежнему на­правляются на создание памятников. В отличие от пер­вых гипсовых памятников, носивших временный характер, новые монументы сооружаются из бронзы и гранита.

К ним относятся памятники В. И. Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде (В. Щуко, В. Гельфрейх, С. Есеев), на плотине Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Закавказье (И. Шадр) и в Петрозаводске (М.

Манизер).

Образы обобщающего значения создали А. Матвеев («Октябрьская революция»), И. Шадр («Булыжник — оружие пролетариата»), В. Мухина («Ветер», «Крестьянка»), уже в то время определявшие своим творчеством лицо советской скульптуры.

После окончания гражданской войны возникли условия, благоприятные для развития архитектуры. Ее первоочередной, самой насущной задачей было жилищное строительство (комплексы жилых домов на Усачевой улице в Москве, на Тракторной улице в Ленинграде и т. д.).

Но очень скоро архитекторы поставили в центр своего внимания градостроительные проблемы, сооружение обществен­ных ансамблей, промышленное строительство. А. Щусев и И. Жолтовский разрабатывают первый план реконструк­ции Москвы.

Под их руководством осуществляется пла­нировка и строительство Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 г. А. Щусев создает мавзолей В. И. Ленина. До конца 20-х гг. по планам советских архитек­торов был построен ряд зданий различного назначения (дом «Известий» Г. Бархина; Госбанк СССР И.

Обратите внимание

Жолтовского; Центральный телеграф И. Рерберга), промышленных комплексов (Волховская гидроэлектростанция О. Мун-ца, Н. Гундобина и В. Покровского; Днепровская гидро­электростанция В. Веснина) и т. д.

Одной из важных сторон творческой деятельности советских архитекторов было стремление выработать новые формы архитектуры, соответствующие новым задачам, современным материалам и строительной технике.

30-е годы

Успехи советской живописи этих лет особенно полно представляет новый этап творчества М. Нестерова, в работах которого (портреты академика И. Павлова, братьев Кориных, В. Мухиной, хирурга С. Юдина) глубина и рельефность изображения человеческих характеров соединяется с широкой общей темой творческого труда советских людей.

Высокий уровень портретной живописи поддерживают П. Корин (портреты А. Горького, М. Нестерова), И. Грабарь (портрет сына, портрет С. Чаплыгина), П. Кончаловский (портрет В. Мейерхольда, портрет студента-негра), Н. Ульянов и др. Тема гражданской войны воплотилась в картине С. Герасимова «Клятва си­бирских партизан».

На исторические сюжеты написаны также «Старые хозяева» и «Утро офицера царской армии» Кукрыниксов (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов). Выдающимся мастером картин на современную тему становится А. Дейнека («Мать», «Будущие летчики» ит. д.). Важный шаг по пути развития бытового жанра делают Ю. Пименов («Новая Москва») и А.

Пластов («Колхозное стадо»).

Развитие графики в этот период связано прежде все­го с книжной иллюстрацией. В этой области с успехом работают и мастера старшего поколения — С. Герасимов («Дело Артамоновых» М. Горького), К. Рудаков (иллюстрации к произведениям Г. Мопассана), и молодые художники — Д. Шмаринов («Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Петр I» А.

Толстого), Е. Кибрик («Кола Брюньон» Р. Роллана, «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера), Кукрыниксы («Жизнь Клима Самгина» М. Горького и другие), А. Каневский (произведения Салтыкова-Щедрина). Заметное развитие получила иллюстрация советской детской книги (В. Лебедев, В. Конашевич, А. Пахомов).

Принципиально важное из­менение по сравнению с предшествующим периодом со­стояло в том, что советские мастера иллюстрации переключились (хотя и несколько односторонне) с декора­тивного оформления книги на раскрытие идейного и художественного содержания литературных образов, на разработку человеческих характеров и драматургии действия, выраженной в веренице следующих друг за другом изображений.

В книжной иллюстрации наряду с реалистическим ри­сунком, акварелью, литографией сохраняет свое значение и гравюра, представленная произведениями признанных мастеров, как В. Фаворский («Vita Nuova» Данте, «Гамлет» Шекспира), М. Пиков, А. Гончаров.

Важно

В области станковой графики на первый план в это время выдвигается портретный жанр (Г. Верейский, М. Родионов, А. Фонвизин).

Серьезным препятствием на пути развития советского искусства в эти годы является ремесленничество, тенденции ложной монументальности, парадности, связанные с культом личности Сталина.

В искусстве архитектуры наиболее важные задачи ре­шались в связи с проблемами градостроительства и сооружением жилых, административных, театральных и других зданий, а также крупных промышленных объектов (таких, например, как автозавод в Москве, мясокомбинат в Ленин­граде, теплоцентраль автозавода в Горьком и т. д.). Среди архитектурных произведений особенно характерны для этих лет дом Совета Министров в Москве (А. Ленгман), гостиница «Москва» (А. Щусев, Л. Савельев, О. Стапран), Театр Советской Армии в Москве (К. Алабян, В. Симбирцев), санаторий имени Орджоникидзе в Кисловодске (М.Гинзбург), речной вокзал в Химках (А. Рухлядьев) и др. Основной эстетической тенденцией в ходе этих работ стало тяготение к традиционным формам классической ордерной архитектуры. Некритическое использование таких форм, ме­ханическое перенесение их в современность нередко при­водило к ненужной внешней пышности и неоправданным излишествам.

Новые важные черты приобретает искусство скульптуры. Усиление связей монументально-декоративной скульптуры с архитектурой становится характерной особенностью этого периода.

Скульптурное произведение — группа «Рабочий и колхозница» — Мухиной возникло на основе архитектурного проекта павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже.

Синтез скульптуры с архитектурой проявился и в оформлении Московского метрополитена, канала имени Москвы, Все­союзной сельскохозяйственной выставки, павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке.

Из произведений монументальной скульптуры этих лет наибольшее значение имели памятники Тарасу Шевченко в Харькове (М. Манизер) и Кирову в Ленинграде (Н. Томский).

Дальнейшее развитие получает скульптурный портрет (В. Мухина, С. Лебедева, Г. Кепинов, 3. Виленский и другие). Многие скульпторы успешно работают над типическим обобщением образов современников («Металлург» Г. Мотовилова, «Молодой рабочий» В. Синайского).

Источник: https://histerl.ru/sovetskie_soyz/do_vtoroi_mirovoi_voini/izobrazitelnoe_iskusstvo.htm

Советское изобразительное искусство

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства.

Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества.

Совет

Если в искусстве 19-го – начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства.

Читайте также:  П. я. чаадаев - декабрист

Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х – 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора “Ты записался в добровольцы?” и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это “Окна РОСТА”, где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды, составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России” (АХРР) “Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др.) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

 В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер. 

В эти же годы было положено начало эпопее “Лениниана”, создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Обратите внимание

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников. 

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и др.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции, партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что “когда гремят пушки, музы молчат”. Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.  

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества. 

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру “Окон РОСТА” в 1941 – 1945 годах создавались многочисленные листы “Окон ТАСС”. Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в “Окнах ТАСС”, в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова “Не забудем, не простим!” Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова “Ленинград в дни блокады”.

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы.

Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова.

Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Важно

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины “Победа”, Б.М.Неменский и его картина “Мать”, крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину. 

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы. Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма.

В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере “Трофеи русского оружия” (1942), триптих П.Д.Корина “Александр Невский”, полотно А.П.Бубнова “Утро на Куликовом поле”.

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями.  Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х – 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период – отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера. 

Совет

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека.

Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний.

Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей. 

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как”Машенька”Б.Неменского, “Письмо с фронта” А.Лактионова, “Отдых после  боя” Ю.Неменского, “Возвращение” В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме. 

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е.

картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями (“Опять двойка!” Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах (“Хлеб” Т.Яблонской, “На мирных полях” А.Мыльникова). Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п.

Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Обратите внимание

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись – это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Источник: http://cvetamira.ru/sovetskoe-izobrazitelnoe-iskusstvo

Изобразительное искусство и архитектура в СССР в 20-е годы

Определяющую роль в освоении революционной темы в живописи сыграла Ассоциация художников революционной России — АХРР (1922 г.). В состав АХРР вошли и признанные мастера-реалисты старшего поколения — Н. А. Касаткин, С. В. Малютин, В. Н. Мешков, В. Н. Бакшеев, А. Е. Архипов, К. Ф. Юон, а также молодежь — Б. В. Иогансон, М. И. Авилов, В.

В. Крайнев и др. В своей декларации АХРР призывала к ориентации на передовые традиции, к отображению советской действительности как главной задачи искусства. На выставках АХРР в 1922, 1923 и 1924/25 гг. появились тематические картины: «Заседание сельской ячейки» Е. Ченцова, «Транспорт налаживается» Б. Яковлева, «Первый лозунг» Н. Терпсихорова и др.

В те же годы возникли и некоторые другие, неоднородные но составу объединения («Ост» — «Общество станковистов», «Круг художника»), в которые входили многие талантливые художники, пришедшие впоследствии к реализму.

В первой половине 20-х годов были созданы произведения, ставшие классикой советского искусства: «Сеятель» И. Д. Шад-ра, основные композиции «Ленинианы» Н. А. Андреева. В портрете Ф. Э. Дзержинского (С. Д. Лебедева), П. Л. Войкова (Л. В. Шервуд), в живописном портрете писателя Д. А.

Фурманова, созданном С. В. Малютиным, в серии картин крупнейшего баталиста М. Б. Грекова, в полотнах художников И. И. Бродского, II. П. Кончаловского, Г. Г. Рижского, К. С. Петрова-Водкина, Г. К.

Савицкого и других запечатлены черты новой жизни, образы борцов за дело революции, картины родной природы.

Медленнее осваивалась новая тема в графике. Наиболее распространенными в первой половине 20-х годов стали плакат, а также деревянная гравюра—доступные средства Продвижения изобразительного искусства в массы.                /

Важно

В начале 20-х годов продолжалась установку 'памятников, созданных в связи с планом монументальной пропаганды. Среди них были памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву скульптора Н. А. Андреева, открытые в 1922 г. у фасада старого здания Московского университета. В 1922—1923 гг. скульптор С. Д.

Меркуров создал памятник К. А. Тимирязеву, установленный у Никитских ворот в Москве. Большую работу провели советские скульпторы и архитекторы по оформлению Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Под руководством А. В. Щусева и И. В. Жолтовского осуществлялись ее планировка и строительство. Н. А.

Андреевым и В. А. Андреевым были созданы для выставки статуи «Рабочий» и «Крестьянин», И. Д. Шад-ром — трехметровая статуя «Рабочий», С. Т. Коненкову принадлежали декоративные статуи Главного павильона.

Читайте также:  Окружение и ликвидация фашистов под витебском и бобруйском

Показателем успешного развития архитектуры и монументального искусства в первые послереволюционные годы было сооружение временного Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади в Москве (1924 г., архитектор А. В. Щусев, художник И. И. Ни-винский). В Ленинграде в 1924 г.

был проведен большой конкурс на проект памятника В. И. Ленину на площади у Финляндского вокзала, в котором участвовали ведущие архитекторы и скульпторы.

В работе советских архитекторов в те годы все большее внимание уделялось вопросам нового жилищного строительства, начали складываться новые градостроительные принципы.

Архитекторы и инженеры создавали типовые проекты жилых многоэтажных домов для рабочих, а также типовые жилые секции для малоэтажного и многоэтажного строительства.

Кварталы новых жилых домов со зданиями клубов, школ, детски v и бытовых учреждений вырастали к концу восстановительного периода на бывших окраинах Москвы (улица Усачева), Ленинграда (Тракторная улица, Палевский массив), Баку. Был воздвигнут ряд зданий общественного назначения, рабочих клубов, дворцов культуры.

Совет

Продолжалась разработка проектов генерального плана реконструкции Москвы (под руководством А. В. Щусева и И. В. Жолтовского) и Ленинграда (под руководством И. А. Фомина). Составлялись первые генеральные планы реконструкции столиц союзных республик: Баку (под руководством А. П. Иваницкого, братьев Весниных), Еревана (под руководством А. И. Таманлна), Ташкента и других городов.

В 1921—1925 гг.

революционная тематика и явления новой действительности, формирование нового человека и новых взаимоотношений в общественной жизни начали осмысливаться и воплощаться в художественных образах — в литературе, на сценах театров, на экранах кино, на полотнах живописи, в скульптуре, в музыкальных произведениях. Под влиянием революционных идей стала складываться новая система взглядов в архитектуре.

В приближении профессиональной художественной интеллигенции к целям и задачам, выдвинутым революцией, большую роль сыграло небывалое развитие различных форм народного творчества и самодеятельности, оказавших заметное влияние на профессиональное искусство.

При непосредственном участии мастеров русской литературы и искусства в первой половине 20-х годов в советских республиках формировались национальные кадры литераторов, создавались первые студии и театры, начался выпуск фильмов, рождались произведения больших музыкальных форм.

Коммунистическая партия заботливо направляла развитие молодой советской культуры, борясь за ее идейность, правдивость, помогая художественной интеллигенции повышать свое мастерство, исправлять ошибки и недостатки на сложном пути к высотам социалистического искусства.

Ведя решительную борьбу со всеми проявлениями буржуазной идеологии, партия одновременно в своих решениях подчеркивала тот вред, который наносила нарождавшемуся советскому искусству и литературе идеология Пролеткульта, ориентировавшего свои организации на разрыв с художественными классическими традициями прошлого и передовыми достижениями мировой цивилизации. Борьба В. И. Ленина с пролеткультовской идеологией и практикой имела огромное значение для всего последующего развития советской литературы и искусства. В основе всех принятых в 1921 — 1925 гг. решений партии и правительства по вопросам культуры и идеологии лежали ленинские принципы партийности, непримиримости к аполитичности и решительной борьбы как с буржуазными влияниями, так и с глубоко ошибочными пролеткультовскими тенденциями. Эта ленинская политика Коммунистической партии обеспечила успехи на всех участках культурного фронта и создала необходимые условия для превращения литературы и искусства в подлинно действенный фактор построения социализма.

Источник: http://www.winstein.org/publ/36-1-0-2856

Искусство СССР в 1930-е годы – презентация

1 ИСКУССТВО СССР В 1930-Е ГОДЫ

2 КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Она была направлена : Культурная революция предусматривала : В СССР в е гг. XX в. произошла Культурная революция. Она была направлена : 1. На изменение социального состава послереволюционной интеллигенции, 2. На разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Культурная революция предусматривала : 1. Ликвидацию неграмотности, 2. Создание социалистической системы народного образования и просвещения, 3. Развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

3 Изобразительное искусство В 30-е годы происходят значительные изменения в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в стране продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени – Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников г. художник Ф. Шурпин 1930 г. художник Г. Клуцис

4 Социалистический реализм К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний. Николаев К. “Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске” г.

Обратите внимание

5 М. Греков. «Трубачи Первой Конной Армии», 1934 г. Тихова М. “Скульптурная лаборатория Ломоносовского фарфорового завода” г.

6 ИСКУССТВО ПЛАКАТА В период гражданской войны и интервенции политический плакат полностью отделился от других видов художественной графики (рекламы, афиши, политического рисунка). Для плаката характерна броская наглядность образа, оперативность отклика, общедоступность содержания. Это было очень важно для страны, в которой большая часть населения была неграмотной г. КУКРЫНИКСЫ Ефимов Б., Иоффе М., 1936 г.

7 Дейнека А., 1930 г.Г. Клуцис., 1933 г.Игумнов С., 1937 г.

8 СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ Советская станковая живопись испытывает тягу к монументальным значительным формам и образам. Живопись становится все более широкой по сюжету и менее этюдной по манере. «В станковую картину проникает героическая обобщенность» Один из наиболее значительных представителей станковой живописи этого периода Борис Иогансон. Он вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Особенно популярны две его картины: «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). «Допрос коммунистов»«На старом уральском заводе»

9 МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В е годы монументальная живопись стала обязательным звеном всей художественной культуры. Она зависела от развития архитектуры и прочно была с ней связана. Дореволюционные традиции продолжал в это время Евгений Лансере роспись ресторанного зала Казанского вокзала (1933) демонстрирует его тягу к подвижной барочной форме. Дейнека также в это время вносит большой вклад в монументальную живопись. Его мозаики станции « Маяковская » (1938) созданы с использованием современного стиля : острота ритма, динамика локальных красочных пятен, энергия ракурсов, условность изображения фигур и предметов. Фаворский, известный график, также внёс вклад и в монументальную живопись : он применил свою систему построения формы, выработанную в книжной иллюстрации, к новым задачам. Его росписи Музея охранным материнства и младенчества (1933, вместе с Львом Бруни ) показывают понимание им роли плоскости, соединение фрески с архитектурой с опорой на опыт древнерусской живописи.

10 Е. Лансере « Роспись ресторанного зала Казанского вокзала », 1933 г. А. Дейнека, Мозаика станции « Маяковская », 1938 г.

11 Фаворский В., Л. Бруни « Росписи Музея охранным материнства и младенчества » 1933 г.

12 ПЕЙЗАЖ Достигается разнообразие стилистических направлений : В е годы в СССР началась эпоха обоснованного метода социалистического реализма в искусстве вообще, и живописи в частности. Достигается разнообразие стилистических направлений : 1. Лирическая линия пейзажной живописи, 2. Индустриальный пейзаж.

13 ЛИРИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ Бакшеев В., « Голубая весна», 1930 г.

14 ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ К.Богаевский «Днепрострой», 1935 г.

Важно

15 ПОРТРЕТНЫЙ ЖАНР Развитие живописного портрета в стилистике авангарда «первой волны» исчерпало себя к 1930-м гг. В портретном жанре востребованными вновь оказались приемы и стилистика реалистического решения образа современника, при этом в качестве одной из главных задач декларировалась идеологическая, пропагандистская функция портрета. М. Нестеров «Портрет Академика И. П. Павлова» 1930 г. Нестеров М. «Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных.», 1930 г.

16 Также некоторые художники часто обращались к недавнему революционному прошлому страны. М. Греков, «Тачанка (Выезд на позиции)», 1933 г.

17 К. Петров-Водкин, “Смерть комиссара” 1928 г.

18 ИТОГ : Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, ощущался подъем активности творческой интеллигенции, который выразился в организации новых и возрождение старых обществ и объединений, создании ценностей в области духовной и материальной культуры. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно – правительственного аппарата.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1327850

Кратко о художественной культуре СССР

Культура СССР за 69 лет существования Советского Союза прошла несколько этапов. Создавалась людьми различных национальностей каждой из 15-ти союзных республик. Советское государство поддерживало культурные учреждения, но вместе с тем осуществляло жесткую цензуру.

Ленинский период

Главная особенность коммунистического отношения к искусству и художникам в 1918-1929 гг. – относительная свобода и эксперименты в различных стилях, попытка найти характерное и отличительное советское искусство.

В период “новой экономической политики” (НЭП) правительство терпимо относилось к разнообразным тенденциям в изобразительном искусстве, при условии, что эти тенденции не были откровенно враждебны социалистическому строю. Массово открываются многочисленные художественные школы и мастерские, как традиционные, так и радикально экспериментаторские.

Все художественные движения поставлены на службу диктатуры пролетариата. Для этого был создан специальный инструмент, известный как Пролеткульт, Пролетарская культурно-просветительская организация.

Идеи Пролеткульта привлекли интересы русского авангарда, который стремился избавиться от условностей буржуазного искусства.

Однако идеи авангарда вскоре столкнулись с вновь возникшей государственной политикой, двигавшейся в направлении соцреализма.

Валентина Кулагина. Постер “Kunstausstellung der Sowjetunion” (“Художественная выставка Советского Союза”). Литография, 1930

В целом изобразительное искусство ленинского периода характеризуется как эклектичное в своих художественных формах, но все же подвергалось критике за включение таких элементов, как импрессионизм и кубизм. Поскольку импрессионизм и кубизм существовали до революции, следовательно, считались связанными с “загнивающим буржуазным искусством”.

Сталинская эпоха

Изобразительное искусство в сталинскую эпоху характеризуется доминированием социалистического реализма, а остальные тенденции подвергались жестким репрессиям за редким исключением. Произведения искусства, считавшиеся антисоветскими, были конфискованы и уничтожены.

Основными темами изобразительного искусства в сталинскую эпоху стали портреты членов политбюро, образы молодежи и студентов, быстро меняющаяся жизнь в деревне и городах, грандиозные планы строительства Сибири и Поволжья, великие достижения Советской науки и техники. Соответственно героями картин того времени стали молодые ученые, рабочие, инженеры, врачи, а также простые люди.

Период соцреализма замечателен тем, что реалистические традиции породили множество тенденций современной живописи, в том числе живописи с натуры, “сурового стиля” живописи и декоративного искусства.

Поздний СССР

В 1960-1980 гг. – период конформистской общественной жизни, хотя некоторая либерализация в “хрущевскую оттепель” создала возможность для развития различных форм неформального, подпольного и диссидентского искусства.

В 70-х стало позволительно больше экспериментов, в результате чего появились более сложные и тонко критические работы. Советская власть ослабила структуры социалистического реализма, отсюда стало возможным сконцентрироваться на изображении повседневной жизни, а не на иллюстрациях построения социализма.

К сожалению, в истории позднего Советского искусства доминирует политика и упрощенные формулы. Очень мало внимания уделяется эстетической стороне работ.

Тэг: Советское искусство

Читайте также:  Политика царизма в 1814 - 1825 гг. аракчеевщина. народное движение

Источник: http://zen-designer.ru/arts-history/173-cultura-sssr

Русское изобразительное искусство 1970-80-х годов

С середины 60-х годов «оттепель» в духовной жизни общества стала постепенно сменяться «заморозками», усилился административный контроль за культурной жизнью, настало время противоречий между командно-административными методами руководства, культурной жизнью и потребностями общества, ростом социальном активности людей. Внешне демократические формы управления культурой не могли заслонить истинного положения дел. Идеологические и организационные проблемы

Различные предписания «сверху» и догматические каноны по-прежнему остались. С неугодными «бунтарями» боролись самыми разными способами.

В 70–80-е гг. отчетливо выделились два пласта в художественной культуре — официальный, поддерживаемый государством, и неофициальный, не признанный им.

Совет

Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей.

Избавление общества от страха и появление технических возможностей распространения привели к расширению неофициальной культуры — андеграунда в изобразительном искусстве, в музыке, в литературе.

В 1974 г. была сделана очередная попытка добиться официального признания на существование. В этом году была организована выставка художников-авангардистов на открытом воздухе в Москве.

Выставка была разгромлена, картины художников ломали, художников избивали, поливали водой («бульдозерная выставка»).

После этого подобные выставки стали разворачиваться на короткий срок, да и то благодари массовому осуждению разгрома выставки зарубежными средствами массовой информации. Так состоялась 4-х часовая выставка в Измайловском парке, 250 картин представили 70 художников.

Вход на выставку был строго по пропускам. После выставки начался шантаж, аресты, принудительное лечение в психиатрических больницах, зачисление на срочную службу в армию. В протест было устроено 7 несанкционированных выставок на квартирах.

Много картин уходило за рубеж, а в 1980 г. под Нью-Йорком был открыт музей неофициального русского искусства.

Многие художники скрывались от гонений, уезжая за границу. В 1978 г. в Париж уехал художник и искусствовед Оскар Рабин.

В своей живописной манере он использовал приемы разных школ, создал свой стиль бытовых символов: общипанная курица на фоне лозунгов партии, церковь на фоне безликих строений, Евангелие и рядом банка из-под тушенки с изображением свиной морды.

Через символы, сочетание несочетаемого на первый взгляд, он передает человеческие качества. В начале 90-х гг. перебрался в Америку.За границу уехал и Анатолий Зверев. Его стиль причисляют к ташизму.

Только в годы перестройки советские зрители смогли увидеть подлинную историю советского изобразительного искусства — в середине 80-х гг. прошли художественные выставки П. Филонова, А. Лентулова, К. Малевича, В. Кандинского, М. Нестерова и др., определявших искусство 20–30-х годов.

Обратите внимание

Конец 1970-х гг. в истории направления отмечен, формированием новых тенденций, обусловленных появлением нового поколения художников.

Заметным явлением в 70-е гг. стало кинетическое искусство (кинетизм), которое в процессе развития менялось, но продолжаем существовать и сейчас. Тогда элементы кинетической формы проникали в область декоративно-прикладного искусства, световой архитектуры, в оформительской искусство, дизайн.

Во 2-й половине 80-х гг. были легализованы и многие модернистские направления в искусстве. Среди них концептуализм и соц-арт. Отцами соц-арта считают художников Виталия Комара и Александра Меламида, которые работают в творческом тендеме Комар-Меламид.

Идея использовать надоевшие штампы советской агитации пришла к художникам, когда они делали оформительские работы для пионерлагеря.

Используя характерные особенности агитационных плакатов и панно — упрощенные цветовые решения, жирные контуры, советскую символику, они разработали стилистику близкую к американскому поп-арту.

Близким к соц-арту является концептуализм. Концептуальное искусство.— одно из самых известных направлений в искусстве 60–70-х гг. Первые работы, которые могут быть связаны с концептуализмом появляются к концу 1960-х г. Советский концептуализм оказался исключительно московским явлением, иными словами, московским концептуализмом.

На этом этапе концептуализм реализуется, прежде всего, в традиционных станковых формах живописи и графики (Д. Плавинский, А. Леонов, О. Рабин, И. Кабаков, Э. Булатов, В. Пивоваров, И. Чуйков). Определяя свое творчество как «постфилософскую деятельность», концептуалисты указывают на несущественность для них границ между различными видами искусства.

В духе этих установок московский концептуализм как единое направление определяется не стилистическим единством и не единством развития. Единство реализуется, прежде всего, в определенном типе отношения художника к своим произведениям, в определенной стратегии творческого поведения.

Важно

Именно поэтому московский концептуализм отличает такой широкий диапазон стилистических манер и несхожесть внешних приемов, в которых работают художники. Для концептуалистов важен не сам изображаемый и субъективный предмет искусства, а то, что он обозначает.

По мнению представителей этого направления, следует анализировать природу, назначение и использование сущности «искусства». Поэтому для концептуалистов порой назвать произведение, объяснить его оказывается существенно важнее самого произведения.

Концептуализм утверждает себя в текстах. Сами художественные произведения как будто остаются только поводами к текстам или заранее созданными иллюстрациями к ним. Художник-концептуалист нередко оказывается одновременно и критиком, и теоретиком того искусства, автором которого он является. Эти качества концептуального искусства, в сущности, и есть его эстетические признаки.

В 1970-е и в начале 1980-х гг. московский концептуализм практически был лишен возможности выявить свою специфическую экспозиционную стратегию. Социальные условия существования исключали возможность реализации концептуального направления.

Только со второй половины 1980-х гг. можно говорить о формировании собственной выставочной стратегии.

Первые выставки, разрабатывавшие специфику экспозиционного пространства концептуализма, связаны с деятельностью Клуба авангардистов, образовавшегося в 1987 г.

В 1980-е гг. проблематику концептуализма продолжают разрабатывать группы «Перцы», «Медицинская герменевтика». С начала 1980-х гг. структура направления дополняется еще одним жанром — инсталляцией.

В скульптуре 70-х годов возникает «новая концепция пространства» — физическое пространство осмысливается как эстетическая категория, равнозначная скульптурному объему.

Совет

Отсюда создание «интерьерного поля», некой сценической площадки. На ряду с официальной линией скульптуры, в 70-е года появляется и неофициальная.

Формы этой скульптуры отражали техногенные мотивы, обобщенными формами, Скульпторы стремились к созданию ясных, но символичных форм.

http://vlasne.ua — аренда жилья без посредников. Решение жилищного вопроса в крупных городах всегда являлся проблемой для многих приезжих. Крупный исторический город Львов не является исключением — сложности в аренде квартиры поджидают вас и здесь. Однако, на сайте vlasne.ua вы всегда сможете найти удобные квартиры посуточно во львове со всеми удобствами и хорошей планировкой.

Источник: https://scholar.su/doklady/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo

Русская архитектура и изобразительное искусство 1930-х годов

Сформировать представление о развитии изобразительного искусства 1932-1940-х годов, подчеркнуть его связь с новым историческим этапом страны. Раскрыть роль и место постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года ʼʼО перестройке литературно-художественных организацийʼʼ в дальнейшей судьбе отечественного искусства. Рассказать о значении юбилейных выставок.

Индустриализация и коллективизация народного хозяйства страны. Развитие просвещения, книгоиздательского дела, подъем науки и культуры. 1-й Всесоюзный съезд советских писателœей (1934 ᴦ.). Постановление ЦК Партии ʼʼО перестройке литературно-художественных организацийʼʼ от 23 апреля 1932 ᴦ.

Ликвидация творческих объединœений, создание единого творческого Союза советских художников. Значение всœесоюзных выставок ʼʼХудожники РСФСР за 15 летʼʼ (1935), ʼʼXV лет РККАʼʼ (1933), ʼʼXX лет РККАʼʼ (1938), ʼʼИндустрия социализмаʼʼ (1939), выставок великих русских мастеров в ГТГ. Тематическое и жанровое разнообразие искусства.

Развитие монументальных форм. Синтез искусства и архитектуры.

Живопись.Плодотворное развитие всœех видов и жанров живописи.Образ современника – центральная проблема искусства. Решение современной темы в реалистической станковой живописи.

Развитие историко-революционной живописи. Картины Бориса Владимировича Иогансона (1893 – 1973) ʼʼДопрос коммунистовʼʼ (1933), ʼʼНа старом уральском заводеʼʼ (1937), Сергея Васильевича Герасимова (1885 – 1964) ʼʼКлятва сибирских партизанʼʼ (1933).

Сельская тема в произведениях художников: ʼʼПраздник в колхозеʼʼ (1937) – С. В. Герасимова, ʼʼКолхозный праздникʼʼ (1937), ʼʼКолхозное стадоʼʼ (1938) – Аркадия Александровича Пластова (1893 – 1972).

Отражение характерных явлений современной действительности: картина ʼʼНовая Москваʼʼ (1937) Ю. И. Пименова, ʼʼМатьʼʼ (1932), ʼʼБудущие летчикиʼʼ (1937) А.А. Дейнеки, ʼʼВузовкиʼʼ (1933) К. Истомина, ʼʼДирижабль над городомʼʼ (1932)А. Лабаса.

Развитие портрета в 1930-е годы. Образ творческой интеллигенции в произведениях М. В. Нестерова: ʼʼАкадемик И. П. Павловʼʼ (1935), портреты скульпторов И. Д. Шадра (1934), В. И. Мухиной (1940), и др.

Размещено на реф.рф
Типический образ молодежи в портретах А.Н. Самохвалова ʼʼДевушка в футболкеʼʼ (1932), серия ʼʼМетростроевкиʼʼ (1933-1937). Портретные работы П. Д. Корина, И. Э. Грабаря.

Своеобразие их подходов к решению портретного образа.

Разнообразие художественных решений индустриального, лирического и героического пейзажей. Пейзажи Б.Н. Яковлева, Н. П. Крымова, А.В. Куприна, А.Ф. Богаевского.

Скульптура. Развитие монументальной скульптуры в связи с возросшим строительством. Участие скульпторов в оформлении метрополитена, канала Москва-Волга, театров, клубов, стадионов. Архитектура и скульптура.

Работы советских скульпторов для советских павильонов международных выставок и ВСХВ. Монументальная скульптура: группа ʼʼРабочий и колхозницаʼʼ (1937), проект памятника А. М. Горькому (1938) В. И. Мухиной, памятник С. М.

Кирову (1938) Н. В. Томского, памятник Т. Г. Шевченко (1935) М. Г. Манизера. Скульптурный портрет в творчестве Н. В. Томского, В. И. Мухиной, С.Д. Лебедевой. Анималистическая скульптура: произведения И.С. Ефимова, В. А.

Ватагина.

Графика. Новый этап в развитии графики. Значение реалистической иллюстрации. Выставка графики в 1936 году. Новое прочтение художниками произведений русской и зарубежной классической литературы. Иллюстрации Д.А. Шмаринова к повести А.М. Горького ʼʼЖизнь Матвея Кожемякинаʼʼ, роману Ф.М. Достоевского ʼʼПреступление и наказаниеʼʼ, книге А. Н.

Толстого ʼʼПетр Iʼʼ. Кукрыниксы, своеобразие их как творческого коллектива. Работа над политической карикатурой. Иллюстрации к произведениям А.М. Горького, А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Работа Е. А. Кибрика (1906 – 1978) над иллюстрациями к роману Р. Роллана ʼʼКола Брюньонʼʼ (1934 – 36), роману Шарля Де Костера ʼʼЛегенда об Уленшпигелœеʼʼ (1937 – 38). Р.

Роллан об иллюстрациях Кибрика. Организация Детгиза (1933). Повышение идейно-художественного уровня и воспитательного значения изданий. Изучение психологии детского восприятия, обращение художников-иллюстраторов к народным традициям. Красочность, привлекательность оформления книг для детей. Произведения мастеров детской книги В. М. Конашевича, Е. К. Чарушина, Н. Ф.

Лапшина, Л. А. Бруни, Ю. А. Васнецова.

Архитектура. Реконструкция Москвы – использование передовыхдостижений градостроительной науки (постановлениеСНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июня 1935года). Упорядочение сложившейся системы радиально – кольцевых магистралей, функциональное зонирование, расширение столицы вдвое, строительство предприятий.

Обратите внимание

Закладка зелœеных зон – парков сливающихся с естественными лесами (Измайловский, Сокольнический, Останкинский), ЦПКиО им. Горького. Новый облик ул. Горького – главной магистрали столицы. Многоэтажные дома на базе типовых секций и сборных элементов. Гранитные набережные, 11 новых мостов.

Сооружение канала Москва – Волга – (канал им. Москвы) – 1932 – 1937годы. Образование крупных водохранилищ. Москва порт трех морей. Новые центры, организующие городское пространство: Государственная библиотека им. В.И. Ленина(1939), Центральный театр Советской армии (1940), Академия им. М.В.

Фрунзе, гостиница ʼʼМоскваʼʼ (1938), Дом Совета Министров (1936).

Строительство метрополитена. В период с 1932 по 1938 годы в Москве введено в стой две очереди подземной скоростной желœезной дороги – метрополитена. Стоечно – балочная, сводчатая система. Высокий уровень благоустройства и обслуживания пассажиров.

Был создан грандиозный подземный архитектурный ансамбль. Лучшие станции: ʼʼКрасные воротаʼʼ (арх. И.А. Фомин,1935), ʼʼКропоткинскаяʼʼ (арх. А.Н. Душкин и Я.Г. Лихтенберг, 1935), ʼʼМаяковскаяʼʼ ( арх. А.Н. Душкин, 1938), ʼʼПлощадь Сердлоаʼʼ (арх. И.А.

Фомин), ʼʼКировскаяʼʼ (арх Н. Колли, 1935).

Строительство новых павильонов ВДНХ. Павильоны СССР на Международных выставках в Париже(1937, арх. Б.М. Иофан и скульптор В.И. Мухина), и в Нью – Йорке (1939, арх. Б.М. Иофан и К.С. Алабян).

Сооружения И.В. Жолтовского – здание Госбанка СССР (1928год), жлой дом на Моховой улице в Москве (1934 год).

Самостоятельная работа: записать названия базовых работ; сделать сообщение о творчестве В.А. Фаворского, Е. А. Кибрика, В.И. Мухиной, А. А. Дейнеки, о московском метро, архитектуре первых послереволюционных лет.

Русская архитектура и изобразительное искусство 1930-х годов – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Русская архитектура и изобразительное искусство 1930-х годов” 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/iskusstvo/view/565439_russkaya_arhitektura_i_izobrazitel_noe_iskusstvo_1930_h_godov

Ссылка на основную публикацию