Государство Русь (IX — начало XII в.)
Древнерусское государство
Особенности развития России
Развитие России на протяжении более чем тысячелетия определялось рядом особенностей. К ним можно отнести геополитические, географические, природные особенности отдельных районов страны.
Геополитические особенности
1. Россия располагается между двумя цивилизационными центрами — Европой и Азией, и в своем развитии она вбирала и западные, и восточные черты
2. Россия формировалась как многонациональное государство.
Некоторые народы проживали вперемешку со славянами (угрофины, народы Поволжья), другие — компактно и вошли в состав страны сложившимися, государственными образованиями (Закавказье, Средняя Азия).
Многонациональный состав приводил к формированию межнациональной терпимости среди людей, но, с другой стороны, не способствовал быстрой консолидации общества, этому же мешала разная цивилизационная принадлежность народов.
3. В России происходила постоянная и нескончаемая собственная колонизация — из центра на окраины, на север, юг, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Постоянный рост государства вширь консервировал экстенсивный путь развития экономики и не способствовал интенсификации производства.
Географические особенности
1. Отсутствие географических границ. Открытость границ страны способствовала постоянной миграции народов через её территорию (особенно на ранних этапах развития страны), это приводило к постоянной борьбе русских с кочевыми народами.
С другой стороны, открытость границ облегчала расширение территории России за счет соседних земель, и часто это происходило мирным путем.
Из-за отсутствия естественных границ народам, проживавшим на этой равнине, сложно было обособиться, и они вынуждены были постоянно контактировать, войдя, в конечном счете, в единое Российское государство
2. Беспредельное пространство страны, которое давало возможность отступать в глубь территории во время войн, спастись от вторжения, собрать силы и разбить врага.
3. Удаленность России от морских и океанских дорог (в отличие от Англии, Франции, Италии и др.) Это затрудняло связи с Европой и замедляло экономическое и культурное развитие страны и, с другой стороны, вызывало у неё стремление получить выход к выгодным морским путям и послужило причиной ряда войн
4. Отдаленность России от древних центров мировой цивилизации — Италии и Греции, — опыт которых перенимали европейские народы.
5. Огромная территория страны привела к формированию системы управления государством: сильная централизованная власть, т.к. это было наиболее удобно в огромной стране
Природные особенности
1. В отличие от большинства европейских стран на территории России короткое лето, долгая, холодная зима и относительно скудная природа.
Это приводило к тому, что населению страны необходимо было приложить гораздо больше усилий, труда, чем в Европе, для создания тех же материальных благ. Сама среда обитания тормозила развитие цивилизации.
Люди должны были много работать в короткое лето и вынужденно «отдыхать» долгой зимой. Такая работа сформировала соответствующее отношение к труду: работать порывами, напористо, но с обязательными перерывами.
2. Отсутствие строительного камня, обилие леса в стране привело к строительству зданий преимущественно из дерева, а не из камня. В результате русские города очень часто полностью выгорали, но зато и легче восстанавливались.
3. На территории России хорошо разветвленная и удачно расположенная система судоходных рек, они издревле использовались как транспортные артерии.
Особенности отдельных районов
На территории древней Руси выделяется три региона. Среднее Поднепровье — район с наиболее благоприятными условиями жизни; Новгородский район — он был более суровым, но и более тесно связанным с Европой через Балтийское море; Владимиро-Суздальский район — менее развитый по сравнению с двумя первыми, это в дальнейшем сказалось на уровне развития Московского государства.
Восточные славяне в VI-IX веках
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.
В У1-1Х веках славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер.
Существовало 14 объединений восточных славян: поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане, бужане, волыняне, уличи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, белые хорваты, ильменские словене. Наблюдалась неравномерность развития отдельных племенных объединений.
Наиболее развитыми были поляне (основавшие город Киев), и ильменские словене (основавшие город Новгород). Земля полян носила также название «русь». Возможно, так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне.
Хозяйство славян
Основным занятием восточных славян было земледелие. Они выращивали рожь, ячмень, пшеницу, просо, огородные культуры. В северных, лесистых районах господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.
Деревья подрубали, давали им высохнуть, на следующий год сжигали, золой удобряли землю. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай. После истощения земли приходилось переходить на новый участок.
Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка, заступ, серп, цепа (цепами обмолачивали зерно). В южных, степных районах ведущей системой земледелия был «перелог». Участки засевали в течение двух-трех лет. С истощением почвы переходили (т.е.
«перекладывались») на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом.
Кроме земледелия славяне занимались скотоводством. Они разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве тягловой силы использовали на юге волов, в лесной полосе — лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел).
Общественный строй
Большую роль в жизни славян играла община. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская община. Общинников объединяло теперь не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.
Все владения общины делились на общественные (пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья) и личные (дом, приусадебная земля, скот, инвентарь). Со временем часть общин попала в зависимость от феодалов в результате захвата их князьями и дружинниками.
Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер.
И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок.
Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях — вечевых сходах.
Город
У древних славян стали рано возникать города. Они строились, как правило, на холме и состояли из двух частей.
Центральная часть города, защищенная валом, рвом и, возможно, крепостной стеной, называлась детинец (позднее — кром, кремль); в ней проживали князья, бояре, дружинники.
Вторая часть города — ремесленная — называлась посад, а отдельные его районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности — слободами. Города являлись опорными пунктами власти феодалов, ремесленными, культурными и торговыми центрами.
Через территорию Руси проходили транзитные торговые пути «из варяг в греки» и «из варяг в персы». Караваны купцов начинали свой путь из Балтийского (Варяжского) моря. Первый путь проходил через Ладожское озеро, р. Волхов, о. Ильмень, р. Ловать и далее по Днепру до Черного моря и города Константинополь. Второй путь переходил на Волгу и по Каспийскому морю доходил до Персии.
Язычество
Древние славяне были язычниками. У них сложился пантеон богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения. Главными богами были: Ярило — бог солнца, Перун -бог грома, молний и войны, Сварог — бог огня, Велес (Велос, Волос) — покровитель скотоводства, Род — бог плодородия, Мокошь — оберегавшая женскую часть домашнего хозяйства.
В честь богов славяне устраивали празднества. Наиболее крупным и веселым праздником была масленица, она устраивалась в честь бога солнца Ярило. Этим праздником славяне провожали зиму и встречали весну.
У восточных славян сохранялись пережитки первобытнообщинного строя, главным из которых была кровная месть.
Государство Русь (IX — начало XII в.)
Источник: https://megaobuchalka.ru/6/46187.html
Государство Русь (IX — начало XII в.)
Образование государства Русь
Возникновение Древнерусского государства относится к 882 году, когда новгородский князь Вещий Олег объединил Новгород и Киев (земли ильменских словен и полян). В 883 г. он завоевывает земли древлян. В последующие годы своего княжения Олег присоединяет к Русскому государству земли северян и радимичей. Столицей своего государства Олег сделал город Киев.
Норманнская теория
По мнению древнерусского летописца, первыми князьями на Руси были не русские люди, а варяги (или норманны) — скандинавские воины. Они, якобы, были приглашены славянами, т.к. сами они не могли навести порядок в своих землях.
Первым из варяжских князей был Рюрик, приглашенный новгородчанами. Он утвердился в Новгороде с 862 г. Рюрик, согласно летописям, положил начало династии Рюриковичей — династии киевских, а затем московских князей и царей.
Впервые норманнская теория была сформулирована немецкими учеными Г-Ф. Миллером и Г-3. Байером. Норманнская теория подчеркивала мысль о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому развитию.
Первые киевские князья
Вещий Олег княжил с 879 по 912г. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). Киевские князья обложили данью покоренные племена восточных славян.
Походы дружин киевского князя за сбором дани назывались «полюдье». Сбор дани осуществлялся один раз в год и обычно проходил в зимнее время. В 945 г. Игорь решил повторно собрать дань с древлян.
Возмущенные древляне перебили дружину Игоря, а князя казнили.
После смерти Игоря его жена княгиня Ольга (945-964) решила упорядочить сбор дани. Она устанавливает для племен «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани.
В княжение Игоря и Ольги к Русскому государству были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно — древлян.
Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972) был талантливым полководцем и государственным деятелем. Перед ним стояли задачи защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. Святослав совершил много военных походов.
Он присоединил земли вятичей, затем нанес поражение Волжской Булгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов. Он начал войну с Византией за Балканский полуостров.
Однако борьба с Константинополем окончилась неудачно: дружина Святослава была разбита, а сам он по дороге в Киев попал в засаду, устроенную печенегами, и был ими убит.
Расцвет Киевской Руси (конец X — первая половина XI в.)
Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Владимира I и Ярослава Мудрого.
При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян вошли в состав Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, земли дулебов (червленские города). Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Сыновья князя и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.
Владимир I решил одну из важнейших задач того времени: обеспечил защиту русских земель от набегов печенегов. Для этого по южному рубежу русских земель по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна был сооружен ряд крепостей, где находились военные отряды. Это была первая пограничная линия Русского государства.
В 988 году князь Владимир I принимает из Византии на русские земли христианство в качестве государственной религии. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г.
Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.
Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси:
а) принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси, поставив её между Западом (католичеством) и Востоком (исламом);
б) христианство явилось основой всей последующей русской культуры;
в) христианство укрепляло государственную власть и территориальное единство Руси;
г) новая религия уравнивала Русь с христианскими странами и расширяла с ними связи;
д) через христианство Русь перенимала культуру античных народов.
При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигает наивысшего могущества. Ярослав Мудрый обезопасил русские земли не только на юге от печенежских набегов, но и на севере от прибалтийской чуди, где основал город Юрьев. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем.
На Руси началось каменное строительство, широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Создается первый свод законов — «Русская Правда». Законы Ярослава ограничивали кровную месть кругом ближайших родственников и разбирали споры между свободными людьми. Позже сыновья Ярослава пополнили свод законов новыми статьями.
Смысл дополнений — защитить имущество феодала и его вотчину; кровная месть отменялась вообще.
Социально-экономический строй Киевской Руси.
Существовало две формы организации производства:
а) вотчина (или отчина) — отцовское владение, передававшееся по наследству от отца к сыну; владельцем вотчины был князь или боярин;
б) земли крестьян-общинников, ещё не подвластных частным феодалам, они платили дань великому князю в пользу государства. Свободное население Руси называлось «люди». Несвободное население делилось на несколько категорий:
1. смерды — население, зависимое от князя;
2. закупы — попавшие в долговую зависимость, должны были работать на своего кредитора до возвращения долга;
3. холопы, челядь — рабы в княжеской и боярской вотчине.
Рабовладельческий уклад имел довольно широкое распространение в Киевской Руси. Рабство на Руси носило патриархальный характер и существенно отличалось от классического рабства:
1) рабы не были основными производителями материальных благ;
2) рабы находились на положении младших, хотя и бесправных членов семьи;
3) в число рабов могли попасть не только военнопленные, но и разорившиеся соплеменники.
Древняя Русь развивалась как европейское государство и с экономической точки зрения (формирование частной собственности на землю), и с социальной (классообразование на основе выделения частной собственности), и с политической (складывалась не деспотия восточного типа, а система вассалитета, предполагавшая относительную свободу бояр от Великого князя, наличие Боярской думы и элементов народовластия — народное вече).
Источник: https://infopedia.su/14x16f2d.html
Государство русь в ix – начале xii вв
Государство русь в ix – начале xii вв.
Образование древнерусского государства. IX в.
К IX в. процесс разложения первобытно-общинного строя завершен.
Раннефеодальная государственность.
Союз племен во главе с Кием (c конца VI в.).
Византийские и арабские источники:
Конец VI-VII вв — «Держава волынян», союзница Византии.
Новгородская летопись:
IX в. – славянское объединение вокруг Новгорода, старейшина Гостомысл.
Восточные источники:
3 крупных племени
Славия – территория в районе о. Ильмень
Артания – Рязань либо Чернигов.
Куяба (Куява) – располагаось вокруг Киева.
Б.А.Рыбаков:
В начале IX в. на базе полынского союза – крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян
Территория: Восточные земли
Причины:
· развитие производительных сил;
· земледелия с использованием орудий труда из железа;
· переход от родовой к соседской общине;
· рост числа городов;
· наличие органов власти у местных князей – дружины;
· возникновение военной дружинной знати.
Внешнеполитический фактор:
— освоение Восточно-Европейской равнины Þ взаимодействие с финно-угорским и балтийским местным населением
— военные походы антов, склавен, русов на более развитые гос-ва (Византия) Þ значительная доля добычи – у военных предводителей и дружинников Þ усиление расслоения общества Þ требуется господство над массами
Результат: образование классов и государства
ТРИ ПРИЗНАКА ГОСУДАРСТВА:
1. Наличие территории
2. Наличие органа насилия
3. Сбор налогов.
Вывод: в результате социально-экономического и политического развития у восточно-славянских племен начали складываться государственные образования.
Норманская теория
Действующие лица:
Рюрик, Синеус, Трувор и др. – варяжские князья.
Варяги – нормандские и скандинавские воины, нанятые на службу и присягнувшие византйискому императору[*].
Русский посол
Массовка из новгородцев и варяжского войска
Место действия:
Новгородская земля
Краткое содержание предыдущих серий:
859 г. – новгородцы «изгаши варягов за море и не даши им дани»
Результат: междусобная борьба в Новгороде.
Новгородцы собирают вече и посылают послов к варягам.
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами».
Власть над Новгородом и окрестными землями переходит в руки варяжских князей.
После V Рюрика – Олег княжит в Новгороде.
Олег объединил Новгород и Киев в 882 г.
Действие 1.
Норманская теория впервые сформулирована немецким ученым Байером в XVIII в.
Горячий противник – М.В.Ломоносов.
Действие 2.
Факт пребывания варяжских дружин на службе у славян – правдив.
НО нет сколь-нибудь заметных следов влияния варягов на социально-экономическую и политическую жизнь славян, язык, культуру.
Археологи: кол-во варягов на Руси невелико.
Не обнаружено данных о колонизации варягами Руси.
Версия о происхождении династии из «иноземья» типична для средневековья.
Действие 3, оно же Эпилог.
Сейчас полностью доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение русского гос-ва не объективными процессами, а как результат иноземной инициативы.
ЗАНАВЕС
Киевская Русь (IX – начало XII вв.)
3 периода:
1. IX – середина X вв. – время правления первых киевских князей.
2. Вторая ½ X – первая ½ XI вв. – расцвет Киевской державы; Владимир I, Ярослав Мудрый.
3. Вторая ½ XI – начало XII вв. – переход к феодальной раздробленности.
Раннефеодальная монархия.
Доход феодалов и государства определяется данью.
Внешнеполитические задачи:
— защита границ от набегов печенегов
— борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии
Первые киевские князья
Договор с греками
Торговый партнер – Византия.
Многочисленные походы на Византию.
860 г. – поход Аскольда и Дира.
911 г. – Олег в Константинополе (Царьграде).
Договор на 2 языках Þ русская письменность – задолго до христианства.
Упоминание о «Законе русском» Þ скалдывание законодательства еще до «РП».
— русские купцы могут жить 1 месяц в Византии за счет греков, но не должны носить с собой оружия в городе.
— купцы должны иметь при себе письменные документы и предупреждать императора и приезде
— возможность вывоза и продажи собранной дани на рынках Византии.
Княгиня Ольга
Ольга (945-964)
Месть древлянам.
Первое посольство (предлагало князя Мала в качестве нового мужа) – закопано заживо в землю.
Второе посольство – перебито после пьяного пира на тризне.
Сожгла столицу древлян Искоростень (дань: голуби с зажженной паклей). Погибли 5.000 человек.
— установила «уроки» — размер дани
— «погосты» — укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Потом – опорные центры власти
При Ольге Киевское государство окрепло.
Ольга первой из русских правителей приняла христианство в Константинополе.
В Княжение Игоря и Ольги к Руси присоединены тиверские, уличские и древлянские земли.
«Иду на вы» или «Мертвые сраму не имут»: походы Святослава:
Святослав Игоревич (964-972).
Разные оценки: талантливый полководец и князь-авантюрист
Задача:
— защитить Русь от печенегов
— очистить торговые пути в другие страны
v Присоединение земель вятичей
v Поражение Волжской Болгарии (965)
v Покорение мордовских племен
v Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиля (965)
v Войны на Северном Кавказе и Азовском море
v Покорение Тьмутаракани на Таманском п-ове
v Отражение многочисленных набегов печенегов, в т.ч. на Киев (968 г.)
В период успешеной борьбы с Византией хотел перенести столицу в Переяславец, но был окружен 100-тысячным греческим войском.
С большим трудом заключил с Византией договор о ненападении и ушел на Русь, но пришлось вернуть дунайские земли.
972 г. – попал в засаду печенегов у днепровских порогов у крепости Доростол (печенегам помогала армия византийского императора Ионна Цимисхи) и был убит. Из черепа убитого печенежский хан велел сделать себе чашу и пил из нее на пирах
Первая религиозная реформа
Развитие экономики, рост, укрепление гос-ва è
нужно изменение идеологии!
Владимир попытался создать единый пантеон богов (980 г.).
Собрал у княжеского двора статуи Перуна, Даждьбога, Хороса, Симарагла, Стрибога, Мокоши и устроил общее жертвоприношение.
Попытка объединить божества, которым подчинялись в разных частях страны.
Культ Перуна как главного бога насаждался жестокими мерами.
НО попытка введения единой языческой религии потерпела крах, т.к. многие продолжали верить в старых богов, отвергая насилие власти.
Принятие христианства. 988 г.
988 г. – вторая религиозная реформа.
Новая государственная религия – христианство.
«Выбор веры» — плод фантазии позднейших книжников, однако даже ПВЛ упоминала о самом факте сомнений (Почему В1 выбрал православие? Иудаизм – в Хазарии – «нет своей земли у иудеев», мусульманство (ислам) – Волжская Булгария – «мяс свиных не ести», православие – Византия – самое могущ. гос-во: о западном варианте христианства, католичестве известно, но влияние Византии было сильнее влияния Рима, а антагонизма между этими двумя «ветвями» не было)
Андрей Первозванный («ПВЛ»): поднялся до Среднего Днепра à установил на киевских холмах крест (будет «матерью городов русских» à Новгород (русские бани!!!) à Балтика à Европа à Рим
988 г., Корсунь (Херсонес) – ВI крестится сам, затем крестит бояр, потом – весь народ
Распространение христианства встречало сопротивление населения.
На окраинах оно установилось много позже, чем в Киеве и Новгороде.
Принятие христианства =
U укрепляло государственную власть и территориальную целостность
U Русь становилась равной другим христианским странам
U развитие культуры (влияние Византии, а через нее – античной культуры)
Владимир Красное Солнышко канонизирован, «равноапостольный».
Церковь
Церковь – особая феодально-религиозная организация.
Митрополичья кафедра, епископы, монастыри – крупнейшие феодальные собственники.
Налог «десятина» (на все население) (1/10 часть дохода)
Впоследствии размер налога изменялся.
Киево-Печерский монастырь – первая половина XI века.
В домонгольское время – 70 монастырей.
Церковный суд:
~ антирелигиозные преступления
~ нарушения нравственных и семейных норм
Ярослав Мудрый (1019-1054)
Наместники великого князя киевского – сыновья-посадники.
Территории правления посадников – волости.
Границы волостей изменялись в ходе присоединений и междоусобиц.
Двенадцать сыновей ВI управляют крупнейшими волостями на Руси.
После V ВI – Святополк Окаянный (1015-1019).
В междоусобице убиты любимцы ВI – Борис Ростовский и Глеб Муромский (причислены к лику святых).
Ярослав, княживший в Новгороде, выступает против Святополка и изгоняет «Святошку Окаянного» за границу России в Польшу.
При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества.
— удалось обезопасить Русь от набегов печенегов
— укрепил позиции в Прибалтике (походы на чудь (1030); г. Юрьев (Тарту) на берегу Чудского озера)
— Киев – соперник Константинополя, один из наиболее развитых городов в Европе. Софийский собор, Златые ворота (1037)
— развитие культуры, образования и просвещения; переписка и перевод книг на русский язык, обучение грамоте
— 1051 г. – впервые назначен русский митрополит – Илларион
1035 г. – смерть Мстислава Тмутараканского, Ярослав – единовластный правитель Руси.
Князь назывался «царем», как в Византии. Источник: надгробие.
Русь достигла широкого международного признания.
— Ярослав женат на шведской принцессе
— Дочери замужем за французским, венгерским, норвежским королями
— Сестра вышла замуж за польского короля
— Внучка вышла замуж за германского императора
— Сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (отсюда и прозвище сына Всеволода Владимира)
«Не в плохой земле они были владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли» (Митрополит Илларион)
Правда Ярославичей
Восстания конца 60-х – начала 70-х гг. XI в. потребовали корректировки законов.
«Русская правда» дополнена новыми статьями, «Правдой Ярославичей».
Смысл дополнения – защить имущество феодала и его вотчину.
Нарушение границ княжеской межи – штраф.
Таблица штрафов за убийства
старший дружинник, огнищанин, княжеский подъездной | ð | 80 гривен |
свободный человек | ð | 40 гривен ( ½ дружинника) |
сельские и ратайные старосты, ремесленники | ð | 12 гривен (3/20 дружинника) |
смерд или раб | ð | 5 гривен (1/16 дружинника) |
Таблица отражает заботу государства о жизни и имуществе феодалов.
“Правда Ярославичей” отменила кровную месть.
Государство русь в ix – начале xii вв.
Образование древнерусского государства. IX в.
К IX в. процесс разложения первобытно-общинного строя завершен.
Раннефеодальная государственность.
Союз племен во главе с Кием (c конца VI в.).
Византийские и арабские источники:
Конец VI-VII вв — «Держава волынян», союзница Византии.
Новгородская летопись:
IX в. – славянское объединение вокруг Новгорода, старейшина Гостомысл.
Восточные источники:
3 крупных племени
Славия – территория в районе о. Ильмень
Артания – Рязань либо Чернигов.
Куяба (Куява) – располагаось вокруг Киева.
Б.А.Рыбаков:
В начале IX в. на базе полынского союза – крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян
Территория: Восточные земли
Причины:
· развитие производительных сил;
· земледелия с использованием орудий труда из железа;
· переход от родовой к соседской общине;
· рост числа городов;
· наличие органов власти у местных князей – дружины;
· возникновение военной дружинной знати.
Внешнеполитический фактор:
— освоение Восточно-Европейской равнины Þ взаимодействие с финно-угорским и балтийским местным населением
— военные походы антов, склавен, русов на более развитые гос-ва (Византия) Þ значительная доля добычи – у военных предводителей и дружинников Þ усиление расслоения общества Þ требуется господство над массами
Результат: образование классов и государства
ТРИ ПРИЗНАКА ГОСУДАРСТВА:
1. Наличие территории
2. Наличие органа насилия
3. Сбор налогов.
Вывод: в результате социально-экономического и политического развития у восточно-славянских племен начали складываться государственные образования.
Норманская теория
Действующие лица:
Рюрик, Синеус, Трувор и др. – варяжские князья.
Варяги – нормандские и скандинавские воины, нанятые на службу и присягнувшие византйискому императору[*].
Русский посол
Массовка из новгородцев и варяжского войска
Место действия:
Новгородская земля
Краткое содержание предыдущих серий:
859 г. – новгородцы «изгаши варягов за море и не даши им дани»
Результат: междусобная борьба в Новгороде.
Новгородцы собирают вече и посылают послов к варягам.
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами».
Власть над Новгородом и окрестными землями переходит в руки варяжских князей.
После V Рюрика – Олег княжит в Новгороде.
Олег объединил Новгород и Киев в 882 г.
Действие 1.
Норманская теория впервые сформулирована немецким ученым Байером в XVIII в.
Горячий противник – М.В.Ломоносов.
Действие 2.
Факт пребывания варяжских дружин на службе у славян – правдив.
НО нет сколь-нибудь заметных следов влияния варягов на социально-экономическую и политическую жизнь славян, язык, культуру.
Археологи: кол-во варягов на Руси невелико.
Не обнаружено данных о колонизации варягами Руси.
Версия о происхождении династии из «иноземья» типична для средневековья.
Действие 3, оно же Эпилог.
Сейчас полностью доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение русского гос-ва не объективными процессами, а как результат иноземной инициативы.
ЗАНАВЕС
Источник: https://cyberpedia.su/6xba.html
Государство русь (ix — начало xii в.)
Государство русь (ix — начало xii в.)
Предпосылки создания древнерусского государства
Социально-экономические предпосылки
1) Развитие земледелия | 2) Развитие внешней торговли | 3) Замена родовой общины соседской (Юг) |
Распространение пашенного земледелия (особенно в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья) привело к возникновению излишков Возможность для выделения княжеско-дружинной группировки (отделение управленческого труда от производительного) | В северных регионах продолжают развиваться промысловые занятия. Также появляется избыточный продукт Развитие обмена и внешней торговли | Создала возможность для имущественного (но не социального) расслоения. Социальное расслоение в общине практически невозможно, так как производительность труда слишком низка На Севере подсека требовала усилий всего коллектива сразу Сохраняется родовая община Наметилась неравномерность развития племенных союзов |
Социально-политические предпосылки
Усложнение внутриплеменных отношений | Создание межплеменных союзов |
ü Становление княжеской власти ü Повешение роли дружины (функции обороны и арбитра в спорах) | ü Результат межплеменной борьбы ü Как правило, выделялось самое сильное племя, которое и возглавляло группировку ü Власть князя все меньше зависит от вечевых собраний ü Интересы племенной верхушки удаляются от интересов общинников |
Духовные предпосылки – Личность князя наделялась сверхъестественными силами, способностями; князь – залог благополучия
Внешние предпосылки
1) Стремление норманнов взять под контроль торговые пути укрепление княжеско-дружинных группировок возможность собирать больше дани необходимость сбыта втягивание в активный торговый процесс взятие под собственный контроль торговых путей (сначала совместно с варягами, потом и самостоятельно укрепление племенных образований, расположенных на этих путях
2) Взаимодействие с развитыми Хазарским каганатом и Византией заимствование некоторых общественно-политических форм жизни (идеалом считали Византийское устройство, а князья назывались на хазарский манер хаканами)
Социальное устройство Древнерусского государства
В последнее время считается – строй был многоукладным (сочетал в себе признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального общества)
Основные черты зрелого феодального строя:
— монопольная собственность феодалов на землю;
— наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом;
— за ее пользование он нес повинности — оброк, барщину или денежную ренту;
— личная зависимость крестьянина от феодала;
— господство натурального хозяйства.
Историки пытались обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерусского общества.
Социально-экономический строй Киевской Руси.
Категории сельского населения
«Люди» — все свободное население Киевской Руси. (Отсюда термин, означающий сбор дани, -«полюдье». (ед. ч. – людин)
Смерды -основная масса сельского населения, зависимого oт князя, называлась. (есть мнение, что это жители недавно присоединенных и обложенных данью территорий, или же все и зависимые, и независимые земледельцы, или крестьяне княжеских сел).
Рядовичи — люди, находившиеся в зависимости от господина по “ряду” (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам. По Русской Правде штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа и смерда (есть предположение, что их, как отдельной категории населения не существовало. (нач. 12 в.)
Закупы – Люди, располагавшие собственным хозяйством и отрабатывавшие долг – «купу», имевшие право после его выплаты освободиться от зависимости. (нач. 12 в., самая близкая к феодально-зависимому крестьянину группа населения, так как сохраняли за собой собственное хозяйство, но отрабатывали повинности на князя)
Холопы или челядь — рабы, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников.
Дружина
Бояре – советники, гриди – воины.
Князь советовался с дружиной!!! Дружинник не слуга – соратник.
Могли отказаться от участия в мероприятии, если считали его невыгодным (Н-р, 944 г. – отказались вступить в бой с Византийцами, предпочли выкуп). Клятву соблюдать договор с Византией приносил не только князь, но и дружина (свидетельство о неком равноправии)
Из эпохи «военной демократии»
Вече –н-р, Новгород до 14 века, в Киеве в кризисные моменты, когда было необходимо исправить ошибки княжеской власти.
Вооружение свободных общинников – «воев» — масштабы уменьшались, но некоторое время еще сохранялся факт наличия вооружения у свободных людей (хорошая поддержка для вече).
Порядок престолонаследия– лествичный. (Древняя Русь – владение всех Рюриковичей, поэтому власть передавалась не сыну, а старшему в роду).
Князь имеет власть лишь как представитель всего рода
Периодизация Киевской Руси
Олег (879-912 гг.)
Внутренняя политика – объединение славянских племен и сбор полюдья с покорённых племён.
882 г. – объединение Киева и Новгорода (Олег – князь Киевский, Киев – мать городов русских)
883-885 гг. — подчинил себе славян, живших по берегам Днепра, древлян (по Припяти), северян, радимичей (по реке Сож), а также по Бугу и Днестру, смоленских кривичей. Всюду он строил города и крепости.
Управление территориями — через наместников великого князя.
Олег — объезжал свои владения, собирал дань, вершил суд по Закону Русскому (вероятно, своду правил, существовавшему в устной форме
Итог:
1) Начало объединения Руси под руководством Киева
2) К началу X в. в состав владений великого князя киевского Олега входили поляне, древляне, словене, кривичи, вятичи, радимичи, северяне, хорваты, дулебы, тиверцы, финно-угорские племена — чудь и меря.
Внешняя политика
Русь и Византия
Первые набеги еще при Аскольде и Дире
907 г. – удачный поход на | 911 г. – повторный поход |
Итог: договор 1) Дань Олегу 2) Право беспошлинной торговли 3) Право месяц (по некоторым источникам до полугода) жить за счет греков в Константинополе | Итог: (дополнения к договору) 1) Взаимные обязательства наказывать за преступления, совершенные на одной сторон 2) Помощь при кораблестроении (взаимная) 3) Выдача беглых рабов 4) Возможность для русских – военная служба в Византии |
Договоры с греками составлены «на двое харатьи» (т.е. в двух экземплярах — на русском
и греческом ⇒ русская письменность появилась задолго до принятия христианства).
Русь и хазары:
Олег обязал славянские племена платить дань Киеву, а ранее эту дань собирали хазары ⇒ ухудшение отношений с каганатом
Итог: Возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.
Игорь (912-945 гг.)
(неточность летописных датировок: 882 г. – Олег с малолетним Игорем в Киев (Игорю минимум 3 года, Олег – регент, сл-но, должен передать власть Игорю, когда тот вырастет, Но! Игорь приходит к власти лишь в возрасте 33 лет (мин.), умирает в 66, а его сын Святослав так мал, что не может бросить копье)
Внешняя политика
941 г. – поход на Византию (русский флот погиб от греческого огня)
944 г. – успешный поход (в войске славяне, печенеги, венгры), дружина отказывается от боя в пользу предложенной дани
945 г. — был подтвержден договор с Византией (невыгодно)
Итог:
1) утратили право беспошлинной торговли, возможность зимовать на менее выгодных условиях.
2) Обязательства не нападать на Херсонес (Корсунь)
Внутренняя политика: способствовала укреплению государственности у восточных славян; в основном была направлена на усмирение возмущений разных славянских племен.
1) Возвращение древлян (отделились сразу после смерти Олега)
2) Распространение власти киевского князя на восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем.
945 г. – Смерть в землях древлян (первое возмущение, описанное в летописи, причина – попытка сбора дополнительной дани)
«Два случая остались укоризной для его памяти: он дал опасным печенегам утвердиться в соседстве с Россиею и, не довольствуясь справедливостью, т.е. умеренною данью народа, ему подвластного, обирал его, как хищный завоеватель». Карамзин Н.М.
Итог:
1) Расширение территории государства за счет присоединения славянских племен
2) Первые антикняжеские волнения.
Ольга (945-957 гг.)
Брак с Игорем в 903 г. (вероятно по расчету), в 40-м гг. не жили вместе (Ольга – княгиня Вышгорода), у Игоря – другие жены кроме Ольги
4-хкратная месть: в землю закопала 1-ое посольство, в бане сожгла 2-ое, поехала к древлянам устраивать тризну по Игорю – перебила, осадила и сожгла Искоростень (946 г.)
Внутренняя политика: проводила курс на еще большее подчинение племен власти Киева.
947 г. – реформа сбора дани (полюдие → повоз)
Урок — твердые размеры дани для древлян и новгородцев вместо полюдья
Погосты — пункты сбора дани, места, где останавливались сборщики, укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань.Становились затем опорными центрами княжеской власти).
Итог:
1) В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно — древлян.
2) Начат путь замены дани на цивилизованное налогообложение
Внешняя политика:
Курс на сближение с Византией.
1) Вспомогательные отряды русов участвовали практически во всех войнах Византии того времени.
2) Крестилась в Византии под именем Елены
НО! стремилась соблюдать независимость от Византийской империи.
959 г. — обратилась с просьбой прислать на Русь миссионеров для проповеди христианства к императору Священной Римской империи Оттону I (Германия), противнику Византии.
962 г. — римские проповедники во главе с епископом Адальбертом прибыли на Русь( холодный, даже враждебный прием и вынуждены были возвратиться ни с чем)
Итог:Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией.
Святослав (957-972 гг.)
Внутренняя политика:
1) Присоединение племен военным путем (присоединены вятичи, покорена мордва)
2) Поставил на престол в ключевых городах вместо племенных князей своих сыновей: (Ярополк – князь киевский, Владимир – новгородский, Олег – древлянский).
Итог:
1) Продолжение расширения территорий
2) Утвержден порядок княжеского правления, предоставлявший право властвовать на всей территории Русского государства представителям только одной династии — Рюриковичей.
Внешняя политика:
Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны.
Восточное направление:
964 г. – поход против хазарского каганата. (Главный конкурент в торговле, а разгром их ключевых городов фактически нивелировал их влияние в Юго-Восточной Европе)
НО! привело к проблемам: Хазары сдерживали южные кочевые племена, теперь же путь стал свободен)
Западное направление:
Война с Болгарией (основная проблема Византии ⇒ византийский император Никифор направил Святослава туда)
968 г. – первый поход (Думал перенести столицу своего государства на Дунай, в город Переяславец: будут «сходиться блага из разных стран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси).
НО! 969 г. — Нападение печенегов на Киев ⇒ возвращается на Русь (успешно отражает набег)
970 г.– второй поход в Балгарию (но! Сменилась политика Византии, другой император, планы самостоятельного покорения, союз Болгарии и Византии против Руси) ⇒ окружен (100-ное войско) ⇒ мирный договор
971 г. – оборона Доростола
Условия мирного договора:
1) земли возле Дуная, а также Крым отходили Византии,
2) русичей отпускали с миром домой и обещали поддерживать добрососедские отношения (договор о ненападении)
972 г. – засада печенегов у Днепровских порогов (византийцы дали информацию), и был убит.
Итоги:
1) открыт путь кочевникам на Русь
2) внесено напряжение в отношения с Византией
3) У Руси нет сил защищать территориальные приобретения Святослава ⇒ быстро утеряны
4) Задержано внутреннее развитие Руси
Владимир I (980 – 1015 гг.)
Внутренняя политика:
I. Усиление княжеской власти. Объединение
1) Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, Галиция, Волынь (юго-запад), Полоцкая земля (запад)
2) Укрепление государственного аппарата. (Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры вместо местных князей)
3) . Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов печенегов. (Для этого по рекам Десне, Осетру,Сулс, Стугне был сооружен ряд крепостей). На границы переселены часть словен, кривичей, вятичей
II. Религиозная реформа
Первая религиозная реформа.
Попытка укрепить языческую веру, а вместе с ней княжескую власть. (Если князь должен быть единственным владыкой земли, то должен быть и единственный властитель на небе)
⇓
Необходима единая государственная религия
⇓
986 г. — Создан пантеон из пяти основных богов (Перун, Даждьбог, Стрибог, Хорс (солнечный конь), Мокошь) во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников.
Причины неудачи:
1) для создания и принятия нового собственного пантеона нужно было слишком много времени!!!
2) Язычество не могло сопротивляться наступавшему со всех сторон монотеизму (иудаизм Хазарского каганата, христианство Византии)
ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ ЕДИНОБОЖИЯ
Политические предпосылки. Стремление укрепить государство и его территориальное единство
Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.
Международные факторы. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов. (окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г. Позже именно выбор православие приведет Россию в изоляцию)
Социальные факторы. Нараставшая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы элиты общества ⇒ необходимость перехода к более сложной мировоззренческой системе.
Личные соображения
1) Бабка была крещена (а была она сильной владычицей)
2) Не исключено, братоубийство во время борьбы за власть, многоженство, заставили задуматься о духовном очищении
3) Женитьба на сестре византийского императора необычайно поднимала его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть.
Советские историки: христианство отвечало классовым интересам феодалов, т.к., проповедуя смирение и послушание, становилось эффективным идеологическим оружием, помогающим эксплуатировать трудящиеся массы.
ВЫБОР ВЕРЫ
Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства.
Нет исламу: нельзя пить («Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти»)
Нет иудаизму: у нет евреев собственного государства, они рассеяны по всей земле.
Нет римскому папе: бабка отвергла католичество
Отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой
лучшей, а греческие храмы и церковную службу — самыми красивыми.
Причины выбора.
1. Прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной
православной общины.
2. Не устроили притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность. Православная же церковь подчинялась
светской власти. Православие более терпимо к местным традициям.
3. Византия — центр цивилизации, самая развитая и культурная страна Европы.
Государство русь (ix — начало xii в.)
Источник: http://lectmania.ru/1xda93.html