Государственный строй древнерусского государства. территориальное устройство киевской руси.

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

Киевская
Русь
 –
это раннефеодальное государство. В нем
еще недостаточно сформировались
сословия, классы, формы собственности
и т. д. При этом Киевская Русь имеет
уже первые вышеперечисленные черты
государственности, выделившие ее из
ранее существовавшего племенного союза
славян.

 Форма
правления в Киевской Руси
 –
раннефеодальная монархия.
Главой Киевской Руси
 являлся
Киевский великий князь, который опирался
на дружину и совет старейшин. На местах
власть Великого князя Киева осуществляли
его наместники (в
городах) и волостели (в
сельской местности).

Признаки
раннефеодальной монархии
:

1) переход
власти в порядке наследования, при этом
нет законодательного закрепления
механизма этого перехода власти по
старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует
юридическая ответственность правителя;

3) не
сформированы институты власти;

4) полномочия
и статус совета при князе никак не
установлены;

5) вече
является чертой демократического
государства, но оно созывалось в
исключительных случаях и не было
постоянным представительным органом;

6) городское
собрание как одна из черт ограничения
власти функционировало достаточно
постоянно.

Органы
власти не имели постоянных полномочий.

Обратите внимание

Для
характеристики формы государственного
устройства Киевской Руси в литературе,
как правило, используется выражение
«относительно единое государство»,
которое нельзя отнести ни к унитарным,
ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв.

отношения Киева с удельными княжествами
и князей с боярами оформились в систему,
которая в литературе получила
название дворцово-вотчинной.

Киевская Русь имела сильный центр –
Киев, который с помощью дружины удерживал
вокруг себя несколько десятков удельных
княжеств.

Во
главе всей Руси стоял Великий
киевский князь
,
во главе отдельных княжеств – собственные
князья
.
Отношения между киевским князем и всеми
другими князьями строились по принципу
«сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись
феодальными договорами.

Со
временем власть
местных феодалов
 (XI–XII вв.)
значительно возрастает и
образуется новый орган власти – феодальный
съезд
,
в полномочия которого входило рассмотрение
вопросов войны и мира, разделения земель,
вассалитета.

Население
в Киевской Руси делилось на
:

1) дружинников.
Они подчинялись непосредственно
киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых
людей
,
высшими среди них являлись удельные
князья и собственно служилые люди,
обеспечивающие работу государственного
аппарата, а также к этому сословию
относили и слуг князей – это низшая
категория;

3) крупных
феодалов-землевладельцев, боярвотчинников
.
Они обладали значительной властью в
пределах собственной вотчины, эта власть
постоянно возрастала и в дальнейшем
послужила одной из причин феодальной
раздробленности на Руси;

Важно

4) крестьян.
Их правовое положение в период
раннефеодальной монархии было почти
равным всем другим сословиям, за
исключением имущественного положения,
однако с течением времени крестьяне
все более попадали в зависимость от
феодалов, что в дальнейшем породило
крепостную зависимость.

Особая
категория населения
 –
это церковные служители. Они в период
раннефеодальной монархии имели
значительную власть, так как церковь
стала одним из самых крупных
феодалов-землевладельцев.

Политический
режим
 в
Киевской Руси отсутствовал в
силу неразвитости общества.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5642020/page:5/

Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство Киевской Руси

Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.

Форма правления в Киевской Руси — типичная раннефеодальная монархия. Во главе стоял монарх — киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князям.

На местах (в других городах) власть великого князя Киева осуществляли его наместники и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

— переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования;

— отсутствие юридической ответственности правителя;

— отсутствие институтов власти;

— отсутствие регламентации деятельности совета при князе;

— вече не было постоянным представительным органом;

— ограничение власти постоянно действующим городским собранием.

Политическое устройство Киевского княжества было неустойчиво. Составленное из многих племенных и городских округов это княжество не могло сложиться в единое государство и в XI в. распалось.

Поэтому точнее всего будет определить Киевскую Русь как совокупность многих княжений, объединенных одной династией, единством религии, племени, языка и народного самосознания, которую нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным государственным устройствам. Постепенно в XI— XII вв.

отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая получила название дворцово-вотчинной.

Имея сильный центр, великий киевский князь с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств. Он стоял во главе всей Руси, тогда как во главе отдельных княжеств были собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзерен — вассалы» и закреплялись феодаль­ными договорами.

Постепенно к XI—XII вв. власть местных феодалов значительно возросла, и образуется новый орган власти — феодальный съезд, который рассматривает вопросы ведения войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Общественное деление в Киевской Руси усложнилось — наверху общества находится княжеская дружина, с которой сливается прежний высший земский класс. Дружина состоит из старшей (бояр) и младшей (отроков, гридей), в которую входят рабы князя. Из рядов дру­жины назначается княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, верники).

Класс людей делится на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные назывались смердами, а зависимые — закупами.

Совет

Церковное общество имело свою иерархию (священство, монашество, церковнослужители).

Политический режим на Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

Судебных органов как особых учреждений не существовало. Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, феодального ополчения (военных отрядов и пр.).

Источник: https://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo/gosudarstvennie_stroi_drevnerusskogo_gosudarstva.htm

Государственный строй древнерусского государства. территориальное устройство киевской руси. — история России

Введение

Глава I. Предпосылки к формированию русской государственности

§

1. Русь догосударственная

§

2. Русское государство в середине IX столетия

Глава II. Русское государство до и после крещения Руси

§

1. Деяния первых русских князей

§

2. Крещение Руси и его социально-политическое значение

Глава III. Государственный строй Киевской Руси

§

1. Политическая история Руси от Ярослава до монгольского нашествия

§

2. Киевская Русь в XI столетии

Заключение

Список используемой литературыВВЕДЕНИЕ

Содержание

Выдержка из текста

В период правления Изяслава смуты затрагивают и церковь, возможно, пытающуюся утвердить свою независимость от Византии).

По смерти Изяслава в 1155 г. на престол вступил Юрий Долгорукий, продолживший урегулирование отношений с половцами военным и мирным путем, однако, не сумевший наладить отношения с киевлянами и умерший загадочной смертью в 1157 г.

Вечевая демократия русской земли опиралась, в том числе, на сильную военную организацию — полки киевских воев, вооруженных горожан и селян. К этому периоду окончательно формируется и система пригородов.

Но постепенно Киев становится слабее. В 1169 г. он был разграблен по инициативе Андрея Боголюбского (примечательно, что в разграблении Киева принимали участие жители его пригородов — Овруча и Вышгорода).

Конец XII столетия ознаменовался постоянной борьбой за Киев между князьями. Ко времени татарского нашествия Киев оказался одной из самых ослабленных волостей русской земли (см.: 1, с. 28 — 41).

Итак, историю Киевской Руси от Ярослава до татарского нашествия можно рассматривать как последовательное ослабление власти Киева и усиление других волостей наряду с ростом сепаратистских тенденций. Что же представляло собой территориальное и политическое устройство Киевской Руси в период ее бытности цельным государством?

§

2. Киевская Русь в XI столетии

В население Киевской Руси постепенно вошли все восточно-славянские племена, а также прибалтийская чудь, белозерская весь, ростовская меря и мурома по Нижней Оке. На территориях этих племен рано появляются русские города (такими были, например, город Юрьев (Дерпт), основанный при Ярославе, Муром, Ростов и Белозерск).

На берегу Волги при Ярославе был заложен город Ярославль. Русская территория простиралась от Ладожского озера до Росси (правого притока Днепра) и Ворсклы или Псла (левых притоков), от устья Клязьмы (где Мономах основал город Владимир (Залесский)) до верховьев Западного Буга (где еще при Владимире Святом был заложен другой Владимир (Волынский)).

Галиция постоянно переходила от поляков к русским и обратно, являясь спорной территорией. Кроме того, Русь распространяла свое влияние на колонию Тмутаракань, сообщаясь с ней по водным путям (через притоки Днепра и Азовское море).

Обратите внимание

В процессе укрепления городов-государств отмечалось развитие их пригородов, возможно, как следствие колонизации, освоения периферийных земель. Между старшими городами и пригородами часто возникали конфликты.

Кроме того, вследствие стремления пригородов к независимости и обособлению, волости-государства нередко распадались на более мелкие образования.

Не последнюю роль в этом процессе играло демократическое устройство древнерусского общества, выражавшееся в непосредственном участии народа в деятельности вечевых собраний.

Как такового русского народа в это время еще не существовало: государство было союзом весьма различных племен, некоторые из которых еще даже не приняли христианство — например, вятичи).

Это государство объединялось при помощи системы даней, а также через княжеских посадников. Во главе всей администрации стоял Киевский князь. Вероятно, первоначально, это был «наемный вооруженный сторож Руси и ее торговли, ее степных торговых путей и заморских рынков, за что он получал корм с населения» (2, с. 185).

Не последнюю роль в возвышении роли князя играли и контакты с иностранными государствами, так, в X в. князья любили называться «каганами», что в Хазарском каганате означало носителя верховной государственной власти.

С принятием христианства духовенство стало переносить на князя византийское представление о государе, поставленном от Бога и призванном не только защищать государство от внешних врагов, но и поддерживать внутренний порядок.

Дружина великого князя делилась на высшую (состоявшую из «княжих мужей» или «бояр») и низшую (включавшую «детских» или «отроков») — гридь. Младшая дружина вышла из среды вооруженного купечества больших городов. В целом, дружина князя формировала военный класс.

По-военному были устроены и большие торговые города, они представляли собой полк, называемый «тысячей» и подразделяемый на «сотни» и «десятки». Тысячей командовал тысяцкий (которого первоначально избирал город, а позже назначал князь), сотнями и десятками — выборные сотские и десятские.

Важно

Это военное по сути управление и являлось той самой общиной старейшин — «старцами градскими». Городовые полки наряду с княжеской дружиной участвовали в военных походах. Кроме того, старшие члены дружины составляли думу князя, по совету с которой князь принимал все важнейшие решения.

Одновременно дружина находилась во главе русского купечества. Постепенное проникновение землевладения в купеческую среду обусловило переход купечества от военной специализации к хлебопашеству.

Основу военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а «вои» — вооруженное ополчение, состоявшее из свободных граждан главного города, пригородов и сельской местности.

Отроки не входят в совет при великом князе, они скорее выполняют функции прислужников. Совет же князя с дружиной осуществлялся следующим образом. Сначала князь созывал дружину, затем излагал проблему, после чего она обсуждалась дружинным советом и выносилось коллективное решение. Единогласное решение одобренное правителем, становилось обязательным для исполнения (см.: 4, с. 135).

Обсуждаемые вопросы, как правило, касались дел внутренних (сборы дани и т. д.) и внешних (объявление войны, заключение мира, руководство военным и действиями, участие в международных переговорах).

Вечевые собрания на этом этапе собирались лишь при отсутствии князя и его думы.

Вероятно, «первоначальным основанием сословного деления русского общества … служило рабовладение» (3, с. 188).

Причем, например, В. Ключевский считает, что в основе русского рабовладения лежали племенные различия: «Но если княжеская дружина в XI в. еще не успела резко обособиться от городского купечества ни политически, ни экономически, то можно заметить между ними различие племенное» (3, с. 188 — 189).

Возможно, верхнюю прослойку княжеской дружины составляли выходцы из варягов, и это явилось частичным основанием для их выделения в качестве родовой знати.

совет знати зарождается в общерусском масштабе, в конце правления Игоря его роль резко возрастает (он решает вопросы войны и мира и сбора дани), при Ольге роль княжеского совета падает, поскольку часть его полномочий передается сподвижникам княгини, наконец, при Святославе и Владимире совет обретает широкую компетенцию в делах внутреннего управления (см: 4, с. 150).

Христианская церковь также заняла свое место в новом социальном организме. Коллективные органы управления при соборах (клиросы) включали в себя горожан. Городские общины часто распоряжались земельной собственностью соборных церквей (в качестве общинного земельного фонда).

Церковь управлялась демократическим образом, она контролировалась городскими и сельскими общинами и в низших, и в высших своих звеньях, даже церковные иерархи нередко избирались на вече.

До Ярослава схема передачи княжеского престола не была отрегулирована: власть иногда переходила от одного родственника к другому по старшинству (например, от Рюрика к Олегу), иногда один князь правил всей землей, но это скорее было случайностью, чем установлением.

Отец сажал своих сыновей и ближайших родственников посадниками в подвластных ему волостях. Однако, уже в жизнеописании Бориса и Глеба прослеживается мысль о приоритете старшинства: «Сказала же ему дружина отцовская: «Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе».

Он же отвечал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца» (5, ч. 3).

После Ярослава никто уже не является самодержцем, род его разрастается и увеличивается количество правителей на Руси. Ярослав в своем «Завещании» распределил части русской земли по их доходности, учитывая степень старшинства сыновей, так что чем старше был сын, тем более выгодная область ему доставалась.

Обратите внимание

Вероятно, этим завещанием предусматривалась подвижность князей: при освобождении (смерти правителя) территории, ее занимал князь, следующий по старшинству за умершим. Таким образом, получила воплощение идея нераздельности княжеского владения русской землей. Это отношение старшинства остается значимым до конца XII в.

Оно указывает прежде всего на династическое значение княжеской семьи (подразумевалось, что все князья имеют одно генеалогическое происхождение).

Как уже было указано выше, вероятно, это происхождение было связано с укреплением на Руси варяжской династии.

На Руси в этот период еще не существовало идеи чистой монархии, но принцип княжеского наследия земли не исходит из родового права славян, поскольку он не был в обыкновении в племенном быту.

В качестве юридических оснований данного порядка Ключевский приводит факт совместной власти княжеского рода над русской землей и право каждого родственника на временное владение определенной территорией по мере старшинства владельцев (3, с. 204 — 205).

Причиной возникшей раздробленности в таком случае является разрастание рода и, как следствие, запутывание родственных отношений (сложность установления старшинства в силу большого количества параллельных ветвей рода Ярославичей).

Разрешение споров о старшинстве и о порядке наследования осуществлялось «рядами» (договорами князей) или «усобицами» (то есть оружием).

Данные споры как раз были направлены на укрепление княжеского права (на поддержание его идеи), однако, приводили к усилению разногласий. Эти междоусобицы и к тому же неудобства, связанные с тем, что при переселении на княжение каждый новый правитель заводил свои порядки, породили мысль о вотчине (то есть наследственном владении территорией).

Территориальное значение вотчины нарушало идею родового владения княжеской династией русской землей. Кроме того, все более усиливалось влияние городских общин, все чаще народное собрание само выбирало себе князя, в обход права старшинства и территориального права наследования.

Таким образом, княжеская династия, в значительном объеме выполнив свое предназначение в укреплении внешних границ Руси и защите русского государства от внешней опасности оказалась бессильна установить внутренний порядок. Киевская Русь непременно была обречена на раздробленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы последовательно рассмотрена история формирования русской государственности, начиная от первых организаций племен до периода раздробленности (в рамках московской исторической школы именуемой феодальной раздробленностью), предшествующего монголо-татарскому нашествию.

Источник: https://valdvor.ru/otechestvennaya-istoriya/gosudarstvennyj-stroj-drevnerusskogo-gosudarstva-territorialnoe-ustrojstvo-kievskoj-rusi-istoriya-rossii.html

Читать

Людмила Владимировна Дудкина, Ольга Владимировна Щербакова

Шпаргалка по истории государства и права России

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России

История государства и права России представляет собой одну из правовых наук. Наука о праве – это совокупность способов познания и определения права, его источников и принципов.

История отечественного государства и права – это самостоятельная историческая и правовая наука, изучающая процесс и причины возникновения Российского государства, его развитие на всех исторических этапах, государственный строй, государственное устройство и правовые нормы, характеризующие правовую и государственную систему Российского государства.

Самостоятельность науки истории государства и права России связывается с:

1) самостоятельным предметом;

2) специфическими методами изучения предмета истории государства и права России.

Предмет изучения истории государства и права России – совокупность исторических принципов права, правовая, государственная и политическая система Российского государства на различных исторических этапах.

Методы отечественной истории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет данной отрасли.

Методы делятся на 2 группы.

1. Общенаучные методы:

1) дедуктивный (означает, что изучение права осуществляется с помощью логических операций от общего к частному, т. е. на основании общих исторических процессов определяются частные предпосылки и явления, происходящие в праве);

2) индуктивный (т. е. выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов);

3) экзегетика (изучение права на основании толкования его исторических источников).

2. Специальные методы:

1) историко-сравнительный анализ (т. е. с помощью общего анализа идей права изучается право и его развитие на отдельных исторических этапах);

2) систематический метод (изучение истории государства и права в этом методе строится на основании деления этой науки на внутреннюю, т. е. историю развития и образования юридических норм и институтов, и внешнюю, т. е. историю источников права или властных структур);

Важно

3) периодизация (т. е. государство и право изучаются путем деления истории на отдельные временные периоды с целью наиболее полного изложения материала либо выделения формационных особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования).

Задачи истории государства и права России – это изучение исторического развития российского права с помощью всей системы методов и приемов научного исследования.

Реализация задач истории государства и права осуществляется на основании исследования:

1) исторических источников права (всех возможных источников права, изданных в различные исторические периоды либо не изданных, но содержащих в себе необходимые сведения);

2) законодательных памятников (собственно изданных официальных кодексов, законов и т. п.);

3) исторических юридических документов (договоры, документы по текущему делопроизводству, переписи населения и т. п.). Изучение вышеперечисленных источников истории государства и права России должно производиться с учетом экономики и иных социальных явлений жизни России, закономерностей развития права.

2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права

Отечественная школа права выделяет различные причины возникновения Российского государства, периоды исторического развития и т. п. Она базируется на формационном подходе к развитию истории и государства, выдвинутом К. Марксом.

Периодизация истории государства и права представляет собой специфический метод изучения предмета данной науки.

Факторы введения периодизации истории государства и права России:

1) особенности развития социально-экономического российского общества на том или ином этапе (уровень экономического и технического развития);

2) особенности государственного развития (государственно-правовые формы, факты и явления).

Критерии периодизации:

1) форма государственного устройства;

2) форма правления;

3) правовая система.

Периоды.

1. Рабовладельческий тип государства и права характеризуется наличием класса рабов и класса рабовладельцев; этот исторический тип представлен древним Боспорским царством, Хазарией и Волжской Булгарией и т. д.

2. Феодальный исторический тип государства и права сложился в Древней Руси и характеризуется дальнейшим распадом Древнерусского государства на самостоятельные феодальные государства и началом формирования крепостной зависимости крестьян.

Совет

3. Образование Русского (Московского) централизованного государства. На данном историческом этапе формируется собственно Российское государство, происходят процессы объединения раздробленных феодальных государств в единое.

4. Середина XVI—середина XVII вв. – период сословно-представительской монархии. Наибольшие государственные и правовые реформы этого периода связываются с правлением Ивана IV, присоединением новых территорий к Российскому государству.

5. Вторая половина XVII–XVIII вв. – период становления абсолютной монархии. Он характеризуется значительным увеличением самодержавия в России, которое главным образом связано с именами Петра I и Екатерины II, которые своими реформами не только объединили всю власть в руках государя, но и значительно ослабили влияние на общественные отношения церкви.

6. Период формирования буржуазно-капиталистических отношений в России начался с крестьянской реформы 1861 г. Он характеризуется реформами Александра II: судебной, военной, земской, городской и др.

7. Начало XX в. – период попытки становления конституционной монархии. Он ознаменовался распространением политических идей Великой буржуазной революции в дворянских кругах России, созданием первой Государственной Думы.

8. Падение феодального типа государства и права в России – Февральская буржуазно-демократическая революция.

9. Октябрь 1917 г. – Великая октябрьская социалистическая революция. Она породила новый тип государства и права – социалистический тип, который в свою очередь делится на периоды:

1) социалистическая революция и создание советского государства;

2) переходный период или период НЭПа;

3) период государственно-партийного социализма;

4) период кризиса социализма.

10. Современный период развития демократического государства и становления государства и права Российской Федерации. Его начало связывается с распадом СССР и принятием 12 декабря 1993 г. действующей Конституции РФ.

Обратите внимание

3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства

В IX в. на территории современной России располагались первые государства:

1) Куявия – на территории Киева;

2) Славия – на территории Новгорода;

3) Арсения – ее место расположения историкам не известно.

Государственность руссов складывалась под влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятельного государства. Однако с хазарами постоянно происходили вооруженные столкновения, так как в VIII–IX вв. Хазария успешно торговала на рынке рабов, большей частью которых были – плененные восточные славяне.

Хазария, будучи государством восточного склада, во многом определила культурное развитие Русского государства не только как многонационального, но прежде всего как совмещающего в себе черты европейской правовой системы и черты восточного влияния.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=131513&p=2

Политический строй Древней Руси

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Читайте также:  Вечный мир с польшей и крымские походы

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Важно

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/politicheskiy-stroy-drevney-rusi

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси

Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян.

Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин.

На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

3) не сформированы институты власти;

4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв.

отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной.

Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Совет

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на:

1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

Источник: http://bookzie.com/book_1979_glava_6_%C2%A7_1._Predmet_trudovogo_prava.html

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX-начало XII вв., условно может быть разделена на три периода:

IX — середина X в. — начальный, время первых киевских князей;

Вторая половина X — первая половина XI в. время Владимира и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской Руси;

вторая половина XI-начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

Обратите внимание

Восточнославянское государство формируется на рубеже IX-X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать — дружина киевских князей.

Некоторые из союзов племенных княжеств были подчинены киевскими князьями в два этапа: союзы племенных княжеств выплачивали дань, сохраняя внутреннюю автономию. Во 2 ой половине X в. дань взималась в фиксированных размерах, в натуральной и денежной форме;

на втором этапе союзы племенных княжеств подчинялись непосредственно. Местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской династии назначался в качестве наместника.

Ликвидация «автономии» всех восточнославянских союзов племенных княжеств означала завершение формирования к концу X в. территориальной структуры государства Русь.

Территории в рамках единого раннефеодального государства, управлявшие князьями-вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в X в. государство именовалось «Русь», «Русская земля». Окончательная структура государства оформляется при князе Владимире.

Он посадил на княжение в 9 крупнейших центрах Руси своих сыновей.

Главным содержание деятельности киевских князей стало:

объединение всех восточнославянских племен под властью великого киевского князя;

приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам;

защита границ Русской земли от нападения степных кочевников.

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политической организации русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли:

1) управление страной

2) суд

3) сбор дани и пошлин.

Важно

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники — местная знать, представители городов, иногда духовенство.

В 882 г. на киевском столе произошла смена династий. Власть захватил варяжский конунг Олег (882— 912 гг.), объединивший в одной политической системе Южную и Северную Русь.

В конце IX — начале Х в. власть киевского князя распространялась уже на полян, новгородских словен, кривичей, северян, радимичей, древлян, хорватов, уличей, на неславянские племена чудь и мерю.

Территориальный рост Киевской Руси связывается с военными походами Олега, но в основе этого процесса лежали внутренние факторы — экономическая, политическая и культурная консолидация восточного славянства.

Значительных успехов достигла Киевская Русь в начале Х в. и во внешней политике. В 907 г. состоялся поход князя Олега на Византию, в котором согласно летописи приняло участие 80-тысячное войско. Результатом его стал договор, заключенный с Византией в том же году. Договор давал русским определенные льготы.

Другим важным направлением международных интересов Руси в конце IX — начале Х в. были страны Арабского халифата на юго-западном побережье Каспийского моря. После смерти Олега, наступившей по сообщению “Повести временных лет” в 912 г., князем на Руси стал Игорь (912—945 гг.).

Начало княжения Игоря совпало со значительным ухудшением внутреннего и международного положения Руси. Первыми вышли из подчинения Киеву древляне, на которых Игорь пошел войной, покорил и наложил дань, большую, чем та, которую они платили Олегу. На протяжении трех лет Игорь вел борьбу с угличами, пока удалось взять их город Пересечен.

Но и после этого угличи не покорились. Часть их оставила Поднепровье, отошла на запад, где поселилась между Южным Бугом и Днестром.

Совет

В годы княжения Игоря у южных границ Руси впервые появились печенеги. В 915 г. они заключили с Киевом мир и откочевали к Дунаю. Однако в 920 г. это соглашение было нарушено. Из краткого сообщения летописи — “а Игорь воеваша Печенъги” — не видно, какая из сторон первой нарушила мирные условия.

В 941 г. в отношениях между Киевской Русью и Византией наступил разрыв.

Игорь, воспользовавшись тем, что Византия вела войну с арабами, выступил на кораблях в Константинополь. Вблизи Константинополя русский флот был встречен византийским и сожжен “греческим огнем”.

В 944 г. Игорь осуществил второй поход на Константинополь, “хотя мстити себе” за поражение в 941 г.

Предупрежденный корсунцами, византийский император выслал навстречу русским войскам послов и попросил мира. Был заключен договор, который, хотя и подтверждал основные торговые интересы Руси в Византии, не принес ей тех выгод, какие давали предыдущие.

Он упразднил ряд преимуществ для русских и накладывал на них больше обязанностей: русские купцы должны были выплачивать Византии пошлину, Игорь обязывался не пропускать к византийским владениям в Крыму болгар, не нападать самому на византийские земли.

После смерти Игоря в связи с неполнолетием его сына Святослава регентшей стала мать Святослава княгиня Ольга. Сохранились полулегендарные сведения, на основании которых можно считать Ольгу дочерью псковского владетеля, вассала киевского князя.

Киевская Русь во времена Ольги поддерживала дипломатические отношения с другой крупной державой средневекового мира — Германской империей. Известно, что посольство Ольги было направлено к императору Оттону в 959 г., а немецкие послы во главе с епископом Адельбертом прибыли в Киев в 961 г. Миссия епископа заключалась в распространении на Руси католицизма, но она не достигла цели.

Таким образом, Киевская Русь во время правления Ольги еще более укрепила связи с наиболее сильными государствами средневекового мира. Равноправного партнера видела в Киевской Руси и Германская империя.

Обратите внимание

В 965 г. киевским князем стал Святослав Игоревич. Время его княжения прошло под знаком прочного утверждения Руси на международной арене, связанного с преодолением враждебных отношений со стороны некоторых соседних стран. Волжская Болгария соперничала с Русью в торговле с Востоком.

Хазария, хотя и поддерживала с Русью тесные отношения, часто грабила купеческие караваны, шедшие из Киева. К тому же данниками Хазарии продолжали оставаться некоторые восточнославянские племена, в частности вятичи.

Ухудшились отношения с Византией, противодействовавшей росту русского могущества.

Первым шагом молодого 22-летнего князя было возвращение под власть Киевской Руси вятичей, находившихся тогда в зависимости от Хазарского каганата.

Тем временем события, происходившие на Балканах, втянули Киевскую Русь в войну между Болгарским царством и Византией.

Ученые по-разному оценивают деятельность Святослава, поскольку мотивы и результаты его действий не были однозначны. Заботясь о высоком международном авторитете Киевской Руси, а также об укреплении ее экономических позиций на черноморских рынках, Святослав не проявлял такого же интереса к внутренним делам страны.

Будучи талантливым полководцем, одержавшим ряд блестящих побед, он, однако, не смог должным образом оценить опасность для Руси со стороны печенегов.

Читайте также:  Греческая колонизация территории юга россии

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/13953

Государственное устройство Киевской Руси

Первые века истории Киевской Руси покрыты туманом неизвестности. Подобную фразу можно прочитать во многих монографиях ученых, посвященных истокам и начальному периоду бытия Древнерусского государства. И это, на первый взгляд, банальное выражение в общем, соответствует научной истине.

О жизни славян с VI века, когда начала складываться древнерусская народность как этнокультурная общность, и вплоть до X века, когда их государство – Киевская Русь – уже стало реальностью, ученые знают в десятки раз меньше, чем, например, о греках или римлянах первых веков нашей эры.

Если история древних греков и римлян представлена множеством письменных источников, то сведений о восточных славянах VI-X веков практически нет.

Письменность на Руси появилась вместе с принятием христианства в конце X века, но только в XI веке в Киеве и Новгороде стали вести записи событий, составившие основу летописные сводов.

Важно

Тем не менее, мы знаем, что Древнерусское государство, сложившееся у восточных славян в бассейне Днепра, в районе озера Ильмень, в верховьях Волги и Оки в начале IX в. и просуществовавшее до XII в., играло большую роль в истории Восточной Европы.

Ко времени образования Древнерусского государства родовая община сменилась соседской, а племена стали сливаться в единую древнерусскую народность – «Русь», хотя племенные наименования земель (поляне, древляне и др.

) сохранялись еще в IХ-Х веках. На этих землях появились города, упоминаемые в Начальной летописи: Киев, Новгород, Белоозеро, Смоленск, в которых обосновались местные князья.

В IX веке феодальные княжества стали объединяться в Древнерусское государство во главе с князем.

Основным связующим элементом, «столбовой дорогой» Киевской Руси был Днепр – знаменитый путь «из варяг в греки», из Балтийского моря – в Черное. Притоки Днепра считались подъездными путями к этой магистрали. В таких географических рамках первоначально развивались экономика и политика Киевской Руси.

Следует подчеркнуть, что Древнерусское государство в ранние периоды своего развития не поддается тонкому территориальному определению. Если государство Олега охватывало Киев и Новгород, то это не означает, что первым князьям принадлежала территория, лежащая между этими городами.

Определение границ в современном смысле слова для этой первичной эпохи невозможно: можно определить территорию лишь по ее центральным пунктам, по городам и речным путям. Границы земель (княжеств) постоянно изменялись.

Земли то соединялись между собой под властью того или другого князя, то разъединялись, какая-либо часть территории отходила то к одной области, то к другой, и, наконец, внутри областей образовывались уделы.

В состав Киевской Руси входили племена, находящиеся на разном уровне развития. Но несмотря на это, Киевская Русь была государством, части которого были связаны географически, экономически, юридически и церковно.

Совет

Государство Киевская Русь просуществовало около 300 лет (60-е годы IX века – 60-е годы XII века).

В 1169 году великий князь Андрей Богалюбский захватил Киев, разгромил его, а своей столицей сделал Владимир-на-Клязьме. Это событие является финальным и ставит последнюю точку в существовании Киевской Руси как единого государства (хотя некоторые историки продляют хронологическую границу на весь период домонгольской Руси).

В развитии древнерусской государственности четко прослеживаются два этапа: IХ-Х вв., и ХI-ХII вв.

В IХ-Х вв. Киевская Русь состояла из разных территориальных единиц, на которых процесс разложения племенных отношений шел по-разному. К XI веку распад племенных территорий в основном завершился. Практически все племенные князья признавали над собой власть киевских князей, однако их зависимость выражалась лишь в уплате дани. Суть этих отношений определялась принципом вассалитет без ленов.

Призвание новгородцами в 862 г. князя Рюрика принято считать началом древнерусской государственности, хотя происхождение князя и характер привнесенного им порядка управления обществом остаются центральной дискуссионной темой.

С приходом в Новгород Рюрика княжеская власть в городе укрепилась, что вполне могло вызвать недовольство волхвов, влиятельной жреческой прослойки, поборников вечевых демократических традиций управления. Рюрик и сам давал повод оппозиции.

Он взял в жены Ефанду из рода норвежских королей, утверждал княжескую власть в городе путем низложения выборных лиц с помощью норвежских дружинников во главе с братом жены Оддом (Олегом).

Княжеская дружина, куда входили не только бодричн, но и варят, видимо, мало отличалась от обычных норманнских ватаг.

Обратите внимание

Узурпации власти со стороны князя, несомненно, мешала традиционная религия, освящавшая вечевое традиционное правление. Недаром князья из рода Рюрика впоследствии обратились к христианству, которое было удобным идеологическим обоснованием власти князя.

Таким образом, стартовым историческим обстоятельством, повлиявшим на процесс формирования государства Киевская Русь, было утверждение под эгидой князя Рюрика правящей «варяжской» прослойки, которая все более отделялась от коренного населения политически и по социальному статусу.

И хотя пришельцы впоследствии этнически смешивались со славянами, однако начальное разделение на управляющих и управляемых закрепилось и даже углубилось в ходе династических столкновений, в которые было втянуто все общество на долгие века.

Для большинства историков нет сомнения в том, что государство Русь формировалось на основе местных славянских политических традиций, как и в том, что выходцы из Скандинавии сыграли некоторую роль в образовании изоляционистски настроенного господствующего слоя страны.

Таким образом, в IХ-Х веках Киевская Русь представляла собой пестрый комплекс территорий с относительной централизацией. К концу X в. ранне-феодальное государство Киевская Русь завершило свое территориальное и структурное оформление.

Центральная власть была представлена князем, сначала носившим восточный титул «каган», а с XI в. – титул «великий князь». Дружинная корпорация выступала как главная военная (зашита территории и захватнические войны) и фискальная (сбор дани) сила государства. Она имела признаки внутрисословной демократии.

Князь в этой структуре выступал первым среди равных и обладал верховным правом распоряжения данью.

Главной внутренней проблемой великокняжеской власти была борьба с племенным сепаратизмом. Он искоренялся путем ликвидации местного княжения и учреждения наместничества во главе с представителем киевской династии Рюриковичей. Ту же цель преследовало строительство новых городов вместо старых племенных центров.

Важно

Став великим князем, Владимир (978(980)-1015), по-видимому, уничтожил других представителей династии Рюрика («светлых князей»), а также племенных князей там, где они еще существовали (за исключением земли вятичей), и на какое-то время сумел сосредоточить власть в одних руках. Но это длилось недолго.

Как и другие основатели феодальных государств, он стал раздавать земли своим многочисленным сыновьям. Отношения детей Владимира к отцу были близки к отношениям вассалитета (для него они были не «просто дети», а подданные, вассалы, обязанные нести службу). Это был вассалитет, соединенный отцовской властью.

Укрепление центральной власти киевских князей династии Рюриковичей и формирование правящей элиты требовали новой идеологии.

Местные языческие культы и их служители – волхвы – становились оппозицией верховной власти, носителями сепаратистских настроений.

Принятие византийского варианта христианства (православия), в котором государственное мышление господствовало над национальным самосознанием, способствовало усилению великокняжеской власти.

Структура Киевской Руси была типичной для раннефеодальной монархии, земли делились на части, уделы. Окончательно установился сюзеренитет великого князя.

Сюзеренитет в Киевской Руси обозначался словом старейшинство и имел свою специфику – великий князь был первым среди ровных.

Великий князь имел права, которые отличали его от «светлых князей»:

  • владел самым богатым и сильным княжеством и стольным городом Киевом (уже этот факт выделял его из среды других князей);
  • обладал основным правом сюзерена – правом на военную помощь «молодших князей» – вассалов;
  • имел право на материальную помощь во время войны;
  • имел ряд бытовых привилегий (в частности, ему ниже кланялись, оказывали особый почет и т.д.).

В обязанности великого князя входило:

  • наделение своих вассалов землей (ленами) за службу;
  • зашита вассалов от обид и притеснений.

Развивался типичный феодальный договор, который определял права и обязанности в отношениях сюзерена (великого князя) и вассалов («светлых князей»). Договоры между князьями назывались крестными грамотами (так как князья при заключении договора целовали крест, присягали). Содержание этих договоров было различным, но степень зависимости соизмеримой.

В жизни положение каждого князя, находившегося под властью великого князя, определялось не столько договором, сколько его силой и значением. Отношения были разные, но договоры определяли общую норму – «единачество с великим князем». Это был сюзеренитет, скрепленный семейными отношениями, отличавшийся от сюзеренитета, скрепленного властью отца, хотя и производный от него.

«Послушание великому князю» означало, что князья были обязаны:

  • соотносить свою политику с политикой великого князя;
  • оказывать ему военную помощь;
  • оказывать ему материальную помощь во время войны.

Формировалась иерархия феодальных отношений. Со временем возникли и оформились нормы, содержащие санкции против нарушителей феодального договора. Вассал, не выполнивший своего договора, не оказавший военной помощи и нарушивший верность, лишался владений.

Сыновья князя Владимира все больше смотрели на свои владения как на вотчины (наследственные владения), Первым проявил стремление к установлению полной самостоятельности князь Свято пол к, опиравшийся на своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, а затем – князь Ярослав, сидевший в Новгороде (Владимир умер, собираясь в поход против своего мятежного сына Ярослава).

После смерти князя Владимира началась ожесточенная борьба между его сыновьями, которая завершилась тем, что киевский престол занял один из них – Ярослав (1019-1054 гг.). В свою очередь, Ярослав в завещании разделил государство между пятью своими сыновьями.

Совет

Старший из них – Изяслав – получил киевский престол и считался главным из князей. Ярослав призвал слушаться его, как отца («сего послушайте каже послушаете мене»).

Однако Ярославичи недолго жили в мире: между ними началась борьба, и принцип не сработал – форма лишилась содержания.

Дети и внуки Ярослава, не смотря на все их старания, не смогли собрать земли старого Киевского государства, даже в той мере, в какой это удалось Ярославу.

Династия все разрасталась, а с ней все больше дробилось наследие Владимира.

Но прогресс состоял в том, что если из семьи Святослава Игоревича уцелел только один Владимир, из сыновей Владимира – уже два (был и третий, но он был лишен владений), сыновья Ярослава стали основателями пяти династий.

Таким образом, Киевская Русь – типичная раннефеодальная монархия сродни варварским королевствам Запада, но с большим удельным весом пережиточных родовых отношений в правящей элите, большей ролью общинной организации и ярко выраженными территориально-племенными особенностями организации публичной власти и земельного управления.

Источник – глава из учебного пособия:

Атоян О.И. История государства и права Украины (с древнейших времен до середины XVII века): Курс лекций /МВД Украины, Луган. ин-т внутр. дел; [Отв. ред. А.Н. Литвинов] – Луганск: РИО ЛИВД, 2001. – 472 с.

Реклама
Задачи по экономике с решениями
Статьи по экономике

Источник: http://pravo-znanie.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/234-gosudarstvennoe-ustrojstvo-kievskoj-rusi.html

Ссылка на основную публикацию