Развитие революционного движения в россии в 70-80-е гг. xix в
Политическая и социально– экономическая обстановка, которая сложилась в России в ходе проведения буржуазных реформ Александра II, определила широкое обсуждение вопросов дальнейшего развития страны. Во второй половине XIX в. сложились три направления (течения) в общественно-политическом движении.
Консервативное течение общественно-политического движения:
1) идеологи: К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, В.П. Без-образов и др.;
2) наиболее влиятельные печатные органы: «Московские ведомости» и «Русский вестник»;
3) нападая напрямую на проводимые в стране реформы, представители консервативного направления настаивали на важности незыблемой самодержавной власти, единственной, которая способна обеспечить порядок. Они выступали также с требованием пересмотра крестьянской реформы в интересах дворян, против земств и суда присяжных заседателей в судах.
После прихода к власти Александра III консерваторы особенно оживились, стали призывать вернуться к русским национальным истокам, самодержавию, общинному строю в деревне и привилегированному положению дворянства. Либеральное течение общественно-политического движения:
1) идеологи: И.И. Петрункевич, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин, К.Д.
Кавелин и др.;
2) наиболее влиятельный печатный орган либералов – «Вестник Европы» М.М. Стасюлевича;
3) основную поддержку русские либералы получили на местах, главным образом в земствах;
4) основную цель своей деятельности русские либералы видели в установлении в России конституционной формы правления. Они отрицали революционный путь.
Революционное течение общественно-политического движения. Народничество:
1) большое развитие в 70-80-е гг. получает радикальное (революционное) движение, ведущую роль в котором играло народничество;
2) идейную основу народничества составлял «крестьянский социализм» А.И. Герцена. Организации народников: «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»;
3) три направления революционного народничества: анархизм, пропагандистское направление, заговорщическое направление.
Анархизм (идеолог – М.А. Бакунин) Анархисты призывали к разжиганию стихийного крестьянского бунта, который должен разрушить государство – главную преграду на пути к социализму.
Пропагандистское направление (идеолог – П.Л. Лавров) призывало к просветительской работе с крестьянством, пропаганду в их среде социалистических идей. Ими были организованы в 70-е гг. так называемые «хождения в народ», которые провалились, так как крестьяне сдавали пропагандистов полиции.
Заговорщическое направление (идеолог – П.Н. Ткачев)
Считали, что для перехода к социализму достаточно захвата власти группой революционеров. Как тактическое средство предлагали индивидуальный террор. Члены организации «Земля и воля» (с 1879 г. – «Народная воля») – А.И. Желябов, С.Л. Перовская,
A. Д. Михайлов и др. – поставили целью «казнить» Александра II. После неудачных попыток народовольцы в 1881 г. достигли цели. Но цареубийство не принесло социалистических преобразований, а народовольческие организации были разгромлены.
В 1879 г. от «Земли и воли» откололась группа «Черный передел» (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов,
B. И. Засулич и др.), заявившая о бессмысленности террора. В 1883 г. Плеханов создает первую русскую марксистскую организацию «Освобождение труда».
Источник: https://students-library.com/library/read/17535-razvitie-revolucionnogo-dvizenia-v-rossii-v-70-80-e-gg-xix-v
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Политическая и социально– экономическая обстановка, которая сложилась в России в ходе проведения буржуазных реформ Александра II, определила широкое обсуждение вопросов дальнейшего развития страны. Во второй половине XIX в.
сложились три направления (течения) в общественно-политическом движении.
Консервативное течение общественно-политического движения: 1) идеологи: К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, В.П. Без-образов и др.
; 2) наиболее влиятельные печатные органы: «Московские ведомости» и «Русский вестник»;
3) нападая напрямую на проводимые в стране реформы, представители консервативного направления настаивали на важности незыблемой самодержавной власти, единственной, которая способна обеспечить порядок.
Они выступали также с требованием пересмотра крестьянской реформы в интересах дворян, против земств и суда присяжных заседателей в судах.
После прихода к власти Александра III консерваторы особенно оживились, стали призывать вернуться к русским национальным истокам, самодержавию, общинному строю в деревне и привилегированному положению дворянства. Либеральное течение общественно-политического движения: 1) идеологи: И.И.
Петрункевич, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.; 2) наиболее влиятельный печатный орган либералов – «Вестник Европы» М.М.
Стасюлевича; 3) основную поддержку русские либералы получили на местах, главным образом в земствах; 4) основную цель своей деятельности русские либералы видели в установлении в России конституционной формы правления. Они отрицали революционный путь. Революционное течение общественно-политического движения. Народничество:
1) большое развитие в 70-80-е гг. получает радикальное (революционное) движение, ведущую роль в котором играло народничество;
2) идейную основу народничества составлял «крестьянский социализм» А.И. Герцена. Организации народников: «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»;
3) три направления революционного народничества: анархизм, пропагандистское направление, заговорщическое направление.
Анархизм (идеолог – М.А. Бакунин) Анархисты призывали к разжиганию стихийного крестьянского бунта, который должен разрушить государство – главную преграду на пути к социализму.
Пропагандистское направление (идеолог – П.Л. Лавров) призывало к просветительской работе с крестьянством, пропаганду в их среде социалистических идей. Ими были организованы в 70-е гг. так называемые «хождения в народ», которые провалились, так как крестьяне сдавали пропагандистов полиции.
Заговорщическое направление (идеолог – П.Н. Ткачев) Считали, что для перехода к социализму достаточно захвата власти группой революционеров. Как тактическое средство предлагали индивидуальный террор. Члены организации «Земля и воля» (с 1879 г. – «Народная воля») – А.И. Желябов, С.Л. Перовская, A. Д. Михайлов и др. – поставили целью «казнить» Александра II. После неудачных попыток народовольцы в 1881 г. достигли цели. Но цареубийство не принесло социалистических преобразований, а народовольческие организации были разгромлены.
В 1879 г. от «Земли и воли» откололась группа «Черный передел» (Г.В. Плеханов, В.Н. Игнатов,
B. И. Засулич и др.), заявившая о бессмысленности террора. В 1883 г. Плеханов создает первую русскую марксистскую организацию «Освобождение труда». ActionTeaser.ru — тизерная реклама
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/shpargalki/shpargalki-po-istorii/7960-razvitie-revolyutsionnogo-dvizheniya-v-rossii-v-70-80-g-19-veka
Революционное движение в России во второй половине XIX в
Радикалы.
Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).
Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу.
Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций).
Поэтому в самой России могли существовать только тайные организации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигрировать и действовать за границей.
Это способствовало укреплению связей русского и западно-европейского революционных движений.
В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России и «общинного социализма».
В истории движения радикалов второй половины XIX в.
выделяются три этапа: 60-е годы — складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы -оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы — активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.
«Шестидесятники».
Подъем крестьянского движения в 1861-1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 февраля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьянское восстание.
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один — вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян.
Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И.
Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.
На основе идей Н.Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок «Великорусе» (1861-1863), «Земля и воля» (1861- 1864). В них входили Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, Г.Е. Благосветлов, Н.И. Утин и др. «Левые» радикалы поставили задачу подготовки народной революции.
Для этого землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии.
В журнале «Земля и воля», в прокламациях «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению», «Молодая Россия», «К солдатам», «Что нужно делать войску», «Великорусе» они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Статья предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил.
«Земля и воля».
Это была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.
Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г.
к «Земле и воле» примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.
Первые тайные организации просуществовали недолго/. Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима — все это привело к их самороспуску лли разгрому. Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Чернышевский) были арестованы, другие эмигрировали.
Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.
).
Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.
Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике.
Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил покушение на царя Александра II.
В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка С.Г.Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г.
вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников слепого подчинения своим распоряжениям. За отказ подчиниться диктатуре студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию.
С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров.
«Нечаевщина» на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколений революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.
На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.
Революционные народники.
Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны — в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом.
М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества — бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического. М.А.
Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт.
Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.
ПЛ. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» — передовая часть интеллигенции.
П.Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.
В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.
«Земля и воля» (1876-1879).
В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название «Земля и воля».
Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах.
Во главе организации стояли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.
Было предпринято второе «хождение в народ» — для длительной агитации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г.
при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г.В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих.
Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от полиции.
В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. В 1878 г. В.И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и ранила его.
Однако настроение общества было таково, что суд присяжных оправдал ее, а Ф.Ф. Трепов был вынужден уйти в отставку. Среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности.
Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу.
«Черный передел».
В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.
«Народная воля».
В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля» (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет — центр и главный штаб организации.
Программа народовольцев отражала их разочарование в революционной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством.
Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик — рабочим.
(Многие программные положения народовольцев восприняли на рубеже XIX-XX вв. их последователи — партия социалистов- революционеров.)
Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание.
Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе СЛ. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г.
Александр II бьш смертельно ранен и через несколько часов скончался.
Этот акт не оправдал ожиданий народников. Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное раз- витие России.
Источник: https://infopedia.su/4x5c38.html
Революционное движение в 60-70 годах XIX века
Конспект по истории России
Подготовка и отмена крепостного права на рубеже 50-60 гг. XIX в. способствовала подъему революционного движения. Волнения крестьян, недовольных реформой, активизировали другие слои общества, особенно студенчество. У революционных демократов, объединившихся вокруг журнала «Современник» и Чернышевского, возник план революционной агитации.
Чернышевский в прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» писал, что свободы можно добиться только организованным восстанием и призывал к нему готовиться. В 1861 г. появилась листовка «К молодому поколению», написанная публицистом Шелгуновым. Затем последовала серия листовок революционной группы «Великорусс».
Издание нелегальной агитационной литературы усилилось в 1862-1863 гг.
В 1861-1862 гг. после объединения революционных кружков возникла тайная организация «Земля и воля» с центром в Петербурге и отделениями в Москве и других городах.
На ее идеологию решающее влияние оказали взгляды Чернышевского, Огарева, Герцена и Бакунина. Программные положения землевольцев сформулированы в нелегальном печатном органе «Свобода». Во главу угла ставились агитация и пропаганда.
Цели: ликвидация самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание. Вскоре надежда на всеобщий подъем растаяла — после подавления национально- освободительной борьбы в Польше в 1863 г. правительство перешло в наступление.
Волна революционного напряжения спала. В 1862 г. арестован Чернышевский, в начале 1864 г. «Земля и воля» прекратила свое существование.
Революционное движение второй половины 60-х гг. развивалось в глубоком подполье. На фоне либеральных реформ крайне революционные тенденции не были популярны. В Москве возникла организация Ишутина, в которой, наряду с пропагандистской работой, существовала террористическая группа «Ад». Ее участник Каракозов в 1866 г. совершил неудачное покушение на Александра II.
Это позволило правительству развернуть репрессии. В 1869 г. студентом Нечаевым создана тайная организация «Народная расправа». Нечаев избрал методом деятельности запугивание, шантаж, насилие. Это вызвало протест в организации. Нечаев организовал убийство не подчинившегося ему студента. Члены «Народной расправы» были арестованы.
Нечаев бежал за границу, но был выдан, осужден и умер в Петропавловской крепости.
В 70-х годах начался новый революционный подъем. Активными его участниками стали народники. Они назывались так потому, что пошли в народ, чтобы поднять его на революцию.
Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский.
Они сформулировали основное положение народнической доктрины — возможность непосредственного перехода России через общинное устройство к социализму, минуя капитализм.
Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем.
Изначально в народничестве присутствовали две тенденции — революционная и реформистская.
Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному вооруженному восстанию; более умеренная ее часть — как программу постепенного движения по пути реформ.
Революционное народничество разделялось на три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщицкое. Бунтарское связано с идеологом анархистом М.М. Бакуниным. Основной задачей он считал разрушение государства, что приведет к социализму и всеобщему равенству, движущие силы видел в крестьянстве (крестьянский бунт) и люмпен-пролетариате.
Пропагандистское направление, ратовавшее за подготовку революции пропагандой, возглавил П.П. Лавров. В своих «Исторических письмах» и издании «Вперед» он отстаивал роль интеллигенции в пропаганде революционных идей. Заговорщицкое, сравнительно малочисленное, представлял П.Н. Ткачев.
Он возлагал надежды на захват власти интеллигентской группой и декретирование сверху социалистических преобразований.
Первой практической проверкой идеологии революционного народничества стало массовое «хождение в народ», предпринятое радикально настроенной молодежью в 1874 г.
Но крестьянство оказалось невосприимчиво к идеям революции и социализма. «Хождение» закончилось массовыми арестами (более тысячи) народников. В то же время опыт «хождения в народ» способствовал организационному сплочению революционных сил.
Неудача помогла осознать необходимость серьезной организации.
В 1876 г. была создана тайная революционная организация «Земля и воля» — централизованная, дисциплинированная и надежно законспирированная. Ее цель — передача всей земли крестьянам, общинное самоуправление. Землевольцы работали на селе врачами, учителями. Однако успехов они не добились, и их взгляды обращаются к террору. В 1878 г.
раздался выстрел Веры Засулич в градоначальника Трепова, Кравчинский убил шефа жандармов Мезенцева. В 1879 г. Соловьев неудачно покушается на Александра II. В этом же году «Земля и воля» распадается на две организации «Черный передел» и «Народную волю». Первая остается на позициях пропаганды.
«Народная воля» переходит к массовому террору против сановников и царя.
Народовольцы выдвинули программу ликвидации самодержавия, введения демократических свобод и всеобщего избирательного права. Добиться этого рассчитывали террором, который бы поднял общество на всеобщую революцию. На рубеже 70-80 гг. снова сложилась революционная ситуация.
Два покушения на царя — подрыв железной дороги под Москвой и взрыв в Зимнем дворце (Халтурин) — заставили Александра II начать ряд либеральных мер в отношении земств, цензуры, просвещения. Но 1 марта 1881 г. царь был смертельно ранен народовольцами. Убийство 1 марта обусловило наступление контрреформ 1881-1890 годов.
Пользуясь возмущением населения, новый царь начал политическую реакцию. С этого времени наблюдается упадок революционного течения в народничестве.
Рекомендуем прочитать:
Конспект по истории России
Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria48.html
4. Революционная традиция в России XIX века
Правительственная реакция не смогла подавить начавшееся освободительное движение. Декабристы были первыми, кто выступил против самодержавия и крепостничества, а при Николае I возникла гораздо более широкая оппозиция, внутри которой сформировалось два параллельных крыла, революционное и либеральное, то сближавшихся, то боровшихся друг с другом.
Либеральное направление сформировалось под влиянием идей западничества и славянофильства; революционную традицию декабристов продолжили тайные кружки, самым значительным из которых являлся кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева.
Политические кружки этого времени становятся гораздо более демократичны по составу. В них объединяются уже не представители знатных дворянских фамилий, а в основном студенты, скромные армейские офицеры и мелкие чиновники.
Центр революционного движения переместился в Москву, где правительственные репрессии были слабее, а студенческая среда — социально разнороднее и, как следствие, демократичнее, чем в Петербурге.
В Московском университете дворяне составляли лишь одну треть студенчества — их стали вытеснять разночинцы, в большинстве своем малоимущие, шедшие дальше декабристов в одном очень важном пункте: обязательным привлечением народа к участию в революционном перевороте. Именно в среде разночинцев наибольшую популярность получают социалистические идеи.
Теория русского социализма впервые начала разрабатываться в кружке Герцена-Огарева. Участники кружка обратились к изучению социалистический идей не случайно: во-первых, они осознали слабости декабристского заговора, во-вторых, разочаровались в возможностях буржуазных революций (на свежем примере революции 1830 года во Франции).
Главной движущей силой революции должно было стать участие народа, и основную задачу Герцен видел в том, чтобы это поняли не только революционеры, но и сами крестьяне, начав совместно сознательно развивать и усиливать социалистические начала.
В этом случае в России произошел бы желаемый переворот и восторжествовали бы социалистические принципы.
Во взглядах Герцена и Огарева уже начали проявляться, пока еще очень отчетливо, сочетание идей социализма с идеей революции, что впоследствии обретет законченную форму в народничестве 60-70-х годов и будет являть собой главное отличие русского утопического социализма от европейского.
Другим властителем дум передовой России в 30-40-е годы был В. Г. Белинский. Вслед за Герценом, он резко выступил против теории «официальной народности», против деспотизма и крепостничества.
Расхождение революционного и либерального направлений, начавшееся в 30-е годы, было ускорено событиями 1848-1849 годов (революциями, охватившими некоторые страны Европы, и многочисленными крестьянскими волнениями в самой России).
В этих условиях в России все постепенно формировалась революционная демократия, которую представляли уже не только выдающиеся одиночки вроде Герцена и Белинского, но и целые группы их единомышленников, создававших свои политические организации.
Идеи А.И. Герцена создали основу для развития господствующей идеологии разночинского этапа революционного движения — народничества или русского крестьянского социализма. В 60-70-х годах оно выступило в защиту интересов крестьянства, утверждая возможность развития страны по некапиталистическому пути и отрицая необходимость буржуазных свобод для России.
Отмена крепостного права в 1861 году, проведение реформ и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционного движения, благодаря которому народники выдвинулись на первый план. Сильное влияние на них оказали революционные идеи Н.Г.
Чернышевского, который в отличие от либералов невысоко оценивал крестьянскую реформу.
Указывая на издержки и незавершенность этой реформы, народники стремились на восстание для немедленного переустройства государства и общества на основе всеобщего равенства и коллективной собственности.
Первое тайное революционно-народническое общество «Земля и воля» возникло к концу 1861 года. Его организаторами были братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов, Н.Н. Обручев, С.С. Рымаренко и B.C. Курочкин, составившие первый Центральный комитет общества. «Земля и воля» строилась как федерация кружков (отделений), действовавших в разных городах.
Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863-1866 годах в Москве выросло тайное революционное общество Н.А. Ишутина (ишутинцев), целью которого была подготовка крестьянской революции путем заговора интеллигентских групп.
Крайности реакции ожесточили радикально настроенную часть демократической молодежи, что в свою очередь привело к крайностям революционного движения, выразившимся в феномене нечаевщины.
В 1869 году в Москве и Петербурге начала деятельность ультрареволюционная организация «Народная расправа», созданная С.Г. Нечаевым (разночинцем, сыном маляра).
Она должна была объединить отдельные крестьянские бунты в общероссийское восстание с целью «повсюдного всеразрушения» государственного и сословного строя России.
С начала 70-х годов народники занялись практической реализацией герценовского лозунга «В народ!», по тактическим вопросам дополнив доктрину Герцена и Чернышевского идеями лидеров российской политической эмиграции М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева.
В конце XIX в. весьма острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей народнической идеологии стала созданная в 1901 г. из разрозненных народнических групп нелегальная партия социалистов-революционеров.
Партия носила леворадикальный буржуазно-демократический характер. Ее основными целями были: уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтожение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам.
Источник: http://hist.bobrodobro.ru/22853
Подъем революционного движения в 60-е годы XIX века
Революционные прокламации
Опубликование законов об отмене крепостного права вызвало возмущение не только крестьянства, но и всех передовых людей. Герцен и Огарев в своих статьях разоблачали крепостнический характер реформы они пришли к выводу, что «вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».
Подъем крестьянского движения принес революционерам-демократам надежду на близость народной революции. Они развернули широкую пропаганду революционных идей в различных кругах русского общества. Зимой 1860/61 г. появилась прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».
В этой прокламации простым, доступным народу языком разъяснялся грабительский характер реформы. В ней говорилось, что царь с помещиками заодно и крестьяне напрасно ждут от него «настоящей» воли. Только они сами в союзе с солдатами и передовыми офицерами могут общим восстанием добиться земли и воли.
Призывая крестьян к революции, прокламация убеждала их не торопиться, не выступать разобщенно, а ждать сигнала, чтобы сообща обрушиться на врага. Это был конкретный план борьбы за настоящую волю. Вслед за этим воззванием появились прокламации
- «Великорус»,
- «К молодому поколению»,
- «К солдатам»,
- «Молодая Россия» и многие другие.
В них раскрывалась широкая программа демократического преобразования России. Прокламации требовали передачи всей земли крестьянам, намечали пути социалистического переустройства.
«Земля и воля» 60-х годов
Подъем крестьянского и революционно-демократического движения привел к созданию в начале 60-х годов тайной революционной организации «Земля и воля». Она возникла в результате объединения революционных кружков. Идейным вдохновителем и вождем всего движения был Чернышевский.
Активное участие в создании «Земли и воли» приняли Герцен и Огарев, находившиеся за границей.
Отделения общества возникли в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Харькове и других городах. В общество входило несколько сот человек — студентов, мелких служащих, офицеров, литераторов и др.
Возглавил организацию в 1862 г. Русский.центральный народный комитет. «Земля и воля» имела свою типографию, вела пропагандистскую и агитационную работу, чтобы подготовить народ к предстоящему восстанию. «Земля и воля» боролась за ликвидацию самодержавия и установление демократических свобод.
Землевольцы надеялись, что восстание произойдет летом 1863 г. Но их надежды не оправдались.
Самодержавию удалось справиться с разрозненными крестьянскими волнениями. Либеральное дворянство и буржуазия, напуганные размахом крестьянского движения, стали активно поддерживать правительство.
Самодержавие начало решительный поход против революционеров.
Расправа на Чернышевским
Летом 1862 г. были арестованы Н. Г. Чернышевский и другие руководители освободительной борьбы. Правительство не имело доказательств виновности Чернышевского. Тогда были сфабрикованы фальшивые документы. На их основании царский суд бросил Чернышевского в каторжную тюрьму.
Перед отправкой на каторгу Чернышевского подвергли гражданской казни. Его возвели на эшафот, повесили на грудь доску с надписью «Государственный преступник», сломали над его головой шпагу, а затем приковали цепями к позорному столбу.
В это время на эшафот упал букет цветов: революционная молодежь даже на царском судилище не испугалась выразить Чернышевскому свою любовь.
Долгие годы томился Чернышевский за тюремной решеткой. Только в конце жизни, в 1883 г. он смог вернуться из Сибири. В тюрьме, в 1862 г.
Чернышевский написал свой знаменитый роман «Что делать?», который стал программой революционного движения того времени, а образ стойкого борца за дело народа Рахметова — идеалом революционера для молодежи.
Вслед за арестом Чернышевского были арестованы многие члены «Земли и воли».
В результате «Земля и воля» так и не успела сложиться в общероссийскую организацию. Самодержавию удалось отбить первый натиск революционной демократии.
В 1866 г. на всю Россию прогремел выстрел молодого революционера Дмитрия Каракозова. Он стрелял в царя.
Покушение произошло около Летнего сада в Петербурге, но Каракозов промахнулся, был схвачен и после пыток и суда казнен. Царизм использовал это покушение как повод для расправы с революционным движением. Из рядов русского общества была вырвана лучшая, самая передовая и революционная его часть. Царские суды беспощадно расправлялись с революционерами, осуждая их на каторгу, в ссылку, под надзор полиции.
Воззвание «барским крестьянам»
(Извлечения)
А как же мам, русским людям, в неправду вольными людьми стать? Можно это дело обработать: и не то чтобы очень трудно было: надо только единодушие иметь между собою мужикам, да сноровку иметь, да силой запастись.
Вот вы, барские крестьяне, значит, одна половина русских мужиков. А другая половина — государственные да удельные крестьяне. Им тоже воли-то нет. Вот вы с ними и соглашайтесь, и растолкуйте им, какая им воля следует, как выше прописано. Чтобы рекрутчины, да подушной, да пачпортов не было, да окружных там, да всей этой чиновной дряни над ними не было, а чтобы у них тоже мир был всему голова…
А вот тоже солдат,- ведь опять из мужиков, тоже ваш брат. А на солдате все держится, все нонешние порядки. А солдату какая прибыль за нонешние порядки стоять? Что, ему житье, что ли, больно сладкое? Али жалованье хорошее? Проклятое ноте у нас житье солдатам. Да и лоб-то им забрили по принуждению, и каждому из них вольную отставку получить бы хотелось. Вот вы им и скажите всю правду, как об них написано. Когда воля мужикам будет, каждому солдату тоже воля объявится: служи солдатом кто хочет, а кто не хочет, отставку чистую получай…
А еще вот кому от нас поклонитесь: офицерам добрым, потому что есть и такие офицеры, и не мало таких офицеров. Так чтобы солдаты таких офицеров высматривали, которые надежны, что за народ стоять будут, и таких офицеров пусть солдаты слушаются, как волю добыть.
А еще вот о чем, братцы, солдат просите, чтобы они вас учили, как в военном деле порядок держать. Муштровки большой вам не надо, чтобы там в ногу идти по-солдатски да носок вытягивать,- без этого обойтись можно, а тому надо учиться вам, чтобы плечом к плечу плотнее держаться, да команды слушаться, да пустого страха не бояться, а мужество иметь во всяком деле да рассудок спокойный, значит, хладнокровие. Что вам надо узнать, что покуда вперед прешь да плотно держишься, да команды слушаешься,- тут мало вреда терпишь; только тогда и опасность большая бывает, когда дроянешь, да мяться начнешь, да еще коли побежишь назад,- ну, тут уже шщЭ дело. А покуда вперед идешь, мало тебе пушка вреда делает. Ведь из сотню то ядер разве одно в человека попадет, а другие все мимо летят. И о пуляй то же надо сказать. Тут грому много, а вреда мало.
А кроме того, ружьями запасайтесь, кто может, да всяким оружием. М . Так вот оно какое дело: надо мужикам всем промеж себя согласие имет чтобы заодно быть, когда пора будет. А покуда пора не пришла, надо силу беречь, себя напрасно в беду не вводить, значит, спокойствие сохранять и вид$ никакого не показывать. Пословица говорит, что один в поле не воин. Что толку-то, ежели в одном селе булгу поднять, а когда в других селах готовности еще нет? Это значит только дело портить да себя губить. А когда готовы будут, значит, везде поддержка подготовлена, ну, тогда дело начинай. А до той поры рукам воли не давай, смиренный вид имей, а сам про меж своим братом мужиком толкуй да подговаривай его, чтобы дело в настоящем виде понимал. А когда промеж вами единодушие будет, в ту пору! и назначение выйдет, что- пора, дескать, всем дружно начинать. Мы уже увидим, когда пора будет, и объявление сделаем. Ведь у пас по всем местам»; свои люди есть, отовсюду нам вести приходят, как народ да что народ. Вот мы и знаем, что покудова еще нет приготовленности. А когда приготовленность будет, нам тоже видно будет. Ну, тогда и пришлем такое объявление! что пора, люди русские, доброе дело начинать, что во всех местах в одну пору начнется доброе дело, потому что везде тогда народ готов будет и единодушие в нем есть, и одно место от другого не отстанет. Тогда и легко! будет волю добыть. А до той поры готовься к делу, а сам виду не показывай, что к делу подготовка у тебя идет.
А это наше письмецо промеж себя читайте, да друг дружке раздавайте. А кроме своего брата мужика да солдата, ото всех его прячьте, потому что для мужиков да для солдат наше письмецо писано, а другому ни к кому оно не писано, значит, окроме вас, крестьян да солдат, никому и знать об нем не следует.
Оставайтесь здоровы, да вести от нас ждите. Вы себя берегите до поры до времени, а уж от нас вы без наставленья не останетесь, когда пора будет.
Источник: http://hist-world.com/rossijskaya-imperiya-xixv-fedosov/488-pod-em-revolyutsionnogo-dvizheniya-v-60-e-gody-xix-veka.html
Революционные движения во второй половине XIX века
Революционные движения во второй половине XIX века.
В России второй половины XIX века развивались различные направления общественной жизни. Либеральное направление было самым широким и имело множество оттенков. Либералы выступают за установление конституционных форм правления мирным путем, за политические и гражданские свободы, за просвещение народа.
В условиях политического кризиса на рубеже 1850-60-х годов активизировались революционеры. Они надеялись на возможность крестьянского восстания в России.1860-е годы – студенческие волнения. Характерной чертой общественного движения являлись студенческие волнения.
Разносословное по происхождению, демократическое по настроению, студенчество было наиболее восприимчивой и отзывчивой частью общества. Выступления передового студенчества в защиту своих прав перерастали в солидарность с крестьянским движением.
В апреле 1861 года правительство ввело новые правила для студентов, в которых запрещались студенческие сходки, депутации и отменялось освобождение нуждающихся студентов от платы за обучение. В ответ массовые студенческие вступления в трех студенческих столицах: Москве, Петербурге, Казани.
1862 год группа революционеров (Михайлов, Обручев, Серно-Соловьевич, Слепцов, Шелгунов) организовали федерацию кружков. Это строго консервативная организация получила название «Земля и воля». Распространяли нелегальную литературу, напечатанную в Лондоне в «вольной русской типографии» Герцена. Вели подготовку к восстанию, назначенное на 1863 год в Поволжье.
В 1862 году арестованы их руководители. В 1863 планы вооруженного восстания провалились. Весной 1864 года Центральный комитет «Земли и воли» приостановили деятельность организации.В 1870 году сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название «Народничество».
Народники полагали, что благодаря крестьянской общине и качествам крестьянина-общинника Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю.
(Крестьянская община была создана после отмены крепостного права, крестьяне не могли продать свои наделы и выйти из общины, все наделы в общине периодически перераспределились по жеребью, за недоимки крестьян в общине была круговая порука, крестьянская община сильно тормозило развитие капитализма в деревне).
Взгляды теоретиков народничества (Бакунин, Лавров, Михайловский, Ткачев) расходились в вопросах тактики, но все они считали, что тайная организация должна поднять народ на восстание.Весной 1874 года тысячи народников отправились по деревни. Их цель – скорейшая подготовка восстания. Собирали сходки, призывали неповиноваться властям, «Хождения в народ» продолжались несколько лет.
Многие народы поселились в деревне (учителями, врачами) их призывы не находили откликов, часто сами крестьяне выдавали пропагандистов полиции. В 1876 году возникла новая «Земля и воля». В 1879 она разделилась: на «Черный передел» (сторонники пропаганды) и «Народную волю» (сторонники террора).
Народная воля объединила кружки студентов, рабочих, офицеров (Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер и др.). Строгая конспирация. В 1879 году надеялись вызвать политический кризис и захватить власть. Народовольцы совершили ряд террористических актов. В 1879-80–х годах несколько покушений на Александра Освободителя. Это не вызвало антиправительственных выступлений в стране.
Большинство руководителей «Народной воли» казнено по приговору суда. В Россию пришел террор, который был направлен против первых лиц государства.Первого марта 1887 года (в годовщину убийства Александра II) под руководством Александра Ульянова, народовольцы совершили неудавшееся покушение на Александра III.С середины 1880-х годов в России возникают социально-демократические (СД) кружки студентов и рабочих. Знакомились с историей европейского рабочего движения, с марксистской литературой вели пропаганду среди рабочих. Попытка создания всероссийской СД партии.В 1898 году в Минске I съезд СД организаций. Принято решение об образовании Российской социально-демократической рабочей партии (РСДРП). Еще нет программы, устава, тактики, единого центра. В 1900 году начала издаваться СД газета «Искра» (основатель В.И. Ульянов-Ленин). Газета подготовила идейные и организационные предпосылки для созыва съезда РСДРП.1903 год – II съезд РСДРП, который проходил сначала в Брюсселе, а затем в Лондоне. Съезд утвердил программу партии, в ней:
1) задачи на этапе буржуазной революции (свержение самодержавия, установление республики, демократические свободы и т.д.)
2) задачи на этапе социалистической революции (диктатура пролетариата)
На съезде был избран центральный орган – «Искра» (Плеханов, Мартов, Ленин).Сторонники Ленина, получившие большинство при выборе руководящих партийных органов, стали называться Большевиками, а их оппоненты, сторонники Мартова – Меньшевиками.
Источник: https://studizba.com/lectures/15-istoriya/483-kratkiy-kurs-lekciy-po-istorii-otechestva/7620-revolyucionnye-dvizheniya-vo-vtoroy-polovine-xix-veka.html