Дворцовая-вотчинная система управления. система кормления

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

Под дворцово-вотчинной
системой
 управления
понимается деление органов управления
в зависимости от территории. При этой
системе управления органы управления
во дворце являлись одновременно органами
управления в государстве.

Вся
территория удельной Руси, а позднее и
Московского государства (в
XV–XVI вв.) делилась
на следующие территории
:

1) княжеского
дворца;

2) боярской
вотчины.

Такая
система была удобна и сложилась в период
феодальной раздробленности. Она пришла
на смену десятичной системы управления,
при которой выделялись тысяцкие, сотские,
десятские.

Княжеский
дворец
 являлся
центром удельного управления, вотчиной
князя. Эта территория управлялась
единолично князем.

Вотчина
бояр
 –
это территория, на которой дворцовое
(княжеское) управление и хозяйство
поручалось отдельным боярам, вольным
слугам или холопам.

Княжеские
должностные лица
:
воевода, тиуны, огнищане, старосты,
стольники и др.

Обратите внимание

Складывалась
самостоятельная система административных
ведомств в княжеских землях.

Центральное
управление этой системой осуществляли
бояре, важнейшие вопросы хозяйства
княжеской вотчины поручались совету
бояр.

Система
дворцового управления
:

1) дворец
– управлялся дворецким (дворским);

2) ведомство
дворцовых путей (преимуществ, доходов);
пути: сокольничий, ловчий, конюший,
стольничий, чашничий и др.

Пути –
это административные и судебные органы
власти, они возглавлялись «путными
боярами».

Название
управляющего тем или иным путем зависело
от названия самого пути. Например,
сокольничий заведовал сокольниками и
другими служителями птичьей охоты,
конюший – конюшнями Великого князя,
стольничий – бортными леса и т. д.

Удел
князя, ближайший к Москве, назывался
«дворцом», туда посылался дворецкий
(наместник Великого князя Московского),
в то время как удельные князья отправлялись
на службу в Москву.

Назначение
наместником – «пожалование».
Пожалование даровалось нередко бывшим
князьям в их родном уделе на срок до 3-х
лет.

В
помощь наместнику формировался круг
ближайших людей – изба.
Изба ведала судом и финансами.

Система
кормления в местном самоуправлении
получила широкое распространение в
период дворцово-вотчинной системы
государственного управления (до середины
XVI в.).

Кормление –
это жалование Великого князя за службу,
право пользоваться наместническими
доходами в волости, по «наказному» или
«доходному» списку.

Кормление
получали наместники в городах или
волостях.

Важно

Кормления
даровались на основании грамот на
кормление. Но они были ограничены таксой
в этих грамотах. Такие ограничения
устанавливались для каждого уезда
дифференцированно.

Грамоты
на кормление давали наместникам право
управления, суда и корма. Корм
состоял из
:

1) «въезжего
корма» (при въезде наместника на
кормление);

2) периодического
(на Рождество, Пасху, Петров день);

3) пошлин
торговых (с иногородних купцов);

4) судебных
брачных («выводной кузницы»).

За
превышение таксы полагалось наказание.

В
период образования единого государства
власть кормленщиков на местах стала
ослабевать. Появились уставные грамоты
– Двинская
1397 г.
и Белозерская
1488 г.
 –
которые ограничили власть кормленщиков
тяглым населением.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5642020/page:14/

Дворцовая-вотчинная система управления. система кормления — история России

После завоеваний Бату и Берке русские княжества на длительный срок попали в вассальную зависимость от Золотой Орды. Отношения вассалитета не были закреплены каким-либо договором, а были просто продиктованы монголами.

Русские князья должны были утверждаться на княжение в Орде, получая от хана ярлык.

Русские княжества платили хану дань в виде десятой части всех доходов с населения княжества, население должно было предоставлять лошадей и повозки, уплачивать особые торговые и ремесленные пошлины, предоставлять корм (пропитание).

К концу XIV в. дробление русских княжеств прекращается.

Начинается объединение русских земель, что было вызвано как усилением экономических связей между русскими землями, ставшим следствием общего экономического развития страны, так и обострением классовой борьбы, усилением сопротивления крестьянства.

Сопротивляясь закреплению за своими вотчинами, крестьяне поднимали восстания либо бежали в южные земли, удержать их в подчинении могло только мощное централизованное государство. Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась постоянная угроза внешнего нападения.

Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы. Возникнув как город в XII в., с конца XIII в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества. Основа могущества Москвы была заложена при Иване Калите (1325—1340 гг.), который получил в Орде ярлык на великое княжение, приобрел право собирать дань с русских княжеств. В 1326 г.

в Москву была перенесена из Владимира митрополичья кафедра. Расширяя территорию Московского государства, великие князья превращали уделы в простые вотчины, удельные князья становились подданными великого московского князя. К концу XIV в. Московское княжество окрепло и начало борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. К началу XVI в.

московские князья в целом завершили процесс объединения русских земель.

Государственный строй. Московское государство в период объединения оставалось раннефеодальной монархией, однако с течением времени положение постепенно менялось: изменилась природа отношений между великим и удельными князьями, в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.

Главой Русского государства был великий князь, который обладал широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия, при этом реальная княжеская власть с течением времени усиливалась и изменялась. С падением ига Золотой Орды великие князья стали юридически независимыми, суверенными государями.

Совет при князе к XV в. трансформировал в Боярскую думу. Боярская дума отличалась от прежнего совета большей юридической и организационной оформленностью.

Совет

В Думу входили так называемые думные чины – введенные бояре и окольничьи. Хотя великий князь не обязан был считаться с мнением Думы, фактически все его решения должны были одобряться боярством.

С течением времени великие князья все больше подчиняли себе Боярскую думу.

Правовое положение населения. В XV в. в связи с усилением процесса централизации изменились состав и положение боярства. Князья оттеснили на второй план старинное московское боярство, термин «боярин» стал означать придворный чин, который жаловал великий князь (введенные бояре).

Читайте также:  Борьба за власть. верховный тайный совет

Вторым придворным чином стал чин окольничего, его получила основная масса прежнего боярства. Верхушку класса феодалов составляли служилые князья – бывшие удельные князья, потерявшие самостоятельность, но сохранившие собственность на землю.

Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские, которые несли службу великому князю.

Сельское зависимое население именовалось сиротами, но в XIV в. этот термин вытеснялся новым – «крестьяне» (от «христиане»).

Крестьянство делилось на две категории: владельческие (жившие на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам) и черно-тяглые (жившие на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу землях). Судебник 1497 г.

положил начало всеобщему закрепощению крестьян, установив, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму – пожилое.

Монголо-татарское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси.

Холопы подразделялись на несколько групп: большие холопы (княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты), полные и докладные холопы (работники в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев).

Постепенно стирались грани между холопами и крестьянами, холопы получали некоторые имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряли.

Обратите внимание

Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.

Система управления подразделялась на две части. Одну составляло собственно управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), который ведал также пашенными княжескими крестьянами.

Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения: сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий и т. п. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности.

Пути не только ограничивались сбором тех или иных продуктов, но и выступали как административные и судебные органы.

Возрастали также компетенция и функции системы дворцово-вотчинных органов. Из органов, обслужи-вавших личные нужды князя, они перерастали в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Таким образом, дворецкий с XV в.

стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу.

При этом усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата.

Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, также была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.

Система кормлений. Во главе административных единиц стояли должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками – волостелями.

Эти должностные лица содержались за счет местного населения – получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины.

Важно

Кормление было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их службу.

Кормленщики были обязаны не только управлять соответствующими уездами и волостями, но и содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.), иметь свои военные отряды.

При этом кормленщики не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, поскольку их назначение было сравнительно краткосрочным – на год-два.

Все интересы наместников и волостелей сосредоточивались на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения.

От системы кормлений особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые не могли самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей. Поднимающееся дворянство было также недовольно системой кормления, поскольку доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.

Источник: https://valdvor.ru/dlya-istorikov/dvortsovaya-votchinnaya-sistema-upravleniya-sistema-kormleniya-istoriya-rossii.html

Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.

Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории:

  1. княжеского дворца;
  2. боярской вотчины.

Такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности. Она пришла на смену десятичной системы управления, при которой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.

Княжеский дворец являлся центром удельного управления, вотчиной князя. Эта территория управлялась единолично князем.

Вотчина бояр – это территория, на которой дворцовое (княжеское) управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.

Княжеские должностные лица: воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др.

Складывалась самостоятельная система административных ведомств в княжеских землях.

Совет

Центральное управление этой системой осуществляли бояре, важнейшие вопросы хозяйства княжеской вотчины поручались совету бояр.

Система дворцового управления:

  1. дворец – управлялся дворецким (дворским);
  2. ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.

Пути – это административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».

Название управляющего тем или иным путем зависело от названия самого пути. Например, сокольничий заведовал сокольниками и другими служителями птичьей охоты, конюший – конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д.

Удел князя, ближайший к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.

Назначение наместником – «пожалование». Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.

Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.).

Кормление – это жалование Великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по «наказному» или «доходному» списку.

Кормление получали наместники в городах или волостях.

Кормления даровались на основании грамот на кормление. Но они были ограничены таксой в этих грамотах. Такие ограничения устанавливались для каждого уезда дифференцированно.

Грамоты на кормление давали наместникам право управления, суда и корма. Корм состоял из:

  1. «въезжего корма» (при въезде наместника на кормление);
  2. периодического (на Рождество, Пасху, Петров день);
  3. пошлин торговых (с иногородних купцов);
  4. судебных брачных («выводной кузницы»).

За превышение таксы полагалось наказание.

В период образования единого государства власть кормленщиков на местах стала ослабевать. Появились уставные грамоты – Двинская 1397 г.
и Белозерская 1488 г.
 – которые ограничили власть кормленщиков тяглым населением. Дудкина Л.В. История государства и права России | Кушнир И.В. История государства и права России | Пашкевич Д.А. История государства и права России

Источник: http://5rik.ru/na5/15-57.php

Дворцовая-вотчинная система управления. Система кормления

Продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой важную роль играл княжеский двор во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами. Существовали конюший, стольничий, сокольничий и прочие пути под началом путных дворян. В их ведении находилось не только дворцовое управление, но и земли, угодья, деревни, приписанные в определенной отрасли.

Компетенция дворцово-вотчинной системы стала расширяться, выходить за рамки собственного княжеского домена. В подчинении путных бояр появились многочисленные штаты дьяков, приказчиков и др.

Определилась некоторая субординация дворца и дворцовых ведомств: дворец стал как бы центральным учреждением, ему поручались многие вопросы, связанные с местным самоуправлением (назначение наместников, волостелей и т.д.).

Для управления вновь присоединенными землями с конца XV в. стали создаваться областные дворцы — Тверской, Новгородский и т.д. Их компетенция не была достаточно определена, они ведали самыми разными делами — от сбора податей до формирования народного ополчения.

Требовалось создание специального управленческого аппарата, бюрократии, чиновничества. В результате возникли приказы — постоянно действующие учреждения, имевшие четкую компетенцию. Их деятельность распространялась на всю территорию государства.

Приказы имели определенные штаты, специальные помещения (приказные избы), делопроизводство, архивы. В начале XV в. действовало около 10 приказов. Одними из первых были приказ Большого дворца и Казенный (ведавший казной).

Позднее появились Разрядный приказ (военная служба), Посольский приказ (внешнеполитические дела, дипломатическая служба и т.д.), Разбойный приказ (карательный орган), Ямской приказ (почтовая служба и иные средства сообщения).

Обратите внимание

Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.).

На территории государства управление осуществлялось наместниками и волостелями, которые вершили суд над местным населением и собирали с него -кормы» в свою пользу. Это были представители аристократии и дворцовая администрация.

Власть кормленщиков закреплялась уставными грамотами, выдававшимися населению, и доходными списками, выдававшимися кормленщикам. Такие грамоты на кормление давали наместникам право управления, суда и корма. Корм (личный доход кормленщика) состоял:

— из въезжего корма — при въезде наместника на корм­ление;

— периодического — на Рождество, Пасху, Петров день;

— пошлин торговых — с иногородних купцов;

— судебных и брачных — «выводной кузницы».

За превышение установленной таксы кормленщику пола­галось наказание.

В период образования централизованного государства власть кормленщиков стала ослабевать. Белозерская устав­ная грамота 1488 г. определила полномочия кормленщиков и ограничила их власть, Белозерская таможенная грамо­та 1497 г. отняла у них сбор таможенных пошлин. Размер корма стал указываться в доходных списках и были введены кормленные дьяки, контролировавшие деятельность корм­ленщиков.

Источник: https://histerl.ru/otechestvennaia_istoria/kratko_gosudarstvo_pravo/dvorcovo-votchinnaia_sistema_upravlenia.htm

8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления. «История государства и права России» | Пашкевич Дмитрий

Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.

Система управления подразделялась на две части. Одну составляло собственно управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), который ведал также пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения: сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий и т. п. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не только ограничивались сбором тех или иных продуктов, но и выступали как административные и судебные органы.

Возрастали также компетенция и функции системы дворцово-вотчинных органов. Из органов, обслужи-вавших личные нужды князя, они перерастали в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Таким образом, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. При этом усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата.

Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, также была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.

Система кормлений. Во главе административных единиц стояли должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками – волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения – получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их службу.

Кормленщики были обязаны не только управлять соответствующими уездами и волостями, но и содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.), иметь свои военные отряды. При этом кормленщики не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, поскольку их назначение было сравнительно краткосрочным – на год-два. Все интересы наместников и волостелей сосредоточивались на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. От системы кормлений особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые не могли самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей. Поднимающееся дворянство было также недовольно системой кормления, поскольку доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.

Читайте также:  Польская война 1795 года

Источник: https://litra.pro/istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii/pashkevich-dmitrij/read/7

Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

Под дворцово-вотчинной системойуправления понимается деление органов управления в зависимости от территории.

При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.

Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории: 1) княжеского дворца; 2) боярской вотчины.

Такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности.

Важно

Она пришла на смену десятичной системы управления, при которой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.

Княжеский дворецявлялся центром удельного управления, вотчиной князя. Эта территория управлялась единолично князем.

Вотчина бояр– это территория, на которой дворцовое (княжеское) управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.
Княжеские должностные лица: воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др. Складывалась самостоятельная система административных ведомств в княжеских землях. Центральное управление этой системой осуществляли бояре, важнейшие вопросы хозяйства княжеской вотчины поручались совету бояр.

Система дворцового управления:

1) дворец – управлялся дворецким (дворским); 2) ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.

Пути– это административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».

Название управляющего тем или иным путем зависело от названия самого пути. Например, сокольничий заведовал сокольниками и другими служителями птичьей охоты, конюший – конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д. Удел князя, ближайший к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.

Назначение наместником – «пожалование». Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.

В помощь наместнику формировался круг ближайших людей – изба. �зба ведала судом и финансами. Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.).

Кормление– это жалование Великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по «наказному» или «доходному» списку.

Кормление получали наместники в городах или волостях. Кормления даровались на основании грамот на кормление. Но они были ограничены таксой в этих грамотах. Такие ограничения устанавливались для каждого уезда дифференцированно.

Грамоты на кормление давали наместникам право управления, суда и корма. Корм состоял из:

1) «въезжего корма» (при въезде наместника на кормление); 2) периодического (на Рождество, Пасху, Петров день); 3) пошлин торговых (с иногородних купцов); 4) судебных брачных («выводной кузницы»). За превышение таксы полагалось наказание.

В период образования единого государства власть кормленщиков на местах стала ослабевать.

Появились уставные грамоты – Двинская 1397 г.и Белозерская 1488 г.

– которые ограничили власть кормленщиков тяглым населением.

mybiblioteka.su — 2015-2019 РіРѕРґ. (0.006 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/tom2/7-104060.html

Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.

Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории:

1) княжеского дворца;

2) боярской вотчины.

Такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности. Она пришла на смену десятичной системы управления, при которой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.

Княжеский дворец являлся центром удельного управления, вотчиной князя. Эта территория управлялась единолично князем.

Вотчина бояр – это территория, на которой дворцовое (княжеское) …
управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.

Княжеские должностные лица: воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др.

Складывалась самостоятельная система административных ведомств в княжеских землях.

Совет

Центральное управление этой системой осуществляли бояре, важнейшие вопросы хозяйства княжеской вотчины поручались совету бояр.

Система дворцового управления:

1) дворец – управлялся дворецким (дворским);

2) ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.

Пути – это административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».

Название управляющего тем или иным путем зависело от названия самого пути. Например, сокольничий заведовал сокольниками и другими служителями птичьей охоты, конюший – конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д.

Удел князя, ближайший к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.

Назначение наместником – «пожалование». Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.

В помощь наместнику формировался круг ближайших людей – изба. Изба ведала судом и финансами.

Обратите внимание

Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.).

Источник: http://refac.ru/dvorcovo-votchinnaya-sistema-upravleniya-sistema-kormleniya/

Ссылка на основную публикацию