Административные изменения. попытки экономических реформ

Попытки экономических преобразований

Поиск Лекций

Предпосылки, цели и основные этапы перестройки. Попытки экономических преобразований. Реформа политической системы и борьбы общественно – политических сил.

В марте 1985 г. на фоне всеобщего стремления страны к обновлению в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым.

Располагая всеобъемлющей информацией, тщательно скрываемой от общества, и понимая, что в стране наступает тяжелейший кризис. Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию общества, которое в дальнейшем получит название «перестройка» (схема 259). Этот период станет одним из самых драматических в новейшей отечественной истории.

Обратите внимание

Первоначально считалось, что реформирование СССР должно идти по пути совершенствования принципов социализма, очищения его от сталинских деформаций, использования ленинских подходов при решении сложных социально-экономических и политических проблем.

Были надежды на то, что удастся заставить работать эту систему, придав ей второе дыхание.

Уже на закате перестройки, в феврале 1991 г., М.С. Горбачев так объяснял причины ее начала: «Только на первый взгляд может казаться, что все было тогда нормально. Уже в конце 1970-х – начале 1980-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля.

На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы – выкручивались за счет этого.

Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных – за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась…

Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отраслями тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризованная экономика в мире и самые огромные затраты на оборону.

Если еще вспомнить, что происходило в политическом процессе, – никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в регионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции».

Иными словами, перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.

Основные этапы перестройки

Этапы Содержание
Первый (1985-1987) Курс на ускорение социально-экономического развития страны. Начало антиалкогольной кампании. Чернобыльская трагедия. Неудача преобразования традиционными для системы административно-командными методами. Смена модели реформирования: от ускорения к перестройке. Попытки осуществления экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством. Предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет
Второй (1988-1989) Начало развития частной инициативы и предпринимательства (индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы). Осуществление реформы политической системы. Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов. Обострение борьбы общественно-политических сил. Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений. Усиление борьбы за власть между союзными и национально-республиканскими политическими элитами. Обретение перестроечными процессами неуправляемого характера
Третий (1990-1991) Углубление реформы политической системы. Отмена монопольного права КПСС на власть. Учреждение поста Президента СССР. Выработка путей перехода к рыночной экономике. Нарастание политического противоборства. Августовские события 1991 г. Обвальный распад общества и государства. Крах перестройки

Попытки экономических преобразований

У М.С. Горбачева, когда он начал преобразования, по всей видимости, не было целостной и развернутой программы реформ, поэтому первоначально для достижения быстрого улучшения состояния дел в народном хозяйстве использовались подходы, традиционные для советской административно-командной системы.

Первым практическим шагом на пути к реформированию стали решения, принятые на апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС, в которых провозглашался курс на ускорениесоциально-экономического развития страны.

Это предусматривало научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, совершенствование экономических отношений, активизацию всей системы политических и общественных институтов. Ставка делалась на ускорение научно-технического прогресса.

Важно

В отечественное машиностроение направили 10 млрд рублей капитальных вложений, по тем временам это были огромные средства.

Ближайший резерв ускорения инициаторы перестройки видели в необходимости наведения порядка в производстве, укрепления дисциплины и повышения организованности.

Для повышения качества выпускаемой продукции на крупных предприятиях ввели государственную приемку, которая, к сожалению, оказалась лишь очередной бюрократической структурой, что привело к увеличению административного персонала и практически не отразилось на качестве товаров.

В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания, основанная на широком комплексе административно-запретительных мер.

Резко сократилось производство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате существенно сократились поступления в госбюджет.

Социальные и экономические издержки такой инициативы самым негативным образом повлияли на ход перестройки.

К серьезным последствиям для страны привела авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.: погибли люди, радиоактивное облучение получили десятки тысяч человек, заражению подверглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.

Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло.

Совет

Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало искать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, сокращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосударственного сектора.

Июньский (1987) Пленум ЦК КПССС утвердил основные направления перестройки управления экономикой.

Вскоре на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который вступал в силу с 1 января 1988 г.

, а Совет Министров утвердил постановление о перестройке планирования, ценообразования, финансов (схема 261). К мерам, которые выдавались за радикальную экономическую реформу, относились следующие:

• перевод предприятий на полный хозрасчет;

• радикальная перестройка централизованного руководства экономикой;

• коренное изменение планирования;

• реформа ценообразования и финансово-кредитного механизма;

• создание новых организационных структур управления;

• всемерное развитие демократических основ управления, широкое внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций.

Предприятия получили возможность самостоятельно планировать свою деятельность на основе соответствующих контрольных цифр, установленных государственными органами, осуществлять прямые горизонтальные связи с другими организациями.

Но реального воплощения эти меры практически не получили, сохранялся диктат центральных ведомств в установлении всякого рода нормативов, господствовала система поставок по «лимитам», отсутствовала оптовая торговля, затягивалась реформа ценообразования.

Началось развитие частной предпринимательской деятельности. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства товаров и услуг. К весне 1991 г.

в кооперации были заняты более 7 млн граждан (5% активного населения) и еще 1 млн – в индивидуальной трудовой деятельности. Но становление и развитие данного направления сопровождалось большими трудностями.

Общество проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству, возмущалось непривычно высокими ценами, опасалось криминального характера отношений в этом секторе экономики.

Обратите внимание

К концу 1988 г. правительство под руководством Н.И. Рыжкова наконец-то пришло к пониманию того, что все предыдущие попытки реанимировать социалистическую экономику административными методами ни к чему не привели.

И стало ясно, что необходим переход к рыночной экономике. В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы. Одна программа была предложена правительством Н.И.

Рыжкова, а другая – группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.

Правительственная концепция регулируемой рыночной экономики была представлена Н.И. Рыжковым в Верховный Совет СССР в мае 1990 г. и предусматривала комплекс, сочетавший в себе как жесткие директивные меры, так и экономические рычаги.

Особое значение придавалось реформе цен, согласно которой предполагалось административным путем повысить цены на потребительские товары с 1 января1991 г., а на хлеб – с 1 июля 1990 г.

Программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были сочетаемость административных и рыночных начал, контролируемость уровня цен и постепенное, поэтапное введение рыночных механизмов.

Радикально настроенные реформаторы, группировавшиеся вокруг Б.Н. Ельцина, занимавшего тогда пост Председателя Верховного Совета РСФСР, подготовили свою экономическую программу «500 дней». Она предусматривала более быстрый переход к рыночной экономике на основе следующих предпосылок, которые должны быть созданы в переходный период:

• максимальной свободы экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);

• полной ответственности экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающейся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную;

• конкуренции производителей как важного фактора стимулирования хозяйственной активности;

• свободного ценообразования, так как рыночные механизмы эффективны только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение;

• создания рынков рабочей силы и финансов при сохранении значительного нерыночного сектора (оборона, образование, здравоохранение, наука, культура);

• открытости экономики, ее последовательной интеграции в систему мировых хозяйственных связей;

• обеспечения высокой степени социальной защищенности граждан;

• отказа всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением специфических областей).

В этой программе также отмечалось, что рынок нуждается в государственном и общественном регулировании с целью упреждения таких негативных последствий, как нестабильность производства, чрезмерная имущественная и социальная дифференциация, неравномерность развития отдельных регионов. Данная программа представляла собой экономически грамотно прописанный документ. Но у многих отечественных и зарубежных ученых он вызвал настороженность из-за предполагаемой быстроты перехода к рынку, что, по-видимому, было весьма утопично.

Важно

Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки. М.С. Горбачеву было поручено доработать эти материалы и сделать нечто среднее из двух предложенных программ.

В итоге получился весьма пространный документ «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», который носил декларативный характер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к рыночной экономике.

Тем более вскоре выяснилось, что ни одна из союзных республик не соглашалась принимать его к исполнению.

Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий товарный дефицит и введение талонов на основные потребительские товары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной экономике усиливали социальную напряженность в обществе. В стране начались забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные районы СССР.

Сначала выдвигались преимущественно экономические требования (улучшение материального положения, расширение самостоятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и политические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.

), что стало отражением ускоряющихся процессов поляризации общества и возрастания накала борьбы политических сил.

В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию, М.С. Горбачев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен В.С. Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку, названную антикризисной.

Читайте также:  Политическая система и процессы ссср и германии

В ней предусматривались меры по разгосударствлению и приватизации собственности, стабилизации финансово-кредитной системы, привлечению иностранного капитала и т.п. Но осуществление этой программы так и не началось ввиду последовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г.

, распад СССР и др.).

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s16846t3.html

Новые попытки модернизации. Реформы экономики 60–70-х гг

Объективная необходимость глубоких революционных перемен в советской экономике назрела уже к концу 50-х – началу 60-х гг. Мобилизационная модель советской экономики исчерпала свои возможности.

Оторванность планирования от жизни, отраслевого управления от регионального, монополия производителя в условиях всеобщего дефицита – все это требовало коренных преобразований.

И в целом необходимо было начать переход к «нормальной» экономике децентрализованных решений и товарно-денежных отношений. Но момент был упущен. Экономическая реформа 1957 г. не улучшила положение в народном хозяйстве.

Совет

Оно продолжало развиваться экстенсивно, ресурсоемкость экономики нарастала, а эффективность падала. Серьезных структурных изменений также не произошло. Главным предметом экспорта СССР по-прежнему оставались нефть и другие виды сырья.

Уже в конце 50-х гг. отчетливо обозначился спад темпов экономического развития. Замедлился рост национального дохода. В 1961–1965 гг. он вырос всего на 5,7 %. Это было намного меньше, чем в предыдущую пятилетку, и недостаточно для решения основных социально-экономических задач.

В эти же годы за счет роста производительности труда было получено лишь 62 % прироста промышленной продукции, а 38 % – за счет быстро возрастающей численности рабочих.

Все это свидетельствовало об отсутствии заинтересованности предприятий в эффективном использовании основных и оборотных фондов, во внедрении достижений научно-технического прогресса.

К началу 60-х гг. экономистам и руководителям производства стало ясно, что хозяйственный механизм устарел. Для преодоления «временных» трудностей требовались иные методы управления экономикой, иные принципы планирования. Из центра было невозможно путем прямого администрирования управлять десятками тысяч промышленных предприятий и организаций.

В связи с этим проблема совершенствования управления и планирования становится главной в научных дискуссиях, развернувшихся в конце 50-х – начале 60-х гг. Математическая школа (Л. Канторович, В. Немчинов, В.

Новожилов) сосредоточивается на поиске «оптимального планирования», вновь в научный оборот вводятся такие ранее отвергнутые понятия, как полезность, редкость, маржинальный счет. После статьи Е. Либермана в газете «Правда» в 1962 г.

в прессе разворачивается дискуссия о возможности использования прибыли в качестве критерия эффективности работы предприятия. Часть ученых доказывала необходимость перехода к экономическим методам управления, активизации товарно-денежных отношений.

Обратите внимание

Необходимость перемен ощущало и советское руководство. Венгерское восстание и польские события 1956 г. недвусмысленно предостерегали против бездействия. Хаотичные реформы Н. С. Хрущева не заложили прочной правовой и политической основы для последовательной и эффективной модернизации.

Итоги общественных дискуссий подвел сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС, давший старт экономической реформе, главным инициатором которой стал председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин.

Пленум поставил задачу существенно изменить соотношение между административными и экономическими методами управления в стране в пользу последних. Таким образом, изначально речь шла о полумерах. Реформа не меняла основ административно-командной системы.

Адресное директивное планирование не устранялось, но ограничивалось всего несколькими показателями (вместо 30 – 9), среди которых были объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль, рентабельность и др.

Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции, т. е. учитывалось только то, что действительно было продано.

Предприятия получили небывалую свободу: они могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину средней заработной платы.

Руководители предприятий обрели возможность более свободно распоряжаться имеющейся у них прибылью – можно было использовать эти средства и на повышение заработной платы рабочим. Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей.

Процесс освоения нового хозяйственного механизма затянулся на годы. Еще до начала реформы в промышленности были ликвидированы совнархозы, руководство отраслями перешло к вновь созданным министерствам. Были организованы единый Госплан СССР, Госснаб и Госкомцен СССР.

Важно

Вслед за этим весной 1965 г. была проведена реформа в сельском хозяйстве. Мартовский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял новый порядок планирования в сельскохозяйственном производстве.

Вновь были повышены закупочные цены, сокращены налоги, снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Планы закупки стали устанавливать сразу на пять лет.

Имея твердый план закупки на длительный срок, предприятия могли самостоятельно составлять производственный план, определять наиболее рациональную специализацию. На первых порах эта мера способствовала росту сельскохозяйственного производства.

Осенью 1965 г. 43 предприятия легкой и пищевой промышленности были переведены в порядке эксперимента на новые условия хозяйствования. По мере накопления опыта их число расширялось, и лишь к 1972 г. удалось перевести около 90 % промышленных предприятий на новые условия работы. Не удалась попытка реформировать строительство.

Номенклатуру вполне устраивал такой замедленный ход реформ. Министерства и ведомства работали по-старому. Их аппарат увеличивался, возникали новые главки. Но принимать важное решение без согласия с соответствующим отраслевым отделом ЦК КПСС они не могли. В Политбюро часть его членов, включая председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. В.

Подгорного, полагали, что условия для реформ еще не созрели.

Тем не менее даже медленное, частичное реформирование промышленности дало неплохие результаты. Восьмая пятилетка (1965–1970 гг.), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы.

По официальным (завышенным) данным, валовой общественный продукт увеличился на 43 %, национальный доход – на 45 %, продукция промышленности выросла на 50 %.

Происходившее три предыдущие пятилетки снижение темпов роста производства было на время приостановлено.

Совет

Инициатору реформ А. Н. Косыгину не удалось осуществить их до конца. В силу многих причин его инициатива потерпела крушение, «ушла в песок». В чем же причины неудачи? Их несколько.

Прежде всего даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать более легкие для себя варианты решений. В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. А. Н.

Косыгину пришлось пойти на временное, как тогда казалось, заимствование средств для покрытия бюджетного дефицита из фондов предприятий.

Кроме того, реформам, даже крайне умеренным, эволюционным, противостояли реальные силы – старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление.

Попытка изменить принудительную мотивацию труда на материальную недвусмысленно показала, что это ведет к немедленному разрушению всей плановой системы, и от этой идеи отказались. Реформа была обречена и по другой причине.

Преобразования в экономике страны не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах.

Источник: http://www.oldru.com/newstory2/113.htm

Основные этапы экономических реформ

В марте 1985г.после смерти Черненко новым генера-льным секретарем был избран М.С.Горбачев.Он родился на Ставрополье в 1931 г.В 1955 г.

Михаил Сергеевич поступил на юридический факультет МГУ,по окончании кото рого перешел на комсо-мольскую,а затем пар-тийную работу.В 1970 г. он возглавил Ставропо-льский крайком партии, а в 1978 г.

стал секрета-рем ЦК по вопросам се-льского хозяйства.В 1980 г. Горбачев был избран членом Политбюро ЦК КПСС.

При Ю.В.Андропове Горба чев занимался не только сельским хозяйством,но и широком кругом воп-росов как внутренней, так и внешней политики Несмотря на сопротивле ние консерваторов он стал при К.У.Черненко вторым человеком в пар тии.

Придя к власти,М.Горба-чев провозгласил курс «Перестройки»всех сфер жизни общества и полу-чил всемерную поддерж-ку,т.к.необходимость пре образований стала оче-видной.

Почему экономические преобразования не достигли своей цели?

1985-1986гг. попытки сохранить существующую экономическую

систему за счет ускорения н.т.прогресса.

1987-1988г.г. Переход от административных методов к экономи-

ческим при сохранении централизованного управле-

ния. Экономическая реформа 1987года.

1989-1990г.г. Курс на переход к рынку. Принятие правительством

«радикально-умеренного» варианта.

1991г. Непоследовательность и промедление в осуществле-

нии реформы. Углубление экономического кризиса и

обострение социальной напряженности.

Первые шаги в экономике были продолжением курса Ю.Андропова. В легкой промышленности и на же-лезнодорожном транспорте экспериментировали с хозрасчетом.

Было объявлено
об ускорении

НТП, но финансирование в эту сферу не увеличилось. М.Горбачев делал ставку на «человеческий фактор» и призывал укрепить трудовую дисциплину. В 1985 г. под руководством Н.

Рыжкова началась разработка новой экономической стратегии .

На апрельском 1985 г.Пленуме ЦК была выдвинута задача «
ускорения социально-экономического развития страны

».Решить ее М.Горбачев надеялся опираясь на «человеческий фактор».В мае 1985 г. Началась борьба с пьянством и алкоголизмом.

Обратите внимание

Про-изводство спиртного сократилось в 15 раз.Но это имело и отрицательные последствия-на 67 млрд. руб.сократились поступления в бюджет страны,бы ли вырублены виноградники,распространилось са могоноварение и,как следствие,сократились запа-сы сахара.

Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

В ее создании участвовали крупнейшие экономисты того времени.В основу концепции было положено сохранение плановой экономики.В тоже время предполагалось:

ввести хозрасчет и самофинансирование,

возродить частный сектор

отказ от монополии внешней торговли,

интеграция в мировую экономику,

сокращение министерств и ведомств,

закрытие убыточных предприятий.

Второй этап экономической реформы 1987-1988г.г.

Июньский Пленум ЦК КПСС (1987г.) утверждены основные направления

перестройки в экономике

Закон остался на бумаге.

Началась «легализация «теневой экономики».

Ситуация в народном хозяйстве продолжала ухудшаться.

Враждебность и недоверие общественного мнения.

Перестройка ориентировалась в первую очередь на решение социальных проблем.Предполагалось сок ратить в 3 раза долю ручного труда, увеличить на 30% зарплату,повысить доходы крестьян, разви-вать социально-культурные учреждения на селе.

Но в силу нараставших экономических трудностей эти планы не были реализованы.Правда зарплата выросла в 2,5 раза,но в стране начался острейший товарный голод, даже в крупных городах были введены карточки.

По стране прокатились забастовки 1989г.

Причина кризиса- непоследовательность политики.

Варианты перехода к рыночной экономике

Курс на переход к рынку – 1990год.

Авторы:

Шаталин С.С. Рыжков Н.И.

Явлинский Г.А. Абалкин Л.И.

( 500дней -1,5лет) (Поэтапный переход к рынку- 6лет)

В к.80-х в СССР резко сократилось производство про дуктов питания.На закупку продовольствия за ру-бежом было истрачено более 2000 т.золота,резко вы рос внешний долг.В этих условиях Г.Явлинский и С.

Шаталин начали разработку программы перехо- да к рынку «500 дней».Центральные власти осущес твить ее не решились и тогда команду Шаталина пригласили власти РСФСР.К лету 1991 г.

экономи-ческая ситуация в стране обострилась до предела.

В 1986 г. на
XVII
съезде КПСС был рассмотрен проект новой редакции партийной программы. Задача построения ком-мунизма была объявле-на несвоевременной,ста-вилась цель совершенст-вования социалистичес-кого общества.

Читайте также:  Положение 1804 г.

Трудовые коллективы должны бы-ли стать «первичными ячейками демократии», но в условиях админист-ративной экономики это было неосуществимо. Экономику предстояло перевести на путь интен-сивного развития.

Впер-вые руководство заяви-ло о необходимости «гла сности».

Источник: http://MirZnanii.com/a/118759/ekonomicheskie-reformy-perestroyki

Учебные материалы по Истории России

В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В своем первом выступлении в должности генсека он по традиции пообещал продолжить курс предшественника. Но общество ожидало перемен. Давало знать негативное отношение к застойной практике последних лет.

Новое руководство, уловив эти ожидания, использовало их в целях укрепления своего положения. В апреле 1985 г. состоялся пленум ЦК КПСС, на котором М.С. Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны.

Примечательно, что первоначально речь не шла об изменении экономических основ социализма и политического строя, не подвергались сомнению социалистические ориентиры советского общества.

Говорилось лишь о необходимости ускорить темпы продвижения по социалистическому пути на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса, активизации «человеческого фактора» и изменения порядка планирования.

В перестройке можно выделить три крупных этапа:

1) 1985-1986 гг.;

2) 1987-1988 гг.;

3) 1989-1991 гг.

—Первый этап—

 характеризуется попытками крупномасштабных административных преобразований, не затрагивающих экономических и политических основ, направленных на «совершенствование общества развитого социализма» и «ускорение социально-экономического развития».

Сразу после принятия курса ускорения начались серьезные кадровые перемены  К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС. В феврале 1986 г.первым секретарем Московского горкома КПСС  назначен Б.Н. Ельцин.

Предполагалось к 2000 г.

удвоить экономический потенциал страны и предоставить каждой семье отдельную квартиру. Ни одна из основ социализма (государственная собственность, руководящая роль партии и др.) не подвергалась сомнению. Несмотря на туманность целей, советское общество с воодушевлением восприняло новый курс руководства.

Важно

Первый год перестройки дал некоторые положительные результаты в экономике, но радикального улучшения все же не произошло.

—Второй этап—

Не дал ожидаемых результатов Закон «О госприемке», направленный на улучшение качества продукции. На основании этого закона практически на всех крупных предприятиях были созданы службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. Но добиться улучшения качества только за счет организационных мер без включения экономических стимулов было невозможно. В целях активизации «человеческого фактора» в 1986 г. был принят Закон о трудовых коллективах, который предусматривал создание на промышленных предприятиях советов трудовых коллективов, имеющих право избирать руководителей, регулировать заработную плату и отчисления на социальные нужды. Реализация этого закона на практике привела к дезорганизации производства. Большую брешь в бюджете пробила так называемая «антиалкогольная кампания». В мае 1985 г. вышло постановление ЦК КПСС о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, в котором пьянство называлось не только огромным социальным злом, но и причиной многих экономических проблем. Предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликероводочной продукции. Осуществление «борьбы с пьянством» ударными темпами привело за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, что резко снизило бюджетные поступления, создав к тому же сильное социальное напряжение. С 1985 по 1988 гг. госбюджет не досчитался около 67 млрд руб. Рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения, токсикомания отрицательно сказывались на здоровье населения. К 1988 г. антиалкогольная кампания провалилась и была отменена.

Ситуацию в стране усугубила также Чернобыльская катастрофа, происшедшая 26 апреля 1986 г., когда взорвался один из реакторов Чернобыльской атомной электростанции. Тысячи квадратных километров территории Белоруссии, Украины и РСФСР оказались зараженными, а десятки тысяч людей подверглись радиоактивному облучению, многие из которых впоследствии умерли от лучевой болезни. На ликвидацию последствий этой аварии государству пришлось израсходовать десятки миллиардов рублей.

Неудачи первых лет заставили новое руководство страны скорректировать политический курс. На январском пленуме ЦК КПСС в 1987 г. была выдвинута задача коренной перестройки общественного строя.  Выдвигаются лозунги о необходимости избавить социализм от отдельных «деформаций», возрождении «идеалов Октября», возвращении к «ленинским нормам» и «социализму с человеческим лицом». «Архитекторы перестройки» предполагали совершенствовать социализм, опираясь на широкие массы трудящихся, интенсификацию экономики на основе достижений научно-технического прогресса. Стержень преобразований виделся ими в «демократизации всех сторон жизни общества», реформировании всех политических институтов. Главным средством демократизации становится гласность — кампания «по расширению критики и самокритики». Постепенно критика стала выходить за дозволенные рамки. Теперь она охватывала не только отдельные недостатки, но и пороки системы. В течение короткого времени были опубликованы почти все запрещенные ранее произведения А. Солженицына, Ю. Гроссмана, А. Платонова, В. Замятина, М. Булгакова, Б. Пастернака и др. Широкий резонанс в обществе вызвали романы А. Рыбакова «Дети Арбата», Ю. Дудинцева «Белые одежды», Ч. Айтматова «Плаха». Центральной темой общественной жизни этого времени стало переосмысление советской истории. Вновь встал вопрос о сталинских репрессиях и реабилитации их жертв. В сентябре 1987 г. была даже создана комиссия Политбюро ЦК КПСС по реабилитации, которую возглавил А.Н. Яковлев.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=360

Попытки реформирования социально-экономической системы в 60-70-е гг

Попытки реформирования социально-экономической системы в 60-70-е гг.

Конец 50-х – начало 60-х гг. стали тем рубежом, когда созданная Сталиным административно-командная система решила главную общенациональную задачу построения в СССР основ индустриального общества. Однако дальнейшее развитие по этому пути было невозможно без реформирования существующих социально-экономических отношений.

Неприятие властями своевременных мер в перспективе грозило застоем и кризисом. Тревожные симптомы этого проявились уже в первой половине 60-х гг., когда даже по официальной статистике среднегодовые темпы прироста национального дохода с 10,2% в 50-е гг. сократились до 6,5 %, а темпы роста производительности труда с 8 до 6%.

После отставки Хрущёва (октябрь 1964 г.) новое руководство (первый секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, Предсовмина А.Н.Косыгин, пред. Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный) выступило за проведение экономической реформы.

Это была очередная попытка добиться стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства без изменения основ административно-командной системы управления и отказа от внеэкономического принуждения.

Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье харьковского профессора Либермана «План, прибыль, премия». Статья положила начало экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов.

Экономическая реформа началась с сельского хозяйства в марте 1965 г. Главное ударение делалось на:

— повышение закупочных цен на сх продукцию;

— увеличение капиталовложений в эту отрасль;

— списание долгов колхозам.

Однако по мере свёртывания линии на развитие внутренних стимулов крестьянина к труду, даже несмотря на многомиллиардные вливания (в 1966-80 гг. в сх было направлено 400 млрд. руб. капиталовложений), уже к началу 80-х гг. колхозы и совхозы стали в целом убыточными.

Введение стабильных денежных окладов селянам привело к росту иждивенческих настроений, падению стимулов к труду. В результате за 25 лет (1964-1988 гг.) освоенная пашня сократилась на 22 млн.га. Потери сх продукции составляли от 20 до 40% урожая.

Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном отношении более чем в 10 раз.

Совет

К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Страна столкнулась с серьёзными проблемами в продовольственном снабжении.

Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году — 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А.

Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Недостаточный социальный уровень села и ликвидация «неперспективных деревень» повлекли за собой большой отток жителей из деревни в город. С 1967 по 1985 гг.

, ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек.

В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. Она предполагала следующее:

  1. Ликвидировались совнархозы, созданные в 1957 г. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

  2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти).

  3. Ключевое значение придавалось показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению.

Ход реформы.

Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %).

Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.).

Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.

Однако, не успев начаться, реформа начала выхолащиваться тем крылом в высшем партийном руководстве, которое опасалось даже частичного перехода к рынку и выступало за сохранение без изменений существующей системы управления экономикой. В 1968 г.

попытки придать «второе дыхание» социализму в Чехословакии с использованием рыночных механизмов вылились в массовое движение за демократизацию и вызвали испуг не только у консерваторов КПЧ, но и у советского руководства.

Обратите внимание

Экономическое реформирование в СССР после этого пошло на убыль, а вслед за этим поползли вниз и экономические показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода упали с 7,7% (8 пятилетка) до 3,5% в 1981-85 гг., а темпы роста производительности труда за это же время снизились с 6,8% до 3%.

Крупнейшие предприятия 1970-х гг.: ЗИЛ, Москвич, Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГаз, АвтоВаз, КамАЗ, Уралмаш, Позитрон,Большевичка.
В СССР к концу 70-х гг.

работали вручную 40% работников промышленности, 60% строителей, 75% работников сх. К 1985 , когда в США работало 1,5 млн. ЭВМ и 17 млн.

персональных компьютеров, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей.

К началу 70-х годов в связи с резким повышением цен на энергоносители экономика Запада претерпела глубокие структурные и технологические сдвиги.

К сожалению, СССР не смог адекватно ответить на этот вызов, — вместо структурной перестройки экономики, перевода ее с индустриальной на научно-техническую стадию началось наращивание нефтяного экспорта, доходы от которого шли на поддержание энергоемкой, материалозатратной и сверхмилитаризированной экономики, на дотирование восточноевропейских и ряда развивающихся стран. Шанс для экономического рывка был упущен, быстрыми темпами шло отставание советской экономики от западной. В начале 80-х годов наша экономика была уже неспособна поддерживать рост реальных доходов населения, дефицит стал изматывающим фактором повседневной жизни людей. Экономика фактически переключалась на обслуживание нужд обороны, но и с этим справлялась все хуже.  Когда в середине 80-х годов упали мировые цены на нефть, реально встал вопрос о выживании СССР как великой державы и современного индустриального государства. Экономическая реформа была необходима, страна полным ходом шла к экономической катастрофе. Факторы, повлиявшие на темп и качество экономического развития:

Читайте также:  Внешняя политика ссср 1939-1941 гг.

 затратные программы хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока (В середине 70-х гг. в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа и т.д.);

 крайне затратная программа развития вооружённых сил;

 кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.).

Понятийный аппарат

Стабильность —   способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру, и находиться в равновесии.

Хозрасчет (хозяйственный расчет) – 1) ведение хозяйства предприятия, производства на основе хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, самоокупаемости, рентабельности..2)  ведение хозяйства предприятия на основе самоокупаемости, без привлечения средств государственного бюджета (возмещение расходов за счёт собственных доходов).

Самофинансирование — возможность и необходимость предприятия самостоятельно принимать решение относительно источников обеспечения денежными средствами для простого и расширенного воспроизводства своего производства.

Самоокупаемость — принцип хозяйствования, состояние финансов предприятия, при котором его расходы полностью покрываются собственными доходами.

Рентабельность — представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.

Материальное стимулирование — стимулирование высоких трудовых показателей работника, прежде всего, путем денежных средств (н-р, премии).

Долгострой – затянувшееся строительство

Закупочные цены – цены, по которым осуществляется закупка государством с/х продукции колхозов и совхозов.

Контрольные вопросы.

1) В чем суть системы коллективного руководства?

2) В 1965 г. была проведена экономическая реформа, разработку и реализацию которой связывают с именем Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Суть реформы состояла в следующем: 

  • обновить хозяйственный механизм страны;
  • расширить самостоятельность предприятий;
  • использовать в действии материальные стимулы;
  • дополнить административное регулирование экономическим.

Реализация реформ в аграрной сфере и промышленности наиболее активно происходила в годы восьмой пятилетки (1965–1970 гг.).

Как же на деле осуществлялось реформирование?

С какими трудностями пришлось столкнуться руководству страны в процессе экономического реформирования?

3) В чём выразился застой в экономике СССР в 60-80-е годы 20 века?

Источник: https://globuss24.ru/doc/popitki-reformirovaniya-sotsialyno-ekonomicheskoy-sistemi-v-60-70-e-gg

Изменения в управлении хозяйством

Тема 3. ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА (середина 1950-х — середина 1960-х годов)

§ 12. ПОПЫТКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

1. Изменения в управлении хозяйством.

Экономические и социальные реформы, которые проводились новым партийным руководством, не затрагивали основ экономического строя, социально-экономических отношений, ицо сложились в СССР.

Поэтому не случайно попытка экономических реформ прежде всего касалась вопросов изменения управления народным хозяйством.

За сталинских времен управления экономикой СССР и УССР было жестко централизовано и подчинено 30 всесоюзным и 21 союзно-республиканскому министерству.

Важно

По убеждению Н. Хрущева сверхцентрализованное отраслевые министерства были не в состоянии обеспечить ускоренное развитие промышленного производства. Они лишь осложняли работу предприятий и отраслей. Это подтверждали ежедневные примеры.

Исторический факт

Производство мебели в Украине в начале 1950-х годов контролировали 35, а производство обуви — 11 министерств. Это приводило к настоящему хаосу в организации производства.

Предприятия Ивано — Франковской области, известной в Украине как одного из крупнейших поставщиков лесных материалов, получали древесину не из собственных лесных массивов, а из северо-восточных регионов СССР (Карельской АССР и Архангельской обл. РСФР). Закарпатская табачная фабрика получала упаковочную фанеру с м.

Пинска (Белорусская ССР), тогда как Ужгородский фанерно-мебельный комбинат, расположенный рядом, страдал из-за отсутствия возможностей ее сбыта.

Чтобы ликвидировать недостатки сверхцентрализованной экономики, в мае 1957 г. вместо старой отраслевой вертикальной системы управления с помощью министерств М. Хрущев ввел новую территориально-горизонтальную систему. Страна была разделена на 11 (затем 14) экономически-административных районов, подчиненных советам народного хозяйства — совнархозам.

Эти органы осуществляли хозяйственное управление в пределах экономически-административных районов. Они руководили предприятиями, которые ранее подчинялись союзным и союзно-республиканским министерствам. При этом отраслевой принцип не отменялся полностью.

В рамках экономическо-административных районов предприятия объединялись в тресты и комбинаты по отраслевым принципом и руководствовались соответствующим отраслевым управлением, что входило в структуру совнархоза. В начале 1960-х годов в Украине по отраслевому принципу начали создавать первые производственные объединения, или комплексы.

Они формировались на основе фабрик и заводов, которые имели лучшие хозяйственные показатели и высокую культуру производства. Именно так в 1961 г. во Львове было впервые создано обувное объединение «Прогресс».

Совет

Переход к горизонтальной системе управления немного поднял эффективность хозяйствования в промышленности. Реформа помогла рационально использовать ресурсы, преодолела отраслевую разобщенность и ведомственные барьеры. Вследствие сокращения большинства министерств сократился также административно-управленческий аппарат.

Были закрыты сотни мелких предприятий, принадлежавших различным министерствам и дублировали работу друг друга. На высвобожденных производственных площадях выпускалась новая продукция, уменьшилось количество встречных перевозок грузов. Ускорился процесс технической реконструкции предприятий. Это дало возможность в течение 1956-1960 гг.

увеличить выпуск новых типов машин, агрегатов, приборов.

В результате реформы существенно возросла самостоятельность украинских органов управления экономикой, ведь через совнархозы 97 % промышленных предприятий перешла в подчинение Совета министров УССР.

Тысячи заводов, избавившись от чрезмерной опеки, заработали на полную мощность, используя местные ресурсы гораздо полнее и эффективнее.

Внутренний рынок заполнялся телевизорами, радиоприемниками, стиральными машинами, пылесосами, холодильниками, швейными машинами, велосипедами, фотоаппаратами и прочими товарами широкого спроса.

Управленческая реформа обеспечила высокие темпы прироста промышленной продукции, которых достигла советская промышленность послевоенной эпохи. Темпы прироста в 1950-х — первой половине 1960-х годов почти вдвое превышали дальнейшие показатели за 1965-1985 гг.

Однако радикальных изменений в развитии экономики так и не произошло. Реформы М. Хрущева имели половинчатый характер. Ни первый секретарь цк КПСС, ни его окружение не ставили вопрос об изменении командно-административной системы и отмены принципа централизации.

Партийно-государственное руководство не сомневалось, что, ликвидировав управленческой реформой ряд недостатков хозяйствования, можно и в дальнейшем обеспечивать с помощью имеющегося хозяйственного механизма высокие и стабильные темпы экономического роста.

Оно не считало, что резервы этого механизма уже исчерпаны.

Исторический факт

В мае 1957 г.

Обратите внимание

сессия Верховного Совета УССР приняла закон о разделе территории Украины на 11 экономических административных районов — Киевский, Харьковский, Львовский, Винницкий, Сталинский, Ворошиловградский, Днепропетровский, Запорожский, Одесский, Станиславский и Херсонский. К каждому из них входило несколько областей. В мае 1960 г. были образованы еще три экономические административные районы — Крымский, Полтавский, Черкасский.

Продукция Харьковского и Львовского завода — телевизор «Верховина»,фотоаппарат

Ради осуществления принципа централизации продолжали действовать Госплан и Госбанк, которые обеспечивали общее руководство, планирование и координацию работы совнархозов во всесоюзном масштабе.

В Украине координацию работы совнархозов осуществляла Украинский совет народного хозяйства, глава которой входил в Совет министров УССР. Управленческая реформа не распространялась на все сферы экономики.

Она не задела военную промышленность и энергетику, которые остались в руках соответствующих союзных министерств.

После непродолжительного реорганизационного периода предприятия вместо жесткой опеки со стороны союзных или смешанных министерств и ведомств оказались под прессом совнархозов.

им же, как и в прежние времена министерствам, союзное правительство определял производственные задачи, устанавливал цены на основные виды товаров, забирал значительную часть прибылей.

Все это снова ставило экономику Украины и всего Советского Союза перед более глубокими проблемами хозяйствования, которые сдерживали ее развитие накануне управленческой реформы.

По мнению ученого

Едва ли не самой большой ошибкой М. Хрущева,по мнению историка Я. Грицака, «было роковое непонимание им того, что на самом деле происходило на Западе в послевоенные десятилетия». Поставив в 1957 г.

Важно

перед страной задачу за 20 лет догнать и перегнать США по всем показателям общественного производства, «он старательно высчитывал сколько тонн железа должна выработать Советский Союз на одно лицо, чтобы перегнать США.

Ирония заключалась в том, что США, так же как и другие промышленно развитые страны, в то время развивали новые технологии, которые не требовали такого количества металла.

На Западе быстрыми темпами развивалась научно-техническая революция, которая базировалась на использовании новых материалов — полупроводников, пластмассы. Никита Хрущев хотел догнать и перегнать западный капитализм, но не понимал, что бежит в противоположную сторону… Его программа модернизации больше соответствовала началу, а не второй половине XX века.

Реформы управления имели и негативные последствия для работы народнохозяйственного комплекса. Стало очевидно, что в результате реорганизаций и перепідпорядкувань планы шестой пятилетки не будут выполнены. Чтобы скрыть это, пятилетний план (1956-1960) решили заменить семилетним (1959-1965).

Недостатки в работе совнархозов попытались преодолеть путем их укрупнения, объединив в конце 1962 г. 14 экономических районов в 7. Одновременно партийно — государственная верхушка применила и традиционный — партийный — способ усиления руководства экономикой. С этой целью в конце 1962 г.

было принято решение о разделение партийных организаций на промышленные и сельские. Целью этих изменений стало обеспечение оперативного и повседневного партийного руководства народным хозяйством.

В пределах областей образовались две самостоятельные партийные организации, во главе которых стояли соответствующие обкомы компартии, которые вмешивались в дела промышленности и сельского хозяйства. Это лишь осложняло положение в экономике, вело к нарастанию процессов бюрократизации.

Управленческая реформа не дала тех результатов, на которые надеялось политическое руководство. Причиной этого стало то, что реформа управления, без опоры на глубокие преобразования в экономической жизни, быстро исчерпала свой позитивный потенциал.

Источник: http://schooled.ru/textbook/history/11klas/61.html

Ссылка на основную публикацию