Зарождение русской государственности и крещение руси

Часть 3. РАСЦВЕТ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Крещение Руси

Согласно летописи, всё началось с прибытия посольства волжских булгар к князю Владимиру. Булгары, исповедовавшие ислам, стали склонять князя к принятию их веры.

Но Владимир, узнав, что ислам запрещает есть свинину и пить, сказал: «Руси есть веселие пить, не можем без того житии!» И отверг предложение булгар. Соблазняли его своей верой и евреи из Хазарского каганата.

Но, задав им резонный вопрос «Где земля ваша?», Владимир получил ответ, что таковой нет (у евреев, изгнанных из своей родины Иудеи, своей земли действительно не было). И князь потерял интерес к иудаизму. Осторожный политик, Владимир искал религию, которая укрепила бы его власть.

Обратите внимание

Посольства Владимира отправились в соседние страны, чтобы поближе познакомиться с разными религиями. Выяснилось, что Хазарский каганат, где исповедовался иудаизм, уже дышит на ладан. Мусульманские Волжская Булгария и Хорезм находятся в упадке.

И лишь Византия, по-прежнему сильная, с безграничной императорской властью, подкреплённой христианской церковью, являла собой пример того государства, каким бы Владимир хотел видеть Русь. Да и знакомы с христианством русские были уже давно — и Ольга, и Ярополк были христианами. Немало христиан было и среди русской знати.

С распадом Римской империи на Западную и Восточную раскололась и христианская церковь. Римские папы притязали на главенствующее положение в христианском мире.

Им вовсе не намеревались уступать константинопольские патриархи. Политические расхождения увеличивались разночтениями в вопросах веры между Западной и Восточной церковью.

Многовековой процесс разделения завершился в 1054 г. образованием католической и православной церквей.

При Владимире этого «Официального развода» ещё не было, но стоял вопрос выбора — у кого же креститься? Владимир склонялся к Византии. Принять окончательное решение ему помогли следующие события.

Как Русь крестилась

В Византии в то время правили братья-императоры Василий II и Константин IX.

В 987 г. в Малой Азии, подвластной Византии, поднял мятеж некий Варда Фока и, провозгласив себя императором, двинулся на Константинополь.

Императоры обратились за помощью к Владимиру, и тот согласился помочь с условием, что Василий и Константин отдадут за него свою сестру Анну.

Гордые императоры вынуждены были согласиться на брак особы императорских кровей с «варваром». Этот брак был весьма почётен и сулил много выгод Руси.

Важно

Войско Владимира разбило Фоку, но императоры не торопились со свадьбой. Тогда Владимир направился в Крым, осадил важнейшую крепость византийцев Херсонес (Корсунь) и послал сказать Василию и Константину, что, если не отдадут ему Анну, пойдёт он и дальше, на Константинополь.

Императоры договорились отдать сестру, если Владимир окрестится и обвенчается с ней по христианскому обряду. Владимир согласился, и тогда братья посадили рыдающую Анну в ладью и отправили к будущему супругу. В 988 г. в Херсонесе Владимир принял крещение и обвенчался с Анной в местном храме.

Сейчас в Севастополе на развалинах древнего Херсонеса выстроен большой храм, в основании которого лежат руины той самой церкви, в которой крестился Владимир.

С новой супругой в сопровождении многочисленного духовенства Владимир вернулся в Киев и оповестил народ о своём намерении крестить всех русичей. На следующий день, убоявшись княжеского гнева, киевляне, как было велено, явились на берег Днепра и вошли в воду. Византийские священники окрестили весь народ киевский.

Языческих идолов сбросили в Днепр, порубили или сожгли. После этого массовые крещения волной прокатились по стране. На юге народ крестился охотно, в северных княжествах бунтовали против новой веры, так как там были ещё сильны языческие традиции.

Пытались восстать и новгородцы, но воевода Добрыня, дядя Владимира по матери, усмирил бунтовщиков и провёл крещение, а идолов языческих сбросил в Волхов.

После введения христианства — веры, объединившей всех жителей Древней Руси, окрепли связи доселе стремившихся к независимости княжеств. Начала складываться единая государственная и церковная организация. Единоличная власть князя, освящённая Богом, помогала удержать власть Киева над остальными землями.

Новые церкви и монастыри получили во владение земли и содержались за счёт десятины — десятой части княжеского дохода. Вслед за церковными возникли и личные земельные владения великого князя, а за ними жалованные боярские землевладения. Таким образом, христианская церковь способствовала возникновению и укреплению земельной собственности на Руси.

Совет

Поднялся международный престиж Руси. Введение христианства значительно повлияло на развитие культуры.

Источник: https://dolzhenznat.ru/istoriya-rossii/chast-3-rascvet-drevnerusskogo-gosudarstva-kreshhenie-rusi/

Возникновение древнерусского государства. крещение руси. — презентация

1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

2 План: 1. Формирование государственности у восточных славян. Формирование государственности у восточных славян. 2. От племенных союзов к Древнерусскому государству. От племенных союзов к Древнерусскому государству. 3. Укрепление Древнерусского государства. Укрепление Древнерусского государства. 4. Русь и Византия. Крещение Руси. Русь и Византия. Крещение Руси. 5. Итоги. Итоги. 6. Источники. Источники.

3 Формирование государственности у восточных славян Экономическое переход к пашенному земледелию отделение ремесла от земледелия сосредоточение ремесла в городе; преобладание свободного труда над рабским Политическое угроза внешнего нападения(давление кочевников); наличие элементов государственности; формирование славянских племенных союзов; потребность знати в защите собственных интересов Социальное смена родовой общины на соседскую; возникновение социального неравенства; складывание древнерусской народности Духовное общая языческая религия; схожие обычаи, обряды

4 Теории возникновения государства у восточных славян. Название теорииНорманскаяЦентристскаяСлавянская Представители Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, Л.Н.Гумилев, Б.Л.Васильев А.Л.Юрганов, Л.А.КацваБ.А.Рыбаков, В.Н.Чивилихин Содержание Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются представителями более развитого мира. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. отрицается варяжское происхождение первых русских князей.

5 Норманская теория государственности Образование центров государственности (первая половина IX в.) Образование центров государственности (первая половина IX в.) Освобождение от выплаты дани Хазарскому каганату (середина IX в.) Проникновение варягов Проникновение варягов Олег ( ) Убийство киевских князей (Аскольд и Дир) Киев — столица Титул «великий князь» Рюрик (ум. 879) Объединение восточнославянских племен Древнерусское государство (Киевская Русь) /1240 Древнерусское государство (Киевская Русь) /1240

6 Скандинавия Новгород — север Киев — юг Византия Центры государственности восточных славян «Из варяг в греки»

7 Древнерусское государство в IX-XI вв.

8

9 Рюрик По русским летописным преданиям, один из трех братьев, предводителей варяжских дружин, призванных «из за моря» новгородцами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде. Согласно этой версии, Рюрик стал княжить в Новгороде. После смерти своих братьев Синеуса и Трувора Рюрик сделался полноправным правителем Новгородской земли.

10 Олег Древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем. В 882 г. Олег захватил Киев и сделал его столицей своего государства. Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 г. заключил выгодный торговый договор с Византией. По преданию, умер от укуса змеи.

11 Укрепление Древнерусского государства Игорь ( ) Игорь ( ) Ольга ( ) Ольга ( ) Укрепление авторитета княжеской власти Святослав ( ) Святослав ( ) Владимир Святославович ( ) Владимир Святославович ( ) Практическое уничтожение каганата Разорение Волжской Булгарии Освобождение племен от дани Поход против Хазарии Открытие для русских купцов Волжского торгового пути Крещение Руси Поход на Херсонес Успешная борьба с печенегами Древнерусское государство – крупнейшая держава Европы

Обратите внимание

12 Игорь Князь киевский с 912 г., фактический родоначальник династии Рюриковичей. Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.древлянами при попытке собрать с них дань Князь киевский с 912 г., фактический родоначальник династии Рюриковичей. Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.древлянами при попытке собрать с них дань

13 Князь Игорь собирает дань с древлян в 945. Художник К. В. Лебедев

14 Ольга Великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание, установила размеры дани для древлян и новгородцев, организовала административные центры – погосты. Значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Посетила Константинополь, где приняла христианство. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской православной церковью.

15 Святослав Игоревич Великий князь киевский, полководец. Почти всю жизнь провел в походах. Стремился приблизить Русь к крупнейшим державам того времени. Занимался планомерным укреплением границ Киевской Руси. Освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву; разгромил Хазарский каганат и взял его столицу – город Итиль; воевал с волжско камскими болгарами. Около 971 г. в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией, но потерпел неудачу и был вынужден заключить мир с византийским императором. На обратном пути в Киев Святослав погиб в бою с печенегами у днепровских порогов.

16 Владимир Святославович Киевский князь примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича, с 969 г. – князь в Новгороде. Совершил походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешно боролся с печенегами, укрепил владения Киевской Руси. В народном эпосе получил имя Владимира Красное Солнышко. Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований. Поэтому он обратился к христианству, проникновение которого на Русь началось еще при его бабке, княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с европейскими государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси.обратился к христианству Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства. После смерти князя между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. Киевский князь примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича, с 969 г. – князь в Новгороде. Совершил походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешно боролся с печенегами, укрепил владения Киевской Руси. В народном эпосе получил имя Владимира Красное Солнышко. Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований. Поэтому он обратился к христианству, проникновение которого на Русь началось еще при его бабке, княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с европейскими государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси.обратился к христианству Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства. После смерти князя между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

17 Русь и Византия Борьба за контроль над Северным Причерноморье м и южным участком пути «из варяг в греки» Желание обогатиться за счет торговли с византийцами Стремление восточнохристианской церкви распространить свое влияние на язычников-славян Попытки императоров использовать воинские силы Руси в собственных интересах Содержание взаимоотношений Древней Руси с Византией в IX и X вв. Проникновение на Русь из Византии христианства

18 Крещение Руси Интенсивные военные и торгово- экономические отношения Византии и Руси Крещение Ольги Крещение Ольги Избрание для Руси новой веры Византийские купцы, славяне-наемники, служившие в византийской гвардии и принявшие христианство Константинопольский патриарх прислал на Русь епископа- пастыря Константинопольский патриарх прислал на Русь епископа- пастыря Православное христианство Язычество Двоеверие

Читайте также:  «станы» на пути полюдья, «погосты».

19 Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф.А. Бруни, 1839

20

21 Крещение Ольги в Царьграде

22 Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов

23 Последствия принятия христианства на Руси Укрепление государства и единоличной власти князя Объединение народа в единую общность Развитие церковнославянской письменности и языка Приобщение Руси к византийской культуре и создание на ее основе русской национальной культуры Повышение международного авторитета Руси Появляются письменность, иконопись, каменное зодчество, музыка, литература, живопись, фрески.

24 Итоги: Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процесса социально- политической и территориальной консолидации восточнославянских племен. Принятие восточного варианта христианства сделало Русь частью православного мира.

25 Источники: О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин «Россия и мир» 10 класс В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков «История России с древнейших времен до конца XX века»

26

Источник: http://www.myshared.ru/slide/422558/

История становления и принятия православия на Руси

Крещение на Руси — словосочетание, под которым современная историческая наука подразумевает введение на территории отечества христианского учения в качестве государственной религии. Это знаменательное событие состоялось в конце X столетия под началом великого князя Владимира.

Исторические источники дают противоречивые сведения на счет точной даты принятия христианства с разницей в два-три года. Традиционно событие относят к 988 г. и считают его началом становления Русской Церкви.

Крещение Руси в 988 году

Появление христианства на Руси

Некоторые исследователи истории утверждают, что христианская религия проникла на территорию Руси задолго до крещения. По их словам есть неоспоримые доказательства пришествия религии еще при киевском князе Аскольде.

Константинопольский патриарх послал архиепископа, чтобы создать здесь церковную структуру, но полноценному утверждению христианства в нашем древнем отечестве помешали напряженные столкновения между приверженцами Спасителя и язычниками.

Ориентацию Киева на восточно-христианский мир определили связи с великолепным и мудро управляемым Константинополем, а также сотрудничество со славянскими племенами Центральной Европы и Балканского полуострова. Русские князья имели большой выбор в перечне религий, а те государства, которые прославляли именно свою церковь, устремляли взор на богатства отечественных земель.

  • По сведениям «Сказания о Владимирском крещении» (эпизода из «Повести временных лет») в 986 г. в Киев прибыли посланцы православия из Константинополя, римские миссионеры, а также послы иудаизма и ислама.
  • Легенда гласить, что великому князю приглянулась речь греческого проповедника, но он не торопился принимать восточное христианство. Владимир отправил послов в соответствующие государства, чтобы подробнее ознакомиться с каждой из церквей.
  • Латинские и мусульманские ритуалы не произвели высокого впечатления. Послы были в восторге от обрядов, проходящих в Константинополе, поэтому они стали восхвалять православие и уговаривать великого князя выбрать именно его.
  • Окончательное же решение о принятии возникло на военно-политической почве. Владимир приказал идти на византийский город Корсунь, так как император Василий II получил в услуги русскую армию, но не выполнил главное условие договора: выдать замуж за Киевского князя свою родную сестру Анну. Осада крепости продолжалась девять месяцев и завершилась поражением защищающихся. Византийский император отдал принцессу за Владимира и крестил его в самой Корсуни.Крещение князя Владимира
  • Вернувшись в родную столицу, великий князь полностью уничтожил языческие идолы и крестил свой народ в Днепре. Вскоре Владимир предпринял план по масштабному строительству в городских условиях церквей и назначению священнослужителей.
  • Киевский Князь перестал быть язычником и полноценно окунулся в блаженство истинной религии. Перед ним предстало чудо Откровения, что помогло изменить бывшие убеждения. Владимир окончательно изгнал идолопоклонство и стал ревнивым сторонником православной Церкви.
  • Процесс Крещения проходил в порядке приказа, потому что людям было тяжело осуществить переход к ранее неизведанной религии от традиционных и старинных верований. Многие принимали Христа из-за страха, а в некоторых городах народ оказывал сопротивление. Однако Русь была фактически готова к принятию христианского учения. Владимир усердно и кропотливо работал ради укрепления и распространения православия.

На заметку! Княгиня Ольга была первым русским правителем, прошедшим ритуал Крещения.

Обстоятельства и даты этого события остаются скрытыми. Самая популярная версия рассказывает о её официальном визите в Константинополь, где княгиня познакомилась с ритуалами восточно-христианской Церкви и приняла решение утвердиться в вере. При крещении великая княгиня получила греческое имя Елена. Она добивалась равноправия между Византией и Русью.

Становление Церкви на Руси

Наше славянское государство обладало своеобразным колоритом, поэтому Христова вера на отечественной земле обрела особенную характеристику.

Свет русского православия, преломившись через призму народного достояния, стал значительным явлением всего христианского учения. Специфика выработалась в процессе созревания государства и культурного роста национальной мысли.

Святая Русь со временем приобрела славу центра восточно-христианского направления Вселенской Церкви.

Распространение христианства взрастило в душах славян чувство близости Господа

Языческая жизнь русских славян основывалась на матери-природе. Крестьяне полностью зависели от обрабатываемой земли и бушующих стихий.

Важно

Отказ от язычества для народа означал то, что существование прежних идолов ставилось под колоссальное сомнение. Однако языческая вера была довольно примитивной по структуре и не сумела просочиться до самых недр отечественного сознания.

Поэтому замена Перуна на пророка Илию прошла безболезненно, но не до конца осознано.

На Руси более обращали внимание на пышность ритуалов, чем на истинную суть христианства. К положительным аспектам язычества относят то, что оно взрастило в душах славян чувство близости Господа, присутствующего всюду и во всем. В основу национальной святости легло лишенное страсти и эмоциональных порывов знание о сошествии Христа.

Киевский народ отличался воинственностью и непомерной жестокостью к врагам, но приняв православие, он привнес в традиции этические аспекты Евангелия. В отличие от западных государств, которые считали Иисуса вождем праведной армии, Русь приняла Спасителя как «Милостивца».

Однако христианская нравственность не воцарилась в народном сознании полноценно, языческие обычаи все еще существовали и действовали, порождая проблематику двоеверия. Этот аспект русской истории остается в умах народа и по настоящий день.

Интересно! Первыми духовными героями и великомучениками войны жестокого идолопоклонства и преисполненного любви и милосердия христианства на Руси стали сыновья Владимира — Борис и Глеб.

Борьба за наследство князя Владимира породила родственную ненависть.

Святополк решил насильственным образом устранить своих братьев-конкурентов. Борис отказался отвечать на агрессию агрессией, что спровоцировало уход от этого князя его дружины, посчитавшей проявление любви слабостью.

Слуги плакали над телом и восхваляли имя Христа, а вскоре убийцы добрались и до юного Глеба.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб

Распространение знания о религии

Киевский престол перешел во владение Ярослава Мудрого, тоже являвшегося сыном Владимира. Новый князь стремился просвещать русский народ и укреплять христианскую веру. Ярослав обладал большим авторитетом на родине и в европейских государствах, он желал поднять статус Руси до уровня блестящей Византии.

Просветительская миссия была чрезвычайно важна для молодой культуры русского народа. Зная о том, что страна может нравственно замкнуться и одичать, если будет продолжать держаться удаленно от духовных центров, Ярослав Мудрый налаживал отношения с государствами, имеющими богатый опыт религиозности.

  • Князь принимал в своих палатах иностранных христианских послов и стремился перенять лучшие обычаи. Он старательно распространял духовную литературу.
  • В отечественные монастыри приезжали греческие, болгарские и сербские священнослужители, приносившие церковную утварь, древнейшие письмена, книги по богослужению, которые вскоре начали переводить.
  • На Руси появилась должность книжника, работа которого состояла в переписи Священных Текстов. Христианство стало усердным просветителем русского народа, людей повсеместно обучали грамоте.
  • Князь Ярослав основал больших размеров библиотеку, в которой каждый желающий мог найти необходимое богословское знание. Правитель выдавал священникам пособия для проповедей и создавал воскресные школы.
  • Князь создал нравственный Устав, в котором читающий находил законодательство морального поведения. Русский народ, изучая христианство, изменил собственное видение и переосмыслил отношение к добру и злу.
  • Его сын Святослав II продолжал дело отца и выпустил религиозный «Изборник», где находились отрывки произведений Вселенских Учителей, Августина, Иоанна Дамаскина и др.На Руси появилась должность книжника, работа которого состояла в переписи Священных Текстов

Религиозная культура на Руси

Вскоре после крещения создается структура церковных митрополий, во главе которых стоял архиерей, присланный из Константинополя. В самых крупных городах Руси организовали епископии.

В течение целого столетия духовная жизнь Руси находилась под начальством греческих митрополий.

Этот факт играл положительную роль, потому что исключал конкуренцию между церковными структурами внутри государства. Однако в 1051 г.

Совет

Ярослав сделал митрополитом знаменитого русского мыслителя и писателя Иллариона. Этот выдающийся пастырь в своих очерках отмечал религиозный подъем в сердце населения.

В традиционных летописях виднелось стремление осознать происходящее через обращение к прошлым событиям. Авторы этих памятников литературы прославляли не только великих подвижников, но и интересовались биографиями языческих князей.

Летописи основывались на исторической документации, устных преданиях и национальном фольклоре. Авторы использовали прямую речь, а также пословицы и своеобразные поговорки. В XII столетии монах по имени Нестор собрал все летописи в одно целое и озаглавил его «Повестью временных лет». Эта книга является главным источником нахождения информации по истории Древней Руси.

Автор «Повести временных лет» видел Русь с большой высоты

В быстро распространяющихся монастырских комплексах наблюдался прирост ученых, архитекторов, писателей и иконописцев. Из Византии приезжали профессионалы своего дела и делились знанием с русским народом. Отечественные мастера вскоре самостоятельно строили храмы, украшали стены, изумляя своих константинопольских учителей.

Ярослав, решив возвеличить столицу, построил в Киеве великолепный храм в честь святой Софии и Золотые ворота. Эти произведения искусства создавались русскими мастерами, переосмыслившими византийскую традицию на собственный манер.

На заметку! Первое празднование Крещения на Руси состоялось в 1888 г. Мероприятия, идея которых принадлежала К. Победоносцеву, проходили в Киеве. Перед торжествами заложили основание Владимирского собора.

Принятие христианства на Руси — важнейший шаг, коренным образом изменивший внутренний уклад и нравственную сторону жизни нашего отечества. Церковное видение позволило народу сплотиться вокруг единого Бога и получить знание о Его могуществе.

Мудрые правители видели в крещении возможность улучшить положение государства, научиться создавать красивейшие храмы и иконы.

Документальный фильм о крещении Руси

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/poyavlenie-hristianstva-na-rusi.html

Ответы@Mail.Ru: Крещение Руси. Кратко ( очень надо люди помогите)

В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.

), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Принятие новой религии имело свои предпосылки.

Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Белеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды.

Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в.

Обратите внимание

в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов.

Читайте также:  Восточные славяне в vi-viii вв

Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.

Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема.

Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела. В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию.

За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка.

Крещению Руси предшествовало заключе- ние брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу.

Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри.

Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христ

Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения.

Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году [2] и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 [или 991 году [).

Важно
Совет

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках Христианизация народов Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков

[/su_box]

Ольга правила до 957 года, что вы несете

Годы правления Ольги — 945-966

Ольга правила с 945 по 964

«Ольга правила до 957 года, что вы несете»
«Годы правления Ольги — 945-966»
«Ольга правила с 945 по 964»
:DDD Нет слов…

Крещение Руси было произведено в 988 году, крестил князь Владимир. Историки называли его великим, церковь равноапостольным, люди звали его Красное Солнышко. Князь Владимир принимал послов от разных народов, они верили в разную веру …призвали его обратиться в свою веру.

Владимир отправил своих соратников в страны послов, они вернулись и стали рассказывать о том, что видели. После этого Владимир решил крестить Русь. В 988 году он захватил Корсунь и потребовал себе в жены сестру Анну — византийских императоров .Все согласились, только с тем условием, что Владимир примет крещение.

Владимир вернулся в Киев и крестил своих сыновей, а крещение народа произошло у места впадения в Днепр реки Почайны

Приёмный сын Святослава Игоревича, занял престол (Ярослав) насильно крестил Русь убив более 6,000,000 Славян и всех не желавших сжигали на кострах, топили в реках.

При принятии религии власть не избирали уже представителями всех родов.
Русь — это Родовой Уклад Страны.
Русь — это Родовой Уклад Славян.
Русь — это Родовой Устройство Страны.
Русь — это Родовое Устройство Славян.

Русь — это Родовое Управление Страной.
Русь — это Родовое Управление Славян.
Русь — это Рода Управляющие Страной.
Русь — это Рода Управляемые Славянами.
То, что относится к славянам, скорее больше подходит к понятию РУС,
т. е.

к народу — русы.

Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения.

Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году [2] и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 [или 991 году [).

Важно
Совет

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках Христианизация народов Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков

[/su_box]

Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)

Посмотрите фильм «Викинг»

4)Принятие и утверждение христианства на Руси.
В 988 г., при Владимире I, было принято христиаство. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских».

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивлении населения и утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом.
«Божий слуга» -Государь, был справедливым судьёй во внутригосударственных делах и доблесным защитником границ державы.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, все население страны было обязано платить налог в пользу церкви- «десятину».
Владимир был канонизирован церковью как святой за заслуги в крещении руси.

В 988 году великий киевский князь Владимир принял христианскую веру. Затем он крестил двенадцать своих сыновей а затем и киевлян.

В 10-м веке, после смерти защитника славян, князя Светослава начали христианизировать Русь. Участие принимал в христианизации и «князь» Владимир. В одной книге написано, что прозвище «красное солнышко» Владимир получил из-за личного пьянства, которое на Руси и насаждал, вместе с христианством.

Обратите внимание

Люди православной веры, раньше не употребляли алкоголь вообще и изгоняли или казнили за его употребление и т. п. Православная вера -это значит — светлые знания людей славящих Правь. Религия — христианство, от настоящих знаний о мире уводит, алкоголь не запрещает.

Кто захочет добровольно принимать христианство, если не обманом или вынужденно? Кстати, князь Святослав не мог быть отцом Владимира, т. к. сам в это время был подросток-ребёнок. А мать Владимира была иудейкой. И если бы не навязанное славяно-ариям христианство, то Владимир не был бы князем.

Католичества как и ислама тогда не было.

Христианство, католицизм, ислам, — всё это ответвления религии — иудейства. Византия называлась — Греческая империя, а название — Византия, придумал историк, относительно недавно. Не забывайте, был еще князь Владимир — Мономах. Название русские появилось недавно, а до этого славян называли — русами. Рус — родовой уклад славян.

Русь — родовое устройство страны.
Татаро-монголы как и монголо-татары существовали только на бумаге. А были тартарийцы — жители славяно-арийской империи Великой Тартарии.

В 10-м веке, после смерти защитника славян, князя Светослава начали христианизировать Русь. Участие принимал в христианизации и «князь» Владимир. В одной книге написано, что прозвище «красное солнышко» Владимир получил из-за личного пьянства, которое на Руси и насаждал, вместе с христианством.

Обратите внимание

Люди православной веры, раньше не употребляли алкоголь вообще и изгоняли или казнили за его употребление и т. п. Православная вера -это значит — светлые знания людей славящих Правь. Религия — христианство, от настоящих знаний о мире уводит, алкоголь не запрещает.

Кто захочет добровольно принимать христианство, если не обманом или вынужденно? Кстати, князь Святослав не мог быть отцом Владимира, т. к. сам в это время был подросток-ребёнок. А мать Владимира была иудейкой. И если бы не навязанное славяно-ариям христианство, то Владимир не был бы князем.

Католичества как и ислама тогда не было.

Христианство, католицизм, ислам, — всё это ответвления религии — иудейства. Византия называлась — Греческая империя, а название — Византия, придумал историк, относительно недавно. Не забывайте, был еще князь Владимир — Мономах. Название русские появилось недавно, а до этого славян называли — русами. Рус — родовой уклад славян.

Русь — родовое устройство страны.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/56262299

«Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси»

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

План:

  • Формирование государственности у восточных славян.
  • От племенных союзов к Древнерусскому государству.
  • Укрепление Древнерусского государства.
  • Русь и Византия. Крещение Руси.
  • Итоги.
  • Источники.

Формирование государственности у восточных славян

Экономическое

  • переход к пашенному земледелию отделение ремесла от земледелия сосредоточение ремесла в городе ;
  • преобладание свободного труда над рабским

Политическое

  • угроза внешнего нападения(давление кочевников);
  • наличие элементов государственности;
  • формирование славянских племенных союзов;
  • потребность знати в защите собственных интересов

Социальное

  • смена родовой общины на соседскую;
  • возникновение социального неравенства;
  • складывание древнерусской народности

Духовное

  • общая языческая религия;
  • схожие обычаи, обряды

Теории возникновения государства у восточных славян.

Название теории

Представители

Центристская

Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, Л.Н.Гумилев,

Содержание

Славянская

Б.Л.Васильев

А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги организованнее и образованнее славян, признаются представителями более развитого мира.

Б.А.Рыбаков, В.Н.Чивилихин

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Но иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. отрицается варяжское происхождение первых русских князей.

Норманская теория государственности

Образование центров государственности (первая половина IX в.)

Освобождение от выплаты дани Хазарскому каганату (середина IX в.)

Проникновение варягов

Убийство киевских князей (Аскольд и Дир)

Рюрик (ум. 879)

Древнерусское государство

(Киевская Русь)

862 — 1139/1240

Киев — столица

Олег (879-912)

Титул «великий князь»

Объединение восточнославянских племен

«Из варяг в греки»

Скандинавия

Новгород — север

Киев — юг

Византия

Центры государственности восточных славян

Древнерусское государство в IX-XI вв.

Рюрик

Важно

По русским летописным преданиям, один из трех братьев, предводителей варяжских дружин, призванных «из‑за моря» новгородцами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде. Согласно этой версии, Рюрик стал княжить в Новгороде. После смерти своих братьев Синеуса и Трувора Рюрик сделался полноправным правителем Новгородской земли.

Читайте также:  Споры о путях развития страны. политическая борьба в годы нэпа

Олег

Древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем. В 882 г. Олег захватил Киев и сделал его столицей своего государства. Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 г. заключил выгодный торговый договор с Византией. По преданию, умер от укуса змеи.

Древнерусское государство – крупнейшая держава Европы

Укрепление Древнерусского государства

Владимир Святославович (980-1015)

Игорь (912-945)

Ольга (945-969)

Святослав (945-972)

Укрепление авторитета княжеской власти

Поход против Хазарии

Успешная борьба с печенегами

Освобождение племен от дани

Поход на Херсонес

Разорение Волжской Булгарии

Крещение Руси

Открытие для русских купцов Волжского торгового пути

Практическое уничтожение каганата

Игорь

Князь киевский с 912 г., фактический родоначальник династии Рюриковичей. Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.

Князь Игорь собирает дань с древлян в 945. Художник К. В. Лебедев

Ольга

Великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание, установила размеры дани для древлян и новгородцев, организовала административные центры – погосты. Значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Посетила Константинополь, где приняла христианство. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской православной церковью.

Святослав Игоревич

Великий князь киевский, полководец. Почти всю жизнь провел в походах. Стремился приблизить Русь к крупнейшим державам того времени. Занимался планомерным укреплением границ Киевской Руси. Освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву; разгромил Хазарский каганат и взял его столицу – город Итиль; воевал с волжско‑камскими болгарами. Около 971 г. в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией, но потерпел неудачу и был вынужден заключить мир с византийским императором. На обратном пути в Киев Святослав погиб в бою с печенегами у днепровских порогов.

Владимир Святославович

Киевский князь примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича, с 969 г. – князь в Новгороде. Совершил походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешно боролся с печенегами, укрепил владения Киевской Руси. В народном эпосе получил имя Владимира Красное Солнышко.

Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований. Поэтому он обратился к христианству, проникновение которого на Русь началось еще при его бабке, княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с европейскими государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси.

Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства. После смерти князя между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

Русь и Византия

Совет

Борьба за контроль над Северным Причерноморьем и южным участком пути «из варяг в греки»

Попытки императоров использовать воинские силы Руси в собственных интересах

Стремление восточнохристианской церкви распространить свое влияние на язычников-славян

Желание обогатиться за счет торговли с византийцами

Содержание взаимоотношений Древней Руси с Византией в IX и X вв.

Проникновение на Русь из Византии христианства

Крещение Руси

Интенсивные военные и торгово-экономические отношения Византии и Руси

Византийские купцы, славяне-наемники, служившие в византийской гвардии и принявшие христианство

Константинопольский патриарх прислал на Русь епископа-пастыря

Православное христианство

Крещение Ольги

Избрание для Руси новой веры

Язычество

Двоеверие

Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф.А. Бруни, 1839

Крещение Ольги в Царьграде

Фреска «Крещение князя Владимира». В. М. Васнецов

Последствия принятия христианства на Руси

Укрепление государства и единоличной власти князя

Приобщение Руси к византийской культуре и создание на ее основе русской национальной культуры

Появляются письменность, иконопись, каменное зодчество, музыка, литература, живопись, фрески.

Повышение международного авторитета Руси

Развитие церковнославянской письменности и языка

Объединение народа в единую общность

Итоги:

  • Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процесса социально-политической и территориальной консолидации восточнославянских племен.
  • Принятие восточного варианта христианства сделало Русь частью православного мира.

Источники:

  • О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин «Россия и мир» 10 класс
  • http://ru.wikipedia.org
  • В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков «История России с древнейших времен до конца XX века»

Спасибо за внимание!!!

🙂

Источник: https://multiurok.ru/files/vozniknovieniie-drievnierusskogho-ghosudarstva-kri.html

Презентация на тему «Возникновение древнерусского государства. Крещение Руси»

  • Скачать презентацию (8.44 Мб)
  • 48 загрузок
  • 3.5 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Возникновение древнерусского государства. Крещение Руси» по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    26

  • Аудитория

  • Слова история история россии древняя русь крещение руси

  • Конспект

    Отсутствует

  • Слайд 2

    Формирование государственности у восточных славян.
    От племенных союзов к Древнерусскому государству.
    Укрепление Древнерусского государства.
    Русь и Византия. Крещение Руси.
    Итоги.
    Источники.

  • Слайд 5

    Образование центров государственности (первая половина IX в.) Освобождение от выплаты дани Хазарскому каганату (середина IX в.)
    Проникновение варягов
    Олег (879-912)
    Убийство киевских князей (Аскольд и Дир)
    Киев — столица Титул «великий князь» Рюрик (ум. 879) Объединение восточнославянских племен Древнерусское государство
    (Киевская Русь)
    862 — 1139/1240

  • Слайд 6

    Скандинавия
    Новгород — север
    Киев — юг
    Византия Центры государственности восточных славян «Из варяг в греки»

  • Слайд 9

    По русским летописным преданиям, один из трех братьев, предводителей варяжских дружин, призванных «из‑за моря» новгородцами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде. Согласно этой версии, Рюрик стал княжить в Новгороде. После смерти своих братьев Синеуса и Трувора Рюрик сделался полноправным правителем Новгородской земли.

  • Слайд 10

    Древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем. В 882 г. Олег захватил Киев и сделал его столицей своего государства.

    Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 г.

    заключил выгодный торговый договор с Византией. По преданию, умер от укуса змеи.

  • Слайд 11

    Игорь (912-945)
    Ольга (945-969)
    Укрепление авторитета княжеской власти Святослав (945-972) Владимир Святославович (980-1015) Практическое уничтожение каганата
    Разорение Волжской Булгарии
    Освобождение племен от дани
    Поход против Хазарии Открытие для русских купцов Волжского торгового пути Крещение Руси
    Поход на Херсонес
    Успешная борьба с печенегами Древнерусское государство – крупнейшая держава Европы

  • Слайд 12

    Князь киевский с 912 г., фактический родоначальник династии Рюриковичей.

    Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г.

    между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.

  • Слайд 14

    Великая княгиня киевская, жена Игоря. После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание, установила размеры дани для древлян и новгородцев, организовала административные центры – погосты.

    Значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Посетила Константинополь, где приняла христианство. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

    Канонизирована русской православной церковью.

  • Слайд 15

    Великий князь киевский, полководец. Почти всю жизнь провел в походах. Стремился приблизить Русь к крупнейшим державам того времени. Занимался планомерным укреплением границ Киевской Руси.

    Освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву; разгромил Хазарский каганат и взял его столицу – город Итиль; воевал с волжско‑камскими болгарами. Около 971 г.

    в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией, но потерпел неудачу и был вынужден заключить мир с византийским императором. На обратном пути в Киев Святослав погиб в бою с печенегами у днепровских порогов.

  • Слайд 16

    Киевский князь примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича, с 969 г. – князь в Новгороде. Совершил походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешно боролся с печенегами, укрепил владения Киевской Руси. В народном эпосе получил имя Владимира Красное Солнышко.

    Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований.

    Поэтому он обратился к христианству, проникновение которого на Русь началось еще при его бабке, княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Киевскую Русь с европейскими государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси.

    Обратите внимание

    Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства. После смерти князя между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.

  • Слайд 17

    Борьба за контроль над Северным Причерноморьем и южным участком пути «из варяг в греки» Желание обогатиться за счет торговли с византийцами
    Стремление восточнохристианской церкви распространить свое влияние на язычников-славян
    Попытки императоров использовать воинские силы Руси в собственных интересах Содержание взаимоотношений Древней Руси с Византией в IX и X вв. Проникновение на Русь из Византии христианства

  • Слайд 18

    Интенсивные военные и торгово-экономические отношения Византии и Руси
    Крещение Ольги
    Избрание для Руси новой веры
    Византийские купцы, славяне-наемники, служившие в византийской гвардии и принявшие христианство
    Константинопольский патриарх прислал на Русь епископа-пастыря Православное христианство Язычество
    Двоеверие

  • Слайд 19

    Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф.А. Бруни, 1839

  • Слайд 23

    Укрепление государства и единоличной власти князя
    Объединение народа в единую общность
    Развитие церковнославянской письменности и языка
    Приобщение Руси к византийской культуре и создание на ее основе русской национальной культуры
    Повышение международного авторитета Руси
    Появляются письменность, иконопись, каменное зодчество, музыка, литература, живопись, фрески.

  • Слайд 24

    Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процесса социально-политической и территориальной консолидации восточнославянских племен.
    Принятие восточного варианта христианства сделало Русь частью православного мира.

  • Слайд 25

    О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин «Россия и мир» 10 класс
    http://ru.wikipedia.org
    В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков «История России с древнейших времен до конца XX века»

  • Слайд 26

    Спасибо за внимание!!!
    🙂

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/vozniknovenie-drevnerusskogo-gosudarstva-kreschenie-rusi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector