Восточные славяне в vi-viii вв

Учебные материалы по Истории России

План ответа: 1) происхождение славян; 2) письменные источ­ники о восточных славянах; 3) территория расселения; 4) хо­зяйственный и общественный строй; 5) религиозные верова­ния; 6) отношения с другими племенами и народами; 7) предпосылки образования государства.

Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами — реки Одер на западе, Днепр — на востоке, побережье Балтики — на севере, Карпаты — на юге.

Значительный рост численности славян привел к их миграции в VI веке. Другой причиной перемещения славян стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всевозрастающих количествах требовалась земля.

Обратите внимание

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю.

Почву обрабатывали первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирали серпом.

Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.

Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня почитали Сварога, богом грозы — Перуна, скота — Велеса. В честь богов проводили обряды жертвоприношения.

Родовую общину вскоре сменила соседская, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI—VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями).

Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбора дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников.

Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сословия — крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине.

Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.

Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=315

История России. – Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры – Зачет без хлопот

Страница 4 из 26

Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры

Взгляды на происхождение славян. Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке.

Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, то есть, основа славянской общности полиэтнична. Вопрос этот в науке не решен до настоящего времени.

Но очевидно, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этногенезе.

Восточные славяне в VI – VIII вв. н.э. Быт, нравы, религия, политическая история. Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию.

С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI – VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян.

Важно

Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши.

Этнической основой древнерусского государства – Киевской Руси – стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине I тысячелетия н.э.

Главным занятием славян было земледелие. На выбранном участке леса славяне сначала рубили деревья и кустарники. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным, или огневым.

Когда после нескольких урожаев земля истощалась, засеивали новый участок на целине, а старое поле на многие годы забрасывали. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. Издавна они использовали железо – применяли железный топор, пахали сохой с железным наконечником (сошником).

Очень важно, что у славян рано развивалось пашенное земледелие – это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало по-настоящему возможным лишь после того, как люди овладели производством железа. Вообще изготовление железных орудий ознаменовало собой настоящую революцию в развитии производительных сил.

Появился железный сошник у сохи, плуг; железными топорами расчищали для земледелия лесные поросли.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба “жито” произошло от славянского слова “жить”.

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось борью. Славяне занимались бортничеством, собирали мед диких пчел.

Жили славяне родовыми общинами, которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. Ко времени начала второй половины тысячелетия н.э.

Совет

восточные славяне, судя по всему, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, переживая период так называемой “военной демократии”, который характеризуется впервые ярко проявляющимся социальным неравенством, а также возросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами.

В IX веке нам известен ряд походов славян на Византию, в Каспийское море. В основном походы предпринимались водные: сначала сплавлялись по рекам, затем – выходили в море и грабили побережья.

По летописям нам известны основные славянские племена этого времени – поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене.

Современные историки сходятся на том, что в “Повести временных лет” – откуда происходят наши сведения – повествуется уже не о собственно племенах, а о более высоком типе объединений – союзах племён. Такие формы организации типичны для периода военной демократии и являются, по сути, предгосударственной стадией развития политической организации народов.

Религия славян была языческой.

Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце – Ярило, ветер – Стрибог, гроза – Перун, так и более абстрактным понятиям: небесному огню – Сварогу, прародителям всего живого – Роду и Роде и многим другим богам.

Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, в святилищах, куда посторонние не допускались. Были у славян и человеческие жертвоприношения, правда, осуществлялся этот обряд только в крайних случаях, когда все другие способы воздействия на высшие силы были исчерпаны.

Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п.

В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности.

Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племён станет центром восточносла­вянского мира и начнёт подчинение других.

Обратите внимание

Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.

Источник: https://www.libsid.ru/istoriya/istoriya-rossii/vostochnie-slavyane-v-vi-viii-vekach-novoy-eri

Восточные славяне в VI—VIII вв

Древнейшие предки славян — праславяне — земледельческо-пастушеские племена, известны историкам с середины II тыся­челетия до н. э.

Они занимали большую территорию в Централь­ной и Восточной Европе. Поселения этих племен изучены слабо из-за недостатка достоверной информации.

Известно только, что своих умерших они сжигали, и этот погребальный обряд стал отличительной чертой праславян.

К середине I тысячелетия н. э. (в ходе Великого переселения народов IV—VII вв.) славянские племена разделились на три вет­ви: западную, южную и восточную. Все они прочно осели на землях от Балтики до Дуная и границ Византийской империи, от Вислы на западе до Волги на востоке.

Само название племен — славяне — появилось не сразу. Рим­ские авторы (писатель Плиний Старший, историк Тацит I в. н. э.) писали о венедах, обитавших в районе Волыни, Полесья и совре­менной Юго-Восточной Польши. Это были, вероятно, предки западных славян.

Византиец Прокопий Кесарийский и готский историк Иордан северных соседей Византии (Прикарпатье, Поднепровье) называли антами, склавинами и славянами.

К VII— VIII вв. слово «славяне» вытеснило все остальные и стало общим собирательным понятием для обозначения восточных славян.

Для восстановления истории восточных славян историки ис­пользуют информацию разныхтипов источников:

— вещественные, материальные остатки — предметы быта, оружие, одежда, украшения и антропологические данные (остан­ки людей);

— устные свидетельства — лингвистические данные — сохра­нившиеся слова;

— топонимические данные — названия рек и местностей;

— письменные сочинения иностранных (византийских, араб­ских) и отечественных авторов (летописец Нестор — Повесть вре­менных лет).

Анализ и обобщение информации источников позволяют су­дить о расселении восточнославянских племен, их хозяйстве, со­циальном устройстве, отношениях с соседями, уровне духовной жизни, верованиях и культуре.

Суровые климатические условия и, главное, необходимость защиты от внешних врагов заставляли славянские племена, со­стоявшие из большого количества родов, создавать крупные объ­единения — племенные союзы.

Повесть временных лет содержит географо-этнологические сведения о племенных союзах славян, в названиях которых отразились особенности местности или имена легендарных основателей первоначальных родов.

Важно

Эта ин­формация подтверждается результатами археологических раско­пок — у разных племен были разной формы и узора женские ви­сочные кольца и погребальные обряды.

Территория каждого союза простиралась, как правило, между реками, которые образовывали естественные границы:

— ильменские словене — в районе озера Ильмень и от Ладоги до Чудского озера, по реке Волхов до верховий Волги;

— кривичи — от Западной Двины до верховий Днепра и Волги;

— полочане (часть кривичей) — по реке Полота (район совре­менного г. Полоцк) в верховьях Западной Двины;

— дреговичи (от слова «дрягва» — болото) — в болотистой мест­ности Полесья, между реками Припять и Березина и на востоке до верховий Днепра;

— радимичи, названные по имени древнего предводителя Рад-ко, — междуречье Днепра и Десны;

— вятичи, названные по имени древнего предводителя Вятко, брата Радко, — в верховьях Оки и по течению Москвы-реки;

— древляне — в глухих лесах между Припятью, Днепром и вер­ховьями Южного Буга;

— северяне — между левым берегом Днепра и верховьями Оки, по течению рек Десна, Сула и Северский Донец;

— поляне — в среднем течении Днепра, вокруг Киева;

— уличи — от правого берега в нижнем течении Днепра до Южного Буга;

— тиверцы — между Южным Бугом и Днестром;

— белые хорваты — у подножия и по склонам Карпатских гор;

— бужане, или дулебы (с X в. волыняне) — между Бугом и вер­ховьями Вислы.

Соседи восточных славян:

— на юге и юго-западе (Причерноморье и Балканы) — Дунай­ская Болгария и Византийская империя;

— на юго-востоке (Нижняя Волга, степи между Каспийским и Азовскими морями) — Хазарский каганат;

Читайте также:  Народы россии в первой половине 19 века

— в нижнем течении Днепра — мадьяры (венгры); их после пе­реселения на запад (к озеру Балатон) сменили в конце IX в. ко­чевники печенеги;

— на востоке от Прикамья до Средней Волги — Волжско-Камская Булгария (Болгария) с мусульманским населением — тюрки;

— на северо-востоке — меря, мурома, мещера, мордва и марийцы;

— на севере и северо-западе — лето-литовские и финно-угор­ские племена.

Основа хозяйствавосточных славян долгое время вызывала споры историков:

В. О.

Ключевский полагал, что торговля, так как славяне жили на пути «из варяг в греки» [Торговый путь «из варяг в греки», связывавший север и юг Европы, проходил от Балтийского моря по Неве и Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень и реке Ловать; далее волоком лодки тащили до верховий Днепра; по нему купцы спускались в Черное море, волоком преодолев днепровские пороги, и по прибрежным водам за­падной части Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда)].

Н. А. Рожков — охота, рыболовство и собирательство;

— современные историки вслед за С. М. Соловьевым (середи­на XIX в.) и С. Ф. Платоновым (начало XX в.) доказали, что ос­новным занятием восточных славян было земледелие. Эти выводы подтверждаются:

— материалами археологических раскопок (орудия труда, се­мена злаков и огородных культур);

— сведениями письменных источников (в частности, о раннем появлении единицы налогового обложения земледельческого характера: рало — плуг);

— лингвистическими данными (названия месяцев, соответст­вующие циклу земледельческих работ, и зерновых культур: «жито» — жизнь);

— религиозными языческими традициями славян, приносив­ших жертвы богам самым дорогим — хлебом и мясом.

Славяне высевали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо. Из огородных культур возделывали: репу, морковь, лук, капусту, го­рох. Для изготовления тканей сеяли лен и коноплю.

Разница природно-климатических условий обусловливала су­ществование двух систем земледелия у восточных славян:

– в лес­ной полосе — подсечно-огневая,

– в лесостепной — переложная.

По мере распашки земель, пригодных для выращивания урожая, и улучшения орудий труда (появление деревянного плуга с желез­ным лемехом) в южных районах к VIII в. начало распространять­ся пашенное земледелие.

Одновременно славяне занимались оседлым скотоводством. Они разводили домашних животных (лошадей, коров, овец, сви­ней) и птиц (кур, гусей, уток).

Охота, рыболовство, бортничество (добывание меда диких пчел), собирание грибов, ягод и других даров леса имели подсобное значение.

Совет

Потребности домашнего хозяйства и обороны от врагов вы­зывали необходимость создания ремесленных изделий — пред­метов быта, одежды, орудий труда и оружия. Однако ремесла: кузнечное, литейное, гончарное, ювелирное, ручное ткачество —

в VI-VII вв. еще не отделились от земледелия.

К VIII-IX вв. улучшение техники землепользования и совер­шенствование орудий труда позволяло собирать больший уро­жай. Теперь определенная часть соплеменников могла сосредо­точить свои усилия на изготовлении ремесленных изделий в от­рыве от сельскохозяйственных работ — постепенно ремесло отделялось от сельского хозяйства.

Некоторые ремесленники (особенно кузнецы и литейщики) селились отдельно, образовы­вая городища (погосты) – центры небольших округов.

Из центров, в которых население обменивало сельскохозяйственные продук­ты на ремесленные изделия, возникали города — Киев, Новго­род, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск — не менее 24, по подсчетам историков.

Отделение ремесла от сельского хозяйства и выгодное тран­зитное положение на торговом пути «из варяг в греки» вызвало появление отношений обмена и торговли, несмотря на в целом натуральный характер хозяйства, обусловленный низким уров­нем производительных сил.

В качестве эквивалента обмена у славян появились сначала кожаные (куны, резаны), а потом и серебряные деньги (гривны). Археологи находят клады византий­ских и арабских монет — свидетельство торговых связей славян.

Торговали в основном продуктами промыслов — мехами, вос­ком, медом, а также осуществляли транзитные торговые опера­ции, соединяя северные народы Балтийского региона с южными на Балканах и в Прикаспии (по волжскому пути).

В основе религии восточных славян лежало язычество — они обожествляли силы природы. Окружающий мир, по их мнению, был населен злыми и добрыми духами — упырями, русалками, лешими, домовыми и т. п.

В поклонении предкам славяне искали защиту, поэтому так распространен был культ Рода и Рожаницы — бога и богини плодородия.

Обратите внимание

Каждое племя имело свое название для богов, «заведовавших» разными силами природы и «отвечав­ших» за само существование славян. У полян:

– бог неба — Сварог;

– бог солнца и животворящих сил природы — Даждьбог

(у других племен — Ярило, Хорос);

– бог ветра — Стрибог;

– бог грозы (грома, молнии) и войны (оружия) — Перун;

– покровитель скота — Велес;

– покровительница женщин и домашнего очага — Макошь.

Язычество — религия многобожия — полностью соответство­вало демократическому состоянию славянского общества.

Основу социального устройства восточных славян в древности составляла родовая община — объединение кровных родственни­ков, совместно владеющих занимаемой территорией (земля под пашню, луга, лесные и речные угодья) и совместно (на равных) решающих важнейшие вопросы на общих сходах — вече.

Успехи в развитии хозяйства: постепенная смена подсечно-огневой и переложной систем земледелия на пашенную, появле­ние усовершенствованных орудий труда, отделение ремесла от сельского хозяйства — все это привело к изменениям в социаль­ной структуре славянского общества.

Новые черты в социальном устройстве:

— формирование соседской (территориальной) общины — мир или вервь — в результате захвата отдельными семьями участков общинной земли и появление специальных межевых знаков — знамен, обозначавших принадлежность данного участка земли определенной семье;

— возникновение частной (семейной) собственности на пахот­ную землю вместо общинной (луговые, лесные и речные угодья оставались в общественной собственности — остаток родоплеменного строя);

— постепенное складывание имущественного и социального не­равенства — свидетельство разложения родоплеменного строя;

— изменение социальной структуры: из обогатившейся (за­хват земли, военные походы) родоплеменной знати формирова­лось боярство — новый социальный слой, выделившийся из об­щины и владевший вотчинами (отчинами) — наследственными земельными владениями; для защиты от внешних врагов свобод­ные общинники выбирали военных предводителей — князей, но постепенно их власть из выборной превращалась в наследствен­ную и постоянную; отправляя суд и возглавляя религиозные культы, князья опирались на дружину — постоянную, професси­ональную военную силу.

Остатки родоплеменного строя:

— личная свобода всех общинников;

— народное ополчение;

— вечевой порядок решения важнейших общественных воп­росов.

Сосуществование новых и старых черт общественного устрой­ства создавало переходную стадию от первобытно-общинного, родоплеменного строя к классовому — период военной демокра­тии. У восточнославянских племен он совпал с VI—VIII вв. В это время складывались предпосылки для формирования государст­венности:

— успехи хозяйственного развития;

— социальные изменения;

— политические условия — межплеменные столкновения из-за стремления князей и знати к обогащению;

— желание установить контроль над торговым путем «из варяг в греки»;

— опасность набегов со стороны соседей с севера, востока и юга. Об объединениях славян на пути к государственности извест­но из разных источников:

— летописи содержат информацию о князе Кие (правил вмес­те с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью частью вос­точных славян, живших в конце V — начале VI в. в среднем тече­нии Днепра) и старейшине Гостомысле (возглавлял объединение славян в районе Новгорода);

— византийские авторы сообщают о державе волынян — союз­нице Византии в конце

VI- начале VII в.;

— арабский путешественник Ибн-Хакуль в X в. писал о трех крупных племенных объединениях: – Куяба — в среднем течении Днепра;

– Славия — около оз. Ильмень с центром в Новгороде;

– Артания — возможно, располагалась в районе Чернигова, Рязани и

Тмутаракани.

Б. А. Рыбаков, историк и археолог XX в., предположил, что в начале IX в. из племенных союзов полян и северян образо­валось сильное политическое объединение Русь. Этим именем в последующие века стало называться государство, созданное в IX—X вв. на территории Восточной Европы.

Выводы:

1) Восточные славяне в VI—VIII вв. представляли собой земледельческие племена.

2) Они находились на стадии разложения родоплеменного строя.

3) В недрах их общественного устройства — военная демократия — постепенно складывались предпосылки для образования государ­ственности, т. е. новой, более высокой формы социально-поли­тического объединения.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/11462.html

Восточные славяне и их соседи в VI-VIII вв

     К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться.      Часть славян осталась в Европе.

Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).Другая часть славян переселилась севернее – западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.

А третья часть славян, как считают учёные, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточноевропейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).Восточные же славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было.

Восточные славяне ушли двумя потоками. Одна часть славян ушла к озеру Ильмень. Позже там встанет древнейший русский город Новгород. Другая часть – к среднему и нижнему течению Днепра – там станет другой древнейший город Киев. В VI – VIII вв. славяне ещё не были одним народом.

Важно

Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120 – 150 отдельных племён. К IХ в. насчитывалось около 15 племенных союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей. Сведения о расселении восточных славян содержатся в летописи “Повесть временных лет”.

Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях — древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье.

На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки — вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.

Путь “из варяг в греки”. Морского побережья у восточных славян не было. Основными торговыми путями у славян стали реки. Они “жались” к берегам рек, особенно самой великой реки русской древности – Днепру. В IХ в.

возник великий торговый путь – “из варяг в греки”. Он связывал Новгород и Киев, Северную и Южную Европу. Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, “красной улицей” восточных славян.

Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути.

 Занятия восточных славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому с самого начала важнейшую роль в их жизни стал играть коллектив – община и роль вождя.
   Города. У восточных славян в V – VI вв. возникли города, что было связано с давним развитием торговли. Города обычно возникали у слияния рек, на высоком холме. Центральная часть города называлась кремль, детинец и обычно была окружена крепостным валом. В кремле располагались жилища князей, знати, храмы, монастыри. За крепостной стеной возводился ров, наполненный водой. За рвом располагался торг. К кремлю примыкал посад, где селились ремесленники. Отдельные районы посада, населённые ремесленниками одной специальности, назывались слободами.
   Общественные отношения. Жили восточные славяне родами. В каждом роде был свой старшина – князь. Князь опирался на родовую верхушку – “лучших мужей”. Князья формировали особую военную организацию – дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань (налоги). Походы за сбором дани назывались “полюдьем”. У восточных славян с незапамятных времён имелся обычай – все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке – вече .
    Верования восточных славян. Древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. В пантеоне славянских богов особое место занимали: бог солнца – Ярило; Перун – бог войны и молнии, Сварог – бог огня, Велес – покровитель скота. В роли первосвященников выступали сами князья, но у славян были и особые жрецы – волхвы и кудесники.

Читайте также:  Феодализм в россии

Соседи восточных славян. В VI – VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно – Европейской равнине.

В этот период хорошо вооруженные славянские дружины начинают предпринимать дальние рискованные военные предприятия.

В ходе этого движения на юг, славяне создают сильные военные союзы, объединяют свои дружины, формируют огромные речные и морские флотилии, на которых быстро передвигаются на дальние расстояния.

Совет

 А на Восточно – Европейской (Русской) равнине уже жили другие народы. На Балтийском побережье и на севере проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением.

На юге соседкой восточных славян была Византийская империя (395 – 1453 гг.) со столицей в г. Константинополе (на Руси его называли Царьград). Первые десятилетия 6 века стали по истине триумфом славянского давления на Византию.

По существу славяне начинают колонизацию византийских владений, расселяются в пределах империи.

Не имея сил сдержать этот натиск силой, византийские власти откупались от славянских нашествий территориями, богатыми дарами: золотом, драгоценными сосудами…

Одновременно идет колонизационное движение славян и в других направлениях. Из бассейна Балтики часть славянских племен двигается на запад, на земли ушедших в глубь Европы германских племен.

Другая их часть заселяет земли расположенные к востоку – по берегам озера Ильмень.

Так проходило формирование мощного славянского центра в приильменье – союза племен, которые позднее получили название новгородские словене.

На востоке и юго-востоке ситуация была иной. Там к Русской равнине примыкала Степь. Соседями восточных славян стали степные кочевники – тюрки (алтайская семья народов, тюркская группа). В те времена, народы, ведущие разный образ жизни – оседлый и кочевой, – постоянно враждовали между собой.

Обратите внимание

Кочевники жили за счёт набегов на оседлое население. И на протяжении почти 1000 лет одним из главных явлений в жизни восточных славян станет борьба с кочевыми народами Степи. Тюрки на восточных и юго-восточных границах расселения восточных славян создавали свои государственные образования.

 В середине 6 века новая волна кочевников вышла из глубин Азии – то были авары, многочисленная тюркская орда которая продвинулась в Восточную Европу вела постоянные войны с Византией и в конце концов осела на территории современной Венгрии.

Как и 200 лет назад во время гунского нашествия удару подверглись южные области восточных славян. С горечью писал позднее летописец о том что авары “примучивали” славян издевались над славянскими женщинами запрягая их в телеги вместо волов и лошадей. Славяне в течение 6-7вв.

вели с аварами постоянные войны.

На исходе 7 в. авары были разгромлены франками с тех пор начинается быстрый упадок непрочной аварской державы.

В VII – VIII вв. здесь же появляется государство других тюрков – Булгарское (Болгарское) царство. Затем Булгарское царство распалось.

Часть булгар ушла на среднее течение Волги и образовала Волжскую Болгарию.

Другая часть булгар откочевала на Дунай, где была образована Дунайская Булгария (позже пришлые тюрки были ассимилированы южными славянами. Возник новый этнос, но он взял себе имя пришельцев – “болгары”).

Степи южной Руси после ухода булгар заняли новые тюрки – печенеги.

В середине 7 в. Азия бросила в Поволжье Северное Причерноморье, на Северный Кавказ новые кочевые тюркские орды – хазар которые на несколько столетий стали опасными соседями восточных славян.

Часть восточнославянских племен оказались в зависимости от государства хазар – Хазарского каганата чей центр сначала размещался на Северном Кавказе а позднее переместился в устье Волги где располагалась хазарская столица Итиль. Но хазарское нашествие затронуло славянские земли лишь краем. Вскоре между землями восточных славян и хазарами установились соседские отношения.

Важно

Через Хазарию шла славянская торговля с Востоком. Мирные отношения перемежались военными конфликтами: славяне стремились освободить свои юго-восточные территории левобережье Днепра от хазарского владычества.

Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 117; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник: https://studopedia.net/9_51813_vostochnie-slavyane-i-ih-sosedi-v-VI-VIII-vv.html

Восточные славяне в VI—VIII вв

Главная » Статьи » Статьи » Археология

Восточные славяне в VI—VIII вв.

 В VI в. часть Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Днепра занимала пражская культура, уходившая корнями в пшеворскую. На западе она охватывала территорию современных Польши, Чехии, Словакии, Австрии, частично восточной Германии, Югославии. Славянская принадлежность этой культуры бесспорна: она сложилась на территории, где, согласно письменным источникам, в VI в. расселялись славяне. Поселения пражской культуры невелики, большинство их не укреплено. Укрепленные городища пражского типа появляются лишь в VII в. Тип жилища — полуземлянки с каменными печами. Сородичей хоронили в бескурганных могильниках по обряду трупосожжения. Позднее появляются курганы. Основной археологический материал культуры — глиняная лепная посуда так называемого пражского типа.  Пражская культура, вероятно, объединяла ряд родственных племен. Уже в конце VI в. к югу от Припяти и до Днестра, в северо-западных областях Украины и южных областях Белоруссии существовал особый вариант пражской культуры. Он получил название культуры корчак — по древнему поселению у с. Корчак под Житомиром. Здесь несколько поселений вместе располагались на приречных мысах. Такие группы поселений открыты у с. Корчак, Тетеревка, Райки и в других местах. Люди жили в полуземлянках, внутри находилась печь, сложенная из камней и глины. В VII в. появляются небольшие, круглые в плане городища, укрепленные невысоким валом: Хотомель, Бабка, Хильчицы. 
Известны могильники двух типов: грунтовые и курганные. Основной обряд погребения — сожжение. Бескурганные урновые сожжения открыты на всем пространстве культуры. Урны ставили в неглубокие ямки, покрывали каменной плитой или глиняной сковородкой. В курганах же погребались останки трупосожжения, произведенного на стороне. Курганы больше встречаются на восточной и юго-восточной окраинах ареала. 
Для культуры корчак характерна неорнаментированная посуда, специфическая по форме. Это мелкие, расширяющиеся в верхней части сосуды с коротким прямым или слегка отогнутым венчиком. Среди образцов посуды миски и глиняные сковородки. На поселениях довольно часто находят глиняные биконические пряслица. На основании археологических данных, а также данных славянской топонимики и летописных сведений культуру корчак связывают с существовавшим у восточных славян большим союзом племен дулебов, из которых вышли волыняне, древляне, дреговичи и поляне.

 Рядом находилась область пеньковской культуры: на Днепре и его притоках, в междуречье Днестра и Прута, на Южном Буге. Пеньковские древности представлены в основном поселениями. Жилища, открытые на этих поселениях, разнообразны: наземные, углубленные прямоугольные с очагом или печью-каменкой, округлые.

Могильники обнаружены лишь в немногих пунктах — около с. Андрусовка на Днепре и около с. Дмитриевка на Северском Донце, где найдены останки сожжений, а также сравнительно много украшений, датированных VI—VIII вв. 
Основную массу находок на поселениях пеньковского типа составляют керамические комплексы.

Преобладает лепная посуда различных типов: серая гончарная, посуда с округлым и биконическим туловом, расширяющимся посередине, горшки с округлыми плечиками. В начале VII в. началось передвижение с севера носителей культуры типа корчак.

Местное население было ассимилировано, но элементы пеньковской культуры сохранялись вплоть до VIII в.
В третьей четверти I тысячелетия н. э. обозначился перелом в социально-экономическом развитии славянских племен.

Резко увеличилось количество железных орудий труда, прежде всего земледельческих, возникли металлургические центры, распространилась керамика, изготовленная на гончарном круге.

 
В это время славяне расширяли свою территорию к северу — в верховья Днепра, в бассейн Западной Двины и осваивали смежные с Поднепровьем земли, а также Волго-Окский бассейн. Однако на вновь осваиваемых славянами землях в ряде мест оставалось местное население — балтское и финно-угорское на северо-востоке.

 Вероятно, что в последней четверти I тысячелетия н. э. Киевское Поднепровье, Гомелыцину, Могилевщину и земли по Десне населяли прямые потомки зарубинецких племен. Постепенно изменяясь, позднезарубинецкая культура приобретала черты славянской раннесредневековой культуры.

Совет

Эти процессы изучены по материалам Новобыковского и Нижнетошицкого могильников и Колочинского городища на Гомельщине. Такой же процесс перерастания позднезарубинецкой культуры в раннеславянскую шел на Десне и Сейме.

 
В Верхнем Поднепровье на землях балтов, куда расселились славяне, известны также археологические памятники середины и второй половины I тысячелетия н. э., которые сочетают в себе как славянские, так и балтские элементы. Примеры такого типа — смешанные культурные древности на Лахтеевском и Демидовском городищах около Смоленска.

 
В культуре балтов распространяются славянские элементы: посуда, железные предметы. К концу I тысячелетия н. э. культура балтов приобрела славянский облик. Очевидно, к этому времени балты утратили и свой язык.

 
Таким образом, восточнославянская культура в середине и третьей четверти I тысячелетия н. э.

была явлением новым, сложившимся уже после крушения Рима, в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие достижения предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы.

 В середине и второй половине I тысячелетия н. э. в результате расселения древних славян на территории балтов и разложения первобытно-общинных отношений складываются новые образования — территориально-политические союзы, знаменующие собой конец первобытной истории и процесс зарождения феодальных отношений.

 
Восточнославянские объединения конкретно упоминаются в «Повести временных лет». Они стали называться по племенам, возглавлявшим их. Внутри союзов складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о своей территории. В верховьях Днепра в это время создается объединение славянских племен — кривичей.

Их этническим признаком являются височные кольца с завязанными концами, которые находят в курганах X в. 
На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри — в них помещались останки трупосожжения.

Обратите внимание

В верховьях Немана и по Березине в болотистом полесье обитали дреговичи, по Сожу и Десне — радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились на большой территории северяне, к юго-западу от них, по Южному Бугу — тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории по Ладоге и Волхову жили словены.

Многие из этих племенных союзов, особенно северные, существовали и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.

 
Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Еще в конце XIX в. археолог А.А. Спицын заметил, что височные кольца — часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, — весьма специфичны.

По височным кольцам достаточно хорошо изучена территория расселения вятичей, кривичей, полян, северян и других племенных объединений.

В могилах племенного объединения радимичей височные кольца были семилучевые — от нижнего полукруга кольца отходило семь лучей; у древлян они были сделаны в виде перстня; северяне височные кольца делали из проволоки, загнутой внизу в плотную плоскую спираль; дреговичи украшали их приделанными бусинками из медных шариков; височные кольца вятичей были семилопастными — состояли из семи плоских лопастей, припаянных к нижней части кольца.

 Конец VIII в. на левобережье Днепра и в междуречье среднего течения Днепра и Верхнего Дона представлен археологическими памятниками роменско-боршевской культуры. Ее характеризуют полностью раскопанное Новотроицкое городище на р. Псел в Сумской области, городища Титчиха и Боршевское в Воронежской области. Поселения были расположены на высоких мысах, укреплены валом и рвом.

Читайте также:  Направления внутренней политики xviii-xix веков

Люди жили в полуземлянках с бревенчатыми стенами. Внутри жилищ были устроены глинобитные печи. Рядом с жилым помещением находились ямы для хранения зерна. По остаткам зерен на дне ямы установлено, что жители поселков сеяли пшеницу, ячмень, рожь, просо. Земледелие было плужным: на поселениях найдены плужные ножи и лемехи.

Хлеб убирали железными серпами, а зерно размалывали ручными жерновами. Здесь разводили коров, лошадей и свиней. В культурных слоях поселений найдены привозные вещи и среднеазиатские монеты, свидетельствующие о развитии торговых связей. 
Несколько отличались по своей планировке городища в верховьях Дона. Например, древнее славянское поселение у с.

Важно

Боршево состояло более чем из 200 небольших прямоугольных жилищ, в которых селились отдельные семьи. Стены выкладывали из деревянных плах, в углу ставили каменную печь. Хозяйственный комплекс включал в себя жилой дом, хлебные ямы, погреба и ремесленную мастерскую. 
Роменско-боршевская культура имеет ряд особенностей.

Во-первых, ее лепная посуда особых форм, часто украшена по плечикам геометрическим узором из отпечатков гребенчатого штампа или узором в виде перевитои веревки.

Такой тип посуды отличается от распространенного в правобережном Приднепровье одновременно с ним, и от более древней посуды, во-вторых роменско-боршевские поселения занимали отроги высоких и крутых р берегов, укреплялись валом и рвом, в то время как на остальной территории поселения были неукрепленными.

 
Многие предметы роменско-боршевской культуры имеют прямые аналоги в культуре Древнерусского государства. 
В VIII в. на правобережье Днепра, на Житомирщине, складывается лука-райковецкая культура, унаследовавшая достижения пражской культуры, основной археологический материал — керамика: горшки со слабовыпуклым туловом и глиняные сковороды.

Сначала керамика была лепная, без орнамента, позже появился гончарный круг, сосуды стали украшать параллельными на резными линиями. Орнамент типичный для восточнославянской керамики. Для этой культуры характерны неукрепленные поселения, расположенные на небольших возвышенностях. Хорошо изучено поселение у с. Райки в Житомирской области.

Жилища представлены полуземлянками, внутри которых были печи из камня и глины. 
Отмеченные особенности в культуре славян возникли, по-видимому, при взаимодействии с другими этносами, на территории которых расселились славяне. Так, восточные балты во второй половине I тысячелетия н. э.

как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян. Развитие этих территориально-политических союзов шло по пути превращения их в государственные образования.
В ходе раскопок установлено, что уровень развития производительных сил на обширной территории расселения восточных славян не был одинаковым.

У славянских племен, обитавших в лесостепной и степной зонах юга России, в Среднем Поднепровье в первые века I тысячелетия н. э. было развито производительное пашенное земледелие, они знали основные виды зерновых и огородных культур. У обитателей лесной зоны существовало трудоемкое и малопроизводительное подсечное земледелие, орудиями которого были топор, косарь (большой нож для рубки кустарника) и мотыга. Позже распространяется соха. Различие между плугом и сохой, этими двумя основными сельскохозяйственными орудиями производства, состоит в том, что соха рыхлит землю, а плуг отрезает и переворачивает пласт.

Совет

 
Таким образом, процесс развития хозяйства и разрушения первобытно-общинных отношений протекал наиболее интенсивно на юге восточнославянских земель, в районе Среднего Поднепровья, где политическая обстановка в соседних степях стимулировала образование государства. В этом процессе — сложения Древнерусского государства у восточных славян — приняли участие племена, известные по корчажской, лука-райковецкой, роменско-боршевской культурам.

 vk.com/rus_kievskaya

Категория: Археология | Добавил: admin (05.04.2016)

Источник: http://biblio-klad.ru/publ/stati/arkheologija/vostochnye_slavjane_v_vi_viii_vv/16-1-0-384

3. Восточные славяне в VI-VIII вв

Вопрос о происхождении восточнославянских племен, обитавших в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы, названия и территория расселения которых хорошо известны по сообщениям Повести временных лет (начало XII в.), тесно связан с проблемой формирования достоверных раннеславянских культур.

Как мы знаем, ни одна из земледельческих археологических культур раннего железного века и первой половины I тыс. н.э., чьи памятники исследованы на обширных лесостепных пространствах, не являлась чисто славянской – население каждой из них было неоднородным и состояло из различных этнических компонентов. [3, c.

410]

В VI в. значительную часть Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Днепра занимала пражская культура, связанная своими корнями с пшеворской.

Западная ее часть размещалась на территории современных Польши, Чехии, Словакии, Австрии, частично восточной Германии, Югославии. Славянская принадлежность этой культуры бесспорна: она сложилась на территории, где, согласно письменным источникам, в VI в.

расселялись славяне. Поселения пражской культуры невелики, большинство их не укреплено. Укрепленные городища пражского типа появляются лишь в VII в. Люди жили в полуземлянках с каменными печами, хоронили своих сородичей в бескурганных могильниках по обряду трупосожжения.

Позднее появляются курганы. Основной археологический материал этой культуры – глиняная лепная посуда так называемого пражского типа. [7, c.349]

Пражская культура является практически единственной культурой, чья принадлежность ранним славянам является общепризнанной. [3, c.410]

Пражская культура занимала обширную территорию и, вероятно, объединяла ряд родственных племен. Уже в конце VI в.

Обратите внимание

к югу от Припяти и до Днестра, в северо-западных областях Украины и южных областях Белоруссии возник особый вариант пражской культуры, получивший название культуры корчак по древнему поселению у с. Корчак под Житомиром. Она существовала в основном в VI – VII вв.

Главными памятниками являются поселения и могильники. Поселения по площади невелики. Они располагались на приречных мысах, по нескольку поселений вместе. Такие группы поселений открыты у с. Корчак, Тетеревка, Райки и в других местах.

Люди жили в полуземлянках, внутри которых имелась печь, сложенная из камней и глины. В VII в. появляются небольшие, круглые в плане городища, укрепленные невысоким валом: Хотомель, Бабка, Хильчицы. [7, c.350]

Известны могильники двух типов: грунтовые и курганные. Основной обряд погребения – сожжение. Бескурганные урновые сожжения известны по всему ареалу распространения культуры.

Урны ставились в неглубоких ямках, покрывались каменной плитой или глиняной сковородкой. В курганах же погребались остатки трупосожжения, произведенного на стороне.

Курганы больше известны на восточной и юго-восточной окраинах ареала. [3, c.414]

На основании археологических данных, а также данных славянской топонимики и летописных сведений культуру корчак связывают с существовавшим у восточных славян большим союзом племен дулебов, из которых вышли исторически известные волыняне, древляне, дреговичи и поляне. [7, c.350]

В раннем средневековье, в V – VI вв., появляются колочинские памятники, являющиеся наиболее чистым продолжением киевской культуры. Возникают пеньковские памятники, представляющие собой, вероятно, результат взаимодействия киевской и черняховской культур.

Распространяются памятники пражской культуры, при создании которой ведущую роль, по-видимому, играли отдельные группы пшеворской культуры и оказывали влияние местные культуры черняховская и карпатских курганов (Схема взаимодействия различных компонентов при сложении археологических культур.

Составитель И.П. Русанова). [4, c. 193]

Важно

Таким образом, раннеславянская, восточнославянская культура в середине и третьей четверти I тысячелетия н.э. была явлением новым, сложившимся уже после крушения Рима, в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие достижения предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы. [7, c.351]

В середине и второй половине I тысячелетия н.э. в результате расселения древних славян на территории балтов и разложения первобытнообщинных отношений складываются новые образования – территориально-политические союзы, знаменующие собой конец первобытной истории и начало сложения феодальных отношений.

Восточнославянские объединения упоминаются как вполне конкретные образования в “Повести временных лет”. Они стали называться по возглавлявшим их племенам. Внутри этих союзов складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о своей территории. В верховьях Днепра в это время создается объединение славянских племен – кривичей.

Их этническим признаком являются височные кольца с завязанными концами, которые находят в курганах X в. [7, c.352]

На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях распространены курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри – в них помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом полесье жили дреговичи, по Сожу и Десне – радимичи.

В низовьях Десны, по Сейму расселялись, занимая довольно большую территорию, северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории по Ладоге и Волхову жили словене.

Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.

Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Еще в конце прошлого века археолог А.А.

Совет

Спицын заметил, что височные кольца – специфические, часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, – различны на разных территориях расселения славянских племен.

По височным кольцам достаточно хорошо изучена территория расселения вятичей, кривичей, полян, северян и других племенных объединений.

В могилах племенного объединения радимичей височные кольца были семилучевые: от нижнего полукруга кольца отходило семь лучей, у древлян они были сделаны в виде перстня, у северян височные кольца делались из проволоки, загнутой внизу в плотную плоскую спираль, у дреговичей украшались приделанными бусинками из медных шариков, у вятичей они были семилопастными, состоящими из семи плоских лопастей, припаянных к нижней части кольца. [7, c.353]

В конце VIII в. на левобережье Днепра и в междуречье среднего течения Днепра и Верхнего Дона сложилась и просуществовала несколько веков роменско-боршевская культура. Памятниками этой культуры являются полностью раскопанное Новотроицкое городище на р. Псел в Сумской области, городища Титчиха и Боршевское в Воронежской области.

Поселения были расположены на высоких мысах, укреплены валом и рвом. Люди жили в полуземлянках с бревенчатыми стенами. Внутри жилищ были устроены глинобитные печи. Рядом с жилым помещением находились ямы для хранения зерна. По остаткам зерен на дне ямы установлено, что жители поселков сеяли пшеницу, ячмень, рожь, просо.

Земледелие было плужным: на поселениях найдены плужные ножи и, лемехи. Хлеб убирали железными серпами, а зерно размалывали ручными жерновами. Установлено, что население разводило коров, лошадей и свиней. В культурных слоях поселений найдены привозные вещи и среднеазиатские монеты, свидетельствующие о развитии торговых связей.

[7, c.354]

Роменско-боршевская культура существовала и в начальный период образования Древнерусского государства – Киевской Руси. Многие типы вещей роменско-боршевской культуры имеют прямые аналогии в культуре Древнерусского государства.

Отмеченные особенности в культуре славян возникли, по-видимому, не без влияния других этносов, на территории которых расселились славяне. Так, восточные балты во второй половине I тысячелетия н.э.

Обратите внимание

как бы “вросли” в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян.

Развитие этих территориально-политических союзов шло по пути превращения их в государственные образования. [7, c.355]

Таким образом, славянская этническая общность складывалась постепенно на протяжении длительного времени. В V – VI вв.

славяне не только имели общий язык и вполне самобытную культуру, распространенную по огромной территории, но были уже при этом разделаны на несколько групп со своими этнографическими особенностями.

Во всяком случае, к рубежу нашей эры их предки должны были представлять собой группу родственных племен, обладающих вполне определенными самобытными чертами.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/21710

Ссылка на основную публикацию