Воинствующий мюридизм на кавказе

Воинствующий мюридизм на Кавказе

Шамиль. К 30-м годам XIX в. идеология мюридизма оформилась в воинствующее течение, которое довело до крайности религиозную нетерпимость и под видом выполнения требования «священной войны» создало фанатичных врагов России, слепых исполнителей воли своего главы—имама.

Используя темноту и отсталость населения некоторых, наиболее глухих районов Восточного Кавказа, в том числе и Дагестана, руководители мюридов — имамы организовали борьбу против России; наибольшей известностью пользовался имам по имени Шамиль.

Он вёл в течение 25 лет (1834—1859) борьбу против России и преданных ей народов Кавказа.

Обратите внимание

Установив связь с Турцией, признав турецкого султана своим верховным повелителем (падишахом), Шамиль также имел контакт с действовавшими на Ближнем Востоке англичанами, в частности с английским генералом Вильямсом, который возглавлял оборону турецкой крепости Каре в годы Крымской войны и выполнял задания Турции и англичан.

С большим трудом Шамилю и его мюридам удалось обосноваться на сравнительно небольшой горной территории Чечни и Дагестана, где и был ими установлен террористический режим, связанный с обременительными налогами, многочисленными повинностями и насильственной мобилизацией населения для борьбы против русских войск, окружавших со всех сторон эту территорию.

Требуя от горцев строгого выполнения предписаний чуждого им мусульманского закона «шариата», проводя при помощи мюридов борьбу с остатками патриархальной демократии, Шамиль и его помощники-наибы старались перестроить весь быт горцев на религиозный лад, рассчитывая таким путём установить классовое господство феодальных элементов и создать необходимые условия для порабощения и зака­баления народных масс.

В течение 25 лет Шамиль при помощи отрядов и насильно мобилизованных горцев вёл борьбу против России, отстаивая не интересы простых горцев, а интересы феодальной верхушки и поддерживавшей его султанской Турции. Созданный Шамилем своеобразный теократический режим был крайне непрочным и не имел своей экономической базы; его раздирали внутренние противоречия.

Не желая вести борьбу против русских, горцы целыми районами восставали против мюридов, изгоняя их из своих аулов. Так, в 1839 г. Шамиль был вынужден вовсе покинуть Дагестан и ушёл в Чечню, где и обосновался, совершая карательные экспедиции в Дагестан и соседние земли.

Мюриды строго преследовали горцев за всякую попытку сближения и торговли с русскими поселенцами, равно как и народами Кавказа, отказавшимися присоединиться к Шамилю.

Ориентация на султанскую Турцию никогда не была популярной среди народов Кавказа, привыкших видеть в турках непримиримых врагов и завоевателей, всегда стремившихся расхищать и разрушать их хозяйство, попирать их культуру, унижать их национальное достоинство.

Политика, направленная на отрыв Кавказа от России и подчинение его тем, кто сотни лет истреблял кавказские народы, была глубоко враждебной и чуждой этим народам. Вот почему деятельность Шамиля и его мюридов во имя этой политики не могла быть прогрессивной и освободительной. Она носила реакционный характер.

Важно

Основная масса горцев Кавказа не пошла за Шамилем, а среди тех, кто вначале примкнул к мюридизму, уже в 1840 г. началось обратное движение.

Горцы убедились в том, что наибы и мюриды Шамиля — жестокие и корыстолюбивые вымогатели, защитники интересов эксплуататоров, готовые предать народ его вековому врагу ради благополучия кучки беков и ханов.

Несмотря на неоднократные попытки, Шамилю так и не удалось привлечь на свою сторону кабардинцев, осетин и кумыков. Решительный отпор мюриды встретили при попытке .

прорваться в Азербайджан и Грузию, где были созданы особые отряды милиции, героически защищавшие свою землю. Особенно памятен грузинскому народу разгром мюридов в 1854 г.

, когда Шамиль ворвался в Грузию, чтобы выйти навстречу турецким войскам Омар-паши, высадившимся в Мегрелии.

Н. А. Добролюбов правильно определил антинародный характер мюридизма. Разоблачая в одной из статей угнетательскую политику царизма на Кавказе, Н. А.

Добролюбов вместе с тем показал, что Шамиль вовсе не был выразителем интересов народных масс: «Управление Шамиля казалось тяжело для племен, непривыкших к повиновению, а выгод никаких от этого управления они не находили.

Напротив, они видели, что жизнь мирных селений, находящихся под покровительством русских, гораздо спокойнее и обильнее.

Совет

Следовательно, им представлялся уже выбор — не между свободой и покорностью, а только—между покорностью Шамилю, без обеспечения своего спокойствия и жизни, и между покорностью русским, с надеждою на мир и удобства быта. Само собой разумеется, что рано или поздно выбор их должен был склониться на последнее».

Повсеместный отход от мюридизма горцев Дагестана, неудачи в борьбе против объединённых сил горских народов и русских войск, провал попыток интервентов вторгнуться в пределы Кавказа в годы Крымской войны (1853—1856) — всё это говорило о крахе движения мюридизма.

При таких условиях Шамиль с остатками мюридов очутился в 1859 г. в последнем прибежище, в горном ауле Гуниб, и, поняв безнадёжность своего положения, сложил оружие и сдался в плен.

Если на этом была закончена борьба на Восточ­ном Кавказе, то в северо-западной его части, примыкающей к Тамани, на территории между рекой Лабой и Чёрным морем, среди племён адыгов, шапсугов и др. борьба ещё продолжалась вплоть до 1864 г.

Этот район был в годы войны облюбован для высадки англо-турецкого десанта, и здесь особенно энергично действовали английские и турецкие эмиссары, усиленно подбивавшие местных феодалов и шамилевского наиба Мухаммеда Амина на борьбу против России.

Потерпев и здесь полную неудачу, иностранные государства, стремясь обезлюдить Кавказ, спровоцировали местных феодалов на переселение с подвластными им племенами в Турцию.

При попустительстве царского правительства, надеявшегося таким путём избавиться от воинственного населения и овладеть его землями, около 400 тыс. человек отправились на новое жительство в незнакомую и враждебную им Турцию.

Со стороны султанских властей горцы встретили самое бесчеловечное отношение — они были ограблены и поставлены в такие условия, что большая часть их гибла от голода и эпидемий.

Туркам удалось сформировать из остатков горцев карательные отряды, направленные на Балканы и в Сирию; горские женщины и дети были проданы в рабство. Только сравнительно незначительной части горцев удалось после жестоких страданий и притеснений вырваться из турецкой неволи и вернуться на родной Кавказ.

Обратите внимание

Несмотря на явную неудачу перетянуть горцев на свою сторону, Турция и её иностранные вдохновители продолжали в течение всей второй половины XIX в. возбуждать племена горцев, выдавая интересы турецкого султана и мусульманской религии за интересы народов Кавказа.

Окончившееся полной неудачей выступление Шамиля ещё раз показало, что народы Кавказа решительно и твёрдо стоят за дружбу с русским народом и вместе с ним хотят бороться против царизма и своих врагов, против реакционных замыслов иностранных государств, направленных на отрыв Кавказа от России и превращение его в турецкую провинцию. Народы Кавказа, связав свою судьбу с великим русским народом, получили в его лице могучего защитника, обеспечив тем самым широкую возможность для своего дальнейшего развития.

Источник: https://histerl.ru/periudi_istorii/narodi_rossie_v_pervoi_polovine_19_veka/voinstvuychie_myridixm_na_kavkaze.htm

Мюридизм и Имамат Шамиля – первое общее кавказское государство (часть I)

История Кавказской войны насчитывает несколько десятилетий. Российской колонизации Северного Кавказа оказывали в той или иной степени сопротивление представители всех его народов, при этом разные общества и ополчения горцев зачастую сражались отдельно и независимо друг от друга, а порой и враждовали между собой.

Тем не менее, необходимость противостоять общему врагу и исповедание одной религии уже с конца XVIII в. заставляли кавказцев, принадлежавших к разным народам, задумываться о том, что следует консолидировать свою борьбу. В 1785 г.

молодой имам Мансур из чеченского села Алды призвал все народы Кавказа объединиться против российского наступления, мотивируя это тем, что все мусульмане равны независимо от национальной принадлежности. Под знаменами Мансура поднялись на борьбу чеченцы, кумыки и народы Дагестана, кабардинцы и ногайцы, карачаевцы и адыги.

Действуя при поддержке дислоцировавшихся тогда на Черноморском побережье Кавказа османских войск, поддерживая связь со сражавшимися с российской армией в Казахстане ополченцами Сырыма Датова, воины Мансура смогли приостановить колониальную экспансию на юг. После того как Мансур в 1791 г.

попал в плен, горский союз, при своих широких масштабах оказавшийся непрочным, распался. Но продолжавшаяся война по-прежнему заставляла наиболее дальновидных лидеров сопротивления искать пути к единению.

Особенно стойко идеи кавказского мусульманского единства сохранялись в Дагестане, где не только находились главнейшие центры исламского просвещения на Кавказе, но и проживает несколько десятков разных народностей. Дагестан же был в силу природных особенностей, географического положения (через него издревле проходил торговый путь, связывающий Европу и Азию) самой богатой и культурно развитой областью Северного Кавказа.

С начала XIX в. в Дагестане получило широкое распространение религиозно-политическое движение, получившее в историографии название мюридизм. Духовной базой для него стало учение суфийского направления (суфизм – мистическое течение в Исламе) накшбандия (от имени основателя Бахауддина Накшбанди из Средней Азии).

Важно

Согласно накшбандийскому учению, верующий может духовно совершенствоваться, выполняя религиозные обряды за своим наставником, который находится на более высокой духовной степени.

Получая от того религиозные знания и беспрекословно повинуясь ему во всем, такой послушник, называемый муридом (в турецкой транскрипции «мюридом»), постепенно переходит на более высокую духовную ступень, затем еще выше, и еще выше.

А шейхи – лидеры накшбандийского общества, по представлению своих последователей, могут самолично вступать в контакт с высшими силами. Накшбандия учила мусульман полному отречению от всего мирского ради достижения милости Аллаха, от всех пристрастий и убеждений бренного мира, в том числе национальных интересов.

Ради духовного очищения мюрид должен был быть готов по первому указанию своего наставника оставить имущество, семью, близких, пожертвовать собой ради общего дела мусульман.

В условиях, когда российская армия систематически вторгалась в горы, разрушая целые селения, убивая и захватывая в плен мирных людей, угоняя скот, а местные правители, не желавшие жертвовать своим богатством, постоянно вступали в сговор с российской колониальной администрацией, позволяли свои селения превращать в русские крепости, накшбандийские идеи находили широкий отклик в сердцах дагестанских мусульман. Людей, желавших до последнего сражаться за свободу своей земли, привлекала присущая суфийскому обществу организованность, твердая дисциплина, единство и братство всех его членов.

Накшбандийские вожди – имамы, призывали к войне с Россией до победного конца, к отказу от всех внутренних распрей и всех преходящих благ этого мира (богатства, власти, не связанных с религией убеждений и принципов) ради построения единого и справедливого мусульманского общества.

Один из первых идеологов мюридизма шейх Мухаммед Ярагинский говорил: «Лишь религиозный закон правит людьми – все правоверные равны перед Богом. Не может быть чьих-то рабов или подданных».

Согласно исламскому вероучению, только Бог, создавший людей и всю Вселенную, может знать, что справедливо, а что нет, поэтому все люди должны следовать только тем законам, которые Бог низвел в Писании (Коране) – шариату.

Совет

Строгое и неукоснительное соблюдение шариата во всем является непременной обязанностью и простого мусульманина, и правителя целой страны, которому в противном случае никто не должен подчиняться. Накшбандийская община быстро стала в Дагестане государством в государстве, идеологически более сильным, чем все традиционные правители горной страны.

Дагестан к началу активной деятельности накшбандийских мюридов был поделен на несколько самостоятельных феодальных государств, из которых самым богатым и сильным было Аварское ханство со столицей в Хунзахе, и демократических горных обществ. За время наместничества на Кавказе царского генерала А.

Ермолова российские власти привели всех дагестанских правителей к присяге на верность русскому императору, однако это вызвало крайнее недовольство народного большинства, так как помимо обычных налогов, которые народ искони платил ханам и шамхалам, теперь пришлось еще уплачивать тяжелые подати в российскую казну.

Выйдя из подчинения дагестанских властей, мюриды повели самостоятельную борьбу с российской колонизацией, воодушевленные стремлением заслужить очищение души перед Аллахом и установить на своей земле исламское правление.

Всецелая преданность идеалам и привычка беспрекословно повиноваться единому вождю – имаму, сделала их гораздо более грозным противником для российских войск, чем воевавшие до того плохо организованные, недовольные своей властью традиционные горские ополчения. В 1830 г.

, при имаме Гази-Мухаммеде, мюриды попытались захватить столицу Аварского ханства Хунзах, чтобы окончательно установить на аварской земле шариатское правление. С большим трудом ханскому войску, возглавляемому матерью ханов Паху-бике, удалось отразить их натиск. Но это отнюдь не означало, что дагестанское сословие феодалов сумело остановить падение своего влияния.

В 1831 – 1832 гг. войскам Гази-Мухаммеда удалось нанести ряд тяжелых ударов по дислоцировавшимся в предгорной зоне российским войскам как в самом Дагестане, так и за его пределами.

Мюриды угрожали даже крепости Владикавказ в Осетии, откуда начиналась Военно-Грузинская дорога – главный путь, связывавший русские владения на Северном Кавказе и, по сути, саму Россию с Грузией и центром российского наместничества Тифлисом (Тбилиси). В 1832 г.

российским войскам под командованием барона Розена удалось окружить Гази-Мухаммеда с шестьюстами мюридами в родном селении Гимры.

Обратите внимание

В ходе жестокого боя, продолжавшегося целый день, отряд имама был наголову разбит, сам Гази-Мухаммед до последнего отстреливался, блокированный в каменной башне, а затем был заколот штыками при отчаянной попытке прорваться. После смерти Гази-Мухаммеда накшбандийская община избрала имамом Гамзат-бека.

Читайте также:  Влияние передовой культуры русского народа на культуры братских народов россии. общение литератур братских народов.

Во главе с ним мюриды предприняли в 1834 г. вторую попытку захвата власти в Аварском ханстве и штурма Хунзаха. На этот раз штурм оказался удачным, ханы-соправители Нуцал и Умма, а через некоторое время и их мать – фактическая правительница аварской земли, Паху-бике были убиты. Гамзат-бек провозгласил себя правителем Дагестана.

Через некоторое время он, однако, был убит восставшими жителями Хунзаха. Тем не менее, после гибели ханского семейства большинство дагестанских обществ присягнуло на верность новому имаму – бывшему заместителю Гамзат-бека и другу детства Гази-Мухаммеда Шамилю. Хунзах избежал повторного захвата мюридами только потому что туда вошел русский гарнизон. Из столицы аварского государства он был превращен в обыкновенную российскую крепость.

Первые годы после разгрома феодального правительства страны аварцев мюриды во главе с Шамилем в основном занимались тем, что укрепляли свою власть в Дагестане. Непокорные селения осаждались и брались штурмом, после чего в них принудительно вводились законы шариата.

Но основная часть горского населения признавала над собой шариатскую власть добровольно. Скоро большинство территории Дагестана, населенного самыми разными народами, превратилось в единое исламское государство – имамат.

Опасаясь, что призывы к единой борьбе с российской экспансией ради Аллаха охватят и соседние с Дагестаном кавказские области, царская администрация заложила в предгорьях на реке Сулак – рядом с землей аварцев, крепость Темир-хан-Шура (современный город Буйнакск).

Тем не менее, идеи мюридизма уже широко распространялись в соседней с Дагестаном Чечне. Все приграничные с Дагестаном русские крепости подвергались регулярным атакам на всех направлениях.

Своей ставкой и по сути столицей дагестанского исламского государства Шамиль сделал крепость Ахульго на высокой скале над большой и бурной рекой Аварское Койсу. В конце мая 1839 г. русская армия во главе с самим главнокомандующим дислоцирующимися на Кавказе российскими войсками П.

Важно

Граббе выступила из крепости Внезапной в Северный Дагестан и после нескольких ожесточенных сражений подошла к Ахульго. В течение почти трех месяцев непрерывных боев, штурмов и артиллерийских обстрелов российские войска смогли захватить и разрушить крепость, Шамиль с пятилетним сыном Гази-Мухаммедом на плечах по веревке спустился со скалы в ущелье Аварского Койсу. Российская администрация вынудила его принести присягу верности императору и взяла в аманаты (заложники) его семилетнего сына Джамалу-д-Дина.

После разгрома при Ахульго Шамиль переселился к своим сторонникам в недавно приведенную к российской присяге Чечню – в отдаленное горное селение Шубут. Из-за летней засухи и не прекращающихся военных действий зимой 1840 г. во всей горной части Северного Кавказа начался голод.

Царская администрация, решив надежнее «нейтрализовать» живших в труднодоступных горах чеченцев, которых защищали еще покрывавшие горы лесные дебри, под видом облегчения положения голодающих предложила им уплачивать подати не деньгами, а оружием. Чеченцы отказались разоружаться, и российские войска перекрыли дороги, по которым в Чечню ездили торговцы хлебом.

Чеченцы начали собираться в ополчения для прорыва российской блокады. Вождем был вновь избран Шамиль.

Летом 1840 г. для повторного приведения чеченцев к покорности из крепости Грозной (современный город Грозный) выдвинулась мощная экспедиция российских войск под командованием генерала Галафеева.

После нескольких первых успехов экспедиция понесла тяжелые потери при штурме чеченских лесных укреплений на реке Валерик и, хотя стратегически сражение было выиграно русской армией, она вынуждена была, подвергаясь постоянным налетам и обстрелам горских воинов, отступить обратно.

Неудачей закончилась и новая попытка оружием принудить Чечню к российской присяге в 1842 г., снова возглавляемая главнокомандующим П. Граббе.

В 1843 г. Шамиль вернулся в Дагестан и вновь поднял мюридов на борьбу. В течение лета и осени мюриды во главе с ним захватили все российские укрепления в горах, кроме Хунзаха. Вновь почти весь Дагестан под единым началом имама поднялся на борьбу против российской колонизации.

Совет

Только при попытке выйти на равнину в земле кумыков войска Шамиля, уязвимые для русской артиллерии в открытом бою, потерпели поражение и отступили в горы. В июле 1845 г. лично царский наместник на Кавказе князь М. Воронцов повел войска в Чечню с целью захватить новую ставку Шамиля селение Дарго.

После долгого, изнурительного и кровопролитного продвижения через горно-лесные укрепления чеченцев, в непрерывных сражениях и с огромными потерями российская армия подошла к Дарго и затем в ходе ожесточенных уличных боев заняла селение. Сам наместник едва не погиб под горскими пулями.

После того как было израсходовано продовольствие, командование экспедиции приняло решение отступать обратно на свою укрепленную линию. В течение десяти дней, теряя солдат под постоянными атаками горцев, российские войска с боями отходили из лесистых гор Чечни.

Шамиль, неудовлетворенный тем, что неприятель все-таки смог войти в Дарго, перенес свою ставку в находящееся в глубине чеченских гор, недалеко от ведущей в Дагестан дороги селение Ведено (Ведана), ставшее столицей созданного им единого исламского государства.

Продолжение читайте ЗДЕСЬ

Источник: http://history-thema.com/myuridizm-i-imamat-shamilya-pervoe-obshhee-kavkazskoe-gosudarstvo-chast-i/

Россия и Кавказ в первой половине XIX века. Кавказская война. Мюридизм. Газават. Имамат Шамиля

С
1817-1864 гг. российские войска воевали
на Северном Кавказе за присоединение
его территории. Эти военные действия
получили название —«Кавказская война».
Началась эта война при АлександреI,
основной тяжестью легла на плечи НиколаяI, а завершилась при
АлександреII.

В начале
XIXвека к России сама присоединилась Грузия (в Закавказье).

Для сообщения с Грузией тогда был один
лишь путь – так называемая Военно-Грузинская
дорога, проложенная русскими через горы
Северного Кавказа.

Но движение по этой
дороге было в постоянной опасности от
грабежей со стороны горских народов.
Русские не могли ограничиться отражением
набегов. Эта постоянная оборона стоила
дороже большой войны.

Причины
Кавказской войны:

  1. Прекратить набеги горцев на военно-грузинскую дорогу.

  2. Присоединить территорию Северного Кавказа.

  3. Не допустить, чтобы Северный Кавказ перешел к Турции, Ирану или Англии.

Что
собой представлял Северный Кавказ до
присоединения к России?
Территорию
Северного Кавказа отличало географическое
и этническое своеобразие.

В
предгорных районах и долинах рек
— в
Северной Осетии, Чечне, Ингушетии, а
также в Дагестане занимались земледелием,
виноградарством, садоводством. Здесь
сформировались государственные
образования – Аварское ханство,
Дербентское ханство и др.

В
горных частях
Дагестана и Чечни
главной отраслью хозяйства было отгонное
скотоводство: зимой скот пасли на
равнинах и в речных долинах, а весной
перегоняли на горные пастбища. В горных
районах существовали «вольные общества»,
которые состояли из союзов нескольких
соседских общин. Во главе вольных обществ
стояли военные вожди. Значительное
влияние имело мусульманское духовенство.

Присоединение
Кавказа началось после Отечественной
войны 1812 года
. Русское правительство
рассчитывало решить эту проблему в
короткие сроки.Но быстрой победы не
получилось. Этому способствовали:

  • географические условия Северного Кавказа и своеобразие менталитета его народов;
  • приверженность отдельных народов Кавказа исламу и идее газавата.

На
Кавказ был направлен герой Отечественной
войны 1812 г. генерал А.П.Ермолов в должности
командующего Кавказским корпусом. Он
проводил своеобразную политику «кнута
и пряника». Он расширял и укреплял связи
с теми народами на Северном Кавказе,
которые поддерживали Россию, и одновременно
оттеснял из плодородных районов непокорных.

При продвижении русских
вглубь Чечни и Дагестана строились
дороги и крепости, например крепости
Грозная и Внезапная. Эти крепости давали
возможность контролировать плодородную
долину реки Сунжа.

Завоевательная
политика России на Кавказе вызвала
активное противодействие горских
народов.

Наблюдался мощный всплеск
восстаний в Кабарде (1821-1826), Адыгее
(1821-1826) и Чечне (1825-1826). Их подавляли
специальные карательные отряды.

Постепенно
разрозненные столкновения переросли
в войну, охватившую Северо-Западный
Кавказ, Дагестан, Чечню и продолжавшуюся
почти 50 лет.
Освободительное движение
носило сложный характер. В нем
переплетались:

— общее
недовольство произволом царской
администрации,


ущемленная национальная гордость
горцев,

— борьба
национальной элиты и мусульманского
духовенства за власть.

На
начальном этапе войны русские войска
легко подавляли сопротивление отдельных
отрядов горцев. Но затем пришлось
воевать с отрядами имама Шамиля.

В 20-е
годы XIXвека среди
мусульманских народов Северного Кавказа,
особенно в Чечне и Дагестане, широкое
распространение получилмюридизм
(или послушничество). Во главе мюридизма
стояло мусульманское духовенство и
местные феодалы. Это течение отличалось
религиозным фанатизмом и провозгласилосвященную войну (газават или джихад)против неверных.

В конце
1820-х – начале 1830-х гг. в Чечне и горном
Дагестане образовалось военно-теократическое
государство
имамат.Вся власть
в нем сосредотачивалась в руках имама
– политического и духовного руководителя.

Единственным законом был шариат.
Государственным языком признавался
арабский.В 30-е годы имамомДагестана
стал Шамиль.
Ему удалось подчинить
своему влиянию Чечню. 25 лет властвовал
Шамиль над горцами Дагестана и Чечни.

Была создана дисциплинированная,
обученная армия.

В борьбе
против России Шамиль пытался опираться
на Турцию и Англию, хотел получить от
них финансовую поддержку. Поначалу
Англия активно откликнулась на это
предложение.

Обратите внимание

Но когда у Черноморского
побережья русскими была перехвачена
английская шхуна с оружием на борту,
англичане поспешили погасить политический
скандал обещанием не вмешиваться в
кавказский конфликт.

В начале
50-х годов русские войска окончательно
вытеснили отряды Шамиля в горный
Дагестан, где они фактически были
обречены на полуголодное существование.
В 1859 году Шамиль сдался главнокомандующему
русской армией на Кавказе А.И.Барятинскому.

Шамиля не казнили, не бросили в тюрьму,
не сослали в Сибирь, закованного в
кандалы. В нем видели выдающегося
полководца и политика, проигравшего
достойно и мужественно. Шамиля отправили
в Петербург, где его чествовали как
героя, к его полному изумлению. Постоянным
местом жительства Шамилю назначили
Калугу.

Там ему и его многочисленной
семье отвели великолепный двухэтажный
особняк, обитатели которого не испытывали
нужды ни в чем. Через десять лет спокойной
жизни в этом городе Шамилю позволили
осуществить его давнюю мечту – совершить
паломничество в Мекку и Медину, где он
и умер в 1871 году.

Через
5 лет после пленения Шамиля сопротивление
горцев было сломлено. Россия начала
освоение новых земель.

В ходе
войны самостоятельно боролись против
России народы Северо-Западного Кавказа
– черкесы.
(Под этим общим названием
существовало множество различных
племенных и общинных объединений).
Черкесы совершали набеги на Кубань.

Кавказская
война принесла России значительные
людские и материальные потери. В течение
всего времени погибло, было взято в
плен, пропало без вести 77 тысяч солдат
и офицеров Кавказского корпуса. Материальные и финансовые затраты были
огромными, но они не поддаются точному
учету.

Война ухудшила финансовое
положение России. Народы Северного
Кавказа потеряли свою независимость и
вошли в состав России.
Если бы Кавказ
не присоединила Россия, то другие
государства – Турция, Иран, Англия все
равно бы не дали самостоятельно
существовать народам Кавказа.

  1. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX века. Крымская война.

Сущность
восточного вопроса. «
Восточный
вопрос» – это название группы противоречий
и проблем в истории международных
отношений последней трети XYIII
века — начала ХХ века. Возникновение «восточного вопроса» связано с упадком
Османской империи (Турции).


Начиная уже с конца XYIII
в. и в XIX
 в.
Османская империя была уже слабым
государством. В состав Османской империи
входили: Балканский полуостров, Ближний
Восток и Северная Африка.

В решении
«восточного вопроса» каждая сторона
преследовала собственные планы:

  1. Крупные европейские державы хотели разделить территорию Османской империи между собой.

  2. Россия хотела:

  • обеспечить свободное плавание русских торговых кораблей, военных судов через проливы Босфор и Дарданеллы;
  • приобрести территории за счет Турции.
  1. Народы, находившиеся под турецким игом, хотели создать собственные государства и развернули национально-освободительное движение за независимость.

Западные
страны всегда стремились натравить
Турцию на Россию. Руками Турции они
стремились ослабить Россию, не позволить
ей вести активную торговлю по Черному
морю.

Решая
«восточный вопрос», царское правительство
всегда прикрывалось лозунгами помощи
и покровительства балканским народам,
братьям славянам. Отношения между
Россией и Турцией складывались очень
неровно.

Важно

Периоды мирных отношений
неожиданно сменялись напряженной
ситуацией, переходившей в отдельные
военные столкновения, а затем и в войны.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6264912/page:23/

Мюридизм — это… Возникновение мюридистского движения на Кавказе

Духовное развитие 8 мая 2016

Ислам считается одной из самых обширных мировых религий, живущих и процветающих в современном мире.

Ислам в России появился очень давно, еще в 7-м веке, когда русские впервые захватили город, в котором проповедовали данную религию.

Сейчас ислам имеет множество ответвлений, некоторые из которых настолько превозносят свою веру, что готовы покончить с жизнью, лишь бы угодить Аллаху.

Суфизм

Одно из направлений – суфизм. Однако оно является полностью противоположным тем, что проповедуют полное единство ислама и Аллаха. Оно пропагандирует аскетизм и высшие духовные ценности взамен земных, материальных. Именно поэтому суфизм часто путают с буддизмом, так как идея двух этих религиозных направления схожа.

Самое интересное у суфистов – это то, что никогда на свете не было такого человека или события, которое бы стало родоначальником этого движения. Поговаривают, что возникло направление само собой, с появлением человека на этом свете. С рождения в каждом из нас есть священный свет, являющийся неким началом Бога в человеке.

Суфисты были всегда, всегда существовали такие люди, которые проповедовали власть высшего человеческого света и высочайшего разума.

Причем исповедовать суфизм может любой человек, вы можете быть обычным рабочим с минимальной зарплатой и квартирой в хрущевке, но верить в то, что свет всегда побеждает и обязательно делает человека лучше. Как только появился ислам в России, так пришел и суфизм.

Однако со временем он потерял свое историческое обличие и стал просто учением, пропагандирующим мудрость. Суфиям совершенно все равно, кем были сказаны те или иные заповеди, для них не существует ни Моисея, ни Христа, ни Магомеда.

Главное – это то, что было передано Богом людям, остальное уже теряет свое значение.

Суфийский тарикат

Многие из подобных вероучений, как и суфизм, пропагандируют некоторые способы очищения или достижения особой связи с Богом.

Так вот суфийский тарикат – это особый метод воссоединения человека и божества, в которого он верит. Тарикаты подразумевают не только духовное очищение, но и отречение от земных благ, аскетизм.

Каждое из сообществ пользуется собственным путем воссоединения с Богом. Также тарикаты делятся по степени одухотворенности человека.

Видео по теме

Мюридизм

Мюридизм – это направление в суфизме, являющееся обыкновенным суфийским тарикатом, то есть способом общения с богами. В мюридизме есть такое верование, что человек может совершенствоваться и достигать некоторых ступеней совершенства.

Первая из ступеней символизирует Коран, то есть полное соблюдение заповедей, данных Аллахом людям. Это так называемое «земное совершенство»: человек живет, радуется, но не преступает божественный закон. Однако выше всяких догматов и правил у людей, проповедующих мюридизм, стоит мистицизм.

Именно он позволяет познать истину в том виде, в каком она представляется Богу, а точнее, увидеть истину самого Бога.

Совет

Однако человек не сразу приходит к такому пути, как мюридизм, лишь по истечении некоторого времени про него можно будет сказать, что он избрал себе тарикат, дословно «выбрал путь».

Другими словами, мюридизм – это учение по избранию правильного пути, способствующего как духовному, так и физическому развитию.

Ведь все согласятся: если в душе все будет хорошо, то и в теле также проблем не будет.

История появления мюридизма

Мюридизм, в отличие от суфизма, появился в исламе не сразу, религия претерпела множество изменений, или, как принято это называть, загрязнений. Быть может, загрязнением можно назвать и данное вероучение, ведь оно не является обязательным, а лишь дополняет те или иные каноны основной религии.

Одно можно сказать точно: зародился российский мюридизм на Кавказе, когда в 17-м веке один из мусульман принес туда заповеди суфизма.

Магомед Ярагский посоветовался с другими служителями мусульманских мечетей и пришел к выводу, что в суфийских заповедях лежит истина и лишь она спасет человека и его душу.

Но не только спасением людей значим был мюридизм для мусульман, Магомед видел в нем спасение для умирающего в то время ислама.

А мюридизм – это часть суфистского учения, без которого оно не имеет никакого значения.

Старцы были уверены, что из-за прессинга всего русского, из-за православной религии и роста сил Руси Кавказ начал постепенно увядать вместе с исламом.

В 1829 году учение распространилось по территории всего Кавказа и получило огромную популярность среди таких же желающих возродить мусульманские верования.

Заповеди мюридизма

Как в любом другом вероучении, существуют основные догматы мюридизма, которые должны неукоснительно выполняться теми, кто верит.

Мюридизм даже можно назвать самостоятельной религией, так как человек должен поклоняться последователям и наставникам, участвовать в очищении ислама от неверных, стараться распространять мусульманскую религию по территории всей страны и делать все для организации послушного общества.

В общем, мюридисты – достаточно патриотичный народ в том плане, что они верят в единство своей веры и правильность своих методов естественного отбора.

Мюридизм в наши дни

Центром данного вероучения является малоизвестный город Туба, который является местом захоронения религиозного наставника всех суфиев и мюридов Амаду Бамба. Это единственный известный современности религиозный деятель, являющийся некоторым авторитетом для всех приверженцев ислама, но умер он в 1965 году.

Этот человек 12 лет своей жизни провел в ссылке, потому что французские власти, увидев влияние на народ его мюридистических догматов, побоялась его большего распространения. На данный момент суфии не нашли нового избранного на такую должность.

Но эта вера растет и набирает обороты, уже сейчас насчитывается около миллиона последователей Амаду, и их число ежедневно увеличивается.

Обратите внимание

Мюридизм – это поистине обширное учение, которое ставит своей целью поклонение предыдущим наставникам и очищение мусульманских земель от «грязи», говоря иными словами, от неверных. Сложно судить о правильности данного подхода, однако такая численность верующих говорит сама за себя.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/48168/

Покорение Кавказа (волна мюридизма). | Военная история

Волна мюридизма

Занятый защитой Кавказа от внешнего врага, Паскевич не придавал особенного значения брожению среди горских племен.

А проповедь мюридизма все больше охватывала Чечню и Дагестан, найдя в воинственных народах Восточного Кавказа исключительно благоприятную для себя почву. Кази-мулла сплотил воедино все горские племена.

Неудачу он потерпел лишь в Аварии, где мюриды были отражены от Хунзаха. Император Николай I пожаловал за это аварскому народу георгиевское знамя.

На Восточном Кавказе русских было всего 4000 штыков при 26 орудиях. Начальствовавший там генерал барон Розен 2-й отогнал скопища Кази-муллы к Белоканам, и порядок там внешне соблюдался до осени 1830 года, когда 15 октября грянул первый гром при Старых Закаталах. Два батальона эриванцев были застигнуты врасплох скопищами лезгин во время рубки просек. Мы потеряли 400 человек и 2 орудия.

Закатальское дело сильно встревожило русское командование, вызвав в то же время большой подъем духа среди горских племен. Паскевич принял срочные меры, и 14 ноября снес с лица земли Старые Закаталы, приказав самое это имя предать забвению. Однако «предать забвению» проповеди Кази-муллы оказалось не так уж легко…

В мае 1831 года Паскевич был срочно вызван в Польшу и покинул Кавказ. Его в общем кратковременная деятельность свелась лишь к двум войнам, зато блестяще проведенным, с внешним врагом. Внутри края его администрация не успела пустить корни. На его место главнокомандующим был назначен генерал барон Розен 1-й.

Утвердившись в урочище Чумкесент у Темир-Хан-Шуры, Кази-мулла стал скликать горцев на священную войну с гяурами. Полчища мюридов разгромили Кизляр и обрушились на Бурную и Внезапную, но были отбиты.

Важно

Генералы Панкратьев и Вельяминов усмирили большую часть [105] мятежников и 1 декабря 1831 года овладели Чумкесентом. Кази-мулла бежал в Гимры — совершенно неприступное горное гнездо, где снова стал собирать ополчение.

«Русские смогут сойти в Гимры только дождем», — говорил он.

И русские сошли в Гимры «дождем»! Чтоб положить конец восстанию, барон Розен собрал летом 1832 года до 10000 при 16 орудиях, двинулся на Гимры и 17 октября овладел ими жестоким штурмом. Скопища горцев были рассеяны, а сам Кази-мулла был убит.

В походе на Гимры принимали участие Эриванский карабинерный полк и батальоны полков Херсонского гренадерского. Тифлисского, Московского, Бутырского пехотных и 41-го егерского (Мингрельского). Мы лишились 41 убитыми и 339 ранеными. Кази-мулла с 15 самыми отчаянными мюридами (среди которых был Шамиль) засел в одной из башен.

«Если мы здесь останемся, — сказал он своим товарищам, — то как собаки околеем с голода. Аллах не простит нам такой позорной смерти. Попробуем же лучше пробиться сквозь ряды гяуров!» Надвинув папахи на глаза, горцы ринулись в шашки и все до одного легли после отчаянной сечи.

Шамиль, проколотый штыком насквозь, был оставлен замертво. Пронзенное русскими штыками тело Кази-муллы сделалось предметом поклонения.

Движению, казалось, был нанесен окончательный удар. По крайней мере, так полагало и в этом смысле отписало в Петербург русское начальство.

Наши силы на Кавказе были поэтому сокращены и, по проведении военной реформы 1833 года, находившиеся, там войска новообразованного VI корпуса отозваны в Россию. В Кавказском корпусе остались 19-я, 20-я, 21-я пехотные дивизии.

Гренадерская бригада, нижегородские драгуны (10-й эскадрон), 37 линейных батальонов и казачьи войска.

Преемником Кази-муллы объявил себя Гамзат-бек. Он вновь собрал мюридов и решил пока не трогать русских, а предварительно овладеть Аварией. Это удалось ему в 1834 году, после чего Гамзат решил покорить Дагестан. Однако он был убит одним фанатиком аварцем. Движение возглавил другой сподвижник Кази-муллы — Шамиль.

Совет

Подчинение аварского ханства мюридами встревожило наше правительство, и Розену поведено было ввести войска в Аварию, что и было им исполнено. Все 1835 и 1836 годы прошли в бесполезных переговорах с горцами.

Шамиль, принявший титул имама, упрочивал тем временем свою власть над дагестанскими племенами.

Главный свой оплот он устроил на почти отвесной скале близ слияния Андийского [106] и Аварского Койсу, названной им Ахульго, что по-арабски значит «прибежище». Влияние его возрастало с каждым днем.

* * *

1837 год ознаменовался двумя событиями. В мае месяце барон Розен предписал генералу Фези{103} предпринять экспедицию на Ахульго. Фези овладел аулами Тилитль, Ашильдой и всем ахульгинским районом. Однако недостаток продовольствия и угроза сообщениям побудили его очистить занятый район.

Вся эта экспедиция принесла нам в общем больше вреда, чем пользы, ибо Шамиль (хоть и выразивший на словах покорность) стал теперь убеждать горцев, что Аллах ему сопутствует и русские не в состоянии с ним что-либо поделать.

Будь в то время на Кавказе сколько-нибудь проницательные военачальники, опыт этой экспедиции пошел бы им впрок и армия была бы набавлена в дальнейшем от многих безрезультатных, а то и прямо неудачных походов.

В сентябре Кавказ посетил Император Николай Павлович. Государь остался недоволен общим состоянием края, брожением умов в Дагестане, разбоем в татарских ханствах и отсутствием связи между укреплениями на Сунже. Розен был смещен, и на его место назначен генерал Головин.

Новый главнокомандующий обратил свое внимание сперва на правый фланг Кавказской линии — Черноморское побережье и Закубанье, где основаны укрепления Новотроицкое и Михайловское.

Обратите внимание

В 1838 году основан Новороссийск, проведена Военно-Грузинская дорога из Тифлиса через Кавказский хребет на Владикавказ, и этот последний соединен с Моздоком линией кордонов.

В следующем, 1839 году была предпринята широкая операция по всему фронту. На правом фланге десантный отряд генерала Раевского возвел ряд укреплений на Черноморском побережье. На левом фланге действовали Дагестанский отряд самого Головина и Чеченский — графа Граббе{104}.

20 апреля отряд генерала Головина после упорного боя занял Аргуань (наши потери — 650 человек, горцев перебито до 2000). Затем оба отряда, соединившись, осадили 12 июня Ахульго — и 22 августа, пятым по счету кровопролитным штурмом, оплот Шамиля перешел в наши руки. У нас было 7000 бойцов при 17 орудиях.

Горцев засело в Ахульго свыше 5000. Наиболее доступный склон горы, на который и была поведена атака, имел 50 саженей [107] высоты при крутизне свыше 50 градусов. Штурмы 29 июня, 4-го и 16 июля не удались (на этом последнем у нас убыло 875 человек, в том числе 52 офицера).

Штурм 17 августа почти удался, но резервов не было, и наша потеря в этой четвертой безрезультатной попытке составила 557 человек. Наконец решительным приступом 22-го числа мы овладели этим орлиным гнездом. Горцев в этот день было убито свыше тысячи, в плен взято 900.

Наш урон — 544 человека, а за всю осаду до 2500 человек. С горстью преданных мюридов Шамиль бежал в горы.

Дагестан казался усмиренным. Наружно все обстояло как будто хорошо, и ничто не предвещало той бури, что должна была разразиться с невероятной силой через несколько месяцев.

* * *

На 1840 год генерал Головин предполагал продвинуть правый фланг Кавказской линии на реку Лабу, а пространство между этой рекой и Верхней Кубанью заселить казаками. Но горцы предупредили этот маневр.

Важно

В последних числах февраля вспыхнуло поголовное восстание всех лезгинских и черкесских племен. Скопища горцев овладели после отчаянной защиты фортом Лазаревым и укреплениями Николаевским, Вельяминовским и Михайловским.

Михайловское укрепление занимало 400 тенгинцев и линейцев 5-го батальона под начальством штабс-капитана Лико. Горсть героев три дня отбивала 11000 черкесов.

Когда неизбежное совершилось, и лавина горцев ворвалась в укрепление — рядовой Тенгинского полка Архип Осипов взорвал его на воздух с остатками гарнизона и победителями. Имя героя навсегда осталось в списках полка и вызывалось с тех пор на перекличке.

Шамиль поднял Чечню, где население было озлоблено сбором податей. 11 июля произошел жестокий бой у Валерика (воспет Лермонтовым). Шамиль, разбитый при Валерике генералом Фрейтагом, засел в горах — и туда к нему бежала вся Малая Чечня.

Оттуда имам пытался пробраться в северный Дагестан, но был отражен храбрым полковником Клюки фон Клюгенау{105} с апшеронцами. Тогда Шамиль обратился на Аварию и осенью разгромил ее.

Дерзкие набеги горцев до самого Терека продолжались до поздней зимы.

В Петербурге встревожились таким оборотом дел — и на Кавказ была двинута 14-я пехотная дивизия (из состава V корпуса). Весь 1841 год продолжались волнения в Аварии, [108] правитель которой Хаджи-Мурат предался Шамилю.

Операции в Чечне велись с переменным успехом. В 1842 году 20 февраля нами взят был аул Гергебиль. Шамиль пытался проникнуть в южный Дагестан, но при Рычи путь ему преградил Ширванский полк.

Князь Аргутинский- Долгорукий окончательно восстановил здесь порядок.

Однако пятидневный (с 30 мая по 4 июня) поход отряда Граббе — 10000 человек при 24 орудиях и огромных обозах — на Дарго, резиденцию Шамиля в Чечне, закончился полной неудачей с потерей 60 офицеров, 1700 нижних чинов и 1 орудия.

Совет

Горная местность совершенно не благоприятствовала действиям крупных масс войск и их обозов. Дела пошли совсем скверно, и в августе месяце заволновались и те племена, что до сих пор оставались в стороне от движения.

Зимой с 1842 года на 1843 год горцы предпринимали набеги до Кизляра и даже до Ставрополя. В результате всех этих неудач генерал Головин был заменен генералом Нейдгардтом.

Дух в Петербурге сильно упал, и военный министр князь Чернышев {106}исходатайствовал Высочайшее повеление в 1843 году экспедиций не производить. Однако горцы стали настолько дерзки, что генерал Нейдгардт{107} вынужден был уже весной предпринять ряд экспедиций.

В конце августа Шамиль нанес ряд поражений нашим отрядам в Чечне и овладел несколькими укреплениями (с 27 августа по 21 сентября мы лишились 55 офицеров, 1562 нижних чинов из общего числа 6000 и потеряли 12 орудий). Поздней осенью этого тяжелого 1843 года нас ждал второй удар.

3 ноября Шамиль овладел Гергебилем, где горсть храбрецов повторила подвиг Архипа Осипова в Михайловском укреплении. Гергебиль занимало 3 роты (350 человек Тифлисского полка, державшихся десять дней против 10000 неприятелей). Укрепление взорвали юнкер Чаевский, унтер-офицер Неверов и рядовой Семенов.

Связь между северным и южным Дагестаном была нарушена. Весь Восточный Кавказ вспыхнул как порох.

Авария была потеряна. Занимавший ее отряд полковника Пассека успел выступить из Хунзаха, но был блокирован в Зирянах, где геройски отбивался целый месяц — с 18 ноября по 17 декабря. Отряд генерала Гурко{108} был 8 ноября заперт в Темир-Хан-Шуре. На выручку Темир-Хан-Шуры пошел Клюки фон Клюгенау. 14 декабря он деблокировал Гурко — и оба русские отряда, соединившись, выручили Пассека. [109]

В начале 1844 года на Кавказ прибыли 13-я и 15-я пехотные дивизии и маршевые батальоны 16-й, 17-й и 18-й. Здесь собрался таким образом весь V корпус генерала Лидерса и часть VI.

Обратите внимание

Вместе с линейными батальонами и казаками численность наших войск была доведена до 150000. Весной 1844 года предложено было укрепиться на Аварском Койсу и, обратившись на Чечню, разгромить Дарго, а на Дагестан произвести диверсию.

Эта последняя была возложена на Пассека, разгромившего 3 июля у Гилли Кибит Магому — одного из виднейших наибов Дагестана.

Измена елисуйского хана Даниель-бека несколько задержала наши главные силы, заставив их предварительно разгромить Елису 21 июня. При Елису у нас было около 3000 человек (эриванцы, тифлисцы, нижегородские драгуны). Батальон Тифлисского полка замялся было на штурме под сильным огнем.

Командовавший батальоном капитан Карягин крикнул: «Егеря, стыдно! Ко мне!» В ответ ему загремело «ура», и завал, казавшийся неприступным, мгновенно был взят. Наш урон в этом деле 13 офицеров, 341 нижний чин. После этого дела главные силы двинулись в Андию двумя большими отрядами: генерал Гурко — на Чечню, генерал Лидере — на Дагестан.

Шамиль избегал боя и «изматывал» русские войска, завлекая их в горы и нарушая их сообщения. Довести всю экспедицию до конца не удалось вследствие представившихся затруднений. Нейдгардт понял причину. «Чем больше войск, тем больше затруднений и медленности», — доносил он Государю.

Жаль, что пример несчастного движения графа Граббе в Ичкерию в 1842 году с непомерным отрядом остался напрасным и даже на Акушу двигали целый корпус. Император Николай остался недоволен безрезультатностью операций на Кавказе. Он решил проникнуть в Андию и одним ударом покончить с Шамилем.

Исполнение этой своей воли он возложил на своего любимого генерал-адъютанта графа Воронцова, назначенного главнокомандующим на место генерала Нейдгардта.

Прибыв на Кавказ весной 1845 года, Воронцов — герой Бородина и сподвижник Ермолова в начале Кавказской войны — принялся за подготовку экспедиции в Андию.

Важно

Старшие начальники Кавказской армии не ждали от нее ничего хорошего по опыту прошлых походов, но Воронцов решил исполнить Высочайшую волю. Экспедиция на Дарго, с 6-го по 20 июля, завершилась катастрофой.

Аул Дарго был, правда, взят и разорен, но на обратном пути [110] наши войска, двигаясь по труднопроходимой местности и терпя большую нужду в продовольствии, попали под удары скопищ горцев, неуловимых в привычной им обстановке, и понесли тяжкие потери (свыше трети всего состава).

Мы лишились 3 генералов, 141 офицера, 2831 нижнего чина и потеряли 3 пушки. Был убит храбрый, молодой и так много обещавший Пассек. В летописях Кавказской армии поход этот известен под названием «сухарной экспедиции».

Тогда вернулись к плану Ермолова — плану систематических действий — ружьем и топором и постепенной атаки гор.

Источник: http://maxpark.com/community/14/content/2066367

Происхождение мюридизма

Нравится

Религиозное движение мюридизма явилось продуктом, следствием тех идей, что носились в воздухе в исламском мире в XVIII и XIX веках. Религиозные реформаторы на Кавказе, как и где-либо ещё старались восстановить древнюю религию во всей её простоте и чистоте после многих лет летаргии и упадка.

Наподобие вахабизма на Аравийском полуострове, мюридизм поначалу был встречен яростным отпором и неприятием. Так же как и вахабизм, по своим устремлениям и методам мюридизм при своём первом проявлении был сопоставим с первозданным исламом.

Мухаммед понимал, что является в большей степени пророком для своего народа, чем основателем мировой религии. Он видел упадок морали в родном городе Мекке, наблюдал всплески безумной межплеменной вражды, которая приводила лишь к бесконечным усобицам при полном отсутствии объединяющей идеи.

Поэтому его религия явилась призывом к покаянию, к мысли о необходимости самооценки и подготовке к неизбежному суду Всевышнего.

Им также владело стремление объединить воюющие друг с другом арабские племена, создав на основе определённого, обязательного для всех закона, некий союз, направленный на достижение мира и братства. Только после смерти Мухаммеда арабы направили все свои силы на завоевание Персидской Византийской империй.

Как политическое движение мюридизм воплощал в себе стремление своих приверженцев к единению и независимости и был направлен на создание националистического государства.

В 1835 году Аугуст фон Хаксаузен писал следующее: “Мюриды не являются магометанской сектой как таковой: от прочих магометан они не отличаются какими-либо иными основополагающими доктринами, но при этом образуют, скорее, особую политико-религиозную партию. На деле они усердно проповедуют единство шиитов и суннитов, настоятельно призывая оба лагеря забыть религиозные и всяческие иные внутренние разногласия, поднять знамя Пророка…”

Совет

Большинство западных исследователей рассматривают это движение либо как проявление фанатизма шиитского имамата, либо как результат попыток Турции подорвать дальнейшее продвижение России на Кавказ.

Между тем Хаксаузен так и не мог понять, что ислам в своём первоначальном значении есть явление политическое, имеющее прямое отношение к понятиям “государство” и “общество”. Мюридизм по своему происхождению является движением исламским и оставался таковым в течение всего периода своего существования.

Однако, как отмечает Хаксаузен, политические аспекты мюридизма на деле оказались гораздо значительными, чем то, как они представлены советскими и российскими историками.

Впервые ислам появился на Кавказе в VIII веке н.э. во времена халифата Аббасидов при халифе аль-Мансуре. Абу-Муслима аль-Хурасани был первым, кто привёл арабских миссионеров на юго-восточный Кавказ, пытаясь распространить ислам среди местных племён.

Некоторые части Дагестана и Чечни приняли мусульманскую веру, однако многие другие не испытали на себе арабско-исламского влияния и, таким образом, сохранили полуязыческие, полухристианские верования. В 200-м году Хиджары (822 г. н.э.

) несколько арабских племён покинули Мекку и направились с миссионерской экспедицией на Кавказ, предпринимая тем самым вторую значительную попытку распространения на Кавказе учения и веры Мухаммеда. Эти племена осели на Кавказе и сохранили своё арабское культурное наследие.

Хотя успех их миссионерских усилий был в определённой степени ограничен – среди дагестанцев, чеченцев, кумыков и осетин – их влияние в политической жизни кавказцев проявилось во внедрении Шариата – основ исламского учения и использовании арабского языка как литературного.

Ислам проник в северо-западные части Кавказа благодаря усилиям миссионеров из Крыма и Османской Турции в конце XVII – начале XVIII века. Однако жители Кубани не принимали исламской веры вплоть до XIX века.

Кавказцы, обращённые в ислам османскими турками и крымскими татарами, стали ханифитами (ханифами), а те, к кому руку приложили арабы (дагестанцы и чеченцы), стали шафиитами (Шари).

Юго-восточные кавказцы, долгое время испытавшие влияние Персии, стали шиитами.

Обратите внимание

Мюридизм берёт начало непосредственно в мистическом суфизме и секте Накшбандия, основанной в VIII веке Хиджиры (XIV век н.э.) Мухамедом из Бухары.

Термин “аль-Суфи” или “суфист”, впервые появился во второй половине VIII столетия нашей эры в качестве псевдонима, принятого Джабаром Ибн Хайяном, алхимиком-шиитом из Куфы, который исповедовал собственную аскетическую доктрину под названием Аль-Истикама.

Понятие аль-суфия или суфизм появилось в 814 году н.э. в связи с небольшим восстанием в Александрии.

Примерно в это же время в Куфе начала действовать полушиитская школа мусульманского мистицизма, последним главой которой является Абдак аль-Суфию Хотя первоначально название “аль-суфия” ассоциировалось непосредственно лишь с Куфой, через пятьдесят лет оно уже воплощало все направления мистицизма в Ираке, и два века спустя стало применяться ко всему мистическому в исламе.

Элементарный суфизм зиждется в основном на двух ведущих постулатах: первый соcтоял в том, что “культ пылкого поклонения рождает в душе милосердие (фаваид), высокодуховные и легко усваиваемые понятия”: второй гласил: “наука сердец” (ильм аль-Кулуб) дарует душе приобретённую опытом мудрость (марифа) и усмирит гордыню, позволив обрести милосердие”.

Суфизм всегда был направлен прежде всего на достижение главной цели – победу души над бренной плотью, в которую она заключена, когда душа найдёт дорогу к Богу истинному, воплощению Его (аль-Хак).

Для того чтобы с помощью понятий ортодоксальной религии описать то возвышенное состояние души, в котором она вступает в общение с Богом, мистики-суфиты прибегнули к теологическому словарю своего времени и заимствовали оттуда некоторые особенные термины, затем слегка преобразованные с целью добиться намеченного.

Занимаясь этим, ранние суфисты погрузились в метафизику, отрицающую особую возвышенность души человека, тем самым смешивая онтологическое единство с единством арифметическим. Именно поэтому суфистов причисляли к тем, кто распространял ересь-Хулулию.

Важно

В четвёртое исламское столетие (Х век н.э.) определённые заимствования из греческой философии привели к выработке более точного метафизического словаря, используемого для представления нематериальной сущности души и духа.

Однако позже этот новый словарь был влит в идеалистическое учение Платона, псевдотеологию Аристотеля и доктрину Платона об эманации, которые в совокупности глубоко повлияли на дальнейшее развитие суфизма.

Последний этап в развитии суфизма начался в седьмом веке Хиджры ( XIII век н.э.).

преобладающая школа суфизма – Вуджидия (моноэкзистенциализм), имеющая весьма длительную историю существования, интерпритировала Коран по своему усмотрению.

К началу XVI столетия н.э. мистика суфизма совершенно четко распалась на три составляющих ислама: Шариат (Закон), Тарикат (Путь) и Хакикат (истина). Шариат составляет основную часть исламского Закона в том виде, как преподносится в священном Коране самим Мухаммедом.

Тарикат – это путь познания Всевышнего и лежит он через изучение жизни Пророка и его деяний. Ступень полного насыщения знаниями определены как Марифат. Хакикат, или Высшая Истина, представляет собой высший уровень.

Некоторые из мусульманских теологов определяют эти термины следующим образом: Шариат – слова Мухаммеда, Тарикат – его деяния, Хакикат – его качества. Тарикат включает многие составляющие, относящиеся ко времени правления четырёх первых халифов, которые получили от самого пророка Мухаммеда.

Все эти системы или секты подразделяются на различные ордена, рядовые члены которых называются мюридами, а их лидеры – мюршидами. Мюршид это тот, кто указывает путь, а мюрид – тот, кто жаждет его найти. Мюршид уже достиг совершенства и может сам указать истинный путь к населению.

В окружении каждого мюршида имеется несеолько халифов, добившихся особенных успехов в приближении к совершенству. В свою очередь мюшиды посвящают своих халифов в шейхи или мюршиды и затем направляют в их родные края, чтобы там они новые ордена мюридов. После смерти мюршида его место занимает один из его халифов или мюридов.

Источник: http://school.bakai.ru/history/obthij_obzor_geografii_i_ehtnologii_kavkaza/proishoghdenie_mjuridizma

Ссылка на основную публикацию