Внутренняя политика правительства в 60-х — первой половине 90-х годов XIX века
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы.
Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.
Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.
Реорганизация местного управления
После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий.
Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций.
Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.
Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.
Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы.
Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды.
В городских думах в связи с высоким имущественным избирательным цензом главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.
Судебная реформа
«Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат (защитник).
Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.
Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду.
Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности.
Военная реформа
Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.
Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза.
Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.
В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.
Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.
Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.
Реформы в сфере образования и печати
Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование.
Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные.
В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.
В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий.
Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.
Значение реформ
Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс.
Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства.
Инициатором реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.
Логическим продолжением реформ 60—70-х годов XIX в. могло бы слать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М. Т. Лорис-Меликовым.
Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г.
изменило общее направление правительственного курса.
Император Александр III (1881—1894)
Как и его предшественник, он рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь-«Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными.
Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно-настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К.
П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков.
Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М. Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия…».
Этот документ вошел в историю как «Положение об усиленной охране», так как он давал правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов, развязывал руки местным административным и полицейским властям в их карательной деятельности. «Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку.
Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.
Изменения в системе местного управления
Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. Эта мера означала усиление административной вертикали на селе, ограничение крестьянского самоуправления и мировых судов.
В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.
Изменения в области образования и печати
Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т. д.
В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.
«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «правым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М. Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.
Итоги внутренней политики 80-х — первой половины 90-х годов XIX в. В ней проявлялись и реакционные, и прогрессивные тенденции.
Правительству Александра III не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства.
В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса.
Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние крестьян. Однако дальнейшее решение аграрно-крестьянского вопроса было законсервировано.
Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими.
Однако социальная направленность внутренней политики состояла главным образом в усилении позиций дворян, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.
В целом в 80-х — первой половине 90-х годов XIX в. была укреплена государственность и достигнута определенная социальная стабильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противостояния консервативным тенденциям, характерным для правительственной политики.
Источник: https://histerl.ru/lectures/19_vek/vnutrennia_politika_pravitelstva_v_60_godi.htm
Внутренняя политика правительства в 60-х – первой половине 90-х годов XIX в
Продолжением
отмены крепостного права в России были
земская, городская, судебная, военная
и другие реформы. Их основная цель –
привести государственный строй и
административное управление в соответствие
с новой социальной структурой, в которой
многомиллионная часть населения (бывшие
крепостные крестьяне) получило личную
свободу.
Реорганизация
местного управления. В
1864 г. была проведена земская реформа. В
губерниях и уездах создавались земские
учреждения (земства). Это были выборные
органы из представителей всех сословий.
Высокий имущественный ценз и
многоступенчатая сословная (по куриям)
выборная система обеспечивали преобладание
в них землевладельцев (помещиков).
Земствам не давались политические
функции.
Сфера их деятельности
ограничивалась хозяйственными вопросами
местного значения: устройство и содержание
путей сообщения, земских школ и больниц,
забота о торговле и промышленности.
Земства находились под контролем
центральной и местной властей, которые
имели право приостанавливать любое
постановление земского собрания.
Несмотря на это, земства сыграли особую
роль в развитии просвещения и
здравоохранения. Кроме того, они стали
центрами формирования либеральной
оппозиции.
Следующим шагом
была городская реформа. «Городовое
положение» 1870 г. создало в городах
всесословные органы – городские думы.
Они занимались вопросами благоустройства
города, попечением о торговле, обеспечивали
просветительские и медицинские нужды.
В городских думах в связи с высоким
имущественным избирательным цензом
главенствующая роль принадлежала
крупной буржуазии. Как и земства, они
находились под контролем правительственной
администрации.
Судебная реформа.
«Новые
судебные уставы» 1864 г. вводили в России
принципиально новую систему
судопроизводства. Они предусматривали
всесословность суда, его независимость
от администрации, несменяемость судей,
гласность и состязательность судебного
процесса. В нем участвовали прокурор
(обвинитель) и присяжный поверенный –
адвокат (защитник).
Вопрос о виновности
обвиняемого решался присяжными
заседателями. Была строго разграничена
компетенция разных судебных инстанций.
Мелкие гражданские дела разбирались в
мировом суде, уголовные и тяжкие – в
окружном. Особо важные преступления
рассматривались в судебной палате.
Высшей судебной инстанцией стал Сенат.
Для политических процессов было создано
Особое присутствие Сената, заседания
которого имели закрытый характер.
Военная реформа.
Неудачи в
Крымской войне показали, что российская
регулярная армия, основанная на рекрутском
наборе, не может на равных противостоять
более современным европейским. Необходимо
было создать армию, обладающую обученным
запасом личного состава, современным
оружием и хорошо подготовленными
офицерскими кадрами.
Ключевым элементом
реформы стал закон 1874 г. о всесословной
воинской повинности мужчин, достигших
20 лет. Срок действительной службы
устанавливался в сухопутных войсках
до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки действительной
службы в значительной степени сокращались
в зависимости от образовательного
ценза.
Лица, имевшие высшее образование,
служили всего полгода.
В 60-х годах началось
перевооружение армии: замена
гладкоствольного оружия нарезным,
введение системы стальных артиллерийских
орудий, улучшение конного парка. Особое
значение имело ускоренное развитие
военного парового флота.
Для подготовки
офицерских кадров создавались военные
гимназии, специализированные юнкерские
училища и академии – Генерального
штаба, Артиллерийская, Инженерная и др.
Улучшилась система управления вооруженными
силами.
Все это позволило
сократить численность армии в мирное
время и вместе с тем поднять ее
боеспособность.
Реформы в сфере
образования и печати. Реформы
управления, суда и армии логически
потребовали изменения системы образования.
В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и
«Положение о народных училищах»,
регламентировавшие начальное и среднее
образование.
Главное заключалось в том,
что фактически было введено доступное
всесословное образование. Наряду с
государственными возникли земские,
церковно-приходские, воскресные и
частные школы. Гимназии были разделены
на классические и реальные.
В них
принимались дети всех сословий, способных
внести плату за обучение.
В 1863 г. новый Устав
вновь ввел автономию университетам.
Теперь университеты самостоятельно
решали административно-финансовые и
научно-педагогические вопросы.
В 1865 г. были введены
«Временные правила о печати». Они
отменили предварительную цензуру для
ряда печатных изданий: книг, рассчитанных
на состоятельную и образованную часть
общества, а также центральных периодических
изданий. Новые правила не распространялись
на провинциальную печать и массовую
литературу для народа.
Император
Александр III (1881–1894). 1
марта 1881 г. император Александр II
был убит террористами-народовольцами.
На престол вступил его сын и наследник,
цесаревич Александр Александрович.
Как
и его предшественник, новый император
рано приобщился к государственным
делам, проявил себя как незаурядный
военный. Он вошел в историю как
Царь-Миротворец, так как был убежденным
противником разрешения международных
проблем военными средствами. Его
политические взгляды были консервативными.
Они заключались в приверженности
принципам неограниченного самодержавия,
религиозности и русофильства. Это
побуждало его к мерам, направленным на
укрепление существующего строя,
православия и русификацию окраин России.
Значительное влияние на государственную
политику в его царствование имели такие
консерваторы, как обер-прокурор Святейшего
Синода К.П. Победоносцев, министр
внутренних дел граф Д.А. Толстой и
публицист М.Н. Катков.
Взвесив все за и
против, Александр III отверг предложения
министра внутренних дел графа М.Т.
Лорис-Меликова, разработанные незадолго
до убийства Александра II
и предполагавшие привлечение выборных
представителей (от дворянских собраний,
земств и городских дум) к обсуждению
общегосударственных вопросов в составе
Государственного Совета. 29 апреля 1881
г.
был обнародован Высочайший манифест,
где говорилось о незыблемости самодержавия.
В августе последовало «Распоряжение о
мерах к охранению государственного
порядка и общественного спокойствия…».
Этот документ вошел в историю как
«Положение об усиленной охране», так
как он давал правительству право введения
чрезвычайного положения и военных
судов, расширял полномочия местных
административных и полицейских властей.
«Либеральные бюрократы» были отправлены
в отставку.
«Временные правила
о печати» 1882 г. усилили роль цензуры по
сравнению с 60–70-ми годами. В 1884 г. новый
университетский Устав ограничил
автономию университетов. В 1887 г. министр
народного просвещения И.Д.
Делянов издал
циркуляр о «кухаркиных детях», не
рекомендовавший прием в классические
гимназии детей представителей городских
низов – лакеев, прачек, мелких лавочников
и т. д. В 1890 г. новое «Положение о губернских
и уездных земских учреждениях» несколько
ограничило функции земств и усилило в
них позиции землевладельцев.
«Городовое
положение» 1892 г. укрепило роль состоятельных
слоев в городских думах, расширило
возможности правительственного контроля
над городским самоуправлением.
Правительство
сделало новые шаги в решении крестьянского
вопроса. В 1881 г.
были понижены выкупные
платежи и прекращено временнообязанное
состояние тех крестьян, которые к этому
времени так и не смогли выплатить 20%
стоимости земельного надела своему
бывшему помещику. В 1889 г.
сельская
крестьянская администрация была
поставлена под контроль земских
начальников, которые назначались из
потомственных дворян.
Законами 80-х годов
о штрафах, о фабричной инспекции, о
запрещении ночной работы для женщин и
подростков было положено начало
правительственной регламентации
взаимоотношений между предпринимателями
и рабочими.
В целом при
Александре III
была укреплена государственность и
достигнута социальная стабильность.
Источник: https://StudFiles.net/preview/2683519/page:43/
Внутренняя политика царизма 80-90-х годах 19 века
Правительственный курс 80-90-х гг. XIX века. Политика консервативной стабилизации.
После убийства царя Александра II 1 марта 1881 г. к власти пришел Александр III. Традиционно его внутриполитический курс принято оценивать как консервативный. За первые два года правления (1881- 1883 гг.) ушли в отставку все сколько-нибудь либерально настроенные министры. Политику правительства стали определять такие люди, как К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой, В. П. Мещерский, стремившиеся вернуться к старым, дореформенным устоям — сословности, опоре на дворянство, усилению единоначалия в местном управлении.
Поскольку объективно курс правительства вел к пересмотру многих положений реформ, то в публицистике и исторической литературе за мероприятиями царствования Александра III закрепилось название контрреформ. Они коснулись, прежде всего, сферы местного самоуправления и суда. Важнейшими из них были:
• отход от принципов судебной реформы;
• введение института земских начальников и нового земского положения;
• реформа городского самоуправления;
• мероприятия в сфере образования и печати.
В связи с активной борьбой с террористами были пересмотрены некоторые положения судебной реформы:
• в начале 70-х годов следствие по государственным преступлениям было передано корпусу жандармов, а дела по ним рассматривались в более высокой инстанции — особом присутствии Сената с участием представителей различных сословий;
• в 1889 г. по положению о земских участковых начальниках был отменен мировой суд. Вместо него губернатор назначал земского участкового начальника с широкими судебно-административными полномочиями.
Таким образом, нарушались два важнейших принципа судебной реформы — независимость суда от администрации и выборность судей представителями всех сословий
Земская и городская контрреформы были проведены в 1890 и 1892 гг. Для выборов в земства устанавливались сословные курии, изменялся состав земских собраний за счет назначаемых сверху представителей. Губернатор получал право приостанавливать исполнение решений земских собраний. Городская контрреформа также предусматривала сужение круга выборщиков за счет введения имущественного ценза. Уменьшилось число гласных городских Дум, усилился административный контроль над ними, уменьшился круг вопросов, подлежащих компетенции дум. Таким образом, контрреформа в сфере местного управления и суда привели к усилению контроля над выборной властью со стороны государства, увеличению в них дворянского представительства, нарушению принципов выборности и всесословности в их деятельности. Традиционно реакционными оказались и мероприятия правительства в отношении печати и системы образования:
•утверждены «временные правила» о печати, устанавливавшие надзор за прессой со стороны администрации;
•усилилась карательная цензура;
• были закрыты Высшие женские курсы;
• была ликвидирована автономия университетов и повышена плата за обучение;
•в 1887 г. появился знаменитый циркуляр о «кухаркиных детях», прямо запрещавший принимать в гимназии представителей низших сословий.
Единственной сферой, в которой разрешались преобразования, оставалась экономика, Особого внимания в этой связи заслуживает деятельность Н. Х. Бунге, министра финансов в 1881-1886 гг., и С. Ю. Витте, занимавшего этот пост в 1892-1903 гг.
Таким образом, внутренняя политика самодержавия в 80-90-х гг., по одним оценкам, рассматривается как реакционная, по другим — как консервативная. В ней в полной мере проявилось стремление партии власти сохранить незыблемыми основы государственного строя, Преобразования в экономике были связаны главным образом с интересами внешнеполитическими и с личностями занимавшихся этим людей.
Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-i-otvety-po-otechestvennoj-istorii/165-vnutrennyaya-politika-carizma-80-90-x-godax-19-veka.html
Внутренняя политика самодержавия в 60-е – начале 90-х гг. XIX в. Буржуазные реформы и контрреформы
Эволюция самодержавия в России. Причины буржуазных реформ 60-70-х годов. Характер правительственного реформаторства.
Перестройка денежной, кредитной, финансовой политики. Положение о земских учреждениях. Место и роль земства в социально-политической структуре общества. Новые судебные уставы. Структура суда. Судопроизводство.
Реформы в области просвещения. Цензурные правила.
Усиление консервативно-охранительных тенденций в политике правительства в конце 60-х годов. Ограничение реформ 60-х годов.
Городская реформа 1870 г. Военные реформы. Перевооружение армии. Итоги правительственного реформаторства 60-70-х годов. Изменения в политической структуре общества.
Кризис правительственной политики в конце 70-х годов и его причины. Попытка возобновления либеральных реформ. М.Т. Лорис-Меликов и его программа. Убийство Александра II.
Александр III и Манифест о незыблемости самодержавия. Министерство Н.Н. Игнатьева. Победа реакции. К.Н. Победоносцев. Охранительная идеология. Деятельность М.Н. Каткова. Курс правительства на контрреформы. Политика правительства в крестьянском вопросе.
Реакционная политика в области просвещения и печати. Положение о земских начальниках. Земская контрреформа 80-х — начала 90-х годов. Влияние контрреформ на эволюцию политического режима. Итоги уроки правительственного реформаторства второй половины XIX в.
Социально-экономическое развитие России в пореформенный период. Формирование буржуазного общества (60-е – середина 90-х rг. XIX в.)
Территория и население России во второй половине XIX в. Сословно-корпоративная структура общества.
Проблема экономической модернизации России в современной литературе. Признаки и основные аспекты модернизации. Периодизация российской модернизации. Буржуазная эволюция помещичьего хозяйства. Отработочная система, «смешанное» и капиталистическое хозяйство. Разложение крестьянства и его особенности. Кулачество.
Проявления общинно-патриархальных отношений и общинной психологии. Вопрос о двух типах буржуазной аграрной эволюции и характер аграрного строя в России к концу XIX в. Образование внутреннего рынка для крупной промышленности.
Основные этапы развития капитализма в промышленности: мелкотоварное производство, капиталистическая мануфактура, фабрика. Завершение промышленного переворота и его особенности в России. Развитие фабрично-заводской промышленности. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма вширь.
Создание новых промышленных центров. Развитие торговли и формирование кредитно-банковской системы. Роль государства и иностранного капитала в буржуазной модернизации страны. Правительственная программа промышленного развития страны. Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте.
Эволюция социальной структуры российского общества: основные этапы и особенности. Формирование промышленного пролетариата. Развитие русской буржуазии.
Итоги капиталистической модернизации России к концу XIX в. Вопрос о многоукладности российской экономики.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
Источник: https://mykonspekts.ru/2-26944.html
Учебные материалы по Истории России
К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в.
было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в.
выделяются три этапа: 1) вторая половина 50-х – начало 60-х годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы; 2) – 60-70-е годы проведение либеральных реформ; 3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами.
Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние в Европе. Старший сын Николая 1 – Александр 11 вступил на престол в 1855г.
Он был достаточно хорошо подготовлен к управлению гос-вом. Он получил прекрасное образование и воспитание. Его наставником был поэт Жуковский и он повлиял на формирование личности будущего царя. С юных лет Александр приобщился к военной службе и к 26 годам стал “полным генералом”. Путешествия по России и Европе расширили кругозор наследника.
Отец привлекал его к государственной службе. Он занимался руководством деятельности Секретных комитетов по крестьянскому вопросу.
И 36-летний император был подготовлен психологически и практически к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать инициатором освобождения крестьян. Поэтому он вошел в историю как царь “Освободитель”.
Егофраза, о том “ лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования гос-ва.
В подготовке реформ принимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии – министр внутренних дел Ланской, товарищ министра внутренних дел — Милютин, генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр.права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа.
В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы — курии. 1 курия — землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.
; 2 курия – городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия — сельская. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций.
Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.
Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губернские и уездные собрания работали независимо друг от друга.
Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные органы – губернские и уездные управы выбирались на земских собраниях. Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату. Губернатор в деятельность местных учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий.
Городская реформа. (1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы – городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации.
Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.
Выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 — промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 — средние предприниматели (1/3), 3 — все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.
Судебная реформа:
1864 — обнародованы новые суд уставы.
Положения:
ликвидировалась сословная система судов
было объявлено равенство всех перед законом
была введена гласность судопроизводства
состязательность судопроизводства
презумпция невиновности
несменяемость судей
единая система судопроизводства
создан суд двух видов: 1. Мировые суды — рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2.
Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – в окружном суде. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.
Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.
Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.
Военная реформа: 1874 — Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках – 6 лет, в на флоте – 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом.
Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения.
В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии.
Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.
От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.
Реформа в обл-ти образования: 1864 г.
Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные.
Программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. В этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей.
Университетское обр-е: Александр 2 предоставил университетам большую свободу:
студенты могли создавать студенческие орг-ции
получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры
в универы допускались все вольножелающие
студентам предоставлялось право на выбор ректора
было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та
создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.
Значение реформ :
способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.
способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
способствовали формированию гражданского самосознания.
способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.
Инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, “либеральная бюрократия”. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Логическим продолжением реформ 60-70 г. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в 1881 г. министром внутренних дел Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Но убийство Александра 2 изменило направление правительственного курса. И предложение Лорис-Меликова было отвергнуто. Проведение реформ дало толчок для быстрого роста капитализма во всех областях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым. Особенности развития капитализма в промышленности России имело ряд особенностей: 1)Промышленность носила многоукладный характер, т.е. крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством. Также наблюдалось 2) неравномерное размещение промышленности по территории России. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0- высокоразвитые и неосвоенные – Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток. 3)Неравномерное развитие по отраслям. Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо. Характерным для страны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Недостаточность отечественного капитала вызвало приток иностранного. Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высокой прибыли. Торговля. Во второй половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была с/х продукция, в первую очередь хлеб. Росла торговля промышленными товарами не только в городе, но и в деревне. Широко продавалась железная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля – хлеб (экспорт). Ввозились (импорт) хлопок из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы. Финансы. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов. Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности ( железнодорожное строительство). Иностранный капитал был вложен в банковское дело, промышленность, ж/д строительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм в России устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда шла перестройка промышленности. 80-90 г. экономический подъем.
Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=681
Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века
Дворцовый переворот 1801г.
Начало XIX столетия ознаменовалось в истории царского самодержавия новым дворцовым переворотом.
Недолгое царствование Павла I имело тяжелые последствия для Русского государства. Павел был жестоким правителем, деспотичным, болезненно мнительным и своевольным.
В своей внутренней и внешней политике он действовал по личной прихоти, неразумно. Ненавидя свою мать Екатерину II, он стремился переделать все, что сделала она, отменял изданные ею законы и распоряжения и заменял их своими. Это внесло путаницу и хаос в управление государством.
Внешняя политика была также неустойчива.
Павел непродуманно заключал и расторгал договоры с иностранными государствами, объявлял войны. Это приводило к большим конфликтам с крупнейшими государствами того времени — Англией, Австрией и Пруссией.
Жестокость и деспотизм царя не знали границ. Иногда разгневанный царь за малейшую провинность отправлял в ссылку целые.полки.
Сотнями высылал из столицы неугодных ему дворян и офицеров, заключал в тюрьмы и ссылал в Сибирь.
Большая группа дворян — гвардейских офицеров, придворных, чиновников — составила заговор, чтобы устранить царя и заменить его другим, более умным и послушным.
Заговорщиков поддерживал наследник царя, его старший сын Александр.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщики проникли во дворец, ворвались в спальню царя и убили его.
На престол вступил Александр I (1801 — 1825).
Александр I
Основными чертами характера нового царя были хитрость, лицемерие и ханжество. С раннего детства ему приходилось угождать то бабке, то отцу, которые ненавидели друг друга, постоянно враждовали между собой. Новый царь был человеком слабовольным и ленивым.
Воспитатели говорили, что он не прочитал до конца ни одной книги. Впоследствии А. С.
Пушкин нарисовал незабываемый по глубине характеристики и яркости портрет царя Александра I:
- Властитель слабый и лукавый,
- Плешивый щеголь, враг труда,
- Нечаянно пригретый славой,
- Над нами царствовал тогда.
Александр I был таким же самодержцем и крепостником, выразителем и защитником интересов дворянства, как и его предшественники. Но в начале своего царствования он стремился завоевать популярность и поэтому действовал более тонкими методами, чем его отец.
Чтобы привлечь на свою сторону широкие круги дворянства, он в своем манифесте обещал править «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II.
Прежде всего он ликвидировал некоторые наиболее тяжелые последствия павловского царствования: были амнистированы опальные при Павле I дворяне, облегчен въезд в Россию и выезд из нее, несколько смягчена цензура, удалены от двора павловские любимцы. Эти меры не затрагивали основ самодержавного строя, но создавали видимость либерализма и заботы царя о своих подданных. Крупнейшим событием начала XIX в. явилось добровольное присоединение Грузии к России в 1801 г., которое имело огромное положительное значение для грузинского народа. Подробнее об этом будет сказано ниже.
Реформы государственного управления и просвещения
Наиболее важное значение имели преобразования в области государственного управления. Значительной перестройке подвергся центральный аппарат власти. Вместо старых петровских коллегий вводились министерства, в которых министр являлся единоличным руководителем.
В отличие от коллегий министерства имели подчиненные им органы на местах. Это позволяло лучше руководить той или иной отраслью государственного управления. Деятельность каждого министерства была четко определена.
Были образованы министерства:
- военное,
- морское,
- иностранных дел,
- просвещения,
- финансов и др.
Высшим учреждением в стране становился созданный в это время Государственный совет. В его состав входили министры и другие крупные чиновники.
Он являлся совещательным органом при царе.
Положительное значение имели мероприятия в области просвещения. Для подготовки образованных специалистов и чиновников было увеличено число средних и высших учебных заведений (правда доступных преимущественно дворянам), открыты университеты в Казани, Харькове, Петербурге, Дерпте (Тарту).
Было создано несколько близких к ним по своим учебным программам лицеев, в том числе Царскосельский, в котором учился А. С. Пушкин. Гораздо меньше внимания уделялось начальной школе. Это и понятно — крепостническое государство препятствовало распространению образования среди «низших» сословий.
Все эти преобразования лишь подкрашивали фасад «безобразного здания российского самодержавия», но оставляли незыблемыми царскую монархию и крепостное право. Они призваны были укрепить самодержавный строй и крепостнические порядки, отсрочить их падение.
Международное положение России в начале 19в
Международное положение России в начале XIX в. было чрезвычайно сложным. В 1804 г. Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором Франции. Он задушил французскую революцию и начал вести захватническую внешнюю политику в интересах крупной французской буржуазии. Наполеон стремился завоевать мировое господство, подчинить себе все европейские государства.
Создание французской империи, указывал Ленин, сопровождалось порабощением ряда крупных народов Европы; наполеоновские войны с этого времени носят захватнический характер и порождают «национально-освободительные войны».
Уже в начале века России пришлось вести войны с наполеоновской Францией в союзе сначала с Австрией, а затем с Пруссией.
Эти войны оказались неудачными для союзников.
Тильзитский мир
Царское правительство вынуждено было пойти на заключение мира, который был подписан в местечке Тильзит и поэтому получил название Тильзитского мира (1807). По этому договору Россия не понесла каких-либо территориальных потерь. Императоры договорились о том, что Наполеон получает свободу действий в Западной Европе, а Александр — на севере и востоке Европы. Таким образом, императоры обещали не мешать друг другу.
Но в целом этот договор был невыгодным для России.
- Во-первых, из отторгнутых от Пруссии польских земель Наполеон создал герцогство Варшавское, чтобы иметь удобный плацдарм для нападения на Россию;
- во-вторых, Россия обязывалась присоединиться к континентальной блокаде.
Сущность ее заключалась в следующем. Наполеон не мог нанести Англии сокрушительного военного поражения, так как Францию и Англию разделяло море, а на море господствовал английский флот. Тогда Наполеон попытался нанести удар по экономической мощи Англии. Чтобы полностью отрезать ее от континента, он запретил всем европейским государствам вести с ней торговлю, т. е. установил континентальную блокаду. Теперь Россия тоже была вынуждена порвать все торговые связи с Англией.
Тильзитский мир был непрочным. Им недовольны были обе стороны. Наполеон был недоволен тем, что ему не удалось установить полную гегемонию Франции в Европе. Россия по-прежнему стояла на его пути к мировому господству. Поэтому Наполеон рассматривал Тильзитский мир лишь как передышку для подготовки новой большой войны с Россией.
Тильзитским миром были недовольны широкие круги русского дворянства и купечества, заинтересованные в торговле с Англией: в сбыте сырья и получении необходимых промышленных товаров. Прекращение торговли с Англией наносило ущерб экономике России, расстраивало торговлю и некоторые отрасли промышленности, вело к резкому падению цен на товары — подрывало финансы страны.
Укрепив свое положение в Европе, Наполеон начал готовить войну против России. Французский император стремился расчленить Россию, превратить ее в третьестепенную державу или даже полностью поработить ее. «Я буду властелином мира,- говорил он, -остается одна Россия, но я раздавлю ее». Обстановка благоприятствовала Наполеону. На его стороне были Австрия, Пруссия, Испания, итальянские государства и другие европейские страны, разгромленные Наполеоном в предыдущих войнах. Положение России осложнялось тем, что ей в это время пришлось вести продолжительные и тяжелые войны с Турцией, Ираном, Швецией.
- В результате войны с Турцией (1806- 1812 гг.) была освобождена от турецкого ига значительная часть Молдавии — Бессарабия, которая вошла в состав России.
- В результате войны с Ираном (1804-1813 гг.) к России отошла значительная часть Азербайджана.
- Война со Швецией (1808- 1809 гг.) завершилась присоединением Финляндии — было создано автономное Великое княжество Финляндское в составе России.
Хотя эти войны и были успешными для России, но они требовали больших средств и сопровождались значительными людскими потерями. России пришлось одной бороться с Наполеоном и его сателлитами — зависимыми от него государствами. Единственный ее союзник — Англия не оказала существенной военной помощи.
Источник: http://hist-world.com/rossijskaya-imperiya-xixv-fedosov/464-vnutrennyaya-i-vneshnyaya-politika-rossii-v-nachale-xix-veka.html
3. Социально-экономическое развитие России в 60-90-е годы XIX века
Во второй половине XIX в. продолжалось складывание территории Российской империи (в основном за счет присоединения Средней Азии). К 1897 г. численность населения составляла 128 млн человек. Преобладали сельские жители. Вместе с тем быстро росло число горожан, которых к концу века стало 13%.
Особенности экономики и социальной структуры. Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм начал утверждаться как господствующий способ производства История России (IX-XX вв.): Учебник / Под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С.Измозика. — 2-е изд. — М., 2003.-189с..
Российское общество (особенно крестьяне и помещики) было слабо подготовлено к капиталистическим отношениям. Патриархально-общинный менталитет и наивный монархизм большинства населения мешали активному восприятию коренных перемен в экономике страны. Государство в силу своей абсолютистской сущности продолжало оказывать решающее воздействие и на экономику, и на эволюцию социальной структуры.
Для экономики была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне.
Сложились резкие диспропорции по основным отраслям экономики: бурный рост промышленности контрастировал с медленно преодолеваемой застойностью сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала.
Это открыло дорогу для широкого проникновения в экономику России иностранных инвестиций.
Несмотря на быстрый темп развития капитализма во второй половине XIX в., модернизация России растянулась на довольно длительный срок и сохраняла догоняющий характер по отношению к передовым капиталистическим странам того времени.
Сельское хозяйство. В экономике России господствующее положение занимал аграрный сектор. Именно в этой области эволюция капиталистических отношений шла наиболее медленными темпами.
Из 280 млн десятин земли 102 млн находилось в частном владении. Большая (77%) и лучшая по качеству их часть принадлежала помещикам. Поэтому основным показателем буржуазной эволюции аграрного сектора было состояние помещичьего хозяйства. В пореформенный период в нем сложилось три типа: отработочный, капиталистический и смешанный — с элементами капиталистического и отработочного.
Отработочная система состояла в обработке земли помещика крестьянами своим инвентарем. Она обусловливалась малоземельем и безденежьем крестьян, вынужденных идти в кабалу к помещику за арендованную у него землю.
Смешанная система, при которой использовались вольнонаемный труд и отработки, была распространена в Левобережной Украине, Восточной Белоруссии и некоторых западных русских губерниях.
К концу 70-х годов XIX в. капиталистическая система ведения хозяйства стала постепенно вытеснять отработочную Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. — М., 1998; 2-е изд. — М., 2000.-241с..
Помещики, не сумевшие перевести свое хозяйство на новые рельсы, постепенно разорялись и продавали свои имения. В стране шел процесс перераспределения земли, так как часть ее скупала буржуазия.
Крестьянское хозяйство еще медленнее, чем помещичье, приспосабливалось к капиталистическим отношениям. Это в первую очередь было вызвано малоземельем.
В надельном владении крестьянских общин находилось 139 млн десятин земли, что в 60-е годы составляло 5 десятин, а к концу XIX в. сократилось до 2,5 десятин на одну душу мужского пола.
Кроме того, крестьяне были задавлены налогами и высокими выкупными платежами, что приводило к нехватке денежных средств, необходимых для развития хозяйства. Его также сдерживали периодические переделы земли внутри общины, поголовная неграмотность и темнота крестьян.
Большинство их хозяйств балансировало на грани выживания. В неурожайные годы массовый голод охватывал русскую деревню. Лишь отдельным крестьянам удавалось создать рентабельные хозяйства, ориентированные на рынок.
В целом сельское хозяйство продолжало развиваться по экстенсивному пути. Поэтому рост сельскохозяйственной продукции осуществлялся в основном за счет расширения посевных площадей и освоения новых районов.
Однако характерное для частновладельческих хозяйств применение вольнонаемного труда, использование сельскохозяйственных машин, улучшение агротехнических приемов — интенсивный путь — привели к некоторому подъему урожайности.
Несмотря на все сложности, аграрный сектор в экономике России из кризисного и застойного превратился во второй половине XIX в. в развивающийся и товарный.
Вместе с тем незавершенность капиталистического преобразования сельского хозяйства сохранила резкое противостояние крестьян и помещиков. Аграрно-крестьянский вопрос оставался центральным в общественно-политической жизни страны.
Это препятствовало эволюционному (реформистскому) пути развития и создавало предпосылки для будущих революционных потрясений.
Промышленность. Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности.
Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, постепенно расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым Фёдоров В. А. Падение крепостного права в России: Документы и материалы. Вып.
1: Социально-экономические предпосылки и подготовка крестьянской реформы. — М., 1966. — С. 45..
Однако развитие капитализма в промышленности России имело ряд особенностей. Сохранилась многоукладность промышленности, поэтому крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством.
Еще одной особенностью было неравномерное размещение промышленности по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами — северо-западный (Петербург — Прибалтика), центральный (вокруг Москвы), южный (Украина) и др.- продолжали оставаться неосвоенными в промышленном отношении Сибирь, Дальний Восток и Средняя Азия.
Промышленность неравномерно развивалась и по отраслям. Ведущую роль играла легкая (особенно текстильная и пищевая) промышленность.
Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении. Здесь было занято свыше 1/2 промышленных рабочих.
Быстрые темпы набирала и тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая и нефтяная). Однако отечественное машиностроение было слабо развито.
Для России особенно было характерно сильное государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма.
Недостаточность отечественных капиталов вызвала интенсивный приток иностранных инвесторов из Англии, Франции, Германии и Бельгии, которых привлекала дешевизна рабочей силы, богатые сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высоких прибылей.
В каменноугольной, металлургической, машиностроительной отраслях промышленности иностранный капитал занял господствующее положение Маркова А.Н. История России: (225 вопросов — 225 ответов): Учебное пособие для вузов / А.Н. Маркова, Е.М. Скворцова, И.А. Андреева. — М.
: ЮНИТИ, 2002.-169с..
Утверждение капитализма в промышленности прошло два этапа. В 60-70-е годы осуществлялась ее перестройка. Поэтому замедлились темпы производства, особенно в традиционных промышленных районах (Урал). В 80-90-е годы произошел бурный экономический подъем.
Это было следствием завершения промышленного переворота, начавшегося еще в первой половине XIX в. Отныне основная промышленная продукция России производилась на предприятиях, оборудованных паровыми и электрическими машинами.
Интенсивно развивались новые отрасли — угольная, нефтедобывающая, химическая и машиностроительная. В связи с этим резко возросла роль Донецкого бассейна, Бакинского района, машиностроительных центров (Петербург, Нижний Новгород).
За 40 пореформенных лет общий объем промышленной продукции в России увеличился в 7 раз (в Германии — в 5, в Англии — в 2, во Франции — в 2,5). В 90-х годах появились первые монополистические объединения.
Транспорт. Огромную роль в индустриализации России сыграло развитие механизированного транспорта, и в первую очередь сети железных дорог.
Их создание имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение, способствовало более интенсивному развитию и других отраслей промышленности. Железные дороги строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала.
Однако уже к середине 90-х годов большая часть железных дорог находилась в государственном ведении. (Это было одним из характерных примеров формирования государственного капитализма.)
Одновременно совершенствовался и водный транспорт. Паровые суда были сосредоточены в основном в Волжском бассейне. Речное пароходство развивалось и на Днепре, Дону, Оби и Енисее. К концу XIX в.
на реках России насчитывалось 2,5 тыс. пароходов. Численность морских пароходов во второй половине XIX в. возросла в 10 раз Арсланов Р.А. История России с древнейших времен до конца ХХ: В 2 ч. / Р.А. Арсланов. — М.
, 2000.-208с..
Торговля. Во второй половине XIX в. завершилось формирование всероссийского рынка. Производство и потребление окончательно приобрели товарный характер.
Главным товаром была сельскохозяйственная продукция, в первую очередь хлеб, более 50% которого шло на внутренний и внешний рынок. Быстро росла торговля промышленной продукцией, спрос на которую повысился не только в городе, но и в деревне.
Широкое распространение получила продажа сырья: железная руда, уголь, лес, нефть и т.д.
Россия все больше втягивалась в мировой рынок. Неуклонно возрастал объем внешней торговли. В структуре вывоза преобладала продукция сельского хозяйства (особенно хлеб). Попытки освоения азиатских рынков для массового сбыта российской промышленной продукции наталкивались на европейскую конкуренцию и оставались малоэффективными.
Ввоз состоял не только из предметов роскоши и колониальных товаров, как в первой половине XIX в., но и металлов, машин. Основными внешнеторговыми партнерами России являлись Германия и Англия. Особое место занимал импорт хлопка (из США), необходимого для развития текстильной промышленности. Во второй половине XIX в.
для России был характерен устойчивый активный внешнеторговый баланс, главным образом за счет вывоза хлеба.
Финансы. Значительные изменения претерпела финансовая система России. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств.
В области денежного обращения правительство провело ряд мероприятий, направленных на укрепление рубля. Особое значение имела денежная реформа С.Ю. Витте 1897 г., приведшая рубль к золотому эквиваленту.
Российские деньги высоко котировались на мировом финансовом рынке.
Сложилась новая государственная и частная кредитная система. Она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности и, главным образом, железнодорожного строительства.
Появились первые акционерные коммерческие банки в Петербурге, Москве, Киеве и Харькове. К концу века их было более 40.
Однако некоторые из них оказались несостоятельными и обанкротились во время финансовых кризисов 1873 и 1882 гг.
Заметную роль в финансовой жизни России играл иностранный капитал, вложение которого в банковское дело, промышленность и железнодорожное строительство к концу ХГХ в. достигло 900 млн рублей.
Социальный строй. Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладность экономики обусловливали своеобразие социальной структуры и разнообразие социальных антагонизмов.
Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями Данилов А.А. Отечественная история: Учебник для вузов / А.А.
Данилов. — М., 2003.-201с..
Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам. Их некоторое экономическое ослабление не сказалось на социально-политическом влиянии.
Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни.
Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.
Крестьяне оставались наиболее многочисленной социальной группой. Получив в 1861 г. свободу, они с трудом приспосабливались к своему новому общественному положению. Для этого сословия продолжали сохраняться многочисленные ограничения в самых разнообразных социальных сферах. Незыблемой оставалась община, ограничивавшая правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьянина.
Община тормозила социальное расслоение крестьян, но не смогла предотвратить его. Оно шло замедленными темпами. Однако проникновение в деревню капиталистических отношений способствовало разделению сельских жителей на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты и полуразорившегося крестьянства История России (IX-XX вв.): Учебник / Под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С.Измозика. — 2-е изд.
— М., 2003.-202с..
Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили источником формирования пролетариата. Особенность рабочего класса России состояла в том, что он не порывал своих связей с деревней. Поэтому созревание кадрового пролетариата шло медленными темпами. Положение российского рабочего класса существенно отличалось от западно-европейского.
В России сложились тяжелые условия труда и быта, отсутствовали профсоюзы и система страхования рабочих. Все это поднимало их на борьбу за экономические права. Попытки правительства путем издания фабричных законов вмешаться во взаимоотношения предпринимателей и рабочих были малоэффективными.
Антиправительственная деятельность революционеров попадала на благодатную почву пролетарского недовольства жесткой системой эксплуатации, сложившейся в стране.
Социальная структура пореформенной России и бедственное положение основной массы населения таили в себе зачатки мощных общественных потрясений начала XX в.
Источник: http://hist.bobrodobro.ru/974