Влияние передовой культуры русского народа на культуры братских народов россии. общение литератур братских народов.

Культура народов России — самое интересное

Культура народов России одна из самых многообразных в мире. На ее территории проживает более 190 народов, каждый из которых по отдельности обладает своей неповторимой культурой, и чем больше численность, тем заметнее вклад этого народа в культуру целой страны.

Наиболее многочисленно в России русское население — оно составляет 111 миллионов человек. Замыкают тройку наиболее многочисленных национальностей татары и украинцы.

Русская культура

Русская культура обладает огромным историко-культурным наследием и доминирует в государстве.

Религия русского народа

Православие — наиболее распространенная религия среди русского народа, которая оказала огромное влияние на развитие нравственной культуры народов России.

Вторая религия по численности, хотя несравнимо проигрывающая православию — это протестантизм.

Русское жилье

Традиционным русским жилищем считают избу, построенную из бревен, с двухскатной крышей. Вход представлял собой крыльцо, в доме строили печь и погреб.

В России до сих пор стоит много изб, например, в г. Вятка Арбажского района Кировской области. Есть возможность посетить уникальный Музей русской избы в селе Кочемирово Кадомского района Рязанской области, где можно увидеть не только настоящую избу, но и предметы домашнего обихода, печь, ткацкий станок и другие элементы русской культуры.

Русский национальный костюм

В целом мужской народный костюм представлял собой рубаху с вышитым воротом, штаны, лапти либо сапоги. Рубаху носили навыпуск и подбирали поясом из ткани. В качестве верхней одежды надевали кафтан.

Женский народный костюм состоял из длинной вышитой рубахи с длинными рукавами, сарафана или юбки с оборкой, а сверху шерстяной юбки — поневы. Замужние женщины носили головной убор — повойник. Праздничным головным убором был кокошник.

В повседневной жизни русские народные костюмы уже не носят. Лучшие образцы этой одежды можно увидеть в этнографических музеях, а также на всевозможных танцевальных соревнованиях и фестивалях русской культуры.

Традиционная русская кухня

Русская кухня известна первыми блюдами — щи, солянка, уха, рассольник, окрошка. В качестве второго блюда обычно готовили кашу. «Щи да каша — пища наша», — говорили издавна.

Очень часто в блюдах используют творог, особенно при приготовлении пирогов, сырников и ватрушек.

Популярно приготовление различных солений и маринадов. Отличительными русскими блюдами можно считать холодец и заливную рыбу.

Попробовать русские блюда можно в многочисленных ресторанах русской кухни, которые встречаются практически везде и в России, и за рубежом.

Семейные традиции и духовные ценности русского народа

Семья всегда была главной и безоговорочной ценностью для русского человека. Поэтому издревле было важно помнить свой род. Связь с предками была сакральной. Детям часто дают имена в честь бабушек или дедушек, сыновей называют в честь отцов — таким способом проявляют уважение к родственникам.

Раньше нередко профессия передавалась от отца к сыну, но в сейчас эта традиция практически вымерла.

Важная традиция — передача по наследству вещей, семейных реликвий. Так вещи сопровождают род из поколения в поколение и обретают свою историю.

Русские праздники

Отмечаются и религиозные, и светские праздники. Самым массово отмечаемым государственным праздником в России является праздник Нового года. Немало людей 14 января отмечают еще и Старый Новый год.

Отмечают еще и такие праздники: День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День солидарности трудящихся («майские» праздники 1-2 мая), День Конституции.

Крупнейшими православными праздниками являются Пасха и Рождество.

Не настолько массово, но отмечают также следующие православные праздники: Крещение Господне, Преображение Господне (Яблочный спас), Медовый спас, Троицу и другие.

Практически неотъемлемы друг от друга русская народная культура и праздник Масленицы, который длится целую неделю до Великого поста. Этот праздник уходит корнями в язычество, но теперь отмечается повсеместно и православными людьми. Масленица также символизирует проводы зимы. Визитная карточка праздничного стола — блины.

Украинская культура

Численность украинцев в РФ составляет примерно 1 млн 928 тысяч человек — это третье место по численности среди общего населения, а потому украинская культура является немаловажной составляющей культуры народов России.

Традиционное украинское жилье

Украинская хата — важная составляющая украинской традиционной культуры. Типичный украинский дом был деревянным, небольших размеров, с четырехскатной крышей из соломы. Хату обязательно белили изнутри и снаружи.

Встречаются такие хаты в России, например, в Оренбургской области, в западных и центральных областях Украины, в Казахстане, однако почти всегда соломенная крыша заменена на шифер или покрыта рубероидом.

Украинский народный костюм

Мужской костюм составляет льняную сорочку и шаровары. Для украинской рубахи характерен вышитый разрез спереди; носят ее, заправив в штаны, подпоясавшись кушаком.

Основой для женского наряда выступает длинная сорочка. Подол сорочки и рукава всегда вышивали. Сверху надевали корсетку, юпку либо андарак.

Самым известным элементом традиционной украинской одежды является вышиванка — мужская или женская рубаха, отличающаяся сложной и разнообразной вышивкой.

Украинские народные костюмы уже не носят, но их можно увидеть в музеях и на фестивалях украинской народной культуры. А вот вышиванки до сих пор в ходу и даже набирают все большую популярность — их любят носить украинцы всех возрастов, и в качестве праздничного наряда, и как элемент повседневного гардероба.

Украинская кухня

Наиболее известное украинское блюдо — красный борщ из свеклы и капусты.

Популярнейшим продуктом в украинской кулинарии является сало — его используют для приготовления множества блюд, едят отдельно, солят, жарят и коптят.

Широко распространены мучные изделия из пшеничной муки. К национальным блюдам можно отнести вареники, галушки, вергуны, лемишки.

Украинская кухня любима и популярна не только среди украинцев, но и среди многих других жителей России — встретить ресторан украинской кухни в крупных городах не составит труда.

Семейные ценности украинцев и русских во многом идентичны. То же касается и религии — православное христианство занимает большую часть среди вероисповедания украинцев, проживающих в России; почти ничем не отличаются и традиционные праздники.

Татарская культура

Представители татарского этноса на территории России составляют приблизительно 5 млн 310 тысяч человек — это 3,72% от всего населения страны.

Религия татар

Основное вероисповедание татар — это ислам суннитского толка. При этом существует небольшая часть татар-кряшен, чьей религией является православие.

Татарские мечети можно увидеть во многих городах России, например, Московская историческая мечеть, Санкт-Петербургская соборная мечеть, Пермская соборная мечеть, Ижевская соборная мечеть и другие.

Традиционное татарское жилье

Татарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось на женскую и мужскую часть, женская заодно являлась кухней. Дома украшали яркой росписью, в особенности ворота.

В Казани, Республика Татарстан, осталось много таких усадеб, не только в качестве памятников архитектуры, но и в качестве жилых домов.

Татарский национальный костюм

Костюм может отличаться в зависимости от подгруппы татар, однако большое влияние на единый образ национального костюма оказала одежда поволжских татар. Она состоит из рубахи-платья и шаровар, как для женщин, так и для мужчин, а в качестве верхней одежды часто использовали халат. Головным убором у мужчин была тюбетейка, у женщин — бархатная шапочка.

В первозданном виде такие костюмы уже не носят, но некоторые элементы одежды в ходу до сих пор, например, платки, ичиги. Увидеть традиционную одежду можно в этнографических музеях и на тематических выставках.

Традиционная татарская кухня

Отличительной чертой этой кухни есть то, что на ее развитие повлияли не только татарские этнические традиции. От разных культур татарская кухня вобрала в себя бал-май, пельмени, плов, пахлаву, чай и другие разнообразные блюда.

Татарская кухня может похвастаться разнообразием мучных изделий, среди них: эчпочмак, кыстыбый, кабартма, санса, кыймак.Часто употребляется молоко, однако чаще всего в переработанном виде — творог, катык, сметана, сюзмэ, эремчек.

Масса ресторанов по всей России предлагает меню татарской кухни, а лучший выбор, конечно же, в столице Татарстана — Казани.

Семейные традиции и духовные ценности татар

Создание семьи всегда было наивысшей ценностью у татарского народа. Брак считается священной обязанностью. Нравственная и духовная культура народов России так или иначе связана с культурой религиозной, так и особенности мусульманского брака заключаются в том, что он неразрывно связан с религиозной культурой мусульман.

Например, Кораном запрещается жениться на женщине-атеистке, женщине-агностике; не слишком одобряется и брак с представительницей другой религии.

Сейчас татары знакомятся и женятся в основном без вмешательства семьи, но раньше самым распространенным был брак по сватовству — родственники жениха шли к родителям невесты и делали предложение.

Татарская семья — это семья патриархального типа, замужняя женщина находилась полностью во власти мужа и на его содержании. Количество детей в семье иногда превышало шесть человек. Селились супруги у родителей мужа; жить у родителей невесты было постыдно.

Беспрекословное послушание и уважение к старшим — еще одна важнейшая черта татарского менталитета.

Татарские праздники

Татарская культура празднования включает в себя и исламские, и оригинальные татарские, и общероссийские государственные праздники.

Крупными религиозными праздниками считаются ураза-байрам — праздник разговения, в честь окончания месяца поста — рамадана, и курбан-байрам — праздник жертвоприношения.

До сих пор татары празднуют и каргатуй, или карга буткасы — народный праздник весны, и сабантуй — праздник по случаю завершения весенних сельскохозяйственных работ.

Культура каждого народа России уникальна, а вместе они представляют из себя удивительный пазл, который будет неполноценным, если убрать какую-то часть. Наша же задача заключается в том, чтобы знать и ценить это культурное наследие.

Источник: http://megapoisk.com/kultura-narodov-rossii-samoe-interesnoe

Братских народов союз вековой

23.11.2014 15:50:41

Красивы в убранстве лесов и озёр 

Пятнадцать республик, 15 сестёр.
Эстонка и русский, грузин и узбек.
С открытой душой породнились навек.

«Пятнадцать республик — пятнадцать сестер» — этот лозунг еще помнит каждый, кто достиг к моменту развала Союза ССР более-менее сознательного возраста. Однако что-то потом случилось в «дружной семье советского народа», и «сестры» стали покидать «отчий дом». Но ведь лозунг был правильный.

Для мирного совместного сосуществования необходимо уважать и принимать друг друга с той культурой, обычаями, традициями, что заложены у каждого народа. Именно в этом заключается самобытность и неповторимость каждой национальности, пусть даже очень малочисленной. Конечно, за это время было совершено немало ошибок и важно, чтобы это признали все.

И новые поколения населения планеты относились к окружающим просто как к людям хорошим, или плохим, несмотря на национальность, и, не выделяя ее, как один из главных критериев в оценке человека. Воспитание толерантности, миролюбия, национального согласия у молодого поколения сегодня очень нужно, и не просто нужно, а необходимо.

Обратите внимание

  Это залог мира между народами постсоветского пространства. Конечно, хотелось бы, чтобы это было более масштабно, но ведь все начинается с малого. Молодежь должна понять, что порознь, поодиночке не одолеть того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а все вместе – сад.

Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто взялся за дело вместе, целый дом готов. Соединять людей должны дружба, понимание и все вместе они заживут счастливо.

Если спросить, как на разных языках будет звучать слово «дружба», то украинец ответит – дружба, белорус – дружба, узбек – дустлик, казах – достык, грузин – мегоброба, азербайджанец – достлуг, литовец – драугисте, латыш – драудзиба, армянин – баракамутюн.

Такие разные по звучанию, в большинстве своем слова, а означают одно – ДРУЖБА.

В комитете образования Воловского района в этом году был проведен «круглый стол» учащихся старших классов на тему «Толерантность – искусство жить вместе». Для обсуждения столь важной темы были приглашены учащиеся старших классов школ района, священнослужители, педагоги образовательных учреждений, работники комитета образования, члены районной комиссии по делам несовершеннолетних.

Все участники мероприятия активно обсуждали тему мирного существования с людьми разных национальностей. Каждый хотел высказать свое мнение, кто-то приготовил доклад. Не могу не привести слова ведущей мероприятия, инспектора комитета образования Надежды Луневой:

– О правах человека мы знаем очень много, а вот о таком понятии как толерантность многие даже не имеют представления. Не всем, может быть, знакомо это слово и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.

Толерантность – уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию. Толерантность предполагает признать «другого», имеющим равные права на определенные жизненные ценности.

Читайте также:  Литература народов российской империи

Общепринято толерантность понимать как терпимость.

В первую очередь, толерантность – это уважение, понимание, и уже потом, когда разберешься с кем имеешь дело, проявляешь терпимость, чуткость, внимание, доброту, заботу – все лучшие качества человеческой личности.

Важно

Уметь общаться, находить общий язык друг с другом – важные качества в жизни и им надо учиться.

Ввиду того, что население нашего края многонационально по своему составу, и это всегда было так, мы должны быть готовы к межкультурному взаимодействию, достижению грамотности во взаимоотношениях с представителями различных этнических групп.

Ребята, участвующие в дискуссии также высказали свои суждения по теме толерантного отношения друг к другу.

О формировании духовно-нравственных ценностей, повышении уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности в подростковой среде через воспитание в семье рассказывала ученица Непрядвенской школы Ирина Назарова: «Все проблемы общества начинаются с семьи, и ни одна государственная программа не будет эффективной, если на уровне каждой «ячейки» общества проблема останется нерешенной.

Формирование культуры межнационального общения и межэтнической толерантности начинается с семьи. В семье ребенок получает первые представления о родном языке, родной культуре, традициях и обычаях своего народа.

От родителей он узнает о существовании других народов, отличающихся от его собственного, по языку и культуре.

А если это разнонациональная семья, то  ребенок получает первые модели отношений между представителями различных наций.

    Неприятие людей другой расы, другой этнической общности, другой религиозной культуры признак недостаточной воспитанности, которая в первую очередь закладывается в семье.

Совет

С чего же начинать воспитание толерантности в семье? Наверное, с себя. Воспитывать в себе воспитателя – это задача, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной.

     А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей.
   Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.

      Ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и то, что он видит, оказывает влияние на его будущую семью, дальнейшую жизнь и здоровье.

Всем известно, что дочь надо воспитывать женственной и заложить в ней ценности материнства, а сыну следует привить чувство ответственности. Но самое главное – научить девочку благодарности, а мальчика заботливости.

Ведь, если мальчик заботлив, то, став мужчиной, во имя достижения благополучия близких, он приложит все свои усилия, проявив и ум, и силу, и другие мужские качества.

     При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно.

Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому.

Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет

Обратите внимание

  Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества».

Учащийся Краснодубровской школы Дамир Тураджанов, выступил с докладом на тему «Молодежная субкультура – это культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ».

Вот несколько слов из его выступления: «Молодежная субкультура – частный случай проявления субкультуры вообще.

Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста. 

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе.

Принято считать, что молодым «свойствен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно ценностям и процессам.

Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды.

Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

Важно

Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная субкультура монолитна. Подобное утверждение было бы ошибочным. Здесь можно найти целый спектр разнообразных молодежных субкультур.

Молодежная культура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с завершением процесса социализации и включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры».

Да, много субкультур, много национальностей, важно, чтобы в конечном итоге каждый сделал правильные выводы.

Выводы о том, что доброе и терпимое отношение друг к другу несет только позитивные моменты, только тогда мы будем вместе, то есть – едины.

Важность единения народов  бывших союзных республик СССР доказывает общенародная борьба против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Тогда все, независимо от национальности объединились во имя освобождения Родины от врага, и каждой каждый внес свой вклад в победу над захватчиками.

И в разных уголках  получали письма бойцов Красной армии, написанные на языках народов Советского Союза.

В преддверии 70 годовщины со дня  Победы в Великой Отечественной войне не лишним будет вспомнить о тех, кто приближал этот день.

Совет

Национальные формирования выполняли свои задачи, действовали в едином строю со всеми частями Советской Армии. Героически сражались у стен Сталинграда узбекские и казахские соединения. В боях за Одессу прославилась 95 Молдавская стрелковая дивизия. На Дону отличилась 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. 89-я Армянская стрелковая дивизия победно пронесла свои знамена от Кавказа до Берлина.

Известно огромное количество примеров проявления массового героизма воинов всех национальностей.

Среди более 11 тысяч героев Советского Союза – представители более 60 народов. В их числе: 8181 русский, 2072 украинца, 311 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казаков, 91 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 39 башкир, 32 осетина и другие.

В годы Великой Отечественной войны выдвинулась блестящая плеяда советских полководцев. Среди них: русские Н. Воронов, Г. Жуков, И. Конев; украинцы А. Гречко, П. Рыбалко; армяне И. Баграмян, А. Бабаджанян; Грузин К. Леселидзе; осетины И. Плиев, Х. Мамсуров и другие.

Это страницы истории нашей Родины, которые доказывают правильность высказывания: «Когда мы едины – мы непобедимы».

А без уважения и доброго соседства – единения не будет, а значит – мира и согласия тоже.

Источник: http://vilvolovo.ru/news/bratskix-narodov-soyuz-vekovoj/

Русские ценности как основа русской культуры

В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности. Чтобы понять, что такое русская культура, надо сначала разобраться в исторически сложившихся, традиционных ценностях русского народа, осознать ментальную систему ценностей русского человека.

Ведь русскую культуру создают именно русские люди со своим мировоззрением и душевным укладом: не являясь носителем русских ценностей и не обладая русским менталитетом невозможно создавать русскую культуру или воспроизводить её в своем ежедневном быте, а любые попытки на этом пути будут подделкой.

В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности.

Наиважнейшую роль в развитии русского народа, русского государства и Русского мира сыграла земледельческая крестьянская община, то есть истоки генерирования русской культуры были заложены в системе ценностей русской общины.

Обратите внимание

Предпосылкой существования русского индивида является эта самая община, или как раньше говорили “мир”.

Следует учесть, что значительную часть своей истории русское общество и государство формировались в условиях военного противостояния, что всегда заставляло пренебрегать интересами отдельных людей ради сохранения русского народа в целом, как самостоятельного этноса.

Статья по теме: Список черт характера русского народа и человека

У русских, цели и интересы коллектива всегда выше личных интересов и целей отдельно взятого человека — все индивидуальное легко приносится в жертву общему. В ответ же, русский человек привык рассчитывать и надеяться на поддержку своего мира, своей общины.

Такая особенность приводит к тому, что русский человек легко откладывает свои личные дела и полностью посвящает себя общему делу. Именно по-этому русские являются государственным народом, то есть таким народом, которые умеет формировать что-то общее, большое и обширное.

Личная выгода всегда следует после общественной.

Русские являются государственным народом потому, что умеют формировать что-то общее для всех.

Истинно русский человек безапеляционно уверен — сначала надо устроить общие социально-значимые дела, а уже потом это единое целое станет работать на всех членов общины. Коллективизм, потребность существовать вместе со своим социумом — одна из ярчайших черт русского народа. Русский человек — это соборный человек.

Еще одна базовая русская национальная ценность — это справедливость, так как без ее четкого понимания и воплощения не возможна жизнь в коллективе. Суть русского понимания справедливости заключается в социальном равенстве людей составляющих русскую общность.

Корни этого подхода лежат в древнерусском экономическом равенстве мужчин по отношению к земле: изначально члены русской общины наделялись равными земледельческими долями из того чем владел “мир”.

Именно по-этому, внутренне, русские стремятся к такой реализации понятия справедливости.

Важно

В русском народе спор в категориях правды-истины и правды-справедливости побеждать всегда будет справедливость.

Русскому не так важно как было когда-то и как есть на данный момент, куда важнее что и как должно быть в будущем.

Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму вечных истин поддерживающих постулат справедливости. Внутреннее стремление к ним гораздо важнее пользы конкретного результата.

Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму справедливости.

Индивидуализм у русских очень сложно реализуем.

Это связано стем, что исстари, в земледельческих общинах люди наделялись равными наделами, периодически производились переделы земли, то есть человек не был собственником земли, не имел права продавать свой кусок земли или менять культуру возделывания на нем. В такой ситуации было нереально проявить индивидуальное мастерство, которое на Руси ценилось не слишком высоко.

Почти полное отсутствие личной свободы сформировало у русских привычку к авралам, как эффективному способу коллективной деятельности во время сельскохозяйственной страды.

В такие периоды феноменальным образом сочетались труд и праздник, что позволяло до известной степени компенсировать большое физическое и эмоциональное напряжение, а также  отказаться отличной свободы в хозяйственной деятельности.

Общество основанное на идеях равенства и справедливости не смогло утвердить богатство как ценность: грехом считалось алчное стремление к безграничному увеличению богатства.

В тоже время жить зажиточно до определенной степени было вполне почитаемо — в русской деревне, особенно в северных регионах,  простые люди уважали торговцев, которые искусственно затормаживали свой торговый оборот.

Просто став богатым нельзя заслужить уважение русской общины.

Совет

Своеобразна такая русская национальная особенность как отношение к труду: труд сам по себе не является ценностью — он не считается средством безусловно определяющим земное призвание человека и критерием формирования души.

Всем хорошо известна поговорка «Работа не волк, в лес не убежит», из которой следует, что в системе русских ценностей труд занимает подчиненное место.

В тоже время, творческое начало в русском человеке в значительной мерой сформировано как раз тем, что жизнь у русских не слишком не ориентирована на труд.

Еще одними характерными узловыми точками в системе русских национальных ценностей являются терпение и страдание. Это важнейшие критерии для русского, наряду с самоограничением и воздержанием.

Постоянная готовность пожертвовать чем либо в пользу другого человека является продолжением готовности терпеть и страдать. В русском обществе конкретный человек не сможет получить высокий статус и уважение к нему без его искренней личной жертвенности.

«Бог терпел, и нам велел» гласит известная русская народная пословица.

Подвиг у русских это не личное геройство — он всегда должен быть направлен “на вне человека”: смерть за свое Отечество и Родину, подвиг за други своя, на миру и смерть красна.

Бессмертную славу получали люди жертвовашие собой ради других и на глазах у своей общины. В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата всегда лежало презрение к смерти и уж потом — ненависть к врагу.

Читайте также:  Культура xiii—xv веков

Вот это презрение к возможности погибнуть ради чего-то очень важного уходит корнями в готовность терпеть и страдать.

Обратите внимание

В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата лежит презрение к смерти.

Широко известная привычка русских пострадать — не мазохизм. Посредством личностного страдания русский человек самоактуализируется, завоевывает личную внутреннюю свободу.

В русском понимании — мир устойчиво существует и непрерывно движется вперед только посредством жертв, терпения и самоограничения.

В этом кроется причина русского долготерпения: настоящий русский вытерпит очень многое, если будет знать, зачем это нужно…

  • Список русских ценностей
  • государственность
  • соборность
  • справедливость
  • терпеливость
  • неагрессивность
  • готовность страдать
  • уступчивость
  • нестяжательство
  • самоотверженность
  • неприхотливость

Статьи по теме
Что такое русская культура
Русский стиль оформления книг в Российской Империи

Материал создан: 25.04.2014

Хронология событий доимперской России

Источник: http://iamruss.ru/russian-cultural-wealth-as-basis-of-culture/

Идеи революционной демократии в литературе братских народов

Идеи революционной демократии в литературе братских народов.

В литературе и искусстве второй половины XIX века развиваются идеи интернационализма, идеи братства и дружбы народов России и всего мира, высказанные еще Радищевым и Пушкиным.

Расцвет русской литературы помог формированию великих художников слова, выдвинутых братскими народами многонациональной России: это Тарас Шевченко на Украине, Акакий Церетели в Грузии, Коста Хетагуров в Осетии и многие другие.

Усиливается и воздействие национальных литератур страны на русских писателей и художников.

Еще в творчестве Гоголя плодотворно соединились традиции украинской и русской культуры. Пушкин и Лермонтов отразили в своей поэзии природу и быт Кавказа.

Во второй половине XIX века живо интересуются украинской литературой Добролюбов, Чернышевский, Некрасов, Тургенев.

В произведениях Толстого (вам знакомы Кавказский пленник, Хаджи Мурат) нарисованы образы кавказских горцев, звучит протест против братоубийственных войн, призыв к духовному единению народов России.

В это время возникают и личные дружеские связи, расширяется сотрудничество в литературной работе и общественной борьбе писателей разных национальностей.

Важно

Важнейшее, определяющее значение в развитии интернациональных связей и братской дружбы народов России имели идеи революционной демократии. Они властно привлекали к себе, вели за собой смелых и сильных духом, потому что освещали путь от России – тюрьмы народов к России свободных народов-братьев.

Пушкин мечтал о времени, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся. Тарас Шевченко верил, что его по- мянут в семье великой, в семье вольной, новой. Деятельность рево- люционной демократии рождала и укрепляла надежду на то, что цель эта осуществима и близка.

Вы уже познакомились с жизнью и стихотворениями великого украинского поэта-революционера Тараса Григорьевича Шевченко (1814-1861).

Вы помните, что после десяти лет солдатской каторжной жизни в оренбургских степях и прикаспийских пустынях Шевченко вернулся в Петербург, где когда-то начинал свою деятельность поэта и художника.

Вскоре по приезде он сблизился с Добролюбовым, Чернышевским, Некрасовым.

1 Оно было названо в честь братьев Кирилла и Мефодия – создателей и распространителен славянской азбуки.

Еще в 40-е годы, войдя в тайное политическое общество на Украине- Кирилло-Мефодиевское братство, Шевченко критиковал

деятельноать тех членов общества, которые отвергали революционный путь к свободе, и выступал с призывом к восстанию. Вы помните пламенные строки из Завещания:

…Схороните и вставайте,

Цепи разорвите,

Злою вражескою кровью

Волю окропите.

Тюрьма, солдатчина, ссылка не сломили поэта-революционера. Получив разрешение на возвращение из ссылки под надзор полиции, Шевченко записал в дневнике: Мне кажется, что я точно тот же, что был и десять лет тому назад.

Совет

На воле поэт оставался, по его словам, как собака на привязи: в 1859 году во время поездки на Украину его опять арестовали за возмутительные и богохульственные речи; в Петербурге полиция не спускала с него глаз. И все-таки Шевченко остался певцом революции. Один из современников поэта говорил о его творчестве в конце 50-х годов: …он разит и бьет, он весь пылает каким-то бешеным, всеистребляющим огнем.

Шевченко создает стихи, в которых называет царя кровавым палачом, проклинает смирение и высказывает надежду, что придет время и

…люди тихо

Без всякого лихого лиха

Царя на плаху поведут.

Поэт приветствует выступления Полярной звезды, Колокола. Он видит в Салтыкове-Щедрине одного из гениальных учеников Гоголя и восторгается его смелыми Губернскими очерками.

Как и Чернышевский, Шевченко не верит в благодетельность крестьянской реформы и возлагает надежду лишь на освободительную силу крестьянского топора. Он пишет:

…Добра не ожидай,

Не ожидай желанной воли:

Ее замучил Николай.

Сама она не встанет боле.

Чтобы поднять и разбудить

Ее, больную,- надо миром

Обух широкий закалить

И наточить острей секиру

– Да и скорей ее будить.

Стихи Шевченко распространялись в списках (издана была едва ли пятая часть их). Участие Шевченко в публичных чтениях в Петербурге превратилось в мощную демонстрацию любви к великому поэту, художнику и борцу-революцнонеру. Как вспоминала участница одного из таких вечеров, чествовали мученика, пострадавшего за правду.

И нравственный облик поэта, и его пламенные стихи, и его великолепные рисунки – все влекло к нему сердца самых лучших людей того времени. Его уважали, любили, им восхищались Тургенев и Герцен, Добролюбов и Некрасов, Чернышевский и Михайлов.

Дружеские связи великого сына Украины были наглядным воплощением интернационализма. Среди его друзей были и русские писатели, и поляк Зигмунд Сераковский, революционер, позднее один из руководителей восстания 1863 года, повешенный царскими палачами в Вильпе, и великий негритянский актер Айра Олдридж, приезжавший в 1858 году на гастроли в Петербург.

Безвременную смерть Шевченко, измученного рабством, тюрьмой, ссылкой, Некрасов встретил стихами, полными сердечной боли и гнева:

Не предавайтесь особой унылости!

Случай предвиденный, чуть не желательный,

Так погибает по божией милости

Русской земли человек замечательный

С давнего времени…

Обратите внимание

Н. А. Добролюбов в рецензии на новое издание Кобзаря  говорил о Шевченко как о народном поэте: Весь круг его дум и сочувствий находится в совершенном соответствии со смыслом и строем народной жизни. Он вышел из народа, жил с народом и не только мыслью, но и обстоятельствами жизни был с ним кровно и крепко связан.

В Петербурге Тарас Шевченко познакомился со студентом из Грузии Акакием Церетели. Шевченко и прежде думал и писал о судьбе народов Кавказа.

За горами горы тучами повиты,

Засеяны горем, кровью облиты…

Кавказ, 1845

Церетели рассказывал Шевченко об истории родной земли. Великий украинский поэт с глубоким интересом и сочувствием слушал молодого поэта Грузии.

Акакий Церетели (1840-1915) – сын грузинского князя, по материнской линии – потомок имеретинских 2 царей. Но, по старинному обычаю, он до пяти лет воспитывался в крестьянской семье, и это помогло ему понять и крестьянское отношение к жизни. Не могу не признаться, – писал он, – что если во мне сохранилось что

либо хорошее и доброе, то это только благодаря тому, что я рос в деревне, в крестьянской семье, вместе с детьми крестьян. Мать внушила будущему писателю любовь к народным песням, народному языку.

В гимназии он читал Пушкина и Герцена. Окончательно сформировались убеждения Акакия Церетели в период его учебы в Петербургском университете (1859-1862).

Церетели изучал статьи Белинского, Чернышевского, Добролюбова.

Взгляды начинающего поэта в этот период противоречивы: он считает, что нигилисты (молодые демократы-разночинцы) бесстрашно борются с прошлым, но допускают крайности в своем отрицании.

Однако в главном Церетели принимает взгляды революционеров-разночинцев: он отвергает теорию чистого искусства, смотрит на литературу как на оружие в борьбе за подлинно доброе дело, и этим делом для него становится народная свобода.

Стихи, написанные Церетели еще в студенческие годы, – Песня жнецов, Исповедь крестьянина, Имеретинская колыбельная- стали широко известны в Грузии.

Важно

Вернувшись на родину, поэт создает стихи, о которых критики говорили, что они написаны на языке, поражающем неведомой дотоле прелестью и легкостью чисто народного говора. Стихи, а затем проза и драматургия Церетели широко отразили жизнь Грузии с общенародной точки зрения. Писатель смело выступил против феодальных порядков, против угнетения народа и своими помещиками, и царскими чиновниками.

В поэзии Акакия Церетели отразились чуткость художника и мужество борца. В его стихах чувствуется мощь, простор, свежесть:

Волнуйся, море, и гуди,

Не прекословь дыханью шквала!

Как горы, волны взгромозди.

Чтоб влага на берег хлестала!

Поэт, и ты не избегай

Сердечных бурь в минуту гнева.

Греми, буди заснувший край,

Сверкая молнией напева!

Волнуйся, море!

В стихотворении Рассвет Церетели прославляет подвиг поэта, гибнущего за родину в годину тяжких мук. В 1881 году стихотворением Весна он приветствует казнь царя народовольцами. Позднее Церетели переводит на грузинский язык Интернационал Эжена Потье, а в дни первой русской резолюции воспевает мужество революционных рабочих.

Народ Грузии принял творчество Акакия Церетели как родное, кровное. Его стихи мгновенно распространялись, заучивались наизусть, становились, подобно пушкинским и некрасовским, народными песнями.

Осетинский поэт Коста Хетагуров (1859-1906) родился и провел детство у подножии снежных вершин Главного Кавказского хребта. Суровая красота гор навсегда осталась в его душе. Рано познакомился Коста с горькой долей родного народа. Ребенком он лишился матери, его воспитывала родственница отца. Пяти лет Коста уже помогал пасти овец на горных склонах.

Крестьяне-осетины страдали от недостатка пахотной земли. Немногие плодородные участки в горах принадлежали местным феодалам и кулакам. В народе жила сказка о том, как осетин пришел обрабатывать свое иоле и не нашел его: поле прикрыла бурка, сброшенная с плеч.

В детстве Коста слышал много горских сказок, песен, легенд. Очень любил он слушать старинные сказания о нартах (богатырях). Их пели старики, аккомпанируя себе на фандыре (инструменте, похожем на скрипку).

Сказитель-фандырист был в Осетии любимцем народа, хранителем его героических традиций, как на Украине кобзарь.

Совет

Став поэтом, Коста Хетагуров назвал главной книгой своей жизщГсборник стихотворений Ирон фандыр (Осетинская лира);подробному как Шевченко дал своим поэтическим книгам название Кобзарь.

В судьбе этипоэтов – вообще немало сходного. В юности Коста, к стихам и рисованию. Он учился,  Пет. Академии художеств. Только это было почти на подтека  1881 -1885 годах. Вы уже знаете, какими трудными, мрачными были 80-е годы.

Коста Хетагуров именно в эти годы стал  последовательным революционером и демократом. В его суждениях о литературе, искусстве и общественной жизни видно влияние идйй Чернышевского и Добролюбова. В его стихах творческивтражены некрасовские мотивы.

В его картинах чувствуется близость к передвижникам.

Из-за отсутствия средств Коста не закончил Академию художеств Он вернулся на родину, был педагогом, журналистом. Вскоре он стал широко известен как поэт и общественный деятель.

Коста Хетагуров, подобно Шевченко и Церетели, исполнил для своего народа великую работу: он явился основоположником родной литературы, создателем осетинского литературного языка. В его творчестве соединились мудрость народной поэзии и свет революционных идей. Вслед за Некрасовым он и лиру свою и жизнь посвятил народу:

Я счастия не знал, но я готов свободу.

Которой я привык, как счастьем, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я смог когда-нибудь к свободе проложить.

Эти стихи подтверждены всей жизнью поэта. Как Добролюбов, Хетагуров в юности стал на путь смелой правды и не сходил с нега до конца жизни.

Его дважды ссылали, сажали в тюрьму, а он продолжал сражаться пером поэта и публициста.

Он пишет о народном горе, зовет к борьбе против угнетателей, клеймит царских сатрапов Я не боюсь разлуки и изгнанья, Предсмертных мук, темницы и цепей, – писал Хетагуров, и каждый честный осетин верил этим словам.

Обратите внимание

Коста Хетагуров стал в Осетии не только любимым поэтом, чьи стихи знают все,.от мала до велика, но и подлинным национальным героем, образцом стойкости и бесстрашия в борьбе за дело народа.

Хетагуров прожил только 47 лет, как и Шевченко: сказались тяжкие обстоятельства жизни, лишения, вечные преследования властей. Смерть поэта вызвала взрыв народного возмущения, и похороны превратились в антиправительственную демонстрацию.

В 1889 году на открытии памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске Коста Хетагуров назвал своего русского собрата предвестником желанной свободы. Пусть поэзия Лермонтова жжет нам сердца и учит нас правде, – говорил он.

Эту счастливую судьбу заслужили и стихи самого Хетагурова.

Так во второй половине XIX века в литературной жизни России рождается явление исключительной важности: закладываются основы многонациональной литературы народов-братьев, литературы, объединенной передовыми идеями и традициями.

Далее хронологическая таблица событий XIX века.

ЛИТЕРАТУРА

Ленин В. И. Л. Н. Толстой и современное рабочее движение. Ленин В. И. Памяти Герцена.

Сподвижники Чернышевского, М., 1961 (серия Жизнь замечательных людей).

Читайте также:  Наступление советский войск. освобождение польши

Уханов И. П. Образы художественной литературы в трудах В. И. Ленина. М., 1965.

Шер Н. С. Рассказы о русских писателях. М., 1964.

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/literatura-xix-veka/63-idei-revolyuczionnoj-demokratii-v-literature-bratskix-narodov.html

Влияние передовой русской общественной мысли на формирование мировоззрения т. г. шевченко

В борьбе против социального и национального гнета украинский народ получал помощь и поддержку великого русского народа.

Общность исторического происхождения, сходство социально-экономических условий жизни, близость по языку и характеру, необходимость борьбы с общим врагом — с помещиками-крепостниками, с буржуазией и царизмом внутри страны и с грабительскими нападениями извне — все это создавало прочную основу, на которой складывалась дружба двух братских народов.

Передовые русские деятели и мыслители, борясь против самодержавия, как оплота крепостничества, рассматривали царизм как врага не только русского, но и украинского, белорусского и других угнетенных народов России.

Важно

Царское правительство действовало по принципу: «разделяй и властвуй», натравливало один народ на другой. В статье «Украина» в июне 1917 г.

 Ленин писал, что проклятое царистское прошлое «все сделало для взаимоотчуждения народов, столь близких и по языку, и по месту жительства, и по характеру, и по истории» (В.И. Ленин. Сочинения, т. 25, стр. 74.).

Царское правительство угнетало другие народности, в частности украинцев. Делались попытки, как это видно из циркуляра министра Валуева 1863 г., «доказать», будто «никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может».

Во всяком выступлении украинцев за родной язык царское правительство видело проявление «сепаратизма». Наступившая реакция в 60-х годах XIX в.

добилась того, что украинские школы были ликвидированы, популярная литература на украинском языке для начальных школ (в том числе и букварь Т. Г. Шевченко) была уничтожена.

Русские революционные демократы сороковых — шестидесятых годов XIX в. осуждали идею национальной замкнутости, на циональной вражды к другим народам России. Русский народ они рассматривали как старшего брата среди других народов страны.

Под словом «народ» они понимали трудящиеся, угнетенные классы крепостнической России. «Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству,— писал Добролюбов,— не уживается с неприязнью к отдельным народностям…» (Н. А. Добролюбов.

Избранные философские сочинения, т. II. 1946, стр. 407.).

Происходила борьба двух культур, «культуры» самодержавного царя, помещиков-крепостников и их приспешников — буржуазных либералов — и культуры передовых слоев русской общественности, революционных демократов, боровшихся за дружбу и единение русского и украинского народов.

«Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре,— писал Ленин.— Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве,— но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова. Есть такие же две культуры в украинстве…» (В. И. Ленин.

Сочинения, т. 20, стр. 16.).

Совет

В украинской нации также происходила борьба двух культур, носителями которых были, с одной стороны, помещики-крепостники, помещичье-буржуазные либералы-националисты типа П. Кулиша и Н. Костомарова, а с другой — передовая часть общества — революционные демократы, идейным вождем которых выступал Шевченко.

Украинские буржуазные националисты вели лживую пропаганду о противоположности психического склада русской и украинской нации, о якобы враждебном отношении украинцев к русским, всячески силились «доказать» полнейшую «отрубность» культуры украинского народа от культуры русского народа.

Во времена более или менее «спокойной» обстановки украинские буржуазные либералы скрывали, маскировали свои противоречия с передовой, революционной частью украинской общественности.

В условиях обострения классовой борьбы украинские либералы открыто шли в блоке с русскими помещиками и буржуазией, укрываясь от народного гнева за стальной щетиной штыков русского самодержавия.

Украинские буржуазные националисты усиленно распространяли клеветническую мысль о том, будто вся русская печать резко враждебно отнеслась к вышедшему в 1840 г. «Кобзарю» Шевченко и прежде всего потому будто, что книга эта написана на украинском языке. Враждебное отношение реакционной прессы националисты умышленно распространяли на всю русскую печать.

В действительности же лучшие передовые слои русского общества сочувствовали и содействовали развитию украинской национальной культуры вообще. Так, вскоре после того, как появился «Кобзарь» Шевченко в журнале «Отечественные записки» (1840) Белинский дал очень хороший отзыв о нем.

 «Стихотворения г-на Шевченко,— писал он,— ближе всего подходят к так называемым народным песнопениям… Здесь есть… все элементы народной поэзии юга нашего отечества». Белинский решительно выступает против тех, кто пытается возражать по поводу того, что Кобзарь написан на украинском языке.

Книги, распространяемые в Малороссии на украинском языке,— писал он,— «без сомнения принесут величайшую пользу южнорусским простолюдинам-читателям» (В. И. Ленин. Сочинения, т. 20, стр. 16.).

Петербургская «Литературная газета» 4 мая 1840 г. положительно оценила «Кобзаря», заявив, что у автора «виден талант неподдельный».

Обратите внимание

Журнал «Современник» в обзоре литературы указал на то, что «понимающие малороссийский язык прочтут это собрание («Кобзаря» Шевченко.— М. Н.) конечно с удовольствием и благодарностью».

Шевченко понимал силу дружбы украинских и русских трудящихся масс, братского единения всех угнетенных славянских народов. В поэме «Еретик» он бросил клич:

Чтобы стали все славяне Братьями-друзьями,

Сыновьями солнца правды…

Русские революционные демократы боролись не только против буржуазного национализма, но и против безродного космополитизма.

Выступая против раболепного, слепого преклонения перед всем иностранным — западноевропейским, они понимали, что развитие мировой культуры и общественной мысли совершается в национальной форме.

«Без национальностей человечество было бы мертвым логическим абстрактом,— писал Белинский,— словом без содержания, звуком без значения» (В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т. X. М., 1956, стр. 29.). Он метко заклеймил безродных космополитов как «беспачпортных бродяг в человечестве».

Так русские и украинские передовые и революционные деятели вели борьбу против самодержавия и крепостничества за дружбу двух братских народов, выступали против лживой националистической пропаганды, сеявшей ненависть и раздор между народами.

И эта борьба против помещиков и царизма, за демократизм нашла свое выражение в литературном творчестве, в совместной деятельности, в братской идейной взаимопомощи двух народов при руководящей роли передовой общественной мысли великого русского народа.

Она нашла свое яркое отражение также и в творчестве и общественной деятельности украинского поэта и мыслителя Тараса Шевченко.

Философские и общественно-политические взгляды Шевченко формировались, развивались и крепли под влиянием передовых идей русской общественности. Его деятельность протекала в тесной связи с общественной деятельностью передовых русских людей. Выдающийся поэт-революционер П. Грабовский свыше пятидесяти лет тому назад писал, что Шевченко шел плечом к плечу с лучшими деятелями России.

Источник: https://progs-shool.ru/obshhestvenno-politicheskie-i-filosovskie-vzglyady-t-g-shevchenko/1823-vliyanie-peredovoj-russkoj-obshhestvennoj-mysli-na-formirovanie-mirovozzreniya-t-g-shevchenko.html

Факторы взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур — bibliotekar.kz – Казахская электронная библиотека

и событиях в других братских республиках и за рубежом. Казахский писатель А. Таджибаев выступил, например, с произведением «Товарищ Навои» — о великом узбекском поэте и мыслителе XV в. Алишере Навои. Другой казахский писатель Д.

Мулдагалиев в поэме «Песня не умирает» с глубоким поэтическим воодушевлением рисует образ замечательного татарского поэта Мусы Джалиля, пламенного героя-антифашиста, автора «Моабитской тетради». Таковы герои и ряда других произведений художников слова Советского Казахстана.

Важно

Подлинным чувством интернационализма веет от стихотворения Т. Алымкулова «Дуб Тараса», в котором воспет «могучий, гордый великан» — великий украинский кобзарь Тарас Шевченко. С.

Мауленов в поэме «Бессмертие» воссоздал образ героического сына чешского народа Юлиуса Фучика, который предстает перед читателем как великий борец за мир, свободу и демократию.

Немалую роль в сближении национальных культур играют произведения композиторов, олицетворяющие жизнь, историю и быт братских народов. Узбекский композитор М. Ашрафи свою симфоническую поэму «Тимур Малик» посвящает памяти выдающегося таджикского писателя С.

Айни. Композитор С. Юдаков, в свою очередь, пишет музыку для таджикских кинофильмов «12 часов жизни» и «Знамя кузнеца». Таджикский композитор И. Акбаров создает музыкальную драму по мотивам повести киргизского писателя Чингиза Айтматова «Материнское поле».

В современный период приметным общественным явлением становится художественно-литературное двуязычие, многие писатели народов СССР создают свои произведения на родном и русском языках: Чингиз Айтматов, Грант Мате-восян, Василь Быков и другие.

В силу закона взаимообогащения русская литература, в свою очередь, испытывает на себе благотворное влияние литературы братских народов. Осуществляется закономерность культурного развития, установленная Марксом: «Всякая нация может и должна учиться у других». Известный русский поэт JI. А.

Озеров по этому поводу говорил о себе, что был бы намного беднее, если бы не знал Кайсына Кулиева, Расула Гамзатова, Александра Пидсуху, Тициана Табидзе, Аветика Исаакяна, Мирзо Турсун-заде, Мусу Джалиля и других представителей братских литератур. По словам М. А.

Шолохова, русская литература сделалась «подлинно интернациональной» благодаря обогащению опытом национальных литератур СССР.

Как справедливо отмечал видный литературовед Корнелий Зелинский, «русская советская литература сумела у всех народов нашей Родины — и больших, и малых, и у тех, что рассеялись в бесконечных степях, и у тех, что забрались в горы и укрылись в лесах, и у тех, что возделывают виноградную лозу под жарким солнцем, и у тех, что проводят свою жизнь в тундре, идя за стадами оленей,— у всех услышать его песни, перевести краски его жизни на свою палитру».

Совет

Духовная близость и глубокое взаимное уважение к идейному и литературному наследию других народов находят свое выражение и в том, что как праздники всего советского народа отмечаются юбилейные даты А. С. Пушкина, Т. Г.

Шевченко, Шота Руставели, Ильяса Низами, Алишера Навои, Абая Кунанбаева, Махтумкули, Токтогула, Тоголока Молдо и других выдающихся деятелей культуры различных наций.

Примечательно, что люди Советской страны с пониманием относятся не только к величайшим творениям выдающихся деятелей таких всемирно признанных литератур, как русская или украинская, но и проявляют большой интерес к творчеству представителей малых народов. Вот что писал об этом академик И. А.

Орбели: «Осенью и зимой 1941 года на юбилейное заседание, посвященное деятелю Азербайджана Ильясу Низами, а затем в день юбилея великого узбекского поэта Алишера Навои в Эрмитаж пришло много ленинградцев, пришло несмотря на лютый мороз, на то, что не работал городской транспорт, и несмотря на яростный артиллерийский обстрел города… Случилось так, что в зале не было ни одного человека, в жилах которых текла бы азербайджанская или узбекская кровь. Но это не имело никакого значения. Для собравшихся здесь, для советских граждан этот день был праздником. Чувствовалось это и в том, как продуманы и хороши были доклады, как отделаны были стихотворные переводы из Навои, сделанные молодым русским учителем, через несколько дней после праздника ушедшим из жизни, как любовно и мастерски были расписаны в эти дни русские художественные фарфоровые изделия на темы из произведений Навои, как торжественно были освещены лица всех, кто был в зале и кто единодушно отверг предложение перейти ввиду усилившегося обстрела в безопасное бомбоубежище», С такой же любовью и благоговением во всех республиках Средней Азии и Казахстане прошли юбилейные празднества, посвященные великим русским писателям А. С. Пушкину, JI. Н. Толстому, И. С. Тургеневу, М. Ю. Лермонтову, М. Горькому, великому русскому композитору П. И. Чайковскому.

Важным средством сближения национальных культур народов является обмен опытом, кадрами, художественными ценностями. Например, кинофестивали республик Средней Азии и Казахстана прошли в Москве, Ленинграде, в столицах других братских республик.

Пьесы узбекских драматургов «Бай и батрак» Хамзы Хаким-заде Ниязи, «Путеводная звезда» Камила Яшена входят в репертуар многих русских, казахских, туркменских драматических театров. Почти во всех республиках с успехом идет опера «Проделки Майсары» С. Юдакова, написанная по мотивам популярной комедии Хамзы.

Прославленный балетный ансамбль «Бахор» («Весна») исполняет, кроме национальных узбекских, русские, украинские, белорусские народные танцы.

Все трудящиеся республик Средней Азии и Казахстана приобщаются к высочайшей художественной культуре в дни гастролей выдающихся коллективов Большого театра, МХАТа, Малого театра, ленинградского Большого драматического театра им. А. С. Пушкина. В свою очередь театральные коллективы всех республик Средней Азии и Казахстана систематически выступают на сценах театров братских республик.

Обратите внимание

Весь мир признает сегодня неоспоримые всемирно-исторические достижения народов Советского Востока, достойно демонстрирующих преимущества социалистического строя и торжество ленинской национальной политики.

Не случайно за последние 5 лет в Узбекистане, Казахстане и других республиках Советского Востока побывало более 600 иностранных делегаций из 90 стран мира.

Народы Средней Азии и Казахстана с готовностью и добрым сердцем принимают всех тех, кто хочет 

Участники кинофестиваля стран Азии, Африки и

Латинской Америки на экскурсии в Бухаре. Слева направо: Чантхра (Таиланд), Ютака Накадзума (Япония), Валентина Титова (СССР), Баббита-Фарида Ахтар (Бангладеш).

узнать как можно больше о нашей стране. Послушаем мнение людей разных стран, разных судеб, разных взглядов и убеждений о культуре народов Советского Востока, о советской системе народного образования, о советской науке, литературе и искусстве.

Источник: http://bibliotekar.kz/izuchenie-razvitija-kultury-narodov-sred/faktory-vzaimovlijanija-i-vzaimoobogasch.html

Ссылка на основную публикацию