Включение восточной армении в состав россии. культура армении

Включение восточной Армении в состав России. Культура Армении

Армения позже других закавказских народов вошла в состав России, хотя дружественные связи армянского народа с русским и тяготение к объединению с Россией восходят к давним временам. В течение почти всего первого тридцатилетия XIX в. Армения стонала под гнётом поработивших её отсталых стран — Персии и Турции.

Основная её часть являлась персидской провинцией и представляла яркий пример того, к какому упадку и унижению могли привести закавказский народ персидские хищники.

Сотни армянских селений вовсе опустели, представляя собой пример «мёртвых деревень»,— армянское население разбежалось, спасаясь от невыносимых феодальных повинностей и бесчисленных поборов.

Обратите внимание

Среди огромного количества налогов на армян существовал даже особый налог за «снос зубов» персидского сборщика податей, изволившего питаться за счёт армянского крестьянина в его же хижине. Армянское население, древней религией которого было христианство, испытывало тягчайший национальный и религиозный гнёт жестоких ассимиляторов.

Во время русско-персидской войны 1826—1828 гг. армянское население с восторгом встречало русскую армию и оказывало ей всемерную помощь.

Включение Армении в состав России имело всестороннее прогрессивное значение для армянского народа.

Прекратился невиданно тяжёлый гнёт персидских поработителей, грозивший полным уничтожением армянскому народу Была ликвидирована феодальная раздроблённость Армении — создана централизованная административная система.

Льготные торговые тарифы способствовали транзитной торговле, значительно развилась армянская торговая буржуазия. В деревне началось разложение феодальных отношений. Национально-колониальная политика царизма угнетала Армению.

Крестьянские волнения, направленные против местных феодалов и против царских чиновников, имели место в Севанском районе в 1837—1838 гг. и в ряде других районов Армении в 40-е годы.

После включения Армении в состав России армянский народ вступил в тесное общение с русским народом, разделил с ним общую судьбу. Лучшие люди Армении воспитывались в учебных заведениях России, передовые люди России оказали положительное воздействие на культуру армянского народа.

Армения — страна древнейшей культуры. Богатейшее народное творчество отражено в армянском фольклоре. В первой половине XIX в. крупнейшим культурным явлением было творчество Абовяна.

Важно

Великий писатель Армении X. Абовян (1805—1848 гг.) был основоположником новой армянской литературы.

После освобождения Россией земель Армении и армянского народа из-под многовекового гнёта шахской Персии Абовян основал первое чисто светское училище в Армении и как просветитель I сделал большой вклад в область педагогики. Широко известен его исторический роман «Раны Армении».

Реалистически ярко обрисовав тяжёлое положение армянского народа под гнётом Персии, Абовян описал в романе время русско-персидской войны (1826—1828 гг.), в ходе которой Восточная Армения была присоединена к России.

Главный герой романа — Агаси открыл собой целую плеяду типов возвышенных патриотов, выведенных в новой армянской литературе. Роман Абовяна был написан живым народным армянским языком и утвердил этот язык в литературе.

Продолжателем дела Абовяна был поэт Р. Патканян, уже в 1854 г. создавший своё патриотическое стихотворение «Слёзы Аракса», ставшее популярной песней и неоднократно переводившееся на русский язык. Однако позднее некоторое воздействие армянского буржуазного национализма отрицательно сказалось на творчестве Патканяна.

Источник: https://histerl.ru/periudi_istorii/narodi_rossie_v_pervoi_polovine_19_veka/armenia_v_sostave_rossie.htm

Присоединение Восточной Армении к России. Армения в составе Российской Империи

Категория: История Армении Просмотров: 1289

§ 1. Новые проекты освобождения Армении

Во второй половине XVIII века борьба за восстановление государственной независимости Армении получила новый импульс.

В  армянских колониях различных стран шёл процесс образования армянской буржуазии, которая для свободной экономической деятельности была заинтересована в создании собственного национального государства.

Особенно заметно это стремление выявилось в среде армянских колонистов в Индии и России.

Совет

Освободительная мысль заметно активизировалась под влиянием деятельности Иосифа Эмина (1726—1809), который, проведя 10 лет в Армении и на Кавказе, пытался организовать освободительную борьбу.

Иосиф Эмин был видным представителем армянского освободительного движения из Индии. Получив военное образование в Англии, Эмин в 1759 г.

посетил Армению и ознакомился с обстановкой, придя к заключению, что для освобождения Армении от турецко-персидского ига необходима внешняя помощь. В 1761 г.

Эмин прибыл в Россию, представил канцлеру Воронцову свой план освобождения Армении и, получив от него рекомендательные письма, отправился ко двору Грузинского царя Ираклия II.

Около десяти лет Эмин провёл в Армении, Грузии, Карабахе и на Северном Кавказе, пытаясь организовать освободительную борьбу. Натолкнувшись на множество трудностей и потеряв надежду на успех, Эмин вернулся в Индию. Написанная им книга «Жизнь и приключения Иосифа Эмина», изданная в Мадрасе (Индия) в 1770 г. вдохновляла на продолжение попыток освобождения Армении.

В Индийском городе Мадрас видный деятель армянского освободительного движения Шаамир Шаамирян в 1771 г. создал армянскую типографию.

Здесь была издана книга спутника Эмина — Мовсеса Баграмяна «Новая Тетрадь, называемая увещевание», которая, представляя богатое историческое прошлое Армении, вдохновляла молодое поколение армян на борьбу за освобождение родины. Книга была переведена на русский язык и вскоре издана в Петербурге.

Составлялись различные проекты освобождения Армении, в которых основные надежды так или иначе связывались с военной помощью России. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века ещё более подогревали эти надежды армян.

Обратите внимание

В 1769 г. астраханский купец Мовсес Сарафян представил Российскому правительству проект освобождения Армении силами армянских, грузинских добровольцев и русских военных контингентов. Освобождённая Армения должна была быть организована как независимое царство под протекторами России.

В 1773 г. Шаамир Шаамирян в Мадрасе (Индия) составил и издал «Ворогайт Парац» (Западня Честолюбия») — проект освобождения и государственного устройства независимой Армении.

Источник: https://ArmenianSite.ru/istoriya-armenii/198-prisoedinenie-vostochnoj-armenii-k-rossii-armeniya-v-sostave-rossijskoj-imperii.html

Армения своим ходом входит в состав России

После нашумевшего решения руководства Минобороны РФ о размещении на территории Армении подразделений Военной полиции, в рамках ЕАЭС транспортным средствам из Армении облегчат получение техпаспортов в России.

Таким образом, хозяин любой машины, зарегистрированной в Армении, сможет получит техпаспорт и разрешение на пользование этим транспортным средством на территории России.

По новому закону, автомобили из стран ЕАЭС, выпущенные в обращение до 1 января 2017 года, можно будет ввозить в Россию без установленных систем вызова экстренных служб.

В соответствии с изменениями, внесенными в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), с 1 января 2017 года все транспортные средства в странах ЕАЭС должны быть оборудованы системами (устройствами) вызова экстренных спасательных служб. Требование распространяется только на вновь выпускаемые транспортные средства.

Как сообщает Евразийская экономическая комиссия, получить на них российские паспорта транспортного средства (ПТС) станет возможным без дополнительных документов, которые требовались ранее. То есть без каких-либо формальностей и проблем, с которыми сталкиваются граждане ближнего зарубежья, работающие в России.

Теперь граждане стран членов ЕАЭС могут приехать на территорию РФ со своими машинами заниматься там чем угодно. Это значит, что граждане этих стран почти стали гражданами России. Учитывая факт, что в Россию массово переселяются армяне, этот закон больше касается армян.

По мнению экспертов, каждый интеграционный процесс в рамках ЕАЭС все больше ограничивает суверенитет и независимость стран этого пространства.

Особенно, в трудное положение попадают страны ЕАЭС со слабой экономикой и низким уровнем жизни, такие как Армения, Таджикистан и Кыргызстан, которые в экономическом, политическом и военном плане полностью зависят от России.

Важно

По статистике самый большой поток мигрантов в Россию наблюдается именно из Армении. По данным УФМС России ежегодно Армению покидают от 70 000 до 100 000 человек, которые в основном переселяются в различные города России и 90% из них за последние годы вообще не возвращались обратно в Армению. 80% из этой массы мигрантов подали заявление на получение видного жительства в России.

За последние 3 года около 72% этих армянских переселенцев заключили браки (в основном фиктивные) с гражданами и гражданками России для ускорения процесса получения постоянной прописки или видное жительство, — говорится в сообщении ФМС России.

По мнению специалистов, изучающих миграционные процессы в России и в мире, 90% всех мигрантов по всему миру несмотря на все трудности в новом месте жительства категорически не собираются возвращаться обратно на родину. Изучая анкеты армянских гастарбайтеров, приезжающих в Россию, можно видеть, что более 80% из них предпочитают получить российское гражданство и остаться жить в этой стране.

Армянские социологи настроены куда более пессимистично. После изучения обстановки в провинциях Армении они бьют тревогу.

«В деревнях, когда-то в очень крупных населенных пунктах, северных районов Армении остались одни старики, пенсионеры и инвалиды. Работоспособная часть населения покинула страну. Поразительно, что в некоторых селах даже усопшего хоронить некому.

Приходится позвонить в райцентр, похоронное бюро, чтобы помогли отнести гроб на кладбище и похоронить. Во многих этих селах практически нет детей. Школы и садики закрыты.

Многие дама покинуты хозяевами и разрушаются, а в некоторых домах живут только пожилые люди, которым просто деваться некуда», — говорится в отчете свободных армянских НПО.

Комментируя данную ситуацию в Армении, проблемы демографии, связанные социально-экономическими аспектами, и целенаправленную политику России «по проглатываю Армении», известный армянский политик Паруйр Айрикян сказал, что процесс ведет к тому, что через одно пятилетие Армения полностью потеряет свою независимость и превратится в одну из провинций России.

«И так Кремль назначает президента Армении, а завтра вообще ликвидирует пост президента и отправит нам губернатора из Москвы. К сожалению, все ведет именно к этому. Армения своим ходом входит в состав России», — сказал Айрикян в беседе с журналистами.

Напомним, что по статистике только за 2017 год более 80 000 граждан Армении отказались от своего гражданства. Около 85% из них получили видное жительство или гражданство в России, а остальные 15% эмигрировали в сраны ЕС, США или в Канаду.

Аналитическая служба Yenicag.Ru

www.yenicag.ru

Источник: https://yenicag.ru/armeniya-svoim-khodom-vkhodit-v-sostav-ro/

Армения в составе Российской империи

В 1801 году, после присоединения Восточной Грузии к России, началось освобождение ряда северных и северо-восточных районов Армении от иранского владычества. В период русско-иранской войны 1803–1814 годов армянский народ поддерживал русскую армию.

По Туркманчайскому миру 1828 года, завершившему русско-иранскую войну 1826–1828 годов, Восточная Армения была присоединена к России. Эриванское и Нахичеванское ханства составили Армянскую область, а свыше 40 тысяч армян смогли переселиться из Ирана в Закавказье.

В ходе русско-турецкой войны 1828–1829 годов русская армия заняла Карс, Ардаган, Баязет, Эрзерум, но по Адриано-польскому мирному договору 1829 года они были возвращены Турции.

Совет

Из подвластных Турции территорий свыше 90 тысяч армян переселились в Восточную Армению, в то время как население Западной Армении продолжало находиться под гнётом турок.

Присоединение к России способствовало развитию экономики Армении, были проведены административно-судебные, налоговые, аграрные и другие реформы. Местные феодалы были приравнены к дворянскому сословию Российской империи.

В то же время под непосредственным влиянием русской культуры стали возрождаться армянская литература и наука, начала складываться национальная интеллигенция.

Однако по-прежнему армянский народ не имел своего национального государства и был разделён границей между Россией и Турцией.

В последней трети XIX века в Восточной Армении ускоряется развитие капитализма, в то время как в Западной Армении сохранялись средневековые феодальные порядки.

По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 года, районы Карса и Ардагана, Алашкертская долина и Баязет отошли к России, а на оставшейся под её контролем армянской территории Турция была обязана провести реформы, до осуществления которых русские войска оставались в занятых ими районах.

Однако в 1878 году Сан-Стефанский мир подвергся пересмотру на Берлинском конгрессе. В результате Россия под давлением европейских держав вернула Турции Алашкертскую долину и Баязет. В 1894–1896 годах султанское правительство организовало по всей Западной Армении и в Константинополе массовую резню армян, в результате которой погибли свыше 300 тысяч человек.

Во время Первой мировой войны в Западной Армении с новой силой вспыхнуло национально-освободительное движение. В апреле 1915 года турецкое правительство специальным распоряжением указало местным властям истребить армянское население. В 1915–1916 годах в Турции были уничтожены свыше 1 миллиона армян и более 600 тысяч угнаны в пустыни Месопотамии, где большинство из них погибло. Свыше 300 тысяч армян нашли убежище в России, значительная часть бежала в страны Европы и Америки.

←   Назад  |   Армения в составе Российской империи   |   Вперёд   →

Источник: http://www.hyno.ru/tom1/168.html

Присоединение восточной Армении к России

Армянский народ имеет очень древнюю высокую культуру и многовековую историю. Еще до нашей эры возникло первое армянское государство, в течение более чем тысячи лет игравшее большую роль в истории Передней Азии (см. стр. 59). Однако, несмотря на мужественное сопротивление армянского народа, с XI в. на много столетий он был порабощен феодалами других государств.

Читайте также:  Попытки решения крестьянского вопроса

В 1639 г. в результате длительных и кровавых войн между турецкими султанами и иранскими шахами большая часть некогда могущественного Армянского царства вошла в состав Турции, а меньшая (приблизительно территория нынешней Армянской ССР) была присоединена к Ирану. Этот раздел принес неисчислимые бедствия армянскому народу.

Ведь для иранских и турецких правителей Армения, как и другие покоренные страны, была лишь дополнительным источником обогащения. Завоеватели лишали угнетенные народы всех прав и презирали их обычаи. Безжалостно уничтожали они памятники древней культуры, обращали в мечети или разрушали армянские христианские церкви.

Лучшие земли были отняты у местного населения и отданы турецким и иранским феодалам. Многочисленные шахские и султанские чиновники тщательно переписывали армян, с тем чтобы никто не смог укрыться от сборщика податей. Безо всякого суда любой армянин мог лишиться всего своего состояния и даже жизни.

Обратите внимание

По городам и селам ездили гонцы султана и шаха, разыскивая и забирая в гаремы своих владык девушек и женщин.

К тому же султан и шах и после раздела Армении продолжали воевать между собой, стремясь отнять друг у друга побольше чужой территорий. Эти войны разоряли армянскую землю. Каждый турецкий или иранский полководец, потерпевший поражение, приказывал опустошать территорию, через которую отступала его армия.

Жителей обычно насильно переселяли с родной земли. Так в начале XVII в. поступил иранский шах Аббас I. По его приказу в Иран были переселены почти все жители Восточной Армении. Уцелели лишь те, кто успел укрыться в горах и лесах.

Но армянский народ не был покорной и бессловесной жертвой чудовищного произвола и деспотического гнета.

Неоднократно крестьяне и горожане Армении поднимали восстания, но все они были неорганизованными и разрозненными и в конце концов беспощадно подавлялись турецкими и иранскими властями.

Тогда наиболее дальновидные армянские деятели стали искать поддержки и помощи у могущественного северного соседа — России.

Уже с XVII в. армянские купцы торговали в Астрахани, Москве, Нижнем Новгороде и других русских городах. Существовали на Руси и армянские колонии из купцов и ремесленников, покинувших родину из-за притеснений шахских и султанских властей.

Через эти колонии армяне в самой Армении знакомились с Россией — страной гораздо более прогрессивной, культурной, экономически развитой, чем отсталые феодальные деспотии Турция и Иран.

Важно

Постепенно все большее число армян видело в России возможного избавителя от турецкого и иранского ига, которое грозило армянскому народу физическим уничтожением.

В первой трети XVIII в. в Армении развернулось широкое национально-освободительное движение, его руководители — Давид-бек и др.— были тесно связаны с Россией.

Петр I в 1722 г., после окончания войны со Швецией, выступил в поход по побережью Каспийского моря, рассчитывая присоединить его к России. При этом он установил связь с повстанцами в Армении и Грузии. Армянское население оказало русским войскам активную помощь. Но Турция стала угрожать России войной, и царю пришлось отказаться от своего плана.

В начале XIX в. территория Восточной Армении, входившая в состав Ирана, называлась Ереванским ханством. Ереванский хан был жестоким и кровожадным деспотом. Еще более поражал своей бесчеловечностью брат хана Хасан-хан.

По словам великого армянского просветителя Хачатура Абовяна, это чудовище в человеческом облике не могло дня прожить без трго, чтобы не убить человека.

Глава армянской церкви — католикос — подвергался постоянным оскорблениям.

В 1801 г. Грузия добровольно присоединилась к России. Теперь границы России непосредственно примыкали к Армении, надежды армян на русскую помощь окрепли. Но иранский шах, считавший себя повелителем всего Кавказа, не хотел смириться с присоединением Грузинского царства к России; он прилагал все силы к тому, чтобы вновь захватить Грузию и кровавой резней отомстить грузинам за «измену» Ирану.

Во время первой русско-иранской войны 1804—1813 гг., спровоцированной шахом и состоявшими при нем английскими и французскими советниками, армяне оказали большую помощь русским войскам.

Однако осада русскими ереванской крепости оказалась неудачной: это было первоклассное по тому времени укрепление, оборудованное по последнему слову военной техники французскими инженерами и офицерами.

Совет

По Гюлистанскому мирному договору 1813 г. Ереванское ханство осталось в составе Ирана.

После окончания этой войны шах, не оставляя замыслов отнять у России ее владения на Кавказе, занялся обучением новой армии с помощью английских офицеров. В 1826 г. иранская армия вторглась в Северный Азербайджан, входивший уже в состав России, но вскоре она была разбита русскими войсками.

Перейдя в наступление, русская армия вошла в пределы Ереванского ханства и снова осадила ереванскую крепость.

Находившиеся в крепости английские офицеры говорили хану и его приближенным, что крепость неприступна, снабжена достаточным для долгой обороны продовольствием и военным снаряжением и потому нужно упорно обороняться до прихода шахской армии.

Однако разбитые иранские войска не смогли оказать хану никакой помощи, и 1 октября 1827 г. древний армянский город Ереван был взят русскими войсками.

В этой войне армяне всячески помогали русским войскам и проявили героизм и самопожертвование. В первые же дни после вторжения иранских войск в Азербайджане, где жило много армян, начали создаваться армянские дружины. Они действовали вместе с русскими войсками.

Так, в конце июля 1826 г., когда войска наследника иранского престола Аббас-Мирзы осадили город Шушу, на помощь русскому гарнизону пришло 1500 армянских дружинников. В осаде Еревана участвовало армянское ополчение из 1000 человек.

Число это к концу осады значительно увеличилось.

В апреле 1827 г. крестьянин Ованес Асланян вызвался доставить русскому командующему секретный пакет. По дороге он был схвачен иранским разъездом. Его привели к иранскому хану. Патриот отказался отвечать на вопросы.

Обратите внимание

Тогда хан приказал пытать его. Асланяну выкололи глаз, отрезали нос, язык, но ничего не смогли от него добиться. Он потерял сознание, палачи сочли его мертвым и бросили на дороге. Когда истерзанный пыткой герой пришел в чувство, он, собрав последние силы, сумел добраться до русского лагеря и выполнить поручение.

Во время сражения русских и иранских войск под Оша-каном в августе 1827 г. произошел такой случай. В иранскую армию было насильно набрано много армян. В разгар сражения армянин Акоп Арутюнян, служивший пушкарем в иранской армии, направил огонь своего орудия против иранцев. Его схватили и замучили насмерть.

Большую помощь русским солдатам оказали и армянские женщины. В селении Эчмиадзин был организован госпиталь, в котором армянские женщины самоотверженно ухаживали за ранеными.

Шахское правительство, напуганное успехами русских войск, стало просить мира. Мир был заключен в феврале 1828 г. в селении Туркманчай. Большую роль здесь сыграл известный русский писатель и дипломат А. С. Грибоедов. Одним из условий Туркманчайского договора было присоединение Ереванского ханства к России. Это событие было встречено с огромной радостью всеми армянами.

Хачатур Абовян в своем романе «Раны Армении» писал: «У кого было в груди сердце, тот ясно видел… что и разрушение ада не имело бы для грешников той цены, как взятие Ереванской крепости для армян». Вскоре после присоединения Восточной Армении к России тысячи армян из Ирана стали переселяться в страну своих предков.

Переселенцам большую помощь оказывала русская дипломатическая миссия в Иране во главе с А. С. Грибоедовым.

Приведенные в ярость иранские феодалы и духовенство организовали в Тегеране убийство русского посла.

Присоединение Восточной Армении к России имело огромное историческое значение в жизни армянского народа. Конечно, армяне не были избавлены от социального и национального гнета: ведь царизм был душителем всяких свобод и проводил по отношению к национальным меньшинствам колониальную политику.

Важно

Но только благодаря присоединению к России значительная часть армян была спасена от угрозы физического истребления. Приобщаясь к жизни России, Армения получила возможность для своего дальнейшего экономического, политического и культурного развития. Расширились хозяйственные связи с другими областями Закавказья и Центральной Россией.

Оживились ремесла и торговля. В городах открывались армянские школы. Передовые деятели армянской культуры и просвещения все теснее связывались с русскими революционерами-демократами, идеи которых оказали огромное влияние на армянскую литературу, искусство, науку.

И главное — присоединяясь к России, армянский народ навеки связал свою судьбу с судьбой русского народа, русского рабочего класса.

Поистине трагична была судьба армян в Западной Армении, которая осталась в составе Турции. После гонений и кровавых погромов турецкие власти решились на варварскую меру. В годы первой мировой войны они выселили все армянское население. Множество армян погибло и в пути, и там, где их поселили.

Наоборот, население Восточной Армении, присоединенной к России, значительно увеличилось за счет притока армян из других стран. Позднее армянский народ вместе с русским и другими народами нашей страны принял участие в революционной борьбе против царизма, помещиков и капиталистов.

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции была образована Армянская ССР, армянский народ приобрел свою государственность и вошел в дружную семью советских народов.

«Живительная сила социализма принесла армянскому народу великое возрождение, подъем его науки и культуры, благосостояния, расцвет его талантов и дарований. Советская Армения занимает достойное место в созвездии республик нашей Родины.

Трудолюбивый и талантливый армянский народ вносит значительный вклад в великое дело коммунистического строительства»,— сказал Н. С. Хрущев в речи на торжественном заседании в г. Ереване, посвященном 40-летию установления Советской власти в Армении, 6 мая 1961 г.

Источник: http://de-ussr.ru/history/rnewvr/prisoedinenie-armenii.html

Присоединение Восточной Армении к Российской империи

Особенно заметно активизировалась мысль о свободе под влиянием известного деятеля Иосифа Эмина (1726—1809). Прожив в течение десяти лет в Армении и на Кавказе, он предпринял попытку организовать национально-освободительную борьбу. Иосиф Эмин был родом из Индии. Военное образование он получил в Англии. В 1759 г.

приехав в Армению и ознакомившись с обстановкой, он пришел к мнению, что освободить Армению от турецко-персидского ига можно только с помощью из вне. Эмин прибыл в Россию в 1761 г., встретился с канцлером Воронцовым и представил ему собственный план освобождения территории Армении.

Воронцов дал ему рекомендательные письма, с которыми Эмин отправился ко двору Ираклия II— Грузинского царя. Почти десять лет Эмин провёл на территориях Армении, Карабаха, Грузии и Северного Кавказа, предпринимая попытки организовать борьбу за освобождение Армении. Но ему пришлось вернуться в Индию, так как он столкнулся с множеством трудностей и потерял надежду на успех.

Совет

Книга «Жизнь и приключения Иосифа Эмина», написанная им и изданная в Индийском Мадрасе в 1770 г. вдохновляла читающих на продолжение попыток по освобождению Армении.

Армения под юриздикцией России

Здесь же в Мадрасе еще один заметный представитель армянского движения освобождения Шаамир Шаамирян организовал армянскую типографию (в 1771 г.). В этой типографии он издал книгу Мовсеса Баграмяна «Новая Тетрадь, называемая увещевание».

Мовсес был спутником Эмина. Книга представляла собой описание богатого исторического прошлого Армении, и должна была вдохновлять молодых армян на борьбу за независимость своей родины.

Эту книгу перевели на русский язык и вскоре издали в Петербурге.

Составлялось немало разнообразных проектов освобождения Армении. В многих из них основные надежды связывались так или иначе с военной помощью Российской империи. Русско-турецкие войны проходившие во второй половине XVIIIв. дополнительно подогревали надежды армян на освобождение. Вот некоторые из этих проектов.

Мовсес Сарафян — купец из Астрахани — представил правительству России собственный проект освобождения территории Армении при помощи сил армянских и грузинских добровольческих объединений и русских войск. Освобождённая таким образом Армения становилась независимым царством под протекторатом России.

Шаамир Шаамирян в городе Мадрас (Индия) издал составленный самостоятельно проект по освобождению и государственному устройству независимого государства Армения — «Ворогайт Парац» («Западня Честолюбия»).

Читайте также:  История византийской и османской цивилизации

Этот проект предполагал освобождение Армении при помощи русских войск и в результате создавалось правовое государство, с формой правления в виде парламентской республики. Депутаты парламента должны были избираться общенародно. Парламент назначал состав правительства из числа депутатов.

Шеститысячный корпус русской армии, по этому проекту, расквартировывался в Армении на двадцать лет на условиях обеспечения полного довольствия. Между Россией и Арменией устанавливались свободные торговля и передвижение.

Обратите внимание

После того как по Георгиевскому трактату Россия в 1783 г. взяла под покровительство Грузию, надежды армянского народа на поддержку России ещё больше укрепились.

Архиепископ Иосиф Аргунский, духовный глава армянской церкви, представил императрице Екатерине IIновый проект освобождения Армении. Согласно этому проекту, столицей освобождённой Армении будет г. Ани, а само государство становится союзником Российской империи.

Царя в Армении назначала императрица Екатерина II. Между обоими государствами должны были установиться тесные экономические связи.

>

Источник: http://PlanetaArmenia.ru/content/show/8149-prisoedinenie-vostochnoj-armenii-k-rossijskoj-imperii/

Культура Армении

Неотделимой частью любой страны являются ее обычаи, традиции и современность, не стала исключением и культура Армении. На протяжении многих тысячелетий, с начала своего образования и до сегодняшних дней, она прошла долгий, порой удивительный, сложный путь культурного становления.

Армения республика с многовековой историей, не раз подвергавшаяся многочисленным притеснениям соседних арабских стран. Несмотря на это, культура страны уникальна и самобытна. Взять даже тот немаловажный факт, что все предания и мифы основаны на библейских историях.

Однако видимо армяне пересказывают эти события не по священному писанию, а как свою историю еще до появления у них этого учения. Культура Армении – это театр, музыка, искусство, музеи, фольклор, литература, живопись и многое другое.

Большинство из них тесно связаны с религией.

Религия Армении

Около 95% местного населения республики исповедуют христианство – это основная и главная религия Армении. Большая часть армян являются прихожанами – Апостольской церкви.

Также существует община Армянской католической церкви и община православных христиан.

Мусульманская община составляет не более 3%, последователями ислама, являются азербайджанцы, курды и малочисленные персы.

Экономика Армении

Географическое месторасположение страны во многом определяет ее экономику. Армения – это индустриально-аграрная республика, имеющая большие площади плодородной земли, широколистные леса, множество мелких речных каналов.

Современная экономика Армении стремительно развивается, в 2008г по «индексу экономической свободы» страна заняла 28 место, опередив такие страны, как Франция, Италия, Австрия, Португалия.

Начиная с 2015г, республика вошла в состав Евразийского экономического союза.

Наука Армении

Научно-просветительская деятельность в стране, наука Армении, начала активно развиваться еще пять тысячелетий назад. Одними из доказательств этого являются старинные каменные обсерватории Мецамора и Караунджа.

Толчком развития науки Армении послужило появление письменности в начале пятого века нашей эры, которой они пользуются и по сей день. Наиболее известными научными представителями Армении являются математик и астроном Анания Ширакаци, историк Мовсес, философ Григор Магистрос, философ Давид Анахт и др.

Сегодня страна также ведет активное развитие науки и образования в стране, В Ереване действует около 5 крупных высших учебных заведений.

Искусство Армении

Армяне всегда являлись искусными ценителями всего прекрасного. Именно поэтому искусство Армении получило широкую известность далеко за пределами своей страны.

Многочисленные скульптурные произведения, являются украшениями многих зданий и сооружений. Старинные церкви и храмы, расписанные живописью.

В республике имеется несколько крупных музеев: Государственный исторический музей, самая крупная в СНГ Государственная картинная галерея, Музей современного искусства, Музей религиозного искусства.

Кухня Армении

Армяне отличаются по своей природе щедрым гостеприимством. Благодаря чему кухня Армении приобрела достаточно добрую славу. Традиции приготовления некоторых армянских блюд остаются неизменными на протяжении многих столетий.

Названия того или иного блюда тесно связаны с названием посуды в которых их готовят, например, тапак и путук. Самыми известными армянскими блюдами являются: кюфта, хоровац, толма, бастурма, ариса, путук и многое другое.

География Армении, показывает, что страна преимущественно высокогорная, поэтому предпочтения в армянской кухне отдаются мясным деликатесам.

Обычаи и традиции Армении

Армянский народ славится своим культурным единством и национальным самосознанием, поэтому с особым почитанием относится к своим истокам. Обычаи и традиции Армении особо ценятся как старшим, так и молодым поколением.

Одним из самых больших праздников у армян считаются свадьбы, которые издавна принято отмечать с большим размахом. Рождение ребенка, в доме, где рождается малыш, принято украшать дом молодыми зелеными ветвями, это своеобразный символ продолжения рода.

До сих пор существуют традиции изготовления коньяка и виноделия.

Спорт Армении

За последнее время в Армении наблюдается спад спортивных побед и достижений на международной арене. В результате чего, правительство республики приняло ряд мер по развитию спорта, были профинансированы молодежные спортивные школы, горнолыжные курорты. Спорт Армении знаменит во всем мире своими шахматистами.

Источник: https://travel247.ru/country/asia/armenia/421-kultura-armenii

Армения и войны империй

Восточная Армения

Изгнание закавказских армян в Персию. «Великий сургун»

Несмотря на войны, вторжения и переселения, армяне, вполне вероятно, вплоть до XVII века, всё ещё составляли большинство населения Восточной Армении. В 1604 году Аббас I Великий применил тактику выжженной земли против армян в Араратской долине. Из Восточной (Закавказской) Армении были выселены свыше 250 тыс. армян. Аракел Даврижеци, автор XVII века, сообщает:

«Шах Аббас не внял мольбам армян. Он призвал к себе своих нахараров и назначил из них надсмотрщиков и проводников жителей страны, с тем, чтобы каждый князь со своим войском выселил бы и изгнал население одного гавара».

Город Джульфа в провинции Нахичеван был взят в самом начале нашествия. После этого армия Аббаса развернулась веером вдоль Араратской равнины. Шах следовал осторожной стратегии: наступал и отступал в зависимости от ситуации, он решил не подвергать риску свой поход в лобовых столкновениях с более сильными отрядами противника.

Осаждая город Карс, он узнал о приближении большой османской армии, возглавляемой Джигазаде Синан Пашой. Был дан приказ об отводе войск.

Чтобы предотвратить возможное пополнение припасов врага с этой земли, Аббас отдал приказ о полном разрушении всех городов и сельских угодий на равнине. И как часть всего этого, всему населению было приказано сопровождать персидскую армию в их отступлении.

Около 300 тысяч людей были, таким образом, отправлены к берегам реки Аракс. Те из них, кто попытался сопротивляться высылке, были тотчас убиты.

Ранее шах приказал разрушить единственный мост, и людей заставили проходить через воду, где огромное количество людей утонуло, унесённое течением, так и не добравшись до противоположного берега. Это было лишь начало их суровых испытаний. Один очевидец, — Отец де Гуян, — описывает положение беженцев так:

«Не только зимние холода причиняли муки и смерть высылаемому народу. Наибольшая мука была из-за голода. Провизия, что высылаемые взяли с собой, скоро кончилась… Грудные дети плакали, прося еды или молока, но ничего из этого не было, потому что женские груди высохли от голода.

Множество женщин, голодных и истощённых, оставляли своих умирающих от голода детей на краю дороги и продолжали своё мучительное странствие. Некоторые отправлялись в ближайшие леса, чтобы попытаться найти какой-нибудь еды. Как правило, они не возвращались.

Часто те, кто умирал, служили пищей тем, кто ещё был жив».

Важно

Не в состоянии поддерживать свою армию в пустынной равнине, Синан Паша был вынужден провести зиму в Ване. Армии, отправленные на преследование шаха в 1605 году, были разгромлены, и к 1606 году Аббас снова завоевал всю территорию, что ранее проиграл туркам.

Часть территории Армении с XV века была известна также как Чухур-Саад. Со времен Исмаила I-го административно она образовывала Чухур-Саадское бегларбекство государства Сефевидов.

После смерти Надир-шаха и падения династии Афшаров, местные правители из кызылбашского племени Устаджлу, являвшиеся наследственными владетелями Чухур-Саада, объявили свою независимость с образованием Эриванского ханства.

В результате вытеснения армянского населения из Армении, армяне к XVIII веку составляли 20 % от общего числа населения Чухур-Саадской области. Позже на ханском троне род Устаджлу сменил тюркское племя Кенгерли.

При власти Каджаров Эриванское ханство признало вассальную зависимость от Каджарского Ирана. Ханский род Кенгерли был сменен ханом из рода Каджаров. На территории исторической Армении также существовали Нахичеванское и Карабахское ханства.

Восточная Армения на карте Персидской империи. Джон Пинкертон, 1818 год.

С начала XVII до середины XVIII века на территории Нагорного Карабаха, при сефевидском шахе Аббасе I, были созданы пять армянских меликств (мелкие княжества) известные под общим названием Хамс.

Армянское население Хамсы управлялось князьями из родов Мелик-Беглерян, Мелик-Исраелян (позже Мирзаханян и Атабекян), Мелик-Шахназарян, Мелик-Аванян и Гасан-Джалалян, из которых Гасан-Джалаляны, их младшая ветвь Атабекяны и Мелик-Шахназаряны были коренными династиями, остальные же князья были переселенцами из других областей Армении.

В XVIII веке Давид-Бек и Иосиф Эмин возглавляли борьбу закавказских армян против турок и иранцев.

Армянская национально-освободительная борьба XVIII века

В Москве Исраэл Ори встречается с Петром I и передает ему письмо сюникских меликов. Пётр пообещал оказать армянам помощь по окончании войны со Швецией. Благодаря широкой эрудиции и своему интеллекту Ори привлек к себе симпатии императорского двора.

Ори предложил Петру следующий план: для освобождения Грузии и Армении нужно послать в Закавказье 25-тысячную русскую армию из 15 тысяч казаков и 10 тысяч пехоты. Казаки должны пройти через Дарьяльское ущелье, а пехота отплыть через Каспийское море из Астрахани.

На месте русские войска должны будут получить поддержку вооружённых сил грузин и армян. Было решено, что нужно послать специальную миссию в Персию во главе с Ори, которая бы узнала умонастроения местных жителей, собрала бы информацию о дорогах, крепостях и т. д.

Совет

Чтобы не вызвать подозрений, Ори должен был бы говорить, что послан римским папой ко двору Солтан Хусейна, чтобы собрать информацию о жизни христиан в Персидской империи.

В 1707 году, после всех необходимых приготовлений, Ори, в ранге полковника русской армии, с большим отрядом выступил в путь. Французские миссионеры в Персии попытались предотвратить прибытие Ори в Исфахан, донося шаху, что Россия хочет образования независимой Армении, а Ори хочет стать армянским царём.

Когда Ори прибыл в Ширван — ему пришлось ждать несколько дней дозволения войти в пределы страны. В Шемахе он повстречался с местными лидерами грузин и армян, поддержав их ориентацию на Россию. В 1709 году он прибыл в Исфахан, где вновь вёл переговоры с политическими лидерами.

Возвращаясь в Россию из Персии, в 1711 году Ори неожиданно умер в Астрахани.

В 1722 году армяне Сюника и Нагорного Карабаха подняли восстание против персидского господства. Восстание возглавляли Давид Бек и Есаи Гасан-Джалалян, сумевшие на несколько лет свергнуть иранское господство.

Восстание охватило также Нахичеванский край. В 1727 Сефевиды признали власть Давид Бека над регионом, а сам полководец даже получил право чеканить монеты.

В 1730 году с убийством его преемника Мхитара Спарапета, 8-летнее восстание армян Сюника завершилось.

Новое оживление армянского национально-освободительногодвижения наблюдается во второй половине XVIII столетия. Так, уже в 1773 году Ш.

Шаамирян в труде «Западня честолюбия» изложил республиканские принципы будущего независимого армянского государства.

Обратите внимание

Значимыми деятелями национально-освободительной борьбы эпохи стали Иосиф Эмин и Мовсес Баграмян, выдвинувшие планы воссоздания армянского государства.

В конце XVIII столетия армянские мелики Нагорного Карабаха вели неустанную борьбу с Ибрагим Халил-ханом в надежде восстановить в Карабахе армянскую государственность.

Вхождение Восточной Армении в состав Российской империи

С начала XIX века территории исторической Восточной Армении постепенно присоединяются к Российской империи.

В результате русско-персидской войны 1803—1813 годов к России было присоединено Карабахское ханство (было образовано в середине XVIII века после захвата армянских меликств Хамсы), которое было населено преимущественно армянами, а также Зангезур в историческом Сюнике со смешанным на то время населением.

Читайте также:  Выдающиеся исторические деятели xix века

Дважды предпринимавшиеся попытки осадить Эривань не увенчались успехом. 5 октября 1827 года, в ходе русско-персидской войны 1826—1828 годов, Эривань был взят графом Паскевичем; несколько ранее (в июне) пала и столица Нахичеванского ханства город Нахичевань.

Подписанный затем Туркманчайский мирный договор отдавал территории этих ханств России и устанавливал в течение года право свободного переселения мусульман в Персию, а христиан — в Россию.

В 1828 на месте Эриванского и Нахичеванского ханств была образована Армянская область, и в неё были массово переселены из Ирана потомки армян, насильственно выселенных персидскими властями из Закавказья в начале XVII века.

Впоследствии в 1849 году Армянская область была преобразована в Эриваньскую губернию.

По итогам Русско-турецкой войны 1877—1878 под контроль Российской империи перешла другая часть исторической Армении — Карс и его окрестности, из которых была организована Карсская область.

Армянская область в составе Российской империи (существовала до 1849 года)

Западная Армения

Мехмед II захватил Константинополь в 1453 году и сделал его столицей Османской империи. Османские султаны пригласили армянского архиепископа, чтобы учредить в Константинополе армянский патриархат. Армяне Константинополя росли в числе и стали уважаемыми (если не полноценными) членами общества.

Османская империя управлялась в соответствии с исламскими законами. Такие «неверные», как христиане и евреи должны были платить дополнительные налоги, чтобы удовлетворять требованиям своего статуса зимми. Армяне, проживающие в Константинополе, пользовались поддержкой султана, в отличие от тех, кто проживал на территории исторической Армении.

Они подвергались жестокому отношению со стороны местных паша и бейев и вынуждены были платить налоги курдским племенам. Армяне (как и другие христиане, проживающие в Османской империи) также должны были отдавать часть здоровых мальчиков султанскому правительству, которое делало из них янычар.

Важно

Известно, что некоторые османские генералы гордились своим армянским происхождением.

В XVI — начале XX вв. правители Османской империи активно заселяли исторические армянские земли мусульманами-курдами, которые были более лояльны турецкому правлению и имели меньше политических амбиций, чем армяне.

С началом упадка Османской империи в XVII веке отношение властей к христианам вообще, и к армянам в частности, стало заметно ухудшаться.

После того, как султан Абдул-Меджид I в 1839 году произвёл реформы на своей территории, положение армян в Османской империи на некоторое время улучшилось.

Источник: http://all-armenia.com/istoriya/armeniya-i-vojnyi-imperij.html

Армения вXvi—xviiIвв

История
Армении в столетия, предшествовавшие
XVI
в., полна трагизма. В XIII—XV
вв. страна многократно и безжалостно
разорялась татаро-монгольскими
завоевателями, войсками Тохтамыша и
Тимура, кочевыми туркменами Кара-Коюнлу
и Ак-Коюнлу.

Разрушение производительных
сил, разгром городов, массовое уничтожение
населения и культурных ценностей, гибель
национальной государственности — все
это грозило самому существованию
армянской нации. Тем более, что феодальная
элита страны была частью уничтожена,
частью эмигрировала или укрылась в
монастырях, пополнив ряды духовенства.

Было немало и тех, кто порвал с родиной
и национальной культурой, приняв ислам
и влившись в военное сословие мусульманского
общества в странах от Алжира до Ирана.

Армянское крестьянство оказалось в
катастрофическом положении, было
буквально на грани вымирания, многократно
ограбленное сменявшими друг друга
завоевателями, а также испытывало
жесточайший гнет тюркской, иранской и
курдской военно-кочевой знати, захватившей
земли армянских феодалов. Все это
способствовало усилению в XIV—XVI
вв.

эмиграции армян, начавшейся еще во
время завоевания страны Сельджукидами
в XI
в. Однако в том же XIV
в., после гибели Армянского царства в
Ки-ликии, начался встречный процесс
возвращения эмигрантов на Кавказ. Этому
способствовал также перенос в 1441 г.
престола католикоса всех армян, т.е.

главы основной для народа армяно-григорианской
церкви, из г. Сиса в Киликийской Армении
в г. Эчмиадзин близ Эривани. С XV
в. область Гохтан выдвигается как
наиболее успешно развивающаяся часть
Армении, а выросший в ней город Джульфа
становится важным центром международной
торговли и ремесленного производства,
здесь же зарождается новое национальное
купечество.

Ожесточенная
борьба, развернувшаяся между Ираном и
османами в XVI—XVIII
вв., во многом шла на территории Армении
и за овладение ею. Сопровождавшие эту
борьбу потери привели к новому
экономическому упадку страны.

Совет

К тому
же, шах Аббас, стремясь к хозяйственному
оживлению собственно Ирана, приказал
насильно переселить десятки тысяч армян
из Джульфы в Иран. Город Джульфа был
разрушен, а в окрестностях Исфагана
выстроена Новая Джульфа, ставшая центром
экономической активности армянских
торговцев в Иране. Благодаря им были во
многом налажены в XVII
в.

хозяйственные связи державы Сефевидов
с Индией и Средней Азией (где образовались
значительные армянские колонии), а также
с Ближним Востоком и Европой.

В 1639
г. Армения была окончательно разделена
на Западную,
отошедшую
к Османской империи, и Восточную,
которую
составили в основном Эриванское
беглербегство и Нахичеванское ханство,
вошедшие в состав Ирана. Под сюзеренитетом
Ирана остались и пять армянских княжеств
(меликств)
Нагорного
Карабаха, входившие в Карабахское
ханство.

Впрочем и Карабах, и другие
области с армянским населением продолжали
оставаться яблоком раздора между Ираном
и османами. На всех подчиненных иранцам
территориях армянское население платило
«бахру»

налог в 1/3 или 2/3 урожая, «джизью»
(подушную
подать с христиан) и другие налоги.

Тяжелой повинностью для армян была
регулярная поставка к шахскому двору
юношей и девушек. Под гнетом османов
положение армян было еще хуже.

Там,
помимо экономического и политического
угнетения со стороны пашей и прочих
чиновников султана, армянское население
жестоко грабили феодальные вожди кочевых
и полукочевых курдских и туркменских
племен, специально расселенных в районах
проживания армян для военно-полицейского
и прочего надзора над ними.

Периодически
проводился набор армянских (и других
христианских) младенцев с целью воспитания
из них верных султану янычар,
ничего
не знавших и не помнящих о своей родине
и культуре, своем языке и происхождении.
Кроме этого, османы проводили систематически
политику ассимиляции армян, т. е. их
насильственной тюркизации и исламизации.

Армянскому населению
в Османской империи было труднее, чем
в Иране, отстаивать свои права на
собственные язык и культуру и, тем более,
на самостоятельное национальное

Обратите внимание

развитие.
В то же время в армянских колониях за
пределами Армении, а также в Восточной
Армении, где с XVII
в. сказывалось оживление экономических
и культурных связей с Россией, постепенно
пробивала себе дорогу идея освобождения
с помощью России. В 1637 г.

группа видных
армян во главе с католикосом Акопом
Джугаеци обратилась к русскому царю
Михаилу Романову с просьбой освободить
армян от персидского гнета. Но особенно
армяно-русские политические связи
усилились при Петре I,
которому уже в 1701 г.

видный деятель
народно-освободительного движения
армян Исраэл Ори, прибыв в Россию,
представил подробный план, предусматривавший
восстановление армянского государства
путем всенародного восстания и с помощью
русской армии. Условия для реализации
этого плана возникли в 20-е годы XVIII
в.

в связи с кризисом правления Сефевидов
в Иране. Вооруженные народные ополчения,
в которых вместе с армянами участвовали
и азербайджанцы, свергли в 1722 г. иранское
господство. Возглавляемые в Карабахе
католикосом Есаи Хасан-Джалаля-ном, а
в Сюнике замечательным полководцем
Давид-беком, повстанцы в 1722—1725 гг.

полностью освободили Восточную Армению
от персов. Этому способствовали
фактический разгром Сефевидов афганцами
и «персидский поход» Петра I,
занявшего Дербент и Баку.

В
планах России было создание объединенного
армяно-грузинского христианского
государства под русским протекторатом.
В соответствии с этим планом были даже
объединены армии Есаи Хасан-Джалаляна
и восточно-грузинского царя Вахтанга
VI.
Однако вторжение османских войск в
Закавказье в 1723 г.

многое изменило.
Россия тогда еще не была готова к войне
с османами. Согласно заключенному ею с
султаном миру в июне 1724 г. она сохранила
за собой Дербент, Баку и Ширван, а османы
получили свободу рук в остальной части
Закавказья, которую они в конце концов
и присоединили к своим владениям.

Но
османам не удалось сломить карабахских
армян, которые продолжили сопротивление
вплоть до изгнания османов Надир-шахом
уже в 30-е годы XVIII
в. Ряд поражений османам нанесли также
в 1726—1728 гг. Давид-бек и военачальник
Мхитар, на длительное время обеспечившие
самостоятельность Сюника.

Важно

После некоторого
спада освободительное движение армянского
народа возобновляется с новой силой.
Дело Исраэла Ори

продолжил
Иосиф
Эмин,
который
вел в 1761 г. переговоры с Россией о
восстановление национальной
государственности армян. Он проектировал
создание единого армяно-грузинского
государства во главе с династией
Багратидов.

В это государство предполагалось
не только включение востока Армении,
остававшегося под властью Ирана, но и
Западной Армении — исторической области
Малой Азии, издревле населенной армянами,
сохранившими себя как этнос вопреки
проводившейся османскими султанами
политике отуречивания, исламизации и
расселения в регионе курдов и туркмен.
Проекты национального возрождения
Армении выдвигались также армянскими
деятелями, проживавшими тогда в Мадрасе
и других городах Индии. Среди них М.
Баграмян, Ш. Шаамирян и другие предложили
в 1785 г. учредить Армянскую республику
под покровительством России.

Укреплению
национального самосознания армянского
народа во многом способствовало развитие
армянской культуры нового времени,
сплачивавшей народ вопреки его
разбросанности на огромных расстояниях
от запада Европы до Индии и Центральной
Азии. С XVI
в.

развивается армянское книгопечатание
(первая книга — в1512г.в Венеции) в
Амстердаме, Риме и других городах Италии,
Константинополе, Мадрасе, Калькутте.
Всюду, где были армянские колонии,
возникали центры армянской литературы.
В XVIII
в.

в эту литературу вошли Багдасар Дпир,
Петрос Кафанци, Нагаш Овнатан и великий
поэт Саят-Нова
(Арутюн
Саядян), живший в 1712—1795 гг. и слагавший
замечательные стихи и песни на армянском,
грузинском и азербайджанском языках.

Зверское убийство 83-летнего Саят-Новы
при разгроме Тбилиси персидскими
войсками было весьма символично: само
существование армянской самобытной
культуры было несовместимо с многовековым
гнетом чужеземцев, иноверцев и
поработителей, систематически уничтожавших
как материальные и духовные ценности,
так и лучших людей Армении, да и всего
Кавказа, так как общепризнанно, что
творчество Саят-Новы повлияло не только
на армянскую, но также на грузинскую и
азербайджанскую литературу.

Новая
армянская культура наполнялась всеми
источниками духовной жизни народа как
на родной земле, так и в диаспоре. С XVII
в. наблюдается подъем исторической
науки, связанной с именами Григора
Даранагеци, Аракела Даврижеци,»

Закария
Канакерци и других. В начале XVIII
в. в Венеции возникла католическая
армянская конгрегация мхитаристов,
занимавшаяся проблемами политической
экономии и ее практического применения
(Г. Тертерян, Т. Тнкрян). Виднейшим
историком становится Микаэл Чамчян,
которого считают основоположником
новой армянской историографии.

Совет

Его
основной труд — «История Армении» в
трех томах — вышел в 1784—1786 гг. Во второй
половине XVIII
в. в качестве философов и
общественно-политических мыслителей
выступили армянские просветители из
Мадраса — Мовсес Баграмян, Шаамир
Шаамирян, Иосиф Эмин. Они считали
деспотизм проявлением варварства, а
деспота — животным.

В их понятие
«естественного права» включалась
необходимость свободы торговли и
промышленного предпринимательства, не
ограниченной властью государства.

Шаамирян выдвинул проект конституции
будущей самостоятельной Армении, в
котором предусматривались суверенитет
народа, свобода слова и личности, всеобщие
выборы, неприкосновенность частной
собственности.

И хотя эти явно навеянным
британским влиянием в Индии идеи были
отвергнуты армянским дворянством и
духовенством (тем более, что Шаамирян
выступал за упразднение сословий!), они
также внесли определенный вклад в
развитие наиболее демократических и
свободолюбивых традиций армянского
освободительного движения.

В целом
армянская культура в XVII—XVIII
вв. развивалась в поступательном
направлении. Это касается, помимо
литературы, историографии и общественной
мысли, также естествознания, медицины,
школьного и высшего образования.

Вместе
с тем явный упадок переживала архитектура,
подпадавшая под влияние чужеземных
образцов. Наблюдался застой в правоведении,
ориентировавшемся на средневековые
нормы. В области философии и даэке в
экономических представлениях XVII—XVIII
вв. сильны были церковно-бого-словские
и феодальные взгляды.

Положение стало
меняться только в XIX
в. после присоединения Восточной Армении
к России.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6015931/page:45/

Ссылка на основную публикацию