Включение разных народов в состав россии

Народы России в XVII веке

Основные даты и события:1654 г. — воссоединение Украины с Россией.

Исторические деятели:Алексей Михайлович; Богдан Хмель­ницкий.

Основные термины и понятия:народность.

Работа с картой:по казать территорию Левобережной Украины; вошедшие в состав России сибирские земли и основанные там города и селения.

План ответа: 1) Россия — многонациональное государство; 2) русский народ; 3) украинцы; 4) народы Поволжья и При­уралья; 5) народы Кавказа; 6) народы Сибири; 7) значение формирования многонационального государства.

Материал к ответу:Общая численность населения России к концу ХVП в. едва превышала 10 млн. человек. Большинство из них составляли русские. Расселение их основной ча­сти в ХVП в. охватывало центр Европейской части страны.

Обратите внимание

В то же время значительно увеличилось русское население на присоединенных при Иване IV поволжских землях.

Царское правительство поощряло переселение на НО,вые территории, жалуя земли дворянам и не притесняя крестьян-переселенцев.

По мере освоения землепроходцами сибирских и дальневос­точных территорий русские приступили к строительству посе­лений в восточных районах страны.

С местным населением они вели товарообмен: меняли продукты земледелия и живот­новодства на пушнину, рыбу, мясо и шкуры морских живот­ных; передавали местному населению свой опыт возделывания земли, строительства жилищ, ведения домашнего хозяйства.

Вместе с тем там, где щел процесс колонизации новых земель, европейцы (в данном случае — русские) оказьmали на коренных жителей и отрицательное влияние. Сибирские народы впервые испытали на себе действие «огненной воды» (водки), коварства и алчности некоторых представителей «белого царя».

Из общей численности населения страны до 15% (примерно 1,4 млн. человек к концу века) составляли украинцы.

Левобе­режная Украина и Киев вошли в состав России при условии со­хранения автономии: управление этими территориями Москва осушествляла через гетмана; сохранялось традиционное админи­стративно-территориальное управление; независимой оставалась судебная и финансовая системы; войско в количестве 60 тыI •.

ка­заков тоже возглавлял гетман. Поначалу московский царь ми­рился с таким положением дел, но он не мог и не хотел, в усло­виях усиления своей власти, сохранять вольный дух казачьего управления на Украине.

Важно

В самом украинском населении после присоединения к России стали нарастать противоречия. Усилилось имушест­венное неравенство. Казацкая старщина сосредоточила в своих руках не только болылие богатства, но и властные полномочия: в короткий срок она сумела получить значительную часть пло-

дородных украинских земель; подчинить себе крестьян-бедня­ков; заполучить в свое распоряжение угодья, примыкавшие к городам (что вызывало возмущение городского населения); даже в вопросах городского самоуправления новая украинская знать пыталась добиться Для себя привилегиЙ.

Все это вызы­вало возмущение бедных слоев сельского и городского населе­ния. Царское правительство, к которому обе стороны постоян­но обращались за поддержкой, старалось сохранять нейтралитет.

Острые· разногласия вызывал и вопрос о подчинении украин­ского духовенства московскому патриарху.

Все это привело к ожесточенной политической борьбе на Украине, в «ходе которой раЗЛИЧI;Iые силы выступали не толь­ко за сохранение московского подданства, но и за возвраще­ние к Польше и даже за переход «под руку'> турецкого султа­на.

Лишь к концу века эта борьба завершилась окончательной победой сторонников Москвы. К этому времени окончатель­но оформилась и система управления Гетманщиной (так на­зывали Левобережную Украину и Киев, находившиеся под властью гетмана). При гетмане состояла старшинская рада (совет).

Она выделяла своих представителей на главные должности — уряды. Территория Гетманщины была разделе­на на десять полков, во главе которых стояли полковники и полковая старшина. Крупные города сохраняли самоуправ­ление. Вместе с тем во всех украинских городах были посаже­ны московские воеводы с военными гарнизонами.

А в Моск­ве был образован специальный Малороссийский приказ, ведавший вопросами управления Украиной.

Совет

Покорение народов Поволжья и Приуралья завершилось к началу ХУН века. Тогда же возникли и военно-администра­тивные центры (Уфа, Сарапул, Самара и др.), прикрывавшие эти земли от набегов кочевников с востока. Особенностью По­волжья и Приуралья был многонациональный состав населе­ния.

Здесь проживали татары, мари (черемисы), чуваши, морд­ва, удмурты, башкиры. Для сохранения своей власти над ними царское правительство сеяло рознь между этими народами. Главной опорой центральной власти в регионе стала татарская знать, в болылинстве своем перешедшая на службу к москов­ским . царям.

Именно «служилые татары,> наряду с русскими захватывали земли местных крестьян и облагали их налогами. Болылую роль в закабалении местного населения играла хри­стианизация, усиленно проводившаяся царским правительст­вом. «Новокрещеные,> сразу получали болылие преимущества по сравнению с теми, кто сохранял свою веру.

Все это вызы­вало постоянные волнения в Поволжье.

Покорение Астрахани и выход на Каспий, состоявшиеся еше в ХУ! в., привели к тому, что Россия оказалась в прямом соприкосновении с народами Северного Кавказа, с которыми еше со времен Древней Руси сушествовали торговые и полити­ческие связи.

Одни из них (ногайцы, кумыки) активно боролись с российским проникновением на Кавказ. Другие (кабардинцы, имеретинцы, кахетинцы) пытались с помощью Москвы проти­востоять своим недругам, угрожавшим их безопасности.

Россия рассматривала установление связей с народами Кавказа как од­ну из своих важнейших задач, так как это вело к ослаблению позиций ее давнего противника — Османской империи.

В борьбе с Персией в 1639 г. Кахетия была вынуждена при­сягнуть на верность царю Михаилу Федоровичу. А в L650 г. московское подданство принял имеретинский царь. Конечно, в то время не могло быть прочных связей между Россией и кав­казскими государствами и народами. Но первый шаг в этом на­правлении был сделан уже в ХУН веке.

Общая численность населения Сибири к концу ХУН в. не превышала 200 тыс. человек. На 75 кв. км территории при­ходился один житель. К востоку от Оби жили многие народы и племена, находившиеся на различных стадиях развития.

Обратите внимание

Ог­ромные пространства тундры от Европейского Севера до низо­вьев Енисея занимали ненцы. Русские называли их самоедами. Основным занятием ненцев было оленеводство, подсобными ­рыбная ловля, охота.

Религиозные представления ненцев были связаны с почитанием духов умерших предков. Служителями этого кулыла были шаманы.

Далыле на восток, от Енисея до Охотского моря жили пле­мена тунгусов (эвенков). Селились они в чумах, наряду с охо­той занимались рыбной ловлей. У тунгусов был родовой строй: они жили болылими племенами, которые, в свою очередь, де­лились на роды. Между отдельными племенами и родами шли частые кровопролитные войны.

По Ангаре и берегам Байкала жили буряты. Это родствен­ный монтолам кочевой народ, занимавшийся скотоводством. Они разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и верб­людов. Занимались также охотой и рыбной ловлей.

Буряты, жившие к западу от Байкала, занимались земледелием: сеяли просо, гречиху, ячмень. Продукты своего труда они часто об­менивали у тунгусов на пушнину. В ХУП в. У бурятов уже на­чала выделяться родоплеменная знать.

Одним из наиболее многочисленных народов севера-восточ­ной Сибири в ХУП в. были якуты (саха). Они говорили на тюрк­ском языке. Это были скотоводческие племена. В отличие от дру-

72 гих народов региона, они заготавливали на зиму сено для скота, умели вырабатывать из молока творог и сыр. У них было развито рыболовство (особенно среди бедняков, не имевших скота). Охо­та на пушного зверя служила одним из подсобных видов промыс­ла.

Особенностью якутов было наличие развитого рем»есла — куз­нечного и гончарного производства. Бытовые условия их жизни также отличались от соседних племен: зимой жили в деревянных избах, а летом — в «урусах», построенных на жердях и крытых бе­рестой. В ХУП в.

У якутов тоже начинается формирование знати.

Важно

На крайнем северо-востоке Сибири обитали племена юка­гиров, чукчей, коряков, камчадалов, курилов. Вплоть до при­хода русских они не знали железа: использовали стрелы с ка­менными наконечниками, топоры из камня, ножи из горного хрусталя, деревянную посуду. Камчадалы и курилы питались пре!-,!мущественно рыбой и травами. Юкагиры, коряки и чук­чи были оленеводами.

В Приамурье жили племена дауров, на развитие которых болылое влияние оказала китайская цивилизация. Основным их заня­тием было земледелие (сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, про­со, гречиху, коноплю, горох).

Дауры умели получать растительное масло, занимались огородничеством, садоводством, разводили лошадей, коров, овец, свиней и кур. Охота и рыбная ловля были подсобными занятиями.

Дауры строили города, защищенные от нападения неприятелей рвами, стенами и башнями.

Таким образом, именно в ХУП столетии Россия превратилась не только в самое болылое, но и в самое многонациональное и этнически разнородное государство мира. Одновременно на протяжении ХУП в. шел процесс формирования русской нации.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/26805.html

Почему черкесские народы добровольно вошли в состав России | ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ

 Ровно 460 лет назад черкесские народы попросились в московское подданство. Причина тому была проста: черкесы (адыги) нуждались в защите от… своих же мусульманских единоверцев! Нет, конечно, это не значит, что решение было единодушным и искренним.

В самом деле: много ли мы знаем в истории случаев, когда народ добровольно соглашается отдать свою независимость чужому царю? Однако иной раз обстоятельства становятся сильнее собственных желаний.

Такая ситуация и сложилась на адыгских землях в середине XVI века.

Во вражеском кольце

Южнее Кавказских гор в те времена соперничали между собой два больших исламских государства – Персидская и Османская империи. Они-то и сцепились между собой за обладание Кавказским регионом. То ли османы оказались немного сильнее, то ли персы недооценили противника… В общем, на западе Северного Кавказа доминирующей силой стали турки.

С этого момента, по сути, Чёрное море стало внутренним османским водоёмом.

Совет

Кроме того, на территории нынешнего Дагестана располагалось государство, вошедшее в историю как Казикумухский шамхалат, и оно выступало как последовательный союзник того же турецкого султана.

Таким образом, черкесские земли оказались зажатыми турецкой империей и союзными ей государствами с востока, юга, запада. Относительно свободным оставался только север. А там, за землями Ногайской орды, набирала силу далёкая Москва.

В этих условиях у черкесских народностей имелось всего два варианта действий: либо признать главенство Турции, либо пытаться сопротивляться. Вот по этой линии и произошёл у адыгов раскол. Нет, наверное, «раскол» слишком сильно сказано – скорее всё же размежевание.

Часть черкесских племён признала свою зависимость от Константинополя. Ну а те, кто хотел сохранить свободу, обратился за помощью к Москве.

Вы скажете, что тут явное противоречие? Отнюдь.

Это ж только нам из сегодняшнего времени представляется, что в Средние века государства жили в информационном вакууме. На деле народы, и особенно правители, внимательно следили за международным положением.

Так что в описываемом регионе было хорошо известно, что Россия, раздвигая границы своей территории, не посягает на внутренние дела и вопросы веры подвластных народов, да ещё принимает на службу их вождей и правителей… Другими словами, некоторые вожди черкесов решили, что принять протекторат Москвы для них выгодно!

И вот, в ноябре 1552 года в Москву прибыла делегация черкесских вождей в составе: Машука, Ивана Езбозлукова, Танашука. Они били челом, чтобы царь Иван Васильевич, прозванный Грозным, «взял их в холопи», то есть в подданство. За это они просили только одно: чтобы русское войско оборонило их земли от набегов крымских татар.

Пока царь и бояре думали, в августе 1555 года в Кремль прибыло новое посольство в сопровождении полутора сотен человек свиты.

Обратите внимание

Черкесские посланники подтвердили готовность принять российское подданство и просили помощи в организации похода на Азов и другие принадлежавшие Турции города и крепости: заметим, что ряд городов черноморского побережья Кавказа (в частности, Анапа) на описываемый период принадлежал Порте, будучи исторически черкесскими.

А в 1557 году – новое посольство.

В Москву прибыли князья Темрюк и Тазрют, которые просились на службу русскому царю. Сын первого, Салтан Темрюкович, вскоре принял святое крещение и вошёл в свиту государя под именем Михаил. Ну а сам Иван Грозный женился на дочери того же Темрюка, Гуаше (Гошанеили Кучене), окрещённой под именем Мария.

Эта женитьба имела большой резонанс – после этого ещё несколько черкесских князей присягнули на верность Москве.

Вполне понятно, что таковая тенденция очень не понравилась османскому султану и крымскому хану. На черкесские земли участились набеги крымской орды.

А в 1567 году пришла беда посерьёзнее.

Турецкий султан в марте того года потребовал от кабардинских князей (а кабардинцы – тоже черкесы, или адыги) живой налог в количестве трёхсот детей, которых следовало доставить в Константинополь. Князь Темрюк обратился с просьбой о защите к Ивану Грозному. И в том же году на кабардинских землях появляется Сунженский городок – крепость с русским гарнизоном, пушками и пищалями.

Это вызвало нешуточный гнев турок, и они решил преподнести Москве урок.

Читайте также:  Борьба князя ярослава со своими братьями

Султан Селим II (к слову, оставшийся в истории с прозвищем Пьяница), которому покоя не давали лавры Сулеймана Великолепного, решил отбить Астрахань, восстановить здешнее ханство и тем самым отрезать московитов от Хвалынского моря – Каспия.

Летом 1569 года к Волге двинулось 70-тысячное турецко-татарское войско, которое вели Касим-паша турецкий и неугомонный Девлет-Гирей крымский. К ним примкнули и те черкесы, которые признали главенство Константинополя.

Турки решили наступать обстоятельно. Чтобы доставить к Астрахани осадную артиллерию, Касим-паша надумал прокопать канал между Доном и Волгой.

Важно

Поскольку шлюзов на нём не предусматривалось, страшно подумать, что случилось бы с природой региона, если бы воды Дона, русло которого располагается значительно выше, устремились по рукотворному каналу в Волгу! Однако скоро турки рыть канал бросили — стало ясно, что задача им не по силам. Тяжёлые осадные пушки на речных судах отправили обратно Доном, в Азов.

Поразмыслив, Касим-паша принял решение доставить суда к Волге волоком – 160 верст по необъятной выжженной степи. Но и тут его ждала неудача – выполнять такой приказ янычары отказались. Правда, ногайцы, предвкушая в случае взятия Астрахани захватить в городе богатую добычу, пообещали обеспечить судами войско, когда оно достигнет Волги.

На том и порешили – избавившись от пушек и другого отягчавшего путь груза, турки и татары отправились через степь налегке.

В конце концов, турецко-крымское войско до Астрахани добралось. Но штурмовать крепость без артиллерии не решились. Касим-паша хотел повести правильную осаду, для чего построить рядом городок для зимовки.

Однако своенравные янычары опять взбунтовались, не желая оставаться на зиму в чужих негостеприимных местах. Привыкшие к быстрым набегам и стремительным откатам крымские татары по природе своей также не могли долго пребывать в бездействии. А тут ещё слухи о приближающемся русском войске князя Серебряного.

Словом, бестолковая осада продлилась всего десять дней. Потом войско пришельцев снялось и двинулось обратно. Но по дороге их настигла суровая зима: войско беспощадно косили холод и голод. Кроме того, турок постоянно беспокоили охочие до легкой добычи черкесы и другие горцы.

В результате, из похода вернулся только один из четырёх отправившихся за добычей…

Впрочем, и русские, и турки рассматривали кавказский регион как второстепенный театр военных действий — Россия в это время вела Ливонскую войну, а Турция дралась на Средиземном море; им явно было не до Кавказа.

Совет

Поспешно был заключён мир, надолго сохранивший прежнее положение вещей, включая двойственную ориентацию черкесских князей. Так продолжалось вплоть до полного покорения Кавказа Россией, случившееся уже в XIX столетии…

С русскими против Шамиля

Стоит признать, что черкесы (адыги) были храбрым и воинственным народом. Не случайно в российской художественной литературе представителей этого народа неизменно озаряет ореол романтики! Конечно же, они бы предпочли жить независимо и по своим вековым законам. Однако судьба распорядилась так, что сформировать своё мощное независимое государство они не смогли.

В этих условиях племенным вождям пришлось принимать покровительство от более могучих соседей.

В свою очередь, стремясь к умиротворению края, российское правительство традиционно действовало методом кнута и пряника.

К лояльно настроенным черкесам отношение строилось соответствующее: во внутренние дела официальные власти не вмешивались, за вождями закреплялись принятые в империи титулы, гарантировалась неприкосновенность имущества и привилегий… Ну а к тем, кто не желал подчиняться законам, применялись и принудительные меры умиротворения.

Никто не говорит, что это хорошо; речь идёт о том, что это было закономерно. Впрочем, даже эти карательные меры не вели к уничтожению народа.

Особого разговора заслуживает период Кавказской войны, то есть период так называемого имамата.

Как известно, имам Шамиль пытался создать, да и создал на какое-то время, теократическое государство с жёсткими исламскими законами крайнего толка. Конечно же, у него нашлось какое-то число сторонников, фанатиков, готовых пролить во имя идеи потоки крови.

Обратите внимание

Однако у крайних воззрений, как правило, сторонников находится не так уж много. Человек по природе своей не слишком любит принуждение в мелочах. А природа имамата в том и состояла, чтобы гарантированно подчинить весь быт горцев.

У Шамиля под рукой оказалось поначалу немало сторонников, фанатично преданных идее «чистого» ислама.

Мечом, молитвой и репрессиями они стали распространять свои идеи. Однако понравилось это не всем, и в первую очередь воспротивилась знать горских народов.

Представители правящей верхушки на примере принявших российское подданство «коллег» видели, что можно неплохо жить и наслаждаться жизнью, оставаясь мусульманином, в то время как Шамиль и его мюриды предлагали суровый аскетизм и отказ от земных светских удовольствий.

В этих условиях вполне закономерно находились предводители, которые предпочитали лояльность «неверных» жёсткому тоталитаризму единоверцев.

Цари и их наместники практиковал и такую «воспитательную» меру. От горских знатных родов мальчиков отправляли для службы и учёбы в Петербург.

В составе русской армии состояло немало частей, сформированных из представителей кавказских народов. Если брать чисто черкесские, то тут можно назвать Анапский горский эскадрон, Лабинский конно-иррегулярный эскадрон, Кавказско-горский конный полк, Терский конный полк, а также – Лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон.

Возвращаясь в родные аулы, молодые люди видели разительную разницу в жизни знати русской и местной. Соответственной становилась и их политическая ориентация…

Важно

Короче говоря, Шамиль в конце концов проиграл не потому, что русские пушки загнали его в аул Гуниб, вовсе нет.

А потому что от него отвернулись сами горы и горцы – он лишился поддержки соотечественников. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что только в 1851 году более 200 кабардинских князей и дворян награждены имперскими властями за их вклад в борьбу с фанатиками Шамиля.

К слову, для награждения мусульман в российские награды вносилось изменение: с орденских знаков снимали изображение Святого Георгий Победоносца (чтобы не оскорблять чувства верующих) и заменялось на изображение двуглавого орла.

…Нет, не было некоего единого «кавказского фронта» борьбы против российской экспансии в регионе. Ибо многие местные руководители предпочли толерантное светское правление России жёсткому теократическому диктату единоверцев — причём, как со стороны пришлых турок, так и со стороны собственных религиозных фанатиков.

И вряд ли сегодня с этим кто-то может серьёзно поспорить!

Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»

Источник: http://www.posprikaz.ru/2012/11/pochemu-cherkesskie-narody-dobrovolno-voshli-v-sostav-rossii/

Чернов: В Российской империи понятия «национальность» не было

Когда появился русский вопрос?

В русской исторической науке проблема русского этноса появилась в ХХ веке. В XIX веке русские ученые занимались другой проблематикой: на повестке дня стоял вопрос завершения формирования исторической науки. Именно этой теме были посвящены основные труды специалистов того времени. Проблемы русского этноса, его какой-то отдельной исторической судьбы не существовало и не могло существовать.

Как решать русский вопрос?

Не должно быть табуирования — все проблемы необходимо поднимать, обсуждать, нравится нам это или нет. Имеют ли они националистический или какой-то другой оттенок или нет, не важно. В обществе должен быть установлен открытый разговор, мы должны быть в состоянии обсуждать любые проблемы, даже самые острые.

Как решался национальный вопрос в Российской империи?

В Российской империи не было такого понятия, как «национальность».

Если мы вспомним крупную русскую бюрократию XIX века, то увидим, что она многонациональна: среди ее представителей мы найдем и молдаван, и армян, и грузин, и евреев, и представителей других народов.

Если мы обратимся к переписям населения, послужным спискам российских бюрократов того времени, мы увидим превалирование фактора не национальности, а вероисповедания.

Российская империя никогда не была единой — она не была сплочена правовым, экономическим, транспортным или культурным пространством. Она была социально-политическим организмом чисто формально, всегда представляя собой совокупность плохо связанных между собой регионов, и в каждом из этих регионов, естественно, проходили свои этнические процессы.

Сейчас мы наблюдаем очень интересный процесс, когда в разных губерниях и внутри одной и той же империи пытаются восстановить свои традиции, например одежду.

С одной стороны, это стремление к национальной самоидентификации позитивно, с другой стороны, оно разъединяет нас, поэтому, на мой взгляд, к этим процессам необходимо добавить модернизацию: в регионах страны надо вводить те новации, которые будут нас объединять.

О концепции единого учебника по истории

Совет

Безусловно, историю русского этноса невозможно оторвать от истории русского государства.

Русское государство в любой своей ипостаси, возьмем ли мы Киевскую Русь или Российскую империю, создавалось восточнославянским этносом, особенно русскими, поэтому разорвать историю русского государства и историю русского этноса совершенно невозможно.

Но вместе с тем выделять и противопоставлять русский этнос, особенно начиная с XVIII-XIX веков, когда русские начинают активно завоевывать прочие территории и расширять империю, невозможно.

Империя расширяется естественно, потому что это была единственная возможность народа и государства выжить экономически. Причины — великорусская империя производила слишком маленький совокупный прибавочный продукт, который с трудом мог обеспечить элементарное физическое выживание, не говоря о каком-либо развитии.

Поэтому, когда идет расширение русского государства, неизбежно идет включение в его состав новых народов, которые, конечно, исповедуют самые разные культурные коды, и противопоставлять эти этносы в рамках единого учебника по истории нельзя, ибо Россия — это проект единства, вот на чем надо заострить внимание.

Однако мне кажется, что создать такой учебник не представляется возможным: невозможно создать единую концепцию, потому что научное сообщество всегда имеет разные концепции, разные точки зрения на одни и те же процессы.

Например, мы никогда не решим норманнскую теорию — что мы напишем в едином учебнике по этому поводу? Мы никогда не решим проблему отмены крепостного права: надо было его отменять или не надо? Вовремя мы отменили его или это была грубейшая ошибка тогдашнего руководства страны, в основе которого лежит гибель империи? Как мы будем одинаково отвечать на эти вопросы? Никогда не будет единой концепции, в противном случае мы уничтожим исторические школы, ныне существующие, — школу Соловьева, школу Ключевского и так далее.

Необходимо понимать, что в многообразии и существует развитие истории, движение исторического процесса. Если же мы создадим единую концепцию, то мы вернемся к ситуации конца 1930 годов…

Почему Россия расширяла свои границы?

Обратите внимание

Российское государство было основано на так называемой Суздальской земле. Русский этнос, который создал это государство, находился в сложных природно-климатических условиях.

Он мог производить крайне маленький совокупно-прибавочный продукт.

Развитие могло осуществляться через общины, крепостное право, монархию и расширение территории — это четыре компенсационных механизма, которые обеспечивали превращение России в великую империю.

Поэтому чисто экономические интересы лежат в основе расширения Российской империи, и, с моей точки зрения, не было никакого цивилизационного проекта, о котором часто говорят в разных общественных кругах.

Как осуществлялось вхождение в состав России других народов?

Я не помню, за исключением одного-двух чрезвычайно редких случаев, добровольного вхождения в состав Российской империи тех народов, которые оказались в границах нашего государства. Исключение — Восточная Грузия, которая приняла русское подданство, лишь находясь под угрозой попасть под влияние Ирана.

Все остальные территория Россия насильно присоединяла. Ну, может быть, казахские жузы при Анне Иоанновне (середина XVIII столетия) вошли в состав России относительно мирно… Что касается Северного Кавказа, сегодня местные старейшины подписывают соглашение о добровольном вхождении в состав Российской империи, а завтра они подписывают документ о турецком или иранском подданстве.

Практически все присоединения осуществлялись в условиях сплошных войн, которые вела Россия, — это войны Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра Великого, Елизаветы Петровны, Александра I и Николая I.

Читайте другие мнения по теме >>

Видеозапись круглого стола >>

Источник: https://rus.rus4all.ru/interview/20130703/724213559.html

Вхождение в состав Российского государства (XIV-XVI века)

К середине XV века не имевшая ни крепкой экономической базы, ни этнического единства и объединяемая лишь силой оружия, Золотая Орда окончательно распалась на несколько государств. Причерноморские степи и Крым составили владения Крымского ханства; низовья Волги — Астраханского; бассейн Оби — Сибирского.

Читайте также:  Политические реформы 90-х гг. 20 в. в россии

В среднем течении Волги и низовьях Камы образовалось Казанское ханство. Ниже, по левобережью, простирались кочевья Ногайской, а на правобережье — Большой орды, ханы которой ещё не оставляли надежд на воссоздание когда-то могучей кочевой империи. Однако их время прошло. Окончательную победу одерживал оседлый земледелец, а кочевые ханства, державшиеся на грабеже окружающих народов, быстро двигались к гибели среди бесконечных войн и междоусобиц.

В те же годы происходило окончательное объединение русских земель вокруг Москвы. Сильное централизованное государство, возглавляемое во второй половине XV века опытным руководителем и политиком Иваном III, носившим уже титул «государя всея Руси», сбросило ордынское иго и само перешло в наступление. Под ударами с севера и юга рассыпалась Большая орда, что означало конец ордынского ига и для мордовского народа. Однако набеги кочевников не только не прекратились, но даже усилились. Отсутствие постоянной дани крымские и ногайские ханы пытались восполнить путем регулярных грабительских походов в мордовские земли.

Важно

В истории многих народов существовали периоды, когда необходимо было делать исторический выбор. Часто он сводился к альтернативе, противостоянию двух тенденций. Первая из них означала интеграцию, врастание в более сильный в политическом и военном отношении организм, вторая выражалась в открытой конфронтации с ним, борьбе не на жизнь, а на смерть.

В XIV веке в подобной ситуации вновь оказался мордовский народ. В качестве же политического организма выступало Великое княжество Московское, ведущая роль которого в системе восточно­европейских государств после Куликовской битвы была бесспорной. Кроме того, оно выступало в качестве основы — ядра складывающегося русского централизованного государства.

Народы Средней Волги в разное время столкнулись с проблемой взаимоотношений с русским народом и русскими государственными образованиями. Но хронологические рамки не были главным фактором этого процесса, более важную роль играл его характер, его сущностные черты.

Один из крупнейших российских историков XIX столетия, Константин Дмитриевич Кавелин, утверждал: «В образовании великорусской ветви, её расселении и обрусении финнов состоит интимная, внутренняя история русского народа». Значит, вхождение мордвы в состав русского централизованного государства — составная часть «интимной», «внутренней» истории России.

Предпосылки этого процесса складывались веками, их вехами было присоединение ряда мордовских земель к русским княжествам, в первую очередь Нижегородскому и Рязанскому … (см. также мнение историка В.О. Ключевского)

К началу XVI столетия мордовская земля представляла собой поголовно вооруженную федерацию мелких независимых друг от друга территорий, во главе которых стояли или размножившиеся потомки бывших князей, как мордовских, так и татарских, или даже выборные вожди типа казацких атаманов. В Мещере, фактически вошедшей в состав Русского государства еще в 1380 году, формально существовало полностью зависимое от Москвы небольшое Касимовское царство, управляемое татарскими феодалами. Что же касается остальной мордовской территории, то в зависимости от ситуации она считалась вассальной либо по отношению к Москве, либо к Казани.

Фактически же населенный казацкой вольницей лесной край был предоставлен самому себе. Лишь его восточные районы платили более или менее постоянный ясак Казанским ханам, преимущественно пушниной, да земли, прилегавшие к Нижнему Новгороду, отдавали подати в пользу московского князя.

Естественным стремлением большинства мордовских феодалов являлось сохранение самостоятельности и независимости как от Москвы, так и от Казани. Поэтому, в основном, мордовский край придерживался нейтралитета в войнах между ними. До 20-х годов XVI века перевес в борьбе постоянно был на стороне русских. Однако в 1521 году крымский хан Мухаммед Гирей, воспользовавшись русско-литовской войной, организовал в Казани переворот и возвел там на ханский престол брата Сагиб Гирея. Тот также признал верховную власть могущественного султана Османской Порты.

Совет

К союзу присоединились ногайские, а затем и астраханские феодалы. Таким образом, вновь произошло сплочение тюркско-исламских сил от Урала до Дуная, на этот раз под покровительством Турции. В том же году армия крымского хана совместно с ногаями нанесла удар по Москве.

Столицу ей взять не удалось, но земли от Тулы до Владимира подверглись страшному разгрому. Войско Сагиб Гирея обрушилось на правобережье Волги, дойдя от Казани до Владимира  и опустошив попутно мордовскую территорию. Это был уже не обычный грабительский набег, а хорошо организованный поход, ставивший целью подорвать производительные силы нетюркских народов. Только из Руси, по сообщениям летописца, было выведено около 800 000 пленных. Огромный урон нанесли захватчики и мордовской земле.

В 1540 году последовал новый грабительский набег, во время которого были разорены мордовские земли от Суры до Мурома. Кроме того, казанские феодалы стали в массовом порядке переселять целые мордовские деревни на территорию ханства в Заволжье. Над мордовским народом вновь нависла угроза полного исчезновения.

И хотя вскоре союз ханств распался, опасность его возобновления не миновала, тем более, что с юга началось продвижение турок, укрепившихся в низовьях Дона и на Северном Кавказе. Ими даже была предпринята попытка прорыть канал для ввода в бассейн Волги османского флота. В таких условиях мордовским феодалам пришлось делать окончательный выбор, так сказать, между востоком и западом.

Связи Мордовии с Казанью были весьма крепкими. Ещё со времен Булгарского царства на восток установились торговые пути для сбыта пушнины и других товаров. Сам город был сделан столицей в 30-40 годы XV века ханом Улу-Мухамедом. Сохранилось множество народных преданий о добровольном строительстве этого города, в которых мордовский народ называет Казань чуть ли не своей столицей.

Проживание в одном географическом регионе, схожий во многом характер хозяйственной деятельности, родственные связи с казанцами многих мордовских князей не говоря уже о татарских мурзах — все это так же сближало мордовский край с казанским ханством, в котором финно-угры составляли немалую часть населения. Однако беспорядочные грабительские набеги казанцев вызывали крайне негативную реакцию основной массы населения края. Что же касается мордовских и даже татарских князей и мурз, то их отталкивала политическая нестабильность ханства, непрекращающиеся междоусобицы.

В Казани постоянно происходили кровавые столкновения между приверженцами Руси, Крыма, Ногайской Орды и даже среднеазиатских эмиров. Только за первую половину XVI века в ней сменилось 14 ханов, то и дело втягивавших в свои распри приверженцев со всего Поволжья. В такой ситуации походы 1521 и 1540 годов на нейтральные мордовские земли стали переломным моментом в окончательном разрыве их с Казанью и переходе на сторону Москвы.

Этим не замедлил воспользоваться наследник Ивана III — великий князь московский Василий Иванович. В 20-е–40-е годы на территории расселения мордвы русскими гарнизонами с  помощью местного населения возводятся города-крепости : Васильсурск, Мокшанск, Темников (на новом месте), Шацк, Елатьма; восстанавливаются Арзамас, Кадом, Курмыш, Наровчат. Ещё раньше мордва спорадически выступала вместе с русскими против кочевников.

Обратите внимание

Например, в 1444 году приход мордовской рати на помощь рязанцам оказался решающим в разгроме сильного войска ордынского царевича Мустафы. С 20-х годов XVI столетия совместная борьба против Казанского и Крымского ханств становится постоянной. Начинается массовый переход мордовских феодалов на службу русскому правительству.

С 1545 года на Казань возобновились регулярные походы русских войск. Два из них возглавлял сам царь Иван Васильевич, названный впоследствии Грозным. В результате этих походов к России присоединяются поволжские земли до Свияги, в устье которой в 1551 году строится опорная крепость Свияжск. В 1552 Казань взя-та войсками под командованием Ивана Грозного и Казанское ханство присоединено к Москве.

В памяти мордовского народа год падения Казани отождествляется со временем присоединения мордвы к русскому государству. Как исторические, так и фольклорные памятники не дают оснований утверждать, что такое присоединение  в  то время было  обусловлено завоеванием.

Существует еще легенда по этому поводу, но и она связывает присоединение мордовских земель не с войной, а с обманом. В преданиях соседнего русского населения, как, например, в былине, выдержка из которой вынесена в эпиграф к данному очерку, присоединение мордовской территории, хотя и рассматривается как единый процесс со взятием Казани и Астрахани, но также не называется завоеванием.

Тем не менее, некоторые дореволюционные историки считали, что мирное присоединение мордовских земель относится, главным образом, к южным районам края в области Мокши, где существовавший порядок остался без существенных изменений. В то же время, по их мнению, на севере «в области Эрзи водворение русского владычества имело характер завоевания страны и поэтому сопровождалось более глубокими изменениями быта». Основанием для подобного вывода служат некоторые документы, указывающие на передачу вотчин некоторых мордовских князей русским феодалам — участникам казанского похода.

О времени и форме присоединения основной части мордовской территории к России существуют и другие мнения. Некоторые исследователи считают, что речь должна идти не о присоединении, а о «добровольном вхождении» мордовского народа в состав России, причем к 1485 году.

Следует заметить, что обширная мордовская территория присоединялась постепенно, кусками, начиная по крайней мере с XII века. Позднее, как уже было сказано выше, она представляла собой совокупность нескольких феодальных владений, все более дробившихся, нередко враждовавших друг с другом и не имевших общего политического и экономического центра, поэтому, во-первых, речь никак не может идти о каком-то едином акте, будь то «вхождение» или «присоединение» большей части мордовской территории; во-вторых, форма присоединения никоим образом не была единой.

В ряде мест, как например, в районе Нижнего Новгорода или Кадома, присоединению предшествовала длительная, ожесточенная война, в других районах, например, в том же мещерском крае, оно, возможно, носило более или менее мирный характер. Что же касается «добровольного», а не вынужденного вхождения маленькой страны в большую, совершенно отличную в этническом, религиозном и политическом аспектах, то история таких примеров вообще не знает.

Длительный процесс присоединения мордовских земель к России, как следует из документальных, а также хорошо согласующихся с ними фольклорных источников, был завершен в середине XVI века. При этом говорить о завоевании основной тогдашней территории расселения мордвы, в том числе современной Мордовии, не приходится. О последнем также свидетельствует льготное положение мордовского населения по сравнению с народами Казанского ханства (и даже по сравнению с русскими — в отличие от русских сел в мордовских не было рабства — крепостной зависимости). Мордва не участвовала в восстании, которое казанцы в массе подняли против Москвы в 1553-1557 годах.

Важно

Не поддержало местное население и движение марийского народа против Москвы в 80-х годах XVI века. Наоборот, некоторые мордовские князья с дружинами привлекались для подавления подобных восстаний в Казани. Так, под 1553 годом, говоря о походе на восставших, летопись указывает : «Того же месяца (сентября), во вторник, отпустил государь на Арьское место и на острог воевод своих на три полки: в большом полку боярин и воевода князь Александр Борисович Горбатой, боярин и воевода князь Семен Иванович Микулинский да боярин и дворецкой Данило Романович; в сторожевом полку воевода князь Петр Андреевич Булгаков да князь Давыд Федорович Палецкой.

Да у бояр же велел быти головам своего царьского полку з детми з боярьскими, да с ними стрелецким головам с стрелцы, да атаманом многим с казаки (волжскими казаками), да сеит Городецкой со всеми городецкими татары, да Еникей князь с мордвою Темниковскою…»

Вплоть до второй половины XVII века мордовские воины сражались в нацио-нальных частях под началом своих командиров, как правило, мордовских князей и мурз.

В XVI веке по данным француза Маржерета, подготовившего справку для своего правительства, мордовский край обычно выставлял на войну от семи до восьми тысяч всадников, получавших при этом жалование от 8 до 30 рублей каждый. В составе войск Ивана Грозного мордовская конница участвовала в походе на Ливонию в 1558 году, в Литовскую землю в 1562 и 1563 годах, в разгроме Новгорода в 1571 году, в шведском походе 1590 года и других.

ПРИМЕЧАНИЕ  2011 г.: в добавление к вышесказанному, основанному на более ранних исследованиях, прибавим и последние открытия и выводы учeных, говорящие о более раннем вхождении мордовского народа в российское государство.

По материалам мордовских ученых Н. Мокшина, В. Абрамова, В. Юрченкова

Источник: http://goloserzi.ru/etnos/istoriya/vkhozhdenie-v-sostav-rossiyskogo-gosudarstva-xiv-xvi-veka/

6 класс. Обществознание. Россия – многонациональное государство — Россия – многонациональное государство

Россия является одним из многонациональных государств мира. Это означает, что на территории нашей страны проживают люди более 100 национальностей.

Читайте также:  Vi конгресс коминтерна

Понятие «нация» имеет  латинское происхождение и в переводе означает племя, народ.

В настоящее время «нация» — историчес­ки сложившаяся в процессе развития устойчивая об­щность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание.

Нация ха­рактеризуется экономической общностью и единой системой политичес­кой жизни. Она обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства.

Национальность – это принадлежность человека или группы людей к определённой народности или нации.

 Россия – многонациональное государство

Этнический, то есть национальный состав населения России представляет собой пеструю картину.

На территории Российской Федерации проживают более 100 народов, 7 из которых  имеют численность более 1 000 000 человек — это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне.

Все народы различаются происхождением, языком, культурой, обычаями, традициями, особенностями быта.

 Большинство из них являются коренными, для которых Россия – основное или даже единственное место проживания.

Кроме того, на территории нашей страны живут представители народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации, например, это украинцы, армяне, немцы и т.д.

Самым большим по численности народом в России является русский народ. Его представители живут во всех частях нашей Родины: от самых северных до самых южных, от западных и до восточных границ. Русские  составляют около 85% от всего населения нашей страны.

Именно вокруг русского народа происходило формирование государственности. Древнерусское государство стало складываться в далеком 9 веке на землях восточных славян, которые являются предками русского и близких ему белорусского и украинского народов.

Совет

Изначально наше государство складывалось как многонациональное, поскольку на его территории вместе с русскими проживали люди других национальностей.

Финно-угорские, тюркские, балтийские, славянские народы жили в мире, делились друг с другом опытом, обменивались знаниями, вместе защищались от врагов, вместе праздновали победы.

В течение многих веков русские составляли основу, ядро многонационального Российского государства. Во всех сферах жизни: и в политике, и в экономике, и в культуре — русский народ и по сей день играет ведущую роль. Он объединяет народы нашей страны в одну большую семью.

Происходит это, в первую очередь, благодаря русской культуре и русскому языку, который стал языком межнационального общения. На нем говорят руководители нашего государства, издаются законы, ведется делопроизводство.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации.

Кроме крупных, численность которых превышает миллион человек, в нашей стране проживают совсем небольшие народы, насчитывающие несколько сотен, иногда несколько десятков или  вообще численностью только в несколько человек. 

Народы, численность которых не превышает 50 000 человек, относятся к малочисленным, например, чукчи, кеты, шорцы, ижора, водь и другие.

 Численность многих малочисленных народов  уменьшается не только в результате естественной убыли, проживая бок о бок, народы тесно переплетаются, происходит смешивание крови вследствие межнациональных браков, а порой и растворение одних народов в других. Этот процесс называется ассимиляцией.

Поэтому очень важно постараться сохранить эти народы и их самобытность, поскольку они  имеет свою уникальную культуру, прежде всего язык, обычаи, традиции, фольклор, одежду, национальную кухню и т.д.

Мы — граждане России

Главной гордостью нашего государства являются люди. И не важно, кто ты по национальности, какому народу принадлежишь, если ты любишь свою родину и стремишься к ее процветанию.

Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют неисчерпаемое богатство нашей Родины. Взаимодействие культур настолько тесное, что национальные различия уходят на второй план, и мы говорим о достоянии российской культуры.

Обратите внимание

Любой гражданин России гордится достижениями наших ученых, изобретателей. Мы любуемся произведениями наших живописцев, слушаем музыку наших композиторов. При этом мы не задумываемся, кем по национальности являются их авторы. Для нас они россияне, наши соотечественники. И это самое главное.

Нельзя выделить какой-либо один народ России как особенный, исключительный. В основном законе нашей страны – Конституции говорится о многонациональном народе Российской Федерации, о равенстве всех граждан России. Равноправие – одно из важнейших наших достижений.  Российские народы все вместе и каждый в отдельности вносят вклад в силу и мощь нашей Родины.

Краткие итоги урока

Таким образом, между народами нашей страны много различий, но все они тесно связаны общей исторической судьбой, все они россияне, то есть граждане Российского государства.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/6-klass/obshestvoznanie/Rossiya-%E2%80%93-mnogonatsionalnoe-gosudarstvo

https://vimeo.com/120053496

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/4229/lesson

Народы Поволжья после вхождения в состав Российского государства

Важнейшим этапом в истории становления государственности России  является вхождение народов Поволжья в состав державы. Это способствовало этническому развитию русского народа.

начительным моментом в рассмотрении этой темы является история взаимоотношений России с поволжскими народа до присоединения. Известно, что казанские ханы, имевшие прямое отношение к Поволжью, часто совершали набеги на русские земли на протяжении нескольких столетий.

Предпосылки присоединения Поволжья

Необходимость присоединения территории Поволжья была обусловлена для Российского государства как и существенными экономическими причинами торговые пути через Волгу и плодородные земли, так и политическими и социальными.

Государство хотело положить конец набегам казанских ханов на русские земли и народы. С 1547 по 1550 гг. были совершены два неудавшихся похода на Казанское ханство.

Государство возлагало большие надежды на захват ханства. Для русского народа было огромным ущербом постоянный захват пленных, которых уводили в Казанское ханство, а потом продавали на рынках Средней Азии, Крыма и Северной Африки.

Также ханство препятствовало развитию активной внешней политике на Западе. Но все же путем военный силы народы Поволжья присоединились к России. 2 октября 1552 года была взята штурмом Казань, а в 1556 году русские захватили и Астрахань.

Ханство этих городов пало, и это создало благоприятные условия для вхождения народов, находившихся под влиянием ханств, в состав русского государства. Марийцы, чуваши, мордвы и народы Башкирии добровольно присоединились к России.

Одной из главной причиной этого было желание этих народов освободиться от власти ханства.

Племена Башкирии

Народы Башкирии убедились в могуществе России, и поэтому стремились воссоединиться с ней. Но присоединение в некоторой степени затянулось, в основном по причине того, что татарские феодалы пытались восстановить свою власть.

Но сам народ желал освободить от ужасного и несправедливого гнета чужеземных ханов. Западные башкирские племена первыми приняли подданство Российского государства.

Вслед за ними это сделали и южные и центральные племена Башкирии, но для них этот процесс был отяжелен властью ногайских мурз и князей. Постепенно ногайские властители ослабевали, народы Башкирии вели борьбу с их властью и гнетом.

Важно

Башкиры четырех племен послали своих представителей в Казань с сообщением о том, что они принимают подданство России. К началу 1557 года почти вся территория Башкирии и все ее племена оказались в составе русского государства.

Таким образом, важно отметить, что присоединение поволжских народов и территории Башкирии произошло довольно в небольшой временной период, вхождение началось с падения Казанского и ханства и закончилось принятием башкирскими племена подданства России в 1557 году.

Такие исторические изменения открывали России важный путь к Сибири, которая славилась своими природными богатствами. Через десяток лет Сибирское ханство пало тоже, и в 1586 и 1587 годах были основаны два больших города Тюмень и Тобольск, который стал русским центром в Сибири.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Россия в конце правления Ивана IV: изменение политики, последствия
Следующая тема:   Культура и быт русских в XVI веке: литература, образование, семья

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/narody-povolzhya-posle-vkhozhdeniya-v-sostav-rossii

Земли, которые добровольно вошли в состав России

Недавно был выдвинут законопроект, который значительно упрощает процедуру присоединения иностранных территорий к Российской Федерации. На волне повальной критики в адрес Российской Федерации и обвинений в бесконечных захватах территорий соседних

Башкортостан

Территория: От левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от реки Сылвы на севере до среднего течения Яика на юге.
Когда: 1557 год.

Причины: У башкирских племен не было собственного государства, они входили в состав Ногайского, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, которые переживали в то время период феодальной раздробленности, что негативно сказывалось на положении башкир.

Несмотря на ослабление ханств Россией в первой половине XVI века, недоброжелательные соседи вовсе не собирались отказываться от своей власти над башкирами и последние решили искать покровительства мощного союзника – Русского государства.
Договор: «Жалованные грамоты».

Условия договора: При вхождении в состав Русского государства башкиры могли свободно распоряжаться своей территорией, иметь собственную армию, администрацию религию, но обязывались платить ясак и выделять солдат для российском армии. Россия, в свою очередь, обеспечивала башкирам полную защиту от внешних врагов.

Казахстан

Территория: Казахское ханство. От Южного Урала до Аральского моря.
Когда: 1731 г.- 1740 г.

Причины: Вследствие ослабления Казахского ханства в ходе изнурительной войны с джунгарами Хан Абулхаир и большинство старшин Младшего жуза присягнули на подданство Российской империи, тем самым положив начало присоединению Казахстана к России.

Договор: Акт о добровольном присоединении Младшего жуза к России.

Условия договора: Казахи обязались сохранять верность императрице и её наследникам, согласились на ограничение внешнего суверенитета ханства, обязались нести службу, не нападать на торговые караваны и российских подданных, возвратить пленных, платить ясак, выделять аманатами детей ханов и султанов. Россия обязалась охранять своих новых подданных от внешнего нашествия и притеснения. На этом первом этапе присоединения не затрагивались проблемы внутренней политической жизни казахов.

Выход: 16 декабря 1991 — развал СССР.

Грузия

Территория: Картли-Кахетинское царство (восточная Грузия).
Когда: 1801 год.

Совет

Причины: По итогам русско-турецкой войны 1768-1774 правитель Картли-Кахетинского царства попросил принять его страну под покровительство православной Росси и спасти от притязаний мусульман: «удостойте нас ныне таким покровительством, дабы всем, … видно было, что я нахожусь точным подданным российского государства, и мое царство присовокуплено к Российской империи».

Договор: Георгиевский трактат.
Условия договора: Царь Ираклий II признавал покровительство России, частично отказывался от внешней политики, при этом сохраняя полную внутреннюю самостоятельность. Российская империя выступала гарантом независимости и целостности Картли-Кахетинского царства.

Выход: В мае 1918 года Грузия провозгласила независимость. Грузинская Демократическая Республика вошла в СССР.

Армения

Территория: Эриванское и нахичеванское ханства.
Когда: 1828 год.
Причины: Религиозные. Россия стремилась стать защитником православных народов.

В результате присоединения, исповедующие христианство переселились в Восточную Армению, а мусульмане вернулись на территорию Османской и Персидской империй.
Договор: Туркманчайский договор.

Условия договора: Территории полностью отходили России с правом свободного переселения христиан и мусульман.

Выход: 1918 год была образована Республика Армения, вошедшей в СССР.

Абхазия

Территория: Абхазское княжество.
Когда: 1810 год.
Причины: Многочисленные нападки со стороны мусульманских соседей: Османской империи и Западной Грузии в результате чего страдал не только народ, но и христианская культура.

Князь Келешбей, в 1803 попросил российское подданство, но вскоре был убит в результате протурецкого заговора. Его сын Сафарбей подавил сторонников Турции и повторил предложение отца.
Договор: Манифест Александра I о присоединении Абхазского княжества к Российской империи.

Условия договора: Абхазия сохранила автономное управление.

Выход: В 1918 году вошла в состав Горной республики, вошедшей в СССР.

Республика Тыва

Обратите внимание

Территория: Часть империи Северная Юань, а также Хотогойтского и Джунгарского ханства.
Когда: 1914 год.
Причины: В результате провозглашения независимой Внешней Монголии.
Договор: Докладная записка министра иностранных дел С.Д. Сазонова с подписью Николая II.
Условия договора: Тува вступала под протекторат России под названием Урянхайский край.

Выход: В 1921 году образована Тувинская народная республика, вошедшая в СССР.

Осетия

Территория: по обе стороны Главного Кавказского хребта.
Когда: Проект присоединения был разработан в 1775 году.
Причины: Необходимость переселения по причине малоземелья.
Договор: Точно не известен, формально одобренный проект астраханского генерал-губернатора П.Н. Кречетникова.
Условия договора: До образования Осетинского округа в 1843 году сохраняла внутреннюю независимость.

Выход: в 1922 году Южная Осетия вошла в Грузинскую ССР.

Украина

Территория: Левобережная.
Когда: 1654 год.
Причины: Социальный и религиозный гнет польской шляхты и католического духовенства Речи Посполитой.
Договор: Переяславский договор.
Условия договора: Украина включалась в состав Русского государства, местная украинская администрация признавалась органом Русского государства. Гетман подчинялся царю.

Выход: В 1917 году в результате Украинской революции.

Источник: https://ribalych.ru/2014/03/04/zemli-kotorye-dobrovolno-voshli-v-sostav-rossii/

Ссылка на основную публикацию