Царь персии дарий i: приход к власти и реформы

Государственные реформы Дария I

  1. Административная реформа. Заключалась в разделении государства на $20$ податных округов (сатрапии), которые зачастую, не совпадали с прежними границами государств. Ими управляли сатрапы («хранители царства»).

    Должность сатрапа существовала и раньше, но до реформ ее занимали местные правители, теперь же на нее назначались исключительно персы.

    Сатрапы несли только гражданскую службу: следили за поступлением податей, осуществляли судопроизводство, контролировали местных чиновников и даже имели право чеканить собственную серебряную монету. Но Дарий отобрал у них военную власть в регионах.

    Обратите внимание

    Армия же перешла под руководство полководцев, подчинявшихся непосредственно царю. Сатрапы и полководцы находились под неусыпным контролем тайной полиции. Верховный же контроль над всеми чиновниками осуществлял тысяченачальник, который располагался в административной столице – городе Сузы.

    При Дарии основательно разросся и получил множественные разветвления государственный аппарат. Все делопроизводство проходило на арамейском, алфавитным письмом. Были построены новые и улучшены старые дороги, налажена государственная эстафетная почта, сооружены блок-посты. Также Дарий провел кодификацию законов, действовавших теперь на территории всей империи.

  2. Налоговая реформа. Претерпела изменение и система взимания податей. Она стала дифференцированной, в зависимости от обрабатываемой земли и степени ее плодородия, регионы выплачивали разный налог.

    Это была фиксированная ставка, которая не изменялась до конца существования державы Ахеменидов. Размеры поступающих в казну налогов были довольно внушительны — $232$ тонны серебра в год. Но, держава стала огромна, и в пересчете на человека сумма получалась не такой уж большой.

    Греки замечали, что даже рядовые персидские подданные слишком изнежены и не привыкли к тяжелому труду. Не обошла податная система и храмовые хозяйства, которые теперь также вынуждены были отдавать долю прибыли в царскую казну.

    Персидское население было освобождено от денежных налогов, однако они продолжали выплачивать их в натуральном виде.

  3. Денежная реформа. Развитие товарно-денежных отношений требовало от власти провести реформирование системы и в этой области. Дарий I ввел для всей страны единую денежную систему — золотой дарик весом 8,4 гр.

    Чеканка монеты была монополией государства, которое со своей стороны жестко контролировало его чистоту (не более 3% примеси). Благодаря высокой чистоте металла, эта валюта долгое время оставалась основной в торговом мире. А казне это приносило огромные доходы, намного превышавшие затраты на армию и двор.

    Сатрапии могли чеканить свои серебряные монеты, но и на них обязательным оставалось изображение персидского царя.

  4. Аграрная реформа. Часть земли покоренных народов Дарий ввел в царский фонд. Эти земли были освобождены от податей.
    Реформы Дария I сделали царскую власть настолько могущественной, что он мог обращаться с аристократией как ему вздумается. Знать недолюбливала правителя и в кулуарах называла его «торгашом».

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

В царствование Дария I персидская держава достигла расцвета и продолжала расширять свои владения. Заложенный им порядок оказался необычайно прочен: смуты и усобицы прекратились, граница государства не изменялись и на протяжении полутора веков никто не смел вторгнуться во владения страны.

Еще в $V$ веке до н.э.

, по свидетельствам Геродота, персы чувствовали себя имперским народом. В $517$ году до н.э. была покорена северо-западная Индия, греческие черноморские колонии. Не покорились ему только скифы, изматывая врага и уводя его вглубь территории.

К этому времени персидская держава была огромна и простиралась от Инда до берегов Эгейского моря с запада на восток, от Армении до первого нильского порога с севера на запад. Но Дарий хотел покорить еще и Грецию. Задуманное осуществить ему не удалось, он умер, оставив своему преемнику Ксерксу задание продолжить завоевания.

Новый правитель же сильно отличался от Дария. Крайне малоспособный и неудачливый, он привел к катастрофе, начатую было успешно кампанию.

В $486 – 465$ годах до. н.э. прошла серия греко-персидских войн, где армия персов была впервые за многие годы была с треском разгромлена.

Это повлекло за собой потерю всех европейских владений, в том числе и греческих колоний в Малой Азии. При последующих правителях страна все больше приходила в упадок. К $424$ году до н.э. усиливается влияние дворцовой знати, то там, то тут возникают дворцовые интриги и заговоры. Не утихают и восстания на территории империи.

Около $360$ года до н.э. восстанавливает независимость Кипр, затем Кария и Лидия. Персия теряет северо-западную Индию и Хорзем. Перестала существовать персидская держава в $330$ году до н.э. с захватом ее территории Александром Македонским.

Экономика и социальные отношения

Основной отраслью производства персидской державы было сельское хозяйство. Чаще всего выращивали ячмень, реже – пшеницу. В Персии вырабатывались лучшие сорта вин.

Было развито скотоводство, в Армении выращивали лучших коней империи. Во многих частях государство было высоко развито ткачество и производство керамики.

Финикийцы изготавливали стекло и предметы роскоши, Вавилон славился изделиями из шерсти.

Важно

На захваченных территориях персидские цари отбирали самые лучшие плодородные земли и поместьями раздавали их членам царской семьи, персидской знати, крупным чиновникам. Эти земли персы могли передавать по наследству, они же освобождались от уплаты податей в казну.
Размеры царских владений были огромны: им пренадлежали леса, озера, сады, парки, рудники и дворцы в разных частях империи.

На царских земельных наделах, как правило, трудились солдаты, отрабатывая воинскую повинность и уплачивая денежные или натуральные подати. Если владельцы наделов уходили на войну, земля обрабатывалась членами их семьи. Если армия не нуждалась в солдате, в этот период времени он должен был уплачивать налоги.

Замена воинской повинности денежным налогом стала повсеместной практикой, но приводила к разорению людей из-за высокого сбора. Также, земельные наделы дробились, распределяясь между родственниками по наследству, что способствовало разорению собственников и подпадание их в зависимость от ростовщиков.

Поэтому, персидские цари стали больше полагаться на наемников, а не собственных воинов.

В $VI$ веке до н.э. в персидской державе активно росли торговые связи. Это было относительно спокойное время, когда строились и поддерживались в хорошем состоянии караванные дороги, развивались товарно-денежные отношения, а единство империи развивало контакты между представителями разных народов.

Замечание 2

Главным предметом движимого имущества наравне со скотом во всем древнем мире, в том числе и Персии, считались рабы (курташ). Их труд использовался во всех сферах хозяйственной жизни.

Он был, несомненно, тяжел и иногда рабы высказывали недовольство плохими условиями жизни, но о крупных восстаниях историческая наука на сегодняшний день данными не располагает.

Большинство курташ состояло из военнопленных, но иногда встречались и персидские подданные, отбывающие годовую повинность в царских хозяйствах, или работавших добровольно за плату.

Религия и культура

Официальная религия Мидии, а впоследствии и Персии, именуется зороастризм. Это учение возникло в $VII$ веке до н.э., и названо по имени основателя — Заратуштры (греч. Зороастр). Он проживал на территории восточного Ирана в области авестийских ариев. В то время все боги Ирана делились на две группы:

  1. Ахур – защитники человеческого миропорядка.
  2. Дайвы – сеяли хаос и смерть.

Основными питательными средами этих двух групп божеств были ложь и правда. Каждая из групп богов имела верховного предводителя: Ахура – Мазда – Ахур и Анхро-Манья – Дайвы. Эти группы богов были одинаково почитаемы людьми, как обычно – добрые, чтобы защищали, злые, чтобы не вредили.

Особо почитаемы у персов, были обожествлённое растение Хаома и огонь. Ни один из ритуалов в зороастризме не обходился без огня. Заратуштра считал, суть жизни состоит в противоборстве изначально равных сил добра и зла. Все зло и боль в мире порождает Анхро-Манья, все радости – Ахура-Мазда.

Поэтому, человек не должен почитать дайвов, порождающих зло и хаос. Человек должен помогать Ахурам добрыми мыслями и делами, тем самым, обеспечив себе хорошую загробную жизнь. Священной книгой зороастризма является «Авеста», но до нас дошел текст более поздней редакции ($III – VII$ веков н.э.).

Совет

Хотя существует и древняя часть – «Гаты», относящиеся к $VII$ веку до н.э. Это проповеди Зороастра, мифические представления и эпос древних иранцев.

Рисунок 1. Западный Иран. Барельеф на скале

Культура Персии была синкретична из-за оживленных контактов с разными народами. Этот же факт способствовал и синтезу научных знаний, приемов искусства и постепенному возникновению предметов материальной и духовной культуры. Особым достижением сраны считалось изобретение клинописи, которая была по сути алфавитной и содержала всего $40$ знаков.

Монументальное строительство дворцовых комплексов в Пасаргадах, Персеполе и Сузах поражают воображение и являются одной из ярких страниц культуры державы Ахеменидов.

Они демонстрируют нам новые архитектурные стили, органично сочетая в себе влияние ближневосточных традиций. Особо запоминающейся стали лестницы, ведущие в парадный дворец Дария I в Персеполе.

Они украшенны рельефами с изображениями царя, придворных, армии и представителей $33$ народов империи.

Среди предметов древнеперсидского искусства особо интересны цилиндрические печати с изображением домашних, диких или мифических животных. Иногда они украшались изображением царей или героев.

Искусство Персии по своей сути прокламативно. Оно рассказывает о величии империи, царской власти и царской религии.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/drevniy_iran_i_srednyaya_aziya/gosudarstvennye_reformy_dariya_i/

История Древнего Востока

Отсутствие прочных связей между частями Персидского царства и острая классовая борьба, разгоревшаяся при Камбизе и при Дарий, потребовали проведения ряда реформ для укрепления государства.

По свидетельству греческих историков, Дарий разделил все Персидское царство на ряд областей (сатрапий), наложил на каждую область определенную дань, которая должна была вноситься в царскую казну, и провел денежную реформу, установив единую для всего государства золотую монету (дарик — 8,416 г золота).

Затем Дарий начал широкое дорожное строительство, чтобы соединить важнейшие экономические, административные и культурные центры страны, организовал особую службу связи и, наконец, полностью реорганизовал армию и военное дело. При проведении этих реформ были отчасти использованы культурные достижения отдельных народов, вошедших в состав Персидского государства.

Обратите внимание

Хотя реформы Дария способствовали централизации государства и привели к появлению сложной бюрократической системы управления, Персия во многом еще сохраняла примитивный характер древнего племенного союза. Царь, несмотря на свою власть, все еще зависел от влияния высших представителей древней родоплеменной знати.

Геродот сообщает, что Дарий был избран царем на совещании семи знатнейших персов, которые сохранили за собой право входить к царю без доклада, причем царь был обязан брать себе жену из среды этой высшей аристократии.

Даже Ксеркс перед тем, как начать поход против греков, принужден был обсудить этот вопрос на совещании представителей высшей знати.

Однако с течением времени древний племенной союз стал все больше приобретать классические формы древневосточной деспотии, отдельные элементы которой, возможно, были заимствованы в Египте или в Месопотамии.

Очевидно, непосредственно при царском дворе состояли высшие чиновники, ведавшие от имени царя отраслями центрального управления: сокровищницей, судом и военным делом. При царе находился и его личный секретарь, писавший царские указы.

Центральная власть в лице царя вмешивалась в местное управление.

Царь разбирал жалобы своих подданных, например, жрецов какого-либо храма, устанавливал податные привилегии, давал личные распоряжения о постройке храма или городских стен. Каждый указ, снабженный царской печатью, считался законом, не подлежавшим отмене.

Все управление осуществлялось чиновниками и носило бюрократический характер.

Царь сносился с чиновниками при помощи особых посланий. Во дворце и во всех учреждениях применялось тщательное письмоводство. Все распоряжения заносились в особые дневники и протоколы, которые обычно велись на арамейском языке, постепенно ставшем официальным общегосударственным языком Персидского государства.

Читайте также:  Образование государства киевской руси в iх веке

Централизации управления способствовала должность высшего государственного инспектора (око царя), который, по поручению царя, выполнял функции верховного контролера, в частности в отдельных областях.

Важно

Вся судебная власть была сосредоточена в руках царя и особых «царских судей». Эти судьи, или, как они назывались, «носители права», в своей деятельности исходили из принципа неограниченного самодержавия царя.

Геродот рассказывает, что когда Камбиз вызвал их для обсуждения этого вопроса, то они нашли «закон, позволяющий персидскому царю делать все, что он захочет». Эти «царские судьи» назначались царем пожизненно.

Их можно было сместить лишь вследствие совершения преступления или обвинения во взяточничестве.

Должность «царского судьи» иногда передавалась по наследству.

«Царские судьи» выполняли свои обязанности не только в собственно Персии, но также и в странах, завоеванных персами, как это видно из Библии и из вавилонских документов из Ниппура. При царе состояли особые юрисконсульты для решения трудных дел.

В Персии при первых Ахеменидах преобладало натуральное хозяйство. Большинство продуктов, производившихся в общинах, потреблялось на месте. Только небольшая часть продуктов поступала на рынок и превращалась в товар.

Стоимость товаров и плата за труд обычно выражались в определенном количестве продуктов. Так, например, наемные работники в Персеполе получали плату продуктами: хлебом, маслом, рыбой и пр.

, причем такая «плата продуктами» обозначалась особым термином «шаг».

В более поздних персепольских документах упоминается «баран и вино», которые выдавались в виде заработной платы. По мере развития торговли эти примитивные товарные эквиваленты стоимости стали вытесняться сперва весовыми металлическими деньгами, а потом чеканной монетой. В VI в. до н.

э. в Лидии появляется монета, возникшая на основе вавилонской денежно-весовой системы. В Иране деньги появились при Кире, который начал чеканить в Сузах, в Сардах и в Вавилоне золотые монеты, получившие название «дарик».

Денежная торговля была особенно развита в западных областях, где издавна процветали такие торговые центры, как Вавилон. В восточных областях, в частности в Средней Азии, обычно пользовались весовым золотом. Однако и сюда проникала персидская монета.

Совет

Персидские дарики были найдены в Афрасиабе (около Самарканда) и в развалинах старого Термеза.

Внешняя торговля Персии описывается в надписи Дария I о постройке дворца в Сузах. В ней говорится, что для этой постройки кедры доставлялись с Ливанских гор, золото — из Сард и из Бактрии, лазурит и сердолик — из Согдианы, бирюза — из Хорезма, серебро и бронза — из Египта, слоновая кость — из Эфиопии, Индии и Арахозии.

Источник: http://maxbooks.ru/vostok1/antor49.htm

Дарий I – царь царей

Дарий происходил из царствующей династии Ахеменидов, но не был близок к трону после смерти царя Камбиза. Шансов взойти на престол у него было мало, если бы не хитрость Дария, о которой повествует древняя легенда. Царь Камбиз убил своего брата Бардию. Вскоре и сам правитель скончался около 522 года до н. э. Однако сразу после смерти правителя появился самозванец, на деле оказавшийся магом Гауматой, который утверждал, что он чудом спасшийся Бардия. Армия встала на сторону Гауматы и лже-Бардии удалось снискать немалую любовь народа. Однако персидские правители, которые были равными царю и отличались от него только званием, заподозрили неладное и решили избавиться от обманщика. Новому царю по наследству переходил гарем предшественника. Одной из жен в нем была дочь знатного персидского вождя, которая и помогла раскрыть обман. Ходили слухи, что Гаумате отрезали уши за какое-то преступление. Жена подтвердила, что у ее нового супруга не было ушей, так правители утвердились в своей правоте.

Дарий I побеждает мага Гаумату

Вожди семи древних арийских племен пользовались также привилегией входить к царю без предупреждения в любое время. Дарий собрал местных правителей, ночью они ворвались в покои самозванца и убили его. Решающий удар нанес Дарий. Перед убийством заговорщики договорились, что трон достанется тому, чей конь первым заржет, когда они выедут из ворот дворца. Тогда Дарий решил схитрить. Он приказал своим конюхам спрятать за воротами кобылу, которая только недавно родила жеребенка от его коня. Едва правители выехали за ворота, конь Дария почуял кобылу, рванул вперед и заржал. Дария единогласно признали новым правителем Персии, однако, чтобы подкрепить свое положение, Дарий женился на дочери Кира Великого.

Дарию досталась обширная империя, простирающаяся от Египта до Индии. Однако завоеванные народы не хотели жить под властью персов, тут и там вспыхивали восстания. Дарий собрал армию и пошел на Вавилон, полагая, что если сумеет утихомирить его, то другие народы тоже успокоятся. Вавилон был покорен, навел порядок Дарий и в Мидии. Затем царь пошел в Финикию, Египет и вторгся в ряд греческих городов. Стремясь укрепить свое влияние на восточных границах и захватить индийское золото, он отправил отряды в Индию. Персы не встретили там ожесточенного сопротивления и образовали самую восточную свою провинцию. Персидская империя восстановила размеры, которые были при Кире Великом.

Дарий I

Дарий проявлял себя не только как талантливый полководец и завоеватель, но и как умелый организатор. Он понимал, что управлять такими обширными владениями сложно, и разделил территорию на сатрапии. Во главе каждой такой административной единицы стоял сатрап, который назначался царем, имел административный, судебный, военный и финансовый контроль над вверенными ему землями. Однако царь понимал, что такая большая власть — большой соблазн, и установил сатрапам заместителей, которые следили бы за их работой и докладывали обо всем лично царю. Также в сатрапиях находились постоянные царские гарнизоны, которые представляли собой силу в противовес власти сатрапа.

Персидские воины

Решил Дарий и проблему с доставкой сообщений. Одной из главных проблем столь гигантской империи было то, что иногда новости и царские приказы доходили с опозданием в полгода. Тогда Дарий поручил создать систему «всепогодных» дорог и курьерскую службу. На пути располагались промежуточные станции, где находились лошади и наездники, готовые продолжить путь. Таким образом, расстояние, которое раньше приходилось преодолевать одному человеку за 3 месяца, покрывалось за неделю. Кроме того, царь урегулировал вопрос морских коммуникаций. Он решил теснее связать Египет с Месопотамией и Ираном и приказал достроить прямой морской путь. Работы по прорытию канала от Нила к Красному морю были начаты еще при фараоне Нехо, и при персидском царе их наконец завершили. Дарий установил у Суэцкого канала гранитные стелы, надпись на которых гласит: «Я перс из Персии… Египет завоевал, постановил этот канал прорыть из реки по названию Нил, которая в Египте течет, до моря, которое из Персии идет». Также при Дарии был налажен сбор дани с сатрапий и установлена первая официальная персидская чеканка.

Дворец Дария в Персеполе

Персов объединял единые язык и религия, особенно культ верховного бога Ахурамазды. Считалось, что именно он даровал царю власть, поэтому персы клялись верно служить своему царю, как наместнику бога. Дарий часто писал: «По воле Ахурамазды этим царством владею я». По мере того, как росли масштабы империи, менялось и отношение к религии. Власть опиралась на древнеперсидскую религию, которая между тем впитала в себя много обычаев покоренных народов. Однако верховным божеством продолжал оставаться Ахурамазда. Дария стали называть «царем царей» или «царем стран», чтобы оправдать его завоевательные походы. При этом делал царь все это по воле главного божества.

С благословения своего покровителя Дарий решил организовать походы в Европу. Первая кампания пришлась на 513 год до н. э., когда персы решили завоевать земли вокруг Черного моря и присоединить владения скифов. Но кочевники не стремились воевать с хорошо вооруженной персидской армией. Они угнали скот в дальние степи, сожгли за собой все земли и засыпали колодцы с водой. Персы очень скоро стали голодать и умирать от жажды, в армии росло недовольство и Дарий увел свои войска домой ни с чем.

Битва при Марафоне

Но Дарий не думал успокаиваться и стал готовить новый поход, теперь уже на греков. Вспыхнувшее Ионийское восстание, хоть и было подавлено персами, спровоцировало череду греко-персидских войн. Долгое время греки терпели поражение от войска империи Ахеменидов, однако битва при Марафоне все изменила. Дарий велел построить корабли, и осенью 490 года до н. э. многотысячное персидское войско высадилось у деревушки Марафон. Персов встретило хоть и малочисленное, но хорошо организованное афинское войско под руководством Мильтиада. Греки ожесточенно сражались и смогли победить многократно превосходившее их персидское войско. По легенде, греки послали гонца Фидиппида в Афины, чтобы тот сообщил жителям радостную весть о победе. Гонец пробежал без остановки 42 км между Марафоном и Афинами и, выкрикнув: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!», упал от усталости и умер. Для греков эта победа стала первой над персами, поэтому имела огромное значение. Дарий же, впервые потерпевший такое сокрушительное поражение, воспринял его просто как неудачу. Персия находилась на пике могущества и обладала огромными ресурсами. Дарий стал собирать войско для покорения всей Греции, но его отвлекло восстание в Египте в 486 году до н. э. Вскоре персидский царь умер, а его трон занял Ксеркс, который, подавив египетское восстание, продолжил подготовку к греческому походу.

Источник: https://diletant.media/articles/38438661/

Реформы Дария I

Греческие и вавилонские 
источники сходятся в том, что 
восстание Кира против Мидии длилось 
три года. На первых порах удача 
сопутствовала мидянам, но последние 
сражения были выиграны персами, и в 550 до н.э.

они захватили мидийскую 
столицу Экбатану, при этом царь Астиаг был взят в плен. Геродот 
утверждает, что мидийский царь пал 
жертвой предательства Гарпага, жаждавшего отмщения, и что Астиага 
пленили его собственные воины, которые и выдали его персам.

С 
царем обошлись милостиво: Кир позволил ему жить при персидским дворе.

Став благодаря 
этой победе властелином всего Мидийского царства, Кир принялся расширять 
владения. Сначала он совершил поход 
против богатой и мощной Лидии, государства 
в Малой Азии. Крез, царь Лидии, предвосхитил нападение персов, заняв Каппадокию и заручившись поддержкой вавилонян 
и египтян.

Битва при Птерии не принесла победу ни одной из сторон, и тогда Кир решил взять 
инициативу в свои руки и в результате нескольких стремительных переходов 
застал Креза врасплох в его зимней резиденции в Сардах. Осажденный в 
своей столице лидийский царь обратился за помощью к вавилонянам.

На его призывы откликнулись только спартанцы, но спартанский флот не успел 
выйти в море, как пришло известие о падении Сард (546 до н.э.). Крез с 
семьей попал в плен, но, согласно греческим источникам, с ним обошлись великодушно.

Обратите внимание

Враждебно настроенный 
к Киру вавилонский летописец 
утверждает, что лидийский царь был 
казнен .6

После известия о падении Сард греческие города Малой Азии поспешили направить 
послов к персидскому царю. Кир 
потребовал полной и безоговорочной сдачи всех ионийских городов, за исключением морского порта Милета, которому он даровал особые привилегии. Вскоре полководцы Кира завоевали Карию, Ликию, а затем и всю остальную 
Малую Азию.

Тем временем царь начал расширять свои владения за счет территорий в Восточном Иране, где он строил крепости, простоявшие 
в течение всего периода правления 
Ахеменидов. В 546–540 до н.э.

Кир приложил немалые усилия для укрепления восточных границ государства. В значительной степени благодаря этому Дарий, взойдя на трон в 522 до н.э.

, унаследовал Маргиану и Согдиану, Бактрию, Драгиану и Ариану, Хорасмию и страну саков, Саттагидию и даже Арахосию и Макран.7

Оставался только один соперник – Вавилония, великая 
держава, поделившая с мидянами Ближний 
Восток и все еще контролировавшая долины Тигра и Евфрата, Сирию, Палестину 
и Аравию, а также торговые пути в Египет и на Запад. Набонид, царь Вавилонии, не пользовался любовью 
своих подданных, поэтому в 539 до н.э.

жители столицы открыли ворота и приветствовали вступившего в 
город Кира. И вновь Кир продемонстрировал 
мудрость и великодушие. Он признал 
Мардука (вавилонского бога) и был 
коронован царем Вавилонии. Кир 
восстанавливал храмы и выступал в роли защитника прав народа. Евреям было дозволено вернуться из ссылки в Иерусалим, а обнародованный в 538 до н.э.

указ разрешал им заново отстроить 
Иерусалимский храм.

Остаток жизни 
Кир, по-видимому, посвятил созданию системы 
управления вновь приобретенными владениями и разработке нового административного 
устройства своего обширного царства. Усовершенствованная Дарием система 
управления государством с делением на сатрапии, во главе которых стояли сатрапы (перс.

«хшатрапаван»), была, очевидно, введена Киром. Несмотря на то, что 
могущественное государство, созданное 
Киром, в течение последующих 
двух столетий представляло для Греции источник угрозы, более поздние греки 
отзывались о нем как о мудром и справедливом правителе.

В Киропедии Ксенофонта содержится в значительной мере вымышленное описание Кира как идеального царя8. Кир был убит в 530 до н.э. в стычке с полукочевыми племенами массагетов на берегу Яксарта (древнее название Сырдарьи) в Средней Азии.

Важно

Его сын Камбис отыскал тело отца, перевез в столицу государства Пасаргады, где предал его земле. 9

Расширение Персидского 
царства началось при Кире II, который, согласно легенде, пересказанной греческим 
историком Ксенофонтом, был также 
внуком царя Мидии по материнской 
линии, и продолжилось при его 
преемниках, особенно при Дарии I. В 
период наивысшего могущества государства 
его границы простирались до Малой 
Азии, Центральной Азии, Египта и 
долины Инда.

К важнейшим историческим и археологическим памятникам эпохи 
Ахеменидов принадлежат развалины 
их столицы Персеполя, или, как его 
называют иранцы, Техте-Джемшида; гробница Кира II в Пасаргадах и высеченная на скале Бехистунская надпись Дария I. Персеполь был сожжен Александром 
Македонским после покорения 
им Ирана, что положило конец государству 
Ахеменидов.

Читайте также:  Зарождение русской государственности и крещение руси

Глава II. Приход к власти Дария I.

Отец  Дария  Гистасп происходил из царского рода и был одним из приближенных Кира Великого. Во время похода против масагетов царь Кир увидел во сне Дария с крыльями за плечами. Одним крылом он осенял Азию, другим — Европу. Дарий в то время был совсем молод и еще не служил в армии.

Кир решил, что Дарий, находившийся в Персии, воспользовался отсутствием царя и готовит заговор, чтобы завладеть троном. 
Кир позвал к себе Гистаспа и рассказал, что его сын хочет свергнуть царя, на что тот ответил, что если это так, то он передаст своего сына  в руки царя.

Но Кир погиб в бою с масагетами и на престол взошел его сын Камбис. Камбис не знал о сне Кира, а Гистасп никому не рассказал о разговоре между ним и царем. 

          Камбис покровительствовал Дарию и сделал его одним из своих телохранителей.

После смерти Камбиса власть захватил мидийский маг Гаумата, выдававший себя за младшего сына Кира —  Смердиса. Он правил страной через своего брата, управляющего царского дворца, а сам  не показывался на глаза придворным.

Знатный перс Отан, дочь которого была женой царя, узнал от нее, что Персией правит самозванец. Он собрал несколько знатных персов, решив организовать заговор против лжецаря.10 

           Дарий был в числе заговорщиков. Он предложил немедленно идти во дворец и убить мага, пока о заговоре не стало известно Гаумате, и потребовал, чтобы никто из собравшихся не выходил  из комнаты до вечера. А вечером все вместе отправились в царский дворец.

Совет

Стража пропустила знатных 
вельмож во внутренние покои дворца. Во дворце их встретили евнухи, докладывавшие царю. Евнухи же стали расспрашивать заговорщиков, что им нужно здесь, и, расспрашивая, осыпали бранью привратников, зачем те пропустили их. Дальше идти евнухи запретили.

А заговорщики, подав друг другу знак, выхватили свои кинжалы и пронзили на месте тех, кто им препятствовал. Сами же бегом устремились в мужские покои.11 Братья-маги поняли, что их тайна раскрыта. Гаумата выскочил в другую комнату и хотел убежать, а его брат попытался задержать персов.

Дарий и один из сообщников Гобрий успели ворваться в комнату следом за Гауматой. Там было темно.12 Гобрий сцепился с Гауматой и начал бороться с ним. Чувствуя, что маг побеждает, он крикнул Дарию, почему тот не наносит удара.

Дарий отвечал: “Боюсь, как бы не поразить тебя”, а Гобрий на это сказал: “Рази мечом нас обоих!”13. Дарий нанес удар и к счастью не задев Гобрия заколол Гаумату.

 Через пять дней заговорщики созвали персов и рассказали им о случившимся. А потом начали совещаться, кто должен править страной, ведь царский род Кира со смертью обоих сыновей окончился.

Один из вельмож, Отан,  не хотел отдавать власть одному человеку: “Как же может государство быть благоустроенным, если самодержец волен творить все, что пожелает? Он нарушает отеческие обычаи и законы, насилует женщин, казнит людей без суда”.

14 Отан предлагал отдать власть народному собранию.

              Мегабиз же говорил, что: “Нет ничего безрассуднее и разнузданнее негодной черни. Поэтому недопустимо нам, спасаясь от высокомерия тирана, подпасть под владычество необузданной черни.

Ведь тиран по крайней мере знает, что творит, а народ даже и не знает.

”15 Мегабиз предлагал отдать власть верхушке, олигархии, так как они более грамотнее, чем простой народ и смогут править более эффективно.

Третьим же объявил свое мнение Дарий. Он считал, что нельзя отдать власть олигархам, так такое правление приведет к кровопролитию, а кровопролитие к установлению единовластия.

Обратите внимание

Так же считал, что и нельзя отдать власть народу, так как демократическая форма правления может привести к постепенной деморализации народа, начнутся распри и заговоры.

  Дарий говорил, что раз уж свобода персам дарована единодержавным правителем, то они должны следовать монархической форме правления, не нарушая добрых отеческих обычаев.16

Все согласились с Дарием и договорились, что один из семи заговорщиков станет царем персов. Так как по знатности они равнялись 
друг другу, то условились, что царем 
будет тот, на кого укажет случай.

Вельможи решили выехать рано утром на лошадях 
из городских ворот, и тот, чей конь заржет первым, тот и станет царём. Дарий попросил своего конюха помочь ему, и тот спрятал за городскими воротами кобылицу, у которой недавно родился жеребенок от коня Дария.

Когда заговорщики выехали  из городских ворот, конь Дария почуял ее и заржал. Благодаря этому Дарий стал царем.

Восстания народных масс 522 — 521 гг. до н. э. показали непрочность 
Персидской державы.

Учитывая их уроки, Дарий I осуществил важные административно-финансовые реформы, которые позволили создать 
устойчивую систему государственного управления и контроля над завоеванными странами, упорядочили сбор податей 
и увеличили контингенты войск.

В результате проведения этих реформ в жизнь была создана, по существу, новая административная система, в 
дальнейшем до конца господства персидских царей не претерпевшая существенных изменений.           
      

Глава III. Реформы Дария I.

  1. Административная реформа.

Следуя уже апробированному 
ассирийскому методу, Дарий разделил страну на провинции-сатрапии17, во главе которых им были поставлены ответственные перед центром управители—сатрапы. Сатрапами ставились персидские чиновники—представители родовой знати.

Но в отличие от ассирийцев Дарий пошел дальше: для упрочения власти центра и ограничения всевластия сатрапов он ввел разделение военной и гражданской власти на местах. В функции сатрапов входило осуществление гражданской администрации, обеспечение регулярного поступления податей и выполнения повинностей.

Все сатрапии, за исключением Персии, которая была освобождена от дани, платили денежные налоги, учитывающие количество населения и размеры территории и плодородность земли. Общая сумма налогов составляла около 232 тонн серебра. Сохранялась и старая система подарков царю и сатрапам. Размер  налогов и подарков был строго установлен.

Важно

Сатрапии так же выполняли судебные функции, имели право чеканить серебряную и медную монету. Однако сатрапы не имели военной силы, за исключением небольшой личной охраны и аппарата принуждения на местах.

Что же касается военной администрации, то вся империя была поделена на пять больших округов во главе с военачальниками, в ведении которых находились военные руководители сатрапий, независимые от сатрапов и не подчинявшиеся им. Это разграничение гражданской и военной администрации при взаимном контроле ответственных руководителей различных ведомств сыграло важную роль в упрочении всевластия центра.

Учредив  сатрапии и назначив их правителей, царь установил подати по племенам. Многие соседние народности были объединены в одну сатрапию, а 
иногда, кроме ближайших соседей, к ней присоединялись и народности другой, более далекой сатрапии.

Распределение же сатрапий и ежегодных  взносов податей он произвел следующим образом: тем, кто вносил подати серебром, царь назначил плату по весу вавилонского таланта, а платившим золотом по евбейскому весу. Вес вавилонского таланта составляет 78 евбейских мин.

18 Из-за этого обложения данью и некоторых других подобных мероприятий Дария в Персии говорили, что Дарий был торгаш, Камбиз—владыка, а Кир—отец, потому что Дарий всю свою державу устроил по-торгашески; Камбиз—оттого, что был жесток и высокомерен, а Кир—оттого, что был милостив и ему они обязаны всеми благами.19

Для управления громадной 
страной был создан штат чиновников, которым руководила царская канцелярия, находившаяся в столице — Сузах. Надзор за органами государственного управления, всеми чиновниками и личной гвардией царя осуществлялся тысяченачальником20.

Личная гвардия царя была первой тысячей из 10 тысяч «бессмертных»21, которая набиралась из различных иранских народов.

Царская канцелярия состояла из начальника, начальника сокровищницы, в ведении которого была царская казна и поступающие налоги, многочисленного штата чиновников, счетоводов, судебных следователей, писцов и глашатаев.

Совет

 Подати поступали Дарию 
из Азии  и из небольшой части 
(стран) Ливии. Позднее стали 
доставлять также подати с 
эллинских островов и от европейских 
народностей вплоть до фессалийцев.

 
А сохраняет царь эти свои 
сокровища вот каким образом: 
он приказывает, расплавив металл, выливать его в глиняные сосуды. Когда сосуд наполнен, его разбивают.

 
Всякий раз, когда нужны деньги, царь велит отрубать, сколько 
требуется, золота.22

 В ведении царя находились 
и тайные агенты-«уши и око 
царя». Кроме столичной канцелярии, царские аппараты находились 
в Экбатанах, Вавилоне, Мемфисе, 
Персеполе и других городах.

Центральный аппарат власти  сохранял за собой все основные руководящие 
функции. Из заново отстроенной столицы (Сузы), по стратегическим дорогам, снабженным почтовыми станциями с лошадьми, гонцами, складами продовольствия и необходимого снаряжения, шли распоряжения и указания.

Для облегчения канцелярско-деловой переписки в многоязычной державе Дарий перевел ее всю на арамейский язык, широко распространенная лексика которого удачно соответствовала переведенной на алфавитную основу по финикийскому образцу унифицированной клинописи.

Государственным языком был арамейский, но продолжали использовать и другие языки, например египетский и эламский.

Столичное казначейство, в 
сокровищницы которого ежегодно стекались 
подати из всех сатрапий, в строгом 
соответствии с их богатством и степенью экономического развития, имело право 
чеканить золотую монету, получившую широкое распространение не только в персидском, но и греческом мире.

Обратите внимание

Во главе административного аппарата стояли знатные персидские вельможи, им помогали многочисленные чиновники из персов и мидян, причем часть этих же чиновников посылалась в сатрапии, где они выступали в качестве помощников сатрапов, исполняя судебные и иные функции.

Что касается администрации 
внутри сатрапий, особенно таких крупных 
и развитых, как Египет или Вавилон, то они делились на области, для управления которыми обычно привлекались чиновники 
и писцы из числа местных жителей.

Источник: http://student.zoomru.ru/history/reformy-dariya-i/233165.1824505.s2.html

Государственное управление в Персии — Государь. Власть в истории человечества

Иранское нагорье было заселено людьми во второй половине II тысячелетия до нашей эры. Население, жившее племенами и родами, к VII веку до н. э. находилось в зависимости от сильного Мидийского государства. Земли были заселены племенами «парсуа» (отсюда и перешедшее к нам от греков название «персы».

Создателем и первым царем могущественного Персидского царства был Кир (558–529 годы до н. э.) из рода Ахеменидов, свергнувший власть мидян и объединивший иранские племена. При приемниках Кира Камбизе и Дарии было создано государство с территорией в половину Европы.

На иранских землях были не лучшие условия для земледелия, отсутствовали большие реки и плодородные долины.

Первыми иранцами управляли племенные вожди, мужчины были воинами, свободными и полноправными людьми, и не привлекались на «малопристижную» работу. Периодически племена посылали своему царю продукты.

Представители знати долгое время считали себя равными царям. Знать имела свои войска, и именно воины провозглашали имя царя при смене власти.

При завоевании чужих земель персы уважали местные обычаи, почитали местных богов и не обкладывали население чрезмерными налогами.

Создатель Ирана Кир был милостив и пользовался уважением народа империи, считавшими его справедливым и добрым царем. Пришедший к власти в 522 году до н. э. в результате заговора Дарий I провел реформы, изменившие облик Иранской державы, которая после этого просуществовала только 200 лет.

Важно

У персидского царя и его приемников было самое высокое понятие о своем государстве. В бахистунской надписи, вырезанной на скале, сказано:

«Верховный бог Ахурамазда сделал персидского царя господином над всей великой землей, над многими странами и языками, над горами и равнинами по ту и по эту сторону моря, по ту и по эту сторону пустыни.

Обязанность царя – наказывать неправду и ложь, награждать друзей, карать врагов и под защитой Ахурамазды давать всем странам законы».

Страна была разделена на области – сатрапии во главе с царскими наместниками – сатрапами, обладавшими очень большой административной и законодательной властью.

Сатрап имел военные отряды и множество чиновников. За наместниками был учрежден тайный надзор. Их проверяли, меняли, иногда казнили.

Сатрапы – иранская знать, теперь оторванная от своих племен и родовых территорий, доносили друг на друга царю.

Дарий I, получивший от современников прозвище «торгаш», собирал с населения империи подати и налоги – везде была произведена расценка земли и налог брали по величине получаемого с нее дохода.

«Торгаш» Дарий провел хорошие дороги, организовал почтовую связь, стал чеканить единую в стране золотую монету – дарик.

Каждый из подданных Дария I мог обратиться к царю с жалобой на злоупотребления чиновников – доходили ли они до него и в каком препарированном виде – знали только чиновники ближнего круга. Народ знал размеры всех налогов, выплачиваемых в казну. Потом все пошло как всегда.

Читайте также:  Русская культура во второй половине xix - начале xx в.

Российский историк XIX века Р.Ю.Виппер писал:

«Персидские цари приняли обычаи вавилонского и египетского двора, завели пышные церемонии, многочисленных сановников с громкими титулами и большую свиту.

При всех огромных тратах царь не проживал богатств, получаемых с огромной державы. Привозимое с разных концов золото, в виде монеты, посуды и украшений, он приказывал сплавлять вместе и лить в большие глиняные чаны.

Совет

Глину потом разбивали и куполообразные золотые слитки расставляли в царских кладовых».

Впоследствии Александру Македонскому с его гетайрами это понравилось – удобно было перевозить золото.

Распаду династии Ахеменидов способствовали поражения, понесенные персами в войнах с греками в период 492–449 годов.

Особенно большой вред Персии в тогдашней «информационно-психологической войне» нанесло сражение при Фермопилах, где громадное персидское войско только с помощью обмана победило 300 героев – спартанцев царя Леонида. Проявление гордыни редко приносит успех.

«Персов так много, что они затмят солнце своими стрелами» – говорили послы спартанцам. «Тем лучше, мы будем сражаться в тени», – ответили герои. «Неприятель приближается, Леонид», – передало царю боевое охранение. «Отлично! И мы приближаемся к неприятелю», – ответил Леонид.

После Фермопил все покоренные народы знали, что многочисленность персидского войска нивелируется плохим руководством военачальников и никудышней подготовкой воинов. Вообще Персия вчистую проиграла информационно-психологическую войну Греции, историки которой, кстати, чересчур черными красками описывали персидских «деспотов» и сатрапов.

Власть персидских царей подрывалась неоднократными восстаниями сатрапов – представителей военно-земледельческой аристократии, стремившихся к усилению своей власти.

Последний Ахеменид Дарий III попытался оказать сопротивление вторжению греко-Македонского войска в 329 году до н. э. Персидское царство было завоевано Александром Македонским. На развалинах империи Ахеменидов вырос ряд эллинистических государств, а коренные персидские земли вошли в состав сирийско-вавилонского царства Селевкидов.

Около 250 года до н. э. иранские земли вошли в состав Парфии. В 226 году н. э. Парфия была завоевана Ардеширом, потомком Сасана.

Обратите внимание

Провозгласивший себя «царем царей» Ардешир стал основателем царства Сасанидов, просуществовавшего 400 лет, до разгрома его арабами. Царство Сасанидов было разделено на 4 наместничества и 18 сатрапий.

Наивысшего могущества и расцвета Иран достиг в правление Хосрова I Анушервана в 531–579 годах.

Современный иранский историк Мехди Санаи писал:

«Анушерван установил гибкую систему налоговых платежей и ряд льгот, созданных для регулярной армии, которая была оснащена и дисциплинирована намного лучше, чем ранее.

Он издавал законы и строго следовал за их внедрением в жизнь и обеспечил караванным дорогам должную безопасность.

Благодаря покровительству ученым из разных стран, особенно в области истории и философии, Иран стал центром обмена передовыми идеями своей эпохи, которая является самым замечательным периодом в истории страны».

Хосров I содействовал развитию торговли. При нем в стране была установлена система поземельных налогов, которая еще много времени спустя считалась образцовой. Роль личности в истории давно никто не оспаривает.

Неудачная война наследников Хосрова I с Византией привела к полному разорению государства. В итоге в середине VII века Иран был завоеван арабами и вошел в состав арабского халифата.

Только в 875–990 годах Иран был снова объединен династией Саманидов. В середине XI века Иран завоевали турки-сельджуки, которых через 200 лет сменили монголы Чингисхана. В конце XIV века иранские земли завоевал Тамерлан.

С 1502 по 1736 год Ираном правила династия Сефевидов.

Самый выдающийся государь этой династии Аббас I (1587–1628 годы) осуществил ряд важных реформ в стране. После политического объединения государства и усмирения непокорных феодалов, Аббас перестроил свою столицу Исфахан, построил новые дороги, мосты, караван – сараи – прибыль от развития торговли и ремесел наполнила казну.

Важно

В иранской армии появились пушки и огнестрельное оружие – Аббас начал многолетние войны с соседями. Нужно ли говорить, что при его приемниках наступил период экономического и политического упадка страны? Государство распалось, а усмиренные было феодалы, снова добились политической самостоятельности. В середине XVIII века в стране воцарилась анархия.

В 1794 году власть над Ираном захватила династия Каджаров.

Выдающийся исследователь истории Ирана В.В. Бартольд писал в своей работе «Иран» 1926 года:

«Еще больше значения, чем иранская религия, имела в истории древнего мира иранская государственность. Персидскими царями из рода Ахеменидов была создана первая в истории мировая империя, объединившая в себе несколько культурных стран и народов.

О значении этой государственности для подвластных ей народов тоже высказывались крайне разноречивые мнения. Специалисты по истории древнего Востока и по истории Греции нередко видели в персах только варварских поработителей, врагов культуры и свободы, а в их государстве – соединение деспотизма и анархии.

Сторонники противоположного мнения считали, что персидская держава была первой в мировой истории умевшей щадить покоренных, и которая ввела в покоренных странах более упорядоченное управление, чем существовавшее прежде.

Было высказано мнение, что персы были для Востока тем же, чем потом сделались римляне для древнего мира; но это мнение нуждается в оговорках.

В противоположность значению Рима в истории Италии и западной Европы, двухсотлетнее правление ахеменидской монархии на привело ни к культурному объединению иранцев, ни к иранизации чужих народностей. В Мидии и Персии государственная власть сложилась под влиянии ем чуждых Ирану ассиро-вавилонских традиций и потом насильственно подчинила себе коренные иранские области.

Этим объясняется то полное разобщение, в эпоху ахеменидской монархии, между государством и народом, которое признается всеми исследователями.

С помощью иноземных деятелей Ахемениды создали придворную письменность и придворное искусство, существование которых прекратилось вместе с существованием династии, не оставив следов ни в жизни, ни даже в памяти народа.

Совет

Иран продолжал жить прежней жизнью, основанной на господстве земледельческой аристократии, и мало подчинялся влиянию вавилонской городской культуры.

Со времени Александра Македонского мировой владыка, или считавший себя таковым, был уже не только ставленником бога, как персидские цари, но сам называл себя богом. Это представление, усвоенное Александром в Египте, было принесено им в Иран, где продолжало жить и после уничтожения греческого господства и воцарения новых иранских династий, вплоть до победы ислама.

Сасанидская государственность была более иранской, чем ахеменидская; Сасанидский царь называл себя «царем царей Ирана», впоследствии «царем царей Ирана и не Ирана»; в последней формуле мы видим удачное соединение национальной идеи с идеей мировой империи.

На востоке Сасанидов и впоследствии считали такими же владыками вселенной, как в Европе – римских императоров, может быть, с большим правом.

При военных столкновениях победа была обыкновенно на стороне Сасанидов; влияние их государства, если не политическое, то экономическое, и растиралось гораздо дальше; торговля с Индией и Китаем, сухопутная и морская, была всецело в их руках.

Сасанидами был выработан могущественный государственный аппарат, может быть, самый стройный в истории Передней Азии. Даже в эпохи величайших внутренних потрясений их государство могло вести победоносные войны.

Государство Сасанидов было основано как бы «одним ударом». Эпоха высшего блеска Сасанидской державы, достигнутого, по-видимому, посредством чрезмерного напряжения сил, непосредственно предшествовала катастрофе.

Убеждение, что всемирно-историческая роль персов не окончилась ни с царством Дария, ни с царством Сасанидов, определеннее всего выражено во «Всемирной истории» Линдера:

Обратите внимание

Персы, постоянно снова поднимаясь после эпохи притеснения и спасая свою национальную сущность, переносили на своих победителей, греков, арабов, турок, монголов, значительную часть своего собственного духа и создавали для себя после разрушения новые культурные условия.

Даже свою политическую самостоятельность они несколько раз возвращали себе после больших промежутков. Правда, это упорство, наконец, истощило свои силы, после того, как первоначальная народность изменилась почти до неузнаваемости.

Все-таки, как ни слабы теперь основания на это рассчитывать, персам, может быть, суждено еще раз освободить свою первоначальную сущность от заслонивших ее примесей».

Влияние эллинизма на персов было только поверхностным. Тогда как влияние арабской религии и арабских обычаев отразилось на всей жизни Ирана.

Арабы во многом подражали до-мусульманскому Ирану и пользовались услугами чиновников иранского происхождения. Известны слова, приписываемые халифу Сулейману (715–717 годы): «Удивляюсь я этим персам; они царствовали тысячу лет, и ни одного часа не нуждались в нас; мы царствовали сто лет и ни одного часа не могли обойтись без них».

Династии турецкого и монгольского происхождения, до Каджарской династии включительно, часто опирались на военную силу из своих соплеменников, но в гражданском управлении преимущественно пользовались услугами персов.

По мнению современной науки, – «Мусульманский Восток лучшими элементами своей культуры обязан грекам и персам.

То, что более всего отличает мусульманскую образованность от греческой и сближает ее с современной европейской – уделение большого внимания, чем прежде, точным наукам сравнительно с гуманитарными, – может быть объяснено только влиянием Индии и Ирана».

Важно

Почти весь XIX век характеризуется борьбой европейских держав и Ирана, соперничеством Англии и Франции, а позднее и России.

С 1925 года иранский меджлис принял решение о низложении Каджарской династии и о передаче власти Реза-хану, ставшему по решению Учредительного собрания наследным шахом Ирана.

Русский историк начала XX века писал в своей работе «Как живут персы» о Каджарской династии:

«Персией правит шах. Он по-прежнему, как в те времена, когда Персия, действительно, была самой могучей страной древнего мира, считает себя могущественнейшим из всех земных государей.

В бумагах и указах, издаваемых к народу, шах именует себя «царем царей, блистательным самодержцем, знаменем которому служит солнце, великолепие которого превосходит великолепие неба, монархом, армии которого так же многочисленны, как звезды на небесном своде и песок на морском берегу.

В делах внутреннего управления государством шах не должен отступать от религии и обычаев; часто ему приходится считаться с духовенством, которое в Персии имеет громадную силу.

Наибольшее количество земли принадлежит шаху.

Шах по доброй воле отдает часть своей земли во временное пользование своим приближенным, а также кочевым народам, которые обязаны за это выставлять в шахские войска всадников и охранять границы государства.

Кроме того, в руках шаха имеются поместья, которые он дарит своим любимцам. Но стоит такому любимцу чем-нибудь прогневать своего повелителя, – и только что подаренное имение отбирается назад в казну.

В назначении министров и губернаторов шах решительно ничем не связан. Персидские министры не более, как царские слуги. От каприза шаха зависит, осыпать ли министра милостями, или же приказать его повесить.

Совет

Вся Персия разделена на области, которые делятся на округа и деревни, которые управляются окружными начальниками и деревенскими старейшинами. Вся же область находится в ведении губернатора.

Места уездных начальников губернатор раздает с торгов; кто из явившихся больше даст, тому и отдается место. Новый уездный начальник должен заплатить губернатору значительно больше, чем получает от казны жалованья.

Чтобы вернуть себе затраченные деньги, он продает с аукциона места полицейских, которые, в свою очередь, торгуют местами сборщиков податей. Всякий, продающий место, старается взять как можно дороже с покупающего.

Понятно поэтому, что чиновники взятками и поборами с населения стараются вернуть себе истраченные деньги.

Не только богатые персидские купцы, но и бедняки живут в постоянной кабале у персидских чиновников. Они разоряют население, отнимая у него решительно все».

Источник: https://www.e-reading.club/chapter.php/1015665/5/Andreev_-_Gosudar._Vlast_v_istorii_chelovechestva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector