Третьеиюньская монархия и столыпинская аграрная реформа

Третьеиюньская политическая система. Столыпинская аграрная реформа и ее результат (стр. 1 из 3)

Контрольная работа по истории

Тема: Третьеиюньская политическая система. Столыпинская аграрная реформа и ее результат.

Содержание:

1. Третьеиюньская монархия _____________________________________________2

2. Столыпинская аграрная реформа________________________________________2

3. Борьба в правящих кругах вокруг столыпинской программы реформ _________5

4. Разложение третьеиюньской политической системы. Новый революционный подъем______________________________________________________________6

5. Используемая литература______________________________________________9

1.
Третьеиюньская монархия (1907-1914)

Третьеиюньская монархия стала последней фазой эволюции российского самодержавия. Переворот 3 июня 1907 г. завершил процесс формирования своеобразной российской разновидности бонопартистской государственности, в принципе типичной для эпохи утверждения буржуазного строя, для эпохи перехода от абсолютизма к правовому государству.

В третьеиюньской политической системе причудливо сочетались элементы нового и старого, черты парламентаризма и черты «классического» самодержавия. Преобразования, проведенные в период революции (создание Государственной думы и пр.), знаменовали собой движение к правовому государству.

Вместе с тем в политической жизни страны огромную, во многом ведущую роль продолжали играть институты и нормы, унаследованные от прошлого. Известной двойственностью отличалась и социальная природа третьеиюньской монархии. Хотя дворянство сохраняло статус первого сословия империи, преобразования, осуществленные в 1905-1907 гг.

, открыли российской буржуазии более широкие возможности для воздействия на управление страной, чем это было раньше. Зримым воплощением третьеиюньской системы стала III Дума, собравшаяся осенью 1907 г.

Обратите внимание

Благодаря новому закону о выборах в III Думе резко сократилось (по сравнению с первыми двумя) представительство левых партий (трудовики получили 13 мест, социал-демократы – 19). Самую крупную фракцию образовали октябристы, имевшие (вместе с примыкающими к ним) 154 мандата. Поддерживая курс П.А.

Столыпина, они играли в Государственной думе роль правительственной партии. Кадеты смогли провести в Думу 54 депутата. Значительно укрепили свои позиции правые: группа из 51 депутата образовала фракцию крайних правых, а 96 мест имели умеренно правые и националисты, которые также стали опорой П.А.Столыпина.

Период третьеиюньской монархии характеризовался попытками части правящих кругов решить наболевшие проблемы социально-экономического и политического развития страны путем реформ с тем, чтобы предотвратить новый революционный взрыв. Эти попытки были в первую очередь связаны с деятвльностью П.А.Столыпина.

Не отказываясь (и после разгрома революции) от широкого применения репрессий для окончательного «успокоения» страны, П.А.Столыпин вскоре после своего прихода к власти выдвинул обширную программу преобразований, реализация которой должна была, по его мнению, сделать невозможным новый революционный взрыв.

2.
Столыпинская аграрная реформа

Центральное место в столыпинской программе занимали планы решения аграрного вопроса. Революция показала несостоятельность политики, проводившейся по отношению к крестьянству после отмены крепостного права. В частности, надежды на общину как на гарант спокойствия деревни себя не оправдали.

Напротив, лишенные в силу общинного характера землевладения «понятия о собственности» (как в свое время говорил С.Ю.Витте) крестьяне оказались весьма восприимчивы к революционной пропаганде. Общинные традиции воспитывали у крестьян привычку к коллективным действиям, вносили в их движение элементы организованности.

Поэтому правящие круги начали ориентироваться на разрушение общины и на насаждение в деревне собственника, способного стать оплотом порядка (в силу своей кровной заинтересованности в нем) в условиях медленного, но неуклонного ухода в прошлое старых патриархальных отношений и сопутствовавшего им наивного монархизма, с помощью которого власть ранее удерживала в повиновении крестьянские массы. С ликвидацией общины с ее неизбежными спутниками – чересполосицей, принудительными севооборотами и т.п. – связывались надежды на улучшение обработки земли, что должно было уменьшить потребность крестьян в дополнительных угодьях, обеспечить увеличение сельскохозяйственного производства и тем самым заложить основы для устойчивого экономического развития, роста государственных доходов.

Новый курс в аграрном вопросе, во многом, впрочем, являвшийся продолжением той линии, которую в свое время наметило Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, начал реализовываться еще в период революции. Правовую основу для него заложил именной указ 9 ноября 1906 г.

, разрешивший свободный выход крестьян из общины и укрепление надельной земли в личную собственность. Указ позволял отвод укрепленной земли к одному месту в целях образования отрубов или хуторов (в последнем случае на участки из деревни переносились дома и хозяйственные постройки). Акт 9 ноября 1906 г.

Важно

был издан в порядке 87-й статьи Основных законов, позволявшей правительству принимать меры законодательного характера (в перерывах между сессиями Думы с последующим их внесением на ее утверждение). Осенью 1906 г. I Дума была уже распущена, а ее преемница еще не собралась.

Впрочем оппозиционная II Дума не стала рассматривать правительственный законопроект, подготовленный в соответствии с указом 9 ноября 1906 г. Этим занялась III Дума, одобрившая его голосами правых и октябристов (при противодействии кадетов, трудовиков и социал-демократов). Санкционированный затем Государственным советом законопроект 14 июня 1910 г.

был утвержден Николаем II и обрел силу закона. Одной из наиболе существенных поправок, внесенных в законопроект в процессе его движения по упомянутым инстанциям, являлась та, в соответствии с которой общества, не производившие переделов со времени наделения их землей, автоматически переходили к наследственному владению.

Важную роль в реализации реформы сыграл и закон 29 мая 1911 г. В соответствии с ним землеустроительные работы, направленные на ликвидацию чересполосицы, могли проводиться вне зависимости от укрепления земли в собственность. При этом сам факт устранения чересполосицы превращал общинников в собственников.

Линия на разрушение общины дополнялась попытками правительства решить в той или иной мере проблему крестьянского малоземелья. Существенная роль здесь отводилась Крестьянскому банку, который еще в 1895 г. получил право скупать помещичьи имения и, раздробив их на участки, перепродавать крестьянам. Наконец, были приняты энергичные меры по стимулированию переселенческого движения за Урал.

Результаты нового аграрного курса, выявившиеся к началу первой мировой войны, были довольно противоречивы. К 1915 г. из общины вышло 3084 тыс. дворов (32,5% к числу общинников) по данным на 1905 г., а с учетом продолжавшегося дробления хозяйств – 26%.

Однако среди вышедших преобладали бедняки, стремившиеся, укрепив наделы в собственность, их продать. Слой зажиточных деревенских хозяев, который хотел создать П.А.Столыпин, не успел сложиться в более или менее крупную силу к тому моменту, когда страна вступила в полосу очередных потрясений.

Наиболее активно выход из общины шел в Поволжье и на юге Украины. Значительно отставали в этом отношении земледельческий центр, северо-восточные и северные губернии Европейской России. Следует отметить, что далеко не всем хуторянам и отрубникам удалось наладить крепкое хозяйство.

Совет

Государство не могло оказать им помощи в том размере, в каком требовала ситуация, поскольку не располагало необходимыми финансовыми ресурсами.

Землеустроительная часть столыпинской аграрной реформы во многом была лишена надлежащего финансового обеспечения, и это обстоятельство негативно отражалось на процессе модернизации российской деревни. Особенно маломощными были хутора и отруба центрально-черноземных губерний,

Деятельность Крестьянского банка способствовала увеличению земельных угодий, принадлежавших крестьянам. Всего для продажи им банк приобрел в 1906-1916 гг. 4614 тыс. десятин земли. Вместе с тем лишь сравнительно узкая прослойка богатых крестьян смогла с выгодой для себя воспользоваться услугами банка, налагавшего на заемщиков большие проценты.

Переселенческое движение благодаря содействию правительства достигло значительных масштабов. За 1906-1914 гг. из губерний Европейской России за Урал переселилось примерно 3100 тыс. человек (в два раза больше, чем за предыдущее десятилетие). При этом изменился социальный состав переселенцев.

Если прежде среди них преобладали середняки, то после 1906 г. – бедняки.

Значительное само по себе число переселившихся крестьян (даже при том, что около 17% выехавших, в частности по недостатку средств, не смогло прижиться на новом месте и вернулось назад) тем не менее покрыло всего менее 20% естественного прироста сельского населения и, таким образом, не компенсировало увеличившегося избытка рабочих рук.

Столыпинская аграрная реформа, бесспорно, ускорила становление буржуазных структур в сельском хозяйстве России, способствовала его развитию. Накануне первой мировой войны наблюдался существенный рост сельскохозяйственного производства. С 1901 по 1913 гг.

посевная площадь в 62 губерниях империи (без Закавказья, Туркенстана и Дальнего Востока) расширилась на 15,6%. Это обстоятельство, а также рост урожайности обусловили увеличение годового сбора сельскохозяйственных культур. Среднегодовой валовой сбор хлебов в 1904-1908 гг. составлял 3,8 млрд пудов, а в 1909-1913 гг.

– 4,6 млрд пудов (повысился на 20%). Производительность единицы посевной площади в России по-прежнему оставалась более низкой, чем в наиболее развитых государствах. Так, средний урожай зерновых с гектара составлял в России 8,7 центнеров, в Австрии – 13,6, в Германии – 20,7, в Бельгии – 24,2.

Тем не менее сдвиги, происшедшие в аграрном секторе российской экономики, позитивно отразились на положении крестьянства. Доход на душу деревенского населения от сельского хозяйства, будучи по-прежнему в целом низким, все же с 1900 по 1913 г. увеличился с 30 до 43 руб., в том числе чистый доход (т.е.

Обратите внимание

за вычетом налогов, платежей за купленную и арендованную землю и т.п.) – с 22 до 33 руб.

Необходимо, впрочем, отметить, что рост сельскохозяйственного производства, улучшение экономического положения крестьян в предвоенный период являлись не только результатом реформы, но и следствием благоприятных в целом погодных условий и повышения цен на сельскохозяйственную продукцию на мировом и внутреннем рынке, отмены выкупных платежей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/351600/treteiyunskaya-politicheskaya-sistema-stolypinskaya-agrarnaya-reforma-i-ee-rezultat

Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина — Сочинение

Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина

Суть Третьеиюньской монархии заключается в том, что благодаря из­бирательному закону 3 июня 1907 г. Государственная дума стала пол­ностью подконтрольной правительству, то есть формально самодержа­вие было ограничено парламентом, а реально — оставалось неограни­ченным. Поэтому III и IV Думы были по составу уже не левые и не создавали правительству проблем.

В III Думе действовал так называ­емый «октябристский маятник»: абсолютного большинства не имела ни одна фракция, поэтому верная правительству фракция октябристов блокировалась с правыми, если правительству нужно было принять охранительный закон, и с кадетами для принятия реформистских за­конов. Этот механизм позволял правительству П. А.

Столыпина при­нимать любые необходимые ему законы.

Ведущим реформатором второй половины николаевского царствования был П. А. Столыпин, занимавший в 1906-1911 гг. два важнейших пос­та в управлении страной — председателя Совета министров и министра внутренних дел.

Он был убежденным монархистом и противником ре­волюции, но понимал необходимость модернизации (для подавления опасной для страны революции нужен не только террор, но и рефор­мы — постепенные, для подъема страны нужно «20 лет покоя внутрен­него и внешнего»), и в первую очередь решения аграрного вопроса.

Основные направления политики П. А. Столыпина были следующими.

  1. Борьба с революцией (лозунг П. А. Столыпина: «Сначала успокое­ние, потом реформы»), для чего учреждалась система военно-полевых судов, которые рассматривали дела революционеров в упрощенном по­рядке и, как правило, выносили смертные приговоры (в 1906-1909 гг. по приговорам военно-полевых судов были казнены более 4 тыс. чело­век). Эти меры помогли подавить Первую русскую революцию, но не революционное движение (в ответ на меры Столыпины поднимается волна террора и экспроприаций).
  2. Аграрная реформа — основная из реформ П. А. Столыпина:
  • решая остро вставший в революции 1905 г. аграрный вопрос, П. А. Сто­лыпин преследовал сразу несколько целей:
  • экономические — увеличить производство сельскохозяйствен­ной продукции и освоить пустовавшие земли;
  • политические — снизить накал крестьянского недовольства, сформировать новую опору самодержавия из зажиточных крестьян-собственников и отдалить значительную массу крестьян­ства из центра России (во избежание их участия в революции);
  • социальные — решить проблему малоземелья в перенаселенных центральных районах, не затрагивая помещичье землевладение;
  • содержание реформы (царский указ от 9 ноября 1906 г.):
  • улучшение экономического положения крестьян (отмена вы­купных платежей с 1907 г.);
  • разрушение крестьянской общины, сдерживавшей развитие эко­номики, и насаждение частного крестьянского землевладения: для этого разрешался свободный выход крестьян из общины, после чего крестьяне становились частными собственниками зем­ли. Все закрепленные за крестьянином наделы сводились в один земельный участок, который мог располагаться либо на терри­тории деревни или села (отруб), либо отдельно от нее — в специ­ально отведенном, обособленном месте (хутор). Предполагалось, что разрушение общины приведет к имущественному расслоению среди крестьян, появлению значительного слоя частных соб- ственников-фермеров, которые будут вести хозяйство более эф­фективно за счет использования наемного труда своих разори­вшихся односельчан и станут надежной опорой власти;
  • поощрение и оказание помощи крестьянам, желающим пере­селиться на окраины страны (Сибирь, Казахстан, Средняя Азия), где было много пустующих земель;
  • активизация деятельности Крестьянского банка: он начал выда­вать ссуды на льготных условиях крестьянам, которые переходи­ли на хутора или участвовали в переселенческих мероприятиях;
  • результаты столыпинской аграрной реформы были противоречивы:
  • позитивные итоги: рост сельскохозяйственного производства, увеличение технической оснащенности крестьянских хозяйств, освоение сибирских земель;
  • негативные итоги: не удалось полностью разрушить общину (из общин вышли всего 25-30 % всех крестьян), создать класс зажиточных крестьян-собственников (выходили из общин по большей части не зажиточные крестьяне, а бедняки, которые продавали наделы и нанимались рабочими в город), переселить крестьян в малозаселенные районы (почти 20-25 % из уехав­ших вскоре вернулись обратно).
Читайте также:  Внутреннее положение россии в 1920-1921 годах

Причины неудачи реформы: ее незавершенность (реформа длилась фак­тически 8 лет, а П. А.

Столыпин говорил как минимум о 20 годах), кон­сервативное сознание крестьян (хуторян и отрубников крестьяне, оста­вшиеся в общине, воспринимали как врагов, наравне с помещиками, нередко совершали нападения на их хозяйства), зачастую насильствен­ные методы проведения реформы, плохая организация переселения. Уровень социальной напряженности в деревне не только не снизился, но еще больше возрос.

Реформы Столыпина не получили широкой поддержки в обществе. Для революционеров и либералов он по-прежнему оставался «веша­телем», кроме того, у левых партий не могла вызывать симпатий его аграрная политика, основанная на принципе частной собственности.

Важно

Правые опасались, что реформа Столыпина приведет к усилению вли­яния зажиточного крестьянства, которое станет конкурировать с по­мещиками. Николай II, поначалу всецело доверявший премьер-мини­стру, стал постепенно отдаляться от него. В 1911 г.

Столыпин был убит в результате покушения, совершенного анархистом (и одновременно полицейским агентом) Богровым.

Здесь искали:

  • третьеиюньская монархия кратко
  • третьеиюньская монархия
  • третьеиюньская монархия это

Источник: http://Sochineniye.ru/treteiyunskaya-monarhiya-1907-1914-deyatelnost-p-a-stolypina/

«Третьеиюньская монархия». Реформы П.А. Столыпина

«Третьеиюньская монархия» как наименование государственного строя, установившегося в России после выборов III Государственной думы, было введенно в литературу советским историком А.Я. Аврехом для обозначения политической системы России в 1907-1917 гг.

Но вряд ли можно согласиться с утверждением советской маркси­стской историографии о том, что российское государство и в это время оставалось сугубо абсолютистским, хотя существовавшая Госдума была практически безвластным учреждением.

Главным политическим и экономическим вопросом, требовавшим своего разрешения, был для России начала XX в. аграрный вопрос.

Правительство начало заниматься им еще до назначения Столыпина премьер-министром. Еще при Витте были предприняты шаги по пути окончательного уничтожения сословных ограничений для крестьян и облегчения их материального положения.

В ноябре 1905 г. был при­нят «Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения», уменьшавший выкупные платежи со всех крестьян на 50%. С 1 января 1907 г.

выкупные платежи за надельную землю были отменены полностью.

В октябре 1906 г. был принят указ «Об отмене некоторых ограниче­ний в правах сельских обывателей и лицдругих бывших податных сосло­вий». Провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы (за исключением «инородцев»).

Крестьяне ос­вобождались от «увольнительных приговоров» для поступления на служ­бу или на учебу.

Отменялся порядок обязательного исключения крестьян из сельского общества при поступлении их на гражданскую службу, полу­чении ордена, ученой степени, при окончании курса учебного заведения, производстве в чин, приобретении ими высших прав состояния.

Совет

Оставаясь в составе общества, крестьяне получали право вступать в другие сельские общества, безземельные вправе были без согласия общества (схода)уходить из него. Крестьяне могли свободно выбирать местожительство.

Оно определялось не по месту их прописки, а по месту нахождения собственности или службы.

Паспорта по месту про­писки выдавались волостными органами, а по месту промысла и на­хождения собственности — полицейскими органами.

Отменялись подушная подать, круговая порука сельской общины при уплате налогов и принудительные отработки для неплательщиков. Была ограничена судебная подведомственность крестьян волостному суду (отменялось привлечение к общественным работам).

Были ликвидированы подчинение земским начальникам и наложе­ние административных взысканий (без формального производства). Приговоры крестьянских сходов могли отменяться уездным съездом по представлению земского начальника лишь при их противоречии за­кону. В 1904 г. отменены телесные наказания для крестьян по приго­ворам волостных судов и сельских сходов.

Расширялись имущественные права крестьян. Отменялись поря­док семейных разделов по решению общины, запрещение крестьянам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями.

Расширялись избирательные права крестьян: они допускались в земский съезд, отменялся порядок утверждения губернатором состава земских гласных, их избирали кандидаты от самих крестьян.

В целях борьбы с земельным голодом в 1906 г. через крестьянский банк крестьянам было продано около 9 млн десятин земли, принадле­жавшей государству (казне), царю и царской семье.

Обратите внимание

Николай II наде­ялся, что его примеру последуют другие помещики, но, увы, известен лишь один случай подражания: П.А. Столыпин вслед за царем продал часть своей земли крестьянскому банку для перепродажи ее крестья­нам.

Земельный фонд царской семьи распределялся между сельскими хозяевами бесплатно или по символической цене. По недорогой цене из казны им продавались лесные угодья.

Более быстрыми темпами аграрная реформа пошла после утверж­дения П.А. Столыпина на посту премьер-министра. Столыпин был убеж­денным сторонником частной собственности на землю.

Он полагал, что только создание мелкой личной собственности, предоставление кре­стьянам реального права выхода из общины и разрешение вопросов «улучшенного землепользования» изменят лицо российской деревни, а стало быть, и всей страны.

При этом он делал ставку не «на пьяных, слабых и убогих, а на разумных и сильных крестьян», на тот слой в кре­стьянстве, который своим личным трудом на принадлежащей ему земле поднимет нищую деревню и сделает Россию процветающей державой. Однако Столыпин был категорическим противником принудительного изъятия земли, остававшейся в руках помещиков.

Главными оппонентами Столыпина в Думе были кадеты, предпо­лагавшие экспроприацию крупного землевладения в пользу крестьян­ства, но с выкупом земли по справедливой оценке. Большевики и эсе­ры требовали безвозмездной экспроприации и конфискации всей по­мещичьей земли.

Отвечая своим главным оппонентам, «противникам государственности», Столыпин называл этот путь путем «освобожде­ния от исторического прошлого России», от ее культурных традиций.

«Им нужны великие потрясения, — говорил он, обращаясь к депута­там Думы, — нам нужна великая Россия».

Реформа Столыпина была направлена на разрушение крестьянской общины и создание класса крестьян-собственников, заинтересованных в увеличении сельскохозяйственного производства. Юридической ба­зой реформы стали указ от 9 ноября 1906 г.

«О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского зем­левладения и землепользования» и Закон от 14 июня 1910 г. Указ от 9 ноября 1906 г. был введен в действие в период между работой I и II Госу­дарственных дум по ст. 87 и вызвал резкую критику как левых, так и правых политических сил.

Важно

С большим трудом он был одобрен III Госу­дарственной думой и Государственным советом 14 июня 1910 г.

Источник: https://magref.ru/treteiyunskaya-monarhiya-reformyi-p-a-stolyipina/

Третьеиюньская монархия в России. Аграрная реформа П. А. Столыпина

Проанализировав обстановку в России, он опубликовал правительственную программу реформ, в которой определялись две основные задачи правительства:

ü успокоить страну путем введения чрезвычайных мер и даже объявления в некоторых районах империи военного положения с введением военно-полевых судов;

ü немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать проведение аграрной реформы.

3 июня 1907 ᴦ. II Государственная Дума была досрочно распущена и объявлено об изменениях избирательного закона, который давал преимущества дворянству и буржуазии и ограничивал права неимущих слоев общества и нерусских народов России.

Это событие оценивают как государственный переворот, т. к. самодержавие пошло на открытое нарушение законов 1905 ᴦ. Протеста со стороны общества не последовало: силы революции были разгромлены. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в 1907 ᴦ.

был создан новый политический режим, который стали называть третьеиюньский монархией.

От прежней России третьеиюньскую монархию отличало то, что среди высших органов страны появился новый – Государственная Дума, избираемая обществом.

Без согласия Думы Николай II не мог издавать законы, так же как и обсуждаемые депутатами проекты не могли стать законами без утверждения их царем. Самодержавие было вынуждено поделить власть с Думой.

Совет

Оно понимало, что одними репрессиями не вывести страну из кризиса; были необходимы реформы, чтобы хотя бы частично решить объективные задачи революции.

Выборы депутатов в III Государственную Думу (1907–1912 гᴦ.) дали большинство правым партиям (монархисты, октябристы) и партии кадетов.

Сложилось такое соотношение политических сил, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяло Николаю II и правительству при рассмотрении любого закона опираться либо на правое большинство (блок монархистов и октябристов), либо на левое большинство (блок октябристов и кадетов).

Власть по существу оставалась в руках самодержавия, но существование Думы создавало у населœения иллюзию демократичности политического строя.

Оценивая первый опыт работы российского парламента крайне важно отметить, что открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за деятельностью правительства и государственными финансами, звучащие с думской трибуны критические речи в адрес властей – всœе это способствовало политическому просвещению народных масс, активизации их общественной деятельности, развитию демократических традиций решения важнейших государственных вопросов. Дума была центром легальной политической борьбы. Именно в свете думской тактики выявлялись ошибки и заблуждения партий, являвшиеся следствием сложнейшей обстановки, противоречивости экономического развития страны и расстановки социально-политических сил.

В целом особенности развития российского парламентаризма начала XX в. можно свести к следующим положениям:

ü эволюция Государственной думы шла по линии постепенного сползания вправо (весьма показательным в данном отношении является изменение партийно-классового состава Думы всœех созывов);

ü за всœе время своего существования Государственная дума так и не смогла стать по-настоящему самостоятельным законодательным учреждением, поскольку не имела финансовой самостоятельности;

Обратите внимание

ü влияние Думы на общественно-политические процессы в стране было недостаточным, в связи с этим в дни Февральской (1917) революции (> 6.6.) она не смогла спасти монархию даже своими попытками сделать ее конституционной. Общественное мнение по отношению к этому представительному органу было, как правило, негативным, а судьба России с Государственной думой не связывалась.

Другим жизненным вопросом, который пыталась решить революция, был земельный. Крестьянство, страдающее от малоземелья, предлагало демократическое решение – отобрать земли у помещиков и передать их крестьянским общинам для справедливого распределœения.

Самодержавие предложило свое решение земельного вопроса, получившего в истории название аграрной реформы П. А. Столыпина. Аграрная реформа была утверждена царским указом в ноябре 1906 ᴦ., но стала осуществляться лишь после окончания революции.

Основные положения:

1) крестьяне получали право выделиться из общины и свести всœе клочки своей земли в единый массив – отруб и даже посœелиться на ней – завести хутор;

2) свою землю крестьяне могли продавать или отдавать ее под залог;

3) правительство оказывало помощь всœем крестьянам, пожелавшим переселиться в Сибирь и среднюю Азию и завести там хозяйство;

4) крестьяне, выделившиеся из общины, могли получить через Крестьянский банк кредиты для обустройства своего хутора или отруба.

Тем самым самодержавие решило уничтожить крестьянскую общину, а не помещичьи имения, распределить между крестьянами общинную землю, а не земли помещиков (на чем настаивали сами крестьяне).

Разрушение общины, по замыслу П. А.

Столыпина, должно было создать слой мелких земельных собственников, заинтересованных в сохранении третьеиюньской монархии, и обеспечить резкий подъем сельского хозяйства России.

Важно

Осуществление аграрной реформы продолжалось до 1911 ᴦ. и после убийства П. А. Столыпина было свернуто. Несмотря на широкие масштабы, реформа провалилась и не выполнила своей задачи: успокоить деревню и не допустить новой революции. В ходе ее выделилось (и то некоторые только формально) менее 25% крестьянских хозяйств.

Третьеиюньская монархия в России. Аграрная реформа П. А. Столыпина — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Третьеиюньская монархия в России. Аграрная реформа П. А. Столыпина» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/273939_tret_eiyun_skaya_monarhiya_v_rossii_agrarnaya_reforma_p_a_stolypina

Исторические науки — «Третьеиюньская монархия» и столыпинская aгpaрная реформа

«Третьеиюньская монархия» и столыпинская aгpaрная реформа.

  • После подавления первой русской революции и роспуска первых двух революционных Государственных Дум с 3 июня 1907 г. в истории России наступил период реакции и временного усиления царской власти, продолжавшийся 10 лет и вошедший в историю как «третьеиюньская монархия». Характерные черты «третьеиюньской монархии резкое усиление репрессивной политики; повсеместное распространение политического сыска; фактическое несоблюдение провозглашенных Манифестом 17 октября 1905 г. прав и свобод;стремление царя и правительства подчинить себе Государственную Думу, превратить ее в формальность и рупор своей политики; разрастание культа царизма, проведение промонархической официальной пропаганды (например помпезное празднование 300- летия царствования Романовых в 1913 г.); государственный антисемитизм (запрет евреям быть адвокатами, находиться на некоторых государственных должностях; «дело Бейлиса» 1912 г. — масштабный процесс над еврейской семьей, обвиненной в ритуальном убийстве);
  • разложение верхов — коррупция, частые политические кризисы;
  • «распутинщина» — приобретение большого влияния на царя и на всю государственную политику России Григория Распутина — крестьянина из Сибири, обладающего способностями экстрасенса и выдававшего себя за святого.
  • В первой половине данной эпохи — в 1906 — 1911 гг. — в России были проведены экономические реформы, получившие название столыпинских реформ.
Читайте также:  Вступление советских войск в болгарию. сентябрьское восстание болгарского народа

Петр Аркадьевич Столыпин (1862 — 1911) — способный и волевой государственный деятель, бывший губернатор Саратовской губернии, был утвержден главой правительства в 1906 г. — в период разгара революции. Целью правительства П.А.

Столыпина стало проведение реформ и наведение порядка в стране. В целях наведения порядка и окончательного подавления революции («сначала успокоение, затем реформы») правительство П.

Столыпина не останавливалось ни перед какими мерами:

  • в нарушение законодательства, без суда и следствия, проходили расправы над революционерами и лицами, причастными к революции — чрезвычайные трибуналы приговаривали зачинщиков беспорядков к смерти, ссылкам, тюремному заключению;
  • всего в 1906 — 1909 гг. таким репрессиям подверглись около 26 тыс. человек;
  • закрывались революционные издания, преследовались революционные настроения в сфере образования.

В результате данных и иных мер к 1907 г. революция в основном была подавлена, а к 1910 г. в стране наступила относительная стабильность.

  • Главным направлением реформ стала аграрная реформа. Целью реформ было построить современное и эффективное сельское хозяйство капиталистического типа, лишенное пережитков крепостничества. Основные шаги аграрной реформы.
  • отмена с 1 января 1907 г. выкупных платежей за землю, введенных после отмены крепостного права и бывших бременем для крестьян на протяжении 46 лет;
  • наделение крестьян гражданскими правами;
  • разрушение крестьянской общины;
  • переселение крестьян на новые земли в Сибирь;
  • кредитование крестьян, начавших собственное дело.

Крестьянская община — пережиток феодализма — была главным фактором, сдерживающим развитие капитализма в сельском хозяйстве России. Для общины были характерны:

  • коллективная организация труда (в чем-то она была предшественником будущих советских колхозов);
  • коллективная ответственность (как правило, перед помещиком или государством отвечала вся община, а не крестьянин в отдельности);
  • взаимовыручка (общинники отдавали долги друг за друга, выручали друг друга в трудных ситуациях и в процессе ведения сельского хозяйства);
  • покровительство (вся община выступала в защиту обиженных или ручалась при судебных разбирательствах).

В то же время, оказывая помощь своим членам, община требовала от крестьян выполнения ряда обязанностей и корпоративных требований:

  • подчиняться решениям общины;
  • соблюдать круговую поруку;
  • отдавать часть денег на нужды общины;
  • не выделяться — нельзя было идти вперед самостоятельно, особенно в заработках, не поделившись с товарищами — вперед могла идти только вся община.

Из общины нельзя было безболезненно выйти.

Для этого требовалось согласие 2/3 ее членов (которое обычно не давалось).

Те, кто выходили из общины и начинали свое отдельное хозяйство («единоличники»), пользовались презрением окружающих, лишались поддержки и становились изгоями.

Выходить из общины было опасно, большинство крестьян так и оставались общинниками всю жизнь. Это обеспечивало ее прочность и устойчивость. Негативное влияние общины на экономику заключалось также в том, что она:

  • подавляла инициативу;
  • прививала психологию уравнительности;
  • приучала крестьян не нести ответственность за свое хозяйство (община всегда придет на помощь);
  • не поощряла конкуренцию, самоотверженный труд, необходимые при капитализме;
  • не давала проявить себя способным к труду и предпринимательству людям, ставила их вне закона, не давала начать свое дело;
  • воспитывала психологию зависти к. чужому успеху;
  • морально и материально поддерживала лентяев и людей, желающих «плыть по течению», которыми были большинство крестьян;
  • была рассадником утопических и социалистических идей.

При этом община охранялась государством. В 1893 г. был принят закон о неприкосновенности общины, по которому государство не имело права вмешиваться во внутренние дела общин и менять общинные порядки.
Одним из главных направлений аграрной реформы П. Столыпина был подрыв общинного строя и строительство капитализма на селе.

Для этой цели:

  • был отменен закон о неприкосновенности общины,
  • законодательно закреплено право выйти из общины в упрощенном порядке (с согласия простого большинства ее членов);
  • была предоставлена помощь государства тем, кто вышел из общины и начал свое хозяйство (кредиты, сельхозтехника, земля в аренду или собственность в рассрочку);
  • часть крестьян была перевезена за счет государства (в так называемых «столыпинских вагонах») в малоосвоенные районы (Урал, Сибирь, Поволжье) — с одной стороны, это делалось для освоения новых (государственных) земель, с другой стороны, помочь крестьянам оторваться от общины.

Также в ходе аграрной реформы создавалась инфраструктура, поддерживающая капиталистическое сельское хозяйство — крестьянские банки, залоговые организации, предприятия по производству и продаже сельхозтехники, ее ремонту.
Меры, предпринимаемые П. Столыпиным, несмотря на недовольство части консервативного крестьянства, дали свои результаты:

  • государство помогло вырваться из общин самым способным и предприимчивым крестьянам;
  • на селе начал формироваться класс сельскохозяйственных капиталистов, которые, в отличие от помещиков и лидеров общин, несли ответственность за свое дело, стремились усовершенствовать производство и получить прибыль;
  • с другой стороны, исход из общин самых трудоспособных членов, за счет которых ранее выживали все остальные, подрывал общины изнутри, часто приводил к их распаду;
  • начал складываться класс наемных сельскохозяйственных рабочих, которые были освобождены от бремени выплачивать выкупные платежи и могли свободно продавать свой труд.

На селе начали складываться классические капиталистические отношения, которые способствовали росту количества и качества сельхозпроизводства. К 1913 г. Россия стала одним из ведущих государств — экспортеров сельхозпродукции в мире.
В 1911 г. П.А. Столыпин был убит в Киеве. После этого началась «правительственная чехарда»— сменилось несколько премьеров. Однако они не пользовались таким авторитетом и не имели такого успеха в делах, как П.А. Столыпин.

Несмотря на то, что столыпинская аграрная реформа полностью не уничтожила ни общину, ни общинную психологию, общинный строй был подорван. Началось развитие капиталистических отношений на селе, укрепился индустриальный сектор.

Источник: http://historyarch.ucoz.net/index/quot_treteijunskaja_monarkhija_quot_i_stolypinskaja_agparnaja_reforma/0-105

Третьеиюньская монархия и концепция реформ П.А. Столыпина

Понятие » Третьеиюньская монархия » связано с третьеиюньским переворотом. Третьеиюньский переворот завершил установление новой политической системы по итогам революции 1905-1907 годов. Поскольку система эта просуществовала в неизменности до самого падения царской власти, то весь этот период именуется третьеиюньской монархией

20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. Она оказалась левее первой. Хотя главенствующее положение в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест.

Представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, получили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%).

В Думу были избраны также черносотенцы — 30 депутатов.

В начале марта в Думе выступил председатель Совета министров Столыпин с правительственной декларацией о проведении либеральных реформ . В декларации говорилось, что правительство рассмотрело законопроекты о неприкосновенности личности, ненаказуемости участников экономических стачек, реформах в народном образовании и т. д. Как и раньше, центральным был аграрный вопрос.

Правительственный проект не получил поддержки Думы. Левые требовали радикального решения: полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. В высших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избирательный закон.

Черносотенцы организовали массовую кампанию, по приказу их Главного совета местные отделы начали присылать тысячи телеграмм с требованием роспуска Думы. Так создавалась видимость «народного гласа». В качестве предлога для роспуска Думы была использована политическая провокация. 55 депутатов социал-демократов были обвинены в под-готовке государственного переворота.

Правительство потребовало отстранить их от заседания. Власти не захотели дожидаться ответа на свой ультиматум.

Совет

3 июня 1907 г. II Госу-арственная дума была досрочно распушена, а некоторые члены социал-демократической фракции арестованы. В тот же день был издан новый закон, изменивший порядок выборов.

Изменение избирательного закона в Думу было проведено, несомненно, с нарушением манифеста 17-го октября, и потому акт 3-го июня был воспринят как «государственный переворот».

Одновременно с роспуском II Государственной думы было принято новое Положение о выборах. Общее количество избирателей сохранялось, однако крестьянское представительство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число депутатов от национальных окраин, а некоторые регионы были вообще лишены представительства.

Выборы в 3-ю Думу происходили осенью 1907 года в обстановке террора и разгула реакции. Правительство сумело на этот раз обеспечить послушный состав Думы. Большинство о ней имели помещики и буржуазия. Однако абсолютного большинства не имела ни одна партия. “Столыпинское” большинство в Думе составляли октябристы, националисты и умеренно-правые.

— Бюджетные права Думы давали ей боль-шое влияние на государственный аппарат, ибо на всякое новое ассигнование государственных средств министры должны были получать согласие Думы, и поэтому правительство стремилось действовать в согласии с Думой.

3-я Дума приняла аграрные законы Столыпина , поддерживала реорганизацию армии и флота, значительно увеличила ассигнования средств на народное образование.

Главным архитектором “третьеиюньской” политической системы являлся П . А . Столыпин, представитель старинного дворянского рода. Энергичный саратовский губернатор был замечен в апреле 1906 г. и получил портфель министра внутренних дел, а после разгона I Государственной думы в июле того же года стал председателем Совета министров.

Третья Государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок.

Третьедумский период— время поисков модели сосуществования, изыскания компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями политической жизни, между правительством и депутатским корпусом.

Обратите внимание

Правительство подготовило целую серию законопроектов, которые и стали предметом обсуждения. Они касались широкого круга вопросов, охватывавших в той или иной степени все стороны жизни страны и нацеленных на постепенное реформирование традиционных экономических укладов и социальных структур. Центральным среди них был острейший вопрос – аграрный.

Свою политическую программу сам Столыпин описывал так: «Сначала — успокоение, потом — реформы».


«Успокоение».

Возглавив правительство в июле 1906 года, Столыпин столкнулся с ещё довольно мощным революционным движением, с которым он начал решительную борьбу.
Покушение на Аптекарском острове.

Жёсткие меры нового премьера сразу восстановили против него революционеров.

Уже после месяца с небольшим его работы в новой должности, 12 августа 1906 года, эсеры-террористы устроили на него крупное покушение. Два боевика-смертника, переодетые полицейскими, с толстыми портфелями, набитыми взрывчаткой, попробовали попасть на приём к председателю правительства на его даче.

Однако они вызвали подозрение у охраны, попытавшейся их задержать, поэтому вынуждены были произвести взрыв в приёмной. Погибло почти три десятка находившихся в приёмной людей, ранение получили дочь и сын Столыпина, сам Столыпин не пострадал.
«Скорострельные суды».


Покушение на Аптекарском острове побудило Столыпина только ещё больше ужесточить преследования революционеров и других слоёв. В кратчайший срок в ряде областей было введено военное положение, а политические дела в местностях на военном положении или в положении усиленной охраны переданы в ведение военно-полевых судов («скорорешительных» по официальному выражению).

Эти суды, в которых решение отдавалось на усмотрение трёх офицеров безо всяких адвокатов, присяжных и длительных процедур, получили у современников прозвище «скорострельных». За восемь месяцев действия закона о военно-полевых судах по их решениям было казнено более 1100 человек.

В итоге период 1907-1910 годов представлял собой время относительного спокойствия в деревне и постоянного сокращения как числа рабочих стачек, так и доли политических забастовок в общем числе.

Провокаторы.
Помимо военно-полицейского давления, охранка развернула борьбу с революционерами посредством провокаторов. Провокаторы, или двойные агенты, существовали и раньше, но только теперь стали настолько распространёнными.

Провокаторство помогало полиции проводить массовые аресты революционеров, подрывало престиж революционных партий и заставляло революционеров в каждом товарище подозревать агента охранки.

Погромы.
Говоря о наведении порядка, надо отметить, что Столыпин стремился ввести в рамки закона не только левых, но и крайне правых, всё больше распоясывавшихся по мере стихания революционного движения.

Важно

В уставе «Союза русского народа» и других подобных организаций ничего не говорилось о боевых отрядах, однако на деле такие отряды существовали и активно действовали. Подобно эсерам-террористам, черносотенцы составляли списки «приговорённых к смерти», и в ряде случаев им удавалось приводить свои «приговоры» в исполнение.

Если эсеры наносили свои удары скрытно, исподтишка (пистолетный выстрел, взрыв бомбы), то черносотенцы действовали среди бела дня, шумной толпой, не скрываясь и не опасались полиции, относившейся к их действиям с сочувствием. От рук черносотенцев погиб ряд кадетских и левых деятелей.

Ещё более многочисленными были жертвы в результате так называемых еврейских погромов, когда черносотенцы выводили на улицу огромные толпы народа, сметавшие всё на своём пути.


Реформы.

Как бы то ни было, по завершении революции 1905-1907 годов Россия более или менее «успокоилась». Теперь, по столыпинской формуле, следовало переходить к реформам. Надо отдать Столыпину должное — он не стал дожидаться полного успокоения, понимая, что реформы как раз должны стать важным условием достижения этого успокоения.

Уже осенью того же 1906 года были приняты первые меры земельной реформы.
В земельной реформе Столыпина выделяются три неравноценных составляющих.
1) Частичное перераспределение земель.
.

Самый мягкий, октябристский, вариант предусматривал продажу пустующих государственных земель и частичное отчуждение неэффективно используемых помещичьих владений за выкуп, вносимый полностью крестьянами. Столыпин ещё урезал этот вариант. Оставив в покое помещиков, в августе 1906 года он выделил для продажи крестьянам Европейской России часть государственных земель.

Дабы облегчить крестьянам покупку, была предусмотрена продажа этих земель при посредстве Крестьянского банка. Одновременно Крестьянскому банку выделили средства на значительное увеличение объёмов покупки помещичьих земель, которые потом, опять же, продавались в рассрочку крестьянам.

2) Переселение в Сибирь.

Необъятные сибирские просторы всегда манили крестьян перенаселённой Европейской России. Однако во второй половине XIX века, даже после освобождения крестьян, переселение развивалось крайне слабо как из-за трудности дальней дороги, так и ввиду ограничений со стороны правительства.

Правительство же сдерживало переселение, исходя из интересов помещиков, для которых обилие бедных крестьян означало дешевизну рабочей силы. На рубеже веков положение стало меняться. Во-первых, появилась железная дорога, связывающая Европейскую Россию в Западной и Восточной Сибирью, а затем и Дальним Востоком.

Совет

Строить её начали в 1891 году, полностью завершив строительство в 1916-м; однако в Восточную Сибирь по Транссибу можно было попасть уже в последние годы XIX века. Во-вторых, правительство постепенно всё более благосклонно начинало относиться к переселенцам.

Правительственные мероприятия.

Но действительно массовый характер переселение приобрело только после закона 9 ноября 1906 года, который предоставил переселенцам право продавать оставляемый ими надел общине. Одновременно была существенно расширена государственная поддержка переселенцев, принявшая характер системы.
Дело в том, что переселение не просто являлось трудным и дорогостоящим делом. Оно было ещё и рискованным предприятием. Уезжая с прежнего места, крестьянин продавал всё хозяйство, беря с собой лишь то, что можно унести в руках. Поэтому если переселенцу не удавалось устроиться в Сибири, он оказывался на грани (а часто и за гранью) нищеты.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s437t3.html

Реформы п.а. столыпина

Первая программная речь Столыпина как главы кабинета прозвучала перед депутатами Второй Государственной Думы 6 марта 1907 года. Речь свою он составил в деловом, конструктивном тоне, лишенном полемической риторики.

Спокойно и обстоятельно обрисовал главные пункты программы правительства и очертил основные направления дальнейшей деятельности на пути превращения России в правовое государство. П.А.

Столыпин считал, что главным в комплексе проводимых мер являются законы об устройстве быта крестьян.

Вниманию депутатов были предложены и некоторые законопроекты более общего характера: о веротерпимости, о пересмотре временных правил о печати, о равноправии всех граждан, о неприкосновенности личности, о реорганизации местного самоуправления, о реформировании суда, о пересмотре рабочего законодательства.

Заканчивая свое выступление, глава кабинета сказал: «Изложив перед Государственной Думой программу законодательных предположений правительства, я бы не выполнил своей задачи, если бы не выразил уверенности, что лишь обдуманное и твердое проведение в жизнь высшими законодательными учреждениями новых начал государственного строя поведет к успокоению и возрождению великой нашей Родины».

Прекрасно понимая значение для России аграрного законодательства, Столыпин не сомневался, нужен комплекс и других социальных мер, способных превратить отсталого и бедного крестьянина в просвещенного и обеспеченного. Он хотел сделать из «статистической единицы» гражданина, видя в том залог процветания страны.

Поэтому такими важными представлялись ему еще две реформы: введение всеобщего бесплатного начального образования и учреждение волостного земства. Грамотность — непременное условие любой общественной деятельности, а самоуправление — приучение к ответственности.

«Легко сказать: дайте стране все свободы», — заявлял Столыпин, — и я говорю: надо дать свободы, но при этом добавлю, что предварительно нужно создать граждан и сделать народ достойным свободы».

Обратите внимание

После 3 июня 1907 г. в революционном движении наступил спад. Если до этого П.А. Столыпин выражал свою политику в форме: «Сначала успокоение, а затем реформы» — то теперь открылась возможность начать реализацию плана реконструкции России.

Свой план он изложил в первой публичной декларации по поводу вступления на пост председателя Совета Министров в августе 1906 г.

Среди комплекса законопроектов первостепенными, по его мнению, были: о свободе вероисповедания; о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии; о реформе средней и высшей школы; о полицейской реформе; о мерах исключительной охраны общественного порядка и спокойствия и другие. По словам кадета В.А.

Маклакова, эти реформы были призваны «превратить Россию в правовое государство и тем самым подрезать корни революции». Однако, кроме реформы местного суда, введения земства в некоторых регионах, страхования от несчастных случаев и аграрной реформы, остальные застряли еще при жизни Столыпина в парламенте, а после его смерти провалены.

Против Столыпина повели ожесточенную борьбу как слева, так и справа. К правым примкнул и Николай II, видевший в нем нарушителя «вековых устоев» и узурпировавшего государственную власть.

Им нужен был Столыпин-успокоитель, а в Столыпине-реформаторе они не нуждались. Посягательство на свою политическую монополию дворянство Столыпину не простило, и 1 сентября 1911 г. П.А.

Столыпин был смертельно ранен Дмитрием Богровым — эсером, анархистом и агентом царской охранки (сыном богатого киевского домовладельца).

В последнее время растет интерес к Столыпину как «отцу» крестьян-фермеров. Столыпинская реформа началась Указом 9 ноября 1906 г. Ее главным содержанием было разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности.

Важно

Разрешением продажи и купли наделов правительство облегчило отлив бедноты из деревни и концентрацию земли в руках кулачества.

Проводимое в ходе реформы землеустройство было направлено, в первую очередь, на создание хуторов и отрубов на крестьянской земле.

Хутор — участок земли, выделенный крестьянину в одном месте (взамен ранее отводившихся ему усадебной и общинной земель, расположенных в разных местах), где он возводил хозяйственные и жилые постройки и переселялся сюда из деревни.

Отруб — участок земли, выделенный крестьянину в одном месте взамен ранее отводившихся ему общинных земель, расположенных в разных местах. Усадьба же оставалась в деревне, где он и продолжал жить.

В Указе говорилось, во-первых, о том, что каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать закрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Во-вторых, в обществах, в коих не было общих переделов в течение 24 лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином закреплялись в личную собственность сверх усадебного участка все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.

В-третьих, каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли, имел право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности, к одному месту.

Таким образом, Указ призван был взорвать общину изнутри за счет выделения из нее определенной части крестьян. Он помог узаконить создание частной крестьянской собственности на землю, поощряя образование отрубного и хуторского хозяйств, не посягая при этом на помещичье землевладение.

Совет

Это являлось важным моментом реформы и в то же время вызывало резкое противодействие крестьян. Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичье землевладение и обогащая одних крестьян за счет других.

После разрушения общины земля переходит в собственность зажиточных крестьян, а разорившиеся идут на работу в промышленность или переселяются на окраины страны. Вслед за появлением в деревне слоя личных собственников П.А.

Столыпин предполагал предоставить им экономическое и политическое равноправие с помощью реформ местного управления и суда и таким образом создать мощную опору для монархии.

Крестьяне воспринимали идеи реформы неоднозначно. С одной стороны, они принимали идею частной собственности на землю, но, с другой стороны, они понимали, что такая реформа не спасет деревню от малоземелья и безземелья, не поднимет уровня крестьянской агрокультуры.

В осуществлении столыпинской аграрной реформы значительной была деятельность Крестьянского банка. Наибольшие суммы банковских ссуд на покупку земли выдавались отдельным домовладельцам, а в их числе — на льготных условиях — владельцам хуторов и отрубов.

Чтобы оградить помещика от конкуренции со стороны зажиточных крестьян, были приняты меры (56-я статья Указа), не допускающие концентрации земли в их руках: в одни руки можно было купить только шесть наделов. Нельзя было передавать землю лицам некрестьянского сословия, продавать за личные долги. Заложена земля могла быть только в Крестьянском банке и завещана только близким родственникам.

Одним из важнейших инструментов разрушения общины, хотя и второстепенным, было массовое переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, Северный Кавказ, Казахстан.

Формируя этот процесс, правительство хотело ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное — отправить миллионы безземельных и бунтующих крестьян в Сибирь, подальше от помещичьих имений.

Обратите внимание

Переселенцы были освобождены от налогов, получали в собственность участок земли: 15 га на главу семьи, 45 га на остальных членов семьи и денежное пособие — 200 рублей на семью.

С 1907 г. по 1914 г. в Сибирь переселилось 3 млн. 40 тыс. человек, возвратились обратно 524 тыс., что составило лишь 17%. В целом эта политика имела прогрессивный характер. Увеличилось население Сибири, новоселы освоили более 30 млн. десятин пустующей земли, построили тысячи сел, дав толчок развитию производительных сил Сибири.

Но в то же время итоги столыпинской аграрной реформы свидетельствовали о ее провале. Несмотря на нажим правительства, из общин вышло к 1 января 1916г. всего около 2,5 млн. домохозяев почти с 17 млн.

десятин земли, что составило всего 26% всех общинных крестьянских дворов и около 15% площади крестьянского общинного земледелия.

Это означает, что не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый слой крестьян-собственников.

Этот вывод дополняется данными о неудаче переселенческой политики.

Причины ее были разные: бюрократизм российского чиновничества, нехватка средств на обзаведение хозяйством, незнание местных условий и более чем сдержанное отношение к переселенцам старожилов.

Многие скончались в пути или полностью разорились. В национальных районах страны у казахов, киргизов отнимали их земли, чтобы расселить переселенцев.

Не были решены в результате реформы проблемы малоземелья и безземелья, аграрного перенаселения, т.е. основа социальной напряженности в деревне сохранялась.

Таким образом, реформа не удалась ни в экономической, ни в политической части.

Важно

Ярким показателем провала аграрной реформы был голод 1911 г., охвативший основные земледельческие районы России, от которого пострадало более 30 млн. человек сельского населения.

Некоторые публицисты, значительно преувеличивая значение столыпинской реформы, отмечают, что она привела к большому приросту товарного хлеба и вывозу его из России (в начале века росли мировые цены на зерно).

История свидетельствует, что вывоз хлеба из России в значительных размерах начался со времени Петра I. Россия экспортировала около 650 млн. пудов хлеба, что составляло 20% валового сбора зерна. В этот период продолжалась политика «недоедим, но вывезем», определенная И.

А. Вышнегородским — министром финансов конца ХIХ века.

Крах столыпинской реформы был обусловлен главным объективным фактором — тем, что она проводилась в условиях сохранения помещичьего землевладения и для сохранения этого землевладения.

Главный урок столыпинской реформы состоял в том, что только сами крестьяне могут решить, какая форма землепользования удобнее в той или иной местности. Всякое вмешательство закона или администрации в свободное распоряжение крестьянами землей было прерогативой крепостного права. От этого мог быть только вред.

Источник: https://studbooks.net/518602/istoriya/reformy_stolypina

Ссылка на основную публикацию