Русская музыка 18 — 19 вв

Русская музыка 18 века — история, жанры, виды, первые композиторы

Вторая половина 17-го и 18-й век (петровская и послепетровская эпохи) являются переломным периодом в отечественной истории. Именно в 18 веке произошли многие значимые изменения в культурной и общественной жизни, на десятилетия предопределившие развитие государства.

  • «Прорубленное» окно в Европу,
  • укрепление абсолютизма,
  • окончательное закрепощение крестьян,
  • введение системы всеобщего образования, учреждение первых академий наук и университетов –

все это не могло не сказаться на культурном облике страны. Большое место в духовной жизни людей стали занимать музыка и литература.

Положение народной музыки до Петра I

Но так было не всегда. В 1648 году под влиянием церкви, считавшей скоморохов «богопротивными», был издан царский указ, который запрещал скоморохам участвовать в торжествах и повелевал уничтожать их маски и музыкальные инструменты. Поэтому, начиная с этого времени, музыканты, исполняющие народные песни, переходили на нелегальное положение и лишались всех привилегий.

А с приходом к власти Петра I в 1682 году положение музыкантов существенно изменилось. Реформы Петра I дали толчок развитию всего светского искусства в целом и музыкального в частности.

Русская светская музыка 18 века – ассамблеи, салоны, маскарады, зарождение романса

Обратите внимание

При императорском дворце, а затем и в домах вельмож, появились первые инструментальные капеллы. Знать и аристократы организовывали открытые музыкальные вечера, так называемые «ассамблеи», которые мог посетить любой желающий.

Прославились на весь Петербург концерты, проводившиеся еженедельно в доме тайного советника Бассевича. На них представляла репертуар европейских композиторов 18 века капелла герцога Голштинского. По негласному правилу молодым дворянам вменялось обязательное посещение ассамблей.

Там они могли не только слушать музыку, но и общаться, танцевать и даже играть в карты.

В салонах и аристократических домах развивалось любительское (или «салонное») музицирование. Молодые дворяне обучались игре на клавесине, виоле, арфе, флейте, гитаре, клавикордах, сочинялись и исполнялись лирические канты, так называемые «арии» – прообразы будущих романсов.

Именно с  распространением любительского («салонного») музицирования в русской музыке 18 века тесно связано развитие так называемой камерной музыки.

Самыми популярными на домашних концертах были различные танцевальные пьесы – менуэты, полонезы, экоссезы, аглезы, контрдансы и другие. Не меньшей любовью пользовались и вариации на темы народных песен.

Большое количество таких вариаций для скрипки написал и издал первый композитор  И.Е. Хандошкин (1747–1804).

В середине 18 века в русской музыке века возник еще один уникальный «салонный» жанр – российская песня. Эти песни, по стилистике и исполнению очень похожие на лирические канты и будущие романсы, создавались на стихи русских поэтов, таких как А. Сумароков, Г. Державин, Н. Львов и другие.

Важно

Первые российские песни были изданы в сборнике «Между делом безделье», принадлежащего перу государственного деятеля и ученого Г. Теплова. Другие известные авторы российских песен – И.А. Козловский и скрипач-любитель М.Ф Дубянский.

Помимо ассамблей, Петр I учредил также придворные маскарады, торжества и пиршества с музыкой. Специально для царского дворца он выписал из-за границы группу иностранных музыкантов и певцов.

В 1690-х годах царь утвердил Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор – шутовской «орден», пародирующий своей деятельностью католическое и православное богослужение. Собор просуществовал более 30 лет.

Все годы вдохновителем и организатором «ордена» был Петр I.

Возникновение русских военных духовых оркестров в 18 веке

После реформ армии в 1699 и 1705 годах в каждом полку появился свой оркестр, состоящий по большей части из труб, гобоев, литавр, валторн и барабанов.

В связи с победами русского оружия в солдатской среде зародился новый жанр в отечественной музыке 18: «панегирический кант» – приветственный гимн на три голоса с бравурными трубными мелодиями (иногда его называли виват-кант – со слова «виват!» («да здравствует!») начинался кант, посвященный окончанию в 1721 году Северной войны).

Часто виватические канты слагались в честь императора и его полководцев. Виват-канты породили особую поэтику, сопоставимую с одической, которая достигла своего расцвета в хоровых концертах, кантатах и ораториях в русской музыке конца 18 века.

«Любимая дочь русского народа» Елизавета Петровна, взошедшая на престол в 1741 году, продолжала прогрессивные реформы своего отца, особенно в области культуры. Ее эпоха вошла в историю как эпоха просвещенного абсолютизма.

 Русская светская музыка 18 века при Елизавете Петровне – капеллы, симфонический и бальный оркестры

В 1763 году императрицей организована Придворная певческая капелла. Ее выпускники — первые русские композиторы М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский — полностью реформировали русскую хоровую музыку, связав национальные особенности русского многоголосного пения с достижениями прогрессивных европейских музыкантов.

Первый русский композитор-классицист Д.С. Бортнянский (1751-1825), вернувшись из заграницы после обучения у итальянских профессоров, был назначен капельмейстером (директором) Придворной певческой капеллы.

Именно при Бортнянском музыканты капеллы достигли новых вершин творчества.

Совет

Сам композитор прославился как автор опер на французский текст, квинтетов, концертных симфоний и большого количества сонат и пьес для фортепиано.

Параллельно с певческой капеллой при дворе существовал особый оркестр, играющий только для императорских и приближенных к ним особ. Из среды придворного оркестра выделились такие талантливые русские композиторы, как В.А. Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Постепенно в 1760-е года музыканты оркестра разделились на две принципиально различающиеся группы:

  • на исполнителей оперно-симфонической
  • и бальной музыки.

Исполнители оперно-симфонической группы принимали участие в театральных постановках, а исполнители бальной музыки играли популярные в то время мелодии на торжествах, пиршествах и балах.

 Запись нот музыки в 18 веке

Развитие книгопечатания позволило в 1730 году впервые в стране воспроизвести с гравировальных досок ноты на бумаге, а в 1766 году изобретатель С.И. Башковский разработал способ наборного воспроизведения нот. Теперь в российских типографиях возможность делать нотные записи народных песен.

Были отпечатаны первые сборники фольклорных песен – «Собрание русских простых песен с нотами» певца и гусляра В. Трутовского, «Собрание народных русских песен с их голосами» поэта и фольклориста Н. Львова и чешского композитора И. Прача.

Темы и жанры русской профессиональной музыки 18 века

Профессиональные музыканты при написании своих произведений – опер, симфоний, увертюр, вариаций часто использовали народные мотивы в своих работах. Поэтому сборники фольклорных песен сыграли значительную роль в творчестве первых русских композиторов.

Но все же народные песни чаще всего использовались в комических операх, которые в век просвещенного абсолютизма стали самым популярным жанром в русской музыке 18 века.

(Знакомство же с первыми операми произошло еще в 30-е годы 18 века, в эпоху царствования Анны Иоанновны, но эти оперы не получили широко распространения. В частности, из-за того, что они исполнялись на французском или итальянском языке.

Русской музыке 18 века требовался новый жанр —  национальная опера.

Первые русские национальные оперы

В 1755 г. на российской сцене была поставлена первая опера, написанная на оригинальный русский текст и исполненная только русскими артистами, под названием «Цефал и Прокрис». Музыку написал знаменитый в то время композитор неаполитанской школы Ф. Фрайя, либретто (текст) – «придворный» драматург-классицист А.П. Сумароков.

Другие первые русские оперы – это

 «Мельник – колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, «Санкт-Петербургский гостиный двор», «Несчастье от кареты» и «Скупой» В. Пашкевича, «Сокол» и «Сын-соперник» Д. Бортнянского, «Ямщики на подставе» Е. Фомина.

Популярным автором русских опер  был Е. Фомин (1761–1800) – первый русский композитор-трагик. Он написал оркестровую увертюру к мелодраме «Орфей и Эвридика» (1792) на текст Я. Княжнина, которая оказалась первым примером русской драматической симфонии. Вообще, мелодрама «Орфей и Эвридика», по мнению музыкальных критиков, является

«самым величественным памятником русского музыкального театра» той эпохи.

Концертная жизнь и гастроли в России 18 века

Обратите внимание

Концертная жизнь постепенно приобрела все более систематический характер. Для многих оркестров и театров, особенно крепостных, гастроли становились привычным делом. Помпезные оратории и хоровые концерты русской музыки  имели огромный успех у самой разной публики.

Одновременно набирала обороты и сольная деятельность исполнителей. Большой известностью пользовались клавесинисты и органисты В. Пальшау, И. Гесслер, А.

Сартори, которые выступали не только в частных домах для ограниченного круга гостей, но и на городских площадях, театральных подмостках, в расположениях воинских частей.

Многие из сольных исполнителей подрабатывали также музыкальными наставниками у детей обеспеченных дворян.

Значение периода 18 века для русской музыки

Музыка в России 18 века – особое явление в истории отечественной музыки. В этот период произошли имевшие большое значение события:

  • Появление, возрождение, реформирование и взаимопроникновение многих музыкальных жанров,
  • Широкое распространение домашнего музицирования и использования в быту многих музыкальных инструментов,
  • Возникновение первых капелл, оркестров и оперных трупп,
  • Становление системы музыкального образование,
  • Большой интерес общественности к национальным традициям русской музыки, намечающийся размах концертной деятельности,
  • Созревание национальной школы композиторов подготовили расцвет русской классической музыки в наступающем XIX веке.

Оркестры крепостных театров

Большое значение в культурной жизни России играл и крепостной театр. В стране и за рубежом был известен крепостной театр графа Нарышкина, конкурирующий по качеству исполнения не только с отечественными, но и европейскими театрами. Особенностью крепостных театров было использование роговых оркестров.

Оркестры насчитывали десятки исполнителей. У каждого из них был рог, способный извлекать только одну ноту определенной тональности.

Несмотря на кажущуюся простоту и даже примитивность исполнительских средств, роговые оркестры исполняли множество произведений из репертуара современной тогда музыки, включая симфонии Гайдна и Моцарта, а иногда принимали участие в оперных спектаклях.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/russkaya-muzyika-18-veka-istoriya-zhanryi-vidyi-i-pervyie-kompozitoryi

Русская музыка 18 века

В XVIII веке большинство европейских государств охватило просветительское движение. Благодаря реформам Петра I Россия активно включилась в этот процесс, приобщаясь к  достижениям европейской цивилизации.

Ее поворот в сторону Европы, породивший феномен «русской европейскости», произошел типично по-русски – круто и решительно.

Взаимодействие с более устоявшимися художественными школами Западной Европы позволило русскому искусству пройти путь «ускоренного развития», освоив в исторически сжатые сроки европейские эстетические теории, светские жанры и  формы.

Важно

Главное достижение русского Просвещения – расцвет личностного творчества, которое приходит на смену безымянному труду художников Древней Руси.

Реализуется ломоносовская формула: «будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать».

Наступает время активного становления светского мировоззрения.

Храмовое искусство продолжает свое развитие, однако постепенно отходит на второй план в культурной жизни России. Светская же традиция всемерно укрепляется.

В музыке XVIII века, как в литературе и живописи, утверждается новый стиль, близкий европейскому классицизму.

Новые формы великосветского быта  –  гуляния в парках, катания по Неве, иллюминации, балы  и «маскерады», ассамблеи и дипломатические приемы  – способствовали широкому развитию инструментальной музыки. По указу Петра  в каждом полку появились военные духовые оркестры.

Официальные торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором[1]. Примеру двора следовала петербургская и московская знать, которая  заводила у себя домашние оркестры.

Крепостные оркестры и музыкальные театры создавались и в дворянских усадьбах[2]. Распространяется любительское музицирование, обучение музыке становится обязательной частью дворянского воспитания.

В конце столетия многообразная музыкальная жизнь характеризовала быт не только Москвы и Петербурга, но и других русских городов.

Совет

Среди музыкальных новшеств, неизвестных Европе, был роговой оркестр, созданный российским императорским камер-музыкантом И.А. Марешом по поручению С.К. Нарышкина. Мареш создал слаженный ансамбль, состоящий из 36 рогов (3 октавы).

Участвовали в нем крепостные музыканты, которые играли роль живых «клавиш»,  поскольку каждый рог мог издавать только один звук. В репертуар входила классическая европейская музыка, в том числе сложные сочинения Гайдна и Моцарта[3].

В 30-х годах XVIII века в России была создана придворная итальянская опера, спектакли которой давались в праздничные дни для «избранной» публики. В это время Петербург привлекает многих крупнейших европейских музыкантов,  преимущественно итальянцев, среди которых композиторы Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза[4].

Франческо Арайя в 1755 году написал музыку к первой опере с русским текстом. Это было либретто А.П. Сумарокова на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Опера, созданная в итальянском жанре seria, называлась «Цефал и Прокрис».

В петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и кант.

Канты петровского времени нередко назывались «виватами»[5], поскольку они изобилуют прославлениями военных побед и преобразований («Радуйся, Росско земле»). Для музыки «приветственных» кантов характерны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза. Их исполнение часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.

Читайте также:  Основные направления общественно-политической мысли xix века

На петровскую эпоху приходится кульминация в развитии хорового партесного пения. Блестящий мастер партесного концерта В.П. Титов занял место первого музыканта при дворе царя Петра. Именно ему было поручено написать торжественный концерт по случаю Полтавской победы, одержанной русскими войсками в 1709 году («Рцы нам ныне» – за сочинением утвердилось название «Полтавскому торжеству»).

Источник: http://musike.ru/rml/18th

Русская музыка с древних времён по XVIII век

Русская музыка — это своеобразная летопись многове­ковой истории нашей страны. Ее истоки находятся в глу­бокой древности и тесно связаны с художественным твор­чеством восточных славян — песнями, сказками, легенда­ми.

Народное искусство всегда было неотделимо как от ве­рований и обрядов (сначала языческих, а позже христиан­ских), так и от земледельческого труда, который составлял основу жизни. Русский народ всегда славился своей музы­кальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти.

Этим объясняется и большое разнообразие ее жан­ров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни.

Обратите внимание

Уже в древние времена была широко распространена и инструментальная музыка. Она исполнялась на различных струнных, духовых и ударных инструментах, среди которых одним из самых любимых были гусли.

Постепенно в народ­ных песнях, танцах, наигрышах складывались тип мелоди­ки, особенности лада, ритма, многоголосия, то есть формиро­вались особенности национального музыкального стиля, ко­торый позже и определил неповторимое своеобразие рус­ской профессиональной музыки.

Зарождение профессиональной музыки в России проис­ходило в эпоху создания первого древнерусского государ­ства — Киевской Руси (IX—XIII века). Введение христиан­ства в качестве государственной религии (988 год) и укреп­ление связей с Византией имели огромное значение для его последующего политического и культурного развития.

Киевская Русь во время своего расцвета (первая половина XI века) заняла важное место среди стран средневековой Европы.

Велика ее роль в истории русской культуры, о чем свидетельствуют дошедшие до нас шедевры — архитектура и фрески киевского Софийского собора и знаменитое произ­ведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Первыми формами профессиональной музыки стало уст­ное светское искусство сказителей и скоморохов и пись­менное музыкальное творчество, связанное с церковным пением. Музыка занимала важное место в жизни Киевской Руси. Она звучала во время церемоний, военных походов, пиров, на охоте, а также в повседневной жизни.

Скоморохи — любимцы князей и простого народа — были талантливыми артистами — певцами и танцорами, «лицедеями» и фокусниками, акробатами и дрессировщи­ками.

Свои выступления они сопровождали игрой на раз­личных народных инструментах — дудках, волынках, гус­лях, гудках, трубах, бубнах, свирелях.

Важно

Певцы-сказители вос­певали боевые подвиги князей и дружин; образ такого песнетворца воссоздан в «Слове о полку Игореве», автор кото­рого вспоминает прославленного Баяна, жившего в XI веке.

С принятием христианства начинает развиваться духов­ная музыка, которая сначала испытывала сильное визан­тийское влияние. Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось при по­мощи особых условных знаков, происходивших от системы невменного письма. ( Невмы (от греч.

«дыхание») — знаки нотного письма, которые применялись в церковном пении в средневековой Европе; помещались над словесным текстом и напоминали певцам лишь о направлении мелодии, то есть служили своеобразной «подсказкой» при пении). Эти знаки могли обозначать как один звук, так и группу звуков, целую характерную попевку, но не указывали их точную высоту.

Такой способ записи» му­зыки получил название знаменного письма (от сла­вянского слова «знамя» — «знак»). Его называли также крюковым письмом (по наименованию одного из главных знаков — «крюк»).

Мелодии знаменного пения (рас­пева) обычно строились на плавном поступенном движе­нии в диапазоне кварты или квинты, повторении несколь­ких попевок (мелодических формул) и их вариантном раз­витии:

После распада Киевской Руси, связанного с междоусоби­цами князей и нашествием монголо-татарских орд (в 1240 го­ду Киев был взят ханом Батыем), основным хранителем древнерусской культуры становится Новгород — полити­чески независимый («вольный»), богатый торговый город. Новгородские былины донесли до нас описание его шумной яркой жизни, непременными участниками которой были скоморохи, а самым знаменитым среди них — певец и гус­ляр Садко. Новгород становится своеобразным центром русского скоморошества. В городе и вокруг него возникли целые скоморошьи поселения. В них жили многочислен­ные семьи артистов, оттуда они разъезжались по всей Руси. Своим искусством славились новгородские церковные пев­чие и мастера колокольного звона. Эффектная и разнооб­разная «колокольная музыка» стала еще одним неповтори­мым видом древнерусского искусства.

С конца XIV века начинается объединение русских зе­мель вокруг Москвы и создание единого государства.

В 1380 году русское войско под руководством московского князя Дмитрия Донского разбило татарского хана Мамая в битве на Куликовом поле, а в конце XV века при князе Иване III Русь была полностью освобождена от монголо-та­тарского ига.

Иван III первым из московских князей име­нует себя «государем всея Руси». В XVI веке его внук Иван IV Грозный расширяет границы государства, присое­диняя новые земли. Москва становится столицей Русской державы, символом ее величия и славы.

Эпоха Московской Руси — новый этап в развитии на­циональной культуры и искусства. Создают свои шедевры великие художники — Феофан Грек, Андрей Рублев, Дани­ил Черный, Дионисий, возникают новый архитектурный ансамбль Московского Кремля(К работе над созданием Кремля были привлечены итальянские мастера, в том числе архитектор А.

Совет

Фиораванти и инженер П. Солари), многочисленные монастыри и соборы. К середине XVI века относится и появление пер­вых печатных книг: в 1564 году И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана богослужебная книга «Апостол».

В песенном фольклоре этого времени рождается новый эпический жанр — историческая песня, которая при­ходит на смену былинам: в ней, в отличие от былин, рассказывалось о реальных событиях и героях.

Тогда же по­является и лирическая песня с ее глубокими эмо­циональными образами и импровизационным характером напевов, о чем свидетельствует существование множества вариантов песен. С этим жанром связано и развитие особо­го вида многоголосия — русской хоровой подголосочной полифонии.

При московском дворе продолжало развиваться свет­ское искусство. Несмотря на постоянные преследования скоморохов со стороны церкви как «нечестивцев», творивших «богомерзкие дела», московские цари любили скоморошьи «забавы» и содержали для них целый штат артистов.

По­степенно в придворном быту появляются и европейские музыкальные развлечения — слушание «заморской» музы­ки, исполняемой на органе и клавикордах.

В Москве посто­янно заботились и о состоянии церковного пения: была про­ведена большая работа по исправлению ошибок в старин­ных знаменных распевах и систематизированы духовные песнопения, что привело к созданию в XV веке «Обихода» — певческой книги русской православной церкви.

В конце XV века при дворе Ивана III учреждается хор госуда­ревых певчих дьяков. В него входили 30—35 певцов, которые постоянно сопровождали царя и пели как в собо­рах, так и во время различных дворцовых церемоний (В XVIII веке хор был переведен в Петербург и преобразован в Придворную певческую капеллу). Вре­мя Московской Руси стало эпохой наивысшего расцвета хоровой культуры знаменного пения.

XVII век стал рубежом в истории России: закончилось Средневековье и наступил новый важный этап в развитии государства, в течение которого произошли серьезные изме­нения во всех сферах жизни.

Тревожное начало века, слож­ная политическая и социальная обстановка внутри страны были связаны со многими причинами: это «смутное» время междуцарствия с его борьбой за трон, завершившейся при­ходом к власти в 1613 году династии Романовых, стихий­ные бедствия и крестьянские бунты, борьба против польской и шведской интервенции. Лишь к середине века укрепля­ется государственный строй России, восстанавливается ее экономика. Важным событием для дальнейшего развития государства, сближения и тесного взаимодействия культуры славянских народов стало объединение России и Украины в 1654 году. Вместе с тем рост государственных налогов и закрепощение крестьянства приводят во второй половине XVII века к новым социальным потрясениям, среди кото­рых самым значительным стала крестьянская война под предводительством Степана Разина. А церковные реформы патриарха Никона вызвали движение протеста (раскол) среди крестьянского и городского населения и многочисленные выступления в защиту «старой веры».

Обратите внимание

Несмотря на все потрясения, XVII век явился перелом­ным в области просвещения, культуры и искусства. Усиле­ние международного авторитета России, рост внешней тор­говли способствуют укреплению ее культурных связей со странами Западной Европы, развитию науки и образования.

Успешно развивается книгопечатание, причем издается не только религиозная литература, но и научные и техниче­ские книги.

В дворянском обществе усиливается тяга к об­разованию и просвещению: организуются первые школы, дающие среднее образование, а в 1687 году в Москве откры­вается первая высшая Славяно-греко-латинская академия.

В литературном творчестве возникают новые светские жан­ры — бытовые, исторические, сатирические повести. Боль­шие перемены происходят в живописи.

Одной из централь­ных фигур в искусстве XVII века был художник, ученый, педагог и богослов Симон Ушаков; уже в иконописи он стре­мился воссоздать живое человеческое лицо («как в жизни бывает»). Такое новое понимание основной задачи искус­ства как отражения реальной действительности приводит к рождению парсунного письма, то есть жанра светско­го портрета («Парсуна» — искаженное латинское слово «персона», что означает «лицо», «личность».).

Серьезные изменения произошли в этом столетии и в музыке. Еще в XVI веке возникли такие ранние формы цер­ковного многоголосия, как двух- и трехголосное пение.

Но настоящее утверждение многоголосия в русской духовной музыке происходит во второй половине XVII века, когда в Москве закрепляется пришедший с Украины новый хоровой стиль — партесное пение («Партес» (лат.

) — «голоса»; партесное пение — пение по голосам, по хоровым партиям

Источник: https://znatock.org/s2347t1.html

Презентация по МХК «Русская музыка 19 века»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд
2 слайд Описание слайда:

Русская музыка XIX века – это яркая и блистательная эпоха в развитии художественной культуры Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).

В XIX веке сложились новые жанры вокальной и симфонической музыки Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты. В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Г.

Рубинштейн
3 слайд Описание слайда:

А. С. Даргомыжский (1813 – 1869) В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов.

Важно

Основные произведения: оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова. Родоначальник классической русской музыкальной школы. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века. М. И.

Глинка (1804 – 1857) Основные произведения: оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», « Орлеанская дева», « Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония №6, романсы и др. Основные произведения: Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы», увертюры, романсы, арии,песни. П.

И. Чайковский ( 1840-1893) МУЗЫКА
4 слайд
5 слайд
6 слайд Описание слайда:

М. А. Балакирев А. П. Бородин Ц. А. Кюи М. П. Мусоргский Н. А. Римский-Корсаков Творческое содружество композиторов было представлено такими именами, как М.А. Балакирев (1836/37 – 1910), Ц.А.

Кюи (1835 – 1918), М.П. Мусоргский (1839 – 1881), А.П. Бородин (1833 – 1887) , Н.А Римский – Корсаков (1844 – 1908)
7 слайд Описание слайда:

Лучшие музыкальные традиции М.И.

Глинки были продолжены в творчестве композиторов, вошедших в историю русской музыкальной культуры под названием «Могучая кучка» Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза, созданного в конце 1850-х годов, стал Милий Алексеевич Балакирев. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

Читайте также:  Попытка демонтажа крепостнической системы при николае i

сочувствовали передовым идеям века; сюжеты находили в историческом прошлом русского народа; в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»; широко общались с публикой
8 слайд Описание слайда:

Им созданы музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», симфонические поэмы «Тамара» на стихи М.Ю.

Лермонтова, «Русь» и «В Чехии», «Испанская увертюра», Увертюра на темы трех русских песен». Для фортепиано, своего любимого музыкального инструмента, он создал великолепную фортепианную восточную фантазию «Исламей», навеянную впечатлениями от путешествий по Кавказу.

Совет

Сорок романсов(«Грузинская песня», «Песня селима», «Песня золотой рыбки»), сонаты, мазурки, ноктюрны и вальсы, сборники русских песен являются лучшими достижениями композитора. М.А. Балакирев – замечательный пианист и композитор, сумевший объединить вокруг себя не только любителей музыки, но и талантливых исполнителей и композиторов.

Его незаурядные способности, превосходные исполнительские и артистические данные, разносторонние музыкальные познания и острый, проницательный ум приводили в восхищение и обеспечили ему незыблемый авторитет.
9 слайд Описание слайда:

(1835 – 1918) Ц.

Кюи — русский композитор, член балакиревского содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества «Могучей кучки», крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал. Он прожил долгую и насыщенную жизнь. Во всех сферах своей деятельности достиг значительных успехов, внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки.

Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие
10 слайд Описание слайда:

Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции.

Замечательный лирик, способный воплощать в музыке самые возвышенные и глубокие чувства, он как художник наиболее раскрылся в миниатюре и прежде всего в романсе. В этом жанре Кюи достиг классической стройности и гармонии. Истинной поэзией и вдохновением отмечены такие романсы и вокальные циклы, как «Эоловы арфы», «Сожженное письмо», «Истомленная горем», 13 музыкальных картинок и др.

Стоит отметить, что для вокального исполнения им было создано около 70 хоров и 2 кантаты. Много интересных произведений Кюи написал в области инструментальной музыки – это сюиты, скерцо, тарантелла, 3 струнных квартета, 25 фортепианных прелюдий, много пьес для скрипки и для виолончели.


11 слайд Описание слайда:

Александр Порфирьевич Бородин (1833 —1887) Александр Порфирьевич Бородин – одна из монументальных фигур русской композиторской школы. Он — один из первых композиторов, тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем М.И. Глинки.

Обратите внимание

Знаменитая «Могучая кучка», кроме всего прочего, оправдывала свое название и тем, что в состав этого замечательного музыкального кружка входил поистине могучий человек – Александр Порфирьевич Бородин. Высокий, огромной физической силы, на светских приемах всегда привлекавший внимание своей красивой статной внешностью.

В творчестве Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.


12 слайд Описание слайда:

 В историю мировой музыкальной культуры Бородин вошел, прежде всего, как гениальный композитор, автор оперы «Князь Игорь» и «Богатырской симфонии», основатель эпического направления в русской музыке.

Наиболее значительное произведение Бородина – опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. 
13 слайд
14 слайд Описание слайда:

(1839-1881) Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям…

— вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться. Модест Петрович Мусоргский  русский композитор, член «Могучей кучки». Талант Мусоргского настолько глубок и монолитен, что анализировать его музыку, пытаясь постичь тайну ее магически захватывающего воздействия, очень трудно.

Наверное, каждое поколение будет решать эту задачу по-своему, и каждому ее решение будет давать радость прикосновения к вечно прекрасному и бессмертному.

15 слайд Описание слайда:

Жизнь Мусоргского была преданным служением искусству, а в искусстве — народу. Произведения Мусоргского часто удивительно созвучны некрасовским стихам.

  Горькая ирония бедняка в песне «Калистрат», стихийная мощь бунтовщиков-стрельцов в опере «Хованщина»,  прекрасная печаль протяжной русской песни в колыбельной «Спи, усни, крестьянский сын» — всё это типичные для Мусоргского и очень русские образы, привлекающие его с юных лет и на протяжении всего творческого пути.

Только воплощались эти образы в разные годы по-разному: композитор постоянно искал новые пути, новые музыкальные средства выражения. Его задачей была жизненная правда; к ней он стремился всю жизнь, и на этом пути открыл столько перспектив, смог увидеть столько возможностей в различных музыкальных жанрах, что его справедливо считают реформатором в музыке.

 
16 слайд Описание слайда:

Важно

В историю отечественной и мировой музыкальной культуры Мусоргский вошел и как автор двух больших опер – «Борис Годунов» и «Хованщина», в которых он обращается к историческому прошлому русского народа.

В этих операх воссоздан колорит далекой исторической эпохи, народ впервые становится подлинным героем, а не фоном, на котором разворачивается действие.


17 слайд Описание слайда:

(1844-1908) выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства.

Николай Андреевич Римский — Корсаков
18 слайд Описание слайда:

СНЕГУРОЧКА — весенняя сказка Н. Римского-Корсакова в 4 д. с прологом, либретто композитора по одноименной пьесе А. Островского. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 29 января 1882 г., под управлением Э. Направника.

В оперном творчестве Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке, «Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и проникновенности, глубине воплощения русского народного духа это одна из вершин национального искусства.


19 слайд Описание слайда:

«Садко»  Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами, реальные — песенными. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство.

«Садко» — произведение эпическое. Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование.
20 слайд Описание слайда:

«Майская ночь»  В опере сопоставлен мир людей и русалок, но и сказочные образы отмечены реальными чертами.

Музыка проникновенно раскрывает красоту украинской природы, рисует жизнь села, ее обрядовую и бытовую сторону.

21 слайд Описание слайда:

Эта опера Римского-Корсакова носит национально-фольклорный характер. Композитор использует здесь интонации народной украинской музыки. Фантастика тесно переплетена с реальным бытом.

«Ночь перед рождеством»
22 слайд Описание слайда:

 «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» — драматические сцены Н. Римского-Корсакова по одноименной трагедии А. Пушкина.  Опера обращена к сложнейшим человеческим чувствам и переживаниям.

Главная мысль пушкинского произведения, выраженная в словах Моцарта о том, что «гений и злодейство две вещи несовместимые», была мастерски воплощена в музыке.
23 слайд
24 слайд Описание слайда:

Петр Ильич Чайковский Российский композитор. Тонкий психолог, мастер – симфонист, музыкальный драматург.

(1840-1893) Развивая музыкальные традиции западноевропейских романтиков, испытав влияние Венской классической школы и русских композиторов «Могучей кучки», Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его особое, выдающееся место в истории мировой музыкальной культуры
25 слайд Описание слайда:

Совет

В области симфонической музыки Чайковский разработал жанр программной симфонической поэмы и классической симфонии в 4-х частях. Из шести созданных симфоний особой популярностью пользуются Четвертая (1877), Пятая (1888) и Шестая (1893), которые одновременно несут в себе трагическое начало и светлый оптимизм.

26 слайд Описание слайда:

Значительное место в творчестве Чайковского занимают оперы. Долог и мучителен был поиск собственных путей в создании лирико-психологической музыкальной драмы. Лучшие оперные произведения композитора – «Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890). В опере «Евгений Онегин» Чайковский сосредоточил внимание на изображении душевных переживаний героев. В сцене письма Татьяны к Онегину удивительно точно и тонко отражены душевные смятения героини.
27 слайд Описание слайда:

В музыке оперы «Пиковая дама» блестяще переданы идея губительной власти денег, лживая атмосфера высшего света, способность сломить даже незаурядного человека. В заключительном ариозо Германна «Что наша жизнь? Игра!» звучит мотив справедливого возмездия за бесчестный поступок и недостойное поведение.
28 слайд Описание слайда:

Сказочно – романтическим светом озарена балетная музыка П.И. Чайковского, в которой он выступил не только как блестящий реформатор, но и как первооткрыватель. Если раньше в балетных спектаклях основное внимание уделялось хореографическому мастерству и виртуозности танцовщиков, то теперь музыка начинает играть важнейшую роль в организации драматургического действия. Работая над музыкой к балетным спектаклям, Чайковский произнес однажды знаменитые слова: «Балет – та же симфония»
29 слайд Описание слайда:

Музыкальные образы «Лебединого озера» развивались в соответствии с принципами оперного и симфонического искусства «По музыке «Лебединое озеро» — лучший балет, который я когда-либо слышал… Мелодии одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия…»

30 слайд Описание слайда:

В 1889 году Чайковский создает музыку к балету «Спящая красавица» по мотивам сказки французского писателя Шарля Перро. Вся музыка соответствует сказочному настрою: мотив сна, поиски красоты, пробуждения жизни.
31 слайд Описание слайда:

«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведении П. И. Чайковского; стоит обособленно от традиции балетного жанра, новаторски применены музыкальные образы.
32 слайд Описание слайда:

Широко известны фортепианные пьесы Чайковского «Детский альбом» и «Времена года» Цикл пьес «Времена года» свидетельствуют об удивительном музыкально-живописном таланте композитора, сумевшего создать картины родной русской природы.
33 слайд Описание слайда:

Большую художественную ценность представляют романсы Чайковского. Их отличают искренность лирического чувства, интонации русской народной песни и бытового романса. Шедеврами стали его проникновенные произведения в этом жанре: «Благословляю вас, леса…», «Средь шумного бала…».
34 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Традиции П.И. Чайковского в музыке в дальнейшем успешно развивали А.К. Глазунов С.И. Танеев Н.Г. Рубинштейн С.В. Рахманинов

35 слайд Описание слайда:

Презентацию подготовила учитель музыкального искусства и МХК МКОУ СОШ № 1 с. Эльхотово РСО-Алания Улубиева О.Г.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-mhk-russkaya-muzika-veka-803459.html

История России

М. И. Глинка. Литография Бореля.

Девятнадцатый век — блестящая пора в истории русской музыки.

Под воздействием событий Отечественной воины 1812 г. широкое отражение получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С. А. Дегтярева — автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д. Н. Кашина, С. И.

Давыдова, И. А. Козловского. На основе народных мелодий вырастает богатая и многообразная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека. Создаются «русские песни» в народном духе, бытовые романсы, баллады.

В проникновенных романсах А. А. Алябьева (1787—1851), задушевных лирических песнях А. Е. Варламова (18С1—1848) и A. Л. Гурилева (1803—1858), обаятельных национально-романтических операх А. Н.

Верстовского (1799—1862) — автора знаменитой «Аскольдовой могилы» — нашли выход яркие, прогрессивные стремления русского искусства.

Но только Глинке удалось ввести русскую музыку в круг мировых явлений, возвысив ее до уровня передовых идей своего времени.

Творчество Михаила Ивановича Глинки (1804—1857) — великолепное начало классического периода русской музыки. Историческая заслуга Глинки заключается прежде всего в глубоком понимании задач народности и реализма. В своем искусстве он выразил коренные черты русского национального характера, лучшие стремления, думы и чаяния своего народа.

Творчески усвоив передовые достижения западноевропейской культуры, он сумел стать великим национальным художником, певцом своей родины. Народная песня явилась для него не только творческим материалом, но и основой музыкального мышления, определившей характерные черты классического «глинкинского» стиля.

Важно

Сущность эстетики Глинки выражена в его известных словах: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».

Уже первая опера Глинки «Иван Сусанин» (1836 г.) была явлением крупного мирового значения. Знаменательны слова современника Глинки В. Ф. Одоевского: «С этою оперой рождается новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период — период русской музыки».

В «Иване Сусанине» Глинка создал высокую патриотическую трагедию, равной которой не знала оперная сцена. В самом понимании исторического сюжета проявилась глубокая прогрессивность воззрений композитора: главная роль в опере принадлежит народу — защитнику своей родины, творцу ее исторических судеб.

Широкое изображение жизни народа, идея неразрывного единства «судьбы человеческой и судьбы народной» — все это делает оперу Глинки первым классическим образцом подлинно исторической драмы не только в русской, но и в мировой музыке.

Явление Христа народу. Александр Иванов. 1837-1857 годы.

Глубоко национальная по музыкальному складу и языку опера «Иван Сусанин» отличается подлинно симфонической цельностью. Яркое воплощение в ней получает конфликт двух борющихся сил: русского народа и иноземных завоевателей.

На протяжении всей оперы композитор противопоставляет широкое развитие русских песенных тем блестящей, остроколоритной музыке польского танца — характеристике польских рыцарей.

Столкновение этих двух начал насыщает музыку динамичностью, драматизмом.

Иной художественный строй лег в основу оперы «Руслан и Людмила» (1842 г.) — монументальной оперы сказочно-эпического склада. Взяв сюжет пушкинской поэмы, Глинка углубляет в «Руслане» черты былинного повествования. Во всем величии встают здесь картины седой старины, образы богатырской героики. Действие течет спокойно, неторопливо, подобно эпическому сказу.

Совет

Драматургическую основу оперы составляет контраст между былинными, эпическими образами Киевской Руси и миром волшебной, сказочной фантастики. В обрисовке таинственных, сказочных чудес черноморова царства проявилось неисчерпаемое богатство фантазии художника, его изумительное мастерство колорита.

Впервые во всем многообразии предстал у Глинки красочный мир Востока — предвосхищение восточных сцен Бородина и Римского-Корсакова. «Руслан и Людмила» — высшее выражение пушкинского начала в искусстве Глинки.

Светлая, солнечная музыка «Руслана» проникнута пафосом утверждения жизни, подлинно пушкинским оптимизмом.

Две оперы Глинки — историческая драма и опера-сказка — определили дальнейший путь русской оперной классики. Велико также значение глинкинского симфонизма. Его оркестровая фантазия «Камаринская», две испанские увертюры на темы народных песен, лирический «Вальс-фантазия» послужили основой русской симфонической школы XIX в.

Глинка ярко проявил себя и в области камерной лирики. Его романсам присущи типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной мелодии, законченность и стройность композиции. В своем стремлении к художественному совершенству формы Глинка сближается с Пушкиным.

Поэтическая мысль находит у него неповторимо прекрасное, стройное, ясное выражение. Подобно Пушкину, Глинка может быть назван «поэтом действительности» (Белинский).

В русское музыкальное искусство он внес высокое, подлинно реалистическое содержание, огромную силу художественного обобщения.

Традиции Глинки продолжил его младший современник Александр Сергеевич Даргомыжский (1813—1869). Ученик и друг Глинки, он следовал его заветам народности и жизненной правды. Но в то время как искусство Глинки складывалось целиком в сфере пушкинских влияний, Даргомыжский принадлежит как художник уже более поздней эпохе.

Обратите внимание

Творчество Даргомыжского отразило новые, вызревавшие в переломный период 40—50-х годов тенденции критического реализма. Огромное значение приобретает у композитора тема социального неравенства и бесправия.

Рисует ли он драму простой крестьянской девушки в опере «Русалка» или трагическую гибель солдата в «Старом капрале», — всюду он выступает как чуткий художник-гуманист, стремящийся приблизить свое искусство к запросам демократических слоев русского общества.

В романсах Даргомыжского выразилось стремление приблизить музыку к живой человеческой речи. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды» — таков творческий девиз Даргомыжского.

Лучшие черты его глубоко своеобразной лирики свойственны романсам-монологам на слова Лермонтова, с их настроением тягостного и скорбного раздумья.

Острая обличительная тема поставлена в драматической песне «Старый капрал» и в метких сатирических зарисовках «Червяк», «Титулярный советник». В этих произведениях композитор идет по пути превращения романса в драматическую сцену.

Центральное произведение Даргомыжского — опера «Русалка» (1855 г.) — положило начало новому жанру психологической драмы в русской музыке.

Композитор сосредоточил внимание на социальных моментах пушкинского текста, создав замечательные по своему реализму и глубине характеристики образы страдающих, обездоленных людей из народа — Наташи и ее отца мельника.

В музыкальном языке оперы с ее широким развитием драматически-выразительного речитатива и в драматических сценах проявились присущие Даргомыжскому мастерство и чуткость в передаче душевных переживаний.

Важно

Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере «Каменный гость» на сюжет драмы Пушкина.

Сохранив целиком весь пушкинский текст, композитор строит оперу на основе сплошного речитатива, без разделения на законченные части, и подчиняет вокальные партии принципам речевой выразительности, гибкого интонирования стиха.

Даргомыжский сознательно отказывается от традиционных форм оперы — ансамблей и арий, превращает ее в психологическую музыкальную драму. Русская опера не пошла по пути «Каменного гостя». Однако новаторские принципы Даргомыжского сыграли важную роль, обогатив оперную музыку новыми средствами гибкого, выразительного речитатива.

В 60-х годах русская музыка вступает в полосу своей зрелости и всестороннего расцвета. В новых исторических условиях пореформенной России наступает подъем музыкально-общественной жизни. Усилиями выдающихся музыкантов-просветителей — М. А.

Балакирева, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов — создаются музыкальные организации нового типа, первые русские консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасова и А. Н.

Серова закладываются прочные основы классического русского музыкознания.

Идейно-художественные принципы глинкинской школы находят плодотворное развитие в творчестве великих композиторов нового поколения: Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. Их деятельность, начавшаяся в 60-х годах, ознаменовала высший подъем русской музыки, кульминацию ее исторического пути уже в следующий период.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xix-vek/russkaya-muzyka-v-xix-veke.html

Великие композиторы классической музыки

Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен — Величайший композитор начала 19 века. Реквием и Лунная соната сразу узнаваема любым человеком. Бессмертные произведения композитора всегда были и будут популярны из-за неповторимого стиля Бетховена.

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах — Германский композитор 18-го века. Без сомнения основоположник современной музыки. Его произведения основывались на многогранности созвучий различных инструментов. Он создал ритм музыки, по этому его произведения легко поддаются современной инструментальной обработке.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт — Самый популярный и понятный Австрийский композитор конца 18-го века. Все его произведения просты и гениальны. Они очень мелодичны и приятны. Маленькая серенада, гроза и многие другие композиции в рок обработке будут стоять на особенном месте в вашей коллекции.

Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн — Австрийский композитор конца 18-го, начала 19-го века. Истинно классический композитор. Скрипка для Гайдна была на особенном месте. Практически во всех произведениях композитора она солирует. Очень красивая и завораживающая музыка.

Антонио Вивальди

Антонио Вивальди — Итальянский композитор первой половины 18-го века №1. Национальный темперамент и новый подход к аранжировке буквально взорвал Европу в середине 18 века. Симфонии «Времена года» являются визитной карточкой композитора.

Фредерик Шопен

Фредерик Шопен — Польский композитор 19-го века. По некоторым сведениям родоначальник совмещённого жанра концертной и народной музыки. Его полонезы и мазурки плавно сочетаются с оркестровой музыкой. Единственным минусом в творчестве композитора считали слишком мягкий стиль ( отсутствие сильных и зажигательных мотивов).

Иоганн Брамс

Иоганн Брамс — Немецкий композитор конца 19-го века. О нем отзывались как о великом романтике своего времени, а его «Немецкий реквием» затмил своей популярностью другие произведения современников. Стиль в музыке Брамса качественно отличается от стилей других классиков.

Франц Шуберт

Франц Шуберт — Австрийский композитор начала 19-го века. Один из непризнанных при жизни величайших композиторов. Очень ранняя смерть в 31 год не дала полностью развить потенциал Шуберта. Написанные им песни были основным источником дохода, когда величайшие симфонии пылились на полках. Только после смерти композитора произведения были высоко оценены критиками.

Иоганн Штраус

Иоганн Штраус — Австрийский композитор конца 19-го века. Родоначальник вальсов и маршей. Мы говорим Штраус — подразумеваем вальс, мы говорим вальс — подразумеваем Штраус. Иоганн младший вырос в семье отца — композитора.

Штраус старший относился к произведениям сына с пренебрежением. Он считал, что сын занимается ерундой и по этому всячески его унижал в свете.

Но Иоганн младший с упорством продолжал заниматься любимым делом, а революция и написанный Штраусом марш в её честь, доказали гениальность сына в глазах Европейского высшего общества.

Джузеппе Верди

Джузеппе Верди — Один из величайших композиторов 19-го века. Мэтр оперного искусства. «Аида» и «Отелло» Верди чрезвычайно популярны и сегодня благодаря истинному таланту итальянского композитора.

Трагическая потеря семьи в 27 лет подкосила композитора, но он не стал опускать руки и углубился в творчество, написав сразу несколько опер за короткий срок.

Высшее общество высоко оценило талант Верди и его оперы ставились в самых престижных театрах Европы.

Джоаккино Россини

Джоаккино Россини — Ещё в 18 летнем возрасте этот талантливый итальянский композитор написал несколько опер, которые стали очень популярными.

Венцом его творения стала переработанная пьеса «Севильский цирюльник». После представления её публике Джоакино буквально носили на руках. Успех был опьяняющим.

После этого Россини стал желанным гостем в высшем свете и приобрёл солидную репутацию.

Георг Фридрих Гендель

Георг Фридрих Гендель — Немецкий композитор начала 18 века. Один из основоположников оперного искусства и инструментальной музыки. Помимо написания опер Гендель писал музыку и для «народа», которая была очень популярна в те времена. Сотни песен и танцевальных мелодий композитора гремели на улицах и площадях в те далёкие времена.

Михаил Клеофас Огинский

Михаил Клеофас Огинский — Польский князь и композитор — самоучка. Не имея никакого музыкального образования стал знаменитым композитором. Его знаменитый полонез известен по всему миру. Во времена композитора в Польше происходила революция, и написанные им марши становились гимнами восставших.

Феликс Мендельсон

Феликс Мендельсон — Еврейский композитор, родившийся в Германии. Его свадебный марш и «Сон в летнюю ночь» популярны не одну сотню лет. Написаные им симфонии и сочинения с успехом воспринимают по всему миру.

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер — Немецкий композитор 19 века. Его мистически — антисемитскую идею превосходства расы «Ариев» над другими расами взяли на вооружение фашисты.

Музыка Вагнера сильно отличается от музыки его предшественников. Она направлена прежде всего на соединение человека и природы с примесью мистицизма.

Его известнейшие оперы «Кольца нибелунгов» и «Тристан и Изольда» — подтверждают революционный дух композитора.

Жорж Бизе

Жорж Бизе — Французский композитор середины 19 века. Создатель «Кармен». С рождения был гениальным ребёнком и в 10 лет уже поступил в консерваторию. За недолгую жизнь (умер не дожив до 37 лет) написал десятки опер и оперетт, различных оркестровых произведений и од-симфоний.

Эдвард Григ

Эдвард Григ — Норвежский композитор — лирик. Его произведения просто насыщены мелодичностью. За свою жизнь он написал большое количество песен, романсов, сюит и этюдов. Его композиция «Пещера горного короля» очень часто используется в кино и современной эстраде.

Джордж Гершвин

Джордж Гершвин — Американский композитор начала 20 века — автор «Рапсодии в блюзовых тонах», которая особенно популярна и по сегодняшний день. В 26 лет он уже был первым композитором Бродвея. Популярность Гершвина очень быстро разлетелась по всей Америке, благодаря многочисленным песням и популярным шоу.

Модест Мусоргский

Модест Мусоргский — Русский композитор. Его опера «Борис Годунов» является визитной карточкой многих театров мира. Композитор в своих произведениях опирался на народный фольклор, считая народную музыку — музыкой души. «Ночь на Лысой горе» Модеста Петровича входит в десятку самых популярных симфонических зарисовок в мире.

Пётр Ильич Чайковский

Самым популярным и величайшим композитором России конечно является Пётр Ильич Чайковский. «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», «Славянский марш» и «Щелкунчик», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Эти и ещё многие шедевры музыкального искусства были созданы нашим Русским композитором. Чайковский — гордость России. Во всём мире знают «Балалайка», «Матрёшка», «Чайковский»…

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев — Советский композитор. Любимец Сталина. Оперу «Повесть о настоящем человеке» настоятельно рекомендовал послушать Михаил Задорнов. Но в основном у Сергея Сергеича серьёзные и глубокие работы. «Война и Мир», «Золушка», «Ромео и Джульетта», очень много гениальных симфоний и произведений для оркестра.

Сергей Рахманинов

Сергей Рахманинов — Русский композитор, который создал свой неподражаемый стиль в музыке. Он был глубоко верующим человеком и особенное место в его творчестве отдавалось написанию религиозной музыки. Рахманинов так-же написал много концертной музыки и несколько симфоний. Последняя его работа «Симфонические танцы» признана самым великим произведением композитора.

Источник: http://zaycev-nett.ru/klassik.php

Ссылка на основную публикацию