Русская культура xvi века

Культура Руси 16-го века (кратко)

Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16-го в. С размахом велось строительство, развивались архитектура, живопись и литература.

Архитектура

В 15-16-м вв. строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном зодчестве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16-го в. была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Обратите внимание

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Василия Блаженного в Москве (1555-1560). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов Древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

Живопись

К живописи 16-го в. в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала «Церковь воинствующая». Икона создавалась в честь взятия Казани, она трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты Московского Кремля чувствовалось влияния Запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Типография

В 16-м в. на Руси появилась первая типография, началось книгопечатание. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, книги могли быть напечатаны, хоть их стоимость и превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553-1556 гг. «анонимной» московской типографией. Первое точно датированное издание относится к 1564 г., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и называется «Апостол».

Литература

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16-го в.

включает в себя «Истории о казанском царстве», «Сказание о князьях владимирских», 12-томник «Великие Четьи-Минеи», содержащий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

Мода

В 16-м в. на Руси простая по крою и форме одежда бояр приобрела необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали образу пышность и величавость.

На огромной территории Руси проживали разные народы, поэтому одежда различалась в зависимости от местных традиций. Так, в северных регионах государства женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника, а в южных — из рубахи, кички и юбки-поневы.

Общим нарядом (усредненным) можно считать рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм: длинная рубаха из домотканого полотна (до середины бедра или до колен), порты (узкие и плотно облегающие ноги). При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/kultura-rusi-16-veka-kratko/

Особенности русской культуры XVI века

Активизировался процесс объединения местных культурных традиций и становления на основе их синтеза единой национальной русской культуры.

Формирование централизованного государства являлось мощным стимулом для развития особенностей русской культуры.

Большую роль в укреплении определяющих позиций православной церкви сыграл Стоглавый собор 1551г., регламентирующий церковное искусство.

Несмотря на сохранение господствующих позиций церкви, с XVIв. В русской культуре появились светские элементы, тенденция к обмирщению. Преобладает героическая тематика, культура носит многонациональный характер.

  • развитие письменности (скоропись)
  •  книгопечатание 1564г. Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1564г. – первая книга «Апостол», 1565г. «Частослов» (ежедневный молитвенник), русский букварь 1574г. во Львове; всего написано 20 книг: литература, летописание, «Лицевой летописный свод» (Никонская летопись), исторические повести («казанское взятие», «О хождение Стефана Батория на град Псков»).

Путешествия – повести русских послов. Развитие публицистики, развитие общественно-политической мысли, зарождение идеологической и философской полемики.

Цель – обосновать новую государственную политику – связь русских государей с византийскими римскими императорами.

Иегумен Филофей, его послания князю Василию III– тезис «Москва – третий Рим», а четвертому не бывать! – доктрина русского православия.

Важно

Публицист Иван Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане». Идеал государственной власти – сильная самодержавная власть, опирающаяся на поместное дворянство – возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности.

Андрей Курбский бежал в Литву в 1564г., Ивану Грозному. Так появилась «История о Великом князе московском». Курбский – враг «лютости» царя, не считался с теми, кто правдой служил.

Протопоп Сильвестр – «Домострой» — обязанности в семье и обществе, Митрополит Макарий – 13-томный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения).

Усиление православной церкви сопровождалось регламентацией всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания Христа.

Первая ересь – стригольничество XIVв. В Новгороде и Пскове. Критика пьянства, назначение на должность за плату. Конец XVв. – Иегумен Иосиф Волоцкий (иосифляне) — особенность русской культуры.

– выступление против еретиков, смертная казнь для них. Нил Сорский (нестяжатели) – считали, что еретиков надо миловать. Они по-разному относились к великокняжеской власти: иосифляне – казнь – наместник Бога на земле и «Москва – третий Рим», нестяжатели – монахи, существуют только от своих трудов, отказ от монастырского землевладения.

1504г. – еретики приговорены к смертной казни.

Архитектура и ее особенности в русской культуре

Архитектура – отразила возрастание международного авторитете России. Сочетание национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. По образце Московского Успенского соборы были построены пятиглавые крестово-купольные храмы:

  • Успенский собор в Троице-Сергиевском монастыре
  • Смоленский собор в Новодевичьем монастыре под Москвой
  • Софийский собор в Вологде
  • Соборы в Туле, Суздале, Дмитрове

Возникновение нового стиле монастырей – шатрового. В отличие от крестово-купольных шатровые храмы не имеют внутри столбов, всё держится на фундаменте: церковь Вознесения в селе Коломенском в 1532г. в честь рождения Ивана Грозного.

  •  Покровский собор – храм Василия Блаженного 1555 – 1561гг., Барма и Постник в честь взятия Казани
  • посадские храмы
  • подъем крепостного строительства. Кремли – Нижний Новгород, Тула, Коломна.

1535 – 1538гг. – линия укрепления Китай-город, Федор Конь – третья линия, Каменные укрепления Белый город – деревянные стены на земляном валу. Смоленский кремль – Федора Коня.

Живопись и ее особенность в русской культуре

Живопись. Особенности: стирание границ местных школ и усиление светских элементов.

В иконах господствовала московская школа. Отстранение от классических норм, распространение богороднического цикла «О тебе радуется».

Собор 1553 – 1554гг. – разрешение изображать на иконах лица царей. Появление «бытийного письма» и исторических портретов (Золотая палата царского дворца – фрески сохранились).

Дионисий – фрески собора Рождества Богородицы, Ферапонтова монастрыя. Стоглавый собор 1551г. оформил единый пантеон святых (около 50). «Церковь воинствующая» — взятие Казани.

Книжная миниатюра на бумаге изображала бытовые сцены.

Декоративно-прикладное искусство – рост, главный центр – Москва.

Совет

Лучшие ремесленники объединялись в царские и митропольничьи мастерские: резьба по дереву, шитье, серебряное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль.

Таким образом, в XVIв. В развитии особенностей русской культуры отражались особенности государственности, и прежде всего, централизации.

Это и привело к явлению в стране, под названием Смута.

Происходило становление единых стилей в искусстве.

Фундаментальность многонациональной российской культуры.

Тенденция к обмирщению, появление реалистических черт.

Источник: https://webhistoryrussia.ru/istoriya-rossii/13-poslednij-oplot-ryurikovichej/35-osobennosti-russkoj-kultury-xviv

Русская культура XVI века Характерные особенности

«Русская культура XVI века»

Характерные особенности русской культуры XVI века • • • Завершение процесса «собирания» русских земель. Укрепление единого российского государства. Специфическая форма самодержавия, опирающегося на военную мощь, а не экономические связи, как в Европе. Особая социально психологическая атмосфера, представления русских людей, определившие направление культурно исторического процесса. Подчинение формирующейся русской культуры «государеву делу» . Активное участие государства в культурном строительстве.

«Москва третий Рим» Филофей выдвигает тезис «Москва третий Рим» . Выводит родословную русских царей от римских цезарей, богоизбранность власти. Именно в теории «III Рима» было дано четко выстроенное системное и завершенное изложение «Русской Идеи» идеи государства и народа и его служения православному миру.

Атрибуты царской власти: скипетр и держава, шапка Мономаха царский венец. Великолепный головной убор, подарен Ивану Калите ханом Золотой Орды. По легенде, Владимиру Мономаху подарил его дед, византийский император.

Александровская Слобода Загородная резиденция Великого князя московского Василия III, построена в начале XVI века. При Иване Грозном является оплотом опричнины, фактической столицей России. Здесь завершилось создание единого государства Российского, заключались важнейшие политические соглашения, проходили пышные церемонии царских свадеб.

Александровская Слобода столица опричнины М. И. Авилов. Царь Иван Грозный с опричником. 1916 г.

Святой Макарий Руководящую роль в вопросах культурного строительства приобретает группа политических деятелей во главе с митрополитом Макарием, который был убежденным сторонником государственного единства Руси и самодержавной власти. Макарий выступает в роли вдохновителя и организатора целой серии грандиозных мероприятий в области культуры, имевших своей целью создание и развитие общерусской национальной культуры.

Фольклор В XVI веке развиваются жанры исторической песни и исторических преданий. Песни и предания посвящались выдающимся событиям — взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям — Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

Литература Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки. Однако именно в это время литература преобразовывается В XVI веке появляются новые жанры: Ø повести ( « Повесть о Дракуле» ) Ø беллетристика ( « Александрия» об Александре Македонском) Ø рассказы

Обратите внимание

Литература 1541 год свод «Великие Четьи минеи» автор митрополит Макарий. Это собрание житий святых, расположенных по месяцам года. 12 томов по числу месяцев. Предназначено для личного пользования. Цель собирание в единое целое литературного наследия Древней Руси. Работа заняла свыше 20 лет и была завершена в 1554 г. «Четье» по древнерусски – чтение, «menaios» по гречески месячный, то есть – это «ежемесячное чтение» , причем не столько для духовенства, а для мирян.

Икона «Минеи на год» (календарь на год)

Никоновский свод один из самых вы дающихся памятников русского летописания, сопоставим с «Повестью временных лет» Нестора. Наи более замечательной чертой Никоновского сво да является стремление найти общие нормы, определяющие развитие русской истории.

Лицевой летописный свод Лицевой (т. е. иллюстрирован ный, в лицах) свод был составлен в 60 70 х гг. , в 12 томах, с рисунками. До нашего времени со хранилось 0 томов с 9700 1 с лишним листов текста и свыше 16000 иллюстраций. Он представляет собой энциклопедию «мировой и русской истории. Всемирная история изображается как история смены великих царств. Наследником мировой истории высту пает Русское государство. Основная цель возвеличение и прославление Русского государства.

Строительство первого каменного Кремля. Миниатюра Лицевого летописного свода. Строительство стен и башен Кремля. Миниатюра ицевого Л летописного свода. Фрагмент Миниатюра Лицевого летописного свода. Встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с князем Святославом 4 апреля 1147 года в Москве.

Публицистика • Сказания о князьях владимирских. • Сочинения преподобного Максима Грека • Сочинения Фёдора Карпова • Переписка Грозного с А. Курбским. • Сочинения И. Пересвета. • Сочинения Матвея Башкина • Сочинения Фёдора Косого.

Максим Грек религиозный публицист, писатель и переводчик. Этнический грек. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных Максим Грек и его последователи, осуждая недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни части русского духовенства ( «стяжателей» ), систему поддержки местных властей, «дойку» крестьян, а особенно ростовщичество в церкви, начисление процентов на проценты Максим оставил после себя многочисленные сочинения разнообразного характера: богословские, апологетические, духовно-нравственные; кроме того от Максима сохранились послания и письма к частным лицам. В 1525 г. Максим Грек был подвергнут опале за участие в политической борьбе двух религиозных группировок, обвинён в том, что намеренно портил книги и неправильно переводил и редактировал тексты, за что был осуждён и посажен «за сторожи» .

Читайте также:  Этапы закрепощения крестьян

Фёдор Карпов русский князь, политический деятель и писатель 1 й половины XVI века. Карпов известен как дипломат и публицист, активно переписывавшийся с Максимом Греком Из немногих сохранившихся сочинений Карпова наиболее известны послания к митрополиту Даниилу, Максиму Греку и др. , их отличают гуманистические и рационалистические устремления, образность языка и смелость мысли. Общество и государство должны строиться на соблюдении закона. Правитель долен нести закон и правду. Сетовал по поводу падения нравов.

Матвей Башкин Церковные обряды не нужны. Отрицал иконы. Тайну исповеди. Считал, что холопство против христианской веры: (У меня, что было кабал полных (документов на полное холопство), то есеми всё изодрал)

Важно

Фёдор Косой еретик, вольнодумец, монах Кирилло. Белоозерского монастыря, из беглых холопов. Проповедовал социальное и политическое равенство людей. Создал и проповедовал новое учение, в котором критиковал догматы христианской церкви. В 1553 г. взят под стражу и привезен в Москву, откуда бежал в Литву. Его сочинения не дошли до наших дней. Взгляды Феодосия Косого известны по произведениям, написанным его обличителями, — «Послание многословное к вопросившим… на зломудрие Косого» — Зиновия Отенского Отрицал христианскую символику, так крест – орудие казни Христа. Выступал за равенство народа.

Стоглавый собор 5 февраля 1551 года в царских палатах Москвы открылся Стоглавый собор. Название собор получил от сборника решений, который был разделён на 100 глав. Собор созвал в начале 1551 года митрополит Макарий. Рассматривались вопросы, касающиеся внешности христианина, его поведения и благочестия, иконописи и духовного просвещения.

По решению Собора, иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица» .

Первопечатник Иван Федоров С его именем связано начало книгопечатания в Русском государстве. Книги на Руси были только в рукописном виде. Переписывание книг считалось занятием почетным и добродетельным, но спрос на книги увеличивался, а переписчики не могли удовлетворить запросы. Развитие русской литературы и письменности настоятельно требовали распространения книгопечатания. Памятник Ивану Федорову в Москве. (скульптор С. Волнухин, архитектор И. Машков). Установлен недалеко от того места, где была типография.

Рождение первой книги на Руси 1564 – изобретение книгопечатания. Автограф И. Федорова А. Моравов. Первопечатник

Печатный станок времен Ивана Федорова

Московский печатный двор старейшая типография в России, крупнейшее славянское книгоиздательство XVI века

«Апостол» первая печатная книга на Руси Первой печатной книгой Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца стал «Апостол» (тираж около 1000 экземпляров), выпущена 1 марта 1564 года. В книге богатые заставки перед каждым разделом, множество красочных виньеток, буквиц инициалов. Второй книгой стал «Часовник» , изданный дважды.

Домострой памятник русской литературы XVI века Сборник правил поведения в обществе и в быту. В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Написан живым языком, с использованием пословиц и поговорок.

Да убоится жена мужа своего — так ли это? «Домострой» энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования. Это уникальный сборник житейских советов и рекомендаций, направленных на достижение укрепление семьи, здоровья, рациональное ведение домашнего хозяйства, праведного образа жизни, установление хороших отношений с людьми, создание и поддержание изобилия в доме.

Совет

Для славянина дом был миниатюрной копией мира. Дом – маленькая вселенная одной семьи. Система «домоустроения» помогала обустроить эту вселенную.

Русская кухня XVI века Насчитывающая 500 лет развития, наша кухня отличается постоянством блюд и их вкуса на основе строгих канонов приготовления. Кухня этого периода была зафиксирована в момент её кульминационного развития в «Домострое» . Сильвестр составил список блюд, кулинарных изделий и напитков. Трапезные книги русских монастырей дополняют наши знания о меню древнерусской кухни.

Основу питания составляли хлебные, мучные изделия и зерновые блюда. Уже в IX в. появляется кислый ржаной чёрный хлеб на закваске, который становится национальным русским хлебом. К. Маковский. Боярский свадебный пир в XVII веке

Сложение основных элементов русского национального костюма . Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн оставил описание русской национальной одежды. «Одежда их и телесное убранство у всех одинаковы; кафтаны они носят длинные, без складок, с очень узкими рукавами, почти на венгерский лад; при этом христиане носят узелки, которыми застегивается грудь, на правой стороне, а татары, одежда которых очень похожа, на левой. Сапоги они носят красные и очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздиками. Рубашки почти у всех разукрашены у шеи разными цветами; застегивают их либо ожерельем, либо серебряными или медными позолоченными пуговицами, к которым для украшения добавляют и жемчуг» .

Живопись Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось иконописание. XVI в ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев. Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.

Литейных дел мастера Колокольня Ивана Великого Успенский колокол

Колокол и его звучание Колокол на Руси всегда был особо почитаемым предметом, неся духовное и телесное исцеление. Русское слово «колокол» произошло от немецкого «Glocke» . Но некоторые ученые полагают, что это название произошло от старинного русского слова «коло» ( «круг, окружность» ). Колокольная звонница – это своеобразный «мини оркестр» , который по православной традиции условно делится на 3 группы колов: малые, средние, большие (благовестники). Дальше всех раздаются звуки большого колокола благовестника).

В Москве был создан государственный Пушечный двор. Здесь слышались удары кузнечного молота, полыхал огонь в горнах, плавился металл… Рождалась пушки одна лучше другой. Среди мастеров выделялся Андрей Чохов.

Царь пушка Изготовил мастер Андрей Чохов в 1586 году. Для того времени это было самое крупное орудие: длина его ствола более 5 метров, а вес 40 тонн.

Обратите внимание

В XVI веке русская национальная идея находит свое выражение в иконографии «Церкви Воинствующей» . Написана в честь взятия Казани.

Церковь Вознесения в Коломенском Построена Василием III в честь долгожданного наследника престола будущего царя Ивана Грозного. Первый каменный шатровый храм на Руси. Композиция храма – центрическая. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых словно «вырастает» восьмигранный столп.

Церковь Вознесения в Коломенском Обетный храм. «Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию. Такова же не бываша прежде на Руси» .

В честь венчания Ивана Грозного на царство построена церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково. состоит из центрального восьмигранного столпа (высота 34, 5 м) и примыкающих к нему четырех восьмигранных башнеобразных приделов (высота 17 м), поставленных на едином фундаменте и соединенных крытой обходной галереей.

Храм Покрова, что на рву В 1552 г. митрополит Макарий благословил царя идти на Казань и предсказал ему грядущую победу. В память об этом событии был построен в Москве собор Покрова что на рву. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры.

Полное название храм Покрова что на рву. Другое название собор Василия Блаженного в честь юродивого, который жил там. Находится на Красной площади перед Кремлем на Красной площади (т. е. к ансамблю Кремля не относится!).

Собор имел первоначально 9 глав, потом пристроили 10 ю над местом захоронения Василия Блаженного. По сути на одном основании возведено 9 самостоятельных объемов. В плане имеет очертания Вифлеемской звезды 8 ми угольник. Разнообразие перекрытий ни одна глава не похожа на другую.

Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер» , один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками. • каменные стены и башни Белого города Москвы (1585— 1593; по линии нынешних бульваров) • мощные городские стены Смоленска (1596— 1602);

Смоленский Кремль

1530 построены стены Китай города 1586 Белый город из белого камня на территории совр. Бульварного кольца. (рук. Федор Конь) 1592 – Скородом (совр. Садовое кольцо) Совр. Садовое кольцо

Важно

Крупные русские монастыри превращаются в крепости. Вокруг них выстраиваются неприступные стены. Кирилло Белозерский, Ферапонтов, Симонов в Москве, Иосифо Волоколамский, Соловецкий построили мощные стены в XVI веке. Москва обзаводится целым кольцом из «сторожевых» монастырей, играющих ключевую роль в ее обороне.

Новодевичий монастырь 1525 год основания монастыря в честь взятия русским войском Смоленска (до этого принадлежал княжеству Литовскому). Здесь венчался на царство Борис Годунов.

Каменные стены с башнями впервые возвел Борис Годунов на рубеже XVII веков, желая превратить монастырь в крепость, защищающую Москву на южном и западном направлениях. До этого монастырь сожгли крымские татары. Но то, что мы видим стены и башни с ажурным верхом было построено спустя век после Годунова.

Ферапонтов монастырь

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре Главный храм бывшего мужского монастыря, собор Рождества Богородицы украшают росписи 1502 года. Площадь 600 кв. метров; авторы — Дионисий с его сыновьями. Единственный памятник древнерусского искусства сохранившийся без обновлений более поздними мастерами.

Псково Печерский монастырь Печорская крепость играла немаловажную роль в Ливонской войне, защищая западные рубежи Руси.

Крепость (вторая пол. XVI в. ), стоит особняком, поскольку не является крепостью с регулярной планировкой. Эта крепость с круговой обороной великолепный пример решения инженерных фортификационных задач русскими зодчими в условиях сложной, пересеченной и не предназначенной для строительства крепости местности.

Это единственная крепость, которая «построена в овраг» . Крепость имеет форму неправильного многоугольника. Не все башни расположены в местах перелома стен, но непростреливаемых участков из за кривизны стен крепость не имеет.

Соловецкий монастырь 1525 год основания монастыря. Здесь венчался на царство Борис Годунов.

Совет

Музыка В XVI веке создается новая технология пения- троестрочное пение. Развитие в музыкальном и певческом направлении произошло благодаря созданию певческого хора дьяков в Московском княжестве.

Читайте также:  Революционная агитация герцена до отъезда за границу

Образ Ивана Грозного в русском искусстве Иван Грозный реконструкция М. М. Герасимова, XX век В. Васнецов. Царь Иван Грозный

«Самая кровавая картина в русской живописи» И. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.

… и в кинематографе Кадр из фильма Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (Иван Грозный Ю. Яковлев)

Итоги и выводы 1. Возникло государство площадью 2. 800 тыс. кв. км, население 9 миллионов человек. Название Россия! 2. Переход к централизованной монархии. 3. Сложение культуры великорусского народа. С этого момента собственно и начинается история культуры русского народа. 4. Культура носит ярко выраженный государственный характер, поставлена на службу государству. 5. Было ли Возрождения на Руси? Были предпосылки, но остановлены реакцией церкви (Стоглавый собор) в середине века.

Источник: https://present5.com/russkaya-kultura-xvi-veka-xarakternye-osobennosti/

Презентация на тему: Культура России XVI века

Презентация на тему: Культура России XVI века

Скачать эту презентацию Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию № слайда 1

Описание слайда:

Культура России XVI века

№ слайда 2

Описание слайда:

Культура и духовная жизньв XVI веке Главные события – создание централизованного государства и утверждение деспотическогоправленияОсновные идеи — идея национального объединения,идея укрепление государства,идея образования единой народности

№ слайда 3

Описание слайда:

Фольклор XVI век — расцвет жанра исторические песни.Большое распространение имели и исторические предания.

Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени — взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям — Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу (Песни о взятии Казани, песни об Иване Грозном, цикл песен о Ермаке)В фольклоре XVI века нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого (переделка былины об Илье и Идолище, и Алеше Поповиче и Тугарине в «Сказании о киевских богатырях, как ходили в Царьград и как побили цареградских богатырей» — осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами).

№ слайда 4

Описание слайда:

Просвещение Основой просвещения в XVI в. была русская православная церковь. При монастыряхпродолжали создаваться центры книгописания,библиотеки, школы, учителями в которых чащевсего были монахи и дьяки. В число изучаемыхдисциплин обычно входили: азбука, чтение, письмо,арифметика, «Часослов» (сборник молитв), «Псалтирь» (сборник псалмов библейского царя Давида).

№ слайда 5

Описание слайда:

Архитектура С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Возросли масштабы каменного строительства. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.

№ слайда 6

Описание слайда:

Москва В 16 веке сложилась характерная для Москвы радиальная застройка Появился Китай – город, защищавший прилегающие к Красной площади слободы, появились белокаменные стены Белого города (бульварное кольцо), Земляной город (садовое кольцо). Окончательно оформился Кремлевский ансамбль

№ слайда 7

Описание слайда:

Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля 16 века. Построена в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году.Высота 81 метр.Всего на колокольне находятся 34 колокола

№ слайда 8

Описание слайда:

Обратите внимание

Шатровый стиль Архитектура 16 века отличалась разнообразием стилей, особенно в церковном зодчестве. Классические соборы соседствовали с шатровыми.Шатровый стиль — стиль в каменном строительстве, заимствованный из деревянного зодчества.Шатровые храмы не имели внутри столбов, а вся масса здания держалась на фундаменте

№ слайда 9

Описание слайда:

Церковь Вознесения в селе Коломенском Вознесенский шатровый храм был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм.Высота шатра 28 метров, всей церкви – 62 метра.Заложен был храм по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола – Ивана IVПредположительно строили храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 г.

№ слайда 10

Описание слайда:

Покровский соборхрам Василия Блаженного

№ слайда 11

Описание слайда:

Живопись Развивается иконопись.В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона-картина «Церковь – воинствующая».В победоносном шествии русских воинов участвуют Владимир I, Александр Невский, Дмитрий Донской и др.

Во главе воинства-архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина. Их встречает богоматерь с младенцем.Икона символизировала победу православия над «неверными басурманами».

«Церковь – воинствующая», 16 век

№ слайда 12

Описание слайда:

Иконопись. Дионисий Преподобный Кирилл Белозерский в житии. Икона. 16 век.Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг.

№ слайда 13

Описание слайда:

парсуна Появляются парсуны (конец 16 века)– изображения людей, имеющие черты портретного сходстваПарсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца), выполненный иконописными приемами.Парсуна конца XVI – начала XVII века, считается наиболее достоверным изображением царя Ивана Грозного, автор неизвестен, парсуна находится в Национальном музее Дании в Копенгагене

№ слайда 14

Источник: https://ppt4web.ru/mkhk/kultura-rossii-vi-veka0.html

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

В XVI в. много новых явлений появилось и в живописи. Главным стала строгая регламентация иконописной деятельности. Согласно постановлениям Стоглавого собора от 1551 г., иконописцы обязаны были следовать иконописным подлинникам и древним образцам. Все новшества осуждались и запрещались.

При митрополичьем и царском дворах создаются живописные мастерские, куда собирают иконописцев со всей страны. В итоге именно столичное искусство становится образцовым и официальным. Для развития иконописи это имело отрицательное значение, поскольку препятствовало проникновению в нее новых веяний и тенденций.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV в. был Дионисий (1440–1502). Он не был монахом и работал на заказ вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием. Далеко не все его работы дошли до нас.

Важно

Судить о его мастерстве можно по фрескам в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Изображенные на них фигуры святых поражают хрупкостью, утонченностью, возвышенной одухотворенностью. Особую красоту придает им декоративность и богатый орнамент.

В Третьяковской галерее и Успенском соборе Кремля хранятся несколько икон письма Дионисия.

Самыми ранними росписями XVI в. в Москве являются фрески Благове‑щенского собора, выполненные в 1508 г. артелью живописцев во главе с сыном Дионисия Феодосием. В целом они посвящены Богородице, но есть в них и сюжеты, связанные с Апокалипсисом и с теорией о происхождения великих князей от римских императоров.

К 1515 г. относятся фрески Успенского собора в Кремле. Они выполнены в духе школы Дионисия, но система росписи уже более сложная и совершенная.

Особый интерес представляют фрески Успенского собора в Свияжском монастыре (1561 г.). В куполе изображено так называемое Отечество – вариант Троицы, в верхней части – сюжеты из ветхозаветной истории, в алтаре – портреты Ивана Грозного, митрополита Макария и настоятеля монастыря Германа.

Очень интересны росписи светских помещений. Так в Большой Золотой палате царского дворца на стенах и потолке были фрески, иллюстрирующие «Сказание о князьях Владимирских» и военные подвиги Ивана Грозного.

До нас они, правда, не дошли, и известны лишь по описаниям Симона Ушакова.

) Малая Золотая палата, построенная для Ирины Годуновой, была расписана сценами из жизни знаменитых женщин: византийской императрицы Елены, легендарной царицы Динары, княгини Ольги.

В 1547 г. после грандиозного пожара в Москву были приглашены псковские мастера. Они должны были восстановить фрески кремлевских соборов.

После выполнения заказа они создали серию икон на библейские сюжеты, которые поразили современников своей необычностью, поскольку были выполнены в виде аллегорий.

Совет

Например, Бог Саваоф был изображен лежащим внутри небесной сферы, Иисус Христос – в доспехах воина.

Против новых изображений выступил посольский дьяк Иван Висковатый, считавший себя большим знатоком иконографии. По его настоянию был собран церковный собор в 1553–1554 гг. Однако духовенство приняло сторону живописцев и осудило дьяка за вмешательство в чужие дела.

Иконописцам же были позволены некоторые вольности при изображении библейских и исторических сюжетов. Строго регламентированными остались только евангельские сюжеты.

Можно считать XVI в. временем расцвета книжной миниатюры. Если раньше иллюстрированные рукописи были редки, то во 2‑й половине века создаются сразу несколько многотомных иллюстрированных книг. Самым грандиозным трудом является «Лицевой летописный свод» (60–70‑е гг.). В нем помещено около 16000 рисунков‑миниатюр.

Иллюстрированными должны были стать и макарьевские «Великие Четьи‑Минеи», но живописцам удалось поместить рисунки только в первом томе.

Изысканной красотой и изяществом отличались вышедшие из книгописной мастерской Годуновых богослужебные книги, в основном «Псалтыри». Они использовались для подарков в монастыри.

В связи с развитием книгопечатания возник новый художественный жанр – гравюра. Образцом его являются иллюстрации Апостола, изданного Иваном Фёдоровым в 1564 г.

В конце XVI в. в иконописи появляется новое течение, названное строгановской школой. Лучшие мастера были москвичами: Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Фёдор и Истома Савины, Стефан Арефьев, Емельян Москвин и др. Они выполняли заказы богатых промышленников Строгановых.

Обратите внимание

Работы данных мастеров отличались изощренностью и тонкостью письма, орнаментальностью и обилием золота. На иконах появляется много бытовых оценок и деталей, фоном служат красивые пейзажи. Все это свидетельствовало о проникновении светских мотивов в церковную живопись.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/istoriya-rossii/15044-russkaya-kultura-16-veka-zhivopis

Русская культура в 14-16 вв

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В 14-16 ВЕКАХ
ВЛИЯНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.

За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы.

Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века.

Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.

Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.

С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.

ЛЕТОПИСАНИЕ

Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь.

Важно

Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы.

Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.

  • В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф.
Читайте также:  Государственные крестьяне (таблица)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ

Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире.

Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе.

Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов.

  • Главные герои — Садко, Василий Буслаевич.

Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.

ЛИТЕРАТУРА РУСИ

В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть).

Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского».

Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси.

Воинская повесть Задонщина, составленная как полагают, Сафонием Рязанцем, по образцу слово о полку Игореве.

  • Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы.

Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком.

В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности.

  • Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект.

С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях.

Кроме того, необходимо было укрепить авторитет церкви и ввести единообразие в церковных книгах. И с этой целью митрополит Макарий при поддержке Ивана IV инициировал книгопечатание.

  • В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга — Апостол. Типография работала в основном на нужду церкви.

ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой.

Иван Пересветов (русский дворянин) был в составе посольского приказа. В своих челобитных он высказывал свою программу действий. В иносказательной форме он показал, что опора государства — служилые люди.

Их положение на службе должно определяться не происхождением, а личными заслугами. Основные пороки, приведшие к гибели государства — засилье вельмож, их неправедный суд и равнодушие к делам государства.

В его иносказательной форме активно мелькает тема, связанная с падением Византии.

  • Иван Пересветов призывал оттеснить от власти бояр и приблизить к царю тех людей, которые действительно были заинтересованы в военной службе.

Другую позицию высказывал князь Курбский (один из деятелей Избранной Рады). Он отстаивал точку зрения, что лучшие люди Руси должны помогать ей. Полоса гонений бояр совпала с полосой неудач Руси. Именно поэтому Курбский покинул страну, так как здесь неправильно относились к боярам.

Они долго переписывались. Иван Грозный писал Курбскому, что боярское правление негативно, так как в детстве он сам на себе это испытал. Царь писал так же что в своих действиях он подчиняется божественной воле.

  • Отъезд Курбского Иван 4 приравнял к государственной измене (впервые).

«Царево молчание» (Иван Грозный), художник Павел Рыженко

ДОМОСТРОЙ

В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовная, правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием — Великие Минеи Четьи 

Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

  • Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

ЖИВОПИСЬ РУСИ

Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

  • В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек.

Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

  • Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев.

Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный колорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей.

Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408).

Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420).

«Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея

Совет

Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. — «гостеприимство») Авраама.

Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии.

Средний Ангел символизирует Сына Божия — Иисуса Христа, левый — Бога-Отца, правый Бога — Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица – единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша – символ жертвы Христа за наши грехи.

К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.

АРХИТЕКТУРА РУСИ

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).

  • При Дмитрии Донском впервые возведен белокаменный Кремль.

Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будущем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Фиораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы.

Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля.

Вслед за этим была построена грановитая палата для приема иностранных посольств.

  • Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси.

Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.

Источник: https://moiarussia.ru/russkaya-kultura-v-14-16-vv/

Культура Руси XVI века Развитие русской культуры. — презентация

1 Культура Руси XVI века Развитие русской культуры

2 Культура этого времени тесно связана с историческими событиями в стране. XVI век для Руси стал временем образования и централизации власти в Московском княжестве. В основном, именно там начинает бурно развиваться архитектура.

3 Архитектура В основе архитектуры Руси лежит шатровый стиль. О происхождении шатров точной информации нет. Они пришли на смену крестово- купольным постройкам и церквям.

4 Крупнейшие здания в шатровом стиле, построенные в XVI в.: Храм Вознесения в Коломенском. Он характеризуется удивительным архитектурным декором и узорами. Собор Василия Блаженного. Его построил зодчий Бармой.

Обратите внимание

5 Другие известные постройки на Руси этого времени: Кремль в Москве. Конечно, Кремль был построен еще до XVI в., однако в это время его начали перестраивать. Архитекторы Кремля были иностранцами, поэтому в стиле смешаны западноевропейский и русский стили. Новый Успенский собор, построенный итальянцем Фиораванти. За основу архитектор брал Владимирский Успенский собор.

6 Архангельский собор Кремля. В этой постройке соединились традиционные формы и венецианский стиль. Благовещенский собор Московского Кремля. Этот собор — истинно русская постройка, с традиционными особенностями и чертами.

7 Живопись Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось иконописание. XVI в ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев. Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.

8 Помимо иконописания, художники могли писать на своих полотнах изображения храмов, соборов и церквей. Наиболее известные картины этого времени: «Рождественский собор Ферапонтова монастыря» «Собор Богородицы» «Покров Богородицы».

9 Литература Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки. Однако именно в это время литература преобразовывается. В XVI веке появляются новые жанры: — повести (« Повесть о Дракуле») — беллетристика (« Александрия» об Александре Македонском) — рассказы. Также, в XVI в. на Руси зарождается книгопечатание.

10 Книгопечатание XVI в. Характеризуется появлением книгопечатания на Руси. Первой напечатанной книгой является «Апостол». Ее напечатал дьяк Иван Федорович. В основном все напечатанные книги носили богослужебный характер. О художественной литературе в XVI в речь еще не шла.

11 Известные труды, напечатанные в XVI в.: « Апостол» «Букварь с грамматикой» Челобитные Ивану грозному от Ивана Пересветова. Домострой и др.

12 Музыка В XVI веке создается новая технология пения- троестрочное пение. Развитие в музыкальном и певческом направлении произошло благодаря созданию певческого хора дьяков в Московском княжестве.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1250883/

Ссылка на основную публикацию