Русская культура во второй половине xix – начале xx в.

Глава 30. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих).

Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры.

Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.

Обратите внимание

В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение.

Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.

Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в.

Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств.

В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Просвещение и образование.

Просвещение и образование.В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников.

Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в.

, в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму,

чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Важно

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др.

Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах.

Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Просветительская деятельность.

Просветительская деятельность.В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству.

В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в.

большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления.

Совет

Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероис-

поведания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание.

Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д.

Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука.

Наука.Во второй половине XIX — начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров. Н. Д.

Обратите внимание

Зелинский заложил основы учения об органическом катализе. А. И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии. 60—70-е годы XIX в.

стали «золотым веком» в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н.

Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был удостоен А. С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П.

Н. Ле-

передвижных художественных выставок». И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге и др. стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули просветительскую деятельность, устраивали выставки во многих городах России.

Наиболее яркой фигурой среди них был И. Е. Репин, оставивший огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, опиравшийся на национальные сюжеты и народный эпос (В. И. Суриков, В. М. Васнецов). Близкий к передвижникам В. В.

Верещагин известен как мастер батальной живописи.

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В. А. Серова и пейзажи И. И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Я. Билибин и др.).

На рубеже XIX—XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.).

«Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие и реалистическим воззрениям передвижников, и академизму. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры.

Важно

Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII — начало XIX в.), а также популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

В скульптуре второй половины XIX в. реалистические традиции отразились в творчестве А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов и исторических деятелей России («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»).

Ряд монументальных скульптурных произведений принадлежал М. О. Микешину (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина и С. Т.

Коненков использовали в своем творчестве новые пластические формы и светотеневые контрасты, позволявшие преодолеть статичность изваяния, создать впечатление движения.

Архитектура.

Архитектура.Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика — разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А. И.

Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать.

В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев) в Москве.

Совет

В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (арх. Ф. И. Шехтель), гостиница «Метрополь» (арх. В. Ф. Валькот) и др.

В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. А. В. Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (арх. И. И. Рерберг), Музей изобразительных искусств (арх. Р. И. Клейн) и здание Госбанка (арх. И. В.

Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений.

Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в.

в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Читайте также:  Внутрипартийная борьба в 20 — 30-х годах сталина

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s146902t5.html

Культура России во второй половине XIX в

     Культура страны конца XIX – начала XXвв. переживала бурный расцвет. Новаторское движение охватило литературу и живопись, театр, архитектуру. Большой толчок получают наука и техника.

Начало XX столетия вошло в историю России как кратковременный период ренессанса, в ходе которого шло освобождение духовных ценностей человека от обыденности.

Это время расцвета поэзии и философии получило название «серебряного века русской культуры».

     Литература. Писателей этого периода отличала социальная активность, поиски положительного начала. Вершиной литературы конца XIX в. становится творчество Л.Н.

Обратите внимание

Толстого («Анна Каренина», «Воскресение», «Живой труп»). Мир маленького человека в своих произведениях раскрывал А.П. Чехов. В романтических произведениях А.М.

Горького («Старуха Изергиль», «Буревестник») отразились демократические настроения этого времени.

В поэзии появляются новые течения (символизм, акмеизм, футуризм и др.), которые были объединены общим понятием – модернизм. Для него характерно стремление встать над обществом, которое лишено чувства красоты.

     Символизм. Представители: В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб, А.А. Блок, А. Белый, Д.С. Мережковский.

Для их творчества свойственно:

– провозглашение тезиса «Искусство для искусства»;

– создание в произведениях мира мечты, символов;

– стремление передать необычность своего мироощущения.

     Акмеизм. Представители: А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Н.С. Гумилев. Для их творчества свойственно:

– отрицание мистических устремлений символистов;

– стремление воспеть земной мир во всей многоцветности и силе.

     Футуризм. Представители: В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак. Для их творчества свойственно:

– внимание к новой поэтической форме;

– острая социальная тематика.

Изобразительное искусство

Для него также характерно появление новых течений в стиле модернизма, возникновение творческих объединений художников.

     В 90-е гг. XIX в. создается творческое объединение «Мир искусства», в которое вошли: А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере и др.

Это широкое культурно-эстетическое движение захватило живопись, скульптуру, архитектуру, поэзию.

Для живописи мирискусников было характерно: отказ от салонного академизма, а также тенденциозности передвижничества, индивидуализм в творчестве, идеал «чистого», «свободного» искусства. Больших успехов они достигли в театрально-декорационном искусстве.

     К 1910-м гг. относят возникновение русского авангарда, в стиле которого написаны произведения К.С. Малевича, В.В. Кандинского, К.С. Петрова-Вод-кина, Р.Р. Фалька, М.З. Шагала, П.Н. Филонова и др.

     Театр. Обновление театрального искусства в этот период связывают с творчеством Московского художественного театра, созданного К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. В театре утверждались новые принципы актерской игры, режиссуры, оформления спектаклей.

     Наука. Российские ученые в начале XX в. внесли значительный вклад в развитие научных знаний. В 1904 г. И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за разработку учения об условных рефлексах. Больших успехов в различных областях науки достигли И.И. Мечников (иммунология), П.Н. Лебедев (физика), В.И. Вернадский (биохимия, биогеохимия, радиогеология) и др.

Источник: https://students-library.com/library/read/16494-kultura-rossii-vo-vtoroj-polovine-xix-v

Культура России во второй половине 19 века

Культура России второй половины XIX начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы “золотого века” предшествующего времени. На рубеже XIX-XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия.

Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств.

В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали “серебряным веком” русской культуры.

Важно

Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников.

Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с в 60-е годы XIX в. до 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в.

, в основных чертах сохранилась до 1917 г.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

Важно

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым “циркуляром о кухаркиных детях” запрещалось принимать в гимназии детей “кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей”. Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XDC в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др.

Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах.

Накануне первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.

Совет

Просветительская деятельность. В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству.

В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в.

большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, устраивали публичные лекции и театрально-концертные представления.

Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие вне зависимости от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению Художественной литературы играло книгопечатание.

Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д.

Сытина, выпустившего серию книг “Библиотека для самообразования”, и Ф. Ф. Павленкова, издававшего “Научно-популярную библиотеку по естествознанию”.

Обратите внимание

Во второй половине XIX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука. Во второй половине XIX начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал A. M. Бутлеров. Н. Д.

Зелинский заложил основы учения об органическом катализе. А. И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии.60-70-е годы XIX в. стали “золотым веком” в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков ПЛ. Чебьппева, A. M. Ляпунова, С. В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А. Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был удостоен А. С.

Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П. Н. Лебедев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. “Отцом русской авиации” называют Н. Е. Жуковского основоположника современной гидроаэродинамики.

К. Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

Важно

Энциклопедические труды В. И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.

Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И. М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. Нобелевские премии получили И. П.

Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, а также И. И. Мечников автор фагоцитарной теории иммунитета. К. А.

Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.

Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, В. К.

Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вицеадмирал С. О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей.

Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Экспедиции Э. В. Толля и А. В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г. Я. Седов. В 1912-1914 гг.

он организовал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана.

На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки.

Совет

В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилились нападки на эволюционную теорию Ч. Дарвина, объяснявшую биологическое развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические позиции. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (B.

C. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общественно-исторических процессов.

Читайте также:  Киевская оборонительная операция 1941 года (7 июля - 26 сентября)

Однако политическая практика марксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание преобладания материальной жизни над духовной оттолкнули от них (особенно после революции 1905-1907 гг.) часть интеллигенции.

Все чаще философы и социологи стали склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство.

Во второй половине XIX-XX вв. в связи с необходимостью понимания современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в.

, написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд “История России с древнейших времен”. В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В. О.

Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П. Н.

Милюков), или с марксистских позиций (М. Н. Покровский).

Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В. И. Ульянов-Ленин, А. А. Богданов) и их критиков (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М. М. Ковалевский основал в Париже “Высшую русскую школу общественных наук”.

В ней преподавали известные общественные деятели и учились руcские эмигранты.



Источник: http://biofile.ru/his/25371.html

Особенности русской культуры второй половины XIX века

Крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу.

Однако во второй половине XIX века Россия, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания.

Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с началом революционно-освободительного движения в России. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами.

Обратите внимание

Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.

: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н.Гоголь, Н.Лесков, Ф.Достоевский и др. творили свои произведения в традициях, древнерусской религиозной культуры.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль.

Культурно-исторический процесс в России во второй половине XIX в.

имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными факторами. При этом с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке). А с другой – усложнение самого культурного процесса, т.е.

большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры, философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т.д.

Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры – официальной («высокой» профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть) и культурой народных масс («фольклорным» пластом»), которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси.

Если в XVIII – первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. – разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется, и том, что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

Источник: https://kultura-socio.ru/kratkaya-istoriya-otechestvennoj-kultury-s-drevnejshikh-vremen-do-nachala-xx-veka/475-osobennosti-russkoj-kultury-vtoroj-poloviny-xix.html

Культура россии второй половины xix в

переход на главную

Грандиозные перемены, происшедшие в экономическом и
общественно-политическом укладе России в эпоху Великих реформ, мощно повлияли
на культурное развитие страны.

Превращение миллионов крепостных в полноправных
граждан, становление местного самоуправления и местного суда, бурное развитие
капитализма обострили спрос на образование, стали могучим стимулом научного и
технического прогресса. Именно со второй половины XIX в.

люди, профессионально занимавшиеся умственным трудом, стали
восприниматься в России как особый общественный слой — интеллигенция. Интеллигенцию
сформировали выходцы из различных сословий (прежде всего — из дворянства и
духовенства), которых официальная терминология XIX в. именовала “разночинцами”.

Важно

Социальные контрасты
России, культурный разрыв между образованными классами и народом, отчужденность
русского общества в условиях самодержавия от политической жизни формировали в
интеллигентской среде особую мораль и мировоззрение.

Большинство интеллигентов
болезненно переживало свой отрыв от народа, стремилось помочь ему,
придерживалось атеистического и материалистического мировоззрения, тяготело к
крайним мерам, было враждебно настроено по отношению к церкви и государству.
Взгляды и пристрастия интеллигенции наложили сильный отпечаток на культурное
развитие России второй половины XIX в.

1. Просвещение и
печать

В течение второй половины XIX в. значительно повысился уровень грамотности народа: в 1860-е гг.
читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. — 21 %. В первые годы после крестьянской реформы бурно росло число церковных школ для народа. Впоследствии их
вытеснили государственные и земские школы, лучше обеспеченные и организованные.

Там, где не было ни церковных, ни земских, ни государственных школ, крестьяне в
складчину заводили свои школы. В распространении просвещения среди взрослых
большую роль сыграли воскресные школы. Несмотря на все усилия, число грамотных
людей в России далеко не соответствовало потребностям молодого российского
капитализма.

Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на нужды
образования, и соперничество между светской и церковной школой.

Значительно шагнуло вперед среднее образование: его давали
классические гимназии (в них упор делался на гуманитарные предметы) и реальные
гимназии (впоследствии — реальные училища), в которых больше внимания уделялось
естественным и точным наукам. Число гимназий и училищ во второй половине XIX в. значительно увеличилось.

Было основано
в эту эпоху и два новых университета — Томский и Новороссийский (в Одессе) —
однако главное внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям. Их
было основано около тридцати, в том числе Московское высшее техническое
училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия и др.

В
пореформенной России возникают и женские высшие учебные заведения — курсы
профессора В.И.Герье в Москве и профессора К.Н.Бестужева-Рюмина в Петербурге.

Политика правительства в сфере просвещения характеризовалась
значительными колебаниями. Университетская реформа 1863 г. вернула университетам автономию. Однако среднее образование уже в 1871 г.

Совет

подверглось реакционному переустройству: в классических гимназиях значительно усилилось
преподавание мертвых языков (латыни и древнегреческого) , а реальные гимназии
превратились в училища, из которых нельзя было поступить в университет.

Был
ужесточен правительственный надзор за студенчеством, за земскими начальными
школами.

В 1883 г. университеты вновь лишились автономии, гонениям
подверглись женские курсы. В 1887 г. министр народного просвещения издал
получивший скандальную известность “циркуляр о кухаркиных детях”. На
пороге XX в. правительство пыталось восстановить
порядки Николая I, придавая образованию сословный характер.

С 1880-х гг. при поддержке правительства усиленно создавались
церковные школы для народа — в них власти видели охранительную силу, пытались с
их помощью вытеснить земскую школу. Колебания и зигзаги правительственной
политики болезненно отражались на культурном развитии страны.

Распространению просвещения способствовали публичные библиотеки,
музеи, всевозможные курсы и кружки, учреждавшиеся различными общественными
организациями.

Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительские
организации для пропаганды своих взглядов, а правительство стесняло их
деятельность.

В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев —
Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в
Петербурге.

В 1890 г. Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции)
страной по количеству названий выпускаемой литературы. Издатели
К.Т.Солдатенков, Ф.Ф.Павленков занимались популяризацией научных идей,
публиковали авторов демократической ориентации. Магнат прессы А.С.Суворин

223

Обратите внимание

сосредоточил в своих руках крупнейшее издательство и популярную
газету “Новое время”. И.Д.Сытин выпускал дешевую литературу для
народа.

Главным рупором общественного мнения была периодическая печать.
Тон задавали “толстые” (литературные и общественно-политические)
журналы. Вторая половина 1850-х — начало 1860-х гг. были временем триумфа
радикальных органов — “Современника” (руководители — Н.Г.Чернышевский
и Н.А.Добролюбов) и “Русского слова” во главе с Д.И.Писаревым.

Эстафету
у Чернышевского и Писарева переняли в 1868г. “Отечественные записки”
(руководители — Н.А.Некрасов и М.Е.Салтыков-Щедрин), в 1884 г. закрытые правительством за политическую неблагонадежность.

В дальнейшем левый фланг русской
публицистики был представлен народническими органами — “Русской
мыслью” и “Русским богатством”, а наиболее видными авторами
этого направления были Н.К.Михайловский, Н.В.Шелгунов и др.

Лидером либеральной публицистики во второй половине 1850-х гг. был
“Русский вестник” М.Н.Каткова, в дальнейшем подобную роль стал играть
“Вестник Европы” М.М.Ста-сюлевича.

Катков же, перейдя на
охранительные позиции, своим главным органом сделал газету “Московские
ведомости”. Популярны были исторические журналы — “Русская старина”
М.И.Семевского, “Русский архив” П.А.Бартенева. К 1891 г.

в России существовало 227 журналов и 296 газет, тиражи журналов доходили до 10 тыс., газет —
до 25 тыс.

2. Наука

Солидная база, созданная развитием науки и просвещения в первой
половине XIX в., потребности капиталистической
экономики в пореформенной России способствовали блестящим успехам естественных
и точных наук во второй половине XIX в. Мировую
известность приобрели исследования математика П.Л.Чебышева, физиков
А.Г.Столетова и П.НЛебедева.

Величайшим научным открытием стал периодический закон химических
элементов, сформулированный Д.И.Менделеевым. А.М.Бутлеров провел глубокие исследования в сфере
органической химии.

Психологию и высшую нервную деятельность животных и
человека изучали И.И.Сеченов и И.П. Павлов. И.И.Мечников работал в сфере
бактериологии. Значительные успехи были достигнуты и в географических
исследованиях: Н.М.

Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н.Миклухо-Маклай —
Океанию.

Вторая половина ХГХ в. ознаменовалась рядом технических открытий:
Г.Ш.Яблочков и А.Н.Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С.Попов —
радиоприемник В 1880-е гг. была построена первая в России электростанция,
электричество стало применяться при освещении городов. Входят в быт телеграф и
телефон.

Читайте также:  Экономические реформы: замысел, характер, результаты

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде
интеллигенции культ разума, науки, точных знаний. Многие выдающиеся русские
ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии
и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев.

Иную позицию занимали позитивисты: они считали, что человек не
должен задаваться общими философскими вопросами (например, о том, что первично
— материя или сознание), а должен сосредоточиться на конкретных научных
исследованиях. Позитивистами были многие либералы, в том числе видный философ
К.Д.Кавелин, близок к этому течению был и Н.К.Михайловский.

Важно

Материалистам и позитивистам противостояли религиозные философы,
наиболее яркими из которых были К.Н.Леонтьев (1831-1891) и Вл.С.Соловьев
(1853-1900). И Соловьев и Леонтьев утверждали, что человек и весь материальный
мир созданы Богом и подвластны ему.

Леонтьев обосновывал с помощью этой идеи
необходимость самодержавной власти и общественного неравенства, говорил о
неизбежности страданий и несправедливости. Соловьев же считал идею Бога основой
для внесения в жизнь начал добра, справедливости, милосердия.

Во второй половине XIX в. на
значительную высоту поднялась российская историческая наука. Великий историк
С.М.Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен”.

Следуя взглядам Гегеля, он изобразил
русскую историю как борьбу противоположностей — созидательного государственного
начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов и др.).
Ученик Соловьева В.О.

Ключевский, близкий по взглядам к позитивистам,
больше внимания уделил народной жизни, быту, социально-экономической истории и
изложил результаты своих исследований в блестящем “Курсе русской
истории”.

3. Литература и
искусство

Литература пореформенной эпохи опиралась на традиции
“золотого века” русской литературы — эпохи Пушкина, Лермонтова,
Гоголя. Социальная напряженность второй половины XIX в.

, предвещавшая грандиозные катастрофы, колоссальные
психологические перегрузки, которые испытывал человек пореформенной России, заставляли
великих писателей задумываться над самыми глубокими вопросами — о природе
человека, о смысле жизни, о сущности бытия. Вершиной русской литературы стали
произведения Ф.М.

Достоевского (1821-1881) — “Униженные и
оскорбленные”, “Преступление и наказание” и Л.Н.Толстого
(1828-1910) — “Война и мир”, “Анна Каренина”,
“Воскресение”. Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их
религиозных исканий.

Чутко реагировал на изменения в духовной атмосфере России
И.С.Тургенев (1818-1883): его роман “Отцы и дети” отразил раскол
между различными поколениями русского общества и выход на общественную сцену
нового героя — интеллигента-разночинца.

Проникнуть в глубины народного
миросозерцания стремился Н.С.Лесков: поприщем же М.Е.Салтыкова-Щедрина была
сатира. В 1880-е гг„ известность приобрели произведения А.П.Чехова (1860-1904)
и В.М.

Гаршина (1855-1888), отразившие уныние и растерянность, которые охватили
в эти годы интеллигенцию.

Демократический дух 1860-х гг. с особой силой сказался в развитии
русской живописи. В 1863 г.

группа выпускников Академии художеств отказалась от
участия в конкурсе на золотую медаль, не желая создавать, как было принято,
картины на религиозные и мифологические сюжеты. В 1870 г.

Совет

участники протеста организовали “Товарищество передвижных выставок”: следуя
популярным в среде интеллигенции просветительским настроениям, они намеревались
знакомить со своей живописью самые широкие слои русского общества.

К числу передвижников принадлежали И.Н.Крамской (1837-1887),
мастер портретной живописи, В.Г.Перов (1833-1882), создававший сатирические и
обличительные картины (“Сельский крестный ход на Пасху” и др.).
Крупнейшей фигурой среди передвижников был И.Е.Репин (1844-1930), поразивший
современников такими полотнами, как “Бурлаки на Волге”, “Не
ждали”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.

Обращение к российской истории было весьма характерно для
передвижников — оно стимулировалось их демократической ориентацией, интересом к
разным аспектам народной жизни. Знаменитые картины на историческую тематику
были написаны В.И.Суриковым (“Утро стрелецкой казни”, “Боярыня
Морозова”).

Большую роль в художественной жизни России играла деятельность
богатых предпринимателей-меценатов, например, П.М. и С.М. Третьяковых,
передавших свою галерею в дар Москве. Акции меценатов ярко свидетельствовали о
повышении культурного уровня и общественного веса молодой русской буржуазии.

Демократический дух 1860-х гг. заметно отразился и на развитии
музыки и театра. Композиторы М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, М.А.Балакирев,
Н.А.Римсский-Корсаков (за ними утвердилось название “Могучая
кучка”,
данное критиком В.В.Стасовым) создавали оперы, используя
сюжеты из русской истории и народные песни. В Москве и Петербурге в 1860-е гг.
открылись первые русские консерватории.

Наиболее крупным русским драматургом второй половины XIX в. был А.Н.Островский, пьесы которого
бичевали общественные пороки. Творчество Островского неразрывно связано с Малым
театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М.Садовский, А.П.Ленский,
М.Н.Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге.

Поворот в общественных настроениях, произошедший в начале 1880-х
гг., заметно сказался на развитии художест-венной культуры. Усилилась тяга к
осмыслению религиозных идей: это, в частности, выразилось в росписях
Владимирского собора в Киеве, выполненных В.М.Васнецовым, М.В.Несте-ровым,
М.А.Врубелем.   М.А.Балакирев, Н.А.

Римский-Кор-саков, а также
П.И.Чайковский создавали религиозные му-зыкальные произведения.  
Творчество   Чайковского 1880-1890-х гг. — балеты “Спящая
красавица”, “Щелкунчик” — стали одной из вершин русской музыки.
В архитектуре шел поиск национального стиля, использо-зовались элементы
русского зодчества XVII в.

Обратите внимание

В этом стиле было выстроено здание
Исторического музея в Москве (архитектор В.О.Шервуд, 1875), Верхние торговые
ряды — ныне ГУМ (А.Н.Померанцев, 1892), Городская дума Москвы (Д.Н.Чичагов,
1890-1892). Пореформенная эпоха стала временем вы-соких культурных достижений,
подготовила почву для духовного расцвета рубежа XIX- XX вв.

— “серебряного века”
русской культуры.

ИСТОЧНИКИ

С вступлением России в конце XIX — начале XX вв. в стадию
монополистического капитализма изменяется характер и структура корпуса
источников. Увеличивается количество хозяйственной документации.

С укрупнением
производства налаживается система строгой отчетности всех производственных
звеньев, унифицируется текущая документация, для ее ведения используются
типографские бланки с твердым формуляром. Это во многом облегчает работу с этим
видом источников. Кроме того, с начала XX в. начинает широко применяться машинопись и др. механические
способы воспроизведения записей.

Новыми формами экономической документации в
этот период являются тайные монополистические договоры, протоколы совещаний руководителей
компаний, частные статистические сводки.

В результате революции 1905-07 гг. изменяется характер русского
законодательства. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором, кроме введения общедемократических
свобод — слова, печати, собраний — провозгласил создание в России
законодательной Думы. Отныне законы должны были приниматься с одобрения Думы.

За царем сохранялось право законодательного почина, утверждения законов, а
также их принятие без одобрения Думы в чрезвычайных обстоятельствах. Законы,
изданные с 1881 по 1913 гг. вошли в III
собрание «Полного собрания законов Российской империи». Текущие законодательные
акты публиковались в периодически издававшемся «Собрании узаконений». 23 апреля 1906 г.

накануне открытия I Государственной
Думы Николай II подписал новый Свод Основных
государственных законов.

В начале XX в. появляется
еще один принципиально новый вид источников — документы политических партий.
Первые русские политические партии — социалистов-революционеров и социал-демократов
— были созданы подпольно в 1901-03 гг.

После манифеста 17 октября образование
партий стало легальным. Крупнейшими из новообразованных партий в России были
конституционно-демократическая партия и Союз 17 октября.

Изучение партийных
программ и установок является одним из важнейших направлений
общественно-политических исследований.

Из публицистических сочинений периода получили большую известность
работы В.Г.Плеханова «Наши разногласия», В.И.

Важно

Ленина «Развитие капитализма в
России», «Империализм как высшая стадия капитализма», антиреволюционный сборник
статей о русской интеллигенции «Вехи», авторами которого были П.Б.Струве,
Н.А.Бердяев, С.Булгаков, М.О.Гершензон и др.

При использовании публицистических
материалов, особенно в периодике, необходимо учитывать, что провозглашение
свободы слова в России относится только к 1905 г.

Из документов личного происхождения особенно известны дневники
Николая II и его переписка, воспоминания С.Ю. Витте,
П.Н.Милюкова и др.

Источник: http://historikoff.net/dop18.htm

Культура второй половины 19-го века

В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.

Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В русской культуре конца 19-го в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Представители консерваторов (В.П. Боткин, А.В. Дружинин, П.В. Анненков, А.Н. Майков, А.А. Фет) публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.А. Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы (К.Д. Кавелин и Ф.И. Буслаев) печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г. Чернышевский («Что делать»), Н.А.

Совет

Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), И.А. Гончаров («Обломов»), И.С. Тургенев («Дворянское гнездо»), А.П. Чехов («Степь», «Чайка»), В.И. Даль («Толковый словарь»), А.И. Куприн («Первый дебют»), М.

Горький («Макар Чудра»).

Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н. Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «Товарищество передвижников» (1870).

В это общество вошли художники-реалисты: Е.И. Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е. Маковский («Осужденный», «Узник»), Н.А. Ярошенко («Студент») и др.

Суть передвижничества – популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И. Репин («Крестный ход в Курской деревне»), Г.Т. Мясоедов («Косцы»).

В историческом жанре значимые работы создали В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни»), В.Г. Перов («Суд Пугачева»), И.Е. Репин («Стенька Разин»), В.М. Васнецов («Царь Иван Васильевич Грозный»). Живописцы представили интересные работы: И.И. Шишкин («Дубовая роща»), А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), А.Й. Куинджи («Ночь на Днепре»).

Во второй половине 19-го в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г. Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866).

Во второй половине 19-го в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. были открыты женские гимназии и был принят новый университетский устав.

Обратите внимание

Произошли значительные открытия в науке и технике. В 1884 г. О.Д. Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С. Попов повторил опыты Г. Герца по получению электромагнитных волн, А.Г. Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С. Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.

Вторая половина 19-го в. – время творчества выдающихся ученых Д.И. Менделеева и А.И. Бутлерова.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/kultura-vtoroy-poloviny-19-veka/

Ссылка на основную публикацию