Роль монастырей в xvii

Роль монастырей в xvii – история России

В дальнейшем правительство вернуло  духовенству право управлять  вотчинами, но отобрало у него большую  часть доходов. Таким образом, в  конечном итоге секуляризация была лишь частичной.

Основание монастырей в конце XVII в. было поставлено под контроль правительства; так, в 1698 г. специальным указом запрещалось строить новые монастыри в г. Енисейске и Енисейском уезде, потому что в Сибири монастырей уже много. Однако в 1701-1763 гг. появилось не так уж мало новых монастырей – 167 (46).

Больше всего их появилось в  Центрально-Промышленном районе – 50(22), на Левобережной Украине – 29(8) и  в Среднем Поволжье – 25(7).

Обратите внимание

Всего в четырех старозаселенных районах возникло 74(24) монастыря, в заселявшихся Центрально-Черномземном, Среднем и Нижнем Поволжье, Северном Приуралье и Северном Кавказе – 56(13), на Левобережной Украине и в Киеве – 30(8) и в Сибири – 7(1) монастырей. В Южном Приуралье новых монастырей не было.

 В первой половине XVIII в. эксплуатация крестьян усилилась, возросли государственные повинности. Крестьяне ответили активизацией классовой борьбы. Справиться с крестьянскими волнениями монастыри не могли.

В этих условиях правительство решило завершить секуляризацию: в 1764 г.

у духовенства были отобраны населенные имения, крестьяне составили одну из групп государственных крестьян, значительное число монастырей было закрыто.

В четырех старозаселенных районах (Центрально-Промышленном, Озерном, Западном и Северном) было упразднено 340(69) монастырей, что составило 49% существовавших.

В заселявшихся районах (Центрально-Черноземном, Среднем и Нижнем Поволжье, Северном и Южном Приуралье) – 100(33) монастырей (43%).

Всего в Европейской России, кроме Киева и Левобережной (вместе со Слободской) Украины, было упразднено 440(102) монастырей из 930, или 47% — почти половина.

Упразднение сопровождалось разделением  монастырей на классы в соответствии с вводившимися штатами. Намечалось иметь в великороссийских епархиях всего 385(67) монастырей, в том числе I класса 20(4), II класса 59(18), III класса 145(45) и заштатный 161 монастырь. В действительности, по подсчету по справочнику В. В. Зверинского, после упразднения осталось не 385(67), а 490(82) монастырей.

На Украине было упразднено 29(9) монастырей из 85(20), или 34%, осталось 56(11).

В результате секуляризации у церкви было отобрано 8,6 млн. десятин земли. Но это были не все земельные угодья: подсчет поуездных итогов генерального межевания последней четверти XVIII в. по 29 губерниям показал, что у духовенства только в этих губерниях, по очень неполным данным, было больше 700 тыс. десятин.

Важно

Секуляризация была, бесспорно, одной  из крупнейших реформ в истории России, но главное ее значение заключается в освобождении почти 2 млн. крестьян духовенства от крепостного состояния.

Что же касается ликвидации политической мощи церкви, то решающее значение имело укрепление абсолютизма при Петре I; это наглядно показала осуществленная им частичная секуляризация.

Замена патриарха Синодом (духовной коллегией), отнятие доходов и назначение в Синод оберпрокурора как представителя царя превратили церковь из союзницы в служанку самодержавия. Отобрание крестьян и вотчин, введение штатов для монастырей сближали ее с государственным аппаратом.

Мы уже отмечали, что при секуляризации  была отобрана не вся земля. 
Монастыри приспособились к новым условиям, да и правительство шло им навстречу, давая разрешение на приобретение земель.

Основание монастырей продолжалось. После введения штатов было разрешено  создавать женские общины, которые  были как бы переходными организациями, школой монашества. Члены общин еще  не были монахинями, но постепенно общины получали статус монастырей.

Больше всего монастырей появилось  на Украине – 30(11), в Центрально-Промышленном и Центрально-Черноземном районах  и в Среднем Поволжье.

В конце XVIII – начале XIX в. в Российскую империю вошли 
Правобережная Украина, Литва, Белоруссия, Прибалтика, Грузия, Бессарабия. В них также были православные монастыри.

Больше всего монастырей было в  Литве и Белоруссии. В XVII в. ряд  униатских монастырей был закрыт и передан православным монастырям. Всего (с IX в.) там было основано 122(17), вошло в Россию 58(9), до 1860 г. появилось еще 10(4), в 1801 г. было 56(9) монастырей.

Совет

На втором месте по количеству монастырей была Правобережная Украина –  с IX в. (без Киева) там было основано 106(17) монастырей, при этом в XIV-XV вв. – всего 10, а в XVI-XVII вв. – 69(14), вошло 46(12), в 1801 г. Было 58(14) монастырей.

На третьем месте – Грузия. монастыри в ней появились в IV в., вошло 
33(5) монастыря.

В Бессарабии православные монастыри  возникли, видимо, не ранее XV в., вошел в Россию 21(9) монастырь.

Меньше всего православных монастырей было на вошедших в состав России территориях  Прибалтики и Польши – один и  три монастыря соответственно.

Всего в 1801 г. вместе с вошедшими  в Россию монастырями было 574(133) монастыря.

РУССКИЕ МОНАСТЫРИ  В ПЕРИОД 1861-1917 ГОДОВ

В исследуемом периоде церковь  пользовалась поддержкой правительства  и императора. И действительно, как  отметил С. С. Дмитриев, «если в XVIII в. монастырское хозяйство свертывалось, то в дореформенной России XIX в. наблюдалась противоположная картина. Монастыри успешно обзаводились новыми и новыми земельными владениями.

По указу Павла I от 18 декабря 1797 г. на каждый монастырь начали отмежевывать по 30 десятин выгодной земли. Александр I дважды, в 1805 и 1810 гг., давал дозволения монастырям приобретать недвижимые имения. При Николае I по Правилам 1838 г. каждый монастырь мог получать лесных дач от 50 до 150 десятин.

По неполным данным отчетов обер-прокуроров Синода за 1836-1861 гг., за это время только 170-180 монастырями получено было от казны свыше 16 тыс. десятин лесу и более 9 тыс. десятин пахотной и луговой земли. Пахотные земли, леса, луга, мельницы приносили монастырям большие доходы.

Но самые крупные прибыли монастыри получали от богомольцев, их пожертвований, от кружечных сборов, от сборов по так называемой «неугасимой псалтири» и множества других видов сборов на вечное поминовение усопших». Торговля предметами культа в монастырях производилась открыто и непристойно.

Обратите внимание

Вот, например, как происходил торг в 1810 г. в киевском Михайловском монастыре: в гробу, где лежали мощи св. великомученицы Варвары, в ногах была поставлена тарелка с кольцами. 
Богомолки, пишет очевидец князь И. М.

Долгоруков, «после умилительных вздохов и молитлословий их выбирают в самом гробе, как в ящике: монахи торгуются и просят подороже, а богомольцы, не теряя голов, хотят достать их подешевле: шум да крик. Какая неблагопристойность».

В XVIII — XIX вв. значительно возросло количество архиерейских домов и  соборных и приходских церквей. Это  было связано с ростом численности  населения и административно-территориальной  реформой 1775 г.

, когда существенно  увеличилось количество губерний и  особенно уездов. Если в конце XVII в. насчитывалось 24 епархии и около 15 тыс. церквей, то в конце XVIII в. было 35 епархий и около 27 тыс. церквей, а в 1860 г.

– 58 епархий, 37675 церквей и 12486 часовен и молитвенных домов. И церкви также получали земельные угодья. Наделение церквей землями, возобновленное Павлом I, замедлилось было несколько в царствование Александра I, но Николай I его снова усилил.

«…Хозяйство православной церкви, — отмечает С. С. Дмитриев, — владения, имущества и капиталы… в целом за первую половину XIX в. заметно выросли и упрочились».

В 1861-1917 гг. количество вновь основанных монастырей резко возросло: если в  предыдущий период возникло 167(46), то теперь их появилось вместе с общинами 400(296), а без последних – более 200 монастырей.

По-прежнему больше всего их возникло в Центрально-Промышленном –71(70) и  Центрально-Черноземном — 46(36) районах  и в Среднем Поволжье –  55(46), но много было основано также на Украине – 41(29) и в заселявшихся 

Южном Приуралье – 31(22) и на Северном Кавказе – 16(7). Характерной особенностью этого процесса было появление многочисленных женских общин, главным образом в центральных районах и в Среднем Поволжье. «Строй жизни в русской дореволюционной деревне был таков, отмечал В. Ф. Зыбковец, — что бедность и невежество угнетали именно женщину».

Добавим, что и в городах, где после отмены крепостного права резко возросло население за счет притока неимущих крестьян, положение женщин было не лучше.

А постричься сразу в монашество было непросто: необходимо было согласие «общества», к которому был приписан, рекомендация благочинного, да и решиться на такой крутой перелом в жизни было нелегко.

Важно

Всего у русской православной церкви было 1256(550) монастырей, архиерейских домов  и подворий, без последних – 1120(537).

Если исключить монастыри в  Польше и за рубежом, то их будет  1103(529), в том числе 768(377) в 10 великорусских районах, 80(52) – в 

Сибири и 255(100) – в крупных национальных районах.

Без Польши и зарубежных организаций  монахов, монахинь, послушников и  послушниц насчитывалось около 103 тыс. человек, при этом послушников  и послушниц было более чем  вдвое больше монахов и монахинь (соответственно 70 и 33 тыс. человек). Это  не случайно: послушничество не только было резервом монашествующих, но и рабочей силой, дешевой и безответной.

Больше всего монахов и послушников  было, как и монастырей, в центральных  районах, на Украине и в Среднем  Поволжье.

Точных данных о количестве земли  у церкви накануне Великой 
Октябрьской социалистической революции нет; по официальным данным церковной статистики, в 1905 г. у монастырей было 740 тыс. десятин, у церквей – 1,9 млн. десятин, всего 2,6 млн. десятин.

Пожалования земли духовенству продолжались. По официальным же данным, в 1917 г. у монастырей было больше 1 млн. десятин. В. И. Ленин, основываясь на подсчетах либеральных статистиков, указывал, что у духовенства находится около 6 млн.

десятин, но в действительности ее оказалось гораздо больше: после Октября было национализировано и перешло в общенародное достояние более 8 млн. десятин земли (8275 тыс.), а также 424 476 млн. руб.

капитала, 84 завода, 1816 доходных домов и гостиниц, 277 больниц и приютов, 436 молочных ферм, 603 скотных двора и конюшен, 311 пчелиных пасек.

Совет

Таким образом, за 1764 – 1917 гг. церковь  сумела – при поддержке царской  власти – вернуть себе почти то же количество земли, которое было секуляризировано. Как и раньше, у отдельных монастырей земельные владения достигали огромных размеров (хотя это были уже другие монастыри).

Больше всего было у бессарабского  архиерейского дома – 154,6 тыс. десятин, у Соловецкого монастыря – 66 тыс. десятин, Молченской пустыни – 28 тыс., Саровской пустыни – 24 тыс. и некоторых других (по официальным данным).

Монастыри-землевладельцы вели собственное  хозяйство, а также сдавали землю  в аренду (на 1 января 1917 г. сдавалось  в аренду 276 тыс. десятин). Сводных данных о монастырском сельском хозяйстве нет, но в литературе имеются отдельные яркие примеры. Вот, например, крупнейший землевладелец — Соловецкий Монастырь. В 1913 г.

у него было более 200 лошадей, 100 коров, 200 овец, свиньи, птица, заводы: салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный, смолокуренный, литейный, механический и кожевенный; мастерские: сапожная, портняжная, ювелирная, малярная, слесарная, столярная, санная, колесная, экипажная. Была мельница, огороды.

На острове была устроена и поддерживалась система каналов, обеспечивая хорошее водоснабжение. Монастырю принадлежали также молочная ферма и судостроительный завод. Работы выполнялись богомольцами (бесплатно) и вольнонаемными рабочими. «Материалы о землевладениях и сельском хозяйстве монастырей, отмечал В. Ф.

Источник: https://valdvor.ru/dlya-istorikov/rol-monastyrej-v-xvii-istoriya-rossii.html

Роль монастырей в Российской империи

Совершенно очевидно, что в Российской империи религия использовалась в качестве государственной идеологии. Основная задача православного культа – сдерживание масс от бунта. Собственно за это попам и платили деньги, а также включили в законодательно пункты, которые защищали монополию православия.

И если что-то в данном случае понять можно (при всем неприятии к шарлатанству), то не совсем ясно то, а для чего нужно было так много монастырей, для чего их содержали как попы, так и чиновники. Собственно, какая с этого может быть выгода или же это простой бонус?

Понятно, что только дурак поверит в то, что монастырь – это исключительно место отправления религиозного культа для аскетов, психопатов и проч. замечательных людей. Важно помнить, что фактически для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице для попов, необходимо хотя бы формально быть вначале монахом.

Обратите внимание

Т.е. есть черное духовенство, а есть белое. Белое – это простые попы, которые уже дальше не продвинуться (т.е. простой поп не может стать митрополитом или патриахом, к примеру), а вот черное – это монахи. Любой архимандрит, митрополит и даже патриарх должен быть вначале монахом, и поэтому любые церковники, которые желают продвинуться в карьере, должны пройти обряд «пострижения» в монахи.

Т.е. все эти церковные бонзы, разъезжающие на иномарках, формально являются теми же монахами.

Монастырь в церковной среде часто используется лишь в качестве некоей «ролевой игры» для особо предприимчивых особ, хотя никаких особых знаний это и не прибавляет.

Примечательно, что содержать все это дело было уж очень затратно для правительства, поскольку монастырей в Российской империи было очень много, и по сути те лица, что там обитали, были в большинстве своем обыкновенными паразитами.

Стоит отметить, что сам монастырь в истории проходил через различные стадии развития. В частности, ранее (т.е. до Петра) там было полноценное феодальное хозяйство, т.е. монастырям могли принадлежать целые деревни, и в целом монахи могли участвовать в экономике так же, как высшие представители власти, притом что нравственностью или образованностью они особо не отличались.

В период правления Грозного деятельность монастырей была несколько ограничена (т.е. было запрещено расширение), затем при Петре многие земли были секуляризированы, а при Екатерине данный процесс был завершен. В каком-то смысле высшие классы в обществе просто «приватизировали» многие богатства монахов, которые, впрочем, не были заработаны честным трудом.

И в данном случае хотелось бы отметить роль монастырей тогда, когда фактически все рушилось, т.е. до революции 1917 года. В данном случае будут приведены слова попов, которые растеряли часть привилегий (после 1905 года), и поэтому рассуждают даже в чем-то «критически», хотя между собой, т.е. не вынося сор из избы.

Читайте также:  Общественное движение второй половины xix века

Во-первых, монастыри долгое время использовались в качестве мест заключения. Причем, что важно, чаще всего туда попадали политические деятели (оппоненты самодержавия), а также «еретики».

Важно

Где, понятно, их не учили «истиной вере», а попросту способствовали физическому и психическому уничтожению любой личности, содержа людей в ужасных условиях, дабы на выходе был уже не народоволец или какой-нибудь протестант, а просто сумасшедший.

Публицист-этнограф Пругавин указывал, что:

«Ссылка в монастыри в прежние времена производилась у нас на Руси в самых широких размерах и притом за самые разнообразные преступления»

Немного истории:

«Ссылка в Соловецкий монастырь религиозных преступников широко практиковалась уже в половине XVI столетия, в царствование Иоанна Грозного. Затем, в течение XVII, XVIII и первой половины XIX столетия тюрьма Соловецкого монастыря нередко была переполнена заключенными»

«В XVI — XVIII столетиях, весьма многие из наших монастырей играли роль государственных тюрем для заключения в них всех наиболее важных преступников не только против церкви и религии, но и против государства и правительства, против общественной нравственности и т. д.»

Т.е. монастырь использовался государством не только в том смысле, что это некая ролевая игра для попов, дабы те росли по карьерной лестнице, но также и тюрьма, причем для самых «опасных» преступников – оппонентов государственной политики или же идеологии.

Теперь о содержании заключенных:

«Процент психических заболеваний среди монастырских узников — огромный. Если бы психиатры получили возможность исследовать духовное состояние лиц, просидевших в монастырских тюрьмах 10, 15, 20 лет, то можно быть уверенным в том, что среди этих несчастных они нашли бы очень немногих лиц, психически здоровых»

«Измученные разнообразными пытками, дыбами, избитые нещадно кнутами и батогами, с вырванными ноздрями, с отрезанными языками, они отвозились в Соловки или же в другие «дальние монастыри» и запирались там в сырые, темные, холодные погреба, называемые тюремными кельями.

Здесь они обрекались на вечное одиночество, на вечное молчание, нужду и горе. Казалось, что после ссылки о них совершенно забывали, их вычеркивали из списка живых людей. И действительно, чаще всего только смерть избавляла несчастных узников от дальнейших страданий, только могила успокаивала их измученные тела» (Пругавин А. С.

Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. М., 1905).

Вот, собственно, и лучшее средство для «защиты чувств верующих» в ту пору. Вначале человека избивали, а затем на долгие годы просто оставляли в «одиночке» со скудным питанием. А что там происходило на самом деле, т.е.

что делали монахи с этим человеком, сложно сказать. По большому счету эффект подобных «исправлений» всегда был одинаков. Если школа учит человека, то в монастыре занимались чем-то обратным, причем хорошо занимались, что никакая реабилитация не поможет.

Просто запрещено «много думать», вот и все тут.

Отдельные попы – видимо конкуренты – иногда даже возмущались тем фактом, что в монастырях был бизнес:

«Тот факт, что мамона в наше время — предмет преимущественного поклонения в наших монастырях… У нас 697 монастырей имеют около полумиллиона десятин земли, причем некоторые монастыри в отдельности имеют угодья, измеряемые большими тысячами десятин…

Монастыри строят помещения специально для аренды мирян, которые снимают эти помещения под лавки, магазины, жилые квартиры и даже под трактиры, не говоря уже о гостиницах для богомольцев, которые тоже дают монастырям большие доходы» (Церковно-общественная жизнь,1906, №42).

Видно, сколько плюсов для церковников от такого, казалось бы, сомнительного строения. Поэтому при «возрождении духовности» не забывают и о восстановлении или строительстве монастырей, поскольку и современная РПЦ желала бы вернуть «утраченное».

Совет

Но после событий 1905 года межу попами и монахами частенько разгорались споры, поскольку, видимо, в сложившейся ситуации («либеральный» манифест, сокращение законов о наказании за «преступления» против церкви и т.д.) лучше приспособились именно монахи, а не попы. Так что попы стали частенько обличать своих коллег:

«Куда же идут средства, так тщательно стяжаемые монастырями? Какая конечная цель изобретательности настоятелей монастырей по части приобретения? Благотворительность? Школы? Больницы? Приюты? — Ничего подобного! Ни один монастырь не приобретает исключительно для благотворительных целей.

Ни для кого не тайна, что наши монастыри благотворят грошами и только для приличия, стяжания же их идут отчасти в пользу братии, непосредственно в их карманы (в необщежительных монастырях), а отчасти на великолепие храмов, устраиваемых для молящихся из мирян, на высокие колокольни и доброшумные колокола»(Церковно-общественная жизнь, 1906, № 42).

Стоит отметить, что, говоря о благотворительности, поп имеет в виду то, что мало белому духовенству денег перепадает. Стоит отметить, что временное скверное состояние монастырей (в период Петра) было похоже на это. Только в монастыре бы хотели, чтобы церковники им помогали, но те, понятно, не особенно стремились к этому.

Были даже такие радикальные заявления:

«Монастыри существуют теперь на Руси только для того, чтобы питать грешную плоть собравшихся в них иноков; а иноки увеличиваются в своей численности потому, что сытое кормление без особенных забот и трудов, без недостатков и лишений всегда будет привлекать к себе бесконечные ряды тунеядцев»(Церковно-общественная жизнь, 1906, № 44).

Как будто то же самое нельзя сказать о церкви. Поп недоволен, что выделяют средства и тем тунеядцам, и этим. Он бы хотел, чтобы государство выделяло средства только одной категории тунеядцев, а другую можно бы и ликвидировать, прямо как в протестантских странах.

И напоследок:

«Мы смело должны признать за монастырями самый низкий религиозно-просветительный уровень… Обрядность монашествующими возводится в степень догмы, и за ними монастыри не видят истинного благочестия…

По части вероучительной монашествующие (за самыми редкими исключениями) сущие профаны, незнакомые с самыми элементарными религиозными сведениями»(Церковно-общественный вестник, 1914, № 18).
Стоит отметить, что это сказано через сотни лет после т.н. крещения Руси. Впрочем, и сама церковь не была просвещенной.

Самое примечательное, что наиболее образованные попы, которые прекрасно знали и писание, и культовые обряды, и даже внутрицерковные правила, жили в СССР.

В Российской империи это все знать было не обязательно постольку, поскольку государство считало православие частью своей идеологии, и поэтому провозглашало, что православие – истина.

А кто против, того ждут веселые годы в застенках монастыря с последующей потерей разума.

Обратите внимание

Понятно, что были те, кто понимал догмы, но в основном это были высшие церковники, которые на каждом крупном церковном соборе сильно ругали мелких попов и монахов за незнание культа, но никаких особых действий по исправлению не предпринимали.

Источник: http://kritix.ru/religion-and-atheism/1427-rol-monastyrej-v-rossijskoj-imperii

Монастырское хозяйство

Монастырское хозяйство – в Рос­сии хо­зяй­ст­во, ко­то­рое ве­ли мо­на­сты­ри в сво­их вот­чи­нах.

Его ос­но­вой яв­ля­лись мо­на­стыр­ские зем­ли. Из­вест­но с XI века. Бы­ло ори­ен­ти­ро­ва­но главным образом на про­изводство про­дук­ции для собственного по­треб­ле­ния, од­на­ко оп­ре­де­лён­ная до­ля про­дук­ции про­да­ва­лась.

То­вар­ность монастрыского хозяйства ха­рак­тер­на для мо­на­сты­рей Се­ве­ра (Со­ло­вец­кий, Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский, Ни­ко­ло-Ко­рель­ский, Ан­то­ние­во-Сий­ский мон.), а так­же цен­тра стра­ны, имев­ших вот­чи­ны во мно­гих уез­дах (Трои­це-Сер­гиев монастрыь, Ио­си­фо-Во­лоц­кий монастырь).

Основными от­рас­ля­ми монастрского хозяйства яв­ля­лись зем­ле­де­лие (вы­ра­щи­ва­лись главным образом рожь и овёс, мень­ше вы­се­ва­лось пше­ни­цы, яч­ме­ня, го­ро­ха, льна), жи­вот­но­вод­ст­во (ко­не­вод­ст­во, раз­ве­де­ние круп­но­го ро­га­то­го ско­та, а так­же овец, коз и сви­ней), на Се­ве­ре – со­ле­ва­ре­ние, ры­бо­лов­ст­во, оле­не­вод­ст­во. Во мно­гих мо­на­сты­рях бы­ло раз­ви­то пче­ло­вод­ст­во.

Другими важ­ны­ми от­рас­ля­ми монастрыского хозяйство бы­ли ре­мес­ло (куз­неч­ное, то­кар­ное, порт­няж­ное, плот­ниц­кое де­ло и др.) и про­мыс­лы, в том числе ико­но­пис­ный.

Пре­имущественно  с начала XVII века, что­бы пре­одо­леть по­след­ст­вия Смут­но­го вре­ме­ни, при мо­на­сты­рях ста­ли ор­га­ни­зо­вы­вать яр­мар­ки. Часть сельско-хозяйственных уго­дий и ры­бо­лов­ных то­ней мо­на­сты­ри сда­ва­ли в арен­ду мо­на­стыр­ским кре­сть­я­нам.

У мно­гих мо­на­сты­рей бы­ли го­род­ские под­во­рья, не­об­хо­ди­мые для ве­де­ния тор­гов­ли и под­дер­жа­ния свя­зи с ор­га­на­ми вла­сти: у не­боль­ших мо­на­сты­рей, как пра­ви­ло, в уезд­ных цен­трах, у сред­них и круп­ных – в Мо­ск­ве, в боль­ших тор­го­вых го­ро­дах и вбли­зи про­мы­сло­вых уго­дий.

Не­ко­то­рые мо­на­сты­ри за­во­ди­ли промышленные пред­при­ятия (например, у Свя­то-Ус­пен­ско­го Свен­ско­го монастыря близ Брян­ска бы­ла своя же­ле­зо­пла­виль­ная печь).

Важно

В монастырских хозяйствах ра­бо­та­ли: за­ви­си­мые от мо­на­сты­ря кре­сть­я­не (во второй половине XV века ог­ра­ни­че­но пра­во кре­сть­ян­ско­го пе­ре­хо­да от мо­на­сты­ря к другим зем­ле­вла­дель­цам, Со­бор­ным уло­же­ни­ем 1649 года кре­сть­я­не при­кре­п­ле­ны к зем­ле и к зем­ле­вла­дель­цу до 1764 года), мо­на­стыр­ские слу­ги (ко­ню­хи, пас­ту­хи, сто­ро­жа и пр.; по­лу­ча­ли от мо­на­сты­ря жи­льё, оде­ж­ду и про­до­воль­ст­вие), де­тё­ны­ши (обед­нев­шие кре­сть­я­не и бо­бы­ли, ра­бот­ни­ки из чис­ла си­рот или де­тей мо­на­стыр­ских кре­сть­ян и бо­бы­лей; об­ра­ба­ты­ва­ли паш­ню, ра­бо­та­ли на се­но­ко­се, за­ни­ма­лись рыб­ной лов­лей и пр.; по­лу­ча­ли де­неж­ное вспо­мо­ще­ст­во­ва­ние от мо­на­сты­рей), ре­мес­лен­ни­ки (плот­ни­ки, ка­мен­щи­ки, бо­ча­ры, куз­не­цы, са­пож­ни­ки, порт­ные и др.; вы­пол­ня­ли ра­бо­ту за де­неж­ную пла­ту, по­лу­ча­ли от мо­на­сты­ря жи­льё и оде­ж­ду) и др. Ико­но­пис­ца­ми ча­ще все­го яв­ля­лись мо­на­хи.

Зе­мель­ный на­дел мо­на­стыр­ских кре­сть­ян был ми­ни­маль­ным, обес­пе­чи­вал вос­про­из­вод­ст­во кре­сть­ян­ско­го хо­зяй­ст­ва и рен­ту мо­на­сты­рю.

В первой половине XVII века  бар­щин­ные по­вин­но­сти мо­на­стыр­ских кре­сть­ян пре­вы­ша­ли бар­щи­ну в ча­ст­но­вла­дельческих свет­ских име­ни­ях по по­ка­за­те­лям гос­под­ской за­паш­ки на двор и ду­шу мо­на­стыр­ско­го кре­сть­я­ни­на. В середине XVIII века около 80% мо­на­стыр­ской бар­щин­ной за­паш­ки кон­цен­три­ро­ва­лось в Московский (около 50%) и Нов­го­род­ской (около 30%) гу­бер­ни­ях.

Об­щее ру­ко­во­дство монастрским хозяйством осу­ще­ст­в­ля­ли игу­мен, ке­ла­ри и со­бор­ные стар­цы (каз­на­чей, жит­ник, по­сель­ские и ко­ню­шенные стар­цы). По­сте­пен­но, осо­бен­но в XVII веке, их всё ча­ще за­ме­ня­ли слу­жи­те­ли из ми­рян – бель­цы.

Мо­на­сты­ри по­лу­ча­ли от великих кня­зей или ца­рей по­дат­ные и другие при­ви­ле­гии: пра­во при­ни­мать пе­ре­се­лен­цев из других мест, ос­во­бо­ж­де­ние на оп­ре­де­лён­ный срок (на 10 или 15 лет) мо­на­сты­ря, его на­сель­ни­ков и всех жи­ву­щих на мо­на­стыр­ской зем­ле от вы­пла­ты ря­да по­да­тей го­су­дар­ст­ву и пр.

По под­счё­там ис­сле­до­ва­те­лей, сде­лан­ным на ма­те­риа­лах ря­да уездов, в середине XVI века мо­на­сты­ри вла­де­ли не­зна­чительной до­лей зем­ли с за­ви­си­мы­ми кре­сть­я­на­ми.

В 1646 году на мо­на­стыр­ской зем­ле бы­ло около 92 тыс., в 1661/1662  году – свыше 87,9 тыс., в 1696 году – свыше 102,4 тыс.

кре­сть­ян­ских дво­ров; в XVII веке в монастырском хозяйстве бы­ло за­ня­то свыше 500 тыс. душ муж­ско­го по­ла.

Совет

В 1760-х годах мо­на­сты­рям при­над­ле­жа­ло свыше 800 тыс. душ кре­сть­ян муж­ско­го по­ла, свыше 57% мо­на­сты­рей име­ли вот­чи­ны.

Рост монастрыских хозяйств пре­имущественно со второй половины XVI века вы­звал се­ку­ля­ри­зационные по­пыт­ки свет­ской вла­сти ог­ра­ни­чить вла­де­ния РПЦ и рас­ши­рить государственный зе­мель­ный фонд для раз­да­чи его час­ти слу­жи­лым лю­дям в по­ме­стья.

В прав­ле­ние Пет­ра I бла­го­да­ря дея­тель­но­сти Мо­на­стыр­ско­го при­ка­за и соз­да­нию Си­но­да (1721 год) до­хо­ды монастрских хозяйств бы­ли по­став­ле­ны под государственный кон­троль (от­ме­нён во второй половине 1720-х годоы – первой половины 1730-х годов; час­тич­но во­зоб­нов­лён во второй половине 1730-х годов).

В 1740 году пред­при­ня­та по­пыт­ка за­ме­нить мо­на­стыр­скую ад­ми­ни­ст­ра­цию на­прав­ляе­мы­ми центральной вла­стью в мо­на­сты­ри «на­роч­ны­ми упра­ви­те­ля­ми» (их ин­сти­тут от­ме­нён по­сле вос­ше­ст­вия на пре­стол в 1741 году императрицы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны); с 1757 года вво­дил­ся обер-офи­цер­ский над­зор.

В середине XVIII века про­изводство зер­но­вых рез­ко сни­зи­лось из-за не­эф­фек­тив­но­сти бар­щин­но­го тру­да и уси­ле­ния про­те­ст­ных на­строе­ний мо­на­стыр­ских кре­сть­ян (вы­ра­жа­лись в от­ка­зе от не­се­ния бар­щин­ных и других по­вин­но­стей, мас­со­вых вол­не­ни­ях). Со­кра­ще­ние де­неж­ных до­хо­дов мо­на­сты­рей и по­сту­п­ле­ний в их каз­ну де­неж­ной рен­ты спо­соб­ст­во­ва­ло рос­ту за­дол­жен­но­сти мо­на­сты­рей пе­ред го­су­дар­ст­вом (не­до­им­ки по­душ­ных сбо­ров).

При­ня­тое 16-18 февраля (27 февраля – 1 марта) 1762 года пра­ви­тель­ст­вом императора  Пет­ра III ре­ше­ние о пол­ной се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных име­ний не бы­ло пре­тво­ре­но в жизнь вслед­ст­вие пе­ре­во­ро­та 28 июня (9 июля) 1762 года, со­вер­шён­но­го в поль­зу императрицы Ека­те­ри­ны II.

К началу 1764 года, по оцен­ке пре­зи­ден­та Кол­ле­гии эко­но­мии князя Б.А. Ку­ра­ки­на, монастрское хозяйство при­шло в «бес­плод­ное ра­зо­ре­ние».

Пра­ви­тель­ст­во Ека­те­ри­ны II про­ве­ло се­ку­ля­ри­за­цию 1764 года вот­чин­ных зе­мель (в 1786-1788 годы рас­про­стра­не­на на тер­ри­то­рию Ле­во­бе­реж­ной Ук­раи­ны и часть Пра­во­бе­реж­ной Ук­раи­ны).

Обратите внимание

В конце XVIII – начале XIX веков соз­да­ны ус­ло­вия для воз­ро­ж­де­ния монастрыского хозяйства, од­на­ко пра­во на при­об­ре­те­ние кре­по­ст­ных кресть­ян мо­на­сты­ри не по­лу­чи­ли.

В 1797 году ука­зом императора Пав­ла I ка­ж­до­му мо­на­сты­рю для ве­де­ния хо­зяй­ст­ва вы­де­ля­лись 30 дес.

(33 га) не­на­се­лён­ной зем­ли, рыб­ные лов­ли, а так­же мель­ни­ца, в 1805 и 1810 годах ука­за­ми императора Алек­сан­д­ра I мо­на­сты­рям раз­ре­ше­но при­об­ре­тать в соб­ст­вен­ность не­на­се­лён­ные зем­ли. В прав­ле­ние имп.

Ни­ко­лая I мо­на­сты­ри по­лу­чи­ли но­вые льго­ты: на их со­дер­жа­ние пре­до­с­тав­ля­лись из ка­зён­ных зе­мель зе­мель­ные и лес­ные уча­ст­ки от 50 до 150 дес. (от 55 до 164 га) (1835 год), бы­ло рас­ши­ре­но пра­во мо­на­сты­рей по­лу­чать по­жерт­во­ва­ния от ча­ст­ных лиц.

В 1860-1870-х годах мо­на­сты­рям из каз­ны на хо­зяйственные ну­ж­ды вы­да­но сввше 168 тыс. рублей; к концу XIX века еже­год­ные государственные ас­сиг­но­ва­ния на эти це­ли со­ста­ви­ли 425 тыс. рублей.

 Кро­ме мо­на­сты­рей, хо­зяйственную дея­тель­ность ве­ли так­же ар­хие­рей­ские до­ма и церк­ви.

К 1917 году в соб­ст­вен­но­сти ду­хо­вен­ст­ва на­хо­ди­лось 82 специальных пред­при­ятия по про­изводству пред­ме­тов цер­ков­но­го оби­хо­да. В 1917-1922 годы, по­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 годы, в хо­де ус­та­нов­ле­ния Советской вла­сти и про­ве­де­ния эко­но­мических пре­об­ра­зо­ва­ний цер­ков­но-мо­на­стыр­ское иму­ще­ст­во бы­ло кон­фи­ско­ва­но и на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но.

В 1990-2010-х годы монастырское хозяйство ста­ло воз­ро­ж­дать­ся.

Исторические источники: 

Читайте также:  Открытие второго фронта. освободительная миссия красной армии

Ни­коль­ский Н.К. Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь и его уст­рой­ст­во до вто­рой чет­вер­ти XVII в. (1397–1625 гг.). СПб., 1897–1910. Вып. 1–2. СПб., 2006. Т. 2.

Дополнительная литература:

Гре­ков Б.Д. Мо­на­стыр­ское хо­зяй­ст­во XVI–XVII вв. М., 1924;

Про­кофь­е­ва Л.С. Вот­чин­ное хо­зяй­ст­во в XVII в.: По ма­те­риа­лам Спа­со-При­луц­ко­го мо­на­сты­ря. М.; Л., 1959;

Важно

Бо­ри­сов А.М. Хо­зяй­ст­во Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря и борь­ба кре­сть­ян с се­вер­ны­ми мо­на­сты­ря­ми в XVI– XVII вв. Пет­ро­за­водск, 1966;

Бу­дов­ниц И.У. Мо­на­сты­ри на Ру­си и борь­ба с ни­ми кре­сть­ян в XIV–XVI вв. М., 1966;

Ти­хо­ми­ров М.Н. Мо­на­стырь-вот­чин­ник XVI в. // Ти­хо­ми­ров М.Н. Рос­сий­ское го­су­дар­ст­во XV–XVII вв. М., 1973;

Бу­лы­гин И.А. Мо­на­стыр­ские кре­сть­я­не Рос­сии в пер­вой чет­вер­ти XVIII в. М., 1977;

Гор­ская Н.А. Мо­на­стыр­ские кре­сть­я­не Цен­траль­ной Рос­сии в XVII в. М., 1977;

Ко­мис­са­рен­ко А.И. Рус­ский аб­со­лю­тизм и ду­хо­вен­ст­во в XVIII в.: Очер­ки ис­то­рии се­ку­ля­ри­за­ци­он­ной ре­фор­мы 1764 г. М., 1990;

Смо­лич И.К. Ис­то­рия рус­ской церк­ви, 1700–1917. М., 1996–1997. Ч. 1–2.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Дмит­рие­ва З.В. Выт­ные и опис­ные кни­ги Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря XVI– XVII вв. СПб., 2003
  • Чер­ка­со­ва М.С. Круп­ная фео­даль­ная вот­чи­на в Рос­сии кон­ца XVI–XVII вв.: (по ар­хи­ву Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры). М., 2004
  • Ива­нов В.И. Бух­гал­тер­ский учет в Рос­сии XVI–XVII вв.: Ис­то­ри­ко- ис­точ­ни­ко­вед­че­ское ис­сле­до­ва­ние мо­на­стыр­ских при­хо­до-рас­ход­ных книг. СПб., 2005
  • Ша­ми­на И.Н. Ры­бо­лов­ст­во в мо­на­стыр­ских вот­чи­нах Се­ве­ра в XVI–XVII вв. // Сель­ская Рос­сия: про­шлое и на­стоя­щее (ис­то­ри­че­ские судь­бы се­вер­ной де­рев­ни). М.; Сык­тыв­кар, 2006
  • Во­дар­ский Я.Е., Ис­то­ми­на Э. Г. Пра­во­слав­ные мо­на­сты­ри Рос­сии и их роль в раз­ви­тии куль­ту­ры: (XI – на­ча­ло XX в.). М., 2009

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/monastyrskoie_khoziaistvo

Тема 15. роль монастырей в истории Московского края

Тема № 15. Роль монастырей в истории Московского края.

Цели и задачи:

1.образовательные:

– раскрыть историко – краеведческое значение сохранившихся монастырских комплексов;

-познакомить учащихся с историко- художественными ценностями Воскресенского Новоиерусалимского и Белопесоцкого Свято- Троицкого монастыря;

2. развивающие:

– развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности;

– формировать навыки работы с историческими источниками, экспонатами музея;

3. воспитательные:

– воспитывать интерес к истории родного края.

Оборудование: карта « Московская область», компьютер, мультимедийный проектор, слайды.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Ход урока:

Вводное слово (1мин).

Звучит музыкальная заставка из «колокольные звоны России». ( веселая праздничная музыка).

Вопросы:

– что означают слова «монах», «монастыри»?

– когда появились первые монастыри?

– где на Руси появились первые монастыри?

– какие монастыри Московской области вам известны?

Как вы считаете, какую роль русские монастыри играют и играли в жизни русского народа?

Учитель.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какую роль монастыри играли в жизни народа и истории страны. Вы в ходе работы покажите и расскажите о нескольких, наиболее известных монастырях Подмосковья, сыгравших огромную роль в истории страны.

План урока:

1. Русские монастыри. Немного предыстории.

2. Подмосковные монастыри.

1. Русские монастыри. Немного предыстории.

Учитель:

Не напрасно, не случайно,

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум –

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум.

Святитель Филарет.

Русские православные монастыри, словно негасимые лампады, сияют нетленным блеском по просторам России.

Издревле они служили ее духовной опорой, особенно в тяжелые годы испытаний русской государственности. На территории Московской области находится большое количество монастырей.

Совет

Это и главная православная святыня Троице- Сергиева лавра, и Николо –Угрешский, и Иосифо-Волоцкий монастыри ,и многие другие.

Христианские монастыри появились на Руси вместе с принятием христианства. Монастырь – это община монахов или монахинь, живущих по правилам Церкви и монастырского устава. Монах – это человек. Отказавшийся от обычного, мирского образа жизни, ради служения Господу. На Руси монахов называли иноками.

Строгая монастырская жизнь включала в себя молитвы и размышления о Боге, выполнение работ по хозяйству, чтение богословских книг. Монахи выбирали главу монастыря – игумена и во всем ему подчинялись.

Хозяйством монастыря ведал келарь, деньгами – казначей. Монахи всегда носили рясу, кожаный пояс, сапоги и клобук. За черный цвет одежды монахов называли «чернецами».

Из среды монахов выбирались и митрополиты и епископы.

Монастыри были очагами культуры. Монахи вели переписи, писали иконы, строили храмы, обучали грамоте, занимались прикладными искусствами. Они были образованы и начитанны. Крупные монастыри имели свои библиотеки.

На Руси монастыри появились сразу после ее Крещения в 988г. святым равноапостольным князем Владимиром. Родоначальником считается преподобный Антоний, живший в 11 веке. Большинство монастырей расположено в красивых местах. Христиане полагали, что место для возведения монастыря должно быть избрано Богом.

Поэтому и подвижники искали место Божьего благословения.

В Москве и Подмосковье насчитывается несколько десятков монастырей: Свято – Данилов, Троице – Сергиев, Новодевичий, Савино-Сторожевский, Николо – Угрешский и другие. В старину монастыри называли « сторожами».

Они были окружены высокими стенами и во время нападения врагов превращались в надежные крепости – защитники города. Сила духа монахов проявлялись также и в воинской доблести. Так, Троице – Сергиева лавра выдержала 16 – месячную осаду во времена Лжедмитрия 2.

и вот с некоторыми из них мы сейчас с вами и познакомимся.

Закрепление материала.

  1. какую роль играли монастыри в жизни русского народа?

  2. какими центрами они являлись?

2. Подмосковные монастыри.

Учитель.

Послушаем и посмотрим презентации о Рождественском соборе г. Звенигорода и ряде других монастырей о которых подготовили презентации ученики.

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества.

Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

Обратите внимание

В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV до начала XVII в., второй — середина XVII–XIX вв.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем.

В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек. В ходе раскопок 1955–1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в.

Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта абсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.

Пострадавшие в Смуту церковь и трапезная были разобраны в период обновления обители в середине XVII в.

В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции.

«Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли».

Важно

Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев — Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.

Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.

В 1650 г.

царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной — осенью 1649 г.

в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону.

Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.

В 1650–1656 гг.

были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651–1652 гг.

), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения.

В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундаменты которой сохранились. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные посторойки.

Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

Совет

Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г.

В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна.

В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.

При царе Федоре Алексеевиче он назывался «комнатным государевым и первостатейным». Во время стрелецкого, так называемого Хованского, бунта в нем укрывалась царевна Софья с меньшими братьями царевичами Петром и Иваном. В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений.

Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна (1749 г.), при которой настоятелем монастыря был придворный проповедник архимандрит Гедеон, а также императрица Екатерина II (1762 и 1775 гг.).

При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения — семинарии, которая находилась в царском дворце.

В 1764 г. все земельные владения монастыря подверглись секуляризации. Он был причислен к монастырям первого класса со штатом в 33 монаха.

Обратите внимание

В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.

Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.

После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

Установление в честь прп.

Саввы Сторожевского нового праздника в память перенесения его мощей под новую сень связано с именем выдающегося церковного иерарха митрополита Филарета (Дроздова). Это событие произошло 17 июля 1847 т.

Особый след в жизни обители оставил ее настоятель епископ Леонид (Краснопевков), а значительная часть ремонтных работ в монастыре была исполнена на средства известного звенигородского благотворителя, владельца суконной фабрики в с. Ивановское Звенигородского уезда П.Г. Цурикова.

В XIX в.

тремя изданиями вышел капитальный труд по истории обители, написанный одним из виднейших представителей московской церковно-исторической школы — ректором Московской духовной академии С.К. Смирновым.

Особое покровительство монастырю на Сторожах оказывали Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая княгиня Елисавета Федоровна, причисленная ныне к лику святых.

Читайте также:  Междуцарствие после смерти александра i

В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря.

В 1918 г.

Важно

в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города.

Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.

Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.

В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области).

Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен.

При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

Саввино-Сторожевский монастырь

Домашнее задание (1мин).

  1. материал лекции.

  2. сообщение о Дмитрии Донском.

  3. сообщение о Пересвете и Ослябя.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/tiema-15-rol-monastyriei-v-istorii-moskovskogho-kraia

Роль монастырей в развитии региона. Казанский монастырь г.Ярославля

Сооружение крепостной стены 
оправдало себя при осаде города в 1609 году. От стен монастыря, отслужив благодарственный молебен, в 1612 году ополчение 
Минина и Пожарского пошло на освобождение Москвы. Весной 1613 года монастырь стал местом пребывания Михаила Федоровича Романова – основателя династии Романовых.

В XVII веке перестаиваются стены и башни, храмы и Святые ворота, настоятельские покои, сооружаются кельи, покои настоятеля, больничные палаты (позднее семинарский корпус). Символом победы над поляками стал новый храм Входа Господа в Иерусалим с приделом Михаила Малеина – патрона Михаила Романова.

В конце XVIII века монастырь был упразднен и превращен в резиденцию архиепископов ярославских и ростовских.

Совет

В первой половине XIX века монастырские постройки перестраиваются в соответствии с потребностями и вкусами новых владельцев в стиле классицизма: построена ризница; на основе древних храмов Входа Господа в Иерусалим в 1831 г.

по проекту архитектора П.Я. Панькова сооружена церковь Ярославских Чудотворцев (князей Федора, Давида и Константина).

Монастырь, а затем его 
преемник Архиерейский Дом, являлись крупными религиозными центрами. В 1740-е г.г. при 
монастыре была открыта Духовная семинария. В богатой монастырской библиотеке хранилось собрание рукописей 
и старопечатных книг.

Среди них 
был список древнерусской поэмы “Слово о полку Игореве”, в конце XVIII – начале XIX века найденный и опубликованный гр. А.И. Мусиным-Пушкиным. Монастырь привлекал богомольцев своими святынями: чудотворными иконами, захоронениями праведников, именитых людей.

Посещали монастырь и царствующие особы: Иван IV, Петр I, Екатерина II Николай I. В 1920 – г. здесь были проведены ремонтные и исследовательские работы, в середине XX века реставрационные работы. Ансамбль был музеефицирован.

С 1959 года в нем располагается Ярославский историко – архитектурный музей – заповедник, обладающий коллекцией, насчитывающей более четверти миллиона экспонатов.

Ярославский историко-архитектурный 
и художественный музей-заповедник

Музей, созданный в 1865 г., обладает богатейшими коллекциями 
икон и рукописей, драгоценных тканей, церковной утвари.

Спасский монастырь, основанный в XII в., сыграл заметную роль в политической и культурной жизни Российского государства.

Обратите внимание

Его ризница и книгохранительница – гордость музейного собрания, насчитывающего 300 тысяч единиц хранения.

Ярославль – одна из архитектурных 
столиц России. Спасо-Преображенский собор 
XVI в. – древнейшая постройка города, и в летний период туристам предоставляется возможность увидеть уникальный храм, под сводами которого молились царь Иоанн Грозный и последний российский император Николай II.

Храмы XVII века – Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Богоявления, входящие в состав Ярославского музея-заповедника, сохранили превосходные настенные росписи и иконостасы, дающие полное представление о богатстве второго после Москвы города допетровской Руси.

Одна из загадок русской 
культуры – эпическая поэма XII в. “Слово о полку Игореве”. В бывшей монастырской трапезной размещена экспозиция, посвященная “Слову”, где звучит вдохновенный рассказ о походе князя Игоря на кочевников, грабивших в XII в. русские земли.

Замечательный вид на старинные 
храмы и постройки города, волжские просторы открывается с самой 
высокой (больше 35 метров), смотровой 
площадки Ярославля – звонницы Спасского 
монастыря.

В последние годы на территории музея живет медведица Маша, живой 
геральдический символ Ярославля.

Церковь Богоявления

Адрес: пл. Богоявленская

1684-1693 г.г. Роспись 1692-1693 г.г. Первоначально на месте 
церкви располагались посадские 
дворы. В XVI в. это место отошло Спасскому монастырю. Он поставил здесь деревянный храм и конюшенный двор, а в XVII в. после “Смутного времени” поселил здесь слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская слободка.

Каменный храм строился в 
конце XIX века на средства ярославского купца “гостинной сотни” Алексея Зубчанинова, потомка “закладчиков” Спасского монастыря. Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода.

Важно

Пятиглавый, без подклета, с галереями – приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Размещение и цветовая гамма их строго подчинены архитектуре памятника.

С московскими памятниками эту церковь сближает впервые примененный в Ярославле прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырехскатной кровлей. На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами. Храм расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым Федором Игнатьевым.

В XIX в. храм был обнесен оградой, перестроено западное крыльцо. Памятник отреставрирован в советское время.

Церковь Михаила 
Архангела

Адрес: ул. Первомайская, 67

1657-1682 г.г. По преданиям 
первую церковь во имя Михаила 
Архангела (покровителя воинов) построил “в большом граде, у врат, брусяную” ростовский кн. Константин 
Всеволодович в 1216 г. и простояла 
она 79 лет. А затем княгиня 
Анна (жена кн. Федора Ростиславовича) создала на этом месте новый 
деревянный храм.

Он стоял на 
пригорке близ р. Которосли 
на западной границе посада. Каменный 
храм строился на средства 
прихожан с сер. XVII в. двадцать пять лет, что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества XVII в.

Четырехстолпный пятиглавый храм на подклете был первоначально окружен с трех сторон галереями или папертями.

Сохранилась лишь западная, с домообразным крыльцом на ползучих арках, в северной устроен придел (Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев) в виде башни, с тяжелой квадратной колокольней, а с южной – теплая церковь ( Благовещенья Пресвятой Богородицы).

Все это сближает храм с 
ранними ярославскими церквями (ц. Николы Надеина и др.). Очень высокий 
подклет церкви, служил складом для 
товаров, что объясняется месторасположением ее на берегу Которосли близ Торговой площади.

Совет

Черты, свойственные более 
позднему периоду: крупные главы 
и барабаны, высокие окна, четырехскатное покрытие над декоративными закомарами, изразцовая отделка крыльца. Интерьер расписан в 1731 г. ярославскими мастерами 
во главе с Федором Федоровым 
в декоративно – повествовательном 
стиле.

Храм отреставрирован в советское 
время. В 1992 г. храм передан Русской 
православной церкви.

Церковь Спаса 
на городу

Адрес: ул. Андропова, 1

1672 г. Храм располагался 
на пологом спуске к низкому 
берегу Которосли,  где стояла 
одна из самых мощных крепостных 
башен Земляного города – Зелейная – Подзелейная. Храм четырехстолпный, 
пятиглавый, без подклета.

Главный фасад церкви, имеющей 
шатровую колокольню и шатровый придел, обращен на север, в сторону находившейся здесь в XVII в. торговой площади.

Для церкви  характерны большие главы на высоких барабанах, равные по высоте основному зданию. Северная закрытая паперть сооружена в 1680-е г.г. Теплая церковь в южном приделе (кон. XVII в.

) и западная паперть перестроены в XIX в. Храм был расписан в 1693 г.

Несмотря на скромное декоративное оформление церкви Спаса на Городу, мощное пятиглавие и два шатра 
делают ее одной из самых красивых на набережной Которосли. Закрыта с 1929 г. Находится в ведение Ярославского музея – заповедника.

Церковь Николы Рубленого

Адрес: Которосльная наб., 8

1695 г. Храм расположен 
в юго-западной части Рубленного 
города против выхода Медведицкого 
оврага к пойме р. Которосль. 
Он выстроен на средства посадских 
людей судостроителей на месте 
древней надвратной деревянной 
часовни. Единственная сохранившаяся 
церковь Ярославского кремля 
XVII в.

Пятиглавый, трапезного типа храм с высокой шатровой колокольней, с крыльцом на восьмигранных столбах. (В трапезе придел Андрея Свирского).


Обратите внимание

Церковь, скромная по декоративному 
оформлению, выделяется среди других храмов города гармоничностью и изысканностью 
пропорций и служит лучшим украшением Которосльной набережной. Закрыта с 1922 г.; с 1980 г.

в ней размещается 
отдел реставрации Ярославского художественного музея.

Ансамбль бывшего 
Кирилло – Афанасьевского мужского монастыря 
и “Спасо – Пробоинская” церковь

Адрес: пл. Челюскинцев, 15, 17.

Основан в 1615 г. В начале XVII в. на месте монастыря по бывшей улице Пробойной, ныне Советской, стояли посадские деревянные храмы Воскресения, Кирилла и Афанасия. Предание связывает с ним избавление города от мора в 1612 г., когда здесь стояло ополчение Минина и Пожарского.

Благодарные горожане за один день (“обы ден”) срубили между старыми храмами новый, в котором был поставлен образ Спаса. Храмы вскоре сгорели. Приходские Воскресенский и Спасский храмы возобновили, а на месте храма Кириллла и Афанасия был основан монастырь, первоначально деревянный. В начале XVIII века после пожара ансамбль был восстановлен в камне и дополнен оградой с башнями.

До наших дней сохранились монастырские храм Кирилла Афонасия с кельями и башнями, и Спасо-Пробоинский храм.

Церковь Ильи Пророка

Адрес: Советская пл. , 22

Выстроен в 1647-1650-х г.г 
на месте двух деревянных храмов посада по заказу владельцев пушных промыслов 
в Сибири, поставщиков соболей 
к царскому двору братьев Вонифатия 
и Иоаникея Скрипиных. Последний, в 1640-е г.г. был земским старостой 
Ярославля, возглавив борьбу посада с крупным феодалом Спасским монастырем.

Церковь Ильи Пророка – четырехстолпный 
пятиглавый храм на высоком подклете, первоначально с позакомарным покрытием . С северной и западной сторон окружен 
двухъярусными галереями, на которые 
ведут массивные крыльца на ползучих арках. Восьмигранная четырехъярусная 
шатровая колокольня  примыкает 
к северо-западному углу паперти.

У храма три придела: северный – Гурия, Самона и Авива (покровителей семейного очага), южный – Покровский и юго-западный – Ризоположенский. Под 
северным приделом находилась часовня 
Печерской Богоматери – усыпальница 
рода Скрипиных. Южный придел служил теплой церковью с трапезной. Наиболее богато решены западный и северный фасады.

Важно

Громадные стены церкви были расписаны в течение 6-7 месяцев 
артелью костромичей с участием ярославцев. Артель возглавляли царские 
изографы, костромичи Гурий Никитин 
и Сила Савин. Сохранившиеся почти 
без записей, стенописи образуют великолепнейший ансамбль, напоминающий огромный многоцветный ковер.

Очень 
нарядное внутреннее убранство храма 
дополняют резной золоченый иконостас (начало XVIII в.), расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь.

Храм окружала каменная ограда с башнями по углам. За оградой 
находились товарные палатки Скрипиных, каменные дома священника и дьякона 
и избы причетников, маленькое приходское кладбище. При реконструкции Ярославля 
по плану 1778 г.

храм стал композиционным центром административной площади 
и, замыкая перспективу радиальных улиц, приобрел значение главного архитектурного сооружения города. Кладбище и постройки 
с оградой вокруг церкви были снесены. Новая ограда выстроена по проекту 
архитектора А. М. Павлинова при 
ремонте храма, проведенного в конец 
XIX – начало XX вв. на средства ярославского купца И. А.

Вахрамеева. В конце 1950-хг.г. храм был частично отреставрирован. Храм Ильи Пророка – один из ярких представителей ярославского архитектурного стиля XVII в.

Митрополичьи 
палаты

Адрес: Волжская набережная, 1

Митрополичьи палаты – редкий памятник гражданской архитектуры 
XVII века – были построены как парадная резиденция для ростовского митрополита Ионы Сысоевича. В настоящее время здесь располагается отдел древнерусского искусства Ярославского художественного музея. В экспозиции представлены редкие памятники иконописи домонгольского периода, произведения ярославской иконописной школы XVII века.

Частный музей 
Д.Г. Мостославского “Музыка и время” Адрес: 150000, Волжская набережная, 33-А.

В первом в России частном 
музее представлена богатая коллекция 
старинных часов, музыкальных инструментов, колоколов, предметов быта разных эпох.

Совет

Большую художественную и историческую ценность имеет собрание золотофонных икон. Музей “Музыка и время” небольшой 
по размерам, но является одним из самых 
любимых среди ярославских музеев и наиболее часто посещаемых жителями и гостями города.

Руководит музеем Джон Григорьевич Мостославский, талантливый, веселый, энергичный человек, необычайно одаренный артист. Часто он сам 
проводит увлекательные экскурсии 
по музею, которые навсегда остаются в памяти каждого посетителя.

В 
музее “Музыка и время” самый 
большой в городе выбор сувенирных колокольчиков. В 2001 году открыт “Фарфоровый домик”, в котором собрано более 2,5 тысяч фарфоровых скульптурных форм.

Губернаторский 
дом и Губернаторский сад

Адрес: Волжская набережная, 23

Основное здание музея – бывшая резиденция ярославских губернаторов (памятник  архитектуры начала XIX века). Губернаторский дом построен по собственному благоволению императора Александра I, в нем останавливались все царственные особы, путешествующие по России.

В настоящее время здесь располагается экспозиция “Русское искусство XVIII – начала XX века”. Особая гордость коллекции – ярославский провинциальный портрет первой половины XIX в., единственное в России собрание работ позднего периода творчества Константина Коровина, произведения русского авангарда.

С творчеством современных мастеров знакомит галерея современного искусства «АлеЯ».

Пространство старинного Губернаторского сада и экспозиция современной скульптуры погружает 
в атмосферу диалога культур 
минувшего и настоящего.

Парк открыт с мая по сентябрь.

Церковь Николы Надеина

Адрес: Народный. пер., 2а

1620-1622 г.г. Первый каменный 
посадский храм Ярославля, построенный 
по заказу активного участника 
земского ополчения 1612 г., “государева 
гостя”, торгового агента царя 
Надея (Евфимия Андреева) Светешникова 
на месте сгоревшей деревянной 
церкви Благовещенья XVI в.

Обратите внимание

Новый храм был посвящен Николе – чудотворцу – покровителю торговли и путешествующих. Поводом для этого послужил, согласно преданию, чудотворный образ Св. Николая, принесенный волжскими волнами. Церковь имела три придела, два на паперти и один в алтаре.

С северной стороны паперти – Благовещенский (домовая церковь Светешниковых), с южной – Александра Свирского. В алтаре с южной стороны – Михаила Малеина, патрона Михаила Романова. ( В 1622г. по окончании строительства Михаил Федорович пожаловал в храм ризы и воздух).

Подклет церкви одновременно служил и усыпальницей рода Светешниковых и складом для товаров и казны. В кон. XVII в. рядом с холодным храмом был выстроен купцом Холщевниковым теплый храм Рождества Иоанны Предтечи с приделом св. Макария Унженского. В нач. XVIIIв.

ансамбль пополнился часовней во имя Толгской Божьей Матери. Ансамбль находился недалеко от Волги и хорошо  просматривался среди невысокой застройки со стороны набережной. Ансамбль неоднократно перестраивался.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_14/rol-monastyrej-v-razvitii-regiona/307862.2395355.page2.html

Ссылка на основную публикацию