Реакционная идеология самодержавия (теория официальной народности)

Теория официальной народности

Принятое название идеологии Российской империи во время правления Николая I. Соответствовала формуле министра народного просвещения С.С. Уварова (1833-1849) «православие, самодержавие, народность».

Выработка новой государственной идеологии

На правление Николая I (1825-1855) приходится расцвет консерватизма в России. Царь, первый консерватор империи, считал главной ее бедой распространение либеральных идей с Запада. Для борьбы со всяким инакомыслием им было создано III отделение, выполнявшее функции политической полиции.

Однако одних репрессивных мер было недостаточно. Требовалась официальная политическая идеология, которая могла бы обосновать незыблемость существующего строя.

Главную роль в создании такой идеологии сыграл Сергей Семенович Уваров, возглавлявший министерство народного просвещения с 1833 по 1849 год. Блестяще образованный человек, он успел испробовать свои силы в качестве дипломата и попечителя Санкт-Петербургского учебного округа.

Обратите внимание

В 1810-е годы появились первые литературные произведения Уварова, в которых он анализировал причины победы России в Отечественной войне 1812 года. Тогда же у него начали зарождаться идеи, которые затем приведут к выработке теории официальной народности.

Так, Уваров писал о национальном характере войны 1812 года, о единении царя и народа, о естественном повиновении последнего первому. Он высказывался против «народной анархии» и всяческой революции.

Постепенно Уваров пришел к заключению о необходимости бороться с либеральной порчей нравов и выразил идею «умственных плотин», согласно которой эта борьба должна заключаться не только в карательной деятельности III отделения, но и в выработке официальной консервативной идеологии. В основе его теории лежало представление об исконно русских началах, отличавших Россию от других стран, делавших ее особенной.

В 1843 году в докладе государю Сергей Семенович выразил желание найти начала, которые составляли исключительность России. В итоге ими стали православие, самодержавие, народность – формула, названная еще «уваровской триадой» и затем ставшая именоваться теорией официальной народности.

Содержание теории

Во все три составляющие формулы С.С. Уварова вкладывался определенный смысл. «Самодержавие» объяснялось так: из-за величины территории и особенностей исторического развития в России сложились условия, при которых страна могла хорошо существовать только при неограниченной монархии.

Православие же считалось неотъемлемой частью счастливой и благонравной народной жизни, а также представлялось консерваторам удобным средством контроля над обществом. Самым непростым понятием была «народность».

Под ней уваровцы имели в виду послушание властям и терпение – черты, как считали, исконно присущие русской нации.

Важно

Таким образом, получалось, что в России, отличной от других государств такими чертами, как православие, самодержавие и народность, не было почвы  для социальных конфликтов, а все недовольства и протесты объяснялись тлетворным влиянием Запада. Россия противопоставлялась ему, заведомо считалась лучше и сильнее западных держав.

Подобная идеология была полностью принята властью и царем. Многие же русские общественные и культурные деятели называли такой подход «квасным патриотизмом», таившим в себе большие опасности. 

Литература

  • Асонов Н.А. «Теория официальной народности» в политическом дискурсе второй половины XIX – начала XX века // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 2.
  • Бобровских Е.В. Теория «официальной» и «неофициальной» народности: С. С. Уваров и славянофилы // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 5.
  • Садохина Н.Е. Теория официальной народности как основа системы принципов формирования и деятельности государственного аппарата в России // Вестник Тамбовского университета. 2012. № 4(108).
  • Удальцов С.В. Теория официальной народности: механизмы внедрения // Освободительное движение в России: межвузовский сборник научных трудов. 2006. Вып. 21.
  • Шевченко М.М. Конец одного величия. Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. М., 2003.
  • Шевченко М.М. Понятие «теория официальной народности» и изучение внутренней политики императора Николая I // Вестник Московского университета. 2002. № 4.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/tieoriia_ofitsialnoi_narodnosti

История формулы «православие, самодержавие, народность»

Граф Уваров — автор формулы Православие, Самодержавие, Народность

Православие, самодержавие, народность — краткое, афористичное выражение государственной политики России в области идеологии, предложенное министром народного просвещения в правительстве императора Николая Первого графом Сергеем Семёновичем Уваровым (1786-1855)

«Православие, Самодержавие, Народность составляют формулу, в которой выразилось сознание русской исторической народности. Первые две части составляют ее отличительную черту… Третья же — «народность», вставлена в нее для того, чтобы показать, что таковая … признается основой всякого строя и всякой деятельности человеческой…» (мыслитель, славянофил Д. А. Хомяков (1841—1919)

Исторический фон, способствовавший рождению триады «Православие, Самодержавие, Народность»

    восстание декабристов и его разгром (1825-1826)
    июльская революция во Франции 1830 года
    польское национально-освободительное восстание 1830-1831 годов
    распространение в среде интеллигенции западно-европейских, республиканских, либеральных идей
    «при виде общественной бури, потрясавшей Европу и которой отголосок, достигал и до нас, угрожая опасностью. Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная (Уваров, 19 ноября 1833 года)
    стремление государственной власти к отчуждению русской интеллигенции от влияния на общественную жизнь России
    «…разгром декабристов болезненно отразился на всей среде, которая образовала свои взгляды под влиянием западноевропейских идей. Единство культурного корня чувствовалось не только всеми ветвями данного умственного направления, но и правительством, подозрение которого направлялось далее пределов уличенной среды; а страх перед этим подозрением и отчуждение от карающей силы охватывали не только причастных к 14 декабря, но и не причастных к нему сторонников западной культуры и европейской философии» (С. Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории»)

Идеи, вложенные С. С. Уваровым в триаду «Православие, Самодержавие, Народность»

    Православие. В рассуждениях Уврова оно важно, во первых, потому, что «без любви к Вере предков народ как и частный человек должны погибнуть», во-вторых, как ответ двум тенденциям: рационализму и мистицизму, характерных для времени Александра I
    Самодержавие. По мнению Уварова оно — «инструмент сохранения империи в ее нынешнем виде», потому что «приняв химеры ограничения власти монарха, равенства прав всех сословий, национального представительства на европейский манер, мнимой конституционной формой правления, (империя) не протянет и двух недель. Более того, (она) рухнет прежде, чем эти ложные преобразования будут завершены».
    Народность. Уваров был уверен, что современный и любый ему государственный строй держится совокупностью черт русского характера: «теплая вера к некоторым религиозным, моральным, и политическим понятиям, (России) исключительно принадлежащая (и в) «священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего»

Хронология рождения формулы «Православие, Самодержавие, Народность»

  • 1832, март — в письме на французском языке Николаю Первому Уваров формулирует вариант известной впоследствии триады: «…чтобы Россия усиливалась, чтобы она благоденствовала, чтобы она жила — нам осталось три великих государственных начала, а именно: 1. Национальная религия, 2. Самодержавие, 3. Народность».
  • 1832, 3 мая — С.С.Уваров назначен товарищем министра народного просвещения
  • 1832, 4 декабря — В отчете о ревизии Московского университета, представленном Императору, Уваров пишет о том, что «в нашем веке» необходимо «образование правильное, основательное», которое следует соединить «с глубоким убеждением и теплою верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности»
  • 1833, 20 марта — Уваров вступил в должность министра народного просвещения
  • 1833, 21 марта — в подписанном им в циркулярном предложении попечителям учебных округов говорилось: «Общая наша обязанность, состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности»
  • 1833, 19 ноября — Доклад Уварова царю
    «…Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейственного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.
    …Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества. Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться.
    …Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Довольно, если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий; если примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к отечественному воспитанию

«Теория официальной народности»

Ни во время правления Николая Первого, ни в годы жизни и служения министром народного просвещения С. С. Уварова такого понятия не существовало. Его впервые сформулировал либеральный публицист А. Н.

Пыпин (1833-1904) в 1871 году в серии очерков о литературной жизни России первой половины XIX века.

Читайте также:  Московское государство в смутное время

Пыпин определил формулу «Православие, Самодержавие, Народность» в качестве государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I, официальной доктрины монархии.

Автор триады «Православие, Самодержавие, Народность»

Им несомненно был граф Уваров, но он чутко уловил желания и мысли Николая Павловича.

“немедленно после восстания декабристов официальный церемониал, риторика, искусство и архитектура принялись встраивать национальную идею в имперский миф.

Уже первые манифесты Николая объясняли провал декабрьского мятежа особым духом русского народа, сохранившего верность своим царям. Во время коронации в 1826 г. император положил начало новой традиции. Пройдя в торжественном шествии из Успенского Собора к Архангельскому и Благовещенскому, Николай в полном царском облачении трижды поклонился народу с Красного крыльца.

Собравшаяся на площади толпа отвечала громовыми приветствиями. Этот троекратный поклон стал.. непременной частью церемониальных посещений царями Москвы и вошел в сценарий всех последующих коронаций.

Это блестящий пример «придуманной традиции», к которой уже в конце XIX века относились с глубоким почтением, видя в ней древнюю и чисто русскую традицию, отражавшую народный характер монархии” (американский историк Ричард Вортман «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века»)

Ещё статьи

  • Восстание декабристов 1825 года
  • Что означает «Порто-франко»
  • Славянофилы и западники
  • Крымская война 1853-1856
  • Источник: http://ChtoOznachaet.ru/pravoslavie-samoderzhavie-narodnost.html

    Официальная идеология эпохи Николая I – теория официальной народности

    В эпоху Николая I была разработана государственная идеология. Государственная идеология – это совокупность идей, с помощью которых правящая элита обосновывала свое право на власть, стремилась поднять свой престиж.

    Основные положения официальной идеологии были сформулированы в декабре 1832 г. С.С. Уваровым. Уваров, будучи помощником министра народного просвещения (заместителем), проводил ревизию Московского университета в 1832 г., в декабре 1832 г. он представил отчет о ревизии царю. Позднее (1843 г.

    ) Уваров вспоминал об этом отчете: «…надлежало найти начала, составляющие отличительный характер России. Искренне и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский народ искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейного… Самодержавие составляет главное условие политического существования России».

    Уваров назвал три национальных начала России – православие, самодержавие, народность.

    Совет

    В отчете он писал что истинно русскими охранительными началами являются православие, самодержавие, народность. Николаю понравилась ясная, краткая формулировка национальной специфики России.

    Идеи «православие, самодержавие, народность» составили суть официальной идеологии, позднее получившей название теории официальной народности(в 1870-е гг. историк Н.Н.

    Пыпин дал теории Уварова это название).

    Главным элементом этой триады была идея самодержавия. Все подданные должны подчиняться царю не за страх, а за совесть. Политический смысл этой теории заключался в утверждении незыблемости самодержавия в России. Власть стремилась идейно отгородиться от Запада. Теория официальной народности носила охранительный характер.

    Она прославляла особый путь развития России. Она утверждала, что прошлое России было прекрасно, под мудрым правлением великого государя русский народ благоденствует в тишине и покое. Никаких перемен не нужно. От каждого верноподданного требуется лишь одно: «возлюбить Россию». Самодержавие является народным правлением.

    Только самодержавие способно обеспечивать могущество, величие и славу России. Без самодержавия Россия погибнет.

    Идея православия в контексте этой идеологии означала непоколебимую веру народа в Бога. Православие определяет духовные основы жизни народа, его нравственные устои.

    Идея народностикак один из элементов этой теории означала любовь народа к монарху, преданность ему, единение царя с народом.

    Суть теории раскрыта в записках Дубельта, управляющего III отделением императорской канцелярии. Он называл Запад «гадкой, помойной ямой». Дубельт восхвалял российское самодержавие: «Образ правления в России самый настоящий, сходный с природою, сходный с потребностями человека благомыслящего».

    «Наш народ умен от того, что тих, а тих от того, что несвободен», а потому в России «мир, тишина, трудолюбие и подчиненность». «Просвещение должно состоять в познании и исполнении своих обязанностей».

    «Россия велика, сильна и богата оттого, во-первых, что в ней государь самодержавный, во-вторых, что в ней есть помещик с властью над крестьянами, в-третьих, что в ней есть крестьянин, который всех кормит».

    По Дубельту, русский мужик должен быть неграмотным, безропотным, трудолюбивым, послушным, находиться в крепостной зависимости: «Пусть наши мужики грамоты не знают, не зная грамоты, они ведут жизнь трудолюбивую и полезную, их воображение не воспламеняется чтением журналов и всякой литературы, возбуждающей самые скверные страсти… Оттого они тихи, добры, кротки и послушны».

    Обратите внимание

    Сергей Семенович Уваров (1786 – 1855) – идеолог российского самодержавия эпохи Николая I, министр народного просвещения (1833 – 1849).

    Направление деятельности – политика реакции в 1848 – 1855 гг.

    – в 1848 г. Николай отказался от своего намерения освободить крестьян.

    – был запрещен въезд в Россию французам, а затем всем европейцам. Выезд за границу был предельно ограничен, III отделение выдавало заграничные паспорта только лицам, нуждающимся в лечении.

    – цензурный гнет достиг в эти годы своего апогея. В 1848 г. был создан чрезвычайный цензурный орган, названный в народе Бутурлинским комитетом по фамилии его начальника. Он просматривал издания, уже пропущенные цензурой к печати.

    – в правящих кругах обсуждался вопрос о закрытии университетов. В 1849 г. Уваров опубликовал статью в защиту университетов. Николай отправил его в отставку.

    – усилились гонения на университеты, усилился контроль за преподаванием профессоров. От Грановского потребовали представить конспекты лекций в Министерство народного просвещения.

    События Крымской войны стали тяжелым испытанием для общества и самого Николая. Николай искренне верил в творимый им миф о военно-политическом могуществе России. А.Ф. Тютчева писала: «…несчастный император увидел, как под ним рушились подмостки того иллюзорного величия, на которые, он воображал, что поднял Россию».

    Николай I не смог перенести позора поражения России в Крымской войне. В начале февраля 1855 г. Николай заболел гриппом.

    Он находился в состоянии тяжелой депрессии: отказывался принимать министров, отправляя их к наследнику Александру Николаевичу, много молился перед иконами, почти никого не принимал, Николая мучила бессонница, он плакал. 18 февраля 1855 г. Николай I умер, а 19 февраля 1855 г на престол вступил Александр II.

    Источник: https://studopedia.org/10-139473.html

    Статья: Идеология самодержавия. Теория “официальной народности”

    В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — теория “официальной народности”. Автором этой теории выступил министр народного просвещения граф С. Уваров. В 1832 г.

    в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жизни: “Самодержавие, православие, народность”.

    В основе ее была точка зрения, что самодержавие — исторически сложившийся устой русской жизни; православие — нравственная основа жизни русского народа; народность — единение русского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов.

    Важно

    Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались им, как действия, направленные против коренных народных интересов.

    Уваров доказывал, что просвещение может быть не только источником зла, революционных потрясений, как это случилось в Западной Европе, а может превратиться в элемент охранительный — к чему следует стремиться в России. Поэтому всем “служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности”. Таким образом, царизм стремился решить задачу сохранения и укрепления существующего строя.

    По мнению консерваторов николаевской эпохи, в России не было причин для революционных потрясений. Как говорил начальник Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии А.Х.

    Бенкендорф, «прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение». В России становилось практически невозможным бороться за социально-экономические и политические преобразования.

    Попытки русской молодежи продолжить дело декабристов успеха не имели. Студенческие кружки конца 20-х — начала 30-х гг. были малочисленны, слабы и подвергались разгрому.

    Российские либералы 40-х гг. XIX в.: западники и славянофилы

    Важно

    В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство.

    Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И.

    Герцен и В.Г. Белинский.

    И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию.

    Читайте также:  Битва на реке сомма – в бой идут танки

    Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники — Герцен, Грановский и др. — подчеркивали, что крепостное право — лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю русскую жизнь.

    Ведь и “образованное меньшинство” страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в “крепости” у власти, у самодержавно-бюрократического строя. Критикуя российскую действительность, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу.

    По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией “официальной народности”).

    Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий западу в силу особенностей русской истории, религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму.

    Славянофилы утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в “договоре” с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху.

    Совет

    Примером такого рода отношений могут стать отношения между Земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов, типа Великой французской революции.

    “Искажения” в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который “прорубил окно в Европу”, нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного богом пути.

    Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа “официальной народности”: православие, самодержавие, народность.

    Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы в своеобразном смысле: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам “внутренней правды”.

    При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему “Записку о внутреннем состоянии России”.

    В “Записке” Аксаков упрекал правительство в подавлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации; он указывал, что крайние меры могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем.

    Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва Земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

    Западники, в отличие от славянофилов, русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников — начало движения России во всемирную историю.

    В то же время они понимали, что реформы Петра сопровождались многими кровавыми издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы.

    Обратите внимание

    Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу.

    Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали “образованное меньшинство”.

    При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти.

    Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма.

    Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы.

    Герцен подчеркнул то общее, что соединяло западников и славянофилов — “физиологическое, безотчетное, страстное чувство к русскому народу” (“Былое и думы”).

    Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее.

    В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.

    Революционно-демократическое движение 40 — 60-х гг. XIX в.

    Важно

    30 — 40-е годы XIX в. — время начала формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В.Г. Белинский и А.И. Герцен.

    Они резко выступали против теории “официальной народности”, против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономических и культурных связей с Западом, призывали использовать в России новейшие достижения науки, техники, культуры. Однако, признавая прогрессивность буржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржуазного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической.

    Белинский и Герцен становятся сторонниками социализма. После подавления революционного движения 1848 г. Герцен разочаровался в Западной Европе. В это время он пришел к мысли, что русская деревенская община и артель содержат зачатки социализма, который найдет свое осуществление в Росси скорее, чем в какой-либо другой стране.

    Герцен и Белинский считали основным средством преобразования общества классовую борьбу и крестьянскую революцию. Герцен был первым, кто в русском общественном движении воспринял идеи утопического социализма, получившего в то время широкое распространение в Западной Европе.

    Герценовская теория русского общинного социализма дала мощный толчок развитию социалистической мысли в России.

    Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского. Сын священника, Чернышевский во многом предвосхитил появление в общественном движении России разночинцев. Если до 60-х гг.

    в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60-м гг.

    в России возникает разночинная интеллигенция (разночинцы — выходцы из различных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.).

    Совет

    В работах Герцена, Чернышевского по существу сложилась программа общественных преобразований в России. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения.

    Конфискованная земля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (уравнительному принципу).

    Община при отсутствии частной собственности на землю, периодических переделах земли, коллективизме, самоуправлении должна была предотвратить развитие капиталистических отношений в деревне и стать социалистической ячейкой общества.

    В 1863 г. по обвинению в сочинении листовки «Барским крестьянам от их доброжелателей…» Н. Г. Чернышевский был приговорен к семи годам каторги и вечному поселению в Сибирь. Только к концу жизни, в 1883 г., он был освобожден.

    Находясь в предварительном заключении в Петропавловской крепости, он написал знаменитый роман «Что делать?», который по недосмотру цензора был опубликован в «Современнике».

    На идеях этого романа и образе «нового человека» Рахметова воспитывалось потом не одно поколение российских революционеров.

    Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-революционеров. Ряд положений аграрной программы были включены большевиками в “Декрет и земле”, принятый II Всероссийским съездом Советов.

    Идеи Герцена и Чернышевского по-разному воспринимались их сторонниками.

    Радикально настроенная интеллигенция (в первую очередь студенческая молодежь) расценивала идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию, более умеренная ее часть — как программу постепенного продвижения вперед.

    Источник: https://ronl.org/stati/istoriya/786564/

    Внутренняя политика Николая I. Теория «официальной народности»

    Posted in Ответы к экзамену по дисциплине Отечественная история.

    После смерти Александра I, междуцарствия и жестокой расправы с декабристами на российский престол вступил брат Александра Николай. Годы царствования Николая I расцениваются как “апогей самодержавия”.

    Правительство активно боролось с революционным движением в России и Западной Европе, массовыми народными волнениями, расправлялось с передовыми и прогрессивными идеями и людьми. Главной целью внутренней политики императора стало укрепление и охранение существующего строя.

    Программа его деятельности определялась фразой, произнесенной им при вступлении на престол: “Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в неё, пока во мне сохраниться дыхание жизни”. Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства.

    Обратите внимание

    Отсюда противоречивость и двойственность политики Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой – осознание необходимости уступок “духу времени”. В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования.

    Читайте также:  Андрей бакич – известный «белый» военачальник

    Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны; работа, направленная на создание полицейского государства. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.

    Теория официальной народности— государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу.

    Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения».

    Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность».

    Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Термин являлся своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов. В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений. Погодин называл основные 3 тезиса концепции «столпостены». Газета, публикующая материалы, относящиеся к данной теории — «Северная пчела».


    Источник: http://histor-ru.ru/otvety-k-jekzamenu-po-discipline-otechestvennaja/481-vnutrennjaja-politika-nikolaja-i-teorija.html

    Читать реферат по истории: “Идеология самодержавия. Теория “официальной народности””

    (Назад) (Cкачать работу)

    Функция “чтения” служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

    Идеология самодержавия. Теория “официальной народности”

    В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — теория “официальной народности”.

    Автором этой теории выступил министр народного просвещения граф С. Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жизни: “Самодержавие, православие, народность”.

    В основе ее была точка зрения, что самодержавие — исторически сложившийся устой русской жизни; православие — нравственная основа жизни русского народа; народность — единение русского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов.

    Важно

    Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались им, как действия, направленные против коренных народных интересов.

    Уваров доказывал, что просвещение может быть не только источником зла, революционных потрясений, как это случилось в Западной Европе, а может превратиться в элемент охранительный — к чему следует стремиться в России. Поэтому всем “служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности”. Таким образом, царизм стремился решить задачу сохранения и укрепления существующего строя.

    По мнению консерваторов николаевской эпохи, в России не было причин для революционных потрясений. Как говорил начальник Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии А.Х.

    Бенкендорф, “прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение”. В России становилось практически невозможным бороться за социально-экономические и политические преобразования.

    Попытки русской молодежи продолжить дело декабристов успеха не имели. Студенческие кружки конца 20-х — начала 30-х гг. были малочисленны, слабы и подвергались разгрому.

    Российские либералы 40-х гг. XIX в.: западники и славянофилы

    Важно

    В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство.

    Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и многие др. Наиболее выдающимися представителями западников выступали П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, В.М. Майков, П.А. Мельгунов, С.М. Соловьев, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И.

    Герцен и В.Г.

    Источник: https://referat.co/ref/717719/read

    Теория официальной народности

    в исторической литературе обозначение взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I, В основе — формула «Православие, самодержавие и народность».

    Источник: Словарь исторических терминов

    государственная идеология , созданная в правление Николая I противовес взглядам декабристов. Основывалась на трех китах: самодержавие, православие и народность. Автор – министр просвещения Уваров.

    Источник: Глоссарий исторических терминов

    государственная идеология в период царствования Николая I. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу, которые проводись С.С. Уваровым. Главная формула этой идеологии – “православие, самодержавие, народность”.

    Источник: Краткий исторический словарь

    Совет

    в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования императора Николая I. Возникла в 1830-х гг. как реакция на выступление декабристов.

    Явилась попыткой создания государственной идеологии, основанной на идеалах православия, самодержавных принципах управления и идее единства монарха и народа. Сформулирована министром народного просвещения С. С. Уваровым в виде тройственной формулы: “православие, самодержавие, народность”.

    Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

    система взглядов, идейная основа русского консерватизма в XIX — начале XX в., сформулированная в 1830-х гг. министром народного просвещения графом С. С. Уваровым.

    Опиралась на три основных принципа: православие — исконно присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству; самодержавие — единственно возможная форма правления в России; народность — исторически сложившийся союз верховной власти (монарха) и общества.

    В историческую литературу термин был введен А. Н, Пыпиным в журнале «Вестник Европы» в 1872 г.

    Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

    понятие, встречающееся в ист. лит-ре и символизирующее реакционную внутр. политику Николая I, особенно в области просвещения, науки и лит-ры. Основой Т. о. н. обычно считается формула С. С. Уварова – “православие, самодержавие и народность”, высказанная им в докладе царю в 1832 и провозглашенная в 1834 в циркуляре попечителям уч.

    округов при вступлении его в должность мин, нар. просвещения (“Журн. Мин-ва нар. просвещения”, 1834, т. 1). На эти охранительные принципы Уваров указывал как на основу нар. образования и воспитания молодежи. Термин “Т. о. н.” впервые употребил в своих статьях историк А. Н. Пыпин (журн.

    “Вестник Европы”, 1872-73), вложив в него свое понимание формулы Уварова и отд. положений славянофильства, что в целом представляло замаскированную критику самодержавия. Бурж. историки часто использовали осуждение Т. о. н. как средство протеста против существовавшего в России политич. режима. В сов. историографии Т. о. н. изучена слабо.

    Лит.: Пыпин А. Н., Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов, 4 изд., СПБ, 1909; Лемке М. К., Николаевские жандармы и литература 1826-55 гг., СПБ, 1908; Окунь С. В., Очерки истории СССР. Вторая четверть XIX века, Л., 1957, с. 304-10.

    Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. – М.

    : Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

    правительственная идеология, сформулированная в 1833 г. Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым.

    Обратите внимание

    В русле идей консерватизма обосновывала незыблемость самодержавия и крепостного права. Была разработана в связи с усилением общественного движения в России с целью укрепить существующий строй в новых общественно-политических условиях.

    Особое звучание для России эта теория имела в связи с тем, что в Западной Европе во многих странах в первой половине XIX в. было покончено с абсолютизмом.

    Теория официальной народности основана на трех принципах: православие, самодержавие, народность.

    В этой теории преломлялись просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства.

    Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству. Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

    Теория официальной народности со времен Николая I широко пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования. Эта теория вызвала резкую критику не только у радикально настроенной части общества, но и у либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева с критикой самодержавия.

    Источник: Краткий исторический словарь

    Источник: http://interpretive.ru/termin/teorija-oficialnoi-narodnosti.html

    Ссылка на основную публикацию