Расцвет киевской руси. укрепление феодального строя

Вопрос. Расцвет Киевской Руси и Укрепление феодального строя. Крещение Руси

конец X — середина XI вв. для Древнерусского государства – эпоха расцвета. В это время Киевская Русь достигла максимального экономического, политического и культурного уровня развития. Огромный вклад в укрепление государства в этот период внес Великий князь Владимир Святославич, на правление которого (980-1015 гг.) пришелся первый этап расцвета Древнерусского государства.

Владимир получил в управление Русское государство, когда оно находилось в весьма неблагоприятном состоянии.

в начале правления перед Владимиром Святославичем встал ряд серьезных задач: во-первых, усилить княжескую власть, во-вторых, избавиться от варягов-наемников, в-третьих, создать свое войско, в-четвертых, укрепить границы и в-пятых, решить вопрос с государственным устройством.

Обратите внимание

Первым делом Владимир начал искать способ избавиться от варягов-наемников. Он понял, что отправлять варягов домой опасно, ведь они могут разнести весть о том, что Князь Киевский не выполняет своих обещаний.

Поэтому Владимир честно рассказал варягам о своих проблемах, упомянул о войске, которое он с их помощью обучил из славян, кривичей, чуди и других племен. Затем поведал о прекрасной стране Греции, в которой, как известно с давних пор, все есть, причем все самое лучшее.

Слова князя так раззадорили варягов, что они в один голос попросили: «Отпусти нас, княже, в Грецию, а мы тебе долги простим». Владимир развел руками и, скрывая улыбку, сказал: «Держать не буду».

В целях повышения обороноспособности Владимир провел военную реформу, суть которой заключалась в том, что в дружину стали брать всех представителей племен; отбор в войска проходил по физическим качествам, было создано народное ополчение, а также были укреплены границы со степью. Для защиты ее южных границ Владимир Святославич начал строительство городов.

На протяжении первых пяти лет правления Владимир объединил все восточнославянские земли.

Во время княжения Владимира завершился длительный процесс формирования территории Древнерусского государства

Конец Х и начало XI в.— особенно важный период в истории Киевской Руси. В это время активно проходили укрепления феодального строя и государства.

В системе мер, направленных на укрепление страны, большое значение имели религиозные реформы Владимира Святославича

Важно

Однако, несмотря на все старания Владимира, религиозные реформы желаемого результата не дали. Именно тогда князь Владимир обратил свой взор к христианству – религии, в которой идея централизации, монотеизма является главенствующей. Под 986 г.

летопись сообщает нам о «выборе вер» Замечу, что к этому делу Владимир подошел со всей основательностью, подробно рассматривая каждую религию и сопоставляя её особенности с особенностями русского народа.

Так, например, ислам князь Владимир сразу отверг лишь потому, что религия эта предполагала строгое воздержание от свиного мяса и питья, заявив: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть».

В результате, свой выбор Киевский Князь остановил на христианстве по византийскому образцу, которое помогало Владимиру решить ряд задач, среди которых было оправдание социального неравенства и необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Принятие христианства на Руси автор “Повести временных лет” описывает как однократный административный акт киевского князя. После своего крещения Владимир в 988 г. велел уничтожить идолов, которых сам поставил. Перуна сбросили в Днепр, а киевлянам приказали идти к реке, где их и окрестили попы, прибывшие из Корсуня и Царьграда.

[/su_quote]

Так, по сообщению летописи, произошло крещение населения и в других городах. На местах, где стояли идолы, Владимир приказал ставить христианские церкви. После крещения в Киеве была срублена Васильевская церковь в честь св. Василия — патрона Владимира Святославича. В 989 г. началось и через семь лет закончилось строительство каменной Десятинной церкви.

На ее содержание Владимир выделил десятую часть дохода от своих владений, что определило ее название.

Христианство распространялось по стране медленно и полностью так и не вытеснило язычества. Принятие христианства способствовало широкому проникновению на Русь достижений передовой византийской культуры.

Совет

Но это не означает, что культура Киевской Руси своим происхождением и развитием обязана только христианству. И до его введения на Руси существовала письменность, развивалась архитектура и искусство.

Христианство способствовало расширению экономических и культурных связей Киевской Руси с европейскими странами, а также укреплению связей между отдельными ее землями.



Источник: https://infopedia.su/14x12b9b.html

Исторические науки – Расцвет Киевской Руси. Укрепления феодального строя

Расцвет Киевской Руси. Укрепления феодального строя.

Начавшийся после этого процесс усиления феодальной раздробленности (1054 — 1113) был приостановлен князьями: Владимиром Мономахом (1113 – 1125);
Мстиславом Владимировичем (1125 — 1132).

Данные князья временно возродили единство и величие Руси, но после смерти Мстислава в 1132 г.

Киевская Русь окончательно распалась на удельные княжества. Владимир Святославович был сыном Святослава Игоревича (Завоевателя) и правнуком Рюрика. Владимир, как сын рабыни не имевший прав на престол, пришел к власти в результате войны против брата Ярополка, княжившего в 972 — 980 гг.

Это был первый случай, когда внутри Руси началась война между князьями-братьями и престол был унаследован не по закону, а захвачен военной силой. Несмотря на это, Владимир в корне изменил судьбу страны. В 988 г.

на Руси вместо язычества была принята общегосударственная религия — православное (византийское) христианство.

Несмотря на неприятие христианства частью населения, крещение Руси:

  • несло духовность, культуру и цивилизацию;
  • стало объединяющим фактором для восточно-славянских племен;
  • способствовало признанию Киевской Руси другими странами. Князь Владимир, успешно правивший на Руси 35 лет, был любим народом и получил прозвища “Владимир Святой и “Владимир Красное Солнышко”.
  • Не менее популярным князем был сын Владимира Ярослав Мудрый (1019 -1054).

Как и Владимир, Ярослав пришел к власти через междоусобицу. Один из сыновей Владимира — Святополк, захватил киевский престол, убив своих братьев Бориса и Глеба, за что получил прозвище “Святополк Окаянный”. В 1015— 1019 гг.

между Святополком и Ярославом шла междоусобная война, которая завершилась свержением Святополка Окаянного и победой Ярослава. После этого началась война между Ярославом и другим братом — Мстиславом Тмутараканским, который, как и Ярослав, был очень силен и авторитетен.

Война между ними закончилась миром, после чего Киевская Русь была разделена на два удела — Ярослава и Мстислава, которые оба считались великими князьями и правили одновременно. После смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав 18 лет (до 1054 г.

) правил единолично и получил прозвище “Ярослав Мудрый”.

При Ярославе Мудром:

  • в Киевской Руси начался строительный бум — строились города, храмы, дороги (одним из лучших строений, символизирующим эпоху, стал Софийский собор в Киеве);
  • распространялись христианство, культура, образование',
  • в 1051 г.

впервые был избран Митрополит Всея Руси — глава церкви, им стал Илларион, видный древнерусский священнослужитель и философ;

  • принята Русская Правда — первый свод писаных законов Руси;
  • Киевская Русь стала признанным всей Европой государством, дочери Ярослава Мудрого были выданы замуж за европейских монархов (так, дочь Ярослава Анна стала королевой Франции, другие дочери стали королевами Венгрии, Дании и Норвегии).
  • Русская Правда, ставшая первым сводом писаных законов, закрепила на Руси феодальные порядки. Все население Киевской Руси приобрело строгую социальную (феодальную) иерархию:
  • великий князь — первый военный руководитель (он же — первый феодал, держатель общегосударственной земли (домена);
  • удельные князья — братья и родственники великого князя, получавшие уделы (целые области);
  • бояре — феодалы из ближайшего окружения великого и удельных князей, военная и управленческая элита, превратившаяся в наследственную;
  • холопы — несвободные люди (как правило, закупы, не отдавшие долг (переходили в полное подчинение кредитору), а также пленники);
  • “мужи” — свободные люди, живущие своим трудом', закупы — полусвободные люди. Закупами становились люди, взявшие в долг землю, деньги или иные ценности (“купу”) у состоятельных людей. Факт взятия в долг ограничивал свободу должника; до возвращения долга он становился как бы слугой кредитора, обязанным считаться с его мнением);

Рис 4.

Рис 5.

Источник: http://historyarch.ucoz.net/index/rascvet_kievskoj_rusi_ukreplenija_feodalnogo_stroja/0-70

Глава 3. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ: Политическое единство Киевской Руси было относительным и держалось

Политическое единство Киевской Руси было относительным и держалось главным образом на военной силе киевских князей. Колоссальные же размеры государства затрудняли и без того слабые связи малонаселенных земель. После смерти в 1132 г. великого князя киевского Мстислава окончательно наступил период политической раздробленности, которая была, по сути, узаконена еще в 1097 г. решениями Любечского съезда князей.

Количество княжеств, на которые распалась Киевская Русь, все время увеличивалось: от 10—15 в XII в. до 50 в начале XIII в. Крупные княжества получили название «земель». Это понятие обычно употреблялось для обозначения суверенных государств: «Русская земля», «Греческая земля» (Византия), «Угорская земля» (Венгрия), «Лядская земля» (Польша). Более мелкие княжества, которые входили в состав земель, назывались волостями.

Раздробленность Руси, или, по определению дореволюционных историков, удельный период ее истории — имеет свою внутреннюю историческую логику. Этот объективный процесс был связан с общим ходом как экономического, так и социально-политического развития. Процесс раздробления и распада пережили все вообще крупные державы средневековья.

Обратите внимание

Историки по-разному оценивают предпосылки дробления Киевской державы, начало удельного периода в истории Руси, степень развития и формы государственности отдельных земель, их роль в исторических судьбах восточного славянства. Различия во взглядах и оценках можно объяснить не только уровнем развития исторических знаний, но и политической коньюктурой на каждом конкретном этапе исторического развития.

Уже для российских историков XVIII в. в целом было характерно представление об утрате древней Русью единодержавия в результате раздела земли между князьями и междоусобиц. При этом В. Н. Татищев, например, считал, что самодержавие на Руси времен Рюрика и Владимира Мономаха сменилось господством аристократии. С. М. Соловьев попытался найти объяснение причинам распада Киевской Руси, исходя из концепции борьбы «родового» и «государственного» начал. В Киевской Руси, считал он, «государственного» начала не было (оно начало вызревать только со второй половины XII в.).

Вплоть до 30-х гг. XX в. историки считали главными причинами раздробленности Руси то, что многочисленным наследникам Владимира I Святославича и Ярослава Мудрого просто не хватало княжеских «столов», а также нарушением традиционного порядка наследования (от старшего брата к следующему по возрасту): система «лествичного восхождения» порождала постоянные распри между братьями и детьми князей (старший сын великого князя мог занять отцовский стол только после смерти всех своих дядьев). Эти обстоятельства нельзя не принимать в расчет. Однако их нельзя считать определяющими. Вместе с тем накопленный предыдущей историографией опыт позволил современным исследователям углубленно, комплексно изучить социально-экономические, внутри- и внешнеполитические, духовно-психологические предпосылки раздробления Руси.

Раздробленность получила название феодальной, поскольку в основе распада шаткого единства Киевской Руси лежало формирование феодального способа производства. Не случайно в западной историографии распространена точка зрения, трактующая ее как один из важнейших системообразующих признаков феодализма.

В социально-экономическом развитии Руси XII — начало ХIII в. — время распространения вотчинной формы феодальной земельной собственности (княжеской, боярской, монастырской). Вместе с укреплением княжеских доменов в разных регионах Руси происходило закрепление соответствующих им волостей за определенными ветвями разросшегося рода Рюриковичей и приобретение ими фактической самостоятельности от киевского центра. Основой экономического могущества князей и их знатных дружинников становилось уже не полюдье и далекие военно-торговые экспедиции, а эксплуатация феодально-зависимого населения внутри вотчин. Бояре-вотчинники не видели необходимости делиться доходами с киевским князем и активно поддерживали в борьбе за экономическую и политическую самостоятельность властителей отдельных княжеств. Социальные антагонизмы, носившие в основном локальный характер, успешно разрешались местной властью.

Система натурального хозяйствования превращала боярские вотчины во вполне самостоятельные производственные единицы, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой. Торговые и ремесленные потребности могли удовлетворяться в местных хозяйственных и политических центрах — городах. Наряду с древними городами Новгород, Полоцк, Смоленск и др. росло значение новых — Галича, Владимира-на-Клязьме и др., которые становились для местных князей средством усиления их самостоятельности и политического влияния, а также источником финансовых доходов.

Большим политическим влиянием в древнерусских княжествах пользовалось православное духовенство, приобщенное к управлению. Местные епископы нередко освящали стремление князей к установлению самостоятельности земель-княжеств, стремясь усилить роль своей епархии вплоть до превращения ее в митрополию. Источники отмечают создание митрополий в Чернигове и Переяславле, которые, правда, недолго просуществовали. В 60-х гг. XII в. князь Андрей Боголюбский пытался добиться статуса митрополии для владимирской епархии. Новгородский епископ с 1165 г. получил сан архиепископа.

Усилению центробежных тенденций в Киевской Руси способствовала и этническая неоднородность населения. Вместе со славянами проживало более 20 народов: на северо-западе — литва и ятвяги, на севере и северо-востоке — чудь, весь, меря, мурома, мордва, на юге — печенеги, половцы, торки и др. Не стерлись окончательно и остатки племенной обособленности восточного славянства.

В процессе распада относительно единой империи Рюриковичей существенную роль сыграли также внешнеполитические факторы: опустошительные набеги кочевников на Киев, вызывавшие отток населения на юго-запад и северо-восток; ослабление значения древнего торгового пути «из варяг в греки», объединявшего некогда вокруг себя восточнославянские племена и придававшего Руси роль посредницы между азиатским, греческим и западноевропейским миром. С течением времени древнерусским княжествам все труднее было приходить к согласию в том, кто является для них главным врагом. Если для Киева это были половцы, то Новгород считал наибольшей для себя угрозой немецких рыцарей, Полоцк — литовцев, Ростов и Суздаль — волжских булгар, Галич — венгров и поляков.

Читайте также:  Внешняя политика юстиниана

Таким образом, в целом о Руси второй половины XII — первой половины XIII в. можно говорить как о конфедерации (но не федерации) земель и княжеств, в которой киевский стол чисто номинально продолжал считаться старейшим. Если средневековая Европа пережила полосу распада, раздробленности, локальных войн, чтобы затем развился процесс образования национальных государств светского типа, которые существуют до сих пор, то развитие Руси пошло иначе. Сыграли свою роль не только геостратегическое положение отдельных регионов, населенных восточным славянством, политическая ориентация их властителей, но и внешние вторжения, особенно монголо-татарское нашествие.

Важно

Крупнейшими политическими объединениями эпохи феодальной раздробленности, сыгравшими ведущую роль в судьбах Руси, являлись Галицкое и Волынское (объединившиеся впоследствии в Галицко-Волынское), Ростово-Суздальское (впоследствии — Владимиро-Суздальское) княжества и Новгородская земля. В каждом из этих государственных образований сложилась оригинальная политическая традиция, определявшая альтернативные пути исторического развития. Для Галицко-Волынского княжества было свойственно противостояние традиционно сильного боярства и княжеской власти. Для Владимиро-Суздальского княжества стала характерной сильная княжеская власть, генетически связанная с утвердившимся позднее на северо-востоке самодержавием. В Новгородской земле установился республиканский строй.

Феодальная раздробленность отмечена экономическим и культурным подъемом древнерусских земель. Она способствовала развитию феодального землевладения, прогрессу в сельском хозяйстве, росту городов, число которых в XIII в. достигло 300. Замкнутое натуральное хозяйство разрушалось, городские мастера переходили к работе на рынок. Получило развитие ростовщичество, которое обеспечивало первоначальное накопление капиталов.

Политическое дробление Киевской Руси не повлекло за собой культурной разобщенности. Удельные княжества продолжали жить по законам «Пространной Правды». Общее религиозное сознание и единство церковной организации давали шанс для возможного будущего воссоединения княжеств. Вместе с тем раздробленность ослабила общий военный потенциал. Если княжества более или менее успешно противостояли половцам на юге и крестоносцам на западе, то они оказались совершенно не готовы дать отпор хлынувшим с востока в XIII в. войскам Чингисхана и его наследников.

Источник: https://uchebnikfree.com/russia-history/feodalnaya-razdroblennost-rusi-32209.html

Расцвет Киевской Руси (стр. 10 из 21)

Из крепостей, построенных Владимиром для защиты Руси от печенегов, летопись упоминает Белгород на Ирпене, Василев (современный Васильков) на Стугне и Переяслав на Трубеже.

Кроме них было построено много других крепостей, от которых до нашего времени остались многочисленные городища. В систему оборонительных рубежей входили и так называемые змеевы валы, остатки которых сохранились во многих местах.

Они тянутся на сотни километров вдоль берегов рек, впадающих в Днепр.

Вопрос о том, кто и когда возводил змеевы валы, остается еще не решенным. Бесспорно лишь то, что их насыпало местное землевладельческое население лесостепных районов Поднепровья для защиты от набегов степных кочевников.

Подобные сооружения для защиты от нападений кочевников оседлое население строило и в других странах; их остатки обнаружены в Румынии, Чехословакии, Польше. Возможно, что змеевы палы в пределах Украины насыпались в разное время.

Но часть их, без сомнения, была возведена при княжении Владимира в Х в. и предназначалась для обороны границ от печенегов.

Конец Х и начало XI в.— особенно важный период в истории Киевской Руси. В это время активно проходили процессы консолидации древнерусской народности, укрепления феодального строя и государства.

В системе мер, направленных на укрепление страны, большое значение имели религиозные реформы Владимира Святославича. Господствующий класс Киевской Руси и сам князь как глава государства понимали силу идейного влияния религии на людей и старались использовать ее в интересах феодального государства.

Совет

Основу язычества составляли обожествление сил природы и вера в духов, населявших и сопровождавших человека от рождения до смерти. Языческие верования не были неизменными; на разных этапах развития люди поклонялись различным богам, олицетворявшим важнейшие силы природы. Неизвестный русский автор XII в.

в своем произведении “Слово святого Григорья” (“Слово об идолах”) сделал попытку создать периодизацию языческих культов у восточных славян. Он определил три основных этапа: “и ти (славяне) начаша требы класти Роду и Рожаницам, преже Перуна, бога их. А преже того клали требы упирем и берегыням”.

Таким образом, древнейшей формой религии у восточных славян был анимизм — верование в злых (упырей) и добрых (берегиней) духов. Позже начали поклоняться Роду и Роженице, которые олицетворяли творческие силы природы, были богами плодородия и добрыми духами предков. Потом главным стал бог грома, молнии, войны и оружия — Перун.

Но кроме упомянутых главных богов на разных этапах развития язычества существовало бесчисленное множество других божеств. Они, “населяли” леса, воды и поля, покровительствовали разным отраслям хозяйства. Своих отдельных богов имели племена, роды и семьи.

Так, у восточных славян сложился большой пантеон языческих богов, известный из письменных и археологических источников. Одним из важнейших был Святовит, изображение которого находится на так называемом Збручском идоле.

Владимир предполагал сделать Киев религиозным центром всех восточных славян. Сразу же после окончания войны с Ярополком за Киев он создал в городе пантеон главных языческих богов.

В центральной части киевского кремля “на холму вне двора теремного” велел поставить капище с изваяниями Перуна, Хорса, Дажбога, Стрибога, Симаргла и Мокош. Хоре и Дажбог олицетворяли солнце, но имели разное происхождение.

Дажбог — славянское божество, Хоре — иранское, вошедшее в русский пантеон, вероятно, от северян, которые испытали влияние ираноязычного населения.

Родственный Хорсу по происхождению Симаргл — бог земли, подземного царства; Стрибог — славянский бог ветров (так он определяется в “Слове о полку Игореве”); Мокош—японское божество плодородия и домашнего хозяйства, наследие финских племен, земли которых вошли в состав Древнерусского государства.

“Повесть временных лет” сообщает и о человеческих жертвах, которые приносились языческим богам в Киеве: “И привожаху сыны своя и дъщери, и жряху бъсомъ”. Языческое капище с изваянием Перуна находилось и в Новгороде; место это и поныне называется “Перуновым холмом”.

Обратите внимание

Попытка Владимира поставить языческую религию на службу раннефеодальному государству не дала желаемых результатов. Язычество во второй половине Хв. уже не отвечало уровню социального, политического и культурного развития страны. В других славянских странах в это время языческую религию уже сменило христианство.

Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу насилием значительно больше отвечало феодальному строю и идейным принципам феодального государства, чем любая другая религия. Христианство, по выражению Ф. Энгельса, было “…

необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя”.

Введение христианства было подготовлено как внутренними, так и внешними условиями. Связи восточных славян с христианскими странами и главное — с Византией существовали еще с антских времен. С возникновением Древнерусского государства русско-византийские отношения стали постоянными и регулярными.

Арабские писатели IX в. свидетельствуют, что среди русских купцов встречались и христиане. Константинопольский патриарх Фотий (писал в 60-х годах IX в.) указывает, что Русь сменила язычество на христианство, имея в виду, очевидно, принятие христианства частью русского войска.

Христианство приняла княгиня Ольга. Много христиан находилось в ее окружении. Уже в первой половине Х в. в Киеве была соборная христианская церковь св. Ильи. Именно 1 в ней христианская часть дружины 1 Игоря принесла присягу верности русско-византийскому мирному договору 944 г.

Политические отношения, сложившиеся в конце 80-х годов Х в. между Русью и Византией, ускорили официальное введение христианства на Руси. В 987 г. в Византийской империи (в Малой Азии) вспыхнуло восстание против императора Василия II под руководством Варды Фоки, объявившего себя императором Византии.

Василий II обратился к Владимиру за военной помощью. Князь согласился при условии, если император выдаст за него замуж свою сестру Анну. Согласие было получено, и помощь Василию II была оказана, но он не спешил выполнить свое обещание.

Важно

Дело женитьбы Владимира превращалось в межгосударственный конфликт, поскольку оно рассматривалось как важный политический акт, осуществление которого ставило русского князя в один ранг с византийским императором.

Византийская дипломатия, охраняя высокое положение византийского императорского двора, пыталась не допустить установления династических связей императора с правителями других государств. В этом заключалась традиционная политика Византийской империи.

Еще дед Василия II Константин VII Багрянородный завещал своим сыновьям, что если какой-либо народ из неверных и незнатных жителей севера будет добиваться родства с императором Ромеев, взять у него дочь за себя или свою дочь отдать за императора или его сына, то тогда следует такое неразумное требование отвергнуть.

Владимиру удалось при помощи оружия взять себе в жены сестру императора. Одновременно он принял христианство. Точных сведений, где крестился Владимир, нет. Уже в конце XI в. на Руси существовали по этому поводу разные версии, согласно которым обряд крещения происходил то в Киеве, то в Василеве, то в других городах. Автор “Повести временных лет” считал, что Владимир крестился в Корсуне перед браком с царевной Анной.

Принятие христианства на Руси автор “Повести временных лет” описывает как однократный административный акт киевского князя. После своего крещения Владимир в 988 г. велел уничтожить идолов, которых сам поставил. Перуна сбросили в Днепр, а киевлянам приказали идти к реке, где их и окрестили попы, прибывшие из Корсуня и Царьграда.

[/su_quote]

Так, по сообщению летописи, произошло крещение населения и в других городах. На местах, где стояли идолы, Владимир приказал ставить христианские церкви. После крещения в Киеве была срублена Васильевская церковь в честь св. Василия — патрона Владимира Святославича. В 989 г. началось и через семь лет закончилось строительство каменной Десятинной церкви.

На ее содержание Владимир выделил десятую часть дохода от своих владений, что определило ее название.

Новая религия в народе не могла распространиться сразу по приказу князя. Ее введение встречало сопротивление и требовало принудительных мер. Невероятно, чтобы все киевляне крестились в реке одновременно, как это описано в летописи.

Совет

Такое коллективное крещение возможно, но только как демонстрация представителей высших слоев, как пример для населения.

На то, что сначала христианство было принято в среде господствующего класса, а уже потом распространилось в народе, намекает и летопись, когда приводит ответ простого населения на призыв князя расстаться с язычеством: “Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли”.

В Новгороде введение христианства вызвало народное восстание. Тогда посадник Добрыня и тысяцкий Путята силой заставили новгородцев креститься. “Путята крести мечем, а Добрыня огнем”. Не с радостью было встречено введение христианства и в Киеве, где, как пишет летописец, “плакахуся его навърнии людье, еще бо не бяху прияли святаго крещенья”.

Христианство распространялось по стране медленно и полностью так и не вытеснило язычества. О том, как крепко язычество держалось в народном сознании, свидетельствует тот факт, что оно часто было идейным оружием в борьбе трудящихся против эксплуататоров. Волхвы, как указывалось, возглавили восстание 1024 г.

в Суздальской земле, а в 70-х годах XI в.— в Ростовской. К тому времени относится появление волхва в Новгороде, который “хула веру хрестьянскую”. На сторону волхва стал весь народ, а с епископом остался только князь с дружиной, отмечает летописец.

Долгое время в народе поклонялись языческим богам “под овином”, приносили жертвы “бесом, болотом и кладезем”. Много элементов старой религии восприняло и христианство, ставшее господствующей формой идеологии на Руси. Ее интересам служили письменность, литература, искусство.

Принятие христианства способствовало широкому проникновению на Русь достижений передовой византийской культуры. Но это не означает, что культура Киевской Руси своим происхождением и развитием обязана только христианству. И до его введения на Руси существовала письменность, развивалась архитектура и искусство.

Христианство способствовало расширению экономических и культурных связей Киевской Руси с европейскими странами, а также укреплению связей между отдельными ее землями.

Обратите внимание

Вместе с тем новая религия была верной служительницей феодального государства; она освящала господство меньшинства и призывала трудовое население Руси к покорности и терпению. Довольно быстро древнерусская православная церковь сама стала крупным феодалом и приняла непосредственное участие в эксплуатации трудящихся.

Источник: http://MirZnanii.com/a/335378-10/rastsvet-kievskoy-rusi-10

Тема III: Расцвет и упадок Киевской Руси

§ 1.Походы князя Святослава. В 957 г. Ольга уступила бразды правления Киевской Русью своему сыну Святославу.

Важно, что он был первым князем из династии Рюриковичей, который носил славянское имя. Это означает, что к середине X в. осевшие на Руси варяги были ассимилированы славянами.

Читайте также:  Экономическая география россии в xvii столетии

С этого времени русскими стали называть не скандинавов, а восточных славян – жителей Киевской Руси.

Князь Святослав прославился в первую очередь как воин и полководец. Начиная с 964 г., он почти непрерывно совершал походы против соседних государств. Он нанес поражение Хазарскому каганату, захватил хазарские крепости Саркел и Итиль и вывел свое войско в приазовские степи.

Там он разгромил и подчинил некоторые народы Северного Кавказа – предков современных осетин и адыгов. В результате его побед славянское племя вятичей, до того платившее дань хазарам, вошло в состав его государства, а на кубанских землях возникло зависимое от Киева Тмутараканское княжество.

Наиболее важный итог походов Святослава заключалось в том, что отныне не Хазарский каганат, а Киевская Русь являлась сильнейшей державой Восточной Европы.

В 967 г. Святослав с войском вторгся в пределы Болгарии. Русским удалось захватить, согласно сообщению летописи, 80 крепостей. Одна из них, Переяславец, стала резиденцией Святослава. У князя даже возникло намерение перенести туда столицу государства. Активные действия русского князя стали представлять опасность для Византии.

Для борьбы с ним византийцы использовали печенегов. Это кочевое племя тюркского происхождения появилось в причерноморских степях в начале X в., воспользовавшись нарастающей слабостью Хазарского каганата. В 968 г. печенеги, очевидно, подкупленные византийцами, неожиданно появились под стенами Киева.

Важно

По просьбе своей матери, княгини Ольги, Святославу пришлось покинуть Болгарию и отразить нападение врага.

Однако на этом Святослав не успокоился. Он вернулся в Болгарию и продолжил завоевание этой страны. Однако на этот раз он столкнулся с сильным византийской армией. После ряда боев византийцы осадили русское войско в одной их болгарских крепостей.

Находясь на грани поражения, Святослав вынужден был заключить мирный договор, по которому он отказался от всех своих завоеваний в Болгарии. В 972 г. русское войско, возвращавшееся по Днепру на родину, подверглось нападению печенегов, предупрежденных византийцами.

Святослав погиб в бою, а из его черепа печенежский князь сделал себе чашу, из которой пил на торжественных пирах.

§ 2.Князь Владимир и принятие христианства. После гибели Святослава земли Киевской Руси были поделены между тремя его сыновьями.

Однако вскоре между ними развернулась междоусобная борьба, победителем из которой вышел младший сын – Владимир (980 г.).

Владимир уделял внешней политике меньше внимания, чем его отец, хотя ему также пришлось воевать: при нем были окончательно подчинены вятичи, присоединены земли современных Западной Белоруссии и Западной Украины.

К этому моменту развитие государственности достигло такого уровня, что потребовалось введение единой религии, которая объединила бы население страны.

Этим была вызвана религиозная реформа Владимира: в Киеве и Новгороде были поставлены идолы языческих богов. Главным из них был Перун – аналог древнегреческого Зевса. Этот бог считался покровителем княжеской дружины.

Вероятно, это и стало причиной выдвижения его культа на первое место.

Совет

Однако язычество не могло обеспечить государству устойчивого положения на международной арене. Страны, в которых господствовало язычество, воспринимались как христианскими, так и мусульманскими государствами как варварские.

Они не рассматривались как субъекты международного права, их можно было захватить под предлогом защиты проповеди одной из мировых религий. Подобная печальная участь постигла в XI—XII вв.

некоторые племена западных славян, а также народы Прибалтики, земли которых были захвачены немцами.

Во избежание этого Руси требовалось принятие одной из мировых религий в качестве государственной. Обычно выбор религии был предопределен географическим положением: новая вера заимствовалась из соседней страны. Уникальность Руси была в том, что она находилась на стыке сфер влияния разных мировых религий.

На западе находилась Польша, которая приняла христианство в форме католичества; на востоке располагалась Волжская Булгария, жители которой исповедовали ислам; к югу лежали земли разгромленного Хазарского каганата, государственной религией которого был иудаизм; наконец, Черное море отделяло русские земли от Византии – центра православного христианства. Поэтому Владимир имел возможность выбрать религию с учетом государственных интересов. Принятие веры от соседнего государства было чревато усилением его политического влияния на Русь. В этом смысле православие было идеальным вариантом, так как Византия находилась за морем и не могла оказывать непосредственного воздействия на русские дела.

На выбор православия могли повлиять и другие факторы. Не стоит забывать, что православие уже раньше начало проникать в русские земли. Известно, что в Киеве существовал православный храм.

Отдельные группы жителей Руси принимали крещение в индивидуальном порядке.

Наиболее известен пример княгини Ольги, крестившейся в Константинополе, причем ее крестным отцом, согласно летописи, был византийский император Иоанн.

В 988 г. князь Владимир со своей дружиной принял крещение в крымском городе Херсоне, признававшем власть Византийской империи. После этого прошло массовое крещение киевлян. В 989 г. аналогичное крещение состоялось и в Новгороде. Идолы языческих богов были повержены.

Обратите внимание

Русская Православная церковь стала частью византийской. Новую структуру возглавил митрополит киевский и всея Руси, который назначался константинопольским патриархом.

Митрополиту киевскому подчинялись епископы, в ведении которых находились священники в городских и сельских приходах.

Распространение христианства на Руси шло медленно. Первоначально оно утвердилось в городских центрах, затем, мало-помалу, начало проникать и в сельскую местность. Однако долгое время в народе сохранялись пережитки прежних, языческих верований. Их сочетание с новыми православными обрядами получило название двоеверия.

Принятие православия сопровождалось появлением ряда новшеств в культурной жизни. Вместе с христианской церковью на Русь появились достижения византийской культуры – литература, архитектура, музыка, живопись.

Важнейшим приобретением стала письменность, которая пришла вместе с церковной литературой. Она получила широкое распространение не только среди книжников, но и среди обычных горожан.

Об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные отечественными археологами при раскопках древнерусских городов.

§ 3.Расцвет Киевской Руси при Ярославе. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его сыновьями и племянником Святополком.

Первыми ее жертвами стали князья Борис и Глеб, которые после этого были канонизированы и стали первыми русскими святыми. В 1019 г. с помощью варяжских наемников власть в Киеве захватил Ярослав, прозванный Мудрым.

Его правление, продолжавшееся до 1054 г., стало временем расцвета Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Русь пожинала плоды того, что было заложено при Владимире.

Укрепление ее международного положения проявилось в том, что супругами самого Ярослава и его детей были представители европейских королевских династий.

Важно

Например, женой Ярослава была шведская королевна Индигерда, его сын Всеволод взял замуж византийскую принцессу, а мужем его дочери Анны стал французский король Генрих I.

При Ярославе были построены первые сохранившиеся памятники русского зодчества – каменные Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Тогда же возникло и первое литературное произведение, созданное на русской земле – «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. При Ярославе началось составление «Русской правды» – древнейшего кодекса русского права.

Наконец, в правление Ярослава Мудрого определились внешние границы Киевской Руси, которые сохранялись даже после начала периода раздробленности.

В ее состав, помимо всех восточнославянских племен, вошли и некоторые неславянские народы. Неуклонно распространялось русское влияние в Прибалтике и Поволжье.

Впоследствии именно территория Киевской Руси станет колыбелью русского, белорусского и украинского народов.

§ 4.Раздробленность Киевской Руси. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. начался процесс распада Руси на отдельные земли и княжества. В отличие от феодальной раздробленности, которая существовала в средние века в Западной Европе, раздробленность на Руси носила другой характер.

На Западе земля распалась на владения отдельных феодалов. На Руси это было невозможно, так как не существовало сословия, аналогичного европейским рыцарям. Русские дружинники во всем зависели от своего князя, обязанностью которого было снабжать их всем необходимым.

Поэтому системы феодального землевладения на Руси не сложилось.

Единству русских земель угрожала другая опасность. Князья рассматривали Русскую землю как свою собственность. Поэтому после смерти она делилась в равной пропорции между их сыновьями.

Первоначально после смерти князя его сыновья пытались в междоусобной борьбе выявить сильнейшего, что вело к страшному кровопролитию. Однако в 1097 г.

Совет

на княжеском съезде в Любече было принято решение закрепить существующее положение и отказаться от политического единства Руси. Отныне дробление происходило едва ли не в геометрической прогрессии.

Территория государства распалась на тринадцать отдельных земель. Шесть из них находились на территории современной России.

Это (1) Владимиро-Суздальская земля, занимавшая центр России, (2) Новгородская земля, простиравшаяся на огромной территории от Балтики до Урала, (3) отделившаяся от нее Псковская земля, (4) Смоленская земля, небольшие (5) Рязанская и (6) Муромская земли.

В каждой из этих земель (кроме Новгородской и Псковской) сложились свои княжеские династии. При этом сохранялось общее правило, согласно которому князем мог быть только потомок Рюрика. В свою очередь, земли делились на отдельные волости, во главе которых также стояли князья.

Иногда дробление приводило к тому, что некоторые княжества ограничивались лишь несколькими селами. Между князьями постоянно происходили конфликты, часто заканчивавшиеся военными походами.

Единство Русской земли обеспечивалось династией Рюриковичей и Православной Церковью. Кроме того, правитель Киева носил титул великого князя и формально считался старшим среди остальных князей. Однако реальной власти над ними у великого князя не было. Только иногда, в случае внешней опасности, князья могли на время объединиться для организации отпора врагу.

В эпоху раздробленности усилилась внешняя опасность. В 1055 г. в южнорусских степях печенегов сменили новые кочевники – кипчаки. На Руси их называли половцами.

Половецкие и русские князья часто совершали грабительские набеги друг на друга, нередко в ходе своих междоусобиц русские князья нанимали половецкие отряды для усиления своих отрядов.

Обратите внимание

Вероятно, из-за их активности русские князья утратили контроль над Тмтараканским княжеством и другими владениями в степной полосе.

Другая опасность возникла на Северо-Западе. Располагавшееся на территории Белоруссии слабеющее Полоцкое княжество постепенно утрачивало контроль над Прибалтийскими землями. Этим немедленно воспользовались немецкие крестоносцы. В 1201 г. они построили крепость Ригу в устье Западной Двины.

Опираясь на этот город, крестоносцы начали завоевание латышских и эстонских земель, в которых насаждалось католичество. Под натиском немцев русские князья лишились своих владений в Прибалтике.

Границы русских земель с владениями немецких крестоносцев были определены только после победы князя Александра Невского в Ледовом побоище (1242 г.).

Но наибольшую опасность представляли собой литовцы. Князья этого остававшегося в то время языческим народа воспользовался слабостью русских княжеств. Поначалу активность литовцев ограничивалась грабительскими набегами, а на рубеже XIII и XIV веков они перешли к подчинению пограничных русских земель (подробнее об их экспансии см. тему 5).

Таким образом, перед лицом монгольского нашествия Русь предстала внутренне разделенной и утрачивающей свое международное влияние. Но даже если Русь и осталась бы единой, противостоять такому грозному и умелому врагу, каким в то время были монголы, она не смогла бы. И дело не в нашей слабости, а в необыкновенной силе государства Чингисхана и его наследников.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/22803.html

4. РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РУСИ

Время с конца Х до начала XII в. является важным этапом в развитии феодальных отношений на Руси. Это время харакризуется постепенной победой феодального способа производства на значительной территории страны.

В сельском хозяйстве Руси господствовало устойчивое полевое земледелие. Скотоводство развивалось медленнее, чем земледелие. Несмотря на относительное увеличение сельскохозяйственного производства, урожаи собирались низкие.

Частыми явлениями были недород и голод, подрывавшие кресгьяпское хозяиство и способствовавшие закабалению крестьян. В экономике сохраняли большое значение охота, рыболовство, бортничество. Меха белок, куниц, выдр, бобров, соболей, лисиц, а также мед и воск шли на внешний рынок.

Важно

Лучшие охотничьи и рыболовные участки, леса с бортными угодьями захватывались феодалами.

В XI и начале XII в. часть земли эксплуатировалась государством путем взимания с населения дани, часть земельной площади находилась в руках отдельных феодалов как имения, которые могли передаваться по наследству (впоследствии они стали называться вотчинами), и владения, полученные от князей во временное условное держание.

Господствующий класс феодалов сложился из местных князей и бояр, которые попали в зависимосгь от Киева, и из мужей (дружинников) киевских князей, которые получали в управление, в держание или в вотчину земли, «примученные» ими и князьями.

Киевские великие князья сами имели крупные земельные владения.

Раздача князьями земли дружинникам, укрепляя феодальные производственные отношения, была в то же время одним из средств, применявшихся государством для подчинения местного населения своей власти.

Земельная собственность охранялась законом. Рост боярского и церковного землевладения был тесно связан с развитием иммунитета. Земля, являвшаяся раньше крестьянской собственностью, попадала в собственность феодала «с данью, вирами и продажами», т. е. с правом сбора с населения податей и судебных штрафов за убийство и за другие преступления, а, следовательно, с правом суда.

Читайте также:  Литература и искусство

С переходом земель в собственность отдельных феодалов крестьяне разными путями попадали к ним в зависимосгь. Одних крестьян, лишенных средств производства, землевладельцы закабаляли, используя их нужду в орудиях труда, инвентаре, семенах и т.п.

Другие крестьяне, сидевшие на земле, обложенной данью, владевшие своими орудиями производств, принуждались государством силой к переходу с землей под вотчинную власть феодалов. По мере расширения вотчин и закабаления смердов термин челядь, ранее обозначавший рабов, стал распространяться на всю массу зависимого от землевладельца крестьянства.

Крестьяне, попавшие в кабалу к феодалу, юридически оформленную особым договором — рядом, носили название закупов. Они получали от землевладельца участок земли и ссуду, которую отрабатывали в хозяйстве феодала господским инвентарём. За побег от господина закуны превращались в холопов — рабов, лишенных всяких прав.

Совет

Отработочная рента — барщина, полевая и замковая (строительство укреплений, мостов, дорог и т. п.), сочеталась с нагуральным оброком.

Формы социального протеста народных масс против феодального строя были разнообразны: ог бегства от своего владельца до вооружённого «разбоя», от нарушения границ феодальных имений, поджогов принадлежавших князьям бортных деревьев до открытого восстания. Крестьяне боролись против феодалов и с оружием в руках.

При Владимире Святославиче «разбои» (как часто называли в то время вооружённые выступления крестьян) стали распространённым явлением. В 996 г. Владимир по совету духовенства решил применять в отношении «разбойников» смертную казнь, но затем, укрепив аппарат власти и, нуждаясь в новых источниках дохода на содержание дружины, заменил казнь денежным штрафом — вирой.

Ещё больше внимания уделяли князья борьбе с народными движениями в XI в.

В начале XII в. происходило дальнейшее развитие ремесла. В деревне, в условиях госнодства натурального хозяйства, изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря и т. д. было домашним производством, ещё не отделившимся от земледелия.

С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, другие покидали деревню и уходили под стены княжеских замков и крепостей, где создавались ремесленные посады.

Возможность разрыва ремесленника с деревней была обусловлена развитием земледелия, способного обеспечить городское население продуктами и начавшимся отделением ремесла от сельского хозяйства.

Центрами развития ремесла становились города. В них к XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Русские ремесленники XI–XII вв.

производили более 150 видов железных и стальных изделий, их продукция играла важную роль в развитии товарных связей города с деревней. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда, оружие, предметы быта, украшения.

Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. Однако общественное разделение труда в стране в целом было слабым. Деревня жила натуральным хозяйством.

Обратите внимание

Проникновение в деревню из города мелкорозничных торговцев не нарушало натурального характера сельской экономики. Центрами внутренней торговли были города.

Но и городское товарное производство не изменяло натурально-хозяйственной основы экономики страны.

Более развитой являлась внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях Арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию, из Новгорода и Полоцка — по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад.

С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий.

В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославич и его сын Ярослав Владимирович выпускали (хотя и в небольшом количестве) чеканенную серебряную монету.

Однако и внешняя торговля не меняла натурального характера хозяйства Руси.

С ростом общественного разделения труда развивались города. Они возникали из крепостей-замков, постепенно обраставших посадами, и из торгово-ремеслен-ных поселков, вокруг которых возводились укрепления.

Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которой обслуживал ремесленными изделиями. В летописных известиях IX–Х вв. упомянуто 25 городов, в известиях XI в.–89.

Расцвет древнерусских городов падает на XI– XII вв.

В городах возникали ремесленные и купеческие объединения, хотя здесь и не сложился цеховой строй. Кроме свободных ремесленников, в городах жили и вотчинные ремесленники, являвшиеся холопами князей и бояр. Городскую знать составляло боярство.

Крупные города Руси (Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород, Смоленск и др.) были административными, судебными и военными центрами. В то же время, окрепнув, города содействовали процессу политического дробления.

Важно

Это было закономерным явлением в условиях господства натурального хозяйства и при слабости экономических связей между отдельными землями.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/12359

Феодальная раздробленность Киевской Руси. Образование самостоятельных государственных центров в XII-XIII веках

Конспект по истории России

В XII в. на территории Руси начинается период политической раздробленности, закономерный исторический этап в развитии феодализма.

Удельный период полон сложных, противоречивых процессов.

С одной стороны, – расцвет и усиление отдельных земель, например, Новгорода, Владимира, с другой стороны, – явное ослабление общего военного потенциала, усиливавшееся дробление княжеских владений.

Если в середине XII в. на Руси было 15 государств, в начале XIII в. – около 50, то в XIV в., когда уже начался процесс консолидации, количество государств достигло 250.

Указанный процесс был закономерен не только для истории Руси. Аналогичные процессы имели место и в Европе, например, распад империи Каролингов.

Реальная власть киевских князей уже в середине XII в. ограничивалась пределами самого Киева. Попытка Ярополка, ставшего киевским князем после смерти Мстислава, самовольно распоряжаться “отчинами” других князей была решительно пресечена.

Несмотря на утрату Киевом общерусского значения, борьба за обладание им продолжалась до монгольского нашествия. Киевский стол переходил из рук в руки в зависимости от соотношения сил между соперничавшими княжескими и боярскими группировками.

Вскоре правители сильнейших княжеств, ставшие в своих землях “великими”, начали сажать на киевский стол зависимых князей – “подручников”.

Совет

Усобицы превратили Киевскую землю в арену частых военных действий, в результате чего города и села разорялись, население угонялось в плен. Все это предопределило постепенный упадок Киева.

Комплекс причин, породивший раздробленность, охватывал практически все сферы жизнедеятельности общества: – господство натурального хозяйства; – отсутствие прочных экономических связей между различными частями Киевской Руси; – особенности передачи княжеской власти не от отца к сыну, а старшему в роду, раздел территории между наследниками; – междоусобицы князей; – рост городов; – ослабление центральной власти, т.е. киевского князя; – укрепление аппарата управления в каждом феодальном владении; – рост экономической и политической независимости местных княжеских династий, рост политического сепаратизма; – развитие крупного землевладения, активное развитие ремесел, усложнение социальной структуры, зарождение дворянства;

– потеря Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей из Европы на Восток.

В 1097 году Любеческий съезд установил: “каждо да держит отчизну свою”. Это был переход к новой политической системе.

Среди наиболее известных новообразований выделялись: Владимиро- Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Полоцкое, Смоленское, Черниговское княжества, а также боярские республики: Новгородская и выделившаяся из нее несколько позже Псковская.

Особенностью новой эпохи стало то, что в названных образованиях по мере их дальнейшего хозяйственного и политического развития процесс дробления, выделения новых владений, уделов не прекращался.

Феодальная раздробленность Руси привела к следующим последствиям: – подъем хозяйства и культуры отдельных княжеств и земель; – дробление княжеств между наследниками; – конфликты между князьями и местным боярством;

– ослабление обороноспособности Руси.

Из феодальных образований, на которые распалось Древнерусское государство самыми заметными по могуществу и влиянию на общерусские дела являлись: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля.

Владимиро-Суздальское княжество занимало территорию в междуречье Оки и Волги, прикрытую лесами от половецких набегов. Сюда массами перемещалось население из южных, граничащих со степью княжеств. В XII – XIII вв.

Ростовско-Суздальская земля переживала экономический и политический подъем, выдвинувший ее в ряд сильнейших княжеств Руси. Возникли города Дмитров, Кострома, Тверь, Нижний Новгород, Городец, Галич, Стародуб и др. В 1108 г.

Владимир Мономах основал на реке Клязьме город Владимир, впоследствии ставший столицей всей Северо-Восточной Руси. Политическое значение Ростово-Суздальской земли резко возрастает при Юрии Долгоруком (1125-1157 гг.). Под 1147 г.

в летописи впервые упоминается Москва – небольшой пограничный городок, основанный Юрием Долгоруким. В 1156 г. в Москве был построен деревянный “град”.

Обратите внимание

Долгорукий проводил активную внешнюю политику, подчинил своей власти Рязань и Муром, организовал несколько походов на Киев. Эту политику продолжал его сын Андрей Боголюбский (1157-1174), положивший начало борьбе суздальских князей за политическое верховенство над остальными русскими землями.

Во внутренних делах, опираясь на поддержку горожан и дружинников, Андрей жестко расправлялся с непокорными боярами, изгонял их из княжества, конфисковывал их вотчины. Чтобы усилить свои позиции, он перенес столицу из древней цитадели Ростова во Владимир – молодой город со значительным торгово-ремесленным посадом. После успешного похода в 1169 г.

на Киев роль политического центра Руси перешла к Владимиру.

Недовольство боярской оппозиции привело к убийству Андрея, затем последовали двухлетняя борьба и дальнейшее укрепление княжеской власти. Расцвет наступил при правлении брата Андрея – Всеволода Большое Гнездо (1176-1212 гг.).

В его княжение Владимиро-Суздальская земля достигла наивысшего расцвета и могущества, играя решающую роль в политической жизни Руси. Он сломил сопротивление старого боярства. “Под рукой” владимирского князя снова оказалась Рязань и Новгород.

Однако после его смерти новый период усобиц в княжестве свел на нет все усилия, что особенно ослабляло Русь перед монгольским нашествием.

Галицко-Волынская земля простиралась от Карпат до Причерноморья на юге, до Полоцкой земли на севере. На западе она граничила с Венгрией и Польшей, на востоке – с Киевской землей и половецкой степью.

Здесь сложились благоприятные условия для развития земледелия и скотоводства. Высокого уровня достигло ремесло, городов было больше, чем в других русских землях (Галич, Перемышль, Владимир-Волынский, Холм, Берестье и др.). Галицкая земля до середины XII в.

делилась на несколько мелких княжеств, которые в 1141 г. были объединены перемышльским князем Владимиром Володаревичем, перенесшим свою столицу в Галич. Высшего расцвета Галицкое княжество достигло при Ярославе Осмомысле (1152-1187 гг.).

После его смерти княжество надолго стало ареной борьбы князей и влиятельного боярства.

Важно

Волынская земля обособилась от Киева в середине XII в., став “отчиной” потомков киевского великого князя Изяслава Мстиславовича.

В отличие от Галицкой земли, на Волыни рано сложился большой княжеский домен – основа сильной княжеской власти.

Боярское землевладение росло в основном за счет княжеских пожалований служилым боярам, их поддержка позволяла волынским князьям активно бороться за расширение своей “отчины”.

В 1199 г. волынский князь Роман Мстиславович объединил Волынскую и Галицкую земли, а с занятием им Киева в 1203 г. под его властью оказалась вся Южная и Юго-Западная Русь.

Выгодное географическое положение способствовало росту политического значения княжества, его экономическому расцвету.

Подъем экономики объяснялся падением международной роли пути “из варяг в греки”, оказавшегося под контролем половцев – торговые пути переместились на запад, в Галицкие земли.

После смерти Романа, активно боровшегося с боярством, наступил период феодальных смут (1205-1236 гг.). Во внутриполитическую борьбу княжества активно вмешивались Венгрия и Польша.

Опираясь на торгово-ремесленное население, сыну Романа Даниилу в 1236 г. удалось сломить основные силы оппозиции. Великокняжеская власть победила, наметилась тенденция преодоления раздробленности.

Но этот процесс был прерван нашествием татаро- монголов.

Совет

Особый политический строй феодальной республики, отличный от монархических княжений, сложился в XII в. в Новгородской земле.

Для экономики Новгорода имели определяющее значение три фактора: 1. Выдающаяся роль торговли, особенно внешней – Новгород с севера контролировал путь “из варяг в греки”; 2. Крупный удельный вес в экономике ремесленного производства;

3. Обилие земель-колоний, которые были важным источником продуктов промыслового хозяйства.

Отличительной чертой здесь было то, что в управлении городом, кроме княжеской власти, огромную роль играло вече – народное собрание свободных жителей города. Исполнительную власть осуществляли посадник и тысяцкий.

Борьба Новгорода за независимость, достигшая остроты в 30-х годах XII в., завершилась в 1136-1137 гг. победой. Возникла независимая Новгородская республика.

Верховная власть перешла в руки вече, которое призывало на престол князей, заключало с ними договоры. Несмотря на демократическую форму правления, подлинными хозяевами в Новгороде были боярство и верхушка купечества.

Они руководили деятельностью вече, зачастую монополизируя должности посадников и тысяцких.

К XIII в. борьба между силами феодальной централизации и боярско – княжеским сепаратизмом на Руси была в самом разгаре.

Обратите внимание

Именно в это время процесс внутреннего социально-экономического и политического развития был прерван внешней военной интервенцией.

Она шла тремя потоками: с востока – монголо-татарское нашествие; с северо-запада и запада – шведско-датско-немецкая агрессия; юго-запада – военные нападения поляков и венгров.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria7.html

Ссылка на основную публикацию