Расширение и укрепление древнерусского государства

Походы князя Святослава

РАСШИРЕНИЕ И УСИЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В X-XI вв.

Постепенно древнерусское государство расширялось. В руках князей скопились большие богатства. Усиливалась военная мощь и искусство дружинного войска. Это было заметно в X в. при князе Святославе, сыне Игоря и Ольги.

Святослав был предприимчивым и воинственным князем. Он был храбр, силен и очень вынослив. Вместе со своей дружиной князь вел суровую походную жизнь, ничем не отличаясь от дружинника. Он спал под открытым небом, положив под голову седло. Не брал с собой ни шатров, ни котлов, не варил мяса, а просто пек его на углях.

Без тяжелой поклажи он быстро передвигался в военных походах, ходил легко, «как барс», говорит о нем древняя летопись. Русское войско было подвижным, опытным и стойким. Князь Святослав завоевал для древнерусского государства много новых земель и расширил его границы. Ему покорились вятичи, жившие по Оке.

Обратите внимание

Отсюда Святослав двинулся на восток — на Волгу. Здесь он разгромил волжских болгар, живших около теперешней Казани, и хазарское царство около теперешней Астрахани. Этим самым он открыл себе путь на восток. После этого он двинулся на запад — на Балканский полуостров.

Византийский император боялся военной мощи Руси и заключил со Святославом союз против дунайских болгар. Святослав завоевал Дунайскую Болгарию. В древнерусской летописи записаны его слова: «Хочу жить в Переяславце на Дунае.

Там середина земли моей, туда стекается всякое добро: от греков золото, шелка, вина, различные плоды, от чехов и венгров — серебро и кони, а из Руси — меха, мед и рабы».

Успехи Руси встревожили византийского императора: ведь Русь начала укрепляться совсем около границ его государства! Византия тайно подговорила кочевников — печенегов напасть на Киев, Святослав вернулся с Дуная, отстоял родной город и опять пошел в Болгарию. Но после тяжелых и славных битв он уже не вернулся в Киев — печенеги подстерегли его около днепровских порогов и убили.

2. Введение христианства

По мере того как древнерусское феодальное государство росло и укреплялось, ему все чаще приходилось вступать в сношения с Византией и со странами Европы. И там и тут христианство уже было общепринятой религией. А Русь все еще была языческой.

Вера славян в своих старых языческих богов — Перуна, Даждьбога, Стрибога — отражала их представления о силах природы, но не помогала укреплению власти князя.

Другое дело — христианство. Оно давно уже прославляло власть императора как первого заместителя бога на земле.

И бог у христиан объявлялся единым, всемогущим и всезнающим властителем всего мира,- это содействовало единоначалию в управлении. А в пестром славянском многобожии не совсем ясно было, кто же главный бог и как он относится к княжеской власти.

С наступлением нового, более сложного общественного строя надо было укрепить религией единоначалие князей.

«Нет власти, кроме как от бога»,- учила христианская вера. Отсюда следовала необходимость беспрекословно покоряться князю и всем властям на земле. Ведь они — представители бога!

Мало этого, христианская религия подкрепляла необходимость повиновения властям и своим учением о «загробной» жизни.

Рай — жизнь после смерти в прекрасном саду вместе с богом и ангелами.

А грешникам, непокорным? Ад — ужасное место, где страшная жара и черти подныривают грешников на углях.

Великолепные христианские храмы того времени, торжественные службы с песнопением, со свечами у икон- все отражало мощь государства и завлекало народ.

Сын Святослава киевский князь Владимир в конце X в.

Важно

принял христианство и объявил его официальной религией древнерусского государства. Старых идолов свергли и уничтожили. Киевлян согнали к Днепру и крестили в нем по приказу князя.

Но народ во многих местах сопротивлялся новой вере. Во многих селениях продолжали молиться старым богам. Христианство вводили силой.

В Новгороде вводившие христианство начальники Добрыня и Путята сожгли за сопротивление половину города. Долго потом говорили в народе: «Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня — огнем».

Были восстания против новой веры и в других городах. Церковь получала от князей большие земельные владения и десятую часть государственных доходов («десятину»).

Древнерусское государство сильно укрепилось христианством. Оно поддержало княжескую власть и облегчило связи с другими государствами, где была принята христианская религия. Там уже не могли пренебрежительно смотреть на язычников-славян,- ведь они были теперь одной с ними веры.

Христианское духовенство было грамотным. При церквах собиралось много книг, работали переписчики, открывались школы. Жизнь стала культурнее, чем при язычестве.

3. Ярослав Мудрый

В первой половине XI в. в древнерусском Киевском государстве княжил Ярослав, прозванный Мудрым. Он укреплял древнерусское государство, заботился о его могуществе. Ему удалось наголову разбить печенегов, и они с тех пор перестали нападать на Русь.

Христианскую церковь Ярослав усиливал, давая ей земли и обязывая крестьян на нее работать. При монастырях устраивали школы, где обучали грамоте и готовили служителей церкви.

Сам Ярослав любил чтение и читал книги днем и ночью.

В Киеве по его приказу были возведены многие прекрасные строения — величественный храм святой Софии, новые городские стены с «Золотыми воротами». В Киеве в его княжение работали многие искусные художники и архитекторы — русские и иностранные.

Совет

Хотя в знаменитых постройках и в церковных иконах и картинах сильно было влияние Византии, но в целом складывалась постепенно новая своеобразная русская живопись и архитектура.

Древнерусское государство еще сильнее укрепилось при Ярославе Мудром. Иностранные короли искали с ним союза.

Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а дочерей своих выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Сын Ярослава женился на византийской принцессе.

4. Русская правда

При Ярославе Мудром, сыне Владимира Святославича положено начало русскому письменному законодательству.

Русские законы того времени назывались «Русской правдой». Она основывалась на старых русских обычаях, сложившихся очень давно. Сыновья Ярослава дополнили ее новыми постановлениями.

Одно было особенно важно: была запрещена кровная родовая месть- пережиток родового строя. За убийство человека раньше мстили родственники убитого, убивая родных убийцы из поколения в поколение. Теперь же за убийство положен был денежный штраф. Это было шагом вперед в общественном порядке.

«Русская правда» охраняла частную собственность, в том числе собственность на землю. Кто перепашет чужую межу, платит штраф в 12 гривен. Украдут вола — штраф одна гривна и вернуть вола.

Гривной тогда назывался слиток серебра около 200 граммов.

Наше слово «гривенник» происходит от слова «гривна», но разница, как видите, очень большая.

Если убили простого смерда — штраф в 5 гривен. Если убили княжеского слугу, старшего дружинника — штраф гораздо больше — 80 гривен. В 16 раз дешевле ценился простой крестьянин по сравнению с знатным человеком.

Таковы были феодальные порядки. Закон охранял прежде всего собственность и личность феодала.

Суд происходил на княжеском дворе.

Разбирала «Русская правда» и ссоры между дружинниками. В драке вырвали клок бороды — штраф 12 гривен в пользу князя.

Выбили в драке зуб и кровь течет изо рта (улика налицо!) — штраф в 12 гривен в пользу князя, а потерпевшему — гривна.

Создание письменных законов было большим шагом вперед в деле установления государственного порядка.

5. Усиление угнетения смердов. Народные восстания в XI в

Все отчетливее определялись с укреплением феодализма два класса феодального общества- крестьяне и феодалы. Князья и бояре все чаще захватывали крестьянскую землю, все более усиливали крестьянские. повинности. Церковь стала новым богатым землевладельцем — притеснителем крестьян.

Усилилось и сопротивление угнетенных. Особенно обострялось оно в годы бедствий — неурожаев, голодовок народа. В 1024 г. в Суздальской земле был сильный неурожай, а местная знать спрятала большие запасы хлеба. Народным недовольством воспользовались старые языческие жрецы — волхвы. Народ поднялся на знать, требуя хлеба, а заодно упрекая власть в принятии христианства.

Киевский князь тогда пошел на Суздаль карательным походом, подавил народное движение, многих казнил, других заточил в тюрьму.

Обратите внимание

В самом Киеве в 1068 г. трудовой народ восстал против князя. В это время с востока появились новые опасные кочевники, угрожающие Киеву,- половцы. Войско киевского князя Изяслава потерпело от них поражение. Изяслав спрятался за киевскими стенами,- киевская земля оказалась без военной защиты. Тогда городские и окрестные жители созвали на Торговой площади Киева общее собрание — вече. «Половцы распространились по земле! — кричал народ на вече.- Дай, князь, оружие и коней, мы будем биться с ними!»

Князь отказался дать коней и оружие. Он боялся, что это оружие народ повернет против князей и бояр. Тогда началось восстание. Народ выгнал князя Изяслава из города, захватил его дворец, поделил его имущество — золото, серебро, меха. Вече выбрало другого правителя. Половцам был дан отпор.

На через несколько месяцев князь Изяслав, бежавший в Польшу, вернулся с отрядом польских войск и жестоко расправился с участниками восстания. Семьдесят человек он казнил, многих ослепил. Так развивались феодальные отношения в жестокой классовой борьбе.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-do-xx-vek/141-rasshirenie-i-usilenie-drevnerusskogo-feodalnogo-gosudarstva-v-x-xi-vv.html

Расширение и укрепление Древнерусского государства в 5-6 веках. Складывание древнерусской народности

Владимир идет на своеобразную духовную революцию сверху вводит в 988 г. христианство.

Эта единобожная по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств период раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство.

Классовая борьба в древнерусском государстве.

Как ни сложны и противоречивы были отношения между отдельными группами господствующего класса, весь этот класс в целом противостоял крестьянству, которое продолжало борьбу со своими угнетателями.

Формы крестьянской борьбы с феодалами были многообразны: побеги, порча господского инвентаря, истребление скота, поджоги имений, убийство представителей княжеской администрации, наконец, открытые восстания. Неоднократно восстания вспыхивали и в городах.

Борьба с землевладельческой знатью, внутренняя дифференциация городского населения, рост долгового закабаления ремесленников, частые войны и т. п.— всё это ухудшало и без того тяжёлое положение городской бедноты и приводило к восстаниям. В этих восстаниях городская беднота и крестьянство нередко действовали заодно.

Так, большое восстание крестьянства и городской бедноты вспыхнуло в 1136 г. в Новгороде, когда новгородцы совместно с псковичами и ладожанами изгнали князя Всеволода, который притеснял смердов. Но плоды восстания присвоили себе бояре, установившие в Новгороде феодальную республику, независимую от киевских великих князей.

Русская Правда. Развитие феодальных отношений и изменение форм феодальной эксплуатации.

Ру́сская Правда (XIII век, 1280-ые годы — правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси. Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Определение понятия культуры и ее составных частей. Материальная культура Древней Руси.

Важно

Материальную культуру разделил на зодчество живопись (иконы) и прикладное искусство (обустройство изб, золотая хохлома, русский народный костюм). истоки древнерусской культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского периода.

Если еще учесть местные особенности развития культуры различных областей, станет понятно многообразие культурных явлений и форм, дошедших до нас от той эпохи. И все же в них есть много общего. К числу наиболее общих черт древнерусской культуры относится сильное влияние религии на все сферы культуры.

Читайте также:  Какие точки зрения существуют по вопросу о месте россии в мировой цивилизации?

Причем в условиях длительной борьбы двух укладов, патриархального и феодального, имела место борьба двух форм религиозного мировоззрения – языческого и христианского. Это налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру.

Другой существенной особенностью является традиционализм древнерусской культуры – черта, связанная с господством консервативных форм хозяйствования основной массы земледельческого населения Руси.

18.Распространение грамотности и образования в Древнерусском государстве.

Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.).

Литература и устное народное творчество в Киевской Руси.

Былины

Художественное творчество в 9-13 веке.

Несмотря на раздробленность, культура всех русских земель демонстрирует преемственность традиций Киевской Руси, бывшей их общим источником.

При этом в условиях, когда ослабли связи между русскими землями и в известной мере с Византией, сложились более благоприятные возможности для становления и развития самобытных форм культуры Новгородской, Владимиро-Суздальской и других земель.

Каждый из этих регионов впоследствии внесет лучшее из своего культурного фонда, характерное только для этой земли, в формирование родственных культур белорусского, русского и украинского народов. К сожалению, на самом высоком уровне развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.

Владимиро-суздальское княжество.

Типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую территорию — от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва.

Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира Мономаха, — от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) — носили этот титул.

Совет

Ростов Великий и Суздаль, два древнейших русских города, издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир основал в 1108 г. Владимир Мономах и дал его в удел сыну своему Андрею.

Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, где княжеский престол занимал старший брат Андрея — Юрий Долгорукий, после смерти которого его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу княжества из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество недолго сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось на мелкие княжества. В 70-х гг. XIII в. стало самостоятельным и Московское княжество.

Новгородская земля.

Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, так называемая Новгородская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.

В составе Киевской Руси (882—1136)После 882 года центр русской земли постепенно смещается в Киев, однако Новгородская земля сохраняет свою автономию. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика.

В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергает киевского князя Ярополка, в 1015—1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергает киевского князя Святополка Окаянного.В 1020 и в 1067 году Новгородская земля подверглась нападению полоцких Изяславичей.

В это время наместник — сын киевского князя — обладал ещё большими полномочиями. В 1088 году на княжение в Новгород Всеволод Ярославич прислал малолетнего внука Мстислава (сына Владимира Мономаха). В это время появляется институт посадников — соправителей князя, которых избирала новгородская община.

Во втором десятилетии XII века Владимир Мономах предпринял ряд мер по усилению позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году без учёта мнения новгородской общины на новгородский престол был посажен князь Всеволод Мстиславич. Некоторые бояре выступили против подобного решения князя, в связи с чем они были вызваны в Киев и брошены в тюрьму.

После смерти Мстислава Великого в 1132 году и углубления тенденций раздробленности новгородский князь лишился поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволод был изгнан из города. Вернувшись в Новгород, он вынужден был заключить «ряд» с новгородцами, ограничивающий его полномочия.

Обратите внимание

28 мая 1136 года в связи с недовольством новгородцев действиями князя Всеволод был заключён под стражу, а вслед за тем изгнан из Новгорода. Новгородская земля граничила с Владимиро-Суздальской землёй на юго-востоке, со Смоленской — на юге и с Полоцкой — на юго-западе. Новгородские владения простирались далеко на восток и север, вплоть до Урала и Северного Ледовитого океана. Рад крепостей охранял подступы к Новгороду. На Волхове была расположена Ладога, защищавшая торговый путь к Балтийскому морю. Крупнейшим новгородским пригородом являлся Псков.




Источник: https://infopedia.su/1x246a.html

Cтановление Древнерусского государства



Кого легенда считает создателем государства на Руси?

По легенде создали государство три брата – Рюрик, Синеус и Трувор.

Какие справочные сведения подтверждают летописную легенду, а какие противоречат ей? Сформулируй проблему и сравни с вариантом авторов (с. 258).

Подтверждают легенду скандинавские саги (норманнские сказания) и археологические находки в районе Новгорода, но арабские источники ей противоречат.

Вопрос: Кого можно считать создателем Древнерусского государства?

Ответ: Создателем государства племени русь можно считать Рюрика, потому что именно он пришёл из-за моря с этим племенем и стал князем. При этом само государство практически создали восточные славяне, Рюрик лишь объединил племенные союзы и сделал государство русским.

Выдели по тексту предпосылки возникновения Древнерусского государства.

Предпосылки:

-в IX в. племенные союза подчинялись более сильным соседям, потому нуждались в единстве и сильном правителей для того, чтобы отвоевать свою самостоятельность;

-в IX в. ускорилось выделение знати и профессиональной дружины в восточнославянских княжествах;

-тогда же, скорее всего, сложились династии князей;

-именно тогда подарки общинников превратились в постоянную дань;

-от земледельцев отделились ремесленники и купцы;

-появились первые восточнославянские города.

Сделай вывод по проблеме урока.

Все условия для того, чтобы возникло государство, сложились внутри племенных союзов восточных славян. Эти союзы породили и собственные династии князей. На повестке дня встало объединение племенных союзов под единой властью, и только на этой стадии пришли варяги.

Как должен был повлиять распад родовых общин на переход восточных славян от первобытного общества к цивилизации?

Власть даже родовой знати, тем более князей (с опорой на дружины), была более прочной, чем власть советов старейшин и вече, она формировала новые механизмы, чтобы держать людей в подчинении, развитие которых которых привело к появлению государства.

Большую помощь в этом оказали также города, потому что они стали центрами власти. Князь контролировал город, а город давал окрестным деревням нужные ремесленные товары, городские стены и князь с дружиной защищали жителей деревень. А появились города, потому что в обществе выделились ремесленники, которые селиться вместе, и купцы, которые стали продавать продукцию земледельцев ремесленникам и наоборот.

Работая в паре и опираясь на текст, проведите диспут: Рюрика или Олега можно считать создателем Древнерусского государства?

С одной стороны, Рюрик основал первую известную в истории русскую династию. Но именно усилия Олега объединили под единой властью весь путь «из варяг в греки» от Новгорода до Киева и большую часть восточнославянских племён. Однако уже Рюрик стал править вместе со своим племенем русь. Потому Древнерусское государство (государство племени русь) основал Рюрик, благодаря Олегу оно существенно расширилось и получило новую столицу.

Сделайте вывод по проблеме урока.

Основателем государства племени русь (Древнерусского государства) можно считать Рюрика. Но именно благодаря Олегу оно стало таким, каким мы знаем его. А основателем Киевской Руси следует считать Олега, потому что это он перенёс в стены Киева столицу государства.

Какие племена оказались в составе Древнерусского государства в 882 году?

Поляне, древляне, северяне, радимичи, дреговичи, кривичи, кривичи-полочане, словене, водь, весь (частично), меря (частично).

За чей счёт увеличилась территория к 980 году?

В 980 году к государству присоединись тиверцы и уличи.

Сделай анимированную карту, в т.ч. постарайся объяснить маршрут и время полюдья.

Важно

В полюдье князья шли после того, как их поданные убирали урожай. Они обходили крупнейшие племена в окрестностях столицы (идти дальше было слишком долго). Важно было то, что большая часть маршрута проходила по Днепру – дороги тогда были плохими, легче оказывалось передвигаться по рекам.

Судя по этой схеме, какие черты государства сложились на Руси?

Черты:

-центральная власть (киевский князь);

-местные власти (местные княжеские династии);

-суд (киевский или местный князь);

-армия (киевская и местные дружины);

-налоги (дань).

Выдели в тексте те события, которые в годы правлений Олега, Игоря и Ольги способствовали росту могущества Древнерусского государства.

События:

-захват Олегом Киева в 882 году и перенос туда столицы;

-поход Олега на Константинополь в 907 году и получение от византийцев торговых привилегий;

-поход Игоря на Константинополь в 944 году и получение от византийцев дани (этот поход реабилитировал князя после неудачи похода 941 года);

-захват Ольгой Искоростеня (главного города древлян) – укрепление внутреннего единства государства;

-замена в правление Ольги полюдья на уроки (дань постоянного размера) – укрепление внутреннего единства государства.

Сделай вывод по проблеме урока.

После создания Древнерусского государства его нужно было укреплять, чем и занимались первые Рюриковичи.

Представьте, что в 973 году встретились два брата – один всю жизнь был мирным землепашцем в одном из посёлков под Киевом, а другой в молодости вошёл в дружину князя Святослава. Опишите спор двух братьев о роли князя Святослава для жителей Руси.

Разговор мог бы начаться с рассказа брата-дружинника о своих походах. Семья при этом, скорее всего, смотрела бы на рассказчика скептически, потому что он, наверняка, не смог привести добычи (потерял на тех порогах, где погиб Святослав, сам еле спасся). Но не смотря на последнюю неудачу он бы расхваливал своего князя.

Другой брат мог бы заметить, что Святослав был великим воином, но своим княжеством совсем не занимался. Потому пока жива была Ольга дела шли ещё неплохо, но последние три года совсем туго стало. Ярополк как наследник, старался, как мог, но авторитет у него пока не тот. Без надзора князя, знать обнаглела, судить киевлян стали старейшины, потому суд стал неправедный. Вывод получился бы очевидный – лучше бы Святослав не гонялся за славой, но больше времени проводил в Киеве.

Пришедший из дружины возразил бы, что великий князь так хорошо бил соседей, что на его княжество никто не решался нападать. На это ему бы возразили, что при Игоре соседи, тоже особо не нападали, а Игорь с Днепра уходил только иногда.

Последовал бы другой аргумент. Добыча поступала на рынки Киева, её покупали дешевле, чем у заморских купцов, перепродавали. От этого княжество в целом богатело. Кроме того, покорение хазар открыло купцам путь по Волге в Каспийское море и в восточные страны. В дальних походах он, может, и нахватался таких рассуждений. Но второй брат быстро вернул бы его с небес на землю. Может, города и богатели, хотя скорее выгоду получила лишь небольшая часть их жителей. А в посёлках под Киевом в хозяйстве было только то, что там же и вырастили или сделали, простые землепашцы редко что-либо покупали.

Читайте также:  Ссср в годы новой экономической политики

Послушав брата сам бывший дружинник мог бы усомниться в пользе походов Святослава. Он бы понял, что разгром Хазарского каганата открыл дорогу на Днепр печенегам, которые вполне могли оказаться пострашнее хазар, потому что были более дикими.

Объясни, какие события, происходившие на Руси в IX–X веках, свидетельствовали о становлении Древнерусского государства.

В Древнерусском государстве установилась власть единой династии и постоянная столица, со временем появились постоянные налоги (вначале полюдье, а потом уроки). И главное, именно как государство, а не просто народ его упоминают в письменных источниках соседние народы. Именно с государством заключала договора Византия после походов русов на Константинополь.

Источник: https://resheba.me/gdz/istorija/6-klass/danilov/4

Развитие Древнерусского государства (стр. 1 из 3)

Развитие Древнерусского государства

Содержание

1.Образование Древнерусского государства в конце IХ в. Причины, характер, особенности

2.Развитие Древнерусского государства в Х- начале XII вв.

3.Общая характеристика Древнерусского государства и его значения в истории нашей Родины

Список использованной литературы

древнерусский государство рюрик власть

1.Образование
Древнерусского
государства
в
конце
I
Х
в.
Причины,
характер,
особенности

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв.

Совет

Так, уже отмеченное развитие земледелия,

особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного

).

На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена
и внешней торговли
.

В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины
, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную

).

Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом.

Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило — производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра — резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

Обратите внимание

К внешним предпосылкам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи — хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю.

Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата — хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования — Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров — княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в.

восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

Важно

На втором этапе (2-ая половина IХ — середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил — хазар и норманнов (варягов).

ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорскиеплемена чуди и веси платить дань.

На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик — реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморскихварягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя ( от финского ruotsi — гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой — быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.)
в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.

Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию.

В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.)
стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников — печенегов.

В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г.

во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий
, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.


Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты»

, ставшие опорой княжеской власти на местах.

Политика ее сына Святослава (964-972),
прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Совет

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015).
Пытается он укрепить и языческую веру
, а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников.

Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху — вводит в 988 г. христианство
.

Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

Источник: http://MirZnanii.com/a/341041/razvitie-drevnerusskogo-gosudarstva

Расширение древнерусского государства и торговые пути в ix-xii веках выполнил учитель истории сош3 ефремов с.в. — презентация

1 РАСШИРЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ТОРГОВЫЕ ПУТИ В IX-XII ВЕКАХ ВЫПОЛНИЛ Учитель истории СОШ3 ЕФРЕМОВ С.В.

2 Торговый путь из варяг в греки и образование Древнерусского государства В 9-м веке через земли восточных славян проходил торговый путь из Балтийского в Черное море, соединявший Северную Европу с богатейшим городом того времени – Константинополем. По берегам рек, играющим роль дорог для перевозки товаров, возникли первые древнерусские города, быстро богатевшие на торговле. Торговлю в северной части пути контролировал Новгород; в южной части — Киев. Новгород и Киев обогнали в своем развитии другие города и распространили свое влияние на прилегающие земли. Однако географическое Киева было несравненно лучше, чем положение Новгорода. Именно по этому в конце IX века разбогатевший на торговле с Константинополем Киев смог подчинить себе земли от среднего течения Днепра до Лаложского озера Ладога Смоленск Туров Чернигов КИЕВ КОНСТАНТИНОПОЛЬ Новгород Древнейшие центры Руси Древнерусское государство в начале X века

3 Походы князя Святослава. 964 – 972гг. Князь Святослав знаменит как выдающийся полководец Древней Руси. Святослав воевал с Волжской Булгарией, Хазарским Каганатом, Болгарским царством и Византией. Подчинив Киеву племена вятичей, Святослав установил контроль над верхнем течением Волги. А нанеся поражение Волжской Булгарии и разгромив Хазарский каганат создал условия для оживления торгового пути по Волге. Завоевание Тмутаракани и Саркела сделало возможным использование торгового пути из Северо-Восточной Руси в Константинополь по Дону, минуя Киев. Таким образом, были созданы условия для успешного экономического развития Северо- Восточных русских земель. Очевидно, Святослав понимал что экономическое могущество Киева будет падать. Возможно, по этому им была предпринята попытка перенести древнюю столицу Руси на Дунай – одну из крупнейших торговых артерий Европы. Однако Византия не позволила закрепиться Руси в этом регионе. КОНСТАНТИНОПОЛЬ НОВГОРОД КИЕВ ТуровЧернигов БУЛГАР ИТИЛЬ САРКЕЛ (БЕЛАЯ ВЕЖА) ТМУТАРАКАНЬ ПЕРЕЯСЛАВЕЦ

4 ЮРЬЕВ (ТАРТУ) ПЕРЕМЫШЛЬ ЧЕРВЕНЬ КИЕВ В 981 году войска князя Владимира отбивают у Польши города Червень и Перемышль. Территория Киевского государства расширякется в западном направлении. В1130 году сын Владимира Ярослав (Мудрый) смог подчинить себе земли к западу от Чудского озера. Там же он основывает город Юрьев На южных окраинах страны князья успешно борются с печенегами. При Владимире идет строительство оборонительных укреплений (линий),;сначала – ближних, под Киевом; потом отдаленных. При Ярославе происходит решающая победа Киева над степняками, после которой печенеги исчезают с окраин Руси. ЯРОСЛАВЛЬ Земли, вошедшие в состав Киевской Руси при князе Владимире Земли, вошедшие в состав Киевской Руси при князе Ярославе РАСШИРЕНИЕ РУСИ ПРИ ВЛАДИМИРЕ И ЯРОСЛАВЕ

5 КОНСТАНТИНОПОЛЬ КИЕВ НИЖНИЙ НОВГОРОД НОВГОРОД ГАЛИЧ ВЛАДИМИР- ВОЛЫНСКИЙ В11-12 веках территория Русского государства расширяется. Освоение земель по соседству с Польшей влечет за собой развитие торговых путей в западном направлении. Развивающиеся города Восточной Европы начинают«перетягивать» на себя товары, ранее шедшие через Киев в Константинополь. Еще одну часть товаров отбирает у Киева волжский путь, приобретающий все большее значение с возникновением городов в Волго-Окском междуречье. Киев теряет свои господствующие позиции в торговле и, как следствие – утрачивает роль политического центра Руси. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ И УПАДОК КИЕВА В XI-XII ВЕКАХ Галицко-Волынское княжество Владимиро-Суздальское княжество Новгородские земли Рязанское княжество

Читайте также:  Экономические реформы: замысел, характер, результаты

6 Путь «из варяг в греки» имел огромное значение для образования единого Древнерусского государства с центром в Киеве. Походы русских князей привели к установлению контроля Киева над важнейшими торговыми путями Восточной Европы Установление контроля над торговыми путями из Европы в Азию (Великий волжский путь)привело к возникновению новых политических центров Древней Руси и экономическому и политическому ослаблению Киева. Киевское государство перестало существовать.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/567562/

Ответы на вопрос «1)Образование Древнерусского государства и основные этапы его …» — Конспектов.Нет

Концепции происхождения государства:

  1. Договорная (Государство возникает вследствие договора между людьми)
  2. Классовая (Государство возникает в период распада родовых отношений, появления имущественного неравенства, собственности на орудия труда)

Теории возникновения государства у восточных славян:

  1. НОРМАННСКАЯ. Государство создано варягами с добровольного согласия славян. ( 18 век – Миллер Г.Ф., Байер Г.З., Шлецер А.Л., 19 век –Карамзин, Соловьев).
  2. СЛАВЯНСКАЯ  (антинорманнская).Варяги призваны в сформировавшееся государство. (Ломоносов – 18 век, Рыбаков -20 век.)
  3. НЕОНОРМАНСКАЯ. Государство сформировалось у славян, но совершенствовалось варягами.( Большинство современных историков)

Племенные княжения славян имели признаки государственности. С конца 5 века  известен подобный союз во главе с Кием, «Держава волынян» была союзницей Византии. Историк Рыбаков считает, что в начале 9 века  на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение Русь.

 Таким образом, распространение земледелия  с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение её в соседскую, рост числа городов, существование дружины – свидетельство формирующейся государственности.

Военные походы руссов на Византию приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества.

Таким образом в результате в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.

Обратите внимание

НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ. Русский летописец начала 12 века, пытался объяснить происхождение Древнерусского государства и включил в летопись легенду о призвании Рюрика.(Возможно с братьями  Синеусом и  Трувором, более позднее прочтение возможно –«с домом и дружиною», а не с братьями).

Накануне призвания новгородские земли платили дань варягам, а южные племена хазарам. После отказа платить дань в новгородских землях началась междоусобица, собравшиеся на совет новгородцы решили «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами.

» Однако нет заметных следов влияния  на экономические и социально-политические институты славян. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Нет данных о колонизации Руси варягами.

«Норманисты» считают исконно отсталым русский народ, не способным к историческому самостоятельному развитию.

Скорее всего, факт призвания варягов говорит о происхождении  княжеской династии.

 Рюрик начал княжить в 862 году, умирает оставив малолетнего сына Игоря, его место во власти занимаетОлег(то ли воевода, то ли родственник), он объединяет в 882 году Киев и Новгород (земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки»), подчинил племена древлян, северян, радимичей. Упрочил внешнеполитическое положение, совершил поход на Константинополь, итогом стали два мирных договора907 и 911 годов. Получил прозвище Вещий Олег.

Игорь Старый (так как дождался власти после смерти Олега) 912-945г.г. Расширил границы, подчинил уличей, отразил набеги печенегов, военные походы на Византию 941 и 944 (выгодный мир). Убит древлянами при сборе дани (полюдья) в 945 г.

Ольга,  945-969. Жена Игоря. Правила за сына в период его малолетства и его военных походов. Ввела УРОКИ (сколько дани) и ПОГОСТЫ (место сбора дани) – начало налогообложения. Поездка в Византию 957 г. И принятие христианства под именем Елена. Руководила защитой Киева от печенегов 968г.

Святослав.964-972. Сын Игоря и Ольги. Разгромил Хазарский каганат, походы в Дунайскую Булгарию, войны с Византией, столкновения с печенегами. Убит на днепровских порогах печенегами в 972 г.

Владимир 1 Святой. 980-1015.  Пришел во власть в итоге первой муждоусобицы. 980г. – языческая реформа( во главе всех богов Перун). Неудачно. 988 – принятие христианства.

(огромное влияние на развитие культуры: строят храмы, живопись –иконопись, фрески, музыка, новая мораль – христианская, новая семья – моногамная, начало летописания в монастырях). Покорил радимичей, ходил походами против поляков, печенегов.

Основал города Белгород, Переяславль. Укрепил границу, мирная передышка. Прозвище — Красное  солнышко.

На формирование Древнерусского государства  повлияли многие внутренние, внешние, социальные, экономические, политические аспекты.

Прежде всего, необходимо брать во внимание те события, которые имели место у славян в 8 — 9 веках. Развитие земледелия повлияло на то, что появились излишки продуктов питания.

В Северо-восточной Европе,  не благоприятные погодные условия негативно сказывались на развитии земледелия, люди больше занимались промыслами, поэтому об излишках продуктов, которые развивали внешнюю торговлю, не могло быть и речи.

 Следующий этап развития Древнерусского государства состоял в том, что теперь большие семьи, которые преуспевали в пахотном земледелии и полностью обеспечивали себя продуктами питания, преобразовывались в  земледельческие семьи. В основном она состояла только из родственников, но отличалась от общины родовой.

Важно

Вся земля для пахоты разделялась на наделы,  продуктами питания пользовались отдельные большие семи, которые обладали предметами для обработки земли и скотом. Это разделяло семьи по имущественному состоянию, но не по социальному. Так как производительность труда всё ещё была не высокой.

Археологи, проводя раскопки поселений тех времён, наткнулись на однообразные землянки с одинаковыми предметами обихода.

К политическим предпосылкам  развития Древнерусского государства относятся усложнение отношений внутри племени и столкновения между ними. Они ускоряли возникновение власти князей, повышали их авторитет, как тех, которые могут защитить племя  от чужаков и как тех, которые могут рассудить различные споры между членами семей.

Сильнейшее племя, как правило, выбирало себе главу, и формировались межплеменные объединения. Они  становились «племенными княжениями». Благодаря всему этому, князь пытался превратить свою власть в наследственную и стремился, чтоб она не зависела от решений участников вече. Он все больше отстаивал свои интересы, а не интересы соплеменников.

Развитие языческих представлений славян тех времён способствовало укреплению полномочий князя. Зачастую князь племени был успешен в своих военных делах и в управлении племенем. Благодаря  этому соплеменники наделяли его большими полномочиями, возлагали на него ответственность за всё племя, видели в нём залог процветания, а его особу приравнивали к племенному оберегу.

Сложившаяся со временем ситуация способствовала созданию государственных отношений и упраздняла общинные отношения.

К внешним предпосылкам развития Древнерусского государства историки относят влияние хазаров и норманнов, под которым находились славяне. Их  намерение контролировать торговые пути, которые соединяли Запад, Юг и Восток, ускоряло формирование княжеско-дружинных организаций, которые втягивались в торговлю.

Когда князья брали дань, то они в первую очередь предпочитали серебро и дорогие продукты потребления. Они обменивали у купцов взятых в плен людей на  это добро. Таким образом они всё больше подчиняли своей власти племена, становились богаче.

Совет

Контакт с более развитыми обществами повлёк за собой заимствование нескольких общественно-политических видов жизни. Не зря длительный период времени князья на Руси величались каганами, по примеру Хазарского каганата. Византийская империя длительный период была идеалом государственно-политического устройства.

В то время в Низовьях Волги существовало могучее государство под названием Хазарский каганат.  Он был защитой от набегов кочевников для восточных славян. Все эти набеги замедляли их прогресс, мешали мирной работе и, в конечном счёте, тормозили появление “зародыша” государственности.

Эти события напрямую или косвенно влияли на предпосылки формирования Древнерусского государства.

Одни советские историки и учёные длительный период считали, что внутренние социально-экономические процессы влияли на формирование государства. А другие отдавали приоритет внешним факторам.

Но правильнее считать, что только взаимодействие факторов, незрелая социально-экономическая ситуация в  восточнославянском обществе привели к тому историческому прогрессу, который имел место в славянском мире в 9-10 веках.

Главные этапы формирования Древнерусского государства

На первом этапе формирования Древнерусского государства в 8- в середине 9 веков происходит формирование межплеменных союзов и княжений. В 9 веке появляется система полюдья — сбор дани в пользу князя, которая по тем временам имела в большей степени добровольный характер и её считали компенсацией за управленческие и военные услуги.

На 2-м этапе (2-ая половина 9 — середина 10 века) Древнерусское государство формируется  быстрее, благодаря активному вмешательству варягов и хазар. «Повесть временных лет» описывает нашествия воинов Северной Европы, которые вынудили подчинившиеся племена платить дань.

  Эти летописные данные являются  основой “норманнской теории” возникновения Древнерусского государства, разработанной в 18 веке. Сторонники теории приписывали варягам, давшим свое имя — “Древняя Русь”.

Обратите внимание

Некоторые норманисты считали, что славяне отстали по развитию и не могут самостоятельно творить историю.

Третий, и завершающий этап формирования Древнерусского государства начинается с княгини Ольги.

Она отомстила древлянам за любимого мужа, устанавливает четкий размер дани, а для того, чтоб её собрать устраивает “погосты”, которые были опорой.

Политика сына Святослава (964-972 год), который был знаменит победой над Хазарией, закончившимися настоящей  неудачей, требовала больших сил для осуществления внешних завоеваний.

Следующим важным этапом, завершающим формирование Древнерусского государства была замена Владимиром князей на своих сыновьями, которые призваны защищать христианство и укрепить власть отца на местах.

Тем самым Владимир превратил Русь во владение Рюриковичей. Укрепление власти позволило ему  организовать население всей страны для формирования мощных оборонительных рубежей на юге и переселить сюда часть вятичей, кривичей, и славян. На этом этапе  народ воспринимает великого князя не как защитника, а как главу государства, которая охраняет его границы.

К концу 10 века сформировались основные принципы существования Древнерусского государства. Это власть княжеского рода; простой государственный аппарат во главе дружины и наместников князя; система сбора дани; территориальный принцип расселения, который вытесняет племенной; принятие христианства.

Благодаря возникновению государства сформировалась культура, складывается одна идеологическая система общества.

Источник: http://www.konspektov.net/question/2669026

Ссылка на основную публикацию