«Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХI вв.»
Практическое занятие № 11
Тема: «Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХI вв.» (2ч.)
Цель:
- определить основные проблемы разоружения в конце ХХ-XXI вв.
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
— подготовиться к выполнению заданий;
— внимательно прочитать задание;
— изучить текст;
— письменно выполнить задание.
Задание № 1 Составьте план-конспект для развернутого ответа. Выскажите и прокомментируйте собственную позицию по данному вопросу.
Неделя разоружения (Disarmament Week) проводится ежегодно с 24 по 30 октября, что предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1978 года.
Разоружение — комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений», к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности».
Единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по вопросам разоружения -Конференция по разоружению (Conference on Disarmament). Создана в январе 1979 года. По данным на 2007 год, насчитывает 65 государств-участников.
Поскольку решения Конференции по разоружению принимаются строго на основе консенсуса, с 1997 года орган испытывал трудности в согласовании основной программы работы по причине отсутствия согласия участников по вопросам разоружения.
Ядерное оружие
Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов. Пик гонки вооружений пришелся на 1986 год, когда совокупный мировой ядерный арсенал достиг 70481 заряда. По окончании «холодной войны» начался процесс сокращения. В 1995 году общее количество зарядов составляло 43200, в 2000 году — 35535.
По данным на 1 января 2007 года, в составе стратегических ядерных сил России находился 741 стратегический носитель, способный нести 3084 ядерных зарядов.
Важнейшие договоры о сокращении вооружений
Советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Подписан 26 мая 1972 года.
Ограничивал количество противоракетных систем СССР и США до двух у каждой стороны — вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (в 1974 году СССР и США был подписан дополнительный протокол, ограничивший количество противоракетных систем до одной у каждой стороны). Не имеет силы с 14 июня 2002 года, когда США в одностороннем порядке вышли из него.
Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-1). Подписан 26 мая 1972 года.
Ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок СССР и США на уровне, достигнутом к моменту подписания документа, а также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.
Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-2). Подписан 18 июня 1979 года. Ограничивал количество пусковых установок и вводил ограничение на размещение ядерного оружия в космосе.
Советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (Договор о РСМД). Подписан 7 декабря 1987 года.
Стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности.
Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. Это был первый в истории случай достижения согласия в вопросе о реальном сокращении вооружений.
К июню 1991 договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, США — 846. Заодно была ликвидирована технологическая оснастка для их производства, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 — американских).
Советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Подписан 30-31 июля 1991 года (в 1992 году был подписан дополнительный протокол, зафиксировавший присоединение Беларуси, Казахстана и Украины).
СССР и США в течение семи лет обязались сократить собственные ядерные арсеналы до 6 тысяч боезарядов у каждой стороны (вместе с тем, в реальности по правилам зачета боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6,5 тысячи боеголовок, США — до 8,5 тысячи).
6 декабря 2001 года РФ и США заявили о выполнении обязательств: российская сторона располагала 1136 стратегическими носителями и 5518 боезарядами, американская — 1237 стратегическими носителями и 5948 боезарядами.
Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Подписан 3 января 1993 года.
Предполагал запрет на использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями и предусматривал сокращение к январю 2003 года количества ядерных боеголовок до 3500 единиц у каждой стороны.
В силу не вступил, так как в ответ на выход 14 июня 2002 года США из Договора по ПРО РФ вышла из СНВ-2. Заменен Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП).
Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП, известен также как Московский договор). Подписан 24 мая 2002 года. Ограничивает количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 у каждой стороны. Остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон.
Многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Открыт для подписания 1 июля 1968 года и насчитывает более 170 государств-участников (к таковым не относятся, в частности, Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея).
Устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие до 1 января 1967 года (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).
Со времени подписания ДНЯО удалось добиться уменьшения общего количества ядерных зарядов с 55 тысяч до 22 тысяч.
Многосторонний Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Открыт для подписания 24 сентября 1996 года и насчитывает 177 государств-участников.
Обычные виды вооружений
Основные документы:
1980 — Конвенция о конкретных видах обычного оружия (КОКВОО) запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.
В 1995 году в результате пересмотра Конвенции о конкретных видах обычного оружия (также известной как Конвенция о бесчеловечных видах оружия) появился Протокол-2 с поправками, вводящий более жесткое ограничение на определенные способы применения, типы (самодезактивирующиеся и поддающиеся обнаружению) и передачу противопехотных мин.
1990 — Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор.
Вместе с тем группа государств посчитала принятые меры недостаточными и разработала документ о полном запрете на все противопехотные мины — Конвенцию о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин, — открытую для подписания в 1997 году. По данным на 2007 год, к конвенции присоединились 155 государств.
Применение конвенций привело к уничтожению запасов, разминированию районов в некоторых государствах и уменьшению количества новых жертв.
Не менее 93 государств сейчас официально являются очищенными от мин и не менее 41 из 55 государств-производителей прекратили выпуск этого вида вооружений.
Государства, не являющиеся членами ни одной из конвенций, объявили односторонний мораторий на использование и передачу противопехотных мин.
Химическое и биологическое оружие
Основные документы:
В 1925 году подписан Женевский протокол «О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств».
Протокол представлял собой важный шаг в создании международно-правового режима ограничения применения бактериологического оружия на войне, но оставлял за скобками их разработку, производство и хранение.
К 2005 году членами Протокола являлись 134 государства.
В 1972 году принята Конвенция о биологическом и токсинном оружии (КБТО), наложившая всеобъемлющий запрет на данные виды вооружений. В 1975 году вступила в силу. По данным на апрель 2007 года, подписана 155 государствами.
В 1993 году принята Конвенция о химическом оружии (КХО), наложившая всеобъемлющий запрет на данный вид вооружений. В 1997 году вступила в силу. По данным на август 2007 года, подписана 182 государствами. Является первым многосторонним договором, запрещающим целый класс оружия массового уничтожения и предусматривающим механизм международной проверки уничтожения данного вида вооружений.
По данным на август 2007 года, странами — участниками КХО уничтожено 33 процента запасов химического оружия (процесс должен быть завершен до 29 апреля 2012 года). В руках государств — участников КХО находится 98 процентов мировых запасов боевых отравляющих веществ.
В РФ в целях выполнения обязательств по КХО в 2001 году утверждена Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в РФ». Начало реализации Программы — 1995 год, окончание — 2012 год. Предусматривает как уничтожение всех запасов боевых отравляющих веществ в РФ, так и конверсию или ликвидацию соответствующих производственных мощностей.
На момент начала реализации Программы в РФ находилось около 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ.
По завершению второго этапа выполнения международных обязательств по КХО — 29 апреля 2007 года — в РФ было уничтожено 8 тысяч тонн боевых отравляющих веществ (20 процентов имеющихся).
К концу декабря 2009 года, когда определено завершить третий этап выполнения международных обязательств по уничтожению химоружия, Россия уничтожит 45 процентов всех запасов химического оружия, т.е. — 18,5 тысячи тонн.
4
Источник: https://multiurok.ru/files/probliemy-razoruzhieniia-v-kontsie-khkh-khkhi-vv.html
Проблема разоружения в конце 20 начале 21 века
На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.
Автор24 — это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы «тема»
6 октября 2017
Заказчик создал задание на выполнение Реферата по предмету История
6 октября 2017
18 исполнителей откликнулись и предложили выполнить работу по стоимости от 350 до 1290 руб
6 октября 2017
Заказчик переписывался с автором ПедагогПсихолог
6 октября 2017
Заказчик выбрал автора ПедагогПсихолог,
7 октября 2017
Автор выполнил работу по теме проблема разоружения в конце 20 начале 21 века за 1 день и уложился в заданный срок
7 октября 2017
Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ
7 октября 2017
Заказчик оставил положительный отзыв.
Закажи её у наших авторов!
Император Константин Великий (324–337 гг.). Развитие домината
В 306 году сын Максимиана Максенций захватил трон и назвался императором. Константин поддержал восставших, надеясь убрать стоявшего на пути к трону Севера.
Флавий Север был предательски схвачен и доведён до самоубийства. Галерий попытался разгромить восставших, но результате неудачного похода в Италию объявил августами Лициния и Константина.
Тетрархия прервалась, так как появился пятый правитель …
Попытки реставрации абсолютизма в Великобритании
В
веке шло дальнейшее формирование конституционной монархии в Англии. Хотя иногда права монарха, ограниченные парламентом, были гораздо шире, чем права монарха при абсолютизме.
Политическая система оставляла за монархом большие полномочия, закреплённые в высшем законе страны. Титул английского монарха звучал так: «Божьей милостью король британцев, защитник веры».
Общепринятым стал принцип …
Швейцария в XVII-XIX вв.
В
веках в Швейцарии назревало социальное противостояние. Недовольство создало благодатную почву для распространения революционных идей Руссо.
Особенную популярность приобрела пропаганда парижского «Гельветического клуба», возникшего в 1790 году.
Клубу удалось организовать в Швейцарии печать и распространение брошюр и пасквилей с революционными идеями. Усиление цензуры нарушить налажен…
В 1584 году умирает младший брат короля Генриха III герцог Франциск Алансонский. Своих детей у монарха не было, поэтому в силу ступали традиции престолонаследия.
Согласно правилам наследования французского престола королём мог стать ближайший родственник по мужской линии.
Законным наследником короны в конце
века стал наследный принц крови из рода Бурбонов Генрих, который на то время был коро…
История
Реферат
Источник: https://Author24.ru/lenta/2309580/
Новые явления в культуре 19-20вв, вызванные НТР
К концу 19в большинство населения Европы и Америки были грамотными. Благодаря успехам промышленной революции вырос жизненный уровень населения. Благодаря сокращению продолжительности рабочего дня у многих людей, прежде всего у горожан, появилось время для досуга.
На мышление и поведение людей стали оказывать заметное явление СМИ. К ним относились газеты, журналы. Важнейшим средством массовой информации стало радио. К концу 2 мировой войны радио было почти в каждом доме. С появлением радио начинается век массовой эстрадной музыки.
Телевидение появилось накануне 2 мировой войны, в 50-х годах 20века телевидение собирало миллионные аудитории. Спутниковая связь сделала СМИ глобальными. В 20-30-х годах самым массовым видом искусства было кино. Массовое чтение стало формой досуга.
После 2 мировой войны на смену Луи Буссенара и Роберта Стивенсона приходят произведения детективного жанра и научной фантастики. Детективные романы Агаты Кристи, Жоржа Сименона заполнили полки книжных полок.
И в наше время наблюдается прогресс науки над безграмотностью. Каждый день открываются и изобретаются новые чуда техники. И в доказательство этим словам приведем несколько наглядных изобретений , которых представили всему миру буквально на этой неделе.
Октябрь 2007года — Американский учёный Брайан Кросс создал робота со смартфоном в качестве «мозга». Робот был назван Wimo в честь операционной системы Windows Mobile под управлением которой работает «мозговой» смартфон машины.
Октябрь 2007 — Корейский оператор мобильной связи SK Telecom оборудовал туристические подводные лодки ретрансляторами позволяющие туристам звонить из под воды.
Октябрь 2007- Японская корпорация Fujitsu продемонстрировала новое поколение человекоподобных роботов HOAP ( Humanoid for Open Architecture Platform)/
Но кроме позитивных явлений этого явления есть и отрицательная сторона — предсказания учёных о будущем. То есть по их прогнозам в ближайшем будущем человечество ожидает куча проблем, назревших в результате НТР.
«В 21 веке человечество вплотную столкнулось с острейшими проблемами современности, угрожающему самому существованию цивилизации и самой жизни на Земле» ( BBC. USA)
— предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности.
— преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, устранение во всём мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности, к которые ввергнуты сейчас многие сотни миллионов людей.
-обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырьё и источников энергии.
-преодоление экономического кризиса, сопровождающимся с загрязнением природной среды.
— прекращение стремительного демографического взрыва, осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах, а также прекращение демографического кризиса в странах экономически развитого уровня.
— своевременное предвидение и предотвращение отрицательных последствий НТР и рациональное использование её достижений на благо общества и личности.
Источник: https://studbooks.net/702823/sotsiologiya/novye_yavleniya_kulture_20vv_vyzvannye
Проблемы мира, безопасности и разоружения
Проблемы войны и мира, обеспечения безопасности и тесно связанные с ними проблемы разоружения и конверсии актуальны в современных условиях и требуют новых подходов к их решению.
Человечество до сих пор тратит на вооружение огромные средства. За период после второй мировой войны общие прямые расходы на вооружение возросли в 4 — 5 раз и превысили 6 трлн дол.
Ежеминутно на вооружениерасходу
ется 2 млн дол., в то же время 2,5 млн жителей планеты страдает от хронического недоедания1.
Чрезмерные военные расходы способствуют росту инфляции, отвлекают людские, природные и финансовые ресурсы, увеличивают внешнюю задолженность, оказывают негативное воздействие на международные отношения и их стабильность. Западные исследования подтверждают, что военные расходы тормозят экономическое и технологическое развитие. Военно-промышленные программы увеличивают бюджетный дефицит государства.
В мировом сообществе в последние годы произошел целый ряд глубоких качественных перемен.
Прежде всего уменьшилась угроза ядерной войны, снизился уровень противостояния, меняется само содержание военно-политических отношений между Россией, странами СНГ и прежними противниками в Европе и мире.
От прежней жесткой схемы «два мира — две системы» человечество переходит к пониманию того, что мир на самом деле один, а систем и подсистем гораздо больше — синтез становится общемировой тенденцией.
Существует необходимость поиска новой модели международной безопасности, частью которой выступает выработка новой модели национальной безопасности, что позволит создать новую концепцию глобальной безопасности.
Понятие «национальная безопасность» включает в себя не только обеспечение вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности, но и проведение активных политических и дипломатических мер по предотвращению войн, обеспечению экономической и технологической безопасности, внутренней стабильности в стране, защите прав граждан.
Безопасность в ее широком понимании рассматривается как комплекс мер, относящихся к миру, независимости, стабильности и развитию отдельных стран и целых регионов.
Мировое сообщество приходит к убеждению, что активное сотрудничество и формирование в конечном счете глобальной совместной системы международной безо-
1 Семь дней. 1991. № 44. С. 7.
пасности — единственный путь предотвращения глобальной войны, экологической или финансово-экономической катастрофы, массовых эпидемий, распространения голода, международного терроризма. Сегодня, по сути дела, формируется новая глобальная военная политика XXI в.
Разоружение и национальная безопасность.В обеспечении мира и безопасности огромная роль принадлежит разоружению, создающему материальные и физические преграды войне. Радикальные меры разоружения ведут к ликвидации ядерного, химического и другого оружия массового уничтожения.
Разоружение предполагает частичные меры, т.е. меры, регулирующие ограничение, сокращение или уничтожение отдельных систем и видов оружия.
Разоружение уменьшает остроту политических проблем и ослабляет напряженность глобальных, высвобождает средства на решение экономических и социальных вопросов, поэтому оно является разоружением ради развития.
Как известно, в силу глобальных возможностей ядерного потенциала длительное время существовали две сверхдержавы — США и СССР. В начале 60-х гг. впервые возникла проблема нераспространения ядерного оружия. Общий интерес США и СССР состоял в том, чтобы предотвратить появление ядерных государств. В конце 60-х гг.
обе сверхдержавы заложили основы глобального режима нераспространения ядерного оружия, который основывался на двух документах — Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 г. и системе учета, созданной в виде гарантий Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ).
Паритет с США по стратегическим носителям ядерного оружия достигнут Советским Союзом к началу 70-х гг. несмотря на все усилия США сохранить свое ядерное превосходство.
С распадом СССР на несколько новых государств Москва утратила способность осуществлять надежный контроль над ядерным оружием своих союзников и не может гарантировать их безопасность. Мировое развитие вступило в новый период глобальной нестабильности. Опасно нарушение баланса в мировой политике, когда осталась по сути дела одна супердержава, способ-
ная оказывать мощное влияние в целом на цивилизацию.
В сложившихся условиях существует необходимость создания системы международного контроля в распространении наиболее передовых видов обычных вооружений. В 1991 — 1992 гг. были проведены три раунда переговоров между США, Россией, Францией, Англией и Китаем (Переговоры-5).
Был сформулирован ряд принципов в отношении того, какие виды вооружений и технологий не должны передаваться. Любые меры по контролю над вооружениями должны основываться на взаимных интересах безопасности в том или ином регионе.
Кроме того, была разработана система международного управления потоками обычных вооружений.
Особое значение имеет итоговый документ Венского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В нем определены задачи установления безопасности на континенте на более низких уровнях вооруженных сил и обычных вооружений, путем ликвидации существующих асимметрий.
Важен экономический аспект разоружения. По взаимному соглашению Россия должна уничтожить 2,5 тыс. ядерных боеголовок, США — 500; ядерных боезапасов тактического оружия соответственно 15 тыс. и 8 тыс. и т.д. Американцам только для уничтожения 40 тыс. боеголовок потребуется расходовать в течение семи лет примерно 300 млн дол. в год. Для России это бремя будет намного тяжелее.
Международное сотрудничество и проблема разоружения.Преодоление наследия холодной войны, потенциальный отход от политики и практики глобального противостояния России и США открыли пути для их более тесного сотрудничества.
Для интернационального военно-технического сотрудничества в мировой оборонной промышленности характерны, во-первых, существенное сокращение военных расходов на закупку оружия в странах Западной Европы и особенно в США (с 120 млрд дол. в 1986 г. до 40 млрд дол. в 1995 г.
в сопоставимых ценах), во-вторых, начало нового этапа военно-технической революции
(электронизация вооружений, создание глобальных информационно-насыщенных оборонных систем), что требует реализации начатого в 80-е гг. полномасштабного цикла НИОКР по созданию оружия нового поколения.
Можно выделить следующие новейшие формы интернационализации военно-технических связей стран Запада:
создание «стратегических альянсов» двух и более компаний разных стран с целью непрерывных консультаций при проектировании, разработке и производстве новых видов вооружений;
формирование компаниями международных консорциумов («команд») для участия в конкурсах по государственным оборонным заказам;
транскорпорационные слияния близкопрофильных оборонных компаний с образованием совместного предприятия.
Инициатива в осуществлении современной политики глобализации принадлежит не государственным органам, а самим военным корпорациям.
Для формирования успешного глобального сотрудничества всех стран существуют реальные условия и обозначилась тенденция к глобальному управлению процессами разоружения, обеспечения экономической и международной безопасности.
Важным политическим документом в мире стал Устав ООН, призвавший «проявлять терпимость и жить вместе друг с другом как добрые соседи». Предстоит последовательно решить ряд проблем совместного сотрудничества:
1) выживание стран как свободных и независимых
государств;
2) экономическое процветание и дальнейшее раз витие России и США как равноправных членов ми
рового сообщества;
3) международные отношения, обеспечивающие ста
бильный и безопасный мир;
4) обеспечение прав человека, политических и эконо
мических свобод, развитие демократических институтов.
Важным направлением разоружения выступает конверсия (лат. conversio — уменьшение, превращение,
изменение) военного производства. Применительно к экономическим явлениям под конверсией в самом общем плане понимается процесс перевода военного производства на выпуск продукции гражданского назначения.
Конверсия, как показывает мировой опыт, не ограничивается переводом военно-промышленных предприятий на производство товаров гражданского назначения.
Она предполагает формирование трех экономических подсистем: перестройку военно-промышленных предприятий на выпуск гражданской продукции; использование высвобождающегося вооружения, военного имущества и военных объектов; рационализацию самих военных расходов и структуры производимых вооружений.
Непосредственная цель конверсии — перепрофилирование и модернизация высвобождаемых мощностей для организации производства высокотехнической и конкурентоспособной продукции гражданского назначения и получения прибыли от реализации этой продукции.
Конечная цель конверсии выражается в значительном повышении жизненного уровня трудящихся, в социальной направленности общественного прогресса.
Переключение ресурсов на мирные цели отвечает жизненным интересам всех государств.
Достаточно сказать, что использование лишь 1/10 части мировых военных расходов для решения глобальных проблем позволило бы преодолеть проблему голода, нищеты, неграмотности и отсталости сотен миллионов людей.
Таким образом, исходя из конечной цели, конверсия военного производства представляет собой комплекс финансовых, экономических, организационных, технических мер по переводу военной промышленности и иных форм военной деятельности частично или полностью на гражданское использование, сокращение вооруженных сил и вооружений, процесс изменения пропорций распределения ограниченных ресурсов между военной и гражданской сферами в пользу последней.
Субъектами конверсии выступают государство (правительство), высшее руководство военно-промышленно-
го комплекса, администрация военных заводов, фирм, научных учреждений, местные органы власти. К объектам конверсии относятся:
а) основные производители вооружений — госу дарственные заводы, частные корпорации (фирмы), отделения диверсифицированных гражданских пред
приятий и специализированных цехов;
б) научная инфраструктура (государственные ла боратории, университеты, научно-исследовательские ин ституты, научные подразделения предприятий (фирм),
корпораций);
в) предметы вооружений и боевая техника, их ма териально-техническое обеспечение, средства содержа
К основным направлениям конверсии военного производства относятся перевод военной промышленности на выпуск гражданской продукции; использование достижений НИОКР в интересах гражданского сектора экономики; демонтаж и переоборудование боевой техники, подлежащей сокращению; переквалификация рабочей силы, занятой в военной сфере; трудоустройство уволенных из армии и флота военнослужащих; демилитаризация экспорта и государственного бюджета.
Конверсия может проводиться на различных уровнях: всемирном и международном, национальном, народнохозяйственном, региональном, межотраслевом, отраслевом, производственном объединении, предприятии.
Конверсия — сложный, чрезвычайно дорогостоящий процесс. Конверсируемое предприятие, прежде чем стать достаточно прибыльным, должно пройти следующие этапы:
начальный (планирование конверсии, ее правовое обеспечение, выбор альтернативной гражданской продукции);
переходный (конверсия в сфере НИОКР, перепрофилирование производства, переквалификация рабочих и служащих, новое строительство, выбор формы хозяйствования, смена при необходимости субъекта собственности);
начало выпуска гражданской продукции, которая имеет, как правило, высокие себестоимость и цену и низкую рентабельность.
Высокорезультативную конверсию обеспечивают предпринимаемые государством меры, такие как:
стимулирование обновления производственного аппарата в процессе перепрофилирования военного производства (льготные условия кредитования, ускоренная амортизация, валютная помощь и др.);
государственное регулирование цен на продукцию конверсируемых предприятий для обеспечения нормального уровня рентабельности;
предоставление оборонным предприятиям надежных гарантий компенсации неизбежных потерь от конверсии;
финансирование переквалификации работников, высвобождаемых в ходе конверсии, оказание материальной помощи и поддержки;
стимулирование конверсии НИОКР с целью использования достижений в гражданском производстве.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
36
| 37 | 38 |
Источник: https://studall.org/all-23858.html
Международные отношения во второй половине XX в. и в начале XXI в. Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс. — Объяснение нового материала
Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие международных отношений на рубеже 20-21 веков стал процесс расширения НАТО.
Военно-политический блок, созданный когда-то для противостояния СССР и его союзникам, не прекратил своего существования после окончания «холодной войны», как ожидали многие.
Оставшись единственной сверхдержавой после распада СССР и советского блока, США стали доминировать во многих вопросах мировой политики. Одним из ключевых направлений американской политики стала идея расширения своей зоны влияния.
Ведомая ими организация НАТО начала уверенное продвижение на восток, в бывшую советскую «зону влияния». Блок включил в свой состав многих прежних участников Организации Варшавского Договора, а также страны Прибалтики, ведёт переговоры о присоединении Украины и Грузии.
Временно оказавшаяся в руках США ведущая роль в международных отношениях пришлась не по нраву многим государствам. В начале XXI столетия мир начал возвращаться к многополярности.
Окончание «холодной войны», распад бывшего советского блока, увеличение количества государств третьего мира и усиление их влияния сделали неизбежной дискуссию вокруг будущего развития Организации Объединённых Наций, созданной по окончании Второй мировой войны.
Первоначально прекращение межблоковой конфронтации привело к росту влияния ООН, стремившейся играть активную роль в разрешении ряда конфликтов.
В какой-то момент казалось, что Совет Безопасности ООН приобретает функции «мирового правительства», решая вопрос о санкциях, учреждая временные администрации на различных территориях и т. п. Но довольно быстро выяснилось, что этого недостаточно.
Многие страны не видят возможности повлиять на решения ООН и требуют реформы. В то же время постоянные члены Совета Безопасности, пользуясь правом вето, регулярно блокируют принятие решений по ключевым вопросам, по которым им не удалось договориться. Это даёт многим экономически влиятельным государствам — Японии, Германии, Индии, Бразилии, Мексике, Италии и др. — новые аргументы в пользу идеи расширения Совета Безопасности за счёт «новичков».
Миротворческие силы ООН
Прежнее соревнование между двумя супердержавами (СССР и США) ушло в прошлое, ему на смену пришло стремление единственной оставшейся сверхдержавы — США — «навести порядок» в мире, ставшем более сложным и хаотичным. Исчезла страшная угроза глобальных кризисов типа Карибского, но один за другим следуют локальные кризисы в Персидском заливе, Сомали, Гаити, Руанде, Боснии, Тайване, Косово.
Усилился конфликт «Север — Юг», где друг другу фактически противостоят блок развитых государств Запада, с одной стороны, и бедные страны третьего мира — с другой.
Страдающие от огромного числа экономических проблем и политических неурядиц жители африканских, азиатских и латиноамериканских государств нередко винят «цивилизованный капитализм» в своих бедах, указывают на неоднократное вмешательство в их внутренние дела.
Открытых военных столкновений между странами в этом конфликте нет, но он не избавляет от растущей неприязни к США, европейским государствам. В странах «Юга» немалым влиянием пользуются экстремистски настроенные силы, нередко прибегающие к террористическим методам.
Среди стран третьего мира появились новые лидеры, в частности Иран и Венесуэла, публично критикующие «американский империализм». Особую роль в этом конфликте может сыграть Россия, оказавшаяся в сложной позиции: часть государств «Юга» рассчитывает на её помощь в борьбе с «Севером», другие же считают её одним из представителей враждебной цивилизации.
На рубеже тысячелетий серьёзно возросло число миротворческих операций, осуществляющихся ООН. Особенно активную роль в них играют Пакистан, Бангладеш, Индия, Иордания и Гана. Участвуют в деятельности миротворцев и ряд основателей ООН, в том числе Россия и Франция. «Голубые каски» помогли частично восстановить мир на Восточном Тиморе и в Ливане.
Не всегда миротворцам сопутствует успех. В 1993 г. полным провалом завершилась миссия ООН в Сомали, не сумевшая остановить гражданскую войну, в 1994 г. миротворцы оказались не в состоянии предотвратить геноцид в Руанде, они не справились с вооружённым конфликтом на Балканах и в Конго.
Главная слабость миротворцев — их чрезмерная неповоротливость (они обязаны дожидаться решений ООН и не могут активно применять оружие) и излишняя зависимость от политических соображений. В то же время ряд стран, прежде всего США и их союзники по НАТО, не раз демонстрировали готовность действовать в обход ООН (например, в Ираке и в Косово).
Это вызвало недовольство как многих стран третьего мира, так и России.
Источник: https://www.kursoteka.ru/course/3734/lesson
Глобальные экономические проблемы конца 20 начала 21 века
Современный мировой экономический порядок долгое время воспринимался как сложный, хрупкий баланс различных сил и течений, неустойчивое равновесие центробежных и центростремительных тенденций. Но в последнее десятилетие хозяйство в масштабе планеты всё более предстаёт как неделимый, целостный организм с формирующимся единым механизмом функционирования.
В современном мировом хозяйстве увеличивается взаимосвязь и взаимозависимость общих и локальных, глобальных и национальных интересов. Сложность и острота экономических проблем мирового хозяйства порождены самим типом современной цивилизации, уровнем и характером развития производственных сил.
На первый план перед человечеством выдвигаются такие общие проблемы, как сохранения мира на Земле, предотвращение войн – химических, бактериологических, а особенно термоядерных, приостановление гонки вооружений, расширение конверсии, предотвра-щение локальных и глобальных вооружённых конфликтов.
Большую опасность для человечества представляет катастрофически ухудшающееся состояние окружающей среды, назрела крайне важно сть совместного мирового освоения космоса, запасов мирового океана.
Общей заботой являются топливно-энергетическое, а также сырьевое обеспечение стран. Требует скорейшего разрешения и продовольственный вопрос: он злободневен пока для многих стран. В этом ряду стоят проблемы голода, нищеты, борьба с эпидемиями, со страшными болезнями века (раком, ишемией, СПИДом).
Большие проблемы существуют и на рынке труда: проблемы занятости, рост массовой безработицы волнует большинство развитых и развивающихся стран.
В общем круге проблем выделяется вопрос об охране прав человека в современном мире, об освобождении его от чрезмерного государственного контроля.
Глобальные проблемы затрагивают самые разные стороны жизни человеческого общества (мировую политику и экономику, межгосударственные и межнациональные отношения, космические и мировые условия существования людей, массовое сознание людей), а потому требуют комплексного подхода и всестороннего изучения. Мировое сообщество способно решить глобальные проблемы, лишь объединив усилия и ресурсы. Отсюда возникает крайне важно сть глобальной перестройки сложившейся системы отношений – политических и экономических.
Мир движется по пути интеграции: от торговли и экономических связей между отдельными странами к единому всемирному экономическому комплексу. Одним из главнейших условий нормального эффективного функционирования мировой экономики, создания единого рыночного пространства являются, прежде всего, полная свобода торговли между странами, совместное решение большинства экономических проблем.
Проблемы взаимозависимости современного мира следует рассматривать в контексте двух дополняющих друг друга тенденций – глоболизации и регионализации мира. Первая из них отражает качественно новое состояние взаимосвязей в политике, экономике, экологии.
Зародившись в сфере торгово-финансовых отношений как результат революции в области информации и средств связи в 90-е гᴦ.
, эта тенденция стала всё больше проявляться в крайне важно сти регулирования мирового хозяйства на глобальном уровне и особенно в экологическом плане.
Вторая тенденция, определяемая как ʼʼмногополюсностьʼʼ, ʼʼмногополярностьʼʼ, проявляется в перераспределении значения и веса отдельных стран и групп в мировой экономике.
Глобальные мировые проблемы очень различны. При этом они имеют ряд общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. К общим чертам относятся:
— каждая из них и все они вместе принципиально важны для судеб человечества. Задержка с их решением грозит гибелью цивилизации или деградацией условий жизни и производственной деятельности на Земле;
— они характеризуются глубокой связью между собой и взаимосвязью своих политических, экономических и научно-технических аспектов;
— в них отражается углубление и усложнение мирохозяйственных связей и интернационализация других общественных процессов на Земле;
— они бывают решены лишь объединением усилий всех государств и народов. Найти решение глобальных проблем, значит, обеспечить условия выживания всех народов и дальнейшего развития цивилизации.
По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы делятся на три группы:
— первая группа включает проблемы, связанные с взаимоотношениями развитых и развивающихся стран (вопросы войны и мира, разоружения и развития);
— вторая группа охватывает проблемы, выражающие отношения в системе ʼʼчеловек – обществоʼʼ (рост народонаселения, борьба с нищетой, голодом, болезнями, развитие человека в условиях НТР);
— третья группа включает проблемы отношений в системе ʼʼобщество – природаʼʼ (защита окружающей среды, ресурсы, энергетика).
Глобальные мировые проблемы жизненно важны для человечества. Их нерешённость порож-дает угрозу для будущего всех людей.
Опасность глобальных проблем приводит к 2 выводам:
— если тенденция развития этих проблем будет сохраняться, то в течение следующего столетия человечество подойдёт к пределам своего роста. Наиболее вероятным будет довольно резкое и неуправляемое падение, как численности населения, так и промышленного производства;
— имеется возможность изменить данные тенденции роста͵ стабилизировать экономическое и экологическое состояние человечества, поддержать его в далёком будущем. Глобальное равновесие можно спроектировать таким образом, что потребности каждого человека на земле будут удовлетворяться, а его индивидуальный потенциал будет реализовываться.
Глобальные экономические проблемы конца 20 начала 21 века — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Глобальные экономические проблемы конца 20 начала 21 века» 2017, 2018.
Источник: http://referatwork.ru/category/proizvodstvo/view/331271_global_nye_ekonomicheskie_problemy_konca_20_nachala_21_veka
20 Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Интересно? Расскажите друзьям
1. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
2. Основные причины глобализации:
- Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям
- Использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения
- Переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбор
- Переход от централизации экономики к ее децентрализации
- Переход от национальной экономики к мировой
3. Основные направления глобализации
- Деятельность транснациональных корпораций
- Глобализация финансовых рынков
- Глобализация миграционных процессов
- Мгновенное перемещение информации
- Международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов
- Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
4. Последствия процесса глобализации
Позитивные | Негативные |
• Стимулирующее влияние на экономику: — появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле; — возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производства; — появление возможностей для дальнейшего развития производства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; — плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования. • Сближение государств • Стимулирование учета интересов государств и предостережение ихот крайних действий в политике • Возникновение социокультурного единства человечества |
• Насаждение единого стандарта потребления • Создание препятствий для развития отечественного производства • Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран • Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества • Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах • Утрата каких-то специфических черт национальных культур |
5. «Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. — совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.
6. Эти проблемы являются глобальными, потому что:
- затрагивают все человечество;
- проявляются как объективный фактор развития общесмтва;
- настоятельно требуют решения;
- предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);
- от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.
7. Причины глобальных проблем:
- активный преобразующий характер деятельности человечества;
- противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.
8. Главные (приоритетные) глобальные проблемы
- Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны
- Демографическая
- Преодоление отсталости развивающихся стран
- Продовольственная
- Сырьевая
- Энергетическая
- Экологическая
- Использования Мирового океана
- Мирового освоения космоса
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.
9. Основные направления разрешения глобальных проблем
- Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
- Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
- Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.
- Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
- Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
- Четкая международная система прогнозирования.
Источник: http://humanitar.ru/page/ch1_20
Поиски внешнеполитических ориентиров в конце XX — начале XXI в
2014-06-06
Географическое положение Украины в Евразии, особенности исторического развития, традиции культуры требуют от ее развития соответствующих направлений внешней политики, высокого профессионализма в соблюдении равновесия между ними.
Ведь каждый из этих направлений имеет свои преимущества и недостатки, своих сторонников и оппонентов как среди ведущих политиков, так и среди граждан. Причем ни один из них не может осуществиться при полном игнорировании другого направления.
Это прежде всего касается двух основных направлений на восток и запад.
Восточное направление внешней политики Украины направлен на СНГ и определяется историческими, культурными и другими факторами.
Авторитетный член СНГ — Россия, является ближайшим северо -восточным и самым соседом Украины. Она является основным источником энергоносителей и важным рынком сбыта товаров.
Однако чрезмерная зависимость от России превращает Украину в заложницу 304 политики официальной Москвы.
Весьма привлекательной для Украины является интеграция в Европейский Союз и НАТО. Вступление в ЕС позволил бы использовать преимущества международного разделения труда, подняться на уровень экономического, социального и демократического развития передовых европейских стран.
Вступление в НАТО гарантировало бы высокий уровень безопасности и неприкосновенности границ, является актуальным для национальной безопасности Украины, учитывая территориальные претензии, которые высказываются Украины со стороны отдельных политических сил некоторых государств -соседей. Однако отсталость украинской экономической, социальной и многих других сфер не дает возможности быстро вступить в западные структуры. К тому же сближение Украины с НАТО наталкивается на решительное сопротивление России, которая видит в этом угрозу собственной безопасности.
В случае значительная часть политиков считают целесообразным придерживаться балансирования между Западом и Россией с целью использования преимуществ сотрудничества на каждом из направлений, пытаясь воплотить в жизнь лозунг: «Украина должна проводить проевропейскую, не пророссийский, а лишь проукраинскую политику».
Острая обеспокоенность украинской решением этой дилеммы не учитывает третий перспективное направление внешней политики. Он обусловлен тем, что после распада СССР Украина попала на пересечение влияния христианских (католической и православной) и мусульманской цивилизаций.
В этой связи перед современной Украиной открылись широкие перспективы на третьем направлении международного сотрудничества — юго — восточном. Здесь существует возможность развивать успешные отношения со странами Балканского полуострова. Турцией и странами Востока. Каждый из этих направлений, дополняя друг друга, обеспечивает Украине достойное место на международной арене.
Конкретные исторические обстоятельства первых лет независимости побудили первого Президента Украины Л. Кравчука выбрать прозападный внешнеполитический курс. Его целью стало стремление утвердиться среди стран Центрально — Восточной Европы и дистанцироваться от России, где в первые годы независимости достаточно влиятельными были силы, выражали Украине территориальные претензии.
Второй Президент Украины Л. Кучма выбрал политику активного нейтралитета. Было провозглашено, что Украина стала на путь обретения членства в НАТО и интеграции в ЕС вместе с Россией.
Ведущим лозунгом внешней политики Украины стала многовекторность. Однако, не получив четкой определенности, международная политика Украины в последние годы президентства Л.
Кучмы характеризовалась все большим доминированием восточного вектора.
После того как президентом стал Ющенко, большее значение вновь обрел западное направление, однако громкие декларации в большинстве случаев так и не были подкреплены реальными делами.
Основными задачами во внешней политике новоизбранный Президент Украины В. Янукович считает:
• курс на глобальное ядерное разоружение, активное участие в создании общеевропейской системы безопасности, активное участие в миротворческой деятельности ООН;
• политику внеблоковости, отказ от участия в военных союзах, не отвергая сотрудничества с НАТО и другими организациями по безопасности;
• отказ от выбора «Запад-Восток», а обеспечение Украины целостного «периметру развития»;
• включение в этого периметра Ближнего Востока, стран Восточной Азии, Африки и Латинской Америки;
• прагматический защиту интересов национальной экономики, особенно в условиях глобальных кризисных процессов.
Наивысшим приоритетом внешней политики определены европейскую интеграцию, что рассматривается не только как направление внешней политики, но и фактор внутренних преобразований: преодоление негативных последствий финансово -экономического кризиса, проведение масштабных экономических реформ, модернизация энергетического сектора.
Интеграцию с Европой президент связывает с заключением Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, включая создание зоны свободной торговли и введение безвизового режима.
Одновременно Президент Украины В. Янукович ставит задачу обеспечить благоприятные условия для торговли с соседними странами — членами Таможенного союза — Россией, Беларусью, Казахстаном, что подвергается критике как части украинского общества, так и европейских политиков.
Украина возвращается в мировое сообщество после многих веков зависимости и подчинения. Какими будут ее роль и место на мировой арене? Ответ на этот вопрос будет зависеть от решимости и дальновидности украинских политиков, сплоченности украинского народа, его веры в собственные силы, вдохновение в преодолении сложных проблем современности.
Украина и Российская Федерация… договорились о нижеследующем:
Статья 1
Высокие договаривающиеся стороны как дружественные, равноправные и суверенные государства основывают свои отношения на взаимном уважении и доверии, стратегическом партнерстве и сотрудничестве.
Статья 2
Высокие договаривающиеся стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательств по Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ.
Статья С
Высокие договаривающиеся стороны, строят отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения, суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, права народов свободно распоряжаться своей судьбой, невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения взятых международных обязательств, а также других общепризнанных норм международного права.
Статья 4
Высокие договаривающиеся стороны исходят из того, что добрососедство и сотрудничество между ними являются важными факторами повышения стабильности и безопасности в Европе и в
всем мире. Они осуществляют тесное сотрудничество в целях укрепления международного мира и безопасности. Они принимают необходимые меры для того, чтобы способствовать процессу всеобщего разоружения, созданию и укреплению системы коллективной безопасности в Европе, а также усилению миротворческой роли ООН и повышению эффективности региональных механизмов безопасности.
Стороны прилагают усилия для того, чтобы урегулирование всех спорных проблем осуществлялось исключительно мирными средствами, и сотрудничают в предотвращении и урегулировании конфликтов и ситуаций, затрагивающих их интересы.
Статья 5
Высокие договаривающиеся стороны проводят регулярные консультации с целью обеспечения дальнейшего углубления двусторонних отношений и обмена мнениями по многосторонним проблемам, представляющим взаимный интерес.
Они в необходимых случаях координируют свои позиции для осуществления согласованных действий. В этих целях с согласия Сторон проводятся регулярные встречи на высшем уровне.
Министры иностранных дел Сторон встречаются не реже 2 раз в год.
Статья 6
Каждая из высоких договаривающихся сторон воздерживается от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой высокой договаривающейся стороны, и обязуется не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой стороны. Ни одна из сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой стороны.
Статья 7
В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из высоких договаривающихся сторон, создает угрозу миру, нарушает мир или затрагивает интересы ее национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности, она может обратиться к другой высокой договаривающейся стороны с предложением безотлагательно провести соответствующие консультации. Стороны обмениваются соответствующей информацией и при необходимости принимают согласованных или совместных мероприятий с целью преодоления такой ситуации.
Статья 8
Высокие договаривающиеся стороны развивают свои отношения в сфере военного, военно -технического сотрудничества, обеспечения государственной безопасности, а также сотрудничества по пограничным вопросам, таможенного дела, экспортного и иммиграционного контроля на основе отдельных соглашений.
категория: История
Источник: http://moykonspekt.ru/istoriya/poiski-vneshnepoliticheskix-orientirov-v-konce-xx-nachale-xxi-v/