Преобразования в экономике

Реформы в экономике

Экономические реформы — это преобразования в системе управления экономикой, ведения хозяйства, путях и способах осуществления экономической политики.

Причиной проведения экономических реформ может послужить выявление неэффективности действующей экономической системы, которые выражаются в возникновении экономических кризисов, отставании в развитии всей страны от стран конкурентов. Наглядный пример может представлять Россия в 90е годы.

История экономических реформ в России

Экономические реформы того времени связаны с необходимостью перехода страны к рыночной экономике.

Причиной проведения экономических реформ в России был экономический кризис, начавшийся еще в последние годы существования СССР. Кризис был обусловлен падением цен на нефть, возросшими затратами оборонную промышленность.

К 1990г стал всё острее ощущаться товарный дефицит. После победы про-президента над ГКЧП пошатнуло доверие местных аппаратов управления к правящему аппарату страны. Вследствие чего наметилась тенденция к росту дефицита и даже голоду.

Об этом свидетельствуют многочисленные письма к президенту Б.Н. Ельцину.

Такие сложнейшие условия и послужили колыбелью для начала рыночной экономической реформы.

Обратите внимание

Либерализация цен в России выступала в качестве экономической политики. Либерализацию цен еще называют отпуском цен. Смысл ведения такой политики в начале 90х годов ХХ столетия заключался в передаче прав по регулированию цен в руки предпринимателей. После отпуска цен, государство уже не имело прежнего влияния на регулирование ценообразования.

До проведения либерализации цен в экономике страны на всей территории использовались установленные государством цены на большинство товаров. Однако предпосылки для отпуска цен появились задолго до распада СССР. В либерализации цен Н.И. Рыжков видел решение производственной проблемы страны, о чем сообщил на заседании Политбюро ЦК КПСС 03.11.1989г.

Однако, введение подобной экономической политики проблемы кризиса 1991г не решило, а даже усугубило положение в стране. Кризисное положение в народном хозяйстве было обусловлено продолжающимся производственным спадом, который привел к сокращению объема товара.

Накопление денежной массы также вышло из-под контроля, что привело к дисбалансу в экономике. К концу 1991г отношение денежной массы к товарному предложению достигло трёхкратного уровня. В итоге в стране развился дефицит товара, особенно это было заметно в больших городах. 

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9249-reformy-v-ekonomike

Преобразования в экономике и социальной сфере Н.С. Хрущева

Устранение консервативной (отчасти – просталинской) оппозиции и превращение Хрущева в единоличного лидера имело, как ни парадоксально, весьма противоречивые последствия для судеб «оттепели». Лишившись оппозиции справа, Хрущев стал быстро «леветь»: именно с этого момента берут начало знаменитые скачки «великого десятилетия» и громкие кампании тех лет.

В политической сфере демократизация была временно приостановлена. На очередь дня встала проблема перехода «от митингового демократизма» к длительной практической реализации программы реформ.

Но эта объективная потребность в силу политической (и общей) культуры Хрущева была реализована им в виде дальнейшей концентрации власти и попыток гигантских скачков к коммунизму.

С 1958 г. он стал совмещать две должности: Первого секретаря ЦК партии и Председателя Совета Министров (главы правительства). Таким образом, с конца 50-х гг. Хрущев сосредоточил в своих руках высшую партийную и государственную власть. Но Хрущев не был авторитаристом и не был склонен к применению силовых репрессивных методов в политике.

Высшую цель своей деятельности на посту главы партии и государства он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. К сожалению, он не устоял перед соблазном возвеличивания собственной личности – и в 60-е гг.

началось неумеренное восхваление личных заслуг и достоинств «дорогого Никиты Сергеевича», достигшее своей кульминации в дни празднования его 70-летия в апреле 1964 г. Происходит формирование культа Хрущева.

В 1959 г. внеочередной XXI съезд КПСС констатировал, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. Отсюда следовал вывод о вступлении Советского Союза в период развернутого строительства коммунизма. XXII съезд (1961) принял Программу партии – программу построения коммунизма уже к 1980 г. Для этого предполагалось:

– обогнать ведущие капиталистические державы по производству продукции на душу населения;

– добиться изобилия материальных и культурных благ;

– ликвидировать тяжелый физический труд и т. п.

Конец 50-х гг. был ознаменован последним всплеском искреннего энтузиазма и веры советских людей в построение светлого будущего. Конечно, создание такой психологической атмосферы в обществе сыграл свою роль миф о коммунизме, но гораздо большее значение имели реальные успехи социально-экономической политики Хрущева в первое пятилетие его нахождения у власти.

Промышленность. В промышленности продолжалось строительство крупных металлургических и машиностроительных предприятий, сопоставимое с тем, что велось в годы первых пятилеток. Промышленность страны достигла впечатляющих успехов.

За семилетку были построены тысячи заводов и крупных производств. Объем производства промышленной продукции за семилетку вырос на 80%. В 1957 году был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. В 1961 г. был осуществлен запуск космического корабля с человеком на борту.

Первым космонавтом Земли стал гражданин СССР Ю.А. Гагарин.

Важно

Быстрыми темпами развивалась атомная энергетика – строились первые атомные электростанции.

Была проведена электрификация железнодорожного транспорта страны, радикально изменился топливный баланс за счет использования высокоэффективных нефти и газа.

Но все эти достижения осуществлялись в отраслях военно-промышленного комплекса, в тяжелой индустрии. Задания по развитию легкой и пищевой промышленности, и так минимальные, в полном объеме выполнены не были.

Сельское хозяйство. Начало реформ принесло положительные результаты (за три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25%). Однако в мае 1957 г., на собрании представителей колхозников, Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!» (в основном по производству мяса и молочных продуктов).

1957-1959 гг. отмечены серией административных реформ (ликвидация МТС,  укрупнение колхозов) и кампаний («кукурузная», «мясная», «молочные рекорды»). Реформы 50-60-х гг. не улучшили положения в сельском хозяйстве, напротив, способствовали углублению кризиса: в 1963 г. впервые за всю историю СССР зерно было закуплено за рубежом.

Причины кризиса сельского хозяйства:

1) Нехватка средств на финансирование деревни в условиях «коммунистического скачка» и развертывания масштабных социальных программ (прежде всего в городах).

2)  Попытка ликвидации личного подворья, отмена обязательного труда и выдача паспортов крестьянам позволила им двинуться в города, где был гораздо более высокий уровень жизни.

В середине 50-х годов произошел резкий поворот в социальной политике СССР. Восстановление разрушенного войной хозяйства и дальнейшая индустриализация создали условия для повышения жизненного уровня народа:

– проведено поэтапное повышение заработной платы;

– сокращена до 42 часов рабочая неделя;

– принят закон о пенсиях, бывший по тем временам лучшим в мире (самый низкий пенсионный возраст, максимальная пенсия 120 руб. при средней зарплате 75 руб. в месяц);

– резко возросла обеспеченность населения больницами, школами, дошкольными детскими учреждениями;

– за семилетку было построено жилья столько, сколько за все предшествующие годы Советской власти (по числу строящихся квартир на 1 тыс. жителей СССР занимал первое место в мире);

– отменены обязательные поставки продукции с приусадебных участков крестьян, сокращен денежный налог, введены твердые суммы налогообложения, введено пенсионное обеспечение колхозников;

– отменена плата за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях и старших классах средних школ;

– расширения сферы услуг, предоставляемых населению бесплатно, за счет общественных фондов потребления (образование, здравоохранение, дешевое жилье, детские учреждения, общественное питание и др.).

Таким образом, реформы Хрущева в области сельского хозяйства и промышленности  стимулировали развитие экономики государства, способствовали улучшению жизни народа. Однако они часто носили непродуманный, авторитарный характер.

Совет

Успехи в космосе не отражались на насыщении прилавков магазинов современными товарами. Сельское население так и не стало сельским пролетариатом.

Правительство попыталось разрешить возникающие перекосы за счет трудящихся (почти на треть снижены тарифные расценки на производство и почти на столько же возросли цены на продовольствие). Это привело к нарастанию социальной напряженности: события в Новочеркасске, где в 1962 г.

прошла демонстрация трудящихся, вызванная повышением цен на продукты и их дефицитом. Демонстрация была подавлена властями. 1962 г. считается годом окончания «хрущевской оттепели».

Источник: https://students-library.com/library/read/16645-preobrazovania-v-ekonomike-i-socialnoj-sfere-ns-hruseva

Структурные реформы в экономике

Сегодня один из моих друзей на Facebook опубликовал такой вопрос:

“В России не будет роста экономики без структурных реформ. Об этом сейчас говорит почти каждая собака. Это не оскорбление, а эпитет для указания на широту распространения мысли.
Итак, у меня вопросы. 1) Что называется структурными реформами и как они связаны с ростом? 2) Какие реформы нужны России?”

Я написал следующий ответ, который хочу опубликовать и для смарт-лаба:

Структурные реформы роста – это экономические, политические, административные и другие меры, после введения в действие которых меняется соотношение в действующей структуре на более экономически выгодное в долгосрочной перспективе.

Реформы должны быть построены на следующих постулатах о соотношениях: 1) Нужно стремиться, чтобы богатство росло не распределительными методами, а созидательными. Нужно больше создавать. 2) Общество в долгосрочной (!) перспективе растет быстрее, если наблюдается равномерное распределение доходов. Нужно стремиться к созданию среднего класса.

3) Монополия в политике и экономике ведет к застою. Соотношение сил в политике и экономике должно быть конкурентным. Вокруг этих огромных трех постулатов вращается множественное число реформ, мини-реформ, законодательных актов и прочих преобразований.

Для того, чтобы все эти преобразования внедрять, контролировать, тестировать и видоизменять нужен глобальный экономический IT-модулятор. Это будет сложная IT-система, которая позволит в виртуальной реальности максимально приближенно к действительности тестировать то или иное предложение с точностью до 80-90% (что вполне хватит для принятия правильного решения).

10 точечных предложений по преобразованиям (а таких преобразований должно быть тысячи!!!): 1) Реформирование тендерной системы. Текущая система без детального анализа имеет два изъяна: либо завышенная стоимость работ в итоге, либо очень низкое качество при минимальной цене.

Читайте также:  История россии xxi век

Также сплошь и рядом процветает “откатная схема” работ, которая должна быть априори сведена на нет в новой системе. 2) Заставить пенсионные и страховые деньги работать на благо экономики. Расширить число финансовых инструментов (при этом задать разумные соотношения активов), куда разрешается вкладывать деньги.

3) Создать единую систему IT и техно-парков в стране + привязать к этой системе краудинвестинг под некие гарантии (обдумать какие). Возможно, дополнительно финансировать эти проекты частично за счет пенсионных средств (малая доля, до 5%). 4) Реформировать налоговый кодекс таким образом, чтобы у местных бюджетов было больше финансовой самостоятельности.

Обратите внимание

5) Административные реформы, которые опять же на местах дадут больше свободы, но в то же самое время увеличат и ответственность и самостоятельность. 6) Использовать земельные ресурсы, чтобы дать толчок развития малоэтажному строительству, которое мультипликативно потянет на местном уровне многие отрасли экономики.

7) Использовать зарубежный опыт: посылать студентов на обучение (платит государство). После окончания обучения выпускник обязуется определенное время проработать в нужной структуре у себя в стране или будет иметь долг за обучение. 8) Внедрить уроки финансовой грамотности в качестве обязательных в школах и ВУЗах страны.

9) Создание современной экономической школы вокруг экономического IT-модулятора, которая будет использовать не только западные знания по экономике, но и разрабатывать свои. Это связано с тем, что информация и экономические законы быстро устаревают. Возможно, таргетирование инфляции или другая политика хорошо работали при определенных условиях, но не факт, что они будут работать сейчас. Это все должно проверяться на фактах, а не быть скопировано с теории.

10) Детальная перепроверка и реформирование всех ГОСТов и прочих нормативных актов, большинство из которых уже давно устарели. Внедрение современной стимулирующей системы контроля качества продуктов и услуг.

Следует повторить, что все преобразования вращаются на трех глобальных постулатах. Если в голове у элиты и экономистов наверху сидит установка “лучше и выгоднее перераспределить, чем создать новое. Пусть я и мое окружение будут сверхбогаты, а на других наплевать. Монополия – это хорошо”, то никогда этим преобразованиям не состояться.

Также хочется отметить, что сегодня ситуация похожа на лягушку в кастрюле: нас кинули в воду и мы постепенно и стабильно сваримся заживо, не успев этого заметить. Нужно выпрыгивать и жить дальше.

Парадокс в том, что прыжок – это нежелательный шок для лягушки (в нашем случае для страны), но без серии шоков (преобразований) лягушка (страна) обречена на медленную смерть.

А что Вы думаете по поводу структурных реформ в экономике?

Источник: https://smart-lab.ru/blog/327651.php

Экономические преобразования в петровскую эпоху

К концу XVII в. Россия уже исчерпала все возможности обособленного развития вне европейской цивилизации.  Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, армии, образовании, культуре.  Начало этих преобразований прочно связано с правлением Петра I (1682 – 1725).

Петровские преобразования основывались на:

1. усилении жесткой централизации и абсолютизме государственной власти;

2. вмешательстве государства в экономику;

3. форсировании индустриализации и развития предпринимательства  на  базе распространения крепостного права.

Преобразования  Петра  I  проводились  в  условиях  преобладания  аграрного  хозяйства при низком уровне отделения промышленности от земледелия, господстве континентальной торговли и сохранения архаичной социокультуры. Таким  образом,  преобразования  протекали  в России  в  рамках  имперской  модели,  для которой характерны следующие признаки:

– выборочное  заимствование  технико-технологических  (главным  образом  военно-промышленных) достижений развитых стран в обмен на вывоз сырья;

– ужесточение эксплуатации собственного народа архаическими методами;

— усиление централизации и бюрократизации управления.

В  целях  укрепления  абсолютной  монархии  Петр  I  провел  реорганизацию  системы государственного  управления,  организовал  новую  регулярную  армию,  провел  церковную реформу, реорганизовал формы собственности и провел финансовую реформу.

Для реорганизации системы государственного управления в 1711 г. Петр I, упразднив созданную  вместо  Боярской  думы  Ближайшую  канцелярию,  учредил  правительствующий Сенат.  Уже  в  1717 – 1718  гг.

  почти  вся  приказная  система  была  заменена общегосударственными  коллегиями,  созданными  по  шведскому  образцу,  но  с  учетом российских условий. В 1708 – 1710 гг. была проведена первая, а в 1719 г.

вторая губернские реформы,  в  результате  которых  было  создано  11  губерний,  а  в  их  составе  было  50 провинций.  Предпринимались  также  попытки  проведения  реформы  городского самоуправления, с этой целью в 1720 г. был учрежден Главный магистрат.

Важно

Однако в отличие от европейских городов в России еще не было богатой и влиятельной буржуазии, способной осуществлять функции управления.

В результате в 1721 г. Россия была провозглашена империей. Петр I и его наследники стали обладать неограниченной полнотой власти. Причиной  организации  новой  регулярной  армии  стали  военные  неудачи  России  на первом  этапе  Северной  войны.   При  создании  новой  регулярной  армии  были расформированы  стрелецкие  войска  и   в  1705  г.  была  введена  рекрутская  повинность.

Крепостные  крестьяне,  ставшие  рекрутами,  получали  свободу.  Все  дворяне  должны  были нести  военную  службу  с  солдатского  чина.  Подготовка  офицеров  осуществлялась  в специальных  военных  школах,  основанных  в  1698 – 1699  гг.  По  указу  Петра  I  были организованы  гарнизонные  школы  для  подготовки  унтер-офицерского  состава.

  Особое внимание уделялось созданию отечественного флота.

В ходе проведения церковной реформы было не только упразднено патриаршество, но и   проведены  меры  по  полному  подчинению  церкви   государству.  Созданная  в  ходе преобразований  административная  система  оказалась  очень прочной  и  просуществовала  с некоторыми изменениями до революции 1917 года.

Для  успешного  осуществления  своих  реформ  Петр  I  провел  реорганизацию  форм собственности,  обеспечившую  создание  нового  общественного  слоя – поместного дворянства. Для этого в 1714 г.

был принят Указ о единонаследии, благодаря этому указу окончательно слились две формы земельной собственности –вотчины и поместья в единое юридическое  понятие – «недвижимая  собственность». Имения  передавались  по  наследству одному из сыновей, остальные получали свою долю деньгами и были обязаны поступить на военную или гражданскую службу.

При этом дворяне могли дослужиться до высших чинов, т.  к.  принятая  в  1722  г.  «Табель  о  рангах»  вводила  принцип  выслуги  и  окончательно устраняла принцип местничества.

В  результате  Петр  I  создал  общественный  строй,  на  который  он  мог  опереться  в процессе проведения своих реформ. При проведении  финансовой  реформы, изменению, прежде всего, подверглась налоговая  система.

  Это  было  обусловлено  тем,  что   такие  мероприятия  как:   война  со Швецией и Турцией за выход к морям; строительство флота и мануфактур;реорганизация системы  управления, требовали  огромных  государственных  расходов,  а  бюджет  страны находился  в  критическом  состоянии.

  Поэтому,   начиная  с  1704  г.  вводятся  такие  новые налоги как: мельничий, пчелиный, погребной, трубный, хомутейный, шапочный,сапожный, ледокольный, водопойный, с раскольников, с бороды и т.д. В результате косвенных налогов к 1724 году уже насчитывалось 40 видов.

Совет

Вместо подворного обложения в 1718 – 1724 гг. была введена подушная подать с ревизской души.

К  новым  налогам  добавились  казенные  монополии  на  соль,  мел,  деготь,  рыбий  жир, сало, дубовые гробы. Рыбные ловли становились объектом откупа. Вино продавалось только в  казенных  кабаках.

  Доход  в  казну  увеличился  так  же  за  счет  проведения   политики протекционизма,  в  частности, введения  таможенных  пошлин  на  ввозимые  и  вывозимые товары.

С ввозимых товаров устанавливались следующие таможенные пошлины:

1. 75 % –на товары, аналоги которых производились в стране;

2. 25 % –на товары, которые производились в стране недостаточно;

3. 10 – 20 % –на товары, которые не производились вообще в стране.

С вывозимых товаров устанавливались следующие таможенные пошлины:

75 % –на сырьё и полуфабрикаты;

3 – 6 % –на готовую продукцию;

1 – 3 % –на фрахт, на собственных, построенных в России судах.

Для  финансирования  военных  расходов  была  проведена  денежная   реформа.

  Сутью данной реформы стало постепенное изъятие из обращения иностранных монет и создание единой национальной денежной системы на десятичном принципе: 1 рубль = 10 гривенникам = 100 копейкам.

Для удобства обращения были выпущены ещё  производные  монеты – полтинники,  полуполтинники  и  пятаки.  В  ходе   проведения данной реформы были решены также такие вопросы как:

– стимулирование  национальной  горнорудной  отрасли,  за  счет   использования  в качестве монетного сырья отечественных металлов;

– развитие  машинного  производства,  за  счет   перевода  денежного  производства  на новый технический уровень;

– расширение  внутрихозяйственных  связей,  за  счет  установления  единого  денежного обращения на всей территории страны;

– увеличение доходов казны от чеканки монет.

Однако реформа оказалась непоследовательной. Понижение стоимости монет вызвало их обесценивание.  В стране началась инфляция,  а  бюджет  снова  начал  испытывать сокращение доходной части.

Петр I  занимался  также  вопросами  формирования  нового  купечества.  В 1721  г. регламентом  Главного  магистрата  объявлялось  обязательным  деление  всех  «регулярных» граждан на две гильдии и один разряд.

К первой гильдии относились: банкиры, знатные купцы, городские доктора, шкиперы, ювелиры, живописцы. Ко второй гильдии относились: торговцы мелочным товаром и съестными припасами, ремесленники. К третьему разряду относились: чернорабочие и лица наемного труда.

Обратите внимание

Купцы,  записанные  в  гильдии,  получали  ряд  весьма  серьезных  льгот,  положивших начало  их  выделению  в  новое  привилегированное  сословие.  Помимо разрешения  покупать крестьян  с  припиской  их  к  предприятию,  купцы  освобождались  от  личной  рекрутской повинности при условии уплаты в казну по 100 руб. с человека.

Одним из  важнейших следствий  петровских  преобразований  стало  развитие предпринимательства,  которое  формировалось   под  опекой  государства  и  православной церкви.

  С  одной  стороны  государство  не  только  обеспечивало   российское предпринимательство дармовой  рабочей  силой  в  виде  крепостных,  но  и   устанавливало покровительственные  тарифы.

  С  другой  стороны,   предпринимательская  деятельность жёстко  регламентировалась  и  зависела  от  царских  указов. Частнопредпринимательская деятельность ограничивалась:

Читайте также:  Оборонительная операция в заполярье и карелии 1941 года (29 июня - 10 октября)

–  государственной  монополией,  которая  занималась  заготовкой  и  сбытом  таких товаров, как: соль, лен, пенька, сало, икра, хлеб, воск, щетина, вино;

–  проведением  попечительной  политики  государством,  которая  была   связана:  с контролем  за  деятельностью,  ограничением  вступления  новых  членов,  обязательной регистрацией,  определением  размера  уставного  капитала,  требованием  предоставления образцов  в  мануфактур-коллегию,  а  также  установлением  цены,  вида  и  формы  товаров, закупаемых казной, вплоть до запрета их продажи в розницу.

Предпосылкой  петровских  преобразований  предпринимательской  деятельности  стала необходимость развития отечественной металлургии, находившейся в кризисном положении из-за прекращения поставок прибалтийского металла в результате войны со Швецией.

По инициативе Петра I в начале ХVIII вв. в России начинают создаваться мануфактуры по европейскому типу, но под контролем государства. Для их развития государство брало на себя:

–затраты по подготовке рабочих;

–поставку оборудования;

–подготовку отечественных специалистов и приглашение иностранных;

–раздачу различных привилегий –льготные ссуды, бесплатные земельные участки.

Для  повышения  уровня  ремесленного  производства  и  подготовки  базы  для  развития мануфактур  государство  стимулировало  образование  цехов,  на  которых  трудились иностранные рабочие и специалисты, но такие цеха не получили большого распространения.

В  результате  за  время  правления  Петра  1  количество  мануфактур  увеличилось примерно  в  5  раз  и  составило  205  предприятий.  Основные  успехи  были  достигнуты  в металлургии, Россия стала занимать 3-е место в мире по выплавке чугуна (после Англии и Швеции).

Важно

Заметные  сдвиги  произошли  в  текстильной  промышленности,  которая  развивалась,  в основном, частным капиталом.

В  итоге  петровских  преобразований  сложилась  новая   территориальная  и  отраслевая структура  российской  экономики.  Во-первых,   центром  металлургии   стал  Урал,  центром судостроения  стал  Петербург,  легкой  промышленности – Москва,  Ярославль,  Казань, Воронеж.

Во-вторых,в структуре и размещении сельского хозяйства выделились области, специализирующиеся:  а)  на  зерновых  культурах – Среднее  Поволжье,  Центрально-черноземный район; б) на технических культурах – Псков, Новгород, Москва; в) на товарном животноводстве –Северный и Северо-западный районы.

Помимо этого, осуществлялись попытки повышения плодородия земли путем не только использования  естественных  удобрений, но  и  поисками  новых  систем  земледелия -многополье  с  плодосменной  и  травосеянием,  а  также  сменой  традиционных  орудий земледельческого труда более производительными. Таким образом,  Россия  благодаря  петровским  преобразованиям  превратилась  в великую державу, занимавшую особое место среди развитых государств.

Вместе с тем значение преобразований имело и противоречивый характер.

Во-первых, за  счет  того,  что  главной  производственной  силой  по-прежнему  оставались  крепостные крестьяне,  труд  которых  использовался  не  только  в  сельском  хозяйстве,  но  и  в промышленности.

  Во-вторых,  проведение  строительных,  военных  и  промышленных преобразований  сопровождалось  массовым  вымиранием населения  (около  12,5 % тогдашнего населения России).

Источник: Краткая история российской экономики. Учебное пособие.2-е доп. издание под ред. проф. Ю.П. Филякина — М.: Меридиан, 2007. —  320 с.

Источник: http://vrnbiz.ru/ekonomicheskie-preobrazovaniya-v-petrovskuyu-epoxu

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Экономические преобразования требуют системного решения. Следовательно, в выборе и оценке направлений налогового реформирования необходим крайне взвешенный подход.

РџРѕРґ налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории, РІ том числе классическая теория налогообложения, разработка которой возможна РІ той мере, РІ какой это позволяет состояние СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё политики. Преобразования РІ системе налоговых правоотношений требуют РЅРµ только профессиональных навыков РІ СЃР±РѕСЂРµ налоговых платежей. Прежде всего необходимо понять, какую роль играют налоговые категории РІ процессе расширенного воспроизводства Рё каким образом оптимизировать эту роль. Данное фундаментальное положение налоговой теории РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ реализовано РІ должной степени РЅРё СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРјРё законодателями, РЅРё учеными, чьи налоговые концепции приняты Р·Р° РѕСЃРЅРѕРІСѓ налоговых законов. Практика немыслима без теории. Теория – это комплекс идей, который истолковывает глубинные РѕСЃРЅРѕРІС‹, первопричины процессов или явлений, постоянно сопровождающих развитие человечества, Рё позволяет использовать это СЃ максимальной отдачей РІ той или РёРЅРѕР№ сфере бытия.  [1]

Экономические преобразования, или экономическая реформа, не есть чисто российский синдром ( от гр. Реформы проводили все страны, все народы и во все времена.

Совет

Реформа – это такое изменение РІ государственной политике, которое неизбежно ведет Рє изменениям РІ экономическом поведении хозяйствующих субъектов.

Реформы различаются по глубине преобразований.

Спектр этих преобразований может развиваться от косметических псевдопреобразований до полной смены всех экономических институтов и форм хозяйствования.

Качественно РІ реформах всегда надо видеть общее, особенное Рё конкретное, присущее СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ данной страны. Р’РѕС‚ почему учиться Сѓ РґСЂСѓРіРёС… опыту проведения реформ полезно, однако копировать этот опыт – глупо.  [2]

Экономические преобразования РІ Р РѕСЃСЃРёРё ориентированы РЅР° развитие рыночных отношений Рё регуляторов, Р° также РЅР° создание эффективной системы функционирования финансового рынка. Поэтому актуальна проблема управления РёС… инвестиционным портфелем, состоящим РёР· реальных Рё финансовых активов.  [3]

Экономические преобразования, проводимые в России, привели к серьезным изменениям во всех сферах управления промышленной безопасностью.

Р’ течение 90 – С… РіРѕРґРѕРІ РІ результате децентрализации государственного управления промышленностью Рё развития различных форм собственности нарушилась целостность системы управления безопасностью, перестали существовать отраслевые структуры управления промышленной безопасностью. Р’ настоящее время действующие РЅР° РјРЅРѕРіРёС… предприятиях системы управления РЅРµ обеспечивают соблюдения требований правил безопасности Рё РЅРµ исключают аварийности Рё травматизма РЅР° производстве.  [4]

Экономические преобразования, произошедшие РІ последние РіРѕРґС‹ РІ Р РѕСЃСЃРёРё, привели Рє кардинальным переменам РЅР° товарном рынке. РќР° фоне Р±СѓСЂРЅРѕРіРѕ роста парка автомобилей РІ несколько раз возросло число РђР—РЎ, Р° также полностью изменилось РёС… качество.  [5]

Обратите внимание

Технологические Рё экономические преобразования, связанные СЃ внедрением станков СЃ ЧПУ, РЅРµ ограничиваются только упрощением изготовления перфолент, Р° служат одновременно Рё для оптимизации всего технологического цикла.  [6]

Осуществимость современных экономических преобразований, носящих качественно глубинный характер, РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј зависит РѕС‚ нравственного РёС… обоснования Рё исполнения. Даже самые продуманные экономические новации дискредитируются РїСЂРё несоблюдении этого требования.  [7]

Темпы общественно-политических Рё экономических преобразований РІ нашей стране опережают темпы изменений РІ практике управления регионами, городами Рё районами. Поэтому качественно новые проблемы развития зачастую решаются устаревшими Рё неадекватными методами.  [8]

Р’ период экономических преобразований после 1991 Рі. РІ Р РѕСЃСЃРёРё предпринимаются стремительные попытки утвердить постулаты экономического человека Рђ.  [9]

РњРёСЂРѕРІРѕР№ опыт экономических преобразований показал, что есть РґРІР° основных пути решения поставленных задач: радикальный, или шоковый, Рё эволюционный, или умеренный.  [10]

Ключевой проблемой экономических преобразований в современной России становится вопрос о том, как остановить падение производства, не ввергая страну в новый виток инфляции.

Новейшая мировая история не знала еще примера, когда спад производства продолжается в течение 8 лет.

Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРµ экономическое чудо должно состоять РЅРµ РІ феномене экономического падения, Р° РІ примере экономического роста.  [11]

Важно

Уровень развития экономических преобразований в России требует ускоренных и устойчивых темпов развития.

Специалисты считают, что РѕРґРЅРѕР№ РёР· причин, сдерживающих это развитие, является несоответствие СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ системы нормирования, стандартизации Рё сертификации современному СѓСЂРѕРІРЅСЋ развития СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё страны Рё стоящим перед ней задачам. Повысить конкурентоспособность СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ продукции РІ РјРёСЂРµ, развить предпринимательскую инициативу Рё одновременно эффективно защитить рынок РѕС‚ некачественной продукции РІ рамках действующей практики удается РЅРµ всегда.  [12]

Р’ С…РѕРґРµ экономических преобразований РІ Р РѕСЃСЃРёРё появились новые институты, начали формироваться отдельные элементы функциональных экономических систем, РёР· которых РІ перспективе должны сформироваться действенные механизмы саморегуляции.  [13]

Р’ области экономических преобразований деятельность правительства умеренных ограничилась упразднением некоторых церковных налогов, отменой гильдий Рё цехов Рё законами Рѕ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј открытии фабрик, мастерских.  [14]

Важным элементом экономических преобразований в ходе революции является финансовая программа действий политических сил, пришедших к власти.

Эта финансовая программа направлена РЅР° создание прочной финансовой базы РЅРѕРІРѕР№ политической надстройки, обеспечивающей РЅРµ просто функционирование создающихся государственных структур, РЅРѕ Рё финансирование революционных мероприятий пришедших Рє власти политических СЃРёР» РІРѕ всех сферах общественной жизни.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: https://www.ngpedia.ru/id307644p1.html

Первые преобразования в экономике

Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила судьбы крестьянства страны, открыла новые пути развития деревни. Российский рабочий класс, завоевав политическую власть, приступил к решению аграрного вопроса.

Уже на второй день после победы Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов принял составленный В.И.

Лениным исторический Декрет о земле, провозгласивший национализацию всех земли, конфискацию помещичьих земель и установление бесплатного крестьянского землепользования.

Совет

Его текст повторил наказ о земле, выработанный эсерами на базе 242 крестьянских наказов: “Частная собственность на землю отменяется безвозмездно. Все земли передаются в распоряжение местных советов”. Эсеры заявили протест: большевики украли их программу.

“Пусть так, – ответил им Ленин. – Не все ли равно, кем он оставлен, но, как демократическое правительство, мы не можем обойти постановление народных низов, хотя бы с ним были не согласны.

В огне жизни, применяя его на практике, проводя его на местах, крестьяне сами поймут, где правда … Жизнь – лучший учитель, а она укажет, кто прав, и пусть крестьяне с одного конца, а мы с другого конца будем разрешать этот вопрос. В духе ли нашей, эсеровской программы, не в этом суть.

Суть в том, чтобы крестьянство получило твердую уверенность в том, что помещиков в деревне больше нет, что пусть сами крестьяне решают все вопросы, пусть сами они устраивают свою жизнь”.

Согласно Декрету о земле, каждая крестьянская семья должна была получить в среднем по две-три десятины земли. Прибавка значительная, но, во всяком случае на первое время, бесполезная.

За неимением скота и техники, земля не могла быть использована рационально.

Тем не менее в течение нескольких месяцев престиж большевиков в деревне достигнул высшей точки (об этом свидетельствует увеличение числа сельских партийных ячеек в первые месяцы 1918 года).

Советская власть проделала большую работу по разъяснению Декрета о земле и подготовке его к проведению на местах. Декрет перепечатывался массовым тиражом и рассылался по всей стране, в деревню направлялись агитаторы из рабочих, солдат и матросов, проводились многочисленные собрания крестьян. Ленинский декрет встречал повсюду единодушную поддержку.

Важнейшие положения Декрета о земле получили дальнейшее развитие в Декрете “О социализации земли”, утвержденном ВЦИК 27 февраля 1918 года, и “Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию” (14 февраля 1919 год).

Эти документы определили основные направления аграрной политики Советской власти.

Включив требования крестьянства в свою аграрное законодательство, Советская власть вместе с тем последовательно проводила в нем линию на отказ от иллюзий об увековечении мелкого крестьянского хозяйства, прямо и решительно заявила о своей всемерной поддержке крупных государственных и коллективных хозяйств.

Обратите внимание

Аграрная программа, включая преимущественно антифеодальные меры, которые направлены были на ликвидацию помещичьего земледелия; на втором социалистическом этапе (лето-осень 1918 года) они приобрели антибуржуазный характер, вылились в частичную экспроприацию кулачества.

Первый документ Советского правительства в области аграрного законодательства уничтожал частную собственность на землю, немедленно без всякого выкупа. В “Крестьянском наказе”, вошедшим в Декрет о земле, было записано: “1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда. Вся земля обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней”.

Ликвидация частной земельной собственности означала уничтожение абсолютной ренты. Уничтожая абсолютную ренту, национализация земли передавала дифференциальную ренту в распоряжение государства.

Национализация земли в Советской России, установив общенародную форму земельной собственности, создавала новые условия для развития крестьянского хозяйства.

Одна часть производства – земля, находилась в общенародной собственности, другая – средства обработки земли – в собственности крестьян; отсюда двойственный характер произведенного продукта: одна часть его – земельная рента – собственность государства, другая- собственность крестьянского хозяйства. Землепользование должно было быть уравнительным, земля распределялась по трудовой или потребительской норме.

Мерой распределения земли обычно служил едок (потребительная норма) или трудоспособный (трудовая норма). По числу едоков или трудоспособных делились главным образом пахотные земли.

Другие угодья, например сенокосы, делились во многих случаях по количеству скота, что было выгодно кулацким хозяйствам. Хотя право первоочередного получения земли предоставлялось сельскохозяйственным рабочим, безземельным и малоземельным крестьянам.

Ограничение кулацкого землепользования произошло в ходе нового раздела земли среди крестьян.

Важно

Второй, социалистический этап аграрных преобразований начался с лета 1918 года, со времени создания комитетов бедноты. Декрет ВЦИК от 11 июня 1918 года об организации комбедов стал поворотным пунктом в развитии аграрной революции.

Комбеды также довели до конца ликвидацию помещичьего землевладения, уравнительно распределив среди трудящихся крестьянства нераспределенные помещичьи земли.

Благодаря созданию комбедов получило более широкий размах создание колхозов и совхозов.

В 1917 – 1918 г.г. аграрные преобразования были проведены на большей территории Центральной России. В тех районах, где в этот период не удалось завершить, они продолжались в 1919 и 1920 г.г. Ко времени введения новой экономической политики агарные преобразования в центре страны были завершены.

В апреле 1918 года был издан Декрет о национализации внешней торговли. Советское правительство объявило об аннулировании огромных внешних и внутренних долгов, сделанных царским и Временным правительствами.

В мае был принят Декрет о национализации сахарной промышленности, – вскоре после этого – нефтяной промышленности, а в июне было объявлено о национализации крупных предприятий в горнодобывающей, металлообрабатывающей промышленности и электротехнической, хлопчатобумажной, лесной и других отраслях народного хозяйства. К концу 1918 года была обобществлена основная масса предприятий тяжелой, индустрии завершился же этот процесс в 1920 году.

Источник: https://studbooks.net/587164/istoriya/pervye_preobrazovaniya_ekonomike

История России

Рабочие национализированной Ликинской мануфактуры. Фотография. Декабрь 1917 года.

Рабочий класс с первых дней существования Советской власти приступил к построению экономических основ нового общества.

В этом вопросе, как и во всей своей деятельности, большевистская партия неуклонно руководствовалась марксистско-ленинским учением о строительстве социализма и коммунизма.

Коренная задача состояла в том, чтобы старые, эксплуататорские производственные отношения заменить новыми, присущими социалистическому строю.

Совет

Первостепенное значение имел вопрос о банках. Руководствуясь ленинскими положениями о роли банков в системе общественного производства и учитывая уроки истории, в частности ошибку Парижской коммуны, оставившей банки в руках буржуазии, Советская власть сразу же стала на путь национализации банков.

26 октября (8 ноября) 1917 г. в распоряжение социалистического государства перешел Государственный банк. 14 (27) декабря 1917 г.

ВЦИК издал декрет о национализации частных банков (непосредственным толчком к нему послужило саботирование владельцами частных банков закона о рабочем контроле).

Согласно этому декрету все частные акционерные банки и банковские конторы объединялись с Государственным банком. Интересы вкладчиков из числа трудящихся Советская власть брала под свою защиту.

Национализация банков лишила буржуазию мощного финансово-экономического рычага. Вскоре была проведена также национализация транспорта, внешней торговли, аннулированы внешние и внутренние займы, заключенные царским и Временным правительствами. Тем самым Советская власть освободила Россию от финансовой кабалы, укрепила независимость страны.

Принятое 14 (27) ноября 1917 г.

положение о рабочем контроле над производством и распределением способствовало успеху борьбы за обобществление средств производства, а также обучению трудящихся методам управления народным хозяйством.

Проект положения о рабочем контроле был написан В. И. Лениным, а затем обсужден и дополнен Центральным советом фабрично-заводских комитетов и коллегией Народного комиссариата труда.

Система рабочего контроля предусматривала образование Центрального Всероссийского Совета рабочего контроля и местных советов рабочего контроля из представителей фабзавкомов, профсоюзов, рабочих кооперативов.

Обратите внимание

Эти органы получили право не только контролировать действия капиталистов, но и участвовать в управлении производством, его планировании, составлении отчетности и т. д. В ноябре — декабре 1917 г. рабочий контроль был введен на большинстве крупных и средних предприятий в Петрограде, Москве и других промышленных центрах страны.

Осуществляя контроль, рабочие учились управлять производством, подготовляли необходимые условия для национализации промышленности.

Первый лозунг. Н. Б. Терпсихоров. 1924 год.

Закон о рабочем контроле встретил ожесточенное сопротивление буржуазии.

Союзы заводчиков и фабрикантов, контрреволюционно настроенная часть технической интеллигенции, меньшевики, эсеры призывали препятствовать проведению этого закона в жизнь, закрывать предприятия, на которых устанавливался рабочий контроль, или же бойкотировать их.

Многие фабрики и заводы были закрыты в Петрограде, в Московском промышленном районе, на Урале, в Донбассе. Саботаж буржуазии ускорил принятие Советской властью мер по национализации отдельных предприятий, а затем всей промышленности.

Еще в начале существования Советской власти перешли в руки социалистического государства все так называемые казенные предприятия, в том числе Ижорский, Обуховский, Балтийский и другие крупные заводы. 17 (30) ноября 1917 г.

было принято первое постановление о переходе частных фабрик в собственность государства; оно предусматривало национализацию фабрики товарищества «Ликинская мануфактура» в районе Орехово-Зуева, намеченную к закрытию ее владельцами.

Затем последовала национализация Путиловских заводов в Петрограде, ряда других крупных фабрик и заводов в Петрограде и Москве, предприятий акционерных обществ Богословского и Кыштымского горных округов Урала, крупных шахт Донбасса. Всего за первое полугодие 1918 г.

было национализировано свыше 500 предприятий, причем больше половины — в порядке проявления революционной инициативы местных органов власти и рабочих коллективов. По декрету от 28 июня 1918 г. стала осуществляться национализация всей крупной промышленности. К сентябрю в руки Советского государства перешло уже более трех тысяч предприятий.

Важно

Национализация промышленных предприятий положила начало образованию социалистического сектора в промышленности, построению основ социалистической экономики. На национализированных предприятиях создавались государственные заводоуправления из рабочих с участием специалистов.

Для руководства всем народным хозяйством страны был учрежден согласно декрету от 2 (15) декабря 1917 г. Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). Вскоре началась организация советов народного хозяйства (совнархозов) на местах.

Большую роль в управлении национализированной промышленностью сыграли тогда совнархозы Северного района (Петроград), Центрально-промышленной области (Москва), Урала (Екатеринбург), Донецко-Криворожского бассейна (Харьков) и другие. В мае 1918 г.

I Всероссийский съезд совнархозов обобщил достигнутый опыт и наметил практические меры по управлению социалистическим хозяйством.

Социалистические мероприятия в сельском хозяйстве проводились более медленными темпами, чем в промышленности. В стране насчитывалось 15—16 млн. мелких и средних крестьянских хозяйств. Крестьян нужно было еще убедить в том, что и в сельском хозяйстве нет иного пути к лучшей жизни, кроме социалистического.

Основой аграрной политики Советского правительства являлся Декрет о земле, отменивший частную собственность на землю. Национализация земли послужила базой дальнейших аграрных преобразований.

Принятые в развитие Декрета о земле законы определяли порядок проведения конфискации и распределения помещичьих земель среди крестьян.

В большинстве случаев земля распределялась по количеству членов семьи с дополнительными наделами для малоземельных и безземельных крестьян.

Совет

Живой и мертвый инвентарь конфискованных имений поступал в распоряжение земельных отделов волостных Советов, которые передавали его коллективным хозяйствам или общественным прокатным пунктам. Предусматривались льготы для коллективных хозяйств, а также создание в ряде конфискованных помещичьих имений социалистических советских хозяйств (совхозов).

Помещики лишились всех средств производства и были выселены из своих имений. По отношению к кулакам Советская власть тогда проводила политику частичной экспроприации и ограничений. У кулачества отбирались излишки земли, хлеба, семян, часть живого и мертвого инвентаря.

В этот период возникли первые совхозы, прокатные пункты сельскохозяйственного инвентаря и крестьянские коллективные хозяйства (колхозы). Постепенное кооперирование крестьянства началось, таким образом, уже с Октябрьской революции, ибо она создала «земельный строй, наиболее гибкий в смысле перехода к социализму».

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xx-vek/pervye-socialisticheskie-preobrazovaniya-v-ekonomike.html

Ссылка на основную публикацию