Преобразование центрального и местного управления

История.ру

Здание 12 коллегий в Петербурге. Гравюра М.И. Махаева. 1743 г.

Абсолютизм в России складывался во второй половине XVII в., но его окончательное утверждение и оформление относится к первой четверти XVIII в.

Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии.

Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, умножавших свои богатства благодаря получаемым льготам, поощрению торговли и промышленности.

Обратите внимание

Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата и созданием регулярной армии и флота.

В проведении реформ государственного управления было два этапа.

Первый из них охватывает 1699—1711 гг.— от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената.

Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без четко разработанного плана.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=”5810772814″>

Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжелый период Северной войны остался позади.

Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств; с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений.

При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям.

Петр I предупреждал: «Которые пуншу в шведском регламенте неудобны или с сетуациею сего государства несходны, к оные ставить по своему разсуждению».

В проведении реформ Петр I проявил выдающиеся способности, исключительную энергию и настойчивость в осуществлении намеченных планов.

Важно

Законодательные акты начала XVIII в. закрепили неограниченный характер царской власти: «Его царское величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».

Вместо Боярской думы, к этому времени сократившейся в своем составе, был учрежден Правительствующий Сенат.

Первоначально Сенат был создан в качестве верховного органа управления па период отсутствия царя, лично участвовавшего в Прутском походе, но затем он превратился в высшее бюрократическое учреждение, непосредственно подчиненное царю.

В отличие от Боярской думы, комплектовавшейся по принципу знатности происхождения. Сенат состоял из немногих (9 человек) доверенных лиц, назначенных царем независимо от их родовитости.

Сенат подготовлял новые законы, ведал всей системой центрального и местного управления, занимался комплектованием армии и флота и сбором налога.

Одновременно с Сенатом для тайного надзора за исполнением указов был учрежден институт фискалов.

Фискалы в городах и губерниях подчинялись обер-фискалу Сената.

После организации Сената началась замена старинных приказов новыми центральными учреждениями — коллегиями.

Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами.

Совет

Если до того сбором налогов и их распределением ведало десятки разнообразных приказов, то со времени организации коллегий основные статьи бюджета находились в ведении двух учреждений — Камер-коллегии и Штате-контор-коллегии.

В составе новой коллегиальной системы появились ранее отсутствовавшие учреждения, ведавшие юстицией, промышленностью и торговлей.

Источник: http://www.istoriia.ru/seredina-xvii-xviii-v/preobrazovanie-centralnogo-i-mestnogo-gosudarstvennogo-upravleniya.html

Преобразование высшего, центрального и местного управления

Сущность административных преобразований в первой четверти XVIII в. заключалась в утверждении самодержавной власти и полном освобождении ее от влияния сословно‑представительных учреждений, какими прежде были Боярская дума и Земские соборы.

К концу первой четверти XVIII в. Россия превращается в абсолютистскую бюрократическую империю с неограниченным монархом во главе.

Процесс превращения сословно‑представительной монархии в монархию абсолютистскую был связан, прежде всего, с бюрократизацией и централизацией всей системы управления. Централизация и бюрократизация аппарата власти наметились еще в XVII в., заметно усилившись в его второй половине.

Таким образом, преобразования властных структур при Петре I продолжали то направление в развитии государственной системы, которые проявились ранее, как, собственно, и другие реформы.

В чем состояли централизация и бюрократизация аппарата управления? Они заключались, прежде всего, в объединении нескольких близких по своим функциям приказов. Напомним, что в России в XVII в. в разное время было до сотни центральных учреждений – приказов. Уже во второй половине XVII в. происходило объединение близких по своему характеру приказов.

Достаточно привести такой пример: в конце XVII в. боярин Ф.А. Головин, видный дипломат, управлял Посольским приказом, Ямским приказом и рядом палат – Оружейной палатой, Золотых и Серебряных дел. Затем Посольский приказ объединяется с так называемыми «четвертными» приказами, которые возникли в конце XVI – начале XVII в.

для управления бывшими удельными княжествами: Владимирским, Углицким, Смоленским и рядом других. Одновременно с объединением приказов в первые годы XVIII в. возникают приказы, в какой‑то мере непохожие на прежние. Первым таким новым центральным учреждением был созданный еще в 1689 г. сразу после устранения от власти Софьи Алексеевны Преображенский приказ.

Обратите внимание

Формально он создавался для управления «потешными» полками – Преображенским и Семеновским, но с 1697 г. – после второго Азовского похода он превращается в учреждение по расследованию политических преступлений. В отличие от других приказов, компетенция которых была ограничена территориально, Преображенский приказ свою власть простирал на всю территорию государства.

Преображенский приказ явился в руках самого царя инструментом по устранению политических соперников и, конечно, он сыграл свою роль в деле оформления неограниченной, самодержавной монархии. Вскоре появились и другие новые приказы: их учреждение было связано с развитием промышленности, торговли, созданием новой армии. Так, в 1701 г.

в результате объединения Рейтарского и Иноземного приказов возникает Приказ военных дел. Для обеспечения армии продуктами учреждается Провиантский приказ, а вместо Пушкарского приказа был создан Приказ артиллерии.

Когда же начали усиленно создавать военно‑морской флот, появилось два новых приказа: Военно‑морской, который ведал личным составом флота, и Адмиралтейский, занимавшийся строительством кораблей. Вследствие интенсивных поисков полезных ископаемых для создания мануфактур возник Приказ рудокопных дел.

Важно особо отметить создание в 1699 г. Бурмистерской палаты, или Ратуши. Это учреждение, конечно, было связано с развитием промышленности и торговли в России, формированием купечества как особого сословия.

С созданием Бурмистерской палаты воеводы были лишены властных полномочий в отношении торгово‑промышленного населения. Бурмистерская палата провела централизацию сбора податей в стране, что превратило ее в центральную кассу государства.

В городах возникали земские избы как местные учреждения Бурмистерской палаты, они также имели право суда над посадским населением.

Бурмистерской палате передавались денежные сборы тринадцати прежних приказов – это не что иное, как проявление процесса централизации в финансово‑податной области. Исчезли в связи с этим многочисленные «четвертные» приказы, вся финансовая документация была изъята и из других учреждений.

Важно

В 1708–1710 гг. правительство провело губернскую реформу, в результате чего в стране было образовано восемь губерний (Московская, Ингерманландская – позднее Санкт‑Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская). Вскоре были учреждены губернии Нижегородская, Воронежская, Астраханская и Рижская.

Смоленская губерния была упразднена с передачей ее западной части Рижской, а восточной – Московской губерниям. Каждой губернией руководил губернатор с широкими военными и административными полномочиями.

Ему полагался штат ответственных чиновников – вице‑губернатор, ландрихтер (судья), оберпровиантмейстер (ответственный за сбор продовольствия на нужды армии), коменданты в городах и полицеймейстеры.

С созданием губерний Ратуша превратилась в московское учреждение. В процессе формирования губернского аппарата перед правительством встала сложная проблема – создать новые центральные учреждения, которые могли бы контролировать деятельность губернских органов управления.

Необходимо было вместо разношерстной приказной системы ввести коллегиальное устройство, которое обеспечило бы функционально‑ведомственный принцип в управлении и привело к большей централизации всей системы государственного аппарата. Первые попытки ввести коллегии были сделаны в самом начале второго десятилетия XVIII в.

Так, в 1711 г. был принят проект Иогана Блиера об учреждении Рудокопной коллегии. Уже в следующем, в 1712 г., издается царский указ об учреждении «Коллегиума для торгового дела исправления», т. е. фактически возникло учреждение, занимавшееся внешнеторговыми операциями.

Потом это длинное название было упрощено, учреждение стало именоваться Коммерцколлегией, она активно действовала в Петербурге с 1715 г.

С этого времени правительство активно разрабатывает проект всеобщего введения коллегиальных учреждений. Русские представители за границей (резиденты) получили предписание царя ознакомиться с опытом устройства коллегий в европейских странах и их описания присылать в Петербург.

Совет

Петр I и его сановники внимательно изучали иностранный опыт, но при устройстве коллегий слепо его не копировали, а старались исходить из российских условий. Правда, за основу приняли шведский и, частично, прусский образцы. Было решено ввести общегосударственное коллегиальное устройство с 1719 г.

Были учреждены Коллегия иностранных дел во главе с президентом – канцлером графом Гавриилом Ивановичем Головкиным и вице‑президентом бароном Шафировым; Камер‑коллегия, функции которой заключались в сборе податей и пополнении бюджета, во главе ее стоял президент – князь Дмитрий Михайлович Голицын; Юстиц‑коллегия – судебный орган – во главе с президентом, тайным советником графом Андреем Артамоновичем Матвеевым; Ревизионколлегия – во главе с президентом князем Яковом Федоровичем Долгоруким, которая выполняла контрольные функции; Военная коллегия – во главе с президентом фельдмаршалом Александром Даниловичем Меншиковым; Адмиралтейская коллегия – во главе с президентом графом Федором Матвеевичем Апраксиным и вице‑президентом – вице‑адмиралом Корнелиусом Крюйсом; Коммерц‑коллегия, которая реально существовала уже с 1715 г., ее возглавил граф Петр Андреевич Толстой, занимавшийся и внешнеполитической деятельностью; Штатс‑контора, ведавшая штатами учреждений, – во главе с президентом графом Иваном Алексеевичем Мусиным‑Пушкиным; Берг‑мануфактур‑коллегия, ведавшая тяжелой и легкой промышленностью, – во главе с президентом генерал‑фельдцейх‑мейстером (главой артиллерии) Яковом Вилимовичем Брюсом (единственный иностранец, который стал президентом коллегии).

В 1720 г. был обнародован «Генеральный регламент» – документ, которым должны были руководствоваться коллегии в своей деятельности. «Генеральный регламент» определил порядок деятельности коллегий, их штат, характер документооборота, порядок решения дел. Присутствие коллегии составляли президент, вице‑президент, четыре советника и четыре асессора.

Кроме того, в штат коллегии входили секретарь, канцелярские служители: нотариус, переводчик, актуариус, копиисты, регистраторы и прочие чиновники, необходимые для ведения делопроизводства. При каждой коллегии состоял фискал, а позднее – прокурор. Фискалы осуществляли тайный надзор и сообщали о всех непорядках в системе управления.

Прокуроры надзирали за законностью, они подчинялись генерал‑прокурору.

После учреждения этого круга коллегий возникли попытки изменить прежние, все еще функционирующие приказы. Так, старый Поместный приказ был преобразован в Вотчинную коллегию. Функции Вотчинной коллегии, так же, как и Поместного приказа, заключались в решении дворянских земельных споров и оформлении земельных пожалований. Возникли также другие учреждения коллегиального типа.

Среди них – Тайная канцелярия, которая действовала вместе с Преображенским приказом. Преображенский приказ находился в Москве и простирал свою компетенцию на всю Россию. Тайная канцелярия, имея те же самые функции, исполняла их в пределах Северо‑Западного региона и находилась в Петербурге. Тайная канцелярия была создана в 1718 г. в связи с расследованием дела царевича Алексея.

Читайте также:  Биография и судьба емельяна пугачева

Почти одновременно с введением коллегий в 1719 г. была проведена вторая губернская реформа. Губернии были разделены еще и на провинции, а они, в свою очередь, – на дистрикты.

Возникала и соответствующая система губернских и провинциальных учреждений.

В связи с этим ратуши были преобразованы в городовые магистраты, а в Петербурге возник Главный магистрат – эти учреждения ведали торгово‑промышленным населением страны.

Источник: https://helpiks.org/3-44806.html

Реформа центрального и местного управления. Военная

Реформа.

Первые реформы начались еще в 1699 г. Вместо Боярской думы состав­ляются Консилии (Совет министров) (с 1704 г. — Кабинет — личная канцеля­рия царя). Начинается городская реформа. Посадское население городов изъ­ято из ведения воевод и приказов. Указом 30 января 1699 г.

в Москве учреждается Бурмистерская палата, в других городах — Земские избы для сборов налогов с купцов и посадских людей. Жители городов были разделены на две категории: регулярных (купцы 1 и II гильдии, промышленники, цехо­вые ремесленники) и нерегулярных (не имевших собственности, работавших по найму и на «черных работах») граждан.

Регулярное население получило право выбирать бурмистров. Указом 17 ноября 1699 г. Бурмистерская палата переименована в Ратушу. В 1705 г. для надзора за бурмистрами был назначен обер-инспектор ратуши. Одновременно с созданием Ратуши был преобразо­ван Земский приказ.

Обратите внимание

Из его ведения были изъяты дела по сбору налогов и по­шлин и оставлены дела по благочинию, благоустройству и т.д. Было изменено его название — он стал называться Приказ земских дел.

Другая, значительно более последовательная реформа, начатая в 1699 г., — военная.

После подавления стрелецкого восстания Петр I подписывает указ о рос­пуске стрелецких полков, а 19 ноября 1699 г.

издается указ о формировании 30 полков путем призыва «даточных», то есть рекрутов, от определенного ко­личества дворов, а также вольных людей. Село Преображенское становится центром призыва солдат и формирования новой армии.

Складывание системы «рекрутских» наборов завершилось указом 1705 г. (20 дворов крестьян долж­ны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута).

Всего к 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, и сформирована почти 200 тысячная армия (130 тысяч — пехота, кавалерия и артиллерия, 70 тысяч — гарнизонные войска, 6 тысяч — ландмилиция (ополчение)). Кро­ме того, насчитывалось до 105 тысяч казачьих и других иррегулярных частей.

В 1716 г. издан «Устав воинский», вводится единый штат в армии, обмун­дирование, вооружение, боевая подготовка. Создаются школы для обучения офицеров (одна из первых — при Преображенском полку в 1698-1699 гг.) и

унтер-офицеров. Постепенно правительство отказывается от найма иностран­ных военных специалистов.

Важно

Одновременно с армией создается военно-морской флот. Еще в конце лета 1691 г. на Переяславльском озере Петр I заложил первый русский военный корабль. Строить его должен был Ф.Ю. Ромодановский.

Строительство ко­раблей должны были осуществлять «в складчину» — 1 корабль с 10 тысяч крестьянских дворов, проживающих у светских землевладельцев, и 1 корабль с 8 тысяч монастырских крестьян. К весне 1698 г. было спущено на вод> 52 корабля.

В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике.

Набор на флот также осуществлялся из рекрутов (впервые — в 1705 г.). Также вводится единое обмундирование и боевая подготовка. В 1720 г. со­ставлен Морской устав.

Для обучения морскому делу в Петербурге открыта Морская академия (в 1715 г.), создаются специальные гардемаринские роты (1716 г.).

Всего при Петре I построено 48 линейных кораблей (от 50- до 96-пушечных), 800 галер с экипажем 28 тысяч человек.

В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр I учредил Правительст­вующий Сенат (указом от 22 февраля 1711 г.). Принципиальным отличием Сената от Боярской думы было то, что его члены (9 сенаторов) назначались лично Петром I.

Решения Сената принимались коллегиально на общем соб­рании и скреплялись подписями сенаторов. Мнения высказывали, начиная с младшего (по чину или стажу службы). При этом нельзя было пользоваться записями или повторять слова предыдущих выступающих.

Председательст­вовали в Сенате сам царь или назначенный в качестве первоприсутствующего один из сенаторов, а позднее — генерал-прокурор или обер-прокурор.

Совет

Функ­ции Сената были довольно широки — он имел власть судебную, администра­тивно-управленческую, а иногда и законодательную; в периоды отсутствия царя он выполнял также функции высшего органа управления государством.

Делопроизводством ведала Сенатская канцелярия во главе с обер-секретарем. В целях пресечения злоупотреблений и волокиты при Сенате уч­реждается должность генерал-ревизора, просуществовавшая 3 года.

В 1722 г. Сенат был поставлен под надзор генерал-прокурора (П.И. Ягужинский) и обер-прокурора, которые подчинялись только непосредственно царю.

Испол­нение решений Сената производилось сенатским экзекутором.

Деятельность центральных учреждений, остававшихся в Москве, кон­тролировалась Московской конторой Сената.

В 1718-1721 гг. большинство приказов упраздняется и вместо них вво­дятся коллегии: иностранных дел во главе с канцлером и вице-канцлером (графом Г.И. Головкиным и бароном П.П. Шафировым); военная (фельд­маршал князь АД.

Меншиков, генерал А. Вейде); адмиралтейская (генерал-адмирал граф Ф.М. Апраксин, вице-адмирал К. Крюйс). Торговлей и про­мышленностью ведали: коммерц (граф П.А. Толстой); Мануфактур; Берг коллегии (генерал-фельдцехмейстер Я.В. Брюс).

Финансовые вопросы решали Камер-коллегия (ведала доходами, с 1721 г. возглавлялась князем Д.М. Голицыным); Штатс-контор-коллегия (ведала рас-ходами, возглавлялась графом И.А. Мусиным-Пушкиным); Ревизион-коллегия (кригс-комиссар князь Я.Ф. Долгорукий; с 1722 г. — Ревизион-контора Сената).

Кроме того, были учреждены Юстиц-коллегия (тайный советник граф А.А.Матвеев), Вотчинная коллегия (с 1721 г., заведовавшая дворянским землевладением и находившаяся в Москве), Главный магистрат (с 1721 г.

Обратите внимание

для управления городским сословием, возглавлялась президентом — купец Исаев и обер-президентом — князь Ю.Ю. Трубецкой).

В 1720 г. для придания единообразия коллегиям был составлен Генераль­ный регламент (56 глав), согласно которому каждая коллегия включала пре­зидента, вице-президента, 4 советников, 4 асессоров; присутствие заседало ежедневно; коллегии подчинялись Сенату, а им — местные учреждения.

С 1722 г. ко всем коллегиям прикрепляются фискалы. Их обязанностью было выявлять казнокрадство и взяточничество. Обо всех выявленных зло­употреблениях они доносили генерал-фискалу, а тот возбуждал дело перед Сенатом или передавал материалы в Тайную канцелярию.

Помимо коллегий в структуре государственного аппарата сохранялись конторы (например, Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и про­изводством в чины дворян), приказы и канцелярии (например, Преображен­ский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие следствием о государственных преступлениях и подчиненные непосредственно Сенату), функции которых были строго разграничены.

В 1708-1709 г. начинается перестройка местных органов управления. Стра­на была разделена на 8 губерний, во главе которых поставлены губернаторы: в Московской губернии.— Тихон Стрешнев (бывший воспитатель Петра), в Ин-германландской — генерал-губернатор Александр Меншиков, в Киевской — кн. Дмитрий Голицин, в Смоленской — Петр Салтыков, в Архангелогородской — кн.

Петр Голицин, в Казанской — Петр Апраксин, в Азовской — генерал-губернатор Федор Апраксин, в Симбирской — кн. Матвей Гагарин. Губернатор назначался царем, но подчинялся не только царю, а также Сенату и коллегиям.

В помощь губернатору была придана губернская канцелярия (ландрихтер — судебная часть, обер-комендант — военная часть, обер-комиссар — денежные сборы, обер-провиантмейстер — провиантские сборы).

В 1713 г. местное дворянство получило право избирать по 8-12 ландра-тов в помощь губернатору. Так Петр I хотел и на уровне губернии ввести коллегиальное управление, для предотвращения злоупотреблений со сторо­ны местных администраторов. С 1715 по 1719 г. ландраты возглавляли до­ли, на которые временно делились губернии.

Важно

В 1719 г. страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились (их теперь было 11), но в руках губернаторов оста­вались только военные и судебные дела. Провинции делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами.

Новое административное деление страны преследовало несколько целей. Началась губернская реформа в годы Булавинского восстания, и ее первой, непо­средственной целью было укрепление власти на местах (не случайно Петр назна­чает губернаторами либо ближайших сподвижников, либо родственников, в ко-

торых был абсолютно уверен). Другие цели губернской реформы — прекратить побеги крепостных, обеспечить набор рекрутов и сбор налогов и пошлин.

Дополнением губернской реформы стали вторая городская реформа и создание регулярной полиции.

В 1718 г. в Петербурге учреждается должность генерал-полицмейстера, при котором создается полицмейстерская канцелярия. В 1722 г. полицмей­стерская канцелярия учреждается в Москве (здесь ее возглавлял обер-полицмейстер).

В распоряжении генерал- и рбер- полицмейстеров были офицеры и канцелярские служители, ведавшие отдельными отраслями по­лицейского управления, воинские команды, имелись и «колодничьи пала­ты», в которых содержались арестованные.

16 января 1721 г. был утвержден Регламент или Устав Главного Магист­рата. Главный Магистрат, кроме управления столицей должен был возгла­вить все самоуправление в городах, где учреждались магистраты и ратуши. Эти учреждения должны были избираться постоянными жителями городов, а президент и вице-президент Главного магистрата назначались царем.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выра­женный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но одновременно она расширила объем и формы дворянской службы, что вызывало их недовольство.

Совет

В 1721 г., по окончании Северной войны, Петр I принял на себя титул Всероссийского Императора и Отца Отечества, что являлось внешним выражением утвердившегося в России Абсолютизма.

Отмена патриаршества.

Еще одним шагом в сторону укрепления личной власти императора ста­ла ликвидация патриаршества

Читайте также:  Ссср на международной арене

В 1700 г. умер патриарх Адриан. Петр I указом 16 декабря 1700 г. ввел временное управление духовными делами и назначил местоблюстителем патриаршьего престола рязанского митрополита Стефана Яворского. Пат­риарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г. Монастырскому приказу во главе с боярином Мусиным-Пушкиным и дьяком Зотовым.

В 1711 г., с учреждением Сената, местоблюститель патриаршего престо­ла потерял последние остатки независимости — дела церкви оказались фак­тически подчинены Сенату.

Наконец, 25 января 1721 г. был утвержден «Духовный регламент», разработан­ный псковским епископом Феофаном Прокоповичем (впоследствии — Вице-президент Синода).

Патриаршество было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная 14 февраля в Святей­ший правительствующий Синод.

В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензу­ра духовных книг, борьба с ересями, заведование учебньгми заведениями и смеще­ние церковных должностных лиц. Синод имел также функцию духовного суда.

Во главе Синода стояли президент (Стефан Яворский) и два вице-президента (Феодосии и Феофан). В присутствие входило 4 советника и 4 асессора из представителей монашествующего и белого духовенства. Все они назначались царем, которому приносили присягу. В решении дел все члены Синода, не исключая и президента, голоса имели равные.

Обратите внимание

В 1722 г. Стефан Яворский умер. 11 мая 1722 г. для надзора за деятельно­стью Синода Петр назначил обер-прокурора И.В. Болдина, которому подчи­нялась синодальная канцелярия и церковные фискалы — «инквизиторы».

Обер-прокурор был обязан наблюдать за всем ходом синодальных дел, заме­чать в делопроизводстве упущения, незаконные решения останавливать и до­носить о них государю. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчи­ненного Синоду, а в 1724 г. преобразованного в синодальную камер-контору.

Кроме того, государство ограничивало число монахов, запрещало созда­ние новых монастырей, усилило контроль за доходами церкви, системати­чески изымая значительную их часть.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть бюрократического аппарата. В то же время в правах Синод фактически уравнялся с Сенатом. Для решения общих дел по Сенату и Синоду назначались общие конференции. В отсутствие государя совместные решения Сената и Синода должны были иметь силу решений верховной власти.

Источник: https://studopedya.ru/1-8599.html

Реформы управления Петра I (таблицы и схемы)

Петр I

Петровскими реформами центрального управления историки называют масштабные преобразования государственного аппарата, которые произошли в период правления Петра Первого. Основными нововведениями правителя считаются создание Правительствующего Сената, а также полной замены системы приказов Коллегиями, формирование царской Тайной Канцелярии Святейшего Синода.

Во время становления Петра на трон в качестве ключевого поста государственного управления выступали дворяне, которые получали свой чин по праву фамилии и происхождения. Пришедший к власти Пётр понимал, что устоявшаяся система правления – одно из слабых звеньев. Что именно она тормозит страну в её развитии.

Путешествие по Европе с 1697 по 1698 год царя в составе Великого Посольства позволило ему ознакомиться с системой административных органов в европейских государствах. На основе них он решает провести преобразования в России.

С началом петровской власти Боярская дума стала терять свою власть и впоследствии превратилась в рядовое бюрократическое ведомство. С 1701 года вся её работа была делегирована новому органу под названием «Консилия министров», которая представляла собой совет начальников самых важных правительственных органов. При этом, в её состав входило немало тех же бояр.

За два года до этого создаётся Ближняя канцелярия, контролирующая финансовые операции каждого приказа и принимающая административные решения. Все царские советники были обязаны подписывать важнейшие документы и регистрировать эти события в специальной книге именных указов.

Учреждение Сената

Второго марта 1711 года Петром Первым формируется так называемый Правительствующий Сенат, являющийся наивысшим органом административной, судебной и законодательной власти.

На этот орган царь возлагал все свои обязанности на время своего отсутствия, ведь частые поездки из-за Северной войны не могли стать причиной остановки развития государства. При этом, данный управленческий орган был полностью подчинён царской воле и имел коллегиальную структуру, члены которой отбирались лично Петром.

Двадцать второго февраля 1711 года была создана новая дополнительная должность фискала, который должен был осуществлять дополнительный надзор во время отсутствия царя за чиновниками.

Важно

Формирование и развитие коллегий происходит в период с 1718 по 1726 год. В них царь видел орган, способный заменить устаревшую систему медлительных приказов, которые, по большей части, лишь дублировали функции друг друга.

Появляясь, коллегии полностью поглощали приказы, а в период с 1718 по 1720 год президенты образованных Коллегий даже являются сенаторами и лично заседают в Сенате. Необходимо отметить, что впоследствии в Сенате остались лишь основные Коллегии:

  • Иностранных дел;
  • Адмиралтейства;
  • Военная.

Формированием вышеописанной системы коллегий завершается процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата России. Разграничение ведомственных функций, а также общие нормы деятельности, регулирующиеся Генеральным регламентом – основное отличие обновлённого петровского аппарата от прежней системы управления.

Генеральный регламент

Царским указом от девятого мая 1718 года президентам трёх коллегий было поручено начать разработку документа под названием Генеральный Регламент, который бы являлся системой делопроизводства и имел в своей основе шведский устав.

Данная система впоследствии стала называться «коллежской». Фактически регламентом утверждался коллегиальный способ обсуждения и решения дел, а также организацию делопроизводства и регулирование отношений с органами самоуправления и Сенатом.

Десятого марта 1720 года данный документ был одобрен и подписан правителем России Петром Первым. Устав включал в себя введение, а также пятьдесят шесть глав с общими принципами работы аппарате каждого государственного учреждения и разные приложения для толкования новых иностранных слов, которые были в тексте Генерального Регламента.

Святейший Синод

Перед окончанием Северной войны Пётр Первый начинает планировать свои церковные преобразования. Он приказывает епископу Феофану Прокоповичу начать разработку Духовного регламента и пятого февраля 1721 года царь одобряет и подписывает учреждение Духовной коллегии, которая впоследствии станет называться «Святейший Правительствующий Синод».

Каждый член данного органа был обязан лично присягнуть в верности царю. Одиннадцатого мая 1722 года появляется должность обер-прокурора, контролирующая деятельность Синода и докладывающая все новости правителю.

Создав Синод, государь ввёл церковь в механизм государства, фактически уподобив её одному из многих на тот момент существующих административных учреждений, наделённого определёнными функциями и обязанностями.

Схема управления государством при Петре I

Схема управления государством при Петра I

Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления

Дата реформы Содержание реформы
1704 год Была упразднена Боярская дума
1711 год Был учрежден Сенат (законодательные, контрольно-финансовые функции)
1700-1720 гг. Упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода
1708-1710 гг. Реформа местного самоуправления. Создание губерний
1714-1722 гг. Создание прокуратуры, введение должности фискалов
1718-1721 гг. Замена приказов коллегиями
1722 год. Изменение системы престолонаследия (теперь монарх сам назначал себе преемника)
1721 год.  Провозглашение России империей

Реформы Петра I в сфере управления

Схема: местное самоуправления после реформ управления Петра I

Местное самоуправления после реформ Петра

Видео-лекция: Реформы Петра I в сфере управления

Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/reformyi-upravleniya-petra-i-tablitsyi-i-shemyi/

Реформы середины XVI века

Определение 1

Реформа – это качественное последовательное преобразование, изменение в какой-либо сфере, проведенное законодательным путем.

  1. Реформа центральных органов государственного управления
  2. Реформа законодательных норм
  3. Военная реформа
  4. Реформа системы местного самоуправления
  5. Церковная реформа

Сущность реформы заключается в создании новой системы центрального управления – приказов, специализировавшихся на определенном роде деятельности. В середине $XVI$ столетия действовало порядка $20$ приказов. Приказы возглавлялись знатными боярами, им подчинялись дьяки и подьячие. С усилением государственной власти число приказов росло.
Основные приказы $XVI$ века:

  • Челобитный приказ – рассмотрение жалоб, осуществление высшего контроля
  • Посольский приказ -регулирование отношений с зарубежными странами
  • Большой приказ – управление финансами
  • Поместный приказ – распределение земель за службу
  • Разрядный приказ – организация дворянского ополчения
  • Разбойный приказ – осуществление охраны правопорядка

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Реформа законодательных норм

Был создан Судебник $1550$ г. Судебник Ивана Грозного предусматривал:

  • право крестьян переходить от одного помещика к другому в определенный день (Юрьев день), при этом увеличивалась плата за «пожилое».
  • ответственность за взяточничество
  • единую единицу взимания налога – Большую соху, равную от $400$ до $600$ га земли.

Реформа системы местного самоуправления (Губная и Земская реформы)

Сущность реформы заключалась в отмене системы кормлений ($1556$г.). На смену ей пришла так называемая «помочь», которая выделялась из Центрального фонда.

Устанавливалась новая система местного управления.

Всей полнотой власти (управление и суд) наделялись губные старосты, в черносошных районах – земские старосты, избиравшиеся из дворян. В подчинении старост находились целовальники, губные и земские дьячки.

Замечание 1

Благодаря данной реформе пополнялась казна, укреплялось положение дворянства.

Военная реформа

В середине века было создано постоянное стрелецкое войско, основу которого составляли пищальники. Стрелецкое войско подразделялось на московские и городовые приказы. В военное время в обязанности стрельцов входило участие в боевых действиях, в мирное – заниматься военной подготовкой, нести караульную службу.

Вооружение стрелецкого войска представляло собой гладкоствольное ружье и бердыши. В свободное время стрельцы имели право заниматься ремеслом и торговлей.

Личную охрану царя осуществлял специальный привилегированный отряд («Избранная тысяча»), численностью около $3$ тысяч воинов, состоявший из детей бояр, получивших поместье вокруг Москвы.

Отличие стрелецкого войска от ранее существовавшего ополчения заключалось в том, что стрельцы имели постоянное жалование и проживали в специальной слободе. По своей сути стрелецкое войско напоминало регулярную армию, имевшую единоначалие.

Было создано «Уложение о службе», своеобразный военный устав, согласно которому существовало две формы военной службы: «по отечеству» – то есть по происхождению, «по прибору» – то есть по набору. Включались в войско и казаки. В дальнейшем был создан устав по организации сторожевой и станичной службы.

Замечание 2

Создание постоянного стрелецкого войска укрепило военную мощь Московского государства.

Читайте также:  Печать и журналистика

Церковные реформы

Стоглавый Собор, прошедший в $1551$ г. принял решения, отразившие изменения общественно-политической жизни государства.

Определение 2

Стоглавый Собор – Собор, решения которого были сформулированы в $100$ главах.

Реформы заключались в:

  • проведении унификации святых, религиозных обрядов, канонов
  • ограничении монастырского землевладения и установлении царского контроля над монастырскими владениями.

Значение реформ середины XVI века

  1. Усиление централизации государства и личной власти царя
  2. Появление четкой системы центрального и местного управления
  3. Укрепление военной мощи Московского государства
  4. Усиление закрепощения крестьян

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/reformy_serediny_xvi_veka/

Реферат: Система органов местного управления в первой четверти XVIII в. Реформа центральных органов ис

Система органов местного управления в первой четверти XVIII в. Реформа центральных органов исполнительной власти при Петре I.

План

Задание 1. Система органов местного управления в первой четверти XVIII в………………………………………………………………………..3 Задание 2. Реформа центральных органов исполнительной власти при Петре I………………………………………………………………………..7 Задание 3. Объяснить понятия………………………………………13 Список использованной литературы………………………………..17

Задание 1.

Система органов местного управления

в первой четверти XVIIIв.

Конец 17-начало 18 века для России рубежный период – переход к Новому времени.

Первую четверть 18 века называют эпохой петровских преобразований. Эпоха петровских реформ по своему значению в истории России, по своему влиянию на дальнейшую судьбу страны, в чем-то напоминает современную эпоху. В жизни России она означала поворот к модернизации всех сфер жизни.

В эпоху Петра 1 великая страна изменилась коренным образом. Если в 18 век она вступила как Московское царство, то через четверть века она стала империей, с мнением которой должны были считаться в своей политике все государства Европы. «Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти».1 В 1702г. про­изошло уничтожение старых губных старост и замена их воеводами, управлявшими совместно с присутствием из выборных (от уезда) дворян; в 1708 г. последовало разделение России на губернии, (делились на уезды), во главе которых были поставлены губернаторы. При них в качестве советников и помощников были учреждены с 1713 г. ландраты (выборные от дворян); кроме ландратов дворяне в каждом уезде для управления уездом избирали земского комиссара. Таким образом, реформирование шло сначала в области переустройства местного управления. В 1708 – 1710 гг. правительство провело областную реформу. Её сущность состояла в том, что между уездами, ранее непосредственно подчиненными центру и приказами появились промежуточные административные единицы – губернии и провинции. «Страна была разделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская) во главе с губернаторами, облаченными правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск и всей полнотой административной и судебной власти. В 1713 – 1714 гг. появилось еще 3 губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская). В подчинении губернатора находились 4 помощника, каждый из которых ведал определенной отраслью управления: обер-комендант возглавлял военное ведомство; обер-коммисар и обер-провиантмейстер отвечали за денежные и хлебные сборы; ландрихтер управлял судебными делами»1. Областное управление приняло к 1719 г. следующие окончательные формы. Вся Россия была поделена на губернии, губернии — на провинции, провинции — на уезды. Во главе губер­нии стоит губернатор; во главе провинции, по общему пра­вилу, — воевода или вице-губернатор; в уездах финансовое и полицейское управление возложено на земских комисса­ров, которые отчасти назначались Камер-коллегией, отча­сти же избирались дворянами-землевладельцами в уездах. Провинция стала основной единицей административного управления. Их было около 50. А провинции делились на дистрикты. «Во главе дистриктов стояли земские комиссары. Они собирали налоги, ведали полицией. Им подчинялись нижние земские комиссары, у которых были, в свою очередь, в подчинении земские сотские и десятские, старосты и разного рода выборные люди, т.е. общинные структуры поддержания порядка»1. Во власти губернатора остались только губернские города, одноименные дистрикты и управление войсками. По остальным вопросам провинциальные воеводы сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом. При Петре Великом были попытки отделить суд от адми­нистрации. На верху судебной системы были Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях – хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах России и провинциальные коллегиальные нижние суды. Однако попытки отделить суд от администрации не увенчались успехом, и с 1722 г. администрация снова участвует в деле суда. Реформы затронули и города. Еще в 1699 г. посадское население городов было изъято из ведения воевод и подчинено выборным бурмистерским палатам, переименованным затем в ратуши. С созданием Главного магистрата ратуши в крупных городах заменены были магистратами, получившими и судебные функции в отношении населения посада. Население города делилось на регулярное, владевшее собственностью и нерегулярное. В свою очередь, регулярное делилось на 2 гильдии. Правом выбора в городские учреждения пользовалось только регулярное население. «Реальной власти и действительных прав выборные городские учреждения не получили. Они стали дополнением крепостнического аппарата власти и управления, обеспечивая сбор подушной подати и других налогов с посадского населения, поставку рекрутов, выполнение государственных служб и повинностей»2. Все эти местные учреждения касались лишь дворян и через их посредство — подчиненных им крестьян; стало быть, земское представительство, введенное в обла­стную администрацию в виде ландратов и комиссаров, не было общеземским, а было сословным; в уезде оно было дворянским, в городах — гильдейским и цеховым. Такой же хара­ктер единоличного управления с участием сословного представительства носила администрация и до Петра. Вся масса вновь созданных при Петре учреждений не стояла в такой строгой системе, как учреж­дения древней Руси. В петровских учреж­дениях такого цельного порядка нет: гу­бернаторы, завися от коллегий, в то же время находятся в непосредственных отношениях к Сенату; городские магистраты хотя и находятся в некоторой зависимости от губер­наторов, но подчинены Главному Магистрату. С достаточным основанием можно считать, что в прямом подчине­нии Сенату находились не одни коллегии, но и вся област­ная администрация, городская и губернская. Таким образом, Сенат объединял и контролировал различные отрасли управления. Элементами, связавшими всю администра­цию и служившими для контроля, были фискалы (контро­леры финансовые и отчасти судебные) и прокуроры (орга­ны открытого надзора); они состояли при всех учреждени­ях и были подчинены генерал-прокурору, бывшему как бы связью между государем и Сенатом, а также органом вер­ховного контроля. Такова была в общих чертах система пе­тровской администрации.1 В ней были новы все учреждения и по именам, и по внешней организации; ново стремление законодателя разграничить ведомства, ввести деятельный контроль; новым представ­лялась Петру и коллегиальная система, о введении которой он так старался. Но исследователи замечают, что при всей новости форм и при том условии, что хотя новые формы адми­нистрации были явно не национальны и пахли иноземным духом, учреждения Петра все-таки стали очень популярны на Руси в XVIII в.

Задание 2.

Реформа центральных органов исполнительной власти

при Петре I.

«Петр 1, будучи человеком сильной воли и привыкший к всеобщему повиновению, считал, что только он знает, что необходимо стране. Логическим следствием этого стала реформа аппарата государственного управления».1

Административные реформы Петра развивались, как и многие его преобразования без строгой системы, путем частных нововведений в цент­ральном и местном управлении. Внимание Петра на первых порах было занято преимущест­венно переустройством областных учреждений, а затем пе­решло на организацию центрального управления. Крупные реформы в центральном управлении начались лишь с 1711 г. В этом году был учрежден Се­нат, заменивший Боярскую думу. В 1718 -1721 гг. были ликвидированы приказы и вместо них учреждены коллегии; в 1721 г. окончательно ус­тановлена должность генерал-прокурора. В систематическом изложении созданная Петром ад­министрация представится в таком виде. Во главе всего управления с 1711 г. стоит Сенат. Аристкратическая по своему составу Боярская дума стала отмирать ещё с конца ХVII века: она сократилась в своем составе, так как пожалования думными чинами более не проводилось, в Думу проникли недумные чины, лица незнатного происхождения, но пользующиеся доверием царя. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия – учреждение, осуществляющее административно-финансовый контроль в государстве. Во время своих беспрестанных поездок ведение государст­венных дел в Москве Петр поручал не учреждению, а не­скольким доверенным лицам из старых думных чинов и лицам новых чинов и званий. Но в 1711 г., от­правляясь в Прутский поход, Петр вверяет государство не лицам, а вновь основанному учреждению. Это учреждение — Сенат. «Сначала он был учрежден на время частных отсутствий государя из столицы и составлен из 9 сановников, но потом (в 1718) сделан постоянным, и число членов его постепенно увеличивалось. Здесь дела решались не иначе, чем единогласным приговором всех членов и при утверждении этого приговора генерал-прокурором сената».1 Таким образом, миссия Сената первоначально была временной. Он заме­нял собой: 1) старые думские комиссии, назначаемые для того, чтобы в отсутствие государя «Москву ведать»; 2) по­стоянную «Расправную палату», бывшую как бы судебным департаментом Боярской думы. С 1711 до 1718 г. Сенат был собранием лиц, назна­ченных специально для присутствования в нем; с 1718 по 1722 г. Сенат делается собранием президентов коллегий, с 1722 г. Сенат получает смешанный состав, в него входят некоторые президенты коллегий (военной, морской, ино­странной) и в тоже время в нем есть сенаторы, чуждые коллегиям. Ведомство Сената состояло в контроле над админист­рацией, в разрешении дел, выходящих из компетенции коллегий, и в общем направлении административного ме­ханизма. Сенат был, таким образом, высшим администра­тивным органом в государстве. Ему была присвоена и судебная функция: Сенат стал выс­шей судебной инстанцией. Законодательная функция никогда Сенату не принадлежала.1

Под ведением Сената стоял ряд центральных учрежде­ний, известных под названием коллегий; они были учреж­дены в 1718 г. Кол­легии заменили собой старые приказы. В конце 17 века функции центральных учреждений выполняли 44 приказа. Редкие приказы превращались в канцелярию и конторы разных наименований и сохраняли прежнюю организацию.

Источник: https://ronl.org/referaty/gosudarstvo-pravo/351002/

Ссылка на основную публикацию