Попытки решения крестьянского вопроса

Крестьянский вопрос в России

Россия всегда на несколько лет отставала в развитии от Европы. Это отразилось и на том, что в России все ещё оставался феодально-крепостнический строй тогда, когда весь мир переходил на капитализм.

В первой половине 19 века Россия все ещё была аграрной страной. Крестьяне составляли большую часть населения, а экономика держалась на натуральном хозяйстве. Однако резкий рост населения привёл к тому, что аграрные ресурсы постепенно истощались и в стране назрела острая необходимость перевести экономику на более прогрессивную основу – капитализм.

Необходимое условие для перехода к индустриальному обществу – решение крестьянского вопроса.

Освобождение крестьян и этапы решения крестьянского вопроса в России

Первые попытки решить крестьянский вопрос были предприняты при Павле 1, издавшим ряд законов, которые ослабляли влияние феодала и давали крестьянам определённую свободу. Однако заниматься крестьянским вопросов всерьёз начал только Александр 1.

Крестьянский вопрос при Александр 1

1801 год – указ, дающий помещикам, купцам и удельным крестьянам вне городов покупать землю.

1803 год – указ «о вольных хлебопашцах», дающий право крестьянину уйти со службы барину (раскрепоститься) вместе с частью земли. Крестьянин должен был уплатить большой откуп за землю, но это уже был большой шаг, так как крестьяне перестали быть безусловно зависимыми и имели шанс обрести свободу.

1809 год – указ, запрещающий помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь без суда.

Обратите внимание

Согласно сведениям учёных, Александр даже давал приказ своим законотворцам разработать проект отмены крепостного права. К сожалению, тяжёлое экономическое положение в 1810-1816 годах привело к тому, что часть законов были отменены, а продажа крестьян между помещиками возобновилась с новой силой.

Несмотря на то, что многие законы были отменены, все же реформы Александра дали первый толчок к отмене крепостничества и решению проблем крестьянского вопроса. Прогрессивная часть населения вовсю занимались проблемами решения крестьянского вопроса и предлагали различные меры.

Крестьянский вопрос при Николае 1

Следующим императором, вдохнувшим новую жизнь в решение крестьянского вопроса стал Николай 1. Крестьяне снова получили право выкупиться с частью земли, был введён запрет на высылку крестьян на каторгу и в целом положение крепостных улучшилось. Именно при Николае 1 был заложен фундамент для будущего окончательного решения крестьянского вопроса и отмены крепостничества.

1837-1841 гг. – реформа государственных крестьян. Реформа улучшила правовое и материальное положение крепостных, давая им право и возможность стать самостоятельными. Созданы органы крестьянского самоуправления.

1841 г. – закон, запрещающий продавать крестьян по одиночке или вместе с поместьем.

1842 г. – закон о «вольных крестьянах». Помещики теперь могли на своё усмотрение освобождать крестьян и давать им землю, не требуя денег взамен. Однако крестьянин обязан был взамен отработать долг на выданной ему земле.

1843 г. – безземельные дворяне больше не имели право покупать крепостных (ликвидация рабства).

Крестьянский вопрос при при Александре 2

В результате революции, буржуазной и промышленной, император подписал указ, согласно которому крепостничество считалось изжившей себя системой. Крепостное право было полностью отменено в 1861 году.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/krestyanskiy-vopros-v-rossii

Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом и с т о р и я

Вариант 1

Задание

Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

В России во второй половине XIX в. проводились мероприятия, направленные на решение крестьянского вопроса.

Каковы были итоги попыток решения крестьянского вопроса, начиная с середины XIX в. вплоть до начала ХХ в.? Назовите не менее двух итогов. Какие причины обусловили эти итоги? Приведите не менее трех причин.

Ответ:

Элементы ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Могут быть названы следующие итоги попыток решения крестьянского вопроса, начиная с середины XIX в. вплоть до начала XX в.:Проведение Крестьянской реформы (1861 г.)

  • крестьяне освобождены от крепостной зависимости (1861 г.)

крестьяне получили права

  • заключать сделки (на свое имя)
  • переходить в другие сословия
  • участвовать в работе земств
  • получать ссуду в Крестьянском банке

К началу ХХ в. не был решен крестьянский вопрос

  • не были завершены выкупные операции
  • не были возвращены отрезки крестьянам
  • сохранилась крестьянская поземельная община
  • сохранилось малоземелье крестьян
  • сохранилось сословное неполноправие крестьян
2. Могут быть названы причины, обусловившие эти итоги:

  • осознание Александром II экономической неэффективности крепостнической системы хозяйства
  • осознание Александром II аморальности крепостного права
  • крестьянские волнения (накануне крестьянской реформы 1861 г. и в пореформенное время)
  • стремление Александра II и Александра III стабилизировать ситуацию в деревне (ослабить социальные противоречия в деревне за счет проведения реформ, мероприятий, направленных на решение крестьянского вопроса, учитывая интересы крестьян и дворян)
  • влияние общественного мнения на правительственные решения по крестьянскому вопросу (критика экономической неэффективности, аморальности крепостного права)
  • влияние на общество, на правительственные круги произведений художественной литературы (живописи)
  • внешнеполитический кризис (поражение России в Крымской войне 1856 г., вызванное отсталостью России, убедило правительственные круги, широкие слои российского общества в необходимости отмены крепостного права)
  • давление со стороны европейских держав (некоторые участники Парижского мирного конгресса 1856 г. предлагали не признавать Россию европейской державой из-за сохранения крепостного права)
Читайте также:  История культуры древней руси и ее соседей
Указания к оцениванию Баллы
Названы 2 итога попыток решения крестьянского вопроса и 3 причины, обусловившие эти итоги 4
Названы 2 итога и 2 причиныИЛИназваны 1 итог и 3 причины 3
Названы 2 итога и 1 причинаИЛИназваны 1 итог и 2 причиныИЛИитоги не названы, приведены 3 причины 2
Названы 1 итог и 1 причинаИЛИназваны 2 итога, причины не приведеныИЛИитоги не названы, приведены 2 причины 1
Назван 1 любой элемент ответаИЛИвсе элементы названы неверно
Максимальный балл 4

Ответы

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Вариант 2

Задание

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.

По какому пути стала развиваться общественно-политическая жизнь в СССР? (Укажите не менее двух направлений этого развития). Почему был избран этот путь развития? (Назовите не менее двух причин).

Ответ:

Элементы ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Может быть назван путь развития общественно-политической жизни в СССР и его основные направления:а) путь развития:− была избрана довоенная модель развития тоталитарного режимаб) основные направления развития:− руководством СССР был поддержан курс довоенного развития экономики, с сверхцентрализацией управления, преимущественным развитием тяжелой промышленности− для подавления демократических настроений в обществе наряду с проведением мер внешней демократизации возобновились массовые репрессии, которым подвергались представители различных слоев населения, разных народов СССР – система ГУЛАГа достигла апогея своего развития− был усилен идеологический пресс в обществе, в том числе контроль в сфере культуры (гонения и критика многих деятелей культуры, запрет на издание и исполнение их произведений)− проводилась борьба с «космополитами» в культуре, в других сферах жизни, восстановление «железного занавеса»− был установлен контроль за развитием научной мысли, проводились научные дискуссии с критикой и даже закрытием неугодных властям направлений науки
2. Могут быть названы причины выбора советским руководством довоенной модели развития общества:− избранный путь развития наиболее всего соответствовал сути созданной в СССР общественно-политической системы− тяжелая послевоенная экономическая ситуация, решение задачи быстрого восстановления хозяйства требовали сверхцентрализации всех сил не только в сфере экономики, но и сплочения всего общества на основе господствующей официальной идеологии− в создавшейся внешнеполитической ситуации, в условиях начавшейся «холодной войны» возрождался «железный занавес», не допускалось общение с внешним миром, официальная идеология утверждалась самыми жестокими мерами
Указания к оцениванию Баллы
Названы путь развития СССР, 2 основных его направления и 2 причины выбора пути 4
Названы путь развития, 2 направления и 2 причиныИЛИназваны путь развития, 1 направление и 2 причиныИЛИпуть развития не назван, названы 2 направления и 2 причины 3
Названы путь развития, 2 направления, причины не названыИЛИназваны путь развития, 1 направление и 1 причинаИЛИназван путь развития, направления не названы, названы 2 причиныИЛИпуть развития не назван, названы 2 направления, названа 1 причина 2
Названы путь развития, 1 направление, причины не приведеныИЛИназваны путь развития, направления не названы, приведена 1 причинаИЛИпуть развития не назван, приведены 1 направление и 1-2 причиныИЛИпуть развития не назван, приведены 2 направления, причины не названыИЛИПуть развития и направления не названы, приведены 2 причины 1
Назван 1 любой элемент ответаИЛИвсе элементы названы неверно
Максимальный балл 4

Ответы

1)

2)

3)

4)

5)

Задания С7 – на сравнение

Вариант 1

Задание

Сравните систему органов государственного управления в России в XVIII в. после Петра I и в середине XIX в.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

  • ………………………………………………………………….
  • ………………………………………………………………….
Различия
–––––
–––––

Ответ:

Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла.

Элементы ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
С7.1 В качестве общих характеристик могут быть приведены:

  • Император
  • Сенат
  • Святейший Синод
  • губернская система управления на местах
Приведены 3 общие характеристики 2
Приведены 1 – 2 общие характеристики 1
Все общие характеристики приведены неверно
Максимальный балл 2
С7.2 Различия:
XVIII в. XIX в.
– Сенат как высший орган государственного управления – Сенат как высший судебный и административный орган
– коллегии как центральные государственные учреждения – министерства как центральные органы государственного управления
––––– – Государственный Совет как высшее законосовещательное учреждение Российской империи
––––– – Собственная Его Императорского Величества канцелярия
Названы 2 различия 2
Названо 1 различие 1
Все различия названы неверно
Максимальный балл 2

Ответы

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Вариант 2

Задание

Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству, к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907 – 1916 гг.

Читайте также:  Внутрипартийная борьба в 20 — 30-х годах сталина

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

  • ………………………………………………………………….
  • ………………………………………………………………….
Различия
–––––
–––––

Ответ:

Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла

Элементы ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
С7.1 В качестве общего могут быть названы:

  • основа идеологии – марксизм (социал-демократия)
  • представление о будущем России и всего мира, как будущем социалистическом
  • идея мировой революции
  • признание промышленного пролетариата как главного революционного класса
  • ликвидация самодержавия как ближайшая задача
  • создание революционной партии и ведение революционной пропаганды
Приведены 3 общие характеристики 2
Приведены 1 – 2 общие характеристики 1
Все общие характеристики названы неверно
Максимальный балл 2
С7.2 Различия:
Большевики в 1907 – 1916 гг. Меньшевики в 1907 – 1916 гг.
– представление о буржуазии как реакционном классе, пролетариат играет роль гегемона уже в период буржуазно-демократической революции – на этапе буржуазно-демократической революции буржуазия продолжает играть революционную роль, как это было на Западе
– партия должна быть партией профессиональных революционеров, с обязательным активным участием рядовых партийцев в делах партии – партия должна быть массовой, ее членами могут являться все сочувствующие ее программе
– в основе внутрипартийной жизни лежит принцип демократического централизма – меньшинство беспрекословно подчиняется большинству – демократическое устройство внутрипартийной жизни, плюрализм, учет мнения меньшинства
– большинство поддержало лозунг поражения своего правительства в начавшейся империалистической войне, лозунг ее превращения в войну гражданскую
  • большинство заняло оборонческую позицию в 1914 г.
Названы 3 различия 2
Названы 1  2 различия 1
Все различия названы неверно
Максимальный балл 2

Ответы

1)

2)

3)

4)

5)

6)

ДЛЯ ЗАМЕТОК

  1. Задача

    … , 2004,2008. Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. Материалыдлясамостоятельнойработыэкспертовпооцениваниюзаданий с развернутымответом: Биология. – М.: Уникум-Центр, 2008. Калинова …

  2. Методические рекомендации

    разделах для практических занятий и самостоятельнойработыэкспертовпо проверке и оценке заданий с развернутымответом 1. Материалыдля практических занятий экспертовпооцениваниюзаданий с развернутымответом. Задание № примера Баллы 1. Задание С1 …

  3. Руководство

    … ; их типологии и подходах к оцениваниюзаданий с развернутымответом.

    «Материалыдлясамостоятельнойработыэкспертовпооцениваниюзаданий с развернутымответом» содержат комплект ответов учащихся на задания с развернутымответом, анализ которых …

  4. Задача

    материалы к зачету дляэкспертовпооцениваниюзаданий с развернутымответомпо обществознанию. Представленные методические материалы предназначены дляэкспертов региональной предметной комиссии по обществознанию длясамостоятельнойработы

  5. Задача

    дляэкспертовпооцениваниюзаданий с развернутымответомпо английскому языку. Представленные методические материалы предназначены дляэкспертов региональной предметной комиссии по английскому языку длясамостоятельнойработы

Другие похожие документы..

Источник: http://textarchive.ru/c-1871937-p3.html

Аграрный вопрос в xix веке

    Попытки решения аграрного вопроса Александром I

 При Александре1 в решении крестьянского(аграрного) вопроса произошли определенные сдвиги. 

Указом 12 февраля 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестья-

нам предоставлялось право покупать ненаселенные земли (отмена монополии дворян).
1801 г.-Запрещено печатание объявлений о продаже крестьян.

 20 февраля 1803 г.по инициативе графа С.П. Румянцева был издан указ «О вольных хлебопашцах». В соответствии с ним землевладельцы могли отпускать на волю крепост-

ных крестьян с землей на условиях, определенных соглашением ( за выкуп). Однако этот акт имел в большей степени идеологическое , нежели реальное значение.

         1809 г.- запрет ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь.

Важно

        В 18045гг.началось освобождение и в  1804-1818 гг. были освобождены от крепостной зависимости крестьяне в Прибалтике (Лифляндия и Эстляндия). При этом они лишились права на землю и оказывались в полной зависимости от помещиков.

       В 1818-1819 гг. Александр I поручил А.А. Аракчееву и министру финансов Д.А. Гурьеву разработать проекты освобождения крестьян при максимальном соблюдении интересов помещиков.

Аракчеев предложил освободить крестьян посредством их выкупа у помещика и последующим наделением землей за счет казны. По мнению Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе.

Ни один из проектов

так и не был реализован.

ИТОГИ:

         Был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права.

При всей сложности и противоречивости личности Александра I и проводимой им политики трудно усомниться в стремлении императора осуществить в России либеральные преобразования, основой которых должна была стать  отмена крепостного права. Почему же Александр I не осуществил своих планов?

         В подавляющей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. В прове-

дении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших

сановников и отдельных представителей дворянства. Пренебречь же мнением

большинства дворян Александр не мог, опасаясь дворцового переворота.

                            Аграрный вопрос в правление Николая I.

       Николай1 считал крепостное право злом и причиной бунтов,но он боялся недовольства дворян,а также того, что крестьяне не смогут воспользоваттся предоставленной своболой из-за своей необразованности.Поэтому разработка проектов улучшения положения крестьян велась в обстановке строжайшей секретности.

     Запрещалась продажа крестьян в розницу (1841), покупка крестьян безземельными
дворянами (1843). Указом 1847 г. крестьянам давалось право выкупаться на во-
лю с землей при продаже имения помещика за долги.

В 1848 г. последовал указ,
разрешающий всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность.
     Наиболее значимые преобразования в крестьянском вопросе связаны с

именем графа П.Д. Киселева.

Николай I называл его «начальником штаба по

крестьянской части». Преобразования в государственной деревне должны были стать как бы образцом для помещиков . 

       В 1837-1841 гг. П.Д. Киселев осуществил реформу управления государст-
венными крестьянами (государственные крестьяне жили на казенных землях,
управлялись государственными органами и считались лично свободными).

Она
включала равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на
денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления,
открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехни-
ческих знаний. По мнению большинства историков, реформа П.Д.

Совет

Киселева,
наряду с положительными моментами, усилила бюрократическое давление на
государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьянских орга-
нов самоуправления, поставив их в полную зависимость от местной админист-

рации.

           1842 годУказ об обязанных крестьянах. По сути.это было дополнение к указу о “вольных хлебопашцах”.При освобождении крестьянин получал земельный надел не в собственность, а в пользовании за повинности.

                  ИТОГ: Несмотря на то,что Николай1 понимал вред крепостного права,оно не было отменено,тю.к.по-прежнему большинство дворян выступали против.

                                Великая реформа Александра II
19 февраля 1861 г.Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», разъясняющих условия освобождения крестьян.
       Манифест касался 3 основных вопросов: 

  1.  личное освобождение крестьян

  2. наделение из землей

  3. выкупная сделка

    1.  Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. Это означало, что теперь

  • они могли на свое имя заключать различные сделки,
  • право на собственность,
  •  открывать торговые и промышленные заведения,
  • менять место жительства,
  •  переходить в другие сословия (мещане, купцы),
  • поступать на службу,в учебные заведения,
  • вступать в брак без согласия помещика,
  •  защищать свои права в суде.

        2. Размер надела,выкупа и повинностей,которые  крестьяне несли до начала выкупной операции, определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в “Уставной грамоте”.За правильностью составления сделки следил мировой посредник.

           Размер земельных наделов устанавливался для каждой местности с

учетом 3 зон:

в черноземной зоне уменьшенный душевой налел  от 2,75 до 6 десятин,

в нечерноземной зоне  от 3 до 7 десятин,

в степных районах  от 3 до 12 десятин.

Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный,

 то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»).

3.Выкупная операция.

Размер выкупа:

Помещику крестьянин выплачивал  20-25% от суммы стоимости земли.

 Государство  оплачивало остальную сумму (75-80%) помещику,но крестьянин получал эту сумму в виде ссуды и должен был возвратить ее государству в течение 49 лет  с 6% годовых. Эти условия больше всего устраивали государство,

которое получило с крестьян намного больше, чем уплатило помещикам.

В результате до 1 января 1907 г., когда правительство было вынуждено объя-

вить о прекращении выкупных платежей, крестьяне внесли более 1,5 млрд руб-

лей при рыночной оценке земли около 550 млн рублей. До выкупа крестьянин

считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и

отрабатывал барщину.

            Освобожденные крестьяне оставались членами общины (мира), которая становилась

  • юридическим собственником земли крестьян,
  • распределяла землю между общинниками
  • принимала решение о выхоле крестьян из общины
  • отвечала за сбор налогов
  • отвечала за полицейский порядок в общине
  • главный орган управления общины-сход общинников

         ВЫВОДЫ:

  •      По своему влиянию на будущее развитие России это была прогрессивная, действительно Великая реформа, как называли ее выдающиеся русские историки и экономисты. Она положила начало ускореннрй индустриализации России.
  • Велико было нравственное значение реформы, покончившей с крепостным рабством.Она повлияла на развитие общественной мысли и культуры .
  •  Его отмена проложила дорогу другим важнейшим либеральным преобразованиям, важнейшими из которых были земская, городская, судебная и военная реформы.

               Однако интересы помещиков учитывались больше, чем крестьян.Это сохраняло ряд пережитков крепостничества:

  • крупное помещичье землевладение
  • нехватка земли для крестьян,которая привела к малоземелью-одной из главных причин аграрного кризиса начала XX века
  • тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьян в рыночные отношения
  • сохранена сельская община,которая стояла на пути модернизации

Источник: http://ob9klass8.blogspot.com/2011/03/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию