Крестьянский вопрос в России
Россия всегда на несколько лет отставала в развитии от Европы. Это отразилось и на том, что в России все ещё оставался феодально-крепостнический строй тогда, когда весь мир переходил на капитализм.
В первой половине 19 века Россия все ещё была аграрной страной. Крестьяне составляли большую часть населения, а экономика держалась на натуральном хозяйстве. Однако резкий рост населения привёл к тому, что аграрные ресурсы постепенно истощались и в стране назрела острая необходимость перевести экономику на более прогрессивную основу – капитализм.
Необходимое условие для перехода к индустриальному обществу – решение крестьянского вопроса.
Освобождение крестьян и этапы решения крестьянского вопроса в России
Первые попытки решить крестьянский вопрос были предприняты при Павле 1, издавшим ряд законов, которые ослабляли влияние феодала и давали крестьянам определённую свободу. Однако заниматься крестьянским вопросов всерьёз начал только Александр 1.
Крестьянский вопрос при Александр 1
1801 год — указ, дающий помещикам, купцам и удельным крестьянам вне городов покупать землю.
1803 год – указ «о вольных хлебопашцах», дающий право крестьянину уйти со службы барину (раскрепоститься) вместе с частью земли. Крестьянин должен был уплатить большой откуп за землю, но это уже был большой шаг, так как крестьяне перестали быть безусловно зависимыми и имели шанс обрести свободу.
1809 год – указ, запрещающий помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь без суда.
Согласно сведениям учёных, Александр даже давал приказ своим законотворцам разработать проект отмены крепостного права. К сожалению, тяжёлое экономическое положение в 1810-1816 годах привело к тому, что часть законов были отменены, а продажа крестьян между помещиками возобновилась с новой силой.
Несмотря на то, что многие законы были отменены, все же реформы Александра дали первый толчок к отмене крепостничества и решению проблем крестьянского вопроса. Прогрессивная часть населения вовсю занимались проблемами решения крестьянского вопроса и предлагали различные меры.
Крестьянский вопрос при Николае 1
Следующим императором, вдохнувшим новую жизнь в решение крестьянского вопроса стал Николай 1. Крестьяне снова получили право выкупиться с частью земли, был введён запрет на высылку крестьян на каторгу и в целом положение крепостных улучшилось. Именно при Николае 1 был заложен фундамент для будущего окончательного решения крестьянского вопроса и отмены крепостничества.
1837-1841 гг. – реформа государственных крестьян. Реформа улучшила правовое и материальное положение крепостных, давая им право и возможность стать самостоятельными. Созданы органы крестьянского самоуправления.
1841 г. – закон, запрещающий продавать крестьян по одиночке или вместе с поместьем.
1842 г. – закон о «вольных крестьянах». Помещики теперь могли на своё усмотрение освобождать крестьян и давать им землю, не требуя денег взамен. Однако крестьянин обязан был взамен отработать долг на выданной ему земле.
1843 г. – безземельные дворяне больше не имели право покупать крепостных (ликвидация рабства).
Крестьянский вопрос при при Александре 2
В результате революции, буржуазной и промышленной, император подписал указ, согласно которому крепостничество считалось изжившей себя системой. Крепостное право было полностью отменено в 1861 году.
ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!
Источник: http://historykratko.com/krestyanskiy-vopros-v-rossii
Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом и с т о р и я
Вариант 1
Задание
Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.
В России во второй половине XIX в. проводились мероприятия, направленные на решение крестьянского вопроса.
Каковы были итоги попыток решения крестьянского вопроса, начиная с середины XIX в. вплоть до начала ХХ в.? Назовите не менее двух итогов. Какие причины обусловили эти итоги? Приведите не менее трех причин.
Ответ:
Элементы ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
1. Могут быть названы следующие итоги попыток решения крестьянского вопроса, начиная с середины XIX в. вплоть до начала XX в.:Проведение Крестьянской реформы (1861 г.)
крестьяне получили права
К началу ХХ в. не был решен крестьянский вопрос
|
2. Могут быть названы причины, обусловившие эти итоги:
|
Указания к оцениванию | Баллы |
Названы 2 итога попыток решения крестьянского вопроса и 3 причины, обусловившие эти итоги | 4 |
Названы 2 итога и 2 причиныИЛИназваны 1 итог и 3 причины | 3 |
Названы 2 итога и 1 причинаИЛИназваны 1 итог и 2 причиныИЛИитоги не названы, приведены 3 причины | 2 |
Названы 1 итог и 1 причинаИЛИназваны 2 итога, причины не приведеныИЛИитоги не названы, приведены 2 причины | 1 |
Назван 1 любой элемент ответаИЛИвсе элементы названы неверно | |
Максимальный балл | 4 |
Ответы
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Вариант 2
Задание
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.
По какому пути стала развиваться общественно-политическая жизнь в СССР? (Укажите не менее двух направлений этого развития). Почему был избран этот путь развития? (Назовите не менее двух причин).
Ответ:
Элементы ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |
1. Может быть назван путь развития общественно-политической жизни в СССР и его основные направления:а) путь развития:− была избрана довоенная модель развития тоталитарного режимаб) основные направления развития:− руководством СССР был поддержан курс довоенного развития экономики, с сверхцентрализацией управления, преимущественным развитием тяжелой промышленности− для подавления демократических настроений в обществе наряду с проведением мер внешней демократизации возобновились массовые репрессии, которым подвергались представители различных слоев населения, разных народов СССР – система ГУЛАГа достигла апогея своего развития− был усилен идеологический пресс в обществе, в том числе контроль в сфере культуры (гонения и критика многих деятелей культуры, запрет на издание и исполнение их произведений)− проводилась борьба с «космополитами» в культуре, в других сферах жизни, восстановление «железного занавеса»− был установлен контроль за развитием научной мысли, проводились научные дискуссии с критикой и даже закрытием неугодных властям направлений науки | |
2. Могут быть названы причины выбора советским руководством довоенной модели развития общества:− избранный путь развития наиболее всего соответствовал сути созданной в СССР общественно-политической системы− тяжелая послевоенная экономическая ситуация, решение задачи быстрого восстановления хозяйства требовали сверхцентрализации всех сил не только в сфере экономики, но и сплочения всего общества на основе господствующей официальной идеологии− в создавшейся внешнеполитической ситуации, в условиях начавшейся «холодной войны» возрождался «железный занавес», не допускалось общение с внешним миром, официальная идеология утверждалась самыми жестокими мерами | |
Указания к оцениванию | Баллы |
Названы путь развития СССР, 2 основных его направления и 2 причины выбора пути | 4 |
Названы путь развития, 2 направления и 2 причиныИЛИназваны путь развития, 1 направление и 2 причиныИЛИпуть развития не назван, названы 2 направления и 2 причины | 3 |
Названы путь развития, 2 направления, причины не названыИЛИназваны путь развития, 1 направление и 1 причинаИЛИназван путь развития, направления не названы, названы 2 причиныИЛИпуть развития не назван, названы 2 направления, названа 1 причина | 2 |
Названы путь развития, 1 направление, причины не приведеныИЛИназваны путь развития, направления не названы, приведена 1 причинаИЛИпуть развития не назван, приведены 1 направление и 1-2 причиныИЛИпуть развития не назван, приведены 2 направления, причины не названыИЛИПуть развития и направления не названы, приведены 2 причины | 1 |
Назван 1 любой элемент ответаИЛИвсе элементы названы неверно | |
Максимальный балл | 4 |
Ответы
1)
2)
3)
4)
5)
Задания С7 – на сравнение
Вариант 1
Задание
Сравните систему органов государственного управления в России в XVIII в. после Петра I и в середине XIX в.
Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
|
|
Различия | |
… | … |
––––– | |
––––– |
Ответ:
Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла.
Элементы ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
С7.1 В качестве общих характеристик могут быть приведены:
|
|
Приведены 3 общие характеристики | 2 |
Приведены 1 – 2 общие характеристики | 1 |
Все общие характеристики приведены неверно | |
Максимальный балл | 2 |
С7.2 Различия: | |
XVIII в. | XIX в. |
— Сенат как высший орган государственного управления | — Сенат как высший судебный и административный орган |
— коллегии как центральные государственные учреждения | — министерства как центральные органы государственного управления |
––––– | — Государственный Совет как высшее законосовещательное учреждение Российской империи |
––––– | — Собственная Его Императорского Величества канцелярия |
Названы 2 различия | 2 |
Названо 1 различие | 1 |
Все различия названы неверно | |
Максимальный балл | 2 |
Ответы
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Вариант 2
Задание
Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству, к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907 – 1916 гг.
Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.
Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее
|
|
Различия | |
… | … |
––––– | |
––––– |
Ответ:
Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла
Элементы ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
С7.1 В качестве общего могут быть названы:
|
|
Приведены 3 общие характеристики | 2 |
Приведены 1 – 2 общие характеристики | 1 |
Все общие характеристики названы неверно | |
Максимальный балл | 2 |
С7.2 Различия: | |
Большевики в 1907 – 1916 гг. | Меньшевики в 1907 – 1916 гг. |
— представление о буржуазии как реакционном классе, пролетариат играет роль гегемона уже в период буржуазно-демократической революции | — на этапе буржуазно-демократической революции буржуазия продолжает играть революционную роль, как это было на Западе |
— партия должна быть партией профессиональных революционеров, с обязательным активным участием рядовых партийцев в делах партии | — партия должна быть массовой, ее членами могут являться все сочувствующие ее программе |
— в основе внутрипартийной жизни лежит принцип демократического централизма – меньшинство беспрекословно подчиняется большинству | — демократическое устройство внутрипартийной жизни, плюрализм, учет мнения меньшинства |
— большинство поддержало лозунг поражения своего правительства в начавшейся империалистической войне, лозунг ее превращения в войну гражданскую |
|
Названы 3 различия | 2 |
Названы 1 2 различия | 1 |
Все различия названы неверно | |
Максимальный балл | 2 |
Ответы
1)
2)
3)
4)
5)
6)
ДЛЯ ЗАМЕТОК
- Задача
… , 2004,2008. Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. Материалыдлясамостоятельнойработыэкспертовпооцениваниюзаданий с развернутымответом: Биология. — М.: Уникум-Центр, 2008. Калинова …
- Методические рекомендации
…
разделах для практических занятий и самостоятельнойработыэкспертовпо проверке и оценке заданий с развернутымответом 1. Материалыдля практических занятий экспертовпооцениваниюзаданий с развернутымответом. Задание № примера Баллы 1. Задание С1 …
- Руководство
… ; их типологии и подходах к оцениваниюзаданий с развернутымответом.
«Материалыдлясамостоятельнойработыэкспертовпооцениваниюзаданий с развернутымответом» содержат комплект ответов учащихся на задания с развернутымответом, анализ которых …
- Задача
…
материалы к зачету дляэкспертовпооцениваниюзаданий с развернутымответомпо обществознанию. Представленные методические материалы предназначены дляэкспертов региональной предметной комиссии по обществознанию длясамостоятельнойработы …
- Задача
… дляэкспертовпооцениваниюзаданий с развернутымответомпо английскому языку. Представленные методические материалы предназначены дляэкспертов региональной предметной комиссии по английскому языку длясамостоятельнойработы …
Другие похожие документы..
Источник: http://textarchive.ru/c-1871937-p3.html
Аграрный вопрос в xix веке
Попытки решения аграрного вопроса Александром I
При Александре1 в решении крестьянского(аграрного) вопроса произошли определенные сдвиги.
Указом 12 февраля 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестья-
нам предоставлялось право покупать ненаселенные земли (отмена монополии дворян).
1801 г.-Запрещено печатание объявлений о продаже крестьян.
20 февраля 1803 г.по инициативе графа С.П. Румянцева был издан указ «О вольных хлебопашцах». В соответствии с ним землевладельцы могли отпускать на волю крепост-
ных крестьян с землей на условиях, определенных соглашением ( за выкуп). Однако этот акт имел в большей степени идеологическое , нежели реальное значение.
1809 г.- запрет ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь.
В 1804—5гг.началось освобождение и в 1804-1818 гг. были освобождены от крепостной зависимости крестьяне в Прибалтике (Лифляндия и Эстляндия). При этом они лишились права на землю и оказывались в полной зависимости от помещиков.
В 1818-1819 гг. Александр I поручил А.А. Аракчееву и министру финансов Д.А. Гурьеву разработать проекты освобождения крестьян при максимальном соблюдении интересов помещиков.
Аракчеев предложил освободить крестьян посредством их выкупа у помещика и последующим наделением землей за счет казны. По мнению Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе.
Ни один из проектов
так и не был реализован.
ИТОГИ:
Был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права.
При всей сложности и противоречивости личности Александра I и проводимой им политики трудно усомниться в стремлении императора осуществить в России либеральные преобразования, основой которых должна была стать отмена крепостного права. Почему же Александр I не осуществил своих планов?
В подавляющей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. В прове-
дении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших
сановников и отдельных представителей дворянства. Пренебречь же мнением
большинства дворян Александр не мог, опасаясь дворцового переворота.
Аграрный вопрос в правление Николая I.
Николай1 считал крепостное право злом и причиной бунтов,но он боялся недовольства дворян,а также того, что крестьяне не смогут воспользоваттся предоставленной своболой из-за своей необразованности.Поэтому разработка проектов улучшения положения крестьян велась в обстановке строжайшей секретности.
Запрещалась продажа крестьян в розницу (1841), покупка крестьян безземельными
дворянами (1843). Указом 1847 г. крестьянам давалось право выкупаться на во-
лю с землей при продаже имения помещика за долги.
В 1848 г. последовал указ,
разрешающий всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность.
Наиболее значимые преобразования в крестьянском вопросе связаны с
именем графа П.Д. Киселева.
Николай I называл его «начальником штаба по
крестьянской части». Преобразования в государственной деревне должны были стать как бы образцом для помещиков .
В 1837-1841 гг. П.Д. Киселев осуществил реформу управления государст-
венными крестьянами (государственные крестьяне жили на казенных землях,
управлялись государственными органами и считались лично свободными).
Она
включала равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на
денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления,
открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехни-
ческих знаний. По мнению большинства историков, реформа П.Д.
Киселева,
наряду с положительными моментами, усилила бюрократическое давление на
государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьянских орга-
нов самоуправления, поставив их в полную зависимость от местной админист-
1842 год—Указ об обязанных крестьянах. По сути.это было дополнение к указу о «вольных хлебопашцах».При освобождении крестьянин получал земельный надел не в собственность, а в пользовании за повинности.
ИТОГ: Несмотря на то,что Николай1 понимал вред крепостного права,оно не было отменено,тю.к.по-прежнему большинство дворян выступали против.
Великая реформа Александра II
19 февраля 1861 г.Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», разъясняющих условия освобождения крестьян.
Манифест касался 3 основных вопросов:
-
личное освобождение крестьян
-
наделение из землей
-
выкупная сделка
1. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. Это означало, что теперь
- они могли на свое имя заключать различные сделки,
- право на собственность,
- открывать торговые и промышленные заведения,
- менять место жительства,
- переходить в другие сословия (мещане, купцы),
- поступать на службу,в учебные заведения,
- вступать в брак без согласия помещика,
- защищать свои права в суде.
2. Размер надела,выкупа и повинностей,которые крестьяне несли до начала выкупной операции, определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в «Уставной грамоте».За правильностью составления сделки следил мировой посредник.
Размер земельных наделов устанавливался для каждой местности с
учетом 3 зон:
в черноземной зоне уменьшенный душевой налел от 2,75 до 6 десятин,
в нечерноземной зоне от 3 до 7 десятин,
в степных районах от 3 до 12 десятин.
Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный,
то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»).
3.Выкупная операция.
Размер выкупа:
Помещику крестьянин выплачивал 20-25% от суммы стоимости земли.
Государство оплачивало остальную сумму (75-80%) помещику,но крестьянин получал эту сумму в виде ссуды и должен был возвратить ее государству в течение 49 лет с 6% годовых. Эти условия больше всего устраивали государство,
которое получило с крестьян намного больше, чем уплатило помещикам.
В результате до 1 января 1907 г., когда правительство было вынуждено объя-
вить о прекращении выкупных платежей, крестьяне внесли более 1,5 млрд руб-
лей при рыночной оценке земли около 550 млн рублей. До выкупа крестьянин
считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и
отрабатывал барщину.
Освобожденные крестьяне оставались членами общины (мира), которая становилась
- юридическим собственником земли крестьян,
- распределяла землю между общинниками
- принимала решение о выхоле крестьян из общины
- отвечала за сбор налогов
- отвечала за полицейский порядок в общине
- главный орган управления общины-сход общинников
ВЫВОДЫ:
- По своему влиянию на будущее развитие России это была прогрессивная, действительно Великая реформа, как называли ее выдающиеся русские историки и экономисты. Она положила начало ускореннрй индустриализации России.
- Велико было нравственное значение реформы, покончившей с крепостным рабством.Она повлияла на развитие общественной мысли и культуры .
- Его отмена проложила дорогу другим важнейшим либеральным преобразованиям, важнейшими из которых были земская, городская, судебная и военная реформы.
Однако интересы помещиков учитывались больше, чем крестьян.Это сохраняло ряд пережитков крепостничества:
- крупное помещичье землевладение
- нехватка земли для крестьян,которая привела к малоземелью-одной из главных причин аграрного кризиса начала XX века
- тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьян в рыночные отношения
- сохранена сельская община,которая стояла на пути модернизации
Источник: http://ob9klass8.blogspot.com/2011/03/blog-post.html