Попытка демонтажа крепостнической системы при николае i

Попытка демонтажа крепостнической системы при николае i — история России

Дело декабристов имело для молодого государя, как и для всего госу-дарства, громадное значение. Оно оказало огромное влияние на всю правительственную деятельность императора Николая и очень отразилось на общественном настроении его.

Император Николай I во все свое царствование помнил «своих друзей 14-го декабря» (так он выражался о декабристах). Лично знакомый с их делом, сам участвуя в допросах и следствии, Николай имел воз-можность вдуматься в обстоятельства дела.

Из своего знакомства с делом декабристов он вынес заключение о неблагонадежном настроении дворянства. Очень большое количество людей, участвовавших в тайных обществах, было из дворянства. Ни-колай I был склонен считать заговор 14 декабря 1825 г. сословным дворянским движением, охватившим все круги и слои дворянства.

Обратите внимание

Подозревая дворян в стремлении к политическому господству в госу-дарстве, Николай постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной посредством послушного чиновничества, без помощи дворянских учреждений и деятелей.

При Николае I была очень уси-лена централизация управления: все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные сословные учреждения обратились в простые исполнительные органы для мини-стерств.

Знакомясь с делами декабристов, император Николай I убедился, что желание перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания.

Крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения, словом, все то, на что жаловались декабристы, было действительным злом русской жизни.

Покарав декабристов, им-ператор Николай I пришел к выводу, что правительство само должно было произвести исправление и законным путем начать реформы.

С целью успокоения общественного мнения был создан первый секретный комитет (Комитет 6 декабря 1826 г.). Перед комитетом Николай I поставил задачу рассмотреть бумаги Александра I, с тем чтобы «обозреть настоящее положение всех частей управления» и определить, «что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить».

Комитет возглавил председатель Государственного совета, опытный и осторожный администратор В. П. Кочубей, а одним из активных его членов стал М. М.

Сперанский, конституционные «мечтания» ко-торого давно исчезли, а его знания, работоспособность, вера в форму и законодательную деятельность, правительства привлекли симпатии царя.

Комитет 6 декабря регулярно работал 4 года.

Важно

Его предложения о реформе центральных органов власти исходили из идеи «разделения властей», однако не для ограничения самодержавия, а для его упрочения путем более четкого размежевания функций между различными ведомствами. Проекты реформы местной администрации свелись к усилению контроля над ней как со стороны смежных ве-домств, так и со стороны центральных органов власти.

Разработанный комитетом проект закона «о состояниях» носил откровенно продворянский характер: предлагалось упразднить поло-жение петровской «Табели о рангах» о получении дворянского звания по выслуге.

Для того чтобы удовлетворить другие сословия, предла-галось ограничить продажу крепостных без земли. Начавшаяся в 1830 г.

революция во Франции и Бельгии, восстание в Польше напу-гали правительство и заставили его отказаться от таких умеренных реформ.

Чтобы руководить важными делами, император считал необходи-мым иметь собственную канцелярию. Началось превращение Собст-венной его императорского величества канцелярии в важнейший орган государственной власти (I отделение).

Во II-ом отделении велись все законодательные работы и через него испрашивались и получались отступления от законов или изме-нения в них по разным поводам «в порядке верховного управления».

В непосредственное заведование своей канцелярии взял Николай и высшую полицию и учредил для этого знаменитое III отделение во главе с генералом Бенкендорфом. В связи с III Отделением был уч-режден отдельный корпус жандармов с разделением всей страны на пять (а затем до восьми) жандармских округов.

Новые учреждения эти выставлялись как благодетельные для «благонамеренных» обыва-телей и рассчитывали на их поддержку.

Совет

Инструкция корпусу жан-дармов возлагала на них обязанность выяснять и пресекать злоупот-ребления, защищать обывателей от притеснений и вымогательств чи-новничества, отыскивать и представлять к наградам «скромных верно служащих» и даже «поселять в заблудших стремление к добру и выводить их на путь истинный».

IV отделение управляло благотворительными и образовательными учреждениями. В 1836 г. возникло еще и V отделение для управления государственными имуществами и казенными крестьянами (затем было учреждено особое министерство).

Составление законодательного кодекса было поручено М. М. Сперанскому. Первоначально Сперанский поставил перед собой весьмасерьезную задачу: собрать все законы и на этой основе создать новое действующее законодательство. Однако Николай 1 усложнил задачу: собрать все известные законы, издать их в хронологическомпорядке и выбрать из них действующие законы.

Сперанский провел огромную работу по выявлению, сбору и публикации всех законов. В 1830-1832 гг. было издано 45 томов «Полного собрания законов Российской империи», в которое вошло все законодательство, начиная с «Соборного уложения» 1649 г.

до 1825 года, и 6 томов законов, принятых при Николае I (с 1825 по 1830 г.). Затем ежегодно публиковались тома принятых законов. Из этой массы законодательных актов Сперанский произвел отбор и классификацию действующих законов. В 1833 г.

было опубликовано 15 томов «Свода законов», в котором законы были расположены по тематико-хронологическому принципу.

Принято считать, что попытка Николая усовершенствования государственного управления потерпела неудачу. Сверхцентрализация обернулась тем, что высшие инстанции были буквально затоплены морем бумаг и потеряли реальный контроль за ходом дел на местах.

1.2. Крестьянский вопрос

Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта крестьян. Интерес этот поддерживался частыми волнениями крестьян. В царствование Николая I насчитывалось свыше 500 случаев крестьянских волнений.

Обратите внимание

Несколько раз Николай I учреждал секретные («негласные») комитеты по крестьянскому делу.

Они собирали сведения и материалы, писали докладные записки, составляли проекты, но все это бумажное производство оставалосьлежать «под сукном»,ибо сам НиколайI не мог решиться на серьезную ломку существующего порядка.

При обсуждении в Государственном Совете законопроекта об «обязанных крестьянах» (в 1842 г.) император Николай I заявил: «Нет сомнения, что крепостноеправо в нынешнем его положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь — было бы злом, конечно, еще более гибельным»

Указ об «обязательных крестьянах» от 2 апреля 1842 г. не отме-нял указ 1803г. «о вольных хлебопашцах», но владельцам разрешалось «заключать с крестьянами своими по взаимному соглашению договоры на таком основании, чтобы… помещики сохраняли принадлежащее полное право вотчинной собственности на землю…

а крестьяне получали от них участки земли в пользование за установленные повинности». Указ 1842 г. носил толь-ко рекомендательный характер, нормы надела и повинности крестьян всецело завысили от помещика, который сохранял и полную власть над «освобожденным», «обязательным» крестьянином. Практическое значение этого указа было невелико — до реформы 1861 г.

было осво-бождено несколько более 27 тысяч крестьян.

В 1837-1838 гг. для управления «государственными имуществами» (включая казенных крестьян) было учреждено особое Мини-стерство государственных имуществ; министром был назначен гуманный генерал граф П. Д. Киселев. Он настойчиво стремился к всестороннему улучшению их положения.

Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского самоуправления. Министерство графа П. Д.

Киселева заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд кресть-ян: производило размежевание земель, отводило дополнительные на-делы для малоземельных, устраивало ссудо-сберегательные кассы, школы и больницы. Реформа государственной деревни, проведенная П. Д.

Важно

Киселевым, новая форма организации казенных крестьян (в том числе введение самоуправления) послужила образцом для уст-ройства помещичьих крестьян по освобождении их от крепостной за-висимости.

Из внутренних мероприятий николаевского царствования следует упомянуть финансовую реформу графа Е. Ф. Канкрина, который возглавлял министерство финансов с 1824 по 1844 гг. В 1839-1843 гг. граф Е. Ф.

Канкрин произвел формальную девальвацию (официальное уменьшение золотого содержания денежной единицы или понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, сереб-ру…

) ассигнаций (бумажные деньги), установив, что 350 рублей ассигнациями равняются 100 рублям серебром, а затем выпустил новые бумажные деньги — «кредитные билеты», ценность которых обеспечи-валась собранным министром финансов металлическим разменным фондом.

Экономическое развитие страны заставляло правительство покровительствовать промышленности, торговле и, в конечном счете, способствовать развитию капиталистических отношений.

Насажде-ние промышленности, учреждение банков, строительство железных дорог, основание технических учебных заведений, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок — все эти меры поощрения экономического развития проводились с учетом интересов помещике» и нужд самодержавия.

Военные расходы и затраты на растущий аппарат управления требовали увеличения денежных поступлений. Отсюда и принятие поощрительных мер для предпринимателей, издание покровитель-ственных тарифов.

Консервативная по своим истокам политика тормозила, конечно, развитие новых процессов в экономике.

Но они, тем не менее, медленно, но верно пробивали себе дорогу, углубляя кризис всей социально-экономической системы.

Источник:

Кризис феодально-крепостнической системы при Николае I

Николай I (1825 – 1855) вступил на престол, не имея особых представлений о том, как управлять государством.

Напуганный восстанием декабристов и проникнутый ненавистью к различного рода революционным и либеральным течениям, он все усилия направил на поддержание незыблемости самодержавного строя и предотвращения революции в стране.

По мнению императора, общественный строй и правительственный аппарат России нуждались в серьезных реформах, которые Николай, не доверяя общественности, намеревался провести исключительно силами бюрократии под своим руководством.

Совет

Поэтому собственная Его Императорского Величества канцелярия, не игравшая прежде важной роли в государственном управлении, теперь превратилась в главное правительственное учреждение и была разделена на несколько отделений, ведавших различными вопросами.

Отделения канцелярии фактически стояли над министерствами и контролировали их работу.

Николай I стремился вникнуть во все мелочи управления, и этому во многом была подчинена его деятельность по изменению структуры государственного аппарата.

В своих подчиненных император предпочитал видеть не инициативных государственных деятелей, а послушных исполнителей, не имевших собственных взглядов и убеждений.

Источник: https://valdvor.ru/dlya-istorikov/popytka-demontazha-krepostnicheskoj-sistemy-pri-nikolae-i-istoriya-rossii.html

Крепостнической системы при Николае I

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Крепостнической системы при Николае I
Рубрика (тематическая категория) История

Попытки демонтажа

Император

Высшее и центральное управление в первой половинœе XIX в.

Канцелярия при Николае I

Собственная Его Императорского Величества

В царствование Николая I

Апогей самодержавия

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 Г.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Война пробудила чувство национального самосознания русского народа и вызвала патриотический подъем в стране  
Война носила народный характер, что проявилось в массовом героизме, формировании ополчения, действиях партизан  
Победа над французами стала первым шагом в освобождении стран Европы от наполеоновского владычества  
Отечественная война 1812 ᴦ. дала импульс к созданию выдающихся произведений литературы и искусства. В годы Великой Отечественной войны роман Л. Н. Толстого «Война и мир» напоминал о мужестве, стойкости, патриотическом долге  

I Отделœение – канцелярская и

организационная работа.

1826 г

1833 ᴦ. – появление Полного

II Отделœение – подготовка Собрания и Свода Законов Рос-

нового законодательного сийской империи.

кодекса.

Надзор за литературно-фило-

1827 ᴦ. III Отделœение – тайный софскими салонами, репрессии

политический сыск. в отношении революционных и

либеральных деятелœей, цензура

IV Отделœение – благотвори-

1828 ᴦ. тельность, контроль над меди-

цинскими и женскими учебны-

ми заведениями.

1837 — 1842 гᴦ. – реформа про-

V Отделœение – подготовка и водилась по проекту Л. Д. Ки-

1836 ᴦ. проведение реформы управле- селœева, но, в конечном итоге,

ния государственными не увенчалась успехом.

крестьянами.

1842 ᴦ. VI Отделœение — управление 1844 ᴦ. – учреждено Кавказское

национальными окраинами. наместничество.

.

«Я не хочу умереть, не совершив… отмены крепостного права»

(Николай I).

Секретный «комитет 6 декабря» 1826 ᴦ. Обсуждает вопрос об ограничении крепостного права
Секретный комитет 1829 ᴦ. Берет курс на запрещение продажи крестьян без земли
Секретный комитет 1835ᴦ. под руководством П. Д. Киселœева Готовит реформу государственной деревни
Секретный комитет 1839-1842 гᴦ. Обсуждает реформу помещичьей деревни. Более 27 тыс. крестьян по указу 2 апреля 1842 ᴦ. получают личную свободу, переходя в разряд «обязанных»
Секретный комитет 1846-1848 гᴦ. Обсуждает записку Л. А. Перовского «Об уничтожении крепостного права в России»; с 8 ноября 1848 ᴦ. крестьяне получают право льготного самовыкупа при продаже имений с торгов
«Мрачное семилетие» 1849-1855 гᴦ. Под впечатлением европейских революций Николай I отказывается от реформ

Всего при Николае I действовало девять секретных комитетов по крестьянскому вопросу, которые «изрешетили и расшатали устои крепостной жизни» (М. Бородкин).

Казачество – полупривилегированное военное сословие России (Донской, Черноморский, Терский, Оренбургский, Уральский, Сибирский войсковые округа)
Разночинцы – особая служилая группа населœения, включала лично свободных людей «разных чинов», не принадлежащих ни податному, ни привилегированному сословиям (интеллигенты, выходцы из мещан)

Крепостнической системы при Николае I — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Крепостнической системы при Николае I» 2017, 2018.

Читайте также

  • — Режимы работы двигателя GDI

    Всего предусмотрено три режима работы двигателя: · Режим сгорания сверхбедной смеси (впрыск топлива на такте сжатия). · Мощностной режим (впрыск на такте впуска). · Двухстадийный режим (впрыск на тактах впуска и сжатия) (применяется на евромодификациях). Режим сгорания… [читать подробнее].

    Читайте также:  Русско-турецкая война 1828 - 1829 гг.
  • — III. Радиорелейные средства связи

    II. Беспроводные средства связи I. Проводные средства связи Ø Городскую телефонную связь Ø Прямая телефонная связь (селекторная)Ø Радиотелефонная связь («Алтай») Ø Индуктивная связь (ЭКВ связь «Дистон», «Нальмэс») Ø… [читать подробнее].

  • — Расход материалов на 1 км дороги с асфальтобетоном покрытием IV типа

    Таблица 15 Таблица 14 Таблица 13 Таблица 12 Таблица 11 Дороги Движения по сложным процентам в различные годы эксплуатации Величины коэффициентов m, K0, K0m при росте интенсивности Таблица… [читать подробнее].

  • — III. Время 90 минут.

    Занятие №5 Тормозная система Тема №8 Механизмы управления По устройству автомобильной техники Проведения группового занятия План – конспект Преподаватель цикла ПОПОН подполковник Федотов С.А. «____»… [читать подробнее].

  • — Определение Zmin и Xmin из условия отсутствия подрезания

    Рис.5.9. О подрезании зубьев колёс. Рассмотрим, как связан коэффициент сдвига x рейки с числом зубьев, которое может быть нарезано рейкой на колесе. Пусть рейка установлена в положении 1(рис.5.9.). В этом случае прямая головок рейки пересечёт линию зацепления N-N в т. и… [читать подробнее].

  • — Verbos que terminan en –ить, -еть

    Los verbos irregulares   Идти — ir Есть — comer Спать — dormir Хотеть — querer Я Иду Ем Сплю Хочу Ты Идёшь Ешь Спишь Хочешь Он, она Идёт Ест Спит Хочет Мы Идём Едим Спим Хотим Вы Идёте Едите Спите Хотите Они Идут … [читать подробнее].

  • — Verbos que terminan en –ать, -ять

                      Hacer — делать Leer — читать Trabajar — работать Caminar -гулять Я Делаю     Гуляю Ты   Читаешь Работаешь   Он, она Делает     Гуляет Мы   Читаем Работаем   Вы … [читать подробнее].

  • — III. Стартер включен.

    Из позиции I спокойно поворачиваем ключ на 180°, в позицию II. Как только вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла,… [читать подробнее].

  • — PROFIBUS

    Задачи в области промышленной связи часто требуют разных ре­шений. В одном случае необходим обмен сложными, длинными сооб­щениями со средней скоростью. В другом – требуется быстрый обмен короткими сообщениями с использованием упрощенного протокола обмена, например, с… [читать подробнее].

  • — II. Холодильник емкость «А».

      1. 2. ; СА – теплоемкость [воды + металла] первой части холодильника 3. Линеаризация. переводится в Уравнение динамики емкости «А». Уравнение к конечном виде: в относительном виде. II. Уравнение объекта управления, управление которым производится еще и… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/84391_krepostnicheskoy_sistemy_pri_nikolae_i

    Персональный сайт Риттера В.Я. — Модернизация Российской империи XIX — начало XX века

    Попытка демонтажа крепостнической системы при Николае I.

    ...Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех
    ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему, теперь, было бы делом еще более гибельным.

    (Речь Николая I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 года при обсуждении указа об обязанных крестьянах)

    Секретный «комитет 6 декабря» 1826 г. Обсуждает вопрос об ограничении крепостного права
    Секретный комитет 1829 г. Берет курс на запрещение продажи крестьян без земли
    Секретный комитет 1835 г. под руководством П.Д.Киселева Готовит реформу государственной деревни
    Секретный комитет 1839-1842 гг. Обсуждает реформу помещичьей де­ревни. Более 27 тыс. крестьян по ука­зу 2 апреля 1842 г. получают личную свободу, переходя в разряд «обязан­ных»
    Секретный комитет 1846-1848 гг. Обсуждает записку Л.А.Перовского «Об уничтожении крепостного права в России»; с 8 ноября 1848 г. крестья­не получают право льготного самовы­купа при продаже имений с торгов
    «Мрачное семилетие» 1849-1855 гг. Под впечатлением европейских рево­люций Николай I отказывается от ре­форм

    Всего при Николае I действовало девять секретных комитетов по крестьян­скому вопросу, которые «изрешетили и расшатали устои крепостной жиз­ни» (М.Бородкин).

    Либеральные реформы (60-70 гг. XIX в.) Александра II

    Характеристика реформы Результаты
    +
    Земская реформа 1864г. Реформа городского самоуправления 1870г. § земские органы становились всесословными § в ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений. § впоследствии земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству § в соответствии с новым «Городовым положением» создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские Думы. § реформа способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли. § запрещались межгубернские объединения земств § для содержания земских учреждений, а также их служащих был введен специальный налог – земский сбор
    Стабилизация финансовой системы ·   1860г. – основание Государственного банка ·   В.А.Татаринов настоял на гласности бюджета, осуществил «единство кассы», что означало проведение всех государственных выплат и поступлений через одну структуру – Министерство финансов. ·   с 1863г. вместо откупной системы вводилась акцизная, что означало продажу вина при условии выплаты акцизного сбора. ·   централизация финансовой и бюджетной сферы, установление гласности бюджета и финансового контроля, прогрессивные изменения налоговой системы. ·   народные волнения – «трезвенное движение» 1858-1859гг.
    Судебная реформа 1864г. § бессословность суда, равенство всех подданных перед законом § независимость суда от администрации §  создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов) § создавался институт нотариусов Меры, направленные на ограничение судебной реформы: § следствие по делам о государственных преступлениях передается жандармским органам (1871) § учреждается особое присутствие Правительствующего сената (1872) для рассмотрения этой категории дел
    Военные преобразования 1860-1870-х гг. ·   в 1862-1864гг. было образовано 15 военных округов. ·   была устранена излишняя централизация управления, военное министерство освобождалось от рассмотрения военно-административных вопросов местного уровня и характера → возросла оперативность в управлении войсками. ·   1867г. – создание постоянных военно-судебных органов. ·   реформа военно-учебных заведений ·   поступление на вооружение русской армии нарезного оружия ·   введение с января 1874г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20 лет, срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках, 7 лет на флоте.
    Реформа системы народного образования § 16 июня 1863г. утвержден новый Университетский устав (университет образовывали 4 факультета) § среднее образование стало открытым для всех сословий § Женщины могли получить высшее образование на частных курсах § открытие прогимназий § устав лишал студентов права создавать различного рода объединения § установленная за обучение в гимназиях плата делала недоступным обучение в них детей несостоятельных родителей.
    Цензурная реформа 1865г. ·   отменялась предварительная цензура для изданий объемом более 10 печатных листов ·   от цензуры были освобождены правительственные и научные издания

    Контрреформы Александра III:

    Желанием остановить террор «Народной воли» водворить в стране порядок объясняют переход Александра III в 1881 г. к политике контрреформ               

    «Новый курс» имел целью укрепить власть дворянства на местах.

    Реформы 1860-70-х гг. не развивались, а консервировались и даже усекались. Отказ от либеральных преобразований, национал-шовинистический курс правительства замедлил процесс экономического и социального развития страны (Б.В.Ананьич, В.

    Г.Чернуха).

    Шаг назад, застой «Целых 13 лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы буря не разразилась» Упорядочение реформ, шаг вперед «политика Александра III была  направлена на стабилизацию общества, укрепление Российского государства, она опиралась на исторические традиции
    Обнародование Манифеста «О незыблемости самодержавия» В 1881г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось временнообязанное состояние, понижались выкупные платежи.
    1881г. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»: ·   местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать из на срок до пяти лет в любую местность и предавать военному суду, ·   закрывать учебные заведения и органы печати, ·   приостанавливать деятельность земств Учреждение крестьянского банка (1882г.), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. 1883-1885гг. была снижена, а затем и отменена подушная подать с крестьян.
    1882г. были введены «временные правила» о печати, усилившие административный контроль над содержанием периодических изданий и ужесточившие карательную цензуру. Были закрыты многие либеральные издания. 1882г. был принят Закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекция для надзора за его выполнением 1897г. – ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 часов В 1885 г. российское правительство было вынуждено принять закон о запрещении ночной работы женщин и подростков в результате стачек рабочих (1885 г – Морозовская стачка)
    1884г. – новый Университетский устав; 1887г. – «Циркуляр о кухаркиных детях» рекомендовал не принимать в гимназию и прогимназию детей «кучеров, лакеев, прачек и тому подобных людей» Таможенный протекционизм, льготные ссуды и концессии, поддержка отечественной промышленности, поощрение создания крупных заводов и фабрик
    Городовое положение (1892г.) исключило из списка избирателей приказчиков и мелких торговцев. Крупное железнодорожное строительство
    Повторение пути славянофилов + ограничивались права лиц неправославного вероисповедания (особенно евреев)
    Введение института земских начальников (1889г.)

    Реформы П.А.Столыпина. 1906-1917 гг.

    Тупик Успешное решение аграрной проблемы и преодоление противоречий незавершенной модернизации
    1. Процесс переселения и землеустройства был плохо организован. Сплошь и рядом крестьян бросали на произвол судьбы. Значительная их часть вместо того, чтобы утвердиться в качестве самостоятельных хозяев, попала в кабалу к местному кулачеству.  16% (500 000) предпочли вернуться в родные края Ставка на переселение крестьян в Сибирь, создание условий для этого. Комплекс   мероприятий   по   переселению части   крестьянского населения из центральных губерний в Сибирь
    2. Отвлечение крестьянства от революционного движения – более важная задача, чем решение аграрного вопроса. Столыпин рассчитывал на то, что реформы приведут к изменению крестьянской психологии, воспитают уважение к частной собственности и выработают у крестьянства иммунитет к революционной агитации.
    3. Масса крестьян могла только тогда безоговорочно поддержать власть, если бы получила от нее казенные, удельные, помещичьи земли. Попытка отвести удар от помещичьих усадеб, сохранение помещичьего землевладения
    4. Отсутствие общественной поддержки. Бескомпромиссность и жесткость П.А.Столыпина. Особый статус и политическая независимость реформатора. Стремление встать над чьими-то узкими интересами.
    5. Безнадежная попытка спасти империю.
    6. Привязанность крестьян к общине и другим патриархальным ценностям, нежелание менять образ жизни. 22% крестьян выделились из общины.
    7. Даже зажиточные крестьяне – недостаточно надежная опора власти. Борьба с вековым укладом. Ставка на сильного («кулака»)
    8. Крестьянский мир – особый, замкнутый. Крестьянам были чужды государственные интересы. Надежда на то, что крестьяне (особенно зажиточные) станут полноправными и активными гражданами.
    Одной из целей столыпинской аграрной реформы была(о) разрушение крестьянской общины
    Центральной идеей аграрной реформы П. Столыпина являлось: выделение из общины самостоятельного крестьянина-единоличника
    поощрение использования удобрений и техники
    увеличение зернового экспорта
    создание хуторов и отрубов            переселение крестьян на свободные земли
    Итоги
    привела к росту товарности крестьянских хозяйств

    Источник: http://uchltel-lstoria.ucoz.org/index/modernizacija_rossijskoj_imperii_xix_nachalo_xx_veka/0-16

    Кризис феодально-крепостнической системы при Николае I

    Николай I (1825 – 1855) вступил на престол, не имея особых представлений о том, как управлять государством.

    Напуганный восстанием декабристов и проникнутый ненавистью к различного рода революционным и либеральным течениям, он все усилия направил на поддержание незыблемости самодержавного строя и предотвращения революции в стране.

    По мнению императора, общественный строй и правительственный аппарат России нуждались в серьезных реформах, которые Николай, не доверяя общественности, намеревался провести исключительно силами бюрократии под своим руководством.

    Поэтому собственная Его Императорского Величества канцелярия, не игравшая прежде важной роли в государственном управлении, теперь превратилась в главное правительственное учреждение и была разделена на несколько отделений, ведавших различными вопросами.

    Отделения канцелярии фактически стояли над министерствами и контролировали их работу. Николай I стремился вникнуть во все мелочи управления, и этому во многом была подчинена его деятельность по изменению структуры государственного аппарата. В своих подчиненных император предпочитал видеть не инициативных государственных деятелей, а послушных исполнителей, не имевших собственных взглядов и убеждений.

    Николай I

    Николай I, изучив показания декабристов, решил упорядочить российское законодательство. Начиная с 1700 г., эту работу тщетно пыталось произвести множество комиссий.

    Дело в том, что в России действовала масса законодательных актов, изданных в предшествующие царствования, и главным среди них было «Соборное Уложение» 1649 г. В законах накопилось множество противоречий, которые затрудняли решение государственных дел.

    Обратите внимание

    Он составил план работы, считая конечной целью создание сводного закона наподобие «Соборного Уложения» 1649 г.

    Николай был против создания единого законодательного акта, боясь, что Сперанский вернется к своим либеральным взглядам, а потому новый закон будет содержать конституционные идеи, которые ограничат возможности самодержавного правления.

    Несмотря на незавершенность работы, кодификация законодательства имела огромное значение. Она устранила противоречия в законодательстве, создала стройную систему законов, в которой несложно было ориентироваться при решении государственных дел.

    Для проведения необходимых преобразований в государственном управлении Николай 6 декабря 1826 г. образовал особый комитет под председательством графа В. П. Кочубея, однако составленные им проекты реформ не были приведены в действие. После революции 1830 г.

    во Франции и польского восстания император окончательно отказался от коренных реформ государственного строя. Некоторые частные изменения были внесены в систему местного управления. После упразднения губернских сословных судов при Павле I все судебные дела в губерниях были сосредоточены в палатах гражданского и уголовного суда.

    При Николае дворянство получило право выбирать заседателей в эти палаты и представлять кандидатов в председатели, назначаемые царем. Для усиления местной полиции были введены назначаемые правительством становые приставы. Таким образом, в местном управлении дворянство тесно переплеталось с чиновничеством и само служило орудием коронного управления.

    Постоянное внимание и интерес императора привлекал вопрос об улучшении быта крестьян. Этот интерес подпитывался постоянными крестьянскими волнениями, которых в царствование Николая I насчитывалось около 500.

    Важно

    Несколько раз царь учреждал секретные (негласные) комитеты по крестьянскому вопросу, собиравшие материалы, писавшие докладные записки и составлявшие проекты. Однако Николай не мог решиться на серьезную ломку существующего социального порядка.

    Закон «Об обязанных крестьянах» (1842) предоставлял помещикам право добровольно заключать с крестьянами соглашения о прекращении личной крепостной зависимости и о предоставлении им земельных наделов, за которые крестьяне обязаны были нести определенные договором повинности или уплачивать налог. Однако этот закон остался мертвой буквой, поскольку почти никто из помещиков не пожелал им воспользоваться.

    Другими указами Николая I несколько смягчалось крепостное право: запрещался насильственный перевод крепостных на заводы (1827), отменялось право помещика ссылать крепостных в Сибирь (1828), продавать их с публичного торга или дарить (1833), запрещалось покупать крестьян без земли (1841), крестьянам разрешалось приобретать недвижимость (1848), выкупаться на волю во время продажи помещичьих имений с торгов (1847), помещикам разрешалось освобождать дворовых людей на волю без земли (1844).

    В 1837 – 1838 гг. для управления государственными имуществами, включая казенных крестьян, было учреждено особое министерство государственных имуществ, которое возглавил генерал граф П. Д. Киселев (1788 – 1872). Он усматривал в крестьянах живых людей и стремился ко всестороннему улучшению их положения.

    Органами нового министерства в губерниях были палаты государственных имуществ; губернии подразделялись на округа с окружными начальниками во главе. Волостное и сельское управление были построены на началах крестьянского самоуправления.

    Сельское общество являлось первой административной и земельной единицей, в его бессрочном пользовании находилась выделенная ему казенная земля, которая распределялась между домохозяевами с правом постоянного потомственного пользования ею, но без права раздробления ее между членами крестьянской семьи.

    Кроме того, по реформе в государственной деревне снижался размер податей, изменялся порядок их взимания, увеличивались земельные наделы, создавались продовольственные магазины и медицинские пункты. К моменту падения крепостного права в 1861 г.

    экономические положение государственных крестьян было значительно лучше положения крестьян помещичьих, а урегулированное П. Д. Киселевым самоуправление казенных крестьян послужило образцом для устройства помещичьих крестьян в пореформенный период.

    Совет

    Из внутренних мероприятий николаевского царствования следует также упомянуть и финансовую реформу графа Е. Ф. Канкрина, возглавлявшего министерство финансов.

    Он унаследовал от своих предшественников крайне расстроенную денежную систему с весьма низким и постоянно колеблющимся курсом бумажных ассигнаций. В 1839 – 1843 гг. Е. Ф.

    Канкрин произвел формальную девальвацию ассигнаций, установив, что 350 рублей бумажными купюрами равняется 100 рублям серебром, а затем выпустил новые бумажные деньги – «кредитные билеты», ценность которых обеспечивалась собранным им металлическим разменным фондом.

    В области народного просвещения министр граф С. С. Уваров (1786 – 1855) стремился насаждать «истинное просвещение» на основе «православия, самодержавия, народности», провозглашенных им за истинные и исконные начала русской жизни. Теория официальной народности, таким образом, обосновывала особость исторического пути России. В 1835 г.

    была проведена реформа управления народным образованием, в результате которой введено новое положение об учебных округах, усилившее бюрократический контроль над школой и университетами. Права попечителя учебного округа были значительно расширены, а его влияние на жизнь учебных заведений резко возросло. Университетский устав 1835 г.

    ограничил

    автономию университетов: ректор и деканы факультетов после избрания на должность Советом университета (сроком на 4 года) утверждались императором (ректор) и министром народного просвещения (деканы). После европейской революции 1848 – 1849 гг. Николай переходит к системе безудержной реакции.

    В этом отношении весьма показательным является факт учреждения в 1848 г. особого комитета под председательством графа Д. П. Бутурлина с целью наблюдения за печатью. «Бутурлинский комитет» довел дело цензуры книг и периодической печати до абсурдных крайностей.

    Семилетний период деятельности комитета литераторы окрестили «эпохой цензурного террора».

    Обратите внимание

    В период правления Николая I внешняя политика России развивалась по трем направлениям: борьба с революциями в Европе, «восточный вопрос» и присоединение Кавказа. Эти внешнеполитические проблемы были связаны с крупными политическими событиями на мировой арене, изменившими расстановку сил и определившими характер дипломатической борьбы держав.

    Это было время утверждения капитализма в ведущих странах Западной Европы и Северной Америки, в связи с этим усиления колониальной экспансии, особенно Англии и Франции, обострения борьбы между развитыми капиталистическими державами за рынки сбыта, за раздел мира.

    Вместе с тем это была и эпоха сильнейших революционных потрясений, охвативших страны Западной Европы в 1830 – 1831 и 1848 – 1849 гг. Борьба с «революционной опасностью» являлась одной их ведущих проблем николаевской внешней политики.

    В период его царствования русские войска участвовали в подавлении революций (восстаний) в ряде европейских государств: Во Франции (1830), Польше (1830 — 1831), Дунайских княжествах и Венгрии (1849). За проведение подобного рода акций царизм стали называть «жандармом Европы».

    Участие России в решении второй внешнеполитической задачи – «восточного вопроса» – было связано с обеспечением безопасности ее южных границ и хозяйственным освоением юга страны, с интенсивным ростом торговли через черноморские порты. Россия старалась укрепить свои позиции на Балканах, чтобы помешать экспансии европейских держав (Англии, Франции) в этом регионе.

    Результатом обострения противоречий между Россией и европейскими державами в ходе решения восточного вопроса стала Крымская война (1853 – 1855), являвшаяся серьезным показателем кризиса империи. Важное стратегическое значение для Российского государства имела проблема, связанная с присоединением Северного Кавказа.

    Решение данного вопроса обеспечило бы «спокойный» тыл России в ее ближневосточных и средневосточных делах.

    Присоединение северокавказских территорий имело ряд последствий: прекращение кровавых феодальных войн, уничтожение работорговли, развитие хозяйственной жизни региона, втягивание Кавказа во всероссийский рынок, создание предпосылок для формирования наций, подавление национально-освободительного движения горцев (Кавказская война длилась с 1817 по 1864 гг. и стоила русской армии 77 тыс. человек).

    «Охранительная» политика Николая I продолжалась до конца его жизни. Крымская война показала, что он охранял обветшалый и непригодный для жизни строй, в рамках которого развивалась новая система капиталистических отношений.

    Важно

    Это обстоятельство является основным фактором кризиса феодализма в России, который затронул прежде всего систему социально-экономических связей. Кризисные явления зримо проявились на рубеже 20-30-х гг., а ускорение процессу придал промышленный переворот, начавшийся в России в 30-40-е гг.

    Регрессировало, прежде всего, крепостное хозяйство, прогрессивные же сдвиги наблюдались в мелкотоварном и промышленном производстве. Крепостная система выступала главным тормозом модернизации страны, тем более что обнаружила высокий уровень приспособляемости и поддержки со стороны власти.

    Это происходило за счет распространения феодальных отношений на окраины государства.

    

    Источник: http://biofile.ru/his/24261.html

    Кризис феодально-крепостнической системы

    Феодально-крепостническая система существовала на Руси на протяжении множества веков, однако в начале 19 века начинается её кризис. Возрастание недовольства среди крестьян существующим порядком, а также экономическая несостоятельность старой системы в итоге приведут к тому, что крепостное право будет отменено, а в стране будут проведены множественные реформы.

    Причины кризиса феодально-крепостнической системы России

    Основной причиной кризиса феодальной системы явились изменения, произошедшие в народном хозяйстве.

    Экономика Россия всегда была аграрной, однако постепенно обрабатываемые земли начали истощаться (все это происходило одновременно с ростом численности населения), ресурсов становилось меньше и это привело к тому, что активно стала развиваться торговля, как альтернативная экономическая система.

    Земли, принадлежащие ранее феодалам становились менее ухоженными, крестьяне получили больше свободы, ослабло влияние барщины. Постепенно экономика начинала вставать на новый путь развития – капиталистический.

    Итак, основные причины кризиса феодально-крепостнической системы России:

    • развал системы крепостничества;
    • падение производительности барственного труда;
    • истощение ресурсов;
    • экономическая несостоятельность феодальной системы в условиях современной экономики.

    Промышленность

    Также огромное значение оказал резкий рост промышленности. В 30-40 годах было положено начало промышленного переворота, ознаменовавшееся переходом от системы мануфактур к паровым двигателям. Началось массовое строительство фабрик, все большее количество людей предпочитало работу на заводе работе на земле. Таким образом, к 60 года примерно 40% людей трудились на заводах.

    Рост промышленности привёл к появлению новых классов – промышленной буржуазии и пролетариата. Эти классы считали крепостничество системой, изжившей себя и не хотели работать на земле. Постепенно аграрная экономика становилась промышленной.

    Наличие крепостного права задерживало развитие капитализма и рост промышленности, так как наем зависимых крестьян для работы на заводах не оправдывал себя – производительность труда падала, а издержки росли.

    Поражение России в Крымской войне сыграло не маловажное значение в отмене крепостного права. Армия нуждалась в реформировании, был необходим переход на всеобщую воинскую повинность, а без освобождения людей, находившихся в положении рабов, реформа была невозможна.

    В итоге в 1861 году в Петербурге императором был подписан Манифест, отменяющий крепостное право. В результате отмены крепостного права, в России постепенно началось проведение других реформ, превращающих страну в буржуазную монархию.

    ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

    Источник: http://historykratko.com/krizis-feodalno-krepostnicheskoy-sistemy

    Отношение Николая I к проблеме отмены крепостного права в России Деятельность секретных комитетов

    Новое правительство, действуя в консервативном духе и бюрократическими средствами, не сняло с очереди поставленных вопросов внутреннего устройства. Новый император с начала царствования имел смелость приступить и к крестьянскому вопросу; но он разрешил вести его тайно от общества, чисто бюрократическими средствами.

    В начале царствования, под влиянием движения 14 декабря, в крестьянском населении распространились слухи о скором освобождении.

    Чтобы прекратить их, новый император издал манифест, в котором прямо заявил, что в положении крепостных крестьян не будет сделано никакой перемены, но при этом секретно было внушено через губернаторов помещикам, чтобы они соблюдали «законное и христианское обращение» с крестьянами.

    Совет

    Мысль об освобождении крестьян занимала императора в первые годы царствования, и он внимательно высматривал людей, которые бы могли совершить это важное дело. Присутствие этой мысли у императора обнаруживалось не раз; так, в 1834 г.

    , беседуя с Киселевым, император указал на большие картоны, стоявшие у него в кабинете; он прибавил, что в этих картонах с начала царствования он собрал все бумаги, касающиеся процесса, «какой, — говорил Николай, — я хочу вести против рабства, когда наступит время, чтобы освободить крестьян по всей империи». Для разработки этого вопроса в продолжение царствования составлялось несколько секретных или весьма секретных комитетов; они обсуждали тяжелое дело; просматривая положение не только крепостных, но и всех крестьян, вырабатывали проекты, большая часть которых оставалась неосуществленной.

    Нет надобности передавать деятельность этих секретных или весьма секретных комитетов; достаточно только сказать, что в 1826 г. составлен был первый секретный комитет для выработки нового положения «об устройстве всех состояний людей».

    Император сначала не чужд был некоторой мысли о реформе; комитет этот вырабатывал проект устройства сословий; вопрос о крепостных крестьянах возбужден был запиской Сперанского, который теперь яснее смотрел на дело, чем в 1808 — 1809 гг.

    Проект этот был уже приготовлен для подписи, но предварительно был отослан в Варшаву к наместнику, великому князю Константину, который вооружился против него, наделал много замечаний и тем остановил его распространение. Комитеты эти, впрочем, оставили следы своей деятельности в законодательстве по крепостному вопросу.

    Чтобы понять эти следы, надобно представить себе в главных чертах состав русского общества того времени. Возьмем данные VIII ревизии, произведенной в 1836 г.; по этим данным, оказалось, что в Европейской России без Царства Польского и без Финляндии, но с Сибирью народонаселение простиралось до 52 млн.

    Сельское население по-прежнему решительно преобладало численностью над остальными классами, именно в составе его считалось до 25 млн крепостных крестьян, принадлежавших или дворянам, или некоторым благотворительным и учебным заведениям, или частным фабрикам и заводам (по закону Петра 1721 г.).

    Читайте также:  Русско-иранская война 1804 - 1813 гг. минимум для егэ

    Крестьян государственных с удельными считалось миллионов 17 или 18; последних, по VIII ревизии, было слишком 1 млн душ обоего пола. На все остальные классы, следовательно, приходилось миллионов 9 — 10, считая здесь и военных; духовенства в том числе считалось 272 тыс.

    Трудно определить количество городского населения, состоявшего из купцов, фабрикантов, мещан и ремесленников; купцов трех гильдий считалось около 128 тыс.

    Обратите внимание

    Если вы представите себе по этим цифрам, как расчислено было общество, вы увидите, какой странный вид оно представляло.

    Высшие сословия — гильдейские граждане, гильдейские купцы, духовенство — представляли в численном отношении маленькие неровности, чуть заметные нарывы на народном теле; между тем только эти неровности маленькие и пользовались полнотою гражданских прав; масса сельского населения была стеснена в этих правах, так что на деле было мало разницы между казенными или вольными крестьянами. Так как всюду господствовал крепостной принцип, то и казенные крестьяне относились к дворянским исправникам или коронным чиновникам — становым — почти так же, как крепостные крестьяне к своему господину.

    Теперь представим, что все это сельское население в большей части своих дел ведалось особой своей администрацией или землевладельцами, или чиновниками земской полиции и что общие правительственные учреждения ведали свободными, только высшим сословием.

    Какой социальный материал был у описанного сложного правительственного механизма, чем собственно правили эти бюрократические учреждения — Государственный совет, министерства и т.д.

    ? Они правили ничтожной кучкой народа, может быть миллионом с небольшим душ; вся остальная масса ведалась своими особыми властями, и дело ее не доходило до общих учреждений.

    Один администратор того времени, принявши в расчет численное неравенство между свободными и несвободными людьми, рассчитал, что так как правительственные учреждения ведают только вполне свободными людьми, то Русское государство по количеству свободных людей в 45 раз меньше Франции.

    Важнейший результат деятельности комитетов, составленных для устройства крестьянского населения, состоял в учреждении особого управления для государственных крестьян.

    Чтобы приготовить развязку крепостного вопроса, правительство Николая задумало облегчить ее косвенным средством, дать казенным крестьянам такое устройство, которое, подняв их благосостояние, вместе с тем служило бы и образцом для будущего устройства крепостных крестьян. Казенных крестьян, считалось тогда миллионов 17 — 16, если исключить из них дворцовых.

    Кроме земель, которыми пользовались эти крестьяне, в непосредственном обладании казны было еще множество ненаселенных земель и лесов; такой считалось около 90 млн десятин, а казенного леса — около 119 млн десятин.

    Важно

    Прежде казенные крестьяне, как и земли с лесами, ведались в особом департаменте министерства финансов; теперь решено было выделить этот громадный государственный капитал в особое управление.

    Министерство финансов, занятое другими делами и преследовавшее одну цель — извлечение из всех статей наибольшего дохода, не могло надлежавшим образом следить за бытом казенных крестьян, вот почему они оставались без защиты в руках дворянской администрации, которая эксплуатировала их в пользу помещичьих крестьян. Самые тяжелые натуральные повинности складывали на крестьян казенных, щадя помещиков. Благодаря всему этому быт казенных крестьян расстроился; они обеднели и стали тяжелым бременем на плечах правительства. Каждый неурожай заставлял казну выдавать огромные суммы на пропитание этих крестьян и на обсеменение полей.

    Итак, казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян.

    Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей.

    Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен.

    Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ.

    Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени.

    Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов — 1843 г. и следующие — не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

    Совет

    Совокупность законов, изданных в царствование Николая, должна была коренным образом изменить этот взгляд; все эти законы были направлены к тому, чтобы охранить государственный интерес, связанный с положением крепостных крестьян.

    Право владеть крепостными душами эти законы переносили с почвы гражданского права на почву права государственного; во всех них заявлена мысль, что крепостной человек не простая собственность частного лица, а прежде всего подданный государства.

    Это важный результат, который сам по себе мог бы оправдать все усилия, потраченные Николаем на разрешение крестьянского вопроса.

    Но был и другой столь важный результат, который вышел незаметно из основной мысли закона 2 апреля 1842 г. Результат этот надо весь поставить на счет графа Киселева.

    Закон просто говорил, что землевладелец может входить с крестьянином в добровольное соглашение, уступая ему право постоянного пользования землей на известных условиях, после чего крестьянин переставал зависеть от землевладельца, а последний освобождался от обязанностей, сопряженных с владением крепостными; только это и говорил закон.

    Между тем можно было посмотреть на закон и с другой стороны. Очевидно, личная свобода приобреталась крестьянином даром, без выкупа; закон молча вошел в действующее законодательство.

    Помещики, говоря о неудаче закона, смеялись над ним, но они не заметили, какой переворот совершился в законодательстве; свобода крестьянской личности, следовательно, не оплачивалась; а мы помним, как государственные люди, даже очень умные, вроде адмирала Мордвинова, таксировали крестьянскую личность, назначая известную сумму за возраст.

    Как скоро молчаливо было признано законом это начало, тотчас же из закона могли вывести, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают отношения к земле, с которой нельзя согнать большую часть государственных плательщиков. На почве закона 1842 г. только и стало возможно Положение 19 февраля, первая статья которого гласит, что крестьяне получают личную свободу «без выкупа».

    Обратите внимание

    Итак, в царствование Николая законодательство о крепостном праве стало на новую почву и достигло важного результата — общего молчаливого признания, что крепостной крестьянин не есть частная собственность землевладельца; закон 1842 г. достиг перемещения в праве, но не в положении крестьян.

    Законодательство при этом могло достигнуть и практических результатов, и эти результаты вышли бы из законодательства Николая, если бы законы применялись иначе. Однако в нашей внутренней истории XIX в.

    нет ничего любопытнее применения законов о крепостных крестьянах в царствование Николая, ничто так не наводит на размышление о свойстве государственного порядка. Приведу отдельный случай. Мы видели, какое важное значение имеет закон 1827 г. о четырех с половиною десятинах земли; этот закон был внесен в первое издание Свода законов.

    После Сперанского второе отделение Собственной е. в. канцелярии издавало второе издание Свода законов. Заглянули в него: закона 1827 г. нет как нет; он не был отменен, а просто пропал без вести, как пропало известное дело об откупщике.

    Можно понять, какое важное значение мог бы иметь закон 8 октября 1847 г., предоставлявший крестьянам имений, продававшихся с публичного торга, выкупаться с землей: две трети дворянских имений состояли в неоплатных долгах казенным учреждениям. Сумма этих долгов близко подходила к миллиарду.

    Собственно говоря, освобождение крестьян можно было бы совершить чисто финансовой операцией, назначив срок для уплаты долгов, и потом конфисковать имения, как они конфискуются и теперь частными банками. Но не хотели прибегать к такой политической стратегеме, пользуясь затруднительным положением дворянства.

    Имений, которые продавались с публичного торга, было множество, но, чтобы крестьяне могли выкупаться, нужно было устроить удобный для них порядок аукциона, устроить известный порядок оповещения крестьян о продаже, наконец, устроить им возможность получать ссуды (редкое имение могло тотчас собрать достаточное количество своих денег), ничего этого не было предусмотрено. Закон просто был брошен в аукционную залу, со всех сторон полились представления о затруднениях, какие встречались при применении закона. Правительство могло поступить двояко: сознавая недостаток выработанного закона, оно могло гласно отменить его; сознавая пользу этого закона, оно могло развить и поправить его; то и другое оно могло сделать по праву, ибо каждое правительство может и отменить закон и поправить его, сознаваясь в ошибке; все это в порядке вещей. Поступили иначе. Высочайшая власть не отменяла закона, но через несколько месяцев вышло новое издание Свода законов; закона 8 октября там не оказалось. Имения продавали с торгов, крестьяне обращались с ходатайством к правительству; им говорили, что закона об этом нет, им показали издание, и просители не находили его там. Высшая власть не отменяла закона; бюрократия, устроенная для установления строгого порядка во всем, представляла единственное в мире правительство, которое крадет у народа законы, изданные высшей властью; этого никогда не было ни в одну эпоху, кроме царствования Николая, и, вероятно, никогда не повторится.

    Точно так же разделан был закон 1848 г., предоставлявший крестьянам право приобретать недвижимую собственность. Он был так выражен, что крестьяне отказались от пользования этим законом.

    Важно

    Крестьяне могли приобретать недвижимую собственность с согласия помещика; они должны были заявлять помещику свое желание и возможность приобрести собственность; землевладелец мог и отказать в этом согласии, но он знал, что у крестьянина есть капитал, и, пользуясь своим правом, мог отнять его или мог дать согласие на покупку собственности, а потом взять у крестьянина, ибо оставалась еще в полном действии статья, которая гласила, что крестьянин не имеет права начинать иск. Значит, закон одной рукой давал сословию право, а другой подчинял пользование этим правом безграничному произволу.

    Так умела выражать мысли верховной власти тогдашняя бюрократия; выразив столь своеобразно мысль закона, она тем самым отменила высочайшую волю. Это нужно знать, чтобы понять печальную справедливость слов императора, который сказал, что империей правит столоначальник.

    Благодаря недостатку решительности все законодательство Николая о крестьянах осталось без практических последствий, которые надо отличать от перемен в праве. Трудно объяснить эту непоследовательность и эту нерешительность; даже крепостники-землевладельцы удивились.

    Среди толков, вызванных законом 2 апреля, в бумагах Киселева записано и одно любопытное возражение, которое тогда часто повторяли.

    Некий дворянин говорил: «Зачем нас мучают этими полумерами? Разве в России нет верховной власти, которая может приказать землевладельцам отпустить своих крестьян на волю с землей или без земли? Это вправе сделать верховная власть. Дворянство, всегда верно преданное престолу, получив приказ исполнить это, исполнило бы его».

    Что можно было сказать против этого возражения, шедшего из среды помещиков, которые были против освобождения крестьян? Надо думать, что недостаток решимости и последовательности, боязнь пользоваться верховной властью объясняются недостатком знакомства со средой и настоящим того класса, интересы которого преимущественно были связаны с крепостным правом. Дворянство при Николае внушало более страха, чем при Александре. Рассматривая бумаги неофициального комитета, который собирался при Александре в начале его царствования, мы там встречаем такие суждения графа Строганова о дворянстве, которые показывают, что государственные люди того времени вовсе не считали его средой, способной дать правительству оппозицию.

    

    Источник: https://infopedia.su/9x67f.html

    Ссылка на основную публикацию