Положение в османской империи в 70-х годах xix века

Османская империя в период с начала XIX века до 70-х годов

В рассматриваемый период Османская империя представляла собой абсолютную монархию, где полностью сохранились признаки средневекового военного государства.

Как монарх, султан обладал безграничной властью. Его деспотическая власть и неподготовленность к восприятию новшеств, стали основным барьером на пути развития общества.

Обратите внимание

Все государственные служащие и население, кроме служителей религии, считались рабами султана.

Разумеется, в стране были попытки проведения реформ, но из-за противодействия религиозных фанатиков и иностранных колониальных держав они оставались неосуществленными.

«Восточный вопрос»

В конце XVIII века великие европейские державы, пользуясь наметившимся распадом Османской империи, стали проявлять интерес к ее владениям. Эти территории имели важное географическое и политическое значение, были богаты природными ресурсами и являлись источниками сырья.

Великобритания, Франция, Австрия и Россия стремились заполучить самые выгодные для себя территории входящие во владения Османской империи. Борьба между европейскими странами за обретение владений Османской империи и наметившиеся в связи с этим противоречия между этими странами стали называться «Восточным вопросом». Великобритания и Франция стремились держать империю под своим влиянием.

Россия желала укрепиться на зависимом от Османской империи Балканском полуострове и завладеть проливами Босфор и Дарданелл на Черном море, а также городом Стамбул. Австрия, желая собственного господства на Балканском полуострове, ни за что не хотела допускать туда Россию.

Обострение восточного вопроса

Дальнейшее развитие капитализма в передовых странах Европы способствовало росту потребности в новых сырьевых источниках. Борьба европейских держав за раздел турецких владений усилилась. Страны Европы использовали национально-освободительную борьбу народов Османской империи, как арену для вмешательства во внутренние дела Турции.

В 1827 году Великобритания, Франция, Австрия и Россия подписали в Лондоне соглашение, предусматривающее наделение Греции (подвластной Турции) правами автономии. В 1830 году Франция захватила Алжир. Неудачи султанского правительства позволили египетскому правителю Мухаммеду-Али открыто выступить против Турции. В 1832 году Мухаммед-Али разгромил войска султана. Путь в Стамбул был открыт.

Но Россия спасла империю от гибели. Потому что для России, во-первых, стремившейся завладеть черноморскими проливами, выгоднее было иметь слабого соперника в лице Турции, чем сильного — в лице Мухаммеда- Али. Во-вторых, победа Мухаммеда-Али означала и победу поддерживающей его Франции. Вот почему Россия предложила свою помощь турецкому султану.

Под натиском русского флота Мухаммед-Али повернул свою армию в Египет. Между Россией и Турцией началось сближение. Однако для Великобритании и Франции русско-турецкие союзнические отношения были не выгодны. Поэтому они стали поддерживать Мухаммеда-Али. Мухаммед-Али потребовал у турецкого султана разрешение на наследование управляемых им территорий.

Это требование явилось причиной для начала новой войны. В 1840 году, в итоге войны, Мухаммед-Али получил право наследовать свои владения — Египет и Судан.

Превращение империи в полуколонию

Европейские страны усиливали вмешательство во внутренние дела Турции. Стремление России укрепиться в турецких владениях привело к Восточной войне, начавшейся в 1853 году. В российскую историю она вошла как Крымская война 1853 — 1856 годов.

Прямым поводом для войны послужил следующий случай. Российский царь Николай I потребовал у султана признать Россию заступницей всех православных народов, живущих во владениях турецкой империи. Великобритания и Франция отговорили султана признать это предложение.

В результате началась русско-турецкая война.

В войне выиграла выступившая против России коалиция Великобритании, Франции и Турции. Но эта победа укрепила зависимость Турции от Англии и Франции.

Важно

Парижский мирный договор, подписанный в результате войны, практически обеспечивал «покро-вительство» западных государств над Турцией. Иностранцы получили право покупать в Турции землю и другую недвижимость.

Были подтверждены концессии, предоставленные иностранным государствам. Так был открыт путь к полуколониальному существованию Турции.

В 60-х годах XIX века великие державы обладали в Турции экономической и политической властью, позволяющей им диктовать ее политику. В то же время Турция стала погружаться в трясину финансовой зависимости.

К 70-м годам внешний долг Турции иностранным государствам составил 2,4 млрд. франков. Турция, обладавшая некогда колониями на трех континентах, пребывала теперь в положении полуколонии великих держав Европы.

Концессия — договор на сдачу иностранному капиталу на определенное время принадлежащих государству предприятий, собственности с правом использования.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма.

    Источник: http://vek-noviy.ru/novaya-istoriya/aziatskie-stranyi-s-nachala-xix-veka-do79-h-godov/osmanskaya-imperiya-v-period-s-nachala-xix-veka-do-70-h-godov.html

    задание 3 Укажите причины кризиса 70-х годов 19 века в османской империи — Школьные Знания.com

    К 70-м годам зависимость Османской империи от иностранных держав
    зашла уже довольно далеко. После Крымской войны быстро увеличивалась
    задолженность турецкого правительства по кабальным займам.

    Иностранные
    колонизаторы широко ис­пользовали в своих интересах режим капитуляций.

    Они опира­лись на турецкую феодальную реакцию и компрадорскую
    бур­жуазию, представленную по преимуществу купцами нетурецкой
    национальности.

    После франко-прусской войны значительно осложнилось международное
    положение Турции. Возросла агрессивность Англии и Франции, стремившихся к
    захвату территории Ос­манской империи.

    В борьбу за Турцию и Балканы
    постепенно включалась Германия, усиливала свою экспансию на Балканах
    Австро-Венгрия. Вновь активизировалась царская Россия, ко­торая еще в
    1870 г.

    получила возможность объявить недейст­вительными статьи
    Парижского трактата, ущемлявшие ее пра­ва на Черном море. Все это,
    вместе взятое, значительно увели­чило угрозу колониального порабощения
    Турции.

    Совет

    Основная отрасль турецкой экономики — сельское хозяйст­во —
    переживала глубокий упадок. Один из путешественников, посетивших
    Анатолию, отмечал, что турецкие крестьяне упот­ребляют плуг, «которым,
    может быть, еще Ной царапал долины возле Арарата». Урожаи были крайне
    низкими.

    Турецкие кре­стьяне создали об урожае горькую поговорку: «Часть
    пропадет, часть холодом побьет, часть птицы склюют, а часть, если богу
    угодно, достанется мне». Но и эта часть уходила помещику и сборщику
    налогов.

    Правители многих областей Анатолии признавали, что нет ни
    одного крестьянина, за которым бы не чис­лилось недоимок, превышающих
    весь возможный его доход за три года подряд.

    Упадок сельского хозяйства привел к тому, что голодные годы
    следовали один за другим. Сильный голод поразил север­ные и центральные
    районы Малой Азии в 1873—1875 гг.

    Значительно ухудшилось положение городского населения. Ремесло
    приходило в упадок, а феодальные порядки и конку­ренция иностранных
    товаров препятствовали развитию капита­листического производства.

    Султанское правительство ощущало постоянную нехватку денег. Оно
    пыталось найти выход из финансовых затруднений, получая новые кабальные
    займы у иностранных банкиров.

    Только за пятилетие (1870—1874) турецкое
    правительство под­писало соглашения о кабальных иностранных займах на
    сумму почти 3 млрд. фр. Общая же сумма иностранной задолженно­сти
    (учитывая займы предшествующего периода) достигла примерно 5,3 млрд. фр.

    Платежи процентов по займам погло­щали большую часть турецкого бюджета.
    Размер взимаемого с крестьян налога — ашара («десятины») — был сильно
    уве­личен.

    Обратите внимание

    Таким образом, в 70-х годах XIX в. резко обострился кри­зис, уже
    давно охвативший Османскую империю. По всей импе­рии нарастало
    недовольство народных масс.

    Оживилась деятельность находившихся в эмиграции «новых османов». В
    издававшихся за границей газетах и листовках они требовали введения
    конституции и осуществления реформ. Идеи «новых османов» находили
    поддержку у некоторых либерально настроенных чиновников и офицеров.

    К
    ним присоединился выдвинувшийся во второй период танзимата крупный
    государ­ственный деятель Мидхат-паша, одно время занимавший пост
    великого визиря. Мидхат-паша и «новые османы» выражали интересы турецких
    либеральных помещиков и нарождавшейся буржуазии.

    Они боролись против
    султанского абсолютизма прежде всего во имя предотвращения гибели
    Османской импе­рии, покоившейся на угнетении турками других народов.

    В
    силу своей классовой позиции они не понимали, что сам турец­кий народ
    сможет освободиться от гнета султанского абсолю­тизма только при условии
    освобождения других народов импе­рии от турецкого ига. Во внешней
    политике Мидхат и его сто­ронники ориентировались на Англию.

    Источник: https://znanija.com/task/18596548

    История.ру

    В последней трети XIX в. наряду с осуществлением открытых захватов обширных районов Азии и Африки капиталистические державы Запада окончательно подчинили себе экономически и политически ряд стран, формально сохранивших государственную самостоятельность.

    К числу таких зависимых, полуколониальных стран принадлежали Турция, Иран и Афганистан.

    К началу 70-х годов усилилась зависимость Османской империи от иностранных держав. Иностранные капиталисты широко использовали неэквивалентную торговлю, неравноправные договоры, кабальные займы, режим капитуляции.

    Важно

    В их руках находился такой важный рычаг воздействия на экономику и политическую жизнь страны, как Оттоманский имперский банк. Они опирались на турецких феодалов и компрадорскую буржуазию, представленную по преимуществу купцами нетурецких национальностей.

    Основная отрасль экономики страны — сельское хозяйство — находилась в упадке. Засевалась лишь небольшая часть пригодной для обработки земли. Урожаи были крайне низкими. У крестьян сложилась горькая поговорка об урожае: «Часть пропадет, часть холодом побьет, часть птицы склюют, а часть, если богу угодно, достанется мне». Львиную долю урожая забирали помещик и сборщик налогов.

    style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

    data-ad-slot=»5810772814″>

    style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

    data-ad-slot=»5810772814″>

    Правители многих областей Анатолии признавали, что нет ни одного крестьянина, «за которым бы но числилось недоимок, превышающих весь возможный его доход за три года вперед». В 70-х годах в долговых тюрьмах Турции находилось около 40 тыс. человек, главным образом крестьян.

    Значительно ухудшилось положение городского населения. Конкуренция иностранных товаров разрушала местное ремесло, а феодальные порядки препятствовали развитию капиталистического производства.

    Платежи по кабальным займам, огромные расходы на содержание чиновничьего аппарата и армии, крайняя расточительность султанского двора вконец подорвали финансы Турции. Правительство пыталось найти выход из финансовых затруднений при помощи новых займов у иностранных банкиров.

    Только за пятилетие — с 1870 по 1874 г.— турецкое правительство заключило кабальные соглашения об иностранных займах на сумму почти в 3 млрд. фр. Общая сумма внешнего долга достигла к этому времени 5,3 млрд, фр.; платежи процентов по займам поглощали большую часть турецкого бюджета.

    По всей империи усиливалось и нарастало недовольство народных масс. В правящих кругах и правительстве царили неуверенность и растерянность. Участились смены кабинета; за три года (1871—1873) сменилось около десятка великих везиров.

    Оживилась деятельность «новых османов». Это политическое течение сложилось еще в 60-х годах на основе зародившегося тогда просветительного движения, в котором участвовали писатель и драматург Намык Кемаль, публицист Ибрахим Шинаси и другие представители молодой турецкой интеллигенции. «Новые османы» стремились превратить Турцию в конституционную монархию.

    Совет

    Созданная ими в 1865 г. в Стамбуле тайная политическая организация намеревалась осуществить при поддержке некоторых видных военных и гражданских деятелей государственный переворот, чтобы добиться от султана введения конституции. В 1866 г. организация была раскрыта, часть ее участников попала в тюрьму, другие эмигрировали.

    В издававшихся за границей газетах и листовках «новые османы» требовали введения конституции и осуществления реформ. Их идеи находили поддержку у некоторых либерально настроенных чиновников и офицеров. К ним присоединился крупный государственный деятель Мидхат-паша, занимавший до этого посты губернатора в Болгарии и Багдаде.

    Мидхат-паша и «новые османы» выражали интересы турецких либеральных помещиков и нарождавшейся буржуазии. Они боролись против султанского абсолютизма прежде всего во имя предотвращения гибели Османской империи. Во внешней политике Мидхат ориентировался на Англию.

    Кризис Османской империи углублялся в связи с усилением освободительной борьбы народов Балканского полуострова, находившихся еще под турецким игом.

    Карательные походы турецких войск против восставшего населения Боснии и Герцеговины в 1875 г. вызвали дополнительные расходы и истощили финансы османского правительства. Оно не смогло внести очередных платежей по займам.

    Для изыскания средств было проведено изъятие части доходов от вакуфных земель, что вызывало недовольство духовенства. Была сделана попытка сократить государственный аппарат, урезать жалованье чиновникам, офицерам, учителям светских и религиозных школ.

    Но и эти меры не могли улучшить финансовое положение страны.

    В октябре 1875 г. Турция официально объявила частичное финансовое банкротство.

    Стремясь отвести от себя растущее в стране недовольство, правительство стало провоцировать погромы против христианского населения.

    Во время столкновений между мусульманами и христианами в Салониках были убиты французский и немецкий консулы.

    Обратите внимание

    Герцеговинское восстание и события в Салониках были использованы европейскими державами как повод для вмешательства в дела Османской империи.

    В январе 1876 г. страны, подписавшие Парижский трактат 1856 г., потребовали от Турции немедленного проведения реформе Боснии и Герцеговине.

    Султанское правительство согласилось принять это требование.

    Однако начавшееся в апреле 1876 г. крупное восстание болгарского народа нанесло новый удар султанскому режиму.

    Источник: http://www.istoriia.ru/konec-xix-v-nachalo-xx-v/obostrenie-krizisa-osmanskoj-imperii.html

    Начало, цели и особенности реформаторского движения в Османской империи на рубеже XVIII–XIX вв

    Первые попытки проведения реформ Османиды предприняли еще в середине XVII столетия. В период великого везира Махмеда Кёпрюлю правительство пыталось укрепить структуру армии и государства как за счет восстановления боеспособности тимариотов, так и за счет сокращения вакуфных земель. Результаты первых реформ были не долговременными.

    В конце XVIII в. государство, потерпев поражение в войнах с Российской империей, начинает второй тур реформ. Реформаторы хотели остановить развал Империи и укрепить государство, а также создать условия для развития экономики. Проведенные реформы можно условно разделить на два этапа: реформы Селима III и Махмуда II (1791-1839); танзимат (1839 – 1871/1876).

    На первом этапе (1791-1839) реформированием государства занимались султаны Селим III (1789-1807) и Махмуд II (1808-1839). В 1791 г. Селим III поручил своим подданным предоставить письменные предложения по реформированию государства. Всего поступило 17, по другим данным 22 докладные записки о реформах.

    На основании этих предложений было принято решение начать преобразования. Иногда историки сводят их только к военной реформе. Действительно, проведение военной реформы было важнейшей, но не единственной целью реформаторов. Реформы Селима III получили название «низам-и джадид», что означает «новая система».

    Первый указ (1792) не отменял полностью военно-ленную систему, а лишь отбирал земли у тех ленников, которые отказывались от несения военной службы. Кроме того, предполагалось создание нового пехотного корпуса, обученного французами, совершенствование военного флота.

    Для решения поставленных задач планировалось реорганизовать государственный аппарат, упорядочить финансы, построить предприятия мануфактурного типа, обслуживающие нужды армии. «Новая система» не затрагивала основ существующего строя, она должна была его только обновить и укрепить. Правительство стремилось добиться реального контроля над провинциями.

    Селим III издал специальный указ, определяющий порядок назначения губернаторов и их обязанности. Безусловно, реформаторы считали укрепление государственности своей важнейшей задачей. Однако Порту времен Селима III и Махмуда II вряд ли можно считать абсолютистской державой, ибо часть ее окраин давно не подчинялись центральной власти.

    Важно

    Только во времена Селима III Турции пришлось вести войну с Францией (1798-1802), чтобы не потерять Египет, также заниматься подавлением освободительного движения в балканских провинциях Греции, Сербии и Черногории.

    Реформы Селима III при благоприятных условиях могли привести к прогрессу в экономике и военном деле. Однако обстановка в стране была сложной, правительство не имело поддержки в среде народа. Реформы были выгодны в первую очередь государству.

    Крестьянство Порты в результате реформ получило только одно – повышение налогов. Города Империи оставались приверженцами традиционных устоев: ремесленники забиты, купцы рассчитывали только на себя.

    Наиболее предприимчивые из них принадлежали к нетурецким национальностям, им не было дела до укрепления турецкой государственности. Против реформ выступили янычары. Дело в том, что созданные султаном регулярные части выгодно отличались от янычар дисциплиной, военной подготовкой.

    В дальнейшем они должны были заменить янычарский корпус. Против централизаторских планов султана выступили крупные беи Анатолии, Румелии и других областей.

    Реформам препятствовали неблагоприятные внешние условия: вторжение Наполеона в Египет (1798) и война с Россией (1806). Наполеон Бонапарт вначале заявил, что целью его похода является восстановление порядка в Египте.

    Он намерен наказать мамлюкских беев за неповиновение султану. Селим III объявил войну Франции и послал в Египет албанского офицера Мухаммеда Али. В 1805 г. Мухаммед Али был провозглашен правителем североафриканской провинции.

    И хотя султан, сохраняя лицо, присвоил ему титул паши, Турция утратила власть над Египтом.

    Совет

    В 1806 г. французы спровоцировали конфликт Порты с Россией. Началась очередная русско-турецкая война (1806-1812). Она закончилась победой России. По Бухарестскому миру Россия получила Бессарабию и ряд районов Закавказья.

    Подтверждалось право России на покровительство Молдавии и Валахии. Порта обязалась предоставить автономию Сербии. В 1810 г. Абхазия добровольно вошла в состав России. Эти события, а также выступления янычар, привели к приостановке реформ.

    Поэтому трудно определить степень их воздействия на социально-экономическую ситуацию в стране.

    В 1807 г. улемами и янычарами был организован мятеж, который положил конец и реформам, и правлению Селима III. Султан был свергнут, затем убит. Новый султан Мустафа IV стал заложником янычар и улемов.

    Через год (1808) Мустафа-паша Байрактар, возглавивший общество «рушукских друзей», возобновил реформы. Реформаторам удалось посадить на престол Махмуда II. Однако новый янычарский мятеж сорвал и эти планы, отбросив Турцию назад к средневековью.

    Махмуд II остался жив благодаря тому, что он был последним потомком рода Османидов.

    Махмуд II (1808-1839) не сразу продолжил реформы. Участь Селима III стала для молодого правителя сдерживающим фактором. Лишь в 1812 г. султан решился на преобразования. Толчком послужили успехи египетского паши Мухаммеда Али.

    Мухаммед Али сумел не только укрепить свою власть в Египте, организовать сильную армию, но и покончить с мамлюками (египетскими янычарами).

    Обратите внимание

    В первые годы своего правления Махмуд II действовал традиционными восточными методами: он физически уничтожал сепаратистки настроенных правителей отдельных областей.

    В 1822-1826 гг. создалась благоприятная обстановка для продолжения реформ. Однако янычары не смогли подавить восстание в Греции; малоазиатские и румелийские правители отказались подчиняться султану и не участвовали в подавлении восстания. Махмуд II обратился за помощью к египетскому паше Мухаммеду Али. Он уже помогал Порте в Аравии (1811-1818гг.

    ), когда в ходе войны было разгромлено государство ваххабитов. В 1824 г. египетские войска высадились на Крите и в Мореи, где жестоко расправились с восставшими греками. Однако египетский паша вел себя независимо. Султан понимал, что для сохранения государства нужно опираться на собственные силы.

    Он обратился за помощью к духовенству и получил его поддержку в деле создания регулярной армии. Это вызвало очередной мятеж янычар. В июне 1826 г. восставшие янычары были окружены в Стамбуле новыми регулярными войсками и расстреляны из пушек. После разгрома янычарского корпуса сопротивление реформам было ослаблено.

    Султан смог продолжить начатые преобразования. Цель оставалась прежней – укрепление Империи.

    В 1826 г. Махмуд II издает указ о создании регулярной армии. Однако его исполнение было приостановлено серьезными внешнеполитическими проблемами Турции. В 1827 г.

    было подписано англо-франко-русское соглашение, предусматривающее автономию Греции, в этом же году объединенный флот трех держав уничтожил египетский флот в Наваринской бухте. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. закончилась полным поражением Турции.

    Адрианопольский мир (1829) обязал Порту предоставить автономию Сербии и Греции. Россия сохраняла право на участие в судьбах Молдавии и Валахии. Положение Махмуда II было критическим. В 1830 г. Турция утратила Алжир, он становится французской колонией. В 1833 г. с помощью России был преодолен «египетский кризис».

    По соглашению с султаном Мухаммед Али сохранял власть над Египтом, Сирией с Палестиной и Киликией, однако он вывел войска из Анатолии и формально признал сюзеренитет султана. Необходимо было форсировать проведение реформ.

    Важно

    Только через восемь лет после разгрома янычарского корпуса была ликвидирована военно-ленная система (1834). Тимары и зиаметы были присоединены к государственному фонду. Примерно 60% бывших конников потеряли свои земли. Часть ленников (30%) сумела превратить свои держания в земельную собственность, то есть в чифтлики.

    Однако это не привело к развитию капитализма в турецкой деревне, так как земли бывших ленников обрабатывались крестьянами-издольщиками. Условия аренды становились все более жесткими. В этом же году страна разделялась по территориальному признаку на области и округа. Но административная реформа проводилась лишь в тех областях, где султана поддерживали турецкие беи и паши.

    На Египет с его владениями в арабских странах Азии реформа не распространялась.

    В 1836 г. была унифицирована таможенная система, отменена государственная монополия на покупку пшеницы и шерсти. В 1836-1837 гг. создано министерство иностранных дел; изданы указы, регламентирующие внешность чиновников и турецкой верхушки.

    Реформы Махмуда II были продолжением реформ Селима III.

    Объективно они способствовали развитию рыночных отношений, но не затронули традиционную социально-политическую основу Империи, сохраняли господство турок над покоренными народами.

    Следует заметить, что если по сравнению с Европой реформаторы опоздали, то в самой Порте реформы и особенно их прозападная направленность вызвали возмущение правоверных мусульман. Махмуд II среди улемов слыл «безбожником».

    15. Танзимат, его этапы и содержание (1820-е – 1870-е годы).

    После смерти Махмуда II его сын Абдул-Меджид I (1839-1861) заявил о продолжении реформ.

    В тяжелых условиях вмешательства иностранных держав во внутреннюю политику государства правящие круги Османской империи начинают новый этап реформ. Реформы 40-70-х гг. XIX в.

    получили название «танзимат» (преобразование, реформация). В отечественных работах эти преобразования принято условно разделять на два периода.

    · первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны;

    · второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.

    Совет

    Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством. Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи. Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции. В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения.

    В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф.

    Гюльханейский указ состоял из трех частей. Во-первых, он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества. Во-вторых, указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему.

    В-третьих, устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы. В хатт-и шерифе подчеркивалось, что поставленные задачи могут быть успешно решены только в случае единства правительства и народа.

    Авторы проекта понимали, что Империи необходима государственная идеология, которая могла бы объединить многонациональное население страны. Такой идеологией провозглашается османизм.

    В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола. Большое внимание уделялось вопросу о налогах, так как они формировали бюджет страны.

    Реформаторы считали, что необходимо совершенствовать учет и контроль налоговых поступлений: некоторые провинции отказывались платить налоги, в других областях откупная система снижала реальные поступления в бюджет до минимума. Правительство отменяет систему откупов, чрезвычайные налоги, барщину, пытается упорядочить сбор налогов с немусульман.

    Однако многие постановления на местах не выполнялись. Так, откупщики не хотели терять свои доходы и всяческими путями «обходили» закон.

    Обратите внимание

    Более успешно шла военная реформа. В стране вводится всеобщая воинская повинность для мусульман, срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет. Немало сделало правительство в области народного образования. Для этого была создана специальная «Комиссия общественной пользы». Она проверяла уровень профессиональной подготовки учителей, качество преподавания в школах.

    В стране вводилось обязательное начальное обучение для всех детей, начиная с 4-5-летнего возраста, совместное обучение мальчиков и девочек. По инициативе Комиссии были основаны две школы для детей-сирот. Не удалось Мустафе Решиду-паше осуществить свою мечту – открыть первый в Турции университет.

    Первый период танзимата имел прогрессивный характер, объективно способствовал прогрессу страны.

    Крымская война прервала проведение реформ, она стала логическим продолжением двух русско-турецких войн (1806-1812 гг. и 1828-1829 гг.). В основе конфликта 1853-1856 гг.

    лежал все тот же «Восточный вопрос», а именно: борьба России, Англии, Франции и других европейских держав за Ближний Восток. Российская империя проиграла войну. По Парижскому трактату (1856) Россия возвращала Турции крепость Карс в обмен на Севастополь, а также часть Бессарабии.

    Она была вынуждена согласиться на «нейтрализацию» Черного моря, признать власть султана над Сербией, Молдавией, Валахией.

    Англия, Франция и Австрия подписали особое соглашение, гарантирующее «целостность и независимость Османской империи в границах Парижского трактата». Так Парижский мирный договор стал «коллективным протекторатом» западных стран над Турцией.

    Именно в 1854 г. Порта взяла первый заём у Англии и Франции. В 1855 г. банкирский дом Ротшильда предоставил Турции новый заём. Условия займов были кабальными. К концу века Порта объявит себя банкротом.

    Поэтому второй период танзимата не дал ощутимых результатов.

    Важно

    Манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией. Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. В указе 1856 г.

    речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее.

    Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.

    По закону о земле (1858) подтверждались все поземельные отношения, сложившиеся после отмены военно-ленной системы. Повторялся указ о всеобщем начальном образовании, отменялась цеховая система.

    Вместе с тем, под давлением европейских держав были приняты законы, которые предоставляли иностранным предпринимателям особые права в государстве. Западные инвесторы получили право покупать землю в Турции; строить железные дороги; участвовать в разработке полезных ископаемых; контролировать морские перевозки; учреждать смешанные суды.

    В 1856 г. с участием английского и французского капитала был открыт Оттоманский банк. Против этих новшеств выступал инициатор танзимата Мустафа Решид-паша. Натиск Запада был настольно сильным, что осуществление танзимата потеряло свою целесообразность. Итогом второго периода реформ стало экономическое и политическое закабаление Турции.

    Единственной силой, выступавшей против этого закабаления, было возникшее в 50-60-е гг. движение «новых османов». Реформа образования привела к формированию национальной интеллигенции: писателей, журналистов, ученых. В 1865 г.

    в Стамбуле представители национальной интеллигенции создали тайную политическую организацию. Члены ее называли себя «новыми османами», в Европе их стали называть младотурками.

    Совет

    По своему происхождению «новые османы» принадлежали к землевладельческой бюрократии, по идеологии – к либералам.

    «Новые османы» выступали за политическую и экономическую независимость Порты и ограничение власти султана, за создание конституционной монархии и дальнейшее распространение просвещения. В конце 70-х годов XIX в. многие из них были вынуждены покинуть страну. Благодаря усилиям «новых османов» в Турции была принята первая конституция (1876).

    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    Источник: https://megalektsii.ru/s66910t3.html

    Внешняя политика османской империи во второй половине хiх века

    После Крымской войны западные государства отбили все попытки османской дипломатии освободиться  от капитуляционного режима, проложив путь для вторжения капитала во владения султана, обеспечив легальную возможность своего вмешательства во внутренние дела империи.[33]

    Главными направлениями во внешней политике Порты начала второй половины XIX века выделим дипломатические отношения с Западной Европой, Россией, Средней Азией, Малой Азией и  Африкой, где, например, по вопросам Балканских территорий, Египта, Турция уже не могла рассматривать свою политику как внутреннюю, раздираемая великими державами.

    Во всех колониях Порты, после окончания Крымской войны, в Европе и Азии происходили волнения, которые принимали большую или меньшую остроту и размах и различались по своей направленности и целям.

    После 1856 г. национально-освободительное движение на Балканах продолжалось на более широкой, в смысле территориальном, и более радикальной, по своим целям, основе.

    Повсеместно оно приняло характер борьбы угнетенных народов за полное отделение от Османской империи и возрождение своих национальных государств или же за присоединение к уже созданным родственным государствам. Естественно Порта была яростным противником  создания независимых государств, не желая терять выгодные военно-стратегические и экономические территории.

    [34]

    В 1861г. румынский народ Молдавии и Валахии провозгласили о создании единого румынского государства, избавившись, правда, от вассальной зависимости от султана только после русско-турецкой войны 1877-1878гг.  Выделение  княжеств причинило Османской империи весьма ощутимый урон. Прежде всего территориальный.

    Северная граница империи на Балканах сдвинулась далеко на юг – от р. Прут к Дунаю. Вместе с этим Турция потеряла территорию, которая служила для нее обширным предпольем во время войн с Россией. Велик был и политический проигрыш Порты.

    Успех национально-освободительной борьбы румынского народа вдохновлял на борьбу за независимость народы, которые еще оставались под турецким владычеством. Отрицательно сказалось создание румынского государства на внешнеполитическом положении Турции. Это новое проявление распада умаляло и без того невысокий международный престиж Османской империи.

    [35]

    В 50-70-е годы XIX в. борьба против турецких властей, то затихавшая, то вспыхивавшая с новой силой, происходила в Боснии и Герцеговине. Восстания вспыхивали вплоть до Балканского кризиса 1875 г., когда одно из них положило начало самой крупной волне национально-освободительных движений на Балканах.

    Черногория в 1856-1858 гг.

    Обратите внимание

    оказала вооруженную помощь восставшим герцеговинцам. Часто происходили военные стычки из-за пограничных споров между Черногорией и Турцией. В 1862г. только вмешательство России и Франции спасло Черногорию от полного разгрома турецкими войсками, после чего был подписан между Турцией и Черногорией мирный договор.

    В начале 60-х годов XIX века с новой силой вспыхнуло антитурецкое движение в Сербии. К 1830г. сербы уже добились автономии, но чтобы обеспечить благоприятные условия для ликвидации их экономической и социально-политической отсталости, надо было полностью освободиться от вассальной зависимости Турции.

    Сербия была автономной страной, а не полностью независимым государством. Сохранение вассальной зависимости сковывало возможности развития Сербии. В 1862г. началась борьба за ликвидацию этой зависимости, которая привела к вмешательству великих держав и ряду уступок Турцией в пользу Сербии.

    А также возникновению первого, хотя и малоэффективного на практике Балканского союза.[36]

    60-70-е годы XIX века были  периодом подъема болгарского национально-освободительного движения. По всем параметрам Болгария представляла собой самую крупную колонию Османской империи на Балканах. Поэтому Порта прилагала все силы, чтобы удержать ее под своей властью.

    Все попытки болгар освободиться от турецкого гнета, и даже самые незначительные проявления недовольства подавлялись турецкими властями самым жестоким образом. Для России вопрос Балкан в дипломатических отношениях с Османской империей был одним из самых важных.

    Вообще Россия в отношении христианских народов не доверяла Порте, и стремилась к освобождению христианских племен, угнетаемых турками на Балканском полуострове.

    Одновременно с восстаниями в Боснии, Герцеговине и Сербии вспыхнули новые бурные волнения на о. Крит. Этот остров был для султанской империи постоянным источником беспокойства.

    Державы, особенно Англия, Россия и Франция, учитывая важное военно-стратегическое, политическое и торговое значение Крита благодаря его географическому положению на Средиземном море, проявляли большое внимание к событиям, которые там происходили.

    Важно

    Турецкое владычество на Крите, как и повсюду на Балканах, привело к упадку производительных сил, установлению для христианского населения режима угнетения. Критяне попытались первоначально решить вопросы  турецкого произвола мирным путем, но в итоге в 1866-1869гг. критская национально-освободительная революция вступила в решающую фазу. Порта, опасаясь возникновения восстаний в других областях, оставшихся под ее властью, стремилась любыми средствами поскорее подавить восстание на Крите. Несмотря на бурные события с перепадами успеха то на одну то на другую сторону, и на вмешательство великих держав,  в итоге 1869 г. критский вопрос был так и не решен. До 1913г. критяне были обречены на  пребывание под турецким гнетом. [37]

    В 50-начале 70-х годов XIX века в азиатских владениях Турции также произошли крупные волнения, которые осложнили  не только внутреннее, но и международное положение Турции, послужив поводом для вмешательства держав в дела Порты.

    Наиболее опасным для Турции событием были острые вооруженные столкновения между друзами и маронитами в Ливане и некоторых других частях Сирии в 1860г. усилению волнений в Ливане способствовала централизаторская политика Порты, направленная на усиление зависимости провинций.

    [38] Немалую роль в обострении политического положения в Ливане и в Сирии в целом сыграли Франция и Англия, издавна старавшиеся найти здесь свою опору. Междоусобные войны привели к вмешательству великих держав, каждая из которых преследовала свои цели и поддерживала каждая свою сторону.

    Державы, взявшие в свои руки решение ливанского кризиса, возложили на международную комиссию в Бейруте разработку нового административного статута Ливана. Перед комиссией были поставлены еще две задачи: определить наказания для друзов, участвовавших в погромах христиан, и установить размеры возмещения маронитам за уничтожение или разграбление их имущества.

    Проект Органического статута для Ливана в 1861г. был направлен в Константинополь на утверждение, который был подписан 9 июня. Этот статут имел для Ливана стабилизирующее и прогрессивное значение. Политическое влияние Порты в Ливане было ослаблено, но усилилась его зависимость от европейских держав.

    События в Ливане и Сирии и вмешательство держав в конфликт свидетельствовали о новой неудаче внутренней политики Порты в 50-70-х годах, о продолжающемся распаде Османской империи и усилении ее зависимости от держав.[39]

    В 1862 г.

    в Малой Азии произошло примечательное событие, привлекшее внимание широкой общественности, как в Османской империи, так и за ее пределами. В районе г. Зейтуна вспыхнуло восстание горцев-армян. Оно было направлено против увеличения турецкими властями налогов.

    Это восстание послужило для армянского народа примером борьбы за национальную независимость.

    Совет

    В 60-70-х годах все более призрачным становилось господство Турции над Египтом, который с начала 40-х годов XIX века оказался во все растущей зависимости от Англии.  Усилились контакты Египта с Англией и Францией.

    Ведя от Порты самостоятельную внешнюю политику, стремясь к независимости от султана, но, понимая, что это вопрос более международный, чем внутренний турецкий, египетские власти стали добиваться от султана ферманов, которые укрепили бы их положение.[40] В рассматриваемый период Египет стал ареной острой борьбы между Англией и Францией в связи с вопросом о Суэцком канале.

     

    В 1856-1875 гг. внешняя политика Порты была направлена на поддержание своих позиций на мировой политической арене. Таким образом, по всем основным направлениям внешнеполитической деятельности Турция имела проблемы, связанные с противоречивыми действиями, как великих держав, так и своих колоний. Балканские  события вели к обострению отношений с Россией и Западной Европой.

    Египет вызывал противоречия с Англией и Францией. Главные направления дипломатии  Османской империи формировались исходя из внутриполитической ситуации и внешнеполитических целей великих держав.

    В итоге, Османская империя после Крымской войны, учитывая социально-экономические, политические проблемы этого государства, начала путь к упадку и разделу между великими западными державами, к восстановлению независимости колоний в европейской Турции.  Начало второй половины XIX века показало все проблемы Османского государства, что предопределило последующие события в его истории.

    Глава 2.  Восточный кризис 1875-1878гг.

    2.1 Балканский вопрос в европейской дипломатии 70-х гг.

    К 1875г. социально-экономическое положение Османской империи было на грани краха. Панславизм с каждым днем все с большим упорством и с большим успехом развивал в балканских странах свою религиозную и политическую пропаганду.

    Румыния, Сербия и Черногория служили ему операционными базами для возбуждения волнений в Боснии, Герцеговине, Болгарии. Внимание панславизма привлекали главным образом славянские страны (греческие провинции интересовали его меньше).[41]

    В апреле и мае 1875 г.

    запылало восстание среди воинственных народов турецкой Иллирии, где антагонизм между христианами и мусульманами был наиболее жестоким.

    Обратите внимание

    Узнав в июле о только что возникшем в Герцеговине восстании, которое за несколько недель распространилось по всей Боснии, великие державы, каковы бы ни были сокровенные чувства некоторых из них, начали с единогласного порицания восстания и настоятельно требовали от Порты, чтобы она не давала распространяться только что запылавшему пожару.[42] Однако дела турок продолжали ухудшаться. Берлинский, венский и санкт-петербургский дворы, обещавшие друг другу в 1872 г. сообща заботиться о восточных делах, быстро сговорились и сделали султану следующее предложение (18 августа): их консулы войдут в контакт с вождями восстания, примут от них перечень требуемых ими реформ и передадут его затем специально назначенному султаном комиссару.[43] Абдул -Азиз согласился. Комиссар был назначен (23 августа), это был Сервер-паша. Но,  вожаки восстания одно время, казалось, поставили своей задачей избегать консулов и лишь в конце сентября некоторые из них сообщили минимум своих требований:

    1) чтобы христианам  Боснии  и  Герцеговины была обеспечена полная
    религиозная свобода, и чтобы они были допущены к свидетельству в судах;

    2) чтобы им было дозволено создавать для своей безопасности местную
    милицию;

    3) чтобы взимаемые с них налоги были твердо установлены и не могли быть произвольно увеличены.

    Казалось, что султану следовало бы выказать себя оскорбленным подобными требованиями. Но вскоре он предложил даже больше, чем от него добивались.

    Теперь все христианское население империи (а не только боснийцы и герцеговинцы), помимо назначения сборщиков податей и податных инспекторов, могло избирать депутации, обязанные отстаивать их права в Константинополе; вместе с тем предусматривал значительное снижение налогов и расширение коммунальных льгот.

    По существу это было комедией, автором которой, главным образом, являлось английское правительство Дизраэли. Расположенный к туркам, но не осмелившийся открыто стать на их сторону,  он внушил Порте мысль развлечь Европу соблазнительными программами, которые не будут выполнены, но, по крайней мере, заставят вооружиться терпением.[44]

    Со своей стороны Россия заявила, что не питает никакого доверия к пустым обещаниям Турции и что великим державам надлежит вмешаться, дабы заставить ее покориться. Германия придерживалась конечно того же мнения. Но Австро-Венгрия не скрыла своего замешательства.

    Андраши не желал ни русского преобладания на Балканском полуострове, ни создания крупного сербского государства, которое своим воздействием на славянские народы Австро-Венгрии стремилось бы разложить и ослабить эту монархию.

    Важно

    Но как та, так и другая из этих возможностей могли возникнуть в результате вмешательства, даже если бы оно носило чисто дипломатический характер. Для умиротворения было, очевидно, необходимо, чтобы Босния и Герцеговина действительно получили реформы, и серьезные реформы.

    Ввиду этого, австро-венгерский министр, получив одобрение или, возможно, даже действуя по наущению германского канцлера, предложил составить ноту, которая содержала бы подлежащую выполнению программу и, которую три императора, после ее одобрения Европой, должны были вручить оттоманскому правительству.[45]

    Эта мысль была одобрена как в Санкт-Петербурге, так и Берлине. Но Англия, находившаяся в курсе этих переговоров, потребовала, чтобы прежде чем пойти на такого рода ультимативное требование, Порте дали время выполнить свои недавние обещания (октябрь — ноябрь).

    Отсрочка, просимая ею для Турции, была предоставлена. Царь и его министр весьма неблагосклонно встретили новое ираде (от 12 декабря), которым Абдул-Азис, по-прежнему по внушению Дизраэли, претендовал осчастливить своих подданных.

    И русские и повстанцы заявили, что они не питают никакого доверия к последнему ираде. Видя это, Андраши, давно уже составивший свою ноту, передал ее на рассмотрение Германии и России; они приняли ее  3 декабря 1875г. и предложили другим великим державам к ней присоединиться.

    У Италии не было никаких оснований для ее отклонения. Франция, всегда стремившаяся при Деказе угождать санкт-петербургскому кабинету, также не сделала против нее никаких возражений.

    Что касается Англии, то она не отказала в своей подписи, но уточнила, что это нисколько не обязывает ее к политике действий. Как бы то ни было, европейская директория, казалось, пришла к соглашению, и нота Андраши была вручена дивану 30 января 1876г.

    Великие державы излагали в этом документе, что турецкая империя не может, не подвергая опасности европейского мира, держать долее Боснию и Герцеговину в моральном и материальном состоянии, вызвавшем восстание.

    [46] Они категорически требовали от Порты обнародования и немедленного выполнения в пользу восставших народов следующих реформ: 1) установления полной религиозной свободы и равноправия вероисповеданий; 2) упразднения откупа налогов; 3) введения закона, гарантирующего, что поступления от взимаемых с Боснии и Герцеговины прямых налогов будут использованы в интересах самих этих провинций, под контролем созданных согласно ираде от 12 декабря органов; 4) учреждения местного собрания, состоящего наполовину из мусульман и наполовину из христиан, избранных населением, причем в ведении этого собрания будет находиться контроль над проведением в жизнь предложенных Европой и султанским ираде от 2 октября и 12 октября мероприятий; 5) наконец, такого улучшения участи земледельческого класса, которое позволило бы боснийским и герцеговинским крестьянам легко и на законных основаниях стать собственниками.[47]
    Совет

    Все шесть держав настаивали, чтобы Турция взяла на себя публично и в письменной форме твердое обязательство по выполнению этих требований. Но Австро-Венгрия и, в особенности, Англия не желали, чтобы они шли дальше в своих требованиях.   Таким образом, в действительности нота была лишена санкции, ибо нельзя было считать ею обязательство,   которого   ожидали   от   Порты.

       Турецкое   правительство изумительно легко давало обещания, чтобы никогда их не выполнять. Повстанцы отлично знали, что до тех пор, пока Европа сама не проследит за проведением реформ, реформы не будут выполнены. Поэтому, война, несколько утихшая в разгаре зимы, вскоре возобновилась с удвоенной силой.

    Австро-венгерское правительство тщетно старалось локализовать и подавить ее. Оно ввело строгое наблюдение за далматской границей, оно даже интернировало   Любибратича,   который,   теснимый   турецкими   войсками, вынужден был укрыться в Далмации (март 1876 г.).

    Однако надежда локализовать войну или даже положить ей в ближайшем будущем конец не совсем еще, казалось, была потеряна.

    Два политических агента, Родич и Веселицкий, представлявшие — первый Австро-Венгрию и второй — Россию, объезжали восставшие провинции и добивались от других вождей новых   предложений,   которые   они   должны   были   представить   своим правительствам и Порте.

    В начале апреля они собрали пожелания боснийцев и герцеговинцев и изложили их в программе, по поводу которой должна была высказаться Европа.

    Эта программа в основном содержала 6 следующих пунктов: 1) уступка христианам трети земель, которыми владели ага; 2) исправление разрушенных в результате войны домов, доставка провианта, быков и земледельческих орудий разоренным крестьянам, — все это за счет турецкого правительства; 3) освобождение на трехлетний срок от десятинного налога; 4) очищение территории от низамов (регулярных турецких войск) и запрещение турецким войскам занимать в стране какие-либо крепости, помимо Никшича, Столаца, Фочи,  Требинье,  Пиольи и Мостара, где будут учреждены должности австрийских   и   русских   агентов   для   наблюдения   за   выполнением вышеупомянутых условий; 5) разоружение местных турецких жителей; 6) наконец, гарантия указанных реформ великими европейскими державами. [48]

    Источник: http://student.zoomru.ru/history/vneshnyaya-politika-osmanskoj-imperii-vo/153806.1191454.s3.html

Ссылка на основную публикацию