Политические реформы 90-х гг. 20 в. в россии

Политические реформы 90-х гг. и воссоздание российской государственности

Создание парламентской системы в СССР

Съезд народных депутатов СССР создавался не в качестве парламента, а как прямое продолжение съездов Советов, существовавших в 1917-1936 гг. Это обстоятельство подчеркивалось особенностями формирования съезда.

1500 народных депутатов избирались: 750 — по территориальным, 750 – по национально-территориальным округам и еще 750 депутатов от общественных организаций — КПСС, комсомола, профсоюзов, Академии наук, союзов писателей, художников, филателистов и др.

Такая процедура избрания должна была, по замыслу авторов реформы, обеспечить преобладание среди депутатов сторонников КПСС.

Обратите внимание

Народные депутаты СССР должны были работать на общественных началах. Из их числа формировался двухпалатный Верховный Совет СССР численностью 542 человека, работавших на постоянной основе. Состав Верховного Совета ежегодно обновлялся на 20%.

К исключительному ведению Съезда относились:

– принятие Конституции СССР и внесение в нее изменений;

– принятие решений по вопросам национально-государственного устройства;

– установление государственной границы СССР и границ между союзными республиками;

– определение основных направлений внутренней и внешней политики;

– утверждение перспективных государственных планов.

Выборы народных депутатов СССР стали мощным фактором политизации населения страны. Впервые за многие десятилетия появилась легальная возможность излагать взгляды, отличавшиеся от официально утвержденных партийным аппаратом.

Избирательная кампания разделила кандидатов в депутаты на две большие группы.

Одну из них представляли те кандидаты в депутаты, за которыми стоял партийный аппарат, в другой были люди, боровшиеся за право быть избранными вопреки позиции партии.

Это были люди с различными политическими взглядами – сторонники социал-демократии и экономисты-рыночники, христианские демократы и популярные журналисты.

В ходе перестройки Советского общества развернулось демократическое законотворчество, были созданы новые политические общественные организации, шел процесс обновления всех структур государственного управления, накапливался новый опыт государственного и партийного строительства.

Старые способы управления – через номенклатуру, путем применения террора – оказались невозможными. Должность Генерального секретаря ЦК КПСС утратила значительную часть своего управленческого потенциала. В этих условиях М. С. Горбачев выступил инициатором введения нового для политической традиции СССР и России поста Президента СССР.

14 марта 1990 г. был принят закон «Об учреждении поста Президента СССР». На основании всех новых законов устанавливалась следующая структура органов государственной власти: Президент СССР – Съезд народных депутатов СССР – Верховный Совет СССР – Совет Федерации – Комитет Конституционного контроля. Также были установлены должности президентов союзных республик.

В марте 1990 г. Горбачев был избран на Съезде народных депутатов СССР Президентом СССР. Вице-президентом стал Янаев. Это привело к изменению системы управления в стране. Прежде всего практически перестали собираться заседания Политбюро ЦК. Вместо него был образован Президентский совет, просуществовавший до ноября 1990 г., а позже — Совет безопасности СССР.

Источник: http://biofile.ru/his/25549.html

Социально-экономические и политические процессы в России в конце 20 – начале 21 вв

§ 1. Социально-экономические и политические реформы в Российской Федерации (1991-2008)
Политические реформы 90-х гг. ХХ в. в России.
После распада в 1991 г. СССР в России произошли перемены во всех областях жизни. Одним из наиболее важных событий последнего десятилетия XX в. стало становление новой российской государственности.

Центральное место в системе власти современной России занимает институт Президента, являющегося по Конституции 1993 г. главой государства. Глава государства возглавляет также Совет безопасности. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

От Советов к парламентаризму.

.Конституция 1993 г. завершила начатый еще в годы перестройки процесс становления нового российского парламентаризма.

Российским парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Верхняя палата назначает выборы Президента и решает в случае необходимости вопрос о его отрешении от должности; утверждает решение главы государства о введении военного или чрезвычайного положения.

Основными предметами ведения Государственной думы являются утверждение состава Правительства и принятие законов страны.
Правительство. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство России.

Важно

Обеспечивает проведение в стране единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики; определяет параметры развития культуры, науки, образования и т.д.

Судебная власть.

Судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд является высшей судебной инстанцией по гражданским, уголовным и административным делам. Высший арбитражный суд является высшим судом по разрешению экономических споров. Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законов страны как гражданами, так и государственными и общественными органами.

Центр и регионы.

Россия является федерацией, состоящей из 83 субъектов. Особенно тревожным было положение в Чечне, где была провозглашена «государственная независимость», а власть перешла, по сути, в руки криминальных и экстремистски настроенных групп. Ослабленный федеральный центр, не сумев политическими средствами добиться выполнения здесь федерального законодательства, предпринял силовые действия. В ходе первой (1994 – 1996) и второй (с лета 1999 г.) военных кампаний в Чечне удалось обеспечить контроль центральных властей .

Местное самоуправление. Важным событием стало учреждение муниципалитетами Конгресса муниципальных образований Российской Федерации для координации усилий органов местного самоуправления в отстаивании их интересов перед региональной и центральной властью.

Экономика и население России в 90-е гг. ХХ в.

Промышленность и сельское хозяйство.
В 90-е гг. в России произошла приватизация огромной государственной собственности; сложился товарный рынок; частично конвертируемой валютой стал рубль; началось формирование национального финансового рынка; появился растущий год от года рынок рабочей силы.

Результатом стало резкое падение в 90-е гг. уровня как промышленного, так и сельскохозяйственного производства по сравнению с предшествующим временем. Стартовые условия реформ оказались крайне неблагоприятными. Внешний долг СССР, перешедший к России в 1992 г., превышал по некоторым подсчетам 100 млрд долларов.

В последующие годы он значительно вырос.Уровень безработицы вырос до 10-12 млн. человек.
Социальная сфера.

В условиях резкого сокращения поступлений в бюджет расходы на науку, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение сократились почти в 20 раз!

Ниже прожиточного минимума оказались пенсии по старости и инвалидности.

Все это требовало радикального пересмотра самих основ социальной политики в целях обеспечения защиты населения в переходный период. Такой пересмотр начался с избрания главой государства в 2000 г. В.В. Путина.
Демография. С 1993 г.

в России смертность превышала рождаемость, и вскоре естественная убыль населения достигла 1 млн. человек в год. Для исправления этой ситуации Правительство страны приняло целый комплекс мер по повышению жизненного уровня населения.

Власть и гражданское общество. Избрание В.В.

Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства. Были учреждены 7 федеральных округов, главами которых стали полномочные представители Президента.

Их задачей стало приведение местных законов в соответствие с Конституцией страны и федеральным законодательством. В короткий срок более 3,5 тысяч нормативных актов субъектов Федерации были приведены в соответствие с Основным Законом страны.

Изменения коснулись и российской многопартийности.

Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения.

Совет

Начавшаяся судебная реформа призвана была обеспечить независимость суда от любого давления, построение в перспективе в России правового государства. Для решения этой задачи был введен суд присяжных, институт мировых судей, предусмотрено обеспечение федерального финансирования судов (для уменьшения их зависимости от местных властей).

Для контроля за работой государственного аппарата, правоохранительных органов и спецслужб была создана Общественная палата.

В 2008 г. в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации состоялись выборы Президента страны. Третьим Президентом России был избран Д.А. Медведев.

Экономика и социальная сфера.
Заметные перемены произошли в экономике страны. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам.

Было ослаблено налоговое бремя. Введен единый 13% налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Постепенно решалась задача вывода из тени реальных доходов населения.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/4020.html

Политические реформы второй половины 80-х – 90-х годов

 С приходом к власти в 1985 г. М.С.Горбачева начинается реформирование советской политической системы.

Первый этап реформ политической системы СССР (с марта 1986 г. по январь 1987 г.) проходил под лозунгом «больше  социализма».  Для  него характерны значительные изменения в руководстве КПСС,  отставка наиболее одиозных фигур из окружения Л.И.Брежнева (В.В.Гришин, Д.А.

Кунаев), борьба с коррупцией, со злоупотреблениями, смена руководителей партийных организаций на местах. К  руководству  КПСС  пришли новые люди:  М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин. А.Н.Яковлев. Е.К.Лигачев, Э.А.Шеварднадзе и др.

Началось переосмысление  реального положения всего нашего общества, переоценка исторического пути,  пройденного  страной.  КПСС взяла на себя ответственность за деформации предшествующих этапов. Началась  массовая  реабилитация репрессированных деятелей партии и Советского государства,  переоценка их роли в  истории страны.

Вместе с тем сама политическая система общества оставалась неизменной,  руководящая роль КПСС  как единственной политической партии,  авангарда всего народа  сомнению не подвергалась.

Следующий этап  (1987  –  1988 гг.) проходил под лозунгом «больше демократии».  В этот период происходят кардинальные изменения в политической системе общества. На этом этапе основную роль сыграли решения XIX   всесоюзной партийной конференции, состоявшейся в  июне  1988 г.

  Была поставлена задача – обеспечить полновластие Советов всех уровней,  четко разграничить  функции партийных и советских органов.  Высшим  органом власти в стране провозглашался Съезд народных депутатов,  избирающий из  своего состава двухпалатный Верховный Совет СССР.

Обратите внимание

  Соответственно республиканские съезды избирали Верховные Советы республик. Конференция предложила  проект нового Закона о выборах,  который был принят в декабре 1988 г.  Выборы в истории советского  общества стали альтернативными (из двух и более кандидатур).

  Отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в  депутаты  (ранее соблюдалось пропорциональное  представительство  всех классов).

Вместе с тем решения конференции носили половинчатый  характер, обеспечивали сохранение власти в руках КПСС (одна треть депутатов съезда избиралась  от общественных организаций – КПСС, профсоюзов, комсомола  и др.;  предусматривалось совмещение постов председателей Советов всех уровней и соответствующих  партийных руководителей).

Выборы в высшие органы власти открыли новый  этап  –  этап размежевания в лагере перестройки (1989 – 1990 гг.).

В ходе выборной кампании широко обсуждались вопросы экономического и политического развития  страны.

  На  выборах  потерпели поражение многие секретари областных и городских комитетов КПСС, работники партаппарата, были избраны деятели, находившиеся в оппозиции (например, А.Д.Сахаров).

В апреле 1989 г. открылся I съезд народных депутатов СССР. Съезд избрал Верховный Совет СССР. Председателем Верховного Совета был избран М.С.Горбачев.

  На съезде стала складываться оппозиционная группа депутатов,  так называемая  «межрегиональная  группа», куда входили   бывший первый секретарь Московского ГК  КПСС Б.Н.Ельцин, Т.Х.Гдлян, Г.Х.Попов, А.А.

Собчак,  С.С.Станкевич, Н.И.Травкин, Т.И.Заславская и др.

Важно

В марте – мае 1990 г.  прошли выборы  в  Верховные  Советы республик и  местные Советы.  В ходе этих выборов стали складываться политические партии и течения,  противостоящие КПСС.

Эти силы одержали победу над партийными структурами. Московский Совет возглавил Г.Х.Попов,  Ленинградский –  А.А.Собчак.  В  июне 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР избрал Верховный Совет республики.

Его председателем стал Б.Н.Ельцин.

Источник: https://students-library.com/library/read/16361-politiceskie-reformy-vtoroj-poloviny-80-h-90-h-godov

Социально-экономические реформы 90х гг 20 века – начала 21 века в России: между кризисом и стабилизацией

Главным и общим направлением всех преобразований в этой сфере в 90-е годы ХХ – начале ХХI в. является формирование рыночной экономики со всеми вытекающими социальными последствиями.

В постсоциалистических преобразованиях экономической жизни России можно выделить три основных этапа: а) форсированные темпы радикальных реформ с тяжелейшими социальными результатами (1992–1993 г.); б) эволюционное развитие рыночных институтов и попытки смягчения социальных противоречий (1994–1999 г.); в) начало экономической стабилизации и системных социальных реформ (2000–2002 г.

). Пришедшие в 1991г. к власти в России «демократы» не имели сколько-нибудь обоснованной программы социально-экономических преобразований. В то же время они исходили из постулата о том, что рыночные отношения сразу оздоровят экономику, что рыночная свобода универсальна и благодатна для всех.

Доминировала иллюзия, что благодать рынка может утвердиться быстро, без ухудшения положения большинства населения, которое оформится в новый «средний класс». В столкновении вариантов и моделей перехода России к рынку победили радикалы-западники и был избран жесткий вариант экономического реформирования. Официально этот курс сформулировал президент Б.

Читайте также:  Обстановка в 80-х годах

Ельцин на V Съезде народных депутатов в конце октября 1991г. Он пообещал, что трудности и лишения будут длиться лишь 6 – 8 месяцев и что уже к осени 1992 г. страна получит реальные результаты, начнется «стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». С 1 января 1992 г. начался форсированный переход России к рынку методом «шоковой терапии».

Это выразилось в ускоренной приватизации государственной собственности, в отказе от государственного регулирования цен и валютного курса рубля, от планового руководства экономикой, от бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению и др. Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из-под контроля государства.

Россия лишилась всех своих сбережений, цены за 1992 г. выросли в 36 раз, развивалась гиперинфляция.

Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом продовольствия и товаров повседневного спроса из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации рынка.

Однако низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта, а потому и производства продукции российских предприятий. В особенно критическом положении оказались предприятия военно-промышленного комплекса. В 1992 г. промышленное производство сократилось на 18%, ак1994 г.– на 50.

Таких катастрофических темпов страна не знала даже в годы Великой Отечественной войны. Не оправдались надежды и на быстрое реформирование сельского хозяйства, где производство резко сократилось, а страна все более зависела от импорта продовольствия. В тяжелейшем положении оказались социальная сфера, наука, культура, образование, здравоохранение. Стремительно росла явная и скрытая безработица. Против проводимого социально-экономического курса выступили и все значимые общественно-политические силы страны.

Формы и методы экономической реформы были реально скорректированы в сторону большей социальной защищенности населения лишь с рубежа 1993-1994 г., что было связано с именем нового главы правительства В.С.Черномырдина. Спад экономики прекратился лишь в конце века, а с 2000 г.

наблюдаются некоторый экономический рост и определенная социальная стабильность. Основными преобразованиями всего переходного периода в экономике России являются: а) изменение роли государства в экономической жизни.

Совет

Ликвидированы плановая система и жесткая вертикальная структура управления предприятий со стороны государства. Введено свободное ценообразование; б) макроэкономическая стабилизация. Были предприняты четыре попытки финансовой стабилизации (1992, 1993–1994, 1996–1997, 2000–2001г.).

Жесткая финансовая политика, хотя и непоследовательная, привела к постепенному снижению инфляции.; в) приватизация с целью перестройки отношений собственности прошла три этапа: чековая (ваучерная) приватизация в 1992 – середине 1994 г.; денежная – во второй половине 1994 – 1996 г.

; индивидуальные проекты приватизации – с1997 г.;

г) создание рыночной инфраструктуры. В 90-е годы появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, недвижимости.;

д) интеграция в мировое хозяйство. К сожалению, топливно-сырьевая модель международной специализации России приобрела в 90-е годы особенно выраженный характер.

Современные тенденции, проблемы и задачи экономического развития (2000–2001г.). Во-первых, необходим постепенный, но постоянный экономический рост для выхода из глубокого кризиса. Во-вторых, федеральный бюджет 2001г. уже был бездефицитным. В-третьих, введение в 2001г.

единой ставки подоходного налога для всех субъектов хозяйствования резко увеличило собираемость налогов в целом и вследствие этого – наполняемость доходной части бюджета. В-четвертых, отраслевая структура промышленности изменилась в худшую сторону. Резко сократились наукоемкие производства.

В-пятых, производительность труда постоянно снижалась, росло ее отставание от развитых стран.

В-шестых, неэффективное реформирование сельского хозяйства. Фермерские хозяйства без должной государственной помощи не могут работать производительно.
В-седьмых, проблема выплат по внешнему долгу, который резко вырос за 90-е годы

90-е годы начались для России с радикального пересмотра идеологии международной деятельности, т.к. двуполюсное и двублоковое мироустройство сменилось одноблоковым и однополярным (НАТО – США). Во внешней политике РФ с конца 1991г.

можно выделить три основных этапа: 1) первая половина 90-х годов характеризовалась прозападным курсом в стратегических вопросах; 2) 1996–1999 годы– время попыток сформировать отличный от Запада внешнеполитический курс и собственное международное лицо, стремление хотя бы частично восстановить имидж великой державы,;

3) 2000 – 2002 годы отличаются резкой активизацией и глубокими качественными изменениями во всей внешнеполитической деятельности.

Источник: https://cyberpedia.su/12x4c21.html

Радикальные экономические преобразования в России в 90-е годы XX века

19 Ноября 2012

Страница 1 из 3

После распада СССР в конце 1991 г. Россия вступила в новую стадию реформ, которые охватывали экономику, политическую систему, общественную жизнь, идеологию, культуру.

Российское общество было поставлено перед необходимостью поиска новой парадигмы собственного развития, адекватной общим закономерностям современной цивилизации. К началу рыночных реформ в январе 1992 г. Россия по классификации ООН входила в группу зажиточных стран мира. Так, в 1990 г.

по уровню производства важнейших видов промышленной продукции, предназначенной для потребления, СССР и РСФСР были близки США, Великобритании и ФРГ.

Программа радикальных экономических реформ

В октябре 1991 г. российское правительство провозгласило программу радикальных экономических реформ, цель которой — полный слом старой плановой системы и командных методов руководства экономикой. Основополагающими документами на начальном этапе радикальных преобразований стали указы Президента РФ Б. Н.

Ельцина о либерализации цен и свободе торговли, о реформировании колхозов и совхозов, а также два закона о порядке приватизации. Главным идеологом нового правительственного курса стал мало кому в то время известный 35-летний доктор экономических наук Е. Т.

Гайдар, не имевший опыта в государственных делах, назначенный исполняющим обязанности главы правительства (декабрь 1991 — декабрь 1992 г.).

Обратите внимание

Он и несколько других молодых экономистов (А. Н. Шохин, А. Б. Чубайс) составили команду приверженцев так называемой «шоковой терапии» — политики, с помощью которой и стала решаться задача быстрого перехода от командно-административной экономики к рыночной.

Основное положение «шоковой терапии» сводилось к представлению о благотворности свободных рыночных отношений, способных к саморегуляции. Отвергалось не только государственное экономическое регулирование, но и регулируемый рынок.

«Выпустить на волю «дух предпринимательства» — так определила цель экономического реформирования России в своей статье одна из сторонниц этой идеи Л. Пияшева.

По замыслам реформаторов для изменения структуры экономики России следовало:

  • «отпустить цены» на товары и продукты питания, что обеспечит автоматическое установление их рыночной стоимости и снимет проблемы тотального дефицита на внутреннем рынке;
  • либерализовать торговлю, что ускорит товарообмен и изменит инфраструктуру сбыта;
  • приватизировать (от лат. privatus — частный) государственную собственность, то есть передать ее за плату или безвозмездно в частные руки с целью создать средний класс (мелких собственников), который мог бы заниматься предпринимательством и участвовать в рынке.

Таким образом, государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику, но обещало проводить жесткую финансово-денежную и кредитную политику, гарантируя быстрый ход реформ и хорошие результаты.

«Хуже будет всем примерно полгода, затем снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 г.— стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей», — пообещал Президент РФ.

Новый правительственный курс был неоднозначно встречен как в самой России, так и за ее пределами.

То обстоятельство, что к работе над программой преобразований России были привлечены западные эксперты, а за ее основу взяты типовые рекомендации Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), делало программу уязвимой с точки зрения некоторых отечественных экономистов, утверждавших, что в программе не учтены особенности российской экономики. Они уже в начале 1992 г. прогнозировали жесточайшую инфляцию, считали, что методы «вхождения» в рынок жестоки по отношению к населению, а сроки проведения реформы и обещания правительства стабилизировать обстановку через год можно сравнить с «маниловщиной», поскольку европейский путь к рынку равнялся полутора векам.

Скептически относились к провозглашенной программе и многие западные специалисты.


Предыдущая – Следующая >>

Источник: http://istoriirossii.ru/rf/196-radikalnye-ekonomicheskie-

Экономические реформы в 90-е годы 20 века в России и их последствия

Становление новой российской государственности и политической системы в России в 90-е годы 20 века

Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из состава РФ. Это могло привести к распаду страны и междоусобицам.

В целях сохранения единства России в марте 1992 ᴦ. большинством субъектов Федерации был подписан Федеральный договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Дальнейшее становление российской государственности связано с разработкой собственной Конституции.

Камнем преткновения являлся выбор формы государственности: президентская или парламентская республика. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти было обусловлено также разным видением стратегии экономических реформ.

Все это привело к тому, что Президент своим Указом “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении 12 декабря 1993 ᴦ. референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное федеральное собрание. Развязкой кризиса стали трагические события 3-4 октября в Москве. По приказу Б.

Н. Ельцина был расстрелян Белый дом, где находился Верховный Совет. Несколько сот человек погибли и получили ранения.

Результаты референдума 12 декабря 1993 ᴦ. позволили принять Основной Закон страны

Россия объявлялась демократическим правовым государством с республиканской формой правления

В 90-е гᴦ. социально-экономическая ситуация продолжала оставаться очень тяжелой: 1) спад производства не был остановлен; 2) оставалась высокой инфляция; 3) динамика доходов населœения свидетельствовала о возникновении пропасти, которая разделяла немногочисленный слой ʼʼновых русскихʼʼ и основную массу населœения.

Важно

В начале 1992 в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента о либерализации цен.

Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к резкому снижению реальных зарплат и пенсий, резкому падению уровня жизни. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны.

Результаты реформ стали очевидны к серединœе 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека.

Но в 1991—1995 ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населœения резко снизился, а средний класс составил 15—20 % населœения к 1997—1998. В августе 1998 ᴦ.

наблюдался тяжелœейший экономический и политический кризис: 1) были перечеркнуты достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля; 2) в средствах массовой информации вновь стал обсуждаться вопрос о коррупции в высших эшелонах власти; 3) отношения президента и правительства, с одной стороны, и парламента – с другой, имели конфликтный характер.

Вместе с тем с конца 1998 ᴦ. появились признаки экономического роста͵ который в 1999 ᴦ. принял устойчивый характер.
Размещено на реф.рф
Экономисты связывают его с кризисом 1998 ᴦ.

, который заставил потребителœей покупать более дешевые отечественные товары и тем самым стимулировать рост производства. Выборы в III Государственную Думу 1999 ᴦ. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получило проправительственное движение ʼʼЕдинствоʼʼ.

31 декабря 1999 ᴦ. президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку, во главе государства встал В.В. Путин

Экономические реформы в 90-е годы 20 века в России и их последствия – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Экономические реформы в 90-е годы 20 века в России и их последствия” 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/606518_ekonomicheskie_reformy_v_90_e_gody_20_veka_v_rossii_i_ih_posledstviya

Политические реформы в россии в 1990-х – 2000-х гг

Описание: Работа посвящена изучению видения гражданами США истории России рубежа XX-XXI веков то есть исторического периода который еще непосредственным образом связан с современностью. Рубеж веков во многом знаковый для России период.

Дата добавления: 2015-11-10

Размер файла: 22.27 KB

Работу скачали: 5 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

PAGE   * MERGEFORMAT 2

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Политические реформы в россии в 1990-х – 2000-х гг……………5

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ В 1990-х – 2000-х гг………12

Читайте также:  Попытка демонтажа крепостнической системы при николае i

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..17

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Работа посвящена изучению видения гражданами США истории России рубежа XX-XXI веков, то есть исторического периода который еще непосредственным образом связан с современностью.

Совет

Рубеж веков во многом знаковый для России период. В 1991 году прекращает свое существование Советский Союз – одна из двух супердержав XX века, заканчивается холодная война, а непосредственно в самой России начинаются процессы социально-экономической и политической трансформации, которые отразились наверное на каждом из граждан России.

События октября 1993 года, экономические реформы первой половины 90-х годов, военный конфликт на Северном Кавказе, кризис 1998 года, обновление и реформация экономики России начала 2000-х годов, возвращение в стране статуса супердержавы в глазах мирового сообщества, экономический кризис, начавшийся в 2008 году и не в полной мере завершенный и сейчас, – вот лишь неполный список знаковых событий этого исторического этапа

Изучение истории России рубежа XX-XXI веков позволит, в целом, глубже понять те социально-экономические и политические процессы которые происходят в современной внутренней и внешней политики России в настоящее время. Этим определяется актуальность работы.

Для решения основной цели – изучения знаковых событий в истории России рубежа веков, ставятся следующие частные задачи:

– изучить радикальные экономические реформы в начале 1990-х гг.;

– понять социальные последствия форсированного перехода к рыночной экономике;

– выявить основные проблемы России, ставшие перед ней в процессе ее интеграции в мировое сообщество;

– оценить основные перспективы развития России в XXI веке;

Настоящие задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

  1.  Политические реформы в россии в 1990-х – 2000-х гг.

Политические результаты реформ 1990-х годов – стойкое отвращение большинства жителей России от демократии. Попытки рассматривать изолированно 1990-е и 2000-е годы абсурдно. Настоящее является продолжением прошлого.

Сохранение созданной в 1990-х годах политической системы стало важнейшей задачей постсоветской номенклатуры.

В созданном в 1990-х годах в России политическом и социально-экономическом механизме заключён внушительный потенциал жизнедеятельности. Он основан на огромных финансовых, материальных, природных и административных ресурсах, ангажированных СМИ и на широкой коррупционной сети.

Обратите внимание

Самые тяжёлые политические потери это то, что российские реформаторы 1990-х гг. убили в своём народе желание построить демократическую страну. Демократии ещё долго не будет в России, потому что та «демократия», которую российские реформаторы продемонстрировали народу, как только власть оказалась в их руках, предстала в столь антинародном виде, что затмила своей антинародностью даже советский тоталитарный режим.

Правящая группировка декларировала опасность возвращения социализма – это настойчиво внедрялось в общественное сознание. Давление на избирателей было организовано на высоком профессиональном уровне, но затраты окупились.

Социологические исследования того времени показывали отсутствие установок на возврат к социализму у большинства (75-85%) опрошенных.

Источник: http://refleader.ru/poljgebewrnapol.html

Общественно-политическое развитие России во второй половине 90-х гг. ХХ – начале XXI в

Россия, избрав в начале 90-х гг. либерально-радикальную модель перехода к рыночной экономике, основанную на монетаристкой макроэкономической теории, продолжила движение этим курсом и во второй половине последнего десятилетия ХХ века. Вновь избранный Президент России Б.Н.

Ельцин пообещал достичь экономической стабилизации в стране в течение года. На пост Председателя Правительства Российской Федерации он предложил В.С. Черномырдина, кандидатуру которого Государственная Дума утвердила в августе 1996 года. Но здоровье Б.Н.

Ельцина ухудшалось, через 4 месяца после выборов он перенес тяжелую хирургическую операцию на сердце, и практически отошел от дел.

Правительство Черномырдина и Администрация Президента прилагали большие усилия для достижения перелома в ходе реформ.

Но ситуация в экономике оставалась тяжелой, спад промышленного производства в 1996 году достиг 55% по сравнению с 1991.

Наиболее трудным оказалось положение наукоемкого производства, оборонных и машиностроительных предприятий, аграрного сектора экономики. Цены на товары массового спроса внутри страны росли и превысили мировые.

В конце февраля 1997 года Б.Н. Ельцин вернулся к работе, но уже не мог в полном объеме выполнять функции лидера огромной страны, осуществляющей серьезные преобразования. Весной 1997 года повсеместно проходили акции протеста против снижения уровня жизни людей.

Важно

Проанализировав сложившуюся обстановку, внутреннее и международное положение, Президент внес существенные изменения в проводимый курс. “От политики невмешательства мы решительно переходим к политике упреждающего регулирования экономических процессов, контроля за жизненно важными отраслями и эффективного расходования бюджетных средств”.

По существу был провозглашен переход к государственному регулированию экономики при формировании рыночных отношений.

Однако внесенные изменения в состав правительства, назначение А. Чубайса и Б. Немцова заместителями Председателя Правительства свидетельствовали о том, что будет реализована либерально-монетаристская модель реформирования экономики.

Молодые вице-премьеры были сторонниками демонополизации (расчленения) естественных монополий: Газпрома, РАО ЕС, железнодорожного транспорта; проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, Пенсионного фонда, сокращения финансирования высшего образования и т.д. А.

Чубайс настаивал на секвестре (урезании) государственного бюджета, и так сложно проходившего и с трудом принятого Государственной Думой. Вице-премьеры А.Чубайс и Б. Немцов пытались приобрести большее влияние в правительстве, чем его Председатель В.С.

Черномырдин, защищавший естественные монополии и пользовавшийся поддержкой Государственной Думы.

Все это усиливало напряженность в обществе в течение 1997 года, обстановка накалялась. Провозглашенную Президентом новую стратегию не удавалось реализовать. В октябре 1997 года в Государственной Думе назревал вопрос о вотуме недоверия правительству В.С. Черномырдина. Давление оппозиции нарастало. На заседаниях большой четверки (Президент Б.Н.

Ельцин, Председатель правительства В.С. Черномырдин, Председатель Совета Федерации Е.С. Строев, председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев), а затем и на Круглом столе был удовлетворен ряд требований оппозиции о предоставлении парламенту времени на государственном телевидении, издании парламентской газеты, о защите вкладов населения в сбербанке, облегчении налогов и т.

д.

Совет

В 1997 году состоялись довыборы в Государственную Думу в 13 округах, на которых более половины депутатов были избраны от оппозиции. На губернаторских выборах 30% мест получили представители оппозиции. Упрочив свое положение во властных структурах, оппозиция потребовала отчета правительства перед Думой. Но отчета не последовало.

Более того, ситуация в стране осложнилась в связи с готовящейся реформой высшего образования, предусматривавшей сокращение государственного финансирования ВУЗов на 10% и введение годовой платы для студентов за дополнительные услуги в размере 1,5 тыс. рублей, сокращение 30% преподавателей и уменьшение нового набора на 15%.

В ответ на эти непопулярные меры студенты вышли на улицу с протестом и фактически сорвали планы правительства.

В марте 1998 года Государственная Дума большинством (242 голоса из 450) приняла решение о привлечении руководителей правительства к уголовной ответственности за невыполнение законов

Источник: https://poznayka.org/s35973t1.html

Контент / ИСТОРИЯ РОССИИ / Политическая ситуация в России в 90-е годы XX века – Я знаю!

Политическая ситуация в России в 90-е годы XX века

Политический кризис 1992-1993 гг.

После падения СССР началась новая история России. Россия стала правопреемницей СССР.

25 декабря 1991 года изменилось название страны: РСФСР переименована в Российскую Федерацию.

Работа над Конституцией была главным политическим событием и самой острой политической проблемой 1992-1993 гг.

Президент Ельцин предлагал создать президентскую республику. В ней центральной фигурой является Президент, обладающий большими полномочиями.

Верховный Совет РСФСР был категорически против президентской республики и выступал за создание парламентской республики. В ней центром политической системы является Верховный Совет.

Чтобы преодолеть политический кризис, Ельцин созвал Конституционное совещание с участием представителей всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета отказалось от участия в совещании. Оно начало кампанию по отстранению президента от власти.

Ельцин пошел на опережение. 21 сентября 1993 года он издал указ о конституционной реформе. Приостановил деятельность Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 года выборы в новый парламент – Государственную думу. Кроме того, Ельцин объявил о проведении всенародного референдума, чтобы народ сам решил, быть или не быть новой Конституции России.

Руководство Верховного Совета отказалось подчиняться указу Президента и своим постановлением отстранило Ельцина от власти. Исполняющим обязанности президента России был назначен вице-президент А.В.Руцкой.

Обратите внимание

Ельцин приказал войскам окружить здание Верховного Совета. Политический конфликт перешел в силовой.

2 октября противники Ельцина организовали массовые выступления. На следующий день демонстранты захватили мэрию Москвы, подошли к телецентру Останкино, требуя предоставить им эфир. По демонстрантам был открыт огонь.

Несмотря на жесткие действия оппозиции, инициатива оставалась на стороне Президента. 4 октября войска обстреляли здание Верховного Совета из танков. К концу дня оно было захвачено, руководители Верховного Совета арестованы. Двухлетнее политическое противостояние закончилось победой Ельцина и его сторонников. Одновременно закончилась история Советов.

Первая Государственная дума. Принятие новой Конституции РФ. Формирование новой политической системы.

12 декабря 1993 года состоялись одновременно выборы в Госдуму и референдум по новой Конституции России.

На выборах в Государственную думу первое место неожиданно для всех заняла Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). В числе лидеров были также КПРФ и «Выбор России». Первая Дума начала свою работу.

Источник: http://test1.czl23.ru/plugins/content/content.php?content.366

Политические преобразования в РФ в 90-е годы. Октябрьский кризис 1993 г. Принятие Конституции, переход к парламентаризму

ID: 37114

Название работы: Политические преобразования в РФ в 90-е годы. Октябрьский кризис 1993 г. Принятие Конституции, переход к парламентаризму

Категория: Доклад

Предметная область: История и СИД

Описание: Принятие Конституции переход к парламентаризму. После октябрьских событий началась ликвидация системы Советов завершившаяся с принятием на всенародном референдуме 12 декабря 1993 новой Конституции Российской Федерации 3в 19901993 гг.

Ельциным которая впервые занялась разработкой новой Конституции.

Проект подготовленный этой комиссией не был принят ни на первом ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов но одобрялась общая концепция Конституции что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в…

Язык: Русский

Дата добавления: 2013-09-23

Размер файла: 16.59 KB

Работу скачали: 64 чел.

Важно

Политические преобразования в РФ в 90-е годы. Октябрьский кризис  1993 г. Принятие Конституции, переход к парламентаризму.

1)В октябре 1991 г. Б. Н. Ельцин объявил о начале радикальных экономических реформ, которые должен был проводить новый вице-премьер российского правительства Е. Т. Гайдар. Была провозглашена свобода торговли. В начале 1992 г.

правительство Гайдара провело либерализацию цен, которая позволила насытить рынок товарами, но одновременно привела к резкому обнищанию населения. Хотя России и была обещана масштабная внешняя помощь, фактически, она не была получена. В этих условиях макроэкономическая стабилизация провалилась.

Приватизация обернулась перераспределением собственности в пользу бывших ответственных работников, использовавших свои должности и связи.

Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет, по существу, отказались поддержать реформы Гайдара. Началось противостояние исполнительной и законодательной власти. Оно усугубилось все возраставшей оппозицией Гайдару со стороны самых разных политических сил — от демократов до коммунистов и националистов.

В 1990-е гг. стремительно возрастал внешний долг. Правительство делало попытки справиться со спадом промышленного производства, ликвидировать бюджетный дефицит, взаимную задолженность предприятий, упорядочить финансовую систему, обеспечить своевременную выплату зарплат, пенсий и пособий населению.

Однако достичь серьезных результатов не удалось. Препятствием стала концентрация капитала и важнейших экономических ресурсов государства (прежде всего в топливно-энергетической сфере) в руках крайне ограниченного круга собственников. Возник так называемый олигархический капитализм.

Перераспределение национального достояния осуществлялось через залоговые аукционы (1995 г.) и приватизационные сделки (1996—1997 гг.). В апреле 1998 г. В. С. Черномырдина на посту председателя правительства сменяет С. В. Кириенко.

Совет

При нем разразился острейший финансовый кризис, закончившийся дефолтом в августе 1998 г.

2)Октябрьский Кризис 1993: политический и конституционный кризис, явившийся следствием длительного противостояния законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и исполнительной (президент и правительство) ветвей власти. Начался после издания (21 сентября) указа президента Российской федерации Б. Н.

Ельцина “О поэтапной Конституционной реформе и о роспуске Верховного Совета Российской Федерации”. В ответ Верховный Совет во главе с Р. И. Хасбулатовым объявил президента Ельцина низложенным и возложил президентские обязанности на вице-президента А.В. Руцкого. Противоборство двух сторон привело к вооруженным столкновениям в Москве (2-4 октября).

3 октября в ходе массовой антипрезидентской демонстрации сторонники Верховного Совета захватили здание мэрии и предприняли попытку овладеть телевизионным центром Останкино. Президент Ельцин квалифицировал события в Москве как “вооруженный фашистско-коммунистический мятеж”.

4 октября правительственные войска начали обстрел блокированного здания Верховного Совета и штурмом взяли его. По правительственным данным, 2-4 октября погибло свыше 140 человек. Руцкой, Хасбулатов и другие руководители антипрезидентской оппозиции были арестованы (в 1994 освобождены по амнистии, объявленной Государственной думой).

После октябрьских событий началась ликвидация системы Советов, завершившаяся с принятием на всенародном референдуме (12 декабря 1993) новой Конституции Российской Федерации

Читайте также:  Территория и политический строй золотой орды

3)в 1990–1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1 990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным, которая впервые занялась разработкой новой Конституции.

    Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России, поэтому в начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание,которое в результате своей работы приняло так называемый “президентский проект” Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=37114

Учебные материалы по Истории России

Еще в 1991 г, став президентом РФ, ЕЛЬЦИН провозгласил курс на радикальное реформирование общества. Было заявлено, что через 6—8 месяцев после начала реформ наступит существенное улучшение жизни.

Суть радикально-либеральных взглядов заключалась в форсированном переходе от прежней командно-административной экономики к рыночной, путем «прыжка». Ключевой фигурой в проведении реформ стал глава правительства экономист Гайдар.

Суть реформ: либерализация цен торговли, создание конкуренции для товаропроизводителей (1 и этап)

Обратите внимание

2-й этап – приватизация — все граждане страны получили приватизационные чеки, которые давали право на определенную часть государственную имущества в сумме 10 тыс. рублей в ценах на конец 1991 г.

Ваучеры можно было вкладывать в инвестиционные фонды, продавать, покупать. Лица и группы лиц, скупившие большое количество ваучеров, могли стать собственниками крупных государственных предприятий.

Завершающим этапом было приобретение предприятий или акций предприятий уже не на ваучеры, а на деньги.

В результате приватизации не был создан «средний класс» собственников, а появился класс крупных собственников-олигархов, что привело к резкому расслоению и обнищанию общества. В ходе экономических реформ выработались два основных подхода к перспективам преобразования:

1)  радикально-реформаторский — частная собственность, свободный рынок товаров и услуг в течение небольшого периода времени;

2)  эволюционный — медленное, осторожное преобразование экономики с сохранением рычагов регулирования с помощью государства.

Сторонники первого группировались вокруг Ельцина, второго — вокруг председателя Верховного Совета Хасбулатова, это привело к конфликту двух ветвей власти — исполнительной и законодательной, завершившемуся политическим кризисом в октябре 1993 года— «расстрел Белого дома». Победа президента над Верховным Советом привела к политическим переменам в обществе:

1) принята новая Конституция 12 декабря 1993 г.,

2)  создан двухпалатный парламент — Федеральное Собрание.

Эти события положили начало стабилизации общества. После распада СССР на постсоветском пространстве продолжали обостряться этнополитические конфликты Наибольшую опасность для единства России представляли события в Чечне.

Важно

Сепаратистские настроения, насильственный роспуск Верховного Совета Чечено-Ингушской республики, захват радио, телецентра вооруженными людьми генерала Дудаева, избранного президентом Чеченской республики, провозглашение независимости заставили руководство России ввести чрезвычайное положение на этой территории.

Российские войска столкнулись с упорным и искусно организованным сопротивлением чеченских боевиков. Чеченская проблема по-прежнему является главной.

В 1996 г Ельцин вновь побеждает на президентских выборах. Социально-экономические, политические проблемы по-прежнему давили на страну. Благодаря продаже ценных бумаг государственного займа за рубежом и внутри страны, а также ряду других мер, инфляция была незначительной.

Развивался мелкий и средний бизнес, Экономика страны была уже тесно связана с мировой. Кризис на рынках юго-восточных стран, трудности с выплатами внешних займов привели к финансовому кризису 1998 г.

и вызвали правительственный кризис (смена правительства: Черномырдин, Примаков, Степашин, Путин).

За последнее десятилетие XX в. в России произошли коренные изменения:

1) широкое отношение получили арендные отношения)

2)  частная собственность стала доминирующей;

3)  формируется «средний класс»;

4)  значительная часть общества уже не ориентируется на прошлое;

5)  сложилась многопартийная система.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=53

Радикальные экономические реформы 1990-х гг. в России

Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990-е годы в Российской Федерации, включали либерализацию цен, либерализацию внешней торговли и приватизацию бывших союзных госпредприятий.

28 октября 1991 – V съезд народных депутатов. Выступление Б.Н. Ельцина – необходимость проведения радикальных реформ.

Сформировано «правительство реформ» («правительство камикадзе»). Вице-премьером, министром экономики, определявшим экономическую стратегию, стал Е. Гайдар.

Меморандум об экономической политике РФ – первая официальная экономическая программа правительства Гайдара (утв. 27 февраля 1992).:

o дерегулирование экономики

o снятие административного контроля над ценами и хозяйственными связями

o развитие свободной торговли

o стабилизация финансовой и денежной системы, укрепление рубля

o приватизация

o развитие предпринимательства

o активная социальная политика

Совет

o структурная перестройка экономики (демилитаризация, развитие производства дефицитных товаров, товаров повседневного спроса)

o интеграция в мировой хозяйство (снятие внешних барьеров).

Первый этап реформ (1992-1994)

Январь 1992.

· либерализация цен на большинство товаров (80% оптовых и 90% розничных цен стали рыночными, за исключением цен на транспорт и др.);

· 29 января – президентский указ о свободе торговли à открыто множество новых торговых точек;

· либерализация внешней торговли (отмена гос. монополии); НО рубль – все еще неконвертируемая валюта à появился механизм уклонения от налогов à снижение эффекта реформ;

В результате, произошел рост розничных цен за I квартал в 6 раз.

· жесткая антиинфляционная политика, контроль денежной массы, сокращение гос. расходов;

НО имеет место проблема неплатежей (накапливаются задолженности предприятий друг другу à налоги перестают поступать в гос. бюджет à сокращение зарплат.

· давление политической оппозиции (в основном, директора крупных убыточных предприятий).

Июнь-сентябрь 1992.

· выдача крупных субсидий и кредитов гос. предприятиям и аграрному комплексу;

· выдача кредитов бывшим союзным республикам;

Все эти меры осуществлялись за счет роста денежной массы à инфляция.

Сентябрь – декабрь 1992 – попытка вернуться к жесткой антиинфляционной политике.

1993.

Денежная реформа.

· замена банкнот (деноминация) à изменение характера внутриэкономических связей;

· Программа «Развитие реформ и стабилизация российской экономики»: отпущены цены на зерно, отменены льготы в выдаче кредитов, рост ставки рефинансирования.

Не удалось решить проблему бюджетного дефицита.

è рост конфронтации между законодательной и исполнительной властью;

è указ о роспуске Верховного Совета 14 декабря 1993 à вооруженный конфликт.

В 1993 начинается роспуск ГКО (государственных казначейских облигаций); проведен ряд антирыночных реформ (ужесточение правил внешней торговли, регулирование рынка ценных бумаг).

Приватизация.

· 29 декабря 1941 – указ президента «основные положения программы приватизации и муниципальных предприятий РФ»

· I этап – ваучерная приватизация (1992-1994). Все граждане имели право на получение одного чека номинальной стоимостью 10 тыс. руб., уплатив в сберегательном банке 25 тыс. руб.

à начальный этап функционирования рынка ценных бумаг; + массовая приватизация жилья.

Цель – снять общественную напряженность, создать иллюзию участия населения в приватизации; проблемы: отсутствие капиталов в стране, неразвитость рынка.

Несмотря на ряд ошибок, формировался рынок, увеличивалась открытость экономики.

Результаты.

Снижение ВВП на 30%, пром. произ-ва – на 32%, рост потребительских цен в 770 раз.

Второй этап реформ (1994-1996)

· период формирования рыночной инфраструктуры;

· рост числа коммерческих банков;

· активное формирование бизнес-элиты на базе старой номенклатуры;

· ослабление инфляции;

· положительное сальдо внешней торговли;

· слабая бюджетная политика (эмиссионное финансирование бюджета, рост внутреннего и внешнего долга);

· 1995 – первая эмиссия ОФЗ (облигаций федерального займа);

· рост субсидий для промышленности и сх;

· сокращение доли ВВП, направляемой на науку, образование, социальные нужды.

1 июня 1994-1996 – денежный этап приватизации. Развернулась основная борьба за реальную собственность. Одним из наиболее удачных вариантов денежной приватизации оказалась практика денежных аукционов.

Результаты.

Снижение ВВП на 20%, пром. произ-ва – на 27%, рост потребительских цен в 9 раз.

Третий этап реформ (1996-1998)

· снижение темпов инфляции;

· задача – восстановление экономического роста;

· на I плане – реформы на микроуровне;

· проблема бюджетного дефицита не решена.

С 1996 – третий этап приватизации (селективная приватизация).

Третий этап ознаменовался драматическими событиями августа 1998. Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Кризис произошёл на фоне тяжёлой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной макроэкономической политикой, проводившейся властями в середине 1990-х годов.

Обратите внимание

Непосредственной причиной принятия решений стало отсутствие у Правительства Российской Федерации средств, необходимых для исполнения своих долговых обязательств по ГКО — ОФЗ, а также резкое ухудшение условий привлечения для этого новых займов.

Экономика России получила тяжёлый удар, в результате которого в несколько раз девальвировался российский рубль, произошёл значительный спад производства и уровня жизни населения, резкий скачок инфляции. Послекризисный спад в России был краткосрочным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом.

Результаты реформ 1990-х гг.

В результате реформы 1990-х годов в России не была создана полноценная рыночная экономика. Созданная экономическая система скорее носила черты государственного капитализма.

Особенностями данной системы, созданной в результате максимальной либерализации экономической деятельности, произвольного распределения госсобственности, финансовой стабилизации за счёт жёсткого ограничения совокупного спроса, были беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности, устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, дефицит бюджета — сокращение государственных расходов — спад производства и разрастание неплатежей — сокращение налоговых поступлений — дефицит бюджета.

Заметное обеднение едва ли не большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5-2 раза — до показателей 40-начала 50-х годов.


22) Крупнейшие экономики Запада и Востока в условиях глобализации.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
К середине XX в.

на примере развития значительного количества стран мира наблюдается процесс сближения западной и восточной цивилизаций, т. е. Запад заимствует черты развития Востока и наоборот. В начале XX в. западный тип развития «в чистом виде» исчерпал свои возможности.

Об этом наглядно свидетельствовал мировой экономический кризис начала XX в. (1929— 1933гг.). Его последствия по-разному сказались на развитии стран Запада. Произошло в целом усиление роли государства в экономике, начал зарождаться государственно-монополистический капитализм.

Важно

Но, если, например, в Германии это способствовало установлению тоталитарного режима в виде фашизма, то в таких странах, как Англия, США и др. государство выполняло не тоталитарную роль, а регулирующую через налоговую и кредитную политику.

Наиболее выраженный вариант регулирующей роли государства в экономике и выход из кризиса в 30-е годы можно наблюдать в США, которые благодаря проведению политики «нового курса» Ф. Рузвельта стали постепенно опережать классическую страну домонополистического капитализма — Англию и вышли на первое место в мире.

При детальном изучении происходящих в ходе преодоления мирового экономического кризиса процессов и в последующем можно предположить, что страны западной цивилизации по сути дела заимствовали черты Востока и, прежде всего, роль государства в экономике, что смогло «обуздать» стихию свободного капиталистического рынка.

В свою очередь, во второй половине XX в., наоборот, страны Восточной цивилизации стали внедрять, во многом под влиянием колониальной политики, рыночные отношения. На наших глазах Восток перестает быть таковым в классическом смысле этого слова.

Сегодня мы можем наблюдать несколько типов государств, в которых утвердились еврокапиталистические черты развития. Наиболее характерно это проявилось на Дальнем Востоке.

После второй мировой войны в результате реформ в Японии (которая не была колонией) государство перестало быть традиционно-восточными стало инструментом эффективного функционирования хозяйства страны.

Не случайно, экономические реформы в Японии, которые восприняли европейские традиции и сохранили национальные особенности, характеризуются как «японское экономическое чудо». Элементы модели японского экономического развития использованы в Южной Корее, Сингапуре, Гонконге и ряде стран Дальнего Востока.

Источник: https://pdnr.ru/e17088.html

Ссылка на основную публикацию