Племена кавказа и средней азии в конце 3 и во 2 тысячелетии до н.э.

История.ру

В бронзовом веке в Европе, за исключением окраинных районов, а также в Юго-Западной Сибири и Средней Азии мы, по-видимому, имеем дело главным образом с населением, говорившим на древних языках, которые в большинстве своём легли в основу развития позднейших языковых групп индоевропейской семьи.

Письменными памятниками засвидетельствованы индоевропейские языки анатолийской группы в Малой Азии, индоевропейские греческие диалекты на юге Балканского полуострова.

В более северных районах можно наметить расселение племён иранской, славянской, иллирийской, германской и кельтской групп индоевропейской семьи языков.

Обратите внимание

Намечается также, хотя и менее определённо, возможность определить расселение балтийской и фракийской групп языков (последней — на Нижнем Дунае и на Балканах).

В племенах Пиренейского полуострова этого времени можно видеть иберские племена, не принадлежавшие по своему языку к индоевропейцам. На неиндоевропейских языках, связанных с современными языками Кавказа, говорили, надо полагать, племена, создавшие замечательные культуры бронзового века Северного Кавказа и Закавказья.

Подробнее »

Посуда из Эль-Аргара. Испания.

Важнейшим районом бронзолитейного дела с самого начала II тысячелетия до н. э. стали области юго-восточной части Пиренейского полуострова.

Здесь сложилась своеобразная эль-аргарская культура, памятники которой были распространены по всему восточному побережью полуострова и частично захватывают южные части Испании и Португалии.

Особенностью этой культуры был высокий удельный вес горного дела, добычи меди и её переработки бронзолитейщиками.

Племена культуры Эль-Аргар имели связи не только с другими племенами, обитавшими на Пиренейском полуострове, но и с теми, которые населяли далёкие Британские острова: это вызывалось необходимостью получения олова для выплавки бронзы.

Подробнее »

Аллеи менгиров близ Карнака в Бретани.

На территории Франции в бронзовом веке следует различать две группы племён с различными культурами — материковую и северную приморскую.

Последняя характеризуется широким распространением сооружении, возникших еще в энеолите: гигантские кромлехи — круглые в плане святилища солнца, аллеи менгиров (каменных столбов), воздвигнутых в память отдельных членов рода и племени, и погребальные ящики из гигантских плит — дольмены — сохранились в большом количестве до наших дней, особенно в Нормандии и Бретани.

Подробнее »

Важно

Лежащие далее на запад области Центральной Европы — территории нынешних Верхней Австрии, Западной Германии и Голландии—в середине и в конце II тысячелетия до н. э. были заняты населением с особой культурой, от которой остались характерные для нее курганные погребения.

В захоронениях находят бронзовое оружие, иногда попадаются и серпы.

Однако исследование поселений этой культуры заставляет сделать вывод, что если население, оставившее нам эти памятники, и знало земледелие, то всё же главным его занятием было полукочевое скотоводство.

Сходные формы культуры обнаруживаются и у племён, обитавших в те времена в пределах современных Северной Германии и Южной Скандинавии.

Возможно, что эта скотоводческая по преимуществу культура оставлена племенами, бывшими непосредственными предшественниками племён германской ветви индоевропейской семьи языков; именно в этих областях застаёт через тысячелетие письменная история древне-германские племена.

Подробнее »

Погребение, характерное для унетицкой культуры.

Обширные пространства Силезии, Саксонии и Тюрингии, Чехии и Нижней Австрии севернее Дуная в первой половине II тысячелетия до н. э. были заняты группой племён, оставивших памятники так называемой унетицкой культуры.

Поселения этих племён состояли из четырёхугольных домов с плетнёвыми стенами, обмазанными глиной. Местами встречались и округлые ульевидные землянки, вырытые в плотных толщах лёсса. Сохранившиеся в поселениях зерновые ямы говорят о занятии населения земледелием.

Многочисленные остатки костей домашних животных, обычай класть куски мяса в могилу — всё это показывает значение скотоводства в экономической жизни племён. В этом отношении унетицкая культура была типичной для бронзового века Центральной Европы.

Подробнее »

Бронзовые орудия и оружие. Из раскопок в Венгрии.

Области Дунайского бассейна в бронзовом веке стали местом высокого развития бронзолитейного дела.

Совет

Особенно в этом отношении выделялась территория современной Венгрии, где уже в раннем бронзовом веке, в начале II тысячелетия до н. э., бронзолитейное дело достигло больших успехов, особенно в выделке оружия — кинжалов, боевых секир и бронзовых топоров различных видов.

Связи с областями крито-микенской культуры привели в середине II тысячелетия к исключительному расцвету мастерства изготовления бронзовых изделий на среднем течении Дуная.

Подробнее »

Человек бронзового века. Верхнее Поволжье. Фатьяновская культура. Реконструкция М.М. Герасимова.

Ранее уже упоминалось о расселении по верхнему течению Волги и области Волго-Окского междуречья племён, вышедших, по-видимому, с верховьев Днепра и оставивших нам так называемые фатьяновские могильники.

Эти племена принесли в лесные пространства Верхней Волги и Оки гораздо более прогрессивные формы хозяйства, чем те, которые имелись здесь у древнего местного населения.

Живя в среде местного населения охотников и рыболовов, пришедшие сюда племена, очевидно, должны были тратить свои силы в значительной мере на защиту принадлежащих им территорий и стад.

Подробнее »

Глиняные сосуды и бронзовый топор. Фатьяновская культура. Раскопки в Ивановской области.

Постоянные связи племён, обитавших в Закавказье, с переднеазиатскими центрами рабовладельческой цивилизации установились ещё во времена раннего энеолита.

Обратите внимание

Уже упоминался широкий вывоз из района Арарата обсидиана, служившего основным материалом для выделки каменных наконечников стрел и других орудий в Двуречье и Эламе.

Подробнее »

Культура племён горного Ирана и Средней Азии конца III и II тысячелетия до н. э. является продолжением энеолитической, однако за истекшее время в этой культуре произошли серьёзные изменения.

Поселения начинают укреплять стенами. Материальная культура становится богаче и разнообразнее.

Наряду с каменными и медными изделиями всё чаше начинают появляться и бронзовые.

По-видимому, сильно развивается скотоводство — особенно разведение мелкого рогатого скота, в связи с чем начинает применяться летний выпас скота на отдалённых горных пастбищах; таким образом, скотоводство начинает приобретать полукочевой характер.

Большую роль начинает играть лошадь, что придаёт скотоводческим племенам большую подвижность; с этим обстоятельством, вероятно, связано проникновение касситских племён с гор Ирана в Двуречье.

Подробнее »

До недавнего времени оставалось непонятным, почему культура восточной части территории, занимавшейся аидроновскими племенами, в конце II тысячелетия до н. э. стала отличаться от культуры западной территории столь сильно, что это заставило археологов выделить на Среднем Енисее и на Алтае особую карасукскую культуру.

Действительно, изменения произошли самые резкие.

Изменились формы глиняной посуды; бронзовые изделия в большинстве своём приобрели вид совершенно иной, чем андроновские; в хозяйстве наряду с земледелием особое значение получило скотоводство и прежде всего овцеводство; население стало более подвижным; изменился его физический тип, ставший более близким к типу, характерному для тогдашнего населения Северного Китая.

Всё это заставляет предполагать значительное включение в племенной состав Южной Сибири выходцев из Северного Китая. Это подтвердилось и дальнейшим исследованием карасукских памятников.

Подробнее »

Источник: http://www.istoriia.ru/category/iv-seredina-i-tysyacheletiya-do-nashej-ery/rost-rabovladelcheskix-otnoshenij-v-egipte-i-dvureche-i-vozniknovenie-drugix-rabovladelcheskix-gosudarstv-ii-tysyacheletie-do-n-e/plemena-evropy-i-azii-vo-ii-tysyacheletii-do-n-e

Происхождение и ранняя история иранских народов

Древние арии. Индоевропейская общность, в которую входили предки ариев, германцев, славян, кельтов, греков и других племен, распалась в начале III тысячелетия до н.э. (в раннем бронзовом веке). Из нее выделилась арийская общность, занимавшая территорию Юго-Восточной Европы — степные районы к северу от Кавказа, Черного и Каспийского морей.

Читайте также:  Наступление советский войск. освобождение польши

Ариев называют еще индоиранцами, потому что впоследствии они разделились на две ветви — индоарийскую и иранскую. Но и после того, как индоиранцы стали делиться и распространились до Средней Азии, Иранского нагорья и Индии, они продолжали именовать себя «ариями», а свои страны — арийскими.

Например, индийские арии назвали свою землю «Арьяварта», в Средней Азии известна иранская страна «Арейа». От слова «ариана», что означает «арии», «арийский», происходят и название государства Иран, и средневековое имя осетин — аланы.Нужно помнить, что «арии» — это самоназвание и научное обозначение только индоиранских народов.

Одиозное употребление этого имени для всех индоевропейцев было свойственно расистской литературе. Антропологической арийской расы наука не знает. Передвигаясь на новые территории, индоевропейцы, а затем и арии включали в свой состав местные племена, осваивали достижения других народов.

Важно

Поэтому еще в древности появились различия в языке, культуре, хозяйстве и внешнем облике разных индоиранских народов. Но все это произошло после распада арийской общности.Арии были скотоводами и земледельцами. Они пасли стада овец и коров, особое значение придавали коневодству. Землю пахали плугом или сохой. В повозку с тяжелыми цельными колесами впрягали волов.

Скот считался главной добычей в войнах, количеством скота измеряли богатство племени, рода, семьи. Пастушеские занятия вынуждали ариев заботиться о поиске удобных пастбищ и способствовали освоению новых территорий. Металлургия, обработка металла и дерева достигли у ариев уровня профессиональных ремесел.

В эпоху общеарийского единства сформировалось особое устройство общества, разделенного на три сословия — жрецов, военную знать и свободных скотоводов-земледельцев. Представление о трех социальных функциях — религиозной, военной и производительной — характерная черта культуры и общественной жизни всех индоиранских народов. Каждая из трех функций имела свои символы, в том числе цветовые.

Первую, жреческую обозначали белым цветом; вторую, военную — красным; а третью, производительную — цветами земли (желто-коричневыми) или воды (сине-голубыми).

Троичное деление общества повторяло устройство вселенной — по представлению ариев, все мироздание состоит из трех миров: верхнего или небесного; среднего, в котором живут люди; и нижнего, простирающегося вниз от поверхности земли и воды.Большим достижением древних ариев было использование боевой конной колесницы.

Боевые колесницы — это легкие повозки на двух колесах со спицами, в которые впрягали специально обученных лошадей. Колесничным войском командовали, подавая сигналы горном. Воин, стоящий на колеснице, являлся стрелком из лука и копьеметателем. Колесницы были для своего времени мощным оружием.

Их появление привело к окончательному выделению военной знати, которая начала захватывать господствующее положение в обществе. Впоследствии все цари у арийских народов принадлежали к военной касте.Применение колесниц резко увеличило боевую мощь арийских племен, их активная военная деятельность приводила к освоению все новых территорий, увеличению стад и быстрому росту населения.

В страны Азии арии принесли неизвестные там навыки разведения и тренировки боевых лошадей, практику колесничного боя, приемы взнуздывания коня и даже элементы конской сбруи.В первой половине II тысячелетия до н.э. арийская общность распалась на две ветви — индоарийскую и иранскую. Индоариями называют арийскую ветвь, покинувшую Европу и поселившуюся в Индии. Арии другой, иранской ветви, тоже расселялись к востоку и югу, но сохранили за собой и земли прародины — степи между Дунаем, Кавказом и Уралом.

Ранняя история иранских племен. К иранской группе народов принадлежат современные осетины, персы, таджики, афганцы, курды, белуджи и некоторые другие народы. Все они говорят на языках, происшедших от общеиранского языка-основы, на котором во II тысячелетии до н.э. говорили арии-иранцы.

В конце II тысячелетия до н.э. иранская общность распалась на две группы племен. Северные иранцы включали предков скифов, согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев. В южную группу племен вошли предки мидян, персов, курдов, белуджей, других иранских народов.

Совет

Эту группу племен можно назвать южной потому, что они ушли с европейской прародины на юг и заняли Иранское нагорье, то есть территорию современных государств Ирана и Афганистана. Но и северные иранцы вышли далеко за пределы арийской прародины. Бактрийцы, согдийцы, хорез-мийцы продвинулись в Среднюю Азию.

А скифские племена, никогда не покидавшие общую прародину, постепенно расселились по всему степному поясу Евразии — от Северного Причерноморья и Предкавказья до Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири.Возникший в результате этих передвижений огромный иранский мир оказался поделен между двумя природными и хозяйственными зонами.

В южных областях древней земледельческой цивилизации (в плодородных долинах Иранского нагорья и оазисах Средней Азии) иранские племена вскоре освоили опыт предшествующего неарийского населения и сделались оседлыми земледельцами и скотоводами. А в северных скифских степях, напротив, произошел переход от пастушества к кочевому скотоводству.

Иранские кочевники отличались от своих оседлых родственников прежде всего по образу жизни. Их язык и культура были очень близки, и даже общественное устройство на ранних этапах истории оставалось одинаковым. Семья входила в род, который был частью племени. Несколько племен составляли область или страну, а совокупность областей складывалась в народ.

Однако противоречия между кочевыми и оседлыми племенами надолго предопределили сложную историю взаимоотношений теперь уже двух иранских миров — степи, которая посылает за добычей и славой отряды грозных всадников, и оседлости, защищающей обработанную землю и скот от набегов кочевников.Постоянной ареной столкновений оседлых и кочевых иранцев была в I тысячелетии до н.э. Средняя Азия.

На Переднюю Азию совершали свои походы через Кавказ европейские скифы. Существовали, конечно, и мирные связи: от активной торговли до военных союзов. Периоды вражды и сотрудничества сменяли друг друга, но противостояние сохранялось. Оно породило великий иранский эпос.

Сказания о богатырях и героях, впоследствии вошедшие в «Шахнамэ» («Книгу о царях») Фирдоуси, повествуют о борьбе с Тураном — под этим именем выступают скифские племена, кочевые степняки-иранцы. Победоносные походы туранцев-ски-фов также воспеты в древних сказаниях — это Нартовский эпос, сохраненный осетинами.

Таким образом, обе стороны, оба иранских мира запечатлели свои войны в эпических произведениях мирового значения.

Общеиранская религия. Реформа Заратуштры. Еще со времен арийского единства иранские племена исповедовали многобожную религию, выросшую из поклонения силам и явлениям природы. Существовали развитые культы божеств Неба и Солнца, Земли и Водной стихии.

Обратите внимание

Особо чтили Огонь — он считался очищающим посредником между миром людей и божественной Истиной, которую иранцы называли «Арта». Арта— это мировой порядок, воплощение добра и нравственных законов всего мироздания. Труд скотоводов и земледельцев, подвиги воинов, жертвоприношения и молитвы жрецов — все это вместе с личными достоинствами человека было для иранцев проявлением вселенской гармонии. Другое важнейшее религиозное понятие — «Фарна» — олицетворяло сияющий божественный свет, благодатную силу, которая приносит мир, изобилие, удачу, счастье, добрую судьбу и славу.

Читайте также:  Поражение россии в войне, обострение общенационального кризиса

Иранские жрецы посвящали богам жертвенных животных, приготовляли священный напиток, называвшийся «хаома», пели хвалебные гимны. Тексты молитв не заучивали, при каждом богослужении их сочиняли заново по определенным правилам.Мифология иранцев представляла мир сотворенным в форме яйца, где небесная твердь подобна скорлупе, окружающие землю воды — белку, а сама земля — желтку.

В центре земли высится Мировая гора, вокруг ее вершинь: вращаются солнце, луна и звезды.Древняя религия и мифология ариев-иранцев продолжают жить в культуре осетин. Истина-Арта сохраняется в осетинском понятии «ард» — «клятва». От общеиранского слова «язата», означающего «божество», происходит осетинское «зэд» — «ангел».

«Фарн» по-прежнему, как и тысячи лет назад, занимает в духовной жизни осетин выдающееся место.В VII-VI вв. до н.э. великий пророк Заратуштра (греческий вариант его имени — Зороастр) реформировал иранскую религию, утвердив культ верховного бога Ахура-Мазды. Пророк происходил из рода по имени Спитама, принадлежавшего к одному из иранских племен Средней Азии.

Есть предположение о том, что Заратуштра родился среди скифов. Во всяком случае, он начал свою деятельность на границе между оседлыми и кочевыми (скифскими) племенами. Заратуштра провозгласил приближение последнего этапа истории, когда Добро и Зло должны быть разделены, и создал учение о том, что торжество Добра и победа над Злом зависят от действий каждого человека.

Эту новую религию называют по имени основателя зороастризмом или по имени верховного бога маздеизмом. Идеология зороастризма формировалась в обществе оседлых скотоводов и земледельцев, которые желали объединиться под сильной властью, способной защитить мирное хозяйство от постоянных набегов кочевников.

Как и эпические сказания, зороастризм родился в противоборстве двух иранских миров — оседлого и степного. Религиозная проповедь объединила принципы единобожия, отказа от племенных культов и борьбы со Злом, одним из воплощений которого стали северные степняки.Священная книга зороастризма Авеста написана на самом древнем из всех известных науке иранских языков.

Условно этот язык называют авестийским. Авеста является сводом религиозных правил, молитв и хвалебных гимнов.В VI в. до н.э. цари Персии из династии Ахеменидов объединили под своей властью иранские страны Передней и Средней Азии. Огромная персидская держава объявила зороастризм государственной религией и оказывала покровительство зороастрийским жрецам, которые назывались магами.

Скифские племена отвергли зороастризм, и сам пророк Заратуштра погиб, по преданию, от руки скифа. Религия скифских племен самостоятельно продолжила традиции древних общеиранских верований.

Иранские страны Передней и Средней Азии. В конце II тысячелетия до н.э. иранские племена освоили Среднюю Азию. За пределами оазисов, в степной и полупустынной зоне жили кочевники.

Важно

Плодородные долины, где в VII в. до н.э. уже существовала развитая земледельческая культура, были населены оседлыми иранскими народами. По их именам назывались страны, широко известные в древности — Согдиана, Хорезм, Бактрия, Маргиана, Парфия, Арейа.

Мидяне, персы и другие иранские племена появились на Иранском нагорье в начале I тысячелетия до н.э. Однако еще в VII в. до н.э. они жили в окружении чужого им большинства народов, говоривших на языках кавказской и афразийской семей. Освободившись от ассирийской зависимости, мидяне создали в VII в. до н.э.

сильную державу, которая объединила иранские племена и подчинила некоторые другие народы. Но в середине VI в. до н.э. персидский царь Кир II из рода Ахеменидов восстал против Мидии и покорил ее. Его наследники подчинили своей власти огромную территорию от Средней Азии до Египта.

В состав государства Ахеменидов вошли все иранские области с оседлым населением и даже часть среднеазиатских кочевников. Но степной скифский мир в целом продолжал жить собственной жизнью, успешно отражая завоевательные походы персидских царей и оставаясь враждебным к проповеди зороастризма.

Иранские кочевники евразийских степей.

На рубеже II и I тысячелетий до н.э. начался переход степных иранских племен от пастушества к кочевому скотоводству. «Скифы» — наиболее общее название для северных иранских кочевников. В первой половине I тысячелетия до н.э.

они вышли далеко за пределы древней арийской прародины (Юго-Восточной Европы) и занимали всю полосу евразийских степей от Северного Причерноморья и Кавказа до Средней Азии и Южной Сибири.

Скифские племена говорили на диалектах и наречиях языка иранской группы, единственным живым продолжением которого — через средневековый аланский — является современный осетинский язык. По историко-географическому принципу народы скифского мира называют северными иранцами древности.

А по языковым признакам скифский язык (а значит, и современный осетинский) входит в восточноиранскую подгруппу. Здесь нет никакого противоречия. Ведь степной скифский мир располагался севернее иранских областей с оседлой и земледельческой культурой.

Но восточную часть этих областей — Среднюю Азию и Афганистан — населили ближайшие родственники скифов: согдийцы, бак-трийцы, хорезмиицы и другие племена, пришедшие с прародины вместе с азиатскими скифами.

Совет

Их языки и составляют восточноиранскую подгруппу, к которой относятся также современные афганский (пушту или пашто), мунджанский (в Афганистане), ягнобский (в Таджикистане) и па-мирские языки (в Таджикистане и Афганистане). Другая ветвь иранских народов во главе с персами и мидянами осела западнее — в Передней Азии.

В западноиранскую подгруппу входят персидский и таджикский (оба происходят от древнего и средневекового персидского), курдский, белуджский и некоторые другие языки.

М.М. Блиев, Р.С. Бзаров «История Осетии»

Источник: http://alania.clan.su/publ/5-1-0-29

Средняя Азия на рубеже II—I тысячелетий до н. э. Расселение индоиранских племен

Категория: Иран и Средняя Азия 12.01.2014

Историческая ситуация на рубеже II—I тысячелетий до н. э. в Средней Азии была сложной. Во второй половине II тысячелетия до н. э. идет формирование классового общества и государства в крупных оседлых оазисах Бактрии и Маргианы.

Одновременно на равнинах от Восточного побережья Каспия до отрогов Тянь-шаньских гор распространяются степные скотоводческие племена, расселяющиеся из северных областей. Стада крупного рогатого скота были их основным богатством, для верховой езды широко использовались лошади.

По ряду признаков культура этих племен близка памятникам степняков, обитавших в это же время в Поволжье и в Западном Казахстане, что скорее всего объясняется их постепенным расселением из этих первоначальных центров.

Небольшие поселения и могильники скотоводческих племен встречаются в низовьях Амударьи (на территории позднейшего Хорезма), в Фергане и в долине Зеравша-на. На юге степные племена вплотную подходят к границам оседлых оазисов.

Показательно, что именно в это время у жителей оазисов получает широкое распространение домашняя лошадь, тогда как ранее они довольствовались лишь верблюдами. В ряде случае воздействие высокоразвитых соседей приводило к формированию культур, несущих как бы смешанные черты быта подвижных степняков и оседлых земледельцев.

Возможно, что с расселением по территории Средней Азии степных племен связано и распространение здесь населения индоиранской языковой ветви.

Действительно, в некоторых могильниках на правобережье среднего течения Амударьи встречаются каменные выкладки в ви^е колеса и другие символы, которые, судя по преданиям и мифам, играли большую роль у древнеиндийских племен.

Обратите внимание

Вместе с тем повсюду — в Средней Азии, Иране и Индии—расселявшиеся племена индоиранской языковой группы вступали в контакт с местным населением, смешивались с ним.

Читайте также:  Русско-турецкая война 1768-1774 гг

Все это не могло не сказаться на их культуре и общественном развитии.

В этих своеобразных условиях взаимодействия степняков севера и оседлых земледельцев юга и идет развитие классового общества и формирование государств в первой трети I тысячелетия до н. э. Прогресс в орудиях труда был в это время связан з первую очередь с появлением железа.

В X—VII вв. до н. э. железные изделия появляются на юге Средней Азии, а с VI— IV вв. до н. э. железо применяется при изготовлении орудий труда уже на всей ее территории. Железные топоры, серпы и лопаты в немалой степени способствовали дальнейшему подъему поливного земледелия.

В результате в X—VII вв. до н. э. в Юго-Восточном Прикаспии и в дельте Мур-габа появляются сложные ирригационные системы, основанные на использовании крупных рек для орошения обширных полей.

Это было уже не примитивное земледелие в долинах небольших подгорных речек и ручьев, а большое высокоорганизованное хозяйство. Магистральные каналы снабжали водой отдельные оазисы, в пределах которых живительная влага распределялась по многочисленным боковым руслам и протокам.

В центре оазисов располагались крупные поселения с укрепленными цитаделями, где находились монументальные дворцы правителей.

Среднеазиатское общество X—VII вв. до н. э. наряду с материалами археологии ярко характеризуют данные древнеиранско-го литературно-религиозного памятника— «Авесты». В «Авесте» упоминаются со.слов-ные группы общества—жрецы, воины-колесничие, крестьяне-скотоводы и ремесленники.

Достаточно определенно прослеживается по данным «Авесты» и социальное неравенство. Знатные владели обширными стадами и другим имуществом, в их распоряжении были крупные дома, где велось хозяйство с участием большого числа лиц, в том числе и рабов.

Важно

Рабы неоднократно упоминаются в «Авесте», но рабство, видимо, еще носило патриархальный, домашний характер.

Многочисленные общинные поселения объединялись в отдельные области— «страны», видимо, соответствующие тем оазисам, которые четко вырисовываются по данным археологии. Во главе «страны»-оазиса стоял правитель, являвшийся также и религиозным главой; при нем складывается административный аппарат управления.

Прослеживается и тенденция к объединению разрозненных «стран»-оазисов в более крупные образования, во главе которых стоит «владыка над всеми областями». Упоминается совет старейшин такого объединения и общий религиозный глава, бывший одновременно и высшим судьей.

Все это указывает на формирование классовых отношений и государства.

Вполне вероятно, что такое крупное политическое объединение сложилось в VII — первой половине VI в. до н. э. в Бактрии. Сохранились предания о существовании раннего Бактрийского государства с многочисленными укрепленными городами во главе с «бактрийским царем», против которого будто бы совершали походы ассирийцы.

В степных районах Средней Азии и Казахстана в это время шло также выделение знати и создание крупных политических объединений, но на иной основе и в иных условиях. Это были объединения раннекочевых племен — прямых наследников пастухов-скотоводов бронзового века.

Формирование раннекочевнических обществ было важным событием в истории древнего мира, коренным образом изменившим всю ситуацию на периферии древневосточных цивилизаций — в степном поясе Азиатского материка.

Использование верхового коня ускорило связи и контакты, вооруженные всадники стали новой грозной силой в военном деле. Огромные погребальные комплексы свидетельствуют о социальной дифференциации общества, и прежде всего о выделении верховных правителей.

Такова, например, гробница ран-некочевнического правителя VIII—VII вв. до н. э. в Аржане (Тува). Вокруг основной гробницы была возведена ограда из бревен с каменной крепидой диаметром в 120 м, разделенная внутри бревенчатыми перегородками на отдельные камеры.

Совет

В них находились останки не менее чем 160 лошадей и 15 человек, захороненных одновременно с предводителем.

Новый образ жизни как бы объединял различные группы ранних кочевников степного пояса, но по составу они были весьма разнородны. Судя по более поздней традиции, часть этих племен можно именовать саками.

Могилы конных воинов, вооруженных копьями, луком со стрелами, кинжалами, боевыми топорами-клевцами, встречаются в разных частях Средней Азии. Сохранились предания о борьбе саков с мидийцами из-за юго-западных областей Средней Азии.

Монументальные гробницы кочевых вождей известны и по раскопкам в низовьях Сырдарьи, а наличие в них привозных вещей из южных оазисов указывает на тесные связи двух культурных миров.

Постоянные набеги и военная угроза со стороны кочевых племен в немалой степени способствовали объединению разобщенных оазисов в большие политические образования. Этот процесс нашел отражение и в возникающей здесь в это время религии, получившей по имени основателя наименование зороастризма.

Судя по имеющимся данным, Зороастр (Заратуштра) был реальным историческим лицом, жившим скорее всего в VII в. до н. э., хотя некоторые исследователи относят его деятельность к еще более раннему времени. Само имя Заратуштра означает «верблюжий погонщик», отца его звали Пурушаспа—«владеющий пятнистыми конями», а мать—Дугдава—«доящая коров».

Идеи, проповедоваемые Заратуштрой, постепенно все больше распространялись, особенно когда он нашел покровителя в лице князя Виштаспы. Существуют две версии относительно места деятельности знаменитого пророка: по одним данным это Мидия, по другим—Бактрия.

Более вероятна связь Заратуштры именно с Бактрией и соседними областями, что не исключает весьма раннего распространения его учения и далеко на запад, в области, заселенные ираноязычными племенами.

Обратите внимание

Через все учение зороастризма проходит мысль об извечной борьбе двух начал — добра и зла, правды и лжи. «Оба изначальных духа,—говорится в «Авесте»,— явились, как пара близнецов, добрый и дурной — в мысли, в слове, в деле». Добро и положительное начало олицетворяет Ахура-Мазда (Ормузд), его антиподом выступает Анхра-Манью (Ариман).

Человек не должен оставаться в стороне от этой борьбы, а активно выступать на стороне правды, обеспечивая себе воздаяние в потустороннем мире. Доброе слово, добрые помыслы, добрые деяния — таковы три орудия, с помощью которых человек способствует торжеству света и добра над силами тьмы и зла.

К числу важных добродетелей истинного зороастрийца относится прилежное занятие сельским хозяйством и особенно бережное отношение к скоту.

Со временем в зороастризм вошли и древние представления восточноиранских племен о различных божествах, в той или иной степени связанных с силами природы, например о Митре, боге Солнца, грозном покровителе воинов и стад, о богине плодородия прекрасной Анахите.

В столь ярко выраженном дуализме зороастризма опосредованно отразились реальные противоречия общества, в котором складывалась эта религия, в частности острое соперничество между миром оседлых оазисов и степными племенами, державшими оседлое население в постоянном страхе перед угрозой нападения и грабежа.

В проповедях Заратуштры обличаются хищные кочевники, разоряющие мирные селения и угоняющие стада скота. Резко нападает пророк и на мелких владык, враждебных его покровителю—Виштаспе. Так светский владетель, стремящийся к созданию под своей эгидой крупного объединения, и его духовный наставник выступают вместе, выражая основную прогрессивную тенденцию своей эпохи.

Источник: http://vladhistory.com/srednyaya-aziya-na-rubezhe-ii-i-tysyacheletij-do-n-e-rasselenie-indoiranskix-plemen/

Ссылка на основную публикацию