Первые русские князья

Первые русские князья, таблица сведений

Первые русские князья, таблица сведений о которых представлена ниже, правили государством Русь с момента его образования до времени его фактического распада на удельные княжества. Хронологически это время можно обозначить периодом с IX до середины XII века.

Имя князя и годы его княжения Внутренняя политика во времена правления Внешняя политика
Рюрик ( годы правления 862-879) Правитель Новгорода, основатель династии Рюриковичей
Олег (правил в 882-912 годы) Объединение княжеств Новгорода и Киева, образование единого государства Русь в 882 году. Совершил успешные походы на Византийскую империю в 907 и 911 годах. Заключил с её правителем  Львом IV договор о праве  беспошлинной торговли.
Игорь (годы правления 912-945) Подчинил себе племена уличей. Был убит во время восстания древлян при попытке повторно собрать с них ежегодную дань. Отразил крупное нашествие печенегов. В 941 году совершил неудачный поход на Византию, а в 944 году заключил договор с византийским императором Романом I Лаккапином.
Ольга (правила в 945-957 годах) Отомстила древлянам за совершенное ими убийство своего мужа князя Игоря, проведя против них карательный поход. Установила «погосты» – центральные селения отдельных подчиненных территорий, в которых находились ответственные за сбор дани – урока – должностные лица. В 957 году приняла христианство в Константинополе.
Святослав (годы правления 957-972) В 964-96 годах подчинил себе племена вятичей. Совершил два успешных похода: в 965 году на Хазарский каганат, а в 967-ом в Болгарию. Во время похода в на Византию в 971 году проиграл битву под Доростолом, был пленен, но затем освобожден по итогам мирного договора.  Погиб в схватке с печенегами.
Владимир Красное Солнышко (годы княжения 980—1015) Совершил два успешных похода на племена вятичей в 981 и 982 годах, а также победный поход на радимичей в 984 году. С самого начала правления предпринимал меры по реформированию язычества. В 988 году провел крещение Руси. В 981 году подчинил себе, отвоевав у польской короны Червенские города на Юго-Западе Руси. Выстроил оборонительные сооружения на юге страны для борьбы с печенегами, а 922 году разгромил их на реке Суле. В 994-97 годах предпринял походы на Волжскую Болгарию.
Ярослав Мудрый (правил в 1019-1054гг). В 1016 году издал самый первый письменный свод законов, названный «Русская правда». В конце княжения обнародовал «Устав», устанавливающий штрафы в пользу церкви за нарушение церковных  канонов. Установил систему престолонаследия по удельно-лествичному типу. Завершил разгром печенегов и заключил мир с Византийской империей.
Изяслав Ярославич (годы правления 1054-1078) При нем в результате борьбы сыновей Ярослава за княжеский престол было положено начало раздробленности Руси. В 1068 году произошло восстание в Киеве против самого Изяслава. Первой проникновение половцев в южно-русские степи.
Всеволод Ярославич (правил в 1078-1093гг) Годы его княжения характеризуются постоянной борьбой с внуком Ярослава – Олегом Святославичем за власть в Киеве и Чернигове.
Святополк Изяславич (годы правления 1093-1113) При нем в 1097 году происходит юридическое оформление феодального дробления Руси на съезде князей в городе Любече. Набеги половцев приобретают постоянный характер.
Владимир Мономах (годы правления 1113-1125) В первый же год княжения подавил в мощное восстание в Киеве, а во время правления подчинил себе почти всех русских князей. Написал «Поучение детям». При нем был подготовлен новый свод законов, названный «Пространная правда». Полностью разгромил половцев.
Мстислав Великий (правил в 1125-1132гг) Последний русский князь, при котором Русь, как государство, была относительно единой.

Конец княжения Мстислава Великого в 1132 году официально считается датой начала полной раздробленности Руси на удельные княжества.

Источник: http://vse-fakty.ru/istoricheskiye-fakty/562-pervye-russkie-knyazya-tablica

Первые князья на Руси. Политика первых князей Руси :

О том, кем были первые князья на Руси, нам известно из трудов летописцев – Нестора, жившего на рубеже XI-XII веков, его современника Сильвестра и полулегендарного Иоакима, о реальности существования которого историки не могут утверждать со всей уверенностью. Именно с их страниц оживают перед нами «дела давно минувших лет», память о которых хранится лишь в глубине немых степных курганов да в народных преданиях.

Первый князь Древней Руси

Летописец Нестор был причислен к лику святых, следовательно, при жизни не лгал, и потому будем верить всему, что он писал, тем более что и выбора-то у нас, признаться, нет.

Так вот, в середине IX века новгородцы, совместно с кривичами, чудью и весью, пригласили к себе на правление трёх варяжских братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора.

Столь странное желание – добровольно отдать себя под власть чужеземцев – летописец объясняет тем, что наши предки потеряли надежду самостоятельно навести порядок в своих обширных землях, и потому решили обратиться за помощью к варягам.

Кстати, во все времена среди историков находились скептики.

Обратите внимание

По их мнению, воинственные скандинавы просто захватили русские земли и стали в них хозяйничать, а легенда о добровольном призвании сложена лишь в угоду попранному национальному самолюбию.

Впрочем, эта версия также не доказана и основывается лишь на досужих рассуждениях и домыслах, а следовательно, и говорить о ней не стоит. В общепринятом представлении первый князь Киевской Руси был здесь званым гостем.

Княжение на берегах Волхова

Первым князем-варягом на Руси был Рюрик. Он осел в Новгороде в 862 году. Тогда же его младшие братья стали править в отведённых им вотчинах – Синеус на Белоозере, а Трувор в Изборске.

Любопытно, что Смоленск и Полоцк иноземцев к себе не пустили – то ли и без них порядок в городах был образцовый, то ли у варягов просто не хватило сил сломить их сопротивление.

Через два года Синеус и Трувор одновременно умирают, как сейчас принято говорить, «при невыясненных обстоятельствах», а их земли присоединяются к владениям старшего брата Рюрика. Это и стало основой для создания впоследствии российской монархии.

Упомянутые выше летописцы относят к этому периоду ещё одно важное событие.

Двое варяжских князей, Аскольд и Дир, сопровождаемые дружиной, отправились в поход на Царьград, но, прежде чем достигнуть византийской столицы, овладели небольшим приднепровским городом Киевом, ставшим впоследствии столицей Древней Руси.

Задуманный ими поход в Византию не принёс славы, но как первые киевские князья Аскольд и Дир навсегда вошли в нашу историю. И хотя первым князем-варягом на Руси был Рюрик, они также сыграли важную роль в становлении государства.

Вероломный захват Киева

Когда в 879 году, после пятнадцати лет единоличного княжения, Рюрик умер, он оставил наследником княжеского престола малолетнего сына Игоря, и до его совершеннолетия назначил правителем своего родственника Олега, того самого, которого потомки станут называть Вещим.

Новый правитель с первых дней показал себя человеком властным, воинственным и лишённым излишней морали. Олег завоёвывает Смоленск и Любеч, везде прикрывая свои действия именем малолетнего князя Игоря, в интересах которого он якобы действует. Начав завоевание приднепровских земель, он хитростью захватил Киев и, убив Аскольда и Дира, стал его правителем.

Именно ему летописцы приписывают слова о том, Киев – это мать городов русских.

Завоеватель и покоритель земель

В конце IX века российские земли были ещё весьма разрозненны, и между Новгородом и Киевом простирались значительные территории, заселённые иноплеменниками.

Олег со своей многочисленной дружиной покорил множество народов, сохранявших до той поры независимость. Это были ильменские славяне, племена чуди, веси, древлян и многие другие жители лесов и степей.

Объединив их под своей властью, он собрал земли Новгорода и Киева в единое мощное государство.

Важно

Его походами был положен конец господству Хазарского каганата, долгие годы контролировавшего южные территории. Прославился Олег и удачным походом на Византию, во время которого в знак победы прибил к вратам Царьграда свой знаменитый щит, воспетый и Пушкиным, и Высоцким.

Домой он вернулся с богатой добычей. Умер князь в глубокой старости, пресыщенный жизнью и славой.

Явилась ли причиной смерти укусившая его змея, выползшая из конского черепа, или это только художественный вымысел – неизвестно, но сама жизнь князя была ярче и удивительней любой легенды.

Массовый приток скандинавов на Русь

Как видно из вышеизложенного, первые князья на Руси, выходцы из скандинавских народов, главную свою задачу видели в завоевании новых земель и создании единого государства, способного противостоять тем многочисленным врагам, которые непрерывно покушались на его целостность.

В эти годы, видя успех своих соплеменников на Руси, в новгородские и киевские земли в большом количестве ринулись скандинавы, возжелавшие урвать свой кусок, но, оказавшись среди многочисленного и жизнестойкого народа, они неизбежно в нём ассимилировались и вскоре становились его частью. Деятельность первых князей Руси, безусловно, опиралась на их поддержку, но со временем инородцы уступили место коренным жителям.

Период княжения Игоря

Со смертью Олега на исторической сцене появился его преемник, повзрослевший к тому времени сын Рюрика – молодой князь Игорь.

Он всю жизнь пытался добиться той же славы, что досталась Олегу, но судьба не была к нему благосклонна.

Предприняв два похода на Византию, Игорь прославился не столько военной удачей, сколько невероятной жестокостью по отношению к мирным жителям стран, через которые двигалось его войско.

Впрочем, домой он возвращался не с пустыми руками, привозя из походов обильную добычу. Удачными были и его действия в отношении степных грабителей-печенегов, которых ему удалось отогнать в Бессарабию. От природы амбициозный и честолюбивый, князь закончил жизнь весьма бесславно.

Собирая очередной раз дань с подвластных ему древлян, он своей неуёмной жадностью довёл их до крайности, и те, взбунтовавшись и перебив дружину, предали его лютой смерти. В его действиях выразилась вся политика первых князей Руси – поиски славы и богатства любой ценой.

Не обременённые никакими нравственными нормами, они считали допустимыми все пути, ведущие к достижению цели.

Княгиня, причисленная к лику святых

После смерти Игоря власть перешла к его вдове – княгине Ольге, на которой князь женился в 903 году. Начиная своё правление, она жестоко расправилась с древлянами – убийцами мужа, не щадя при этом ни стариков, ни детей. В поход княгиня выступила со своим малолетним сыном Святославом, желая с ранних лет приучить его к бранному делу.

По мнению большинства историков, Ольга – как правительница – заслуживает похвалы, а обусловлено это прежде всего мудрыми решениями и благими делами. Эта женщина сумела достойно представить Русь в мире.

Совет

Особая же заслуга ее в том, что она была первой, кто принёс на русскую землю свет православия. За это церковь причислила её к лику святых. Ещё будучи язычницей, она в 957 году возглавила посольство, направившееся в Византию.

Ольга понимала, что вне христианства невозможно укрепление престижа государства и правящей династии.

Новокрещенная раба Божия Елена

Таинство Крещения было совершено над ней в храме святой Софии лично патриархом, а в качестве крестного отца выступал сам император. Из святой купели княгиня вышла с новым именем Елена.

К сожалению, вернувшись в Киев, она не смогла склонить к принятию Христовой веры своего сына Святослава, как и все первые князья на Руси, поклонявшегося Перуну.

Оставалась во мраке язычества и вся бескрайняя Русь, просветить которую лучами истинной веры предстояло её внуку, будущему князю Киевскому Владимиру.

Князь-завоеватель Святослав

Умерла княгиня Ольга в 969 году и была погребена по христианскому обычаю.

Характерной особенностью её правление было то, что она ограничила свою деятельность лишь заботами государственного правления, предоставив мужчинам-князьям вести войны и мечом утверждать её власть.

Даже Святослав, возмужав и получив все княжеские полномочия, занятый походами, смело оставлял государство на попечение матери.

Унаследовав от матери власть, князь Святослав всего себя посвятил военным походам, желая возродить славу Руси, столь ярко воссиявшую во времена князя Олега. Кстати, он едва ли не первый начал следовать законам рыцарской чести. Князь, например, считал недостойным нападать на противника врасплох, и именно ему принадлежит знаменитая фраза «Иду на вы!»

Обладая железной волей, ясным умом и полководческим талантом, Святослав сумел за годы своего княжения присоединить к Руси множество земель, значительно расширив её территории. Как и все первые князья на Руси, он был завоевателем, одним из тех, кто мечом своим отвоёвывал шестую часть земли для будущего государства Российского.

Борьба за власть и победа князя Владимира

Смерть Святослава стала началом борьбы за власть между тремя его сыновьями – Ярополком, Олегом и Владимиром, каждый из которых, имея свой законный удел, стремился коварством и силой захватить территории братьев. После нескольких лет взаимной вражды и интриг победил Владимир, ставший единоличным и полноправным правителем.

Он, как и его отец, проявил незаурядные полководческие способности, смирив бунты подвластных ему народов и покорив новые. Однако главной заслугой, поистине обессмертившей его имя, стало Крещение Руси, свершившееся в 988 году и поставившее молодое государство в один ряд с европейскими странами, задолго до этого воспринявшими свет Христовой веры.

Конец жизни святого князя

Но в конце жизни крестителю Руси суждено было пережить немало горьких минут. Страсть властолюбия изъела душу его сына Ярослава, правившего в Новгороде, и тот поднял бунт против родного отца.

Чтобы его усмирить, Владимир был вынужден послать в мятежный город дружину под командованием другого своего сына Бориса.

Обратите внимание

Это нанесло князю тяжёлую психологическую травму, от которой он не смог оправиться и 15 июля 1015 года скончался.

За свои заслуги перед государством и Русской Православной Церковью князь Владимир вошёл в историю нашей родины с добавлением к его имени эпитета Великий или Святой. Особым доказательством всенародной любви к этому выдающемуся человеку является тот след, который он оставил в народном эпосе, упоминавшем его в былинах об Илье Муромце, Добрыне Новгородском и многих других русских богатырях.

Древняя Русь: первые князья

Так происходило становление России, поднявшейся из мрака язычества и ставшей со временем мощной державой, одной из законодательниц европейской политики.

Но с тех пор, как Русь в правление первых князей выделилась из числа прочих народов, утвердив над ними своё превосходство, ей предстоял долгий и трудный путь, включивший в себя и процесс эволюции государственной власти.

Он продолжался в течение всего периода российского самодержавия.

Весьма условным можно считать понятие «первый русский князь на Руси».

Весь род князей Рюриковичей, взявший свое начало от легендарного варяга, пришедшего на берега Волхова в 862 году, и закончившийся со смертью царя Фёдора Иоанновича, несёт в себе скандинавскую кровь, и назвать его членов чисто русскими едва ли справедливо. Многочисленные удельные князья, не состоявшие в прямом родстве с этой династией, также в большинстве своём имеют либо татарские, либо западноевропейские корни.

А вот кто первый князь всея Руси, можно сказать с определённой точностью. Из летописей известно, что впервые титула, в котором подчёркивалось, что его обладатель – не просто Великий князь, а именно правитель «всея Руси», удостоился Михаил Ярославович Тверской, правивший на рубеже XIII и XIV веков.

Также достоверно известен и первый московский князь всея Руси. Им был Иван Калита. Этот же титул носили и его последователи, вплоть до первого русского царя Ивана Грозного. Основной линией их внешней политики было расширение границ Российского государства и присоединение к нему новых земель.

Внутренняя же политика сводилась к всемерному упрочению централизованной княжеской власти.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-pervye-knyazya-na-rusi-politika-pervyx-knyazej-rusi.html

Первые русские князья

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ

На призыв ильменских славян откликнулись трое варяжских князей – родные братья: Рюрик, Синеус и Трувор. Они прибыли на Русь со всеми своими родичами и с сильной дружиной и стали княжить на земле ильменских славян и кривичей.

Читайте также:  Vi конгресс коминтерна

КНЯЗЬ РЮРИК

(830 – 879)

Старший брат Рюрик сел на княжение в Новгороде. После смерти братьев владения Рюрика распространились далеко на восток и на запад.

И долго ещё Рюрик спокойно и мирно правил на севере Руси и, умирая, передал власть над русской землёй своему сыну Игорю. А так как Игорь был ещё малолетен, то Рюрик поручил его попечениям своего родича ( брата) Олега.

КНЯЗЬ ОЛЕГ

(879 – 912)

Князь Олег прославился отвагой и военными победами. За свою мудрость он получил прозвище «Вещий».

Подчинив своей власти все важнейшие славянские племена, Олег избрал город Киев столицей Руси и стал называть его «матерью всех городов русских» – старшим над всеми остальными городами.

Правление Олега

  • 883 – покоряет древлян.
  • 884 – покоряет северян.
  • 885 – радимичей.
  • Упорядочил сбор дани.
  • Назначал на места посадников.
  • Защитил границы от кочевников.
  • Основал города и крепости.

Олег прибивает щит к воротам Константинополя.

В 911 году Олег отправил

в Константинополь

посольство, которое подтвердило

«многолетний» мир и

заключило новый договор.

Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню – сколько захотят […] и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов…

Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно .

Однажды Олег спросил у волхвов: «Отчего смерть мне приключится?» Один из волхвов отвечал князю: «Ты умрёшь от любимого своего коня». Тогда Олег приказал увести коня, никогда больше не садился на него и даже его не видел. Через много лет он узнал, что конь его давно уже пал. Услышав это, Олег посмеялся над предсказанием волхва и пожелал видеть кости своего коня.

Наступив ногою на череп коня, он сказал: «От этого ли черепа я должен был умереть?» Но в это мгновение выползла из черепа змея, ужалила князя в ногу – и он от этого разболелся и умер.

КНЯЗЬ ИГОРЬ РЮРИКОВИЧ

(912 – 945)

Наследником Олега был сын Рюрика Игорь. Княжение Игоря было не так счастливо, как княжение Олега. Молодой князь не обладал осторожностью и поэтому терпел неудачи.

В 945 г. Игорь был убит древлянами за то, что хотел вторично собрать с них дань.

Игорь берёт дань от древлян.

Казнь князя Игоря.

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря» В. Суриков

Существуют разные точки зрения о том, когда начала княжить Ольга.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА

(945 – 969)

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет»,

Ольга была родом из Пскова.

Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, « от языка варяжска ».

Важно

Княгиня Ольга стала первой русской христианкой в великокняжеской семье. Она посетила Византию, там приняла крещение и получила христианское имя Елена. Из Византии Ольга привезла на Русь священные книги. Вместе с ней приехали на Русь и православные священники. В народе княгиню Ольгу называли «Богомудрой».

Правление Ольги

  • Расправилась после убийства Игоря с древлянами.
  • В 947 Ольга установила уроки (своеобразная мера дани).
  • «Погосты» – центры торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей;
  • Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа.
  • Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева – городской дворец и загородный терем Ольги).
  • В 957 посетила Византию, где приняла христианство. Первая русская святая.

1-я месть княгини Ольги

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.

И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их..

2-я месть княгини Ольги

Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней

3-я месть княгини Ольги

Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть княгини Ольги

После безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ

(? – 972)

Князь Святослав, сын Игоря и Ольги, стал самостоятельно княжить в 957 г. Он был отважным войном и совершил ряд успешных походов против хазар.

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

(952 – 1015)

Владимир был младшим сыном Святослава Храброго. С детства он жил в Новгороде под присмотром своего дяди – былинного героя Добрыни.

В 980 г. он стал единодержавным правителем Руси. В первые годы своего княжения Владимир совершил удачные походы, в результате чего расширил пределы Русского государства и построил множество крепостей.

Принятие Русью христианства

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

(952 – 1015)

В 988 г. после долгой осады князь Владимир взял греческий город Корсунь. В этом городе в церкви святого Василия князь принял святое крещение. Во время этого таинства к Владимиру вернулось зрение, и он увидел храм Божий. После крещения Владимир вступил в брак с византийской принцессой Анной и вернулся в Киев.

Совет

По возвращении в Киев в 988 г. князь Владимир крестил свой народ. В назначенное время все пришли на берег Днепра. Сюда прибыл и Владимир в сопровождении митрополита Михаила и греческих священников. Торжественно совершилось таинство крещения. Священники прочитали молитву над вошедшими в реку, окропили их елеем и благословили.

Источник: https://intolimp.org/publication/piervyie-russkiie-kniaz-ia.html

Первые русские князья

Во второй половине IX – начале X в. на Восточно-Европейской равнине утвердились десятки конунгов. Исторические документы и предания сохранили имена лишь нескольких из них: Рюрика, Аскольда и Дира, Олега и Игоря.

Что связывало этих норманнских вождей между собой? Из-за отсутствия достоверных данных судить об этом трудно. Русские летописцы, записавшие их имена, трудились уже в то время, когда Русью управляла уже одна династия. Книжники полагали, что так было с самого момента возникновения Руси.

В соответствии с этим они увидели в Рюрике родоначальника княжеской династии, а всех других предводителей представили как его родственников или бояр. Летописцы XI в. сконструировали фантастическую генеалогию, соединив случайно сохранившиеся имена.

Под их пером Игорь превратился в сына Рюрика, Олег – в родственника Рюрика и воеводу Игоря. Аскольд и Дир были будто бы боярами Рюрика. В итоге полумифический варяг Рюрик стал центральной фигурой древнерусской истории.

Новгородский летописец старался доказать, будто новгородцы приглашали на свой престол князей в момент образования Руси так же, как в XI-XII вв. Он описал начало русской истории следующим образом.

Ильменские словене и их соседи – финские племена чуди и мери – платили дань варягам, на затем, не желая терпеть насилия, изгнали их. Владеть “сами собе” они не смогли: “всташа град на град и не бе в них правды”.

Тогда словене отправились “за море” и сказали: “земля наша велика и обильна, а наряда в ней нету, да поидете к нам княжить и владеть нами”. В итоге “избрашася три брата с роды своими”, старший Рюрик, сел в Новгороде, средний, Синеус, – на Белоозере, а младший, Трувор, – в Изборске.

Обратите внимание

Примерно в одно время с Рюриком Новгородским жил Рюрик Датский, нападению которого подвергались земли франков. Некоторые историки отождествляют этих конунгов.

Киевский дружинный эпос выделялся красочностью и богатством сведений. Но фигура Рюрика не получила в нем отражения. Что касается новгородских преданий о Рюрике, они отличались крайней бедностью.

Новгородцы не могли припомнить ни одного похода своего первого “князя”. Они ничего не знали об обстоятельствах его смерти, местонахождении могилы и пр.

Повествование о братьях Рюрика несет на себе печать вымысла.

Первым историческим деянием норманнов-руссов был кровавый и опустошительный набег на Константинополь в 860 г. Византийцы описали его как очевидцы.

Ознакомившись с их хрониками два столетья спустя, летописцы приписали поход новгородскому князю и его “боярам” в полном соответствии со своим взглядом на Рюрика, как на первого русского князя. Бояре Аскольд и Дир “отпросились” у Рюрика в поход на Византию.

По пути они захватили Киев и самочинно назвались князьями. Но Олег в 882 г. убил их и стал княжить в Киеве с малолетним сыном Рюрика Игорем.

По словам летописи, “бе бо Олег вещий”. Эти слова воспринимают как указание на то, что Олег был князем-жрецом. Однако летописный текст допускает более простое толкование.

Имя Хельг в скандинавской мифологии имело значение “священный”. Таким образом, прозвание “вещий” было простым переводом имени Олега.

Важно

Летописец черпал сведения об Олеге из дружинного эпоса, в основе которого лежали саги, сложенные норманнами-руссами.

Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после “вокняжения” в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. “Вещий” Олег перехитрил греков.

Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие.

Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.

Поход “в ладьях на колесах” привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г.

, и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны.

Зато варварам “злато и паволоки” (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.

Киевский летописец записал предание о том, что Олег был князем “у варяг” и в Киеве его окружали варяги: “седе Олег княжа в Кыеве и беша у него мужи варязи”. На Западе варягов из Киевской Руси называли русами, или норманнами. Кремонский епископ Лиутпранд, посетивший Константинополь в 968 г.

, перечислил всех главнейших соседей Византии, вреди них русов, “которых иначе мы (жители Западной Европы. – Р. С.) называем норманнами”. Данные летописей и хроник находят подтверждение в тексте договоров Олега и Игоря с греками. Договор Олега 911 г.

начинается словами: “мы из рода русскаго Карлы, Инегельф, Фарлоф, Веремуд…иже послани от Олега…” Все русы, участвовавшие в заключении договора 911 г. были несомненно норманнами. В тексте договора нет указаний на участие в переговорах с греками купцов.

Договор с Византией заключило норманнское войско, а точнее – его предводители.

Совет

Крупнейшие походы русов на Константинополь в X в. имели место в тот период, когда норманны создали для себя обширные опорные пункты на близком расстоянии от границ империи. Эти пункты стали превращаться во владения наиболее удачливых вождей, которые там самым превращались во владетелей завоеванных территорий.

Договор Олега с Византией 911 г. включал перечень лиц, посланных к императору “от Олега, великого князя рускаго, и от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князь и его великих бояр”.

К моменту вторжения Олега византийцы имели весьма смутные представления о внутренних порядках русов и титулах их предводителей. Но они все же заметили, что в подчинении у “великого князя” Олега были другие “светлые и великие князья”.

Титулатура конунгов отразила метко подмеченный греками факт: равенство военных предводителей – норманнских викингов, собравшихся “под рукой” Олега для похода на греков.

Из “Повести временных лет” следует, что и полулегендарные Аскольд и Дир, и конунг Олег собирали дань лишь со славянских племен на территории Хазарского каганата, не встречая сопротивления со стороны хазар. Олег заявил хазарским данникам – северянам: “Аз им (хазарам -Р. С.) противен…” Но этим все и ограничилось.

Имеются данные о том, что в Киеве до начала X в. располагался хазарский гарнизон. Таким образом власть кагана над окрестными племенами не была номинальной. Если бы русам пришлось вести длительную войну с хазарами, воспоминания о ней непременно отразились бы в фольклоре и на страницах летописи.

Полное отсутствие такого рода припоминаний приводит к заключению, что Хазария стремилась избежать столкновения с воинствующими норманнами и пропускала их флотилии через свои владения на Черное море, когда это отвечало дипломатическим целям каганата.

Известно, что такую же политику хазары проводили в отношении норманнов в Поволжье. С согласия кагана конунги спускались по Волге в Каспийское море и разоряли богатые города Закавказья.

Обратите внимание

Не проводя крупных военных операций против хазар, их “союзники” русы тем не менее грабили хазарских данников, через земли которых они проходили, так как никакого иного способа обеспечить себя продовольствием у них не было.

Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег.

Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину (“за море”), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и “есть могыла его в Ладозе”. Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями.

В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где “есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова”. К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об “Ольговой могиле” не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.

Источники:

1. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. (www.lants.tellur.ru)

См. также:

Источник: http://www.world-history.ru/countries_about/582.html

Кто был первым князем

История Древней Руси. Она так интересна. Ведь в те далёкие времена всё только начиналось. Создавалось государство Русь, начинали править первые князья, формировалась система права, налогов, подписывались первые международные договоры. Поэтому всегда возникает много вопросов об этом периоде – периоде Древней Руси.

Кто был первым князем на Руси? По «норманнской» теории – Рюрик, который  стал родоначальником первой династии правителей Руси – Рюриковичей, а  по «антинорманнской» – Олег. Поэтому именно их считают первыми князьями.  Но не всё так просто в  истории Древней Руси. У Рюрика был сын – Игорь.

Читайте также:  Междуцарствие после смерти александра i

Однако после смерти отца он был ещё слишком мал, чтобы править Русью. Его время будет ещё впереди. А пока князем становится Олег – один из дружинников Рюрика.

А кто был первым князем Москвы? Им стал Даниил Александрович, сын Александра Невского. Он положил начало московской династии.

И произошло это намного позже основания Москвы Ю.Долгоруким в 1147 г. Только в правление Невского Московское княжество выделилось в отдельный удел.

Таким образом, хотя слово «первый» и предполагает одного человека, но так сложилось, что все – и Рюрик, и Олег, и Игорь и Даниил – с полным правом могут называться первыми.

Какими были они, эти князья, каким вошло в историю великой России их правление?

Рюрик (862-879 г.)

В  862-ом году ильменские племена пригласили на правление варяжских князей – много распрей было между русичами, не могли навести они порядок на своей земле.

 Это был Рюрик с братьями. Рюрик, как сильная, властная личность, стал править в Ладоге – центре ильменских  племён, а затем в Новгороде.

И начали называться последующие князья, а потом и цари – Рюриковичами. Мало мы знаем о его правлении, скудные сведения даны о нём  в «Повести временных лет» Нестора. Но именно Рюрик  изображён  центральной фигурой на памятнике «Тысячелетие Руси» М.Микешина в Новгороде.

Это дать памяти благодарных потомков первому князю Руси.

Олег (979-912 г.)

Кто был первым русским князем на Руси? На этот вопрос можно ответить, что Олег. Он  и от дани хазарам освободил племена, и городов построил так много, что Русь иностранные путешественники стали называть «гардарикой», страной городов.

Он назвал Киев – столицей Руси, подписал с Византией первый торговый договор, Русь при Олеге стала сильным государством. Именно Олег впервые применил психологическую атаку против врага. Во время взятия Константинополя – столицы Византии, Олег приказал ладьи поставить на колёса.

Можно представить, как испугались греки, когда увидели ладьи, мчащиеся по песку! Да, умным, смелым, храбрым был Олег – поистине Вещим.

Игорь (912-945 г.)

Правление Игоря было менее яркое, чем его предшественника Олега. И к власти он пришёл уже в зрелом возрасте, не случайно в народе его прозвали Игорь Старый.

Да и уж слишком жадным был он, во время  полюдья, то есть сбора дани, Игорь часто слишком увеличивал размер этой дани, а иногда даже вторично шёл в племя за ней.

За это Игорь и поплатился – племя древлян убило Игоря и его дружинников во время вторичного сбора податей. Торговые договоры с Византией были так же не очень выгодны Руси.

Даниил Александрович – первый московский князь (1261-1303г.)

Даниил Александрович был осторожным, хитрым и бережливым князем. Его умная и продуманная политика привела к тому, что Московское княжество увеличилось почти вдвое, стало сильнее,  могущественнее. Он сумел громко заявить об особом положении княжества, претендуя на главенство. Князь был канонизирован церковью, а в одном из первых в Москве монастырей, который он когда-то основал – в  Даниловом, сейчас находится резиденция патриарха всея Руси.

Яркими личностями были первые князья. Честь и слова им по всей великой России!

Источник: http://poznaemvmeste.ru/keywords/6/

Первые русские князья: Рюрик

Historicus.ru / Средние века

Традиционно к первым русским князьям относят Рюрика, Олега, Игоря Рюриковича и Святослава Игоревича. Родоначальник династии – Рюрик был варягом. Этот факт по крайней мере не оспаривается.

Согласно легенде его призвали править разрозненные славянские племена. По сей день не утихают споры о происхождении Рюрика, был ли он местным, славянином или пришел из далекой Скандинавии.

На этот вопрос и попытается ответить настоящая статья.

Памятник «Тысячелетие России», Великий Новгород, 1862 г. На нем есть изображения первых русских князей

Некоторые предлагают относить к первым русским князьям еще и Аскольда с Диром, а также легендарных Кия, Щека и Хорива.

Важно

Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами князя Рюрика, которые вместо того, чтобы выполнять его поручение – идти на Царьград – обосновались у полян в Киеве, где захватили власть и стали княжить.

В целом, Аскольд и Дир представляются вполне себе реальными персонажами, однако, в историографической традиции в качестве первых русских князей они не рассматриваются. Мы намерены упоминать их по ходу анализа.

Аскольд и Дир. Иллюстрация из Радзивилловской летописи (список не уточняется, вероятнее всего Радзивилловский), XIII в.

Материальных доказательств существования Кия, Щека, Хорива и Лыбяди, основателей Киева, пока не существует (возможно, что в будущем они будут найдены, хотя вряд ли), поэтому рассматривать их как реальных исторических персонажей не представляется возможным. К тому же, даже легенды не сохранили для нас каких-либо подробностей их жизни, кроме того, что по одним сведениям Кий был перевозчиком, и что на том месте им был основан Киев.

Традиционно история Русского государства в отечественной историографии начинается с 862 г. Именно в этом году, согласно летописям, на север Руси пришел княжить варяг Рюрик, потомки которого правили Русью вплоть до XVII в.

Первым русским князьям и, в частности, Рюрику принадлежит историческая заслуга формирования древнерусской государственности, сплочения множества разрозненных славянских племен под эгидой одного государства и одного правителя.

Изображение Рюрика в «Титулярнике». 1672 г.

В древнерусских летописях находится чрезвычайно мало сведений о Рюрике, сообщается, что он был варягом и пришел на Русь после того, как его просили об этом представители многочисленных народов, мотивируя это тем, что среди них нет порядка. Эта история хорошо известна еще со школьной скамьи (хотя она и вошла в учебники только после распада СССР).

Однако, и в таком маленьком тексте было найдено множество разночтений, породивших жаркие споры относительно происхождения Рюрика, целей его прихода и т.п.

Подобные баталии разворачивались в основном в околонаучных кругах, в строго научном понимании сегодня уже не вызывает сомнений ни норманнское происхождение Рюрика, ни его роль в закладывании основ русской государственности.

Совет

Рисуя историческую панораму, на которой разворачиваются события начального периода русской истории, отметим, что главным игроком на политической сцене в IX в. была Византия, наследница Древнего Рима, считавшая себя (и бывшая на самом деле) наиболее развитым государством тогдашней эйкумены. С 820 г.

Византийской империей правила Аморийская (Фригийская) династия, первым императором которой является Михаил II Травл. В 829 г. на престол вступает его сын Феофил, а в 842 г. его сменяет – Михаил III. Именно в правление Михаила III завершается период иконоборчества в Византии, а в 860 г.

империя сталкивается с ранее неизвестным ей народом – русами, пришедшими под стены Царьграда. Любопытно, что все русские летописи считают года от «царя Михаила», как будто до этого они и не слыхивали про других византийских царей. Но именно так и было, только в 860 г.

русы вышли на мировую арену и с этого момента попали в письменную историю.

На востоке с Византией соседствовал Арабский халифат, в котором в то время правила династия Аббасидов. С 861 по 862 гг. на престоле был халиф ал-Мунтасир, а с 862 по 866 гг. халиф ал-Мустаин.

С VII в. к северу от Византии существовало два независимых друг от друга государства, образовавшихся, правда, из одного корня – Тюркского каганата. Это – Великая Болгария (основана ханом Кубратом) и Хазарский каганат.

Севернее Болгарии находилось Великоморавское княжество, которое в свою очередь, с запада соседствовало с территориями Франкской империи. В Скандинавии же в указанный период безраздельно господствуют викинги.

Похороны викинга. Худ. Ф. Дикси, 1893 г.

, Манчестерская картинная галерея, Манчестер, Великобритания

Викинги, сиречь норманны, были грозной силой в Европе, они совершали опустошительные побеги, грабили все земли, до которых можно было доплыть на драккарах, и вообще чувствовали себя вольготно.

Археология свидетельствует, что викинги доходили и до Царьграда. В частности, на это указывают рунические надписи, найденные на статуе льва, установленной в порту Пирея.

Даже в Северной Америке находят стоянки викингов.

Рунические надписи на копии пирейского льва. Копия выполнена в 1890 г. из гипса и находится в Историческом музее Стокгольма, Швеция

Обратите внимание

В указанный период на территории будущей России проживало множество угро-финских, балтских и славянских племен, центральное место среди которых занимали поляне с племенным центром в г. Киеве. Самым северным племенем были ильменские словене, с центром в г. Новгороде, куда и пришел княжить Рюрик.

Основные сведения о Рюрике и о начальных годах Древнерусского государства содержаться в «Повести временных лет», составленной около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Под 859 г. в ней читаем:

«Имаху дань варязи из заморья на чюди и на словенех, на мери и на всех, кривичех. А козари имаху на полянех, и на северех, и на вятичех, имаху по беле и веверице от дыма». Перевод Д. Лихачева: «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».

А вот, что пишет Нестор под 862 г., тем, который считается датой образования Древнерусского государства.

«Изъгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: “Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву”. И идоша за море к варягом, к руси.

Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзи и зъвутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си. Реша русь чюдь, словени, и кривичи и вси: “Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами”.

И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде , а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор. И от тех варяг прозвася Руская земля, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, преже бо беша словени.

По двою же лету Синеус умре и брат его Трувор. И прия власть Рюрик, и раздая мужемъ своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро.

И по тем городом суть находници варязи, а перьвии насельници в Новегороде словене, въ Полотьски кривичи, В Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома; и теми всеми обладаше Рюрик. И бяста у него 2 мужа, не племени его, но боярина, и та испросистася ко Царюгороду с родом своим.

И поидоста по Днепру, и идуче мимо и узреста на горе градок. И упрошаста и реста: “Чий се градок?” Они же реша: “Была суть 3 братья, Кий, Щек, Хорив, иже сделаша градоко сь, и изгибоша, и мы седим, род их, платяче дань козаром” . Асколд же и Дир остаста въ граде семь, и многи варяги съвокуписта, и начаста владети польскою землею, Рюрику же княжащу в Новегороде».

Гонец. Восстал род на род. Худ. Н. Рерих, 1897 г., Третьяковская галерея, Москва

Важно

Перевод Д. Лихачева: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси.

Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.

И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,– на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор.

И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

И былo у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

И спросили: “Чей это городок?” Те же ответили: “Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам”. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».

Призвание варягов. Миниатюра в Радзивилловской летописи. XV в.

В этом отрывке содержится вся история призвания варягов на Русь, а также все то, что нам известно о Рюрике. Во всей летописи Рюрик упоминается еще раз только в год своей смерти в 879 г., где он передает власть Олегу, своему родственнику, а вместе с ней вручает своего малолетнего сына Игоря.

В некоторых списках, например в Ипатьевском, сообщается, что Рюрик сел в Ладоге, а Новгород срубил только после того, как умерли его братья. Археологические изыскания подтверждают именно этот вариант.

Источник: http://www.historicus.ru/rurik/

Глава 3 § 3. первые русские князья

Ошибка

  • Невозможно загрузить ленту новостей

§ 3. Первые русские князья

Борьба Новгорода и Киева. Князь Олег.Рюрик умер в к 79 г., оставив ма­лолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег.

Именно он и предпринял поход на Киев, тщательно подготовив его. Он собрал большую рать, куда вошли предста- j  вители всех подвластных Новгороду народов. Здесь были ильменские сло­вене, кривичи, чудь, меря, весь.

Ударную силу Олегова войска составила варяжская дружина.

Олег взял главный город кривичей Смоленск, затем Любеч. Приплыв к Киевским горам и не рассчитывая взять сильную крепость штурмом, Олег пошел на военную хитрость. Спрятав воинов в ладьях, он послал кня­жившим в Киеве Аскольду и Диру весть о том, что с севера приплыл купе­ческий караван и он просит князей выйти на берег. Ничего не подозревав­шие киевские правители пришли на встречу.

Совет

Воины Олега выскочили из засады и окружили киевлян. Олег поднял на руки маленького Игоря и заявил киевским правителям, что они не принадлежат к княжескому роду, но он сам «есть роду княжа», а Игорь является сыном князя Рюрика. Аскольд и Дир были убиты, а Олег утвердился в Киеве. Войдя в город, он заявил: «Да будет Киев матерью городам русским».

Читайте также:  Ссср на международной арене

Так Новгородский север победил Киевский юг. Но это была лишь чис­то военная победа. И экономически, и политически, и в культурном смыс­ле Среднее Поднепровье намного обогнало другие восточно-славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своей резиденцией, лишь подтвердил это положение.

Возник­ло единое Древнерусское государство с центромв Киеве. Произошло это в 882 г.

Во время этой войны князь Олег проявил себя решительным и ковар­ным военачальником, незаурядным организатором. Овладев киевским престолом и проведя здесь около 30 лет (умер Олег в 912 г.), он отодвинул в тень Игоря.

Свои военные успехи Олег на этом не завершил. Обосновавшись в Киеве, он обложил данью подвластные ему территории — «уставил дань» новгородским словенам, кривичам, другим племенам и народам. Олег за­ключил с варягами соглашение и обязался уплачивать им ежегодно по 300 серебряных гривен за то, чтобы на северо-западных границах Руси был мир.

Он предпринял походы на древлян, северян, радимичей и обложил их данью. Но здесь он столкнулся с Хазарией, которая считала северян и ради­мичей своими данниками. Военный успех вновь сопутствовал Олегу. От­ныне эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарского каганата и вошли в состав Руси.

Данниками хазар оставались вятичи.

На рубеже IX—X вв. Олег потерпел чувствительное поражение от венг­ров. В это время их орда передвигалась по Причерноморью на запад. По пу­ти венгры обрушились на русские земли.

Олег был разбит и заперся в Кие­ве. Венгры предприняли осаду города, но безуспешно, и тогда между про­тивниками был заключен мирный договор.

Обратите внимание

С тех пор стал действовать венгро-русский союз, который просуществовал около двухисков.

Объединив восточно-славянские земли, отстояв их от натиска чуже­земцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и ме­ждународный престиж. Теперь он принимает на себя титул князя всех кня­зей, или великого князя. Остальные же властители отдельных русских кня­жений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению в своих княжествах.

Русь появилась на свет как объединенное восточнославянское государ­ство. По своим масштабам оно не уступало империи Карла Великого или территории Византийской империи. Однако многие его районы были мало заселены и плохо пригодны для жизни.

Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства.

Появившись сразу как многоэтническое образование, это государство не отличалось поэтому той прочностью, которая характеризовала государства, где население было в основном мононациональным.

Внешняя политика Руси в первой половине X в. Уже первые схватки с ха­зарами и поход против уличей и тиверцев показали внешнеполитические интересы молодого государства.

Русь стремилась, во-первых, объединить все восточнославянские племена; во-вторых, обеспечить для русского ку­печества безопасность торговых путей как на Восток, так и на Балканский полуостров; в-третьих, овладеть важными в военно-стратегическом смыс­ле территориями — устьем Днепра, устьем Дуная, Керченским проливом.

В 907 г. огромная русская рать сушей и морем во главе с Олегом двину­лась на Константинополь. Греки замкнули гавань цепью, перекинув ее с одного берега на другой, и заперлись за могучими константинопольски­ми стенами. Тогда русы «повоевали» всю округу, захватили огромную до-

бычу, пленных, ограбили и пожгли церкви. А потом Олег приказал своим воинам поставить ладьи на колеса и двинуть их в обход установленного над водой препятствия. При попутном ветре русы развернули паруса, и ладьи пошли к стенам города.

Важно

Греки ужаснулись при виде этого необычного зре­лищаИ запросили мира, По мирному договору византийцы обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, а затем ежегодно уплачивать еще и дань, предоставлять для приходящих в Византию русских послов и купцов, как и для представи­телей других государств, определенное продовольственное содержание. Олег добился для русских купцов права беспошлинной торгоали на византийских рынках. Русы даже получили право мыться в константинополь­ских банях столько, сколько они захотят. ,Договор был закреплен во время личной встречи Олега с императором Львом VI. В знак окончания военных действий и заключения мира русский великий князь повесил свой щит на воротах города. Таков был обычай многих народов Восточной Европы.

В 911 г. Олег подтвердил свой мирный договор с Византией.

В ходе длительных посольских переговоров был заключен первый в истории Вос­точной Европы развернутый письменный договор между Византией и Русью.

Этот договор открывается многозначительной фразой: «Мы от рода  русского посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его — светлых и великих князей, и его великих бояр…»

В договоре подтверждены «мир и любовь» между двумя государствами.

В 13 статьях соглашения стороны договорились по всем интересующим их экономическим, политическим, юридическим вопросам, определили от­ ветственность своих подданных в случае совершения ими каких-либо преступлений в чужой земле.

В одной из статей речь шла о заключении между Русью и Византией военного союза. Отныне русские отряды регулярно появляются в составе византийского войска во время его похода на врагов.

Русско-византийская война 941—944 гг. Дело князя Олега продолжал князь Игорь, уже в зрелом возрасте вступивший на престол. После смерти могучего воителя Олега созданное им государство стало распадаться: восстали древляне, к границам Руси подошли печенеги. Но Игорю и русской верхушке удалось предотвратить распад.

Древляне были вновь завоеваны и обложены тяжелой данью. С печенегами Игорь заклю­чил мир. Одновременно русские поселенцы, поддержанные военной си­лой, начали продвижение к устью Днепра, появились на Таманском полу­острове, близ Керченского пролива, где была основана русская колония.

Русские владения подступали вплотную к хазарским границам, к визан­тийским колониям в Крыму и Причерноморье.

Совет

Это вызвато негодование в Византии. К тому же местное купечество требовало от императора отменить льготы для русских торговцев. Обостре­ние отношений между двумя странами привело к новой кровопролитной войне, которая продолжалась с 941 по 944 г.

Летом 941 г. огромное русское войско морем и сушей двинулось на Константинополь. Русы учинили разгром пригородов и двинулись к столи­це, но на подступах к ней были встречены флотом противника, вооружен­ным «греческим огнем». Под стенами Константинополя весь день и вечер шел бой.

Греки направляли через специальные медные трубы на русские корабли горящую смесь. Это «страшное чудо», как сообщает летопись, по­разило русских воинов. Пламя металось по воде, в непроглядной тьме горе­ли русские ладьи. Поражение было полным. Но значительная часть войска уцелела. Русы продолжали поход, двинувшись вдоль побережья Малой Азии.

Было захвачено много городов, монастырей, взято в плен изрядное количество греков.

Но Византия успела и здесь мобилизовать силы. Произошли ожесто­ченные сражения на суше и на море.В сухопутной битве греки сумели ок­ружить русов и, несмотря на яростное сопротивление, одолели их. Потер­пел поражение уже потрепанный русский флот. Несколько месяцев про­должалась эта война, и лишь осенью русское войско возвратилось на родину.

В 944 г. Игорь собрал новую рать и вновь выступил в поход. В это же время союзники Руси венгры совершили рейд по византийской террито­рии и подошли к стенам Константинополя. Греки не стали искушать судь­бу и выслали навстречу Игорю посольство с просьбой о мире. Новый мир­ный договор был заключен в 944 г.

Между странами восстанавливались мирные отношения. Византия обязалась по-прежнему выплачивать Руси ежегодную денежную дань и предоставить военную контрибуцию. Были подтверждены многие статьи старого договора 9П г. Но появились и но­вые, соответствовавшие отношениям Руси и Византии уже в середине X в., одинаково выгодные обеим странам.

Право беспошлинной русской тор­говли в Византии было отменено.

Византийцы признали владение Русью рядом новых территорий в устье Днепра, на Таманском полуострове. Был усовершенствован и рус­ско-византийский военный союз: на этот раз он оказался направленным против Хазарии, что было выгодно Руси, стремящейся освободить от ха­зарской блокады свои пути на Восток. Русские военные отряды, как и пре­жде, должны были приходить на помощь Византии.

Обратите внимание

Полюдье. Смерть Игоря. Во времена Игоря государство Русь еше боль­ше расширилось.В его состав вошло племя уличей, с которым вел безус­пешную войну еще князь Олег, Теперь уличи, как и другие княжения, обя­зались платить Киеву дань.

Как же собиралась дань с подвластных великому киевскому князю княжений?

Глубокой осенью князь вместе с дружиной объезжал свои владения с целью сбора с них положенной дани. Этот объезд князем своих вассаль­ных владений назывался полюдьем. Таким же образом поначалу собирали дань князья и короли в некоторых соседних странах, где был еше невысок уровень государственного развития, например в Швеции. Название «по­людье»происходит от слов «ходить по людям».

Объезд продолжался всю зиму и заканчивался ранней весной. Путь шел через земли древлян, их главный город Искоростень; затем княжеский караван направлялся на север к городу Л юбечу на Днепре, а оттуда попадал в землю дреговичей, здесь же неподалеку жили и радимичи. В верхнем те­чении Днепра княжеский объезд вступал в Землю кривичей и достигал их главного города — Смоленска. Далее путь шел по зимней Десне на северские земли, а затем через Чернигов киевский князь возвращался назад : в Киев. Весь путь, таким образом, был круговой, его длина составляла око­ло 1200—1500 км. День конного пути обычно приравнивался к 30 км. Движение всего каравана с учетом остановок, ночлегов было, конечно, более  медленным.

Из чего состояла дань? Конечно, на первом месте стояли меха, мед, воск, лен. Еще со времен Олега основной мерой дани подвластных племен, являлись меха куницы, горностая, белки.

Причем брались они «с дыма», т. е. от каждого жилого дома. Кроме этого, в состав дани входили продукты питания, даже одежда.

Короче говоря, брали все, что можно было взять, примеряясь к той или иной местности, к виду хозяйства.

Была ли дань фиксированной? Судя по тому, что частью полюдья было и кормление князя и его сопровождения, запросы нередко определялись потребностями, а они, как правило, не поддавались учету. Вот почему во | |   время полюдья нередкими были насилия над жителями, их выступления против княжеских людей.

Примером этого может служить трагическая смерть князя Игоря. Во время сбора дани в 945 г. воины Игоря творили над древлянами насилия. Собрав дань, Игорь отправил основную часть дружины и обоза во­ свояси, а сам, оставшись с «малой» дружиной, решил еше побродить подревлянским землям в поисках добычи.

Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину Игоря. Сам князь был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем  отпустили их. Княгиня Ольга. В Киеве осталась жена Игоря с малолетним сыном Свя­тославом. Едва сложившееся государство находилось в критическом со­стоянии.

Важно

Однако киевляне не только признали права Ольги на престол Гв связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее.

К этому времени княгиня Ольга находилась в расцвете своих физиче­ских и духовных сил. Согласно одному преданию она происходила из про­стого варяжского рода и жила поблизости от Пскова. Игорь увидел ее вовремя своего пребывания в Псковской земле и пленился ее красотой. В тупору еще не существовало строгой иерархии при подборе супруги наслед­нику. Ольга стала женой Игоря.

С первых шагов своего княжения Ольга проявила себя как решитель­ная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам. Во время переговоров древлянские послы в Киеве были звер­ским образом убиты, а затем Ольга, поддержанная воеводами Игоря Све- нельдом и Асмудом, организовала военный поход в древлянские земли.

В первом же бою киевская рать разгромила древлян. Летопись расска­зывает, что бой ритуально начат малолетний Святослав, метнув свое копье в сторону врага. Древляне бежали и заперлись в стольном городе Искоро- стень.

Несколько месяцев осаждали киевляне древлянскую столицу и в конце концов взяли ее штурмом, предварительно сумев поджечь деревян­ные постройки города.

Древляне были обложены тяжкой данью, часть их была уведена в плен и передана в рабство киевским дружинникам.

В то же время Ольга упорядочила взимание дани, понимая, что всякие произвольные поборы могут вызвать новое восстание свободолюбивого

и мятежного населения. Она прошла с дружиной по древлянской земле и установила для местного населения нормы уплаты дани и места, куда она должна была свозиться.

Совет

Такая же реформа взимания дани, ее упорядочение, была проведена и в других землях. Отныне взимать лань должны были представители княже­ской администрации на местах. Это был конец полюдья и начало организо­ванной системы обложения налогами Русской земли.

Установив порядок внутри государства. Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и экономических отношений с сильными соседями. Это могло бы возвысить авторитет и государства, и династии, которая уже прочно утверждалась на киевском престоле.

В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь, возглавив пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу.

Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и импе­ратрицей.

В ходе бесед император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух госу­дарств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии.

Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли хри­стианство — одни по римскому, другие по византийскому образцу. Хри­стианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обога­щало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.

Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в большинстве стран принятие христианства проходило в не­сколько эталон, имело различные формы.

Ольга выбрала для себя в качестве образца личное крещение англий­ских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понима­ла, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и дина­стии было немыслимо без принятия христианства.

Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с ее мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой ре­лигии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан, и они имели равные права с язычниками.

Обратите внимание

Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное, языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.

Крещение Ольга обставила с подобающей для крупного государства пышностью. Крещение происходило в храме Святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх.

Ольга приняла в креще­нии имя Елена, в честь матери Константина Великого, византийского им­ператора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией импе­рии.

После крешения Ольга была принята патриархом и имела с ним бесе­ду о вере.

По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Свя­тослава, говоря, что за князем крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отка­зал ей.

Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направи­ла посольство к германскому императору Отгону I.

Цель посольства была двоякой — установить постоянные политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин, Отгон I направил в Киев христианских миссионеров.

Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их. По существу, власть в Киеве перешла к Святославу.

Умирая, княгиня завешала похоронить ее по христианскому обряду, а на могиле не справлять языческую тризну.

Источник: http://transition.ru/index.php/–online/50-2012-09-15-06-41-14/2012-10-04-09-57-47/947-3-s-3

Ссылка на основную публикацию